Внешность игоря рюриковича: Историография по жизни Игоря

Историография по жизни Игоря

Так называемая Иоакимовская
летопись,
достоверность которой ставится историками
под сомнение, сообщает дополнительные
сведения о Игоре. Мать его была
Ефанда, урманская (норманская)
княжна и любимая жена Рюрика,
получившая в приданое город Ижора.
По мнению В.Н.Татищева имя
«Ингорь», происходит от финского
(ижорского) имени Ингер. Когда Игорь
возмужал, князь
Олег привёл
ему жену из Изборска,
из знатного рода Гостомысла.
Её звали Прекраса, но Олег переименовал
в Ольгу. Были у Игоря потом другие жены,
но Ольгу чтил более других. У Игоря,
кроме Святослава, был ещё сын Глеб,
которого Святослав казнил за христианские
убеждения.  В
остальном Иоакимовская
летописьследует
за «Повестью
временных лет».
В.Н. Татищев также приводит даты рождения
Игоря из различных списков: 875 в
Раскольничем, 861 в
Нижегородском, 865 в
Оренбургском.

В начале (913/914) и конце
(943/944) правления Игоря русы совершили
крупные морские походы в Каспийском
регионе (см.  Каспийские
походы русов),
о которых древнерусские летописи
умалчивают. Хронологически возможно,
что поход в 913/914 гг. повлиял на приход
Игоря к власти, так как все его участники,
согласно арабским авторам, были перебиты
на Волге. По хазарским свидетельствам
поход Игоря на Византию был связан с
походом на Каспий в 943—945 гг., в котором,
согласно хазарскому и арабскому
независимым источникам, предводитель
русов погиб. Хазарский
источник сообщает
о гибели именно «царя
русов», именуя его
X-л-гу, что делает заманчивым его
отождествление с Вещим
Олегом.

Византийское сообщение Льва
Диакона о
гибели Игоря от рук германцев лишь
увеличивает неопределённость. Возможно,
информатор Льва
Диакона неправильно
понял на слух незнакомый этноним
«древляне»
как более знакомый «германе».

Византийский император Константин
Багрянородный в
сочинении «Об
управлении империей»,
написанном в 949
году, заметил:
«Моноксилы являются
одни из Немогарда, в котором сидел
Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии. ..»
Буквально эта фраза подразумевает то,
что к 949
году Игорь
был ещё жив, так как по сочинению росы
ежегодно по торговым делам приходили
в Византию, и Константинополь был
осведомлён о положении на Руси. По
сведениям, изложенным польским
историком XVIII
века Яном
Стржедовским в 949
году Игорь
заключил союз с Олегом
Моравским против
Венгрии, но умер в том же году.

Историки, изучающие деяния Игоря по
древнерусским летописям, отмечают
нестыковки и натяжки в его биографии,
что даёт повод к различным реконструкциям
его правления.

Ольга (княгиня Киевская)

Княгиня Ольга,
в крещении Елена (11
июля 969) — княгиня,
правила Киевской
Русью после
гибели мужа, князя Игоря
Рюриковича,
как регент с 945 до
примерно 960
года. Первая
из русских правителей приняла христианство ещё
до крещения
Руси, первая
русская святая.

Спустя примерно 140 лет после её смерти
древнерусский летописец так
выразил отношение русских людей к
первому правителю Киевской Руси,
принявшему крещение.

Происхождение

Согласно самой ранней
древнерусской летописи «Повесть
временных лет»,
Ольга была родом из Пскова.
Житие святой великой княгини Ольги
уточняет, что родилась она в
деревне Выбуты Псковской
земли, в 12 км от Пскова выше по реке
Великой. Имена родителей Ольги не
сохранились, по Житию они были незнатного
рода, «от языка варяжска».
По мнению норманистов,
варяжское происхождение подтверждается
её именем, имеющим соответствие в
древнескандинавском как Helga.
Присутствие предположительно скандинавов
в тех местах отмечено рядом археологических
находок, возможно датируемых первой
половиной X
века. С
другой стороны, в летописях имя Ольги
часто передано славянской формой
«Вольга».
Известно и древнечешское имя Olha.

Княгиня Ольга наПамятнике
«1000-летие России»
 в Великом
Новгороде

Типографская
летопись (конец XV
века) и более
поздний Пискаревский
летописец передают
слух, будто Ольга была дочерью Вещего
Олега, который
стал править Киевской Русью как опекун
малолетнего Игоря,
сына .
Олег же поженил Игоря и Ольгу.

Так называемая Иоакимовская
летопись,
достоверность которой ставится историками
под сомнение, сообщает о знатном
славянском происхождении Ольги:

«Когда Игорь возмужал,
оженил его
 Олег,
выдал за него жену от
 Изборска,
рода
 Гостомыслова,
которая Прекраса звалась, а Олег
переименовал её и нарек в своё имя Ольга.
Были у Игоря потом другие жены, но Ольгу
из-за мудрости её более других чтил».

Болгарские историки выдвигали
также версию о болгарских корнях княгини
Ольги, опираясь в основном на сообщение
«Нового Владимирского Летописца»:
(«Игоря же ожени [Олег] въ Болгарехъ,
поятъ же за него княжну Ольгу».)

и переводя летописное название Плесков
не как Псков,
но как Плиска —
болгарская столица того времени. Названия
обоих городов действительно совпадают
в древнеславянской транскрипции
некоторых текстов, что и послужило
основанием для автора «Нового Владимирского
Летописца» перевести сообщение «Повести
временных лет» об Ольге из Пскова как
об Ольге из болгар, так как написание Плесковдля
обозначения Пскова давно вышло из
употребления. На местных преданиях
основываются утверждения о происхождении
Ольги из летописного прикарпатского
Плиснеска.

Игорь Рюрикович. Новая версия гибели князя: wowavostok — LiveJournal

Историю создают великие люди. А люди невеликие её переписывают. В современных учебниках и энциклопедиях прослеживается общая тенденция славянофобии – роль русского народа приуменьшается, искажается, а иногда обливается грязью. Складывается ощущение того, что нам хотят внушить стыд и пренебрежение к своей истории.

Мы можем любить или не любить свою историю. Но каждый человек должен уметь самостоятельно оценивать исторические события и деяния личностей, разбираться, что может быть правдой, а что больше похоже на ложный вымысел.

Забытые дела

Печальная участь «переписывания» постигла и киевского князя Игоря сына Рюрика, которого в народе прозвали Старым. Он принял власть в 912 году от князя Олега, бывшего ему опекуном, когда сам был уже зрелым мужем и имел жену Ольгу. Он никогда не пытался свергнуть Олега с престола, потому что не сомневался в законности его власти. Это послужило поводом для некоторых историков обвинять его в слабохарактерности и даже трусости. Игорь правил на Киевском престоле с 912 по 945 год. За это время князь свершил немало важных дел, направленных на укрепление Руси.

Но в современной литературе про князя Игоря можно прочитать, что он не прославил своё княжение ни победами в сражениях, ни великими военными походами, ни реформами. Но справедливы ли такие слова?

О мирных делах Игоря часто «забывают». Знаменит он больше благодаря неудачному походу на Византию и легенде о его гибели. А как же заключённый с печенежскими племенами мир в 915 году? Или торговый поход в Итальянские страны в 935, совершённый с греческими купцами? Или появление славянской азбуки Кирилла и Мефодия? Эти дела свидетельствуют о мирных отношениях с окружающими странами и о том, что Игорь заботился о развитии культуры и образования внутри страны.

Внешняя политика

Когда печенеги впервые напали на Русь, Игорь показал себя решительным правителем. Он выступил им навстречу с большими войсками. Сила и слава оружия русов заставили неприятеля пойти на мир. Будь Русь слаба, а её правитель несмел и ненапорист, быть большому сражению, а не переговорам.

В летописях существуют сведения о сражении с печенегами в 920 году (спустя целых пять лет мира!). И результаты этой крупной победы очевидны, если проследить дальнейшую историю. Во-первых, племена печенегов отважатся напасть на Русь лишь в 968 году. Одна победа Игоря Рюриковича дала целых 48 лет спокойной жизни! Во-вторых, есть доказательства того, что печенеги всё это время были если не в вассальной зависимости, то вынуждены были выполнять волю русского князя. Они входили во вспомогательные военные отряды княжеских войск в сражениях с Константинополем, а в 944 году князь приказал печенегам идти войной на Болгарскую землю, как гласит летопись. Даже арабский географ Ибн-Хаукаль в своих записях о землях руссов называет печенегов «копьём в руках князя».

Эти факты говорят определённо за то, что Русь при Игоре Рюриковиче была сильной державой, способной держать врагов в повиновении. Подтверждение этому находятся и в других источниках. В записях арабских историков и географов река Дон и Чёрное море названы «Русскими». Там же сказано, что «только руссы смеют плавать по ним». В записях историка Диакона из Византии можно найти утверждения, что современный Керченский пролив служил князю Игорю отправной точкой – военной базой, как сказали бы сегодня – для константинопольских походов в 941 и 944 годах.

Византийские походы

В современных учебниках говорится, что в 941 году князь Игорь захотел прославиться военной победой над Константинополем. Он снарядил армию и разместил её на 10 000 ладьях. Мотивация такого решения представляется сомнительной. В ту далёкую эпоху военные ресурсы и каждый воин были на счету. А играючи совершить поход на Византию – сильную империю с мощной армией – было не под силу даже Игорю. И, если князь пошёл на такого врага, значит, на то была веская причина. Определённо, Византия представлял для Руси угрозу, и Игорь решил заявить о себе прежде, чем враг придёт на его землю.

И заявление это было достаточно серьёзное. Посмотрим, в 941 Игорь проиграл сражение. Византийский военачальник Феофан Протовестиарий сжёг флот русичей «греческим огнём». А на берегу им нанесли поражение пехота и конница императора Лакапина. Но почему навстречу русичам войска вывел сам император? И почему он после не преследовал князя? И даже после победы не совершил похода в русские земли, чтобы уничтожить опасного соседа? Ответ очевиден – победа над славянами стоила Византии больших потерь, а разгром страны русов был невозможен.

А вот Игорь хотел обезопасить себя от опасного соседства. В 943 году он повторяет поход на Византию (в войсках князя, к слову, были отряды печенегов и наёмных варягов). Армия русов была столь сильна и многочисленна, что император Лакапин посчитал нужным откупиться от сражения. И здесь Игорь предстаёт перед нами мудрым дипломатом. Он принял мир, а Византию обложил данью, больше той, что брал Олег. Можно ли после этого говорить, что Русь была страной «варваров», а возглавлял её несмелый и нерешительный князь?

Гибель Игоря

Зависимость славянских племён от киевского князя выражалась платежом дани. При Игоре её выплачивали деньгами, пушниной, продуктами и ремёсленными изделиями. Каждый год поздней осенью князь с дружиной начинал объезд подчинённых земель. Полюдье продолжалось всю зиму до весны. Возможно, оно сопровождалось побоищами и всяким насилием над местным населением. К тому же размер дани не был определён, брали столько, сколько считали нужным. Ясно, что народ не раз восставал против такого обращения.

Под конец княжения Игорь перестал ездить за данью. Он посылал за ней воеводу Свенельда с его дружиной. Те быстро богатели, и завистливые дружинники Игоря уговорили его поехать за данью к древлянам – самому большому и богатому племени славян. Дальнейшие события мы знаем ещё со школы – князь, собрав дань, вернулся взять ещё. Но древляне восстали и убили Игоря с дружиной.

Следуя официальной исторической версии, понять древлян можно – их грабили, и они защищались. Но всё же есть в ней несколько моментов, заставляющих усомниться в их правдоподобности.

Во-первых, княжеская дружина не могла завидовать в богатстве Свенельду и его отряду. Ведь за год до этих событий Игорь получил откуп от Византии. Причём, больше того, сколько взял Олег. Княжеская дружина имела серебро и золото, шелка и прочие богатства. А чем мог Свенельд разбогатеть в землях славян? Только медами, мехами и ремёсленными изделиями.

Поэтому едва ли Игорь в преклонном возрасте нарушил свои привычки и поехал за данью к древлянам. Возможно, это был всего лишь предлог оказаться в тех землях, а на самом деле он имел другую цель. Какую же? Древляне часто проявляли неповиновение. Вполне вероятно, Игорь заподозрил их в бунте и приехал для его подавления.

Во-вторых, собрав дань, едва ли Игорь возвратился добрать ещё. Это поступок жадного и алчного человека. А славяне всегда славились щедростью, доходящей до расточительства. К тому же, как утверждают летописи, возвращался князь с малым отрядом, а это уже совсем неразумно – ехать с небольшим количеством людей к обобранным данью древлянам.

Так что же могло случиться? Возможно, древляне все-таки подняли бунт и хитростью вызвали к себе князя, где его и убили. Тогда не было и в помине жадных поборов князя. Возможно, Игорь погиб от рук дружины. Известно, что после войн с Византией ряды дружинников пополнили наёмные варяги, для которых предательство – не самый большой грех. В таком случае их предательство похоже на умышленное убийство. И мы можем лишь гадать, кому была выгодна гибель старого князя – воеводе Свенельду, княгине Ольге или другим «сильным мира сего»?

Эпилог

Судить с уверенностью о событиях древней истории невозможно. Вся проблема в том, что историю Руси мы можем узнать из ничтожно малого числа письменных источников. Это античные, древнееврейские, византийские и арабские сочинения. Большинство из них носят поверхностный характер, не дают точных сведений, имён и датировок.