Содержание
Борис Васильев «Вещий Олег»
Место действия: Киевская Русь
Время действия: примерно 882 г.
Впечатления:
Дочитав роман «Вещий Олег», не могу не согласиться с упомянутым в одной из рецензий на ЛЛ сравнением с «Игрой престолов». Собственно игра за престол, но по старо-славянски, и происходит в книге. А еще здесь плетутся интриги, строятся, распутываются и запутывают всех персонажей произведения. В центре этой паутины старый паук князь Рюрик, который все еще цепко держит в руках власть и не собирается упускать. Но у него появился серьезный соперник — его собственный воспитанник конунг Олег, известный истории как князь Олег Вещий. Именно их противостояние и является главной темой книги, второе название которой не случайно «Князь и конунг».
В конце произведения на арене появляется еще один серьезный игрок, которого нельзя сбрасывать со счетов. Это единственный сын князя Рюрика — Игорь. Уже о его княжении можно будет узнать из следующего романа Бориса Васильева «Ольга — королева русов». С серией «У истоков Руси» точно буду продолжать знакомство, уж очень интересно:)
Следует сказать пару слов о героях:
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Сигурд и Неждана на удивление мне не пришлись по душе. Первый уж чересчур правильный, вторая уж чересчур в себе уверенная и разбалованная покровительством своего воспитателя конунга Олега. Тем не менее, вот уж было неожиданно, именно их автор называет родителями воеводы Свенельда! Интересная теория:)
Не могу не отметить Инегельду. Вот уж хитрая девчонка! Если бы она была в «Игре престолов», то я бы ставила именно на нее. Такая кого угодно вокруг пальца обведет и использует в своих целях. Вот она мне как раз понравилась и я рада, что не попалась она в руки своих преследователей, а наоборот судьба свела ее с Урменем. Кстати, если вам интересно, кто скрывался под личиной Соловья-разбойника, то автор дает ответ и на этот вопрос:)
Было очень жаль Закиру и Альвену, обе оказалась пешками в чужой игре. Правда, одна заплатила всего лишь своим женским предназначением и счастьем, а другая и вовсе жизнью.
Жаль было и хитроумного воеводу Хальварда. Сгубила таки мужика власть! А я так восхищалась его умом. И сына его Безымянного жаль. Правосудие вроде бы совершилось, но как и Урменю от совершенной мести, было мне грустно.
В общем, получился добротный и захватывающий исторический роман. Сюжет не провисал ни на секунду, все персонажи вышли яркими и запоминающимися. Правда его историчность можно оспорить, но я этого делать не буду ибо авторское виденье никто не отменял. И многие догадки писателя вполне логичны и как по мне могут иметь место. Например, смерть князя Олега Вещего. Честно говоря, мне кажется, что эта история с его любимым конем и змеей слишком романтизирована и придумана, чтобы скрыть правду. Я придерживаюсь мнения, что князь был просто убит и вполне возможно именно так как и говорит автор. Тут следует припомнить, что Олег постоянно звал Игоря змеенышем и упоминал, что опасается змей.
Единственное же с чем я не могу согласиться с автором — это с внешним и кое-где внутренним обликом конунга Олега. Дело в том, что это мой любимый князь киевский. Мне очень нравится этот исторический персонаж еще со школы и возможно я его чрезмерно идеализирую, но для меня он воплощение образа Финрода Фелагунда и по внешности в моем воображении он напоминает скорее Тингола, но совсем не князя Святослава с его чубом:) Но это конечно же все абсолютно субъективно)
Враги вещего Олега. Что туристы узнают о хазарах в Ростовской области | КУЛЬТУРА: События | КУЛЬТУРА
«Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам…». Пожалуй, именно эти слова вспоминает большинство из нас, когда слышит об этом древнем кочевом народе. Но за что собирался мстить Олег, кем были хазары, и куда они исчезли — знают немногие.
Сами хазары не обладали письменностью и были кочевым народом, поэтому об их жизни в основном известно из летописей Византии или Руси. Между тем, в Ростовской области сохранились следы присутствия этого племени, и, путешествуя по Дону, турист передвигается по территории некогда могущественного, а ныне забытого Хазарского каганата.
Хазары – тюркоязычный кочевой народ. Стал известен вскоре после гуннского нашествия.
Имя хазары является самоназванием, его этимология до конца не ясна. По одной из версий, происходит от тюркской основы kaz – кочевание.
Хазарским назывались Чёрное, Каспийское и, реже, Азовское моря.
Хазарский каганат (650-969 гг.) стал одним из самых долговечных кочевых объединений в Восточном Предкавказье.
Кто они такие?
Хазары — это древний, кочевой и воинственный тюрко-язычный народ, который обитал на огромной территории. Хазарский каганат раскинулся от Причерноморья до Прикаспийского Заволжья, в него входили также часть Крыма, Северный Кавказ и Нижнее Поволжье.
Откуда появились сами хазары историки до сих пор точно не знают. По одной из версий, хазары — это прямые потомки гуннов. Единственное, что точно известно — хазарский каганат образовался после распада, так называемого, Тюркского каганата в середине VII века, и оказался самым долговечным кочевым объединением на территории, в которую входила и нынешняя Ростовская область.
Князь Олег: «Не давайте хазарам (дань), но мне давайте». Встреча князя Олега с кудесником. Репродукция картины В. Васнецова.Фото: Public Domain
Не очень понятно, что значит и название — «хазары». Большинство учёных сходится во мнении, что этимология восходит к тюркским основам, и корень kaz обозначает либо кочевание, либо связан с глаголом «угнетать». Если правы первые, то, есть вероятность, что и само название донских казаков также напрямую восходит к этому же корню, а с учётом того, что и хазары, и казаки жили и живут на одной и той же территории — то можно предположить, что среди наших современников есть прямые потомки этого древнего народа.
Этой версии придерживался, в частности, Л.Н.Гумилев, который в своей работе «Зигзаг истории» рассказывал, что «в XI в. потомки тюрко-хазар (аборигенов) отказались от своего этнического имени и стали называть себя сначала по-славянски бродниками, а потом по-тюркски казаками».
К сожалению, какой-то более точной информации об этом племени просто не существует. Доподлинно известно, что под контролем у Хазарского каганата находилось множество торговых путей, например, такие как путь «из варяг в греки» или Великий Волжский путь. У кочевников не было собственных торговых амбиций и товаров для экспорта в другие страны, зато они сполна пользовались своим стратегически выгодным георасположением, и вовсю брали таможенные налоги за путешествие и проезд по своей территории.
Не только это обогащало казну каганата. В тёплое время года кочевники осуществляли набеги на соседей, которых облагали данью. Именно так с ними познакомились предки славян, и именно война с хазарами стала одной из важнейших вех в становлении Древней Руси.
Неожиданный выбор
Главой Хазарского каганата был каган, его власть зиждилась не только на военной силе, но и на уважении, и чуть ли не олицетворении его с Богом со стороны народа.
Однако это приносило и проблемы самому кагану, так как если на каганат и хазар обрушивалось какое-либо бедствие, например, военное поражение или голод, то народ был вправе потребовать смерти кагана, ведь все несчастья отождествлялись с потерей им своей силы.
Да и выбор претендента на место кагана, как рассказывал персидский историк Истахри, проходил по весьма любопытной процедуре. Для начала претендента душили шёлковым шнурком, чтобы на последнем (буквально!) издыхании он назвал цифру лет, в течение которых намерен править. Считалось, что в этот момент за него говорит божественная сила, которая и называет отмеренный срок. Если же каган, достигая окончания заявленного срока, всё ещё был жив, то ему помогали покинуть должность.
Понятно, что такая простота нравов не слишком радовала верхушку кочевников, и поэтому в какой-то момент каганы решили отказаться от прежних верований, приняв монотеизм. Однако сделать это было нелегко — выбор христианства мог означать попадание под культурное влияние Византии, принятие ислама сулило грядущее включение в орбиту арабского халифата. И, самое главное, каждое из решений существенно ограничивало возможности дальнейших набегов на соседей — не будешь же грабить единоверцев!
Поэтому выбор, сделанный каганом, оказался экзотическим — верхушка хазар приняла иудаизм, а подданным разрешила придерживаться старых верований. «Хазарский же царь принял иудейство во время халифата Гарун ар-Рашида, после того как прибыли к нему многие евреи из всех мусульманских краев и из страны греков», — писал в X веке арабский историк Масуди.
Конечным итогом этого выбора стало падение каганата — то, что казалось верным и компромиссным решением в ситуации, когда кочевая держава были сильна, обернулось миной замедленного действия. На севере от донских и волжских степей возникла новая угроза, справиться с которой хазары уже не смогли.
Роли поменялись
Пока славянские, балтийские и финно-угорские племена, жившие в лесах северо-востока, оставались разрозненными и малочисленными, у хазар не было с ними никаких проблем — мало кто мог противостоять хорошо вооружённым и мобильным кочевникам, наносившим неожиданные удары. Проще было откупаться данью. «Хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма», — рассказывает автор «Повести временных лет».
Но по мере развития торгового пути «из варяг в греки», племена, селившиеся вдоль рек по этому пути, всё более осознавали своё единство. Для появления нового государства не хватало только, собственно говоря, самого государя, правящей династии, которая могла бы дать идейное обоснование этому объединению племён — и приход Рюрика, общепризнанного князя, стал последним шагом к созданию Руси. Новое объединение совершенно не желало платить дань степным кочевникам (известно высказывание князя Олега: «Не давайте хазарам, но мне давайте»), не хотело делиться прибылью от речной торговли, и роли поменялись: теперь уже хазары страдали от своих северных соседей.
Для предотвращения угрозы хазары возвели на Дону целую систему оборонительных крепостей, самой известной из которых оказался Саркел. Но сохранились сведения и об иных укреплениях, к примеру, в районе Семикаракорска. Какое-то время хазары ещё продержались — выдержали походы того самого Вещего Олега, к примеру, но уже Святослав взял Саркел и основал на его месте русскую крепость Белая Вежа, а соседи с юга и востока окончательно добили каганат.
«Сперва властвовали, а после над ними самими властвуют; так и есть: владеют русские князья хазарами и по нынешний день», — констатирует «Повесть временных лет». Династия пала, а сами кочевники после серии междоусобиц, разбрелись кто куда.
Правобережное Цимлянское городище. Фото: АиФ-Ростов/ Рисунок Валерия Флёрова
Наследники каганата
Куда же исчезли некогда многочисленные хазары? Как уже упоминалось ранее, не исключено, что часть из них так и осталась жить в донских степях, став впоследствии одним из корней будущего казачества, передав им своё название. Крымские караимы, разговаривающие на наречии тюркского языка, и при этом исповедывающие нечто похожее на иудаизм, также могут быть связаны с древними степняками. «Их потомки составили крошечный этнос крымских караимов, антропологические черты коих совмещают тюркский и ближневосточный типы», — писал в своей работе «Древняя Русь и Великая Степь» Л.Н.Гумилев.
Возможно, именно религиозная принадлежность привела к тому, что часть хазар растворилась среди своих еврейских единоверцев. Но, скорее всего, большая часть хазар продолжала кочевать в степях, и когда туда пришла очередная тюркская орда — печенеги, то они влились в состав родственного по языку, происхождению и культуре народа.
Последняя надежда
Хазары исчезли с лица земли, но возможность познакомиться с этим племенем все-таки сохранилась, и, прежде всего, в Ростовской области. Хотя Саркел оказался на дне Цимлянского водохранилища, археологи и историки сумели найти многое. Свою историю могут поведать степные курганы и могильники, в коллекциях донских музеев хранятся предметы быта и искусства, восходящие к временам Хазарского каганата.
При этом, возможно, новые находки ещё впереди — только в бассейне Дона известно более десяти каменных и кирпичных крепостей каганата, не считая городищ с земляными валами и рвами. Так как большая часть местностей, в частности около Каспийского моря, где также проживали хазары, затоплена, то именно Ростовская область остаётся последней надеждой для пытливого туриста, интересующегося древней историей нашей страны, вплотную прикоснуться к истории загадочного каганата.
Олег Зубовский, 81 год. Ошибки
я не слышал об этом
Я начал замечать, как начали происходить некоторые странные события
что подтвердило мои пророческие сны
Я тебе завидую
Я знал, что сдам экзамены
Я говорю вам это, чтобы вы поняли
Например, я видел, как сдал экзамен и получил три пятерки.
это был последний экзамен
факультет
Учитель не был удовлетворен моим ответом
зачетная книжка учащегося
У меня не было троек до этого экзамена
Я листал свою книгу рекордов
там было написано «В»
третий год обучения
Я видел, как мой отец подходил ко мне
мой вес снизился до 47 кг
Я видел, как мой папа наливал воду и мыл меня.
с тех пор я начал выздоравливать
о, и кстати
когда я жил в общаге
Мои соседи по комнате
Нас было четверо в комнате
Он не жил в общежитии
мы думали, что он бросит учиться
а он сказал типа: «я вернулся»
прошло 5 секунд
дверь открывается
они смотрели на меня, а не на него
все события запрограммированы заранее
у меня нет на это способностей
Я отчаянно хочу это сделать, но у меня не получается
потом через некоторое время
это происходит само собой
Это возникает само собой
ссылка которую я тебе отправил
Земля плоская
планета круглая
изобретения бесконечны
теория заговора выглядит убедительно
Могу я задать вам вопрос?
создатели Матрицы вдохновлялись буддийскими идеями
футболист
Греческие боги
люди почувствовали их помощь
Я уверен, что они нашли доказательства существования Зевса
создатели придумали квантовую физику
на тысячу лет вперед
Коперник был сожжен за эту идею
к счастью, мы не обожглись
Ты звучал как инопланетянин
это глюк
компьютерная ошибка
средневековый детектив
был опрос
наибольшее количество жертв было вызвано религией
после убийства неверных мусульманин воскресает в раю
Индуисты на Бали перерождаются в животных
Вы будете богаты в следующей жизни, если будете щедры в этой.
неприкасаемые — изгои
глава монастыря
без мыслительных способностей мы были бы роботами
мы думаем роботы
очень удручающий
ничего не имеет смысла
они многого боятся
Основы библейского мировоззрения — FaithSearch International
Вы здесь: Главная / Основы библейского мировоззрения
Истины для навигации по жизни, чтобы думать как Иисус
(Щелкните здесь или изображение справа, чтобы загрузить PDF-файл этого рабочего листа для печати.) быть законным
Бог
Вечный, всезнающий, всемогущий, доброжелательный, любящий, бесконечный, личный и триединый Творец вселенной, который провиденциально и чудесным образом вмешивается, чтобы править и поддерживать эту вселенную сегодня.
- Второзаконие 6:4 – Бог един (сущность)
- Второзаконие 4:39; Исайя 45:21-22 – Есть только один Бог
- Матфея 28:19; Луки 3:21-22 – Бог существует как Троица (разнообразие в единстве)
- Исаия 45:12 – Бог есть Творец вселенной, земли и человечества
- Колоссянам 1:17 – Бог вечен; Он поддерживает творение
- Римлянам 1:18-20 – Существование Бога известно через Его творение
- Исаия 46:9-10 – Бог всемогущ и всезнающ, Который провиденциально и суверенно направляет историю
- 1 Иоанна 4:8 – Бог есть любовь
B. Сверхъестественное откровение (Божественное) Ингредиенты обеспечивают основу для знания
Библия
Устное откровение от Бога. Это непогрешимый и окончательный (абсолютный) авторитет для любого поведения и морали, а также основание для окончательного суждения. Он предоставляет раскрытую информацию о производных ингредиентах, которая необходима для правильного их понимания.
- Иоанна 16:12-15 – пророческое разрешение Иисуса вдохновить апостолов Святым Духом в Новом Завете
- 2 Тимофею 3:16-17 – Библия вдохновлена Святым Духом и полезна для праведности и служения
- 2 Петра 1:20-21 – Авторы Библии были очевидцами Иисуса и писали по вдохновению Святого Духа
- Иоанна 12:48-50 – Слово Иисуса – это то, что Отец открыл Ему; это будет основанием для суда в последний день
- Иоанна 17:17; 2 Тимофею 2:15 – Божье Слово (Библия) есть Истина и ведет нас к святости
- Иоанна 6:63, 68 – Иисус отождествляет Свои слова со Святым Духом; Петр говорит, что это «слова вечной жизни»
- 2 Петра 3:2 – Источником Библии являются святые пророки и слова Иисуса, сказанные апостолам
- Евреям 4:12 – Божье Слово – это меч Святого Духа для обличения наш разум и сердце в Его путях
Иисус Христос
Вечный безгрешный и исторический Богочеловек — воплощение бесконечного и личного Бога на земле в человеческом образе. Как единственный Спаситель, Его смерть и воскресение являются искуплением для заблудшего человечества.
- Иоанна 1:1-2, 14, 18 – Иисус (Логос/Слово) есть вечный Бог, пришедший на землю в образе человека, чтобы явить нам Бога
- Колоссянам 1:15-17; 2:9 – Иисус вечен, образ Божий, Творец и Хранитель вселенной
- Иоанна 14:6; Деяния 4:12 – Иисус – единственный Спаситель; Он есть путь, истина и жизнь – единственный путь к Богу
- Евреям 4:15 – Иисус понимает наши слабости; Он был искушаем, как и мы, но никогда не согрешил
- 2 Коринфянам 5:21; Римлянам 3:21-24 – Иисус искупил нас от греха как дар через веру, чтобы мы могли быть праведными перед Богом
C. Полученный Ингредиенты, полученные из основных/открытых ингредиентов и человеческого опыта
Человечество
Уникально созданный по образу Бога с личными атрибутами интеллекта, воли и эмоций; дух, душа и тело; конечная цель, достоинство и личная, вечная судьба. Историческое, духовное падение привело к тому, что все люди имеют греховную природу и нуждаются в искуплении.
а. Уникально созданный
- Бытие 1:26-28 – мужчина и женщина сотворены по образу и подобию Божию
Бытие 2:7 – сотворены Богом как физическое тело, но стали живым существом (душой) Божьим дыханием - Бытие 1 :29; Псалом 8:3-8 – Сделал ответственными управителями Божьего творения; создан с достоинством и ценностью
b. Духовно падшие
- Бытие 3; Римлянам 3:10-12, 23; 5:12 – Все согрешили, что привело к смерти
c. Моральная ответственность
- Откровение 20:11-15; Римлянам 14:10-12; 2 Коринфянам 5:10 – Все предстанут перед Господом и дадут отчет в своей жизни
- Евреям 10:26-31 – Грех будет осужден, особенно грех тех, кто отвергает искупительную жертву Иисуса
d. Божественно искупленные
- Римлянам 5:8-9; 8:1-2 – Искупительная смерть Иисуса искупила верующих людей от греха и смерти
- Ефесянам 1:7 – Мы имеем искупление через кровь Иисуса, прощение наших грехов
- Иоанна 14:16-17; 1 Коринфянам 3:16; 6:19 – В искупленных обитает Бог Святой Дух
e. Предначертанные навеки
- Иоанна 1:12; Галатам 4:4-7 – Искупленные усыновлены как дети и наследники Бога
- Иоанна 3:16; 5:24, 28-29; 1 Коринфянам 15:42 — Искупленные воскреснут и будут жить с Богом вечно в нетленном теле
Вселенная
Создана совершенным, упорядоченным и разумно спроектированным с предсказуемыми законами бесконечным и личным Богом, но имеет стать испорченными в результате человеческого греха. Он по-прежнему поддерживается Его мудростью и силой с линейной историей, которой суждено завершиться судом при возвращении Христа.
а. Совершенно сотворенный
- Бытие 1:1, 31 – Бог сотворил вселенную и объявил ее «хорошей весьма»
Исаия 40:28 – Вечный Бог сотворил с непостижимым пониманием - Псалом 33:6-9; Евреям 11:3а – Вселенная отражает мудрость и силу Бога, Который изрек ее к жизни только Своим Словом
- Бытие 1:5, 8 и т. д., 31; 2:1-3 – Сотворение завершено за шесть дней; не изображается как эволюционный процесс
- Исайя 45:18 – Бог создал землю как уникальное место для жизни людей
б. Разумно создан
- Иеремия 10:12 – Бог сотворил землю Своей силой, Своей мудростью и Своим разумением
- Притчи 3:19 – Земля и небеса сотворены мудростью и разумом Божьим
- Римлянам 1:18-20 ; Псалом 19:1-4 – Разумные «отпечатки пальцев» Бога на Его творении свидетельствуют о Его существовании
- Иоанна 1:3; Колоссянам 1:16 – Совершенный «Логос» (Иисус) был разумным источником и автором вселенной
с. Человечески испорчены (но поддержаны Богом)
- Бытие 3:16-19 – Земля проклята Богом из-за греха человека; объясняет невзгоды и стихийные бедствия
- Римлянам 8:18-22– Человеческий грех испортил творение (тщетность; стоны) от первоначального замысла Бога
- Иакова 4:13-16 – Продолжение нашей жизни поддерживается в течение Божья воля
- Иов 14:16 – А пока Бог исчисляет наши шаги и поддерживает человеческую жизнь, несмотря на наши грехи
д. Божественный суд и кульминация
- Бытие 7:23; 2 Петра 3:5-7, 10 – Первоначальная сотворенная земля была уничтожена временным судом воды (всемирным потопом), но нынешний мир завершится судом огнем
- Матфея 24:35 – Иисус сказал, что небо и земля прейдет
- Откровение 21:1 – Пророчество о будущем указывает на то, что первое небо и первая земля исчезли
e. Идеально воссозданный
- Откровение 21:1-22:6 – Боль, страдания, слезы и смерть ушли; невыразимое и святое существование с Богом
- 2 Петра 3:13 – Бог сотворит новое небо и землю с полной праведностью (без греха), чтобы искупленные жили вечно с Ним
- Иоанна 14:1-3 – Иисус готовит «обители» для искупленных, чтобы они были с Ним
Время (История)
Время было сотворено, оно актуально и линейно. В результате история провиденциально и чудесным образом направляется Богом, чтобы завершиться предопределенным концом и новыми небом и землей навеки.
а. Началось при сотворении
- Бытие 1:1-5, 14 – Бог установил время со Своим творением, выражающееся в днях, годах и т. д.
b. Ведомый промыслом и чудесным образом
- Деяния 17:26, 30-31 – Бог определяет времена и границы народов и конец времени (линейно)
- Исаия 46:9-10 – Бог знает конец от начала и исполнит Свою цель (линейное)
- Исайя 14:24-27 – у Бога есть план, который невозможно сорвать, и никто не может остановить Его руку
г.