Боевой вертолет Ка-52 "Аллигатор": назначение и характеристики. Вертолет ка 52


Боевой вертолет Ка-52 "Аллигатор": назначение и характеристики

Новейший вертолет Ка-52 "Аллигатор" потерпел аварию вечером 12 марта 2012 года близ Торжка в Тверской области, штурман погиб, командир экипажа скончался от полученных ранений спустя несколько часов после крушения.

Новейший вертолет Ка-52 "Аллигатор" потерпел аварию вечером 12 марта 2012 года близ Торжка в Тверской области, штурман погиб, командир экипажа скончался от полученных ранений спустя несколько часов после крушения.

Ка-52 ("Аллигатор") - всепогодный круглосуточный боевой вертолет нового поколения, разработанный фирмой "Камов". Он является двухместной модификацией ударного вертолета Ка-50 ("Черная акула"). Ка-52 предназначен для уничтожения бронированных и небронированных наземных целей, малоскоростных воздушных целей и живой силы противника на переднем крае и в тактической глубине, для решения задач разведки и управления группой боевых ударных вертолетов. Конструкция вертолета соответствует требованиям российских и международных стандартов к боевым вертолетам и их технической эксплуатации.

К созданию нового поколения боевых машин ОКБ "Камов" (ныне ОАО "Камов") приступило в конце 1970-х годов.

Разработка модернизированного двухместного Ка-52 на базе одноместного Ка-50 началась в ОКБ "Камов" в 1994 году. Для управления комплексом оптико-электронного и радиолокационного разведывательного оборудования потребовался второй член экипажа. Его решено было разместить рядом с пилотом, а не друг за другом, как принято на большинстве армейских боевых вертолетов мира. Размещение двух членов экипажа рядом должно было облегчить их взаимодействие, особенно на таких сложных режимах, как полет на предельно малых высотах. Кроме того, исключалась необходимость дублирования ряда приборов.

Свой первый полет Ка-52 совершил 25 июня 1997 года.

26 декабря 2008 года госкомиссия по итогам рассмотрения испытаний вертолета Ка-52 приняла решение по серийной постройке первой партии вертолетов Ка-52 "Аллигатор" на Арсеньевском заводе (ОАО "Арсеньевская авиационная компания "Прогресс" им. Н.И.Сазыкина, г. Арсеньев, Приморский край).

Ка-52 – "Аллигатор"

Вертолет Ка-52 имеет соосную схему расположения винтов - у него два несущих винта установлены на одном приводном валу над кабиной, которые вращаются в разных направлениях. Ка-52 отличается от предшествующей модели расширенной носовой частью фюзеляжа и двухместной кабиной экипажа, в которой катапультные кресла пилотов расположены "бок о бок". Пилотирование вертолета могут осуществлять без ограничений оба пилота. Кабина бронирована. Вертолет пригоден для использования в учебном варианте. Высокие летные данные соосной машины в сочетании с уникальной маневренностью позволяют Ка-52 выполнять боевые маневры в малом объеме воздушного пространства для занятия выгодной атакующей позиции за кратчайшее время.

Вертолет оснащен многодатчиковой прицельной системой, работающей в оптическом, инфракрасном и радиолокационном диапазонах. Радиоэлектронное оборудование вертолета объединено мультиплексными шинами в единый интегральный комплекс с высокой степенью автоматизации решения задач пилотирования, навигации, управления оружием и координации действий вертолета на поле боя.

Большое число вариантов вооружения достигается размещением на правом борту скорострельной подвижной пушки, а также на шести точках подвески под крылом в различных сочетаниях противотанковых управляемых ракет, неуправляемых авиационных ракет, ракет "воздух-воздух", стрелково-пушечного оружия контейнерного типа и бомб различного калибра. По боевой мощи оружия "Аллигатор" не уступает Ка-50 и превосходит все остальные существующие боевые вертолеты. Общая масса средств поражения на подкрыльевых держателях составляет 2000 килограмм.

Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.

Вконтакте

Facebook

Одноклассники

Twitter

Whatsapp

Viber

Telegram

Ми-28Н против Ка-52. Новые вертолеты сравнили в "виртуальном" бою

Бортовой многофункциональный радиоэлектронный комплекс обеспечивает пилотирование, навигацию, решение боевых задач и применение средств поражения круглосуточно в любое время года. Структурно комплекс представляет собой мультиплексную многоуровневую систему на базе бортовой цифровой вычислительной машины с большим объемом памяти и быстродействия. Обзорно-поисковая и прицельная системы, включающие нашлемные индикаторы информации и целеуказания, обеспечивают круглосуточное и всепогодное обнаружение заданных целей и их атаку с помощью оптической, телевизионной, лазерной, тепловизионной и радиолокационной аппаратуры.

Вертолет снабжен устройствами снижения заметности, системой радиоэлектронной защиты и средствами активного противодействия. Жизненно важные системы и агрегаты Ка-52 дублированы и защищены, элементы несущей системы и трансмиссии имеют дополнительный запас прочности, топливные баки взрывобезопасные, установлена автономная система пожаротушения. Катапультируемые кресла с ракетно-парашютной системой позволяют обоим членам экипажа в аварийной ситуации покидать вертолет на всех режимах полета, во всем диапазоне скоростей и высот полета. Вертолет имеет встроенные средства контроля и эксплуатируется в полевых условиях в режиме автономного базирования в течение 15 суток.

Основные тактико-технические характеристики Ка-52:

Масса взлетная - 10800 кгМаксимальная скорость - 310 км/чКрейсерская скорость - 250 км/чСкорость полета вбок - 80 км/ч  Скорость полета назад - 90 км/ч  Практическая дальность полета - 520 км  Статический потолок - 3600 м  Длина (включая винты) - 16 м  Диаметр несущего винта - 14,5 м  Экипаж - 2 человекаВертолет имеет два двигателя - ВК-2500

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ria.ru

Боевой вертолёт Ка-52 (Россия)

Боевой вертолёт Ка-52 Двухместный многоцелевой армейский боевой вертолёт Ка-52, обладающий сегодня наиболее совершенным и эффективным комплексом бортового оборудования и вооружения, а также рядом уникальных пилотажных и тактических возможностей, выбран в 2006 г. Министерством обороны для поставки специальным подразделениям российских Вооруженных Сил. Он создан на базе одноместного армейского вертолёта-штурмовика Ка-50, принятого на вооружение Российской Армии Указом Президента России 28 августа 1995 г., но, в силу тяжелейшего положения в экономике страны и практически полного прекращения закупок новой военной техники в 90-е гг., широкого распространения в войсках так и не получившего.

Помимо пяти опытных экземпляров, изготовленных фирмой «Камов» в 1982–1990 гг., авиазаводом «Прогресс» в Арсеньеве в 1991–1998 гг. было построено 12 серийных Ка-50 установочной партии, часть из которых поступила в Центр боевого применения и переучивания летного состава Армейской авиации в Торжке, а остальные были переданы предприятию-разработчику для дальнейшего совершенствования и создания новых модификаций. Несмотря на выданный в 1996 г. госзаказ на производство партии серийных вертолетов, в течение почти восьми лет программа Ка-50 практически не финансировалась.

Боевой вертолёт Ка-52

Ситуацию удалось переломить только в 2005 г., когда были приняты решения о достройке в Арсеньеве нескольких Ка-50 из оставшегося с конца 90-х гг. задела, а также продолжении государственных совместных испытаний опытного Ка-52 с перспективой включения в гособоронзаказ серийных вертолетов данного типа. После возобновления финансирования в августе 2006 г. на «Прогрессе» смогли доукомплектовать и впервые поднять в воздух последнюю, 12-ю машину из первой установочной партии, а в декабре того же года – еще один серийный Ка-50. В 2008 г. завод изготовил три последних Ка-50, один из которых уже поступил в ЦБП в Торжке. Новых заказов на поставку Ка-50 нет, и производиться теперь будут только Ка-52.

К разработке двухместного варианта Ка-50, который мог бы использоваться не только как всепогодный круглосуточный вертолёт-штурмовик, но и как разведчик-целеуказатель для группы боевых вертолётов – своего рода «командирской» машины армейской авиации, – на фирме «Камов» приступили в 1994 г. В том же году был изготовлен макет и состоялось заседание макетной комиссии, по замечаниям которой головная часть машины была перепроектирована заново, и Ка-52 приобрел свои нынешнее очертания. Опытный экземпляр Ка-52, получивший бортовой №061, был изготовлен осенью 1996 г. на базе одного из первых Ка-50 установочной партии. Первое висение на нем состоялось 25 июня, а первый полет по кругу – 13 августа 1997 г. После проведения испытаний по определению летно-технических характеристик опытный экземпляр Ка-52 использовался для отработки различных вариантов комплектации обзорно-прицельного оборудования. Кроме того, в 1999 г. он участвовал в демонстрационных и ознакомительных полетах в Турции в рамках программы создания вертолета Ка-50-2 «Эрдоган» для турецкой армии, а весной 2001 г. был переоборудован в вариант Ка-52К для участия в тендере на перспективный боевой вертолёт для армии Республики Корея, объявленном в марте 2000 г.

Боевой вертолёт Ка-52

После этого опытный экземпляр Ка-52 снова использовался для отработки различных вариантов построения комплекса бортового оборудования в интересах Российской Армии. Так, на авиасалоне МАКС-2003 вертолёт демонстрировался в следующем варианте комплектации обзорно-прицельного оборудования: радиолокационный комплекс «Арбалет» разработки ОАО «Корпорация «Фазотрон-НИИР» (модуль «воздух–поверхность» в носовой части фюзеляжа и модуль «воздух–воздух» – над колонкой несущих винтов), обзорно-прицельная гиростабилизированная оптико-электронная система «Самшит-БМ-1» разработки УОМЗ для круглосуточного обзора, обнаружения и распознавания объектов, решения прицельных задач, захвата и автосопровождения наземных целей (в сферическом обтекателе на верхней поверхности фюзеляжа за кабиной перед колонкой несущих винтов), пилотажная турельная оптико-электронная система ТОЭС-520 для круглосуточного обзора местности, поиска и обнаружения наземных ориентиров и препятствий (в сферическом обтекателе под носовой частью фюзеляжа, слева, за радиопрозрачным обтекателем РЛС).

В 2003 г. на опытном Ка-52 успешно завершился этап государственных совместных испытаний по подтверждению лётно-технических характеристик. Однако заказчик продолжал «не замечать» новую разработку «Камова» (напомним, именно в это время основным перспективным боевым вертолётом Армейской авиации России был объявлен Ми-28Н). Тем не менее, на фирме, по сути на инициативных началах, продолжалась кропотливая работа по совершенствованию машины, в первую очередь в части отработки комплекса бортового оборудования и вооружения. Наконец, в 2006 г., при очередной корректировке Гособоронзаказа, в него удалось включить пункт о проведении в полном объеме государственных совместных испытаний модернизированного двухместного многоцелевого боевого вертолёта Ка-52 и освоении его производства на заводе в Арсеньеве. Работа по подготовке к ГСИ началась во второй половине 2006 г., тогда же был разработан план необходимых мероприятий по подготовке производства Ка-52.

Первым Ка-52, выпущенным в Арсеньеве, стал второй опытный вертолёт, получивший бортовой №062 и изготовленный с использованием планера одного из недостроенных на заводе серийных одноместных Ка-50. Впервые в воздух он поднялся 27 июня 2008 г. и после дооснащения на фирме «Камов» системами комплекса бортового оборудования вскоре присоединился к программе ГСИ. Второй прототип Ка-52 стал по сути эталоном для будущих серийных машин, изготовление первых из которых в прошлом году уже велось полным ходом на «Прогрессе».

Боевой вертолёт Ка-52

Каковы же основные особенности нынешнего Ка-52 и в чем его преимущества перед другими современными боевыми вертолетами? Во-первых, буквально несколько слов о компоновке машины. Ка-52 выполнен по «фирменной» для «Камова» схеме с соосными несущими винтами и имеет убирающееся шасси с передней опорой. Это, с одной стороны, обеспечивает ему высокие летно-технические характеристики, а с другой – облегчает условия эксплуатации. Экипаж (летчик и летчик-оператор) размещаются рядом на катапультных креслах К-37-800, что дает возможность в полной мере использовать преимущества современной эргономики кабины, упрощает взаимодействие членов экипажа, обеспечивает отличный обзор и очень высокую вероятность спасения в аварийной ситуации и боевой обстановке, а также возможность и удобство использования машины для переучивания и тренировок летчиков.

Во-вторых, комплекс бортового оборудования «Аргумент-2000». По нему Ка-52 на сегодня практически не имеет себе равных. Он построен на базе современных цифровых вычислителей и имеет открытую архитектуру. В распоряжении экипажа – четыре цветных многофункциональных жидкокристаллических индикатора, два многофункциональных пульта управления с ЖКИ, индикатор на фоне лобового стекла (у левого летчика), нашлемные системы целеуказания и индикации. Основной обзорно-прицельной системой вертолёта является многоканальная гиростабилизированная оптико-электронная система ГОЭС-451 в шаровом подвижном контейнере на нижней поверхности носовой части фюзеляжа за обтекателем РЛС. В нем на гиростабилизированной платформе размещены телевизионный канал с широким и узким полями зрения, тепловизор, лазерный дальномер-целеуказатель, обнаружитель лазерного пятна подсвета цели и лазерная система наведения ПТУР.

Боевой вертолёт Ка-52

Слева от ГОЭС, в аналогичном шаровом контейнере, только меньшего диаметра, размещается пилотажная турельная оптико-электронная система ТОЭС-520 с телевизионным и тепловизионным каналами. Обе оптико-электронные системы разработаны УОМЗ и обеспечивают круглосуточное действие. Для расширения боевых возможностей, в т.ч. в сложных метеоусловиях, вертолёт оснащается размещенным в носовой части фюзеляжа радиолокационным комплексом «Арбалет-52» разработки корпорации «Фазотрон-НИИР». Он может использоваться для всепогодного поиска и атаки целей на удалении 15–20 км, а также для безопасного выполнения низковысотного полета. Все три обзорно-прицельные системы сопряжены друг с другом, а предварительное целеуказание им может выдаваться нашлемной системой.

В состав бортового оборудования входят также современный пилотажно-навигационный комплекс, высокоэффективный комплекс средств связи и обмена информацией, а также бортовой комплекс обороны. О последнем стоит сказать особо. Он включает в себя аппаратуру пеленгации пуска ракет, станцию радиотехнической разведки, аппаратуру обнаружения лазерного облучения, блоки выброса ложных тепловых целей, аппаратуру оптико-электронного противодействия и станцию активных радиолокационных помех. Подобный по насыщенности комплекс обороны на боевых машинах Армейской авиации еще никогда не применялся.

И в-третьих, комплекс вооружения – также наиболее мощный из применяемых на современных боевых вертолетах. Он включает в себя высокоточную ограниченно подвижную пушечную установку НППУ-80 с пушкой 2А42 калибра 30 мм селективного питания (такой же, как у Ми-28Н и боевых машин пехоты), расположенную на правом борту вертолета вблизи его центра масс, что уменьшает влияние отдачи пушки на конструкцию и обеспечивает высокую точность стрельбы, а также разнообразное управляемое и неуправляемое ракетное, бомбардировочное и дополнительное артиллерийское вооружение, закрепляемое на четырех пилонах под крылом. Скоростной прецизионный гидравлический привод пушечной установки обеспечивает ее отклонение по азимуту в диапазоне углов от -2,5 до +9° и по углу места от +3,5 до -37°. Отличная маневренность Ка-52 обеспечивает высокую точность стрельбы и из неподвижной пушки – прицеливание в этом случае осуществляется поворотом корпуса вертолета.

Боекомплект пушки состоит из 460 бронебойно-трассирующих и осколочно-фугасно-зажигательных снарядов в двух патронных ящиках. Дополнительное артиллерийское вооружение представлено пушечными контейнерами УПК-23-250, в каждом из которых размещается неподвижная пушка ГШ-23Л калибра 23 мм с боекомплектом 250 патронов. Базовый тип управляемого ракетного вооружения – противотанковые управляемые ракеты «Вихрь» разработки тульского КБ приборостроения (КБП) с автоматической лазерной лучевой системой наведения и максимальной дальностью пуска 8 км, уже принятые на вооружение в составе одноместного боевого вертолета Ка-50. Боекомплект включает 12 ракет «Вихрь» – по шесть на каждой пусковой установке в трубчатых контейнерах. Кроме того, на Ка-52 могут применяться многоцелевые ПТУР «Атака-М» конструкции коломенского КБ машиностроения (КБМ) с полуавтоматической радиокомандной системой наведения и дальностью пуска до 6 км (аналогичные ракеты используются на Ми-28Н). ПТУР «Атака» уже прошли испытания в составе вертолета Ка-52.

В дальнейшем предусмотрено включение в состав вооружения Ка-52 перспективных противотанковых управляемых ракет типа «Гермес-А» и «Хризантема». ПТУР «Гермес-А» разработана в КБП, имеет комбинированную систему наведения (инерциальное наведение на начальном этапе полета и лазерное самонаведение на конечном) и дальность пуска до 15 км. На вертолете может одновременно подвешиваться до восьми ракет «Гермес-А». Пусковая установка с четырьмя контейнерами ПТУР «Гермес-А» демонстрировалась на вертолете Ка-52 на авиасалоне МАКС-2007. Вертолетный вариант ПТУР «Хризантема» создается в КБМ на базе уже принятого на вооружение сухопутных войск и поставляемого на экспорт самоходного ПТРК «Хризантема-С». Ракета имеет двухканальную систему наведения – автоматическую радиолокационную с наведением в радиолуче и полуавтоматическую с наведением в лазерном луче. Дальность пуска ракеты – до 6 км. Для поражения воздушных целей Ка-52 может оснащаться четырьмя управляемыми ракетами «воздух–воздух» «Игла-В» с тепловыми головками самонаведения и дальностью пуска до 5 км. Неуправляемое ракетное вооружение представлено НАР калибра 80 и 122 мм в блоках по 20 и пять ракет соответственно, бомбардировочное – авиабомбами калибра 250 и 500 кг, зажигательными баками и контейнерами мелких грузов КМГУ с авиабомбами и минами малых калибров.

Первые Ка-52 оснащаются серийными двигателями ТВ3-117ВМА взлетной мощностью по 2200 л.с., но в ближайших планах разработчика – установка на вертолёт модернизированных турбовальных двигателей ВК-2500 совместной разработки санкт-петербургского ОАО «Климов» и запорожского ОАО «Мотор Сич» с повышенной мощностью на взлетном режиме до 2400 л.с. и введением дополнительного чрезвычайного режима (2700 л.с. в течение 30 минут). Оснащение Ка-52 двигателями ВК-2500 позволит сохранить лётные характеристики машины на уровне одноместного Ка-50, несмотря на установку значительного числа новых и дополнительных систем бортового оборудования и вооружения.

На заседании Госкомиссии 26 декабря 2008 г. было заявлено, что опытные Ка-52 успешно завершили очередной этап ГСИ. Это дало возможность подписать предварительное заключение с рекомендацией о выпуске установочной партии вертолётов. Торжественная церемония запуска Ка-52 в серийное производство на заводе в Арсеньеве состоялась 29 октября 2008 года. Тогда собравшимся был продемонстрирован на земле и в полете первый Ка-52 установочной партии – его лётные испытания начаты в октябре. Он стал вторым Ка-52, выпущенным заводом «Прогресс» в 2008 году.

Лётно-технические характеристики Ка-52Длина вертолета (без винтов), м 14,2Диаметр несущего винта, м 14,5Высота вертолета, м 4,9Взлетная масса, кг:- нормальная 10 400- максимальная 11 300Максимальная масса боевой нагрузки, кг 2300Скорость полета, км/ч:- максимальная 310- крейсерская 270Потолок, м:- статический 3900- практический  5300Дальность полета, км:- практическая (с 5% резервом, у земли) 520- перегоночная (с ПТБ) 1080Тип двигателей ТВ3-117ВМАВзлетная мощность, л.с. 2х2200

www.dogswar.ru

Мы видим тебя, Ка! Вертолет Ка-52 «Аллигатор» — вожак стаи винтокрылых штурмовиков

Вертолет Ка-52 «Аллигатор»

Боевые вертолеты хорошо зарекомендовали себя в локальных конфликтах (насколько понятие «хорошо» вообще приложимо к машинам для массового убийства). Однако же давно стало ясно, что успех вылета зависит не столько от удачных одиночных действий, сколько от слаженной работы группы. Увы, пилоту одноместной машины некогда командовать коллегами: своих дел невпроворот. Поэтому военные создали двухместную модификацию ударного вертолета Ка-50 «Черная акула» — того самого «Аллигатора».

На его просторах рядом с пилотом легко умещается командир группы или штурман — оператор вооружения. Ка-52 снабжен мощным комплексом электронных средств наблюдения, связи и наведения. Все это превращает «Аллигатор» в превосходного вожака стаи «боевых птиц» (и плевать на некоторое несоответствие законам природы).

Хитрая конструкция винтов позволяет обойтись без хвостового винта

Ка-52 выгодно отличается от импортных машин подобного класса. Например, соосная схема несущих винтов делает ненужным хвостовой рулевой винт. Благодаря этому существенно снижаются моменты инерции, что в сочетании с допустимой вертикальной перегрузкой в 3,5 единицы позволяет «Аллигатору» выполнять резкие маневры, недоступные конкурентам. А насколько важно для боевого вертолета мгновенно увернуться от вражеской ракеты, ты не понаслышке знаешь и сам… Это Ка-52 тоже умеет.

Приборная панель напоминает игровой автомат твоего детства

Впрочем, главная задача «Аллигатора» все же не трусливо уворачиваться, а наводить на врага стаи боевых товарищей по небу с помощью цифровой системы внешнего целеуказания. Она позволяет передавать разведанные координаты цели на значительные расстояния и дает возможность винтокрылым штурмовикам («Винтокрылые штурмовики» — отличное название для панк-группы, скажи?) идти в атаку, даже когда они вообще не видят цель.

Кстати, для многострадального вертолетоносца «Мистраль» разрабатывается специальная корабельная версия «Аллигатора».

Ка-52 «Аллигатор» в разрезе

Ну и в отличие от многих других вертолетов, в Ка-52 летчики сидят на катапультируемых креслах! Проблема с расчленением пилотов несущими винтами решается просто: в аварийной ситуации сначала отстреливаются лопасти, а потом уже вылетают кресла.

При всем этом стоимость Ка-52 составляет треть цены его американского конкурента AH-64D «Апач Лонгбоу», то есть всего 20 миллионов долларов за штуку. Бери аллигатор, дорогой. Последний остался!

ТТХ Ка-52 «Аллигатор»

Конкуренты

«Мангуст», «Длинный лук апачей»? Пусть «Аллигатор» и проигрывает конкурентам по ряду показателей, зато у него самое устрашающее имя!

СШАAH-64D Apache Longbow

AH-64D Apache Longbow

Взлетный вес, max: 8006 кгCкорость, max: 276 км/чСкороподъемность, max: 13 м/сПрактический потолок: 4465 мВооружение: 30-мм пушка M230 Chain Gun, 16 ПТУР AGM-114D Longbow Hellfire, 4 УР «воздух-воздух» AIM-92 StingerЭкипаж: 2 человека

ИталияAgusta A.129 Mangusta

Agusta A.129 Mangusta

Взлетный вес, max: 4100 кгСкорость, max: 315 км/чСкороподъемность, max: 11 м/сПрактический потолок: 6500 мВооружение: 12,7-мм пулемет, 8 ПТУР BGM-71 TOW, 2 контейнера FN ETNA HMP с 12,7-мм пулеметом FN-M3PЭкипаж: 2 человека

ЕСEurocopter PAH-2 (HAP) Tiger

Eurocopter PAH-2 (HAP) Tiger

Взлетный вес, max: 6000 кгСкорость, max: 280 км/чСкороподъемность, max: 6,4 м/сПрактический потолок: 3500 мВооружение: 30-мм пушка GIAT M871; 8 ПТУР Hot2 и/или TRIGAT LR; 4 УР «воздух-воздух» Mistral и/или FIM-92 StingerЭкипаж: 2 человека

www.maximonline.ru

Александр Младенов о вертолете Ка-52 «Аллигатор» » Военное обозрение

Известный зарубежный авиационный обозреватель Александр Младенов посвятил большую статью ударному вертолету Ка-52. Как обычно, П.2 не поленился перевести интересный и содержательный текст.

В декабре 2010 г. руководство российской армейской авиации сообщило о долгожданном принятии на вооружение боевого вертолета Ка-52 «Аллигатор», а первые поставки в строевую часть состоялись в мае 2011 г.

В августе 2003 г. тогдашний главком ВВС В. Михайлов публично подтвердил готовность ВВС изыскать средства на разработку боевого вертолета нового поколения. Не один, а два боевых вертолета должны были поступить на замену сильно загруженных и изношенных вертолетов Ми-24. Информированные обозреватели сначала решили, что это заявление является очередной пиар-акцией российских военных или в лучшем случае искренним выражением тайной мечты генерала. Но сегодня, спустя девять лет после этого события, мечта сбылась и армейская авиация, входящая в состав ВВС России, получает три типа боевых вертолета: Ка-52, Ми-28Н и Ми-35М.

Двухместный вертолет соосной схемы Ка-52 (код НАТО: «Hokum-B») является наиболее совершенным из всей троицы. Изначально планировалась закупить для российских ВВС ограниченное число этих вертолетов, которые должны были поддерживать силы специальных операций, но в итоге численность Ка-52 в армейской авиации превысит таковую Ми-28Н.

Ка-52 может применять тяжелые системы управляемого и неуправляемого оружия, оснащен современным (по крайней мере, по нынешним российским стандартам военной электроники) круглосуточным обзорным комплексом и системой обмена данными. Этот двухместный вертолет позиционируется как особенно эффективный в нерегулярных боевых действиях (противопартизанской войне — и намного более приспособленный для этого, чем его предшественник, одноместный Ка-50, а также устаревший Ми-24), а также весьма эффективный для борьбы с танками и непосредственной поддержки войск.

Начальная партия из 12 Ка-52 для армейской авиации была заказана в 2009 г., и в декабре 2010 г. первые четыре вертолета были приняты заказчиком и переданы в 344-й Центр боевого применения и боевой подготовки в Торжке. Эти вертолеты использовались для подготовки инструкторов, которые будут обучать летчиков строевых частей. Другой задачей Центра является разработка новых тактических приемов для «Аллигатора». Оставшиеся восемь вертолетов из этой партии были переданы в 2011 г. в первую строевую эскадрилью, перевооружившуюся на новый тип и приписанную к 575-ой авиабазе в Черниговке на Дальнем Востоке. К октябрю 2011 г. эскадрилья насчитывала 12 вертолетов. В производстве находятся новые вертолеты из партии в 36 вертолетов, четыре из них были произведены в 2011 г. Последние вертолеты из этой партии планируется передать заказчику к концу 2013 г.

Сообщалось, что в конце 2011 г. закончились государственные совместные испытания Ка-52 и что вертолет имеет полностью доведенную авионику, которая включает в себя миллиметровую РЛС «Арбалет-52», круглосуточную гиростабилизированную оптико-электронную систему ГОЭС-451 и полностью работоспособный бортовой комплекс обороны «Витебск». Хотя ни одна из этих современных систем не была установлена на вертолеты первой партии, переданные в конце 2010 — начале 2011 г., есть планы по их установке на эти вертолеты.

Предшественник Ка-52

Вертолет Ка-50 (код НАТО «Hokum») совершил первый полет в 1982 г., а в начале 1990-х гг. он был выбран в качестве нового ударного вертолета для российских ВВС, который был призван дополнить, а потом и заменить Ми-24. Ка-50 был принят на вооружение в 1995 г., в том же году первый вертолет поступил на вооружение ЦБПиПЛС в Торжке. Вскоре финансирование закончилось, в результате в 1990-е гг., вероятно, было произведено только четыре Ка-50.

Еще четыре вертолета были поставлены в 2008 и 2009 гг. Два Ка-50 применялись в Чечне в период с декабря 2000 по март 2001 г. Основная причина, по которой вертолеты были направлены туда, заключалась в том, что КБ Камова и ВВС хотели оценить соосную схему нового боевого вертолета в реальных боевых условиях. Вертолеты совершили в Чечне 14 боевых вылетов, в ходе которых совершили более ста заходов на цель, израсходовав 929 80-мм НУРС и 16 30-мм снарядов, а также три ПТУР «Вихрь-1». Все выпущенные боеприпасы поразили свои цели.

Развитие

Разработка двухместной версии базового одноместного Ка-50 началась в 1994 г. под руководством генерального конструктора КБ Камова С.В. Михеева. Он известен как отец Ка-50 и является самым долго работающим главным конструктором в современной российской авиационной индустрии, возглавляя КБ Камова на протяжении более 40 лет.

Прототип Ка-52 с серийным номером «061» совершил первый полет 25 июня 1997 г. под управлением шеф-пилота КБ Камова А. Смирнова. Вертолет интенсивно использовался для проведения различных испытаний, а также участвовал в рекламных акциях. Поэтому состав датчиков и БРЭО мог меняться несколько раз в году. В 2003 г. он завершил государственные летные испытания по подтверждению заявленных летных характеристик. В 2006 г. министерство обороны России выделило средства на развитие различных систем вертолета, а также создание производственной линии на ААК «Прогресс» в г. Арсеньеве.

Второй прототип Ка-52 («062»), построенный на «Прогрессе», впервые поднялся в воздух в июне 2008 г., а третий прототип («063»), который стал первым предсерийным вертолетом, совершил первый полет в октябре того же года. За ним последовало еще три экземпляра (№№ «051-053»), и все вертолеты приняли участие в заключительном этапе государственных совместных испытаний вертолета, которые проводились российскими ВВС при участии КБ Камова и успешно завершились 20 ноября 2011 г. Это дало возможность приступить к полномасштабному выпуску вертолета, оснащенного РЛС, системой обмена данными и двумя типами ПТУР.

Соосная схема винтов, на которой специализируется КБ Камова, позволяет вертолету иметь меньшие размеры и вес по сравнению с вертолетами обычной схемы. При сравнении вертолетов с соосной и обычной схемой идентичной массы и одинаковой мощности двигателей, можно увидеть, что размеры вертолета соосной схемы на 35—40% меньше. Отсутствие рулевого винта означает отсутствие приводов хвостового руля и соответствующей трансмиссии, которые тянутся за пределы ометания несущего винта. Это является важным фактором для безопасности полета и боевой живучести.

Э.А. Петросян, заместитель главного конструктора КБ Камова, объяснял: «При сравнении уровня безопасности вертолетов соосной и классической схем следует учитывать многочисленные факторы, такие как надежность, прочность, сопротивление усталостным явлениям и боевая живучесть. Следует отметить важность «человеческого фактора» в обеспечении безопасности полета. В этом отношении соосная схема Ка-52 имеет преимущества благодаря простоте управления, лучшей маневренности, а также более высоким аэродинамическим характеристикам по сравнению с вертолетами классической схемы. Более того, потеря киля или руля направления, например, из-за жесткой посадки в режиме авторотации, не сильно повлияет на безопасность полетов».

При проектировании Ка-52 изначальная задача заключалась в достижении максимальной унификации с Ка-50. В итоге ее уровень достиг 85%, а первые партии серийных Ка-52 были построены с использованием задела Ка-50 по фюзеляжам и комплектующим.

Защита экипажа и размещение пилотов «бок о бок»

Ка-52 является единственным боевым вертолетом в мире, в котором применено размещение членов экипажа «бок о бок». Это сделано в результате обобщения практики летчиков-испытателей торжковского ЦБПиПЛС, имеющих огромный налет и опыт боевого применения Ми-8 («бок о бок») и Ми-24 («тандемное расположение»). Признанный шеф-пилот КБ Камова и бывший военный летчик-испытатель А.С. Папай, имеющий налет более 7700 часов, поддерживает мнение своих предшественников: «Могу подтвердить, что когда летчики располагаются бок о бок, взаимодействие происходит быстрее, удобнее и проще по сравнению с тандемной схемой. В большинстве случаев они понимают друг друга вообще без слов, используя только жесты — это так называемое «чувство локтя»«. Его мнение также разделяют и имеющие боевой опыт ветераны Федеральной Службы Безопасности, в ходе контртеррористической операции в Чечне выполнявшие в условиях сложного рельефа чрезвычайно успешные ночные вылеты на модифицированном вертолете Ми-8МН, вооруженном ракетами и способном применяться круглосуточно. Они оценили расположение пилотов «бок о бок» благодаря лучшему контролю за обстановкой и намного более эффективному обмену информацией в ходе напряженных вылетов при поиске и уничтожении управляемым вооружением хорошо замаскированных целей.

Кабина пилотов Ка-52 отличается от Ка-50. Изогнутое боковое остекленение пилотской кабины Ка-52 выдерживает попадания пуль калибра 12,7-мм, дополнительная защита обеспечивается за счет накладных боковых броневых плит. Дополнительная защита обеспечивается размещением пилотов бок о бок, тем самым они закрывают друг друга от осколков снарядов и ракет, летящих сбоку. Этот звучащий жестоко принцип является детищем генерального конструктора С. Михеева. Такой подход повышает вероятность того, что хотя бы один член экипажа выживет при подрыве вражеского боеприпаса сбоку вертолета. При традиционном расположении пилотов риск для них значительно выше.

По словам Михеева, носовая часть вертолета защищена от снарядов калибра до 20 мм, и он утверждает, что масса брони в наборе Ка-52 меньше, чем на имеющем такую же защиту вертолете тандемной схемы. Дополнительная защита прикрывает наиболее уязвимые части вертолета: к примеру, лопасти винта выдерживают попадания 20-мм снарядов. Другие меры безопасности включают в себя испытанные катапультируемые кресла пилотов К-37-800 (также установленные на одноместном Ка-50), которые обеспечивают одновременное покидание вертолета обоими летчиками. При вынужденной посадке шансы экипажа на выживание повышаются за счет комбинации из жесткого энергопоглощающего шасси и ударопрочных кресел.

Улучшенный прицельный комплекс

На Ка-52 установлен интегрированный бортовой комплекс электронного оборудования с открытой архитектурой «Аргумент-52» (также известный как БРЭО-52), который базируется на интерфейсе ГОСТ Р 52070-2004 (эквивалент стандарта Mil-Std-1553B). В распоряжении пилотов находятся пять цветных ЖК-дисплеев на приборной доске плюс один монитор меньших размеров между ног на месте левого летчика. Также имеется индикатор на фоне лобового стекла ИЛС-31 для левого пилота, который используется для пилотирования вертолета и наведения оружия по курсу. Система нашлемного целеуказания для наведения бортового оружия находится на стадии разработки, но до сегодняшнего момента российская электронная промышленность так и не смогла создать подобные системы, сопоставимые с западными аналогами.

Гиростабилизированная оптико-электронная система ГОЭС-451 производства УОМЗ установлена в носовой части вертолета и оснащена ТВ-камерой (с широким и узким полем зрения), тепловизором, лазерным дальномером-целеуказателем, датчиком лазерного облучения и системой наведения ПТУР. В окончательном варианте на Ка-52 слева от ГОЭС-451 установлен меньший по размеру «шарик» системы ТОЭС-520, которая имеет ТВ-камеру и тепловизор, применяемые для ночных полетов. Освещение кабины позволяет применять очки ночного видения, пилоты Ка-52 обеспечиваются очками ночного видения 3 поколения ГЭО-ОНВ-1-01К, разработанными компанией «Геофизика-НВ».

РЛС «Арбалет-52» Х-диапазона (длина волны — 8 мм) разработана компанией «Фазотрон-НИИР» и применяется для полетов ночью и в плохих метеоусловиях, обеспечивает обнаружение препятствий и позволяет осуществлять полет на сверхмалых высотках и в режиме картографирования местности и выявления целей. РЛС обладает возможностью индикации движущихся целей и может применяться на минимальных высотах от 10 до 50 метров.

По словам Михеева, «интеграция РЛС прошла на удивление гладко благодаря значительному опыту работы с РЛС, который наша компания накопила в ходе разработки морских вертолетов Ка-25 и Ка-27. Мы отказались от идеи размещения РЛС в надвтулочном обтекателе, так как установка РЛС в носовой части дает определенный выигрыш в массе вертолета. Например, нет ограничений по размеру антенной решетки и массогабаритных характеристик приборного оборудования РЛС. Кроме того, здесь намного меньше ощущаются вибрации».

Летные испытания РЛС «Арбалет-52» на первом прототипе Ка-52 в 2004 г. подтвердили проектные характеристики. Хотя у РЛС нет возможности автоматического распознавания цели, этот режим может быть добавлен в будущем. По словам летчиков, режим индикации движущихся целей также функционировал хорошо.

Управляемое вооружение

По словам Михеева, по сравнению с Ка-50 на Ка-52 может применяться намного более обширный арсенал. Для этого на вертолете имеется четыре основных точки подвески, а когда надо подвесить сдвоенные пусковые установки «Стрелец» с ракетами «воздух-воздух» Игла-В, они монтируются на дополнительной паре точек подвески рядом с законцовками крыла.

Системы «воздух-земля» включают доступную и проверенную ПТУР «9М120-1 Атака» и «Вихрь-1». «Атака» применяется из пакета, состоящего из шести контейнеров. Изначально система наведения была радиокомандной, но затем ее заменили на лазерную, для которой используется ГОЭС-451. Ка-52 в основном будет применять модификацию 9М120Ф, оснащенную фугасной / термобарической БЧ для поражения живой силы на открытом пространстве и в укрытиях, имеющей дальность стрельбы 6 км.

ПТУР 9А4172 «Вихрь-1» имеет дальность стрельбы до 10 км, и является основным оружием для поражения бронированных целей. Ракета применяется с подвесной установки АПУ-6 на шесть ракет (вертолет может нести до двух АПУ-6), она оснащается тандемной БЧ, способной пробить до метра брони за системой активной защиты. ПТУР оснащается ударным и неконтактным взрывателями, в зависимости от типа цели пилот может выбрать тип взрывателя. При использовании неконтактного взрывателя «Вихрь» может использоваться в качестве эффективного оружия в классе «воздух-воздух», способный поражать цели, движущиеся со скоростью до 800 км/ч.

Другой системой ПТУР, которая может быть установлена на Ка-52, является двухступенчатая ракета большой дальности «Гермес-А», испытательный запуск которой с Ка-52 впервые имел место в 2003 г. Это очень крупная система — транспортно-упаковочный контейнер имеет длину 3,5 метра и весит 107 кг. Система может применяться по принципу «выстрелил, наблюдал, откорректировал» и «выстрелил-забыл». Он оснащена тандемной фугасной БЧ. Кроме бронецелей, ПТУР может применяться для поражения укрепленных укрытий, кораблей и самолетов. На Ка-52 может быть подвешено до четырех ракет «воздух-воздух» 9М39 «Игла-В», оснащенных ИК ГСН и применяемых в пусковых установках на две ракеты.

Неуправляемое, но потрясающе точное оружие

Неуправляемое оружие в арсенале Ка-52 представлено 80-мм и 122-мм НУРС, которые запускаются из 20 и 5 ракетных блоков. По словам Папая, 80-мм НУРС С-8 показали себя очень точным оружием при использовании с Ка-50/52 благодаря сочетанию устойчивой платформы и высокоточному прицельному комплексу. По его словам, «при запуске с Ка-52 недорогой НУРС С-8 уже не может считаться оружием, которое применяется по площадям, теперь это уже высокоточное оружие». Обычно НУРС С-8 применяется с дистанции в 1,5 км.

Вертолет также может применять бомбы массой 250 кг и 500 кг, контейнеру КМГУ-2, и подвесной пушечный контейнер УПК-23-250. Кроме того на вертолете установлена 30-мм пушка 2А42 на пушечной установке НППУ-80 с ограниченной подвижностью (боекомплект 460 снарядов). Комплекс оснащен гидравлическим приводом, который позволяет отклонять пушку на 3,5° вверх и 37° вниз. Горизонтальная наводка осуществляется за счет разворота всего вертолета, но скорость его разворота сопоставима со скоростью поворота пушечной установки вертолета Ми-28Н. НППУ-80 считается весьма точным оружием как в подвижном, так и зафиксированном режимах. По словам Попая, «мы в ходе обычных тренировок достигаем точности на уровне 1.2-1.4 углового мил, то есть на дальности 1000 метров снаряды попадают в цель размером 1,5м Х 1,5 м».

Пушка 2А42 была выбрана благодаря своей надежности, в особенности в условиях запыленности и грязи, а также благодаря возможности использовать боеприпасы сухопутных войск. Ее скорострельность составляет 900 выстрелов в минуту в скорострельным режиме и 200-300 выстрелов в медленном, также имеется режим стрельбы одиночными снарядами. Благодаря высокой скорости снаряда (980 м/с) и его относительно большой массе, что приводит к большому кинетическому эффекту, 2А42 является одной из самых мощных в мире пушек , установленных на вертолетах, если не самой мощной. На дальности 1500 метров бронебойный снаряд имеет бронепробиваемость в 15 мм при угле встрече в 60°. Максимальная эффективная дальность стрельбы составляет 4000 метров.

Будущее Аллигатора выглядит многообещающим

В 2011 г. Министерство обороны решило закупить дополнительное число Ка-52, подписав контракт на 140 вертолетов, последние из которых должны быть поставлены в 2020 г. Максимальная производственная мощность «Прогресса» составляет 24 вертолета в год (в 2011 г. было выпущено 12 вертолетов, в 2012 и 2013 гг. выпуск должен возрасти до 15 единиц). По состоянию на сентябрь 2011 г. «Прогресс» выпустил 17 Ка-52 (включая два прототипа и три предсерийных вертолета), и еще 12, как представляется, находились на различных этапах сборки.

Ка-52 также рассматривается в качестве нового ударного вертолета для использования с УДК «Мистраль». Первый прототип Ка-52 проходил испытания на палубе французского УДК Mistral в ходе его визита в Санкт-Петербург в декабре 2009 г. Морской вариант вертолета Ка-52К будет оснащен складывающимися лопастями и крыльями, усиленным шасси, системой жизнеобеспечения экипажа в море и антикоррозийной обработкой фюзеляжа и оборудования. На нем в носовой части также будет установлена новая РЛС сантиметрового диапазона обзора и целеуказания ПКР Х-35. В августе 2011 г. корпорацией «Фазоторон-НИИР» было объявлено о разработке новой РЛС с ФАР для Ка-52К на базе РЛС «Жук-АЭ». К испытаниям первого прототипа планируется приступить в 2012 г.

Авиационное крыло каждого из четырех УДК «Мистраль» будет состоять из восьми боевых и восьми десантно-штурмовых вертолетов. ВМФ России будет нуждаться в минимум 40 новых боевых вертолетах, и, по словам Михеева, первые серийные Ка-52К планируется поставить в войска в конце 2014 — начале 2015 гг., что должно совпасть в датой передачи первого УДК «Мистраль».

Он также считает, что Ка-52 имеет хорошие экспортные перспективы, добавляя, что на нем может быть установлено новое оборудование и авионика западного образца. Начало эксплуатации Ка-52 в армейской авиации России значительно улучшит шансы на подписание экспортных контрактов, а российские СМИ сообщали о имеющемся интересе к вертолету со стороны многих стран.

topwar.ru

Морской вертолет Ка-52К » Военное обозрение

Закупка правительством Российской Федерации французских кораблей-вертолетоносцев «Мистраль» создает ряд новых возможностей боевого применения российского вертолета Ка-52, который уже несколько лет как вышел в «серию» и выпускается заводом «Прогресс» в г. Арсеньеве (Приморский край). Недавно стало известно, что конструкторы этого проекта приступили к разработке морской модификации Ка-52, которые могут стать штатными летательными аппаратами вертолетоносца.

Боевой транспортный корабль- вертолетоносец «Мистраль»

Корабельный расчет БТКВ «Мистраль» включает в себя 160 моряков, корабль может дополнительно вместить 450 пассажиров. Контракт о поставке в ВМФ России двух кораблей типа «Мистраль» был заключен с Францией 17 июня 2011 года. Первый такой корабль поступит в распоряжение ВМФ России в 2014 году.

Контракт на поставку в ВВС России

Первенцам модельного ряда Ка-52 «Аллигатор» - последователя концептуальной модели Ка-50, известного как «Черная акула», стал вертолет, который взлетел в июле 2008 года. В конце прошлого года закончился II этап государственных совместных летно-технических испытаний.

История становления Ка-52

В начала 2012 года Ка-52 стал поставляться в ВВС РФ. Свыше десятка вертолетов находятся в Центре боевого применения и переучивания летного состава в Торжке, еще 8 единиц техники несут боевое дежурство на Черниговской авиационной базе в Приморье. В ходе учебных занятий вертолеты задействуются в войсковых учениях, мероприятиях по боевому взаимодействию подразделений, на занятиях по ЛТУБС отрабатывают упражнения по огневой подготовке с применением 30-мм пушек и НУРСов. В своем интервью изданию «Эксперт Online» представитель отдела общественных связей ОАО ААК «Прогресс» Алексей Суконкин сообщил, что в начале осени прошлого года представители МО РФ согласовали контракт на поставку более чем 140 вертолетов типа Ка-52 до 2020 года включительно с управляющим директором «Прогресса» Юрием Денисенко. Этот контракт получил статус официального документа.

Перспективы внедрения Ка-52К

Корабельная модификация летательной машины, которая получила название Ка-52К, должна быть собрана, проверена и протестирована к середине 2014 года. Как раз к тому времени на ТОФ прибудут первые экземпляры «Мистралей». Кстати, в начале года главнокомандующий ВМФ РФ адмирал Владимир Высоцкий рассказал, что первые два десантно-вертолетных корабля-дока типа «Мистраль» получат наименование «Севастополь» и «Владивосток». Планируется, что на каждый «Мистраль» будет оснащен 8 вертолетами Ка-52К и 8 боевыми машинами Ка-29 (морской транспортно- боевой вертолет – достойный преемник Ка-27).

В октябре 2011 года в акватории Баренцевого моря уже проводились летно-тактические испытания «Аллигатора» с обязательной посадкой и взлетом с палубы корабля. Боевая машина удачно прошла все ЛТИ. При обработке данных упражнений использовался борт БПК «Вице-адмирал Кулаков». Предполагается, что корабельный вариант «Аллигатора» будет конструктивно доработан, при этом будут сделаны складными лопасти несущего винта и крылья. Боевая машина будет дополнительно укомплектована надувными баллонетами на случай вынужденного приводнения, системой кондиционирования воздуха в кабине. Также боевой вертолёт будет приспособлен к действиям в условиях моря, в том числе будет проведено оснащение необходимыми системами вооружения для ведения морского боя. Ожидается также перевооружение боевой машины противокорабельными ракетами.

На увеличение функционала Ка-52К повлияла достаточно удачная конструкция вертолета. В корабельной модификации боевой машины расширен спектр применения как управляемых, так и неуправляемых видов вооружения, стало возможным несение боевого дежурства в круглосуточном режиме и в любую погоду. Ка-52К, в отличие от «Черной акулы» Ка-50, уже создан в двухместном варианте, в экипаж входит летчик и оператор, которые в определенных ситуациях могут дополнять друг друга.

Как и Ка-52, корабельный вариант вертолета оборудован броневой защитой и улучшенной системой катапультирования, что выгодно выделяет его среди других боевых машин такого типа.

Описание корабельного вертолета К-52К

Тактическое предназначение корабельного вертолета К-52К - уничтожение бронированных и небронированных наземных и надводных целей, живой силы противника и воздушных целей. Производится серийно. Экипаж вертолета состоит из 2 человек, крейсерская скорость боевой машины доходит до 250 км/ч, практическая дальность полета достигает 520 км.

Осенние испытания К-52К на СФ в качестве боевой машины корабельного базирования дали положительные результаты. Все 4 БТКВ «Мистраль» будут принимать на борт корабельные «Аллигаторы».

Боевые машины Ка-52 «Аллигатор» и Ка-29 перед размещением на «Мистраль» пройдут необходимую модернизацию и перевооружение. С учетом несения боевого дежурства на морских просторах нашей Родины у корабельного вертолета К-52К будет усилено шасси, которое при создании было рассчитано на сухопутный вариант использования боевой машины.

topwar.ru

Ка-52 "Аллигатор" против лучших ударных вертолетов мира

Ка-52 "Аллигатор" является лучшим ударным вертолетом в мире. Его нетрадиционная компоновка, фантастическая маневренность и мощное оружие оставляют далеко за флагом даже легендарный АН-64 Apache, не говоря о других машинах. Подробности в нашем обзоре. 

Невидимый дракон Ударный вертолет Changhe Z-10 - один из немногих образцов китайской военной техники, созданный собственными силами. Ну или почти. Такое решение было вызвано невозможностью (из-за введенных США санкций) купить современный боевой вертолет за рубежом и скопировать его по обыкновению. Впрочем, когда Z-10 обрел очертания и характеристики, выяснилось, что заграница все-таки помогла Китайскому вертолетостроительному институту.

Не имея современных турбовальных двигателей, КНР купила 10 моторов для опытной партии вертолетов у "Пратт-Уитни Канада" - дочерней структуры United Technologies Corp., жестоко оштрафованной американскими властями за поставки военных технологий в Китай. На серийных образцах Z-10 установлены, по официальной информации, двигатели китайского производства, разработанные с участием российских и украинских специалистов. 

Французская компания "Еврокоптер" разработала главный ротор, а итальянская "Агуста" - трансмиссию. Эмбарго удалось обойти, поскольку по документам узлы создавались для гражданского вертолета. А когда появились первые фотографии китайского вертолета, стало очевидно, что конструкторы Поднебесной изобрели Апач, граненый фюзеляж которого намекает на применение стелс-технологий.

Вертолет оборудован электродистанционной системой управления и "стеклянной кабиной", где показания приборов, аэронавигационная и боевая обстановка выводятся на многофункциональные дисплеи. Есть в нем и нашлемная прицельно-информационная система. В носовой части Z-10 установлены инфракрасная камера, лазерный дальномер и камера для ночных полетов.

Основным вооружением Changhe являются восемь противотанковых управляемых ракет HJ-10, аналог американской ПТУР AGM-114 "Хеллфайр". Также вертолет оснащен 30-миллиметровой пушкой в носовой турели, неуправляемыми реактивными снарядами и легкими ракетами "воздух-воздух" для защиты от воздушного нападения. В общем, американские технологии 30-летней давности, приводимые в движение маломощными двигателями, могут произвести впечатление на соседей (у которых и такого нет), но не способны реально противостоять лучшим машинам в этом классе. 

Африканский крокодил Южноафриканский Super Hind, производимый компанией ATE, является одной из многочисленных модернизаций советского Ми-24, сотнями поставлявшегося в развивающиеся страны. История конкретно Хинда началась с 40 алжирских вертолетов, переданных ЮАР для обновления. По сравнению с Ми-24 его африканский потомок имеет измененную носовую часть. Улучшен обзор из кабины, установлено новое радиоэлектронное оборудование. Центровка машины сместилась назад, в связи с чем улучшилась маневренность - особенно при полете на сверхнизких высотах с огибанием препятствий. 

Вес машины уменьшился на две тонны. Экипаж защищен кевларовой броней и снабжен многофункциональными дисплеями для получения оперативной информации. Советскую 30-миллиметровую пушку в носовой части вертолета сменила 20-миллиметровая южноафриканская с большими скоростями и углами наведения. В топовой комплектации Super Hind оснащен нашлемным визиром, позволяющим пилоту взглядом управлять как обзорно-прицельной системой, так и вооружением. 

Вертолет способен использовать большую номенклатуру российского и южноафриканского оружия. Основным ударным вооружением являются ПТУР Ingwe - восемь ракет могут размещаться в двух пусковых установках под крыльями. На испытаниях было выпущено более 400 ПТУР и 90 процентов из них поразили цели.

Достойная машина, а для африканского континента просто первоклассная. Но, несмотря на все свои достоинства, Ми-24 (Крокодил на военно-воздушном сленге) - машина вчерашнего дня. В особенности, если летают на ней не русские парни. 

Пластмассовый тигр Созданию итало-франко-германского ударного вертолета Eurocopter Tigеr помешал развал Советского Союза и вывод советских войск из Германии. Вероятность того, что "русские придут" резко снизилась и Германия тут же уменьшила вдвое план по закупке Тигров. Затем Франция переключила финансовые потоки с еврокоптера на свой собственный, получивший имя Жаффе (Кочет). Тем не менее в 1994 году проект машины был окончательно утвержден и она пошла в производство.

Фюзеляж и крыло "Тигра" из углепластика, обтекатели из стекловолокна и кевлара. Большое внимание уделено живучести - вертолет без проблем переносит попадания 23-миллиметровых снарядов ЗСУ "Шилка". Редуктор трансмиссии способен 30 минут проработать без смазки, а избыточная прочность делает его нечувствительным к попаданию 12,7-миллиметровых пуль. Неубирающееся трехстоечное шасси способно выдержать жесткую посадку с вертикальной скоростью до 6 метров в секунду. 

Кабина двухместная, тандемная: впереди сидит пилот, за ним оператор. Сиденья у них ударопоглощающие и бронированные. Tiger оказался первым серийным вертолетом с жидкокристаллическими дисплеями, позволяющими считывать показания при любом освещении. Комбинированная система оповещения об угрозе чувствительна как к радиолокационному облучению, так и лазерным лучам. Экипажу полагаются нашлемные прицелы для управления оружием.

Что до самого вооружения, то оно у каждой страны-участницы проекта свое. Общая только 30-миллиметровая автоматическая пушка. На четырех точках подвески под крыльями Tiger может нести восемь франко-германских ПТУР HOT или столько же "Хеллфайров" и по четыре оборонительных зенитных ракеты "Мистраль" или "Стингер". Вместо ПТУР можно подвешивать блоки с 22 неуправляемыми ракетами, крупнокалиберные пулеметы и дополнительные топливные баки.

Несмотря на высокие технологии и общую культуру производства судьбу еврокоптера завидной не назовешь. Министерство обороны Германии признало Tiger негодным для использования в связи с многочисленными дефектами и недоработками. 22 машины, вооруженные AGM-114 "Хеллфайр", приобрела Австралия для последующей модернизации и адаптации. Интерес к покупке вертолетов проявляли Индия и Саудовская Аравия, но сделки не состоялись. 

Вождь апачей Армейская авиация США, Великобритании, Израиля, Нидерландов и Японии использует различные модификации легендарного AH-64 Apache. Согласно сформулированному в 1972 году техзаданию министерства обороны США новая машина должна была бороться с танками в условиях активного противодействия ПВО и РЭБ в любое время суток и при любой погоде, обладать хорошей маневренностью, высокой живучестью и автономностью. В разработке ударного вертолета участвовали все вертолетные и ряд самолетных фирм США, на его доводку ушло 12 лет, на вооружение Apache был принят в 1984 году.

Передние кромки лопастей несущего винта из титана - он выдерживает легкие касания деревьев и других препятствий, что необходимо на бреющем полете с огибанием препятствий. Два турбовальных двигателя мощностью по 1625 лошадиных сил разнесены и взаимозаменяемы. Для снижения уровня шума хвостовой винт сделан Х-образным, а лопасти его установлены под разными углами: каждая из них подавляет часть шума, производимого предыдущей. Основные стойки неубирающегося шасси снабжены мощными амортизаторами, способными поглотить энергию удара при аварийной посадке с вертикальной скоростью 12 метров в секунду. 

Основным вооружением АН-64 являются ПТУР "Хеллфайр", работающие по принципу "пустил и забыл". Прицельно-навигационная система автоматически захватывает цели и обстреливает их. Вращающийся в двух плоскостях модуль на носу вертолета имеет инфракрасную и телевизионную камеры, а также лазерный дальномер. Другая система позволяет летать вслепую на любой высоте. Информация от ее сенсоров выводится на цветной дисплей и нашлемный индикатор.

Боевое крещение Апачи получили в Ираке. Именно эти вертолеты совершили первые выстрелы "Бури в пустыне", выпустив в ночь на 17 января 1991 года "Хеллфайры" по двум иракским радарам системы ПВО в пригородах Багдада. Обе РЛС были уничтожены. Далее АН-64 осуществляли поддержку наземной операции, расстреливая иракские танки. По разным данным, Апачи сожгли от 278 до 500 боевых машин.

Во время второй войны в Ираке и его оккупации американскими войсками стали выявляться слабые места вертолета. АН-64 защищен от огня пулеметов и малокалиберных зенитных пушек, но беззащитен перед ПЗРК - в особенности при полетах на малой высоте над городскими кварталами, где вертолет не успевает выполнить противозенитный маневр. В общей сложности в Ираке было потеряно около полусотни Апачей - часть из них партизаны сожгли, обстреливая из минометов места дислокации американских ВВС.

Сейчас на вооружении стоит модификация Longbow. От прежней ее отличают мощный, расположенный над несущим винтом радар и усовершенствованная электроника. В частности, интегрированная система управления огнем позволяет одному вертолету из группы наблюдать за целями и наводить на них ПТУРы, выпускаемые другими машинами из укрытия.

Симметричный ответ Как бы ни был хорош Апач - а он действительно хорош и останется основным ударным вертолетом НАТО на ближайшие десятилетия, - ему далеко до российского Ка-52 "Аллигатор". Сравнивать их попросту некорректно, поскольку это машины разных поколений - как Фарман и ПАК ФА: задачи одни и те же выполняют, но разница очевидна.

Благодаря соосной схеме с двумя несущими винтами Ка-52 обладает фантастической маневренностью - он может лететь задом со скоростью 130 километров в час, боком - 100 километров в час. Максимальная скорость "Аллигатора" тоже лучшая в классе - 370 км/ч. Машина способна выполнять пилотаж, недоступный вертолетами классической компоновки. Чего стоит одна фигура "Воронка", когда Ка-52 кружит над целью, будучи постоянно развернут к ней носом и поливая непрерывным огнем. Вертолет способен выполнять и самолетный пилотаж: бочку, косую петлю и другие элементы. 

Соосные винты обеспечили Ка-52 настоящую всепогодность - он может лететь против урагана со скоростью 140 километров в час, четко выдерживая по спутниковой навигации маршрут и местоположение. Взлетная мощность каждого из двух двигателей 2500 лошадиных сил, при отказе одного мотора другой выдает до 2800. Есть режим выхода из помпажа и автоматический запуск после остановки мотора в воздухе.

Обзорно-пилотажная и поисково-прицельные системы интегрированы в единый цифровой комплекс с бортовой вычислительной машиной, комплексом обороны и тремя радиостанциями. Ка-52 способен засекать, сопровождать и обстреливать цели (в том числе малозаметные) в любое время суток и в густом тумане. Бортовая электроника имеет открытую архитектуру, позволяя при необходимости устанавливать новое программное обеспечение без замены "железа".

Вооружен "Аллигатор" ПТУР "Вихрь" с лазерной системой наведения и тандемной боевой частью. Ракета пробивает 900-миллиметровую броню, не обращая внимания на активную защиту. Первая ступень боеголовки отражается защитой, а вторая прожигает любой танк с любой проекции, устраивая внутри локальный ад. Серией "Вихрей" вертолет накрывает четыре мишени за 30 секунд. У американцев подобные характеристики есть пока только на бумаге - в перспективной системе, заказанной DAPRA.

Для расправы над легкобронированными целями, радарами и зенитными установками у Ка-52 имеется 30-миллиметровая автоматическая пушка. Расположена она у центра масс, что повышает точность стрельбы, скорость и маневренность машины. Снаряды пробивают 15-миллиметровую броню на дистанции 1500 метров при угле встречи 60 градусов - недостижимый показатель в мире. Ни одна другая авиапушка в мире на такое не способна.

Кабина "Аллигатора" бронирована, топливная система защищена от взрыва и пожара. Эксперименты показали, что вертолет может продолжать полет даже при полном разрушении хвостового оперения, в то время как Апач при повреждении рулевого винта выходит из-под контроля. При отказе обоих двигателей Ка-52 планирует на авторотации. Жесткую посадку компенсируют амортизаторы и стойки шасси, бронированная носовая часть и сминаемые блоки под сиденьями. Катапультируемые кресла разработаны с учетом вертолетной специфики. В аварийной ситуации полосы взрывчатки разрывают остекление кабины, а лопасти винтов отстреливаются.

Министерство обороны России заказало 240 вертолетов Ка-52, более 50 уже поступило в войска. Сто с лишним "Аллигаторов" примет на вооружение военно-морской флот - для поддержки десантов и охоты на корабли малого и среднего тоннажа. 

interpolit.ru

Ка-52 «Аллигатор» - лучший ударный вертолет в мире

Подробности Категория: Военные Вертолеты России Опубликовано: 22.11.2017

Ка 52 "Аллигатор" - основной ударный вертолет для специальных войск России, основная задача которого уничтожение и подавление бронетехники и живой силы противника, а так же выполнение разведывательных операций.

  1. Введение
  2. История создания
  3. Вооружение
  4. Технические характеристики
  5. Силовая установка
  6. Ка-52К Катран
  7. Применение
  8. Видео - Ка-52 за 60 секунд

Вертолет – винтокрылый летательный аппарат, приводимый в движение одним либо несколькими винтами. Само слово «вертолет» было придумано Н. И. Камовым в 1929-м году и произошло оно от «вертится» и «летает». Первые прототипы вертолетов стали появляться ещё в середине восемнадцатого века. Рабочей и наиболее приближенной к современным вертолетам была модель русского ученого М. В. Ломоносова, предназначавшаяся для метеорологических наблюдений.

С того времени вертолеты претерпели существенных изменений. Кроме различных «мирных» винтокрылых машин было разработано огромное количество боевых вертолетов, предназначавшихся для выполнения различных боевых задач. Однако военные всегда хотят универсальную технику, в том числе и вертолеты. Ка-52 «Аллигатор» по праву можно считать самым универсальным и эффективным боевым разведывательно-ударным вертолетом.

Ка-52 аллигатор

История создания

Проявив себя, как эффективное средство поддержки пехоты, вертолеты прочно заняли свое место в структуре войск. Также военные ощутили весь потенциал применения ударных вертолетов, способных решать задачи недоступные для самолетов и артиллерии, а также прикрывать наступающие войска. Основываясь на всем этом, в СССР был разработан легендарный вертолет Ми-28 «Крокодил», который долго был наилучшим ударным вертолетом в мире. Однако со временем были выявлены его недостатки. Десантное отделение, за которое он получил прозвище «летающий БМП», использовалось редко и снижало остальные показатели машины. Перед конструкторами стала задача разработать новый исключительно ударный вертолет, превосходящий по боевым характеристикам и «Крокодила», и американский «Апач», серийно выпускаемый с середины 80-х годов. Так был создан Ка-50 «Черная акула».

Ка-50 был построен по соосной схеме (излюбленное решение камовцев). Такая схема расположения несущих винтов позволяет существенно увеличить маневренность вертолета, избавиться от рулевого винта, расположенного в хвосте, снизить общую массу и длину машины. С другой стороны вертолет становится сложнее и дороже в производстве и обслуживании, также от пилота требуется большее мастерство управления вертолетом. Однако основной проблемой было количество членов экипажа. В Ка-50 пилот одновременно управлял и вертолетом и системой вооружения, что отрицательно сказывалось на боевой эффективности вертолета, а иногда и служило причиной гибели машины. Этот недостаток был исправлен на Ка-52 «Аллигатор».

Внешне Ка-52 очень похож на своего предшественника Ка-50, так как является его прямой модернизацией. Вертолет также выполнен по соосной схеме, однако теперь в экипаж входит не один, а два человека: пилот и оператор вооружения, сидящие рядом. Благодаря этому боевая эффективность существенно возросла, а учитывая то, что системы управления вертолетом и огнем дублированы, можно сделать вывод, что вертолет может, помимо выполнения боевых задач, предназначаться также для обучения личного состава. 

Вертолет Ка-52 аллигатор, пуск ракет

Система вооружения

Изменений претерпела и система вооружения. Добавили две дополнительные точки подвески, увеличив их число до шести, а массу подвесного вооружения до 2800 кг. При этом вертолет может использовать всё вооружение от «Черной акулы», что является существенным плюсом при ведении боевых действий.

Ка-52 несет на себе разнообразный арсенал ракетного вооружения, что позволяет решать широкий спектр боевых задач, от поражения живой силы, наземной техники и фортификационных сооружений, до уничтожения воздушных целей.

  • Неуправляемые 80-ти миллиметровые ракеты С-8 и 122-х миллиметровые С-13 предназначаются для поражения техники, живой силы и построек противника. С-8 располагаются в подвесных блоках, по 20 ракет в каждом, что позволяет вести плотный огонь или поразить несколько целей. Более мощные ракеты С-13 располагаются в блоках по 5 ракет и в первую очередь предназначаются для разрушения фортификационных сооружений и тяжелобронированной техники противника. Стрельба обеими ракетами может производиться одиночными выстрелами и залпами.
  • Основное вооружение – это противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) «Вихрь». Они крепятся блоками по 6 ракет в каждом. Ка-52 может нести 2 таких блока, что в сумме дает 12 управляемых ракет. Высокая скорость (600 м/с) и серьезное бронепробитие (1000 миллиметров) позволяют этим ракетам бороться с любым современным танком мира.
  • Для уничтожения воздушных целей имеются 4 ракеты «Игла-В» - аналог переносных зенитно-ракетных комплексов «Игла».
  • При таком богатом арсенале вооружений конструкторы не забыли установить проверенную многими конфликтами авиационную пушку 2А42, калибром 30 миллиметров. Она применяется для уничтожения живой силы противника, легкобронированной и небронированной техники, может применяться также против вертолетов. Кроме вышеперечисленных единиц вооружения «Аллигатор» может применять другие. Такой широкий спектр вооружения, а также возможность комбинировать разные его типы делает Ка-52 универсальным вертолетом, пригодным для выполнения практически любого задания.

Ка-52 аллигатор, вооружение

class="eliadunit">

Тактико-Технические характеристики

  • Длина фюзеляжа - 14,2м
  • Диаметр несущего винта - 14,6м
  • Размах крыла - 7,3м
  • Высота - 5м
  • Максимальная взлетная масса - 10800 кг
  • Масса топлива - 1500кг
  • Мощность двигателей - взлетный режим 2х2400 л.с., чрезвычайный режим - 2х2700 л.с., крейсерский режим - 1750 л.с.

Летные характеристики

  • Крейсерская скорость - 260 км/ч
  • Максимальная скорость - 300 км/ч
  • Практическая дальность - 460 км
  • Максимальная дальность с 4 ПТБ - 1110 км/ч
  • Статистический / динамический потолок - 4000 / 5500 км
  • Скорость набора высоты - 15 м/с
  • Максимальная допустимая перегрузка - 3,5g

Ка-52 аллигатор c 4 ПТБ

Силовая установка

Силовая установка представлена двумя газотурбинными двигателями ВК-2500, каждый мощностью 2400 л. с. Двигатели расположены в верхней части фюзеляжа по бортам, для недопущения их уничтожения одним выстрелом. Если один двигатель будет выведен из строя, то вертолет может продолжить движение, используя второй. Мощные двигатели «Аллигатора» могут обеспечить ему подъем на высоту 5000 метров и максимальную скорость 300 км/ч. Так как вертолет выполнен по соосной схеме, то он может спокойно лететь боком и хвостом со скоростью 100 км/ч. Ещё один неоспоримый плюс газотурбинного двигателя – его всеядность, для его питания кроме жидкого топлива можно использовать мазут, природный газ, спирт и даже измельченный уголь. 

ударный вертолет Ка-52 аллигатор, ракеты

Модификация для корабельного базирования – Ка-52К «Катран»

Кроме стандартной версии Ка-52 существует его морская модификация, именуемая Ка-52К «Катран». От стандартной машины её отличает возможность слаживать винты, повышенная стойкость деталей к коррозии и укрепленные стойки шасси. Кроме этого «Катран» несет более мощное вооружение и средства обнаружения. Радиолокационная станция «Жук-АЭ» может обнаружить цель на расстоянии в 300 км, а для её уничтожения применяется более мощная чем «Вихрь» ПТРК «Гермес-А», способный атаковать цель на дистанции 30-100 км (в зависимости от применяемых ракет). Такие качества «Катрана» позволяют ему уничтожать цели на дальности, превосходящей дальность систем ближней противовоздушной обороны и переносных зенитноракетных комплексов противника.

 Ка-52 Катран корабельного базирования

Применение в войсках

Вертолеты Ка-52 применялись в антитеррористической операции в Сирии. Боевое крещение прошли не только базовые модели, но и Ка-52К, входящие в состав авиагруппы тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». И те и другие продемонстрировали высокие боевые качества машины.

Ка-52 сравнительно недавно стал массово внедряться в войска. По данным на 1 мая 2017 года, в армию передано 104 единицы обеих модификаций. В перспективе планировалось использовать Ка-52К на вертолетоносцах типа «Мистраль», которые строились во Франции, однако корабли не поступили в армию России. После покупки их Египтом с последним был заключен контракт на приобретение 46-и вертолетов «Катран».

Ударный вертолет Ка-52

Заключение

ОКБ «Камов» выпустило в мир большое количество вертолетов разного предназначения, однако именно Ка-52 можно назвать идеальным боевым вертолетом. Помимо мощного и разнообразного вооружения, мощных РЛС и средств РЭБ (радиоэлектронной борьбы) вертолет обладает рядом уникальных характеристик, дающих ему возможность быть названым лучшим вертолетом мира. Среди этих характеристик есть, наверное, первостепенная – защищенность экипажа. С «Аллигатором» не сравнится ни один вертолет, так как его кабина способна выдержать попадание 20-ти миллиметровых снарядов. Отдельного внимания заслуживает система катапультирования, до этого применявшаяся только на Ка-50 и являющаяся уникальной. При этом экипажу не обязательно ей пользоваться, можно покинуть вертолет с парашютом, либо (на небольших высотах) приземлиться на шасси, которые эффективно гасят импульс падения. Пожалуй, именно безопасность экипажа наряду с универсальностью применения являются самыми весомыми преимуществами «Аллигатора».

class="eliadunit">
Добавить комментарий

tehnorussia.su