Содержание
Путин опасен для русских людей – DW – 22.03.2022
Православный храм в Мадриде Фото: Victor Tschezkij/DW
РелигияРоссия
Виктор Черецкий
22 марта 2022 г.
Секретарь Испано-Португальской епархии РПЦ протоиерей Андрей Кордочкин — один из 286 представителей духовенства РФ, подписавших призыв прекратить войну в Украине. В интервью DW он объяснил свою позицию.
https://p.dw.com/p/48mjg
Реклама
Протоиерей Андрей Кордочкин, доктор богословия, секретарь Испано-Португальской епархии РПЦ и ключарь кафедрального собора Марии Магдалины в Мадриде, полагает, что в лоне российского православия набирает силу протестное движение. Новым импульсом для этого, по его мнению, послужило российское вторжение в Украину.
Ряд священнослужителей не согласны с вторжением и тем самым противостоят сложившейся в течение веков политике поддержки церковью светских властей России. Подобное инакомыслие, по словам Кордочкина, имеет тенденцию к росту.
DW: Инакомыслие — явление в РПЦ довольно новое, хотя еще два года назад было опубликовано письмо духовенства по «московскому делу» с призывом к справедливому суду над участниками уличных протестов. А год назад появилось письмо по поводу событий в Беларуси. С чем связано это явление, ведь православие всегда было заодно с властями?
Отец Андрей: Если смотреть на историю православной церкви начиная от византийского императора Константина, то, действительно, она почти всегда играла роль опоры государства, поддерживала все его начинания. Это происходило и в ХХ веке — советские власти тоже манипулировали церковью и использовали ее в своих целях. Тем не менее с начала 90-х годов, со времени непростого, но исполненного надежд, выросло новое поколение духовенства, которое не готово к слепому подчинению — ни к цензуре, ни к самоцензуре.
— Как вы видите развитие протестной тенденции в дальнейшем? Сможет ли эта тенденция повлиять на официальную позицию РПЦ, которая остается верной властям?
Протоиерей Андрей КордочкинФото: Victor Tschezkij/DW
— Скорее всего Россию ждет белорусский сценарий, то есть инакомыслие будет подавляться. Церковь — часть общества, поэтому, если инакомыслие подавляется в обществе, то оно подавляется и в церкви. Однако для тех, кто видел, как падают тоталитарные режимы в конце ХХ века, понятно, что политика подавления является тупиковой.
Я часто вспоминаю книгу Вацлава Гавела «Сила бессильных», где он рассуждает о том, как люди, у которых, казалось бы, нет никаких шансов, которые беспомощны и слабы, могут оказать воздействие на тоталитарное общество. Я думаю, что священники, которые будут действовать по своей вере, по своей совести, даже несмотря на репрессии, будут услышаны и народом, и церковью.
— Что бы вы посоветовали священникам, находящимся в России: стоит ли открыто говорить о своей позиции, несмотря на риск получить даже тюремный срок?
— Никто, а тем более священник, не может призывать кого-то идти под штрафы и дубинки. Я не считаю себя вправе раздавать советы, но думаю, что священник без плакатов и лозунгов может сделать достаточно, раскрывая людям духовную суть явлений. Именно по этому пути шли многие пастыри в позднесоветскую эпоху.
Кто может укорить отца Иоанна Крестьянкина или отца Александра Меня за то, что они не вышли на Красную площадь, к примеру, когда СССР ввел войска в Афганистан? Как нести пастырское служение, каждому решать самому. Московский священник Алексий Уминский вспомнил слова из песни Гребенщикова «научи нас дышать под водой», и многие находят их созвучными нынешнему положению дел.
— Тем не менее мы видим, что нынешняя власть и ее деяния по-прежнему пользуются поддержкой большой части российского общества.
— Состояние нашего общества не может не беспокоить. В этой связи вспоминается мнение американского исследователя Энтони Джеймса Грегора. Он предупреждал об опасности появления фашистской идеологии в странах, где марксизм изжил себя. В этом случае срабатывает один и тот же сценарий: пафос интернационализма сменяется патриотизмом и национализмом, непрерывным напоминанием об «особой миссии» народа и его «славном прошлом», звучат призывы к героизму, дисциплине и следованию за национальным лидером.
Кроме того, я бы обратил внимание на увлечение Путина философом Иваном Ильиным, поклонником итальянского фашизма, а затем и немецкого национал-социализма. Исследователь Ильина Антон Барбашин пишет: «По сути, он ратовал за создание в России национальной диктатуры, которая должна опираться на исключительную роль церкви и армии… Его философия базируется на культе «бремени и мук» русского народа, его исключительности. Такое видение требует селекции со всеми вытекающими последствиями для «неправильных людей».
Все это оживает на наших глазах, Путин призывает к «самоочищению» общества, и даже употребляемый им термин «национал-предатели» совпадает с аналогичным, употребляемым Гитлером в «Майн Кампф» — Nationalverräter.
— А что вы могли бы сказать по поводу доктрины «Русского мира», которую много раз озвучивал Путин?
— Я больше 18 лет совершаю служение в храме, большинство прихожан которого — украинцы. Для меня слова о том, что «Русские и украинцы — один народ», не имеют смысла. Они могли быть сказаны лишь человеком, который Украину не знает и который не знаком с поколением украинцев, включая русскоязычных, выросших после распада СССР.
Почему-то жители украинских городов не встречают с цветами «воинов-освободителей». Почему-то миллионы беженцев «одного с нами народа» спасаются от нас на Западе, а не в России. «Русский мир» есть доктрина не только ложная, но и опасная. По отношению к Украине она звучит так: «Вас, как народа, не существует, ваша государственность — это недоразумение, а раз мы — это вы, то мы и будем за вас решать ваше будущее». Поскольку эта цель в реальности недостижима, то и победа в войне невозможна. Даже если мы увидим подавление сопротивления в Украине, стратегически война уже проиграна, и от этого позора не отмыться.
— Какие последствия будет иметь война для единства православия?
— Вспомним, что когда была создана новая религиозная единица, получившая автокефалию от Константинополя, из нашей церкви в нее перешли всего лишь два епископа. Теперь, вследствие войны, более 15 украинских епархий прекратили поминовение Патриарха Московского и всея Руси. И эта центробежная тенденция проявляется все отчетливее.
— В одном из недавних интервью для прессы вы назвали Путина человеком, лишенным чувства сострадания. Может ли он вообще считаться православным христианином?
— Я бы хотел напомнить о детях князя Владимира — первых русских святых Борисе и Глебе. Есть видеозапись посещения Путиным выставки Ильи Глазунова. Когда президент вместе с художником оказывается перед образом Бориса и Глеба, то говорит, что «они все отдали без борьбы, и это не может быть примером для нас». Глазунов ему поддакивает. Если Путину не понятна мотивация людей, которые отказались от братоубийства, то для него нет никаких нравственных барьеров для того, чтобы добиться власти или ее удержать.
Более 10 лет назад Путин сослался на мнение неких «теоретиков христианства» о том, что православие ближе к исламу, чем к католичеству. Говоря о возможном отражении ядерного удара, он сказал, что в этом случае «мы как мученики попадем в рай, а они просто сдохнут».
Учитывая признание Путина в том, что ленинградская улица научила его правилу «если драка неизбежна, то надо бить первым», то по мировоззрению, он, видимо, ближе к шахиду, чем к Франциску Ассизскому. В этом смысле он мне кажется опасным не только для коллективного Запада, но и для тех русских людей, у которых есть другие планы на жизнь, кроме превращения в ядерный пепел.
Смотрите также:
Война в Украине: шокирующие кадры из Мариуполя
To view this video please enable JavaScript, and consider upgrading to a web browser that supports HTML5 video
Написать в редакцию
Реклама
Пропустить раздел Еще по теме
Еще по теме
Пропустить раздел Близкие темы
Близкие темы
ТомосПрезидент России»Петербургский диалог»Русская православная церковь (РПЦ)Патриарх МосковскийАркадий Ротенберг»Райские досье»Инго МаннтойфельПропустить раздел Топ-тема
1 стр. из 3
Пропустить раздел Другие публикации DW
На главную страницу
УВКПЧ и инициатива «Вера за права человека»
Инициатива «Вера за права человека»* (PDF) создает пространство для междисциплинарных размышлений и действий на основе глубоких и взаимообогащающих связей между религиями и правами человека. Ее задача состоит в том, чтобы поддерживать развитие мирных обществ, в которых уважают человеческое достоинство, обеспечено всеобщее равенство, а разнообразие не только допускают, но и полностью уважают и поддерживают.
В своем видеообращении бывший Верховный комиссар Зейд Раад аль Хусейн подчеркнул, что религиозные лидеры могут играть очень важную роль в области прав человека с учетом их значительного влияния на сердца и умы миллионов людей. Рабатский план действий 2012 года по запрещению пропаганды национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющей собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию уже включает некоторые основные обязанности религиозных лидеров по борьбе с пропагандой ненависти. Чтобы распространить эти обязанности на весь спектр прав человека, представители религиозных организаций и гражданского общества, участвовавшие в семинаре УВКПЧ 28-29 марта 2017 года, приняли Бейрутскую декларацию и ее 18 обязательств по «Вере за права человека».
Видео
Бейрутская декларация
Бейрутская декларация* призывает последователей всех религий – теизма, нетеизма, атеизма и других – соединить руки и сердца, чтобы «вера» могла более эффективно защищать «права», обеспечивая при этом взаимное усиление. Индивидуальное и общинное выражение религии или убеждений процветают в условиях, где защищены права человека. Точно так же в области прав человека могут использоваться глубоко укоренившиеся этические и духовные основы религий и убеждений.
Бейрутская декларация не фокусируется на теологических и идеологических спорах, она выступает за определение общей основы среди всех религий и убеждений, чтобы защищать достоинство и равную ценность каждого человека. Она обращена к людям всех религий мира и направлена на укрепление сплоченных, мирных и основанных на уважении обществ на базе единой ориентированной на практические действия платформы, открытой для всех.
Загрузить файл с текстом Бейрутской декларации в формате PDF на албанском, арабском, английском, французском, немецком, греческом, португальском, русском, сербском и турецком языках.
18 обязательств «Веры за права человека»
Вместе с Бейрутской декларацией были приняты 18 обязательств «Веры за права человека»* и соответствующие меры по их выполнению. Эти обязательства включают следующее:
- не допускать использования понятия «государственная религия» в целях дискриминации по отношению к отдельным лицам или группам;
- пересмотреть толкования религиозных норм, которые поддерживают гендерное неравенство и опасные гендерные стереотипы вплоть до одобрения гендерного насилия;
- защищать права всех лиц, принадлежащих к меньшинствам;
- публично осуждать все случаи пропаганды ненависти, которая подстрекает к насилию, дискриминации или вражде;
- отслеживать толкования, определения и другие религиозные взгляды, которые открыто противоречат всеобщим нормам и стандартам в области прав человека;
- не допускать подавления критических мнений и призвать государства отменить все действующие законы о богохульстве и вероотступничестве;
- доработать программы обучения, методические материалы и учебники;
- работать с детьми и молодыми людьми, которые стали жертвами разжигания ненависти на религиозной почве или уязвимы к ней.
Загрузить 18 обязательств «Веры за права человека» (PDF): албанский, арабский, английский, французский, немецкий, греческий, русский, сербский, турецкий и португальский.
Руководство #Faith5Rights
Руководство #Faith5Rights (PDF), размещенное онлайн в январе 2020 года, преобразует инициативу «Вера за права человека» в практические программы взаимного обучения и укрепления потенциала. Оно содержит 18 учебных модулей по числу обязательств «Веры за права человека». Эти модули предлагают конкретные идеи для проведения обучения, например, как рассказывать о личном опыте, как искать религиозные цитаты или вдохновляющие примеры художественного творчества. Координаторы могут адаптировать модули руководства с учетом конкретных ситуаций участников. Руководство основано на многочисленных аналогичных инструментах учреждений ООН, которые были интегрированы в #Faith5Rights. В нем также предложены ситуации для обсуждения, которые помогут развить навыки представителей религий в области религиозного разнообразия в реальных ситуациях для достижения целей инициативы «Вера за права человека».
Верховный комиссар Мишель Бачелет подчеркнула, что целью инициативы «Вера за права человека» является преобразование посланий милосердия, сострадания и солидарности в межобщинные и религиозные проекты, направленные на изменения в социальной и экологической сферах и в области развития (см. видео выступления на заседании организации ACT Alliance). В пресс-релизе Верховный комиссар отметила значение совместной работы правительств, религиозных властей и широкого круга субъектов гражданского общества по поддержке человеческого достоинства и равенства для всех. Она также сказала, что с нетерпением ожидает «создания в рамках инициативы «Вера за права человека» практических просветительских инструментов и программ по укреплению потенциала» (см. заявление Верховного комиссара на Глобальном саммите по вопросам религии, мира и безопасности в апреле 2019 г.).
Инициатива «Вера за права человека» в действии
Бейрутская декларация и её 18 обязательств «Веры за права человека» упоминались и применялись многими органами ООН, религиозными деятелями и организациями гражданского общества. Читать далее
Если вы хотите задать вопрос или добавить свое имя в поддержку Бейрутской декларации и ее 18 обязательств, направьте сообщение по эл. почте [email protected]
Загрузить полный доклад и обзор инициативы «Вера за права человека» (PDF)*
Загрузить краткую информацию об инициативе «Вера за права человека» (PDF)*
Загрузить краткое содержание 18 обязательств: арабский, английский, французский или каллиграфия (PDF)
Загрузить на арабском языке стандарты в области прав человека для религиозных организаций (PDF)*
война России против Украины: религиозное измерение | Epthinktank
Вторжение России в Украину 24 февраля 2022 года привлекло внимание к тесным отношениям между режимом Владимира Путина и Русской православной церковью.
Автор Фергас О’Беара.
Вторжение России в Украину 24 февраля 2022 года привлекло внимание к тесным отношениям между режимом Владимира Путина и Русской православной церковью. Последний решительно поддерживает путинскую войну и давно предоставляет богословские и идеологические оправдания его действиям внутри страны и за рубежом. Откровенно политический подход Церкви способствовал глубоким разногласиям в православном мире, включая формальный раскол с Украинской Православной Церковью и значительную напряженность в отношениях с Вселенским Константинопольским Патриархатом.
Роль религии в путинском режиме
Одним из неожиданных последствий распада Советского Союза (СССР), который безжалостно подавлял религию, стало резкое возрождение церковного членства, религиозных верований и практики во многих государствах-преемниках. Недавний опрос Pew Forum показал, что 71 % россиян считают себя православными, а также 78 % украинцев, 73 % белорусов и 92 % молдаван. Новоявленная Русская Православная Церковь (РПЦ) рассматривала себя как хранилище русской национальной идентичности, а Москву как «третий Рим» с первенством над Православными Церквами в этих странах и за их пределами. Дома Путин принял законы, направленные против «нетрадиционных» религиозных меньшинств, предусматривающие штрафы, задержания и уголовные обвинения.
РПЦ быстро присоединилась к путинскому режиму, и этот процесс ускорился после избрания Кирилла «Патриархом Московским и всея Руси» в 2009 году. В постоянный состав Русской Православной Церкви входят, в частности, митрополиты (епископы) «Всея Украины», «Всей Беларуси», «Всей Молдовы», Казахстана и Узбекистана. Ключевая доктрина, разработанная Церковью в тандеме с режимом за последние десятилетия, — это Русский мир или «Русский мир» (однако « мир » также переводится как мир). Эта идеология предусматривает квазимессианскую роль России в спасении христианской цивилизации от загнивающего Запада посредством распространения русского языка, культуры и ценностей, повторного доминирования в странах, ранее входивших в состав СССР, и оказания влияния на весь православный и западный мир. В 2007 году Путин учредил фонд «Русский мир», который де-факто распространяет эту идеологию по всему миру, работая в тесном сотрудничестве с РПЦ.
Таким образом, различные эксперты предполагают, что война России против Украины имеет религиозное измерение, а желание Путина завоевать Киев является частью «духовного поиска». Сам Путин изложил свое видение Великой России в большой статье в июле 2021 года под названием «Об историческом единстве русских и украинцев». В ней он утверждает, что русские, украинцы и белорусы — это один и тот же народ, «общей купелью» которого является Киев с обращением в христианство князя Владимира (по-русски Владимир) в 9 г.88. Из нарратива становится ясно, что враги России находятся на западе. Это, особенно в конце XVI века, «полонизация и латинизация» русских земель и «вытеснение православия». Путин сравнивает создание Украинской православной церкви с теми прошлыми событиями, явно упуская из виду украинскую перспективу. Для Путина украинская идентичность или государственность «не имеют исторической основы» и являются геополитическим инструментом ослабления России. Нынешнее украинское руководство характеризуется как «радикалы и неонацисты», и Путин не оставляет сомнений в том, что его намерение — создать «единую большую нацию, триединую нацию».
Раскол в восточном православии
Задолго до вторжения России в Украину тесное сотрудничество между РПЦ и режимом Путина способствовало расколу внутри православия. РПЦ приостановила свое членство в Конференции европейских церквей в 2008 году. С момента обретения Украиной независимости в 1991 году Украинская православная церковь стремилась к автономии, кульминацией чего стало признание ее независимого статуса Константинопольским патриархом Варфоломеем I в 2019 году., целью, которой лично занимался бывший президент Украины Петр Порошенко. Уже в 2016 году, когда Вселенский Патриарх попытался провести первый вселенский Собор Православной Церкви на Крите, его бойкотировала РПЦ, а также Болгарская и Грузинская Православные Церкви, находящиеся под сильным влиянием Москвы.
Вторжение ускорило эти подразделения. В пределах Украины значительная часть церкви осталась верной Москве как филиалу под названием Украинская Православная Церковь Московского Патриархата. Тем не менее ее лидер митрополит Онуфрий призвал Путина «немедленно прекратить братоубийственную войну», недвусмысленно ссылаясь на «военную акцию России против Украины». Войну России также осудил Вселенский патриарх Варфоломей, а также руководители православных церквей Румынии, Греции и даже Грузии, которые в прошлом присоединились к Москве. Другая инициатива была предпринята группой православных богословов, опубликовавших «Декларацию об учении о Русском мире», осуждающую «фундаменталистский, тоталитарный» характер учения, продвигаемого РПЦ при Кирилле, что в конечном итоге привело к «Бессовестное и ужасно разрушительное вторжение Путина в Украину». Разногласия возникли и внутри самой России; 2 марта группа из 233 священников РПЦ выступила с призывом к миру, призывая российских солдат вернуться домой и заявляя, что украинцам следует разрешить самим решать свою судьбу.
Мирные инициативы религиозных деятелей
В то время как вторжение России в Украину описывается некоторыми как «религиозная война» 21-го века, ЕС все больше взаимодействует с религиозными деятелями в достижении своих внешнеполитических целей, включая использование их конфликтного потенциала резолюция и миростроительство. В нынешнем контексте раскола внутри православия имеет место некоторая тихая религиозная дипломатия со стороны западных христианских церковных лидеров. Примечательно, что 16 марта российский патриарх Кирилл принял участие в двух отдельных онлайн-встречах с архиепископом Кентерберийским, главой всемирной англиканской церкви, и с папой Франциском, главой Римско-католической церкви.
Нунций (посол) Папы в Украине – литовский архиепископ, ранее служивший нунциатурой в Москве – остался в Киеве и продолжает поддерживать связь с украинскими политическими и церковными властями. 8 марта он получил письмо от мэра Киева Виталия Кличко с приглашением Папы Франциска посетить город, чтобы «проложить путь к миру в нашем городе, стране и за ее пределами». Хотя Папа не исключает такого визита, учитывая мнение патриарха Кирилла о том, что Украина является частью его «канонической территории», он может быть контрпродуктивным. Франциск и Кирилл встречались лишь однажды, в Гаване в 2016 году, так что альтернативным демаршем может стать встреча на «нейтральной территории». Инсайдеры Ватикана предполагают, что одним из возможных вариантов может быть Иерусалим, поскольку Франциск может остановиться во время своего предстоящего визита в Ливан, о котором он объявил 21 марта.
Параллельно с контактами на высшем уровне происходили обмены между Русской Православной и Католической Церквями на уровне их соответствующих подразделений по международным делам и делам ЕС. Комиссия конференций католических епископов ЕС (COMECE) призвала патриарха Кирилла «обратиться к российским властям с просьбой немедленно прекратить боевые действия против украинского народа», подчеркнув его влияние среди русского народа. Однако в своем ответе председатель Отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Иларион назвал войну кризисом «между Западом и Россией», сослался на «многострадальную землю Украины» и повторил свое мнение о том, что Украинская Православная Церковь входит в состав Московского Патриархата. Все эти позиции тесно связаны с официальным нарративом Кремля. Иларион также предположил, что COMECE должна работать с ЕС, «чтобы предотвратить дальнейшую эскалацию», что свидетельствует о том, на чем, по мнению Китайской республики, лежит вина за войну.
Тем временем Всемирный совет церквей (ВСЦ), членом которого с 1961 года является Русская Православная Церковь, 2 марта написал Кириллу письмо с просьбой о его посредничестве, «чтобы можно было остановить войну». Исполняющий обязанности генерального секретаря ВСЦ (румынский православный) призвал Патриарха Московского «возвысить свой голос от имени страждущих братьев и сестер, большинство из которых также являются верными членами нашей Православной Церкви». В своем ответе от 10 марта Кирилл снова использовал кремлевскую риторику, рассматривая войну как противостояние «между Западом и Россией», заявляя, что западные «политические силы» сговорились использовать Украину, чтобы «сделать братские народы врагами», и что все Усилия Запада по интеграции Украины были основаны на «геополитической стратегии, направленной на ослабление России».
Ответ также возлагает вину за раскол в православии на Вселенского патриарха, признавшего независимую Украинскую православную церковь в 2019 году. Это может ограничить возможности Варфоломея посредничества в мирном урегулировании, потенциальная роль, предложенная заместителем Европейской комиссии — Президент Маргаритис Схинас после обмена мнениями со Вселенским Патриархом 19 марта.
Прочтите это «с первого взгляда» на « Война России против Украины: религиозное измерение » на страницах Think Tank Европейского парламента .
Категории: Международные отношения, ПУБЛИКАЦИИ, Структурная политика и политика сплочения
Теги: С первого взгляда, С первого взгляда EPRS, Центральная и Восточная Европа, христианство, церковь, культура, Европейский Союз, Фергас О’Беара, Иностранные дела, религия, Россия, Россия война на Украине, Украина
Религиозная и политическая история современной России
Исторически преобладающей религией в России является русское православие, отделение Восточной православной христианской церкви. (Восточное православие и католицизм разделились во время Великого раскола 1054 г. )
После того, как в результате революции 1917 года Россия стала коммунистическим тоталитарным государством, воинствующий атеизм, навязанный правительством, преследовал все религиозные убеждения. Коммунисты разрушили тысячи церквей (в основном православных). Все католические приходы, кроме двух, были ликвидированы, а здания разрушены или переоборудованы для других целей (например, архивы, конюшни, библиотеки, музеи — даже музеи атеизма). Советский Союз распался в 1991 году, и Коммунистическая партия была объявлена вне закона.
Религия в целом в коммунистический период (1917-91)
Окно Пьеты католического храма Пресвятой Богородицы во Владивостоке.
В первые 20 лет коммунизма (1917-37) русское православие было почти полностью уничтожено. Сотни тысяч священников, сестер и братьев были убиты агентами коммунистического правительства. Уцелевшим остаткам русского православия было позволено существовать под коммунистическим тоталитарным контролем, чтобы помочь сплотить людей для борьбы с нацистским немецким вторжением в 1939.
Некоторым церквям разрешалось оставаться открытыми, если у них была лицензия коммунистического правительства, но их деятельность была очень ограничена. Они могли совершать литургии и таинства, но не могли обучать религии ни детей, ни взрослых. Православная церковь стала жестко регулироваться советским правительством, и все новопосвященные священники и епископы стали агентами или сотрудниками тайной полиции (КГБ).
Всех детей заставляли учиться и верить в атеизм как научную истину на всех уровнях школы и во всех молодежных организациях. Частные школы и клубы были запрещены. Жестокие религиозные гонения и сталинский террор (1927-52) заставляли родителей бояться рассказывать своим детям о Боге.
В период с 1917 по 1937 год более 50 миллионов человек были убиты отрядами смерти КГБ или в лагерях смерти, а 8 миллионов человек умерли от голода в результате искусственных голодовок, призванных укрепить коммунистическую власть. Вся земля была конфискована государством.
За два поколения Россия стала преимущественно атеистическим обществом. Когда в 1991 году была возвращена свобода вероисповедания, крестилось менее 25% населения. Даже сегодня менее 1% активно исповедуют какую-либо веру.
Религия во Владивостоке до и после коммунизма
До коммунистической революции во Владивостоке действовало 36 религиозных приходских организаций, в основном православных, но также протестантских, католических и буддистских. После 1922 года (всего через пять лет после коммунистической революции) в городе осталась только одна русская православная церковь. Около 28 церковных зданий были разрушены, а остальные, в том числе католическая церковь Пресвятой Богородицы, были переоборудованы для использования в других целях.
Лютеранская церковь стала складом, затем использовалась как военно-морской музей. Католический собор Пресвятой Богородицы был преобразован в общественный клуб. Позже оно было превращено в здание государственного архива, что стало возможным благодаря надстройке трех этажей и множеству кирпичных стен внутри. Русская православная церковь и ее кладбище были разрушены, а на этом месте построены парк развлечений и танцевальный зал. Русско-православный собор Успения (Успения) Пресвятой Богородицы был взорван в день Пасхи 19 мая.37.
Единственная Русская Православная Церковь, которой разрешили оставаться открытой, была закрыта в начале 1960-х годов, в результате чего весь Владивосток остался без единого храма.
Римско-католическая иерархия восстановлена в России
В апреле 1991 г. Папа Иоанн Павел II впервые с 1923 г. восстановил иерархию, назначив двух новых епископов для России: архиепископа Фаддея Кондрусевича (для европейской части России с центром в Москве) ), и епископ Джозеф Верт, S.J. (первый Апостольский Администратор Азиатской части России с центром в Новосибирске, Сибирь, в 4000 милях к северо-западу от Владивостока). На момент назначений Владивосток находился в юрисдикции епископа Верта.
4 епархии в России показаны здесь синим цветом (с центром в Москве), розовым (Саратов), зеленым (Новосибирск) и золотым (Иркутск). Наша собственная Иркутская епархия занимает 3 486 000 квадратных миль. Только 4 страны в мире больше Иркутской епархии.
В феврале 2002 года Папой Иоанном Павлом II были учреждены четыре новые епархии:
- Митрополитская Архиепископия Пресвятой Богородицы в Москве. При митрополите архиепископе Фаддеусе Кондрусевиче она была учреждена как Апостольская администрация 19 апреля.91 для обслуживания севера европейской части России.
- Саратовская епархия Святого Климента. При епископе Клеменсе Пикеле эта епархия была отделена от Московской Апостольской администрации в 1997 году и учреждена как отдельная Апостольская администрация для обслуживания юга европейской части России.
- Спасо-Преображенская епархия в Новосибирске. Учреждена в апреле 1991 года при епископе Иосифе Верте, SJ, как единственная Апостольская администрация для всей Азиатской России — огромной территории к востоку от Уральских гор. Католики этого региона включают поляков, литовцев, корейцев, украинцев, белорусов, русских и армян. В состав этого Апостольского управления входил город Владивосток и, таким образом, приход Пресвятой Богородицы до 19 г.97 г., когда была создана новая епархия Святого Иосифа (см. Ниже). В том же году Новосибирская епархия охватила всю Западную Сибирь. К тому времени в области было вновь открыто около 200 приходов, в которых работали 65 священников, 50 духовных сестер и 5 монашествующих братьев из более чем 10 стран мира.
- Иркутская епархия Святого Иосифа. При епископе Кирилле Климовиче эта епархия служит Восточной Сибири и Дальнему Востоку России. Оно было отделено от Новосибирского Апостольского управления в 19 г.97 г. и учреждена как собственная Апостольская Администрация, базирующаяся в Иркутске, у южной оконечности озера Байкал. В этой епархии находится Владивосток и католическая церковь Пресвятой Богородицы. Географически это крупнейшая римско-католическая епархия в мире.
Растущая церковь в России
По состоянию на 2021 год во всей России насчитывалось около 230 католических приходов по сравнению с двумя в 1989 году — один в Москве и один в Санкт-Петербурге.