Вера исповедания у русских: Религия | Посольство России в Германии

Содержание

Только каждый второй русский Литвы исповедует православие

Согласно представленным данным, 51,5% жителей русской национальности придерживается православной веры, 11,9% русских считают себя римскими католиками, 11,8% — староверами, 0,2% — евангелистами-лютеранами, 0,2% — евангелистами-реформатами.

Примечательно, что православной веры придерживаются 0,6% поляков и 0,3% литовцев Литвы.

Тем временем, католиками себя считают 88,6% жителей польской национальности и 82,9% литовцев. Среди жителей русской национальности больше тех, кто не относит себя ни к одной религиозной общине — 11,6%, среди литовцев таких — 6,1%, среди поляков – 1,5%.

Селявко: русские ехали в Литву строить коммунизм

© DELFI

Комментируя данные переписи, настоятель храма Архангела Михаила, пресс-секретарь Литовско-Виленской православной епархии Владимир Селявко отмечает, что большинство русскоязычных жителей Литвы – приезжие, которые в советские времена были направлены сюда на «строительство коммунистического общества».

«Если польское население в Литве в основном коренное, особенно в Вильнюсском крае, то большая часть тех, кто составляет русскоязычное население Литвы — сами или их родители — приехали в Литву по комсомольским путевкам с определенной задачей – строить коммунизм, атеистическое общество. И по этой причине, конечно же, не все из них причисляют себя к православным как по идеологическим причинам, так и просто по инерции, так как религия для них не играет большой роли», — отмечает Селявко.

Он констатирует, что те коренные русскоязычные, которые жили в Литве еще до прихода советской власти, были в своем большинстве сосланы в Сибирь.

«Большинство русских жителей Литвы – это приехавшие в страну в 50-60-е годы на строительство заводов или атомных, тепловых станций. Были среди них и идеологические работники. Большинство из них – это люди с атеистическим ангажементом», — отмечает он.

Модно быть неверующим и критиковать религию

Настоятель также констатирует, что если религия была в моде в 90-е годы, в момент развала Советского Союза, то сейчас мода на нее прошла. Не приходит в храмы и занятая насущными проблемами молодежь.

«На сегодняшний день входит в моду быть нерелигиозным человеком, быть циником в отношении религии. В моду также входит тенденция религию всячески критиковать и даже поносить. Это идет в русле современного европейского общества, когда церковь критикуется во всех отношениях. На это есть свои причины, критика бывает актуальная, но бывает и выдуманная», — говорит Селявко.

Он также подчеркнул, что в Вильнюсе есть небольшой православный приход, в котором службы совершаются на литовском языке и настоятель которого является этническим литовцем.

«Многие из тех, кто себя считает литовцами, двадцать лет назад родились в смешанных семьях, пошли в литовские школы и ассимилировались. Это естественный процесс. Но среди православных есть и этнические литовцы, представители интеллигенции, которые приняли православие как веру, которая наиболее полно удовлетворяет их в религиозном отношении», — заключил Селявко.

Согласно переписи, 77,3% жителей Литвы считают себя католиками – 10 лет назад в стране их было 79%. 6,1% не относит себя ни к одной религиозной общине. В Литве насчитывается 4,1% православных и 0,8% староверов.

Строго запрещено копировать и распространять информацию, представленную на DELFI.lt, в электронных и традиционных СМИ в любом виде без официального разрешения, а если разрешение получено, необходимо указать источник – Delfi.

основные религиозные конфессии на территории российской федерации, государственной религией является, вера исповедания русских 🙏 Православный клуб

Содержание

  • 1 Христианская вера традиционна для русского народа? Нет!
  • 2 Традиционная для русского народа религия — славянское язычество
  • 3 Неоязыческие культы — это не традиционная религия наших предков
  • 4 Российская Федерация не имеет официальной религии
  • 5 На территории России действует множество других конфессий

Часто приходится слышать, как люди отождествляют русскую национальность и православие. «Православие — религия русских, ты должен ей следовать, а не всякой иностранщине», — говорят некоторые.

Это неправильно, нечестно и… неправославно. Интересы своей религии не должны бежать впереди здравого смысла. Наша страна мультикультурная и мультиконфессиональная.

Терпимостью к другим мы демонстрируем лучшие моральные, нравственные и духовные качества православного человека. К чужакам нужно быть добрыми, ведь и само христианство — гость на русской земле.

Христианская вера традиционна для русского народа? Нет!

Есть люди, у которых на уровне рефлекса выскакивает: «Православие для нас традиционно, мы живём на христианской земле». Это заблуждение. Нужно отделять то, что нам, возможно, хочется, от того, как всё обстоит на самом деле.

Обратим внимание на факты:

  1. Происхождение христианства. Христианство возникло на территории Израиля и Палестины. Эта религия не основана на нашей культуре.
  2. Принятие христианства. Дальнейшее развитие христианство получило благодаря Римской империи. Именно в ней эта религия приобрела государственный статус, и именно поэтому её унаследовали практически все европейские страны. И среди них не было России.
  3. Возникновение православия. Православие также не возникло в России. Это течение христианство формально ведёт своё начало от раскола Церкви в 1054 году на Западную и Восточную. В то время центр православия — Константинополь. А как же Русь? А Русь в ту пору — это просто митрополия Восточной Церкви.

То есть история русского народа ещё долго держалась особняком от христианских конфессий. После крещения Руси, согласно документам, государственной религией является христианство, но народ даже поднимает вооружённые бунты против нетрадиционной для себя религии.

Русские ещё много веков отдавали жизни за свою традиционную, славянскую веру.

Крупные города ещё долго сражаются за право исповедовать привычное для себя язычество, а провинции сохраняют традиции даже в столь позднее время, как XVIII век. Фактически православие удалось утвердить только в крупнейших городах, а далёкие сёла и деревни жили по своим устоям.

Крещение Руси свершили над народом, который имел свою веру, так что христианство для нас не традиционно

Так можно ли сказать о Русской православной Церкви, что она традиционна для русского народа? Нет. Эта религия пришла извне. Конечно, сейчас, с оглядкой на минувшие десять веков христианства, уже сложно назвать нашу веру чужой, непривычной и т.д. Но всё же мы должны помнить о своей истории, какого бы вероисповедания ни придерживались.

Традиционная для русского народа религия — славянское язычество

А какая вера была у нас изначально? За что умирали наши предки, противостоя христианизации? Сегодня мы называем эту религию славянским язычеством. Как называли её раньше, не знает никто.

О самой религии мы тоже знаем мало. В основном это имена: Перун, Макошь и т.д.

Исторические документы почти не сохранились. Первые русские христиане старались уничтожить предшествующую религию, и если где-то упоминали что-либо о ней, то преимущественно бегло и в негативном контексте.

И всё же нам кое-что известно:

  1. Это была довольно зрелая и проработанная религиозная традиция.
  2. Приверженцы этой веры очень её любили и были готовы умирать за неё.
  3. Помимо высших богов предки верили ещё и в духов-хранителей лесов, рек, домов и т. д. Это сохранилось в виде леших, водяных, домовых. К слову, некоторые исследователи полагают, что значимость этих божеств была выше простых духов-хранителей, но снизилась со временем.
  4. Главным богом был Перун, похожий на греческого Зевса, скандинавского Тора и индийского Индру.
  5. Имелась сложная космология, например, представление о связи мира живых с миром мёртвых.
  6. Был культ предков.

Собственно, каждый тезис можно долго развивать. На эти и другие темы есть подробные научные работы. Мы же сегодня до сих пор наблюдаем эхо славянского язычества:

  1. Верба на Вербное воскресение — это отголосок языческого праздника Вербохлеста.
  2. Поминание усопших в первый понедельник после Пасхи — это след от ещё одной языческой даты.
  3. Параскева Пятница — это перекочевавшая в православную культуру славянская богиня.

Параскева Пятница — это славянская Богиня Макош, трансформировалась в христианскую святую

Неоязыческие культы — это не традиционная религия наших предков

Сегодня на территории Российской Федерации действует много неоязыческих культов. Лишь внешне они напоминают то, что мы обычно отождествляем с религией наших предков. Но поставить знак «равно» между этими традициями мы не имеем право.

Конечно, никакие руководители современных неоязыческих культов не признаются в том, что они — самозванцы и создатели апокрифической славянской литературы. Однако это так. Сколь бы глубоко и позитивно не было их мировоззрение, оно строится на весьма шатком фундаменте:

  1. Отсутствие источников. Есть тексты вроде «Книги Велеса» и «Славяно-арийских вед», но все они на поверку оказываются новоделами. В них очевидны нарушения лексики и грамматики древнеславянского языка, чего не могло быть в подлинниках.

На просьбу предъявить сколько-нибудь достоверный письменный источник руководители неорелигиозных организаций лишь разводят руками, либо пускаются в демагогии — мол, не можем, спрятаны, не положено.

Справедливости ради стоит заметить, что и христианских первоисточников нет. Но те документы, что есть, относительно древние. А вот письменный источник неоязычников, датированный хотя бы XV веком, нигде не встречается. Обычно речь о произведениях XIX–XX веков с массой архаизмов.

«Велесова книга» — апокриф славянского язычества

  1. Ошибки при реконструкции древней религии. О вере древних славян мы знаем немного, но кое-что исследователи смогли выяснить даже сквозь века. А вот основатели неокультов этого сделать не удосужились. Из-за этого заметны искажённые представления о древних божествах и ритуалах.
  2. Заимствования. Многое неоязыческие культы заимствуют в Восточных культурах. Особенно благодатная кладезь информации для них — индуизм. Объясняется это обычно тем, что древние индусы «украли» у наших предков почти все познания, чтобы написать свою религию. Разумеется, ни археология, ни текстология эти домыслы не подтверждают.
  3. Зацикленность на расе. Регулярно делаются попытки приписать славянской религии некоторую нацистскую идеологию. Кажется, будто предки были помешаны на роде, презирали все другие народы и просто пухли от самомнения. Понятие избранности Богом вообще никогда не доводит до добра.

Религия не должна спекулировать на избранности людей, её задача — делать их лучше

Чего стоит пример иудейской культуры, которая сейчас осталась без храма и без государства. Но неоязыческих культах акцент на этом никак не затихает. Он настолько ярко выражен, что становится ясно, что это даже не столько религия, сколько очередная попытка искусственным путём насадить некую деструктивную национальную идею.

Это неправильно, ибо человек должен не гордиться своей национальной принадлежностью, а стремиться творить добро и стать лучше.

Российская Федерация не имеет официальной религии

В Российской Федерации не существует религии, которая бы законно имела больше полномочий, чем любая другая. Нет официально государственной религии. Нет религиозного преследования. Всё это установлено статья 28 Конституции РФ:

Конституции РФ

«Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Религия и государство не должны быть связаны никаким образом. В идеале эти структуры вообще никак не могут пересекаться и взаимодействовать.

Никто не имеет права насаждать другому свою веру, называя её обязательной. Разумеется, православных христиан большинство. Но это не значит, что Российская Федерация — христианское государство. Согласно законодательству, любая религиозная традиция, даже если ей следует всего два-три человека, имеет те же права, что и крупные церкви.

Конечно, на практике мы можем заметить совсем иную картину:

  1. Православие — это самая влиятельная религиозная традиция в стране.
  2. Высшее духовенство участвует в обсуждении политических вопросов.
  3. Архиереи на равных с политиками обсуждают возможность принятия тех или иных законов.
  4. Православное руководство всячески подчёркивает свою близость к правительству.

Это наша, христиан, ошибка. Ни в церковном уставе, ни Священном Писании, ни в законодательстве не говориться о такой роли РПЦ в Русском государстве. От нас же требуется, несмотря на всё это, соблюдать кротость и веротерпимость, дабы не относиться к меньшинству так, как это себе позволяли римляне по отношению к первым христианам.

Ни по закону, ни по религиозному учению мы не должны воевать с иноверцами

На территории России действует множество других конфессий

Сегодня нельзя сказать, что вероисповедание русских какое-то одно. Тут даже неуместно использовать определение «традиционные конфессии России», но всё же у нас распространено немало вероисповеданий. И число их приверженцев достаточно велико.

Вот лишь основные религиозные конфессии России:

Ислам. Количество верующих почти достигает 20% по всей стране. Это примечательно, если учесть, что ислам — одна из самых молодых религий в мире.

20% — примерно столько среди верующих России занимают мусульмане

Протестантизм. Протестантские школы ежегодно в сумме набирают примерно 15% от общего количества верующих в России. Но обманываться не надо: это довольно разрозненные течения. Термин «протестанты» удобен для обобщений, но фактически речь идёт о таких столь разных направлениях, как кальвинисты, англиканцы, баптисты и т.д.

Старообрядцы. Немногим более 1%. Православные христиане, не принявшие реформ Церкви и оставшиеся верными старым традициям.

Буддизм. Чуть менее 1%. Это тоже не единое течение, а несколько школ с общим названием. Из-за особенности учения буддизм сложно отождествить с религией. Если сравнить, то по отношению к Церкви он является не «религиозным конкурентом», а просто образом жизни, идеологией.

Самая большая в Европе статуя Будды (9 метров) находится в России (г. Элиста)

Католицизм. С трудом тянется к 1%. Хотя в мире у католиков дела идут просто замечательно, в России, как исторически сложилось, их немного. Преимущественно это потомки приезжих европейцев.

Иудаизм. До 1%. Разумно предположить, что количество верующих иудеев в России примерно соответствует еврейскому населению в ней же. Но это не так. Среди евреев хватает и атеистов, и новообращенных христиан. Многие из них утрачивают свою религиозную идентичность, посещают православные храмы и всячески следуют принятым в России традициям.

Прочие религии. Все религиозные течения в нашей стране не перечислить. Некоторые, например, синтоисты, слишком малочисленны. Другие разделены на огромное количество внутренних конфессий (индуизм).

Всё это разнообразие позволяет России существовать в качестве многонациональной, богатой культурами страны. И это прекрасно.

Введение | Полезно для души: история исповеди в Российской империи

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicДобро для душ: история исповедания в Российской империиЕвропейская историяСовременная история (с 1700 по 1945 год)КнигиЖурналы
Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicДобро для душ: история вероисповедания в Российской империиЕвропейская историяСовременная история (1700–1919 гг. )45)КнигиЖурналы
Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск


  • Иконка Цитировать

    Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться

    • Твиттер
    • Подробнее

CITE

Kizenko, Nadieszda,

‘ВВЕДЕНИЕ’

,

Хорошо для душ: история исповедания в Российской империи

(

, Оксфорд,

2021;

онлайн,

2021;

. Oxford Academic

, 23 сентября 2021 г.

), https://doi.org/10.1093/oso/9780192896797.003.0001,

, по состоянию на 15 января 2023 г.

Выберите формат
Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicДобро для душ: история вероисповедания в Российской империиЕвропейская историяСовременная история (1700–1919 гг.)45)КнигиЖурналы
Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicДобро для душ: история исповедания в Российской империиЕвропейская историяСовременная история (с 1700 по 1945 год)КнигиЖурналы
Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

Резюме

Во Введении предлагается новый подход к изучению таинства покаяния в русской традиции с XVII века до 1917 года. Излишне политический акцент свел покаяние к петровскому требованию к священникам сообщать обо всем изменническом, что они могли услышать на исповеди. Узкобогословские исследования придают чрезмерное значение «терапевтическому» подходу Православия по сравнению с такими понятиями, как «удовлетворение», «заслуги» или «оправдание». Здесь исповедь находится как в более широком социальном, литургическом и правовом контексте, так и в контексте других традиций (римско-католической, протестантской и иудейской). Исповедь в царской России была не исключительно частным актом, но также сезонным и общинным. В составе govienie , недельный великопостный покаянный процесс, включающий пост и ежедневное посещение церкви, кульминацией которого стала исповедь и причастие. Этот литургический контекст, описанный в контексте постных текстов и богослужений, позволял таинству сохранять свою целостность, даже когда правители стремились использовать его в политических, дисциплинарных и образовательных целях.

Ключевые слова:
Постная Триодь, говение, покаяние, литургия, дисциплина, чин, отпущение грехов, блудный сын, Пасха

Предмет

Европейская историяНовая история (с 1700 по 1945)

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Войти с помощью личного кабинета

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Русская Православная Церковь Заграницей

 

«Этот день добр, это день очищения». Это время, когда мы можем отбросить тяжелые дни греха, разбить цепи беззакония: «поднять скинию падшую и заделать проломы». этого� в наших душах, и увидеть его обновленным и ярким. Но путь к этому благословенному очищению нелегок.

Мы еще не подошли к исповеди, а душа уже слышит голоса искушения: «Мне ли ждать? Достаточно ли я подготовлен, не слишком ли часто причащаюсь?» Мы должны решительно отвергнуть такие сомнения. «Если стремишься служить Господу, приготовься к испытанию» (Екклезиастик/Сирах 2:1). Если ты решился исповедоваться и причаститься, то возникнет много препятствий, внутренних и внешних: но они исчезнут, как только ты выразишь твердость в своем намерении.

В частности, вопрос о слишком частом исповедании: исповедоваться надо гораздо чаще, чем это принято; по крайней мере один раз в течение каждого из периодов Великого поста. Мы, одержимые «мечтами лени» и неуклюжие в своем покаянии, должны снова и снова учиться каяться. Во-вторых: необходимо провести нить от одной исповеди к другой, чтобы период между ними был наполнен духовной борьбой, усилиями, питаемыми впечатлениями нашего последнего Причастия и одухотворенными ожиданием нашей следующей исповеди.

Еще забота об отце-исповеднике: к кому нам идти? Должны ли мы идти к одному и тому же снова и снова, несмотря ни на что? Могу ли я пойти к другому священнику? Если да, то при каких обстоятельствах? Опытные в духовных делах священники скажут, что не следует менять священников, даже если это только ваш духовный наставник, а не ваш духовник, проводник вашей совести. Порой, правда, после прекрасной исповеди у того или иного священника последующие у того же священника менее вдохновительны и не так проникновенны, и тогда можно подумать о смене духовников. Но это недостаточная причина для переключения. Если оставить в стороне даже то, что наши личные ощущения на исповеди не касаются сути этого Таинства, то духовное одухотворение на исповеди часто является признаком нашего собственного душевного недуга. Отец Иоанн Кронштадтский сказал следующее: «Покаяние должно быть совершенно свободным и совершенно непринужденным со стороны духовника» 9 .0003

Ибо человеку, действительно терпящему боль своего греха, все равно, через кого он исповедует его; он просто хочет признаться в этом как можно скорее и получить облегчение. Другая проблема, когда мы откладываем в сторону суть Таинства покаяния и идем на исповедь для простой беседы. Важно различать исповедь и духовную беседу, которая может происходить вне Таинства, и лучше отдельно, так как беседа, даже на духовный вопрос, может отвлечь человека, отбить у него дух от покаяния, вести к богословскому спору, ослаблять желание кающегося исповедоваться.

Исповедь есть не признание своих недостатков, своих сомнений, а открытие себя отцу-исповеднику, а не просто «благочестивый обычай». Исповедь есть горячее покаяние сердца, выражение жажды очищения, проистекающее из чувства святости, смерти для греха и возрождения в святости. Полное покаяние — это уже уровень святости, а незаинтересованность, неверие — вне святости, отчуждены от Бога.

Разберемся, какое отношение должно быть к Таинству покаяния, что требуется от исповедующегося, как следует готовиться, какой самый важный момент (та часть Таинства, которая касается кающегося).

Конечно, первым действием должно быть испытание сердца. Предыдущие дни подготовки являются обычными. «Видеть грехи свои во множестве их и во всей их скверне — это поистине дар Божий», — сказал отец Иоанн Кронштадтский. Обычно неискушенные в духовной жизни люди не видят ни множества своих грехов, ни своей скверны. «Ничего необычного», «Как и все», «Просто маленькие грехи», «Я не крал и не убивал», — так многие люди начинают свою исповедь. Между тем себялюбие, неприятие критики, жестокосердие, лесть, слабость в вере и любви, малодушие, духовная лень — не все ли это главные грехи? Можем ли мы честно заявить, что мы достаточно любим Бога, что наша вера сильна и горяча? Что мы любим каждого человека как брата во Христе? Что мы достигли кротости, нежности, смирения?

Если нет, то в чем заключается наше христианство? Чем объяснить нашу самоуверенность на исповеди, как избежать жесткого бесчувствия, как не мертвым сердцем, мертвой душой, предвещающими телесную смерть? Почему святые отцы, вознося нам покаянные молитвы, мнят себя главными среди грешников, с искренним убеждением взывают к Иисусу Сладчайшему: «Никто от века не согрешил, как я, осуждённый и заблудший, согрешил !� А мы убеждены, что в нашей жизни все хорошо! Но чем ярче свет Христов сияет в наших сердцах, тем яснее становятся все наши слабости, наши язвы и язвы. И наоборот, люди, погруженные во тьму греха, ничего не видят в своем сердце, а если и видят, то не имеют страха, так как им не с чем сравнивать.

Прямой путь к познанию своего греха есть приближение к свету и молитва к этому свету, который есть осуждение и все временное в нас самих (Ин. 3:19). Поскольку нет близости ко Христу, во время которой мы находимся в вечном состоянии покаяния, потому мы должны испытывать свою совесть, приближаясь к исповеди, по заповедям, определенными молитвами (напр., 3-я вечерняя молитва, четвертая молитва перед причастием), определенные отрывки из Евангелия (например, Римлянам 12, Ефесянам 4, Иакова, особенно 3).

Заботясь о нашей духовной жизни, мы должны стараться отличать наши основные грехи от тех, которые вытекают из них, симптомы от их первопричин. Например, очень важны невнимательность во время молитвы, мечтательность и блуждание мыслей во время церковных служб, отсутствие интереса к читаемому из Священного Писания; но не происходят ли эти грехи от неверия и слабой любви к Богу? Мы должны замечать в себе свое своеволие, свое непослушание, самооправдание, нетерпение к критике, непримиримость и упрямство; но важнее выявить их связь с себялюбием и гордыней. Если мы замечаем в себе стремление к обществу, болтливость, насмешливость, чрезмерную заботу о своей наружности и о других, о том, как другие одеваются и как они живут, мы должны тщательно рассмотреть, не являются ли это только формами самомнения. Если мы слишком близко принимаем к сердцу земные неудачи, если не можем вынести бремени разлуки, если слишком скорбим об ушедших от нас, то не обнаруживает ли это в нас недостатка веры в Божественный Промысел?

Есть и другой способ, помогающий привести нас к познанию собственной греховности: надо помнить, в чем часто обвиняют нас другие, особенно наши ближние, наши близкие: их обвинения, их критика и нападки почти всегда имеют какое-то основание.

Мы также должны просить прощения у всех, кого обидели, прежде чем идти на исповедь, чтобы с чистой совестью подойти к этому Таинству.

Исследуя таким образом наши сердца, мы должны заботиться о том, чтобы не впасть в крайнюю подозрительность и мелкие придирки ко всякому движению сердца; вступив на этот путь, мы можем утратить чувство важного и неважного, можем погрязнуть в мелочах. В таких случаях надо временно отложить исследование своей души и, приняв «духовную» диету, упрощать и очищать свою душу молитвой и добрыми делами.

Подготовка к исповеди означает не полное припоминание и запись каждого греха, а достижение состояния сосредоточения, серьезности и молитвы, которое обнаружит наши грехи при воздействии на них света. Не список грехов приносить отцу-духовнику, а преданность к покаянию, не подробное сочинение, а смиренное сердце.

Но просто знать свои грехи не значит каяться в них. Правда, Господь принимает исповедь — искреннюю, чистосердечную исповедь, — когда она не сопровождается сильным чувством покаяния (если мужественно исповедуем и этот грех — жестокосердие). И все же смиренное сердце, скорбь о своих грехах — это самое большое, что мы можем принести на исповедь. Но что делать, если сердца наши, «иссохшие от огней греховных», не окроплены живительной влагой слез? Что, если «непокорный дух и немощная плоть» настолько сильны, что мы не в состоянии принести истинное покаяние? Это еще не повод откладывать исповедь – Бог может коснуться нашего сердца даже во время самой исповеди: только акт исповеди, перечисление наших грехов может смягчить наше сердце, обострить наше духовное зрение, усилить наше чувство покаяния.

Наиболее действенны в преодолении нашей духовной немощи приготовление к исповеди, пост, — который ослабляет наше тело, нарушая телесное благополучие и безмятежность, — молитва, ночные помыслы о смерти, чтение Евангелия, житий святых, творения святых отцов, усиление борьбы с нашими желаниями, упражнения в добрых делах. Наше оцепенение на исповеди обычно коренится в отсутствии страха Божия и в скрытом неверии. Все наши усилия должны быть направлены в этом направлении. Вот почему так важны слезы на исповеди. Они смягчают наше черствое сердце, потрясают нас с ног до головы, все упрощают, даруют нам блаженную самоотверженность, отвергают главное препятствие к покаянию — наше «я». Гордые и себялюбивые никогда не плачут. Раз ты плачешь, значит, ты смягчился, растаял, смирил себя. Вот почему после таких слез мы испытываем кротость, спокойствие, мягкость, добросердечие, душевный мир, нам дано от Господа плакать от радости. Не надо стыдиться слез на исповеди, надо дать им течь свободно, смывая наши беззакония. «Облака слез подаждь мне, Христе, да заплакаю и смываю скверну сластолюбия моего и предстаю перед Тобою чистым» (утреня в первый понедельник Великого поста).

Третьим элементом исповеди является словесное исповедание греха. Не надо ждать вопросов, надо делать усилие; исповедь есть подвиг и акт принуждения себя. Говорить надо лаконично, не затемняя безобразия греха общими выражениями (например, «виновен в нарушении 7-й заповеди»). Очень трудно на исповеди избежать привычки самооправдываться, пытаться объяснить духовнику «смягчающие обстоятельства», ссылки на третьих лиц, которые могли ввести нас в заблуждение. Любые такие попытки — свидетельство себялюбия, отсутствия глубокого покаяния, постоянного соприкосновения с грехом. Иногда во время исповеди люди обвиняют плохую память, которая мешает им вспомнить свои грехи. Действительно, иногда бывает, что мы забываем о своем грехопадении; а это из-за плохой памяти? О событиях, оскорбляющих наше самолюбие или, наоборот, льстящих нашему тщеславию, о наших успехах, заслуженных похвалах мы помним многие годы. Все, что оказывает на нас глубокое воздействие, мы помним ясно и надолго, но если мы забываем свои грехи, то не значит ли это, что мы не придаем им большого значения?

Признак истинного покаяния есть легкость сердца, чистота, неизреченное счастье, когда грех кажется нам таким же тягостным и невозможным, каким еще недавно казалось это счастье.

Наше покаяние не будет полным, если, исповедуясь, мы не решим не возвращаться к тем же каянным грехам. Но, спросите вы, как это возможно? Как я могу обещать себе и своему духовнику, что не повторю этого греха? Ибо по опыту все мы знаем, что через какое-то время мы всегда будем возвращаться к одним и тем же грехам; наблюдая за собой год за годом, мы не видим улучшения, «вскакиваем и тут же падаем». Было бы ужасно, если бы это было так. Но, к счастью, это не так. Не бывает так, чтобы, когда кто-то с охотным сердцем исповедуется и причащается Святых Даров, в душе не происходит каких-то добрых перемен. Но проблема прежде всего в том, что мы сами себе не судьи; человек не может правильно судить о себе, стал ли он лучше или нет, так как он был бы и судьей, и предстающим перед судом. Большая строгость к себе, лучший взгляд на свою душу, повышенный страх перед грехом могут создать иллюзию, что грехи умножились и укрепились: они, может быть, даже ослабли, но раньше мы их не так сильно замечали.

Также и Бог, по Своему Божественному Промыслу, часто закрывает нам глаза на наши успехи, чтобы оградить нас от худших грехов — тщеславия и гордыни. Часто бывает, что грех остается, но частая исповедь и причащение Святых Даров могут расшатать и ослабить его корни. Сама борьба с грехом, страдание от своих грехов — разве это не победа?

«Не бойся, — сказал святой Иоанн Лествичник, — хоть ты и падаешь каждый день, но не уклоняешься от пути Божия; стой мужественно, и Ангел, охраняющий тебя, почтит твое терпение».

Если нет чувства облегчения, возрождения, надо иметь силы вернуться еще раз к исповеди, окончательно избавиться от скверны, смыть ее мрак и слезами осквернить.