Вениамин каверин: Вениамин Каверин

Вениамин Каверин

Страна: Россия
Родился: 6 апреля 1902 г.
Умер: 2 мая 1989 г.

Жанры:

Реализм

59%

Сказка/Притча

37%

ещё >>

Вениамин Александрович Каверин родился 6(19) апреля 1902 года в Пскове; умер 2 мая 1989 года в Москве. Настоящая фамилия — Зильбер; творческий псевдоним взят в честь Петра Павловича Каверина — гусара, дуэлянта-забияки и разгульного кутилы, в чьих проделках нередко принимал участие юный Пушкин.

Родился в семье капельмейстера 96-го пехотного Омского полка, из шести детей которого Вениамин был самым младшим. С детства огромное влияние на него оказывал старший брат Лев, впоследствии всемирно известный ученый-микробиолог и иммунолог, академик, один из создателей вирусной теории рака. В 1912 г. Каверин поступил в Псковскую гимназию, где проучился 6 лет. В 1919 г. переехал в Москву, окончил там среднюю школу и поступил на историко-филологический факультет университета. Увлекался сочинением стихов, но после суровых отзывов О. Э. Мандельштама и В. Б. Шкловского оставил версификационные опыты. Одновременно служил в студенческой столовой, потом работал в библиотеке Московского военного округа и в художественном подотделе Московского совета.

В 1920 г. по совету Юрия Тынянова (мужа сестры Каверина), которого считал своим литературным учителем, переехал в Петроград, где продолжил образование на философском факультете университета, одновременно обучаясь на арабском отделении Института живых восточных языков. Как филолога его привлекали малоизученные страницы русской литературы начала XIX-го века: сочинения В. Ф. Одоевского, А. Ф. Вельтмана, О. И. Сенковского. В 1923 г. он окончил Институт восточных языков, в 1924 г. – университет, оставшись в нем в аспирантуре. Одновременно Каверин преподавал в Институте истории искусств. В 1929 г. Каверин защитил кандидатскую диссертацию по русской филологии под названием «Барон Брамбеус. История Осипа Сенковского», принесшую автору звание научного сотрудника первого разряда.

Важную роль в творческом формировании писателя сыграло его участие в литературной группе «Серапионовы братья», в составе которой были Вс. Иванов, М. Зощенко, К. Федин и другие. В 1922 году был опубликован первый рассказ; в том же году Каверин женился на Л.Н. Тыняновой (1902-1984), впоследствии детской писательнице. В 1923 г. увидел свет первый сборник рассказов Каверина «Мастера и подмастерья», в 1925 г. — повесть «Конец Хазы», а в 1931 г. — роман «Художник неизвестен».

Был период, когда он пытался сочинять пьесы (в начале 30-х некоторые даже имели успех — их ставили первоклассные режиссеры, сам Вс. Мейерхольд предлагал сотрудничество), но, по собственному признанию Каверина, с ремеслом драматурга он был не в ладах. С начала 1930-х Каверин кардинально меняет область литературного творчества и приступает к написанию романов, в которых ставил задачу не только передать свои знания жизни, но и выработать собственный литературный стиль. Первым из них стал «Исполнение желаний» — он, как и несколько последующих («Два капитана», «Открытая книга»), пользовался большой популярностью. Замысловатое сюжетное построение и подчеркнутая контрастность, с какой писатель рисует портреты своих героев, — отличительные способности этих книг.

Во время войны Каверин работал корреспондентом газеты «Известия». В 1944 году была опубликована последняя часть самого известного из произведений писателя — романа «Два капитана»; в том же году этот роман был удостоен Сталинской премии. Неизвестно, как сложилась бы судьба Каверина, не напиши он этот роман; вполне возможно, что писатель разделил бы участь своего старшего брата, академика Льва Зильбера, которого трижды арестовывали и отправляли в лагеря.

Из поздних произведений Каверина необходимо отметить роман «Перед зеркалом» (1971), повесть «Верлиока» (1982), а также автобиографические книги «В старом доме» (1971) и «Освещенные окна» (1976).

В поздние годы Каверин жил, в основном, в писательском поселке Переделкино под Москвой, давая о себе знать не только своими произведениями, но и выступлениями в защиту культурных свобод и гонимых художников. Он добивался литературной реабилитации Тынянова и Булгакова, подписал обращение в защиту Синявского и Даниэля, поддерживал Солженицына. Членом правления Союза писателей Каверин стал только в 1986 году, всего за три года до смерти.

Он не прекращал писать до последних дней, даже когда уже не было полной уверенности в том, что все замыслы удастся осуществить. Одной из последних работ Каверина стала книга о его лучшем друге Ю. Тынянове «Новое зрение», написанная в соавторстве с критиком и литературоведом Вл. Новиковым.

Похоронен Вениамин Каверин на Ваганьковском кладбище. В июне 1995 г. состоялось открытие памятника «Два капитана», который расположен у здания Псковской областной детской библиотеки. В апреле 1997 г. у здания главпочтамта в Пскове на месте дома, где родился Каверин, открыта мемориальная доска.

Произведения Каверина начали экранизировать уже в 1926 году. На одном только Ленфильме были сняты кинофильм «Чужой пиджак», кинофильм в двух сериях «Два капитана» и телефильм в девяти сериях «Открытая книга». Наиболее удачной он считал телевизионную версию повести «Школьный спектакль». По знаменитым «Двум капитанам» было снято три фильма. А 19 октября 2001 года в Москве состоялась премьера мюзикла «Норд-Ост», созданного по мотивам этого романа. 11 апреля 2002 года на Северном Полюсе авторами мюзикла Георгием Васильевым и Алексеем Иващенко был водружен флаг «Норд-Оста» с бессмертным девизом полярников «Бороться и искать, найти и не сдаваться».

Фантастические элементы присутствуют во многих произведениях Каверина. Его ранняя проза — рассказы «Хроника города Лейпцига за 18.. год» (1922), «Манекен Футерфаса» (1923), «Пятый странник» (1923), а также рассказы «Инженер Шварц», «Столяры» и «Щиты», вошедшие в сборник «Мастера и подмастерья» (1923) — обнаруживает влияние немецкого романтизма и экспрессионизма; в более поздних рассказах — «Большая игра» (1925), «Ревизор» (1926), «Голубое солнце» (1927), «Друг микадо» (1927), «Сегодня утром» (1927) и др., включенных в сборник «Воробьиная ночь» (1927) — ощутимую роль играет сатирический гротеск. К фантастике писатель вернулся в 1960-80-е гг., создав несколько произведений детской фантастики: повесть «Верлиока» (1981), сказочные рассказы «Легкие шаги» (1963), «Снегурочка» (1967), «Летающий мальчик» (1969), «Сын стекольщика» (1979), «Рисунок» (1980).

© Вениамин Каверин. Писатель трех эпох

Два капитана и один завистник / / Независимая газета

Тэги: вениамин каверин, биография, творчество, проза, роман, два капитана, серапионовы братья, псков, семья, юрий тынянов, горький, гофман, пушкин, ленинград, константин федин, солженицын, диссиденты, фронт, сказки, москва, переделкино






Вениамин Каверин старался говорить правду и оставаться собой и в жизни и в книгах. Фото из книги Вениамина Каверина «Эпилог»


Фрукт – яблоко, птица – воробей, поэт – Пушкин, Каверин – «Два капитана». Безусловно, приключенческий роман о жизни Сани Григорьева – самое известное произведение Вениамина Александровича Каверина (1902–1989), много раз переизданное и переведенное, дважды экранизированное (по нему же поставлен печально известный мюзикл «Норд-Ост»), ставшее своего рода «визитной карточкой» писателя. И уж если говорить о романе, сразу вспоминается его девиз – знаменитая фраза «Бороться и искать, найти и не сдаваться», хотя принадлежит она не Каверину – это цитата из стихотворения Альфреда Теннисона «Улисс».


Но можно сказать, что эти слова отчасти стали жизненным девизом и самого Каверина. Сам он однажды сформулировал свои принципы так: «Я придерживаюсь в жизни очень простых правил: быть честным, не притворяться, стараться говорить правду и оставаться самим собой в самых сложных обстоятельствах. Эти принципы я и пытался претворить в моих произведениях, в характерах моих героев. Истины эти просты, но сделать так, чтобы они тронули сердца современных читателей, – непростая задача». И это не просто слова: в 1940-е Каверин не отрекся от своего друга Михаила Зощенко во время травли последнего и помогал ему материально – как и опальной Анне Ахматовой. В 1950-е не участвовал в травле Бориса Пастернака; выступил на Втором Всесоюзном съезде советских писателей с речью, которая заканчивалась так: «Я вижу литературу, в которой приклеивание ярлыков считается позором… которая помнит и любит свое прошлое. Помнит, например, что сделал Юрий Тынянов для нашего исторического романа и что сделал Михаил Булгаков для нашей драматургии». В 1960-е подписывал открытые письма в защиту Юлия Даниэля и Андрея Синявского, Жореса Медведева, подготовил для Четвертого съезда писателей СССР речь о неудовлетворительном состоянии советской литературы (публично произнести ее не дали). А когда его старый – еще с времен литературной группы «Серапионовы братья» – товарищ Константин Федин, первый секретарь Союза писателей СССР, выступил против публикации солженицынского романа «Раковый корпус», Каверин обратился к бывшему другу с письмом, широко разошедшимся в самиздате: «Мы знакомы сорок восемь лет, Костя. В молодости мы были друзьями. Мы вправе судить друг друга. Это больше чем право, это долг. Твои бывшие друзья не раз задумывались над тем, какие причины могли руководить твоим поведением в тех, навсегда запомнившихся событиях нашей литературной жизни, которые одних выковали, а других превратили в послушных чиновников, далеких от подлинного искусства. .. Не буду удивлен, если теперь, после того как по твоему настоянию запрещен уже набранный в «Новом мире» роман Солженицына «Раковый корпус», первое же твое появление перед широкой аудиторией писателей будет встречено свистом и топанием ног… Ты берешь на себя ответственность, не сознавая, по-видимому, всей ее огромности и значения. Писатель, накидывающий петлю на шею другому писателю, – фигура, которая останется в истории литературы независимо от того, что написал первый, и в полной зависимости от того, что написал второй. Ты становишься, может быть сам того не подозревая, центром недоброжелательства, возмущения, недовольства в литературном кругу. Измениться это может только в одном случае – если ты найдешь в себе силу и мужество, чтобы отказаться от своего решения».


Вениамин Александрович не был «официальным» диссидентом, среди его наград – медали, ордена (в том числе орден Ленина), Сталинская премия второй степени (за «Двух капитанов»). Просто его жизненный путь определяли понятия «честь», «дружба», «порядочность»…





Его герои боролись и искали, находили

и не сдавались.  

Кадр из фильма «Два капитана». 1956


А путь этот оказался долгим. Вениамин, младший из шести детей капельмейстера пехотного Омского полка Абеля Зильбера и владелицы музыкальных магазинов Ханы (Анны) Дессон, появился на свет в Пскове. Родственные и дружеские связи впоследствии переплетутся довольно причудливо: старший брат Лев, будущий ученый-вирусолог, одноклассник Юрия Тынянова, за которого потом выйдет замуж одна из сестер, Лея, а сам Каверин женится на сестре Тынянова Лидии. Сестра Мирьям станет женой первого директора Народного дома им. А.С. Пушкина Исаака Руммеля, брат Александр – композитором с псевдонимом Ручьёв, а его супруга Екатерина во второй раз выйдет замуж за Евгения Шварца. В семье Зильберов одно время жил гимназический друг Вениамина Анатолий Розенблюм – впоследствии левый эсер и один из основателей советской психотехники…


После гимназии Вениамин окончил Ленинградский институт живых восточных языков по отделению арабистики и историко-филологический факультет Ленинградского государственного университета, защитил диссертацию «Барон Брамбеус. История Осипа Сенковского». Писательский дебют состоялся в 1922-м – публикация рассказа «Хроника города Лейпцига за 18… год». Тогда же, в начале 1920-х, Каверин вступил в содружество «Серапионовы братья», где получил прозвище «брат Алхимик», а его товарищами стали вышеупомянутые Зощенко и Федин, Михаил Слонимский, Елизавета Полонская, Николай Тихонов, Николай Никитин, Илья Груздев, Лев Лунц и другие. Название «серапионы» взяли по четырехтомнику рассказов Гофмана. Гофмановские мотивы у раннего Каверина отметил Горький: «Не люблю сравнений, но, думая о вас, всегда невольно вспоминаю Гофмана и – так хочется, чтобы вы встали выше его!.. Ваша фантазия может заставить вас написать вещи глубочайшего значения». А свой псевдоним Вениамин Александрович позаимствовал у пушкинского приятеля Петра Каверина – гусара, кутилы и повесы, упомянутого в «Евгении Онегине»:


К Talon помчался: он уверен,


Что там уж ждет его Каверин.


Вошел: и пробка в потолок,


Вина кометы брызнул ток…


И хотя «Серапионовы братья» просуществовали всего несколько лет, их литературным принципам (главное – не партийность, а качество произведения; писать нужно не для пропаганды) бывшие участники (далеко не все) старались следовать и дальше. Насколько могли, конечно. Сам Каверин в 1925-м опубликовал в журнале «Ковш» наспех сочиненный конъюнктурный роман на тему революции «Девять десятых судьбы», сразу выдержавший пять изданий. Однако в дальнейшем автор никогда не публиковал его, усвоив урок Тынянова, который, «прочитав две-три страницы, обеими руками через весь стол оттолкнул рукопись, сказав, что всё в ней «напряжено», давая понять таким образом, что напряжение неискренности не имеет ничего общего с литературой». А еще были романы «Конец Хазы», «Художник неизвестен», «Исполнение желаний», трилогия «Открытая книга»… И поздние «Перед зеркалом», «Двухчасовая прогулка», «Наука расставания»… И рассказы, и повести, и пьесы, и воспоминания, и сказки – с детства помню «Песочные часы», «Много хороших людей и один завистник», «О Мите и Маше, о Веселом трубочисте и Мастере золотые руки». Материал для второго тома «Двух капитанов» Каверин собирал во время Великой Отечественной, будучи спецкором «Известий» сначала на Ленинградском фронте, потом – на Северном флоте. После войны переехал из Ленинграда в Москву – точнее, в подмосковное Переделкино. Умер в 1989-м, похоронен на Ваганьковском кладбище. Как провидчески написал в начале 2000-х Евгений Евтушенко: «Ах, классик-диссидент,/ Вениамин Каверин./ Вам будет монумент?/ Я в этом не уверен». И далее:





Не «Двумя капитанами» едиными…

Каверинские сказки – любимы многими. 

Обложка книги Вениамина Каверина

«Сказки». 1971


Я вспоминаю Вас


на лыжах в царстве снега,


остринку карих глаз


с веселинкой побега.



…Я к тем принадлежал,


дитя самообмана,


кто с детства обожал


роман «Два капитана».



Скушон, хоть удавись,


был коммунизм плакатный,


и нужен был девиз


по-мушкетерски внятный.



Звенел в моих висках


девиз, как будто святцы:


«Бороться и искать,


найти и не сдаваться».



Но разве мы нашли


всё то, что мы искали?


Мы стали так пошлы,


воруя, зубоскаля.



Я оглянусь вокруг –


вся жизнь полна дурманом,


как ядовитый луг


ромашек из романа.



…Во сне опять скольжу


с Кавериным на лыжах,


но что ему скажу,


разбит, искромсан, выжат?



О, юность, не изгадь


отцов и дедов святцы:


«Бороться и искать,


найти и не сдаваться!»


И пусть «монумента» самому писателю нет, но в его родном Пскове поставлен памятник героям «Двух капитанов» Сане Григорьеву и Ивану Татаринову. Может, это и правильно – ведь зачастую в персонажах воплощаются лучшие черты их создателей.

Вениамин Каверин — IMDb

  • Биография
  • Награды
  • Общая информация
    1902 г., Псков, Россия. Он был младшим из шести детей. Его
    отец Александр Зильбер был музыкантом и дирижером
    военный оркестр. Юный Каверин учился в Псковской гимназии. Там он
    начал писать стихи. В 1919 году он переехал в Москву и поступил в
    Историко-филологический факультет Московского университета. Писатель
    Юрий Тынянов был его зятем. По совету Тынянова Каверин
    переведен в Санкт-Петербургский университет для изучения языков и
    литература. Его рассказ «Одиннадцатая аксиома» («Одиннадцатая аксиома») победил
    литературная премия и внимание Максима Горького.

    В 1921 году Каверин вступил в литературный кружок «Серапионовы братья».
    Братья Серапионы). Группу инициировал Евгений Замятин, который исповедовал
    что «настоящую литературу могут создавать только безумцы, отшельники, еретики,
    мечтатели, бунтари и скептики» на его литературных семинарах с честолюбивыми
    писатели. Они получили свое название от рассказа Э. Т. А. Гофмана под названием
    «Братья Серапионы», о свободе творчества. В группу вошли
    Михаил Зощенко, Лев Лунц, Виктор Шкловский, Николай Тихонов, Михаил Слонимский, Всеволод Иванов и др.
    Константин Федин. Группа находилась под патронажем критика и писателя Юрия Тынянова.
    Посещали они и семинары Корнея Ивановича Чуковского. Они жили в знаменитом
    художественное сообщество, известное как «Дом искусств» в бывшем
    аристократический дворец на Невском проспекте в Санкт-Петербурге.
    писатели группы были нонконформистами и находились в оппозиции
    официальной советской литературы. Их лидера Евгения Замятина бесстрашно критиковали
    Советская политика «красного террора» и запугивания интеллигенции под
    Диктатура Иосифа Сталина.

    Каверин взял свой псевдоним от имени русского авантюриста Петра
    Каверин, который был другом поэта Александра Пушкина. С 1923-1929 Каверин
    вел аспирантуру по истории и литературе. В 1929 году он
    защитил докторскую диссертацию по истории российской журналистики.
    диссертацию на тему «Барон Брамбеус, история Осипа Сенковского». Его
    Первый большой роман под названием «Скандалист» («Нарушитель спокойствия», 1928 г.)
    изображение старшего поколения ленинградских ученых с их
    старомодное и жесткое отношение к новой реальности. Его второй роман
    ‘Худошник Неизвестен’ (Исполнитель Неизвестен 1931) вращается вокруг
    философская дискуссия между инженером и художником и сделки
    с драмой культурной деградации и борьбой русского
    Авангардное искусство конца 1920-х гг. Его третий роман «Исполнение
    Желахий» («Исполнение желаний», 1936) сравнивает двух разных учеников в
    Ленинградский университет, занимающийся манипуляциями и обольщением
    злодеев, но удается избежать больше ловушек после болезненного
    опыт. По нему был снят одноименный фильм с участием Евгения Лебедева и
    Иннокентий Смоктуновский.

    Его самый известный роман — «Два капитана». Первый том
    был опубликован в 1939 году. Во время Великой Отечественной войны Каверин служил в
    Северный Военно-Морской Флот, и собрал больше литературного материала, то был
    эвакуирован в город Ярославль, Россия. Там он завершил
    второй том «Два капитана» (Два капитана, 1944). В книге рассказывается
    приключения русских полярных экспедиций во времена до и
    после русской революции. Он был экранизирован в 1955 г.
    популярный сериал в 1976. Старший брат Каверина, по имени Лев Зильбер,
    был ведущим иммунологом, которого трижды арестовывали и ссылали в
    Лагеря ГУЛАГа. Каверин использовал опыт своего брата как
    литературный материал. В 1949-1956 годах Каверин написал трилогию о
    микробиологов под названием «Открытая книга» («Открытая книга», 1956). Это
    стала популярной книгой и была экранизирована одноименным фильмом режиссера
    Владимир Фетин. Ремейк 1977 года режиссера Виктора Титова был популярным телесериалом.
    В главных ролях Георгий Тараторкин и Елена Соловей.

    Каверин написал одну из лучших своих книг под названием «Перед Зеркалом».
    Зеркало 1972) в возрасте 70 лет. Это стало откровением его глубочайшего
    мысли об истории, любви и смысле человеческого существования. В
    тогда же Каверин хорошенько встряхнул советскую интеллектуальную элиту
    с публикацией его наводящей на размышления трилогии воспоминаний
    «Освещенные окна» (1970-1976). Его портрет г.
    Советская литературная среда 1920-х годов содержала своеобразные биографические
    подробности и юмористические характеристики многих известных литературных деятелей.
    Описание Кавериным советской политики в литературе сыграло важную роль.
    роль в освобождении коллективного сознания после десятилетий
    репрессии. Изданный во время правления Леонида Брежнева, блестящий
    мемуары вызвали общественный интерес к истории, литературе и искусству.

    Вениамин Каверин был удостоен Государственной премии СССР и получил
    многочисленные награды и почести. Был редактором двухтомника
    антология «Литературная Москва» («Литературная Москва», 1956). в
    В 1966 году он подписал письмо съезду Коммунистической партии с просьбой
    выход писателей Андрея Синявского и Юрия Даниила. Каверин выступил против Константина Федина
    и защищал Александра Солженицына и других советских диссидентов. Он работал, чтобы помочь
    литературная реабилитация М.А. Булгакова и других запрещённых писателей. Вениамин
    Каверин был членом правления Союза советских писателей. Он умер
    2 мая 1989, Москва.

    В 2002 году «Московские новости» так комментировали его столетие: «Каверин показал
    что даже в худших условиях можно сохранить
    человеческие качества и порядочность. Его пример — упрек многим другим
    советских писателей, продавших душу режиму и совершивших
    предосудительные публичные действия». Его книги были переведены на многие языки
    и проданы миллионы копий по всему миру.

    Родился19 апреля 1902 г.

    Умер 2 мая 1989 г.(87)

    Родился19 апреля, 1902

    DiedMay 2, 1989(87)

    Known for

    Chuzhoy pidzhak

    Zakony shtorma

    Ispolnenie zhelaniy

    Dva kapitana

    Credits

    Writer

    Personal details

      • В. Каверин
      • 19 апреля 1902 г.
      • Псков, Российская империя [ныне Россия]
      • 2 мая 1989 г.
      • 4 Москва, СССР СРФ
      • 4

      • Лидия Николаевна Тынянова? — 1984 (ее смерть, 2 ребенка)

    Знаете ли вы

    Связанные новости

    , способствуя этой странице

    Предложите редактирование или добавление недостающего контента

    Подробнее, чтобы исследовать

    недавно просмотр

    1111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111ра

    У Вас нет недавно просмотренных страниц

    Каверин В.А. — СовЛит.нет — Энциклопедия советских авторов

    Каверин Вениамин Александрович. (Настоящая фамилия Зильбер.) Родился 19 апреля 1902 г. (6 апреля по старому стилю) в Пскове, в семье дирижера оркестра. Он учился в Псковской гимназии и там же начал писать стихи. В 16 лет он переехал в Москву, где в 1919 году поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Параллельно с учебой он также работал инструктором художественного отдела Моссовета.

    В Москве Каверин был частым гостем в Стойло Пегаса , известное богемное литературное кафе, где не раз видел таких, как Маяковский, Есенин, Брюсов. Однажды он пошел к Белому, который серьезно заговорил с ним о его Записках мечтателя .

    По совету Юрия Тынянова, который как раз оказался шурином Каверина и первым учителем литературы, в 1920 году Каверин перешел на философский факультет Петроградского университета, одновременно изучая арабский язык в Институте восточных языков.

    Первой пробой Каверина в прозе был рассказ Одиннадцатая Аксиома («Одиннадцатая аксиома»), которую он представил на конкурсе, организованном Петроградским Домом литераторов. В истории было две отдельные сюжетные линии, которые в конечном итоге пересекались. Первый сюжет касался монаха, который теряет веру и разрубает иконы на куски; а второе повествование касалось студента, который проиграл все свои деньги. рассказ получил первый приз в размере 5000 рублей и внимание самого Максима Горького, чьими советами и щедростью в последующие годы Каверин долго дорожил.

    «Одиннадцатая аксиома» также попала в поле зрения Виктора Шкловского, который привел Каверина в Дом искусств на встречу с Замятиным, Зощенко, Фединым и другими в «Серапионовых братьях».

    В 1923 г. Каверин окончил Институт восточных языков, а в 1924 г. — Петроградский университет. Затем он поступил в аспирантуру и в 1929 году защитил диссертацию по истории русской журналистики.

    Его первой публикацией был сборник рассказов под названием Мастера I Подмастерья («Мастера и подмастерья», 1923). В этот сборник вошли шесть произведений: «Плотники», «Щиты (и свечи)», «Инженер Шварц», «Хроника города Лейпцига за 18 год. ..», «Пурпурный палимпсет» и «Пятый Странник». Рассказы были фантастическими, экспериментальными по стилю, под влиянием немецких романтиков, особенно Э.Т.А. Хоффманн. Как позднее описывал коллекцию сам Каверин:

    Это был сборник фантастических историй; в них активно действовали монахи, черти, алхимики, студенты, а также автор, который время от времени собирал вместе своих героев, чтобы узнать у них, что ему делать дальше. Это была, конечно, детская игра.

    Каверин отправил экземпляр сборника Горькому, который критиковал его за плохой язык, отсутствие стиля, беспочвенную экзотичность, бесцельную игру фантазии, отсутствие заботы о раскрытии характера общественных отношений.

    В 1925 году Каверин оставил фантастическое и сделал первую попытку отражения реального мира в сказке Конец Хазы («Конец банды»), изображающей бандитов и разбойников эпохи НЭПа. В этом произведении банда грабителей планирует взломать сейф государственного банка. Им нужен специалист по стали, но похищают не того. Нуждаясь в стенографистке, они похищают ту, в которую влюблен глава банды. Бывший бойфренд стенографистки, которого она ранее бросила, является политзаключенным. Он сбегает из тюрьмы и, узнав, что она пропала, выслеживает ее. Он вербует помощницу проститутки, чтобы спасти стенографистку. Как только стенографистку спасают, ревнивый бойфренд проститутки намеревается убить проститутку, но в случае ошибочной идентификации вместо этого убивает стенографистку. Банду арестовывают, а бойфренда стенографистки снова отправляют в тюрьму.

    Для подготовки этой работы Каверин читал уголовную хронику, посещал судебные процессы и проводил вечера в многочисленных забегаловках Ленинграда. Ему удалось воспроизвести воровской язык с такой полнотой, что ему пришлось приложить к рассказу словарь воровского жаргона. Некто сопровождал публикацию «Конца игры», один рецензент назвал ее «справочником по хулиганству».

    Также в 1925 г. Каверин опубликовал Девят Десятих Судьбы («Девять десятых судьбы»). Эта история начинается в 1915 году, когда прапорщик царской армии по имени Шахов предстает перед военным трибуналом за свою революционную деятельность. Чтобы спасти свою жизнь, он предает товарища. Охваченный чувством вины, он ссылается в Сибирь, отказываясь отвечать на письма своей подруги Гали. Наконец, он возвращается в Петроград как раз к большевистскому восстанию, в котором участвует. Во время штурма Зимнего дворца он стреляет и ранит антибольшевистского офицера, которым оказывается Галя. Она выздоравливает, но отчуждается от него. Шахов с честью сражается во время Гражданской войны, и, наконец, они с Галей воссоединяются. Но тут-то и открывается тайна его дореволюционной опалы. Его арестовывают и вот-вот вынесут смертный приговор, когда внезапно появляется товарищ, которого он предал. Товарищ сумел избежать расстрела еще в 1915 и теперь ходатайствует об оправдании Шахова. Шахов выходит на свободу и вместе с Галей живет долго и счастливо новой жизнью, посвященной Революции.

    Первый роман Каверина, Скандалист («Нарушитель спокойствия»), вышел в 1928 году. Это убийственное изображение старомодных, непреклонных взглядов старших академиков Ленинграда. Русский формализм пародируется, поскольку он показан распадающимся. Один из персонажей произведения, возможно, создан по образцу Виктора Шкловского. Каверин начал работу над этим романом на спор, после того как какой-то остроумный литератор высмеял Каверина, сказав, что роман ему не по силам.

    В 1930 году, как и многие другие писатели, Каверин совершил поездку в совхоз «Гигант». Каверин отмечал, что для него, замкнутого человека, погруженного в книги, эта поездка была двойным открытием — открытием новых людей, при новых, небывалых обстоятельствах, и открытием собственной возможности писать об этих новых людях. В результате получился « Пролог » («Пролог»), книга реалистических рассказов о путешествиях, темой которой Каверин видел атаку на застойный мир сельской жизни и борьбу за сознание крестьянина, озадаченного на то, что сделали люди «Гиганта».

    Его второй роман Художник Неизвестен («Неизвестный художник», 1931) посвящен проблемам культуры в Советском Союзе конца 1920-х гг. Он вращается вокруг философской дискуссии между инженером и художником.

    «Исполнение Желаний » («Исполнение желаний»), 1934 г., предлагает своего рода сравнительное исследование двух разных студентов Ленинградского государственного университета. Первый ученик, Трубачевский, студент-литературовед, начинает свою деятельность блестяще, расшифровав ранее не поддающуюся расшифровке пушкинскую рукопись. Головокруженный успехом, Трубачевским манипулируют и соблазняют злодеи, которым удается украсть некоторые ценные рукописи Пушкина и сделать Трубачевского простофилей. Второй студент, Карташихин, студент-медик, идет медленнее, но проявляет больше силы характера, избегая многих ловушек, в которые попал Трубашевский. В конце концов, он помогает реабилитировать пристыженного Трубачевского.

    Этот роман ознаменовал стилистическую смену творчества Каверина. Как описал его сам Каверин:

    До тех пор я писал стилистически сложно, не только не стремясь к простоте и отчетливости языка, но, должен признаться, стесняясь этой простоты, если она невольно проступала. Теперь я стал писать самым обыкновенным, разговорным языком, единственно возможной манерой, которая была продиктована переходом к совершенно новому для меня изображению действительности.

    Но дело было не только в этом. Моя прежняя стилистическая манера позволяла мне как бы избегать тех впечатлений и размышлений, того знания жизни, которым я действительно обладал, но казавшимся мне просто скучным для художественной литературы. Теперь я понял, что ошибочно считал себя человеком, лишенным опыта и наблюдения жизни.

    Работая в Исполнение желаний , мне впервые удалось сознательно воспользоваться собственной, пока очень слабой, школой самопознания.

    Пожалуй, самая популярная работа Каверина — « Два капитана » («Два капитана»). Герой начинается как мальчик с трудным детством, достойным романа Диккенса. Он растет очарованным судьбой дореволюционного исследователя, который при загадочных обстоятельствах исчезает в Арктике перед Первой мировой войной. По воле судьбы мальчик вырастает и сам становится исследователем Арктики, тесно связанным с семьей старого капитана. Происки двуличного кузена семьи, который положил глаз на вдову старого капитана, мешают развитию нашего героя, как и гражданская война в Испании и Вторая мировая война. Но, в конце концов, молодой капитан возвращается в Арктику, женится на дочери старого капитана и находит остатки той давно потерянной экспедиции.

    Первый том «Двух капитанов» вышел в свет в 1939 году. Работа Каверина над вторым томом была прервана началом Великой Отечественной войны. Каверин работал военным корреспондентом «Известий » и, не отказавшись от планов продолжить «Двух капитанов», просил отправить его на Северный фронт. Там, как он позже признался, среди арктических летчиков и подводников, он лучше понял своих персонажей и то направление, в котором должна развиваться остальная часть романа.

    За репортаж Каверин награжден орденом Красной Звезды. И за это время успел издать несколько сборников рассказов, в том числе «Мы стали другими» («Мы стали другими»), «Орлиный залет» («Полет орла»), Русский мальчик («Русский мальчик») и другие.

    Последняя часть «Двух капитанов» вышла в 1944 году, а в 1946 году книга была удостоена Сталинской премии.

    В 1949 году Каверин опубликовал первую часть своей трилогии Открытая книга («Открытая книга»), последний выпуск которой вышел в 1956 году. Это история, охватывающая 35 лет, о женщине-микробиологе, которая предлагает новую смелую теорию. Теории противостоят укоренившиеся мракобесы, но биолог настаивает на этом, затрачивая на это большие личные расходы. За время работы над этим романом Каверину пришлось отбиваться от критиков, сетовавших на то, что он слишком много внимания уделяет любви, и оказывавших на него давление, чтобы он расстался со своими «не вполне ценными» героями и занялся абсолютно положительными во всех отношениях .

    В 1956 году Каверин работал редактором двухтомного сборника Литературная Москва .

    В 1957 году Каверин тяжело заболел. Ему запрещалось читать, писать и говорить. Он лишь постепенно выздоравливал. Во время вынужденного безделья он стал вспоминать события своей прошлой жизни и, опираясь на этот материал, мысленно создавать страницы своего следующего труда Неизвестный Друг («Неизвестный Друг»), который был опубликован в 1959.

    В постсталинский период Каверин продолжал заниматься вопросами интеллигенции и науки ( Кусок стекла «Стеклянка», 1960). Он также обратился к злоупотреблениям сталинской эпохи. Например, в Сем Пар Мечистых («Семь пар грязных», 1962) несоответствие между законностью и моралью сталинского времени раскрывается в трагическом эпизоде ​​при перевозке осужденных в Белом море.

    Перед Зеркалом («Перед зеркалом», 1971) вновь выступил с вопросами культуры и искусства. В этом произведении герой обнаруживает цивилизаторскую миссию искусства.

    Сборник воспоминаний, «Освещение Окна» («Освещенные окна», 1978 г.), дает полезный и интересный отчет о событиях и литературной атмосфере начала 1920-х годов.