Идём вглубь времён от полян к склавинам
1. Впервые этноним «склавины» упоминается в VI веке н.э. в работе «Гетика» (551 год н.э.) Иордана в форме «Sclaveni» и в труде «Война с готами» Прокопия Кесарийского (555 год н.э.) в форме «Sklaboi».
Авторы предоставляют следующую информацию о склавинах:
1) Прокопий Кесарийский:
«Ведь племена эти, склавины и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народовластии, и оттого у них выгодные и невыгодные дела всегда ведутся сообща. А также одинаково и остальное, можно сказать, все у тех и у других, и установлено исстари у этих варваров.
Ибо они считают, что один из богов – создатель молнии – именно он есть единый владыка всего, и ему приносят в жертву быков и всяких жертвенных животных. Предопределения же они не знают и вообще не признают, что оно имеет какое-то значение, по крайней мере, в отношении людей, но когда смерть уже у них у ног, схвачены ли они болезнью или выступают на войну, они дают обет, если избегнут её, сейчас же совершить богу жертву за свою жизнь; а избежав [смерти], жертвуют, что пообещали, и думают, что этой-то жертвой купили себе спасение.
Однако почитают они и реки, и нимф, и некоторые иные божества и приносят жертвы также и им всем, и при этих-то жертвах совершают гадания. А живут они в жалких хижинах, располагаясь далеко друг от друга, и каждый, меняя насколько можно часто место поселения. Вступая же в битву, большинство идет на врага пешими, имея небольшие щиты и копья в руках, панциря же никогда на себя не надевают; некоторые же не имеют [на себе] ни хитона, ни [грубого] плаща, но, приспособив только штаны, прикрывающие срамые части, так и вступают в схватку с врагами.
Есть у тех и других и единый язык, совершенно варварский. Да и внешностью они друг от друга ничем не отличаются, ибо все и высоки, и очень сильны, телом же и волосами не слишком светлые и не рыжие, отнюдь не склоняются и к черноте, но все они чуть красноватые.
Образ жизни [их] грубый и неприхотливый, как и у массагетов, и, как и те, они постоянно покрыты грязью, – впрочем, они менее всего коварны и злокозненны, но и в простоте [своей] они сохраняют гуннский нрав.
Да и имя встарь у склавинов и антов было одно. Ибо и тех и других издревле звали «спорами», как раз из-за того, думаю, что они населяют страну, разбросанно расположив свои жилища. Именно поэтому они и занимают неимоверно обширную землю: ведь они обретаются на большей части другого берега Истра, по ту сторону реки. Считаю достаточным сказанное об этом народе.»;
2) Иордан:
«Между этими реками лежит Дакия, которую, наподобие короны, ограждают Альпы. У левого их склона [Альпы], спускающегося к северу, начиная от места рождения реки Вистулы, на безмерных пространствах расположилось многолюдное племя венетов. Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, всё же преимущественно они называются склавенами и антами.
Склавены живут от города Новиетауна и озера, именуемого Мурсианским, до Данастра [Днестра], и на север – до Висклы [Вислы], вместо городов у них болота и леса.
Анты же – сильнейшие из обоих [племён] – распространяются от Данастра до Данапра [Днепра], там, где Понтийское [Чёрное] море образует излучину; реки эти удалены одна от другой на расстояние многих переходов.
Эти [венеты], как мы уже рассказывали в начале нашего изложения, – именно при перечислении племен, – происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов. Хотя теперь, по грехам нашим, они свирепствуют повсеместно, но тогда все они подчинились власти Германариха.».
В VII веке о склавинах, «называемых венедами», упоминает Фредегар Схоластик, повествуя о создании государства Само.
двойной клик — редактировать изображение
1.1. Большая часть исследователей считает, что позднеантичные «склавины» это славяне. Отмечается также, что у раннесредневековых авторов Европы славяне упоминаются под названиями «скалавы», «стлавены» и «скловены», а у восточных авторов – под названиями «сакалабы» или «сакалиба». Было высказано предположение, что с помощью сочетания «ск» и «ст» авторы передавали отсутствующий в их языках звук «ч», а самоназвание славян восходит к слову «человек», что распространено у ряда народов (пример – ханты).
Многие авторы в своих трудах рядом со склавинами упоминают венедов и антов. Существует несколько гипотез, касающихся того, в каких связях эти народы относятся друг с другом.
Первая гипотеза гласит, что они являются тремя частями славянского народа, которые впоследствии стали южными, западными и восточными славянами, что соответствует языковому разделению славян. Но большинство лингвистов считает, что в VI веке такого деления еще не могло быть (славянская общность распадается с VII века н.э.). Славяне себя венедами никогда не называли. Этноним «венеды» является кельтским по происхождению (например, венеты (лат. veneti) возможно кельтское племя венеты (лат. veneti), проживавшее на юге полуострова Бретань на северо-западе Галлии/Франции и занимавшееся мореплаванием; группа племён адриатические венеты (греч. ’ενετοί, лат. veneti), населявших северное побережье Адриатического моря к северо-востоку от реки По, позднее по названию адриатических венетов эта область получила название Венетия, откуда происходят названия города Венеция и современной области Венеция) и убедительно этимологизировать его на основе славянских языков не удаётся.
двойной клик — редактировать изображение
Вторая гипотеза гласит, что слова Иордана следует трактовать следующим образом: венеды являются древним народом, от которого произошел целый ряд современных народов, но в основном – склавины и анты. В таком случае, имел место перенос этнонима «венеды» с кельтов сперва на пшеворское население (ассимилировавшее кельтов Юга Польши к началу н.э.), а затем на славян, что не является редкостью для народов, населявших в разное время одну и ту же местность. Вполне возможно, что германцы стали называть южных пшеворцев венедами и именно поэтому Иордан, пользовавшийся готскими источниками, считает венедов славянами, а Прокопий не сообщает ничего о венедах. Этим экзоэтнонимом славян по сей день называют немцы, и перенявшие у них это название эсты и карелы. Так, венды (нем. Wenden), также винды и они же венеды – средневековое германское собирательное название всех соседних немцам славян, но к настоящему времени название закрепилось за всеми полабскими славянами и в более узком значении – за лужицкими сербами и кашубами. Исторически полабские славяне образовывали три племенных союза: лужичане (сорбы) на юге, лютичи (вильцы, велеты) в центральных областях и бодричи (ободриты, ререги) на северо-западе.
двойной клик — редактировать изображение
Что же касается антов, то Иордан их отождествляет со славянами, а судя по приведенному им ареалу их обитания (от Днепра до Днестра), археологически антов следует отождествлять с носителями пеньковских древностей. Тем не менее, Иордан различает антов и склавинов, сообщает о войнах между ними и совместном проживании на левобережье Дуная, но говорит о единстве их языка. А.Г. Алексаха считает, что любая археологическая культура, синхронная пражской, не может быть славянской, ссылаясь на критерий бездиалектности (распад славянского языка произошел не ранее VII – VIII веков н.э).
Пеньковская культура формировалась на основе киевской, принадлежавшей западным балтам, и очень сильно отличается от корчакской (пражской). Помимо этого, в болгарском языке имеются заимствования из западнобалтского, отсутствующие в других славянских языках, и на Балканах имеются западнобалтские топонимы, что говорит о том, что после выделения из славянской общности предки болгар находились в контакте с западными балтами (в месте совместного нахождения пражско-корчакских и пеньковских материалов – на правом берегу Дуная). Из всего этого можно сделать вывод, что языком антов был какой-то западнобалтский язык.
двойной клик — редактировать изображение
В первой половине VI века начинается переселение славян (носителей пражско-корчакской культуры) в Среднее Приднепровье и ассимиляция пеньковцев (антов) славянами. Через какое-то время в этом ареале доминирует пражская керамика (луки-райковецкой культуры) и славянские полуземлянки с печами-каменками. Несмотря на то, что ассимилированные анты говорили уже на славянском языке, они всё ещё могли отличаться от славян традициями, одеждой и так далее. После 602 года сведения об антах исчезают.
Также вполне возможно, что изначальный язык антов был еще ближе к славянскому, чем прусский (принадлежащий к той же западнобалтской группе), что могло создать для позднеантичных авторов ощущение, что это два диалекта одного языка.
двойной клик — редактировать изображение
Помимо венедов, антов и склавинов Иордан упоминает племя спалов в следующем контексте:
«Когда там выросло великое множество люда, а правил всего только пятый после Берига король Филимер, сын Гадарига, то он постановил, чтобы войско готов вместе с семьями двинулось оттуда. В поисках удобнейших областей и подходящих мест для поселения он пришел в земли Скифии, которые на их языке назывались Ойум.
Филимер, восхитившись великим обилием тех краев, перекинул туда половину войска, после чего, как рассказывают, мост, переброшенный через реку, непоправимо сломался, так что никому больше не осталось возможности ни прийти, ни вернуться.
Говорят, что та местность замкнута, окружена зыбкими болотами и омутами; таким образом, сама природа сделала её недосягаемой, соединив вместе и то и другое.
Можно поверить свидетельству путников, что до сего дня там раздаются голоса скота и уловимы признаки человеческого (жилья), хотя слышно это издалека. Та же часть готов, которая была при Филимере, перейдя реку, оказалась, говорят, перемещенной в области Ойум и завладела желанной землей. Тотчас же без замедления подступают они к племени спалов и, завязав сражение, добиваются победы.
Отсюда уже, как победители, движутся они в крайнюю часть Скифии, соседящую с Понтийским морем, как это и вспоминается в древних их песнях как бы наподобие истории и для всеобщего сведения. ».
двойной клик — редактировать изображение
О похожем народе («спорах») сообщает Прокопий и указывает, что так ранее назывались анты и склавины. А Плиний сообщает о «спалеях» – народе, живущем около Танаиса.
В III веке н.э. в данном регионе готы могли встретить предков славян, сарматов и балтов (носителей киевской культуры). Учитывая, что римляне были знакомы с сарматами и упомянули бы родство спалеев с ними, этот вариант кажется маловероятным. Отождествлять славян со спалеями неверно, так как в славянских языках (русский, болгарский, польский, кашубский) есть слово «исполин», выводимое от того же корня, а традиция именовать великанов по названию неприятельского народа довольно распространена в мире (например «обр» – великан в чешском, словацком, словенском языках и «hüne» – великан в немецком языке). Таким образом, наиболее вероятным является, что спалеями/спорами/спалами называли часть представителей киевской культуры.
двойной клик — редактировать изображение
1. 2. Первые рейды склавинов на Византийскую империю, осуществлявшиеся совместно с антами, происходили во время правления императора Юстиниана I. В 540 году н.э. склавины вместе с протобулгарскими кутигурами пришли к воротам Константинополя. В 549 году н.э. совершили самостоятельные экспедиции, в ходе которых разорили Иллирию и Фракию, а также достигли берегов Эгейского моря. В следующем году огромное количество склавинов, которого никогда раньше не видели греки, вторглись в Далмацию и Фракию, в первый раз оставшись в пределах империи на зиму. Посланная на них весной 551 года н.э. византийская армия потерпела сокрушительное поражение при Адрианополе. В 558 году н.э. анты и склавины приняли участие в Великом вторжения кутигуров, достигнув византийского Константинополя и через Фермопилы вглубь Греции. В то время, многие группы склавинов поселились в пределах империи в качестве союзников, поступив на службу императорской армии.
В своей книге «Тайная история» Прокопий Кесарийский так описывает вторжение варварских племен (в числе них и склавинов) в Восточную римскую империю (Византию) во времена василевса (императора) Юстиниана I:
«Поэтому ни одного места, ни одной горы, ни одной пещеры, ни чего-либо другого на римской земле не осталось неразграбленным, причем многим местам случалось подвергнуться разграблению не менее пяти раз. Впрочем об этом и о том, что было совершено мидийцами, сарацинами, склавинами, антами и другими варварами мною рассказано в предшествующих книгах.».
1.3. На долгое время прекращению самостоятельных набегов склавинов на Византию послужило появление в Европе авар. Между 558 и 560 годами н.э. они завоевали булгарских кутигуров и утигуров, а также антов. В 561 году н.э. они осели рядом с дакийскими склавинами, жившими к северу от нижнего Дуная и подчинили их себе. Аварское владычество над дакийскими склавинами, однако, не было твердым. Использовав перемещение авар в 567 году н.э. в Паннонию, склавины отказался платить дань аварам. По приказу своего лидера Добреты были убиты послы кагана авар, которые требовали уплаты дани. Примерно в 578 году н.э., как сообщают греческие летописцы, 100 000 перешли Дунай и вторглись в Грецию. Император Тиберий II заключил союз с аварами, а каган Баян вторгся в Дакию, чтобы отомстить за смерть послов.
Около 574 года н.э. авары помогли склавинам завоевать земли Паннонии, а также некоторые земли низов Савы и середины Дуная. В 579 н.э. склавинские строители построили переправу через Саву, что позволило аварам в последующие годы осадить и захватить Сирмий (582 год н.э.). Дакийские склавины самостоятельно вторглись между 579 и 583 годами н.э. на Балканский полуостров, а затем в течение четырёх лет жили на нём совершенно свободно и без страха, как в своей собственной стране. Византия заключила союз с антами, который заставил склавинов частично вернуться в Дакию и вновь примириться с аварами. В результате этого было усилено аваро-славянское давление на Византию. В 584 году н.э. в руки авар попали крепости Виминациум, Августа и Сингидунум. Между 584 и 586 годами н.э. склавины вместе с аварами дважды осаждали Фессалонику.
1.4. Скажем несколько слов о правителях склавинов.
Добрета (лат. Daurentius, греч. Δαυρέντιος), или Даврит (лат. Dauritas, греч. Δαυρίτας) – вождь и полководец племени склавинов во второй половине VI века.
Добрета возглавлял племена склавинов, живших на Нижнем Дунае и на территории бывшей римской провинции Паннония около 570 года н. э. Его имя в греческих источниках выступает как Даврит (греч. Δαυρέντιος, Δαυρίτας). Власть князя на подчиненные племена была ограничена советом «военачальников». Склавины и анты на тот момент находились под давлением аваров.
Византийский историк Менандр Протектор писал, что аварский каган Баян послал посольство, требуя от Добреты и его славян принять сюзеренитет Аварского каганата и уплатить ему дань, зная, что славяне накопили огромные богатства после неоднократных нападений на византийские провинции на Балканах. Добрета ответил: «Родился ли на свете … человек, который бы подчинил себе нашу силу? Не другие нашей землёй, а мы чужой привыкли обладать…».
Около 578 года н.э. Баян организовал военную кампанию против склавинов. Число аваров, как указано в греческих летописях, было 100 000. Они пересекли Дунай и вторглись на территорию Византийской империи. Император Тиберий II заключил союз с аварами и направил их против склавинов. После этого каган Баян вступил с большим войском на территорию Славин в Дакии.
Пирагаст (греч. Πειράγαστος, Πηράγαστος, лат. Peragastus, транскрибируется также как Пирогаст, Перогост, Пирегаст и другие) (умер около 597 года н.э.) – вождь и военачальник славян в конце VI века.
Основным источником, содержащим информацию о Пирагасте, является «История» Феофилакта Симокатты. Согласно ему, Пирагаст в 597 году н.э. со своими войсками устроил засаду византийской армии у переправы через некую реку. В данном отрывке он назван филархом варваров, далее по тексту он называется таксиархом.
Византийцы, возглавляемые стратигом Петром, переправлялись через реку малыми отрядами, но их поочерёдно разбивали славяне. Тогда византийцы решили переправить единовременно всё войско. Не выдержав натиска и обстрела копьями, славяне отступили. Поражённый стрелой в бок, погибает Пирагаст. Славяне, потеряв своего предводителя, убегают. Византийцы занимают берег реки.
Также сведения о Пирагасте имеются в более поздних хрониках (у Феофана Исповедника и Анастасия Библиотекаря). Однако, информация о нём в этих источниках полностью основывается на данных Феофилакта Симокатты. Различие лишь в том, что Феофан и Анастасий называют Пирагаста экзархом славян.
Ардагаст (греч. Αρδαγαστος) – вождь одного из объединений дунайских славян (предположительно, склавинов) в VI веке, земли которых находились на левом берегу реки Дунай в районе современной Румынии.
В 584 году н.э. Ардагаст, подстрекаемый каганом авар Баяном I, с большим войском славян напал на балканские провинции Византии. Он разорил все земли вплоть до Длинных стен, окружавших Константинополь, но был разбит византийским полководцем Коментиолом и отступил к Дунаю. В 585 году н.э. опять разорил придунайские земли Византии, захватил большую добычу, однако около Адрианополя (совр. Эдирне в Турции) вновь был разбит Коментиолом. Славяне, бросив добычу, отступили за Дунай.
В 593 году н.э. подвластные Ардагасту славяне напали на византийскую Фракию. В ответ византийский стратиг Приск с большим войском переправился через Дунай и неожиданно атаковал владения Ардагаста. Ардагасту удалось бежать, но его земли были разорены, множество славян попало в плен и было отправлено в Византию. После этих событий сведения об Ардагасте исчезают.
Его имя, написанное в германском произношении, пытаются читать как Радогост.
Мусокий (греч. Μουσοκιος) – вождь дакийских славян (склавинов) в конце VI века.
Главу союза нескольких славянских объединений Мусокия византийские историки Феофилакт Симокатта и следующий ему Феофан Исповедник наделяют титулом рикс. Предполагается, что центр его владений находился в районе реки Яломицы (между Карпатами и рекой Серетом).
В 593 году н.э. Мусокий потерпел поражение и был пленён византийским стратигом Приском, совершившим большой поход в земли придунайских славян. Незадолго до этого Приск разорил земли другого славянского вождя – Ардагаста.
Феофилакт Симокатта отмечает, что оба славянских правителя были в дружеских отношениях и после поражения Ардагаста от византийской армии Мусокий даже попытался оказать ему военную помощь. В плен он попал в результате предательства.
Имя славянского вождя, записанное в оригинале как Μουσοκιος, пытаются читать как Музок или Мусок.
Хацон (погиб в 616 году) – вождь драговитов, командовавший войском, осаждавшей Салоники в 616 году.
В 610 году племена склавинов воспользовались ослаблением Византии и перешли Дунай, после чего в течение следующих нескольких лет вместе с аварами разоряли Греческий полуостров, вытесняли местное население в греческие горные районы в центре полуострова и на острова Эгейского моря.
В 616 году Хацон во главе племен сагудатов, драговитов, ринхинов, велегезитов, ваюнитов и верзитов стоял под стенами Салоники. По свидетельству «Чудес святого Димитрия Солунского», склавины были настолько уверены в своей победе, что пришли со своими семьями и пожитками, ожидая, что город падёт и они будут жить в нём. Осаждающие разбили лагеря со своими предметами быта с востока, севера и запада, а чтобы отрезать город от моря они построили огромное количество лодок, построенных по славянскому образцу (цельное бревно, из которого она и выдалбливалась). В ходе боя греки взяли Хацона в плен и казнили его. После смерти своего вождя склавины отступили от Салоников. Это была третья по счету склавинская осада этого города.
Пребонд (казнён около 675 года) – правитель славянского племени ринхинов в Македонии в VII веке.
Около 675 года Пребонд был взят в плен византийцами и перевёзен в Константинополь из-за того, что его заподозрили в намерениях напасть на Фессалоники. Ему удалось бежать, но он был схвачен и казнён, после чего славянские племена Македонии (ринхины, струмяне, драговиты и сагудаты) поднялись и осадили Фессалоники. Осада длилась два года – с 676 года по 678 год.
2. Анты (др.-греч. Ἄνται) – название раннеславянских племён IV – VII веков, применявшееся византийскими писателями VI – VII веков. Полиэтнос, объединение древнеславянских племён, имевший зачатки государственности (вождя Божа, знать, войска) уже в IV веке. При Боже они наносили поражение готам, но были разгромлены войсками Амала Винитария (Витимира). Упоминаются в византийских и готских источниках VI – VII веков (до 602 года н. э.).
Представители пеньковской и ипотешти-кындештской культур идентифицируются с антами (ранние анты времён Божа принадлежали к киевской археологической культуре). В V – VII веках анты были отдельной древнеславянской этноплеменной группировкой, сформировавшейся в III – IV веках в составе черняховской культуры в условиях взаимодействия восточных венетов с ираноязычным и фракийским населением.
двойной клик — редактировать изображение
2.1. Готский историк Иордан, повествуя в труде «О происхождении и деяниях гетов» о племени венетов, сообщает, что они именуются по-разному, в зависимости от родов и местностей, и преимущественно они называются склавенами и антами.
Византийский историк Прокопий Кесарийский, который был лично знаком с представителями склавенских и антских племён, также указывал на их этническое родствою
В «Стратегиконе» Маврикия сообщается о единых у склавенов и антов образе жизни и нравах. Однако об этническом их родстве в «Стратегиконе» ничего не сообщается.
2.2. Существуют три основных версии происхождения этнонима «анты»:
1) Иранская версия. По мнению О.Н. Трубачёва, Б.А. Рыбакова, Г.Г. Литаврина, О.Н. Бубенок, В.Я. Петрухина, Д.С. Раевского, Е.С. Галкиной, В.В. Седова и других, наименование антов имеет иранское происхождение. Как указывает Ф.П. Филин, слово «анты» созвучно с древнеиранскими словами antas («конец, край»), antyas («что находится на краю») и осетинским attiiya («задний, сзади»). Исходя из этого, значение слова «анты» можно перевести как «живущий на украйне, пограничный житель»;
2) Славянская версия. С. Роспонд на основании свидетельства Иордана связывал название анты с венедами и выводил из индоевропейского *ven- «мокрый», «влажный». В последнее время тему происхождения названия антов от венедов поддержал М.В. Грацианский;
3) Тюркская версия. А.И. Попов и В.В. Мавродин возводили этот этноним к тюркскому слову ант (ant), которое означает «клятва», в монгольском имело форму anda – «побратим», «побратимство».
2.3. В VI веке, накануне присоединения части антов к Аварскому каганату, они жили на территории современной Украины, в междуречье Днепра и Днестра, примыкающем к Чёрному морю.
Готский историк Иордан в своём повествовании «О происхождении и деяниях гетов (Гетика)», датированным 551 годом н.э., так описывал места проживания антов, о чём уже говорилось выше.
В период наивысшего расцвета занимали территорию от Дона до Румынии и дальше на Балканы. Во время раскопок археологи обнаружили укреплённые пункты, где нашли оружие, ценные украшения. Это свидетельствует, что кроме гражданского населения, здесь жили воины. Анты были закалёнными воинами. Каждый воин имел на вооружении два небольших копья, деревянные луки и стрелы.
По заявлению готского историка Иордана (О происхождении и деяниях гетов, Ч. 119) во времена остроготского [остготского] короля Германариха (умер в 375 или 376 годах н.э.), племя антов было подвластно ему наряду с другими праславянскими племенами.
В этом же произведении интересен факт гибели антского короля Божа вместе с сыновьями и семьюдесятью старейшинами. Победа над антами приписывается некоему вождю остроготов [остготов] Винитарию из готского королевского рода Амалов. Преобладает версия, что Винитарием был прозван Германарих в честь победы над венетами. Так это описано у Иордана:
«…Понемногу освобождаясь из-под их власти [гуннов] и пробуя проявить свою силу, он [Винитарий] двинул войско в пределы антов и, когда вступил туда, в первом сражении был побежден, но в дальнейшем стал действовать решительнее и распял короля их Божа с сыновьями его и с семьюдесятью старейшинами для устрашения, чтобы трупы распятых удвоили страх покорённых.».
Таким образом, можно предположить, что антский вождь Бож погиб во второй половине IV века н.э., до 375 – 376 года н.э. (смерти готского короля Германариха). Само столкновение антов Божа (Боза, Буса) с готами Винитария, согласно выводам археологов, происходило где-то на Днепровском Левобережье, в ареале киевской археологической культуры.
Прокопий Кесарийский в своей «Тайной истории» описывает антов среди основных участников набегов и разграблений величайшей империи того времени – Восточной Римской (Византийской) во времена императора (василевса) Юстиниана I (527 – 565 годы н. э.):
«Поэтому ни одного места, ни одной горы, ни одной пещеры, ни чего-либо другого на римской земле не осталось неразграбленным, причём многим местам случалось подвергнуться разграблению не менее пяти раз. Впрочем об этом и о том, что было совершено мидийцами, сарацинами, склавинами, антами и другими варварами мною рассказано в предшествующих книгах.».
Анты находились на стадии разложения первобытного общества. У них уже была частная собственность, что повлияло на имущественное расслоение. Возглавлял антские объединения военный вождь. Ближайшее окружение военного вождя составляли старейшины племён. Военные вожди имели дружины, из которых со временем выделялись зажиточные люди.
В «Лангобардских Анналах» упоминается некая страна Антаиб, располагавшаяся, исходя из контекста сообщения, между Дунаем и побережьем Балтийского моря. Предполагается, что это государство могло быть связано с народом антов.
С нападением аваров в значительной мере связывается исчезновение с исторической арены антов. В последний раз анты упоминаются в 602 году.
Мы ещё вернёмся к антам в самое ближайшее время.
СЛАВЯНЕ И ВИЗАНТИЯ В VI в.
В начале VI в., когда наследница Рима — Византия — еще не оправилась от бурного натиска «варварских» племен, а наиболее ненасытные из них — остатки гуннских орд — уже несколько успокоились, для объединенных славянских дружин открылась возможность далеких походов на юго-запад к балканским владениям Византии и, очевидно, на юго-восток, в Приазовье. Лучше всего исследовано продвижение славян (известных под двумя именами — «склавины»1 и «анты»2) к берегам Дуная и на Балканы. Византийские писатели VI в. отводят склавинам западный участок — от верхнего Дуная до Днестра, а антам — восточный — от Днестра примерно до Азовского моря. В своих походах на Византию склавины нападали преимущественно на иллирийское пограничье империи, а анты — на более восточное — фракийское (нижнее течение Дуная и Балканы).
Современники указывали, что склавины и анты происходят от одного корня, от «венедов»3, и сходны между собой: «Они (венеды), происходя из одного племени, имеют теперь три имени: т. е. венеды, анты и склавины»4, — пишет готский историк Иордан. Сопоставляя антов и склавинов, он отмечает, что анты — храбрейшие из обоих племен. Единство склавинов и антов отмечает и другой писатель VI в. — Прокопий Кесарийский. Император Византии Маврикий (582—602 гг.), с именем которого связывают специальное стратегическое руководство о способах ведения войны со славянами, тоже объединяет эти два крыла наступавших на империю славянских дружин: «Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране»5.
Все эти авторы писали в то время, когда славянские переселенцы вплотную приблизились к границам Византии и заняли на сотни километров все левобережье Дуная. Поселения славян и антов (восточных славян) представляли собой к началу VI в. как бы огромный лагерь, раскинувшийся вдоль всего северного пограничья Византии. Только полноводный Дунай разделял два разных мира — мир рабовладельческой Византии и мир славянских колонистов, пришедших сюда искать счастья и новых земель. Из своих пограничных крепостей византийцы наблюдали жизнь и быт своих новых соседей на другом берегу Дуная.
«Племена славян и анто в …, — писал император Маврикий, — многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, при переходе их из одного места в другое охраняют их в случае надобности, так что, если бы оказалось, что, по нерадению того, кто принимает у себя иноземца, последний потерпел (какой-либо) ущерб, принимавший его раньше начинает войну(против виновного), считая долгом чести отомстить за чужеземца. Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая (срок рабства) определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси, или остаться там (где они находятся) на положении свободных и друзей?
У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы.
Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.
Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними, что и естественно, опасностей. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую.
Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются (засадами), внезапными атаками, хитростями и днем и ночью, изобретая много(разнообразных) способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношения всех людей»6.
«Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве(демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и законы одинаковы. Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды… Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют место жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают. У тех и других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы»7.
Эти ценнейшие свидетельства очень живо рисуют нам картину пестрого разноплеменного лагеря славян-переселенцев в VI в. Славянские дружины приходили сюда из разных концов обширной земли, то с берегов Лабы и Одры, то с Карпатских гор, то из приднепровских лесов. Выходцы из разных племен, занявшие левый берег Дуная, очевидно, действительно переходили с места на место, жили во временных жилищах и не признавали единой власти.
«Так как между ними нет единомыслия, то они не собираются вместе, а если и соберутся, то решенное ими тотчас же нарушают другие, так как все они враждебны друг другу… Если среди них много предводителей (князей) и нет между ними согласия, не глупо некоторых из них привлечь на свою сторону речами или подарками, особенно тех, которые находятся поблизости от наших границ, а нападать на других, чтобы не все прониклись (к нам) враждой или не стали бы под власть одного вождя», — писал Маврикий8.
Византийцы зорко следили за тем, чтобы буйные дружины дунайских славян не были возглавлены одним князем; они даже не останавливались перед коварным убийством тех знатных антов, которые пользовались уважением у «бесчисленных антских племен». Так, в ставке аварского хана, очевидно не без ведома империи, был убит антский посол Мезамир. Антские князья в VI в. часто упоминаются на византийской службе то на Балканах, то на Черном море, то в Италии. Приглашение на службу отдельных славянских князей, постройка многочисленных крепостей на Дунае и специальное обучение их гарнизонов «способам ведения войны со славянами» — все это проявление заботы византийцев о безопасности своих северных границ, все это направлено на то, чтобы сдержать возраставший натиск славян.
И все оказалось напрасным: после 533 г., когда славянам удалось победить на Дунае и взять в плен одного византийского полководца, Хильбудия, «река (Дунай) навсегда стала доступной для перехода варваров по их желанию и римская область (Византия) совершенно открытой для их вторжения»9. Начиная с царствования императора Юстиниана (527—565 гг.) славянские отряды прошли всю Византию с севера на юг, от Дуная до древней Спарты; славянский флот плавал по морям, омывавшим Грецию, и даже доходил до далекого острова Крита в Средиземном море. Даже Царьград, столица Византии, подвергался нападениям.
Итогом славянских походов на Византию было, во-первых, поселение в задунайских землях огромного количества славян, положивших в дальнейшем начало Болгарскому царству, Сербскому княжеству и другим славянским государствам Балканского полуострова. Во-вторых, важным результатом этих походов было обогащение стадами, оружием и рабами тех славянских князей, которые не оставались на завоеванной территории, а возвращались с добычей в славянские земли. Недаром среди коллекций наших музеев есть много кладов золотых и серебряных вещей V—VI вв. византийской работы, найденных главным образом в зоне славянской лесостепи.
Разные восточнославянские («антские») области по-разному участвовали в войнах с Византией: колонизационные потоки направлялись на Дунай из малоразвитых районов днепровского Полесья (что сказалось на характеристике византийских писателей), а эффектные многотысячные походы отдельных князей, завершавшиеся триумфальным возвращением в свои племенные земли, очевидно, проводились дружинами наиболее передовых славянских земель вроде Киевщины или всего Среднего Приднепровья, где найдено наибольшее количество вывезенных из Византии трофеев.
КОММЕНТАРИИ
1 СКЛАВИНЫ (лат. Sclavini, Sclaveni, Sclavi; греч. Sklabinoi) — общее название всех славян, известное как у западных раннесредневековых, так и у ранневизантийских авторов. Позднее перешло на одну из групп славянских племен.
Происхождение этого этнонима остается спорным. Некоторые исследователи считают, что «склавины» — видоизмененное в византийской среде слово «словене».
В кон. V — нач. VI вв. готский историк Иордан называл склавинов и антов венетами. «Живут от города Новистуна (город на р. Сава) и озера, именуемого Мурсианским (видимо, имеется в виду оз. Балатон), до Данастра, а на север — до Висклы; вместо городов у них болота и леса«. Византийский историк Прокопий Кесарийский определяет земли склавинов как расположенные «по ту сторону реки Дуная недалеко от его берега«, т.е. в основном на территории бывшей римской провинции Паннония, которую «Повесть временных лет» связывает с прародиной славян.
Собственно слово «славяне» в разных формах стало известно с VI в., когда склавины вместе с племенами антов стали угрожать Византии.
2 АНТЫ (греч. Antai, Antes) — объединение славянских племен или родственный им племенной союз. В III-VII вв. населяли лесостепи между Днепром и Днестром и к востоку от Днепра.
Обычно исследователи видят в названии «анты» тюркское или индоиранское обозначение союза племен славянского происхождения.
Анты упоминаются в трудах византийских и готских писателей Прокопия Кесарийского, Иордана и др. Согласно этим авторам, анты пользовались общим с другими славянскими племенами языком, у них были одинаковые обычаи и верования. Предположительно, ранее анты и склавины имели одно название.
Анты воевали с Византией, готами и аварами, вместе со склавинами и гуннами разоряли области между Адриатическим и Черным морями. Вожди антов — «архонты» — снаряжали посольства к аварам, принимали послов от византийских императоров, в частности от Юстиниана (546). В 550-562 гг. владения антов были разорены аварами. С VII в. анты не упоминаются в письменных источниках.
По мнению археолога В.В. Седова, 5 племенных союзов антов положили начало славянским племенам — хорватам, сербам, уличам, тиверцам и полянам. Археологи относят к антам племена пеньковской культуры, основными занятиями которых было пашенное земледелие, оседлое скотоводство, ремесло и торговля. Большинство поселений этой культуры славянского типа: малые полуземлянки. При погребении применялось трупосожжение. Но некоторые находки заставляют усомниться в славянской природе антов. Открыто также два больших ремесленных центра пеньковской культуры — Пастырское городище и Канцерка. Быт ремесленников этих поселений был непохож на славянский.
3 ВЕНЕДЫ, венеты — индоевропейские племена. В I в. до н.э. — I в. н.э. в Европе существовало три группы племен с таким названием: венеты на п-ве Бретань в Галлии, венеты в долине р. По (некоторые исследователи связывают с ними название города Венеция), а также венеды на юго-восточном побережье Балтийского моря. Вплоть до XVI в. современный Рижский залив называли Венедским заливом.
С VI в., по мере заселения юго-восточного побережья Балтийского моря славянскими племенами, венеды ассимилировались с новыми поселенцами. Но с тех пор и самих славян стали иногда называть венедами или вендами. Автор VI в. Иордан считал, что славяне раньше назывались «венедами», «вендами», «виндами». Многие германские источники называют «венедами» прибалтийских и полабских славян. Термин «вeнды» оставался самоназванием части прибалтийских славян вплоть до XVIII в.
4 Древние славяне в отрывках греко-римских и византийских писателей по VII в. н.э. — БДИ, 1941, № 1, стр. 232.
5 Древние славяне в отрывках греко-римских и византийских писателей по VII в. н.э. — БДИ, 1941, № 1, стр. 263.
6 Древние славяне в отрывках греко-римских и византийских писателей по VII в. н.э. — БДИ, 1941, № 1, стр. 253.
7 Прокопий из Кесарии.