Великий святослав: Князь Святослав Игоревич | Государственное управление в России в портретах

Великий князь Святослав : Егорьевский историко-художественный музей

Архангельская губерния, 1790-е гг. Мамонтовый бивень; ажурная, двусторонняя рельефная резьба

Портрет относится к серии «Родословие». Составленный Михаилом Ломоносовым перечень русских правителей стал основой для портретных серий, выполнявшихся в том числе в кости. Серия, хранящаяся в Егорьевском музее, вырезана невысоким ДВУСТОРОННИМ рельефом. Под портретами помещена лента с выгравированными именем и титулом, на оборотной стороне выгравирован номер правителя из «Родословия». 

Святослав (между 920 и 942–весна 972), великий князь киевский, прославился как великий полководец. Н.М. Карамзин называл Святослава «Македонским Древней Руси».

Формально, великим князем стал в 3 года, после гибели отца, князя Игоря, от рук древлян. Княгиня Ольга, ставшая регентом при трёхлетнем сыне, пошла на следующий год с войском в землю древлян. Сражение открыл четырёхлетний Святослав. Выехав вперед строя, Святослав метнул копье, которое пролетев меж ушей коня, ударило того по ногам.

Начав самостоятельное правление, Святослав собрал дружину в поход на хазар. Войско князя отличалось высокой мобильностью. «Котлов он за собой не возил, — пишет летописец, — мясо в походе не варил, но, тонко изрезав конину или зверину, испекал на углях и ел. Шатров у него не было; ложась спать, клал под себя потник с коня, а под голову седло».

Знаменитый клич Святослава «Иду на вы» и по сей день вызывает среди историков много споров. Ведь известно, что внезапное нападение – первый шаг к победе. Военное искусство требует особой хитрости от полководца. Любая самоуверенность рано или поздно все равно приводит к краху. Так что же побуждало Святослава идти в открытую на предупрежденного и ожидающего противника?

У русских построение называлось «стена» — рать перед боем становилась двадцатью шеренгами; небольшие отряды находились у краев основного строя и позади него, охраняли фланги и тыл. Преследовать противника «стена», как и фаланга, не могла. Вот Святослав, больше всего обеспокоенный тем, чтобы не пришлось искать войско противника, не гоняться за ним, и посылал свое «Иду на вы!» — дерзкое, краткое, безоговорочное приглашение к бою. «Лишь бы собрался противник в одном месте, победа будет на нашей стороне!» — рассуждал Святослав.

Разгромив хазар, Святослав отправился в Болгарию. Целью было расширение владений Русского княжества и перенос столицы из Киева. «Повесть временных лет» передаёт его слова: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли золото, паволоки, вина, различные плоды; из Чехии и из Венгрии серебро и кони; из Руси же меха и воск, мёд и рабы».

Эти действия князя привели к войне с Византией. Выдержав трехмесячную осаду в крепости Доростол, Сятослав заключает мир с византийским императором Иоанном Цимисхием.

Святослав принимает решение вернуться в Киев и перегруппировать силы. На днепровских порогах ослабленная дружина князя вступает в бой с печенегами. В этой схватке Святослав погиб. Печенежский князь Куря отдал череп Святослава мастерам, чтобы те оковали его золотом и сделали из него чашу. На пирах Куря хвастался, что такой редкостной чаши нет ни у кого, и пил из нее вино.

 

текст отрывка в переводе Заболоцкого

«Золотое слово» Святослава.
Художник И. Семенов

«Слово о полку Игореве» — выдающийся памятник древнерусской литературы, созданный неизвестным автором в конце XII века.

Ниже представлен текст отрывка «Золотое слово» Святослава из «Слова о полку Игореве» на древнерусском языке с переводом Заболоцкого.

«Золотое слово» можно найти в части 2 главе 5 «Слова» (в переводе. Н. А. Заболоцкого). Анализ эпизода читайте здесь.

«Золотое слово» Святослава в «Слове о полку Игореве»

Древнерусский текст

Перевод Н. А. Заболоцкого

    Тогда великый Святъславъ

изрони злато слово

        с слезами смѣшено

                     и рече:

„О моя сыновчя, Игорю и Всеволоде!

Рано еста начала Половецкую землю

        мечи цвѣлити,

        а себѣ славы искати.

Нъ нечестно одолѣсте,

нечестно бо кровь поганую пролиясте.

Ваю храбрая сердца

        въ жестоцемъ харалузѣ скована,

        а въ буести закалена.

Се ли створисте моей сребреней сѣдинѣ?

А уже не вижду власти

                     сильнаго,

                     и богатаго,

                     и многовоя

брата моего Ярослава,

                     съ черниговьскими былями,

                     съ могуты,

                     и съ татраны,

                     и съ шельбиры,

                     и съ топчакы,

                     и съ ревугы,

                     и съ ольберы.

Тии бо бес щитовь съ засапожникы

кликомъ плъкы побѣждаютъ,

звонячи въ прадѣднюю славу.

Нъ рекосте: «Мужаимѣся сами:

преднюю славу сами похитимъ,

а заднюю си сами подѣлимъ!».

А чи диво ся, братие, стару помолодити?

Коли соколъ въ мытехъ бываетъ,

высоко птицъ възбиваетъ:

не дастъ гнѣзда своего въ обиду.

Нъ се зло — княже ми непособие:

наниче ся годины обратиша.

Се у Римъ кричатъ подъ саблями половецкыми,

          а Володимиръ подъ ранами.

Туга и тоска сыну Глѣбову!“.

И тогда великий Святослав

Изронил свое златое слово,

Со слезами смешано, сказав:

— О сыны, не ждал я зла такого!

Загубили юность вы свою,

На врага не во-время напали,

Не с великой честию в бою

Вражью кровь на землю проливали.

Ваше сердце в кованой броне

Закалилось в буйстве самочинном.

Что ж вы, дети, натворили мне

И моим серебряным сединам?

Где мой брат, мой грозный Ярослав,

Где его черниговские слуги,

Где татраны, жители дубрав,

Топчаки, ольберы и ревуги?

А ведь было время — без щитов,

Выхватив ножи из голенища,

Шли они на полчища врагов,

Чтоб отмстить за наши пепелища.

Вот где славы прадедовской гром!

Вы ж решили бить наудалую:

„Нашу славу силой мы возьмем,

А за ней поделим и былую“.

Диво ль старцу — мне помолодеть?

Старый сокол, хоть и слаб он с виду,

Высоко заставит птиц лететь,

Никому не даст гнезда в обиду.

Да князья помочь мне не хотят,

Мало толку в силе молодецкой.

Время, что ли, двинулось назад?

Ведь под самым Римовым кричат

Русичи под саблей половецкой!

И Владимир в ранах, чуть живой, —

Горе князю в сече боевой!

Это был текст отрывка «Золотое слово» Святослава из «Слова о полку Игореве» на древнерусском языке с переводом Заболоцкого.

Смотрите: Все материалы по «Слову о полку Игореве»

Как он стал таким великим пианистом: интерлюдия

Святослав Рихтер

Его описывали как «пианиста, обладающего техникой, преодолевающей почти все препятствия, звуком, повелевающим цветами радуги, интеллектом и воображением, позволяющими авторитетному понимание, возможно, самого большого репертуара в истории фортепиано». Его учитель Генрих Нейгауз вспоминал: «Он обращался с каждой композицией, как с обширным пейзажем, который обозревал с большой высоты орлиным зрением, охватывая одновременно целое и все детали. Он играл так, как никто из тех, кого я когда-либо слышал, и я ничему не мог его научить». Речь идет конечно же о Святославе Теофиловиче Рихтере (1915-1997), которого многие считают одним из величайших пианистов всех времен. Он родился 20 марта в городе Житомир на северо-западе Украины, в то время входившем в состав Волынской губернии Российской империи. Его отец был пианистом, органистом и композитором, родившимся в семье немецких эмигрантов, которые учились в Венской консерватории. Его мать, Анна Павловна Рихтер (урожденная Москалева), происходила из знатной русской помещичьей семьи и одно время училась у своего будущего мужа.

Франц Шуберт: Фантазия до мажор, соч. 15, Д. 760, «Странник-фантазия» (Святослав Рихтер, фортепиано)

Генрих Нейгауз, 1962

Его отец преподавал в консерватории в Одессе, и семья в основном говорила дома на немецком и французском языках. Когда и отец, и сын заболели тифом, мальчика отправили жить к его тете Тармар. На него большое влияние оказала его творческая тетя, и он с раннего возраста проявлял большой интерес как к музыке, так и к живописи. Было высказано предположение: «Если бы он не был великим пианистом, из него вышел бы превосходный художник». Кроме того, Рихтер развил в себе жгучую страсть к литературе и с десятилетнего возраста жадно читал. У него также развился интерес к театру и кино на всю жизнь, и он любил совершать длительные прогулки, преодолевая до 30 миль в день. Рихтер воссоединился с родителями в Одессе в 1921, но к тому времени его отец был вынужден уйти в отставку, чтобы освободить место для новых советских профессоров. Хотя Рихтер время от времени получал наставления от своего отца, по сути, он был самоучкой и мог свободно развивать свою собственную технику игры на фортепиано. Говорят, что «мальчик обладал феноменальными навыками чтения с листа, с первого взгляда играя полные оперные партитуры».

Святослав Рихтер играет «Зеркала» Равеля

Рихтер в детстве

Рихтер никогда не считал себя вундеркиндом и, как он позже вспоминал, «был страстно тяготел к театру. Когда мне исполнилось 15 лет, я начал аккомпанировать на концертах, играл в клубах, начал зарабатывать деньги, а однажды заработал мешок картошки. Я три года работал во Дворце морской пехоты, а потом меня взяли в оперу. И опера меня воспитала». Он дебютировал сольно, сыграв Шопена в возрасте 19 лет., а в следующем году стал концертмейстером Одесского академического театра оперы и балета. Когда Рихтер увидел, как Генрих Нейгауз дает в Одессе ряд мастер-классов, он решил в 1937 году пройти прослушивание с Балладой № 4 Шопена. Нейгауз сразу же назвал Рихтера «гениальным музыкантом», и молодой пианист переехал в дом своего учителя и поступил в Московская консерватория в 1937 году. Рихтер отказывался изучать другие предметы или сдавать экзамены и был трижды исключен, но всегда восстанавливался по настоянию Нейгауза. Рихтер официально дебютировал 26 ноября.40, в Малом зале Московской консерватории, с исполнением произведений русских композиторов, в том числе с первым исполнением Шестой сонаты Прокофьева.

Святослав Рихтер играет 2-ю сонату Прокофьева

Нейгауз объяснил, что, когда Рихтер «учил новое сочинение, он без остановки работал за фортепиано по восемь-десять часов, тратя целую вечность на одну страницу». Судя по всему, Рихтер был тем гениальным учеником, которого Нейгауз ждал всю свою жизнь, в то время как он с готовностью признавал, что научил Рихтера «почти ничему». Судя по всему, Рихтер пробовал себя и в композиции и даже сыграл некоторые из своих произведений для Нейгауза. Однако он быстро отказался от сочинения, потому что, как он объяснил, «лучше всего я могу выразить это так, что не вижу смысла добавлять ко всей плохой музыке в мире». Когда брак его родителей распался, отец Рихтера попал под подозрение властей. Во время одной из сталинских чисток его отец был арестован и позже обвинен в шпионаже. Казнен 6 октября 19 г.41. Рихтер дал свой первый публичный концерт в Москве в июле 1942 года, и он действительно играл для войск во время войны.

Иоганнес Брамс: Фортепианный квинтет фа минор, соч. 34 (Святослав Рихтер, фортепиано; Квартет Бородина)

Его часто спрашивали, почему он не играет знаковые произведения фортепианной литературы. Рихтер ответил: «Когда я слышу, что что-то сыграно идеально, я не могу это принять. Я слышал, как Нейгауз играет «Императора» Бетховена, и после этого мне нечего было добавить. То же самое произошло, когда я услышал, как мой одноклассник Гилельс играет Третью сонату Прокофьева. Я любил эту сонату, но после Гилельса мне больше нечего было сказать». Рихтер сделал одни из лучших своих записей для Государственной звукозаписывающей компании СССР с 1948 и выше для лейбла «Мелодия». Он выступал по Советскому Союзу и Восточной Европе, поскольку поездки на запад все еще были ограничены. Однако к 1960-м годам он стал настолько известен, что советские власти уже не могли его сдерживать, и он произвел фурор, сыграв пять сольных концертов в Карнеги-холле. Рихтера не интересовала Америка, «кроме ее художественных музеев, ее оркестров и ее коктейлей». Рихтер был очень закрытым человеком и обычно был тихим и замкнутым, отказываясь давать интервью. В своих выступлениях он требовал, чтобы основное внимание уделялось исполняемой музыке, «а не посторонним и не относящимся к делу вещам, таким как гримасы и жесты исполнителя». Как он однажды заметил,
«Мы живем в век вуайеристов, и для музыки нет ничего губительнее».

Чтобы узнать больше о лучших произведениях классической музыки, читайте в нашем электронном бюллетене

Святослав Рихтер: Сольный концерт Бетховена, Москва, 1976

Католические епископы Украины и Польши говорят, что напряженность в России представляет «большую опасность»

9002
Верховный архиепископ Святослав Шевчук, глава Украинской греко-католической церкви, с архиепископом Станиславом Гондецким, президентом конференции польских епископов. | епископат.мн.ч.

By CNA Staff

Киев, Украина, 24 января 2022 г. / 06:05

Католические епископы Украины и Польши заявили в понедельник, что рост напряженности в отношениях с Россией представляет «большую опасность» для всей Европы.

В совместном послании от 24 января руководители Церкви обратились к правительствам с призывом «воздерживаться от боевых действий» в Украине, второй по площади стране Европы после России.

«Сложившаяся ситуация представляет большую опасность для стран Центральной и Восточной Европы и всего европейского континента, которая может разрушить прогресс, достигнутый до сих пор многими поколениями в построении мирного порядка и единства в Европе», — говорится в обращении, подписанном архиепископом Святославом Шевчуком, главой Украинской греко-католической церкви, и архиепископом Станиславом Гондецким, президентом конференции польских епископов, среди прочих.

Епископы опубликовали свое послание на следующий день после того, как Папа Франциск объявил, что 26 января будет днем ​​молитвы за мир в этой восточноевропейской стране.

«С тревогой слежу за ростом напряженности, которая грозит нанести новый удар по миру в Украине и поставить под вопрос безопасность европейского континента с более широкими последствиями», — заявил Папа после своего воскресного послания Ангелуса на 23 января.

Украина с населением 44 млн человек граничит с Молдавией, Румынией, Венгрией, Словакией, Польшей, Беларусью и Россией.

Русско-украинская война началась в феврале 2014 года и сосредоточилась на востоке Украины. Конфликт унес более 14 000 жизней и выгнал 1,3 миллиона человек из своих домов, по данным Caritas Internationalis, базирующейся в Ватикане конфедерации католических благотворительных организаций, собирающих средства для пострадавших.

Воюющие стороны договорились о прекращении огня в июле 2020 года. Но Россия направила к границе с Украиной около 100 000 военнослужащих. Президент США Джо Байден заявил 19 января, что ожидает от президента России Владимира Путина приказа о вторжении.

Государственный департамент США сообщил 23 января, что он приказал покинуть посольство США в столице Украины, Киеве, членам семей государственных служащих США.

Украинские и польские епископы сетовали на отсутствие прогресса в переговорах между западными странами и Россией.

«В своих выступлениях лидеры многих стран указывают на усиление давления России на Украину, так как на ее границе скапливаются массированные вооружения и войска. Оккупация Донбасса и Крыма показала, что Российская Федерация, нарушая национальный суверенитет и территориальную целостность Украины, игнорирует обязательные нормы международного права», — заявили они.

Католические епископы Европы на прошлой неделе выразили поддержку Украине.

«В это чрезвычайно сложное время мы просим христиан молиться о даровании мира в Украине, чтобы ответственные могли быть наполнены и излучать мир, который является «заразным», и чтобы кризис был преодолен исключительно через диалог », — заявил Совет европейских епископских конференций (CCEE).

В своем послании епископы Украины и Польши призвали к дипломатическому решению кризиса.

Говорили: «Сегодня поиски альтернатив войне в решении международных конфликтов стали насущной необходимостью, так как ужасающая мощь средств поражения теперь находится в руках даже средних и малых держав, а все более прочные связи существующие между народами всей земли, делают трудным, если не практически невозможным, ограничение последствий любого конфликта».

«Поэтому, опираясь на опыт предыдущих поколений, призываем власть имущих воздержаться от военных действий. Мы призываем лидеров немедленно отказаться от ультиматумов и использования других стран в качестве козырей».

«Разногласия в интересах должны решаться не путем применения оружия, а путем соглашений. Международное сообщество должно объединиться в знак солидарности и активно поддерживать общество, находящееся в опасности, всеми возможными способами».

  • Метки:
  • Католические новости,
  • Польша,
  • Россия,
  • Католическая церковь в Украине,
  • Католическая церковь,
  • Украина,
  • Украина Война,
  • Майор Архиепископ Святослав Шевчук,
  • Архиепископ Станислав Гадецкий

Сотрудники Католического информационного агентства (CNA) — это команда журналистов, занимающихся освещением новостей о католической церкви по всему миру.