Великий древний новгород: Господин Великий Новгород: центр торговли и первое окно в Европу

Господин Великий Новгород: центр торговли и первое окно в Европу

Уже с первых лет своего существования Великий Новгород стал чрезвычайно важной фигурой на древнерусской шахматной доске. В 1136 году город получил республиканскую форму управления. Жители сами приглашали князей, а все важнейшие вопросы решали на общих собраниях.


В Новгороде был весьма высокий уровень грамотности, о чем говорят многочисленные берестяные грамоты. В поисках новых земель новгородцы доходили до Урала и Кольского полуострова, плавали по ледяным морям и даже высаживались на берега далекого Шпицбергена.

В административном отношении Новгород делился на пять концов, а те в свою очередь являлись центрами пятин – Обонежской, Водской, Шелонской, Бежецкой и Деревской. Выгодное географическое положение определяло один из векторов развития города – торговлю.

Когда в XII веке остров Готланд стал базой для немецкого купечества, завязались обширные торговые связи иностранцев с молодой республикой. Одним из главных партнеров Новгорода стал Любек. Новгород наряду с еще 70 населенными пунктами входил в Ганзу, союз городов Северной Европы.

Ганзейский центр Любека, Голштинские ворота


Жители русского севера хотели торговать с выгодой для себя, поэтому в договорах тех лет встречаются фразы «путь чист», «без пакости», «вольное торгованье». Ганзейские купцы старались везде давать начало факториям и колониям. В Новгороде существовали Немецкий и Готский дворы с двумя церквями, Святого Олафа и Святого Петра. Иностранные резиденции находились в центральной части города, недалеко от Ярославова дворища, что позволяло оперативно связываться с властями.

Зимой 1336-1337 гг. в городе находилось 160 иностранцев, в 1439 году – около двухсот. Заморские гости обычно привозили в Новгород своего священника, который по окончании сезона передавал ключи от храма преемнику. Немецкий двор управлялся специальным человеком, олдерманом, которого выбирали иноземные купцы, входя в устье Невы. В древнем Новгороде иностранцы умудрились организовать производство пива. Стены кабака ломились от желающих отведать необычного хмельного напитка. Бывали случаи, когда русские вымогали у ганзейцев «пивные» взятки.

 
Великий Новгород, гравюра Адама Олеария, XVI век


Немцы давали работу местным жителям – для передвижения торговых кораблей и перевозки товаров требовались лодочники и опытные проводники. Ганзейские купцы имели четко определенный правовой статус – им предоставлялась некоторая свобода передвижения, они могли исповедовать свою религию, земли Готского и Немецкого дворов были неприкосновенны. На ночь ворота иностранных «крепостей» запирались, гости спускали сторожевых собак и отправлялись в дозор. Интересно, что иногда в новгородских семьях подолгу жили молодые ганзейские торговцы – они изучали русский язык.

Новгородцы и сами активно плавали на Готланд, в ливонские города Ревель, Ригу, Дерпт. В Дерпте XV века мы находим русский квартал с церковью. На резных деревянных панелях кирхи Святого Николая в городе Штральзунд изображены бородатые жители северной Руси, предлагающие немцам беличий мех. Другие картины из этой же церкви рассказывают об охоте и бортничестве в лесах Новгородской земли.

Фрагмент резной панели кирхи Святого Николая


Развитие внутренней торговли с другими русскими княжествами было вызвано тем, что Новгороду не хватало зерна. Несмотря на обширный земельный фонд, горожане не могли обрабатывать ее из-за холодного и сурового климата.


Богатство всегда вызывало завистников, поэтому на реках Северо-Восточной Руси появляются грабители-ушкуйники. Дальние путешествия горожан отражались в былинах особого новгородского цикла.

Иногда воображение рисует картину богатого и независимого города с деревянными мостовыми, многочисленными церквями и великолепными домами. Силу Новгорода, впрочем, не стоит переоценивать. «Сравнение экспортных и импортных товаров дает некоторое основание для вывода об относительной отсталости русской экономики изучаемого времени», — пишет исследователь А.Л.Хорошкевич. Западные партнеры старались держать Новгород в строгой узде, город слишком сильно зависел от Ганзы.

Ушкуйники


Русские продавали немцам в основном необработанные беличьи шкуры и не наладили у себя производство меховых изделий. Объемы вывоза достигали сотен тысяч единиц в год, иногда превышая полмиллиона: «Средневековая Европа предъявляла огромный спрос на эти меха, не только употреблявшиеся для изготовления теплой одежды, но и служившие любимым украшением и подчеркивавшие знатность владельца». Александр Эткинд заметил, что именно Великий Новгород первым в истории России испытал на себе «сырьевое проклятие», только источником бед стала отнюдь не нефть, а меха: «Когда в Англии овечья шерсть заменила беличий мех в качестве массового средства сохранения тепла человеческого тела, экспорт серой белки из Новгорода рухнул».

В города Северной Европы отправлялся также новгородский воск. Жители республики могли бы поставлять переработанную рыбу, но им не хватало «белого золота», солеварение пока еще было развито очень слабо. Соль приходилось завозить из Любека. Купец Матвей Друкалов в конце XIV века закупил в Ревеле 19 тонн соли. Правда, иногда ганзейские купцы покупали и готовые предметы русского промысла, в частности, удобную кожаную обувь.

Часто партнеры обманывали друг друга – новгородцы прятали в кусках воска кирпичи, а ганзейцы прятали в глубине бочек совсем уж мелкую сельдь. Немецкие купцы требовали к каждой тысяче беличьих шкурок присовокуплять тридцать бесплатных на случай возможной недоброкачественности товара. Ганзейское вино и пиво нещадно разбавлялись водой. Несколько раз между Новгородом и Ганзой вспыхивали экономические войны.

Аполлинарий Васнецов, «Новгородский торг»


Западные партнеры практически не применяли в расчете с новгородцами драгоценные металлы, что сдерживало развитие рыночных отношений в России. Торговля была преимущественно натуральная, меновая. В пределы Руси отправлялись ткани, металлы, сукно, стекло. Археологи находили на территории давно канувшей в Лету республики изделия из янтаря, бочки с клеймами купеческих объединений, настольные игры, зеркала. Из самых дальних торговых партнеров Новгорода следует отметить Брюгге, Лондон, Ипр, Гаагу, Амстердам.

В 1494 году Иван III закрывает ганзейскую контору в Северо-Восточной Руси. «Тлетворное влияние Запада», впрочем, успело укрепиться в Новгороде – здесь появляются классические европейские городские ереси стригольников и жидовствующих.

Клавдий Лебедев, «Уничтожение Новгородского Веча»


Несомненно, для европейцев Новгород был одной из самых дальних точек Ганзы, но в пределах русской земли уровень развития города выглядел впечатляюще. В конце XV века Новгородская республика входит в состав Московского государства. Князья и цари совершали на некогда гордый и своевольный город жестокие карательные походы. С западной стороны наседали молодые европейские орлы. Новгород стал ареной противостояния сразу нескольких сил. Уйдя под высокую руку Москвы, город постепенно теряет свое значение, но он сохранил великолепную архитектуру, планировку, культуру. «Из Волхова воды не выпити, во Новгороде людей не выбити», — гласит старинная пословица.

Читайте также:

У истоков русской коммерции

Как русские при Иване Грозном с англичанами торговали

Павел Гнилорыбов,


историк-москвовед, координатор проекта «Моспешком»

Великий Новгород и Старая Русса — отдых в выходные

Что посмотреть в Великом Новгороде: едем в город былинной Руси

Город старинных церквей, древних ремесел и духа свободы — это все Великий Новгород.

Искони в России к нему обращались особенно вежливо — Господин: ведь в Средние века он был столицей — или, как говорили тогда, Государем, Господином — огромного региона от Кольского полуострова до Торжка.

Путешествие в Великий Новгород в выходные дни наполнено особым смыслом: в гости к отцу земли русской приезжают, чтобы увидеть Рюриково городище и былинное озеро Ильмень, а также услышать, как играют на гуслях последователи Садко.

Великий Новгород — это про нашу историю и исконную Русь. А рядом удивительная природа Валдая и курортная Старая Русса — вас ждут выходные, наполненные комфортом и безмятежностью.

  • Где погулять
  • Небанальные локации для фото
  • Достопримечательности
  • Чем заняться
  • Чем порадовать детей
  • Окрестности: маршруты выходного дня
  • Что и где попробовать
  • Что привезти из поездки
  • Как добраться

Где погулять и отдохнуть в Великом Новгороде

Места с красивой природой, завораживающей архитектурой и историческим контекстом — где провести время, если вы приехали в Великий Новгород на 3 дня.

Ярославово Дворище с аркадой и Ганзейским фонтаном

В XI веке здесь, на берегу реки Волхов, находился дворец Ярослава Мудрого, а в XVII веке — рынок. От исторических построек осталось девять каменных церквей и белокаменная аркада Гостиного двора, которая красиво подсвечивается вечером.

Приглядитесь к Ганзейскому фонтану: внутри гранитного круга мозаикой выложены гербы 16 стран, входивших в Ганзу — древний торговый союз.
Вход: бесплатный
Время работы: круглосуточно
Адрес: ул. Большая Московская, 1, 3, 5

Великий Новгород, Ярославово дворище. Фото: shutterstock.com

Новгородский Кремлевский парк

Уютный зеленый парк с трех сторон окаймляет Новгородский детинец. Здесь приятно гулять вдоль крепостного рва — можно рассмотреть все девять башен кремля.

Гости катаются на лошадях, есть карусели и картодром. В жару можно задержаться у фонтана «Садко» и полюбоваться, как былинный герой играет на гуслях для царевны Волховы, любимой дочери Царя Морского.
Вход: бесплатный
Время работы: круглосуточно
Адрес: ул. Мерецкова-Волосова, 4

Великий Новгород, фонтан «Садко». Фото: shutterstock.com

Софийская набережная

Современная набережная с велодорожками, детскими игровыми площадками и фонтаном, трехметровые струи которого бьют прямо из-под земли.

Можно спуститься к воде, поплавать по речной глади на каяке или весельной лодке, а также позагорать на благоустроенном пляже.

Самое необычное здание вдоль набережной — футуристичный театр драмы имени Достоевского.

Вход: бесплатный
Время работы: круглосуточно
Адрес: Софийская набережная

Великий Новгород, вид на Софийскую набережную и театр Достоевского. Фото: shutterstock.com

Памятник «Тысячелетие России»

Самый узнаваемый символ Великого Новгорода в виде монументальной шапки Мономаха. На обелиске 128 главных исторических фигур России.

Вы не найдете здесь разве что Ивана Грозного: новгородцы не забыли, как его войско сжигало дома и топило людей в реке Волхов, когда царь подчинял новгородские земли Московскому княжеству.

Вход: бесплатный
Время работы: ежедневно 6:00−24:00
Адрес: территория Кремль

Великий Новгород, памятник «Тысячелетие России». Фото: shutterstock.com

Небанальные локации для фото

Яркие муралы, незатейливые скульптуры и сказочные персонажи. Добавляйте локации в вишлист, чтобы поездка в Великий Новгород на 2 дня или больше получилась незабываемой.

Белая Алексеевская башня

Единственная уцелевшая башня Окольного города, который кольцом охватывал обе стороны Новгорода в средние века. Когда-то ее красили в белый цвет.

Сейчас внутри можно сделать фото с восковыми фигурами стрельцов и других защитников крепости времен Ивана Грозного. С верхнего яруса, через бойницы, открывается интересный вид на южные окрестности.

Цена билета: от 170 ₽
Время работы: ср-вс 10:00−18:00
Адрес: ул. Троицкая, 15А

Великий Новгород, Белая Алексеевская башня. Фото: shutterstock.com

Места с историческими граффити

Красочные муралы на стенах новгородских домов остались после фестиваля уличного искусства «Страницы истории».

Карту исторического центра города вы найдете на стене дома 9А на Воскресенском бульваре, изображение Александра Невского — на доме 8/33 по улице Каберова-Власьевской, Ярослава Мудрого — на доме 39 по улице Большой Санкт-Петербургской.

Великий Новгород, мурал «Александр Невский».
Фото: visitnovgorod.ru

Необычные памятники

На улицах Великого Новгорода вы встретите: кованого купца Садко (Федоровский ручей, 16), добродушного медведя на скамейке (набережная Александра Невского) и уставшую туристку — любимицу гостей (Никольская, 4). Дети обычно «примеряют» ее туфельки, а взрослые — кидают монетки.

Один из самых неожиданных памятников — семейству Мойдодыра на проспекте Александра Корсунова, 30.

Великий Новгород, памятник уставшей туристке. Фото: shutterstock.com

«Витославлицы»

Новгородские Кижи — полсотни лет сюда свозят памятники деревянного зодчества со всей Новгородской области. Например, здесь находится Рождественская церковь из села Передки 1531 года — один из древнейших храмов страны.

Всего в музее-заповеднике более 30 церквей, кузниц, домов. В зданиях воссоздана обстановка XVI—XIX вв.еков: печи с лежанками, люльки-зыбки, деревянная посуда.

Цена билета: от 200 ₽
Время работы: ежедневно, с мая по август 10:00—20:00, апрель и сентябрь до 18:00, с октября по март до 16:00
Адрес: Юрьевское шоссе

Великий Новгород, музей-заповедник «Витославлицы»

Великий Новгород: достопримечательности и маршрут на 1 день

Новгород — город истоков русской культуры. Сразу 37 памятников города и окрестностей входят в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Главные достопримечательности Великого Новгорода за один день можно увидеть, если начать маршрут в Кремле.

Новгородский детинец

Первый кремль из красного кирпича на Руси, который построили по воле князя Ярослава в 1044 году. Здесь заседало то самое Новгородское вече.

Загляните в здание Присутственных мест, где располагается Новгородский музей: увидите берестяные грамоты и другие памятники древнерусской эпохи.

от 290 ₽ ● ежедневно с 6:00 до 24:00; музей с 10:00—18:00 ● Софийская сторона, Кремль

Владычная Грановитая палата

Немецкая постройка с оттенком готики — памятник XV века в Великом Новгороде. Здесь принимали послов, устраивали пиры и проводили суды.

Сейчас в палате можно рассмотреть иконы XII века, усеянную самоцветами церковную утварь и другие ювелирные шедевры.

от 200 ₽ ● с 10:00 до 18:00, кроме понедельника ● Кремль, 14А

Собор святой Софии

Софийский собор — самый древний храм страны, его заложил сам Ярослав Мудрый в 1045—1050 годах. Внутри уцелели фрагменты фресок XII века и чудотворные иконы «Знамение», «София Премудрость Божия», «Тихвинская».

На западной стороне церкви находятся Магдебургские врата с библейскими сюжетами.

вход бесплатный ● ежедневно 08:00—20:00, богослужения в 10:00 и 18:00 ● Кремль, 11

Звонница Софийского собора

Поднимитесь на смотровую площадку Звонницы Софийского собора: с 30-метровой высоты открывается живописный вид на Волхов и Кремль.

На втором ярусе можно увидеть выставку, посвященную древним колоколам Великого Новгорода.

от 140 ₽ ● пн, вт, чт 10:00—18:00, с пт по вс до 20:00 (с мая по октябрь) ● Кремль, 5

Чем заняться в Великом Новгороде

Что бы вы ни делали, отвлечься от осмотра древностей не получится. Планируя маршрут на 2 дня по Великому Новгороду, возьмите на заметку идеи от Russia.Travel.

Прокатиться на теплоходе к озеру Ильмень

Летом по Волхову плавают прогулочные кораблики: можно выбрать маршрут до озера Ильмень с остановкой у церкви Николы на Липне или в Рюриковом городище.

Озеро былинное: по легендам, во времена Садко тут жил Царь Морской. Здесь оборудованы причалы, можно взять напрокат лодку или порыбачить.

от 600 ₽ за 1,5-часовую прогулку ● ежедневно с мая по октябрь в 11:00 и 13:00, по сб 21:00—00:00 ● Софийская набережная, 2

Услышать новгородские гусли

Узнать о древних музыкальных инструментах X—XV вв.еков — гуслях-самогудах, бубенчиках, лирах, варганах, сопелях, гудках — можно в Центре музыкальных древностей имени Поветкина.

Экскурсоводы сами разыскивают и восстанавливают раритеты. Для организованных групп проводят лекции-концерты.

от 300 ₽, лекция-концерт — от 2 500 ₽ с группы от 9 человек ● ежедневно со вт по вскр, экскурсии для одиночных посетителей в 14:00 ● ул. Ильина, 9Б

Увидеть фрески Феофана Грека

В церкви Спаса Преображения на Ильине улице сохранились фрески, которые сделал в 1378 году византиец Феофан Грек. До нас дошли лишь несколько его работ, в частности, иконостас Благовещенского собора Московского Кремля.
Роспись в новгородском храме — самое монументальное наследие мастера.

от 140 ₽ ● ср-вскр 10:00—17:00, закрыто в дождь и снег ● ул. Ильина, 26, к. 2

Полетать на воздушном шаре

Окажитесь в России XIX века, взмыв в небо над Кремлем, Свято-Юрьевым монастырем и озером Ильмень на воздушном шаре.

В теплое время года летают утром на рассвете или вечером за 2−3 часа до заката.

от 8 000 ₽ с человека за полет от 40 минут ● ежедневно, в светлое время суток ● ул. Октябрьская, 11

Великий Новгород. Туристические теплоходы. Фото: shutterstock.com

Чем порадовать детей

Путешествуя с детьми по Великому Новгороду, можно успеть увидеть и узнать много необычного и интересного.

Побывать на театрализованной экскурсии

В Кремле работает Детский музейный центр. Каждый день для детворы — костюмированные экскурсии и кукольные представления о богатырях и купцах.

в музейный центр — от 120 ₽, детям до 16 лет бесплатно; на экскурсии — от 440 ₽ с человека ● вт-вс 10:00—18:00, экскурсии в 11:00 ● Кремль, Судейский городок, 3

Расписать фарфоровое блюдо

Интерьер «Музейного цеха фарфора» выполнен в заводской стилистике. Кажется, что вы попали на настоящий завод.

Здесь можно узнать о тонкостях «кузнецовского» фарфора, а затем самому расписать тарелочку — например, военными атрибутами времен Александра Невского. А потом поставить на фарфор клеймо, упаковать и забрать домой.

входной билет — от 50 ₽, мастер-класс от 150 ₽ ● сб-чт 10:00—17:30 ● Десятинный монастырь, 3

Посмотреть соколиное шоу

В Новгородском соколином дворе живут прирученные птицы, которых выходили и вылечили волонтеры: соколы, ястребы, коршуны, сапсаны, ушастые совы, балобаны. Им дают имена: так, старейшего филина зовут Рюрик. Во время выступлений сокольник показывает, что умеют птицы, и раскрывает секреты соколиной охоты.

от 170 ₽ ● птн-ср 11:00—18:00 ● Кремль

Сделать игрушку из бересты

В местном Доме народного творчества работает мастерская плетения из бересты. Здесь научат делать берестяные бусины, закладки для книг и шаркунки — древние погремушки. Девчонкам понравится в мастерской женских ремесел: здесь можно создать куклу-оберег из лоскутков и забавного «Зайчика-на-пальчик».

от 120 ₽ ● пн-птн 9:00—17:00 ● ул. Бредова-Звериная, 14

Сокол. Фото: shutterstock.com

Окрестности Великого Новгорода: маршрут выходного дня

Топ мест для отдыха на выходные в Старой Руссе и других окрестностях Великого Новгорода. Здесь проложены экотропы, бьют минеральные источники, созданы исторические поселения.

Рюриково городище

На берегу реки Волхов с 862 года жил Рюрик и другие новгородские князья.

Тут был город с церквями, мостовыми и торжищем.

Наследие былой эпохи — руины Благовещенской церкви XIV века. На Княжьем камне, 40-тонном валуне, выбира цитата из Радзивиловской летописи.

Вход: бесплатный
Время работы: круглосуточно
Адрес: Новгородская область, Спас-Нередица

Новгородская область, Рюриково городище. Фото: shutterstock.com

Этнический парк «Хольмгард»

Новое этнопоселение, где можно окунуться во времена Древней Руси и увидеть, как жили князья и викинги.
Здесь проходят реконструкции боев и мастер-классы: можно научиться стрелять из лука, метать копье и ткать. В ресторане «Вереск» готовят старославянскую еду.

Цена: в зависимости от мероприятия
Время работы: посещение по записи
Адрес: Новгородская область, Шевелево — 49К-1159, 33 км

Средневековый город. Фото: shutterstock.com

Валдайский парк и Большая Валдайская тропа

В Валдайском парке есть несколько маршрутов для треккинга. Один из самых доступных — «Лесные тайны» в урочище Бор: почти 2 км по таежным лесам с ручьями и истоками, а также болотистым местам.

Можно отправиться и в пятидневный поход по Большой Валдайской тропе — на 60-километровом пути оборудованы стоянки для ночлега. Еду и воду берите с собой.

Цены: вход в парк — 200 ₽, путевка на тропу — от 200 ₽
Время работы: круглосуточно
Адрес визит-центра: Новгородская область, Валдай, ул. Победы, 5

Новгородская область. Закат на Валдае. Фото: shutterstock.com

Старая Русса и Муравьевский фонтан

Старинный город на месте слияния Полисти и Порусьи. Главное, что нужно увидеть в Старой Руссе за 1 день: Воскресенский собор, музей Достоевского и водонапорную башню со смотровой.

Задержавшись на 2 дня в Старой Руссе, побывайте на местном курорте с лечебными грязями. Здесь бьет самый мощный в Европе минеральный фонтан — Муравьевский, вода которого по составу схожа с черноморской.

Цены: вход на территорию санатория — от 50 ₽
Время работы: круглосуточно
Адрес: Новгородская область, Старая Русса; санаторий — ул. Минеральная, 62

Новгородская область, Старая Русса. Фото: shutterstock.com

Что и где попробовать в Великом Новгороде

Старорусские лакомства и деликатесы, от которых туристы — а на новгородской земле «гости дорогие» — приходят в гастрономический восторг.

Медвежатину
в «Доме Берга»

Медвежатина в Новгороде XIX века считалась элитным блюдом.

В «Доме Берга» котлеты из медведя томят в печи, затем поливают соусом из брусники, собранной в новгородских лесах, а на гарнир подают гречу.

от 730₽ за порцию ● ул. Большая Московская, 24

Щуку по-Ильменски
в кафе «Малиновка»

Местный гастрономический бренд — щука и судак, которые рыбаки ловят в озере Ильмень.

В «Малиновке» рыбу поливают вишневым соусом и дополняют солеными грибочками, которые собирают в глухих новгородских лесах.

от 500 ₽ за порцию ● ул. Германа, 1

Серые щи 
в Zavod-баре

Фирменные новгородские щи готовят из «крошева» — верхних зеленых листов капусты, которые хозяйки обычно выкидывают (и зря).
Их рубят, смешивают с морковью и ржаными сухарями, затем убирают под гнет на 2 недели.

Щи подают в горшочках. Еще здесь можно попробовать новгородские настойки.

от 290 ₽ за порцию ● ул. Германа, 2

Тяпаную говядину в 
«Иль де Франс»

Новгородская кулинарная фишка, которую практиковали на местных постоялых дворах: говядину отбивали (как говорили тогда, тяпали), затем жарили и обертывали капустными листами.

Такие отбивные было удобно брать в дорогу: вкусно и не испачкаешь руки. Блюдо подают со сметаной и бочковыми огурцами.

от 300 ₽ за порцию ● ул. Великая, 22

Сувениры и подарки: что привезти из поездки

Интересные сувениры на память о Великом Новгороде и Новгородской земле, а также атмосферные места, в которых продают изделия местных мастеров.

Новгородские свистульки

Забава наших предков — красочные свистульки, которыми легко развеселить детвору. Они изображают разных зверей: например, коней или овец. Есть свистульки в виде медведей в русских рубахах, которые держат в руках дубинку или калач.

Цена: от 100 ₽
Где купить: «Сувенирные домики» (Сенная площадь, 4 киоск)

Медведь-свистулька. Фото: shutterstock.com

Валдайские колокольчики

Музыкальная частица Новгородской земли. Классический валдайский колокольчик делают из латуни, а на его «юбочке» нет никаких рисунков — он похож на миниатюрный церковный колокол. Но популярнее все же туристические — фарфоровые, с новгородскими пейзажами и надписями.

Цена: от 240 ₽
Где купить: центр «Красная изба» (Сенная площадь, 5)

Фото: Sergei Afanasev / Shutterstock.com

Варежки

Считается, что именно в Великом Новгороде родилось название «варежки» — сокращенный вариант словосочетания «варяжские рукавицы». Поэтому привезти отсюда шерстяные «теплушки» — очень символично.

Цена: от 130 ₽
Где купить: центр «Красная изба» (Сенная площадь, 5)

Варежки. Фото: shutterstock.com

Изделия из бересты: лапти, хлебницы, туески

Сувенирные лапотки станут оберегом вашего дома. Полезный подарок — берестяная хлебница, в которой долго не будет черстветь хлеб. В симпатичных туесках из бересты хорошо хранить мед. В берестяных шкатулках продают старорусскую соль, которую выпаривают из воды местных минеральных источников.

Цены: шкатулки — от 200 ₽, лапти — от 700 ₽
Где купить: сувенирная лавка «Сокровища Хольмгарда» (ул. Дворцовая, 2/1)

Берестяные лапти. Фото: shutterstock.com

Как добраться до Великого Новгорода

На самолете

В Великом Новгороде нет аэропорта. Ближайший — «Пулково» в Санкт-Петербурге.

На поезде

Из Москвы ежедневно ходит поезд с Ленинградского вокзала. Время в пути — 8,5 часов, цена билета — от 1 600 ₽. Из Санкт-Петербурга можно доехать за 2,5 часа на «Ласточке», билеты на сидячие места начинаются от 600 ₽.

На автобусе

Самый быстрый вариант для тех, кто живет в Санкт-Петербурге: в пути всего 2 часа, автобус отправляется с автовокзала на Обводном канале. Билеты от 400 ₽.

На автомобиле

Из Москвы — более 540 км и 6 часов через Торжок, Вышний Волочек, Валдай. От КАД Петербурга до Новгородского Кремля 180 км. Можно доехать за 2,5 часа по трассе М11, где 137 км — это платные участки (около 400 ₽ наличными или чуть более 300 ₽ с транспондером). Либо за 3,5 часа по М-10 через Радищево и Подберезье.

Цены действительны на 5.08. Обратите внимание, что финальная стоимость поездки может измениться — уточните ее на сайте перевозчика.

Вид с одной из башен Кремля в Великом Новгороде. Фото: shutterstock.com

Федоровская башня, Великий Новгород, Россия. Фото: shutterstock.com

Интерьер Георгиевского монастыря в Великом Новгороде, Россия. Фото: Milosz Maslanka / Shutterstock.com

Великий Новгород. Фото: shutterstock.com

09.11.19, Фельдбрюгге, Право в средневековой России

  • Рецензент:
  • Марк Маккарти
  • [email protected]
  • Колледж Монтри

Я всегда находил термин «средневековый» немного странным, когда он использовался в
Российский контекст. Самая ранняя известная нам письменная история Древней Руси
взято из Primary Chronicle , примерно охватывающих годы
850-1110. Даже в этом случае сам документ является не оригиналом, а
копия, сделанная монахом в 1377 г. Таким образом, самая ранняя русская средневековая
документы, известные научному миру, были написаны почти девять
через сто лет после начала Средневековья, в позднем
Средневековый период. Однако этот интересный исторический анахронизм
не должен отговаривать вас от прочтения новой работы Фердинанда Фельдбрюгге,
Закон в Средневековой Руси , который является пятьдесят девятым томом
Серия «Право в Восточной Европе».

В этой конкретной работе д-р Фельдбрюгге, почетный профессор
Восточноевропейское право в Лейденском университете составило и обновило десять
различные статьи, которые он написал в течение своей академической
карьера, охватывающая различные аспекты русского средневекового права. темы
разнообразны, охватывая все, начиная от влияния римского права на
средневековой Руси к концепции землевладения и Дружина .
Кроме того, есть длинное вступление, где он представляет
читателю его исходные материалы: Первичная хроника ,
Первая Новгородская летопись , отдельные документы, архивы и
затем вторичные источники типа серии Памятники русского
права
( Памятники законодательства РФ ).

В своей первой главе Фельдбрюгге ведет дискуссию о происхождении
право и правовая система. В отличие от некоторых человеческих практик, закон не
существовал всегда. Сначала существовали племенные обычаи и нормы
и лишь очень постепенно начала формироваться правовая культура.
Фельдбрюгге утверждает, что это был трехэтапный процесс. Первый этап
было появление третьей стороны, помогавшей урегулировать споры, которые привели
ко второму этапу, который был специализацией и
профессионализация роли третьего лица. Заключительный этап
был подъем централизованной власти для определения правил, создания новых
и обеспечивать их выполнение. Фельдбрюгге называет это перечислением
подход, и он указывает, что даже собственная правовая система Запада
продолжая расти и развиваться.

Фельдбрюгге также обсуждает некоторые общие вопросы древнего права.
многим из различных народов индоевропейской семьи
языки, такие как их идея патриархата и коллективной ответственности.
Кроме того, Фельдбрюгге имеет дело с отношениями закона и
государство и происхождение законодательства, которое, по его мнению, было разработано, когда
возникли социальные трения, с которыми не удалось справиться
с традиционными обычаями.

Это обсуждение социальных трений прекрасно ведет ко второй главе, в которой
занимается созданием Русская правда ( Русский
Закон
). Согласно Фельдбрюгге, это было прибытие викингов.
князья, которых пригласили править различными славянскими группами
что привело к переходу от племенных обычаев к написанию
Русская правда . Однако традиционные племенные обычаи
не соответствовали новой политической ситуации, и поэтому им пришлось
быть изменены. Это, вместе с введением письма с
Крещение Руси в 988 году породило как короткую, так и длинную версии
из Русская правда .

В третьей главе рассматривается вопрос о влиянии римского права на
средневековая русь. Учитывая контакт России с Византией, люди
поставил под сомнение Corpus Juris Civilis Юстиниана ( Body of
Гражданский закон
) не оказали никакого влияния на русскую правовую традицию. За
большая часть Фельдбрюгге так не считает. Единственное свидетельство того, что
он может найти, это идея двойного штрафа для определенного типа
воровство, которое было хорошо известно в римском праве, но встречается только в одной статье
из Расширенная Правда . Кажется, что-то позже
Византийское влияние канонического права. Однако это влияние исходило от
православной христианской традиции и началось только в одиннадцатом и
двенадцатого века.

Глава четвертая посвящена землевладению, княжеской свите и самой
Определение прошлого Киевской Руси. Фельдбрюгге утверждает, что дебаты
относительно характера феодального прошлого России не очень продуктивны
и являются скорее пережитком марксистско-советской науки.
Вместо этого он предлагает вопрос о торговле или сельском хозяйстве, чтобы помочь
нам понять Киевскую Русь. В целом торговля имела большее значение в
Древняя Русь, что делало ее более похожей на Византию. С другой стороны, в
с точки зрения общекультурного уровня, общественного и экономического развития,
Киевская Русь была ближе к земледельческой Каролингской Европе.

Глава пятая посвящена Вече или популярным сборкам в
юридическая история. Этот аспект русской истории приобрел новое
интерес после распада Советского Союза в 1991 году, поскольку ученые начали
поиск возможных коренных традиций демократии. Фельдбрюгге
утверждает, что вече представляло собой социально-политический порядок,
уже менялся к тому времени, когда мы находим доказательства этого в
документы. Он также заявляет, что нет никаких указаний на то, что это было
ценится современниками за демократические достоинства.

Глава шестая исследует практику иерархического ранжирования в обществе.
или, как его называет Фельдбрюгге, идея Старшего Брата. От
Древняя Русь и контролируемое старшинство, через Табель о рангах под
Петра Великого Россия разделила свое общество на разные чины.
После революции 1917 года было своего рода оживление при Сталине.
этнические русские считаются старшими и более продвинутыми братьями
других национальностей и растущий порядок старшинства в
Высшие уровни советской системы.

В седьмой главе рассматриваются договоры средневековой Руси. Это дает нам
понимание средневековой политической и конституционной структуры,
выводы о правовой системе и, наконец, информация о конкретных
темы. Фельдбрюгге выделяет три типа договоров: международные
закон, договоры между князьями и русские отношения с группами
торговцы. В конце главы Фельдбрюгге перечисляет все российские
договоры 1189-1503 гг.

В восьмой главе рассматривается вопрос о том, существуют ли какие-либо аспекты
русская средневековая правовая традиция, которую можно рассматривать как поддерживающую
современная концепция прав человека. Многие силы, которые способствовали
в развитии прав человека в Западной Европе не присутствовали
в России. Разделение властей, сильная независимая церковь или
сильная и независимая знать не входила в состав России
опыт. С другой стороны, восточное православие могло
самодержавие, но не способствовало деспотизму, и многие церковные и
иногда высказывались видные граждане. Таким образом, даже если они
не имели юридически определенной позиции, Фельдбрюгге утверждает, что их моральное
право критиковать правительство было ясно понято.

Глава девятая посвящена юридическим контактам между Россией и западными
Европа в форме Скра , или свод законов
Ганзейские купцы в Новгороде. Фельдбрюгге утверждал, что два юридических
сферы древнего новгородского и ганзейского купечества сосуществовали
замечательно хорошо, и что к четвертому, пятому и шестому изданиям
Skra можно обнаружить много местных русских влияний. В
Кроме того, Feldbrugge заявляет, что только потому, что Skra только
применительно к небольшой группе иностранных купцов не означает, что мы
следует игнорировать эту часть российской правовой истории. Для нескольких
веков немецкие поселения в Новгороде были важнейшими
контакта между Россией и Западной Европой.

Последняя глава посвящена средневековому праву в области
Кокусы. Доктор Фельдбрюгге стремится поставить армянские и грузинские средневековые
право в контексте истории европейского права.
Моя общая реакция на книгу доктора Фельдбрюгге довольно положительна. это
совершенно очевидно с первых страниц, что историки права будут искать
в исторических документах немного иначе, чем в общих историках. На
в целом, однако, многие из документов, которые есть у ученых из этого
период времени являются юридическими документами и видят, как историк права делает
их использование имеет ценность. Как заявил Фельдбрюгге в своем форвардном
относительно историков права и общей истории, «проблемы, с которыми они сталкиваются
решения, и уроки, которые они извлекают, часто одинаковы. В итоге, как я
верить, желание знать и понимать, без скрытого
мотивы, вот что движет самой стоящей научной работой».0018

Учитывая тот факт, что это сборник статей, написанных более тридцати
лет, трудно дать общий тезис или идею книги другой
чем это касается русского средневекового права. В целом разные
главы очень логичны в развитии своих аргументов и
написаны очень четко. Временами есть даже признак игривости
это можно найти у автора, который очень хорошо знает свой предмет.
Другими впечатляющими аспектами книги являются глоссарий русского и
иностранные термины и приложение с перечнем средневековых русских договоров от
1189-1503.

Что касается любой критики, Фельдбрюгге довольно открыто высказывается об определенных
аспекты этой работы. Это внешняя юридическая история. Читатель будет
не найти много конкретно по семейному праву, торговому праву или уголовному праву
закон. Кроме того, он честен в отношении своих источников и писал из
то, что он имел лично для него и библиотеки его университета.
У меня был один вопрос о последней главе, касающейся Грузии и
Армения. Хотя я нашел обсуждение их средневекового закона
традиции довольно интересные, мне стало интересно, какую связь они
имел с остальной частью книги, за исключением простого сравнения. Можно было бы
доказать, что они соответствуют обсуждению в первой главе
раннее происхождение права, но оно казалось неуместным с другими
темы сборника. Моя самая большая жалоба, однако, сосредоточена на
цена книги. Прямо сейчас Amazon.com перечисляет Закон в Средневековье
Россия
за двести сорок долларов вроде бы
чрезвычайно запретительно. На самом деле, я могу видеть только людей, которые очень
интересующихся этой темой или посвященных исследовательским библиотекам, которые тратят
количество денег. В день и в возрасте уменьшающихся фондов факультета я нахожу
этот несчастный.

НОВА | Бесконечные секреты | Великие сохранившиеся рукописи

Великие сохранившиеся рукописи
Ребекка Дойссер

Домашняя страница Infinite Secrets

Рукописи:
Геркуланумские папирусы |
Синайский кодекс |
Мадридский кодекс |
Свитки Мертвого моря |
Документы пещеры Дуньхуан |
Новгородские берестяные грамоты и восковые таблички |
Рукопись Элсмира |
Кодекс Лестер |
Библия Гутенберга

Книги хрупкие вещи. Вот почему старые книги так ценны для нас — они пережили
разрушительное действие времени. Представьте себе, как драгоценны многовековые рукописи, подобные
Палимпсесты Архимеда, написанные от руки на пергаменте и других материалах задолго до
изобретение книгопечатания в 15 веке. Поколения за поколениями опекунов
обеспечили удивительное долголетие этих редких документов, что позволяет ученым и
миряне могут заглянуть внутрь культур, давно ушедших из мира. Вот, взгляните на
некоторые из самых значительных ранних рукописей, появившихся в наше время, а также
как первая печатная книга, положившая конец рукописному тому.

Геркуланум Папирус
Италия

Извержение Везувия в 79 г. н. э. похоронило два города — Помпеи, а также
известный сегодня как место археологических раскопок, и Геркуланум, когда-то морской курорт
для богатых римлян. В середине 18 века рабочие Геркуланума обнаружили
более 1000 свитков папируса, которые были опалены и покрыты обломками, когда
вулканическая грязь похоронила город. Позже ученые определили, что Филодем,
философ и поэт, который был ключевой фигурой в передаче греческого
философских идей в Рим, написал большинство этих работ.

Папирусы Геркуланума составляют единственную сохранившуюся обширную библиотеку текстов.
из классического мира. Поскольку свитки очень хрупкие, они были
остаются нетронутыми на протяжении веков. Но в 1990-х годах международная группа
ученые начали деликатный процесс развертывания и интерпретации Филодемова
тексты, которые включают его идеи о поэтике, риторике и музыке. Папирусы
хранится в Национальном музее в Неаполе, Италия.

Фрагмент рукописи Филодема, найденный в Геркулануме.

Codex Sinaiticus
Египет

У подножия горы Синай недалеко от Каира находится небольшой греческий православный монастырь.
называется Святой Екатерины, по имени русской святой. В 1844 году немецкая
ученый Константин Тишендорф посетил монастырь, где обнаружил больше
более 300 пергаментных листов Ветхого и Нового Заветов на греческом языке
датируется 4 веком. В совокупности они позже стали известны как
Codex Sinaiticus, который представляет собой одну из самых ранних версий греческого
Библия.

Когда христианские монахи не желали одалживать древние свитки
Тишендорфа за научным исследованием, он обратился к русскому царю Александру II,
который имел власть как над русской, так и над греческой православными церквями.
Тишендорф пообещал Александру, что передаст ценные рукописи
Русской православной церкви после того, как он их перевел. Царь приказал
монахи, веками охранявшие кодекс, передать его Тишендорфу, который
потом пошел переводить. Свой перевод он опубликовал в 1862 г. В 1933,
Россия продала Синайский кодекс британскому правительству, где он сейчас находится.
в Британском национальном музее.

Святой Екатерины, греческий православный монастырь
расположенный у горы Синай за пределами Каира, до сих пор функционирует как монастырь
и религиозное сообщество.

Мадридский кодекс
Гватемала

С момента своего открытия в 1860 году Мадридский кодекс, названный в честь города, в котором он был
найденный после сотен лет безвестности и где он покоится сегодня,
пролил свет на многие тайны древней культуры, религии и науки майя.
Испанский священник или исследователь, вероятно, привез кодекс в Испанию в 16 веке.
века, хотя никто точно не знает, как он попал в Европу из Гватемалы,
где он, вероятно, возник.

Кодекс содержит самую длинную из существующих иероглифических рукописей майя.
более 250 альманахов, описывающих события повседневной жизни в течение 260 дней
Мезоамериканский ритуальный календарь. Ученые считают, что кодекс может быть 14-й или
Копия учений майя XV века с пика цивилизации.
сила. Вся эра майя длилась примерно с 2500 г. до н.э. до 1500 г. н.э.

Так называемые экранные книги кодекса, всего 56 страниц, длинные,
двусторонние страницы из коры, богатые подробными глифами, нарисованными на гладкой поверхности
затвердевшей известковой массы. Жрецы майя или дворяне могли использовать их сейчас.
хрупкие рукописи как личные ежедневники или реестры династий майя.
Кодекс датируется до испанского завоевания Мексики и сохранился.
многочисленные злоупотребления, в том числе более тысячи лет пребывания в тропических
погода и в 16 веке сожжение книг испанским духовенством.

Сегодня осталось только три других кодекса майя. Дрезденский и Парижский кодексы
выставлены в городах, в честь которых они были названы. Четвертый кодекс,
Кодекс Гролье назван в честь клуба Гролье в Нью-Йорке, библиографического
общество, которому принадлежала рукопись в 1970-х годах.

В этой детали из альманаха, содержащегося в Мадридском
Кодекс, охотник возвращается домой со своей добычей.

Свитки Мертвого моря
Израиль

В 1947 году пастух-бедуин исследовал пещеры недалеко от Кумрана, руины на
на северо-западном берегу Мертвого моря в Израиле обнаружена коллекция кувшинов
содержит семь пергаментных свитков. Пастух отнес свитки к
Торговец антиквариатом в Вифлееме, надеющийся получить прибыль. Дилер купил т.
свитки и продал их сирийскому православному архиепископу Иерусалима, который
собирал религиозные рукописи от имени своей церкви. В течение года после
оригинальная находка, ученые всего мира слышали о свитках и
стекались в Иерусалим, чтобы осмотреть их. Когда они осознали важность
коллекцию, они начали обширный поиск дополнительных свитков в пещерах.
вокруг оригинальной находки.

Археологи работали на Кумранском городище, включающем 11 пещер, до 1956 года.
когда там были обнаружены последние находки. Пергаментные свитки, которые они нашли, 870 г.
в целом различаются по степени сохранности. Некоторые из них почти завершены, в то время как
от других остались только фрагменты. Интерпретация свитков была кропотливой
медленный процесс. Прошло более 40 лет, прежде чем ученые изучили содержимое свитков.
доступны для публики через публикации и выставки по всему миру.
Мир.

Свитки Мертвого моря имеют большую религиозную и историческую ценность.
заглянуть в богословские и культурные аспекты жизни во времена
Иисус. До находки в Кумране самая старая известная еврейская Библия датировалась примерно
1000 г. н.э. Написано на иврите и арамейском, разговорном языке
Палестинские евреи в течение последних двух столетий до н.э. и первые два века
н.э., считается, что свитки возникли как часть библиотеки, которая
принадлежал к еврейской секте, известной как секта Мертвого моря. Участники этой группы спрятались
себя в Кумранских пещерах во время Первого еврейского восстания против
Римлянам в 66 г. н.э. Свитки сейчас выставлены в Музее Израиля в
Иерусалим.

Эта хрупкая страница взята из Свитка Правил,
в котором излагаются строгие правила религиозного поведения и приводятся возможные наказания
для нарушителей.

Документы пещеры Дуньхуан
Китай

На рубеже 20-го века археологи, проводившие раскопки в пещерах недалеко от
В буддийском храме в Дуньхуане обнаружена коллекция рукописей. Дуньхуан,
расположенный в провинции Ганьсу на крайнем северо-западе Китая, был важным городом
на Шелковом пути, главном торговом пути между Римской империей и Китаем, и
в коллекции представлено не менее 15 языков.

Среди рукописей, извлеченных из пещер Дуньхуан, есть стихи,
религиозные тексты, такие как проповеди Будды, трактаты по психологии и фэн
философии шуй, военных сводок, даже рецептов от артрита и прочего.
недомогания. Большинство материалов Дуньхуана датируются периодом между 100 г. до н.э. и
1200 год нашей эры.

Сегодня, спустя более века после открытия, тексты популярны
первоисточники для научных исследований во всем мире, настолько, что
«Дуньхуанские исследования» стали отдельной исследовательской дисциплиной. Эксперты
датирует некоторые из документов пещеры Дуньхуан всего 500 годами после смерти Будды.
смерти, что делает их одними из старейших текстов в своем роде. Дуньхуан
рукописи хранятся в четырех основных учреждениях: Национальной библиотеке
Китай, Британская библиотека, Национальная библиотека во Франции и Институт
Востоковедения в Санкт-Петербурге, Россия.

Пещеры Дуньхуан, где археологи нашли редкие
рукописи украшены красочными фресками, как этот Бодхисаттва, который
вероятно, датируется 7-10 веками нашей эры.

Новгородские берестяные грамоты и восковые таблички
Россия

В период своего средневекового расцвета Новгород, город, расположенный между Санкт-Петербургом и
Москва была центром грамотности и литературной культуры. Большая часть города
жители умели читать и писать, здесь жили и работали многие авторы. С
1932, когда начались раскопки, археологи обнаружили около 1000
рукописи в районе Новгорода, и они продолжают раскапывать тексты в
площадь сегодня.

Многие из новгородских рукописей представляют собой разговорные письма и рассказы, вырезанные на
либо свитки из бересты, либо восковые таблички, известные как церас . Большинство из них
датируется 11-15 веками. Мягкая, гладкая текстура березы
кора дерева и вылитый воск легко царапались острым металлом, деревом или
костяной инструмент, функционирующий как ручка. Эти легкодоступные письменные принадлежности были
гораздо дешевле, чем пергамент или чернила, и позволяла людям любого социального класса — крестьянам, ремесленникам, торговцам и т. д. — участвовать в письме.

Темы варьируются от школьных заметок, которые мальчик записал в классе, до оригинальных
речи и письма видного новгородского государственного деятеля. Поскольку
авторами многих рукописей были простые граждане, а не
литературной элиты, их сочинения дают редкое окно в повседневную жизнь того времени.
времени, и ученые ценят коллекцию именно по этой причине.
Новгородские рукописи хранятся в составе обширной коллекции местных
археологические материалы в городском Государственном объединенном музее.

Восковая табличка с псалмами Давида, написанными на
Кириллица в начале 11 века

Элсмир Манускрипт
Англия

« Кентерберийских рассказов » Джеффри Чосера, написанных в Средние века, является одним из
первых английских литературных произведений. Занимательная история с участием Чосера
и 22 спутника, которые сопровождают его в вымышленном паломничестве к архиепископу
Могила Томаса Беккета в Кентерберийском соборе, Кентерберийские рассказы имеет
помог поставить Чосера в сознании многих ученых на второе место после Шекспира
среди английских авторов.

Рукопись Элсмира — одна из самых ранних сохранившихся рукописей
Кентерберийские рассказы . В кожаном переплете он является основой для большинства изданий
эта известная работа, так как она находится в отличном состоянии и искусно украшена.
(В начале каждой сказки есть подробный портрет рассказчика.)
историки считают, что она была скопирована менее чем через десять лет после смерти Чосера в
1400 г., что делает его особенно ценным отчетом о его работе.

Семья графа Элсмира, британского политика и филантропа.
который умер в 1857 г., продал рукопись в 1917 г. известному американскому
финансист, Генри Хантингтон, для его личной библиотеки. Элсмир
Рукопись сейчас хранится в библиотеке Хантингтона в Сан-Марино, Калифорния.

Замысловато детализированная страница из Элсмира.
Рукопись с изображением Джеффри Чосера верхом на лошади

Кодекс Лестер
Италия

Леонардо да Винчи, художник эпохи Возрождения, ученый и мыслитель, написал
Кодекс Лестера в Милане между 1506 и 1510 годами на 18 отдельных двусторонних листах.
из льняной бумаги. Рукопись названа в честь англичанина Томаса Коука, графа
Лестера, чья семья владела им с 1717 по 1980 год.
Мысли Леонардо чернилами сепии на самые разные темы, от астрономии до
гидрологии, а в нее входят десятки его эскизов, рисунков и
диаграммы. Сегодня сохранилась только 31 оригинальная рукопись Леонардо — около
третье, как полагают ученые, из тех, что он, вероятно, написал при жизни.

Блокноты отличаются тем, что в них представлены редкие образцы работ Леонардо.
использование «зеркального письма», которое он писал справа налево и наоборот.
Эксперты не уверены, почему Леонардо использовал зеркальное письмо, которое только появляется
нормальное отражение в зеркале. Возможно, он использовал эту технику, чтобы предотвратить
других от чтения или кражи его идей или предотвращения смазывания чернил (он
был левшой). Многие эксперты считают, что запись задом наперёд могла просто
ему было удобнее.

В 1994 году Уильям Х. Гейтс III, соучредитель корпорации Microsoft,
купил эту рукопись на аукционе за 30,8 миллиона долларов. Кодекс Леонардо был
выставлены во многих музеях с тех пор, как Гейтс купил его, но скоро он будет
установлен в хранилище с климат-контролем в доме Гейтса в Медине, штат Вашингтон.

На этой детали из Кодекса Лестера изображены двое мужчин.
балансируя на качелях. В сопроводительном тексте Леонардо описывает, как объекты
двигаться по воздуху.

Библия Гутенберга
Германия

Хотя этот текст не является рукописным манускриптом, он представляет большую ценность, поскольку
это первая книга, широко напечатанная на Западе. В середине 1450-х годов Иоганн
Гутенберг, немецкий ювелир, изобрел систему подвижного типа, которая позволяла
механизированное производство печатных книг. Первая полная книга Гутенберга
была напечатана Библия, которую он распространял в своей газете в Майнце, Германия.
1456.

Историки считают, что Гутенберг напечатал около 200 экземпляров двухтомной Библии.
в оригинальном издании, но сегодня сохранилось всего 48 копий текста.
Только три из них находятся в идеальном состоянии, а остальные
являются лишь частичными копиями. После того, как каждая книга вышла из типографии, местные
ремесленники добавляли вручную большие заглавные буквы и декоративные росчерки на каждую
книга. В результате нет двух одинаковых экземпляров Библии.

Библия Гутенберга положила начало массовому производству доступных
книги. По иронии судьбы, совершенные сохранившиеся копии Библии Гутенберга сейчас настолько
дорогими и редкими, потому что хранятся в одних из самых хваленых в мире
учреждения. В Библиотеке Конгресса хранится один из полных экземпляров, напечатанный
на пергаменте (мелкозернистая шкура животного), но посетители могут рассматривать его только через
толстый лист защитного стекла. Две другие совершенные копии хранятся в
Британская национальная библиотека.

Страница из Библии Гутенберга, опубликованной в
латынь, которую посетители могут посмотреть в Библиотеке Конгресса в Вашингтоне, округ Колумбия.

Ребекка Деуссер — стажер NOVA online.