Содержание
Велес (бог) — изображения, история, значение имени, покровитель скота
История персонажа
Велес — персонаж славянской мифологии. Почитаем как покровитель скота, бог поэзии и повелитель чародеев. Отпрыск коровы Земун — единственный из пантеона, кому подвластны силы Света и Тьмы в равной степени. Тайные знания помогают древнему языческому богу повелевать стихиями, менять законы мироздания.
История происхождения
Кроме того, что бог Велес считался помощником поэтов, ему приписывали способности помогать путешественникам и посылать удачу, величая Водчим всех Путей и Господином Дорог. Согласно истории, описание божества включает в себя роскошную бороду, длиннополую дорожную одежду, а в руках — посох в виде обычной ветки, но обладающий магической силой. Велес способен превращаться в медведя, за что и получил статус оборотня.
Бог упоминается в «Повести временных лет», в которой летописец Нестор называет его «скотьим богом» и приписывает покровительство домашним животным. Многие представители пантеона замечены в книге «Слове о полку Игореве» — в памятнике литературы фигурируют и Стрибог, и Даждьбог. Велес тоже попал на страницы произведения номинально — Велесовым внуком предстает Боян. Хотя исследователи считают, что автор имел в виду вовсе не божество, такое определение стоит трактовать как «внук богатырей».
Божество популярно и у других народов. В религии балтов Велес пасет души мертвых, его именовали также Виелоном, что означает «дьявол», «черт». Имя встречается в обрядовом тексте македонских болгар. Христианство оставило Велесу лишь некоторые черты, например, в апокрифе «Хождение Богородицы по мукам» он напрямую называется бесом и злым духом. А «положительные» функции — покровительство богатству и торговле — переданы Николаю Чудотворцу.
Значение имени персонажа точно не выяснено. Лингвисты, изучающие мифологию, связывают Велеса со словом «великий» по аналогии «белесый – белый». На землях Руси божество настолько почиталось, что всюду возводили храмы в его честь, возносили молитвы. И сегодня почитатели его культа празднуют день бога Велеса. Праздник отмечается с вечера 27 февраля до утра 28. Часть племен считала Велеса главным из пантеона, но все же большинство населения отдавало бразды правления Перуну. А так как, согласно легендам, оборотень и громовержец не ладили между собой, то на капищах идолов Велеса помещали подальше от идолов покровителя молний.
Часто в фольклористике указывается, что Велес тесно связан с богиней Макошью. Считалось, что она покровительствует ткачам и пряхам, а также, подобно греческим Мойрам, заведует человеческими судьбами. Кроме того, Макоши поклонялись как богине плодородия. По одним сведениям, Макошь — жена Велеса, но большая часть исследований утверждает, что богиня — жена Перуна (в некоторых источниках — Сварога).
Велес в мифологии
Легенды красочно рассказывают о рождении Велеса. Богиня любви, супруга Сварога, Лада поймала в Сметанном озере небесного сада Ирия щуку. Съев рыбу, выбросила кости в поле, где на них набрела небесная корова Земун. Животное не прошло мимо лакомства, а по желанию Рода позже явило на свет из этих костей странное существо — то ли человека, то ли медведя. Во внешнем виде его угадывались и черты быка. Необычное создание получило имя Велес, а среди способностей оказались умения менять облик и влиять на законы природы.
Исследователи считают, что «скотьим богом» Велеса называют по ошибке. Он обрел этот эпитет после того, как дал жителям Яви огонь, подобно греческому Прометею. Однажды, когда на мир спустилась вековая тьма, люди в темноте потеряли скот. Отыскать животных помогло дарованное чудо природы, за что остальные боги невзлюбили Велеса.
Особенно не ладились отношения божества с Перуном, хотя они и приходились друг другу братьями. Велес, влюбленный в Додолу, жену Перуна, пленил ее и совратил. В итоге родился Ярило, который унаследовал эксцентричность и молодцеватую весеннюю мощь отца. Разгневанный Перун обратил неверную супругу в божью коровку, а с Велесом бился три дня и три ночи. Борьба закончилась ничьей, и обиженный громовержец наслал проклятие на брата и выгнал из Прави.
Опальный Велес долго скитался по свету, даруя людям знания о природных явлениях и обучая ремеслам и искусствам. Боги прознали о его занятиях и тут же запретили жить среди людей. Пришлось богу-оборотню искать пристанище в другом месте — в царстве Нави. Но и здесь Велеса приняли негостеприимно: могучая богиня мрака Яга Виевна (прототип Бабы-Яги) напала на гостя, но бог-оборотень одолел женщину и взял в жены. С того момента Велес живет на самом верху Нави, откуда берут корни растения и начинаются реки.
Главное достижение Велеса в том, что он привел мир в движение: день стал сменяться ночью, за зимой последовала весна, а затем лето и осень, после череды печалей обязательно наступает радостное время. А сила, направляющая все это, — конечно же, Великая Любовь. Люди научились стойко переносить трудности и ценить минуты счастья.
Велес под именем Валосько встречается в книге «Из уст народа. Малорусские рассказы, сказки и прочее» авторства Бориса Гринченко. Божество заколдовала страшная ведьма, супруга Каина. Валосько поймал ее за воровством молока у коровы Авеля, но из-за чар колдуньи не сумела сдвинуться с места. Предание поясняет, что с тех пор на земле стала плодиться нечистая сила — ведьмы и оборотни.
Велес в культуре
Образ славянского языческого бога не был распространен в мировой культуре. Также к нему не обращались известные русские живописцы — Иван Билибин, Михаил Врубель, в творчестве которых нашлось место для изображений других божеств славянского пантеона.
В 2004 году на экраны вышел приключенческий фильм «Легенда о Кащее, или В поисках тридесятого царства» — необычный режиссерский взгляд на отношения Кощея Бессмертного и Бабы-Яги. Авторы картины вернулись в далекое прошлое сказочных персонажей, в их молодость, когда еще правили древнеславянские боги. В ленте нашлось место и Велесу, героя играет Валерий Золотухин.
Интересные факты
С именем Велеса связано множество интересных фактов. Так, по преданиям, древние славяне носили амулеты, которые были наделены силами того или иного бога. Амулет-оберег Велеса имеет перевернутую буку «А», отражает символику гармонии с окружающим миром, силу, знания о законах природы. В Великом Новгороде на Волосовой улице возвышается Церковь Власия. Люди считают, что на месте храма раньше стояло капище Велеса.
Библиография
- 1110–1112 — «Повесть временных лет»
- 1187 — «Слово о полку Игореве»
Фильмография
- 2004 — «Легенда о Кащее, или В поисках тридесятого царства»
ВОЛОС — ВЕЛЕС — ВЛАС. Славянская мифология
ВОЛОС — ВЕЛЕС — ВЛАС
Божество, известное у различных ветвей славянства под именами Волос, Велес, Влас (в церковнославянской традиции — Власий), было для них столь же значимым, как и Перун. Правда, оно не вошло в пантеон богов, введенный князем Владимиром. Но идол Волоса в Киеве все же был. Стоял он не в княжеском городе, а на Подоле, близ реки Почайны, куда и был сброшен после крещения князя. Это различие имело определенный социально-политический смысл: Велес считался богом всей Руси, а Перун — лишь княжеской дружины.
Ученые В. Н. Топоров и В. В. Иванов исследовали смысловое значение (семантику) всех слов, связанных с корнем «вол» — «вел», и пришли к выводу, что эти слова близки к имени демона Валу из индийской мифологии.
В иудаистской и христианской мифологии Велиал — демоническое существо, дух небытия, лжи и разрушения, вождь «сынов тьмы», противник Иисуса Христа, возможно, равнозначен Сатане (греч.: «дьяволос», рус: «черт») — врагу человеческого рода, царю ада и повелителю бесов.
В балтийской мифологии Велес (Велняс) означает демона и черта. Он — оборотень с рогами и копытами, который может воплощаться в камне, дереве и животных. Велняс связан с водой («глаз Велняса» — окно в болоте), а также с музыкой и танцами. Иногда он выступает как древнее божество подземного царства, выполняя функции Велеса — бога загробного мира и скота, которому посвящены дни мертвых — «велии». «Веле» — души или тени усопших (к этому ряду относится по своему происхождению и славянское «вилы»). У некоторых славянских народов Велесов месяц — октябрь. День октября, когда совершали обряд поминовения усопших, считался днем Велеса. Тогда же сжигали кости животных во имя Власия — покровителя скота.
В индоевропейской традиции существовало представление о загробном мире как о пастбище мертвых, а древнегреческие Елисейские поля[150] происходили от корня «валу», означавшего «умирать». В более поздней, уже православной традиции Велес — лютый зверь, черт, а поэтому леший — это «Велс-Елс», «Волосатик», «Волосень». В чешском языке Велес — злой дух, демон.
Велес — противник Перуна. Как противник громовержца Перуна Велес выступает в виде существа змеиной породы. Видимо, отсюда произошли и эпитеты волоса «длинный», «извивающийся». В древнеевропейской мифологии эта идея отражала борьбу небесного начала — птицы и начала земного — змеи. Подобный сюжет можно встретить на многих изображениях в Египте, Иране, Индии, Вавилоне. Позже он перешел в борьбу птицы и коня против змеи и встречается в изображении египетского бога Гора с птичьей (соколиной) головой, сидящего на коне и поражающего змея копьем, а на Руси — в образе святого Георгия на коне, убивающего змея. По существу во всех случаях здесь налицо изображение извечной борьбы духовного и материального начал, а также небесного и земного, которая происходит и внутри человека — борьба его духа и плоти и, кроме того, выражение борьбы добра и зла в их самых общих проявлениях.
Велес — власть — владыка. В древнерусских источниках, начиная с договора Олега с греками (907 г.), в «Повести временных лет» Велес выступает как «скотий бог» — покровитель домашних животных, как бог богатства и власти. В договорах с греками Велес соотносится с золотом, а упоминаемый вместе с ним Перун — с оружием.
Велес — святой Власий. После принятия христианства у Волоса-Велеса появился двойник — святой Власий Севастийский. В XIV в. в Новгороде, на древней Волосовой улице, очевидно, на месте идола этого древнего божества, была поставлена церковь святого Власия: в средневековье церкви, ставившиеся на месте свергнутых языческих идолов, обычно носили имя того христианского святого, который приходил на смену своего древнеславянского мифологического предшественника.
Кроме того, мы должны обратить внимание и на календарность христианского празднования, так как именно в ней может быть разгадка языческого прототипа. В данном случае перед нами праздник Богоявления — Крещения, отмечаемый 6 января. Крещение — последний день 12-дневных зимних святок, начинающихся в ночь с 24 на 25 декабря (включая языческий Новый год — 1 января) и заканчивающихся русальными «бесовскими» играми 6 января. Отрезок времени с 1 по 6 января считался временем разгула всякой нечисти. Это были «страшные вечера» (на Крещение гадали, устраивали смотрины невест, игрища с песнями и плясками). В день Богоявления производились некоторые ритуальные действия над скотом, ибо он сопоставлялся с днем святого Власия — покровителя скота.
В книге «Неведомая, нечистая и крестная сила» (СПб., 1903) С. В. Максимов так описывает эти обряды: «После обедни, которая на Крещение отходит рано утром, крестьяне расходятся по домам… потом один из членов семьи берет с божницы икону с зажженною перед ней свечой, другой — кадильницу, третий — топор, четвертый (обыкновенно сам хозяин) надевает вывороченную наизнанку шубу и берет миску с Богоявленской водою и соломенное кропило. Вся семья отправляется на скотий двор, где совершается обряд. Глава семьи в вывороченной мехом вверх шубе, угощающий скот оставленными для этой цели с осени снопами ржи, овса и других хлебных растений и заклинающий его сохранность при помощи топора, выглядит так, как выглядеть должен был, вероятно, древний волхв, жрец волохатого бога Волоса».
Именно на зимние праздники пекли обрядовое печенье, изображавшее скот, — «коровки», «козульки», «баранки», «рожки» и другие.
В Болгарии в новогодних обрядах 1–6 января участвовали 12 старцев, одетых в маски зверей и домашнего скота, обвешанных по поясу коровьими бубенцами-болталами. Эти старцы-сурвакары (иногда их называли медведями) сходились в ночь под Новый год из разных деревень в село и начинали свое длительное многообразное действо, состоявшее из заклинательных обрядов и сражения двух групп ряженых. Среди масок были маски медведя и быка. 2 января болгары проводили особый «воловий» праздник, когда сурвакары и колядники очищали хлевы. Последним днем святого Власия у болгар было 7 января, когда вожак колядников угощал свою дружину, являвшуюся в масках. Маска медведя была обязательной. По всей вероятности, святки делились на две половины: первая, включая новогоднюю ночь, посвящалась будущему урожаю и гаданию о замужестве; вторая, начиная с новогодней ночи, была связана со скотом и зверьем и представляла собой «велесовы дни».
Итак, Велес ассоциировался со зверьем и скотом. Он мог выступать в образе медведя, «лесного царя» и в виде быка-тура, представителя рогатого богатства. На Руси культ Велеса-Власия связывался также с почитанием медведя как хозяина животных и лося сохатого, рогатого.
Велес-медведь и Тур. Когда-то, еще в охотничьем неолитическом обществе, Волос почитался как хозяин леса, божество охотничьей добычи и представлялся в облике медведя. Возможно, как считает Б. А. Рыбаков, само имя его было лишь нарицательным иносказанием из-за того, что на подлинное имя было наложено табу: Волос — волохатый, косматый, как позднейший медведь — мед ведающий, как лось сохатый, рогатый. В какой-то период с понятием «волохатости», «косматости» был связан обряд, во время которого колдун-жрец, имитируя охоту, наряжался в звериную шкуру. Позднейшие охотники на медведей не маскировались в медвежью шкуру, но в качестве ритуальной одежды она дожила до XIX в.
Несколько более поздняя ипостась (сущность, проявление) Велеса, связанная со скотоводством, — тур, встречающийся в южнославянских областях от Украины до Далмации. После введения христианства на имя популярного славянского бога был наложен строгий запрет, а в святочных песнях появилось новообразование «тур-турицы».
Рядились в звериные маски и вывороченные тулупы дважды в год — на зимние святки и на масленицу, связанные с солнечными фазами (зимним солнцестоянием и весенним равноденствием).
Дохристианская масленица по времени совпадала с архаичными комоедицами — праздниками пробуждения медведя после долгой зимней спячки, известными еще с эпохи древнекаменного века (палеолита). На масленицу белорусы исполняли ритуальный танец в шубах мехом наружу (от комоедицы произошла греческая комедия).
Так получилось, что обычай ритуального переряживания на святки и на масленицу оказался прочно связанным с Bелесом в его первичном образе бога зверей и более поздними вариациями «скотьего бога».
Велес — покровитель поэзии. По записям этнографов середины XIX в. известно, что под Новый год, когда, как бы прощаясь со всем старым, в деревнях исполняли целые циклы былин («старин» — мифологических сказаний), а в традиции большинства славянских народов Новый год был праздником Велеса. Зимние святки являлись кульминацией праздничного песенно-танцевального творчества всех жанров, поэтому неудивительно, что божество, вокруг которого и ради которого пели и танцевали, древние славяне почитали и как покровителя песен-сказаний, вообще поэзии. Исполнители такого рода ритуальной поэзии, как былины и сказания, вполне могли именоваться «Велесовыми внуками» (вспомним обращение автора «Слова…» к Бояну: «Вещий Бояне, Велесов внуче!»).
Велес-волхв. Ученые усматривают мифологическую связь слов «Велес» и «волхв» в связи волхвов с культом Велеса. Сам бог и его жрецы-волхвы слыли чудесными врачевателями, поскольку обладали сакральным «живым» огнем. Однако «волхование» связано и с «нижним» миром — миром умерших, покоящихся в земле и обеспечивающих ее плодородие. Отсюда понятна и связь Волоса с этим миром. Но помимо того, что Велес исполнял жреческие функции и имел теснейшую связь с искусством, он еще являлся покровителем скота.
Существует и другая линия связи жреческих функций с символикой быка: символическая связь быка и луны, коня и солнца широко известна из ранних мифологий. В глубокой древности люди знали «солнечный год» с 12 месяцами и «лунный год» — с 10, а поскольку период беременности лошади равняется 12 месяцам, коровы — 10, постольку тема «лунного быка» и «солнечного коня» получила предельно широкое распространение и обнаружена еще в настенных рисунках палеолитических пещер. Мифы, сказки, обряды, связанные с Волосом, были сродни мифам, сказкам и обрядам в честь воскрешающего божества природы и культурного героя-первопредка Волоса. Все это объясняет соединение в Волосе черт живой природы (медведь, змей) и человеческой культуры (покровитель песен, поэзии, жрец).
Велес — «волосова бородка». Связь Велеса с сельскохозяйственными культами видна из восточнославянского обычая оставлять на поле несжатыми несколько стеблей хлебных злаков — «волотей», называвшихся «волосовой бородкой». Обозначение этой последней горсти колосьев — «Волосу на бородку» — известно только русским, у западных славян его нет. У южных славян сохранилось выражение «божья борода», но имя бога уже забыто. Сочетание мертвого поля с «велесовой бородой» и последним снопом также в какой-то мере объясняет связь Велеса с миром предков, миром умерших, о чем мы только что упоминали.
С распространением земледелия, которое постепенно приходило на смену охотничьему хозяйству, связь Велеса с убитым мертвым зверем, сформировавшаяся в сознании древних славян в пору их занятии охотой, стала осмысливаться шире — как связь его с миром мертвых вообще.
В сознании древних пахарей предки, захороненные в земле, содействовали ее плодородию. Угощение «дзядов»[151] («дедов» — духов умерших предков) на кладбище или за домашним столом имело аграрномагический смысл. Правомерно допустить, что именно по этой причине (в связи с культом предков) Велес и в земледельческом хозяйстве сохранил связь с культом мертвых.
В XIX в. крестьяне-земледельцы жертвовали Волосу последнюю горсть колосьев, оставшуюся на сжатой ниве. Хлеб убран, поле омертвело, и лишь тогда земледелец вспоминает о Волосе, оставляя ему на бородку колосья и завязывая их узлом. Наряду с этим обычаем у некоторых славянских народов существовало почтительное отношение и к последнему снопу, увозимому с поля: они любовно называли его «дедом», «стариком», «бабой», а зерна считали плодовитыми и примешивали к зернам посевным.
И все-таки, несмотря на эти «дополнительные» земледельческие функции бога Велеса, они не заменили его основной сущности — бога загробного царства и скота, которая сохранилась вплоть до христианизации Руси.
Волос (Велес)
Волос (Велес)
Нестор-летописец, перечисляя в «Повести временных лет» богов из пантеона князя Владимира, не упомянул это очень важное имя. А между тем Волосу, несомненно, поклонялись на всей восточнославянской территории. В Киеве идол Волоса стоял не на возвышенности, а
«Вокруг волос твоих, янтарней меда…»
«Вокруг волос твоих, янтарней меда…»
Вокруг волос твоих, янтарней меда,
Уже давно мои витают пчелы.
И сладостная, тихая дремота
Нисходит в опечаленные долы.
И золотая юная комета
Там, в небесах яснеющих, пылает.
Душа плывет в волнах эфирных света,
В твой сонный мир
Велес
Велес
В апокрифическом «Хождении Богородицы по мукам» в перечне лиц, которые были обращены в богов, фигурирует Велес. В «Слове о полку Игореве» Баян назван «Велесовым внуком».Таким образом, бог Велес, или Волос, у восточных славян был «скотьим богом», т. е. богом богатства,
Волос
Волос
По причине пользы, получаемой от скота, коего сей бог почитался покровителем, после Перуна, бога ужаса, Волосу, подателю через сохранение скота великих польз и благ людям, воздавалось величайшее почитание. Самое имя означает его велечтимым: ибо Велес, через
Если гот без причин нагрубил мне в Hot Topic, где я покупала краску для волос, могу ли я пригрозить ему отправить вам жалобу? (О как бы мне хотелось, чтобы это действовало!)
Если гот без причин нагрубил мне в Hot Topic, где я покупала краску для волос, могу ли я пригрозить ему отправить вам жалобу? (О как бы мне хотелось, чтобы это действовало!)
Леди Совершенство должна с прискорбием сказать, что слышала о подобных случаях гораздо чаще, чем ей
ДОРОШЕВИЧ Влас Михайлович
ДОРОШЕВИЧ Влас Михайлович
5(17). 1.1865 – 22.2.1922Журналист, публицист, театральный и художественный критик, прозаик. Публикации в газетах «Россия», «Русское слово», «Новости дня», «Одесский листок» и др., в журналах «Будильник», «Развлечение», «Нива». Книги «Как я попал на
VIII. Велес и Морена
VIII. Велес и Морена
1. Велес — это Вещий Зов нашей Истинной Природы в Обители Сердца. Морена — это Сама Бездна Изначалья, Предвечная Тьма, непостижимая для рассудка, но являющаяся Истинной Природой всего сущего.2. «Велес» и «Морена» — это разные Имена НЕИМЕНУЕМОГО,
Велес (мифология) | Злодеи Вики
Злодей
ФИО
Велес
Псевдоним
Волос
Велес
Происхождение
Славянская мифология
Род занятий
Славянский бог подземного мира
Силы/навыки
Богоподобные силы
Хобби
Битва с Перуном.
Голы
Свержение Перуна.
Преступления
Попытка свержения Перуна
Тип злодея
Божество
Велес , также известный как Волос , был славянским богом подземного мира, который также был главным противником Перуна, славянского главного бога неба.
Содержание
- 1 Обзор
- 1.1 Битва с Перуном
- 2 мелочи
- 3 Навигация
Обзор
Велес был славянским богом Подземного мира, который назывался Навь, и он также руководил водами, обманом, скотом, медведями, волками, музыкой и магией. Его также считали богом земледелия.
Битва с Перуном
Велес известен тем, что был соперником Перуна, главного славянского бога неба, и часто пытался свергнуть другого бога. Он взбирался по Мировому Древу Славов на Небеса и сражался с Перуном, что вызывало такие катастрофы, как засухи в царстве людей. Несмотря на ярость Велеса, Перун всегда побеждал его и отбрасывал обратно в Подземный мир.
Общая информация
- Битву Перуна и Велеса можно рассматривать как часть Хаоскампфа, повторяющегося мотива в мировых мифологиях, где Бог Неба сражается со змееподобным чудовищем. Известные примеры Хаоскампфа включают: Бог против Левиафана, Зевс против Тифона, Тор против Ёрдмунганда, Индра против Вритры и Сусаноо против Орочи.
- Он имел много общего с бесчисленным множеством других божеств политеистической мифологии, таких как Локи, Тифон и Аид.
- Подобно греческому богу Аиду, Велес — более сложное божество, не являющееся чистым злом, но противостоящее главному богу славянской мифологии.
Навигация
Известные легенды Легенды демонологии Страницы значений Боги и духи Фоморы Боги Ханаана Боги Египта Боги Месопотамии Боги Олимпа Титаны Йотунн Другие божества Духи: Диббук | Страницы значений Люди и гуманоиды Монстры, животные и антропоморфные существа Общие легенды Криптиды Современные легенды Одержимые предметы См. также |
Велес (Волос): Хозяин леса
FacebookTwitterPinterest
Славяне изначально считали, что Велес появляется исключительно в образе медведя, хотя он может превращаться в других животных, которых защищает.
В более поздних писаниях, как и почти все главные боги, Велес стал демоном, утратил свои основные функции и стал ассоциироваться с дьяволом и преисподней, вероятно, из-за своего человеческого облика, похожего на сильного молодого человека с рогами.
Как и большинство богов древних славян, Велес тоже был богом-воином, готовым сражаться, чтобы защитить свои владения. Славяне уважали его, потому что видели в нем бога, от которого зависело их выживание.
Содержание
Велес в южнославянской традиции
В южнославянской традиции Велес известен как владыка леса, а там он бог-волк, владыка всех волков. Позже он стал святым Влахо (Власием), покровителем хорватского города Дубровника [1]. Эта связь подразумевается в народной сказке о святом Влахо, в которой он уговаривает волка вернуть свою добычу целым и невредимым. Кроме того, согласно легенде из Дубровника, Влахо был другом всех зверей, которые жили среди них и лечили их.
У всех славян также существует интересное поверье, что раз в году по призыву своего хозяина все лесные существа собираются в центре леса.
Образ Велеса в образе медведя, возможно, произошел от славянского поверья, что Медведь — царь леса, который защищает и заботится обо всех других животных, растениях и самом лесу.
Связь Волоса с животными заходит так далеко, что некоторые считают, что само его имя произошло от слова влас , что означает одну прядь волос или меха. Из-за этого Волоса иногда называют медвежьим богом.
По теме: Книга Велеса
Велес, русский святой
Позже его образ изменился на образ быка, вероятно, под влиянием христианства.
Когда христианство действительно завоевало популярность, он стал святым Власием, русским святым, которого изображали в виде старого пастуха, пасущего своих овец. Это утверждение подкрепляется тем фактом, что в Новгороде храм Святого Власия был построен именно на том месте, где веками стоял идол Волоса, и, конечно, такая «передача функций» была очень распространена.
Однако есть разница, этот христианский святой, Святой Власий, считается покровителем и защитником скота, а Волос был прежде всего богом дикой природы, который превращался в диких и опасных животных.
На самом деле на Руси Велес имел образ одноглазого великана, поэтому есть версия, что его имя произошло от прилагательного велий , что означает большой.
Перун и Велес: заклятые враги
Говорят, что Перун, бог грома, и Велес — заклятые враги, метафора вечной битвы неба и земли. Перун побеждает, но Велес всегда вырастает снова.
Несомненно, этот бог пользовался большим уважением у всех славян. Он был заметной фигурой в мифологии всех славянских племен, особенно восточных и южных. Велес — единственный бог, кроме Перуна, которого уважали и почитали у всех славянских племен.