Содержание
События на Руси в 11 веке кратко
Территории и государство Русь в 11 веке
Начатое в 10 веке формирование единого российского государства в 11 веке получило новый виток развития. Киевские князья, которые активно совершали походы на окрестные земли, подчиняли себе все большие территории с проживающим здесь местным населением. Центром объединения славянских племен был Киев, откуда и осуществлялось управления, принимались самые важные решения. Население Руси в этот период было достаточно пестрым – в состав государства входили не только славянские племена, но и часть финских племен, прибалтийских и некоторых других.
Русская территория в 11 веке простиралась от ладожского озера до устьев реки Роси, правобережного Днепра, а также от устья реки Клязьмы (город Владимир Залесский) до верховьев Западного Бута (город Владимир Волынский). Русь сохранила за собой Тмутаракань, также от Руси к Польше постоянно переходила Галиция (место проживания хорватов), подчиняясь власти то одного князя, то другого. Однако важнее всего было то, что разрозненные племена и народы, наконец, начали образовывать более современное и мощное государство.
Разноплеменно население, которое проживало раньше на этих землях, теперь вошло в состав Киевской Руси или Русского государства, однако в полном смысле назвать это государство территорией русского народа было нельзя, так как сам русский народ еще окончательно не сформировался – на территории Руси проживали разрозненные племена, которые все еще во многом придерживались своих собственных древних традиций и очень медленно сливались в единую народность под влиянием христианства, однако само христианство еще не стало главной религией для всех (в 12 веке на некоторых землях все еще жили язычники).
Главным механизмом, который связывал все эти племена, была государственная власть и государственная администрация. Главой государства считался великий князь киевский – потомок варяга Рюрика, призванного на Русь для княжения. Постепенно формировались и другие государственные органы, были проведены попытки реформировать налоговую систему и систему управления – государство развивалось.
Религия и общество на Руси в 11 веке
В 988 году было принято христианство, и оно оказало огромное влияние на развитие Руси в 11 веке. Вместе с христианством стали появляться новые политические и общественные веяния, новые типы отношений. Князь становился наместником Божьим, и должен был заботиться не только о политической состоятельности Руси, но и об общественной и духовной жизни своих подчиненных.
Появляется княжеская дружина, которая постепенно из охраны превращается в своеобразный орган власти, имеющий все больше полномочий и свобод. Представители княжеской дружины считались людьми высшего сорта, она состояла из высшей(бояре) и низшей (отроки и дети). Несмотря на то, что в 11 веке дружина все еще больше несла военный характер, уже начали формироваться ее экономические функции и политические – началось выделение аристократии, разделение общества, формирование сословного государства, которое будет только укрепляться на протяжение следующих двух веков.
Культура Руси в 11 веке
В культуре и архитектуре Руси в 11 веке, как и во всех прочих областях жизни, начался новый виток, связанный с принятием христианства. В живописи начали появляться религиозные мотивы, началось активное строительство церквей – был построен Софийский собор в Киеве, считающийся одним из самых главных памятников архитектуры того периода. На Руси активно начинает распространяться просвещение, грамотность и письменность, начинают строиться школы.
Основные события 11 века на Руси
- 1017—1037 — Сооружение около Киева укреплений и Софийского собора;
- 1019—1054 — великим князем киевским становится Ярослав Мудрый;
- 1036 — победа Ярослава над печенегами;
- 1043 — последний вооруженный конфликт между Русью и Византией;
- 1095 — основание Переяславля-Рязанского;
- 1096 — первое упоминание о Рязани;
- 1097 — Любечский съезд князей;
Итоги 11 века на Руси
В целом, 11 век оказался довольно благоприятным периодом для формирования и развития Руси. Несмотря на постоянные междоусобицы у князей, а также феодальную раздробленность, государство продолжает формироваться, объединяя под своим началом все новые земли, появляется единая религия, формируется сословный состав общества, распространяется грамота. Русь постепенно становится сильным государством, способным развиваться и диктовать свои условия во внешней политике, а также противостоять набегам кочевых племен.
Активно строятся новые города, население переезжает из деревень в более крупные поселения, начинает развиваться торговля и ремесла. Экономика и культура растут, появляются новые виды искусства (это связано, прежде всего, с принятием христианства), междуплеменные различия постепенно сходят на нет, формируется единый русский этнос.
ТЕМА 2:РУСЬ В КОНЦЕ 10 НАЧАЛЕ 12 ВЕКА
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТРОЙ ДРЕВНЕЙ РУСИ К концу 10 века на территории восточных славян образовалось раннее или протогосударство во главе с династией Рюриковичей. Постепенно начинается феодолизация этого государства, которая идет с двух сторон. Во-первых община выделяют князю часть своих помещечьих угодий, как плату за покровительство. Во-вторых князь предоставляет своим боярам право сбора дани с некоторых завоеванных территорий. Те могли раздать своим дружинникам, а они в свою очередь могли обосноваться на этой земле. Если бояре строили дом, то владения становилось вотчиной и лично принадлежала боярам, а также могла передаваться по наследству. Часть земель отходила земельным владельцам, как плата за покровительство. Таким образом складывалась феодальная иерархия. Верховным владельцем земли был князь, дальше шли вотчинники, дальше бояре, которые получили право полного наследования своих земель. Мелкие держатели земли находились в конце феодальной лестнице, их держание земли подкреплялось договором о службе. КАТЕГОРИИ НАСЕЛЕНИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ В первом общерусском законе «Русская правда» были оговорены следующие категории населения: свободные общинники и зависимые, то есть не полноправные в суде и без права участвовать в военной службе. Свободные общинники, которые в свою очередь делились на смердов и людей, обязательно служили в армии. Зависимое население подразделялось на несколько категорий: челядь (члены семей смердов), холопы (слуги, рабы), рядовичи, временно зависимые их ещё называли закупами (человек получил ссуду, которую должен был отработать или отдать). ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ДРЕВНЕЙ РУСИ Русь в конце 10 начале 12 века представляла собой ранне-феодальную монархию. Во главе стоял киевский князь, ему в управлении помогали совет бояр и дружинников. Города-государства управлялись княжескими посадниками. В сельской местности управляли бояре-вотчинники. Дружина подразделялась на старинную и младшую. В старшую входили бояре и мужи. Они осуществляли суд, сбор дани управление земельными делами. В младшей дружине состояли люди менее знатные и более молодые. В услужении князя была и так называемая «личная дружина», где служили так называемые «отроки» и «детские». ПЕРВЫЙ ОБЩЕРУССКИЙ СУДЕБНИК «РУССКАЯ ПРАВДА» Ярослав Мудрый в начале своего правления ввел в действие первый общегосударственный судебник — «Русская правда». Его также называли «Древней правдой». Она строго наказывала за убийство, допуская кровную месть, то есть за убийство человека родственники могли мстить убийце. Первый свод законов касался прежде всего вопросов общественного порядка, защищал людей от насилия, драк. После смерти Ярослава Мудрого трое его сыновей издали вторую версию «Русской правды», которая также называлась пространой редакцией. Они ограничили родоплеменные традиции. За убийство теперь назначаль вира, то есть штраф. Сумма штрафа была различной в зависимости от статуса убитого. Вводился новый порядок судопроизводства. Появился институт свидетелей и свидетельских показаний. Суд осуществлял князь и его полномочные представители. В «Русской Правде» также помещалась информация о категориях населения. ПРАВЛЕНИЯ ВЛАДИМИРА КРАСНОЕ СОЛНЫШКО. КРЕЩЕНИЕ РУСИ Владимир Святославович пришел к власти после первой распри между братьями. Он правил в Новгороде. Окончательно пришел к власти в 980 году, убив брата Олега, таким образом Русь на протяжении 8 лет (972-980) находилась без правителя. Свою внутреннюю политику Владимир направил на оформление единства русский земель. Он посылал в различные земли, бывшие племенные княжения своих сыновей, которые являлись его наместниками. В время правления Владимира была проведена первая религиозная реформа, по которой были объединены почти все восточно-славянские боги. В главе общественного пантеона встал киевский военный бог Перун. Цель этой реформы оформление религиозного единства всех русских земель. Рост русского государства, попытки оформить договоры с соседними странами натыкались на проблемы язычества древней Руси. По летописной легенде перед Владимиром открылась возможность принять несколько религий: мусульманство, иудаизм, а также христианство в его западном (католическом) варианте. Однако важнейшим государством того времени была Византия, к тому же у Руси были с ней давние торговые связи. Русь хотела использовать крещение для возвышения государства и укрепления авторитета династии на внешней арене. Византия же в будущем видела возможность политического влияния на Русь как на весьма неспокойных соседей. Владимир согласился принять христианство, но потребовал себе в жены, сестру императора Византии Василия 2 Анну. Это могло сильно возвысить государственный престиж Руси в Европе и Азии, укрепить авторитет династии внутри страны. Византия, нуждавшаяся в русской помощи против мятежников, согласилась с требованием Владимира. Русский отряд был отправлен на преодоления мятежа в Византии. Мятеж был подавлен, но греки не торопились выполнять договор о браке Анны и Владимира. Я думаю одной из причин было то, что Владимир был язычником, несмотря на то, что он обещал креститься в христианство, а другой причиной было то, что в Византийским домом, стремились породниться многие монархи Европы и Азии, и Русь была не лучшим кандидатом на эту должность. И когда Владимир увидел, что Анна не едет он в 988 году двинулся на центр Византии в крым в город Корсунь и осадил его. В конце концов Владимир добился того, что Анна вышла за него замуж и он принял крещение. С крещением Владимира на Русь прошла мощная волна христианизации. Вначале крещение приняло население Киева. Горожан крестили коллективно и часть насильно. Особенно трудно крещение Руси проходило в деревнях и на севере. Крещение Руси укрепило престиж Руси на мировой арене. Не было теперь сложности с заключением договоров и княжеских браков. Укрепился авторитет княжеской власти. Русь принимает у Византии культурные достижения: возводятся храмы, появляется иконописание, развивается литература. Своеобразный итог был в том, что принятие именно православного христианства, способствовало отделению Руси от западных стран. ПРАВЛЕНИЕ ЯРОСЛАВА МУДРОГО 15 июля 1015 года Владимир Святославович скончался. 12 сыновей Владимира являлись наместниками в разных городах Руси. И после смерти Владимира начинается вторая усобица на Руси между детьми великого князя. Претендентом на престол оказался старший приемный сын Владимира – Святополк. Но Владимир больше любил детей от Анны: Бориса и Глеба, особенно Бориса. Оба они были жестоко убиты Святополком. Он впервые привел на Русь поляков, а второй по старшинству сын привлек на Русь варяг. В Новгороде остается княжить Ярослав Владимирович, а в Киеве – Святополк. Ярослав и Святополк столкнулись в 1016 году зимой. В итоге этой распри Святополк был полностью разгромлен и бежал в Польшу. Ярослав в 1017 году занял город Киев. Время правления Ярослав Мудрого – это расцвет Руси. Активно развивается каменное строительство, привлекаются ученые монахи для перевода и переписи церковных книг. Международный престиж Руси высок. Дочери Ярослава выданы замуж за Европейских лидеров. Русь смогла сделать такой огромный шаг к процветанию ещё и потому, что во время правления Ярослава не было необходимости бороться с кочевниками. Появляется первый общерусский свод законов – «Русская Правда». Но не сразу удалось восстановить Ярославу единство русский земель Руси. Его брат Мстислав владелец Тмутараканского княжества в 1024 году нанес ему поражение неподалеку от Чернигова. После чего Русь была поделена по левому берегу Днепра. Но в 1036 году Мстислав умирает и его часть земель переходит Ярославу. В крупных городах и землях Руси правили сыновья Ярослава. Ярослав продолжал внешнюю политику своего отца и деда. КНЯЖЕНИЕ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА После смерти Ярослава Мудрого, снова наступила княжеская междоусобица. Проходит череда восстаний. Престол в Киеве занимает старший сын Изяслав. Но его браться Святослав и Всеволод объединяются и изгоняют Изяслава. К власти приходит Святослав. Он умирает в 1076 году и к власти вновь приходит Изяслав. Всеволод после смерти Изяслава занимает киевский престол, а сын Всеволода Владимир Мономах правит в Чернигове. В 1093 году после смерти Всеволода власть переходит его сыну Владимиру Мономаху. Мономах организует «любеческий съезд» в 1097 году. По-моему, этот съезд был правовым оформлением феодальной раздробленности на Руси. После «любеческого съезда» когда-то сильное и мощное государство Киевская Русь было разделено между внуками Ярослава Мудрого, а следовательно разбито на мелкие княжества, то есть феодально раздроблено и ослаблено. Итак к власти пришел Владимир Мономах, он правил с 1113 по 1125г. Он дал Руси новую «Русскую Правду», названную «Устав Владимира Всеволодовича». По этому уставу облегчались задолженности городской бедноты. Эти статьи ограничили произвол ростовщиков. Владимир сумел приостановить не время естественный распад древней Руси на отдельные земли. Своих сыновей он рассадил по крупным городам. Известен Владимир Мономах своей борьбой с кочевниками. В 10-11 веках Русь беспокоили в основном печенеги. В 1036 году при Ярославе Мудром они были окончательно разгромлены и долгое время не беспокоили Владимира Всеволодовича. Для ограждения от печенегов он создал южную оборонительную систему: сигнальные башни для оповещения о приближении врага. В 11 веке появилась новая опасность половцы.1095 год – первое упоминание о половцах. Активную борьбу с ними вел Владимир Мономах. В 1111г. он взял крупный половецкий город Шарукань. После этого наступили моменты затишья. Но все равно половцы продолжали разорять русские города. |
Араб X века в России: путешествие Ибн Фадлана
Ибн Фадлан, религиовед X века, совершил путешествие в царство волжских булгар в современной России. По пути он вел хронику своего путешествия, и его отчет стал важным источником, среди прочего, для сбора воедино ранней истории России.
Предыстория
Десятый век иногда упускают из виду как интеллектуальную вспышку в истории человечества — темный век, погрязший в невежестве и суевериях. Хотя это вполне может быть верно для Европы, это не относится к исламскому миру.
К настоящему времени мусульманские территории простирались до Испании на западе, Индии на востоке и расширялись на север до части современной России. Аббасиды правили из Багдада почти два века. В политическом плане их власть ослабевала, что приводило к приходу к власти различных региональных династий, но в культурном отношении исламский мир процветал. Багдад с его библиотеками и переводческими школами более века был интеллектуальным центром мира. Кордова при Омейядах в Испании теперь могла соперничать с ее притязаниями, в то время как Фатимиды в Египте должны были за несколько десятилетий основать Аль-Азхар в том, что вскоре станет их новой столицей, «Аль-Кахирой».
Путешественники со всего мира смогли бы узнать землю, которой правят мусульмане; посредством движения народов и династий ремесленники и торговцы, определенные внешние формы стали ассоциироваться с «исламским миром». Здания и предметы, такие как книги и текстиль, выдавали определенный стиль, который стал известен как «исламский».[i]
Ибн Фадлан
аббасидским халифом аль-Муктадиром (ум. 932) к царству волжских булгар в современной России. Недавно приняв ислам, король потребовал прислать религиоведа для обучения новообращенных вопросам веры. Немного больше известно об Ибн Фадлане, и еще меньше было бы известно, если бы не дневник, который он вел, чтобы вести хронику своего путешествия, оставив нам бесценный исторический документ.
Его работа является одним из самых ранних источников по древней Руси и первым арабским описанием немусульман. В разделе под названием «Аль-Рус» Ибн Фадлан описывает свою встречу с группой торговцев к западу от реки Волги. Вряд ли он знал, что столетия спустя его наблюдения сделают его важным источником для сбора воедино ранней истории России и ее народа, по поводу которой до сих пор нет четкого консенсуса.
Историки давно спорят об идентичности этих русов людей со шведскими викингами, как один из претендентов. [ii] Используя возможность наблюдать за их манерами и обычаями, Ибн Фадлан описывает их «идеальное телосложение», сравнивая их к пальмам. Часть его рассказа, документирующего их образ жизни, содержит зловещие подробности сексуальной практики и шокирует даже современного читателя. Относительно использования рабынь русскими мужчинами он отмечает:
Их сопровождают красивые рабыни для торговли. Один мужчина будет заниматься сексом со своей рабыней, а его спутница наблюдает за этим. Иногда для этого собирается группа из них, каждый перед другим.
Услышав, что вождей и важных людей после смерти кремируют, он заявляет: «Я очень хотел убедиться в этом, когда узнал о смерти одного из их великих людей». Это приводит нас к одной из самых ярких и несколько жутких сцен его рассказа. Подробно описывая погребальную практику, которая длится несколько дней и состоит из различных ритуалов, важного человека готовят к кремации вместе с одной из его рабынь, которая вызвалась умереть вместе с ним. После того, как несколько мужчин вступают с ней в половую связь, женщина надевает ей на шею веревку, которую Ибн Фадлан называет «Ангелом смерти», которая затем пронзает ее кинжалом, в то время как двое мужчин душит ее веревкой. Затем ее безжизненное тело помещают на лодку для кремации вместе с ее хозяином.
Рукопись: Путешествие Ибн Фадлана в аль-Рус в 10 веке
Так что же сделал религиовед десятого века из Багдада о банде идолопоклонников-торговцев, которые «пристрастились к алкоголю» и практикуют ритуальные человеческие жертвоприношения?
Несмотря на несколько неблагоприятных сравнений (он сравнивает их с ослами с точки зрения их гигиены), интересно, что рассказ Ибн Фадлана не морализирует и не осуждает тех, кого он наблюдает. Делая наблюдения, которые, несомненно, шокировали бы мусульманина его времени (да и большинство современных наблюдателей), его тон не был снисходительным, и он не пытался сделать свои наблюдения сенсацией в письменной форме. Своим прямолинейным стилем он оставляет у читателя впечатление, что он просто описывает то, что воспринимает как факт, а не высказывает собственное мнение. Что касается их употребления алкоголя, он отмечает: «Иногда один из них умирает с чашкой в руке» и резко меняет тему, не вынося суждения.
Неудивительно, что Ибн Фадлан предпочитает отмечать те аспекты жизни народов Руси, которые отличаются от общепринятых исламских обычаев или ценностей или противоречат им. Что касается их гигиенических привычек, или, скорее, того, что он считает их отсутствием гигиены, он называет их « самыми грязными из всех творений Аллаха », поскольку «они не моются после испражнения или мочеиспускания и не моются, находясь в туалете». состояние ритуальной нечистоты (т. е. после коитуса)». Наблюдая за тем, как несколько мужчин совершают ежедневное омовение из общей чаши с водой, он замечает: «Нет такой грязной нечистоты, которую он не стал бы делать в этой воде». Для такого мусульманина, как Ибн Фадлан, эта сцена была бы особенно неприятной из-за исламского запрета на использование стоячей или повторно используемой воды для омовения.
Русская торговля рабами, «Торговля в восточнославянском стане» Сергея Иванова (1913) Поскольку он обычно опускает свои личные взгляды, можно, возможно, предположить, что предполагаемыми читателями его работы были не широкая публика, а скорее, что его наблюдения предназначались для своего рода официального правительственного отчета. Но даже в этом случае, поскольку основной целью его путешествия в регион было наставление царя булгар по вопросам исламской веры, мы можем предположить, что он был благочестивым знатоком религии. Имея это в виду, можно было бы ожидать, что он будет смотреть на вещи через призму своей веры и пойдет гораздо дальше, чем он, в осуждении «неправомерных» действий, свидетелем которых он является.
Как первый известный мусульманский отчет, описывающий немусульман, его подход заслуживает особого внимания. Какими бы шокирующими ни были многие события, свидетелем и описанием которых является Ибн Фадлан, именно то, что он не говорит в эпоху, которую часто без разбора называют темной, оставляет неизгладимое впечатление.
См. также
Читать полный текст
Ибн Фадлан и Страна Тьмы
Ссылки
[i] Альберт Хурани. 2005. История арабских народов : 54-5.
[ii] Ибн Фадлан. 2005. Путешествие Ибн Фадлана в Россию. Транс. Ричард Фрай: iv.
ЕЩЁ
История
Выпускник исламского искусства и археологии. Книги, путешествия и все, что связано с зеленью. Лучший момент путешествия? Сон под звездами в пустыне в Западной Африке.
10 век
2007 Школы Выборка из Википедии. Связанные предметы: Всеобщая история
В качестве средства регистрации течения времени 10-й век — это век, который длился с 901 по 1000 год.
Обзор
Десятый век обычно считается низшей точкой европейской истории. В Китае это также был период политических потрясений. Однако в исламском мире это был культурный зенит, особенно в Испании.
Специалист по средневековью и историк технологий Линн Уайт сказала, что «для современного глаза это почти самое темное средневековье», но пришла к выводу, что «… если было темно, то это была тьма чрева». Точно так же Хелен Уодделл писала, что десятый век был тем, что «в учебниках оспаривает с седьмым плохое возвышение, надир человеческого интеллекта». Еще в пятнадцатом веке Лоренцо Валла описал его как 9-й0076 Век Свинца и Железа .
События
Эта статуя
богини йогини была создана в Каверипаккаме в
Тамил Наду, Индия, в 10 веке.
- Начало средневекового теплого периода
- Группы викингов оседают на севере Франции — норвежцы становятся норманнами
- Основание Клюни, первого федеративного монашеского ордена Италия и Франция, 899 — 970)
- Мешко I, первый князь польский, крестил христианина в 966 году
- Хазарское царство атаковано и побеждено Киевской Русью ( 965)
- Владимир I, князь Киевской Руси, принял христианство в 988 году
- Крах центральной низменной цивилизации майя. Конец периода классических майя, начало постклассического майя.
- Восстание тольтеков в Мексике.
- Крах Великой Моравии
- Начало строительства буддийского храма в Багане, Мьянма
- Лагунская надпись на медной пластине, сценарий кави, надпись на Лусоне, Филиппины, датированная годом сака 822 года (900 г. н.э.).
- Средневековое хорватское государство становится единым королевством при Томиславе
- Бельгийский астроном двадцатого века Жан Меус утверждает, что орбиты всех девяти планет находились в пределах одной и той же 90-процентной дуги Солнечной системы 1 февраля 949 года. это произойдет 6 мая 1492 года.
- Прибрежные города на Малайском полуострове являются семенем первых зарегистрированных малайских королевств.
- Династия Фатимидов возникает в восточном Алжире.
- Влияние Швеции простирается до Черного моря.
- Христианское Нубийское королевство достигает пика своего процветания и военной мощи. ( Ранняя история Судана)
- Культура Миссисипи начинается на юге США.
- Византийская империя достигает пика своего военного и экономического могущества
- Основание Бэйл Атха Клиат (Дублин) ( 988 г.).
- Северные олени вымерли в Шотландии.
- На Кавказе вымерли львы.
Значимые люди
- Топильцин Се Акатль Кетцалькоатль, полулегендарный правитель тольтеков (точные годы его жизни неизвестны).
- Абд-ар-Рахман III Кордовский
- Никифор II, император Восточной Римской империи (жил 912–969, правил 963–969).
- Оттон I Великий, император Священной Римской империи (жил 912–973, правил 936–973).
- Король Англии Эдмунд I (жил 921 — 946, годы правления 939 — 946).
- Иоанн I Цимисхий, император Восточной Римской империи (жил 925 — 976, годы правления 969 — 976).
- Гуго Капет (938-996 гг.), первый капетинговый король Франции
- Геза Венгерский, правитель мадьяр (940-997 гг.