Содержание
В каком веке Россия приняла христянства и кто был в это время царем — Спрашивалка
В каком веке Россия приняла христянства и кто был в это время царем — Спрашивалка
Принц Персии
В каком веке Россия приняла христянства и кто был в это время царем
время
россия
век
царь
450
52
1
Ответы
НМ
Настена М
Креще́ние Руси́ — введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем. Источники дают противоречивые указания на точное время крещения. Традиционно, вслед за летописной хронологией, событие принято относить к 988 году и считать началом официальной истории Русской Церкви
0
Лариса
Крещение Руси (принятие христианства) историки традиционно причисляют к 988 году, стало быть конец 10 века. Царей на тот момент еще не было, зато был незабвенный князь Владимир.
0
Якшина Татьяна
988 году при князе Владимира Святославовича,Креще́ние Руси́ — введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце Х века.
0
Тамара Иванова
В 988 году киевский князь Владимир со своей супругой — армянской принцессой Анной — в водах Днепра и его притока Почайны крестили Русь.
0
VG
Vera Grehko
При князе Владимире Святославиче, правившем между 978г. и 1015г., официальной религией Киевского государства в 988 стало христианство.
0
Eлена Leona
Добрый день. В 988 году киевский князь Владимир со своей супругой — армянской принцессой Анной — в водах Днепра крестили Русь.
0
GR
Gloria Roizen
В 10 веке. А царя тогда не было, как не было и названия — Россия. Была Киевская Русь и в то время правил князь Владимир
0
Eлена Leona
В 988 году киевский князь Владимир со своей супругой — армянской принцессой Анной — в водах Днепра крестили Русь.
0
Eлена Leona
В 988 году киевский князь Владимир со своей супругой — армянской принцессой Анной — в водах Днепра крестили Русь.
0
ОГ
Олег Ганштейн
Вы это никогда не узнаете! История переписана десятки раз! А то что мы считаем историей, бренд!
0
Принц Персии
Историе 60 % не достоверно
1
ОГ
Олег Ганштейн
Больше 60%
1
НЯ
Наталья Яценко
Крещение Руси произошло 1030 лет назад,был в то время Владимир первый крестился
0
ЛВ
Людмила Воронина
Дорогой принц перссии, прежде чем задавать мне такой вопрос , почитай историю
0
Сергій
Не было тогда царя и не было тогда ещё России, князь Владимир крестил Русь
1
НШ
Наталья Шанина
в 988 году князь Владимир крестил Киевскую Русь(России тогда ещё не было)
0
НИ
Наталья Ильичева
Научись по уски писать сначала, а потом задавай такие взрослые вопросы.
0
Старый Знакомый
Россия не принимала христианство—не было тогда такой страны.
0
Принц Персии
Иди учи историю
1
Старый Знакомый
Улыбнуло)))
1
Принц Персии
Я рад
1
ИС
Ирина Смертина
В 988 году. Князь Владимир и жена его армянская принцесса Анна.
0
Годана
Россия приняла православие . Князь Владимир крестил .
0
Принц Персии
Что тут доказать вы уже написали 988это начало это и есть конец девятого века ))))) !!!!
1
ВВ
Ванька Ванькин
Мирославия а свой ответ «про царя» я не Вам написал а Принцу:)
1
Годана
С какого перепуга это конец девятого века ?
1
Принц Персии
С такого если начнёшь серым веществом зашевелить то поймёшь
1
Годана
Ха-ха-ха
1
ВИ
Вредное Ископаемое
какие цари? княжества были тогда. князь был. владимир.
0
ВИ
Вредное Ископаемое
что то там с политикой было связано. с римом . не помню подробности
1
Принц Персии
Анастасия когда приняли христянство
1
ВИ
Вредное Ископаемое
у меня с датами проблема. я дни недели то не запоминаю. не ко мне с точными датами. событие могу помнить, а год ни за что не запомню. по логике чуть больше 1 000 лет назад.
1
Принц Персии
Ты заешь что русские один рас приняли потом отказались потом снова приняли
1
ВИ
Вредное Ископаемое
нет. я документальную историю не часто читала. недавно вот только за советский период. может и до крещения доберусь
1
КД
Клео Давидович
В конце 10 века и правил царь Владимир Святославович
0
Следующая страница
Другие вопросы
Пойдут ли мне короткие дреды?
Билдерам!! ! есть ли смысл брать эфедрин? сильно ли он отличается от клена?
Здравствуйте нужна небольшая помощь любителей шахмат
Если никто не знает когда тебе плохо, ты сильный или дурак?
Чудные люди, черти мерещатся, невидимые друзья и все бы затуманить рассудок и неужели так херово живется ?
Ужааасно получаюсь на фото (((что делать? Все красавицы, а я нет (((Уже все ракурсы перепробывала=(
как похудеть на 8 кг? без голода занимаюсь боксом . пп но все равно никаак
скажите пожалуйста пошаговую инструкцию о том как заказывать на сайте romwe.com
какой подарок подарить на день рождение подруги?
Почему когда какаешь то писаешь?
Как мне получить знание о Буддизме. И стоит ли мне ехать в Тибет для этого?
как выгледит батарея?
Полнеют ли от протеиновых коктейлей? в частности лицо? в частности лицо?
3000$ потерял на юморе. Что будете делать, когда найдете? см.
Доброй ночи. Что бы выбрали вы: жить в России с нормальной работой и деньгами или будучи мигрантом с ограниченными прав
Как повлияло крещение Руси на ее историческое развитие
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… | 3 |
1. | 4 |
1. 1. | 4 |
1.2. | 5 |
2. Последствия принятия христианства на Руси | 8 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. | 14 |
СПИСОК | 15 |
ВВЕДЕНИЕ
Исследовательский интерес к значению
Крещения Руси порождён тем, что именно в этот относительно невероятно
непродолжительный исторический период происходило становление и развитие
социального, интеллектуального, духовно-нравственного потенциала Руси, многовекового
направления и своеобразие исторического пути развития Руси – России.
Крещение Руси — всегда актуальная
тема. Смена веры в крупнейшее государство средневековья интересовала и всегда
привлекала внимание историков разных времен.
В настоящее время политики и СМИ в
России обращают довольно много внимания религиозным и межконфессиональным
вопросам. Многовековые религиозные барьеры, межконфессиональные конфликты
понемногу преодолеваются, обозначаются желания воспитывать подрастающее
поколение в духе толерантности. Существует множество терминов и понятий
выражения «Крещение Руси», введение христианства в Киевской Руси как
государственной религии, осуществленное в конце 10 века князем Владимиром
Святославичем. Традиционно, следуя летописной хронологии, это событие принято
относить к 988 году и считать началом официальной истории Русской Церкви.
Цель исследования — подробно изучить
всю историю Крещения Руси и обстоятельно понять, какую роль это сыграло в
становлении государства на основе анализа трудов исследователей и ученых,
изучающих Древнюю Русь.
Для достижения этой цели нужно
выполнить следующие задачи:
— рассмотреть и изучить все причины
Крещения Руси;
— детально изучить, как крестилась
Русь и как христианство распространилось на Русской земле;
— подробно исследовать, как
изменилась Россия после принятия «русского христианства», каковы были
последствия.
1.
Особенности христианизации Древней Руси
1.1.
Причины
принятия христианства
Концепция Крещения Руси означает
введение христианства как государственной религии в Древнерусском государстве в
конце 10 века князем Владимиром Святославичем (Владимирское Красное Солнце).
После продолжительной междоусобной
войны в 980 году на Киевский престол взошел сын Святослава Владимир (980-1015).
При нем Киевская Русь еще больше увеличила свои границы. Владимир осуществил
несколько походов в районе между Окой и Волгой. В этот период была осуществлена
попытка закрепиться на берегу Балтики. Владимир стремился укрепить свое
государство. При нем, вместо местных племенных князей, управляющими были
назначены его протеже. Он неустанно сражался с печенегами и продолжал укреплять
южные границы государства. В целях культурной интеграции земель Владимир сперва
попытался породить в Киеве единый пантеон языческих богов. Однако эта попытка
не окончилась триумфом. После этого, в 988 году, князь Владимир принял
христианство.
История принятия христианства говорит
о том, что этот процесс был долгим и мало похож на «триумфальное шествие» новой
веры по России. Это было сложно и растянулось на многие десятилетия, а то и
века. С принятием христианства Россия стала одним из государств тогдашней
культурной части населения мира. Принятие христианства в роковой степени
благоприятствовало расцвету Киевской Руси и во многом обозначило дальнейшую
траекторию русского исторического пути.
Самые ранние известия о проявлении
христианства на Руси относятся к первым векам нашей эры, в IX веке. Россия
приняла христианство дважды: первый раз при Ольге — 957; второй — под
Владимиром 988. Сначала Владимир счёл, что целесообразно создать единый пантеон
языческих богов во главе с Перуном (бог молнии считался главным в дружинной
среде), это упрочило бы государство и его территориальное единство. Но это не
привело к тому итогу, которого ждал князь. Потом стало понятно: только
единобожие может сплотить страну и осветить статус единоличной княжеской
власти.
После крещения Ольги христианизация
Руси пошла быстрее. Россия одобряла неплохие взаимоотношения как с Византией,
так и с Римской церковью; были и мусульмане, и евреи.
Принять христианство пришлось по
нескольким причинам:
1. Единобожие соответствовала
сущности единого государства, возглавляемого монархом.
2. Христианство укрепило семью, ввело
новую мораль.
3. Способствовало развитию культуры —
философия, богословская литература.
4. Социальное расслоение потребовало
новой идеологии.
5. Принятие христианства ввело Россию
в «семью» европейских народов, а язычество было обречено на изоляцию и
враждебность со стороны христианизированных соседей, которые относились к язычникам
как к диким варварам.
6. С принятием христианства в России
может стать возможным развитие культуры народа: грамотность, летописание,
архитектура и церковное строительство; все это во многом могло определить
формирование собственно русской христианской культуры.
7. Растущая социальная
неоднородность, а также меняющиеся духовные потребности верхних слоев общества
создали условия для перехода к более сложной мировоззренческой системе.
Такие причины не могли не заставить
Владимира задуматься о принятии той или иной веры для России.
1.2.
Выбор
веры
Не менее значима проблема «выбора
веры», от урегулирования которой предопределялся весь ход становления русской
истории.
Под 983 годом, в начале правления
Владимира, летописец размещает рассказ о следующем событии. После похода против
ятвягов Владимир возвратился в Киев и вместе со своим народом принес жертву
идолам; сказали старцы и бояре: «бросим жребий о юношах и девушках; на кого он
упадет, мы принесем жертву богам. «В это время в Киеве жил один варяг, который
приехал из Греции и хранил христианскую веру. У него был сын, красивый лицом и
душой; на этого молодого варяга выпал жребий.
Отправленные из народа люди пришли к
старому варягу и промолвили ему: «Жребий выпал на твоего сына, боги хотят взять
его себе, а мы хотим принести его в жертву им». Варяг откликнулся: «У вас не
боги, а дерево; сегодня он есть, а завтра он будет гнить, ни есть, ни пить, ни
говорить, но сделаны человеческими руками из дерева; но есть только один Бог,
которому греки служат и преклоняются перед ним, Который сотворил небеса и
землю, звезды и луну, солнце и человека, дал ему жить на земле; и что сделали
эти боги? сделаны сами по себе; Я не отдам своего сына демонам! «Посланники
пересказали эти речи народу. Толпа взяла оружие, подошла к дому викингов и
сломала забор вокруг него; варяг стоял в подъезде со своим сыном.
Люди вопили ему: «Отдай своего сына
богам». Он ответил: «Если они боги, то пусть отправят одного бога, чтобы
забрать моего сына, и о чем вы беспокоитесь?» Яростным щелчком была реакция
толпы, которая бросилась к варягам, подметала под ними полог и убивала их.
Несмотря на то, что отважный варяг пал жертвой торжествующего язычества, это
событие не могло не произвести сильного впечатления. Был брошен торжественный
вызов язычеству, богам, их торжественно унижали; проповедь произносилась
громко; люди в пылу ярости убили проповедника, но ярость прошла, но ужасные
слова остались: «ваши боги — дерево; Бог един, перед Которым преклоняются
греки, сотворивший все», и боги Владимира молча стояли перед этими словами, и
что славянская религия могла вправду сказать в свою пользу, что она могла
ответить высоким условиям, предъявляемым проповедники других религий?
Самыми значимыми из них были вопросы
о начале мира и будущей жизни. То, что вопрос о будущей жизни оказал сильное
воздействие на языческих славян, а также на другие народы, похоже из легенды о
том, как болгарский царь обратился в христианство в итоге впечатления,
осуществлённого на него изображением Страшный суд. Согласно русской традиции,
греческий проповедник применил к нам то же средство и тоже произвел сильное
впечатление на Владимира; После разговора с ним Владимир, согласно легенде,
звонит боярам и старейшинам города и информирует их о том, что проповедники
пришли из разных народов, каждый прославлял свою веру. Вскоре пришли греки,
хулиганят все другие законы, хвалят свои собственные, много говорят о
зарождении мира, о его существовании, говорят лукаво, слушают их, а они говорят
о другом свете: если кто-то входит в их веру, тогда, когда он будет мертв, он
воскреснет и не умрет после вечности, но если он войдет в другой закон, тогда в
следующем мире он сгорит в огне.
Таким образом, во Владимир в Киев приехали
представители трех религий: ислама, иудаизма и христианства. Принц отверг ислам
под предлогом запрета употребления вина. «Пьяное веселье России не бывает», —
так, якобы, он отреагировал на искушения мусульман. Он не принял иудаизм,
потому что у евреев не было своего государства, в результате чего они были
рассеяны по всей земле. Он не принял предложение посланников Папы, сославшись
на то, что его бабушка отвергла католицизм. Только проповедь представителя
Византийской Православной Церкви произвела на него благоприятное впечатление.
Но Владимир не спешил с решением и разослал своих послов в разные страны. Когда
они вернулись, они нарекли греческую веру лучшей, а греческие храмы и церковные
службы самыми прелестными.
За всем этим стоят реальные факты, остановившие
выбор России на православной форме христианства. Это, прежде всего, прочнейшие
культурные и экономические связи с Византией, наличие собственной состоятельной
православной общины. Кроме того, учитывалась международная обстановка,
взаимоотношения церкви с государством, а также некоторые тонкости различных
религий. Итак, претензии Папы на светскую власть, нежелание католической церкви
учитывать местные особенности и ее воинственность не могли не оттолкнуть главу
молодого государства от этой формы христианства. Православная церковь
повиновалась светской власти. Это соответствовало восточнославянской традиции,
согласно которой князь одновременно был главой религиозного культа. Православие
более лояльно относилось к местным традициям, а Византия в то время казалась
центром цивилизации, наследницей великого Рима, самой развитой и культурной
страны Европы.
2. Последствия принятия
христианства на Руси
Утверждение христианства в России как
государственной религии оказало огромное воздействие на всевозможные сферы
общественной и духовной жизни страны. Увеличилось уничтожение местных,
племенных расхождений в отдельных регионах России и становление древнерусской
народности с единым языком, культурой и этнической идентичностью. Нейтрализация
местных языческих культов также благоприятствовала дальнейшей этнической
консолидации, хотя расхождения в этой сфере продолжали прослеживаться и
проявились позднее, когда в период феодальной раздробленности, обострённой
татаро-монгольским нашествием, отдельные части России отсоединились от друг
друга или попали под власть иноземных завоевателей.
Крещение Руси было значимым этапом в
формировании ее культуры. Во многом древнерусская культура обрела радикально
новые черты и особенности. Подобно тому, как христианизация Руси была фактором,
ощутимо ускорившим становление единой древнерусской народности из
восточнославянских племен с их разнообразными культами, христианство
благоприятствовало консолидации древнерусского сознания — как этнического, так
и государственного. Отметим также, что христианство, принесшее на Русь
славянскую письменность, не могло не укрепить сознание единства происхождения
славян и славянской общины. Чувство этой общности нередко сплеталось с
древнерусской этнической идентичностью. Это иллюстрируют многие памятники
древнерусской письменности.
В то же время в сфере культуры
конкретные отрицательные моменты связаны с принятием христианства. Устная
литература, литература Древней Руси дохристианского времени была богата и
разнообразна. А то, что существенная ее часть была утеряна, не попала на
пергамент и бумагу, — это некая вина церковных кругов, которые, соответственно,
опровергали языческую культуру и, как могли, противостояли ее проявлениям. С
принятием христианства на Руси появилась и литература. Славянская письменность
возникла в Киеве и других русских центрах раньше, но до конца X века обширного
продвижения она не получила. И только в XI веке, в основном со времен Ярослава
Мудрого, возникла древнерусская литература.
И здесь велика роль христианской
церкви. Большинство ранних древнерусских писателей происходили из христианской
среды, неразрывно связанной с Византией и Болгарией. Но самым главным
следствием принятия христианства было то, что оно послужило мощнейшим
мотиватором для знакомства России с византийской культурой. Через Византию
издавна веков воздействие мировой цивилизации, включая наследие античного мира
и Ближнего Востока, стало наиболее интенсивно проникать в Древнюю Русь.
Крещение приобретало не менее
существенные последствия в сфере образования. Здесь, конечно, важнее было то,
что за сто лет до крещения Киевской Руси христианство было принято в Болгарии и
что греческие миссионеры, которые сражались там и в Чешской Республике против
католического влияния, внесли свой вклад в развитие славянской культуры.
алфавит и перевод христианских культовых книг на славянский язык. Таким
образом, Киевская Русь приобрела сразу после крещения письменность на
славянском языке. Уже при Владимире была осуществлена попытка организовать
школу. Студентов принудительно отбирали из детей «народного ребенка», то есть
из верхних ярусов двора.
Вся светская литература располагалась
под знаком церкви, поскольку феодальная наука Византии была клерикальной, но
тем не менее она увеличивала кругозор, оживляла мысль и подталкивала к
самостоятельной работе. Несомненно, произведения, переведенные с греческого
языка, становятся источниками собственной киевско-новгородской литературы. Эта
родная, исконная литература создается представителями наиболее образованной
части населения — духовенством, воспитанным на византийских литературных
образцах. Священник княжеского села Берестов Илларион своим дивным словом «о
благодати» с точки зрения предписаний византийской риторики рассказывает,
оканчивая выразительным и очень превосходно построенным панегириком в честь
«блаженного» князя Владимирс и его сына Ярослава.
В период, идентифицируемый концом X —
XI веков, когда в Приднестровье сформировывались феодальные отношения,
христианство было великой социальной силой, содействовавшей ускорению и
возвышению этого процесса: оно было проводниками в Киевской Руси высокой
феодальной власти. культуры Византии и благоприятствовал налаживанию культурных
связей с западноевропейскими государствами.
Крещение совершило громадное
воздействие на культурную жизнь страны, в особенности на становление техники
Киевской Руси под воздействием греческого христианства. В сельском хозяйстве
это выразилось в существенном увеличении техники огородничества. Этому,
определённо, содействовало возросшее употребление овощей, чему содействовали
как многочисленные посты, установленные христианскими аскетическими учениями,
так и требования монашеской жизни. Тот факт, что в существенной степени
культура многих овощей была привезена из Византии, вместе с уставом студии,
демонстрирует возникновение названий многих из них.
Еще более очевидно воздействие
византийского христианства в области строительных технологий. Мы ознакомились с
каменным строительством в Киеве на примере церквей, отстроенных по приказу
князей греческими зодчими. От них мы выяснили приемы кладки стен, снятия сводов
и купольных покрытий, использования колонн или каменных столбов для их
поддержки и т. Д. Способ кладки древнейших киевских и новгородских церквей —
греческий. Неспроста все названия строительных материалов в древнерусском языке
заимствованы у греков. И первые каменные постройки светского характера, такие
как каменная башня, по-видимому, были построены теми же греческими
архитекторами, которые строили церкви, и что самое старое здание такого типа
причисляется легенде о первой христианской княгине — Ольге.
Есть еще пример светской постройки —
Золотые ворота, возведённые Ярославом, от которых уцелели лишь руины, не дающие
понимания об их былом великолепии.
Принятие христианства также
воздействовало на формирование ремесел. Техника резьбы по камню, о чем говорит
орнамент мраморных капителей Софийского собора переплетающимися листьями и
крестами и гробницы Ярослава в стиле древнехристианских саркофагов, была заимствована
из Византии для церковных целей. Греческие мозаики стали применить для
украшения церковных зданий и, вероятно, дворцов. То же самое нужно сказать и о
фресковой живописи. Если в области мозаики и фресок Киевская Русь долгое время
оставалась несамостоятельной от греческих мастеров, то «в некоторых видах
художественной индустрии И. Грабарь упоминает русских студентов, — они догоняли
своих греческих учителей, так что это трудно различить перегородчатые работы от
византийских образцов». Таковы работы по эмали и скани. Тем не менее, русские
произведения показывают «хорошо апробированный стиль византийских образцов, а
их темы в большинстве случаев приобретают церковную основу».
Воздействие византийского крещения
особо контрастно реализовалось в художественной сфере. Образцы архитектурного
искусства Киевской Руси первых времен христианства, воодушевлённые лучшими
образцами византийского строительства эпохи ее расцвета, дошли до нас, изумляя
своей художественной ценностью. Источники, из которых черпали греческие
архитекторы (а то, что именно греческие архитекторы построили первые церкви, у
нас есть абсолютно точные указания в современной литературе), творческие мотивы
их построек в Киеве, Новгороде, Чернигове — такие шедевры мирового искусства
как собор Святой Софии и так называемый Кахри-Джами с его галереями,
заполненными мозаикой до Константинополя, собор Святой Софии в Фессалонии,
собор в Дафни, недалеко от Афин.
Крещение Руси оказало огромное
воздействие на повседневную жизнь русского народа. Культура народа тесно
связана с его образом жизни, бытом, а также обликом жизни людей,
характеризуемым уровнем развития экономики страны, прочно связан с культурными
процессами. Люди Древней Руси жили как в крупных для своего времени городах,
составляющих десятки тысяч человек, так и в деревнях с несколькими десятками
дворов и деревень, в особенности на северо-востоке страны, в которых объединялись
два-три двора.
Все сведения современников говорят о
том, что Киев был большим и богатым городом. По своим масштабам, множеству
каменных построек, храмов, дворцов он составлял конкуренцию другим европейским
столицам того времени. Неслучайно прибывшая в Париж в XI веке дочь Ярослава
Мудрого Анна Ярославна поразилась провинциальности французской столицы по
сопоставлению с Киевом, сверкавшем на пути «из варяг в греки». Здесь блестели
своими куполами златоглавые храмы, их изяществом поражались дворцы Владимира,
Ярослава Мудрого, Всеволода Ярославича, поражали монументальностью, чудесными
фресками, Софиевским собором, Золотыми воротами — символом мира. победы
русского оружия. А недалеко от княжеского дворца стояли бронзовые кони,
привезенные Владимиром из Херсонеса; в старом городе были дворцы выдающихся
бояр, здесь же, на горе, были дома богатых купцов, других видных горожан и духовенства.
Дома украшали ковры и дорогие греческие ткани. С крепостных стен города были
видны белокаменные церкви Печерского, Выдубицкого и других киевских монастырей.
Во дворцах, богатых боярских
особняках протекала собственная жизнь — здесь размещались дружинники и слуги.
Отсюда происходило управление княжествами, городами, селами, здесь судили, сюда
приносили дань и налоги. В притворе, в просторной гриднице, часто
организовывались застолья, где рекой струилось заморское вино и собственный
«мед», слуги несли огромные блюда с мясом и дичью. Женщины восседали за столом
вместе с мужчинами. В целом женщины принимали интенсивное участие в управлении,
экономике и других делах. Такими активистками известно предостаточно женщин:
княгиня Ольга, сестра Мономаха Янка, мать Даниила Галицкого, жена Андрея
Боголюбского и другие. Гуслары удивляли слух именитых гостей, пели им «слава»,
большие чаши, рожки с вином ходили по кругу. В то же время бедным от имени
хозяина раздавалась еда и небольшие деньги. Такие праздники и раздачи были
знамениты на всю Россию во времена Владимира I.
Излюбленными занятиями состоятельных
людей были соколиная охота, ястреб, гончая охота. Для обыкновенных людей
организовывались скачки, турниры, различные игры. Неотделимой частью
древнерусского быта, в особенности на Севере, однако, как и в более поздние
времена, была баня.
В княжеско-боярской среде в
трехлетнем возрасте мальчика усадили на лошадь, затем отдавали на воспитание и
обучение пестун (от «приемный» — воспитывать). В возрасте 12 лет молодых князей
вместе с видными боярами-советниками посылали управлять волостями и городами.
На берегу Днепра шуршал веселый киевский торг, где, кажется, продавались
продукты и товары не только со всей России, но и со всего того времени, включая
Индию и Багдад.
Его жизнь, полнейшая труда, тревог,
протекала в скромных русских деревнях и деревнях, в рубленых избах, в
полуземлянках с печками в углу. Там люди настырно боролись за существование,
распахивали новые земли, подняли скот, охотились, рыбачили, защищались от «лихих»
людей, а на юге — от кочевников, перестроены жилища снова и снова сожжены
врагами. Более того, часто пахари выходили в поле, вооруженные копьями,
дубинками, луками и стрелами, чтобы отбить половецкий дозор. Долгими зимними
вечерами женщины кружились при свете факелов. Мужчины пили хмельные напитки,
мед, припоминали прошедшие дни, выдумывали и пели песни, слушали сказителей
былин. Религия охватывала все человеческое сознание, и развитие культуры также
неразделимо от религии. Потому естественно, что монастыри стали центром
сосредоточения культуры.
Монашество нередко упрекают в
удушении культуры, следует запротестовать: именно монахи несли и сберегали
культурные нормы в эпоху раннего средневековья. Путь подвижника полагал его
включение в культуру, иначе на пути совершенствования он неизбежно сойдет с
пути духовного развития. В образах церковной архитектуры не только искусство и
религия, но и практически все другие виды искусства: живопись, музыка, поэзия,
скульптура, прикладное, декоративное искусство, дизайн (особенно во время
богослужений в храме) слились в органическое единство.
Именно в средние века в России были
достигнуты существенные успехи в становлении научной, инженерной и технической
мысли, в особенности связанной с архитектурой и строительным искусством.
Высокие образцы средневекового искусства составили эпоху становления мировой
культуры, неповторимую, дарованную всем последующим поколениям. Источником
вдохновения для великих мастеров средневековья и единственным языком, доступным
широкому кругу потребителей культуры того времени, была вера во Христа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Крещение Руси — знаменательный и
переломный момент в истории всех народов, заселяющих Россию. Это событие
повлекло за собой огромнейшие изменения, преобразился менталитет людей, их мораль
и устройство государственной жизни. Все это подтолкнуло Россию к стремительному
формированию культуры и искусства. Древняя Русь не отставала, а развивалась
вместе со всеми другими европейскими странами того времени. И об этом
убедительно говорят браки, заключенные с монархами Западной Европы. Это было
несомненно процветающее государство: от Галиции до Волги, от Балтики до Черного
моря. Именно благодаря избранию святого благородного и равноапостольного князя
Владимира на Руси сложилась особая система нравственных и духовных ценностей,
которая, войдя в культуру, оплодотворила жизнь в начале единого люди Киевской
Руси, а теперь — все народы, поэтапно связанные с той самой цивилизацией, с
одним и тем же народом и с одним актом Крещения Руси.
То, что состоялось тысячу лет назад,
стало существенным шагом вперед на долгом историческом пути. Мировые религии,
распространившиеся практически одновременно, по-разному шли в сознание народов
и этносов, временами их страстный пыл усиливался или терялся. Они вступили в 21
век с разной степенью духовного и организационного влияния на массы. Нынешний
век теперь характеризуется ростом активности ислама. Потому прямо сейчас нужно
пересмотреть весь опыт христианства в России, чтобы извлечь всю мудрость
русского православия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
1. Данилов А.А Россия и мир. М, 1995 г.
2. Костомаров Н.И. Русская история в
жизнеописаниях её главнейших деятелей. М, 1997 г.
3. Кузьмин А.Г. Падение Перуна. Становление христианства на
Руси. / А.Г. Кузьмин — М., Молодая Гвардия, 1988. — с. 240.
4. Лихачев Д.С. Крещение Руси и государство Русь / Д.С. Лихачев.
— Новый мир. 1988. №6. с. 249-258.
5. Минин И.В. Крещение Руси в трудах отечественных историков
VIII — начала ХХ веков
6. Рапов
О.М.Русская церковь в IХ — первой трети ХII в. Принятие христианства. 2-е изд.
М., 1998 г.
7. Сахаров А.Н. История России с
древнейших времён до конца XVΙΙΙ века. М, 1998 г.
Как российско-украинская война переплетается с религией
AP — Запутанная политическая история Украины с Россией находит свое отражение в религиозном ландшафте, когда большинство православного населения Украины разделено между независимо мыслящей группой, базирующейся в Киеве, и другой лояльной к ней патриарх в Москве.
Но несмотря на призывы к религиозному национализму и в России, и в Украине, религиозная лояльность не отражает политической верности в условиях борьбы Украины за выживание.
Несмотря на то, что президент России Владимир Путин отчасти оправдывал свое вторжение в Украину защитой ориентированной на Москву православной церкви, лидеры обеих украинских православных фракций яростно осуждают российское вторжение, как и значительное католическое меньшинство Украины.
«С молитвой на устах, с любовью к Богу, к Украине, к ближним боремся со злом — и увидим победу», — поклялся предстоятель Киевской Православной Церкви Украины митрополит Епифаний.
«Забудьте о взаимных ссорах и недоразумениях и… соединитесь с любовью к Богу и нашей Родине», — сказал митрополит Онуфрий, глава Украинской православной церкви, которая находится в подчинении Московского православного патриарха, но имеет широкую автономию.
Получить The Times of Israel’s Daily Edition
по электронной почте и никогда не пропустите наши главные новости
Адрес электронной почты для новостной рассылки
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Даже этот, казалось бы, единый фронт сложен. Через день после публикации сообщения Онуфрия в четверг на сайте его церкви начали публиковаться сообщения о нападениях на ее церкви и людей, в одном нападении обвиняя представителей конкурирующей церкви.
Разделение между украинскими православными организациями в последние годы отразилось во всем мире, поскольку православные церкви боролись с тем, как и стоит ли принимать чью-либо сторону. Некоторые американские православные надеются, что они смогут отложить такие конфликты в сторону и объединиться, чтобы попытаться положить конец войне, но при этом опасаются, что война может усугубить раскол.
Каков религиозный ландшафт Украины?
По оценкам опросов, подавляющее большинство населения Украины исповедует православие, при этом значительное меньшинство украинских католиков поклоняется византийской литургии, похожей на православную, но лояльно относятся к папе. Население включает меньший процент протестантов, евреев и мусульман.
Священнослужители участвуют в крестном ходе в честь православной Пасхи в Иверском монастыре Украинской Православной Церкви (Московский Патриархат), пострадавшем в результате обстрела, под Донецком, Украина, 4 мая 2021 года. (Алексей Александров/AP)
Украина и Россию разделяет общая история, как в религиозном, так и в политическом плане.
Они ведут свое происхождение от средневекового царства Киевской Руси, чей князь Владимир (укр. Владимир) в 10 веке отверг язычество, крестился в Крыму и принял православие в качестве официальной религии.
В 2014 году Путин привел эту историю в оправдание своего захвата Крыма, земли, которую он назвал «священной» для России.
В то время как Путин говорит, что Россия является истинным наследником Руси, украинцы говорят, что их современное государство имеет особую родословную и что Москва стала державой лишь столетия спустя.
В православных отношениях сохраняется напряженность.
Православные церкви исторически были организованы по национальному признаку, при этом патриархи имели автономию на своих территориях, но были связаны общей верой. Вселенский патриарх Константинополя считается первым среди равных, но, в отличие от папы-католика, не обладает универсальной юрисдикцией.
Рекламное объявление
Кто сегодня управляет православными церквями Украины?
Это зависит от того, как интерпретировать события более чем 300-летней давности.
В связи с усилением России и ослаблением Константинопольской церкви под властью Османской империи Вселенский Патриарх в 1686 году делегировал Московскому Патриарху полномочия рукополагать митрополита (верховного епископа) Киевского.
Русская православная церковь говорит, что это был постоянный перевод. Вселенский патриарх говорит, что это было временно.
За прошедшее столетие независимые украинские православные сформировали отдельные церкви, которые не имели официального признания до 2019 года, когда нынешний Вселенский патриарх Варфоломей признал Православную церковь Украины независимой от Московского патриарха, который яростно протестовал против этого шага как нелегитимного.
Ситуация на Украине была мрачнее на местах.
Многие монастыри и приходы остаются под властью московского патриарха, хотя точную статистику найти сложно, считает Джон Берджесс, автор книги «Святая Русь: возрождение православия в Новой России».
На уровне деревни многие люди могут даже не знать о мировоззрении своего прихода, сказал Берджесс.
Вселенский патриарх Варфоломей I (в центре), духовный лидер православных христиан мира, держит деревянное распятие во время церемонии Богоявления в Патриаршей церкви Святого Георгия в Стамбуле, Турция, 6 января 2022 г. (Франсиско Секо /AP)
Отражает ли этот раскол политический раскол между двумя странами?
Да, хотя это сложно.
Бывший президент Украины Петр Порошенко провел прямую ссылку: «Независимость нашей церкви — часть нашей проевропейской и проукраинской политики», — сказал он в 2018 году.
Но нынешний президент Владимир Зеленский, еврей , не уделял такого же внимания религиозному национализму. В субботу он сказал, что разговаривал как с православными лидерами, так и с высокопоставленными представителями католиков, мусульман и евреев. «Все лидеры молятся о душах защитников, отдавших свои жизни за Украину, за наше единство и победу. И это очень важно», — сказал он.
Путин попытался нажиться на этом вопросе.
В своем выступлении 21 февраля, стремясь оправдать неизбежное вторжение в Украину искаженным историческим нарративом, Путин бездоказательно заявил, что Киев готовится к «уничтожению» Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.
Но реакция митрополита Онуфрия, сравнившего войну с «грехом Каина», библейского персонажа, убившего своего брата, свидетельствует о том, что даже у московской церкви есть сильное чувство украинской национальной идентичности.
Для сравнения, Московский патриарх Кирилл призвал к миру, но не возложил вину за вторжение.
Президент России Владимир Путин (слева) поздравляет Патриарха Русской Православной Церкви Кирилла с 13-й годовщиной его интронизации в Москве, Россия, 1 февраля 2022 года. (Алексей Никольский, Sputnik, Кремлевский бассейн, фото через AP)
Украинская православная церковь Церкви Московского Патриархата долгое время имели обширную автономию. Кроме того, он все больше становится украинским.
«Независимо от церковной принадлежности… у вас много новых священнослужителей, выросших в независимой Украине», — сказал Алексей Криндатч, национальный координатор переписи православных церквей США. «Их политические предпочтения не обязательно коррелируют с формальной юрисдикцией их приходов», — сказал Криндач, выросший в бывшем Советском Союзе.
Какое место занимают католики?
Украинские католики базируются в основном на западе Украины.
Они появились в 1596, когда некоторые православные украинцы, находившиеся тогда под властью Речи Посполитой, в которой доминировали католики, подчинились власти папы по соглашению, которое позволяло им сохранять отличительные обычаи, такие как их византийская литургия и женатые священники.
Православные лидеры уже давно осуждают такие соглашения как католическое и иностранное посягательство на их паству.
Украинские католики имеют особенно сильную историю сопротивления преследованиям при царях и коммунистах.
«Каждый раз, когда Россия захватывает Украину, ()Украинская католическая церковь разрушается», — сказала Марьяна Карапинка, руководитель отдела коммуникаций Украинской католической архиепархии Филадельфии.
Украинские католики подверглись жестоким репрессиям со стороны Советов, несколько лидеров были замучены. Многие украинские католики продолжали поклоняться в подполье, и после падения коммунизма церковь сильно восстановилась.
С такой историей у украинских католиков может быть веская причина сопротивляться очередному захвату Москвы. Но они не одиноки, — сказал Карапинка. «Украинские католики были не единственной группой, которую преследовали Советы, — сказала она. «У многих групп есть причины сопротивляться».
Недавние папы пытались разморозить отношения с Русской православной церковью, даже защищая права украинцев и других католиков восточного обряда.
Но после российского вторжения Папа Франциск в пятницу посетил российское посольство, чтобы лично «выразить свою озабоченность в связи с войной», как заявил Ватикан, в необычном папском жесте, не имеющем прецедентов в последнее время.
Папа Франциск произносит полуденную молитву об Ангелусе на площади Святого Петра в Ватикане, 27 февраля 2022 г. (Грегорио Борджиа/AP)
Как отразился православный раскол за пределами Украины?
Русская православная церковь решила «разорвать евхаристическое общение» со Вселенским Константинопольским патриархом в 2018 году, когда он выступил за признание независимой церкви в Украине. Это означает, что члены московских и константинопольских церквей не могут причащаться в чужих церквях.
Споры распространились на восточные православные церкви в Африке, где русские православные признали отдельный набор церквей после того, как патриарх Африки признал независимость украинской церкви.
Но многие другие церкви стремились избежать драки. В США с несколькими православными юрисдикциями большинство групп все еще сотрудничают и поклоняются друг другу.
Война может создать точку единства между церквями США, но может еще больше подвергнуть их отношениям испытанию, сказал преподобный Александр Ренттель, канцлер Православной церкви в Америке, которая имеет русские корни, но теперь независима от Москвы.
«Этот раскол, который произошел в мировом Православии, был тяжелым событием для Православной Церкви, — сказал он. «Теперь из-за этой войны будет только труднее».
Уроки веротерпимости Екатерины Великой
ВАШИНГТОН, 25 августа 2006 г. (Радио Свобода). Взойдя на престол в 1762 году, Екатерина II стремилась укрепить стабильность в отдаленных уголках Российской империи.
В рамках этих усилий царица заставила Русскую православную церковь прекратить поиск новообращенных в мусульманских странах и принять своего рода религиозный плюрализм.
Критики утверждают, что давление на мусульман с целью обращения в православие не исчезло, несмотря на заявленную политику Санкт-Петербурга.
Екатерина исповедовала веру в то, что каждый русский подданный должен иметь религию, но это не обязательно должно быть православие.
Историк Крюс объясняет, что Кэтрин была по существу прагматична.
«Екатерина II видела от своих предшественников, что попытки подавить неправославные христианские вероисповедания приводили к насилию и во многих случаях терпели неудачу, — говорит Крюс, — и делали задачу построения империи более сложной и дорогостоящей. »
«Режим искал религиозной поддержки своей политики. Другими словами, он пытался кооптировать местные мусульманские власти, которые могли бы придать некоторую религиозную легитимность государственной политике, чтобы уменьшить вероятность сопротивления .»
Это не означало, что российское государство оставит религиозные дела в покое, совсем наоборот.
Кооптация мусульманских лидеров
Крюс утверждает, что Кэтрин находилась под сильным влиянием французских мыслителей 18-го века, которые считали, что религия является «альтернативным средством социальной дисциплины».
«Режим искал религиозной поддержки своей политики, — говорит Крюс. «Другими словами, оно пыталось кооптировать местные мусульманские власти, которые могли бы придать некоторую религиозную легитимность государственной политике, чтобы уменьшить вероятность сопротивления».
Изучив Османскую империю, Екатерина и ее советники хотели создать иерархическую мусульманскую структуру, которая работала бы в тандеме с Российским государством.
Легче сказать, чем сделать, поскольку многие мусульманские священнослужители выступали за то, чтобы не иметь ничего общего с Российским государством.
Но Кэтрин в конце концов нашла несколько фигур, готовых к сотрудничеству.
Они получали не только хорошую заработную плату от Российского государства, но и могли использовать авторитет Российского государства и его полицейских органов для повышения своего статуса в своем сообществе.
Two-Way Street
Крюс говорит, что мусульманские священнослужители также научились использовать российское государство, чтобы вмешиваться в свои напряженные религиозные споры и использовать ресурсы государства для своих собственных усилий по прозелитизму.
«В 18 веке вдоль российской границы, которая сейчас является Казахстаном, Российское государство нашло местных мулл, которые в обмен на жалованье соглашались сопровождать русские экспедиции к казахам для «миссионерства» среди них», — говорит он. . «Вот вам наглядный пример мулл, которые, хотя и работали на государство, явно продвигали то, что они считали конверсионным процессом среди соседнего казахского народа, чью религию эти муллы считали неуместной или просто — одним словом — — неверно.»
Просматривая архивы Уфы, столицы центрально-российской Республики Башкортостан, Экипажи выяснили, чем занимались не только муллы, но и жители села.
Экипажи говорят, что простые крестьяне ходатайствовали перед царем или его министрами по целому ряду споров.
Например, женщина, подвергшаяся насилию со стороны мужа, могла — и обратилась — в Санкт-Петербург с просьбой о разводе. Она могла подать прошение на царицу в местную полицию. Потом оно попадет к губернатору, а потом в российскую столицу. Царские чиновники приходили к какому-то решению либо через кабинеты высшей мусульманской власти, либо через Министерство внутренних дел.
Затем приказ возвращался по цепочке подчинения в деревню или к местному полицейскому, который обеспечивал его выполнение.
Таким образом, российское государство укрепляло свою легитимность, выполняя функции арбитра не только в спорах среди мусульманской элиты, но и на местном уровне.
«У вас в этих [архивных] документах очень драматическое разоблачение того, как функционировала империя. У вас есть местная деревня очень далеко от Москвы, в которой мужчины вели споры с женами, с детьми, с односельчанами, все в способ, который привлекает Кремль в качестве своего рода арбитра в этих очень интимных спорах — которые, возможно, очень далеки от того, как мы думаем, как функционируют современные правительства, но в значительной степени являются ключом к тому, как эти споры разрешались в этих отдаленных местах, и, самое главное, были так важны для того, чтобы империя держалась вместе и почему она просуществовала так долго».
Современные уроки?
Крюс предупреждает, что методы Российской империи не следует применять сегодня, несмотря на ее достижения, поскольку это сделает правительства «арбитрами в религиозных делах».
Он говорит, что со стороны британских властей есть желание лучше интегрировать мусульманское население страны и «создать единый авторитетный мусульманский голос, чтобы подписывать британскую внутреннюю и внешнюю политику».
«Это создаст своего рода единую исламскую доктрину, которая будет поощрять интеграцию и бороться с тем, что они считают террористической угрозой, исходящей от мусульман британского происхождения», — говорит Крюс. «Но риск в этом означает, что государство неизбежно становится арбитром в религиозных делах, что является серьезным шагом назад по сравнению с долгой и запутанной историей политического инакомыслия 20-го века, главной целью которого было обеспечение определенных основных гражданских прав. Политика, которую русские установили и сделали опорой российской политической жизни, теперь парадоксальным образом стала негативной моделью для европейских государств».
Хотя подход Екатерины Великой к исламу, возможно, не оказывает явного влияния на Европу, ее наследие сегодня заметно в Центральной Азии.
Екатерина создала различные региональные церковные собрания для мусульманских священнослужителей, которые позже были преобразованы в мусульманские духовные правления или духовные управления при советской власти.
Когда Советский Союз распался, национальные республики сохранили эти институты. Но теперь они подчиняются не Москве, а Ташкенту, Душанбе и им подобным.
Лидерам Средней Азии не нужно сохранять контроль над обширной империей, как это делала Екатерина. Но, как и российские имперские власти, они стремились уменьшить влияние мусульманских священнослужителей из-за рубежа — например, из таких мест, как Саудовская Аравия или Пакистан.
Они хотят укрепить авторитет доморощенных, поддерживаемых государством религиозных авторитетов.
Более века назад целью мусульман было найти лидеров, обладающих легитимностью в глазах своих последователей и достаточной лояльностью к государству. Некоторые утверждают, что сегодняшние лидеры сталкиваются с аналогичными проблемами.