Содержание
2 Славяне на территории Беларуси
Древние
общества на территории Беларуси
Первобытное
общество на территории современной
Беларуси, как и на территории других
стран, прошло в своем развитии каменный,
бронзовый и железный века. Каменный век
делится на палеолит (древний каменный
век), мезолит (средний каменный век) и
неолит (новый каменный век). Палеолит,
в свою очередь, подразделяется на ранний,
средний и поздний. Каменный век по
времени соответствует существованию
первобытного общинного стада и расцвету
родового общества.
Первые
люди на территории Беларуси появились
100 – 40 тыс. лет тому назад, т.е. в среднем
палеолите. Вещественные подтверждения
этому найдены близ Светиловичей на
Гомельщине, деревень Клеевичи
Костюковичского и Обидовичи Быховского
районов Могилевской области.
На территории
Беларуси (около деревень Бердыж Чечерского
района и Юровичи Калинковичского района)
открыты позднепалеолитические стоянки
человека, возраст которых 26-24 тыс. лет.
Здесь найдены кремневый инвентарь,
кости мамонта, дикой лошади, быка,
шерстяного носорога, бурого медведя,
северного оленя. Люди жили материнско-родовой
общиной. Они совместно занимались
охотой, рыболовством, собирательством.
В эпоху
мезолита, которая для нашей территории
датируется IX – V тысячелетиями до н.э.,
с юга, главным образом по бассейнам рек,
происходило дальнейшее заселение
нынешней территории Беларуси. С конца
V – начала IV тысячелетия до н.э. началась
неолитическая эпоха, которая продолжалась
более 2 тысяч лет. В Беларуси известно
свыше 600 неолитических стоянок,
обнаруженных в бассейнах Припяти, Сожа,
Немана. Небольшие поселения состояли
из наземных и полуземляных жилищ.
Совершенствовались орудия труда.
Появились шлифовка, сверление, топоры,
долота. Изготавливалась глиняная посуда.
К концу
III тыс. до н.э. на севере Беларуси появляются
племена угро-финов, которые начали
заниматься земледелием и животноводством.
К концу II тыс. н.э. на территорию Беларуси
стали проникать индоевропейцы –
многочисленные племена скотоводов-кочевников,
которые жили первоначально в Малой
Азии. Во время расселения на территории
Европы, в результате смешения индоевропейцев
с местными племенами возникли три народа
– германцы, славяне и балты. Балтские
племена начали постепенно осваивать
на рубеже III и II тысячелетия до н.э.
территорию Беларуси. На юге и юго-востоке
балты граничили со скифами, сарматами,
на севере и северо-востоке их соседями
были фино-угрские племена, на западе –
славяне и германцы.
В начале
II тысячелетия до н.э. наступил бронзовый
век, который продолжался полтора
тысячелетия. Новая эпоха принесла
изменения в развитие хозяйства. Земледелие
и скотоводство становятся ведущими
занятиями людей. Более распространенными
стали прядение и ткачество. С появлением
и становлением производящих видов
хозяйства, родовая община трансформируется.
В семье и обществе мужчина занял
доминирующее положение, женщина переходит
в род мужа, счет родства ведется по
мужской линии, распространяется парный
брак. Выделяется родоплеменная знать
(совет мужчин – воинов, военных вождей),
нарушается прежнее равноправие, возникает
частная собственность.
В VII веке
до н.э. на территории Беларуси начался
железный век. Это был переворот в истории
человечества. Происходят существенные
изменения в хозяйственной деятельности,
этническом составе населения, общественных
отношениях и мировоззрении людей. В
железном веке территорию Беларуси
заселяли племена, которые ученые относят
к разным археологическим культурам и
выделяют по особенностям возведения
жилищ, погребального обряда, по форме
и орнаментации посуды, украшениям,
месторасположению поселений и т.д.
Юго-восток Беларуси и прилегающую часть
современной Украины занимала милоградская
культура (VII – III вв. до н.э. от названия
деревни Милограды Речицкого района
Гомельской области). Памятники представлены
неукрепленными (селища) и укрепленными
(городища) поселениями. У них хорошо
была развита обработка железа и бронзы.
Умерших хоронили в курганах или грунтовых
могилах по обряду трупосожжения.
Этническая принадлежность «милоградцев»
остается спорной: либо славяне, либо
балты, есть версии и о их близости к
скифскому населению. В III – II вв. до н.э.
в регионе, занимаемом «милоградцами»,
распространяются памятники зарубенецкой
культуры. Центральную и северо-западную
часть Беларуси в раннем железном веке
занимали племена штриховой керамики
(VII – VI вв. до н.э. – IV – V вв. н.э.). Население
жило на городищах, в больших наземных
жилищах. На восток от культуры штриховой
керамики выделяются группы памятников
под названием днепро-двинской культуры
(VIII в. до н.э. – IV –V вв. н.э.).
В V – II вв.
до н.э. на территории Беларуси сложились
племенные объединения ятвягов и дайнова
(на западе Беларуси), литва (на севере),
голядь и летыгола (на востоке). С запада
на территорию Брестской области
переселились позднелужицкие племена
восточно-поморской культуры. Некоторые
исследователи считают их первыми
славянами на Беларуси. В ряде случаев
население различных культур смешивалось.
Таким
образом, балтский период истории Беларуси
– это время распространения на белорусских
землях индоевропейцев с их основными
занятиями – земледелием и скотоводством,
время ассимиляции неолитического
населения. Местное население постепенно
трансформируется в индоевропейцев-балтов,
одновременно оказывая определенное
влияние на их язык и культуру.
Славянизация
белорусских земель
В первых
веках н.э., под натиском готов, которые
пришли из Скандинавии и высадились у
устья Вислы, славяне начали свою миграцию.
В результате «великого переселения
народов» славяне разделились на три
большие группы: южную, западную, восточную.
Славянские племена, которые поселились
на Балканском полуострове, стали предками
современных болгар, сербов, хорватов,
словенцев, македонцев, черногорцев. Они
смешались с местным фракийским и
иллирийским населением, которое раньше
угнетали византийские рабовладельцы.
Западнославянские племена вместе с
населением, проживавшим на берегах
Вислы, стали предками польского, чешского,
словацкого народов. Почти одновременно
с западными и южными славянами выделилась
третья группа – восточные славяне,
предки современных белорусов, русских
и украинцев.
О том, как
и когда расселились славяне на территории
Беларуси, письменных источников почти
не сохранилось. Поэтому до настоящего
времени не стихают научные споры, имеют
место различные точки зрения, гипотезы
по всем этим вопросам. Основные данные,
если не считать кратких сведений о
расселении славян в «Повести временных
лет», ученые черпают из археологических
источников.
Археологи
выделяют разные культуры и идентифицируют
их с теми или иными этническими группами.
Они отмечают, что на юге Беларуси
сохранились памятники пражской культуры
(культура раннеславянских племен,
которые в V – VII вв. н.э. населяли территорию
от Днепра и оз. Ильмень на восток и до
р. Эльбы и Дуная на запад и юг). Или,
точнее, его локального варианта –
культуры типа Корчак (под ней понимается
археологическая культура племен, которые
в VI – VII вв. н.э. жили на территории
северо-западной Украины и южной Беларуси).
Считается бесспорным, что эти памятники
принадлежат славянам.
На основную
территорию Беларуси и соседних регионов
в V – VIII в.в. селились другие племена,
которые оставляли после себя памятники
так называемой банцеровской культуры.
Свое название она получила от городища
Банцеровщина на левом берегу Свислочи.
Что касается принадлежности банцеровской
культуры, то между учеными нет единого
мнения. Одни считают ее балтской, другие
– славянской. Происходит это от того,
что при раскопках в материальной культуре
обнаруживаются признаки культуры и
славянской, и балтской.
Сторонником
первой гипотезы является российский
археолог В.Седов. Он создал теорию
субстратного происхождения белорусов.
Под балтским субстратом (от латинского
термина – основа, подкладка) понимается
этнокультурное население балтского
этноса, оказавшее влияние на формирование
белорусской народности. Сторонники
этой теории утверждают, что в результате
славянизации балтского населения,
смешения с ним славянского, произошло
отделение части восточно-славянской
народности, что привело к становлению
белорусского языка и народности.
Другие
исследователи утверждают, что расселившись
на территориях, которые ранее занимали
балтские племена, славяне частично
оттеснили их, частично уничтожили. И
только небольшие островки балтов,
которые вероятно подчинились славянам,
сохранились в Подвиньи, Верхнем
Поднепровье. Но за балтами остались
правобережье среднего Понеманья и
некоторые части территории между Неманом
и Припятью.
Нет четкого
общепризнанного мнения у исследователей
и по вопросам формирования племенных
союзов, которые составляли основу
белорусского, русского и украинского
этносов. Одни предполагают, что в
результате интенсивного освоения
славянами территории Беларуси, где
ранее жили балты, в VIII – IX вв. сложились
этнически близкие между собой племенные
союзы: кривичи, дреговичи, радимичи,
частично волыняне. На их основе образовался
старобелорусский этнос. В его формировании
приняли участие ятвяги и некоторые
другие балтские племена.
Предки
восточных славян, которые расселились
в припятском Полесье, ассимилировали
балтские племена. В результате на
территории, которую занимали приднепровские
балты, возникли восточнославянские
племена дреговичи, кривичи, радимичи –
предки современных белорусов. На
территории, где раньше жили иранские
племена, расселились поляне, древляне,
северяне, волыняне – предки современных
украинцев. Ассимиляция финоугорских
племен привела к возникновению
новгородских славян, вятичей, частично
верхневолжских кривичей – предков
современных русских.
Сторонники
другой точки зрения представляют себе
эту картину несколько иначе. Во-первых,
они считают, что сторонники вышеизложенной
гипотезы преувеличивают роль балтов в
этногенезе белорусов. Другое дело,
отмечают они, Среднее Понеманье, где
балты составляли значительную часть
населения еще на начало II тысячелетия.
В славянизации этих земель значительная
роль принадлежит волынянам, дреговичам,
в меньшей степени – древлянам и кривичам.
Они признают, что основу старобелорусского
этноса составляли кривичи, дреговичи,
радимичи, в меньшей степени — волыняне,
большинство которых участвовало в
этногенезе украинцев. Доказывают, что
как часть волынян приняла участие в
формировании белорусов, так и часть
дреговичей – в этногенезе украинцев.
Радимичи в равной степени участвовали
в формировании белорусов и одной из
групп русского этноса. Кривичи сыграли
большую роль не только в формировании
белорусов, но и в становлении северо-западной
части русского этноса.
Главным
занятием населения белорусских земель
было земледелие. Восточные славяне
принесли более прогрессивную форму
земледелия – пахотную, но продолжали
использовать и подсечное земледелие.
Сеяли рожь, пшеницу, просо, ячмень, лен.
Важную роль играло животноводство.
Семьи, объединенные общностью хозяйственной
жизни, образовали сельскую (соседскую)
или территориальную общину. Обрабатываемая
земля, леса и водоемы были собственностью
всей общины. Семья пользовалась отдельным
участком общинной земли – наделом.
В IX – XII
вв. у восточных славян складывается
феодальный уклад. В начале основная
часть населения была свободными
общинниками, которых называли «люди».
Их социальное положение постепенно
менялось: часть попадала в зависимое
положение, часть оставалась относительно
свободной. Зависимых людей называли
«челядью». В составе челяди были категории
населения, лишенные личной свободы –
холопы.
О становлении
классового общества свидетельствует
не только зависимое положение отдельной
категории населения, но и наличие
дружины. Дружинники (или бояре) получали
от князя право собирать дань с определенной
территории. Сбор дани со свободного
населения той территории, которой
«владел» князь, называлось полюдьем.
Постепенно дань становится феодальной
рентой.
В это время
образуются города. Одни выросли из
укрепленного сельского городища как
Полоцк, другие как княжеские замки –
Менск, Гродно, Заславль. Третьи возникали
на торговых путях. Город состоял из
частей: детинца, укрепленного валами,
рвами, стенами; посада – место, где
селились ремесленники и торговцы; и
торга – места продажи и купли товаров.
Славяне
исповедовали языческую религию. Они
верили в бога солнца, огня, Перуна и др.
Умерших хоронили в ямах, насыпая над
ними курганы. Верили в загробную жизнь.
Украшения носили из кости, меди, керамики.
Славяне
выделелиьс из индоевропейцев к середине
1 тысячелетия до н.э. Первые славяне
пришли с юга (6-7в. н.э.) Существовало
мнение что славяне шли на Беларусь
только с юга, но Карский доказал что что
главная маса славян двигалась с юга и
запада. Гипотезы о появлении славян: 1)
Большинство исследователей считают
прородину славян от Карпат до верховьев
Днестра на юге до верховьев Припяти и
Вислы на севере. 2)Бассейн Одера и Вислы.
Славыне селились рядом с балтами нередко
подчиняя их и занимая их городища. Они
превосходили балтов по уровню соц.
Экономического развития, занимались
земледелием знали двухполье, пользовались
железным наконечником.В 8-9 вв. Великие
группы слаян продвинулись и осели во
всех регионах, устанавливали тесные
контакты с балтскими населением. Основной
массой славян Б. составляли: — дреговичи,
-кривичи, — радимичи .
Дреговичи
заселяли землю между Припятью и Зап.
Двиной.Летописец места выводит название
племен от слова дрыгва (болото). Но
Николай Ермолович считает что название
имееет патрономический характер и
происходит от славянского имени
дрэговит.В их кольтуре преобладали
славянские элементы, язык их был-славянским.
Женщины носили височные кольца, на кот.
Одевались медные бусы, была керамика,
спиралевидные кольца, звездные пряжки.
Радимичи
– на восток от дреговичей жили радимичи.
Осеовной ареал населения – бассейн рек
Сож и Ипуть. В культуре преобладали
славянские элементыЯзык был славянским.
Славянкие элементы: керамика, кольца.
Балтские: браслеты со змеейНазвание
происходит от мифической личности
радима.
Кривичи-на
север отрадимичей и дреговичей жили
кривичи, они занимали просторы подвинья,
и верхнего приднепровья их племеннным
центром был Полоцк.Культуру кривичей
разделяли на 2 группы: полоцко-смоленскую
и псковскую. Язык – славянский. Сущ
несколько гипотез по поводу названия
племен: 1) от балт жреца Криве Кревейтеного
2) от имени родоначальника Криве-Кривейте
3)от гористой местности (кривуны )
4)сходство со словом кровный(крэйный)
Мифы и реалии славянского единства
Так все же брат ли русскому украинец, поляк или болгарин? Об идеях общеславянской взаимности рассуждает ведущий научный сотрудник Центра исследований проблем стран ближнего зарубежья Российского института стратегических исследований Олег Неменский.
— Олег Борисович, давайте вспомним, когда у нас было принято мечтать о «едином славянском государстве» или иных формах единения всех народов?
— Эпоха популярности идей общеславянской взаимности, панславизма — это XIX век, когда актуальна была идея освобождения славянских народов от гнета Австро-Венгерской и особенно Османской империи.
Для XIX века общеславянская идея была вполне органична. Во-первых, основным критерием национальности для того времени был именно кровно-биологический, расовый. И у всех близких по происхождению народов старались искать единство. Во-вторых, ставилась задача помощи друг другу и получения помощи от России в деле освобождения от турок и австро-венгров.
Панславизм родился именно в Австро-Венгрии, в чешской среде. Его, можно сказать, изобрели ранние чешские «будители», деятели национального возрождения. Один из важнейших пунктов их теории: вот, есть большая Российская Империя — очень сильное славянское государство, которое должно оказывать помощь близкородственным народам.
А «будителей», между прочим, вдохновляли аналогичные идеи «пангерманизма» — объединения всех германских народов. И первый всеславянский съезд в Праге в 1848 году был организован по образцу пангерманского съезда во Франкфурте. Только пангерманизм оказался более жизнеспособным — на его основе и состоялось объединение германской нации в XIX веке.
— А идеи объединения всех славянских народов оказались менее жизнеспособными?
— Увы, да. Славянские народы очень разобщены географически, исторически, культурно, да и политически тоже. Принимали разную христианскую веру из разных центров, и появились даже славяне-мусульмане в Боснии.
Поэтому частью общеславянского движения стали идеологии местного, более компактного объединения близко живущих народов. Например, иллиризм (от слова Иллирия — древнее название западных Балкан) и, позже, югославизм, также идея единства чехов и словаков или, между прочим, панрусизм, то есть идея объединения всех восточных славян в большую русскую нацию. К сожалению, до нашего времени, как влиятельные идеологии, они не дожили.
— «Панрусизм» сегодня может быть актуальным, разве нет?
Может, и, как мы видим по событиям на Украине, во многом остается вполне действенной и привлекательной формой мысли. Но полноценную реализацию этих идей в актуальном будущем уже сложно себе представить. Это в прошлом все восточные славяне имели русскую идентичность, то есть имели в самоназвании корень «русь», а значит осознавали себя наследниками Древней Руси.
Тем не менее, за ХХ век русская идентичность была сильно расколота. Этому немало поспособствовали большевики, проводившие с 1920-х гг. на Украине и в Белоруссии иную национальную политику, направленную на формирование особого самосознания, отличного от русского.
— Непосвященному человеку может показаться странным, что расцвет «общеславянских идей» приходится на XIX век. Обычно при таких словах, как славянство, рисуется что-то куда более древнее. Вот и вы говорите про восточных славян с корнем «русь»…
— Если говорить об идеях общего славянского мира, общеславянской взаимности, то их в истории было не так уж и много. Их, например, отстаивали в XVII веке южнославянский богослов и литератор Юрий Крижанич, а также деятели православного движения в Речи Посполитой (Польше), среди которых в первую очередь заслуживает упоминания Захария Копыстенский.
По его мысли, когда-то все славяне вошли в единую Православную церковь и стали частью Константинопольской патриархии. Для Копыстенского очень важно было, что все славяне являлись в прошлом православными и должны иметь общую духовную среду. Однако часть славян была потом развращена «латынниками», отпала от православной общности, но Копыстенский надеялся, что вот эти отпавшие поляки, чехи и другие еще вернутся.
Впоследствии наше славянофильское движение в XIX веке во многом наследовало этим идеям. Утверждалось, например, что гуситское движение в Чехии было православным — за очищение от католицизма и возврат к православию. На самом деле это, конечно, было не так.
— Когда мы говорим о процессах внутри славянского мира, внимание приковывается прежде всего к «трем вопросам»: польскому, югославскому и, конечно, украинскому. С поляками мы «всегда друг друга недолюбливали»?
— История польско-русских враждебных отношений, конечно, очень древняя. Поляки привыкли вести ее еще с XI века, с походов польских королей на Киев. В XI же веке шла борьба Киевской Руси и польского королевства за «червенские города» на пограничье русского расселения по будущим территориям Галичины. В XIV веке произошло завоевание поляками будущей Галичины (Червонной Руси), взятие Львова. И с этого времени постоянно шло агрессивное проникновение поляков на западнорусские земли. Во второй половине XVI века им удалось почти все эти земли подчинить, за исключением Закарпатья, которое было частью Венгрии.
Весь XVI и XVII век — время активного противостояния Польши и усиливающегося Русского государства с центром в Москве. Шла нескончаемая борьба за западнорусские земли. Мы теперь празднуем 4 ноября – а это дата самого дальнего продвижения поляков на восток. С изгнанием их тогда из Москвы начался процесс ослабления Польши и постепенной утери ею контроля над Западной Русью. В том же XVII веке она потеряла днепровское левобережье (тогдашнюю Украину), а в следующем, XVIII веке, Речь Посполитая стала постепенно подпадать под зависимость от России. В это столетие у нас конфликтов уже почти не было, потому что Польша была все более зависимой.
И закончилось все в конце XVIII века ее разделом, который инициировала не Россия, а Австрия и Пруссия, опасавшиеся того, что русское господство над Речью Посполитой сделает Россию слишком сильной, поэтому надо оторвать от нее какие-то куски. Но тогда Россия присоединила к себе только восточно-славянские земли Речи Посполитой. Собственно-польских земель она не присоединяла. А присоединение этих территорий произошло только в 1815 году, на основаниях «личной унии», после того, как поляки активно поддержали Наполеона.
При этом царь Александр I был очень полонофильски настроен и пошел против международных обязательств не возрождать польскую корону. Ее возродили, и царь стал польским королем. Но ненадолго: в 1830 году произошло польское восстание, результатом которого стало упразднение польской государственности, и польские провинции с центром в Варшаве стали органической частью Российской Империи. За этим последовало еще одно польское восстание 1863-64 гг., и весь XIX век — это век усиления польско-русской враждебности.
После Первой мировой войны Польша получила независимость. Но, будучи в 1917 г. признана и Временным правительством, и большевиками, тем не менее, не удержалась от того, чтобы вновь начать завоевательный поход на восток. Случилась Советско-польская война, которую большевики проиграли. Польше были отданы обширные земли Западной Украины и Белоруссии, а также Южной Литвы. И хотя поляки устно давали гарантии признания прав непольского населения, эти права так и не были даны.
После Второй мировой войны СССР вернул себе эти территории и утвердил новую, этнографическую границу с Польшей. Очень спорную, надо сказать, границу: Польше были даны обширные исторически восточнославянские территории, но в целом граница более-менее отвечала польскому этнографическому расселению.
Поляки очень болезненно восприняли потерю своего господства над западнорусскими землями. Кроме того, Польша оказалась в новой политической зависимости от Москвы, так что неприязненные чувства поляков сохранялись и развивались.
В СССР же происходило прямо обратное: была пропаганда дружбы «братских славянских народов», и ради нее из нашей памяти как бы вычеркнули всю историю польско-русских отношений. Сейчас русские явно не являются полонофобами, хотя активный внешнеполитический курс Польши все же вызывает некоторую ответную реакцию.
— Ну, смотря кто. Вы знаете, я вот в одном академическом институте услышал такое запальчивое выражение: «Поляки — славянские евреи»! Не слабо?
— Я все же думаю, мысль этого ученого, или кто он там, была изначально антисемитская: мол, евреи очень хитрые и всегда пытаются уловить свою выгоду, и т. д.
— Еще многие из нас довольно невесело осмысливают историческую роль сербов. А также болгар и других южнославянских «братушек». Превалирующая мысль такая, что «братушки» Россию как раз в конце XIX века мощно использовали, чтобы освободиться из-под турецкого ига, а мы-то с этого мало что хорошего получили.
— Конечно, именно благодаря России все славянские народы, входившие в состав Османской и Австро-Венгерской империй, в XIX и начале ХХ века получили независимость. С прямым военным участием России или в результате ее военно-политического давления.
Но в дальнейшем болгары в обеих мировых войнах находились в союзе с нашими врагами. Хотя прямых военных действий между Россией и Болгарией не было: болгары испытывали чувство благодарности и воевать с русскими не хотели, что приходилось учитывать и их партнерам.
Но проблема вся в том, что Россия выигрывала войны, но потом проигрывала западным державам в дипломатической борьбе. Болгарию в XIX веке Россия фактически сдала и почти никак свой вклад в ее освобождение для утверждения своих позиций на Балканах не использовала.
То же самое и сейчас: Болгария в стане НАТО. Но надо помнить, что мы сами ушли из Болгарии в конце 1980-х – начале 1990-х. Болгары не хотели освобождаться от российского влияния, они оставались русофильским народом. Уход СССР был огромным ударом для болгарской экономики, она до сих пор не может восстановиться. На деле у Болгарии просто не было выбора, с кем ей развивать отношения. Тем более что она и по сей день очень боится усиления турецкого влияния. А мы никакого нового интеграционного проекта ей так и не предложили.
Боюсь, что у России, как у очень крупной державы, интересы масштабнее, чем возможности. Хотя главная наша проблема – в степени осознания наших интересов российской политической элитой, и в ее готовности их защищать.
— Есть к тому же такое мнение, что сербы «нас втянули в Первую мировую войну» и таким образом вообще сыграли роковую роль в судьбе России, а может быть, и Европы. К этому принято добавлять, что приснопамятное убийство австрийского эрцгерцога Фердинанда было фактически подготовлено сербской военной разведкой — и зачем мы, дескать, за этих хулиганов вступились?
— Не надо сваливать ответственность за Первую мировую на сербов. И не надо концентрироваться на убийстве эрцгерцога, это был повод к войне, а никак не ее причина. Причиной же событий такого масштаба могло быть только столкновение интересов держав, и если уж мы были империей, то надо было защищать свои имперские интересы. Раздел зон влияния является естественной частью имперской политики.
Россия сама принимала решения. Николай II до последнего старался избежать начала этой войны, так что можно сказать, что нас в нее все-таки втянули немцы. Вступились же мы не за «хулиганов», а за сербский народ, который в тех обстоятельствах ожидала довольно печальная участь.
— И более близкий к нам распад Югославии тоже настроения как-то не прибавил.
— Да, распад Югославии — результат провала очередного проекта славянской взаимности. Образование Югославии в 1920-е гг. явилось реализацией панславистской мысли на определенной территории. Идея объединения южных славян «исторической Иллирии» — независимо от их исторических корней, культуры и религии, в единое государство.
Вообще, все территории, на которых долго проводится политика интернационализма, то есть неучета национальных интересов, ликвидации любых институтов взаимоотношений и «переговорных техник» между разными народами, через которые они могли бы выражать свои национальные интересы и договариваться о той или иной форме компромисса — в конце концов начинают кровоточить. Так и в Югославии – межнациональные противоречия между сербами и хорватами игнорировались и постепенно накапливались. И на каком-то этапе им помогли выплеснуться наружу.
Даже региональные проекты объединения славянских народов провалились. И Югославия, и объединение чехов и словаков. Любой народ хочет иметь свою государственность, а соседние народы имеют противоречивые интересы. Обнажились и культурные корни: главным образом противоречие между западно- и восточнохристианской культурами. В Югославии довели до того, что начались этнические чистки. Это вина югославских политиков, которые не сумели все это вовремя осознать и направить в конструктивное русло, а нередко и сознательно разжигали взаимную ненависть.
— А с украинцами мы друг другу — кто? Среди русских патриотов очень принята, как мы знаем, та точка зрения, что никакого отдельного украинского народа (как и белорусского, между прочим) не существует — есть только русский народ, который состоит из «великороссов, малороссов и белороссов». И что отделили украинцев от нас злые западные интеллигенты, причем даже украинский язык был искусственно создан в Австро-Венгрии. Что на это можно сказать?
— Прежде всего, любая литературная норма создается искусственно. Мы с вами тоже говорим на языке, далеком от разговорной речи наших дальних предков. Это тоже литературная норма, которая создавалась конкретными людьми и окончательно была зафиксирована Карамзиным и Пушкиным. Украинский язык — другая литературная норма, тоже восточно-славянская, но основанная на нормализации сельских диалектов, главным образом, Полтавщины.
Касательно идеологии украинства: нельзя сказать, что она просто была изобретена в Австро-Венгрии. Ранний этап ее формирования проходил как раз на территории Российской Империи — это 1830-40-е гг. Украинофильское движение тех лет еще не было таким уж национализмом и не было направленно-антирусским. Тем не менее, это было местное патриотическое движение части интеллигенции, а никак не народное.
Потом, действительно, в Австро-Венгрии из этого стали формировать сознательно-антирусскую идеологию раздробления восточно-славянского пространства и лишения русских по идентичности людей их исторического самосознания. Его замены на новое. Украинского самосознания в XIX веке еще не было как массового явления. Украинцами себя считала очень небольшая часть интеллигенции — но и они еще не переставали считать себя русскими. «Я украинец — но это часть единого русского пространства».
А вот идеология «Я украинец, а не русский» — это появилось в самом конце XIX века и насаждалось уже в ХХ-м. После геноцидных практик Австро-Венгрии во время Первой мировой войны, концлагерей с украинизаторскими программами — как Терезин и Талергоф. Ну, а далее украинизация, проводившаяся большевиками, привела к появлению больших масс людей, которым было привито украинское самосознание. И которые со школьных лет хорошо выучивали украинский язык.
Так в ХХ веке была создана новая нация. Ей были даны широкие территориальные и политические формы. Вообще, надо понимать, что народы не существуют изначально и вечно: они формируются и исчезают. То, что еще в XIX веке не было украинцев, совсем не значит, что их нет сейчас. За ХХ век такой народ действительно появился.
— А сегодня?
— А сегодня, как мы видим, процесс украинизации остается незавершенным. Оказывается, что постсоветская украинизация была гораздо менее эффективна, чем советская. За постсоветское время украинизировать русскоязычное и русское по идентичности население удалось в гораздо меньшей степени, чем это было сделано в 1920-е и последующие года.
Сейчас другая эпоха: концлагеря создавать трудно, так как в международном сообществе это считается несколько неприличным. Кроме того, есть мощная информационная среда: Интернет, радио-ТВ и т. д. А на этом рынке русский язык оказывается в гораздо более выигрышном положении, поскольку это более разработанный язык. И даже люди, говорящие в быту по-украински, предпочитают покупать литературу на русском.
В результате украинизация застопорилась. И только в последний год, благодаря новому, «военному формату» Украины и откровенному политическому террору, удалось создать условия для нового успеха украинизации. Вопрос в том, как надолго. Чтобы успехи действительно были, надо, чтобы этот военный режим продлился еще лет 20-25 как минимум. В принципе, ничего невозможного в этом нет, но Украина в таком состоянии не может сама себя прокормить, а кормить ее долго Запад не готов. Скорее всего, мы увидим разрушение украинской государственности, а не ее успехи. Впрочем, некоторые шансы у нее все же есть.
Сейчас большинство населения Украины — русскоязычные славяне с неопределенной идентичностью. Они граждане Украины, но это не имеет этнического содержания. Украина остается территорией этно-конструктивистских экспериментов различных властей. Но основной костяк украинской нации сформирован — это несколько миллионов человек, которые с детства говорят по-украински и чувствуют себя именно украинцами.
— Можно ли сегодня — с горечью или без нее — зафиксировать, что никакого единого «славянского мира» не существует, и что — опять же, по мнению многих — у нас сегодня с китайцами больше общего, чем с поляками и болгарами?
— Конечно, с китайцами у нас гораздо меньше общего. Существует культурная общность славянских православных народов. Но я не уверен, что в ней есть место для украинцев, потому что украинская идентичность другая — не православная, а как бы общехристианская с сильным прозападным акцентом. Тем не менее, общественный запрос на славянскую взаимность, особенно в рамках того, что называют Slavia orthodoxa, существует. С ней приходится считаться и западным политикам. Болгария имеет в ЕС имидж «троянского коня России».
Но говорить, что есть какая-то общеславянская взаимность между русскими и поляками, вряд ли можно. Поляки знают, что они славяне, но чаще всего воспринимают это как «досадный исторический факт». Для основной массы поляков, славянская идентичность — лишь констатация особенности их языка.
На постсоветском же пространстве сейчас, когда политкорректность не позволяет нашим патриотам публично заявлять о старой русской идентичности предков украинцев и белорусов, часто идеи панрусизма заменяются идеями славянской взаимности. Можно, например, взять речи Александра Лукашенко — он много говорит, что мы все славяне, должны быть вместе, при этом не имея в виду ни поляков, ни хорватов, а только русских, белорусов и украинцев. Такой мини-панславизм для исторической общности Руси.
Беседовал Леонид Смирнов
панславизм
Украина
Польша
Домашняя страница — Украинский язык — LibGuides в Университете Иллинойса в Урбана-Шампейн
Под Литвой/Польшей, Московией/Россией и Австро-Венгрией
После падения Галицко-Волыни украинцы в основном попали под власть Литвы, затем Польша. Местная автономия как правления, так и языка была заметной чертой литовского правления. Польское правление, пришедшее в основном позже, сопровождалось более ассимиляционистской политикой. Польский язык оказал сильное влияние на украинский (и на белорусский). По мере дальнейшего развития украинского языка происходили некоторые заимствования из татарского и турецкого языков. Украинская культура и язык процветали в шестнадцатом и первой половине XVII века, когда Украина была частью Речи Посполитой. Украинский также был официальным языком украинских провинций Короны Польского королевства. Среди многих школ, созданных в то время, Киево-Могилянская академия (Киево-Могилянская академия), основанная православным митрополитом Петром Могилой (Петро Могила), была самой важной.
В анархии Хмельницкого восстания и последующих войн высокая украинская культура была отправлена в длительный период неуклонного упадка. После этого Киево-Могилянская академия перешла к Российской империи. Большинство оставшихся украинских школ также перешли на польский или русский язык на территориях, контролируемых этими странами, за чем последовала новая волна полонизации и русификации местной знати. Постепенно официальный язык украинских губерний под Польшей был изменен на польский, а высшие классы русской части Украины широко использовали русский язык.
Украинская нация в современном понимании мало что понимала. Восточные славяне называли себя руськами («русскими» мн.ч. прил.) на востоке и русинами («русинами» сущ.) на западе, говоря на руськой мова, или просто идентифицировали себя как православные (последнее имело особое значение). под властью католической Польши). Украина в составе Российской империи называлась Малороссией (Малороссия, или Малая Русь, или Малороссия, где жители говорили на «малороссийском или южнорусском языке», диалекте русского литературного языка 9 ).0003
Но в течение девятнадцатого века возрождение украинской самоидентификации проявилось в литературных классах как Русско-имперской Приднепровской Украины, так и австрийской Галиции. Братство святых Кирилла и Мефодия в Киеве применило старое слово для казацкой родины, Украину, как самоназвание нации украинцев, и украинская мова для языка. Многие писатели публиковали произведения романтической европейской традиции, демонстрируя, что украинский язык был не просто языком деревни, но и подходил для литературных занятий.0003
Однако в Российской Империи проявления украинской культуры и особенно языка неоднократно преследовались, опасаясь, что самосознающая украинская нация будет угрожать единству Империи. В 1847 году Тарас Шевченко был арестован и сослан, ему запретили писать и рисовать по политическим мотивам. В 1863 году царский министр внутренних дел Петр Валуев заявил, что «никогда не было, нет и не может быть отдельного малороссийского языка». Последующий запрет на украинские книги привел к секретному Эмскому указу Александра II, который запрещал публикацию и ввоз большинства украиноязычных книг, публичных выступлений и лекций и даже печать украинских текстов, сопровождающих партитуры. Снисходительный период после 19 лет05 последовал еще один строгий запрет в 1914 году, который также затронул оккупированную русскими Галицию. (Luckyj 1956:24–25)
На протяжении большей части девятнадцатого века австрийские власти отдавали предпочтение польской культуре, но украинцы могли относительно свободно участвовать в своих культурных мероприятиях в Галиции и Буковине, где украинский язык широко использовался в образовании и в официальные документы.[1] Подавление со стороны России задержало литературное развитие украинского языка в Приднепровской Украине, но шел постоянный обмен с Галицией, и многие произведения издавались под Австрией и контрабандой вывозились на восток.
Название Украинская мова «украинский язык» было принято большей частью украинского литературного класса в конце девятнадцатого века в России и в начале двадцатого в Австро-Венгерской Галиции. Ко времени русской революции 1917 года и распада Австро-Венгрии в 1918 году бывшие «русины» или «малороссы» были готовы открыто развивать корпус национальной литературы, учредить украиноязычную систему образования и образовать независимое государство под названием Украина (Украинская Народная Республика, к которой вскоре присоединилась Западно-Украинская Народная Республика).
Украиноязычные жители Российской империи
По данным переписи населения Российской империи 1897 года, сложилась следующая картина: украинский язык является вторым по распространенности языком Российской империи. Согласно терминологии имперской переписи, русский язык (русский) подразделялся на украинский (малорусский, «малорусский»), то, что мы знаем сегодня как русский (великорусский, «великорусский»), и белорусский (белорусский, «белорусский»). ).
Советская эпоха
В течение семидесятилетней советской эпохи украинский язык официально занимал положение основного местного языка в Украинской ССР. Однако на практике часто было иначе: украинцам всегда приходилось конкурировать с русскими, а отношение советского руководства к украинцам варьировалось от поощрения и терпимости до разочарования, а иногда и подавления.
Официально в Советском Союзе не было государственного языка. Тем не менее в надеждах национальных меньшинств неявно понималось, что в Украинской ССР будет использоваться украинский язык, в Узбекской ССР — узбекский и так далее. Однако русский язык использовался во всех частях Советского Союза, и для обозначения его статуса был придуман специальный термин «язык межэтнического общения». В действительности русский язык находился в СССР в привилегированном положении и был государственным языком во всем, кроме формального названия, хотя формально все языки считались равными. Часто украинский язык не одобрялся или тихо не одобрялся, что приводило к постепенному сокращению его использования. Отчасти из-за этого подавления во многих частях Украины, особенно в большинстве городских районов на востоке и юге, русский язык остается более распространенным, чем украинский.
Советская языковая политика в Украине разделена на шесть политических периодов
1. Украинизация и толерантность (1921–конец 1932 гг.)
2. Гонения и русификация (1933–1957 гг.)
3. Хрущевская оттепель (1958–1962 гг.)
4 .Шелестский период: ограниченный прогресс (1963–1972)
5. Щербицкий период: постепенное подавление (1973–1989)
6. Горбачев и перестройка (1990–1991)
Из Украины101. По состоянию на 21 марта 2019 г.
Кто такие славяне и на каких языках они говорят?
Славяне не представляют собой единый народ. Термин Славянский является и существительным, и прилагательным. В качестве существительного славянский обозначает группу языков индоевропейской семьи. В настоящее время в Европе насчитывается 300 миллионов человек, говорящих на славянском языке. Прилагательное славянский описывает принадлежность к этнической группе славян. Этот пост прольет свет на то, кто такие славяне и что такое славянские языки.
Легенда славян
О славянах известно немного, но легенда 14 века гласит, что в самом начале было три брата. Однажды братья и сестры разошлись, и каждый из трех братьев завладел страной. Рус направился на восток, Чех — на юг, а Лех остался в Польше.
Эта легенда напоминает лишь о начале славянской экспансии, которая должна была начаться в 5-м или 6-м веке. Но если даты неясны, то географическая отправная точка тем более. Но по всей вероятности, это завоевание Европы было инициировано славянами с севера Карпат, в районе нынешнего Киева, Украина.
Миграция и разделение славян
Заводчики, охотники и рыболовы, эти оседлые люди начали свое великое переселение в 6 веке под угрозой гуннов и аваров. Они достигли Эльбы на западе, Греции на юге и достигли Черного моря на востоке. Анархические, они не смогли организоваться по образу и подобию великих средневековых империй.
Северо-западные славяне были уничтожены немцами, вытеснившими их на территории современных Чехословакии, Польши и Словении. Со своей стороны, мадьяры (10 век) разделили восточных и западных славян и южных славян, затем утвердились в Хорватии (11 век) и Словакии (12 век).
Евангелизация славян
Эти миграции сопровождались евангелизацией славян. Греческие апостолы Кирилл и Мефодий христианизировали Моравию (бывшую область Центральной Европы) и дали славянам их первый алфавит, который стал матрицей кириллицы. Дают им и свой богослужебный язык: славянский. Сербы и болгары были обращены в православие, а поляки и хорваты предпочли католицизм.
Этот период является основополагающим для славян, поскольку знаменует собой разделение между православными славянами кириллицы и католиками латинской письменности. Западные славяне присоединились к Риму, а восточные и южные славяне остались православными.
Освобождение славянских народов
Конец 19 века и начало 20 века ознаменовалось освобождением славянских народов возрождением Болгарии в 1885 году и Польши в 1918 году. В том же году родились два новых страны: Чехословакия и Югославия.
Славянские языки
Сегодня в Европе насчитывается 300 миллионов славян, что делает славянские языки крупнейшей этнолингвистической группой на старом континенте. Есть три основные семьи славян, которые говорят на разных языках.
Восточнославянские языки
Восточные славяне составляют самую большую из трех семей, так как их 200 миллионов. Народ, проживающий в восточной Польше, состоит из славян из России, Украины и Белоруссии. Славянские языки, которыми владеют восточные славяне, говорят на русском, украинском и белорусском языках.
Эти три восточнославянских языка очень близки и используют варианты кириллицы. Таким образом, овладение русским алфавитом позволяет легко читать белорусский и украинский языки. Еще одно общее в этих трех народах: все они преимущественно православные.
Западнославянские языки
Как и их восточные родственники, западные славяне разбросаны по трем странам: Польше, Чехии и Словакии. Эти центральноевропейские славяне сегодня насчитывают около 55 миллионов человек.
Пивоварня Budvar в Чехии является родиной оригинального пива Budweiser
. Есть два основных отличия от своих восточных аналогов. Во-первых, с религиозной точки зрения они в основном католики. С лингвистической точки зрения их алфавит — латинский. Там говорят на польском, чешском и словацком языках. Официальные языки в каждой из трех стран, на них говорят примерно 40 миллионов, 4 миллиона и 10 миллионов человек соответственно.
Южнославянские языки
Южные славяне составляют третью и последнюю группу славян в Европе. Расположенные на юге континента, их еще называют балканскими славянами . Они встречаются в семи разных странах: Хорватии, Боснии, Черногории, Болгарии, Словении, Сербии, Македонии. Потомки миграций, начатых в VI веке, и бывшие члены бывшей Югославии – страны южных славян – южные славяне образуют сообщество из 25 миллионов славяноязычных.
Существуют три основных южнославянских языка: словенский, болгарский и BSCM. Эти три языка очень близки друг другу. BSCM расшифровывается как боснийско-сербско-хорватско-черногорский. Этот термин используют лингвисты, чтобы не оскорбить ни одну нацию, потому что, с их точки зрения, это один и тот же язык, на котором говорят в каждой из этих четырех стран. Но чтобы никого не жаловать, он называется BSCM. Однако каждая страна считает, что у нее есть свой язык.
Еще один интересный лингвистический факт, балканские страны совместно используют латиницу и кириллицу в зависимости от страны и их религиозных убеждений.