В каком веке на руси было принято христианство: Крещение Руси (X век) | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Введение христианства на Руси князем Владимиром: VIKENT.RU

Введение христианства на Руси, как государственной религии, было начато киевским князем Владимиром Святославичем в конце X века, но по традиции — вслед за летописной хронологией — это событие принято относить именно к 988 году…

«В 988 году Владимир принял христианство. Обстоятельства, предшествовавшие этому событию и сопровождающие его, рассказываются с баснословными чертами, которые вполне свойственны устным преданиям, записанным уже довольно долгое время спустя после означенного события.

Достоверно только то, что Владимир крестился и в то же время вступил в брак с греческой царевною Анною, сестрою императоров: Василия и Константина. Крещение его, по всем вероятиям, происходило в Корсуне или Херсонесе, греческом городе на юго-западном берегу Крыма; и оттуда Владимир привёл в Киев первых духовных и необходимые принадлежности для христианского богослужения. В Киеве он крестил своих сыновей и народ.

Жители без явного противодействия крестились в Днепре отчасти потому, что в самом Киеве уже значительно  распространено было христианство и христиане не составляли там незначительного меньшинства, а более всего оттого, что у русских язычников не было жреческого сословия, которое бы разъяснило народу преступность такого переворота с языческой точки зрения и возбуждало бы толпу к сопротивлению.

Самое древнее русско-славянское язычество не имело определённого характера, общего для всех в смысле положительной религии, и состояло из множества суеверий и представлений, которые при невежестве и впоследствии легко уживались с наружным принятием христианства.

Большинство вступало в новую веру и совершало обряд крещения, не понимая, что делает (это продолжается и в XXI веке и не только в области христианства — Прим. И.Л. Викентьева). Борьба язычества с христианством выражалась пассивно: продолжительным соблюдением языческих приёмов жизни и сохранением языческих суеверий; такая борьба происходила многие века после Владимира, но она не мешала русскому народу принять крещение, в котором сначала он не видел ничего противного, потому что не понимал его смысла. Только постепенно и для немногих открывался действительно свет нового учения.

Владимир деятельно занимался распространением веры, крестил народ по землям, подвластным ему, строил церкви, назначал духовных. В самом Киеве он построил церковь св. Василия и церковь Богородицы, так называемую «Десятинную», названную так оттого, что князь назначил на содержание этой церкви и духовенства её десятую часть княжеских доходов.

Для прочного укрепления новопринятой веры Владимир вознамерился распространить книжное просвещение и с этой целью в Киеве и других городах приказал набирать у значительных домохозяев детей и отдавать их в обучение грамоте. Таким образом на Руси, в каких-нибудь лет двадцать, возросло поколение людей, по уровню своих понятий и по кругозору своих сведений далеко шагнувших вперёд от того состояния, в каком находились их родители; эти люди стали не только основателями христианского общества на Руси, но также проводниками переходившей вместе с религией образованности, борцами за начала государственные и гражданские.

Одна уже эта черта показывает во Владимире истинно великого человека: он вполне понял самый верный путь к прочному водворению начала новой жизни, которые хотел привить своему полудикому народу, и проводил своё намерение, несмотря на встречаемые затруднения. Летописец говорит, что матери, отпуская детей в школы, плакали о них как о мёртвых.

Владимир после крещения является чрезвычайно благодушным. Проникнутый духом христианской любви, он не хотел даже казнить злодеев, и хотя сначала согласился, было, на увещевания корсунских духовных, находившихся около него в Киеве, но потом с совета бояр и городских старцев установил наказывать преступников только денежною пенею — вирою, по старым обычаям, рассуждая при этом, что такого рода наказание будет способствовать умножению средств для содержания войска.

Сохраняя племенную славянскую весёлость, Владимир примирял ее с требованиями христианского благочестия. Он любил пиры и празднества, но пировал не с одними своими боярами, а хотел делиться своими утехами со всем народом — и со старыми, и с малыми; он отправлял пиршества преимущественно в большие церковные праздники или по случаю освящения церквей (что в то время было памятным событием). Он созывал народ отовсюду, кормил, поил всех пришедших, раздавал неимущим потребное и, даже заботясь о тех, которые почему-нибудь сами не в состоянии были явиться на княжий двор, приказывал развозить по городу пищу и питьё. Но такое мирное препровождение времени не мешало ему, однако, воевать против врагов».

Костомаров Н.И., Русская история в жизнеописаниях её важнейших деятелей, Том I, CПб, «Лениздат», 2007 г., с. 8-9.

 

Порча христиан по Блезу Паскалю

 

Особенности процесса принятия христианства на Руси

К X веку древнеславянские языческие верования не имели высокого уровня развития. Русичи легко примешивали к своим суеверия неславянских соседей и легко поддавались посторонним влияниям. В ситуации окончательного оформления Древнерусского государства требовался более мощный духовный стержень. Христианская вера оказалась близкой по духу восточным славянам, вдобавок она стала могучим фактором единения разноплемённых территорий Киевской Руси.

Содержание

  • 1 Социально-политическое развитие Киевской Руси во второй половине X века
  • 2 Христианство и мировые религии на рубеже I и II тысячелетий
  • 3 Предпосылки принятия Русью христианства
  • 4 Причины принятия новой религии
  • 5 Легендарный византийский выбор князя Владимира
  • 6 Процесс принятия христианства
  • 7 Распространение Православия на Руси
  • 8 Значение принятия Христианства
  • 9 Последствия принятия христианства

Социально-политическое развитие Киевской Руси во второй половине X века

Придя к власти, князь Владимир Святославович зафиксировал новое объединение Киева и Новгорода. Весь торговый маршрут из «варяг в греки», от Ладоги до устья Днепра находился под его полным контролем. Древляне основательно усмирили, но из повиновения вышли радимичи и вятичи, понадобилось три года, что бы вновь подчинить Киеву непокорные племена.

Князь Владимир всемерно укреплял государственный аппарат и решил многолетнюю проблему защиты русских рубежей от печенежских набегов. Достижение высокого уровня могущества государства требовало широкого признания международным сообществом того времени. Наступил своего рода переломный момент, который определил дальнейшую судьбу Древней Руси.

Христианство и мировые религии на рубеже I и II тысячелетий

В X веке мировые религии христианство, ислам и буддизм определяли уровень цивилизованности развитых государств. Для Руси буддизм был не актуален в силу отдалённости носителей культурной традиции. В то же время довольно сильное влияние здесь имел иудаизм (условно мировая религия), как рудимент разгромленного князем Святославом Хазарского каганата. Ислам исповедовали жители Волжской Булгарии – культурно и экономически продвинутого государства. Христианство было государственной религией Византии и европейских держав на западных рубежах Руси. Все эти религии культивировали единобожие, что являлось основной скрепой развитого государства той эпохи.

Предпосылки принятия Русью христианства

Кризис родового строя восточных славян создал ряд предпосылок для переформатирования духовного и социально-политического пространства древнерусской цивилизации

Категория предпосылок

Сущностное содержание

Духовные

Переворот духовного сознания в среде восточных славян, связанный со становлением высокого уровня государственности в Киевской Руси.

Социальные

Необходимость подведения общего фундамента под социально-культурное единство религиозно разобщённых племён восточных славян.

Политические

Усиление роли молодого восточнославянского государства на международной политической арене средневековой Европы.

Экономические

Развитие торговых и технологических связей с более развитыми странами.

Причины принятия новой религии

Над необходимостью принятия Русью новой веры довлели как внутриполитические, так и внешние обстоятельства

Внутренняя необходимость

Международные условия

Сплочение всех восточнославянских племён под властью Киевского князя

Упрочение культурных и социально-экономических связей с внешним миром

Обоснование божественным промыслом общественного расслоения

Сближение с Византией – тогдашним центром цивилизации

Поднятие авторитета киевских властей

Приобщение Руси к культурным и духовным ценностям христианской Европы

Разрушение пережитков родового строя

Введение Киева в круг общеевропейской политики

Сильное влияние православной общины Киева

Укрепление международного авторитета Киевской Руси

Важной предпосылкой, склонившей князя Владимира принятию христианства византийского обряда, была его популярность в высшем слое киевского общества (пример княгини Ольги крещённой в Константинополе).

Легендарный византийский выбор князя Владимира

Заняв киевский престол, князь Владимир решил укрепить свою политическую и военную власть в духовной жизни. Он подумал, что проблему можно было решить путём объединения всех языческих верований Киевской Руси, созданием пантеона богов во главе с грозным Перуном. Однако, в условиях развитых феодальных отношений, даже обновлённое язычество не могло объединить древнерусское общество и укрепить власть князя. Стало ясно: вопрос надо решать кардинально, взяв за основу религию одного из успешных соседних государств.

В «Повести временных лет» есть легендарный рассказ о том, как князь Владимир, подходящую для себя и всей Руси религию подбирал. Рассматривались три варианта: хазарский иудаизм, ислам Волжской Булгарии и христианство (римского или византийского обрядов). Согласно летописному повествованию выбор был непростым и даже занятным. В конце концов чаша весов склонилась в пользу Константинополя. Возможно потому, что степень враждебности во взаимоотношениях с этим государством была самой наименьшей.

Трудность заключалась в том, что у Византии был свой взгляд на крещение Руси. В Константинополе считали, что приняв византийский обряд, русский князь должен стать вассалом императора. Для Владимира это было категорически неприемлемо. Он считал, что крещение должно было превратить Русь в дружественное, но при этом полностью суверенное государство.

Процесс принятия христианства

Владимиру помогли неурядицы 986 году. В Византийской империи. Император Василий III попросил помощи у князя Владимира, взамен на согласие крещения по «сценарию Киева». Владимир должен был получить в жёны сестру самого императора и значительную каноническую самостоятельность церкви. Однако после усмирения мятежников в Византии, император стал затягивать исполнение обещаний.

Князь Владимир вынужденно совершил поход на Корсунь. Василий III вынужден был исполнить обещанные условия. Владимир и его дружина приняли крещение ещё в Корсуни. По возвращении в Киев он провёл вторую реформу религии. По его приказанию киевляне в 988 г. окунулись в воды Днепра, а священники – греки совершили над ними обрядовые действия.

Распространение Православия на Руси

В остальной Руси переход в Православие был растянут почти на столетие. Процесс протекал медленно из-за сопротивления местного населения, подстрекаемого жрецами языческих культов («кудесниками», «волхвами» и др.). Показателен пример Новгорода, где жители подняли антиклерикальное восстание. Доверенный воевода Владимира Добрыня (вероятно, его родной дядя) поджёг пригороды и под угрозой убийства загнал горожан в реку Волхов. Подобное «крещение огнём и мечём» происходило и в других регионах Древней Руси. Русский народ окончательно принял христианскую религию как свою только лет через 250–300.

Значение принятия Христианства

Категория значения

Содержание

Политическое

  • Укрепление всевозможных контактов с Византией.
  • Усиление власти киевского князя над племенами.

Международное

  • Повышение авторитета Руси в международных отношениях.
  • Сплочение восточнославянских племён на территориях Древней Руси.

Духовное

  • Изменились народный быт и нравы.
  • Появились письменность, образование и искусство.

Нравственное

  • Введение единобожия.
  • Получило распространение Христианское милосердие.

Последствия принятия христианства

Гуманизация общества стала важнейшим последствием принятия Древней Русью Христианства.

Влияние Христианства

Содержание последствий

Церковь признавала всякую власть от Бога

Упрочение власти киевских князей

Вера сплачивала племена восточных славян

Формировалась единая древнерусская народность

Появление канонического единения с христианским миром

Повышение роли Древней Руси в международных отношениях

Культурный феномен Христианства

Появление на Руси письменности и искусства, распространение грамотности

Внедрение христианской морали

  • Смягчение нравов (отмена «кровавых жертвоприношений»).
  • Укрепление нравственных основ семьи.

Принятие древней Русью христианской религии было грандиозным шагом развития цивилизации восточного славянства. Благодаря этому шагу произошли значительные изменения в развитии этносов, политики, культуры, экономики и общества средневековой России.

Россия: путеводитель о религии

 

Религия играет довольно значительную роль в жизни современного россиянина. Большинство религиозных русских семей принадлежат к православной христианской религии и именуются христианами.

В России насчитывается более 5 тысяч церквей, исповедующих эту религию. По оценкам проекта «Глобальное религиозное будущее» в 2020 году в России будет 72,9% христиан, 11,4% мусульман, около 1% буддистов, иудеев, индуистов и представителей других религий.

 

Исторический взгляд на религию в России

Исторически страна была окружена религиозным духом с самых ранних веков АН. Например, Русь приняла христианство уже в 988 году. Это было сделано при князе Владимире Киевском. Однако крещение страны положило начало Русской Православной Церкви. Следовательно, это просто основная религия в России с описываемых времен.

 

Место русской религии в ее культуре

В культурном отношении религиозные взгляды россиян претерпевали множество колебаний. Это можно назвать советской эпохой, когда атеизм возник под влиянием коммунистической партии. Тем не менее, Русская Православная Церковь уже давно стала автокефальной. Впервые она была отмечена в 1448 году, когда Российский Собор возвел епископа Рязанского Иону в Константинопольский собор и нарек митрополитом Московским и всея Руси.

Однако первый русский патриарх был возведен на престол в 1589 году. Было несколько попыток видоизменить церковные обряды, их богослужебные книги в соответствии с практикой греческих церквей. Это создало старую веру. Хотя через некоторое время коллективное управление Русской Церковью было введено Петром и князем Владимиром І.

 

Свобода вероисповедания

Конституция России гласит, что каждый гражданин должен иметь право на свободу вероисповедания. Однако в последние годы правительство России не оказывало ему должного уважения после его упадка с конца XIX века.90-е — 2000-е. Например, в 2011 году была предпринята попытка запретить священную книгу индуизма «Бхагавад-гиту как она есть», после чего последовал суд. В 2017 году в отчете Комиссии США по международной религиозной свободе говорилось, что российское правительство рассматривает независимую религиозную деятельность как угрозу своей политической и социальной стабильности.

 

Уголовное наказание за оскорбление чувств верующих

Примеров оскорбления чувств верующих в России сегодня предостаточно. Например, недавно был случай задержания Руслана Соколовского за то, что он умышленно играл в видеоигру на мобильном телефоне внутри екатеринбургского храма всех святых. В итоге 21-летнего молодого человека продержали в тюрьме около года. Он получил и домашний арест, и приговор к тюремному заключению. Просидев дома несколько месяцев, не имея возможности общаться с внешним миром, он снова нарушил закон, связавшись со своей девушкой, и был отправлен в тюрьму.

Другой случай, аналогичный описанному, произошел в 2012 году – выступление русской феминистской протестной панк-рок группы Pussy Riot в РПЦ в рамках предвыборной кампании, названной «оружием в грязной избирательной кампании». За этим делом последовали суд и тюремное заключение. Подобных случаев было больше также в 2014, 2015 и 2016 годах, когда за актом оскорбления чувств верующих последовало уголовное наказание.

Сегодня все подобные действия в России в конечном итоге приводят к тюремному заключению, поскольку они рассматриваются как тяжкие преступления после того, как Владимир Путин подписал в 2013 году закон о криминализации действий, оскорбляющих религиозные чувства верующих.

 

Что делать при поездке в Россию

Отправляясь в Россию, нельзя забывать, что нужно и что нельзя делать во время посещения страны. Например, ожидается, что все туристы будут соблюдать русский этикет, например, носить дресс-код в театрах, ресторанах и церквях. Также следует знать о даче чаевых и пожертвований (сколько, кому, куда и т. д.), знать некоторые полезные фразы на русском языке и т. д.

Когда дело доходит до религии, необходимо соблюдать несколько важных правил. Например, при входе в русские православные храмы каждая женщина должна покрыть голову, надеть юбку (по желанию, длинную юбку-миди), мужчины, в свою очередь, должны быть в брюках (длинных) и снять головной убор.

 

Чего нельзя делать в поездке в Россию

Во-первых, не стоит обсуждать такие темы, как политика или религия с каждым незнакомцем, так как могут быть разные последствия. Некоторым религиозным русским обращение к ним как к женщине или мужчине может показаться оскорбительным, поэтому таких формальных слов лучше избегать. Также не следует носить футболки или рубашки с иностранной символикой (особенно политической или религиозной), так как эти символы могут быть неправильно истолкованы.

Улыбка в России отличается от улыбки, например, в Америке или Англии, поскольку русские не улыбаются и не ожидают, что люди будут улыбаться часто. Это их личное дело – улыбаться или не улыбаться при общении с туристами или коренными жителями, это нужно учитывать, обращаясь к русским во время поездки.

Распитие спиртных напитков в общественных местах запрещено законодательством РФ и не разрешено по религиозным убеждениям, по этой причине также следует помнить о том, что нельзя пить в общественных местах. Курение разрешено в специальных курительных комнатах, автомобилях или на улицах (не ближе 15 м от метро и вокзалов).

  • Пред.

  • Следующий

Богословие, религия и политика в имперской России

Карен Барки, Марк фон Хаген (ред.), После империи: многонациональные общества и национальное строительство: Советский Союз и Россия, Османская империя и империя Габсбургов , Boulder, Westview Press, 1997.

Дэниел Брауэр, Эдвард Лаззерини (редакторы), Восток России: имперские границы и народы, 1700-1917 , Блумингтон, издательство Индианского университета, 1997.

Джейн Бербанк, Фредерик Купер, Империи в мировой истории: сила и политика различия , Принстон, Princeton University Press, 2010.

Роберт Крюс, Для пророка и царя. Ислам и империя в России и Центральной Азии , Кембридж, издательство Гарвардского университета, 2006.

Роберт Крюс, «Империя и конфессиональное государство: ислам и религиозная политика в России девятнадцатого века», American Historical Review , vol. 1, № 108, 2003, с. 50-83.

Николос Диркс, Скандал Империи. Индия и создание имперской Британии , Кембридж, Belknap Press of Harvard University Press, 2006.

Михаил Долбилов, Русский край, чужайай вера , Москва, НЛО, 2010.

Кристоф Дюамель, «Исповедь, исповедание», История, мир и религиозные культуры , vol. 2, № 26, 2013, с. 59-74.

Жорж Флоровский, Пути русского богословия , Париж, 1937.

Роберт П. Джерачи, Майкл Ходарковский, Религия и империя: миссии, обращение и терпимость в царской России , Итака, издательство Корнельского университета, 2001.

Роберт П. Джерачи, Окно на Восток. Национальная и имперская идентичность в поздней царской Руси ia, Ithaca, Cornell University Press, 2001.

Филип Горски, Дисциплинарная революция. Кальвинизм и возникновение государства в Европе раннего Нового времени , Чикаго, The University of Chicago Press, 2003.

Эйлин Кейн, Русский хадж. Империя и паломничество в Мекку , Итака, Издательство Корнельского университета, 2015.

Александр Киреев, Сотчинения , Санкт-Петербург, т. 1, с. 1-2, 1912.

Николай Остраумов, Исламоведение. Введение , Ташкент, 1914.

Николай Остроумов, «Записка о знании мухаммеданства в истории христинаства и в истории человечества вообце», L’interlocuteur orthodoxe ,

septembre 18720002

Поучения и речи на всевозможные слухи из пастырской практики , г. Санкт-Петербург, т. 1, тел. 2, 1904.

Wolfgang Reinhard, Heinz Schilling (dir.), Die katholische Konfessionalisierung, Gütersloh: Gütersloher Verlagshau s ( Schriften des Vereins für Reformationsgeschichte , 198), 1995.

Heinz Schilling, Religion, Political Культура и возникновение общества раннего Нового времени , Лейден, Брилл, 1992.

Игорь Смолыч, Geschichte der Russischen Kirche, 17:00-1917 , Лейден-Висбаден, О. Харрасовиц, 1964-1991.

Энн Столер, Фредерик Купер (редактор), Напряженность империи: колониальные культуры в буржуазном мире , Беркли, University of California Press, 1997. , 2011.

«Уставы духовных дел иностранных исповеданий», Свод Законов , г. Санкт-Петербург, т. 1, с. XI., 1896.

Пауль Верт, На задворках Православия. Миссия, управление и конфессиональная политика в Волго-Камском регионе России, 1827-1905 , Итака, издательство Корнельского университета, 2002.