В каком месяце свержение монголо: Свержение монголо-татарского ига — дата, события

Содержание

Объединение русских земель вокруг Москвы. Начало борьбы за свержение монголо — татарского ига — Российская Империя

Утверждение за Москвой значения центра объединения русских земель

Со второй половины XIV в. начинается второй этап объединительного процесса, основным содержанием которого был разгром Москвой в 60- 70-х годах своих основных политических соперников и переход от утверждения за Москвой ее политического главенства на Руси к государственному объединению вокруг нее русских земель и организации ею общенародной борьбы за свержение ордынского ига.
Передышка, которую получила Русь от вторжения золотоордынцев в княжение Калиты, способствовала восстановлению народного хозяйства и началу экономического подъема, охватившего все русские земли. К сере-дине XIV в. помимо Московского и Тверского княжеств сложились еще два «великих княжения»- Суздальско-Нижегородское и Рязанское, правители которых активно включаются в борьбу за политическое главенство на Руси. В 1359 г. суздальско-нижегородский князь Дмитрий Константинович попытался воспользоваться вокняжением в Москве малолетнего Дмитрия Ивановича, чтобы получить в Орде ярлык на великое княжение. Однако правившие первые годы за Дмитрия митрополит Алексей и бояре искусной политикой в Орде и прямым военным нажимом на суздальского князя принудили последнего, оказавшегося к тому же в полной изоляции, отказаться от притязаний на великое княжение. Основным соперником Москвы по-прежнему оставалось Тверское княжество, оправившееся от погрома в 1327 г.
Достигнутое Москвой в итоге княжения Калиты значительное превосходство в материальных и людских ресурсах было подкреплено возведением в 1367 г. каменного Кремля, усилившего военно-оборонительный потенциал Московского княжества. В условиях возобновившихся вторжений татар и наступления литовских феодалов на русские земли Московское княжество становилось оплотом борьбы с захватчиками. Правители вступивших в соперничество с Москвой княжеств, не обладая достаточными собственными силами, были вынуждены искать поддержку в Орде или у Литвы, проводить антинациональную политику союза с враждебными Руси внешними силами, обрекая тем самым себя на политическую изоляцию в своей стране и в конечном счете на поражение в борьбе с Москвой. Борьба с ними московских князей приобретала характер составной части национально-освободительной борьбы и получила поддержку основной массы господствующего класса феодалов, жителей городов и сел, могущественной и влиятельной церкви, всех прогрессивных элементов тогдашнего общества, заинтересованных в государственном объединение всех сил страны.
С конца 60-х годов XIV в. началась длительная борьба между великим князем Дмитрием Ивановичем (1359- 1389 гг.) и тверским князем Михаилом Александровичем, вступившим в союз с великим князем литовским Ольгердом (1345 — 1377 гг.). Ольгерд, стремившийся к распространению своей власти над Северо-Восточной Русью, понимал, что достичь этого можно будет только в результате разгрома Москвы. В свою очередь для Дмитрия Ивановича срыв агрессивных планов Ольгерда стал основным условием разгрома соперничавших с Москвой и опиравшихся на союз с Литвой русских князей. Ольгерду дважды (в 1368 и 1370 гг.) удавалось подойти к Москве, но овладеть каменным Кремлем он не смог. В 1372 г. он в третий раз попытался вторгнуться в пределы Московского княжества, но после поражения его передового полка под Любутском отказался от продолжения борьбы и заключил с Дмитрием мир.
Неудача походов Ольгерда побудила тверского князя искать союзников в Орде, правители которой с тревогой следили за усилением Москвы и готовы были поддержать любого ее противника. В 1371 г. Михаил получил в Орде ярлык на великое княжение, но Дмитрий Иванович отказался признать его великим князем, чувствуя себя уже достаточно сильным, чтобы решиться пойти на конфликт с Ордой. Отказались поинять Михаила и владимирцы, оставшиеся верными московскому князю. В 1375 г. Михаил вновь добился в Орде ярлыка на великое княжение. В ответ Дмитрий Иванович во главе московских войск и военных сил, собравшихся из многих русских земель (и даже из удельных княжеств Тверской земли и русских княжеств, вассальных Ольгерду), осадил Тверь. Поход московского князя против тверского князя, блокировавшегося с злейшими врагами Руси, впервые принял характер общерусского национально-патриотического предприятия. Отказались поддерживать своего князя и тверичи, потребовавшие от него сдачи города и заключения мира с Москвой. Тверской князь был вынужден отка-заться от притязаний на великое княжение, признать старейшинство московского князя, обязаться не вступать без его ведома в сношения с Ордой и Литвой, помогать московскому князю в борьбе с его врагами. Подобные же договоры о признании старейшинства московского князя были заключены Дмитрием с рязанским и другими князьями.
Как отметил тверской летописец, Дмитрий Иванович «всех князей русских привожаше под свою волю, а которыа не повиновахуся воле его, а на тех нача злобою посегати».

Москва во главе борьбы за свержение ига

Со второй половины XIV в. проявились признаки начавшегося феодального дробления и общего ослабления Золотой Орды, выделение внутри ее самостоятельных и полусамостоятельных «орд». В Орде начались затяжные усобицы между соперничавшими группировками феодальной знати, сопровождавшиеся калейдоскопической сменой ханов или же одновременным правлением двух враждующих ханов. Отношения между Ордой и Русью стали крайне неустойчивыми и напряженными. Резко возросло число набегов ордынских правителей и мурз на русские земли, особенно на соседние с Ордой Нижегородскую и Рязанскую земли. В 1377 г. ордынский «царевич» Арапша опустошил Нижегородскую землю. Вышедшие ему навстречу русские полки из-за беспечности воевод потерпели на р.Пьяне жестокое поражение. В следующем году Арапша опустошил Рязанскую землю.
Начавшийся распад Орды был временно приостановлен пришедшим в конце 70-х годов к власти темником Мамаем. Объединив почти все силы Орды, Мамай начал подготовку к походу на Русь, ставившем наряду с обычными грабительскими целями также задачу восстановления ослабевшей власти Орды над русскими землями, и прежде всего разгрома Московского княжества.
Борьба за свержение ига и обеспечение безопасности от внешней агрессии становилась важнейшим условием завершения начатого Москвой государственно-политического объединения Руси. Частые и повсеместные, но разрозненные народные выступления против захватчиков (как, например, крупное восстание в 1374 г. в Нижнем Новгороде, во время которого горожане перебили послов Мамая и их многочисленную свиту) требовали единой организации и руководства. Эту роль уже могла взять на себя Москва. В 70-х годах Дмитрий Иванович оказывает помощь нижегородскому и рязанскому князьям в отражении вторжений ордынцев. В 1378 г; на реке Воже в Рязанской земле московские войска наголову разгромили сильное ордынское войско мурзы Бегича, посланного Мамаем в грабительский поход. Битва на Воже имела большой резонанс в Орде и на Руси. На Руси она укрепила надежду на освобождение от ига. Мамай же был вынужден отсрочить замышляемый им поход на Русь для более тщательной его подготовки, создания подавляющего превосходства в силах привлечением в союзники враждебных Москве литовского великого князя Ягайла Ольгердовича и рязанского князя Олега.

Куликовская битва

Летом 1380 г., собрав почти все силы Орды, усиленные отрядами наемников из генуэзских колоний в Крыму и вассальных Орде народов Северного Кавказа и Поволжья, Мамай выступил к южным границам Рязанского княжества, где стал ожидать подхода союзных ему сил литовского князя Ягайла и Олега рязанского.


Нависшая над Русью страшная угроза повторения — по результатам и последствиям — Батыева погрома подняла на борьбу с захватчиками весь русский народ. Большое значение в организации общерусского отпора полчищам Мамая имели первые успехи, достигнутые Москвой в политическом объединении Руси. В короткий срок в Москве собрались полки и ополченцы из крестьян и ремесленников почти из всех русских земель и княжеств. Из Брянска и Полоцка со своими полками подошли даже сыновья Ольгерда, что свидетельствовало о сохранявшихся тесных связях и общности интересов западнорусских земель, вошедших в состав Великого княжества Литовского. Уклонились от борьбы с Мамаем враждебные Москве тверской, нижегородский и рязанский князья да правившие Великим Новгородом бояре. Общая численность русской рати, собравшейся под знаменами московского князя Дмитрия, достигала 100- 120 тыс. человек (примерно столько же было и под командованием Мамая). «От начал миру такова не бывала сила русских князей и воевод местных», — отметил летописец.
Благодаря хорошо организованной разведке в Москве своевременно узнали о выступлении и планах Мамая. Дмитрий Иванович решил предупредить соединение Мамая с Ягайлом и первым нанести удар по основному сопернику. В конце августа русское войско прошло через Коломну в направлении Дона. Выступивший было на соединение с Мамаем Ягайло, узнав о численности русского войска, поспешно повернул обратно. Не решился по этой же причине присоединиться к Мамаю и Олег рязанский, занявший выжидательную
позицию. В ночь с 7 на 8 сентября 1380 г. русские полки переправились через Дон и заняли боевые позиции на обширном Куликовом поле в излучине при впадении р. Непрядвы в Дон, чтобы не позволить татарам применить их излюбленный прием охвата войск противника с флангов и тыла. В стороне от основных русских сил, в примыкавшей к Куликову полю дубраве, расположился усиленный засадный полк, во главе которого были поставлены опытные полководцы воевода Дмитрий Боброк-Волынец и серпуховской князь Владимир Андреевич.
8 сентября 1380 г. произошла Куликовская битва- одна из крупнейших битв средневековья, решавших судьбы государств и народов. В начале битвы татарам удалось почти полностью уничтожить русский передовой полк и вклиниться в ряды большого полка, который, однако, устоял. Тогда Мамай повернул свою конницу на полк левой руки, который был оттеснен к Непрядве. Но когда татарская конница повернулась, чтобы ударить во фланг большого полка, в тыл ей стремительно ударил засадный полк русских, натиск которого был так силен, что внес панику в ряды татар, обратившихся в беспорядочное бегство и смявших при этом свою пехоту. В наступление перешли и другие русские полки, довершившие полный разгром врага. С жалкими остатками своих туменов Мамай бежал на юг.
Тяжелой ценой досталась русскому народу победа на Куликовом поле, на котором полегли многие отборные русские полки, тысячи ополченцев, пахарей и ремесленников. И хотя свергнуть тогда иго полностью не удалось, но его свержение стало вопросом времени. На Куликовом поле был нанесен решающий удар по монголо-татарскому владычеству над народами нашей страны, миф о непобедимости «всей Орды» был полностью развеян. Разгром основных ордынских сил, приведенных Мамаем на Куликово поле, привел к ускорению процесса ее феодального распада и общего ослабления Золотой Орды. Куликовская битва укрепила значение Москвы как национального и политического центра объединения русских земель в единое государство, как единственной силы, способной организовать борьбу русских земель за свержение ига. Выдающимся организатором и полководцем показал себя московский князь Дмитрий Иванович, получивший за победу не Куликовом поле прозвище Донского.

Поход на Москву хана Тохтамыша

После убийства в Кафе бежавшего туда Мамая власть в Золотой Орде захватил хан Белой Орды Тохтамыш. Объединение сил двух Орд позволило Тохтамышу совершить в 1382 г. внезапный поход на Русь. Рязанский князь Олег помог хану незаметно от московских дозоров перейти Оку через известные только ему броды. Сведения о продвижении хана «изгоном» к Москве поступили слишком поздно. Необходимых сил, чтобы преградить хану дорогу к столице, у Дмитрия Донского не было. Куликовская битва истощила московские воинские силы, и великий князь отправился в северные волжские города, чтобы собрать новое ополчение. Московская феодальная знать в панике бежала из города. Защиту столицу взял на себя черный московский люд и собравшиеся под защиту Кремля крестьяне из окрестных сел и деревень. В городе вспыхнуло антифеодальное восстание. Пытавшихся бежать феодалов арестовывали, избивали, их имущество делилось между горожанами. Из Москвы разрешили выехать только митрополиту Киприану и великокняжеской семье. В городе был наведен порядок, москвичи встали на стены Кремля, готовые встретить врага. В начавшейся осаде Кремля татарами получили свое боевое крещение первые русские кованые железные пушки («тюфяки»). Несколько дней москвичи успешно отбивали ожесточенные штурмы врага. Ворваться в Кремль Тохтамышу удалось только в результате вероломства и предательства находившихся в его стане двух нижегородских князей, клятвенно заверивших москвичей в «миролюбии» хана и уговоривших их открыть крепостные ворота. Москва была сожжена, ее жители перебиты. В огне пожарищ погибло огромное количество рукописных книг. Взяв Москву, Тохтамыш начал погром близлежащих земель, но, получив известие о приближении Дмитрия с собранными им полками, поспешил отойти в Орду.
В результате нашествия Тохтамыша Дмитрию Донскому пришлось возобновить уплату дани в Орду, хотя и не в таком размере, как во времена ханов Батыя и Узбека. После Куликовской битвы Орда не могла восстановить в прежнем объеме свою власть над русскими землями, была вынуждена признать политическое главенство Москвы на Руси. Перед смертью Дмитрий Донской передал своему старшему сыну Василию I Дмитриевичу (1489- 1425 гг.) по завещанию великое княжение Владимирское как «отчину» московских князей, не признавая тем самым больше право хана распоряжаться ею. Процесс слияния Владимирского княжества — и связанного с ним «старейшего» на Руси княжеского титула — с Московским завершился. В своем завещании Дмитрий выразил надежду на скорое полное освобождение из-под владычества Орды, что стало важным программным пунктом для деятельности его преемников.

Борьба с внешней агрессией в конце XIV — начале XV в.

В конце XIV — начале XV в. международное положение Руси значительно осложнилось усилением опасности со стороны Орды и других азиатских завоевателей, а также возросшим давлением на русские земли со стороны Великого княжества Литовского. В 1395 г. над Русью нависла опасность вторжения полчищ Тимура — одного из самых жестоких и грозных мировых завоевателей. Разгромив Золотую Орду, Тимур двинулся к границам Руси, вторжение в которую не состоялось из-за начавшейся войны Тимура с Персией. После смерти Тимура одному из его эмиров, Едигею, удалось временно объединить под своей властью значительную часть Золотой Орды и совершить в 1408 г. внезапный поход на Русь. Взять Москву Едигею не удалось, но многие земли Северо-Восточной Руси подверглись опустошению. Несколько ранее, в 1399 г., на р. Ворскле Едигей нанес поражение литовскому князю Витовту. Успехи Едигея были прерваны начавшимися в Орде очередными смутами, приведшими в конечном счете к ее окончательному распаду.
В начале XV в. обострились отношения Москвы с Литвой, что было вызвано захватом литовским великим князем Витовтом Смоленского княжества (1404 г.) и его попытками
утвердиться в Пскове, Новгороде и верхнеокских городах. Однако общая для Литвы и Москвы угроза со стороны Едигея привела к установлению между ними с конца первого десятилетия XV в. мирных и даже союзнических отношений.

Начало государственного объединения русских земель вокруг Москвы

С соединением в единое целое «великого княжения Владимирского» с Московским княжеством Москва утвердила за собой роль и значение территориального и национального центра формировавшегося Русского государства. Территориальный рост Московского княжества принял значение и характер государственного объединения русских земель. Еще при Дмитрии Донском к Москве были присоединены Дмитров, Стародуб, Углич и Кострома, обширные территории в Заволжье в районе Белоозера и Галича Мерьского и ряд верхнеокских мелких княжеств.


В конце XIV в. потеряло независимость Нижегородское княжество. Суздальско-нижегородские князья в конце 70 — 80-х годов проводили открыто враждебную Москве политику и приняли участие в походе Тохтамыша на Москву. В 1393 г. воспользовавшись тяжелым положением Тохтамыша, втянувшегося в борьбу с Тимуром, Василий I добился от него согласия на передачу Москве Муромского и Нижегородского княжеств, с присое-динением которых стало возможным приступить в дальнейшем к созданию общерусской системы обороны границ с Ордой. Присоединение Нижегородского княжества произошло без применения силы. Нижегородского князя не поддержали даже его собственные бояре, заявившие ему, чтобы он не рассчитывал на их помощь в борьбе с Москвой, что они уже бояре московского князя и стоят за него. Это свидетельствовало о наличии стремления к государственному единению даже в кругах привилегированной верхушки удельной боярской знати.
В конце XIV в. Москва делает первые шаги по ограничению независимости Новгородской боярской республики и включению ее земель в Московское княжество. Но предпринятая Василием I попытка присоединить к Москве Двинскую землю, богатейшую новгородскую колонию, окончилась неудачей. Среди остававшихся еще вне сферы политического господства Москвы феодальных центров Руси Новгород был крупнейшим и наиболее могущественным. С утверждением за Москвой значения политического центра объединения Руси Новгород становился главным оплотом всех противоборствовавших ей сил феодальной децентрализации.
В конце XIV в. были присоединены земли в бассейне р. Вычегды, населенные народом коми («Великая Пермь»). В подчинении северных и приволжских народов большая роль отводилась их христианизации, проводившейся нередко жестокими насильственными мерами. Среди коми миссионерскую деятельность вел видный церковный деятель того времени образованный монах Стефан Пермский, проповедовавший на родном коми языке, составивший азбуку их языка и положивший начало переводу на язык коми книг. Эта сторона деятельности Стефана Пермского имела большое культурно-просветительное значение.

 

Б.А. Рыбаков — «История СССР с древнейших времен до конца XVIII века». — М., «Высшая школа», 1975.

Историк

11 ноября 1480 года завершилось Стояние на Угре, знаменовавшее собой конец эпохи ордынского ига. Об этой эпохе и запутанной терминологии, используемой для ее описания, в интервью «Историку» рассказал руководитель Центра истории народов России и межэтнических отношений ИРИ РАН, доктор исторических наук Вадим Трепавлов

Свой поход на Русь хан Большой Орды Ахмат начал еще в июне 1480-го. К Угре ордынцы подошли в начале октября, однако переправиться на другой берег не решились – стояли почти полтора месяца напротив русского войска. Долго так продолжаться не могло: в ноябре они повернули назад. Эту бескровную победу Иван III вполне мог записать в свой актив. Но даже если он сам этого не сделал, историки расставили все точки над «i». «Здесь конец нашего рабства», – написал впоследствии об этом событии Николай Карамзин, имея в виду, что именно на Угре завершился длившийся без малого два с половиной столетия период ордынского ига. Впрочем, в последнее время историки стараются не использовать карамзинскую терминологию, предпочитая терминам «рабство» и «иго» более нейтральные определения. Оправданно ли это и в какие еще терминологические ловушки можно попасть, занимаясь историей русско-ордынских отношений?

Сложности терминологии

– Насколько, на ваш взгляд, правомерно использование термина «иго»?

– Особых проблем с его употреблением я не вижу, поскольку этот термин действительно встречается в источниках, хоть и несколько более поздних по отношению к золотоордынскому периоду. При этом мы знаем, что по настойчивым просьбам, в том числе историков Татарстана, в современных федеральных учебниках понятие «ордынское иго» заменено на более политкорректное – «зависимость русских княжеств от Орды». На мой взгляд, это был во многом конъюнктурный шаг, потому что независимо от психологических комплексов тех, кто считает себя потомками ордынцев, мы должны учитывать отношение к происходящему современников событий той эпохи. А отношение к режиму, установленному ордынцами на Руси, было однозначным: он воспринимался как рабство, как неволя, а это по большому счету и есть синонимы слова «иго».

Да, можно согласиться, что «иго» было не таким террором, «иссушающим душу русского народа», как его во второй половине XIX века характеризовал Карл Маркс.

– Конечно, это было явное преувеличение.

– Безусловно. В конце концов, 500-летнее османское иго на Балканах было гораздо более жестоким и кровопролитным, чем ордынское. Тем не менее я считаю, что в целом понятие «иго» применительно к характеру отношений Руси и Орды незаслуженно ушло из нашей историографии и учебной литературы. Впрочем, никакой катастрофы не произошло: будем принимать во внимание этот факт и использовать термин «зависимость».

– Какова была цель Батыева нашествия на русские земли?

– Смысл завоевания – в самом завоевании. А почему именно Русь? Здесь объяснение нужно искать в средневековой ментальности. Монголы считали себя избранным народом, возглавляемым великим ханом, который отмечен божественным благоволением. Сохранились письма от монгольских правителей различным государям, где говорится о том, что всему миру предстоит покориться власти монголов.

Часто можно услышать мнение о том, что якобы Русь для них не имела особого значения, поскольку здесь леса, а монголы – кочевники и им нужны были степи, пастбища. С моей точки зрения, этот довод несостоятелен. К тому времени они уже завоевали огромные территории с оседлой культурой – и Китай, и Хорезм, весь покрытый оросительными каналами. Там тоже кочевать было затруднительно, однако они сознательно пошли на это. Почему? Потому что была программа завоевания мира, которую должен был осуществить народ, избранный Вечным Синим Небом. То есть монголы, подданные монгольского великого хана.

Так что кочевая экономика тут ни при чем. Была важна именно харизма завоевателей: «удачливые вожди ведут свой народ на покорение более слабых, менее удачливых соседей, которые не отмечены благоволением божественных покровителей». В этом и смысл, и цель завоевания, в том числе и русских земель.

Другое дело, что Русь имела особый статус и в Монгольской империи, и в Золотой Орде. Ее завоевали, но не оккупировали. Хотя русские княжества были не уникальны в таком положении: и Уйгурия, и Грузия, и страна енисейских кыргызов, и сельджукская Малая Азия в рамках Монгольской империи существовали точно так же. Это была типичная архаичная империя, территории которой обладали разным статусом.

– С вашей точки зрения, как правильнее интерпретировать понятие «ордынское иго» или «зависимость от Орды», как теперь принято говорить?

– Я давно для себя вывел формулу: «иго» – это ярлыки и «выход», то есть инвеститура правителей и выплата налогов. Размер дани нам в точности неизвестен, и он, видимо, менялся на протяжении времени. Но, судя по оценочным суждениям русских книжников XIII века, дань была «тяжкой». Причем платить ее пришлось уже в 1250–1260-е годы, когда страна была разорена, а дань требовали. Регулярная выплата, по-видимому, началась с общеимперской переписи населения в 1257 году. Это было настоящее финансовое, ресурсное иго. С начала XIV столетия ордынцы передоверили сбор дани русским князьям – сперва тверским, затем московским.

Наличие и того и другого, то есть выдачи ярлыков на княжение русским князьям и необходимости платить дань в Орду, приводит меня к убеждению, что русские княжества (во всяком случае, те, на которые выдавались ярлыки) являлись частью ордынской государственной системы.

– Почему эта зависимость сохранялась так долго – с 1240-х годов до второй половины XV века, целых два с половиной столетия?

– Основная причина – средневековый провиденциализм. Ведь нашествие иноплеменников, врагов православия воспринималось в то время прежде всего как кара Господня, как наказание Божье за княжеские свары, за наведение друг на друга диких половцев, за самые разные грехи и прегрешения. А как можно Божьей воле препятствовать?! Остается лишь смириться и постараться исправиться. И поэтому если мы внимательно посмотрим источники, то увидим, что восстаний против ордынской власти не было. Были восстания только против злоупотреблений этой властью.

Да и сами русские князья считали такой порядок незыблемой нормой, а себя – частью ордынской иерархии власти. Ведь над ними стоял «царь», как в русских источниках именовали ордынских ханов. А «царь», «цесарь» – это самый высший титул. До этого так именовали лишь императоров Священной Римской и Византийской империй, но теперь стали называть и ханов Золотой Орды. «Царь» (он же император) по статусу выше самых могущественных и влиятельных князей. Именно поэтому русские князья считали себя вассалами ордынского «царя», в их глазах он был легитимным правителем. От него они получали инвеституру – ярлыки на собственное княжение. За многие годы они к этому привыкли, примирились с этим. Да и Церковь долгое время такие отношения оправдывала. А народ, естественно, терпел…

Монголы vs татары

– Упомянутый вами Маркс использовал термин «татаро-монголы». Как быть с этнонимами? Кто из них напал на Русь в XIII веке – «татары», «монголы», «татаро-монголы», «монголо-татары»?

– Однозначно напали монголы. Однако нужно учитывать то обстоятельство, что «монголы» того времени – это политоним, при помощи которого обозначались все подданные монгольского хана. Политоним, как известно, указывает на политическую принадлежность людей без учета их этнической, социальной и какой-либо иной идентичности. Абсолютные аналоги этого термина – «советский народ» или даже «русские»: как мы помним, именно так на Западе именовали всех без исключения жителей Советского Союза. Обозначение «русский» являлось политонимом, будь человек чувашом, якутом, чеченцем и т. д.

Так и здесь. В XIII веке на Русь напали монголы, но в этническом смысле это, конечно, был конгломерат разных племен и народов, объединенных к тому времени под властью великого хана, сидевшего в Каракоруме. Путаница в терминах возрастает в связи с тем, что и в русских источниках того времени, и в западноевропейских анналах термин «монголы» не используется, везде речь идет о «татарах». Чтобы хоть как-то сгладить это противоречие, был изобретен термин «монголо-татары» или «татаро-монголы».

Впрочем, ныне широко распространенное понятие «монголо-татары» изредка употреблялось и в древности. Оно встречается в некоторых армянских и китайских текстах XIII столетия. Со временем оно было забыто и вышло из употребления. И только в начале XIX века немецкий историк Христиан Крузе при составлении своего «Атласа по европейской истории» вновь изобрел это слово. Потом, в 1830-е годы, понятие «монголо-татары» подхватили и в нашей историографии, и оно прижилось, хотя это уже было абсолютно искусственное, кабинетное изобретение. Поэтому на ваш вопрос, кто напал на Русь в XIII веке, я бы ответил так: однозначно напали монголы, больше известные в то время как татары. Фактически это были два равнозначных политонима того времени.

– Каким образом в русских и европейских источниках этноним «татары» заменил собой правильный с позиции современной науки этноним «монголы»?

– Примерно с XI века на Востоке, то есть в Китае и ряде мусульманских стран, понятие «татары» стало служить общим обозначением для кочевых народов Центральной Азии. При этом одновременно существовала группа племен, носивших собственное имя «татары».

– То есть изначально татары – это одно из монгольских племен?

– Совершенно верно – союз племен Восточной Монголии, имя которого благодаря народам, жившим по соседству (и прежде всего, видимо, китайцам), в качестве собирательного перешло на все кочевые племена в том регионе. Так что, когда Чингисхан и его полководцы начали свои завоевания, для окрестных народов это уже было нашествие «татар».

А когда монгольские войска вторглись в половецкие степи, половцы (кипчаки) стали отступать. На Русь и в Западную Европу хлынули беженцы. Они-то и разнесли повсюду весть о страшном народе, явившемся с востока. А поскольку эти беженцы называли монголов «татарами», то и русские, и европейцы также начали использовать это наименование. Именно поэтому мы не найдем в русских и европейских источниках слова «монголы». Потом в рамках возникшего государственного образования, более известного нам как Золотая Орда, местные народы по средневековому обычаю приняли на себя название народа-завоевателя: они стали именовать себя «татарами», что в их глазах было синонимом «монголов».

– В какой мере средневековые татары соотносятся с татарами, ныне живущими в Казани, Башкирии и других регионах современной России?

– Чтобы не углубляться в этническую историю самой Золотой Орды и позднейших государств Поволжья, я отвечу на ваш вопрос так: по моему мнению, современные российские татары соотносятся с ордынскими татарами примерно так же, как современные итальянцы с древними римлянами. То есть существует несомненная этническая преемственность между ними, но, конечно, есть и колоссальная разница – и в культуре, и в языке, и в ментальности. Вообще, Золотая Орда была этнической колыбелью многих тюркских народов. Монголы, придя в Восточную Европу, в степи Причерноморья, Поволжья, Казахстана, создали такую государственную систему, в которой перемешались и пришлые монгольские, и местные тюркские племена. Именно из этой этнической смеси племен и народов постепенно, уже после распада Золотой Орды, в разных регионах стали формироваться различные этнические сообщества. В итоге уже через 100–200 лет после распада Золотой Орды мы видим в источниках «узбеков», «кумыков», «ногайцев», а наряду с ними и несколько народов под названием «татары». Так что их этнические корни следует искать в золотоордынском периоде истории.

Одно из событий

– Почему во второй половине XIV века Дмитрий Донской пошел на конфликт с Ордой, фактически первым из русских князей решившись оказать вооруженное сопротивление существующему порядку вещей?

– Тут есть нюансы. Да, если смотреть с русской стороны, то выход Дмитрия Ивановича на Куликово поле, конечно же, первая заметная веха в борьбе против ордынского ига. Но если смотреть на события 1380 года из Орды, то Куликовская битва – это всего лишь одно из событий так называемой «великой замятни», долгой междоусобной войны, которая в 1360–1370-х годах разразилась в ордынских землях.

Не будем забывать, что тогдашняя Русь была частью ордынской государственной системы. И когда эта система пошла вразнос, когда стал проявляться сепаратизм, представители разных кланов начали бороться за ханский престол в Сарае, а правители вступили в борьбу за дополнительные ресурсы, то тут в отсутствие сильной власти Дмитрий Иванович – будущий Дмитрий Донской – повел себя точно так же, как все остальные субъекты ордынской государственности. В 1376 году он захватил город Булгар, посадил там своего наместника, то есть активно включился в «великую замятню». Важно понимать: он не просто старался изгнать татар и сделать Русь независимой, он включился в междоусобную войну в Орде.

Сделать это было тем более соблазнительно, что в Золотой Орде к тому времени сложилось двоевластие: в Сарае один за другим менялись ханы, а в западной части государства еще одним ханским престолом распоряжался верховный военачальник Мамай. По сути, русские князья, которые ездили к безвольным ханам – марионеткам Мамая, получали ярлык не от них, а от него – фактически простолюдина, нелегитимного выскочки.

Так что я не думаю, что Дмитрий Донской имел замысел вообще освободиться от ордынской зависимости. В принципе, если бы была такая цель, возможно, он нашел бы способ ее достичь, так как Золотая Орда в то время очень ослабела: от нее отделился Хорезм (там появилась собственная династия), отделилось Молдавское княжество. Многолюдная Русь с накопленными после Ивана Калиты ресурсами тоже имела потенциал для освобождения, но она не стала освобождаться. И когда спустя год после Куликовской битвы хан Тохтамыш победил Мамая, Дмитрий Донской послал ему – законному хану, потомку Чингисхана – поздравления с победой и воцарением.

– Тогда в чем, по-вашему, значение Куликовской битвы?

– Она показала, что Москве в принципе по силам мобилизовать ресурсы, собрать большое войско и выступить против Орды. Хотя, конечно, сама Куликовская битва не имела решающего значения в этом. Ее влияние было позже переосмыслено и описано так, что она стала выглядеть как один из главных эпизодов освободительной борьбы. В действительности же Дмитрий Донской нанес удар по Мамаю, который незаконно распоряжался престолом, расчистив тем самым дорогу к трону законному хану Тохтамышу.

– Почему еще 100 лет после Куликовской битвы продолжалась зависимость?

– Во-первых, привычка. Несколько поколений уже жили при этом режиме. Во-вторых, известная политическая гибкость завоевателей. Ведь та жесткая система подчинения, которая была принята в XIII веке, когда баскаки с вооруженными отрядами приезжали на Русь и выколачивали дань, к тому времени давно ушла в прошлое. Теперь «выход» собирали княжеские дьяки, и делали они это «безадресно», не уточняя, что «это идет татарам, а это – нашему князю». Все собираемые деньги шли в княжескую казну, а уж что князь отвозил в Орду – об этом объекты налогообложения понятия не имели. Они знали только, что князем установлен налог и его нужно платить.

Характер отношений Руси с Золотой Ордой, я считаю, радикально изменился не после Куликовской битвы, а после смертоносного для Орды нашествия Тимура в 1390-х годах, когда почти все крупные ордынские города были разрушены. Под ударами Тимура хан Тохтамыш стал метаться между Литвой и Сибирью и в конце концов потерял власть. Вот тогда стало ясно, что ордынская держава клонится к закату.

На пути к собственной империи

– Если сравнить Дмитрия Донского и Ивана III, их вклад в дело освобождения русских земель, кого бы вы поставили на первое место?

– Поскольку я считаю, что у Дмитрия Донского не было задачи освобождения, а у Ивана III такая задача была, то для меня, конечно, Иван III на первом месте.

– В чем, на ваш взгляд, эпохальность Стояния на Угре?

– Николай Карамзин в «Истории государства Российского» весьма красноречиво охарактеризовал этот момент, написав: «Здесь конец нашего рабства». Основатель отечественной историографии своим авторитетом закрепил эту дату, но на самом деле это был долгий процесс. Современные историки время освобождения от ордынской зависимости растягивают как минимум на несколько лет. Так, известно, что «выход» в Орду Москва перестала выплачивать за восемь лет до Стояния на Угре – с 1472 года, когда Иван III разбил войско хана Ахмата под Алексином на Оке. А после 1480-го ушла в прошлое и политическая зависимость.

– Между тем Москва и после этого продолжала платить некое подобие дани крымскому хану?

– Не совсем так. В Европе это действительно воспринималось как дань, но «поминки» крымскому хану – это уже не дань. Главное здесь – добровольность. Никакого определенного размера и обязательности не было. Это была скорее часть дипломатического протокола. Ведь крымские и ногайские посольства тоже вручали русским правителям «поминки». Происходил своеобразный дарообмен, ничего общего не имевший с выплатой ордынского «выхода».

– Как в целом вы оцениваете период ига? Какую роль он сыграл в истории русских земель?

– На мой взгляд, произошло следующее: изначально, до монгольского завоевания, Русь была одним из европейских королевств, после распада Древнерусского государства – несколькими королевствами. Потом пришли монголы, и впервые в нашей истории на западной границе опустился «железный занавес». Потому что монголов боялись. На несколько столетий все, что находилось к востоку от Литвы, стало называться Тартария или даже Сарматия: в Европе знали, что там живут татарские данники. Когда Русь освободилась от этой зависимости, ее еще долго никто не воспринимал как одно из равноправных государств. Для Европы это была другая цивилизация, ей не доверяли, от нее продолжали отгораживаться. Да, богатая земля, но и религия не та – схизматики, православные, и население наполовину азиатское, и реноме, память об ордынском владычестве явно сказывались…

Потом начались тяжелые конфликты на Западе – с поляками, немцами. В итоге история дала России возможность расширять территорию только на юг и на восток. Вот такая у нас оказалась альтернатива: либо оставаться одной из периферийных европейских монархий, либо, отвернувшись от Европы, создать собственную мощную империю до Тихого океана. Россия выбрала второй путь. Вот вам одно из следствий монгольского завоевания.

 

 

Лента времени

1237–1238 годы

Нашествие Батыя на Северо-Восточную Русь.

1239–1241 годы

Нашествие Батыя на Южную Русь.

1243 год

Признание даннической зависимости от ордынского хана великим князем Владимирским Ярославом Всеволодовичем.

1357 год

Начало «великой замятни» в Золотой Орде.

1374 год

Прекращение выплаты дани темнику Мамаю по решению великого князя Дмитрия Ивановича.

1378 год

Первая победа русского войска над ордынским отрядом на реке Воже.

1380 год

Разгром войска Мамая в Куликовской битве.

1382 год

Разорение Москвы ханом Тохтамышем, возобновление выплаты дани русскими землями.

1472 год

Победа Ивана III над силами хана Ахмата под Алексином, окончательное прекращение выплаты дани Орде.

1480 год

Стояние на Угре, окончательное свержение ордынской власти над русскими землями.

 

Что почитать?

Трепавлов В.В. Золотая Орда в XIV столетии. М., 2010

Рудаков В.Н. Зависимость от Орды в русской исторической терминологии // Древняя Русь: пространство книжного слова. М., 2015

 

«Чтобы ты, злодей, перестал творить зло»

Спустя семь с лишним десятилетий после знаменитого Стояния, в середине XVI века, возникла и вовсе фантастическая трактовка того, что произошло на Угре осенью 1480 года. Автор составленной в Москве «Казанской истории», повествовавшей о событиях от нашествия Батыя до взятия Казани Иваном Грозным, по-своему интерпретировал и причины похода хана Ахмата на Русь, и причины его бегства с Угры

Царь Ахмат, воцарившись в Золотой Орде после смерти своего отца, царя Зелед-Султана, по старому обычаю послал своих послов с царским ярлыком к великому князю Московскому Ивану Васильевичу просить дани и оброков за прошлые годы. Великий же князь не испугался царского гнева, но, взяв ярлык с изображением его лица, плюнул на него, сломал, бросил на землю и затоптал ногами своими. И повелел он перебить всех надменных царских послов, дерзко явившихся к нему. Одного же оставил в живых, чтобы он мог передать царю такие слова: «То, что сделал я с твоими послами, сделаю и с тобой, чтобы ты, злодей, перестал творить зло и притеснять нас».

Царь же, услышав это, воспылал великой яростью, дыша, как огнем, гневом и угрозой. И сказал он своим князьям: «Видите, что творит раб наш?! Как смеет этот безумец противиться власти нашей?» И, собрав в Большой Орде всю свою сарацинскую силу, не оставив даже небольшой охраны – ибо не знал он ни о каком предстоящем нападении врагов на его Орду, – пришел он на Русь, к реке Угре, в лето 6989, ноября в 1 день, желая уничтожить всех христиан и взять царственный город, славную Москву, как взял ее обманом царь Тохтамыш. И говорил он так: «Если не захвачу я живым великого князя Московского, и не приведу его связанного, и не замучу горькими муками, то зачем мне жизнь и царская моя власть?»

Услышал великий князь о неукротимой свирепости царя, и также собрал воинов со всей Русской земли, и вышел без страха навстречу нечестивому царю Ахмату к той же реке Угре. И стояли оба войска по берегам одной реки – русское и сарацинское. Та ведь река обходит многие места Русской земли, лежащие на пути у приходящих на Русь поганых варваров, и могу сказать, что она, словно пояс самой пречистой Богородицы, как твердыня, очищает от поганых и защищает Русскую землю. Царь же, видя, что великий князь, мнимый его раб, вышел безбоязненно против него с большой силой и стоит, вооружившись, у реки, намереваясь поразить мечом его сердце и отсечь ему голову, подивился таковой новой его дерзости. И много раз пытался царь переправиться через ту реку во многих местах и не мог, так как препятствовало ему русское воинство.

И посовещался великий князь с воеводами своими о добром деле, от которого была ему великая польза, а после него и детям его и внукам на века. И посылает он втайне от царя захватить Золотую Орду, пока царь стоит на Руси, не подозревая об этом, находившегося у него на службе царя Нурдовлета Городецкого и с ним воеводу – князя Василия Ноздреватого Звенигородского с большою силой. Они же, придя Волгою, в ладьях, в Орду, нашли ее пустой, без людей: были в ней только женщины, старики и дети. Так и захватили ее: жен и детей варварских и весь скот в плен взяли, иных же огню, воде и мечу предали и хотели до конца разорить Батыев юрт. <…>

И прибежали вестники к царю Ахмату с известием, что Русь Орду его разорила. И вскоре после этого, в тот же час, царь от реки Угры побежал назад, никакого вреда земле нашей не причинив. Также и прежде упомянутое воинство великого князя из Орды отступило.

 

Беседовала Варвара Рудакова

Наверх

Вернуться назад

Следующая статья

лунный пирог и монголы

Популярная легенда Середина осени утверждает, что лунные пряники сыграли важную роль в свержении монгольской династии, 元朝 , правившей Китаем с 1271 по 1368 год. Чайнатаунология помещает этот миф на исторический фон монгольской династии.

Версия середины осени

Под гнетом монгольского владычества был разработан план свержения монголов. Сообщения были вставлены в лунные лепешки, чтобы семьи были проинформированы о восстании. Сообщение якобы гласило: «Убить монголов 15-го числа 8-го лунного месяца».

Согласно легенде, люди откликнулись на призыв и сумели изгнать монголов из Китая, что привело к основанию династии Мин, 明朝, в 1368 году.

Историческая версия

В 1271 году монголы основали монгольскую династию или династию Юань, 元朝, а к 1279 году победили китайскую династию Южная Сун, 南宋.

Монголы ввели четыре социальные категории для своих подданных. На вершине иерархии находились монголы, за ними следуют выходцы из Западной и Центральной Азии, бывшие подданные династии Цзинь (включая китайцев), а внизу — бывшие подданные династии Южная Сун (в основном китайские подданные).

Результаты монгольской экономической политики, такие как налоговые фермы и инфляция, а также неудачи в управлении земельными ресурсами, вызвали большие трудности, особенно для тех, кто находился на низшей ступени иерархии, бывших подданных павшей династии Южная Сун.

В социальном плане существуют средства контроля, ориентированные на китайское население. Китайским подданным не разрешалось собираться на публике, нельзя было владеть оружием. В какой-то момент Хубилай-хан даже запретил китайцам использовать бамбук, поскольку из него можно было делать луки и стрелы. Были, конечно, и ограничения в общении.

Различные политические меры привели к сильному недовольству монгольскими правителями, и многие китайские ученые отказались служить монгольскому правительству. Менее чем за одно столетие монгольское правление над Китаем ослабло, и возникли различные повстанческие движения, бросившие вызов династии.

К 1355 году один из повстанцев, Чжу Юань Чжан, 朱元璋, стал лидером повстанческого движения. В 1356 году он захватил Нанкин, 南京, и использовал его в качестве своей базы, чтобы укрепить свою власть против других повстанческих групп. В 1367 году Чжу Юань Чжан направил войска на север, в сторону столицы династии Юань (нынешний Пекин).

14 сентября 1368 года (2-й день 8-го лунного месяца) войска Чжу Юань Чжана вошли в монгольскую столицу, и монгольский император Тогун Темур отступил в Монголию.

Чжу Юань Чжан провозгласил основание династии Мин, 明朝, и сделал Нанкин столицей своей новой династии.

Версия середины осени по сравнению с исторической версией

Использовались ли лунные лепешки в качестве средства связи во время последнего восстания с целью свержения династии Юань?

Движение за свержение династии Юань не было единой объединенной силой, направленной против монголов. Повстанцы были известны как Красные тюрбаны, 红军, по названию их головного убора или Армии благовоний, 香军. Внутри Красного тюрбана шла внутренняя борьба за лидерство. Соперничающие лидеры установили номинальных императоров, но в конечном итоге заявили о своих имперских амбициях.

В 1367 году, когда Чжу Юань Чжан стал лидером повстанцев, он послал войска к монгольской столице, чтобы отметить свою окончательную победу.

Войска, посланные для нападения на монголов, были повстанческими отрядами под командованием Чжу Юань Чжана. Приказы были отданы из Нанкина, находящегося вне контроля монголов, и войска не были гражданскими, как предполагалось в версии Середины осени. Не было необходимости отправлять сообщения через лунные пирожные.

История Середины осени действительно отражает контролируемое общение между гражданскими лицами под монгольским правлением. Следовательно, вполне возможно, что эта история относится к восстанию против монголов, а не к последнему восстанию, свергнувшему династию Юань в 1368 году. 0010

С другой стороны, большая часть повстанческого движения использовала популярные религиозные идеи как объединяющую силу. Один из используемых лозунгов гласил: «Империя в большом беспорядке, Будда Майтрейя спустится, чтобы возродиться, и в этом мире появится Царь Света». (天下大乱弥勒下生明王出世). Это «народное» движение было другим и не имело отношения к господствующему буддизму того времени.

Сам Красный Тюрбан имел отдаленные связи с тысячелетним Обществом Белого Лотоса, 白莲教, и использовал аналогичные концепции для установления одного из своих Императоров в 1355 году. Император Хань Лин Эр, 韩林儿, был известен как Малый Король Света, 小明王. Это сделало более рациональный и интеллектуальный посыл в версии «Середина осени» несовместимым со стилем «Красный тюрбан».

Вполне вероятно, что Чжу Юань Чжан присвоил себе народное мнение ради своих политических амбиций. После основания династии Мин он издал указ о запрете неортодоксальных учений (左道乱正). Были упомянуты четыре традиции; Майтрия, Белый Лотос, Манихейство и Белое Облако. Руководителям неортодоксальных сект грозило наказание в виде удушения, а последователям грозило наказание в виде 100 ударов поркой и изгнанием.

Если лунные лепешки использовались в качестве средства связи при монголах, это отражало попытку преодолеть социальный контроль. Однако маловероятно, что это привело к гражданскому восстанию, которое свергло династию Юань.

И последнее, но не менее важное: войска династии Мин вошли в столицу Монголии во 2-й день 8-го лунного месяца 1368 года (14 сентября 1368 года). До Праздника Середины Осени оставалось 7 дней!

 

Каталожные номера:

J.A.G. Робертс. Полная история Китая (мягкая обложка) Sutton Publishing; Издание New Ed (25 октября 2003 г.)

Хьюберт Майкл Сейверт, Ма Сиша. Популярные религиозные движения и инославные секты в истории Китая. Издательство Brill Academic Publishers (июнь 2003 г.)

Патрисия Бакли Эбри, Кван-цзин Лю. Кембриджская иллюстрированная история Китая (Кембриджские иллюстрированные истории) Издательство Кембриджского университета; Издание New Ed (13 мая 1999 г.)

Статьи по теме:

Середина осени главная страница

 

Легенды
Другие истории династии Мин

Лунный пирог
Чжао Бин, последний император династии Южная Сун

Хубилай-хан, внук Чингисхана
Основатель династии Юань
Чжу Юань Чжан, основатель династии Мин,
Император Хун У

Запретный город императора Мин в Пекине

Великая стена Мин

Династия Юань — Энциклопедия всемирной истории

Династия Юань была основана монголами и правила Китаем с 1271 по 1368 год нашей эры. Их первым императором был Хубилай-хан (годы правления 1260-1279 гг.).н.э.), которые окончательно победили династию Сун, правившую в Китае с 960 г. н.э. Стабильность и мир в Китае принесли некоторым определенное экономическое процветание, поскольку Хубилай и его преемники способствовали развитию международной торговли, в результате чего теперь объединенная страна открылась для всего мира. Пока в западной части Монгольской империи был мир, Хубилай предпринял два безуспешных вторжения в Японию и несколько других в другие районы Юго-Восточной Азии. Правление монголов в Китае было окончательно покончено из-за смертоносного коктейля из бесконечных распрей между их лидерами, неумелого и коррумпированного правительства, которое перерасходовало и облагало налогами, наводнений и голода. Крестьянские восстания бушевали на протяжении 14 века н.э., пока одно из них, возглавляемое Движением красных тюрбанов, не свергло Юань и не установило новый режим, династию Мин (1368-1644 гг. н.э.).

Хубилай-хан и песня

В 1268 году н. э. Хубилай-хан сосредоточился на том, чтобы окончательно свергнуть династию Сун и утвердить себя, как все кочевые лидеры до него мечтали, в качестве императора Китая. Монголы уже совершили несколько крупных нападений на территорию Сун, особенно во время правления Чингисхана (годы правления 1206–1227 н.э.) в 1212–1215 годах н.э. и Мункэ-хана (годы правления 1251–1259 н.э.) в 1257–1260 годах н.э. Оснащенный армией численностью более 1 000 000 человек, большим военно-морским флотом и огромным богатством, Сунский Китай оказался упрямым противником непобедимой монгольской военной машины. Успех монгольской войны в Азии был основан на быстрой кавалерии, но Сун противостояла этому, преднамеренно приняв стратегию более статичной войны и построив большие укрепления в ключевых городах и на переправах через реки. По этой причине Хубилаю потребовалось бы одиннадцать долгих лет, чтобы отстреливать свои цели одну за другой и, наконец, покорить Сун.

Удалить рекламу

Реклама

1279 г. н.э. был первым случаем объединения Китая с 9 века н.э.

Монголам помогло то, что многие генералы Сун дезертировали или сдали свои армии, а также тот факт, что императорский двор был охвачен распрями между советниками императора-ребенка. В конце концов, вдовствующая императрица и ее маленький сын император Гунцзун (годы правления 1274–1275 гг. Н. Э.) Сдались вместе со своей столицей Линьань 28 марта 1276 г. н. э. Члены королевской семьи Сун были взяты в плен в новую столицу Хубилая в Пекине (Дайду). Группы лоялистов сражались еще три года, установив при этом еще двух молодых императоров (Дуаньцзуна и Дибина), но монголы смели всех перед ними. Наконец, 19Март 1279 г. н.э. было выиграно большое морское сражение при Яйшане, недалеко от современного Макао; монгольское завоевание Китая было завершено. Это был первый раз, когда эта страна была объединена с 9 века нашей эры, но это не было большим утешением для бесчисленных мертвых, ограбленных и перемещенных лиц по всему Китаю.

Карта Китая династии Юань

Араб Хафез (общественное достояние)

Создание правительства

Став императором Китая, Хубилай дал себе царственное имя Шизу, а в 1271 г. н.э. своей новой династии имя «Юань», что означает либо «происхождение», либо «центр, главный стержень». Датой начала династии Юань по-разному называют 1260 г. н.э. (кампания Мункэ), 1271 г. н.э. (первое официальное использование титула династии Юань), 1276 г. н.э. (смерть последнего императора Сун и падение столицы Сун) или 1279CE (окончательное подавление сопротивления песни).

Удалить рекламу

Реклама

YouTube
Следите за нами на Youtube!

Хубилай добился того, чтобы монголы всегда получали преимущество в Китае, официально классифицируя их как более высокие по рангу, чем китайцы.

Начиная с Хубилая, монгольские правители предпринимали некоторые поверхностные попытки апеллировать к своим новым китайским подданным, переняв такие традиции, как императорские одежды, путешествуя в паланкине и окружая себя советниками-конфуцианцами. Однако реальная власть оставалась в руках монголов, поскольку ключевые административные посты во вновь созданных 12 полуавтономных провинциях, на которые теперь были разделены Китай и северная Корея (присоединенная в 1270 г. н. э.), в значительной степени перешли к монголам, особенно членам очень большой Телохранитель монгольского императора. Традиционные шесть китайских министерств, существовавшие со времен династии Тан (618-619 гг.07 г. н.э.), продолжалось, как и прежде, но были и монгольские институты, такие как Шуми Юань или Военное министерство.

Хубилай отменил экзамены на государственную службу, которые благоприятствовали бы китайским чиновникам с их конфуцианским образованием (они были восстановлены в 1313 г. н.э., но монголы по-прежнему получали преимущества). Хотя многие китайские чиновники продолжали работать, как и раньше, они подвергались выборочным и тайным проверкам со стороны пользующихся доверием монголов цензоров. Монгольский региональный чиновник, известный как jarquchi был назначен на китайские территории, и они и представители различных монгольских кланов составляли местное правительство для каждой провинции. На монгольскую полицию, tutqaul , была возложена задача охранять дороги от бандитов, а выходцам из Западной Азии, особенно мусульманам, часто давали роли в финансовой части правительства, такие как министры финансов и налоговые инспекторы.

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Новый общественный порядок

Хубилай добился того, чтобы монголы всегда получали преимущество в Китае, официально классифицируя их как более высокие по рангу, чем китайцы. Четыре официальных ранга юаня, основанные на предполагаемой лояльности правителям юаня, были:

.

  • монголы
  • Сему — выходцы из Средней Азии и/или носители тюркских языков
  • Ханжэнь — северные китайцы, тибетцы, кидани, чжурчжэни и др.
  • Нанрен — южный Китай, формально управляемый Сун.

Принадлежность к одному из четырех вышеперечисленных классов имела последствия для налогового статуса человека, обращения с ним со стороны судебной системы и его права на должности в государственной администрации (например, для южных китайцев существовала 25-процентная квота). . Различия в обращении заключались в том, что северные китайцы облагались налогом с домохозяйства, в то время как южные китайцы должны были платить в зависимости от площади земли, которой они владели. Наказания были особенно поразительной областью различий: например, монгол, признанный виновным в убийстве, должен был заплатить только штраф, в то время как южный китаец, осужденный за простую кражу, был оштрафован, а затем вытатуирован как преступник. Однако в новом своде законов, введенном в 1270 г. н.э., было всего 135 преступлений, караемых смертной казнью, что составляет половину от тех, которые указаны в кодексе, используемом Сун.

Удалить рекламу

Реклама

Рисунок жениха и лошади тушью

Метрополитен-музей (авторское право)

Были и другие меры сегрегации, такие как запрет китайцам брать монгольские имена, носить монгольскую одежду или изучать монгольский язык. Смешанные браки не приветствовались. Однако вместо того, чтобы проводить политику исключительно на расовой почве, Хубилай и его преемники больше всего заботились о контроле над своими подданными, упрощая определение того, кто есть кто, и гарантируя отсутствие восстаний; Например, китайцам было запрещено носить оружие и собираться в общественных местах.

По крайней мере, традиционным религиям разрешалось существовать до тех пор, пока они не угрожали государству, хотя буддизму в целом отдавалось предпочтение перед традиционным китайским конфуцианством. Собственные предпочтения монголов к шаманизму не изменились, хотя сам Хубилай обратился в тибетский (ламаистский) буддизм. Кроме того, несмотря на очевидную дискриминацию, южане сохраняли свою классическую китайскую культуру очень живой посредством частных встреч и искусства, часто создавая картины, стихи и пьесы, которые выражали в них тонкий протест против режима Юань. Последний вид искусства, который включал в себя кукольный театр, а также живых актеров, процветал при Юане из-за его визуальной привлекательности и ярких историй; у монголов, не говорящих по-китайски, было мало времени на прозу и поэзию.

Внешняя политика и торговля

Хубилай-хан был особенно заинтересован в восстановлении китайской системы дани, которой пренебрегали во второй половине правления Сун. Система заставляла государства платить символическую и материальную дань доминирующему положению Китая как центра известного мира, «Среднего царства». Это было не только средством для дальнейшей легитимации его положения китайского императора, но также могло принести полезные материальные блага и помочь расширить международную торговлю. Был также вопрос о том, что монгольские правители узаконили свое положение путем завоеваний и раздачи добычи своим последователям, чтобы обеспечить лояльность и постоянную службу. Затем Хубилай предпринял серию кампаний, чтобы вернуть соседям Китая их прежнее положение подчинения императору.

Удалить рекламу

Реклама

Монгольская империя при Хубилай-хане

Ариен Кинг (CC BY-NC-SA)

Япония дважды подвергалась вторжению (1274 и 1281 гг. н.э.), но каждый раз стойкое сопротивление и случайные штормы, камикадзе или «божественные ветры», заставляли отступать. Как и Япония, Юго-Восточная Азия подвергалась нападениям в различных сухопутных и морских кампаниях, но они также оказались труднодостижимыми вторжениями во Вьетнам (1281 и 1286 гг. н. э.), Бирму (1277 и 1287 гг. н. э.) и Яву (129 г. н. э.).2 г. н.э.), добившись лишь ограниченного успеха, но, по крайней мере, получая регулярную дань от языческого королевства в Бирме и королевств Чампа и Дайвьет во Вьетнаме. Казалось, что ведение морской войны за границей и незнакомый климат Юго-Восточной Азии были непреодолимыми препятствиями для юаньской экспансии. Однако Хубилай никогда не разочаровывался в Японии и продолжал посылать безуспешные дипломатические миссии, чтобы убедить страну присоединиться к китайской системе дани.

90–102 В других частях Азии, к западу, царил относительный мир, так называемый Pax Mongolica, хотя в начале 129 г. в Тибете произошло крупное восстание.0s CE, и другие потомки Чингисхана, особенно Ogedeids, продолжали грызть западные границы Китая. Тем не менее, монголы как группа, создав империю от Черного моря до Корейского полуострова (даже если она теперь была разделена на крупные ханства, управляемые потомками Чингисхана), сумели открыть Китай для более широкого мира. Особенно это касалось запада с контактами через Персию и, благодаря миссионерам, послам и путешественникам, таким как Марко Поло (1254-1324 гг. н.э.), Европе. Между с. 1275 и 1292 г. н.э. Марко служил Хубилай-хану, по-видимому, в качестве странствующего посла/репортера в более отдаленных частях Монгольской империи. По возвращении домой Марко написал о своем опыте в своей книге «Путешествия Марко Поло », впервые опубликованной ок. 1298 г. н.э. Его описания являются одними из наших лучших источников о династии Юань и, в частности, об императоре.

Принося более конкретную пользу монголам и китайцам, чем мировая слава, юань также способствовал международной торговле. Ремесленники и ремесленники получили более высокий статус, чем раньше, и были освобождены от налогов. Торговцы, которые были не производителями, а «обменщиками», подверглись дискриминации в соответствии с Сун, и теперь они также получали выгоду от более благоприятных налоговых мер, дешевых ссуд и отмены регулирования роскоши. Торговцев поощряли использовать бумажные деньги, обмен валюты лучше регулировался, а больше дорог, каналов (включая Большой канал, соединяющий южный и северный Китай) и использование океанских кораблей способствовали транспортировке товаров. Результатом этой политики стал бум ремесел и торговли, особенно шелка и тонкого фарфора, последний продукт теперь находится под контролем специального государственного агентства, что проложило путь гончарам более поздних династии Мин к обретению всемирной славы. Торговля также привела к более широкому обмену идеями и технологиями, такими как персидские знания в области астрономических наблюдений, карт, роскошного текстильного ткачества и ирригации, прибывающих в Китай, а также порохового оружия, книгопечатания, морского компаса и бумажных денег на запад. Ислам также распространился дальше на восток, когда купцы путешествовали по Азии.

Удалить рекламу

Реклама

Банкнота и номерной знак династии Юань

PHGCOM (CC BY-SA)

Долгий спуск

90 102 Хубилаю наследовал его внук Темур Олджейту на посту хана и императора Китая (годы правления 1295–1308 гг. Н. Э.), Который, продолжая работать в тех же учреждениях и со многими из тех же чиновников, назначенных его отцом, наслаждался мирным и успешным правлением. Затем последовала длинная череда недолго правящих правителей, которые изо всех сил пытались уравновесить конкурирующих прокитайских и промонгольских традиционалистов, которые разделили правительство на всех уровнях. Это соперничество иногда перерастало в насилие, когда один император был убит, а другой изгнан в результате переворота. Кроме того, многие южные китайцы, особенно интеллектуальный класс, цеплялись за свои традиции, некоторые даже отказывались признавать само существование своих монгольских мастеров и уходили на пенсию, чтобы заниматься искусством.

Коллапс и династия Мин

К середине 14 века н.э. правители Юаня столкнулись с разрушительным сочетанием необычно холодных зим, голода, чумы и разлива Хуанхэ, которые в совокупности привели к гиперинфляции, когда правительство пыталось решить проблемы. поврежденной инфраструктуры путем печатания слишком большого количества бумажных денег. Последовали массовый бандитизм и восстания обложенного налогами крестьянства. Хуже того, некоторые местные элиты и провинциальные администраторы на юге Китая вступали в сговор с бандитами, контрабандистами и даже религиозными лидерами, чтобы захватить целые города. Юаньский Китай распадался изнутри.

Юаньские правители не помогли себе, ссорясь из-за власти, создавая раздутую бюрократию и растрачивая доходы и земельные ресурсы на нескольких привилегированных принцев и генералов. Что наиболее важно, им не удалось подавить многочисленные восстания, в том числе восстание, организованное группой, известной как «Движение красных тюрбанов», ответвление буддийского движения «Белый лотос», возглавляемое крестьянином по имени Чжу Юаньчжан (1328–1398 гг. н. э.). Чжу заменил традиционную политическую цель Красного тюрбана по восстановлению старой династии Сун своими личными амбициями к правлению и получил более широкую поддержку, отказавшись от антиконфуцианской политики, которая оттолкнула образованные классы Китая. Единственный среди многих лидеров повстанцев того периода Чжу понимал, что для установления стабильного правительства ему нужны администраторы, а не просто воины, гоняющиеся за добычей.

Первым крупным переворотом Чжу Юаньчжана стал захват Нанкина в 1356 году н.э. Успехи Чжу продолжались, и он победил двух своих главных соперничающих лидеров повстанцев и их армии, сначала Чен Юляна в битве на озере Поянху (1363 г. н.э.), а затем Чжан Шичэна в 1367 г. н.э. Чжу остался самым могущественным лидером в Китае, и после взятия Пекина последний юаньский император объединенного Китая Тогон Темур (годы правления 1333–1368 гг. Н. Э.) Сбежал в Монголию и в старую, ныне почти заброшенную столицу Каракорум. Таким образом, Юань продолжал править в Монголии под новым названием Северной династии Юань (1368–1635 гг. Н. Э.). Между тем, Чжу объявил себя правителем Китая в январе 1368 г. н.э. Чжу возьмет правление Императора Хунву (что означает «богато женатый»), а династию, которую он основал, Мин (что означает «яркий» или «свет»).