В каком городе княжил рюрик: В каком городе княжил Рюрик?, 8 (восемь) букв

Возникновение Руси и славян

Кратко о происхождении славян

Самые ранние письменные источники, рассказывающие о славянских племенах, относятся к I—II вв. н.э. и принадлежат римским авторам Тациту, Плинию и Птолемею. В те времена славяне, называемые венедами, населяли территории в бассейне реки Вислы и побережье Балтийского моря. Первые восточные славяне (анты) во II—V вв. стали селиться на обширной территории от Западного Буга до Днепра. Они жили общинно-родовым строем, занимались преимущественно земледелием, а также разведением скота, охотой, сбором дикого меда, грибов и ягод. В IV в. образовался первый племенной союз восточных славян, который возглавили волыняне (они же дулебы и бужане).

Поляне выступили инициаторами создания второго союза восточнославянских племен на среднем Днепре. Легенда, записанная в «Повести временных лет» — самом раннем древнерусском летописном своде из дошедших до нас (автор — Нестор Летописец), — рассказывает о Полянском князе Кие, основателе Киева (ок. V в.).

Нестор Летописец

Поляне первыми среди восточных славян стали использовать название «Русь». Известия о русах (росах) встречаются в письменных источниках древних народов с VI в. О занятиях, обычаях и нравах русов много писали византийские и арабские путешественники и историки.

В VII—VIII вв. славянские племена расселились по огромной, покрытой дремучими лесами и болотами территории вдоль Днепра и его притоков, достигли Западной Двины, Чудского озера, реки Ловати, озера Ильмень, рек Волхова и Невы, дошли до Белого озера и рек Волги, Москвы и Оки. Вдоль водных путей славяне строили города и селения. В своем вековом движении на север и северо-восток славянские племена заняли значительные территории, населенные прибалтийскими и финно-угорскими племенами. Пришельцы-славяне селились вперемешку с малочисленным местным населением и в результате длительного общения ассимилировали его.

Поселение древних славян. VII—IX вв. Реконструкция

Ильменские словене — одно из восточнославянских племен — построили на реке Волхов город Словенск (впоследствии близ этого места возник Новгород Великий) и образовали третий племенной союз, в который входили и некоторые финно-угорские племена.

На Балтике и в верхнем Поволжье ближайшими соседями славян были племена финнов и балтов. К северу от них в Скандинавии обитали норманны, принадлежавшие к германским племенам. С VIII в. страны Европы стали подвергаться нападениям «пиратов» — викингов, которых русы называли варягами.

Славянское языческое святилище на острове Хортица на Днепре, Украина

К IX в. большую часть территории Древней Руси заселяли словене, кривичи, вятичи, северяне, поляне, древляне, дреговичи, радимичи и др. Их соседями стали финно-угорские (мордва, весь, чудь, меря) и балтские (голядь, латгалы, ятвяги) племена, обосновавшиеся там еще за несколько веков до прихода славян.

В те времена восточные славяне еще не были единым народом. Они делились на племенные союзы, включавшие в себя по 120—150 племен. К IX в. насчитывалось около 15 таких союзов. Племенные союзы назывались либо по местности, на которой проживали, либо по имени вождей.

Кому поклонялись славяне?

Каменный идол древних славян

Славяне были язычниками, обожествляли силы природы и умерших предков. Среди сил природы солнце и огонь занимали главное место. Даждьбог олицетворял солнце, богом огня был Сварог, ветра и бури — Стрибог. Покровителем стад (скотьим богом) считался Велес. Ни храмов, ни жрецов у славян не было. На открытых местах славяне воздвигали идолов — каменные или деревянные изваяния своих богов. Умилостивить идолов можно было жертвами. Священными считались рощи, озера и реки, якобы населенные лешими, водяными и русалками.

Призвание варягов

Наши далекие предки страдали от опустошительных набегов варягов, венгров, хазаров, а также от междоусобных войн. «Повесть временных лет» сообщает, что для спасения своих земель от разорения словене, кривичи, весь и чудь заключили военно-политический союз и предложили его возглавить трем знатным и влиятельным братьям-варягам (скандинавам) — Рюрику, Синеусу и Трувору. Этому не стоит удивляться: на славянских территориях с VIII в. присутствовало значительное число скандинавов.

Рюрик, Синеус и Трувор принимают славянских послов, призывающих их на княжение. 862 г.

Братья приняли предложение и в 862 г. прибыли в главные города пригласивших их племен со своими многочисленными дружинами. А поскольку варягов в те времена величали русами, то и территорию, контролируемую новыми правителями, стали называть Русью.

Что известно о Рюрике?

Рюрик (родился около 800 г., умер в 879 г.) — согласно летописи, основатель Новгородского княжества, варяг, князь новгородский с 862 г. и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей.

Рюрик, великий князь новгородский в 862—879 гг. Портрет из «Царского титулярника». 1672 г.

Впервые имя Рюрика упоминается в летописи «Житие святого князя Владимира», написанной около 1070 г. монахом Иаковом Черноризцем: «…самодержцю всея Рускыя земля Володимеру, вънуку же Иолъжину [княгини Ольги — Прим, авт.] а правнуку Рюрикову…». «Повесть временных лет» была написана примерно на 40 лет позже, и там подробно излагалась история варяга Рюрика. Историкам не известны другие летописные источники сведений о князе Рюрике.

Рюрик был сыном ободритского князя Годолюба (ободриты — союз группы западнославянских племен), который погиб в бою в 808 г.

После потери прав на власть, которая перешла к его дяде, Рюрик отправился в Восточную Европу, где тамошние славяне конфликтовали с неславянскими племенами.

Жена Рюрика Ефанда, дочь урманского князя (урмане — племя, жившее на южном берегу Балтийского моря) из рода норвежских королей, умерла вскоре после рождения сына Игоря, кроме которого Рюрик имел еще дочь. В упомянутых выше летописях повествуется об Олеге, самодержавном правителе государства после Рюрика, родном брате Ефанды.

Олег показывает Игоря Аскольду и Диру. Миниатюра из «Радзивилловской летописи»

В Ипатьевской летописи содержатся данные о том, что до Новгорода Рюрик сидел в построенном им замке в городе Ладоге, находящемся от Новгорода в 200 км вниз по течению реки Волхов, в качестве предводителя наемной варяжской дружины, приглашенной туда новгородскими старейшинами во время внутренних усобиц (разногласий). Эти конфликты и помогли Рюрику захватить власть в Новгороде.

Превращение Рюрика из предводителя наемной дружины в новгородского князя поспособствовало прекращению усобиц и усилению роли Новгорода: он стал политическим центром союза, образованного северной группой славянских племен. С утверждения Рюрика князем среди северных племен (славянских и финских) начинается русская история, потому что этим положено основание русскому государству.

Памятник князьям Рюрику и Вещему Олегу в Старой Ладоге

Через два года, в 864 г., после кончины Синеуса и Трувора, старший брат, присоединив их земли к своему княжеству, основал по сути первую русскую монархию. Она простиралась на восток до нынешних Ярославской и Нижегородской областей, а на юг — до Западной Двины.

Рюрик раздавал своим дружинникам волости и города (Полоцк, Ростов, Белоозеро, Муром). Двое из его дружинников — Аскольд и Дир — с собственными отрядами двинулись, с согласия Рюрика, к Киеву, а оттуда к Царьграду (Константинополю). В 879 г. (год смерти князя) его сын Игорь был еще очень мал. Поэтому перед кончиной Рюрик поручил вест княжеские дела до того времени, как вырастет Игорь, своему родственнику Олегу.

Происхождение названия славян

Существует несколько версий происхождения слова «славяне».

  1. От термина «слово». Славяне — люди, говорящие словами, то есть понятно. По аналогии с этим неславянские племена назывались немцы, т.е. немые, неспособные говорить по-славянски.
  2. От индоевропейского слова slauos — «народ» (кстати, в греческом языке есть слово lambda;alpha;όsigmaf;, означающее «народ, население, люди»).
  3. Топонимическая версия.

Наблюдение, что суффикс «-яне» сочетается преимущественно с топонимами, или названиями ландшафта (поляне, древляне, кыяне, бужане), привело многих лингвистов к версии об аналогичном происхождении названия славян. В таком случае возможно, что это название одного славянского племени, впоследствии распространившееся на все народы (так, существуют конкретные племенные этнонимы с корнем «слов-»: словаки, словенцы, словинцы, ильменские словене). Конкретный топоним надежно отождествить не удается, вероятно, это название реки. Об этом свидетельствуют такие наименования рек, как Словутич (поэтическое название Днепра), Слуя, польские Sawa, Sawica, сербское Славница.

Образование древнерусского государства

От классов — к государству

В ходе выделения из относительно однородного патриархально-родового общества четко обособленных социальных групп — классов — возникла качественно новая организация — государство. Такой переход имел место у абсолютного большинства народов, в том числе, конечно, и у славян в какой-то момент их истории. Хотя точное время появления государства нелегко определить: этот процесс протекал практически незаметно. Тем не менее имеются некоторые, пусть и скудные, документальные свидетельства о начале формирования русской государственности. Так, арабский писатель Масуди, живший в конце IX в., в своем сочинении «Золотые луга» упоминает некое восточнославянское политическое объединение в Прикарпатье, возникшее там около середины VI в. : «Из этих племен одно имело прежде в древности власть над ними, его царя называли Маджак, а само племя называлось Валинана. Этому племени подчинялись все прежние славянские племена».

Древнерусское государство в X—XI вв.

Это древнейшее свидетельство о политическом образовании у восточных славян, которое, как и некоторые другие источники, позволяет судить о том, что их государственная жизнь началась задолго до возникновения древнерусского государства.

Начало государственности Руси

Летопись «Повесть временных лет» содержит предание о том, что до образования древнерусского государства существовали самостоятельные княжества. Это были полу-патриархальные-полуфеодальные территориально-политические объединения: полянами тогда руководил князь Кий, «а в деревлях свое княжество, а дреговичи — свое, а словене — свое в Новегороде, а другое на Полоте, иже и полочане…».

Олег у стен Киева. 882 г.

Именно с объединением под властью киевского князя огромных территорий русских и нерусских земель вокруг Киева возникло первое древнерусское государство, известное как Киевская Русь. В его состав вошел также и Новгород. Именно из этого города прибыл в Киев тамошний князь, захватил власть и стал первым правителем первого государства на русской земле. Звали его Олег — о нем мы уже упоминали немного раньше.

Почему именно Киев стал столицей Руси?

Памятник основателям Киева братьям Кию, Щеку, Хориву и их сестре Лыбедь в столице Украины.

Киев в качестве столицы имел немалые преимущества перед Новгородом. Он находился в центре русских земель; он был ближе к Византии, к которой русские князья имели интерес из-за ее богатства и величия в те времена; наконец, Киев стоял в относительной близости к ряду других территорий — Хазарин, Крыму, Дунайской Болгарии.

Вопросы для самопроверки
  1. На каких территориях жили древние славяне?
  2. Кто такой Велес?
  3. С какой целью Рюрик с братьями прибыли в славянские города?
  4. В каком городе княжил Рюрик?
  5. Как звали сына Рюрика?
  6. Что называли городищем в Древней Руси?
Ответы
  1. На территориях бассейнов рек Вислы, Западного Буга, Днепра, на побережье Балтийского моря.
  2. Языческий бог славян, покровитель домашнего скота.
  3. С целью защиты славянских земель от набегов внешних врагов и междоусобицы.
  4. В Новгороде.
  5. Игорь.
  6. Укрепленный участок с постройками, обнесенный земляным валом и высокой деревянной изгородью.

Поделиться ссылкой

Синеус — биография

Летописный брат Рюрика – основателя Новгородского государства в Северной Руси и династии Рюриковичей (IX – XVI вв.). Русские летописи сообщают о нем под 862 г. (Сказание о призвании варягов) и под 864 г. (смерть Синеуса).

Синеус – биография (жизнеописание)

Согласно русским летописям Синеус вместе с братьями Рюриком и Трувором участвовали в так называемом «Призвании варягов». Если по поводу Рюрика большинство ученых сходится во мнении, что это была реальная историческая личность, то в отношении Синеуса и Трувора интерпретации в историографии весьма неоднозначны.

Синеус в русских источниках

Сведений о Синеусе в древнерусских хрониках крайне мало. Наиболее ранние известия о нем содержатся в Повести временных лет (нач. XII в.) и Новгородской I летописи, основу которой составлял древнейший Начальный свод (кон. XI в.). Но и эти источники были созданы гораздо позже времени призвания варягов. Это и обусловило скудность и противоречивость информации о братьях-варягах в целом и о Синеусе в частности.

Итак, что нам известно о Синеусе из ранних летописей. В 862 г. народы на русском Северо-Западе – Словене, Кривичи, Чудь, Меря и Весь, восстали против «варягов из заморья» и изгнали их. Но между ними очень скоро возникли усобицы и потому они приняли решение пригласить к себе князя со стороны. По их просьбе пришли варяги во главе с Рюриком и его братьями Синеусом и Трувором. «… Те варяги назывались русью…». В то время как Рюрик осел в Новгороде, а Трувор в Изборске, Синеус обосновался на Белоозере. В этих же летописях пишется, что через два года, то есть, в 864 г. , Синеус и Трувор умерли. Власть над северной Русью полностью перешла к Рюрику.

В также сохранившей раннюю основу Ипатьевской летописи (XV в.) информация о Синеусе и братьях сходная, но сообщается, что вначале варяги пришли к словенам новгородским «и срубили город Ладогу», и после этого осели Синеус и Трувор в Белоозере и Изборске.

Важные сведения, касающиеся Синеуса, не встречающиеся в более ранних русских летописях, есть в поздних, не всегда признаваемых исследователями достоверными. В Никоновской (Патриаршей) летописи (XVII в.) указано, что Синеус со своими братьями пришли «из Немец». В летописце Кирилло-Белозерского монастыря (XVI в.) есть приписка о том, что «Синеус сидел у нас на Кистеме» (современная Киснема – район на северном берегу Белого озера). Некоторые сведения о происхождении Синеуса косвенно содержатся в Иоакимовской летописи (XVII в.), текст которой известен только в изложении В. Н. Татищева. Эта хроника указывает на связь Синеуса с Гостомыслом – воеводой словен, который, по версии Новгородской четвертой летописи, основал Новгород.

По Иоакимовской летописи, у Гостомысла были сыновья и дочери. Сыновья умерли, не оставив детей мужского пола, а вот у дочери, Умилы, жены «финского короля», сыновья были. В 860 г. перед кончиной Гостомысл велел позвать сыновей Умилы – Рюрика, Синеуса и Трувора – на княжение. В. Н. Татищев на основе данных Иоакимовской летописи подтверждает, что Синеус осел в Белоозере и умер в 864 г., конкретизируя – «без наследства», то есть, бездетным.

А был ли Синеус?

Вопрос об исторической реальности Синеуса в науке рассматривался в двух аспектах:

  • достоверность Сказания;
  • существование Синеуса как личности, в случае достоверности Сказания.

Само присутствие в Предании о призвании двух братьев Рюрика добавило сомнений ученым в признании реальности описываемых событий. Ведь аналогичные легенды, рассказывающие о приходе трех братьев, порождающих новые народы и создающих новые государства, очень распространены в мире. Это и библейская традиция сыновей Ноя (Сим, Хам, Иафет), и иранская Траэтаона / Феридун (три сына которого делят мир). Да и в славянской культуре есть подобные примеры, например, содержащаяся в Великопольской хронике легенда о трех братьях – Чехе, Лехе и Русе. Как «параллельная» Рюрику, Синеусу и Трувору, иногда рассматривается тройка легендарных прародителей Киева – Кий, Щек и Хорив.

Некоторые исследователи видят аналогию варяжским братьям в триаде славянских князей Повести – Ростиславу, Святополку и Коцелу, которые, согласно летописному рассказу о призвании Кирилла и Мефодия под 898 г., просили византийского императора прислать им христианских вероучителей.

В отношении достоверности Предания о призвании братьев-варягов в науке сложилось несколько направлений интерпретаций:

  • Полное доверие и даже буквальное понимание указанных в легенде сведений. Оно было характерно в начале XVIII в. для немецких ученых И. Байера и Г. Миллера. Реакция М. В. Ломоносова на их труды стала отправной точкой для начала трехвековой дискуссии по так называемому «норманнскому вопросу».
  • Фольклорные истоки или взаимодействие фольклорных и книжных традиций в формировании летописного сюжета о Призвании. В. Я. Петрухин показал, что целый ряд терминов, используемых в Предании, имел конкретно-историческое содержание в Древней Руси. А. А. Шахматов считал, что легенда возникла в местной славянской среде на севере Руси.
  • Отрицание фольклорных, «народных» истоков Предания о призвании. В. О. Ключевский, например, писал, что это – искусственно созданная летописная притча о происхождении государства. Естественно, она не имеет никакой исторической достоверности.

Сомнительное братство или изобретение летописца

С точки зрения «норманнского вопроса» очень важно происхождение и первоначальный смысл терминов «русь» и «варяги»: это скандинавы или славяне? Как правило, в контексте этих позиций выясняется и происхождение Рюрика. В случае с Синеусом ситуация парадоксальна: в праве на существование ему дружно отказывали и норманисты, и антинорманисты.

Н. М. Карамзин, сопоставив сведения летописи об основании Киева (легендарные братья Кий, Щек, Хорив) и Новгорода (Предание о Рюрике и его братьях – Синеусе и Труворе), пришел к выводу, что братство варягов представляется сомнительным. А еще до него Г. З. Байером было выдвинуто предположение, что Синеуса в реальности не было, а летописец просто неправильно понял относившееся к Рюрику выражение на старошведском языке «sine use» (или sine hus), что означало «свой род» (или свои сородичи). Ближе к концу XIX в. появилась гипотеза о том, что слово «Синеус» было искаженным летописцем древнескандинавским эпитетом «Sig-niotr» – «Победоносный». Все подобные этимологии предполагают, что в распоряжении русского летописца был неизвестный нам скандинавский по происхождению источник о Предании.

Гипотеза о нечаянном «изобретении» автором русской летописи имени брата Рюрика, которого на самом деле не было, до сих пор пользуется большой популярностью у многих ученых. Сегодня, главным образом, у археологов. В то же время часть историков и особенно лингвисты категорически отрицают как вероятность перевода на славянский язык какого-то скандинавского текста, так и наличие в древнескандинавских языках такого по звучанию слова.

«Наслаждающийся победой»

Для тех, кто считает Синеуса реальной исторической личностью, неизбежно возникает вопрос о его этнической принадлежности. Вопрос этот даже более сложен, чем происхождение Рюрика. Можно проследить в историографии несколько версий.

Известный специалист по этимологии М. Фасмер объясняет это имя из древнескандинавского выражения Signiutr, Signjotr – буквально: «наслаждающийся победой». Но давно замечено, что имена Синеуса и Трувора только «скандинавоподобны» и, в отличие от Рюрика, не встречаются в скандинавской ономастике и отсутствуют в древнескандинавских сагах.

Потомок друидов

Исследование этимологии имени Синеус привело А. Г. Кузьмина к параллелям в кельтских языках. В них, по мнению этого ученого, встречается много имен, образованных от корня sini – что означает «старший». Кельтское по происхождению понятие, характерное для формирования институтов государственности – sinjos, близко к летописному Синеусу. Этим автором предлагается и объяснение пути, каким образом носитель этого имени оказался в составе варяжской Руси.

Внук Гостомысла

Популярны в науке и гипотезы о славянском происхождении Синеуса. По версии Иоакимовской летописи он был внуком новгородского воеводы Гостомысла. Правда, последнего часто отождествляют и с вождем ободритов – союза племен полабских славян.

В пользу западнославянского направления в интерпретациях происхождения Синеуса свидетельствуют так называемые Мекленбургские генеалогии – труды немецких ученых начала XVIII в. – И. Хюбнера и Ф. Томаса. Согласно их данным получается, что Синеус был сыном вождя ободритов Годлиба. Сыновья последнего – Рюрик, Сивар и Трувор в 840 г. отправились в Новгород. Интерпретации И. Хюбнера подверг критике еще В. Н. Татищев, взгляды которого базировались на данных Иоакимовской летописи, как раз проводящей идею славянства братьев. С Мекленбургскими генеалогиями связано происхождение «народного» предания о братьях, записанного среди крестьян Мекленбурга К. Мармье в начале XIX в. Оно рассказывает о сыновьях Годлава – Рюрике, Сиваре и Труваре, отправившихся на Русь.

Любопытно, что имя Синеус после долгого перерыва вдруг «всплывает» в летописной традиции Руси в XVI в. В. В. Фомин приводит известие Пискаревского летописца под 1586 г., в котором фигурируют Нагай, Русин и Синеус. Имена эти «этноговорящие» – Нагай (ногайские татары), Русин (восточнославянское население). Можно очень осторожно предположить, что и Синеус в данном случае означает этническую общность. Допустим, что так, но тогда: какую? Судя по городу, в котором «сидел» летописный Синеус в 862-864 гг., это могла быть летописная Весь.

Где находился город Синеуса?

Похоже, что только ответ на этот вопрос поставит окончательную точку в споре, существовал ли Синеус. Это понимали археологи еще более 150 лет назад. Я. М. Лазаревский и Б. Ю. Иверсен еще в 1860 г. в преддверии празднования 1000-летия Руси провели раскопки у истоков Шексны, в урочище «Старый город», где и находился летописный город Белоозеро. Они даже раскопали сопковидное всхолмление естественного происхождения возле Белозерска, которое носило название «Синеус». Интенсивные археологические исследования на территории летописного города, проводившиеся с того времени, бесспорно, свидетельствуют, что жизнь здесь зародилась только в середине Х в. Современный исследователь памятника С. Д. Захаров утверждает: «хронологический разрыв между первым упоминанием города в летописи и реальным возникновением Белоозера составлял не менее 3/4 века».

Делались попытки найти в качестве резиденции Синеуса другое древнее поселение. Ведь и Новгорода еще не было во время Рюрика, а летописи связывают их. Но подходящая по хронологии и материалам замена Новгороду нашлась – Рюриково городище под Новгородом. Да и Ладога (ныне Старая Ладога) могла быть «столицей» Рюрика. Найти же более древнее Белоозеро не удалось. «Более древнего, чем Белоозеро, города на территории Белозерского края нет, – пишет С. Д. Захаров. – Ни одно из ранних поселений по своим размерам, характеру материальной культуры и другим важнейшим признакам не может претендовать на городской статус».

Некоторые ученые пытаются интерпретировать как резиденцию Синеуса довольно богатое по находкам торгово-ремесленное поселение Крутик (25 км к югу от Белоозера). Однако небольшие размеры этого поселения, полное отсутствие предметов вооружения, необычное для крупных протогородских центров местоположение (труднодоступность из-за болот) делают эту гипотезу весьма уязвимой.

Обратили археологи внимание и на Киснему в связи с припиской в летописи Кирилло-Белозерского монастыря о том, что «Синеус сидел у нас на Кистеме». Но и здесь раскопки выявили небольшие селения, которые возникли только в середине Х в., да и по масштабам они не могут рассматриваться как город, в котором «сидел» Синеус». С Киснемой связано часто встречающееся на страницах популярных изданий предположение о том, что «Город Синеуса» был поглощен озером. Однако археологические исследования показали, что размытые поселения относятся к XIV – XV вв.

Argumentum ex silentio non est argumentum

В споре о том, был ли в древнерусской истории Синеус, еще рано ставить точку. Отсутствие большого поселения второй половины IX в. с выразительными богатыми находками в районе Белоозера не может служить бесспорным доказательством надуманности летописцем брата Рюрика. Ведь уже завтра такой памятник может быть и найден.

Крупнейший исследователь летописных текстов А. А. Шахматов, по всей видимости, обоснованно считал, что Предание о призвании варягов вобрало местные сведения: новгородцев – о Рюрике, белозерского населения – о Синеусе, изборских жителей – о Труворе. Сегодня мы уже вряд ли узнаем, книжное (летописное) или фольклорное происхождение имеют названия топонимов с именем Синеус в Белозерской земле, но поскольку они уже существуют, можно смело говорить: Синеус присутствует в истории России.

Роман Рабинович, канд. ист. наук,
специально для портала BankGorodov.RU

Список источников и литературы: см. статью «Рюрик»

Старая Ладога в Ленинградской области

Так начинается народный эпос XII века «Повесть временных лет», записанный монахом Нестором. Этот документ составляет основу исторического исследования о начале российской государственности. И в соответствии с ним разрозненные княжества на территории нынешней центральной, юго-западной и северо-западной части Руси начали свое объединение в 862-879 годах под властью князя Рюрика, основавшего первую столицу на реке Волхов близ ее впадение в Ладожское озеро. Эти начинания закрепил его сын Игорь, объединив новгородские и киевские владения. Так была заложена первая династия русских князей и царей – Рюриковичей.

Поселок Ладога, откуда правил Рюрик, выбран не случайно. Место имело стратегическое значение, так как являлось древней купеческой торговлей на пути из варяг в греки, а также стояло на обороне продвижения вражеских сил с севера вглубь государства по реке Волхов. Рюрик заложил деревянную крепость, а Вещий Олег, правитель с малолетним сыном Игорем, построил каменную. Государство окрепло и его княжеством стало сначала Новгородское княжество, а затем Киевское, Владимирское, Московское. Крепость, стоявшая на страже, много раз разрушалась и перестраивалась.

Стены и башни, построенные уже в конце XVI века и уже не разрушавшиеся после Петра Великого в Северной войне начала XVIII века, навсегда закрепили берега Ладожского озера, реки Невы и залива Финляндия для Русского государства сохранилась до наших дней.

Некоторые достопримечательности Старой Ладоги

В настоящее время, после постройки Петром 1 города Новая (Новая) Ладога вверх по течению, село называется Старая (Старая) Ладога, а крепость — Староладожская. Крепость открыта для посетителей и представляет собой историко-архитектурный и археологический музей. На его территории можно увидеть хорошо сохранившиеся стены и башни 16 века, а также найденные археологами у основания этих стен, датируемые 9-12 вв. Также в центре крепости находится церковь Святого Георгия 12 века, а в одной из башен расположен археологический музей с экспозицией, рассказывающей об истории и существовании поселения, начиная с эпохи неолита и до 18 век. Недалеко от крепости, на берегу реки, находится так называемое урочище «Горки», где предположительно захоронены Олег Вещий и другие высшие чины поселения. Согласно языческим обрядам, которым следовали русы до принятия христианства в 9 в.В 88 году над могилами насыпаны курганы, поэтому захоронения имеют вид невысоких холмов.

Посёлок Старая Ладога со Староладожской крепостью находится в 130 километрах от Санкт-Петербурга и, безусловно, представляет интерес для людей, которые хотят глубже узнать историю России, её становление как государства, прикоснуться к древней культуре. Кроме того, это еще и возможность полюбоваться настоящими русскими пейзажами.

Читайте также

Информация об экскурсии


Расписание

1.6.-31.8.
Понедельник 9.00 — 17,00
Вторник — — 9,00 — 18,00
1.9. -31,5.
Каждый день 9.00 — 17,00

Общественный транспорт

. Как добраться Доехать поездом с Московского или Ладожского вокзалов до станции Волховстрой (г. Волхов). Далее автобусом до Старой Ладоги, либо на автомобиле по шоссе Санкт-Петербург — Петрозаводск или Новая Ладога — Зуево.

Доля

ме/лизи


Краткое изложение 1139-летней истории рода Оболенских
ВЕЛИКИЕ КНЯЗЬЯ КИЕВСКИЕ, ПРАВИТЕЛИ РУСИ, С 862 ПО 1054. ..192 года
КНЯЗЬЯ ОБОЛЕНСКИЕ, с 1054 по 1300..246 лет
КНЯЗЬЯ ОБОЛЕНСКИЕ, с 1300 по 1368..68 лет
КНЯЗЬЯ ОБОЛЕНСКИЕ, с 1368 по настоящее время (2001)…633 года
___________
лет 1,110392

Подробные биографии царственных предков рода Оболенских
Рюрик — с 862 по 879 — первый правитель Руси

Рюрик, также известный в скандинавских исторических хрониках как Рерих, был
уроженец южной части полуострова Ютландия, области, известной как
«Рёстринген» или «Рюстринген». В то время как личность самого Рюрика
не легендарный, большая часть истории его предка теряется в древности и
до наших дней дошло лишь в виде шведских исторических легенд.
Что вытекает из этих легенд, которые кажутся подлинными, так это то, что
народы, населявшие современные Швецию, Норвегию и Данию, были известны как
скандинавы, что они говорили на понятном всем языке, и
что ими правили несколько королей или «конунгов», которые принадлежали к
некоторые знатные семьи, среди которых были «Скьёльдунги» и
«Инглинги».

Все эти семьи враждовали между собой. Рюрик, по-видимому, принадлежал
семье «Инглинг», которая в 780 году нашей эры потерпела поражение и была изгнана
с полуострова Ютландия шведским королем Иваром Видерадмом, главой
«Skjoeldungs», который затем стал королем Швеции и Дании. Главный
из инглингов в то время был отец Рюрика, Хальвдан, который два года
позже, в 782 году нашей эры, присягнул на верность императору Священной Римской империи.
Карла Великого и получил от него феодальное владение Фрисландия в современном
север Германии.

В 823 году, после смерти Хальвдана, власть перешла к его старшему сыну Харальду.
бразды правления. Рюрик, родившийся около 810 года, был тогда мальчиком
13 лет. Карл Великий, умерший в 814 г., унаследовал
тем временем Людовиком, его третьим сыном, унаследовавшим престол Святого
Римской империи, который также стал королем Франции Людовиком I, известным как «Ле
Debonnaire». По настоянию Людовика язычник Гарольд обратился в
Христианство вместе со своим младшим братом Рюриком. После смерти
Харальд в 837 году, Рюрик в возрасте 27 лет стал единоличным правителем Фрисландии.
Некоторое время спустя ключ Рюрика снова был захвачен Skjoeldungs ​​и,
несмотря на помощь короля Людовика, Рюрик был изгнан из своей земли. К 843 г.
Фрисландия была отвоевана преемником Людовика Лотаром, но по какой-то причине
Рюрик не был восстановлен на своей земле, которая была аннексирована Лотарем и сделана
частью Священной Римской империи.

Разъяренный Рюрик отрекся от христианства и во главе инглингов, которые
остался ему верен, стал бродячим воином. Он привел своих хозяев в
многочисленные набеги вдоль берегов современной Германии, Франции и Англии
грабить и опустошать большие территории. Много лет его имя наводило ужас
в сердца людей, и его называли печально известным «Тел
Christiantatis» — «Галла христианского мира». В течение десятилетий после этого
церквях Франции и Германии раздавались молитвы: «A furore Normanum
libere nos Domine — «От ярости норманнов освободи нас, о Господи».
К 850 году или около того Рюрик, по-видимому, был умиротворен
Лотар, который вернул ему Фрисландию. Но возвращение к сидячей жизни
Бездействие, видимо, не устраивало Рюрика.

В течение нескольких лет различные скандинавские племена совершали набеги вдоль
Восточное побережье Балтийского моря. Некоторые проникли далеко вглубь страны, в
земли кочующих славянских племен в поисках богатых мехов, которые славяне
были готовы продать или обменять на скандинавское железо и текстиль. Рюрик,
тоже заинтересовался этим ремеслом и обратил взоры на Восток.
В отличие от других скандинавских лидеров, чье воинственное поведение заставило их
непрошеных гостей среди славян, однако, Рюрика, чьи амбиции пошли на лад
помимо простого шанса получить ценные меха, вошел в страну
славян мирным путем. Где-то в конце 850-х годов Рюрик отправил
один из его генералов, некий Рагнар-Бьорк с отрядом воинов к
Запад морем. Ожидалось, что Бьорк отправится на юг через пролив между
Англия и Франция, вокруг Испании и на восток от Средиземного моря до
Константинополь, богатая и благодатная земля греков. сам Рюрик
должен был войти в землю славян из Балтийского моря и, плывя вниз
над озером Ильмень и на юг по великой реке Днепр и Черному морю,
встретиться с Бьорком и его людьми в Константинополе, тем самым совершив
огромная и очень амбициозная клещевая операция.

Весь проект, вероятно, зародившийся в сознании Рюрика в результате
его набеги вдоль берегов Франции и Англии, где он, должно быть,
столкнулся с товарами, происходящими из богатой земли греков, был
амбициозный поиск водного пути из Скандинавии в Грецию. На русском
истории, в которой скандинавы упоминаются как варанги, а
Балтийское море как Варанговское море, путь вниз по Днепру
известный как «Путь из варягов в греки».

Это замечательное предприятие характеризует Рюрика как поистине великого государственного деятеля. Что
у Рюрика не получилось (мы не знаем, что
случилось с его посланником Рагнар-Бьорком), полностью объясняется тем обстоятельством, что
Предвидеть Рюрик не мог, и во многом это было связано с его решением лечить
славянские племена мирным путем. Несколько лет славяне были
жертвы воинственного поведения большинства других скандинавских племен.
Более того, даже в те времена, примерно за 300 лет до великого нашествия
Русь полчищами Чингисхана, некоторыми славянскими племенами на
восточные границы страны начали испытывать растущую угрозу
набеги диких конных монгольских воинов из Азии. Славяне были
мирные люди. Нет никаких доказательств того, что кто-либо из них поддерживал какие-либо
организованные вооруженные силы для защиты своих территорий от внешних врагов.
Рюрик, проникший в землю славян до городов
Ладоги и Новгорода, должен был поразить их обоих своим миролюбивым
поведение и статус государственного деятеля.

В 862 году нашей эры славяне попросили Рюрика остаться с ними. «Наша земля
велик и обилен, но в нем нет порядка. Приди и властвуй над нами».
Таковы слова, которыми, согласно летописям, славянские племена
просили Рюрика стать их первым правителем. Рюрик принял, постановив
себя великим князем сначала в городе Ладоге на озере
то же имя; позже он переехал в Новгород и поставил там князей и дворян
либо скандинавского, либо славянского происхождения в других населенных пунктах его
недавно приобретенное царство.

Летописи называли Рюрика и его воинов то варангами, то
старое русское слово для скандинавов, или «рус». Последнее, вероятно, является
сокращение от слова «Rustrigen», названия первоначального вотчины Рюрика в
Ютландия.

Еще несколько лет назад Рюрика в русской истории обычно отождествляли
как первый великий князь киевский, правитель Киевской Руси. Несомненно,
«Русь» — это происхождение названия страны, Россия. Пока Рюрик
несомненно, был первым правителем России как организованной
государство, недавние исторические исследования, кажется, установили скорее
окончательно, что он никогда не был в Киеве. Тот город, который до сих пор известен как
мать городов русских и первая столица России, по-видимому,
был основан двумя его посланниками, варангами по имени Аскольд и Дир,
баронов при дворе Рюрика в Новгороде, которых он отправил на юг, чтобы связать
вместе с Бьорк в Константинополе. В Ипатийских хрониках говорится, что
следует: «Аскольд и Дир плыли по Днепру и увидели небольшой город
на холме и спросил: «Чей это город?» и горожане сказали: «Вот
были три брата — Кий, Щок и Хорив, и сестра их Лыбедь. Кий
основал этот город, и теперь мы живем в нем и платим дань хазарам».
Аскольд и Дир остались в городе и назвали его Киевом в честь его основателя и
собрал в нем множество варягов и стал править землей от имени
великого князя Рюрика».

Хотя это действительно положило начало Киевской Руси как отдельной нации,
он не заявлял о себе на международной арене до тех пор, пока
смерти Рюрика в 879 году, когда его зять Олег спустился из
Новгород, убил Аскольда и Дира и сделал город резиденцией
новый великий князь русов — Игорь, сын Рюрика, за которого правил Олег
в качестве регента.

ИГОРЬ — с 912 по 945
Сыну Рюрика Игорю было всего четыре года, когда Рюрик умер, поэтому Олег, один из
бароны при дворе Рюрика и брат его жены Энвинда взяли на себя
регентство.

Олег был честолюбивым воином и инициировал политику экспансии нового
государство. В 882 году, по свидетельству Ипатанской летописи, «Олег поставил
отправился из Новгорода вниз по Днепру, взяв с собою множество воинов
из числа варягов и славян, в том числе последних чудь,
Мерианцы, да и кривичаны». Он объявил о своем прибытии перед Киевом
как торговый караван, укрывая свои войска в высоких тростниках на берегах
река. Аскольд и Дир в Киеве, полагая, что им предстоит сделать
с торговцами, которые обычно спускались по реке с богатыми мехами из
на север, отворил городские ворота и вышел приветствовать Олега. Последний
быстро убили их и приступили к оккупации города. Он постепенно
подчинил себе большую часть окрестных славянских племен.
далеко за время, когда Игорь достиг совершеннолетия.

Олег прославлен в русской истории как мудрый правитель и известен как
«Вещий», что означает «дальнозоркий» или мудрый. Он, а не Панк, взял
первые шаги к «де-факто» созданию новой нации, Киевской Руси. Олег
предметом многих красочных легенд в русской истории.

Один из них касается его смерти. Говорят, что однажды Олег попросил свой двор
маг, чтобы предсказать способ его смерти. Ему сказали, что это будет
прийти к нему через его любимую лошадь. Скрепя сердце, у Олега было животное.
убит и похоронен в специально возведенном кургане под Киевом. Несколько лет
позже Олег выехал к месту захоронения и, поставив ногу на
череп своего любимого скакуна, стал ругать волшебника за его фальшивые
пророчество. Именно тогда, по легенде, выползла ядовитая змея.
из черепа и вонзил клык в ногу Олега, вызвав его смерть. Этот
было в 9 году12, и Игорь, которому было тогда 37 лет, стал правителем в
свое право как великий князь киевский.

Царствование Игоря сопровождалось волнениями и восстаниями среди различных славянских племен.
которых Олег подчинил себе и которые теперь обязаны были платить дань киевскому
Великий князь. Игорь провел несколько войн против греков Византии.
и, вероятно, был первым правителем любой европейской нации, использовавшим
огнеметы в бою. Его флот должен был выйти из устья р.
Днепр на Черном море и плыть по его западному побережью к «Царскому городу», как
Константинополь упоминается в ранних русских исторических летописях. В
однажды он уничтожил греческий флот в Босфоре,
воины бросают в греческие корабли копья, смоченные фосфором.