В каком году стояние на реке угре: 11 ноября 1480 года — конец ордынского ига на Руси

Стояние на реке Угре: как Русь окончательно избавилось от ига Золотой Орды

Противостояние на реке Угре осенью 1480 года между московской ратью Ивана III Великого и золотоордынским войском хана Ахмата традиционно считается событием, ознаменовавшим окончание 240-летнего монголо-татарского ига на Руси.

Загадки «стояния»

Однако это «свержение ига» состоялось вообще без решительной битвы, тогда как столетием раньше пиррова победа русского воинства над татарами Мамая на Куликовом поле не помогла Руси обрести независимость. Почему так?

Особенно интересно окончание этого противостояния. С наступлением зимних холодов и ледостава ордынское войско получило возможность переправиться через Угру по льду. Поэтому, как описывают летописцы, великий князь ушёл с берегов Угры, чтобы занять удобные позиции у Кременца и дать татарам бой. Однако татары, увидев, что русское войско на другом берегу Угры исчезло, вообразили, что их обманули, перехитрили, заходят им в тыл и т.д. В итоге татары в ужасе бежали в противоположную сторону.

«Представилось зрелище удивительное, – писал Карамзин, – два воинства бежали друг от друга никем не гонимые!» Вообще-то бегство это не отход, значит – что-то позволило ему сказать, что и отступление Ивана III было именно бегством со страха перед возможной переправой татар по льду Угры. А его поведение накануне этого события ещё больше укрепляет в мысли, что великий князь боялся битвы с ордынцами. Эта боязнь и удивительное разрешение конфликта в пользу Руси, несмотря на отсутствие генерального сражения, представляются основными загадками данного события.

Нерешительность Ивана III

Стояние на Угре это не кульминационный пункт противоборства между Москвой и Золотой Ордой, а лишь один из эпизодов большой коалиционной войны. В ней на одной стороне выступали Москва и Крымская Орда, а также некоторые сепаратистские силы Золотой Орды. На другой стороне был хан Золотой Орды Ахмат и король Польши, а также по совместительству великий князь Литвы, Казимир IV. Поэтому шаги и решения Ивана III трудно понять, если не принимать во внимание, что он рассчитывал на действия своих союзников.

Летописцы дружно свидетельствуют, что народное мнение единодушно утверждало Ивана III в намерении решительно идти на врага. В то же время в правящей элите находились многие, кто отговаривал его от решительного сражения, советовал ему склониться перед ханом и снова платить ему дань. «Сии, как сказано в летописи, тучные вельможи, – передаёт Карамзин, – любили своё имение, жён и детей гораздо более Отечества, и не переставали шептать государю, что лучше искать мира… Напоминали великому князю о судьбе его родителя, Василия Тёмного, пленённого татарами… Сии внушения действовали тем сильнее, что были согласны с правилами собственного опасливого ума Иоаннова. Любимцы его жалели своего богатства, он жалел своего величия, снисканного трудами 18 лет, и, не уверенный в победе, мыслил сохранить оное дарами, учтивостями, обещаниями».

Татарское войско подошло к Угре в начале октября 1480 года. 8 октября русские отбили попытку главных сил татар переправиться через реку. После этого началась вялая фаза «стояния», состоявшая в разъездах разведывательных отрядов вдоль Угры, отдельных перестрелках, а больше словесных перебранках обеих армий через неширокую реку. Так продолжалось до 7 ноября, когда и произошло вышеописанное бегство русских и татар друг от друга.

Но за месяц стояния на Угре произошли важные события на других фронтах.

Слабость Золотой Орды

Хан Ахмат тоже проявлял нерешительность и не искал битвы. Скорее всего, он ожидал подхода литовского войска Казимира IV. Тогда, соединившись, обе армии могли ударить на московскую рать с большими надеждами на успех. Но Казимир не пришёл помогать Ахмату. Вместо этого он был вынужден отражать нашествие крымского хана Менгли-Гирея, союзника Ивана III, на Украину. Это играло на руку Москве.

Одновременно Иван III поручил князю Василию Ноздроватому-Звенигородскому совместно со служилым татарским царевичем Нур-Девлетом совершить рейд в тыл Золотой Орды. Русско-татарский отряд спустился вниз по Волге, не встретив сопротивления, так как почти все военные силы Золотой Орды были задействованы в походе Ахмата, и сжёг ордынскую столицу Новый Сарай. До сих археологи не могут найти точное место, где она находилась.

Узнав о том, что Казимир не придёт к нему на помощь, и прослышав о нападении на его тылы, а вовсе не устрашившись непостижимой военной хитрости внезапно исчезнувших русских, Ахмат, скорее всего, и дал приказ на отступление. По пути он разорил 12 русских городов Литвы как бы в отместку Казимиру за нарушение его обещаний. По возвращении в Орду Ахмат был вероломно убит сибирскими и ногайскими мурзами, внезапно выступившими против него. Не исключено, что и они служили Ивану III. Эти события знаменовали конец даже не господства Золотой Орды над русскими землями, а её самой.

«Падение ига» прошло незамеченным

Из этого традиционного описания событий 1480 года следует, что Золотая Орда уже сыпалась на части, и что её иго над Русью пало как бы само собой, без каких-либо героических усилий самой Руси. В связи с этим некоторые историки считают, что окончание ига следует относить к более раннему времени.

Об этом говорят и обстоятельства стояния на Угре. Ахмат предпринял поход на Москву после нескольких лет неуплаты дани Иваном III. Во время переговоров Ахмат сам назвал этот срок: семь лет. В связи с этим высказывается обоснованное мнение, что последний «ордынский выход» из Москвы имел место задолго до 1480 года. Ведутся споры о дате – 1476, 1472 или какой-то другой год. В «Истории» польского хрониста Яна Длугоша, законченной ранее 1480 года, о свержении Иваном III татарского ига говорится как об уже свершившемся факте.

Таким образом, для современников стояние на Угре не знаменовало собой освобождения Руси от монголо-татарского ига. Москва ещё раньше воспринималась как полностью независимое государство.

Карамзин писал, что в память об освобождении Руси в результате стояния на Угре Иван III и митрополит Геронтий установили церковный праздник. Но этот праздник отмечался не в ноябре, а 23 июня, в день встречи Иваном III чудотворной иконы. И нет явных признаков того, что этому дню придавалось именно такое значение, какое увидел в нём Карамзин.

Стояние на Угре, в отличие от Куликовской битвы или даже от битвы при Молодях с крымцами в 1572 году, вообще никак не отразилось в русском фольклоре. Очень похоже, что Карамзин сознательно преувеличил значение событий 1480 года, желая придать свержению монголо-татарского ига определённый драматизм, в соответствии с жанром своего повествования. На самом деле, это событие прошло для современников почти незаметно.

как татары оценивают инициативу сделать «Стояние на реке Угре» федеральным праздником?

«Это искусственно созданный миф»: как татары оценивают инициативу сделать «Стояние на реке Угре» федеральным праздником?

В список праздников федерального значения может быть включена историческая дата, получившая название «Стояние на реке Угре», – 11 ноября 1480 года. Инициатива принадлежит губернатору Калужской области Анатолию Артамонову. Сторонники идеи считают, что именно это событие стало переломным в отношениях Руси и Золотой Орды – с того момента «монголо-татарское иго» прекратилось и Русь стала независимым государством. Так ли это на самом деле? Справедливо ли считать «Стояние» фактом всероссийского значения? Каковы могут быть последствия назначения этой даты общегосударственным праздником? Свое мнение высказали известные ученые и общественные деятели Татарстана.

В июле в Омской области возникла конфликтная ситуация из-за установления памятника казачьему атаману Ермаку. Татары Сибири выступили против увековечения памяти человека с неоднозначной репутацией – если кто-то считает его «завоевателем Сибири» и склонен героизировать, татарская часть населения Сибири уверена, что Ермак – головорез и преступник, который жестоко уничтожал татарские деревни и убивал мирных жителей.

Теперь возникла похожая ситуация. Власти Калужской области захотели придать статус праздника федерального значения исторической дате 11 ноября 1480 года, которая получила название «Стояние на реке Угре». С инициативой выступил губернатор области Анатолий Артамонов. Два года назад такая попытка уже была предпринята парламентом Калужской области. Но тогда законопроект раскритиковали татарстанцы – Государственный Совет РТ выступил против.

«Это не единственное и не уникальное событие в истории, таких фактов было много, с каждой стороны были и победы, и поражения. Если начнем перечислять каждый такой случай, их наберется много. Нам сейчас надо больше думать не о том, кто и как, с кем воевал, а о дружбе народов», – пояснил тогда позицию Татарстана депутат Разиль Валеев.

«Стояние на реке Угре» – это встреча войск хана Золотой Орды Ахмета и московского князя Ивана Третьего на реке Угре в 1480 году. С 8 октября по 11 ноября войска стояли на разных берегах реки, при этом никаких военных действий не происходило. По мнению советских и российских историков, после этого события «монголо-татарское иго» прекращается, Русь укрепляется и получает независимость.

До сих пор некоторые СМИ описывают это событие так: «Весной 1480 года хан Ахмат с многочисленным войском двинулся к Московскому княжеству, сжигая на своем пути русские города, убивая их защитников и вырезая мирных жителей. Хан был уверен, что ему удастся восстановить власть Большой Орды над Русью. Но на его пути встало русское войско, посланное великим князем Иваном III к Калуге. Русские витязи закрепились на берегу Угры и больше месяца сопротивлялись татарам, не пуская врага дальше ни на шаг. ..»

В Калужской области ежегодно проходит фестиваль, приуроченный к этой дате. «Великое стояние на реке Угре – решающее событие для российской истории. Русь избавляется от гнета Золотой Орды. Победа на Угре – это общая победа народов нашей страны, в том числе ногайцев, крымских татар, калмыков и других этносов», – сказал об этом губернатор Анатолий Артамонов.

Анатолий Артамонов, фото: пресс-служба администрации Калужской области

Нам пока не удалось выяснить отношение татар Калужской области к инициативе губернатора. Представитель Духовного управления мусульман России в Калуге Ринат хазрат Баткаев заявил, что не будет комментировать этот вопрос. Не удалось  получить комментарии и у официальных властей области.

«Такие вещи появляются в результате нашей слабости»

Доктор исторических наук Дамир Исхаков:

– Я считаю, что это показатель усиления шовинизма в России. Потому что за этим есть антитатарская направленность. На татар смотрят как на исторического врага.

С другой стороны, видно, что в России не обращают внимания на науку историю. А как показывают исторические сведения, после того «стояния» московские княжества не освободились от обязательства платить дань – его они ханам платили еще довольно долгое время. Некоторым ханствам, например Крымскому ханству, этот ясак платили вплоть до XVIII века. И после «стояния» москвичи много раз терпели поражение. Поэтому это никак нельзя назвать великой победой. Это всего лишь одно из событий в истории. Желание праздновать его идет исключительно от рассматривания Российской Федерации как русского государства. Такая позиция означает отрицание доли других народов в этом государстве. На самом деле это шовинизм и есть.

Это, несомненно, тенденция. Сейчас в стране идут весьма негативные процессы и в политическом, и в экономическом плане. Когда такое происходит, народ начинает беспокоиться. Некоторые люди во власти пытаются взять на вооружение национализм. Чтобы русский народ не видел другие недостатки, пытаются воодушевить его утверждениями «Мы здесь хозяева, мы здесь единственный великий народ», тем самым повышать уважение русского человека к себе. Жаль, некоторые люди этому поддаются. Они действительно начинают думать, что являются здесь главными и единственными хозяевами. Поэтому заинтересованные силы стараются расставить знаки и символы, определяющие эту «единственность».

Памятник Ермаку установили – а какая там была история, тоже проигнорировали. Я только что побывал в Сибири, мы были на том месте, где он утонул, сняли материал для телевидения. Ермак ведь утонул, он не смог взять Сибирь! Чтобы Сибирь окончательно присоединить к России, еще долгое время московским отрядам пришлось ходить походами, сражаться, приложить много усилий для этого. На самом деле Ермак не имеет никакого отношения к завоеванию Сибири.

– Что могут и должны сделать татары в таких обстоятельствах?

– Татарам приходится терпеть. Потому что появление таких вещей – это результат нашей слабости. Если бы другие народы России, в первую очередь татары, сами были бы сильными, не удавалось бы нас так притеснять. Мы сами позволяем это делать, поэтому давление продолжается. Надо будет терпеть. Другого варианта нет. Надо ждать бороться за демократию. Только тогда что-то может измениться. Пока, если так будет продолжаться, ситуация к лучшему не изменится.

«Поднимать искусственную дату – признак невежества»

Директор института Татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ, доктор исторических наук Искандер Гилязов:

– Противостояние на реке Угре – это всего лишь один из эпизодов в истории. Молодое еще в то время Московское княжество участвовало в довольно большом числе конфликтов, и таких незначительных столкновений было довольно много. Поднимать эту дату – это просто преувеличивать и выпячивать лишь один среди десятков фактов. И если говорить по правде, это очень искусственно созданный миф. Это пошло от Карамзина и подхвачено другими историками, и в возвеличивании этой даты есть сильное преувеличение.

Потом, нельзя забывать и другое – во время образования Москвы такого государства, как Золотая Орда, на самом деле ведь уже и не было. Были только наследники Золотой Орды. Кого из них рассматривать как прямого и единственного наследника Золотой Орды? Ни один не может рассматриваться в таком статусе. Поэтому выделять столкновение с каким-то одним государством и выставлять его как ключевое событие в избавлении от власти Золотой Орды – это довольно поверхностный взгляд.

В те же времена уже образовалось и Казанское ханство, есть Ногайская Орда, Крымское ханство. Как тогда оценивать отношения с ними? В тот период, например, в 1487 году войско Ивана Третьего берет Казань и пленит казанского хана. Может, тогда это событие выделить? Почему мы выделяем конкретно только «Стояние»?

То есть это малозначительный факт, но его хотят преподнести как очень важный и сыграть на этом – тут налицо попытка рассматривать историю только с точки зрения сегодняшнего дня, действовать лишь из интересов нынешней конъюнктуры. Это искусственное подчинение истории целям сегодняшнего дня. Так нельзя. История, она есть, и ее нельзя изменять. И в таком большом государстве выводить на первый план какие-то мифы, специально преувеличивая их значимость, я считаю, это большая ошибка.

Хорошо, допустим, сделали эту дату всенародным праздником. А принесет ли это пользу нашему многонациональному государству? Вопрос: что чувствует русский, празднуя такую дату? Превосходство над другими. «Вот мы какие великие, вот так мы победили, вот так мы освободились». Татарский народ рассматривает себя как продолжение Золотой Орды. Золотая Орда – это государство, которое занимает большое место в нашей и в то же время российской истории. Как это воспримут татары? Это может привести к каким-то мелким ненужным пересудам, конфликтам, межнациональным недоразумениям в обществе.

Русский человек оценивает эту дату по-своему, а татарин – по-другому. Надо ли нам эти вещи заново выносить на поверхность?

Сколько обсуждали иго, монголо-татарский гнет. Его ведь тоже выдумал Карамзин. Какое уж иго? Наконец стали избавляться от этого слова, и что, теперь снова возвращаться и начать говорить про это? Надо ли сегодня, в нынешних обстоятельствах поднимать эту тему – «Мы избавились от угнетения»? Приводит ли это к какому-то единству в обществе или взаимопониманию? Нет, наоборот, это намерение выполняет разрушительную функцию. Поэтому я абсолютно против данной идеи! Считаю, что это попытка внести разлад на пустом месте, «чесать там, где не чешется».

Значит, общество считает, что может вот так свободно действовать по отношению к истории, поступать с ней как заблагорассудится, подчинить историю. «Вот мы такие великие, поэтому в нашей истории были только великие события» – вот что это. А это идет от неграмотности. Возвеличивать искусственную дату – это результат невежества. Жаль, историю мы не знаем, в нашем обществе истории не обучают. Поэтому и происходят такие ситуации.

«Это войдет в школьные учебники как противопоставление народов»

Руководитель Центра исследования Золотой Орды и татарских ханств им. М. Усманова Института истории им. Ш. Марджани, кандидат исторических наук Ильнур Миргалиев:

– Калужский губернатор уже третий год пытается провести эту свою инициативу. Каждое лето мы получаем от них письма. Мы в ответ на эти обращения подготовили справку от института, в котором изложили, как ученые оценивают исторический факт «Стояние на Угре».

Сторонники хотят сказать, что это уникальное событие, якобы это день получения независимости, и хотят вывести данную дату на федеральный уровень. Мы, конечно же, против этого. Потому что в состав Золотой Орды входили и русские княжества. Получение независимости проходило в несколько этапов, не решалось одним днем. Здесь нет никакого основания говорить о славе русского оружия. Потому что на Угре вообще не было сражения. Там стояли два войска. Были переговоры, и после этого русские продолжали платить дань татарам.

Даже в русских летописях это «Стояние на Угре» не значится как великое сражение, об этом просто потом, через годы упоминается «это нам как назидание, урок» – примерно в таком ключе.

А вот кто занимается научной работой, для них это всего лишь один эпизод, а не дата, которая играла важную роль в получении независимости. Антон Анатольевич Горский из Московского университета довольно много работал в этой теме, в своей книге он придерживается такой же точки зрения.

Распад Золотой Орды – это большой процесс. Там глобальные вещи. Во-первых, проблема династии. С окончанием рода батуистов начинаются мятежи, беспорядки. За этим приходит чума и ослабляет страну. Потом войны с другими государствами, поражение от Тамерлана. С началом распада Золотой Орды главными политическими игроками были Крымское ханство, Казанское ханство, Большая Орда и русские княжества. Между ними были войны и противостояние ради продолжения династии и государства. Это сражение не является чем-то уникальным среди всех событий того периода.

Во-вторых, российское государство сегодня держится на двух больших народах – русские и татары. Как же это мы сегодня на федеральном уровне назовем «днем победы над татарами»? Эта дата войдет в учебники истории. Это противопоставление народов. Татарский народ большой, в него входят и крымские татары. Вот крымские татары сейчас в составе России. Они и так боятся, до конца не доверяют. И праздновать так, что их тоже победили, – это отталкивание народа от себя, кому это надо? Это не служит единству в стране. Поэтому мы однозначно против введения этой даты на федеральном уровне.

Это можно отмечать в Калужской области как региональную дату, чтобы звать на праздник туристов. Для их местности это может быть важным. Скажем, принятие ислама в Булгаре – это же не федеральный праздник, только на уровне Татарстана. Тогда давайте важные для татар события, тот же день принятия ислама, формирование государств, Золотой Орды, – пусть все это тоже внесут в список федеральных дат.

«Такие вещи повышают национальное самосознание татар»

Журналист, общественный деятель Римзиль Валеев:

– Это чрезмерное увлечение отдельных кругов национальным, а иногда религиозным фактором. Бывают же такие люди – увлеченные любители. У них это искусственный патриотизм. Не истинный патриотизм, а выдуманный. Такой категории люди есть, славянофилы, тюркоманы – возможно, мы имеем дели с такими. Кто-то ставит у себя на даче памятник Ивану Грозному.

Сейчас из-за отсутствия другой идеологии в России наблюдается усиление национально-религиозного, исторического фактора. Причина в этом. Но, слава богу, есть наша Конституция, желание вернуть царя – это антиконституционное дело. Пока официальный лидер страны Президент Владимир Путин не против утверждения, что Россия – многонациональная страна.

Калужская область увлеклась этой темой, и если кому-то нечему больше верить и не на что надеяться, имеют право проводить это в своем кругу – где-то в своей общественной организации, какой-нибудь деревне, у реки в своих масштабах. Потому что у нас и свои исторические места есть, чтобы проводить. Для того чтобы было на федеральном уровне, надо проводить конференции.

Это не факт избавления России от гнета – историки это давно уже сказали.

Иго тоже отсюда. Князи действительно ярлык получали из Сарая, с одной печной трубы (дома, семьи. – Ред.) платили ясак в размере шкуры лошади. Три-четыре месяца в год московские князья проводили в Сарае, они там сидели на совещаниях, гостили, общались. Полжизни у них проходило там. Это считалось естественным. На это совсем не обижались. Это потом постепенно изменилось.

Историю надо изучать с улыбкой, узнавая о средневековых порядках, получая от этого уроки, изучать с интересом. Не надо стараться переводить ее в нынешнюю политику. Реваншизм не нужен ни с нашей стороны, ни от других.

Я скажу еще одну мысль. Такие вещи могут помочь повысить у нашей татарской молодежи историческое, национальное самосознание. Притеснили язык? Поглумились над историей? В армии издевались из-за того, что ты татарин? Вот после этого татарское самосознание пробуждается и человек возвращается к своей национальной сущности. Есть вот одна такая польза от возникновения подобных ситуаций.

Оставляйте реакции

Почему это важно?

Расскажите друзьям

Комментарии
0

    Нет комментариев

Вот как сотни людей работают над ремонтом дельты реки Угорь | Аванпост «Затерянный берег»

Райан Бернс /

пятница, 19 сентября 2014 г.


@ 16:53 /

Окружающая среда,

Местные события

Вот как сотни людей работают над восстановлением дельты реки Угорь

Заинтересованные стороны собираются, чтобы обсудить научные аспекты проекта восстановления экосистемы Солт-Ривер.

Ученые и государственные служащие обычно не известны как тусовщики, но вчера в отеле Fortuna River Lodge определенно было праздничное настроение, так как около сотни заинтересованных лиц собрались, чтобы отпраздновать прогресс, достигнутый в восстановлении устья реки Угорь. На реставрацию уже ушло около тридцати лет работы, и предстоит еще много экологических работ, необходимых для восстановления эстуария, на который повлияли многие поколения строительства дамб, рытья канав и отложений. Но биологи, инженеры, лидеры некоммерческих организаций и владельцы собственности в четверг звучали оптимистично.

Член племени вийот Винсент Димарзо выступил с приветственной речью, объяснив, пока толпа потягивала кофе, что «вийот» — это слово местного племени, обозначающее саму реку Угорь. Это означает «обильный», сказал Димарзо, добавив: «Мне тяжело видеть реку такой, какая она сейчас».

Когда-то Угорь был одной из крупнейших лососевых рек в штате, и большая часть речной системы дельты была достаточно глубокой, чтобы принимать стотонные суда, перевозившие товары из Сан-Франциско и за его пределы. Сто пятьдесят лет назад речная система дельты естественным образом стекала с дождями и приливами. Но, стремясь использовать землю для улучшения сельского хозяйства, люди изменили эстуарий, перекрыв естественные притоки и выкопав каналы для прямого дренажа. В последующие годы эти измененные каналы начали заполняться постоянным потоком наносов, смывающих сильно эрозионные холмы Уайлдкэт, воздействуя на призму приливов и, по иронии судьбы, приводя к частым затоплениям сельскохозяйственных угодий региона.

Бывший инспектор округа Гумбольдт Джимми Смит считается одним из самых влиятельных руководителей в усилиях по восстановлению устья реки. Вчера, стоя перед собравшимися, он отметил, что в следующем году будет его 20-я работа над проектами восстановления реки Угорь. Смит вспомнил, как ходил от двери к двери в 1995 году, когда он баллотировался в гавань залива Гумбольдт, район отдыха и охраны природы, и слышал от землевладельцев в долине реки Угорь, которые были обеспокоены наводнениями, проблемами сточных вод и потерянными акрами из-за к отсутствию дренажа.

«Сельскохозяйственные угодья округа месяцами находились под водой, — сказал Смит. «Люди были возмущены». Фактически, проект восстановления экосистемы Соленой реки, самый обширный и сложный проект восстановления дельты на сегодняшний день, был инициирован землевладельцами. Почти два десятилетия спустя Смит впечатлен прогрессом и воодушевлен потенциалом.

«Я думаю, что это будет самая успешная и масштабная реставрация в Северной Калифорнии», — сказал он. «Эти проекты не только приносят пользу среде обитания; они позволяют обрабатывать земли в будущем».

После презентаций в River Lodge участники погрузились в правительственные внедорожники и поехали на несколько строительных площадок.

Отношения между защитниками природы и землевладельцами часто были непростыми. Кэтрин Цимер, исполнительный директор фермерского бюро округа Гумбольдт, сказала, что была удивлена, когда ее вчера даже пригласили выступить. «Во всяком случае, мы были препятствием», — заметила она. По ее словам, многие из местных землевладельцев чувствовали неуважение и игнорирование во время большей части планирования и реализации этих проектов. Она отметила, что только один землевладелец, владелец ранчо Джей Расс, питающийся травой, значился в длинном списке ораторов. «Я думаю, что в будущем мы могли бы стать лучшими партнерами», — сказал Цимер.

Следующий спикер, Паула Голайтли из Службы охраны рыбных ресурсов и дикой природы США, рассказала анекдот, чтобы передать непростую динамику между учеными и землевладельцами. Голайтли сказала, что пошла на встречу с владельцем ранчо по имени Ларри — «руки размером с обеденную тарелку», — сказала она. Ларри пригласил ее пройти в свой кабинет, указывая на кабину своего полноразмерного пикапа. Она села с пассажирской стороны и закрыла дверь. Ларри повернулся к ней, вспоминает Голайтли, и сказал: «Я должен тебе кое-что сказать, маленькая леди: ты чертовски меня пугаешь».

Без сотрудничества землевладельцев большинство этих реставрационных проектов было бы невозможно. Между тем землевладельцы не хотят, чтобы их принуждали к действиям, которые могут нанести ущерб их земле и средствам к существованию.

Но Джей Расс, местный животновод, сказал, что здешние проекты были разработаны как беспроигрышные предложения. Стоя, засунув большие пальцы в карманы синих джинсов, Расс сказал: «С сельскохозяйственной точки зрения, борьба с наводнениями и улучшение дренажа — это то, что оплачивает наши счета». По его словам, такие фермеры, как он, получают деньги от сельскохозяйственного производства и не должны нести ответственность за соблюдение Закона об исчезающих видах. Но он чувствует, что здесь, по крайней мере, обе цели могут быть достигнуты одновременно. «Мы найдем общее решение», — сказал он.

Аллан Ренгер, рыбный биолог из Калифорнийского департамента рыбы и дикой природы, объясняет, как защитники природы используют мелкоячеистую сетку для наблюдения за рыбой в рамках проекта восстановления экосистемы Солт-Ривер.

После обеда участники мероприятия забрались в ряд правительственных внедорожников и отправились на экскурсию по некоторым объектам проекта. Программа дня была сосредоточена на трех крупных проектах, каждый из которых находился на разной стадии завершения.

Проект заповедника в устье реки Угорь (pdf) «направлен на восстановление среды обитания лосося, функции прибрежной зоны, качества воды и прохода рыбы при создании мозаики пастбищ и природных ландшафтов». Он также предназначен для улучшения сельскохозяйственного использования, такого как выпас скота, при одновременном снижении воздействия изменения климата и расширении использования в рекреационных целях. Общая стоимость проекта чуть более 1 миллиона долларов была обеспечена двумя грантами, один из которых был предоставлен Департаментом охраны рыбных ресурсов и дикой природы Калифорнии, а другой — Государственной прибрежной охраной.

Все еще находящийся на ранней стадии, проект Ocean Ranch (pdf) находится дальше на север, к югу от залива Гумбольдта:

Этот район (синий на карте) исторически считался сельскохозяйственным, хотя в настоящее время он не используется. как таковой. Проект направлен на улучшение функционирования приливных болот, пресноводных прибрежных районов и других местообитаний, в которых обитают тихоокеанские лососи, перелетные птицы и другие виды.

Самым амбициозным из трех проектов является восстановление экосистемы Солт-Ривер (pdf), о котором хорошо знают местные землевладельцы, учитывая огромный объем работы, проделанной за последние 30 лет. Рабочие из длинного списка партнеров по проекту (см. PDF-файл) реконструировали приливно-отливное водно-болотное угодье площадью 330 акров, расширили 2 1/2 мили речного русла и выкопали более трех миль внутренней сети болот.

Когда все будет сказано и сделано, цена будет около 13 миллионов долларов. Четыре основные цели проекта Солт-Ривер включают улучшение приливных болот, восстановление исторического русла Соленой реки, управление наносами вверх по склону и планирование будущего адаптивного управления.

Майкл Боуэн из Калифорнийской прибрежной охраны объяснил, что вместо строительства акведуков в стиле Лос-Анджелеса дизайнеры стремились к полному восстановлению экосистемы, а биологи дикой природы уже добились обнадеживающих результатов.

Внедорожники остановились на грунтовой дороге вдоль выкопанного канала, и различные заинтересованные лица (вместе с парой репортеров) вылезли под дождь, который только что начался. Аллан Ренгер, рыбный биолог из Калифорнийского департамента рыбы и дикой природы, объяснил, как рабочие наблюдают за рыбой в канале, а затем предложил демонстрацию.

Двое рабочих в куликах натянули по ширине русла мелкоячеистую сеть с погруженным дном под воду и прошли вверх по течению метров 20, волоча сеть по воде. Затем они подняли сетку и медленно скрутили концы.

Наконец они высыпали содержимое сетки в прозрачную пластиковую емкость, которую держал Ренгер, который вернулся к толпе, наблюдавшей за происходящим со склона за грязными лужами.

Ренгер поднял маленькую корзину, чтобы увидеть рыбу внутри — маленьких колюшек и морских бычков.

Ранее в тот же день Боуэн сказал, что этот счастливый исход далеко не гарантирован. Прежде чем проект был завершен, до того, как каналы были расширены, а сеть болот вырыта, ученые спросили друг друга: «Разберутся ли рыбы? Узнают ли они, как найти дорогу назад?

Да. Тем не менее, предстоит пройти долгий путь, прежде чем эстуарий приблизится к здоровой экосистеме, которой он был раньше. «Эти проекты — не забеги на 50 ярдов, — сказал ранее в тот же день бывший руководитель Джимми Смит. «Это марафоны».

До реставрационных работ этот канал был достаточно узким, чтобы через него можно было перепрыгнуть.

В реке Саскуэханна обнаружены десятки древних плотин угрей

Бюллетень залива

Говорят, что эта старая каменная плотина на реке Саскуэханна в Пенсильвании была построена коренными американцами. Фото: Люк Вагнер

По

Бюллетень залива

/

31 января 2021 г.

Поделиться:

Автор Ad Crable, служба новостей Bay Journal

Будучи ребенком, выросшим на горе Лысый Верх над рекой Саскуэханна в Пенсильвании, Ван Вагнер смотрел вниз во время маловодья, чтобы увидеть таинственную букву «V», поднимающуюся со дна. , указывая вниз по течению.

Позже он узнал, что это была старая плотина для угрей, построенная из сложенных друг на друга речных камней. Это был простой, но эффективный способ ловить мигрирующих американских угрей. Когда угри плыли вниз по течению, стены плотины направляли их в узкое место, где их можно было поймать в ловушки или проткнуть копьем.

Как показывает Вагнер в недавнем видео с дрона, две стены плотины возвышаются примерно на 3–5 футов над дном реки. Плотина имеет ширину около одной восьмой мили в верхней части V.

Вагнеру, школьному учителю экологии из Данвилла, штат Пенсильвания, рассказали историю, которую передавали из поколения в поколение местные жители: Плотина был построен коренными американцами. Действительно, плотина находится в устье Махонинг-Крик, где когда-то жила община коренных американцев.

Собственные исследования Вагнера привели его к поразительной теории о том, что плотина была не только воздвигнута коренными американцами, но и, возможно, была построена задолго до великих пирамид Египта. Он утверждает эту возможность, потому что древесина, извлеченная из старой корзины для отлова в конце плотины угря в штате Мэн, была датирована углеродом примерно 6000 лет назад.

Кроме того, кажется, что Саскуэханна полна старых водосливов угрей, подводных ориентиров, все еще стоящих после столетий, если не эпох, наводнений.

В исторических записях нет большого количества документов о плотинах угрей в Пенсильвании. Но когда в этом году из-за COVID-19 в средней школе Льюисбургского района были запрещены экскурсии, Вагнер поручил своим ученикам тщательно изучить спутниковые снимки Саскуэханны, чтобы найти контрольные V-образные водосливы угря.

На данный момент они считают, что нашли несколько десятков. И почти все они находятся рядом с задокументированными стоянками коренных американцев.

Это неудивительно для Аарона Хеннинга, биолога-рыболова из Комиссии по бассейну реки Саскуэханна. «Там сотни людей. Есть один рядом с аэропортом в Гаррисберге, — сказал он.

Одной из простых причин может быть то, что змееподобные угри когда-то были основным источником пищи для людей, живущих на Саскуэханне. «Коренные американцы коптили и сушили мясо угря, чтобы использовать его всю зиму. Вероятно, это был самый важный источник белка и калорий для местных жителей в течение нескольких тысяч лет», — сказал Вагнер.

Ручей Сватара недалеко от Гаррисберга получил свое название от индейского слова, которое, как полагают, означает «где мы питаемся угрями». На гербе городка Сватара изображен угорь. Говорят, что город Шамокин, впадающий в Саскуэханну, на языке племени делавэров означает Угорь-Крик.

Согласно веб-сайту Комиссии по рыболовству и лодкам Пенсильвании, «оценки исторической численности показывают, что угри составляли 25% всей биомассы рыбы в бассейне реки Саскуэханна».

Плотины также были обнаружены в Мэриленде, Нью-Йорке и Делавэре.

В своей магистерской диссертации  Доисторические рыбные плотины в восточной части Северной Америки,  Аллен Лютинс писал, что угри и другая рыба играли важную роль в рационе коренных американцев вдоль рек и Атлантического побережья до периода Вудленда, который длился от 500 до н.э. до н.э. до 1100 г. н.э.

Причина: ловля рыбы требовала минимальных усилий и риска. И американских угрей было много. Вагнер удивляется тому, что коренные американцы, очевидно, знали естественную историю угрей, даже несмотря на то, что она происходит полностью под водой. Они знали, что плотины нужно использовать осенью, когда взрослые угри массово мигрировали вниз по Саскуэханне. Рыба направлялась в Саргассово море в Атлантическом океане, чтобы нереститься и умереть, — отдаленное центральное место сбора американских угрей, которое было обнаружено всего несколько десятилетий назад.

Угорь — единственная рыба в Саскуэханне, которая проводит взрослую жизнь в реке, а затем возвращается в море.

Лютинс, цитируя других ученых, сказал, что часто бывает трудно отличить доисторические плотины от угрей и плотины, построенные ранними колонистами, которые копировали методы коренных американцев. Он процитировал нескольких поселенцев, которые описали каменные плотины или плотины из кольев в реках Джеймс и Шенандоа в Вирджинии, которые в то время все еще использовались коренными американцами.

Новоприбывшие колонисты заняли плотины и построили новые. Угри стали основным продуктом питания жителей Данвилла в начале 19 века.00-х годов, когда гидроэлектростанции вниз по реке начали блокировать миграцию большого угря и нарушать цикл воспроизводства.

Одна из последних действующих плотин для угрей на Саскуэханне,  в 1950-х или начале 1960-х годов.