В каком году русские приняли христианство: Крещение Руси в 988 году

«Почему предки татар не смогли убедить русского государя в истинности своей религии?»

Рустам Батыр уверен, что делегации волжских булгар, побывавшей в 986 году у князя Владимира, не хватило мудрости имама Абу-Ханифы

Сегодня в РФ отмечается 1030-летие Крещения Руси. При этом традиционная историческая наука настаивает, что мусульмане имеют к этому событию непосредственное отношение. Известный мусульманский и общественный деятель Рустам Батыр в своем материале для «БИЗНЕС Online» вспоминает о «конкурсе», устроенном киевским князем более тысячи лет назад, и объясняет, в чем была ошибочность стратегии участвовавшей в нем болгарской делегации.



Владимир Красное Солнышко, выбирая религию, устроил испытание вер. И могло так случиться (чисто теоретически), что в ходе него он склонился бы не к православию, а к исламу
Фото: tatmitropolia.ru

«ЕСЛИ ВЕРИТЬ ИСТОЧНИКУ, ТО ВЛАДИМИР ОТКАЗАЛСЯ ОТ ИСЛАМА ПО ТРЕМ ПРИЧИНАМ»

Сегодня Россия отмечает День крещения Руси. Праздник православный. Однако русские историки настаивают, что и мусульмане, причем в лице предков татар –  волжских булгар, имеют к нему непосредственное отношение. Как известно, Владимир Красное Солнышко, выбирая религию для своей страны, устроил так называемое испытание вер. И могло так случиться (чисто теоретически), что князь Владимир в ходе него склонился бы не к православию, а к исламу. Тогда мы сегодня жили бы в совершенно в другой стране, у нас была бы совсем иная история, да и геополитический расклад в мире был бы кардинально не похож на современный. Почему же предки татар не смогли убедить русского государя в истинности своей религии? Чего им не хватило? И самое главное: чего не хватает сейчас нашим мусульманским иерархам?

Летописец Нестор в «Повести временных лет» свидетельствует: в 986 году у князя Владимира побывало четыре делегации – от болгар-магометан, от «латинян» из Рима, от хазарских евреев и от греков-византийцев. Все они рассчитывали убедить русского князя в преимуществе своей веры. Из всех делегатов Владимир дольше всего разговаривал с посланцем из Византии, а всех остальных визитеров отверг довольно быстро.

Вот как в летописи излагается интересующий нас сюжет касательно посланцев ислама: «Пришли болгары магометанской веры, говоря: „Ты, князь, мудр и смыслен, а закона не знаешь, уверуй в закон наш и поклонись Магомету“. И спросил Владимир: „Какова же вера ваша?“ Они же ответили: „Веруем богу, и учит нас Магомет так: совершать обрезание, не есть свинины, не пить вина, зато по смерти, говорит, можно творить блуд с женами. Даст Магомет каждому по семидесяти красивых жен, и изберет одну из них красивейшую, и возложит на нее красоту всех; та и будет ему женой. Здесь же, говорит, следует предаваться всякому блуду. Если кто беден на этом свете, то и на том, если здесь богат, то и там“, – и другую всякую ложь говорили, о которой и писать стыдно. Владимир же слушал их всласть. Но вот что было ему нелюбо: обрезание и воздержание от свиного мяса, а о питье и подавно сказал: „Веселие Руси есть пити, не можем без того быти“».

Совершенно очевидно, что летописец, кстати, канонизированый русской православной церковью в лике преподобных, несколько искажал суть и постулаты исламского учения, видимо, в целях идеологической пропаганды. Это нормально. Так в истории по части оппонентов поступали, пожалуй, все, и мусульмане в том числе. Но если верить источнику, то Владимир отказался от ислама по трем причинам: неприятие интимной гигиены, пристрастие к жирной пище и в особенности зависимость («Не можем без того быти») от горячительных напитков. Как бы там ни было, выбор был сделан.

Однако в рамках нашей статьи сегодня мы адресуем вопросы не к русскому князю, а к своим единоверцам. Если предположить, что конкурс был реальным и что подрядчик определялся не до испытания, как это часто бывает в современной России, а действительно по его итогам, тогда в чем состояла ошибочность стратегии болгарской делегации? Ответ прост: они забыли о мудрости, которой учил великий имам Абу-Ханифа.

«В ИСЛАМСКОМ БОГОСЛОВИИ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ЕГО ИСТОРИИ, ВПЛОТЬ ДО СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ, ЕСТЬ ДВЕ ШКОЛЫ»

В исламском богословии на протяжении всей его истории, вплоть до сегодняшнего дня, есть две школы, или, можно сказать, две интенции, тренда, полюса. Одни мусульманские богословы ориентированы на суть исламского Закона/учения, на то главное, что в нем заключено и ради чего можно пренебречь второстепенными вещами; другие – на его форму, делая акцент на том, что в религии важна каждая мелочь. Условно обе позиции можно обозначить как школу духовной мудрости и богословского формализма. На протяжении истории подобная дихотомия находила разные выражения: асхаб аль-хадис и асхаб ар-рай, факихи и суфии. Сегодня та же самая линия водораздела пролегает между пресловутым ваххабизмом и тем, что мы называем традиционным исламом.

На данную тему у татарского народа есть известная притча о том, как умудренный опытом мулла приучил жителей одной деревни, которые оставили религию, ходить в мечеть, разрешив им не мыть ноги во время предмолитвенного омовения, что было им в тягость. «Юмасагыз да була!» – сказал он им. На гневное и по всем богословским признакам справедливое возмущение молодого умника из медресе имам лишь спокойно ответил: «Я их приучил в мечеть ходить, а вот теперь ты приучи их ноги мыть». У старого имама не было ни одного формального аргумента, ни одного хадиса или аята, которые обосновывали его столь решительный шаг. Ни одного! Но он не побоялся взять на себя ответственность и сумел привести людей от порока и разврата к духовному спасению.

Эту идею духовной мудрости, выраженную в притче, имам Абу-Ханифа в свое время сформулировал на языке права в разработанном им методе правового толкования под названием истихсан, что буквально означает «предпочитать лучшее [несмотря на формальные доводы против]». В жизни имам сам нередко во благо простых людей применял этот метод, чем навлек на себя яростный гнев со стороны многочисленных буквоедов и формалистов-законников. Многочисленные свидетельства об этом приводятся в 13-м томе средневековых хроник «Истории Багдада».

Особенно оппонентов Абу-Ханифы выбешивало его дозволение употреблять национальный и любимый доисламскими персами горячительный напиток набиз (преимущественно финиковая настойка). Абу-Ханифу проклинали, обзывали смутьяном и Даджалом и на площадях ожесточенно рвали в клочья его книги. Даже некоторые, в особенности поздние, его ученики не понимали столь радикального шага своего учителя и потому придумывали разные способы, как оградить наставника от нападок недругов («Набиз опьяняет, только если перебродит» и т. д.).

Чем же руководствовался хазрат Абу-Ханифа, разрешая персам употреблять набиз? Тем же, что и имам из татарской притчи, – духовной мудростью. Персы в те времена только входили в ислам, вера еще не укоренилась в их сознании. И Абу-Ханифа прекрасно понимал, что главным на тот момент было принятие его соплеменниками Единого Бога в своем сердце. Когда это произойдет, приложится и все остальное. История доказала: Абу-Ханифа был абсолютно прав. Персы в итоге отказались и от вина, и от набиза.

«К ЛОГИКЕ ДУХОВНОЙ МУДРОСТИ ПРИБЕГАЮТ НЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОПРАВДАТЬ ПРИСУТСТВИЕ ГРЕХА В НАШЕЙ ЖИЗНИ»

Здесь важно подчеркнуть: Абу-Ханифа разрешал употребление набиза не потому, что искал послабления в религии и хотел оправдать порок. Нет. Он разрешал набиз, потому что действительно, а не на словах хотел победить его и все другие пьянящие напитки и полностью искоренить алкогольный порок в своем народе. При этом, кстати, он не нарушал никаких положений Корана. В Св. Писании ислама говорится о запрете вина, т. е. горячительного напитка, делающегося из винограда. Про набиз, водку и пиво там формально ничего не сказано.

Ничего не сказано там и про медовуху, которую употребляли в Древней Руси. Зная об этом, болгарская делегация могла бы прибегнуть к истихсану, указав князю, что на его медовуху, без которой он не может «быти», никто не покушается. Главное – не пить вино, которое на Руси отродясь и не делали. Однако среди болгар, видимо, не нашлось человека, сопоставимого по масштабу Абу-Ханифе. И, как следствие, в России исторически пьют, скажем дипломатично, несколько боле, чем на родине «величайшего предстоятеля».

Повторюсь: к логике духовной мудрости прибегают не для того, чтобы оправдать присутствие греха в нашей жизни, а для того, чтобы помочь избавиться от него тем, кто только встал на путь духовного преображения. Пить всю жизнь водку или пиво под предлогом того, что о них ничего не сказано в Коране, недопустимо. Речь о другом – о правильной расстановке приоритетов. Сначала основа Пути – вера в Единого Бога, только потом все остальное, а не наоборот.

К сожалению, все эти аспекты в учении Абу-Ханифы сегодня в Татарстане предаются забвению, т. к. в настоящее время ДУМ РТ взяло курс на торжество богословского формализма. Вместе с рационализмом ислама душится и его миролюбие, поскольку идеи Абу-Ханифы об оставлении наших религиозных разногласий на Суд Бога, т. е. так называемый мурджиизм, который прекрасно подходит для поликонфессионального общества, противоположным лагерем также признаны еретическими. Вот почему муфтият уже на протяжении многих лет не издает переводов трудов Абу-Ханифы, а с недавнего времени даже фальсифицирует наследие имама, выдавая под его авторством тексты, в действительности не принадлежащие перу «величайшего предстоятеля». В результате у нас ислам из двукрылой птицы превращается в хромую утку с однобоким видением мусульманского наследия и путей его сохранения. И, как следствие, татары все меньше ходят в мечети, многие из которых уже давно обросли паутиной…

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Религия в Грузии

  1. Главная
  2. Грузия
  3. Религия


Грузия официально является светским государством, в котором есть пространство для проповедования всех основных мировых религий. Считается, что Грузия является второй страной в мире (после Армении), принявшей христианство в качестве официальной государственной религии — в 326 году нашей эры. Примерно 80% населения Грузии — христиане, большинство из которых принадлежит к Грузинской Православной церкви, которая является самым мощным и влиятельным религиозным учреждением в стране.


Некоторые абхазы и грузины из южных и юго-западных частей страны, например, Аджарии, являются мусульманами, как и азербайджанцы, которые в основном проживают в районе Квемо-Картли, и большинство кистинцев, которые по большей части живут в Панкисском ущелье.


Ассирийцы, армяне, греки и русские имеют в стране свои православные церкви. Также есть небольшое количество католиков. Кроме того, в Грузии проживает одна из старейших еврейских диаспор в мире, а также небольшая община духоборов и лютеран.


Грузинская Православная церковь




В православии считается, что в 44 году нашей эры, вскоре после распятия Иисуса, Святая Богородица Мария вместе с другими апостолами бросили жребий, чтобы определить, в какую землю каждый из них должен отправиться, чтобы проповедовать Святое Слово. Согласно древним церковным преданиям, Иберия (древнее название Грузии) была землей, отведенной самой Деве Марии. Сейчас она почитается грузинскими христианами как святая покровительница страны.


В грузинских церковных хрониках говорится, что, хотя Дева Мария не смогла поехать в Иберию и по воле Бога осталась в Иерусалиме, она попросила апостола Андрея поехать туда и распространять Евангелие от ее имени. Древние писания рассказывают, как он посетил многие города и деревни в Грузии, проповедуя новую религию. В селе Ацкури (недалеко от современного города Ахалцихе) молитва апостола Андрея вернула к жизни мертвого человека. Чудо убедило первых местных жителей принять христианство. Апостол Андрей оставил изображение Девы Марии на деревянной доске в деревне, чтобы местные жители могли ему помолиться. Ацкурийская икона Божией Матери считается первой в своем роде и в настоящее время хранится в Национальном музее Грузии в Тбилиси.


В те дни на территории современной Грузии было два государства: восточное государство Картли (Иберия) и западное — Эгриси (Колхида). Апостол Андрей проповедовал в них обоих, и это факт, подтвержденный не только грузинскими летописями, но и греческими и латинскими церковными авторами.


В течение первых столетий после обращения христиане подвергались гонениям со стороны властей. Однако в 326 году нашей эры христианство стало официальной государственной религией благодаря Святой Нино, которая родилась в римской провинции Каппадокия. После видения во сне Девы Марии, благословившей ее проповедовать христианское Евангелие в Иберии, она уехала на Кавказ.


Согласно традиционным источникам, святая Нино установила большой деревянный крест на месте старой языческой святыни за пределами Мцхеты, столицы Иберийского царства. Совершая чудеса, Крест привлекал паломников со всего Кавказа. В настоящее время это место широко известно как церковь Джвари. Святой Нино также приписывают обращение в христианство царя Иберии Мириана Третьего, что в конечном итоге и привело к тому, что оно стало официальной государственной религией в Иберийском царстве.


К концу IV века в Грузии утвердилось христианство. Однако в следующие века на Грузию нападали персы, арабы, турки и монголы, исповедовавшие другие религии. Большинство оккупантов пытались заставить грузин отказаться от своих убеждений; многие люди были замучены и убиты. Несмотря на порой трагическую историю грузинской церкви, вера местного населения прошла испытание временем, и христианство сейчас, вероятно, находится на самых сильных позициях, чем когда-либо прежде.


В Грузии огромное количество церквей и монастырей, многие из которых также служили образовательными центрами своего времени. С IX века Грузинской Православной Церковью управляет Католикос-Патриарх. В XII веке, в период, считающийся Золотым веком страны, царь Давид Четвертый (в основном известный как царь Давид Строитель) приказал построить Гелатский монастырь и Академию недалеко от Кутаиси. За короткое время Академия была признана одной из величайших богословских и научных школ православного мира.


С начала XIX века Грузия вошла в состав Российской Империи. Впоследствии был учрежден Экзарх, которым Грузинская Православная Церковь была интегрирована в Русскую Православную Церковь и утратила автокефалию. В 1917 году грузинские власти после революции в России смогли провозгласить независимость страны, и Грузинская церковь также восстановила свой суверенитет. В советское время атеизм, хотя он никогда не провозглашался официальным элементом государственной идеологии, активно поддерживался партией. Большинство церквей и мечетей не функционировали, а многие церковные священники были арестованы. Возрождение христианства пришло с перестройкой в ​СССР.


С 1977 года по настоящее время руководящий пост занимает архиепископ Мцхетский и Тбилисский Илия Второй. Тысячи туристов совершают паломничество в Грузию, чтобы увидеть хранящиеся там реликвии и посетить многие святые места по всей стране.


Иудаизм


В Грузии проживает одна из старейших еврейских диаспор в мире. Согласно «Грузинским хроникам», еврейский народ прибыл в Грузию после завоевания Иерусалима в 586 году до н.э. царем Вавилона Навуходоносором II и последующего вавилонского изгнания. Еврейский народ исповедовал здесь свою веру и культуру на протяжении веков. Несмотря на то, что численность еврейского населения в Грузии резко сократилась во второй половине ХХ века, когда стала возможна эмиграция из Советского Союза, большинство из тех, кто решил остаться, по-прежнему проживают в столице Грузии Тбилиси. Есть также небольшие еврейские поселения в Кутаиси, Гори, Сурами, Они, Ахалцихе и Батуми. Во всех этих городах вы можете найти синагоги, многие из которых действуют до сих пор.


Армянская Апостольская Церковь


Армянская церковь существовала в Грузии более 1500 лет: с V века нашей эры. В XI веке Армянской церкви был присвоен статус епархии в Грузии, административным центром была церковь Сурб Геворг в Тбилиси. С армянской церковью в Грузии было связано более 600 различных религиозных и культурных объектов, включая семинарии и монастыри, но, к сожалению, многие из них были разрушены либо из-за стихийных бедствий, либо из-за вандализма. Большая часть армянской диаспоры, проживающая сегодня в Грузии, является приверженцами Армянской Апостольской церкви. По данным самой Армянской Апостольской церкви, в настоящее время в Грузии действуют 32 их церкви: 2 в Тбилиси, а остальные расположены преимущественно в армянских городах и деревнях, в основном в регионе Самцхе-Джавахети (Ахалкалаки, Ниноцминда, Цалка) и некоторые — в Квемо-Картли.


Русская Православная Церковь




Русское православие официально появилось в Грузии одновременно с присоединением Грузии к Российской империи в 1801 году. С 1811 по 1917 год фактически Грузинская Церковь существовала в форме Экзархата Русской Церкви, а это означало, что последняя имела доминирующий статус. Грузинский патриархат вопреки церковным правилам был упразднен.


Приверженцы русского православия в Грузии по большей части являются добровольными гражданскими мигрантами из России и бывших стран СССР.


В советское время русские церкви постигла участь многих религиозных построек других конфессий: одни были разрушены, в других размещались общественные и светские организации, музеи, библиотеки, склады и т.п.


Сегодня в Тбилиси действуют три русских православных храма, в которых службы частично проходят на русском языке. Одна из них — церковь Александра Невского, построенная в 1864 году на пожертвования прихожан и средства, выделенные Священным Синодом России. Примечательно, что здесь хранятся частицы мощей святой Марии Магдалины, святой Нино и святого Николая. Другая церковь, построенная в Тбилиси в 1911-1913 годах архитектором Иоганном Дицманом, носит имя святого графа Тверского, небесного покровителя великого князя Михаила Александровича Романова. Здание выполнено в лучших традициях русского церковного зодчества, с его территории открывается захватывающий панорамный вид на Тбилиси.


Ислам


Ислам появился в Грузии в VII веке, когда армия, посланная в Тбилиси третьим халифом ислама, Османом, вторглась в Восточную Грузию и установила мусульманское правление. В настоящее время мусульмане составляют около 10 процентов населения Грузии. Одна из двух основных мусульманских групп в Грузии — суннитские ханафи. Они сосредоточены в Аджарской Автономной Республике Грузии, которая граничит с Турцией. Эта часть Грузии в течение некоторого периода своей истории находилась под властью Османской империи, что, очевидно, привело к исламизации местного населения.


Шииты Итна Ашария — в основном этнические азербайджанцы-мусульмане, проживающие вдоль границы с Азербайджаном и Арменией. Панкисское ущелье является домом для этнической группы кистинцев, исповедующих ислам.


Самая древняя и уникальная мечеть в Грузии — Джума-мечеть в Тбилиси. Этот красивый памятник архитектуры XVIII века расположен в Старом Тбилиси на холме между крепостью Нарикала и серными банями. Еще одна крупная мечеть страны находится в Батуми. Есть и небольшие мечети в горной Аджарии.


Католицизм


Грузинская католическая община существует веками, но никогда не была большой. Сейчас она насчитывает около 80 тысяч человек (примерно 2% от населения страны). История католической церкви в Грузии началась в XIII веке, через двести лет после раскола между Востоком и Западом.


Раскол между западной и восточной ветвями христианства в Грузии ощущался не так сильно, и грузинские цари с уважением принимали представителей Папы. Первыми в Грузию приехали миссионеры францисканского ордена, а вскоре и доминиканцы. Формальная латинская епископская кафедра действовала в Грузии с XIII века до начала XVI века.


Большинство католических церквей в стране были либо разрушены во времена советской власти, либо переданы под управление Грузинской Православной церкви. В настоящее время в Грузии открыто лишь несколько католических церквей, включая Собор Богородицы и Церковь апостолов Св. Петра и Павла в Тбилиси и Церковь Святого Духа в Батуми. Величественное здание Благовещенского храма в Кутаиси в настоящее время находится в распоряжении Грузинской Православной церкви.


Среди грузинских католиков есть выдающиеся деятели культуры и образования, такие как Закария Палиашвили, который сочинил музыку к гимну Грузии и основал национальную композиторскую школу; основатель Тбилисского государственного университета Петре Меликишвили; Симон Каухчишвили, основоположник грузинской классической филологии; бизнесмены и благотворители братья Зубалашвили и один из величайших писателей, ученых и политиков в истории Грузии Сулхан-Саба Орбелиани.


Духоборы


Духоборы — это и конфессия, и этнос одновременно. Все духоборы происходят из России и сегодня проживают в основном в России, на Кавказе и в Канаде. Слово «духобор» означает «борец с духами». Они называют себя «православными христианами, но без посредников» и не принимают церкви. Духоборы верят в реинкарнацию и святой дух, не принимают крест и используют заклинания и чары. Поэтому Русская Православная церковь всегда считала их сектантами. В 1839 году российский император Николай I поставил духоборам ультиматум: либо принять православие, либо навсегда уехать в только что завоеванный регион Кавказа. В 1839-1845 годах около 5000 духоборов поселились в двух грузинских областях — Джавахети и Дманиси и основали 10 сел: Владимировка, Тамбовка, Родионовка, Богдановка, Спасовка, Орловка, Гореловка, Ефремовка, Калмыково и Троицкое.


После массового переселения духоборов из Грузии в 1990-е гг. на карте осталось только одно село — Гореловка. Сегодня здесь 50 дворов, в которых проживает около 135 человек. Это уникальное место в Грузии, где русский язык является родным для местных жителей, а люди носят старинную национальную одежду, передаваемую из поколения в поколение. Духоборы славятся хранением традиций русского народного пения.


Лютеранство


Лютеране из Германии были первыми протестантами, переехавшими в Грузию. Немецким экспатриантам начала XIX века были обещаны существенные привилегии в их новом доме: свобода вероисповедания, освобождение от военной службы, финансовая помощь, освобождение от налогов на 10 лет и т. д. В сентябре 1817 года в Тбилиси прибыла первая группа иммигрантов (31 семья швабских немцев из Вюртемберга). В течение следующих двух лет они уже основали шесть крупных немецких поселений в Грузии: Мариенфельд, Ной-Тифлис, Александердорф, Петерсдорф, Элизабетталь и Катариненфельд. Элементы традиционной немецкой архитектуры сохранившихся построек из этих исторических районов продолжают удивлять путешественников и по сей день.


В 1897 году в Тбилиси открылась лютеранская церковь Св. Петра и Павла. При церкви была немецкая гимназия, пользовавшаяся большой популярностью даже в советское время. Так, например, в гимназии учился сын Лаврентия Берия. Церковь находилась на левом берегу главной реки столицы Мтквари. С начала 1930-х лютеран начали подвергать репрессиям, а церковь постепенно разрушалась.


Возрождение лютеранства в Грузии связано с деятельностью Герта Хуммеля, профессора Лютеранского университета в Саарбрюккене, Германия. Он переехал в Грузию в конце 1980-х и начал вести миссионерскую деятельность. Хуммель продал свой дом в Германии и в 1995 году начал строительство новой лютеранской церкви в Грузии. В 1997 году, через 100 лет после освящения лютеранской церкви Св. Петра и Павла, в Тбилиси открылась новая церковь «Примирение». В Батуми есть протестантская церковь Святой Троицы. Небольшие общины существуют также в Рустави, где находится Руставская Евангелическо-Лютеранская церковь, а также в городе Гори.

Христианская Россия Путина как модель для Америки — The Revealer

(Источник изображения: Алексей Никольский для Getty Images)

Следующий отрывок взят из книги Сары Риккарди-Шварц Между небом и Россией: религиозное обращение и политическое отступничество в Аппалачах , опубликованном издательством Fordham University Press. Книга исследует сообщество американцев, обращенных в Русскую Православную Церковь в Западной Вирджинии.

Этот отрывок взят из пятой главы книги.

***

Приход и монастырь отделяют всего десять миль, но в плане поддержки Владимира Путина их причины часто расходились в световые годы. В то время как насельники монастыря в целом казались немногословными, за исключением о. Трифона, чтобы выразить политическую верность Путину, часто изображали его роль почти апокалиптической в ​​будущем глобального христианства. Многие монахи обращались к языку Третьего Рима и фигуре царя-мученика Николая II, чтобы предсказать, что может произойти перед лицом растущего секуляризма, и как путинское продвижение христианства в публичной сфере может быть единственным, что спасет мир. . Напротив, члены прихода св. Иоанна в какой-то степени идеологически рассматривали президента Российской Федерации как хорошего кандидата для продвижения христианских ценностей во всем мире. Они, как правило, сосредоточивались на текущих событиях, о которых узнали из различных спонсируемых российским правительством СМИ или из уст в уста от духовенства Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), часто посещавшего Россию. В целом обе группы новообращенных поддерживали Путина, но по разным идеологическим причинам. Помимо новообращенных православных, большинство жителей Вудфорда, с которыми я разговаривал, никоим образом не были связаны с Владимиром Путиным или российскими политическими идеологиями, однако часто отзывались о нем с нежностью или, по крайней мере, с восхищением.

Мэр города, переехавший в этот район в детстве из ржавого пояса Пенсильвании, был выходцем из православной венгерской семьи. Однажды днем ​​я сел с ним, чтобы поговорить об этом районе. Он встретил меня в мэрии Вудфорда в футболке и джинсах с замасленными руками: «Я бы пожал вам руку, но я менял масло в пожарной машине». Высокий, лысеющий мужчина с темным загаром, бывший владелец малого бизнеса, работавший на никелевом заводе в крупнейшем городе поблизости. Проработав чуть больше года в должности, мэр ходил от двери к двери во время своей кампании по знакомству с жителями, подчеркивая платформу экономического стимулирования и уделяя больше внимания ремонту устаревающей инфраструктуры города. Не просто человек слова, мэр сразу же приступил к работе после выборов, встретившись с городским советом, чтобы сократить расходы и создать бюджет, который превратил город из красного в черный, нацелившись на устаревшую систему водопровода. Мэр, как и многие жители города, считал, что инфраструктура и экономика Вудфорда являются симптомами упадка американских стандартов и прогресса. Пока Владимир Путин не был ключевой политической фигурой для инославных

христиан в городе, мэр, отметивший, что большинство жителей Вудфорда проголосовали за Дональда Трампа на президентских выборах 2016 года, считает, что оба политика разделяют ценности, которых люди в сообществе и в регионе в целом желают в избранных ими должностных лиц.

«Они очень похожи, понимаешь?» мэр сказал мне: «Трамп и Путин. Они сильные лидеры. Нам это нужно. Они выполняют работу. Мне все равно, чем они занимаются в свободное время».

Заявления мэра перекликались с заявлениями другого выборного должностного лица — на уровне штата — тоже из Вудфорда. Историк и член законодательного собрания, Эдвард прожил в этом районе всю свою жизнь, вырос недалеко от нынешнего местоположения монастыря. Дождливым весенним днем ​​мы встретились в местной закусочной, одной из немногих, где висели объявления о том, что их сотрудники получили прививки от гепатита А, вируса, свирепствовавшего в то время в регионе. В свои тридцать с небольшим взлохмаченные черные волосы и большие круглые голубые глаза Эдварда придавали ему моложавый вид. За собачками чили, луковыми кольцами и сладким чаем мы говорили об истории округа, особенно о его публикациях о формировании городов и местного самоуправления в этом районе, о его работе учителем истории в средней школе, об устойчивом экономическом спаде в Западном Вирджиния и социальность горной культуры. Пока он возился со своим школьным кольцом и смотрел на дождь, барабанивший по окну, он вспоминал, как начали меняться взгляды регионов на бывший Советский Союз. В молодости о России думали в терминах холодной войны, со страхом и опасением окружая все, что связано с безбожным коммунизмом. Однако в последние годы, особенно после президентских выборов в США в 2016 году, как особо отметил Эдвард, лексикон в отношении России начал меняться. «Мои старшеклассники говорят, что мы должны дать ему шанс», — сказал Эдвард, имея в виду Путина. «Они получают это от кого-то, и, вероятно, это их родители». Выросший в деноминации Церкви Христа, в общине недалеко от закусочной, Эдвард отметил, что регион всегда был склонен к консерватизму на президентском уровне, но что правые и альтернативные правые идеологии были на подъеме среди молодежи. Возвращаясь к исследованию моральной ярости в сельской Америке, проведенному социологом Робертом Уотноу, рассказы Эдварда показали, что сочетание бедности и изоляции могло привести к все более политизированному образу жизни.

Дин, бывший военный из Западной Вирджинии, перешедший в русское православие, муж жены, родившейся в России, и местный школьный учитель, сообщил, что он также заметил всплеск разговоров — как в классе, так и за его пределами — о важности Владимир Путин в мировой политике. В отличие от своей жены Фотини, которая, казалось, не хотела искренне поддерживать Путина, Дин верил, что Путин может изменить мир к лучшему. Вторя настроениям мэра Вудфорда, Дин, стройный мужчина лет пятидесяти с седыми волосами и в очках, предположил, что Путин предложил новую форму консервативного морального управления, которое не отступит перед лицом современного секуляризма. Застенчивый и неудобный в толпе, Дин, как правило, стоял в стороне во время общественных мероприятий в приходе, разговаривая с прихожанами-мужчинами или просто наблюдая за людьми. Однако один на один он был совершенно другим человеком. — Я зол, — крикнул он мне. — Хочешь знать, почему? Сидя за обеденным столом в ремесленном двухэтажном доме примерно в сорока минутах от прихода, он выразил свое возмущение тем, что его не слышат, что на него смотрят как на белого мужчину в том, что он видел как американское прогрессивное общество, слишком ориентированное на меньшинство. права. Его беспокоило возросшее «разнообразие» в его районе, и ему надоели либералы. «Мне это надоело, — сказал он. — Ты знаешь, что у меня наверху? Это может тебя удивить, — улыбнулся Дин. Указав на потолок прямо над обеденным столом, он гордо заявил: «У меня есть сейф, полный оружия. Знаешь, грядет война, и я хочу быть на правильной стороне». Для Дина, который голосовал за Дональда Трампа на выборах 2016 года, Россия и Путин были правильной стороной, поскольку они олицетворяли собой возвращение традиционной мужественности в политический мир, которая принесет с собой христианские ценности и мораль в общественную сферу. В то время как Дин был готов взяться за оружие за свою приемную родину, у других, казалось, были серьезные экзистенциальные проблемы с пониманием их места в мире. Один прихожанин упомянул, что не будет знать, на чьей стороне воевать, если начнется война между Россией и США. Новообращенные чувствовали себя зажатыми между двумя мирами в волне нарастающих политических потрясений. Они были русскими? Американец?

(Источник изображения: Михаил Светлов для Getty)

Над этими вопросами бились не только миряне (не священнослужители). Одним из главных подставных лиц православной общины был настоятель монастыря о. Спиридон. Новообращенный со Среднего Запада посредством католицизма, он был монахом-бенедиктинцем до того, как обратился в русское православие. о. Спиридон обратился к темам холодной войны, отметив, что, по его мнению, большая часть проблем, связанных с Россией и Путиным, связана с западными либеральными предубеждениями. Я подробно цитирую его здесь, учитывая то, как он уловил чувства многих людей, с которыми я разговаривал в течение моего пребывания в сообществе:

«Раньше консерваторы были антироссийскими, а либералы пророссийскими; сейчас все переключилось. Многое из этого, насколько я понимаю, находится на духовном уровне. Две роли нашей страны, как я знал ребенком в пятидесятые годы, полностью поменялись местами. Наша страна теперь представляет антихристианство, а Россия представляет христианство. Это действительно полная смена ролей. Россия всеми силами пытается поддержать христианскую мораль и христианскую веру, защитить христиан. Президент Путин лично восстанавливает все разрушенные церкви в Сирии. Не только православные, но и католики и униаты. Он восстанавливает там все церкви. Такого предложения из Америки нет. За гонимых христиан никто не заступится, кроме России. На самом деле нет. Но если Путин что-то говорит или Патриарх Кирилл что-то говорит, либеральная пресса их рвет на части: Как ты думаешь, кого ты обманываешь? Вам никто не верит. Вы говорите это просто потому, что хотите произвести впечатление на людей. Вы хотите, чтобы американские евангелисты поддержали вас . Так что это своего рода безвыходная ситуация. Что бы Россия ни делала, они их все равно разорвут. Если они сделают что-то хорошее, они скажут, что это подделка. Так обстоят дела сейчас. Мы хотим услышать, что они говорят, и если вы действительно слушаете то, что они говорят, и если вы посмотрите на доказательства в их стране, я не понимаю, как вы можете верить всем этим обвинениям против Патриарха и против президента России. Я не понимаю, как можно этому верить, ведь вы смотрите, как живет их страна и как они отворачивают свою страну от… . . пытаясь отвратить его от абортов, чувственности и безнравственности. Вы знаете, они очень стараются все это сделать. Никто другой, но часть этих вопросов, которые отстаивает Россия с точки зрения морали, очень дороги либеральной прессе — права трансгендеров, однополые браки, женщины-священники и женщины-епископы — все это вопросы, которые очень волнуют. важно для либералов и для либерального христианства на Западе. Россия противоположна этому. Это традиционная мораль и традиционные верования, поэтому они просто не любят Россию и не любят Русскую Церковь — совсем нет. Они думают, что Русская церковь — это просто инструмент путинского правительства. Они вообще не видят искренности. Они смотрят на нашу церковь, смотрят на наши службы и ничего не узнают, поэтому отмахиваются от этого. Я не знаю, что будет в будущем, если это не изменится и будет продолжать ухудшаться, я не знаю, что это будет значить для нас, русских православных христиан, американцев, обращенных в Русскую Церковь.

Фр. Апокалиптические опасения Спиридона по поводу преследований перекликались с опасениями большинства новообращенных в Вудфорде, где казалось, что единственными православными, не охваченными путинской лихорадкой, были сами русские.

Несмотря на то, что сообщества единомышленников часто имеют общие убеждения и идеологии, всегда есть разные мнения. В случае с русскими православными христианами в Аппалачах несогласными выступили верующие, родившиеся в России. Фотини — жена Дина, иммигрировавшая в Соединенные Штаты в начале 2000-х после получения докторской степени, беспокоилась о том, что отношения Путина с Церковью не такие живописные, как изображают религиозные лидеры и российские СМИ. Две другие русские женщины в приходе — Вероника и Маша — также беспокоились о том, что новообращенные в Русскую православную церковь слишком рвутся в свои объятия президента Владимира Путина и его политических идеологий. Обе женщины видели поворот к худшему в российской экономике, культуре и обществе после перестройки. Вероника, бывшая школьная учительница, переехала из маленькой деревни в России в Соединенные Штаты ради экономического выживания при Борисе Ельцине. «Я ненавижу Ельцина, — сказала она. «Что он сделал с нашей страной. . . ». В свои пятьдесят Вероника была подвижной женщиной с короткими вьющимися пепельно-светлыми волосами, которая предпочитала бирюзовые украшения и белые кружевные наряды. На одном из двухнедельных летних собраний женщин в доме Маши я была единственной, кроме двух женщин, присутствовавшей, так как большинство прихожан были либо в отпуске, либо в летнем лагере РПЦЗ со своими детьми. Вероника и Маша решили поговорить со мной о своих чувствах, связанных с убеждениями новообращенных, об отношениях между Россией и США и о том, как они относятся к Путину.

«Как-то странно», — усмехнулась Вероника, имея в виду американцев, обращающихся в русское православие. «Может быть, это потому, что это просто в нашей крови, в наших костях». Обе женщины сочли, что в некоторых отношениях тотальная конверсия — полная инкультурация, политическая и иная — отталкивает. Партнер Маши Рейнольдс принял православие после того, как влюбился в нее. Однако его влечение к российским политическим идеологиям проистекало не из его отношений с Машей, а скорее из его приверженности консервативным ценностям — политическим, моральным, социальным и экономическим. В то время как Рейнольдс считал Путина и, в меньшей степени, Трампа сильными фигурами с положительными преобразующими социальными способностями, Маша видела, что оба лидера создают нисходящие спирали для открытых демократических культур. И для Маши, и для Вероники Советский Союз был несовершенным, но благосклонным. «В Советском Союзе было намного лучше. Я очень разочарована в Путине, — вздохнула Вероника. Мысль о том, что новообращенные могут поддерживать монархические теории и желать возвращения царской России, даже царя Путина, ужасала обеих женщин. Наливая чай с ароматом розы, Вероника яростно тряхнула головой и громко сказала: «Царь никогда не вернется. Нелепый.» Одной из немногих русских в общине, открыто поддерживавших царские тенденции и идеологию Владимира Путина, была жена приходского священника, матушка Ольга, иммигрировавшая из Казахстана в молодости. После года общения с матушкой Ольгой стало очевидно, что ее представления о российском правительстве и Путине были глубоко затронуты новообращенным отцом Кириллом. Учитывая общее недоверие, с которым многие рожденные в России члены РПЦЗ в этом сообществе относились к политическому режиму России, возникает вопрос, почему новообращенных так привлекал Владимир Путин, его, казалось бы, нелиберальная и/или авторитарная политика, а также потенциальное возвращение царской власти в Россию? Святая (усыновленная) Мать Россия.

 

Сара Риккарди-Шварц — автор книги « Между Небесами и Россией: религиозное обращение и политическое отступничество в Аппалачах » и научный сотрудник в журнале «Восстанавливая истину: религия, журналистика и демократия в эпоху постправды». проект в Центре изучения религии и конфликтов Университета штата Аризона.

***

Хотите узнать больше по этой теме? Посмотрите нашу увлекательную беседу с Сарой Риккарди-Шварц в 23-м выпуске подкаста Revealer: «Ради любви к Путину: американцы обращаются в Русскую православную церковь».

Как будет выглядеть преобразование России?

На протяжении большей части ХХ века католика по всему миру после каждой мессы молились за обращение России.

Называется Leonine Prayers , изначально они были задуманы как защита суверенитета Папской области, которая тогда подвергалась нападению. Это намерение закончилось Латеранским договором 1929 года, но с того времени продолжались молитвы об обращении России, которая стала атеистическим государством, стремящимся уничтожить религию.

Молитвы включали 3 Ave Marias , a Salve Regina , стих и ответ, молитву об обращении грешников и «возвеличение Святой Матери Церкви», заканчивающуюся молитвой Святому Архангелу Михаилу. Пий X добавил призыв «Святейшее Сердце Иисуса, помилуй нас».

Православный. Верный. Свободно.

Зарегистрируйтесь, чтобы получать Crisis  статьи, ежедневно доставляемые на ваш почтовый ящик

Адрес электронной почты

До подавления молитв в 1965 только подумайте о миллиардах из них, предложенных для этого намерения? От маленьких школьниц до католических глав государств и канонизированных святых, все они молились за обращение России. Думает ли кто-нибудь из правоверных католиков, что конец Советского Союза в 1991 году не был результатом этих молитв?

Холодная война — Третья мировая война — закончилась бескровно. Кровожадный режим, убивший миллионы и миллионы людей, поработивший многих других и пытавшийся сковать человеческий дух, был свергнут почти чудесным образом. По Пятой авеню в Нью-Йорке должен был состояться победный парад.

Но работа Духа еще не была закончена. Свержение режима было лишь частью этого. Другой частью была конверсия. И как мы думали, что это будет выглядеть?

Прошлым летом я впервые посетил Россию. В последние годы я стал тесно сотрудничать с российским правительством в ООН. Они оживились в вопросах, связанных с жизнью и семьей.

Кроме того, я работал с кинопродюсером над созданием фильма о выдающихся достижениях американской балерины Кинан Кампа, которая в прошлом году стала первой американкой и только третьей иностранкой, когда-либо приглашенной в самую легендарную балетную труппу в истории. Мариинский Санкт-Петербург.

Мне кажется, я увидел проблеск обращения России.

Владимир Якунин, глава Российской железной дороги и давний близкий соратник Владимира Путина, человека, которого иногда считали преемником Путина, спонсировал визит в Россию Андреевского Креста.

Крест Андрея Первозванного был сожжен во время Великой французской революции. Перед тем, как быть сожженным целиком, католический священник выхватил его из огня. Во время понтификата Папы Иоанна Павла Великого он был возвращен Греческой Православной Церкви.

Якунин вместе с женой, которая привела мужа к вере, привезли в Россию Крест Верный . Его показывали в Москве, всего в двух шагах от Кремля, в Храме Христа Спасителя, очень символичной церкви, построенной царем в честь поражения Наполеона, но снесенной Сталиным, а затем восстановленной при Путине.

В тот день, когда я был там, верующие стояли под дождем пять часов, чтобы приложиться к кресту — поцеловать стекло — около одной секунды, прежде чем служители собора мягко, но твердо подтолкнули их в путь. Пять часов под дождем за одну секунду благоговения. Медитируй об этом.

Истинный крест святого Андрея важен для верующих России, потому что он проповедовал вдоль Черного моря и, как говорят, путешествовал вверх по Днепру, чтобы установить крест на том месте, где сейчас находится Андреевская церковь. Киев.

Под эгидой своего Фонда Святого Андрея Первозванного Якунин, которого администрация Обамы внесла в список лиц, которым запрещено вести бизнес в США, также спонсировал российский тур Пояса Марии . Сообщается, что его почитали два миллиона человек.

Русские издавна почитают Матерь Иисуса. Одним из религиозных и национальных символов для россиян является Казанской иконы Божией Матери , которая покоится в Кафедральном соборе Санкт-Петербурга. Этот образ настолько важен для россиян, что даже нечестивый Сталин выставил его напоказ вокруг стен Ленинграда, чтобы прорвать нацистскую блокаду, которая затем была прорвана.

Я намеренно упоминаю Якунина. Когда я написал о нем несколько лет назад, мой хороший друг, работавший во внешней политике на вице-президента Чейни, шесть месяцев отказывался разговаривать со мной. Он противоречив. Я воспитываю его, чтобы показать прямоту кривых линий Бога.

А как же Путин, очередной криворукий божий?

Понятно, что под его руководством правительство заняло твердую позицию в вопросах жизни и семьи. Действительно, Россия является одним из лидеров ООН в отказе от высказываний, направленных против абортов, в реформировании органов по наблюдению за соблюдением договоров о абортах и ​​в блокировании господства ЛГБТ.

Помимо политики, один американец, который является епископом Русской Православной Церкви Заграницей, сказал мне, как известно в России, что у Путина есть духовник, которого он видит раз в неделю.

Напомним, что когда президент Джордж Буш впервые встретился с Путиным, Путин был с крестом, который он носил в младенчестве, когда мать тайно крестила его. Его спасла от пожара и подарила Путину его мать перед его первой поездкой в ​​Израиль. Он никогда не снимал его. Путин похоронил и мать, и отца вне церкви в Санкт-Петербурге, где она его крестила.

Российские эксперты Иржи Валента и Лени Фридман Валента в текущем выпуске The National Interest говорят нам: «В наших поисках души Путина и благодаря множеству интервью с русским православным духовенством и верующими по всей России, Европе и Ближнему Востоку мы пришли к выводу, что его приверженность религиозной ортодоксии является подлинной».

Валентас считают его не «параноидальным маньяком величия», каким его изображает американская пресса, а скорее «амбициозным технократом», более того, «христианским самодержцем». Он не демократ, как Андрей Сахаров, а скорее «антибольшевик, религиозно-националист» Александр Солженицын.

Многие будут потрясены даже при мысли об искренности религиозных убеждений Путина. Доказательство его неискренности у всех на виду. Они говорят, что Путин просто использует религиозную веру и социальную консервативную политику для продвижения своих империалистических планов. Но один состоятельный католик, живущий в Москве, говорит мне, что искренность Путина — это не самое главное. Самое главное, что Путин считает это важным для России, что россиянам важно исповедовать веру, защищать нерожденного ребенка, блокировать ЛГБТ и защищать верующих за границей.

А Православная Церковь? Он был сильно скомпрометирован во время коммунистической тьмы, поэтому его нужно восстановить. Ведь посещаемость православной литургии пока совсем небольшая. К их чести и с надеждой на будущее у них есть энергичный молодой епископ по имени Иларион Алфеев. Митрополит Иларион, которому всего 48 лет, является главой внешних сношений Церкви, автором 600 статей и 40 книг, обладателем степени доктора философии в Оксфорде, решительно западным взглядом и весьма дружественно настроенным по отношению к католической церкви.

Пятнадцать лет назад он был представителем православных на открытии католического собора в Москве, превращенного красными в административное здание. От имени Православной Церкви он тепло приветствовал открытие Собора Непорочного Зачатия, до сих пор единственного из двух католических храмов в Москве.

Он много раз был в Риме и, работая с Внутри Ватикана, основателем Робертом Мойниханом и консервативным американским Фондом Брэдли, привез свои оркестровые произведения туда, а также в Нью-Йорк и Вашингтон.

В прошлом году, когда Иларион отправился на встречу с новым Папой в качестве официального представителя Русской Православной Церкви, он дал Франциску изображение Богоматери Смирения, очевидное двойное послание в обращении к тому, что отделяет Восток от Запада, к двум легким церковь Христа. Еще более интересным в этом даре и его дарителе является то, что Франциск преподнес именно этот подарок Папе почетному Бенедикту, когда они впервые встретились после возвышения Франциска. Иларион был очень доволен этим.

Вполне возможно, что этот эрудит с западной внешностью может стать Патриархом Русской Православной Церкви. Ведь начальник Илариона, патриарх Кирилл, раньше занимал нынешнее место Илариона.

Совершенно очевидно, что Россия имеет огромное значение для католической церкви. Есть Леонинские молитвы. Но есть еще и Фатима. Пресвятая Богородица явилась в эпоху русской революции, сильно заботясь об атеистической России, и во Второй Тайне просила, чтобы Россия была посвящена Святому Сердцу Марии папой в общении со всеми епископами мира. По словам сестры Люсии, одного из детей Фатимы, Папа Святой Иоанн Павел Великий совершил это 25 марта 19 года.84. Советский Союз распался несколько лет спустя. Видео, на котором Иоанн Павел II читает молитвы, весьма драматично.

Очень жаль, что кризисы в Крыму и на Украине произошли. Глубоко жаль всех тех, кто непосредственно пострадал в войне, которая там сейчас идет. Там происходит серьезная несправедливость, даже когда вы читаете это. Но вред выходит за рамки непосредственного и представляет собой упущенные возможности.

В своей статье National Interest Валента утверждают, что Россия должна быть нашим партнером, например, в борьбе с ИГИЛ. Неясно, действительно ли администрация Обамы была бы заинтересована в том, чтобы добиться этого, но если бы она это сделала, то нашла бы опытного партнера в лице русских.

Российское правительство открыто заявляет о том, что защита христиан является приоритетом внешней политики, в то время как наше собственное правительство сделало ЛГБТ нашим приоритетом. Русские знают об исламистской угрозе не хуже любого правительства в мире. Они боролись с радикальным исламом на протяжении десятилетий, даже столетий. Российское правительство предложило христианам Сирии гражданство! Русские даже сделали то, что кажется искренним шагом в сторону Израиля.

Ничто в этой колонке не должно восприниматься как извинение за Путина или его коллег или за действия его правительства. Я согласен с некоторыми и категорически не согласен с другими. Колонку следует читать как соображение о том, что в России происходят вещи, которые мы, конечно, не можем понять, читая New York Times и что мы не узнаем полностью до общего решения.