Содержание
Как Апостол Андрей Первозванный Русь крестил
Официальной датой крещения Руси считается 988 год. Однако, еще за 9 столетий до этого с евангельской проповедью в земли восточных славян пришел апостол Андрей Первозванный. Ученые-скептики считают историю мифом, но православные люди верят церковному преданию. О малоизвестных фактах «русской миссии» святого и значимости его дела для России — в нашем материале.
Выход на проповедь
Апостол Андрей был первым учеником Иисуса Христа. После Вознесения Спасителя, апостол вышел на проповедь Христианства. Можно сказать, что святой обошел все Черное море: он посетил Малую Азию, Балканы, Абхазию и Северный Кавказ, а также Крым и Причерноморье. Оттуда апостол с учениками решил подняться на север по Днепру – в земли славян и русов.
Великий город Киев
Согласно преданию, однажды он заночевал с учениками на берегу Днепра. Утром, проснувшись, апостол сказал своим спутникам:
«Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей».
Святой Андрей проповедовал не лесам, горам и рекам, а реальным людям часть которых принимала крещение. Христианские богословы первых веков впоследствии насчитывали в городах, обойденных апостолом с миссией, до нескольких тысяч верующих. И, возможно, установил крест как раз на тех «горах», где несколько веков спустя появится Киево-Печерская Лавра.
Андрей в I веке проповедовал учение Христа и жителям Киева. Слово «горы» по-сарматски – «киви». Во времена проповеди апостола город Киев УЖЕ существовал. Здесь апостол, как написано в житии, установил крест. Кстати, на языке древнерусских книжников выражение «установить крест» означало и совершение таинства крещения над людьми.
“Апостол Андрей Первозванный водружает крест на горах Киевских”, художник Николай Ломтев
Русские ученики Апостола
С кем же путешествовал Андрей Первозванный по просторам земли русов? Стахий, Амплий, Урван, Наркисс, Апеллий и Аристовул были направлены апостолом на Ближний Восток и Балканы, в Малую Азию и Британию. Святой Андрей повсеместно не просто крестил людей, но и ставил священников, епископов, образовывал епархии, строил здание Церкви там, где ступала его нога.
Спутники апостола у Киевских гор – русские. Возможно, ими были священники Инна, Пинна и Римма, жители Скифии, принявшие мученическую смерть за свои убеждения. Считается, что они были учениками апостола Андрея.
На Севере Руси
Побывал апостол и в Великом Новгороде. В житии содержатся сведения о том, что святой Андрей установил крест у села Грузино на реке Волхов. Очевидно, что и здесь проповедь апостола имела успех, а близость водоема свидетельствует о проводившемся массовом крещении. Село Грузино возникло на том месте, где Андрей Первозванный вонзил свой жезл в землю. Говорят, чудотворная трость из неизвестного для жителей Руси дерева хранилась в местной Андреевской церкви и в XVI веке. До наших дней посох не сохранился.
Андрей Первозванный,
икона прп Андрея Рублева
1408 г.
Удел Богородицы на “Андреевских горах”
Пророчество апостола Андрея сбылось: в 988 году Русь принимает крещение, а центром евангельской проповеди на языческой территории становится Киев. Христиане жили на просторах Руси и до IX века, но Православие не было государственной религией. Благодаря воле и мудрости князя Владимира был запущен процесс христианизации племен восточных славян.
Неизвестно, где именно водрузил с учениками крест апостол Андрей, но в 1051 году на высоком берегу Днепра зарождается маленькая монашеская обитель. 12 иноков во главе с преподобным Антонием выкапывают пещеры для уединенной молитвы Богу. Число жителей стихийно возникшей обители увеличивается, и вскоре монахи просят у киевского князя все плато возвышенности под строительство монастыря.
Сегодня Киево-Печерская Лавра считается одной из главных святынь православного мира, Третьим уделом Богородицы на Земле. Монастырь появился на Киевских горах, став духовным центром Святой Руси. Здесь в разные эпохи проводили жизнь и заканчивали земной путь величайшие русские святые.
Наследие Апостола
Апостола Андрея по праву можно назвать не только православным святым, но и частью отечественной государственности.