В каком году произошла битва на реке воже: Битва на реке Воже 1378 – кратко о сражении, участники, даты

Где находится Калка (река)? Сражение на реке Калке

Где находится Калка (река)? Сражение на реке Калке

Земля Запорожская полна великих исторических событий. Остановимся на одном из них подробнее. Это первое сражение русских воинов с татаро-монголами. Год битвы на реке Калке — 1223 год, месяц — май. Место, где это произошло, нельзя считать достоверным. Только из летописей известно, что это река Калка.

Но где же искать эту реку, каменистое место, где располагался военный лагерь киевского князя Мстислава Романовича? Ответ на этот вопрос постоянно ищут такие запорожские краеведы, как Архипкин и Шовкун. Исследование привело к выводам и гипотезам, изложенным в данной статье. Прочитав ее, вы узнаете, где находится река Калка, по мнению этих исследователей.

Содержание

  • 1 Краткое описание событий, предшествовавших битве
  • 2 Неожиданное нашествие монголов
  • 3 Стратегическое решение русских князей
  • 4 Неожиданная встреча
  • 5 Отражение атаки войсками Мстислава Романовича
  • 6 Часть монголов остается на Калке
  • 7 Мнения о том, где находилась Калка
  • 8 Находки, свидетельствующие о том, что битва на Калке могла быть возле деревни Юльевка
  • 9 Болгары в летописях
  • 10 Найденные захоронения
  • 11 Вывод

Краткое описание событий, предшествовавших битве

Русские князья, как говорится в летописях, помогали половцам в их борьбе с татарами, собирали свои силы на Днепре, у брода Протолчи, на острове Хортица. Разгромив здесь основные отряды татаро-монголов, русские полки вошли в степь, преследуя отступление. Через восемь дней они достигли места, где протекает река Калка. В то время здесь располагались основные силы татаро-монголов. Именно в этом месте (на реке Калка) произошло знаменитое сражение.

Неожиданное нашествие монголов

Судя по Новгородской и Лаврентийской четвертой летописи, монгольское нашествие на Русь было неожиданным. Русские летописцы тогда просто не знали, что 30 тысяч человек Чингисхана (войска Субеде-Багатура и Джебэ-нойона) обошли Каспийское море с юга, разрушили город Шемаха, взяли город Дербент.

Двигаясь на северо-запад, они нанесли поражение объединенным силам половцев и аланов. Половецкое войско под командованием сына Кончака хана Юрия было вынуждено отступить к Днепру вдоль Азовского моря. Часть его пересекла правый берег, во владении половецкого хана Котяна. Другая часть устремилась в Крым, в его восточные районы, куда вслед за половцами проникли татаро-монголы. Здесь в 1223 году, в январе, они разрушили крепость Сурож (ныне Судак).

Стратегическое решение русских князей

В том же году ранней весной Котян бросился из Мстислава Смелого в Галич за помощью. Русские князья по инициативе Мстислава собрались в Киеве на собор. Было решено спуститься по Днепру по его правому берегу, минуя реки левого берега, которые в то время были полны родниковой воды, сильно затруднявшей движение. Затем быстрым маршем продвигайтесь по сухим южным степям, дойдете до половецкого колодца (т.е копания), где сразитесь с татарами-монголами на чужбине.

Неожиданная встреча

Но из-за феодальной борьбы единого руководства в половецких и русских войсках не было. Они перебрались на остров Хортица без вести. Весной внедорожник задержал войска северных князей. Русь на Хортице, встретив татарских послов, убила последних и спустилась по реке на правый берег. Однако добраться до Олешья они смогли только там, где их уже ждали татаро-монголы.

На юге земля высыхала быстрее, что дало возможность войскам противника покинуть Крым, после чего они могли продвинуться через половецкую степь на север и разместить основные силы до подхода русских войск на правом берегу реки. Калка. Таким образом, план, принятый на совете князей (борьба на чужбине), был сорван.

Мстислав Удалой, князь Галич, не известив других о своем выступлении, вместе с половцами переправился через реку Калку и начал сражение с татарами. Поверженные натиском врага половцы отступили.

Отражение атаки войсками Мстислава Романовича

Отряды Мстислава Романовича в спешке были вынуждены построить вокруг своего лагеря укрепления и отбили трехдневную атаку противника. Вооруженные холодным оружием (дубинами и топорами) русские солдаты нанесли тяжелые потери татаро-монголам. В частности, был убит Тосук, старший сын Чингисхана (изображение последнего представлено ниже), отец Батыя.

Часть монголов остается на Калке

На третий день неудачного сражения татары предложили русским заключить мир, но сами нарушили его. Дав возможность, согласно договоренности, российским войскам выйти в Россию, они атаковали отступающие отряды на Днепре и разбили многие из них. Мстислав Удалой, переправившись через реку с остатками своих войск, приказал сжечь лодки. Покинув лагерь в Калке недалеко от места сражения с разграбленным крымским товаром, а также с больными и ранеными нукерами, татары на трех истонченных туменах двинулись на север по левому берегу Днепра.

Калка — река, на которой осталась и часть русской армии, укрывавшаяся в непроходимых для кавалерии зарослях поймы. Понеся тяжелые потери при ожесточенном сопротивлении, татарам все же удалось догнать Переяслав. Однако они внезапно повернули вспять, когда Киев, главная цель, был в двух шагах от них.

Мнения о том, где находилась Калка

принято считать, что битва на реке Калке произошла в районе так называемых Каменных могил. Он расположен на территории Донецкой области Украины, в 5 км к югу от Розовки. Кроме того, многие считают, что Калка — это река, известная сегодня как приток Кальмиуса (река Кальчик).

Однако трудно поверить, что, выйдя из Крыма и одновременно двинувшись на север, татаро-монголы Олеши обратились в опустошенную ими половецкую степь, чтобы согласиться на битву с русскими войсками у реки сухой степи., Также маловероятно, что, спускаясь по Днепру правым берегом, русская армия перешла к Олешью левый берег и двинулась без конвоя пешком в степь.

Кроме того, анализ древних названий различных рек привел к мысли, что Калка (река) — это древнеславянская транскрипция имени Калкан-Су (половецкий), что в переводе означает «водяной щит». По-татарски его называли Иол-кинсу, что означает «конская вода».

Юань Ши, китайский летописец XIII века, писал, что битва с татаро-монголами русской армии произошла у реки А-ли-ги. В буквальном переводе это означает «корыто для лошадей». То есть можно предположить, что нынешняя Конка — та таинственная Калка, река, на которой произошла знаменитая битва. И холм, который возвышается на его правом берегу, в двух километрах от села Юльевка, и есть «каменистое место».

Находки, свидетельствующие о том, что битва на Калке могла быть возле деревни Юльевка

Лучшего места для лагеря Мстислава Романовича невозможно было представить. На вершине холма, у узкого входа, были обнаружены груды камней: остатки укреплений. Возможно, это доказательство того, что здесь на реке Калке происходило сражение.

интересно, что это гора грушевидной формы, более 40 метров в высоту и 160 метров в ширину в самом широком месте. «Груша» связана с материком «хвостом». Его ширина всего 8-10 метров. Это небольшой полуостров, омываемый водами реки Конка с юга и востока, а с запада окруженный непроходимым и заболоченным Городским ущельем. Старые местные жители называют этот холм Саур-Могила. Часто возле него находят наконечники стрел, куски ржавого железа, а однажды на берегу был вырыт железный якорь. На южном склоне Саур-Могилы в 12 метрах от ступни найдена рукоять меча, а также несколько стрел и бронзовая печать с изображением льва.

Сегодня в Каховском море к западу от железнодорожного моста Конка можно увидеть небольшую группу островов. Это останки Великих Кучугуров, затопленных водохранилищем.

Практически все они сохранили следы средневекового города. В разных источниках ему дают разные названия. Во время битвы при Калке его называли Самыс (тюрко-половецкое имя), а население этих мест называли булгарскими славянами. Здесь наряду с разнообразными серебряными и медными монетами разных эпох, наконечниками стрел, ключами, замками, скобами, фрагментами кольчуги, изображениями бронзовых сундуков (икон), шейным факелом, остатками конской сбруи и другими предметами эпохи Киевской Руси были найдены.

Также были обнаружены предметы военного и бытового назначения: обломки наконечников стрел, кинжалов, сабель времен Золотой Орды. Все это говорит о том, что город был связан с битвой, произошедшей при Калке.

Болгары в летописях

Останки русских войск собрались в зарослях неприступной для татарской конницы поймы. Когда после битвы орда двинулась на север, вместе с болгарами жители Самыса напали на лагерь, оставленный монголо-татарами, и разрушили его. По пути в город Переяслав татары получили известие о нем от гонцов.

Понимая, что ослабленный Тюмень не захватит Киев, темники решили вернуться в Калку, чтобы отомстить за дерзкий набег русов и отобрать у них разграбленные крымские владения. В летописях говорится, что, вернувшись, татары ушли к болгарам (1223 г., река Калка). Эти люди были приняты в последующих исследованиях волжских болгар.

Сегодня битва на реке Калке (1223 г.) рассматривается историками как действующая стратегическая разведка. Однако это была также битва, в которой братство различных народов древней Руси скреплялось кровью.

Найденные захоронения

Наличие захоронений может указывать на то, где находится река Калка, а также где находилось точное место битвы половцев с Мстиславом Удалом. По дороге на Комишуваху, в 7 км от Савур-могилы, на склонах много ухабов, происхождение которых неизвестно. Может в этом и секрет…

Трупы татар сжигали по обычаю. На соседнем участке сохранились остатки трех печей. Это ямы с обгоревшими стенами, диаметром до 3 метров и глубиной до 4 метров. В пепле было найдено несколько кусочков бронзы. Может, пряжка ремня или стрела застряла в теле.

Вывод

Следовательно, битва на реке Калка произошла в 1223 году. К сожалению, историки до сих пор не смогли доказать его точное местонахождение. Однако сравнение письменных источников, оружия, а также предполагаемого места битвы дает основания полагать, что битва при Калке была событием, произошедшим на берегу Конки в лагере, остатки которого сохранились найден сегодня в Запорожской области, недалеко от села Юльевка.

Битва на Калке закончилась поражением русских войск. Мстиславу Смелому удалось бежать. В этом бою было много раненых и убитых, выжила лишь десятая часть армии. А татаро-монголы прошли через всю землю Черниговскую до Новгород-Северского. Этими полками командовали жестокие люди Субедея и Джебе. Они ненавидели русских и разрушали все на своем пути, сея вокруг себя разрушение и смерть. Люди прятались в лесах, опасаясь этих нападений, чтобы хотя бы спасти свои жизни.

Поделиться:

  • Предыдущая записьРимская империя: флаг, герб, императоры, события
  • Следующая записьКто такой Мамай и что он сделал?

×

Рекомендуем посмотреть

Adblock
detector

31 мая 1223 года началась битва на Калке — первое столкновение русских дружин с монголами — EADaily, 31 мая 2016 — Общество.

Новости, Новости России

31 мая 1223 года началась битва на реке Калке, в которой объединенные русско-половецкие силы потерпели сокрушительное поражение от монгольского войска.

После взятия Ургенча в конце 1221 года Чингисхан дал поручение своему старшему сыну Джучи продолжить завоевания в Восточной Европе, где его войска должны были соединиться с Джэбэ и Субэдэем. Однако Джучи уклонился от выполнения отцовского приказа, что отложило масштабное монгольское вторжение в Европу на целых 17 лет.

Тем не менее тумены (монгольские боевые корпуса по 10 000 воинов) Джебэ и Субедея активно и успешно действовали самостоятельно, хотя и не могли завоевывать обширные территории. В 1222 году они вышли к половецким степям. Половцы поддались на уговоры и подарки монголов и нарушили свой союз с аланами, после чего Джэбэ разбил аланов, а затем обрушился и на половцев. В том же году монгольское войско под предводительством Джэбэ и Субэдэя вторглось с Северного Кавказа в половецкие степи.

После разгрома остатки половецкого войска бежали в русские земли за Днепр. Половецкий хан Котян Сутоевич обратился к своему зятю, галицкому князю Мстиславу Мстиславичу Удалому и к другим русским князьям, прося у них помощи против нового грозного врага. Просьба была услышана — южнорусские князья собрались в Киев на совет под главенством трёх великих князей: Мстислава Романовича, Мстислава Мстиславича и Мстислава Святославича. Юрий Всеволодович Владимирский послал войско в помощь южным князьям, но оно не успело к общему сбору.

Одновременно росла опасность того, что половцы, оставленные один на один с монголами, перейдут на их сторону. В связи с чем после долгих уговоров Мстислава Удалого князья решили, что лучше встретить врага на чужой земле, чем на своей. Узнав о русских военных приготовлениях, монголы попытались вновь использовать дипломатию: их послы прибыли с богатыми подарками в Киев — месту общего сбора русских войск. Послы заверили князей в том, что их цель — только половцы, которые и русским тоже немало причинили вреда. Однако дипломатия монголам в этот раз не помогла: выслушав послов, русские князья повелели всех их убить, после чего соединённые силы двинулись навстречу монгольским туменам вниз по Днепру.

Если насчет численности монгольского войска особых разногласий у историков нет, то русско-половецкая армия остается и по сей день совершенно туманной величиной. В.Н. Татищев утверждает, что против 20 тысяч монголов собралась 150-тысячная объединенная армия. На другом конце находится мнение А. Г. Хрусталёва, который полагает, что численность русских войск составляла всего лишь 10 тысяч ратников плюс 5—8 тысяч половцев.

После переправы через Днепр русские войска столкнулись с авангардом противника и преследовали его несколько дней. У реки Калки (ныне Кальчик, Донецкая область Украины) князья разделились. Мстислав Удалой с дружинами перешел Калку, оставив Киевского и Черниговского князей на другом берегу.

Преследуя отступающий монгольский авангард, 31 мая 1223 года на реке Калке Мстислав столкнулся с туменами Джучи и Субедея — произошла битва между основными силами монголов и русскими полками. Натиск дружин Мстислава Удалого, едва не прорвавший ряды кочевников, не был поддержан другими князьями, и все атаки русских были отбиты. Половецкие отряды, не выдержав ударов монгольской конницы, бежали, расстроив боевые порядки русского войска. Это позволило татаро-монголам нанести решающий удар по главным силам русских.

Произошло ожесточенное и кровопролитное сражение, в котором русское войско было разбито, а оставшиеся в живых отступили за Калку. Бросившись за ними в погоню, татары разбили и полк Мстислава Черниговского. Лагерь Мстислава Киевского был полностью окружен и взят через 3 дня, в результате и сам князь, и его окружение были зверски уничтожены. Мстислав Удалой бежал. Потери русских в этой битве были очень велики, из воинов домой вернулась только десятая часть.

Войско Джебэ и Субедэя, разгромив на Калке ополчение южных русских князей, вошло в Черниговскую землю, дошло до Новгорода-Северского, неся повсюду страх и разрушение. Победа монголов на Калке открыла им путь к завоевательному походу Бату-хана в 1238 году. Однако самих Джебе и Субедея военная удача после Калки оставила. Узнав о приближении владимирской рати, они отказались от плана похода на Киев и пошли на Волгу, где у Самарской Луки потерпели сокрушительное поражение от волжских булгар. Согласно арабским источникам, после той битвы от двух туменов не осталось и 4 тысяч человек, которым удалось вернуться в Среднюю Азию.

ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIV И ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XV ВЕКА — История русской литературы

В рубрике ::: XIV-XV вв., 1-я половина

Во второй половине XIV и первой половине XV в. при потомках Ивана-Копилки Москва все активнее выдвигалась как центр, объединяющий княжества Северо-Восточной Руси. Борьба Москвы за господство с соперничающими княжествами сопровождалась постоянными столкновениями с внешними врагами — Ордой и Великим княжеством Литовским. Значение Московского великого княжества как единственной реальной силы, способной добиться объединения русских земель и организовать отпор Орде, наиболее ярко проявляется в 1370–1380-х годах.

С 1359 по 1389 год великокняжеский престол Московский занимал внук Ивана-Толстяка Дмитрий, при котором политическая и экономическая мощь Москвы значительно возросла. В это время очень обострились внутренние раздоры внутри Орды, ослабляя врага и помогая России в борьбе с монгольским владычеством. Москва практически перестала платить дань Орде.

Монголы предприняли решительные шаги, чтобы восстановить свое пошатнувшееся владычество. Темник Мамай, захвативший власть в Орде во время междоусобиц, в 1378 г. направил на Москву большое войско. В сражении на реке Воже войска великого князя Московского разгромили врага. Это было первое серьезное поражение, которое потерпели монголы с момента установления их правления. Через два года, в 1380 году, произошла Куликовская битва. Полчища монголов и наемников во главе с Мамаем двинулись на Московское княжество. Как и в бою на Воже, русские выдвинулись им навстречу. Многие удельные княжества Северо-Восточной Руси объединились с Москвой против врага. Великая битва, из которой русские вышли победителями, произошла на Дону (после которой Дмитрий стал называться Дмитрием Донским), на Куликовом поле.

Разгром Мамая продемонстрировал руководящую роль Московского княжества и его великого князя в Северо-Восточной Руси и военное превосходство объединенных русских сил над противником. Куликовская битва имела огромное национально-патриотическое значение: она произвела подъем национального самосознания и вселила уверенность в том, что русские смогут сбросить ненавистное монгольское господство. В 1382 году, через два года, хан Тохтамыш напал на Москву, разгромив ее и восстановив уплату дани. Но ни этот набег, ни последующие монгольские нашествия не могли поколебать господства Москвы и великого князя в политической жизни страны. Показательно, что, завещая великое княжество своему старшему сыну Василию, Дмитрий Донской действовал независимо от Золотой Орды.

В конце XIV и первой половине XV века, одновременно с объединением подмосковных земель, число уделов в пределах Московского княжества увеличилось в результате раздела территории между рядом наследников. Князья, владевшие этими уделами, признавали власть великого князя. Великий князь стремился превратить их в привилегированных помещиков, обязанных ему служить. Это привело к началу феодальной войны во второй четверти XV века, которая длилась почти тридцать лет. В этой войне реакционные удельные князья и бояре противостояли растущему авторитету великого князя Московского. Помимо удельных князей, активное участие в борьбе с Москвой принимали Тверское княжество и Новгородская боярская республика. Эта феодальная война была ожесточенной, жестокой, осложненной постоянной борьбой с Ордой. В конце концов силы, «регрессивные на данном этапе истории», победили: удельная и боярская оппозиция была разгромлена, а власть великого князя Московского упрочена.

Все важнейшие исторические события того периода нашли отражение в литературных произведениях эпохи.

В той или иной мере развитие человеческой культуры связано с усилением и обогащением в ней индивидуального элемента. Последовательность исторических формаций отмечает этапы освобождения человека. В эпоху феодализма человек освободился от власти рода, а затем, в эпоху Возрождения, от власти корпорации и сословия. Позже он стремился освободиться от классового гнета. Этому процессу способствовали различные формы «открытия человека», признания его ценности как личности.

В эпоху раннего феодализма древнерусская литература была связана с освобождением личности от власти рода и племени. Став частью феодальной корпорации, человек осознал свою силу. Герой литературных произведений этого периода — член феодальной корпорации, представитель своего сословия. Он князь, монах, епископ или боярин и в этом качестве изображается во всем своем величии и корпоративном достоинстве. Отсюда монументальность изображения человека.

В какой мере ценился человек как член корпорации в период раннего феодализма, десятого и одиннадцатого веков, можно увидеть из русского права, где удар рукоятью или плашмя меча, питье из рога или кубка считалось в несколько раз более оскорбительным, чем кровоточащая рана, потому что выражало крайнее презрение к своему противнику. 1

Но потом в русской истории наступила эпоха, когда человека ценили независимо от того, принадлежал ли он к средневековой корпорации. Произошло новое «открытие человека», его внутренней жизни, его достоинств, его исторического значения и т. д. В Западной Европе это открытие произошло с развитием товарно-денежных отношений. В то же время, порабощая человека, деньги в других отношениях освобождали его от власти корпорации. В принципе любой мог приобрести деньги, и это давало власть одним над другими. Деньги разрушили корпоративные барьеры и сделали концепцию корпоративной чести ненужной.

В России условия для освобождения личности от власти корпорации были созданы, с одной стороны, экономическим ростом и развитием торговли и ремесел, что привело к возникновению «городов-коммун» Новгорода и Пскова, а с другой стороны, тем, что с военными конфликтами и горькими моральными испытаниями монгольского владычества все больше стали цениться внутренние качества: стойкость человека, преданность своей родине и своему князю, его способность сопротивляться предложениям продвижения, которым иностранные власти постоянно искушали людей предать свою страну. Князь продвигал компетентных военачальников, администраторов и т. Д., Независимо от их происхождения и принадлежности к корпорации. Как мы увидим далее, летопись повествует о сурожских купцах, защищавших Москву от Тохтамыша, и описывает храбрость простого пономаря Успенского собора во Владимире, отказавшегося отдать врагу церковную утварь. Все чаще упоминается активность населения, особенно горожан, в жизни государства.

Этим объясняется, почему литература, и особенно агиография, описывает внутреннюю жизнь человека и уделяет все больше внимания эмоциональной сфере. Литературу интересует психология человека, его душевное состояние. Это приводит к выразительному стилю и динамичному описанию.

В литературе развивается экспрессивно-эмоциональный стиль, а в идеологии все большее значение придается «молчанию», уединенной молитве вне храма, уходу в монастырь или скит. Это уединение личности, ее уход от общества соответствовало и развитию индивидуального элемента.

Эти явления не следует отождествлять с эпохой Возрождения, ибо религия господствовала в духовной культуре Древней Руси вплоть до XVII века. В XIV–XV веках до секуляризации жизни и культуры было еще далеко: освобождение личности происходило в рамках религии в России. Это был начальный период процесса, который при благоприятных условиях обычно перерастал в Ренессанс или, другими словами, в Предренессанс.

Интерес к внутренней жизни человека, показывающей быстротечность, суетность всего земного, был связан с пробуждением исторического сознания. История больше не рассматривалась как простая последовательность событий. В сознании людей конца четырнадцатого и пятнадцатого веков менялась сама природа эпохи. Это проявлялось, прежде всего, в отношении к иноземному владычеству. Началась идеализация эпохи независимости России. Мышление обратилось к идее независимости, искусство – к произведениям домонгольской Руси, архитектура – ​​к постройкам эпохи независимости, литература – ​​к произведениям XI–XIII веков: к «Повести временных лет», «Слову митрополита Илариона». о Законе и благодати, «Слове о полку Игореве» и др.

Таким образом, домонгольская Русь, Россия периода независимости, стала своего рода «веком древности» для русского Предвозрождения.

Для всей средневековой литературы характерна абстракция, обобщение явлений, стремление выделить общее вместо частного, духовное вместо материального, внутренний, религиозный смысл каждого явления. Средневековый метод абстракции приобрел особое значение в период русского предренессанса, определив способ изображения психологии человека. Дмитрий Лихачев определил эту черту литературы русского предренессанса как «абстрактный психологизм». «В конце четырнадцатого и начале пятнадцатого века писатели сосредоточили свое внимание на психологических состояниях человека, его чувствах, его эмоциональных реакциях на события внешнего мира. Но эти чувства и состояния еще не были воплощены в характеры. Отдельные проявления психологии изображались без всякой индивидуализации и не оформлялись в психологию как таковую. Связующий объединяющий элемент — человеческий характер — еще не был открыт, человеческий характер все еще ограничивался тем, что относился к одной из двух категорий — хорошему или плохому, положительному или отрицательному». 2

Предренессансные явления, возникшие в первой половине XIV века в русской культурной жизни, особенно проявились в конце века и в первой половине следующего. Подъем национального самосознания после Куликовской битвы вызвал расцвет культуры, вызвал повышенный интерес к прошлому страны, стремление к возрождению национальных традиций, к укреплению культурных связей России с другими государствами. Возродились традиционные контакты России с Византией и южными славянскими странами.

Монументальное каменное строительство, возобновившееся в первой половине четырнадцатого века, к концу века приобрело значительные размеры. Особого расцвета в конце XIV — первой половине XV вв. достигло изобразительное искусство, в котором ярче всего проявились доренессансные идеи. В конце XIV — начале XV века в России работал великий средневековый живописец Феофан Грек, чья живопись блестяще воплотила идеалы Предренессанса. В церквях Новгорода, Москвы и других городов Северо-Восточной Руси Феофан писал фрески, которые до сих пор поражают нас своими величественными, динамичными и строгими фигурами.

Великий русский живописец Андрей Рублев работал в конце четырнадцатого и в первой четверти пятнадцатого века. Его деятельность связана с Москвой и городами и

монастырями вокруг Москвы. Вместе с Феофаном Греком и старцем Прохором он расписал фрески Благовещенского собора Московского Кремля (1405). Вместе с Даниилом Черным (своим близким другом) он написал фрески и иконы в Успенском соборе во Владимире (1408) и Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря в Загорске (1424-1426). Его знаменитая икона «Троица» относится к периоду его работы в Троицком монастыре. Живопись Андрея Рублева излучает глубокий гуманизм.

«Живопись этого периода, — пишет Дмитрий Лихачев, имея в виду главным образом фрески, — обогатилась новыми темами. Его тематика стала более сложной и нарративной, события получили психологическую обработку, художники стремились изобразить эмоции вовлеченных в них людей, подчеркнуть их страдание, горе, тоску, страх, радость и восторг. К библейским сюжетам относились менее формально, более интимно и прозаично».

Всеобщее распространение просвещения, пробуждающееся стремление найти рациональное объяснение явлениям природы привели к возникновению рационалистических движений в городах. Ересь стригольников появилась в Новгороде в конце XIV века. Стригольники (Ширеры) отвергали церковную иерархию и церковный обряд, а некоторые из них, по-видимому, не верили в учение о воскресении мертвых и божественности Христа. Их протесты имели социальный подтекст.

Культурный расцвет конца XIV и XV века привел к расширению культурных связей России с Византией и южными славянскими странами (Болгарией и Сербией). Русские монахи часто проводили подолгу в монастырях Афона и Константинополя, а некоторые южные славяне и греки поселились в России.