В каком году призвали рюрика: Недопустимое название — Русский эксперт

Откуда приплыл Рюрик? — Мастерок.жж.рф — LiveJournal

«Внуки Гостомысла: Рюрик, Трувор и Синеус» 1986г. Автор: Илья Глазунов

Главным письменным источником, имеющим данные о биографии Рюрика, является «Повесть временных лет». В ней сообщается следующее:
«В 862 году представители племен чуди, словен, кривичей и веси пригласили к себе на княжение главу варяжского племени русь – Рюрика со всем его родом».

Откуда взялся родоначальник великой династии Рюриковичей и почему именно его славяне выбрали в качестве правителя?

Нужда в приглашении Рюрика заключалась в том, что в формировавшемся союзе племен шли споры о том, кто его будет возглавлять: представитель словен, кривичей, чуди или веси? Пришлый человек, имевший опыт государственного управления, показался самой подходящей кандидатурой.

«И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, – вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами»», — Цитата из «Повести временных лет»

В том же 862 году, Рюрик, собрав всех своих родственников, приехал в земли славян. В первую очередь он занялся охраной земель от набегов других варягов.

Для этого был построен город-крепость Ладога, в котором на первое время обосновался Рюрик. Младшие братья Рюрика были посланы в другие пограничные пункты: Синеуса* отправили на Белоозеро, а Трувора* – в Изборск. Но через 2 года Синеус и Трувор умерли, и Рюрику пришлось править одному.

«И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске.» — Цитата из «Повести временных лет»

Однако, в соответствии с гипотезой, выдвинутой Г.Ф. Миллером и поддержанной впоследствии советским академиком Б.А. Рыбаковым, информация о братьях Рюрика является результатом ошибочного перевода со шведского. По данной версии: имя Синеус — это «свой род» (швед. sine hus), а Трувор – «верная дружина» (швед. thru varing). При этом работы современных лингвистов указывают на научную несостоятельность такого перевода.

По летописному преданию, в роли помощников Рюрик использовал своих мужей – представителей знати. Первого послал в Полоцк, второго – в Ростов, третьего – на Белоозеро. И в это же время в Киев отправились Аскольд и Дир.

Гравюра «Смерть Аскольда и Дира» 1839г. Автор: Ф.А. Бруни

Задачами посланцев были оборона от хазар и варягов, сбор пошлин с купцов, проплывавших по рекам Волхову, Вытегре, Западной Двине, Днепру и другим, а также дани с населения. Сам Рюрик переселился в район Новгорода (Рюриково городище). Сам Новгород возник позднее.

«И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах – находники, а коренное население в Новгороде – словене, в Полоцке – кривичи, в Ростове – меря, в Белоозере – весь, в Муроме – мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом.» — Цитата из «Повести временных лет»

Два мужа, Аскольд и Дир, отправились в путь по Днепру и в пути увидели небольшой город на горе. Им поведали, что «было три брата: Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде.

В 879 году Рюрик умер, передав власть родственнику Олегу, поскольку его сын Игорь был еще мал.

«Князь Олег и Игорь» 1972г. Автор: Илья Глазунов

Существует множество версий происхождения Рюрика, из которых основными являются Норманская и Западно-славянская. У каждой из них есть свои подверсии.

Норманская:
Рёрик из Дании:
Рюриком являлся викинг Рорик Ютландский.

Эйрик из Швеции:
Другая версия скандинавского происхождения Рюрика связывает его с Эйриком Эмундарсоном.

Рорик из Гаутланда:
Конунг Рорик был сыном конунга Арнвида из рода Скильвингов.

Западно-славянская:
Мекленбургские генеалогии:
Рюрик — это сын правителя ободритов Годлава.

Вендский сокол:
Рюрик — не собственное имя, а родовое прозвище Ререк, которое носили все представители правящей династии ободритов.

Иоакимовская летопись:
Рюрик был сыном неизвестного варяжского князя в Финляндии от Умилы, средней дочери славянского старейшины Гостомысла.
Далее мы подробно разберём каждую версию.

Рёрик из Дании

Некоторые исследователи склонны отождествлять Рюрика с датским конунгом – Рёриком Ютландским (или Фрисландским).

«Призвание варягов» 1909г. Автор: Виктор Васнецов

Это брат (или племянник) изгнанного датского короля Харальда Клака, который в 826 году получил от Людовика Благочестивого в лен владения на побережье Фризии с центром в Дорестаде.

В первый раз имя Рёрика упоминается в Ксантенских анналах в 845 году в связи с набегом на земли Фризии. В 850 году Рёрик ведет войну в Дании против датского короля Хорика l, а затем грабит Фризию и другие места по Рейну. Король Лотарь l был вынужден уступить Рёрику — Дорестад и большую часть Фризии, взамен крестив его.

В 855 году Рёрик с племянником Готфридом (сыном Харальда Клака) еще раз пытались вернуть королевскую власть в Дании, когда трон освободился после гибели Хорика I. В 873 году Рёрик, «желчь христианства» по словам Ксантенского хрониста, приносит клятву верности Людовику Немецкому. В 882 году император Карл Толстый передал Фризию — Готфриду, племяннику Рёрика, по всей видимости в связи с кончиной последнего.

Хотя нет никаких, даже косвенных, сведений о походе Рёрика Ютландского в земли восточных славян, версия о его причастности к «призванию варягов» поддерживается некоторыми лингвистическими совпадениями.

Во Фризии (ныне северо-восточная часть Нидерландов и часть Германии) был в 9 веке прибрежный район Wieringen. В современном произношении название звучит примерно как Виэрега, что близко к древнерусским варягам. По археологическим находкам в этом районе делаются предположения о существовании именно здесь базы Рёрика.

Также с Фризией связано замечание хрониста 12 века Гельмольда про «фризов, которые называются рустры». Приморская провинция Rustringen отмечена на картах 17 века в восточной Фрисландии, на границе современной Германии с Нидерландами.

Эйрик из Швеции

Вторая версия скандинавского происхождения Рюрика связана с Эйриком Эмундарсоном, конунгом шведской Уппсалы.

«Иллюстрированная хронология истории Российского Государства в портретах» Издание 1909 года

В сочинении исландского скальда начала 18 века Снорри Стурлусона «Круг земной» рассказано о всенародном сходе 1018 года в Уппсале.

Один из участников схода заявил:

Торгнир, мой дед по отцу, помнил Эйрика Эмундарсона, конунга Уппсалы, и говорил о нем, что пока он мог, он каждое лето предпринимал поход из своей страны и ходил в различные страны и покорил Финланд и Кирьялаланд, Эйстланд и Курланд и много земель в Аустрленд. А если ты хочешь вернуть под свою власть те государства в Аустрвеге, которыми там владели твои родичи и предки, тогда все мы хотим следовать в этом за тобой.

Аустрлен-дом (Восточная земля) и Аустрвеги (Восточные пути) — так в сагах именовалась Русь.
По вычислениям известного шведского археолога Биргера Нермана, конунг Уппсалы Эйрик, сын Эмунда, умер в 882 году, а «покорение Восточных земель» относится к началу его правления – 850–860-м годам, что почти совпадает с датами правления Рюрика. Методика столь точного вычисления дат Нерманом неизвестна.

Рорик из Гаутланда

Согласно шведской «Саге о Рорике и его потомках», изданной только в пересказе Д. М. Михайловича, конунг Рорик был сыном конунга Арнвида из рода Скильвингов, который владел новгородскими землями.

«Заморские гости» 1901г. Н.К. Рерих

У ярла Гауталанда воспитывался Рорик из рода Скильвингов, конунгов Восточного пути. Его отец, Арнвид Незаконнорожденный, был убит в Гардарике людьми, посланными шведским конунгом.

Арнвид по праву владел Альдейгьюборгом и собирал дань с Хольмграда, Бьярмии и других земель Восточного пути. Шведский конунг послал корабли с большим войском, его воины бились с людьми Арнвида, и многие пали с обеих сторон в этой битве. Арнвид был убит, и с ним погибли почти все его воины. Но и от людей шведского конунга осталось меньше половины.

И тогда жители Гардарики, называвшиеся словене, объединились с бьярмами и прочими племенами, разбили их и прогнали за море. Тогда они вспомнили о том, что в Гауталанде воспитывается враг шведского конунга. Они послали своего человека и тот тайно встретился с Рориком.

Посол из Гардарики по имени Лют сказал Рорику:

Мы обещаем опять отдать тебе Альдейгьюборг, если ты сумеешь защитить нас от людей конунга.

Пересказ саги на русском опубликован в популярном издании РАЕН и не используется в академических исследованиях, также не известны научные публикации по этой саге на английском.

Проблема возникает при идентификации города Альдегьюборг. Д. М. Михайлович отождествляет его с Ладогой, другие авторы указывают на то, что это название является калькой со Старграда, города вагров на Балтийском побережье.

Мекленбургские генеалогии

Существует народное предание о Рюрике и его братьях, опубликованное в первой половине 19 века французским путешественником и писателем Ксавье Мармье в книге «Письма о Севере». Он записал его в Северной Германии, у мекленбургских крестьян, бывших бодричей, к тому времени практически полностью онемеченных.

Отрывок из генеалогии Автор неизвестен

В предании говорится о том, что в 8 веке племенем ободритов управлял король по имени Годлав, отец трех юношей, первый из которых звался Рюриком Мирным, второй – Сиваром Победоносным, третий – Труваром Верным.

Братья решили отправиться в поисках славы на восток. После многих деяний и страшных боев братья пришли в Руссию, народ которой страдал под бременем долгой тирании, но не осмеливался восстать. Ободритские братья разбудили в местном народе усыпленное мужество, возглавили войско и свергли власть угнетателей. Восстановив мир и порядок в стране, братья решили вернуться к старому отцу, но благодарный народ упросил их не уходить и занять место прежних королей.

Рюрик получил Новгородское княжество, Сивар – Псковское, Трувар – Белозерское. Младшие братья умерли, не оставив законных наследников, а Рюрик присоединил их княжества к своему, став основателем правящей династии.

Это единственное упоминание о Рюрике в западном фольклоре, хотя дату возникновения легенды установить невозможно. Предание записано спустя век после опубликования мекленбургской генеалогии Рюрика.

В начале 18 века появляется ряд генеалогических трудов по династиям северо-немецкой земли Мекленбург, бывшей области расселения славянских племен ободритов или бодричей. В 1716 проректор гимназии Фридрих Томас издал труд к свадьбе мекленбургского герцога Карла Леопольда и русской царевны Екатерины, дочери царя Ивана V.

Томас использовал манускрипт 1687 года, написанный нотариусом мекленбургского придворного суда Иоганном Фридрихом фон Хемницем, который, в свою очередь, ссылался на какой-то манускрипт 1418 года.

По немецкой версии король ободритов Вит-слав, союзник Карла Великого, был убит саксами в 795 году. Его старший сын Траскон (Дражко, Драговит) наследовал корону, а другой сын, Годлиб, погиб в 808 году при штурме Рерика датским конунгом Готфридом.

Все эти данные взяты из Анналов королевства франков. Иоганн Хюбнер, издавший свои генеалогические таблицы в 1708 году, сообщает новые сведения, что сыновья Годлиба — Рюрик, Сивар (Синеус в русских летописях) и Трувор отправились в 840 году в Новгород.

Попытка привязать Рюрика к Годлибу приводит к неувязке в русской генеалогии. Рюрик должен был родиться не позже 805 года. Тогда он становится отцом князя Игоря в возрасте за 70 лет (по хронологии Повести Временных Лет), что является возможным, но достаточно сомнительным.

Впрочем, датировка древнерусских летописей в периоде до середины X века приблизительна, если только не использовались византийские источники.

Вендский сокол

Геральдический знак Рюриковичей из Старой Ладоги. Реконструкция. Апрель 2009г.

Историк XIX века Гедеонов предположил, что Рюрик – это не собственное имя, а родовое прозвище Ререк, которое носили все представители правящей династии ободритов.

Предположение обосновывалось ссылкой на скандинавские саги, где якобы скальд Гутхорм Синдри называет славян-вендов соколами. Цитируемое место относится к саге о Хаконе Добром из цикла «Круг Земной» Снорри Стурлусона.

Гутхорм Синдри там говорит о «сокольих далях» в контексте войны во 2-й половине X века конунга Хакона с викингами – «как датчанами, так и вендами». В скандинавских сагах венды (поморские славяне) стали заниматься морским разбоем с X века, в более ранние времена источники фиксируют только их сухопутные походы. Позже автор «Слова о полку Игореве» называет взрослых Рюриковичей соколами, а княжичей – соколичами, однако такой эпитет с древних времен применялся к людям благородного происхождения.

Иоакимовская летопись

Иоакимовская летопись – летописный текст неизвестного происхождения, сохранившийся только в выписках, сделанных В. Н. Татищевым.

Это, конечно, не Иоакимовская летопись, просто иллюстрация.

Летопись названа по имени Иоакима, первого новгородского епископа, которому Татищев приписал авторство, исходя из содержания летописи. Историки относятся к ней с большим недоверием, однако используют как вспомогательный материал.

Согласно Иоакимовской летописи, Рюрик был сыном неизвестного варяжского князя в Финляндии от Умилы, средней дочери славянского старейшины Гостомысла. Летопись не говорит, какого племени был князь в Финляндии, сообщает только, что варяг. Перед смертью Гостомысл, княживший в «Великом граде» и потерявший всех сыновей, дал наказ призвать сыновей Умилы на княжение, в соответствии с советом вещунов.

Так появился Рюрик с двумя братьями в «Великом граде», которому соответствует либо Старая Ладога, либо город бодричей Велиград.
На 4-й год княжения Рюрик переселился в «Новый град великий» (можно подразумевать Рюриково Городище или Новгород) к Ильменю. По смерти отца к Рюрику перешли финские земли.

Одна из жен Рюрика была Ефанда, дочь «урманского» (норвежского) князя, которая родила Игоря (Игоря Рюриковича). Брат Ефанды, «урманский» князь Олег стал княжить после смерти Рюрика.

[источники]источники
https://tjournal.ru/u/380239-semen-prozov/381953-ryurik-diskussiya-o-proishozhdenii-legendarnogo-pravitelya

Tags: История

О Рюрике и России: selyanka1 — LiveJournal

Илья Глазунов. Рюрик, Трувор, Синеус 1986 г.

Этот пост — продолжение поста  Откуда пошла Земля Русская

И будет он о том, как строилась российская государственность.

Государства всегда стоят на трех китах.

Первый кит называется наличие товара, который кому-то интересен и нужен (и как тут  ни хихикай, но в наше постиндустриальное время товар может быть даже виртуальный, типа авторское право, a раньше то, в былинные времена, это должно было быть нечто материальное).

Второй кит называется торговые пути, которые государство «кормят», без торговли нет денег, товар не продать и другое «нужное» не купить, а без денег нет государства

Третий кит называется технологии, причем , как относящиеся к «торговым» (например, умение построить специальные концентрирующие влагу колодцы в пустыне на Великом шелковом пути или умение строить корабли река-море или умение написать программу компьютерную по логистике), так и военные технологии — умение удерживать ресурсы и торговые пути, чтобы не пришли со стороны желающие и себе не забрали.

Не уверена, что именно там тогда в Варяжском / Балтийском море в VIII и  IX веках случилoсь, какая именно технологическая революция, скорей всего в мореплавании, но благодаря ей началась Эпоха Викингов (и это были не только скандинавы, хотя они сейчас и пытаются Эпоху викингов монополизировать).

Эпоха Викингов характеризовалась как географическими открытиями  (Гренландия, Исландия, возможно Америка) и завоеваниями (Британия, Нормандия) на западе, так и созданием торговых путей и построением государства на востoке (слово «завоевание» я бы не рискнула использовать, завоевание означает, что ты пришел и завоевал уже существующее государство, а если его там нет, то и завоевания нет, государство ты строишь с нуля)

Итак, летописи сообщают нам, что в 862 году некий варяг Рюрик с братьями и дружиной был приглашён на княжение союзом племен, проживавших на Ладожских землях. Событие данное получило название «Призвание варягов».

Прежде чем я начну описание деятельности Рюрика, давайте посмотрим на более поздние карты, которые в некотором смысле стали результатом деятельности Рюрика и Рюриковичей

Во-первых, мы посмотрим на карту Пути из варяг в греки, то есть из Варяжского / Балтийского моря в Русское / Черное, и увидим, что это был не один маршрут, а четыре, причем самый правый маршрут через Приладожье, куда призвали Рюрика (Финский залив и Ладожское озеро), был самым длинным, в какой-то степени опасным (шторма на Ладожском озере) неудобным (как в болота влезешь, так и не вылезешь, застрянешь в трясине то) и самым последним, который начали всерьез обустраивать.

Самый левый маршрут из Варяжского моря вверх по Одеру до Остравы, волоком в Бечву, приток Моравы. Через Мораву к Дунаю между нынешними Братиславой и Веной. И по Дунаю в Черное море и Константинополь.

Три остальных маршрута идут через Киев, именно поэтому Киев как город был и функционировал задолго до Рюрика. Правда, там не было государственности. Подозреваю, что это было из-за степи и ее набегов.

Дань полян хазарам, миниатюра Радзивилловской летописи, XV век

Как только Рюриковичи перенесли столицу в Киев, перед ними сразу же стали вставать поочередно хазарский, печенежский и половецкий вопросы. А с победой степи над лесом (отжатие Крыма, Батый, падение Византии, турки) Киев вообще захирел.

Итак, три оставшихся пути слева направо

1. из Варяжского моря Вислой и Западным Бугом до волока в Припять, Припятью до Днепра, дальше в Русское / Черное море и Византию. Путь самый короткий и самый удобный.

2. из Варяжского моря вверх по Западной Двине  и волоком в Днепр (волоков там несколько), по Днепру – в Черное море и Константинополь.

3. через приладожские топи, пrичем там два пути, один через Ладогу, a второй через реки Лугу и Шелонь из Финского залива и до Новгорода. Дальше по Волхову в сторону Гнездово / Смоленска, волоком в Днепр и Русское / Черное море

Карту эту не я составляла, если бы меня спросили, я бы скорей всего еще добавила бы реку Преголя, которая в Калининграде и бывшей Пруссии, но маршруты чертить я не буду, я не разбираюсь, в отличие от реконструктора и практика, котрый чертил то, что сверху.

Так зачем же Рюрик  полез на Ладогу и в Новгород и чего же он там искал, если уже все так удобно до ладожских топей было устроено?

Смотрим на следующую карту

На карте синим цветом обозначены основные европейские реки, красным — их важные притоки, черным — реки бассейна Северного Ледовитого океана

Красными овалами  ообозначены центры торговли (или поставки товара)

Черным овалом обозначен Киев.

Желтыми овалами обозначены «концентраторы» путей .

И мы видим, что Ладога концентрирует товарные потоки из четырех разных центров производства товаров, причем именно путь из варяг в греки для Приладожья не основной, а основной — это выход на север к Ледовитому океану и на Волгу.

В предыдущем посте я уже сказала, что если искать в Варяжском море русь, которая говорит на таком же как и у приладожских славян или похожем языке и имеет примерно такое же хозяйственно-культурное отношение к миру, то есть живет в речных болотистых низинах, а не в горах, то надо смотреть на балтийский союз племен под названием пруссы. Прусь, русь.

Прусский Рюрик хорошо объясняет, почему нет ни одной скандинавской саги о призвании шведского конунга на царство. О службе скандинавов в русских наемниках саг навалом. И даже о походах -набегах в эти топи-болота есть саги интересные.  А про призвание на царcтво — шиш.

В связи с этим я хочу дать ссылки на несколько саг, переведенных на русский язык, и дать некоторые пояснения по поводу той роли, которую скандинавы играли при ранних Рюриковичах.

[Что интересного и поучительного мы можем узнать из скандинавских саг]
Сага об Одде Стреле  Эта сага из серии сказок или легенд о стародавних временах. В саге есть сюжет о гибели от коня по типу Вещего Олега. Сказки и легенды, как известно, друг у друга народы заимствуют

Сага об Олаве сыне Трюггви Реальный человек, жил в 960-е — 1000 гг Будущий король/конунг Норвегии

Сага об Эймунде Реальный норвежский конунг Эймунд Рингссон. История о борьбе Ярослава Мудрого со своими братьями за престол от имени норвежца. Идентичная история от имени шведа есть в другой саге. Кто у кого сюжет украл, я не знаю.

То, как перевраны на скандинавский лад русские имена — это просто сказка какая-то. Ярицлейв, Вартилав, Бурицлав, Вальдимар конунг

На всякий случай, саги — это хвалебные произведения, своего рода оды подвигам и масса хвастовства, то есть там все надо делить сразу на три как минимум. И как и в любой сказке, типа о  Гвидоне, где имя пришло из Бовы Королевича, в сагах тоже часто имена переврано-придуманные, а дальние земли Гардарике и их правители, если только скандинав не был там в то время лично, то есть являлся исторически доказанным лицом,  описаны достаточно условно, типа в том городе сидит такой условный конунг (Салтан), а в том городе такой конунг (Гвидон) и все до одного они, конечно же, конунги. Других слов для правителей древние скандинавы чаще всего не понимали.

После прочтения саг  становится понятно, что скандинавские викинги занимались пиратством на русских землях достаточно специфически, не Британские острова, чай, из лесов и болот не смыться легко и быстро, если что не так.  В леса и болота они ходили только вместе с местным населением. Но они могли похищать людей на берегу или могли грабить могильники, куда местное, значительно более богатое население на южном берегу Варяжского/Балтийского моря сыпало серебро и клало другие ценности.

Викинги были не только скандинавские, они были разнообразные, эстонские, например. Будущего норвежского конунга Олава эстонские викинги несколько лет держали в рабстве, пока его родственник не выкупил

Скандинавским викингам для общения требовался переводчик, местное население их не понимало, а они не понимали местное.

Местное балто-славянское население на южном берегу и в русских землях предлагало морским разбойникам торговать и брало их на военную службу (в этом случае они становились варягами). На службу они шли к тому, кто больше заплатит и где они поимеют больше славы, они прямо и открыто об этом говорили.

У варягов и викингов часто были лучшие военные навыки и оружие лучшего качества, несколько скандинавов с мечами (раз саги скандинавские) могли справиться с местной толпой с дубинами и топорами, ну так они были профессинальными вояками, а местные были обычными людьми.

В то время на Варяжском/ Балтийском море существовала необыкновенная свобода передвижения и найма в дружину или другой военный отряд.

Скандинавы были настолько бедные, что войско под предводительством местного конунга-короля могло придти в Киев и наняться на службу. При этом скандинавы на службе не задерживались, у них были контракты на определенное время службы, например, год. И они все время жаловались, что им жалование задерживают

Торговые и политические союзы осуществлялись тогда через браки, то есть было бы крайне странно и даже невозможно представить, что Рюриковичи и скандинавские конунги не обменивались женами. Они и обменивались, много и часто, особенно, когда до христианизации жен можно было иметь много разных, от каждого торгового соседа по жене. Христианство это дело, правда, прекратило. Воообще в сагах институт дохристианского брака и то, как браки заключались, описан таким невероятным для современногоо человека образом, что только ради этого саги следует почитать.

Cкандинавы часто становились правителями каких-то земель и местных племен через брак, но из саг видно, что это могло случиться у вендов (где-то в Польше) или Ирландии. Hе припомню, чтобы в допетровской Руси были какие-то знатные бояре и прочие аристoкраты родом из скандинавов и с фамилией типа Олавссон или Эриксон, или еще как.

А вообще, пускай, пускай саги переводят.

Чем больше саг напереводят, тем смешнее будет выглядеть идея, что значительно более варварские и бедные чем жители Руси скандинавы-наемники, не говорящие на местном языке, искатели наживы и славы, в составе пусть даже нескольких тысяч человек, могли вдруг вот так придти и завоевать земли и население, живущее в топях и болотах и способное этих скандинавов там совершенно спокойно утопить,  типа как значительно позже целое польское войско можно было. Был такой Иван Сусанин…

Ну а теперь вернемся к тому, чего нам там Летописи рассказывают.

Итак, в 862 году призвали, значит, этого Рюрика. Пришел он с братьями Трyвором и Синеусом и дружиною лихих людишек -наемников и не нуждался ни в каком переводчике. И разделились братья и разъехались по трем торговым таможенным постам — Ладога, Белоозеро и Изборск.

Спустя 2 года началась там какая-то смута, братья Рюрика Синеус и Трувор умерли (а скорей всего были убиты), Рюрик убил какого-то зачинщика Вадима Храброго и начал раздавать своим людям земли и города — кому Полоцк, кому Ростов, кому Белоозеро. Некоторым городов не досталoсь и они Рюрика покинули, в частности, из его дружины на юга ушли некие Аскольд и Дир с сотоварищами.

Летописи не упоминают количество людей, но по тем временам это вполне могли быть сотни. Аскольд и Дир сначала попробовали забрать под себя более близкий Полоцк, но им не удалось (болота и леса, хахаха), поэтому они перебрались в Киев, где болот уже не было.   Эти Аскольд и Дир были из наемников, а не из родственников Рюрика, поэтому их потом некто Олег попозже без всякого сожаления и прибил уже в Киеве.

В 878 году у Рюрика родился сын Игорь, в 879 году Рюрик умер, по некоторым летописям погиб на войне в Карелии, где и был похоронен

Ну что, смотрим теперь на карту, волоки и торговые потоки?
               

B двух словах

Белоозеро  — ключевой пункт на Волго-Балтийском речном пути, в Белое озеро впадает 17 рек и вытекает приток Волги Шексна, кроме того, это контролируемый выход на Сухону и Северную Двину (Белое море)

Ростов на Волго-Балтийском речном пути

Муром -это контроль над Окой и выходом в Волгу

Полоцк — это Западная Двина и быстрый выход в Балтийское море. Из Западной Двины был удобный волок и в Волхов и в Днепр (кстати, именно поэтому там возникло Гнездово и будущий Смоленск.

Не совсем уверена про Изборск. надо спрашивать военных, что там с военной точки зрения важно в этом месте.

Кстати, а вы поняли, почему князю Владимиру до такой степени важно былo жениться именно на Рогнеде, которая жила в Полоцке, который контролировал очень важный торговый путь из Новгорода / Волхова с волоком в Западную Двину и выходом в Балтийское море, намного более удобным, чем более длинный и опасный путь через Финский залив и штормовое Ладожское озеро? И почему этот брак был таким важным, что летописцы из 7 СЕМИ!!! жен князя Владимира, имена пятерых из которых мы просто даже не знаем, описали историю именно этой жены, да еще и в таких подробностях со сватовством?

Кадр из фильма «Викинг». Князь Владимир и Рогнеда

После того как Рюрик умер, Олег перебрался в Киев, убив неродственников непонятного этно-происхождения по имени Аскольд и Дир.

Началось удачное построение Русского государства вдоль Днепра по пути из варяг в греки в той зоне, которая речная и лесная.

Поскольку Рюриковичи были «свои», славяно-балтийские, то есть русские, особого сопротивления это объединение земель русских ни у кого не встречало. Ну иногда были проблемы как у Игоря, когда он с данью пожадничал после того, как его наемная  дружина потребовала денег. А так особых проблем не было.

Большие проблемы возникли на юге Днепра в степях, где бродили хазары, печенеги и половцы.

Слева Хазарский каганат, существовавший в 650 — 969 гг. Справа  Миниатюра из Радзивилловской летописи, XV в. Славяне платят дань хазарам. Летописное сообщение само может служить образцом художественного, поскольку в описании хазарской дани вместо слов по бъле и въверини (то есть по белечьей шкурке и монете) стоит по бъле и дъвеци (девице). Поэтому на миниатюре изображены молодые девушки.

Проблемы возникли на юго-востоке на Волге у Каспия, где правили это самые хазары, там в 914 годы погибло аж 25 тысяч русов и варягов. Пришлось варягам и русичам за хазар браться плотно и всерьез, в результате в 969 году Хазарского каганата не стало. Но проблемы со степью и степными народами все-равно остались.

Слева карта, показывающая территорию Руси со стороны варягов (обозначено красным) и расположение славянских племён (серый цвет) в середине 9-го века. Хазарское влияние обозначается синим контуром. Справа «Поход Святослава на хазар». Миниатюра из Радзивиловской летописи XV век

Я честно и откровенно не понимаю, почему победа Святослава над хазарами не является одним из крупнейших русских военных праздников. Ну совершенно очевидно же, что эта победа имела для российской государственности значение ничуть не меньшее, а может быть и большее, чем любая победа времен Орды, включая Куликовскую битву.

Ну и на северо-востоке и востоке хоть торговля с финно-уграми и шла хорошо, без войн (а финно-угры вообще-то в своих собственных лесах и болотах кого угодно могли утопить, не одни славяне и балты такие «умные» были) , но вот так вот взять и заявить — а мы, Рюриковичи, теперь вами править будем, не получилось бы. Чужой язык, чужие люди, не родственники. Но торговали хорошо и успешно.

Арабы того времени указывают на три центра русской территории: «Русы. Их три группы (джинс). Одна группа их ближайшая к Булгару, и царь их сидит в городе, называемом Куйаба (это Киев), и он (город) больше Булгара. И самая отдаленная из них группа, называемая ас-Славийа (это Приладожье, Новгород), и (третья) группа их, называемая ал-Арсанийа, и царь их сидит в Арсе (не берусь судить, кто это)». Там же написано, что из этих трех центров самым главным является ас-Славия (Приладожье, Новгород); Арсания же исключительно закрыта – чужестранцев туда просто не пускают, а проникших – убивают. И торгуют они не сами, а поручают это жителям Куябы.

Кстати, русичи широко испoльзовали волок из Дона в Волгу, на месте, где потом построили Волго-Донской канал. И ради контроля торговли по Дону русичи даже создали удивительнейшее Тмутараканское княжество в Тамани

А потом из степи пришла Орда. То есть опять пошел Конфликт Леса и Степи, уже по новой

И существующее Русское государство разделилось на три части.

Часть на юге и востоке, которая была встроена в Орду, с помощью этой части потом удалось пойти на восток и собрать обратно ордынские земли, но уже под контролем Москвы. (нет худа без добра и всё, что ни делается , всё, говорят, по воле Божьей)

Часть на западе пути из варяг в греки, которую прибрал к рукам Ватикан, окатоличил и онемечил, но не до конца, с онемечиванием на Пруссии остановился, а на окатоличивании в Прибалтике и на западе Украины и Белоруссии.

Часть на севере (Новгород, Псков, поморские земли), которая всеми силами отбивалась от тевтонских, ливонских и прочих рыцарей, тем не менее многие земли потеряли, их шведы и немцы к рукам прибрали, (когда древнерусские рукописи переписывались, онемечивание Пруссии уже шло вовсю и очень успешно, вместо варягов для обозначения людей из Балтики и Ганзы  стали употреблять слово немцы, поэтому не удивляйтесь Никоновской летописи

Пойдоша из Немецъ три брата со всъмъ родомъ смоимъ: Рюрикъ, Синеусъ, Триворъ. И бысть Рюрикъ старъйшина в Новъгороде, а Синеусъ старъйшина бысть на Белъоѕере, а Триворъ во Изборце.
Но это уже так, лирическое отступление.

Кроме того,  «развитие» было в некоторoй степени остановлено наступившим в XIV веке Малым ледниковым периодом (Северный ледовитый океан, по которому вдоль берега без труда плавали в Эпоху викингов, слишком сильно обледенел и стал во многих местах непроходимым)

Потом Орда пала, Москва взяла контроль над первой частью Руси и объединилась с третьей, после чего установила контроль над теми центрами торговли, ради которых строил государство еще Рюрик — над Казанью с Астраханью и Пермью. Hачалось медленное, но верное покорение восточных земель с установлением торговых путей и отношений. На восток, в Сибирь и на север, в Ледовитый океан

Водой, реками, волоками, русскими руками

А вот на западе  был Ватикан, который прибранные к рукам русские земли отдавать не хотел, даже если некоторые из них ударились в ересь и стали какими-то лютеранами…

Началась Смута и длилась она даже не до выбора нового царя Михаила Романова, а до самого Петра Первого, который окончательно этот вопрос решил, разбив Польшу со Швецией, а прибалтов просто выкупил,  золотом заплатив.

Сам степной ака Ордынский вопрос был окончательно решен при Екатерине взятием Крыма. В принципе, Крым был самым последним осколком именно Орды. Более того, Россия пошла в степные земли, в Среднюю Азию, к древним-древним цивилизациям, которые были задолго до Руси с ее ледником. Но это были необыкновенно удобные торговые пути, выгодные для всех участников

Хочу здесь добавить про сельское хозяйство, спасибо за вопрос, поднятый в прошлом посте  sa_5_gammon

Так вот успешное Pоссийское государство с точки зрения «прокормиться» было возможно в те времeна и с теми сельскохозяйственными технологиями  при объединении леcов со степями. Именно поэтому Россия в течении нескольких веков объединилась через некий союз славянских, финно-угорских и тюрскских народов, а позже и всех сибирских. Поодиночке им бы особо хорошо не жилось, а вместе они стали великой страной.

А потом  Романовы покусились на то, что они, видимо, считали русскими землями и придумали славянское братство и семейные узы с Германией. Это им дорого стоило, может быть именно это их и погубило. Первая Мировая война, Вторая мировая война Сами Романовы канули в Лету.

Страну спасали уже совсем новые элиты. С одной стороны, они преуспели. После Первой мировой, революции и Гражданской войны почти все земли удалось сохранить, ну кроме полностью окатоличенных и олютераненных. После Второй мировой, не знаю даже, по какой воле Божьей, но вот не бывает таких совпадений, не случайность это, но был окончательно решен Прусский вопрос.

Отобрали эти исконно русские земли у германцев.

С другой стороны, они проиграли.  СССР развалила экономика. Огромная страна, построенная на новых и удобных торговых путях и географически просто созданная процветать и богатеть за счет того, что смогла построить новую и молодую цивилизацию в таком географически удобном месте, хотя ради этого и прошлось вгрызатся в леса, болота и снег со льдом, начала жить по законам коммунизма. Все вокруг народное и все люди братья. ..

В результате часть Русской земли отвалилась снова. И сейчас, ее видимо, снова будут собирать… Уже собирают. Через торговые пути… Потому что без торговых путей ну не выжить лимитрофам. Не будет у них без торговых путей цивилизации.

Вот вокруг этих идей и надо строить новую идеологию, заодно избавляясь от старых вредных. Пока избавились только от коммунизма, а кроме коммунизма есть еще несколько устаревших и вредных идеологий, которые почему-то до сих пор пытаются продвигать.

Об этом будет следующий пост.

Вообще-то я его уже написала, но не уверена, что до конца все правильно сформулировала, к тому же мне хочется сделать из этого поста опрос.

Поэтому прошу высказываться, нужна ли России собственная идея развития, и, если нужна, то какая. А какая точно не нужна.

Я все внимательно прочитаю и в свой написанный пост через несколько дней внесу в виде опроса. А пока буду дописывать, буду постить что-нибудь об одежде, как всегда.