В каком году полет гагарина в космос: 12 апреля – Международный день полета человека в космос

Воздействия первого полёта человека в космос на развитие России и человечества

Введение

В связи с 60-летием полёта Ю. А. Гагарина в космос сделаем краткий междисциплинарный анализ его воздействий на Россию и человечество в контексте истории, настоящего и будущего.

К. Э. Циолковский за 40 лет до первого полёта дал прогноз: описание полётов людей в космос (1920), а за 25 лет – облика и качеств первого космонавта (1935) [ 1, 2 ], во многом совпавшие с реалиями.

Юрий Гагарин в корабле «Восток-1»

После первого полёта человека в космос вышли статьи с анализом его результатов и перспектив исследования и освоения космоса. Одной из первых была статья профессора В. В. Добронравова (1962): «Ю. А. Гагарин  побывал там, где никогда ещё не был ни один человек Земли… Проникновение человека в космос неизмеримо раздвигает границы нашего познания, обогащает науку и культуру. Полёт Ю. А. Гагарина показал, что путь человеку в межпланетное пространство, к Луне, другим планетам в принципе открыт и требуется только время для дальнейшей отработки теоретических и практических вопросов. …Трудно пока представить, как будет происходить дальнейшее освоение космоса. …Но ясно одно: человечество не может остановиться в начале пути к покорению космоса» [ 3 ].

В широком смысле следует и будем рассматривать не только сам полёт длительностью 108 минут от старта до приземления первого космонавта, но весь процесс его подготовки и выполнения, начиная с первых решений по его организации в 1959–1960 годах и включая ряд послеполётных технических и других действий и мероприятий после 12 апреля 1961 года (см.: [ 4-14 ]).  

Пришло время подвести итоги 60-летия и дать новый импульс космической экспансии, решению проблемы исследования и освоения космоса человеком в науке, образовании и практике. Рассмотрим важные моменты основных аспектов воздействий первого полёта человека в космос на развитие людей, нашей страны и мирового сообщества.

Старт космического корабля «Восток» с пилотом-космонавтом Юрием Гагариным на борту

 

1. Научный и технологический аспекты

Первый полёт человека в космос является эталоном постановки и решения принципиально новой, сложнейшей научно-технической задачи в условиях чрезвычайно высоких уровней неопределённости и риска при жёстком дефиците времени и острой конкуренции за мировое лидерство.

В нашей стране были созданы основы ряда новых направлений в науке и технике. Исследованы возможности, особенности, ограничения техники и организма человека, получены новые знания для подготовки и выполнения полётов в околоземном космическом пространстве с применением новой ракетно-космической техники. Разработаны, созданы, испытаны космические технологии и техника для пилотируемых полётов. Отработаны и апробированы методики отбора и подготовки космонавтов, их профессиональной деятельности в космических полётах, обеспечения безопасности и выживания в штатных и нештатных ситуациях.

В результате успешного полёта Гагарина доказано, что человек может летать в космос, жить вне Земли в условиях воздействия невесомости, других факторов космических полётов и безопасно возвращаться на Землю. Полёт Гагарина дал новый импульс освоению космоса в мире и научно-технической космической гонке между СССР и США в 60-80-х годах XX века.  Важным этапом был первый выход человека в открытый космос (А. А. Леонов, СССР, 18.03.1965), кульминацией стала высадка первого человека на Луну (Н. Армстронг, США, 20.07.1969), затем последовало создание долговременных орбитальных станций. В XXI веке люди постоянно находятся на орбите вокруг Земли на борту Международной космической станции [ 4-16 ].

Первый полёт человека в космос – это маяк и пример для развития национальной космической науки, образования, мотив и импульс для участия новых стран в пилотируемых полётах, создания национальных пилотируемых программ, космической техники и технологий (в КНР, ЕС, Индии и др.).

Фото первого отряда космонавтов СССР – первых 11, слетавших в космос

2. Организационный и управленческий аспекты

Первый полёт человека стал основой пилотируемой космонавтики, в значительной мере повлиял на развитие всей космической отрасли, задал высокие требования и стандарты качества, надёжности и безопасности космической техники и деятельности. В СССР по инициативе учёных, инженеров, конструкторов под руководством органов власти, с участием Академии наук, Министерства обороны, организаций промышленности, образования и других были созданы новые структуры и коллективы людей, в том числе системы управления, производства, испытаний, приобретён уникальный опыт организации пилотируемого космического полёта и управления на полном жизненном цикле.

Выдающуюся роль в организации и выполнении первого полёта человека в космос сыграл С. П. Королёв. В 1960 году созданы Центр подготовки космонавтов и первый отряд космонавтов (20 человек). Многие специалисты, участвовавшие в подготовке и выполнении первого полёта, реализовали свой потенциал в космонавтике, других сферах управления и практики, накопили, формализовали, передали богатый опыт, оставили профессиональное наследие (документальное, кадровое, творческое).

В России, США, ЕС, КНР и других странах регулярно проходят конкурсы по отбору космонавтов, за 60 лет в них участвовало более 100 тысяч человек. Создано и развивается сообщество космонавтов: профессиональные отряды космонавтов, астронавтов, международная Ассоциация участников космических полётов, объединяющая четыре национальные ассоциации. Полёт Гагарина стал и остаётся главным примером и призывом для профессиональных космонавтов и новых кандидатов, мечтающих о полётах в космос и о работе в космической отрасли [ 5-17 ].

«Все в космос!» − лозунг-призыв на стихийном митинге, состоявшемся после полёта Ю. А. Гагарина (Москва, Красная площадь, 12 апреля 1961 года)

3. Социально-политический аспект

«Все в космос!» − таким был лозунг-призыв на стихийном митинге, состоявшемся после полёта Ю. А. Гагарина в Москве на Красной площади 12 апреля 1961 года. Он отразил не только эйфорию праздника, настроение и мечты людей в связи с выдающимся достижением и событием для СССР и всего человечества, но и начало, и сущность процесса космической экспансии (по: [ 14 ] ).

Международный и общемировой резонанс первого полёта: человечество впервые ощутило себя единым в мечте, стремлении и возможности человека и нашей цивилизации освоить космос с применением новых технологий и техники.

Первый полёт установил критерий лидерства и «полноценности» космических государств, корпораций: полёты людей в космос. С него началась и продолжается регистрация мировых рекордов людей в космосе.

В общественном мнении в России и мире выполнение полёта в космос является высшим профессиональным и личным достижением человека.

В честь пятидесятой годовщины полёта человека в космос 7 апреля 2011 года резолюцией A/RES/65/271 Генеральная ассамблея ООН провозгласила 12 апреля Международным днём полёта человека в космос [ 18 ].

12 апреля – Международный день полёта человека в космос (Резолюция Генеральной ассамблеи ООН, 2011 г.)

Полёт в космос Ю. А. Гагарина считается в общественном сознании России и политике государства одной из главных скреп, высшим достижением страны, науки и техники, символом нашего абсолютного приоритета и лидерства в освоении космоса.

Новая и парадоксальная реальность XXI века: в России в целом, и даже в космической отрасли, немало противников развития пилотируемой космонавтики, затраты на которую составляют почти половину космического бюджета. По убеждениям множества людей, эффекта от неё якобы нет, а в стране существует большое количество реальных и приоритетных земных социальных и других проблем, на решение которых не хватает средств. Например, в 2011 году появились крайне критические и по сути антикосмические призывы: «50 лет человек в космосе. Не пора ли обратно?» [ 19 ].

Но как оценить полную социально-политическую цену и вклад полётов людей в космос, в том числе в категориях общественного блага, человеческого капитала и потенциала, в историю развития страны, в её настоящее и будущее? Как оценить общий эффект от полёта Гагарина для страны и человечества? Как оценить научно-технологические, социально-политические, экономические, социокультурные и другие потери и последствия, если Россия откажется от полётов своих граждан в космос? По сути это запрет на космическую мечту, отказ от лидерства в космосе и экспансии.

Памятник Ю. А. Гагарину в Москве на площади Гагарина

Именно первый полёт и образ Гагарина поддерживают в постсоветский период пилотируемую космонавтику в России, не дают остановить её и разрушить. История, гордость за неё и стойкость – это необходимое, но недостаточное условие для достойного космического будущего России и человечества: в пилотируемых полётах мы не имеем права делать ни шага назад и должны идти вперёд. Необходимы новые цели, проекты, технологии, достижения.

Новыми лидерами процесса освоения космоса человеком с 2016 года в мире стали предприниматели, общественные деятели, новые корпорации и космические сообщества, которые конкурируют со «старыми» космическими сообществами, государствами и корпорациями.  Среди них выделяются И. Маск, корпорация SpaceX (США) и И. Р. Ашурбейли, космическое сообщество – первое цифровое космическое государство Asgardia (в нём участвует около 1 млн человек из ~200 стран), для которых полёт Ю. А. Гагарина явился и остаётся примером и импульсом для деятельности и развития [ 20, 21 ].

4. Социокультурный аспект

Полёт Гагарина, образ нашего героического соотечественника – первого космонавта Земли – важнейший социокультурный феномен XX века, одно из ярчайших событий всей отечественной и мировой истории, высших достижений человека, науки и техники.

Образ Ю. А. Гагарина – одна из основ космической субкультуры, он постоянно отражается и воспроизводится в общественной и культурной жизни нашей страны и мира, во всём информационном пространстве, в СМИ и современных электронных сетях.

Первый полёт человека в космос в индивидуальном и общественном сознании остаётся подвигом и абсолютным рекордом человека, нашей страны и человечества. Его логичное продолжение: первый выход человека в открытый космос, первый шаг на Луне, предстоящий первый шаг на Марсе.

«Экологическая» записка Ю. А. Гагарина, написанная после полёта (копия автографа), и вид Земли из космоса

Воздействия первого полёта человека в космос в значительной мере осуществляются через образ личности Гагарина и проявляются во многих сферах и направлениях. Прежде всего в науке, образовании, литературе и искусстве, в том числе в масштабных социокультурных проектах: в создании памятников, музеев, выставок, кинофильмов, музыкальных и других произведений; в работе планетариев, космоцентров; в проведении космических форумов, конференций, чтений, космических уроков, спортивных состязаний и т.  д. Невозможно представить культуру без космической филателии, нумизматики, эмблематики, фалеристики и др. (см.: [ 6-12, 14 ]).

Подвиг Гагарина имеет особое значение для социализации, обучения и воспитания молодежи, определения цели жизни как пример стремления к освоению новых знаний и технологий, самореализации и достижения успеха в сложной профессии, активной деятельности в интересах страны и всего человечества. Воздействия первого полёта человека проявляются в процессе создания, институционализации и деятельности новых космических сообществ в России и мире (см.: [ 14, 21 ]).

5. Экологический аспект

Своим первым космическим полётом и взглядом в космос и из космоса на Землю Ю. А. Гагарин открыл, ощутил и дал нам новое «очеловеченное» измерение и понимание Земли и космоса, окружающей среды как единого пространства «Земля + космос», новую картину мира, нашего желаемого и возможного будущего с приоритетом сохранения, сбережения людьми родной планеты. После полёта он написал об этом в короткой и эмоциональной «экологической» записке: «Облетев Землю на корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её!» [ 4 ].

Образ будущего (визуализация космической инфраструктуры)

Вслед за Гагариным более 560 человек в мире побывали в космосе, и каждый ощутил красоту и хрупкость Земли в огромной Вселенной. От космонавтов, а также из других источников многие земляне узнали об окружающей среде и природных ресурсах Земли и космоса, о нарастании экологических проблем и загрязнений. Это имеет большое значение для формирования экологического сознания людей и экологизации всей деятельности человечества.

6. Футурологический аспект

Полёт Гагарина символизирует вектор развития человека и человечества, наше земное и космическое будущее: сохранение Земли и движение в космос с сохранением ведущей роли, статуса и свойств человека.

В мире в 10-20-е годы XXI века началась и поднимается новая волна освоения космоса человеком и человечеством с применением новых технологий и техники, включая роботов как помощников и др. Идёт процесс индустриализации космической деятельности в целях решения проблем на Земле, добычи и использования внеземных ресурсов, освоения Луны и Марса. На повестке дня возвращение человека на Луну, постоянная база и начало колонизации Луны как «седьмого континента Земли». В перспективе – искусственная гравитация и защита от радиации для людей в космосе; пилотируемая экспедиция на Марс и его колонизация; создание условий для репродукции – рождения и постоянной жизни людей вне Земли; создание космического человека и человечества, многопланетной человеческой цивилизации. Всё это требует качественно нового продолжения процесса освоения космоса человеком: выхода за ограничения и достигнутые пределы полётов и жизни людей в космосе, учёта и парирования новых рисков, организации международного сотрудничества в новой парадигме «единого человечества» (см. : [ 15-17, 20, 21 ]).

Основные выводы

1. Первый полёт человека в космос оказал мощное воздействие на СССР / Россию, всё мировое сообщество, продолжает влиять на общественное сознание, развитие науки и техники, космической и других сфер деятельности как важный пример возможностей человека, общества, государства, человечества для дальнейшей эволюции и космической экспансии.

2. Главным актором процесса освоения космоса был, является и будет человек, стремящийся за пределы Земли. Опыт, достижения, потенциал, ограничения и перспективы человека в космических полётах, организации безопасной и достойной постоянной жизни вне Земли должны быть приоритетом новых исследований, технологий, образования и практики.

3. Необходимо переосмысление истории, опыта и результатов освоения космоса человеком для коррекции целей, разработки новой стратегии, программ, проектов и технологий космической деятельности в балансе с решением проблем на Земле в интересах России и человечества на новом этапе космической эры.

Литература

  1.  Циолковский К. Э. Вне Земли. Повесть. Калуга: Изд-во Калужского общества изучения природы и местного края, 1920. 118 с.
  2. Бурцева Н. Л. Нострадамус космоса: к 160-летию Константина Циолковского // Воздушно-космическая сфера. 2017. № 3. С. 8-15.
  3. Добронравов В. В., Что дал первый полёт науке о Вселенной // Авиация и космонавтика. 1962. № 4. С. 10-19. URL: https://epizodsspace.airbase.ru/bibl/a-i-k/1962/chto-dal.html (Дата обращения: 14.01.2021).
  4. «Облетев Землю, я увидел, как прекрасна наша планета!» [Электронный ресурс] // Газета.Ru. 2016. 16 апреля. URL:. https://www.gazeta.ru/science/photo/obletev_zemlyu_ya_uvidel_kak_prekrasna_nasha_planeta.shtml (Дата обращения: 14.01.2021).
  5. Советская космическая инициатива в государственных документах. 1946–1964 гг. / Под ред. Ю. М. Батурина.  М.: РТСофт, 2008. 16 с.
  6. Мировая пилотируемая космонавтика. История. Техника. Люди / Под ред. Ю. М. Батурина. М.: РТСофт, 2005. 752 с.
  7. Каманин Н. П. Скрытый космос: в 4 кн. М.: Инфортекст-ИФ, ООО ИИД Новости космонавтики, 1995, 1997, 1999, 2001. 1 кн. – 400 с.; 2 кн. – 448 с.; 3 кн. – 352 с.; 4 кн. – 384 с.
  8. Госкорпорация Роскосмос (Россия) [Электронный ресурс]. URL: https://www.roscosmos.ru/ (Дата обращения: 14.01.2021).
  9. Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С. П. Королёва (Россия) [Электронный ресурс]. URL: https://www.energia.ru/ (Дата обращения: 14.01.2021).
  10. ФГБУ «НИИ ЦПК им. Ю. А. Гагарина» (Россия) [Электронный ресурс]. URL: http://www.gctc.ru/ (Дата обращения: 14.01.2021).
  11. Космическая энциклопедия ASTROnote [Электронный ресурс]. URL: http://astronaut.ru/index.htm (Дата обращения: 14.01.2021).
  12. Объединённый мемориальный музей Ю. А. Гагарина [Электронный ресурс]. URL: https://gagarinm.ru/ (Дата обращения: 14.01.2021).
  13. Леонов А. А. Время первых. Судьба моя – я сам. М: АСТ, 2019. 352 с.
  14. Иванова Л. В., Кричевский С. В. Сообщество космонавтов. История становления и развития за полвека. Проблемы. Перспективы / предисл. В. П. Савиных. М.: ЛИБРОКОМ, 2013. 200 с.
  15. NASA (США) [Электронный ресурс]. URL: http://www.nasa.gov/ (Дата обращения: 14.01.2021).
  16. Пора присоединить Луну к Земле. Выступление академика РАН Б. Е. Чертока на XXIV Планетарном конгрессе участников космических полётов 5 сентября 2011 года [Электронный ресурс]. // Новая газета. 2011. 23 сентября. URL: https://novayagazeta.ru/articles/2011/09/23/46013-pora-prisoedinit-lunu-k-zemle (Дата обращения: 14.01.2021).
  17. Кричевский С. В. «Космический» человек: идеи, технологии, проекты, опыт, перспективы // Воздушно-космическая сфера. 2020. № 1. С. 26- 35. DOI: 10.30981/2587- 7992-2020-102-1-26-35
  18. ООН. Международный день полёта человека в космос – 12 апреля [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/observances/human-spaceflight-day (Дата обращения: 28.01.2021).
  19. Сурдин В. Г. 50 лет человек в космосе. Не пора ли обратно? [Электронный ресурс] // Полит.ру. 2012. 13 апреля. URL: https://polit.ru/article/2012/04/13/space_surdin/ (Дата обращения: 09.01.2021).
  20. SpaceX (США) [Электронный ресурс]. URL: http://www.spacex.com (Дата обращения: 14.01.2021).
  21. Сайт Asgardia – The Space Nation [Электронный ресурс]. URL: https://asgardia.space/ (Дата обращения: 14.01.2021).

References

  1. Tsiolkovskiy K.E. Vne Zemli. Povest’. Kaluga, Izdatel’stvo Kaluzhskogo obshchestva izucheniya prirody i mestnogo kraya, 1920. 118 p.
  2. Burtseva N.L. Nostradamus kosmosa: k 160-letiyu Konstantina Tsiolkovskogo. Vozdushno-kosmicheskaya sfera, 2017, no. 3, pp. 8-15.
  3. Dobronravov V.V. Chto dal pervyy polet nauke o Vselennoy. Aviatsiya i kosmonavtika., 1962, no. 4, pp. 10-19. Available at: https://epizodsspace.airbase.ru/bibl/a-i-k/1962/chto-dal.html (Retrieval date: 14.01.2021).
  4. «Obletev Zemlyu, ya uvidel, kak prekrasna nasha planeta!» Gazeta.ru. 2016. April 16. Available at: https://www.gazeta.ru/science/photo/obletev_zemlyu_ya_uvidel_kak_prekrasna_nasha_planeta.shtml (Retrieval date: 14.01.2021).
  5.  Sovetskaya kosmicheskaya initsiativa v gosudarstvennykh dokumentakh. 1946-1964 gg. Ed. Yu. M. Baturin. Moscow, RTSoft, 2008. 16 p.
  6. Mirovaya pilotiruemaya kosmonavtika. Istoriya. Tekhnika. Lyudi. Ed. Yu. M. Baturin. Moscow, RTSoft, 2005. 752 p.
  7. Kamanin N.P. Skrytyy kosmos. Moscow, Infortekst-IF, OOO IID Novosti kosmonavtiki, vol. 1., 1995, 400 p., vol. 2, 1997, 448 p., vol. 3, 1999, 352 p., vol. 4, 2001, 384 p.
  8. Goskorporatsiya Roskosmos (Russia). Available at: https://www.roscosmos.ru/ (Retrieval date: 14.01.2021).
  9. Raketno-kosmicheskaya korporatsiya «Energiya» imeni S.  P. Koroleva (Russia). Available at: https://www.energia.ru/ (Retrieval date: 14.01.2021).
  10. FGBU «NII TsPK im. Yu. A. Gagarina» (Russia). Available at: http://www.gctc.ru/ (Retrieval date: 14.01.2021).
  11. Kosmicheskaya entsiklopediya ASTROnote. Available at: http://astronaut.ru/index.htm (Retrieval date: 14.01.2021).
  12. Ob»edinennyy memorial’nyy muzey Yu. A. Gagarina. Available at: https://gagarinm.ru/ (Retrieval date: 14.01.2021).
  13. Leonov A.A. Vremya pervykh. Sud’ba moya – ya sam. Moscow, AST, 2019. 352 p.
  14. Ivanova L.V., Krichevskiy S.V. Soobshchestvo kosmonavtov. Istoriya stanovleniya i razvitiya za polveka. Problemy. Perspektivy. Moscow, LIBROKOM, 2013. 200 p.
  15. NASA (USA). Available at: http://www.nasa.gov/ (Retrieval date: 14.01.2021).
  16. Pora prisoedinit’ Lunu k Zemle. Vystuplenie akademika RAN B. E. Chertoka na XXIV Planetarnom kongresse uchastnikov kosmicheskikh poletov 5 sentyabrya 2011 goda // Novaya gazeta. 2011. September 23. Available at: https://novayagazeta.ru/articles/2011/09/23/46013-pora-prisoedinit-lunu-k-zemle (Retrieval date: 14.01.2021).
  17. Krichevskiy S.V. «Kosmicheskiy» chelovek: idei, tekhnologii, proekty, opyt, perspektivy. Vozdushno-kosmicheskaya sfera, 2020, no. 1, pp. 26-35. DOI: 10.30981/2587- 7992-2020-102-1-26-35
  18. OON. Mezhdunarodnyy den’ poleta cheloveka v kosmos – 12 aprelya. Available at: https://www.un.org/ru/observances/human-spaceflight-day (Retrieval date: 28.01.2021).
  19. Surdin V.G. 50 let chelovek v kosmose. Ne pora li obratno? Polit.ru. 2012. April 13. Available at: https://polit.ru/article/2012/04/13/space_surdin/ (Retrieval date: 09.01.2021).
  20. SpaceX (USA). Available at: http://www.spacex.com (Retrieval date: 14.01.2021).
  21. Asgardia – The Space Nation. Available at: https://asgardia.space/ (Retrieval date: 14.01.2021).

 

© Кричевский С. В., Иванова Л. В., 2021

История статьи:

Поступила в редакцию: 07.02.2021

Принята к публикации: 04.03.2021

Модератор: Плетнер К. В.

Конфликт интересов: отсутствует

Для цитирования: Кричевский С. В., Иванова Л. В. Воздействия первого полета человека в космос на развитие России и человечества // Воздушно-космическая сфера. 2021. № 1. С. 6-17.

Скачать статью в формате PDF >>

«Жестянка над миром». Как готовился полет Гагарина и в чем его подвиг

Гагарин совершил поступок, который требовал от человека невероятного мужества и смелости. Он отправился в космос, о котором тогда почти ничего не знали, на корабле без системы спасения, на ракете, у которой аварий было столько же, сколько и удачных пусков.

«И вот я сижу в какой-то консервной банке высоко-высоко над миром. Планета Земля такая голубая, и я ничего не могу поделать» — эти слова песни Дэвида Боуи «Космическое происшествие» очень точно описывают первый полет человека в космос. Совсем небольшой и очень простой космический корабль летел вокруг Земли, запущенный баллистической ракетой, а сидящий в нем космонавт не мог почти ни на что повлиять.

Само задание на полет, выданное государственной комиссией 8 апреля 1961 года, состояло из многократно повторяющегося слова «проверить»: «Выполнить одновитковый полет вокруг Земли на высоте 180-230 километров продолжительностью 1 час 30 минут с посадкой в заданном районе. Цель полета — проверить возможность пребывания человека в космосе на специально оборудованном корабле, проверить оборудование корабля в полете, проверить связь корабля с Землей, убедиться в надежности средств приземления корабля и космонавта».

В то время не было уверенности в надежности ракеты, корабля, систем связи и управления, как и вообще в том, что человек может нормально существовать и работать в космосе.

«Если бы сейчас положили на полигоне корабль «Восток» и все современные «главные» сели бы и посмотрели на него, никто не проголосовал бы [за то, чтобы] пускать такой ненадежный корабль. Я тоже подписал документы, что у меня все в порядке, гарантирую безопасность полета. Сегодня я бы никогда этого не подписал. Получил огромный опыт и понял, как сильно мы рисковали», — сказал в одном из своих телеинтервью в 2009 году конструктор Борис Черток, один из соратников Сергея Королева.

«Русская рулетка»

Ракета-носитель «Восток», на которой был установлен одноименный космический корабль, была разработана на базе ракеты Р-7 — двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты, которая совершила первый полет в августе 1957 года.

В том же году с ее помощью запустили первый искусственный спутник Земли. В 1960 году Р-7 приняли на вооружение в ракетных войсках стратегического назначения.

Конструкция Р-7 оказалась очень удачной — ракеты этого семейства до сих пор остаются единственными в России ракетами для пилотируемых полетов в космос. Это вполне надежное космическое транспортное средство — устаревшее, но гарантирующее доставку корабля в на орбиту.

Однако в 1961 году все обстояло совсем иначе.

«Если исходить из современных стандартов надежности ракет-носителей, то у нас к апрелю 1961 года не было оснований для оптимизма. Даже для коммерческих пусков непилотируемых автоматов, в частности, спутников связи, в 1980-х годах по международным нормам полагалось использовать носители, у которых было подряд не менее восьми благополучных запусков», — написал Борис Черток в книге «Ракеты и люди».

«Из пяти кораблей-спутников, запущенных в 1960 году для отработки систем, взлетели четыре. Из этих четырех на орбиту вышли три, а приземлились два. Из двух вернувшихся только один приземлился нормально! До пуска человека было совершенно необходимо иметь еще два-три успешных беспилотных [запуска]», — писал он.

Первый запуск по программе «Восток» состоялся 15 мая 1960 года, меньше чем за год до полета Гагарина. На борту корабля-спутника находился манекен, который на космодроме прозвали «Иван Иванович». Корабль вышел на орбиту, но не смог вернуться — подвела система ориентации.

28 июля во время полета корабля с собаками Чайкой и Лисичкой произошла авария ракеты-носителя, которая упала и взорвалась. Собаки погибли.

19 августа слетали в космос и вернулись собаки Белка и Стрелка. Этот пуск в 1960 году оказался единственным полностью удачным.

1 декабря космический корабль с собаками Мушкой и Пчелкой не смог вернуться по расчетной траектории, начал снижаться за пределы границ СССР и был подорван специальной аппаратурой вместе с животными чтобы не достаться специалистам других стран.

22 декабря во время пуска корабль с собаками Кометой и Шуткой из-за аварии ракеты-носителя не смог выйти на орбиту, но от него отделился спускаемый аппарат, который нормально приземлился в тайге. Обе собаки чудом остались в живых.

Уже в 1961 году перед полетом Гагарина были запущены еще два космических корабля, которые, в отличие от предыдущих, уже полностью воспроизводили тот «Восток», на котором предстояло лететь Гагарину. Эти два пуска были успешными.

Эксперт, глава Института космической политики Иван Моисеев рассказал, что у ракеты Р-7 фактически не было системы аварийного спасения. «У ракеты Р-7 система аварийного спасения была фактически авиационная катапульта. И понимая, что происходит при взрыве ракеты… Это не спасение. Она отбрасывает на несколько метров, а там такой взрыв…» — говорит он.

«Шансы [успеха всей миссии] были 50 на 50. Я когда об этом рассказываю, вспоминаю русскую рулетку. Была такая игра. И у Гагарина такие шансы были только по ракете, а ведь еще был корабль!» — говорит он.

Перед самым полетом были подготовлены три сообщения ТАСС: одно «успешное», которое было передано после полета, второе — о том, что советский космонавт сел за пределами СССР и нуждается в помощи или спасении и третье, в котором сообщалось о его гибели.

Почти на отлично

12 апреля 1961 года во время полета Гагарина ракета отработала почти на отлично. Но мелочей в космической технике не бывает — это «почти» в результате могло стоить Гагарину жизни.

На последнем этапе система управления ракеты, которая подчинялась радиосигналам с Земли, не отреагировала на сигнал, и, прежде чем сработала дублирующая радиосвязь автоматика, «Восток» с Гагариным поднялся выше на несколько десятков километров.

Это была не очень большая проблема для нормального полета. Но такой сценарий не был заранее продуман.

В конце полета корабль должен был сориентироваться в пространстве при помощи основной или вспомогательной систем ориентации, затем затормозить специальным двигателем, а после этого атмосфера сама погасила бы скорость спускаемого аппарата.

«Восток» был спроектирован таким образом, чтобы вернуться назад даже при отказе тормозной системы при сходе с орбиты — в случае, если бы корабль не сориентировался при входе в атмосферу и не включил тормозные двигатели, он бы все равно вернулся, затормозив естественным образом. Но спустя пять-семь суток.

Система жизнеобеспечения корабля была рассчитана на 10 дней, но при расчетах конструкторы исходили из того, что орбита будет расчетной.

По словам Чертока, если бы перед посадкой отказала система ориентации корабля или произошла другая авария, то «Восток» приземлился бы спустя 15-20 дней. Но их в запасе у Гагарина не было.

В результате Восток приземлился почти без проблем. Это «почти» тоже заставило понервничать первого космонавта.

После выключения тормозного двигателя корабль начал вращаться вокруг обеих своих осей со скоростью около 30 градусов в секунду. Гагарин уже ничего не мог поделать в такой ситуации и какое-то время просто ждал.

Впоследствии выяснилось, что от спускаемого аппарата не отделился приборный отсек. К счастью, автоматика отсоединила его спустя какое-то время, и шар спускаемого аппарата стабилизировался.

«Сырой» корабль

В том, что первый полет прошел не без нештатных ситуаций, нет ничего удивительного — корабль был довольно «сырым».

Во-первых, в нем не была реализована система мягкой посадки, в результате чего пришлось применять катапультирование и отдельный спуск с парашютом космонавта.

Это, с одной стороны нарушало требование Международной авиационной федерации (FAI) чтобы космонавт приземлился в корабле, в противном случае полет в космос могли не засчитать. Впоследствие это требование отменили.

Тот факт, что Гагарин, фактически побывав в космосе, последние километры до земли преодолел не в корабле, впоследствии тщательно скрывался.

Как писал в своей книге Черток, схема приземления, в которой было фактически две тормозных парашютных системы, была и громоздкой и сложной. Однако из-за неготовности тормозной системы спускаемого аппарата пришлось делать именно так.

При этом в конструкцию корабля приходилось вносить изменения порой в самый последний момент.

Как рассказывает Антон Первушин, российский писатель, автор книги «Юрий Гагарин: один полет и вся жизнь», когда перед полетом Гагарина взвесили в скафандре, то выяснили, что он весит на несколько килограммов больше, чем рассчитывали конструкторы. Идея заменить его на более легкого Титова не была принята — Гагарин с января 1961 года был утвержден во всех документах как будущий первый космонавт.

«Королев послал инженеров срезать ночью лишние кабели с корабля. Срезали в основном вот эту систему аварийного подрыва — взрывчатки, понятно, не было на пилотируемом корабле, но сама система оставалась», — рассказывает писатель.

Это та сама система подрыва, которая уничтожила корабль с собаками Мушкой и Пчелкой 1 декабря 1960 года. Кроме того, были сняты некоторые датчики системы терморегулирования, рассказал он.

В самый последний момент перед стартом, когда космонавт уже находился в корабле, автоматика вдруг выдала сообщение о негермитично закрытом люке.

Перед самым полетом, буквально за несколько десятков минут, монтажники открыли 30 замков, проверили люк на герметичность, нашли неисправные контакты, которые давали ложный сигнал, и починили их.

Устойчивая психика и самоконтроль

За несколько месяцев до полета Гагарина 24 октября 1960 года на Байконуре при подготовке к пуску другой баллистической ракеты — Р-16 — произошла катастрофа, в которой погибли, по разным данным, от 75 до 100 человек.

Среди них был и первый главнокомандующий ракетными войсками СССР маршал Митрофан Неделин, который активно участвовал в программе запуска человека в космос.

За 30 минут до пуска внезапно запустился двигатель второй ступени Р-16, вслед за этим взорвались топливные баки первой. В тот момент на площадке было много людей. Их гибель была снята камерой, установленной рядом.

Эта ракета была другой конструкции, ей занимались другие инженеры, а сама катастрофа произошла, как выяснилось, из-за грубых нарушений при подготовке к пуску — ракету торопились запустить к 7 ноября.

Первушин рассказывает, что от космонавтов эту аварию, крупнейшую за всю историю советской и российской ракетной программы, скрывали, хотя она произошла на том же полигоне: «Может быть в кулуарах им кто-то что-то и сказал, но официально — нет».

В книге Чертока отдельно отмечается, что последний перед пилотируемым полетом пуск, когда на орбиту полетели собака Звездочка и манекен «Иван Иванович», имитировавший Гагарина, прошел в присутствии космонавтов.

Он не объяснил, было ли это сделано специально, была ли у Сергея Королева какая-то особая уверенность в том, что этот пуск будет успешным, но, как бы то ни было, все прошло гладко и космонавты это увидели.

«Присутствовавшие на полигоне космонавты могли убедиться в надежности радиосвязи на этапе выведения и при полете по орбите, пока корабль был в зоне видимости наших НИПов. Приземление прошло благополучно в районе Воткинска. На Землю вернулся манекен «Иван Иванович» и собака Звездочка — так накануне пуска ее окрестили по предложению Гагарина», — говорится в его книге.

По словам Первушина, космонавтам не сообщали о технических сложностях и неполадках, которые сопутствовали программе «Восток».

Впрочем, по его словам, Гагарина в январе 1961 года выбрали из группы космонавтов для первого полета именно за его устойчивую психику и самоконтроль. Это проявилось во время экспериментов в сурдокамере — отрезанном от внешнего мира помещении, в котором надо провести несколько дней.

«Он, во-первых, очень легко переходил из рабочего состояния в состояние отдыха, практически мгновенно. Он загрузил себя дополнительной работой, не бездельничал, когда не надо было работать. У него была отмечена высокая адаптивная реакция на новизну, он не реагировал остро на что-то новое. Внутри камеры стояли всякие сигналы, сирены и световые сигнальные системы, и космонавтов периодически встряхивали и смотрели как они реагируют. И вот Гагарин реагировал с любопытством и не приходил в замешательство», — рассказывает писатель.

Русская служба Би-би-си обратилась к трем российским космонавтам с вопросом, полетели бы они в космос на корабле «Восток» в том состоянии, в котором он был в 1961 году.

Павел Виноградов, трижды летавший в космос в 1997, 2006 и 2016 годах, сказал, что полетел бы, но только в силу авантюрности своего характера. Однако, по его словам, Гагарин был в другом положении — в первую очередь с точки зрения информации: «Надо же понимать, знания наши, знания мои на момент, когда я в первый раз полетел, это же небо и земля. Я инженер, ракетчик, я слишком много знаю. Гагарин, наверное, этого не знал».

Михаил Корниенко, дважды летавший в космос в 2010 и 2015 годах, сказал, что на месте Гагарина полетел бы обязательно, но сейчас — нет, потому что крайне велик риск. «Но я уверен, что любой пошел бы и сел в этот корабль на его месте», — сказал космонавт.

Сергей Рязанский дважды летал в космос, причем во время полета провел со своим коллегой урок для пятиклассников прямо с орбиты, а сейчас а сейчас продолжает заниматься популяризацией космонавтики.

Он говорит, что в первый отряд космонавтов набирали военных летчиков-истребителей, людей дисциплинированных и готовых пожертвовать жизнью для родины.

Кроме того, отмечает он, первые космонавты были молоды: «Наверное, если бы я был в том возрасте, просто из-за тяги к приключениям я согласился бы [лететь в космос на корабле «Восток»]. Сейчас бы, конечно, уже нет. Есть уже четверо детей, есть ответственность перед семьей».

Рязанский рассказал, что лететь в космос страшно даже сейчас: «У нормального человека есть страхи. И это хорошо. Человек становится более собран, более внимателен, более ответственен, не допускает расхлябанности».

Код «125»

С полетом человека в космос была еще одна проблема, решить которую было невозможно. Дело в том, что никто во всем мире не знал, как отреагирует на такой полет человеческая психика.

Как писал в своих мемуарах «С человеком на борту» инструктор-методист по пилотированию космического корабля в первом отряде космонавтов Марк Галлай, один немецкий ученый в научной работе утверждал, что человек под действием «космического ужаса» не только не сможет управлять системами корабля, но и причинит самому себе вред «вплоть до самоуничтожения».

По словам Галлая, просто так взять да отмахнуться от высказываний профессора в преддверии первого полета человека в космос было трудно, потому что сам предмет обсуждения был слишком важен.

Собственно, главное, что должен был сделать космонавт — в случае, если не сработают основная и резервная автоматические системы, сориентировать корабль вручную таким образом, чтобы включился тормозной двигатель.

Однако поскольку во вменяемости космонавта заранее не был уверен никто, конструкторы решили заблокировать управление «логическим замком» — чтобы оно включилось, надо было набрать особый код «125».

Изначально, как пишет Галлай, этот код хотели сообщить ему по радио, но потом сочли, что он может не получить информацию из-за помех. Тогда придумали запечатать этот код в конверте, который потом приклеили на стену корабля.

Впрочем, секретный код, дававший возможность включить управление кораблем, Марк Галлай по секрету сказал Гагарину перед самым стартом. А когда космонавт уже сел в корабль, последний человек, провожавший его в космос, конструктор «Востока» Олег Ивановский, напоследок тоже назвал ему эти три цифры — «125».

Советский космонавт совершил первый космический полет 60 лет назад

Советский космонавт Юрий Гагарин в аэропорту Лондона, 11 июля 1961 года. Юрий Гагарин увидел пламя возле своего космического корабля и приготовился умереть. Его голос нарушил напряженную тишину на пульте управления: «Я горю. До свидания, товарищи».

Гагарин не знал, что пылающий ад, который он наблюдал через иллюминатор, был облаком плазмы, поглотившим Восток-1 во время его повторного входа в атмосферу Земли, и он все еще был на пути к благополучному возвращению.

Именно его спокойное самообладание под давлением помогло ему стать первым человеком в космосе 60 лет назад.

Стальной самоконтроль Гагарина стал ключевым фактором успеха его новаторского 108-минутного полета. Миссия 12 апреля 1961 года столкнулась с сбоями и аварийными ситуациями — от того, что люк капсулы не закрывался должным образом непосредственно перед взлетом, до проблем с парашютом в последние моменты перед приземлением.

С тех пор, как 20 пилотов советских ВВС были отобраны для подготовки к первому пилотируемому космическому полету, Гагарин благодаря своей спокойной манере поведения, быстрой обучаемости и лучезарной улыбке стал одним из первых фаворитов.

За два дня до старта 27-летний Гагарин написал прощальное письмо своей жене Валентине, поделившись своей гордостью за то, что его выбрали для полета на Востоке-1, но также пытаясь утешить ее в случае его смерти.

«Я полностью доверяю оборудованию, оно не должно меня подвести. Но в случае чего, прошу Валюшу, не ломайся от горя», — написал он, используя для нее никнейм.

Власти сохранили письмо и передали его вдове Гагарина семь лет спустя после его гибели в авиакатастрофе. Она больше никогда не выходила замуж.

Новаторский полет Гагарина по одной орбите сделал его героем Советского Союза и международной знаменитостью. После вывода первого в мире спутника на орбиту с успешным запуском спутника в октябре 1957 года советская космическая программа поспешила закрепить свое господство над Соединенными Штатами, отправив человека в космос.

«Задача была поставлена, и люди спали в своих кабинетах и ​​заводских цехах, как в военное время», — вспоминал Федор Юрчихин, российский космонавт, совершивший в итоге пять космических полетов.

Когда советская ракетно-космическая программа стремилась победить американскую, в 1960 году она потерпела ряд неудачных запусков, в том числе катастрофический взрыв на стартовой площадке в октябре, унесший жизни 126 человек. Среди пострадавших есть командующий ракетными войсками маршал Митрофан Неделин.

Как и Гагарин, советские чиновники были готовы к худшему. Не было установлено никакой системы безопасности, чтобы спасти космонавта в случае очередного взрыва ракеты при старте или после него.

Власти разработали три варианта бюллетеня о полете Гагарина для официального информационного агентства ТАСС: один сообщает об успешном полете, другой — в случае возникновения проблем и третий — о миссии, закончившейся катастрофой.

Помимо потенциальных отказов двигателей и других неисправностей оборудования, ученые поставили под сомнение способность человека выдерживать условия космического полета. Многие опасались, что пилот может сойти с ума на орбите.

Советские инженеры подготовились к такой ситуации, разработав полностью автоматическую систему управления. В качестве дополнительной меры предосторожности пилот получит запечатанный конверт с секретным кодом для активации ручного управления капсулой. Теория заключалась в том, что человек, который может ввести код, должен быть достаточно вменяемым, чтобы управлять кораблем.

Однако всем участникам космической программы Гагарин настолько нравился, что старший инструктор и главный инженер независимо друг от друга поделились с ним секретным кодом перед полетом, чтобы избавить его от возни с конвертом в случае чрезвычайной ситуации.

Проблемы начались сразу после посадки Гагарина в «Восток-1», когда не загорелась лампочка, подтверждающая закрытие люка. Работая в бешеном темпе, ведущий инженер и его коллега выкрутили 32 винта, нашли и починили неисправный контакт и вставили винты обратно как раз к запланированному запуску.

Сидя в капсуле, Гагарин насвистывал мелодию. «Поехали!» — «Поехали!» — крикнул он, когда ракета взлетела.

В качестве еще одной меры предосторожности орбита была спланирована таким образом, чтобы космический корабль спускался самостоятельно через неделю, если из-за отказа двигателя корабль сел на мель. Вместо этого сбой привел к переходу на более высокую орбиту, что привело бы к гибели Гагарина, если бы на этом этапе двигатель вышел из строя.

В то время как двигатель работал, как и планировалось, чтобы отправить корабль домой, потеря топлива привела к неожиданному входу в атмосферу и более высокой скорости, из-за чего корабль бешено вращался в течение 10 мучительных минут.

Позже Гагарин сказал, что чуть не потерял сознание, когда испытал перегрузку, в 10 раз превышающую силу притяжения. «Был момент, длившийся две-три секунды, когда перед моими глазами начали меркнуть инструменты, — вспоминал он.

Увидев облако огненной плазмы вокруг своего корабля при входе в атмосферу, он подумал, что его корабль горит.

Система мягкой посадки еще не была разработана, поэтому Гагарин катапультировался из модуля в скафандре и раскрыл парашют. Во время спуска ему пришлось возиться с залипающим клапаном на скафандре, чтобы начать дышать наружным воздухом. В дополнение к основному парашюту раскрылся запасной парашют, из-за чего ему было трудно контролировать спуск, но он благополучно приземлился на поле у ​​реки Волги в Саратовской области.

Гагарин был доставлен в Москву на героический прием, приветствовавшийся советским лидером Никитой Хрущевым и встреченный восторженными толпами, приветствовавшими его полет как триумф наравне с победой во Второй мировой войне. За годы до своей смерти в возрасте 34 лет он купался в лучах мировой славы, посетив десятки стран, чтобы отпраздновать свою историческую миссию.

«Колоссальный пропагандистский эффект запуска спутника и особенно полета Гагарина был очень важен», — сказал московский эксперт по авиации и космонавтике Вадим Лукашевич. «Мы внезапно победили Америку, хотя наша страна еще не оправилась от огромного ущерба и жертв» Второй мировой войны.

Гагарин погиб в авиакатастрофе 27 марта 1968 года. Не прошло и 16 месяцев, как США победили Советский Союз в космической гонке, отправив астронавта на Луну.

Распад Советского Союза в 1991 году положил конец эпохе соперничества. Усилия России по разработке новых ракет и космических кораблей сталкивались с бесконечными задержками, и страна продолжала полагаться на технологии советской эпохи. В условиях стагнации широко критикуемая государственная космическая корпорация «Роскосмос» сосредоточилась на дорогостоящем плане строительства своей новой штаб-квартиры в форме ракеты на месте демонтированного ракетного завода.

сегодня в производственном подкасте

21 ноября 2022 г.

БОИНГ И ОБУРН Университет Университета, вдохновляющие будущие инженеры

17 ноября 2022 г.

Безуним.
Китайский производитель объявляет о 300 заказах на новый реактивный лайнер

9 ноября 2022 г.

60 лет со дня выхода первого космонавта на орбиту и 40 лет с момента первого отъезда «Шаттла» со стартовой площадки • Регистр

Присоединяйтесь к нам и поднимите тост в честь 60-летия полета Юрия Гагарина на орбиту Земли и 40-летия со дня старта первого космического корабля «Шаттл».

Полет Гагарина 12 апреля 1961 года стал первым выходом человека на орбиту. Миссия на борту космического корабля «Восток-3КА» длилась менее двух часов с момента старта до того, как Гагарин достиг земли на парашюте, но с тех пор она продолжала находить отклик на протяжении десятилетий.

Гагарин и Титов на пути к старту 12 апреля, 1961. Фото: НАСА

Миссия была осуществлена ​​после ряда испытательных полетов (без участия людей) с разной степенью успеха и неудачи, как описано в превосходной книге Стивена Уокера Beyond и стартовала с космодрома Байконур в 06:07 UTC. со знаменитым гагаринским «Поехали!» [Поехали!] — крикнули диспетчерам, когда загорелись двигатели ракеты.

Запуск прошел относительно гладко: в 06:09 UTC были сброшены четыре навесных ускорителя, а в 06:10 UTC был выпущен кожух полезной нагрузки.

Последняя ступень ракеты остановилась в 06:17 UTC, и после отделения корабля Гагарин доложил диспетчерам: «Корабль работает нормально. В иллюминаторе «Взора» я вижу Землю. Все идет по плану» .»

Несмотря на прерывистую связь, автоматические системы на борту космического корабля (здесь нет ручного вмешательства в стиле Меркурия) привели сферическую капсулу в требуемую ориентацию в 07:25 UTC, и через несколько секунд был запущен двигатель космического корабля.

Вскоре после этого все пошло не так. Служебный модуль должен был отделиться от возвращаемого модуля (корпуса Гагарина), но остался прикрепленным пучком проводов.

Неспособность разделить модули станет проблемой для советской космической программы в последующие годы. Восемь лет спустя, в 1969 году, космонавту «Союза-5» Борису Волынову предстояло вернуться на Землю после того, как служебный модуль не смог отделиться, как планировалось. Соединения в конце концов разошлись, и космонавт благополучно (хотя и довольно жестко) приземлился.

Музейная копия кабины космического корабля Восток 1

Для Гагарина тросы окончательно оборвались примерно в 07:35 UTC, когда штабель закрутился. Спускаемый модуль занял правильное положение при входе в атмосферу, и Гагарин просигнализировал диспетчерам: «Все в порядке», хотя в истории миссии Европейского космического агентства (ЕКА) отмечалось: «Позже он сообщает, что не хотел «шуметь». ‘, потому что он (правильно) рассудил, что вращение не представляет опасности для миссии (и, по-видимому, было вызвано сферической формой возвращаемого модуля)».

Гагарин выбросился из спускаемой капсулы на высоте около 7000 метров, приземлился рядом с капсулой «Восток» и был классно встречен растерянными местными жителями. В конце концов, миссия изначально проводилась почти в полной секретности.

Первый человек на орбите Земли больше не вернется в космос. Его надежды на полет на «Союзе» рухнули после гибели его коллеги-космонавта Владимира Комарова во время первого полета корабля в 1919 году. 67. Годом позже погиб и Гагарин, когда в 1968 году разбился его учебно-тренировочный самолет МиГ-15. Ему было 34 года.

Америка запускает свой космический грузовик

Всего через 20 лет после полета Гагарина, после полета на Луну и в то время, когда Советский Союз продолжал запускать космические станции «Салют», НАСА запустило то, что, как они надеялись, станет первым в парке многоразовых космических аппаратов: космический Шаттл.

Космический шаттл «Колумбия» на стартовой площадке 39A в Космическом центре Кеннеди НАСА во Флориде, где наземные бригады успешно завершили два испытания бака для проверки пенной изоляции внешнего бака. Фото: НАСА

Из-за задержек в 12:00 UTC 12 апреля 1981 года в 12:00 UTC был запущен первый космический челнок под командованием лунохода Джона Янга в сопровождении начинающего астронавта Боба Криппена. Карьера Криппена началась с Пилотируемой орбитальной лаборатории ВВС США (MOL) в 1919 г.60-х, перейдя в NASA после отмены проекта MOL.

Перед полетом на борту «Колумбии» он примет участие в медицинском эксперименте «Скайлэб» (SMEAT) и будет выполнять обязанности руководителя проекта «Аполлон-Союз».

Янг, ветеран Аполлона и Близнецов, хорошо привык к суровым условиям космических полетов. Однако шаттл был совершенно новым транспортным средством. В отличие от гагаринского «Востока», перед запуском дуэта не было никаких испытательных полетов без экипажа.

«Шаттл» вызревал долго, так как проблемы с его двигателями и системой тепловой защиты угрожали сорвать программу. Запуск 10 апреля пришлось отменить на отметке Т-18 из-за проблемы с компьютером, но проблемы были решены, чтобы разрешить запуск Янга и Криппена 12 апреля.

В отличие от Гагарина, у астронавтов НАСА было много места в более просторных пределах Колумбии, и, несмотря на опасения, связанные с отсутствием некоторых тепловых плит (позже успокоенные снимками орбитального аппарата от разведывательных средств, показывающими, что важнейшая нижняя часть выдержит повторный вход) , через два дня шаттл благополучно вернется к посадке на базе ВВС Эдварда. Ликующий Криппен передал по радио: «Какой способ приехать в Калифорнию!» когда Колумбия спустилась.

И Криппен, и Янг снова будут летать на Шаттле, хотя ни один из них не вернется в космос после аварии Челленджера в 1986 году.

И полет Гагарина, и первый запуск космического корабля «Шаттл» заслуживают аплодисментов, и хотя за прошедшие годы была построена Международная космическая станция и осуществлены десятки беспилотных полетов к планетам, астероидам и за их пределами, немногие события поражали воображение. публики точно так же.

дальнейшее чтение

Мы бы порекомендовали книгу Стивена Уокера « Beyond », чтобы лучше понять Гагарина как человека, а также события, связанные с его миссией. Программа «Спейс шаттл» очень хорошо задокументирована, хотя беглый просмотр страниц книги Роуленда Уайта «В черное » дает представление об этой самой первой миссии. Собственные мемуары Янга Forever Young также стоит прочитать, чтобы лучше понять самого человека.