В каком году куликовская битва началась: Страница не найдена

Куликовская битва. Досье — ТАСС

21 сентября 2015, 11:53

В результате монгольского нашествия в 1237-1242 гг. русские княжества попали под данническую зависимость от Монгольской империи, а после ее распада — от Золотой Орды. К концу 70-х гг. XIV века начали усиливаться авторитет и власть великого князя московского и владимирского Дмитрия Ивановича, Московское княжество Северо-Восточной Руси стало задерживать выплаты дани. Столкновения русских войск и Золотой Орды начались в 1374 г., в 1378 г. в битве на р. Вожа московские войска и их союзники разгромили ордынский отряд эмира Бегича.

Заключив в первой половине 1380 г. союзы с литовским князем Ягайло, а летом — с великим князем рязанским Олегом Ивановичем, ордынский военачальник Мамай организовал крупномасштабный поход на Владимирское великое княжество и Московское княжество.

Сражение между объединенными войсками княжеств Северо-Восточной Руси во главе с великим князем Дмитрием Ивановичем (по разным подсчетам, от 40 до 100 тыс. человек) и монголо-татарскими войсками Золотой Орды под предводительством Мамая (100 — 150 тыс. человек) произошло 8 сентября 1380 г. на Куликовом поле между реками Дон, Непрядва и Красивая Меча (ныне территория Куркинского района Тульской обл.).

Русское войско построилось в следующий боевой порядок: в центре — большой полк, на флангах — полки правой и левой руки; впереди главных сил — сторожевой и передовой полки; за большим полком располагался резерв, а в лесном массиве — засадный полк. Монголо-татарское войско включало авангард, главные силы и резерв. Мамай планировал охватить русскую армию с обоих флангов, окружить и уничтожить. Битва началась с поединков, в которых отличился русский воин Александр Пересвет (по другим данным — его брат Андрей Ослябя). Согласно литературному памятнику XV века «Сказание о Мамаевом побоище», противником Пересвета был татарин Челубей, и оба воина погибли, пронзив друг друга копьями.

После поединков конница Мамая, атаковав русские войска, уничтожила сторожевой и передовой полки и вклинилась в расположение большого полка. Не добившись успеха в центре, в середине дня ордынцы прорвали левое крыло русских и вышли в тыл к отступавшему большому полку, при этом великий князь Дмитрий Иванович был ранен. Исход битвы в пользу русских войск решила внезапная атака засадного полка по флангу и тылу прорвавшейся ордынской конницы, поддержанная ударом других полков. Под натиском войска Мамая бежали, русские войска до ночи преследовали противника и захватили лагерь ордынского войска на р. Красивая Меча с обозом и богатыми трофеями.

Всего от ран и «тесноты великой» погибли, по разным данным, от 10 тыс. до 45 тыс. русских воинов (в «Сказании о Мамаевом побоище» фигурирует явно завышенная цифра — 253 тыс. погибших). Войско Мамая было разгромлено практически полностью.

Литовцы князя Ягайло и рязанцы в самой битве не участвовали, однако нападали на обозы с ранеными, которые возвращались в Москву.

Победа в Куликовской битве упрочила влияние и авторитет московских князей, продемонстрировала реальную возможность освобождения русских земель и княжеств от власти орды. Дмитрий Иванович получил почетное прозвище Донской. Великий князь рязанский Олег Иванович в 1381 г. заключил с Дмитрием договор против ордынцев.

В честь победы на Красном холме (высшая точка Куликова поля) установлена памятная колонна (1850), построена церковь Сергия Радонежского (1917), в 1965 г. открыт филиал Тульского областного краеведческого музея. В 1996 г. создан Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле».

Ежегодно 21 сентября в РФ отмечается День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380) — один из Дней воинской славы России. 

Загнать Мамая: как русские полки спасли будущее страны | Статьи

В этот день, 8 сентября, на Куликовом поле, неподалеку от впадения реки Непрядвы в Дон, полки, постоявшие «за веру православную», разбили войско темника Мамая, угрожавшее русским княжествам новым разорительным нашествием. Пожалуй, только две даты из нашей древней истории так врезались в народную память, что их юбилеи и спустя столетия интересуют не только научные круги. Они становятся событиями общественной жизни. Это Крещение Руси и куликовская победа. О ней и вспоминают «Известия» — 640 лет спустя.

Загадки битвы

Великий князь Московский и Владимирский Дмитрий Иванович был выдающимся полководцем и собирателем земель. Незаурядной личностью был и его противник. В ряду именитых деятелей Золотой Орды Мамай занимает особое положение — энергичный политик, военачальник, авантюрист, который, вероятно, мог бы придать своему государству новый импульс развития.

Фото: РИА Новости/Евгений Леонов

Великий князь Московский и Владимирский Дмитрий I Иванович, прозванный Донским за победу в Куликовской битве

Он не был Чингизидом. Влияния и власти добился вопреки происхождению и благодаря своим несомненным талантам. Хозяином всей Золотой Орды он стать не сумел, но долгие годы оставался самым влиятельным политиком западной части Орды. Влияние его простиралось и на юг, включая Крым. Поводом для войны с великим князем Московским стал отказ Дмитрия выплачивать Мамаю повышенную дань.

До сих пор у нас нет сколько-нибудь точных сведений о масштабах Мамаева побоища, как называли сражение современники. Сам термин «Куликовская битва» принадлежит Николаю Карамзину, который красочно описал победу князя Дмитрия Ивановича, представив последнего почти идеальным правителем и воином.

Военный историк ХХ века Вадим Каргалов оценивал численность русских полков примерно в 150 тыс. человек. Мамай, по его версии, привел на Дон вдвое большее войско. Археологические находки, относящиеся ко времени битвы, не слишком богаты. И, скорее всего, ближе к истине гораздо более скромные оценки масштабов сражения — 40 или 50 тыс. воинов с обеих сторон.

Загнать Мамая: как русские полки спасли будущее страны_1

Картина «Канун. Перед Куликовской битвой». Художник И.С. Глазунов

Фото: РИА Новости/Владимир Вдовин

Одним из самых известных сюжетов истории России стал приезд князя Дмитрия Ивановича в Троицкий монастырь к игумену Сергию Радонежскому. Сергий благословил князя и его воинство и даже пополнил его своими иноками. Впрочем, в ранних источниках эта паломническая поездка не упоминается — и возможно, что летописцы добавили этот сюжет, чтобы более эффектно подчеркнуть мысль о защите православия и об объединении православной Руси под властью Москвы.

Удар из засады

Но перейдем к общепринятой версии событий. Князь Дмитрий повел войско к Дону не по кратчайшему пути, а через земли Рязанского княжества — возможно, чтобы пополнить русскую рать представителями этого края, не раз страдавшего от ордынских набегов.

Столь дальний поход русского воинства расценивался современниками как весьма рискованная операция. Но князь понимал, что бить Мамая нужно как можно скорее, пока в их спор не вмешался возможный союзник ордынца великий князь Литовский Ягайло. Кстати, некоторые князья Гедиминовичи, сыновья Ольгерда, участвовали в битве на стороне князя Дмитрия Ивановича. Перейдя на правый берег Дона, русские воины сожгли за собой мосты. Дальше — победа или смерть под развернутым над русскими полками «чермным» (темно-красным) знаменем с золотым ликом Спаса.

Загнать Мамая: как русские полки спасли будущее страны_2

Картина «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле». Художник М.И. Авилов

Фото: commons.wikimedia.org

Традиционно считается, что битва началась с поединка, в котором инок-богатырь брянский уроженец Александр Пересвет одолел монгольского силача Челубея (он же — Темир-мурза) и сам погиб.

Не менее доблестным полководцем, чем Дмитрий Донской, был его двоюродный брат удельный князь Серпуховской Владимир Андреевич, заслуживший прозвание Храброго. Называли его, как Дмитрия, и Донским — настолько весомым был его вклад в победу над Мамаем. Он привел на Куликово поле опытных воинов.

По сведениям древнего «Сказания о Мамаевом побоище», 40 бояр серпуховских, 23 боярина дмитровских пали смертью храбрых на Куликовом поле. Они были вассалами Владимира Андреевича. Вместе с другим выдающимся полководцем воеводой Дмитрием Боброком-Волынским он командовал засадным полком, который и решил исход кровопролитного сражения.

Фото: РИА Новости/Рудольф Кучеров

Миниатюра «Начало Куликовской битвы» из Лицевого летописного свода, составленного при Иване Грозном в 40–60-х годах XVI века

В разгар битвы, когда ордынцы теснили московскую конницу, Владимир Храбрый хотел броситься в бой, но опытный воевода Боброк остановил его. Проявив выдержку, они пошли в атаку, когда тумены Мамая оказались в ловушке. Засадный полк налетел на них с тыла, сметая врага на своем пути. Победа войск Боброка и Владимира вдохновила и другие русские полки, они поддержали атаку. Воины Мамая сотнями тонули в реке, а его главные силы беспорядочно отступали.

Сразу после этого Мамай, не имевший резервов, и сам предпочел бежать с поля боя. 50 верст русские всадники, которых вел Владимир Храбрый, преследовали врага. Победа не вызывала сомнений.

Итоги победы

Битва была кровопролитной. По преданию, самого великого князя нашли среди раненых, без сознания… Недаром накануне дня памяти небесного покровителя великого князя Дмитрия Солунского на Руси стали отмечать Дмитриеву субботу. Это день поминовения усопших, и прежде всего погибших на Куликовом поле. И мы поименно вспоминаем многих героев той сечи — например, четырех павших на Куликовом поле князей: Федора Романовича и Ивана Федоровича Белозерских, Федора и Мстислава Юрьевичей Тарусских. А инока Александра Пересвета и монаха Андрея Ослябю погребли в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове, в тогдашнем московском предместье.

Фото: РИА Новости/Рудольф Кучеров

Миниатюра «Куликовская битва. Удар по татарам наносит засадный полк под командованием князя Владимира Андреевича и воеводы Дмитрия» из Лицевого летописного свода, составленного при Иване Грозном в 40–60-х годах XVI века

Среди последствий Куликовской битвы и полного крушения планов Мамая — усиление хана Тохтамыша, далекого потомка Чингисхана, которому удалось объединить значительные силы и через два года после Мамаева побоища снова принудить князя Дмитрия к выплате дани.

Да, куликовская победа не уничтожила зависимость Руси от Орды, хотя и значительно повысила статус Москвы в глазах ордынских ханов и темников. Так, Дмитрий Иванович передал великокняжескую власть сыну по собственному завещанию, без оглядки на хана. И Орда была вынуждена «проглотить» это решение русского князя.

Фото: РИА Новости/Рудольф Кучеров

Миниатюра «Отпевание и погребение русских воинов, павших в битве на Куликовом поле» из Лицевого летописного свода, составленного при Иване Грозном в 40–60-х годах XVI века

Некогда могущественная империя потомков Чингисхана так и не возродилась после полосы кризисов, обернувшихся распадом. Что было потом? Длительная борьба за «золотоордынское наследство», из которой Москва в XVI веке вышла победительницей. Именно тогда сложился культ славной Куликовской битвы, в которой видели — и не без оснований — первый шаг к величию будущего Русского царства.

Легенда о побоище

Битва на Непрядве — одно из самых мифологизированных событий русской истории. Неудивительно, что потомки трактовали победу в соответствии с собственными убеждениями и мечтами. В XV веке самым популярным литературным произведением на Руси было «Сказание о Мамаевом побоище» — своего рода русская «Илиада». Царь Мамай в этой повести — язычник, стремящийся сокрушить христианский мир. Не менее поэтичный источник о событиях того похода — повесть «Задонщина», «Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его, князе Владимире Андреевиче, как победили супостата своего царя Мамая».

Загнать Мамая: как русские полки спасли будущее страны_6

Реконструкция военно-исторических событий Куликовской битвы. 2002 год

Фото: РИА Новости/Юрий Кавер

В те годы и позже, вплоть до времен противостояния Русского царства с Казанью и Крымским ханством, память о куликовской победе была знаменем объединения русских земель для борьбы с противниками с востока и юга. Сказание о Мамаевом побоище утверждало простую истину: единство перед лицом врага и воинская доблесть приводят к победе. Так было и так будет.

Древнерусские писатели сравнивали Мамая с Батыем, монголо-татарским полководцем, который как смерч прошел по русским княжествам в XIII веке. Безусловно, «былинники речистые» преувеличивали опасность нового нашествия врагов с востока. Им важно было показать, что на Куликовом поле православная вера была спасена от уничтожения.

Загнать Мамая: как русские полки спасли будущее страны_7

Реконструкция военно-исторических событий Куликовской битвы. 2002 год

Фото: РИА Новости/Юрий Кавер

На самом деле, Орда к тому времени не первый год пребывала в состоянии кризиса и междоусобиц — «великой замятни», которая продолжалась уже более 20 лет. А русские ратники уже не раз наносили поражения некогда непобедимому врагу. И самой крупной победой была битва на реке Воже, в которой князь Дмитрий Иванович разгромил большое (пять туменов, то есть около 50 тыс. сабель) войско мурзы Бегиша. Много лет спустя в сознании литераторов и летописцев перипетии этой битвы во многом слились с прославленной куликовской эпопеей. В том числе — благословение Сергия Радонежского, которое Дмитрий Иванович взял именно перед этим походом.

Так бывает: слава более поздней, а значит, решающей битвы, в которой русским ратникам противостоял сам Мамай, затмила память о сражении при Воже. А ведь то была первая крупная победа московских воинов над ордынцами.

«А вернулись с Куликова поля русские…»

С течением веков стало ясно, что та победа сыграла ключевую роль в рождении русской нации и государства. Подвиг князя Дмитрия Ивановича и его воинства всегда высоко оценивали и летописцы, и отцы русской церкви, и мыслители. «Москва не в скопидомном сундуке Ивана Калиты, а на Куликовом поле», — утверждал историк Василий Ключевский. «На Куликово поле пришли москвичи, владимирцы и так далее, в том числе и литовцы, а вернулись с Куликова поля русские» — так разукрасил мысль предшественника Лев Гумилев уже в ХХ веке.

Загнать Мамая: как русские полки спасли будущее страны_3

Могилы героев Куликовской битвы схимонахов Александра Пересвета и Андрея Осляби в Симоновом монастыре

Фото: РИА Новости/Валерий Шустов

Это во многом справедливо. Русь Московская стала державой воинской. Ей приходилось крепко держать в руках щит и меч, а князю Дмитрию Ивановичу удалось объединить десятки русских городов не только военной силой, но и идеей свободного православного государства «всей русской земли». Это было главной его победой.

Память потомков

В годы борьбы с наполеоновской Францией не было в России более популярной пьесы, чем «Димитрий Донской» Владислава Озерова. Возвышенный и несколько сентиментальный озеровский слог поднимал патриотический дух накануне сражений 1812 года.

О победе Дмитрия Донского вспоминали и в годы Великой Отечественной. В 1944 году в Красной армии появилась танковая колонна «Димитрий Донской», созданная по инициативе Русской православной церкви на средства верующих и духовенства.

Фото: commons.wikimedia.org

Танковая колонна «Димитрий Донской». 1944 год

Автор цитаты

О поле, поле Куликово,

Врага ты видело какого!

Здесь бились русские полки,

И пахари, и рыбаки;

Удары грудью принимая,

Они свершили свой обет:

Им показала свой хребет

Орда свирепого Мамая!

Так писал Демьян Бедный, который прежде ратовал за полное забвение всех традиций «проклятого прошлого», кроме революционных. Но в годы Великой Отечественной он прославлял русских витязей…

Загнать Мамая: как русские полки спасли будущее страны_4

Указатель места расположения русских воинов перед началом Куликовской битвы. Тульская область. 1 августа 1980 года

Фото: ТАСС/Сергей Белявый

В 1980 году в Советском Союзе достаточно широко отмечалось 600-летие битвы. Для «русской партии» это был достойный повод показать, что в истории нашей страны была не только революционная героика. .. Можно долго перечислять книги — от научных до детских — изданные под эгидой этого юбилея. В тот год на экраны вышел впечатляющий патриотический мультфильм о Куликовской битве — «Лебеди Непрядвы». И — что немаловажно — появились многочисленные игрушки, наборы солдатиков. Витязь, победивший на Куликовом поле, стал героем детских игр. Именно поэтому ему не грозило и не грозит забвение.

Святой и благоверный

В 1988 году в СССР, в годовщину тысячелетия Крещения Руси, 4-й Поместный собор Русской православной церкви причислил к лику святых девятерых человек, оставивших глубокий след в истории церкви и России. Это была первая канонизация в истории Русской православной церкви советского времени. Восемь из них имели прямое отношение к церкви — это и митрополит Макарий Московский, и иконописец Андрей Рублев, и юродивая Ксения Петербургская. И лишь один был князем, политиком и воином — Димитрий Донской. И дело не только в том, что в народе его — защитника веры и Отечества — почитали как святого защитника русской земли еще с XV века. Важно было подчеркнуть церковное почитание одного из национальных героев, не забытых и в советское время.

Загнать Мамая: как русские полки спасли будущее страны_5

Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле». Монумент в честь победы русских воинов на Куликовом поле

Фото: ТАСС/Сергей Белявый

Димитрий был глубоко верующим человеком, современником, а возможно, и духовным чадом Сергия Радонежского. Во всех сражениях с татаро-монголами он в первую очередь защищал «веру православную». И стремился быть достойным имени своего небесного покровителя великомученика Димитрия Солунского. При этом он обладал умом цепкого политика, умело отстаивал интересы Москвы — не только мечом, но и переговорами, даже угрозами.

Таким он был, святой и благоверный князь, главный герой Куликовской битвы. Человек, ставший знаменем своего народа — на века.

Автор — заместитель главного редактора журнала «Историк»

Святой, славный Димитрий Мироточивый Солунский

Тропарь и кондак

Великомученик Димитрий Мироточивый Солунский, сын римского проконсула в Салониках. Прошло три столетия, и римское язычество, духовно сокрушенное и побежденное множеством мучеников и исповедников Спасителя, усилило свои гонения. Родители святого Димитрия были тайными христианами, и он был крещен и воспитан в христианской вере в тайной церкви в отцовском доме.

К тому времени, как Деметриос достиг зрелости, а его отец умер, на престол взошел император Галерий Максимиан (305). Максимиан, уверенный в образовании Деметрия, а также в его административных и военных способностях, назначил его на должность отца проконсулом округа Салоники. Основными обязанностями молодого полководца были защита города от варваров и искоренение христианства. Политика императора в отношении христиан выражалась просто: «Предать смерти всякого, кто призывает имя Христово». Император не подозревал, что, назначив Димитрия, он предоставил ему возможность привести ко Христу многих людей.

Приняв назначение, Димитрий вернулся в Салоники, где исповедовался и прославлял Господа нашего Иисуса Христа. Вместо того чтобы преследовать и казнить христиан, он стал открыто проповедовать христианскую веру жителям города и ниспровергать языческие обычаи и идолопоклонство. Составитель его жития святой Симеон Метафраст (память 9 ноября) говорит, что благодаря своему учительскому усердию он стал «вторым апостолом Павлом» для Фессалоник, тем более что «апостол язычников» основал первую общину верующих в городе. (1 Фес. и 2 Фес.).

Святому Димитрию Господь предназначил также идти вслед за Павлом на путь мученичества. Когда Максимиан узнал, что новоназначенный проконсул был христианином и обратил в христианство многих римских подданных, гневу императора не было предела. Вернувшись из похода в район Черного моря, император решил провести свою армию через Салоники, решив истреблять христиан.

Узнав об этом, святой Димитрий приказал своему верному слуге Лупу раздать свое богатство бедным, сказав: «Раздайте между ними мои земные богатства, ибо мы будем искать себе небесных богатств». Он стал молиться и поститься, готовясь к мученической кончине.

Придя в город, император призвал Деметрия, который смело исповедал себя христианином и обличил лживость и тщетность римского многобожия. Максимиан приказал бросить Деметрия в темницу. Ему явился Ангел, утешая и ободряя его.

Тем временем Император развлекался, устраивая игры в цирке. Его чемпионом был немец по имени Ляэос. Он призвал христиан сразиться с ним на платформе, построенной над перевернутыми копьями воинов-победителей. Храбрый христианин по имени Нестор пришел в темницу к святому Димитрию, своему наставнику в вере, прося у него благословения на борьбу с варваром. По благословению и молитвам святого Димитрия Нестор победил свирепого германца и швырнул его с помоста на копья воинов, как поступил бы язычник-убийца с христианином. Разгневанный полководец приказал казнить святого мученика Нестора (память 27 октября) и послал в темницу стражу для умерщвления святого Димитрия. На рассвете 26 октября 306 воинов явились в подземную тюрьму святого и пронзили его копьями. Его верный слуга, святой Люпус, подобрав пропитанную кровью одежду святого Димитрия, снял с пальца императорский перстень, символ его высокого положения, и окунул его в кровь. Перстнем и другими святынями, освященными кровью святого Димитрия, святой Луп стал исцелять немощных. Император приказал своим солдатам арестовать и убить его.

Тело святого великомученика Димитрия было брошено на растерзание диким зверям, но христиане взяли его и тайно похоронили в земле.

В царствование святого Константина (306-337) над могилой святого Димитрия была построена церковь. Спустя сто лет, при строительстве величественного нового храма на старом месте, были обретены нетленные мощи святой мученицы. С седьмого века под гробом великомученика Димитрия находится чудотворный поток благоухающего миро, поэтому его называют Мироточивым.

Несколько раз почитатели святого чудотворца пытались перевезти его святые мощи или часть их в Константинополь. Святитель Димитрий неизменно давал понять, что никому не позволит унести даже часть своих мощей.

Интересно, что среди варваров, угрожавших римлянам, важное место занимали славяне, в частности поселившиеся на Фессалоникийском полуострове. Некоторые даже считают, что родители святого Димитрия были славянского происхождения. При наступлении на город славян-язычников неоднократно отталкивало явление грозного лучезарного юноши, ходившего по стенам и внушавшего ужас неприятельским воинам. Может быть, поэтому имя святителя Димитрия особенно почиталось у славянских народов после того, как они были просвещены Евангелием. С другой стороны, греки отвергают идею о том, что святой Димитрий был славянским святым.

Самые первые страницы Русской Первой Летописи по предназначению Божию связаны с именем святого великомученика Димитрия Солунского. Летопись повествует, что, когда Олег Мудрый угрожал грекам в Константинополе (907 г.), греки устрашились и сказали: «Это не Олег, а святой Димитрий, посланный на нас от Бога». Русские воины всегда считали, что находятся под особым покровительством святого великомученика Димитрия. Более того, в старых русских казармах великомученик Димитрий всегда изображался русским. Так этот образ вошел в душу русского народа.

Церковное почитание святого великомученика Димитрия в России началось вскоре после Крещения Руси. К началу 1070-х годов был основан Димитриев монастырь в Киеве, известный впоследствии как Михайлов-Златоверхий монастырь. Монастырь был построен сыном Ярослава Мудрого, великим князем Изяславом, Димитрием в Крещении (+ 1078). Мозаичная икона преподобного Димитрия Солунского из собора Димитриева монастыря сохранилась до наших дней и находится в Третьяковской галерее.

В 1194-1197 годах великий князь Владимирский Всеволод III Великогнездный (Димитрий в Крещении) «построил при своем дворе прекрасную церковь святого мученика Димитрия и дивно украсил ее иконами и фресками». Димитриевский собор также раскрывает убранство древнего Владимира. Чудотворная икона святого Димитрия Солунского из иконостаса собора находится и сейчас в Москве, в Третьяковской галерее. Она написана на деревяшке из могилы святого великомученика Димитрия, привезенной из Салоников во Владимир в 119 г.7.

Одно из самых ценных изображений святого, фреска на столпе Владимирского Успенского собора, написана святым иконописцем Андреем Рублевым (память 4 июля).

Семья святого Александра Невского (23 ноября также почитала святого Димитрия. Старшего сына святой Александр назвал в честь святого великомученика. Младший сын, князь Даниил Московский (память 4 марта), построил храм во имя святого Великомученика Димитрия в 1280-х годах Это был первый каменный храм в Московском Кремле, позже в 1326 году, при Иване Калите, он был снесен и на его месте был построен Успенский собор 9.0005

Память святителя Димитрия Солунского исторически связана на Руси с воинством, патриотизмом и обороной страны. Об этом свидетельствует изображение святого на иконах воином в плюмажных доспехах, с копьем и мечом в руке. Есть свиток (в более поздних изображениях), на котором написана молитва святителя Димитрия о спасении жителей Салоников: «Господи, не допусти погибнуть ни городу, ни людям. Если Ты спасешь город и народ, то и я спасусь вместе с ними. Если они погибнут, то и я погибну с ними».

В особом духовном опыте Русской Церкви почитание святого великомученика Димитрия Солунского тесно связано с памятью о защите народа и Церкви великим князем Московским Димитрием Донским (19 мая) . «Сказание о жизни и преставлении великого князя Димитрия Донского, царя русского», написанное в 1393 году, уже почитает великого князя святым, как и другие древнерусские истории. Великий князь Димитрий был духовным сыном и учеником святителя Алексия, митрополита Московского (память 12 февраля), а также учеником и сподвижником других великих деятелей молитвы в Русской земле: преподобного Сергия Радонежского (память 25 сентября), Димитрия Прилуцкого (память 12 февраля). 11 февраля), святитель Феодор Ростовский (память 28 ноября). В счете указано:

Он [великий князь Димитрий] много заботился о церквах Божиих, и территорию Русской земли держал храбростью своей: многих врагов, восставших на нас, победил, и славный град свой Москву защитил дивными стены. …Земля Русская процветала в годы его царствования.

Со времени постройки белокаменного Кремля (1366 г.) великим князем Димитрием Москва называлась Белокаменной.

Молитвами своего Небесного покровителя, святого воина Димитрия Солунского, великий князь Димитрий, помимо своих блестящих военных побед, снискал и дальнейшую известность России. Он отразил натиск литовских войск Ольгерда, разгромил татарское войско Бегича на реке Воже (1378 г.), сокрушил военную мощь всей Золотой Орды в битве на Куликовом поле 8 сентября 1380 г. Праздник Рождества Пресвятой Богородицы), установленный между реками Доном и Непрядвой. Куликовская битва, за которую народ называет его Димитрием Донским, стала первым русским народным подвигом, сплотившим духовную силу русского народа вокруг Москвы. Этому событию посвящена вдохновенная историческая поэма священника Софрония Ряземского «Задонщина» (1381 г.).

Князь Димитрий Донской очень почитал святого великомученика Димитрия. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, он торжественно перенес из Владимира в Москву святыню во Владимирском Димитриевском соборе: икону великомученика Димитрия Солунского, написанную на доске с могилы святителя.