В каком году был полет гагарина в космос: 12 апреля – Международный день полета человека в космос

Вклад томичей в освоение космоса

Виртуальные выставки

Вклад томичей в освоение космоса

12 апреля 1961 года полетом на космическом корабле Юрий Алексеевич Гагарин открыл новую эру в освоении космоса.

В Томске, как и в других городах, по этому случаю проходили стихийные демонстрации, митинги, радость и гордость за страну перехлестывали через край. Новость о первом космонавте рождала исключительно светлые чувства и способствовала большому душевному подъему.

14 апреля, 1961 года. Красное знамя:

— Чувство восторга и гордости за советскую науку, за наших ученых, инженеров, рабочих охватило весь коллектив Томского государственного университета, когда радио принесло всемирно-историческую весть. В аудиториях, общежитиях, на улицах студенты, преподаватели, рабочие и служащие горячо поздравляли друг друга с этим светлым и торжественным днем. .. — А. Данилов, ректор Томского государственного университета, профессор, доктор исторических наук.

— Как только Москва передала сообщение ТАСС, наши научные работники настроили приемники. Через несколько минут были приняты сигналы из космоса. Во время полета Юрий Алексеевич Гагарин поддерживал двухстроннюю оперативную связь с Землей. Десятки тысяч радиолюбителей всех континентов хотели вступить в связь с первым пилотом-космонавтом. Поздравления на разных языках летели в эфир… — Ю. Пучков, старший радиотехник лаборатории ионосферы Сибирского физико-технического института.

Зарисовки В. Ильинского // Красное знамя. – 1961. – № 89 (14 апреля). – С. 2.

Никогда еще не работали с такой предельной нагрузкой все средства связи ТАСС – телеграф, телефон, телетайпы и радио, – как этот в исторический день.

Через два дня, идя навстречу пожеланиям трудящихся в ознаменование величайшей победы советского народа, выдающегося подвига ученых, инженеров, техников и рабочих, обеспечивших 12 апреля 1961 г. успешное осуществление первого в мире полета советского майора Гагарина Ю. А. на корабле-спутнике «Восток» в космическое пространство и для увековечивания имени первого летчика-космонавта в мире, Героя Советского Союза Юрия Алексеевича Гагарина – Томский городской исполнительный комитет решил: «Переименовать в г. Томске ул. Равенства и впредь именовать ее улицей Гагарина…».

Архивные выпуски томской областной газеты «Красное знамя» от 13, 14, 15 апреля 1961 позволяют почувствовать настроение охватившее город и чувствова томичей в этот исторический день: «Осуществлянная мечта», «Блистательная Победа! Она войдет в историю», «Это здорово!», «Мы восхищены», «Наши сердца с Вами тов. Гагарин», «Исторический взлет в космос», «Триумф Советского народа», «Путь к звездам проложен» и т.д. Эти выпуски содержат сообщения ТАСС и с борта космического корабля, рассказы о Юрии Гагарине, об увековечивании имени первого космонавта не только в Томске, но в мире…

Красное знамя. — 1961. — № 89 (11370) (14 апр.)Красное знамя. — 1961. — № 90 (11371) (15 апр.)Красное знамя. — 1961. — № 91 (11372) (16 апр.)

И мало кто знал тогда (и ещё долгое время после), что в освоении космоса немалая заслуга принадлежит томичам.

Военный летчик, участник Первой мировой войны Александр Васильевич Квасников (1892-1971) после завершения в 1918 году обучения в Томском технологическом институте (теперь ТПУ), стал там же преподавателем, профессором, специалистом по авиационным двигателям. В 1931 году его перевели в Москву, в авиационный институт, где в 1952 году он создает кафедру «Теория двигателей летательных аппаратов», а в начале 1960-х организует и возглавляет первую в мире кафедру космических двигателей.

В Томске у А. В. Квасникова учился Анатолий Иванович Валединский (1902-1990). В студенческие годы он увлекся авиацией, был членом аэрокружка Технологического института, а по завершении обучения (1926 год) с дипломом инженера уехал в Москву. Там стал крупным специалистом по авиационным двигателям, а в конце 1950-х переключился на космическую технику. Работал с генеральным конструктором космических аппаратов С. П. Королёвым в должности его заместителя.

Олег Дмитриевич Алимов (1923-2003), выпускник Томского политехнического 1949 года. Трудовую деятельность начал в Политехническом институте сначала преподавателем, затем зав. кафедрой, деканом горного факультета. Основатель томской и кыргизской научных школ ученых-механиков. Внёс большой вклад в разработку научных основ процессов разрушения горных пород, основ конструирования горных машин, комплексной механизации горных работ, силовых импульсных систем, реализованных в машинах и агрегатах для горной, строительной промышленности и машиностроения. Результаты работ реализованы при проведении уникальных космических экспериментов «Луна-24», «Венера-15», Венера-14» и «Вега»; буровым модулем в составе межпланетной станции «Луна-24» был осуществлен забор грунта с поверхности Луны и доставка его на Землю.

Буклет к 80-летию Н. Н. Рукавишникова. — Томск, 2012

Уроженец Томска Николай Николаевич Рукавишников стал первым гражданским командиром космического корабля и первым космонавтом, сумевшим посадить корабль вручную в аварийном режиме.

Н. Н. Рукавишников закончил Московский инженерно-физический институт. В 1967 году был зачислен в отряд космонавтов. В 1971 году совершил первый полет на космическом корабле «Союз-10» в качестве инженера-испытателя. В 1974 году совершил второй полет в качестве борт-инженера, в 1979 году – в качестве командира корабля «Союз-33».

Он рассказывал томичам о полете. Фото В. Килина // Коврижных, Л. «Земля! Я – «Гранит!». – Новосибирск, 1974 г.Впереди – штурм Космоса. Космический корабль «Союз» в монтажно-испытательном корпусе. Фото А. Моклецова // Коврижных, Л. «Земля! Я – «Гранит!». – Новосибирск, 1974 г.«У нас много общего. Вы прокладываете дороги на Земле, а мы – в космосе». Фото В. Килина. «Моим соотечественникам, томичам…» (автограф) // Коврижных, Л. «Земля! Я – «Гранит!». – Новосибирск, 1974 г.
«Получил большое удовольствие, летая на МИ-8». Фото В. Назина // Коврижных, Л. «Земля! Я – «Гранит!». – Новосибирск, 1974 г.Н. Рукавишников: «Так же, как и мои коллеги, прошел через центрифугу, сурдокамеру и прочие коварные штуки…». Фото А. Моклецова. У экипажа «Союза-10» – тренировки, занятия, тренировки… Фото А. Моклецова // Коврижных, Л. «Земля! Я – «Гранит!». – Новосибирск, 1974 г.«Надеюсь еще не раз быть вашим гостем». Фото В. Килина // Коврижных, Л. «Земля! Я – «Гранит!». – Новосибирск, 1974 г.

В ознаменование подвига дважды Героя Советского Союза (1971, 1974 годы) в Томске в 1978 году был установлен бронзовый бюст Рукавишникова в районе Белого озера. Позже, 12 апреля 2011 года, состоялась торжественная церемония открытия памятной стелы с космической капсулой.

На космическую отрасль в нашем городе работали и работают целые учреждения. Научно-исследовательский институт прикладной математики и механики ТГУ (НИИ ПММ) специализируется в математических расчетах орбитального движения летательных аппаратов и спутников, НИИ автоматики и электромеханики ТУСУРа готовит и испытывает аппаратуру для космической техники, приборный и радиотехнический заводы выполняют ответственные заказы своего профиля. В задачи научно-производственного объединения «Полюс» входило обеспечение полета первого космонавта Земли Юрия Гагарина, первого лунника, искусственных спутников «Молния», «Метеор», «Горизонт», космического комплекса «Энергия»–«Буран».

Нараева, Т. Земля — на связи // Реальный сектор : промышленно-экономический вестник. — 2011. — №3. – С. 23Байкальцева, И. Томичи внесли большой вклад в освоение космоса // Реальный сектор : промышленно-экономический вестник. — 2011. — №3. – С. 26-27Ярославцева, А. Томcкий вклад в освоение космоса // Первый экономический : деловой журнал Томской торгово-промышленной палаты. — 2016. — №59. – С. 64-65
Нараева, Т. Космос должен быть мирным! // Реальный сектор : промышленно-экономический вестник. — 2014 — № 3 (68). – С. 14-15Чубенко, О. Как тебе такое, Илон Маск? : томские разработки помогают исследовать космос // Томские новости : областная еженедельная газета. — 2019. — № 15 (984). – С. 7Свинин, В. ТУСУР для космоса // Первый экономический : деловой журнал Томской торгово-промышленной палаты. — 2013. — № 29. – С. 12-15

Кстати, интересный факт:

После окончания Саратовского индустриального техникума молодой специалист Юрий Алексеевич Гагарин получил распределение в Томск в ремесленное училище № 1 мастером производственного обучения. Сейчас это Томский индустриальный техникум, расположенный на улице Беленца. Однако к месту назначения Гагарин прибыть не смог в связи с его призывом в Советскую армию… Вместо Томска будущий космонавт отправился служить в Чкаловское военное авиационное училище – во время учебы в Саратове Гагарин занимался в аэроклубе.

Красное знамя. – 1961. – № 91 (16 апреля). – С. 2.

Источники:
Коврижных, Л. «Земля! Я – «Гранит!». – Новосибирск, 1974 г.;
Майданюк, Э. К. «Вклад томичей в освоение космоса»

Материалы из фонда ТОУНБ им. А. С. Пушкина

Космический заговор: кто был первым космонавтом

Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

Перехват переговоров, сгоревшая космонавтка и закрытые данные — какими слухами окружены первые космические полеты и почему

Прогресс науки и техники не исключает конспирологическую картину мира. Даже наоборот, чем сложнее становится мир, тем выше спрос на упрощенные модели его объяснения. Тема космоса здесь не исключение. Многое из того, что имеет к ней отношение, окутано кривотолками, домыслами и мифами.

Мы отобрали самые заманчивые теории заговора о космосе со времен его освоения. Они работают по тем же принципам, что и любая другая конспирология — эксплуатируют несовершенства человеческого мышления. Как именно это происходит, мы кратко разбираем для каждой из теорий. Читайте также:

  • Как появляются истории о контактах с инопланетянами.
  • Почему многие не верят в высадку американцев на Луне.
  • Кто и почему верит в плоскую Землю.

Гагарин и Терешкова не были первыми

Спойлер: Юрий Гагарин был первым космонавтом

Конец 1950-х и 1960-е годы стали эпохой борьбы СССР и США за лидерство в освоении космоса. Прорывной шаг сделал СССР, запустив в 1957 году первый искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 года — еще одна знаковая дата: Юрий Гагарин стал первым человеком, побывавшим в космосе. Однако были и те, кто утверждал, что другие советские космонавты побывали там до Гагарина, но не вернулись обратно.

Братья Юдика-Кордилья, радиолюбители из Италии, еще до полета Гагарина утверждали, что несколько раз смогли перехватить сообщения с советских космических кораблей. В мае 1960 года — сообщение экипажа об отклонении от курса; в ноябре 1960 года — сигнал SOS с корабля, покидавшего земную орбиту; и, наконец, в феврале 1961 года — сердцебиение и другие звуки якобы задыхающегося космонавта, который медленно умирал, дрейфуя в открытом космосе.

Ахилл и Джан Баттиста Юдика-Кордилья на своей станции в Торре Берт недалеко от Турина

Позже они сообщили еще об одной сенсационной записи. Она якобы датирована серединой мая 1961 года и сегодня циркулирует по интернету под названием «Космонавт Людмила». По мнению братьев, они перехватили переговоры советской женщины-космонавта с корабля, который постепенно сгорал в плотных слоях атмосферы. Сама запись звучала еще более душераздирающе, чем предыдущие. Женский голос (правда, почему-то с сильным итальянским акцентом) сообщал о пожаре на борту и много раз повторял «Мне жарко!». Получалось, что первая женщина-космонавт погибла еще за два года до полета Валентины Терешковой.

Само собой, в СССР опровергали такие версии. Опровержениям, разумеется, не верили, ведь сокрытие таких инцидентов выглядело вполне логичным и вполне в духе советской политики — на кону стояла репутация страны как лидера в освоении космоса.

Запись голоса «космонавта Людмилы»

Позднее, во времена Перестройки, когда архивы стали доступны, выяснилось, что в СССР, например, скрывали смерть космонавта Валентина Бондаренко. Правда, погиб он еще на этапе подготовки к полетам. Скрывали и катастрофу на Байконуре в 1960 году, одну из крупнейших в истории ракетных запусков. В ней погибло по разным данным, от 74 до 126 человек. Также была целиком засекречена пилотируемая лунная программа «Н-1». Обо всех этих фактах стало официально известно в 1989 году, хотя слухи ходили и раньше.

Однако о «Людмиле» и остальных «фантомных космонавтах» не было ни слухов, ни документов. Не было инженеров, которые бы работали над этими провалившимися миссиями, не было членов семей якобы погибших космонавтов и каких бы то ни было официальных или неофициальных заявлений.

Джеймс Оберг, один из ведущих специалистов по истории космонавтики СССР и России, даже публиковал подробный разбор доводов братьев Юдика-Кордилья, где объяснял, почему ни он, ни любой другой профессиональный историк космоса им не верит. К ним были технические вопросы: их оборудования едва ли было достаточно, чтобы ловить и записывать сигналы с космических кораблей. Были и фактические вопросы. К примеру, сердцебиение, дыхание и другую биометрию в советских кораблях никогда не передавали по голосовым каналам. Тем не менее, версия про «фантомных космонавтов» жива до сих пор, как и один из братьев.

Почему в это верят

История про «фантомных космонавтов» была популярна в основном в западных странах. Джеффри Скотт, аэрокосмический инженер и главный редактор сайта aerospaceweb.org, объяснял это двумя причинами: секретностью советских космических программ и ревностью к успехам советской космонавтики на Западе.

Любые неудачи американской космической программы оказывались на первых полосах газет. В СССР отсутствие свободной прессы позволяло и без того непубличной космической программе скрывать большинство своих недостатков. Ракетная техника и космические полеты были одними из самых передовых технологий. Поэтому на Западе было ощущение, что в советской программе случались такие же неудачи, как у NASA, но о них просто не сообщалось. Как писал Скотт, сегодня мы знаем, что ранние советские ракеты выходили из строя даже чаще, чем американские.

В итоге недоверие к политике секретности, которая сообщала только об успехах и замалчивала неудачи, и стало благодатной почвой для рассказов о невернувшихся первых советских космонавтах.

Как работает конспирология

Конспирологическая теория, она же теория заговора, представляет события в мире как результат действия неких сил, как правило, таинственных и очень влиятельных. Заговорами объясняют и просто резонансные события, например теракты, и глобальные процессы вроде управления миром. В конспирологической картине мира все наполнено умыслом (обычно недобрым) и есть некий кукловод, который дергает за ниточки ради собственной выгоды. Почему так происходит, мы подробно разбирали в материале «Почему люди верят в теории заговора».

Сторонники теорий заговора все чаще называют себя не конспирологами, а скептиками. Их философия — сомневайся во всем. Во всем, кроме собственных мыслительных установок.

Кто был первым человеком, отправившимся в космос?

Представьте себе две титанические силы, борющиеся за то, кто первым покорит космос. Между ними лучшие ученые мира, многих из которых они «позаимствовали» у Германии после Второй мировой войны. Они не жалеют средств, в том числе и жизней, чтобы первыми отправить человека в космос.

Звучит страшно? Ну, если бы вы были американским астронавтом или советским космонавтом в 1960-е, это точно будет! Но для таких людей, как Юрий Гагарин, первый человек, отправившийся в космос (а также первый человек, совершивший полет на орбиту Земли), награды хватит на всю жизнь.

Молодость:

Как и у большинства героев космической эры, история Гагарина началась в младенчестве. Юрий Алексеевич Гагарин родился в семье Алексея Ивановича Гагарина и Анны Тимофеевны Гагариной в селе Клушино, Россия (Смоленская область) 9 марта 1934 года. Он начал свою жизнь в колхозе и в ранние годы стал свидетелем ужасных событий.

В 1941 году село было оккупировано фашистами, и семья Гагариных была вынуждена переехать в землянку на своей территории, так как их домом завладел немецкий офицер. Двое его старших братьев и сестер были депортированы в Польшу на рабский труд в 1943 году и вернулись только после войны в 1945 году.

Гагарин сидит в самолете Як-18 во время обучения на пилота советских ВВС. Фото: rian.ru

Другая версия биографии Гагарина предполагает, что семья переехала к востоку от Урала перед наступлением нацистов и вернулась в регион после войны. В любом случае к 19В 46 лет семья переехала в соседний город Гжатск, где Гагарин продолжил свое среднее образование.

В 16 лет Гагарин поступил в ученики литейщика на подмосковный Люберецкий металлургический завод, а также записался в местную школу «молодых рабочих» на вечерние занятия в седьмом классе. После окончания в 1951 году был отобран для дальнейшего обучения в Саратовский индустриальный техникум.

Находясь там, Гагарин вызвался на уик-энд тренироваться в качестве курсанта советской авиации в местном аэроклубе, где он научился управлять бипланами и учебно-тренировочным Як-18. Окончил техникум в 1955 и был призван в ряды Советской Армии.

Пилот:

В 1957 году направлен в Первую школу летчиков ВВС имени Чкалова в Оренбурге, где проходил обучение на истребителях МиГ-15. Там он познакомился с Валентиной Ивановной Горячевой, фельдшером, выпускницей Оренбургского медицинского училища. Они поженились 7 ноября 1957 года, в тот же день, когда Гагарин окончил Оренбург.

Гагарин в кабине космического корабля «Восток 3КА-3» («Восток-1») перед запуском на орбиту. Кредит: Getty Images

К 1960 году Гагарин получил звание старшего лейтенанта и привлек внимание советской космической программы. После тщательного отбора он стал одним из 20 пилотов, выбранных для звания космонавта, а затем был выбран для участия в элитной тренировочной группе, известной как «Сочинская шестерка», из которой должны были быть выбраны первые космонавты программы «Восток».

Восток Программа:

Из двадцати отобранных Гагарин и его товарищ-космонавт Герман Титов были выбраны первыми космонавтами, отправившимися в космос. Это произошло из-за сочетания факторов, в том числе их результатов во время тренировок, их роста (поскольку пространство в маленькой кабине «Востока» было ограничено), а также анонимного голосования участников программы.

Исторический полет Гагарина состоялся 12 апреля 1961 года, примерно за месяц до того, как НАСА смогло отправить в космос собственный пилотируемый космический корабль. Его космический корабль «Восток-1» весом около 4700 кг (более 10 000 фунтов) по современным меркам был довольно примитивным. Во-первых, корабль даже не пилотировал сам Гагарин, главным образом потому, что русские еще не испытывали воздействие невесомости на людях (только на собаках!).

Фактический полет выполнялся экипажем на земле. Он также не имел маневренных возможностей и состоял из спускаемого аппарата и служебного модуля. Космонавту даже не разрешили приземлиться в спускаемом аппарате, поскольку это было сочтено слишком опасным, и вместо этого ему пришлось покинуть корабль и спуститься на землю с парашютом.

Спускаемый аппарат корабля «Восток 3КА-3» («Восток-1») с обуглившимся парашютом на земле после приземления к юго-западу от Энгельса на юге России. Фото: space.com

Полет Гагарина начался с его взлета на космодроме Байконур и закончился тем, что он благополучно спустился с парашютом на землю в Казахстане через час и сорок восемь минут. Говорят, что во время полета он напевал «Родина слышит, Родина знает» — патриотическую песню, написанную русским композитором Дмитрием Шостаковичем.

Согласно западным источникам того времени, Гагарин, по слухам, сказал: «Я не вижу здесь никакого Бога» во время своего полета. Однако стенограммы противоречат этой истории, которая, по-видимому, была ссылкой на замечание, сделанное Хрущевым после полета и ложно приписываемое Гагарину. Известно, что он сказал во время полета: «Земля голубая… Как прекрасно. Это потрясающе».

Выход на пенсию и смерть:

Гагарин получил всемирную известность и признание после полета, совершив поездку по Италии, Германии, Великобритании, Канаде и Японии, прежде чем вернуться домой в Звездный городок, чтобы продолжить свою работу в российской космической программе. Его больше не допускали на действительную службу из-за его статуса знаменитости, поскольку правительство опасалось, что они могут потерять своего мальчика с плаката в результате несчастного случая.

Советский космонавт Юрий Гагарин, первый человек, побывавший в космосе, в 1968 году перед своей гибелью в авиакатастрофе. Фото: РКК «Энергия»

Это решение оказалось ироничным, учитывая, что семь лет спустя он погиб в результате несчастного случая во время тренировочного полета. Это произошло 27 марта 1968 года, когда самолет Гагарина разбился, а он и его инструктор погибли. В течение многих лет обстоятельства аварии оставались окутанными тайной и были предметом множества домыслов и слухов.

В 2013 году правда о его смерти была окончательно раскрыта, когда был рассекречен отчет с подробным описанием инцидента. В статье, появившейся на Russia Today, бывший космонавт Алексей Леонов поделился подробностями отчета, в котором указывалось, что авария произошла в результате того, что несанкционированный истребитель Су-15 пролетел слишком близко к МиГу Гагарина, тем самым сорвав его полет и отправив его в спина.

Наследие:

В России и во всем мире Гагарин вошел в историю как один из величайших астронавтов/космонавтов всех времен и один из крупнейших участников космических полетов человека. За свои достижения он был увековечен во многих странах и бесчисленным количеством способов.

Статуя Юрия Гагарина, первого человека, совершившего полет в космос, возвышается над городской площадью в Караганде, Казахстан, 9 марта, когда официальные лица готовятся почтить его 80-летие. Предоставлено: NASA

В дополнение к памятным монетам, хоккейному кубку, названному в его честь, и нескольким памятным маркам ему было присвоено звание «Герой Советского Союза» — привилегия, предназначенная только для избранных. В его честь также воздвигнуты многочисленные статуи, например, та, что возвышается над городской площадью в Караганде, Казахстан (показана выше).

С 1962 года 12 апреля отмечается в СССР, а затем в России и других постсоветских государствах как День космонавтики в честь его исторического полета. В 2011 году ООН объявила его Международным днем ​​полета человека в космос. С 2001 года ежегодно 12 апреля проводится международный праздник «Ночь Юрия» в ознаменование вех в освоении космоса.

Центр подготовки космонавтов в Звездном городке в 1919 году был переименован в Центр подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина.69, который посетил Нил Армстронг во время своего турне по Советскому Союзу.

Стартовая площадка на космодроме Байконур, с которой были запущены «Спутник-1» и «Восток-1», теперь известна как «Гагаринский старт». Деревня Клушино, где он родился, также была переименована в Гагарину в 1968 году после его смерти, а дом его семьи был превращен в музей.

Юрий Гагарин, первый человек в космосе, во время своего визита во Францию ​​в 1963 году. Фото: РИА Новости

Но, пожалуй, самое примечательное в Гагарине, за что его вспоминают с любовью, — это его улыбка. Как однажды сказал Сергей Королев — один из вдохновителей ранней советской космической программы, у Гагарина была улыбка, «которая освещала тьму холодной войны».

Мы написали много статей о Юрии Гагарине для Universe Today. Вот Юрий Гагарин и Восток-1, к 50-летию полета человека в космос. А вот «Кто была первой женщиной, отправившейся в космос?», «Алан Шепард: сложный, противоречивый и непревзойденный астронавт», «Салли Райд», «Первая американка в космосе», «Ушла из жизни» и «Кто был первой собакой, отправившейся в космос?»

Если вам нужна дополнительная информация о Юрии Гагарине, ознакомьтесь с историей полетов человека в космос, а вот ссылка на Юрия Гагарина, первого человека в космосе.

Мы также записали целую серию Astronomy Cast о космических капсулах. Слушайте здесь, Эпизод 124: Космические капсулы, часть 1: Восток, Меркурий и Близнецы.

Источники:

  • Википедия – Юрий Гагарин
  • НАСА – Юрий Гагарин: первый человек в космосе
  • Аэрокосмический справочник – Юрий Гагарин
  • Википедия – Восток 1
  • ЕКА – Полет Востока 1

Нравится:

Нравится Загрузка…

«Поехали!» Воспоминания о нашем первом космическом корабле (часть 1)

Одетый в оранжевый скафандр Юрий Гагайн выглядит задумчивым на этом снимке, сделанном во время его путешествия к стартовой площадке 12 апреля 1961 года. Фото предоставлено: Роскомос

Рано утром 11 апреля 1961 года — более пятидесяти лет назад — огромный ускоритель доставил первый пилотируемый космический корабль человечества к стартовой площадке в бесплодной степи в советской Средней Азии. В его выпуклом носовом кожухе находился корабль под названием «Восток», и планировалось, что на следующее утро ракета Р-7 выведет его на низкую околоземную орбиту, что позволит его единственному космонавту Юрию Гагарину совершить полный оборот вокруг Родной планеты. . Надеялись, что в течение двух часов после запуска, короче, чем один из сегодняшних голливудских блокбастеров, Гагарин благополучно доберется до дома, обеспечив огромный пропагандистский переворот для Советского Союза и жестокий удар по глазу для Соединенных Штатов. Пятьдесят три года назад сегодня (12 апреля 1961), началась новая эра.

В течение многих лет две сверхдержавы вели холодную войну в космосе, от разработки баллистических ракет большой дальности до гонки по запуску искусственного спутника на орбиту. Осторожность Америки в полете своего первого астронавта Алана Шепарда в начале 1961 года в конечном итоге позволила Советам добиться значительного успеха. Тем не менее, в ночь на 11 апреля, по крайней мере для трех человек, шансы на успех казались далекими. Основные и дублирующие космонавты этого полета — Гагарин, скромный деревенский мальчишка, ставший летчиком, и Герман Титов — спали в коттедже рядом со стартовой площадкой, и каждое их движение контролировалось тензодатчиками, прикрепленными к их матрасам, чтобы врачи могли решить, испытывали ли они спокойный сон. (Несколько месяцев спустя Гагарин в частном порядке пошутил, что единственная причина, по которой он полетел на миссию, заключалась в том, что у Титова было , а не перевернулся во сне!)

В 5:30 утра по московскому времени, в день, ныне известный как День космонавтики , 12 апреля 1961 года, главный конструктор Сергей Королев и его начальник медицинской подготовки Владимир Яздовский, разбудил двух космонавтов. После умывания, бритья и завтрака из мясного пюре и тостов с вареньем из черной смородины врачи приклеили датчики к их туловищам и отправили надевать тыквенно-оранжевые скафандры. Первым оделся Титов, чтобы сократить время перегрева Гагарина в неудобной одежде. Продолжая одеваться, Гагарин впервые понял, что он был — или скоро станет — самым известным человеком на Земле. В своем подвергнутом жесткой цензуре отчете о миссии Дорога к звездам , он вспомнил, как техники предлагали ему листы бумаги и рабочие пропуска для подписи. Титов увидел это и пожелал Гагарину удачи, хотя тот был разочарован и считал свою роль безнадежной. «Он командовал полетом, а я был его дублером, — сказал позже Титов, — но мы оба знали, на случай, если не произойдет. Что может произойти на этой поздней стадии? Он собирался подхватить грипп между автобусом и стартовой площадкой? Сломать ему ногу? Все это было ерундой! Нам не стоило вместе выходить на стартовую площадку. Только один из нас должен был уйти. Владимир Яздовский, находившийся в автобусе и отдавший ему приказ снять костюм, как только Гагарин был пристегнут в «Востоке», вспоминал напряжение Титова.

Многочисленные традиции окружают поездку Гагарина на площадку, в том числе, как известно, его потребность справить нужду через трубку для мочеиспускания своего костюма против шин автобуса. Не имея возможности разделить уходящий обычай трижды целоваться в разные щеки, он и Титов лишь лязгнули друг о друга шлемами в знак солидарности. Достигнув вершины платформы, Гагарин маневрировал в своем катапультируемом кресле. Старший инженер Олег Ивановский и главный летчик-испытатель Марк Галлай затянули его ремни и подключили шланги скафандра к системе подачи кислорода «Востока». Постучав ему на удачу по шлему, Ивановский жестом показал Гагарину, чтобы он поднял лицевой щиток, чтобы сообщить ему три значащих числа.

С самого начала своих космических приключений Советы управляли своими машинами с помощью бортовых систем, управляемых исключительно с земли, и какое-то время считали, что пилотируемые миссии должны выполняться таким же образом. Что произойдет, задавались вопросом медицинские эксперты, если космонавт сойдет с ума на орбите, охваченный глубоким чувством разлуки со своей родной планетой? Было решено, что наведение должно быть автоматическим. Однако, если можно было продемонстрировать здравомыслие и преданность космонавта Родине, и если ему нужно было взять на себя командование, была предусмотрена шестизначная клавиатура, чтобы разблокировать навигационную систему Востока, отключить ее от автоматического управления и позволить ему управлять кораблем. . Трехзначная комбинация клавиатуры будет передана Гагарину по радио, если наземный персонал сочтет его достаточно вменяемым, чтобы взять на себя управление. И все же логика была сомнительной: что произойдет, если «Восток» потеряет контроль над ориентацией или его радио отключится и связь будет невозможна? Вместо этого была принята мера по сохранению лица, согласно которой трехзначный код будет храниться в запечатанном конверте на борту космического корабля, который космонавт может открыть в случае необходимости. Способность Гагарина открыть конверт, ввести цифры и активировать клавиатуру якобы «докажет», что он не потерял рассудок и полностью осознавал свои действия.

«Это была опасная комедия, — вспоминал позже Ивановский, — часть глупой секретности, которая была у нас в те дни». Конверт, однако, нужно было положить в легкодоступное место на случай, если ему понадобится добраться до него в экстренной ситуации, и психически неуравновешенный Гагарин легко мог открыть его, если бы действительно захотел. Марк Галлай, в обязанности которого входило руководство подготовкой космонавтов «Востока», согласился, отметив, что все они были квалифицированными военными летчиками с опытом полетов на большой высоте в ночное время. Вероятность того, что они сойдут с ума, была значительно меньше, чем вероятность отказа радио. Следовательно, выдавая государственную тайну и теоретически подвергая себя риску длительного тюремного заключения, Ивановский назвал Гагарину три цифры: 1-2-5. К его удивлению, космонавт улыбнулся и ответил, что его командир Николай Каманин уже дал ему комбинацию!

Следующей задачей Ивановского и Галлая с помощью командующего ракетными войсками Владимира Шаповалова и двух сотрудников стартовой площадки было запечатать Гагарина внутри его капсулы для старта. В этот момент возникла проблема. Ряд электрических контактов, окружающих люк «Востока», должен был зарегистрировать сигнал, известный как «КП-3», на Сергея Королева и его группу управления в ближайшем блокпосту, сообщая им, что он в безопасности. Кроме того, сигнал должен был подтвердить, что заряды взрывчатого вещества вокруг люка могут сбросить его за миллисекунду в случае чрезвычайной ситуации и позволить Гагарину катапультироваться. На портале контакты были в порядке, и огромный люк, который, по словам Ивановского, «весил около ста килограммов и был метр в ширину», был вручную установлен на место, и начался трудоемкий процесс завинчивания его 30 болтов. Не успели они закончить, как на стартовой площадке зазвонил телефон. Сигнала КП-3 не поступало, рявкнул Королев и потребовал, чтобы открутили и сняли люк. После дальнейших возни, это было сделано. На этот раз, к счастью, сигнал КП-3 вернулся четко.

До предполагаемого запуска в 9:07 по московскому времени оставалось менее 40 минут. Ивановский, Галлай и остальные сотрудники покинули площадку и направились к ближайшему контрольному бункеру. Владимир Суворов, преисполненный решимости воспользоваться самой важной фотографической возможностью в своей карьере, остался на открытом воздухе и запечатлел некоторые из самых замечательных снимков 20-го века, когда он стал первым человеком, отправившимся в космос. В другом месте Герман Титов как раз снимал свой скафандр, и его шейный платок был наполовину у него над головой, когда обслуживающий персонал исчез, чтобы наблюдать за запуском. Между тем, в одиночестве в своей крохотной капсуле молодой старший лейтенант советских ВВС, отметивший несколькими неделями ранее свое 27-летие и рождение второй дочери, казался спокойным, ясным и уверенным в общении с Сергеем Королевым.

Наконец, в 8:51 Королев хрипло объявил, что пора Гагарину заклеивать перчатки и закрывать забрало шлема. С ровным ритмом Королев поочередно выкрикивал: «Ключ запуска в положение «пуск»… Продувка воздуха… Холостой ход» и, наконец, в 9:07 утра: «Зажигание!» Прижимные рычаги портала оторвались от боковых сторон ракеты, когда ее 20 двигателей с взрывной мощностью 1,9 миллиона фунтов (862 000 кг) взревели на полную мощность.

На потомке ракеты-носителя Р-7 Сергея Королева Гагарин начинает свое знаменательное путешествие на орбиту. Кредит Фотографии: Роскосмос

Гагарин позже описывал первое ощущение взлета как «постоянно нарастающий грохот», хотя и не громче тех звуков, которые он слышал во время полетов на высокопроизводительных реактивных самолетах в своей предыдущей карьере пилота советских ВВС. Его шлем заглушал большую часть грохота Р-7, хотя вибрации оставались заметными. В какой-то момент, через несколько секунд после ухода с Земли, он выкрикнул бессмертные слова «Поехали!» («Поехали!») по радиоканалу. В течение двух минут, когда перегрузки начали нарастать, ему стало все труднее говорить, и позже он сравнил это ощущение со стрессом от резкого поворота на МиГе. Давление на мгновение поднялось, когда четыре навесных ускорителя Р-7 сгорели и разделились; после небольшой паузы центральный блок ракеты подхватил тягу, и перегрузки снова начали расти. Через три минуты полета, в 9В 10:00 носовой обтекатель ракеты оторвался от шарообразной кабины «Востока», дав Гагарину первый взгляд на темно-синее небо и четкую кривизну Земли, когда он достиг края космоса.

Ядро Р-7, в котором закончилось топливо, окончательно отключилось примерно через пять минут полета, оставив Гагарина полагаться на разгонный двигатель, который вывел его на орбиту ровно в 9:18, как и планировал Королев. . Космонавт не знал, что ядро ​​​​на самом деле горело дольше, чем предполагалось, в результате чего Восток оставался на орбите с апогеем (высшей точкой) в 200 миль (320 км), а не в предполагаемых 140 миль (225 км). Это добавило еще немного высоты к уже завоеванному Россией мировому авиационному рекорду высоты. Когда москвичи прибыли на работу, а западный мир все еще спал — в прямом и переносном смысле, — началась новая эра человеческих исследований. Гагарин, чей пульс подскочил с 66 до 158 ударов в минуту во время подъема, выиграл первый этап космической гонки.

Хотя шум и интенсивная вибрация Р-7 теперь исчезли, их пересилил ровный ропот вентиляторов, вентиляторов, насосов и шипение статики в ушах. Его первому испытанию состояния невесомости, правильно названного «микрогравитацией», помешал тот факт, что он был туго привязан к своему катапультируемому креслу. Однако он нарочно взял с собой маленькую русскую куклу в качестве индикатора гравитации и наблюдал, как она комично парила в воздухе. То же самое сделали блокнот и карандаш. На самом деле это был не единственный опыт космических путешествий куклы: в 1991, космонавт Муса Манаров возил его в свой полет в ознаменование 30-летия полета Гагарина.

Пока капсула медленно вращалась, чтобы не тратить топливо на ненужные маневры, а также чтобы на различных участках Востока не было слишком жарко или холодно, у Первого космонавта появилась первая возможность увидеть мир. В своем официальном заявлении, сделанном через несколько дней в Москве, он описал «плавный переход от бледно-голубого к синему, темно-синему, фиолетовому и абсолютно черному… великолепная картина». Он начал записывать наблюдения в свой блокнот, но после того, как карандаш уплыл, вместо этого обратился к бортовому магнитофону, чтобы записывать свои мысли, описывая невесомость как «совсем не неприятную» и подтверждая, что еда и питье были хорошими.

Через десять минут миссии «Восток» двигался на восток в направлении Сибири, а Гагарин постепенно выходил за пределы радиодиапазона с космодрома Байконур, чтобы быть пойманным другими постами прослушивания в Новосибирске, Колпашево, Хабаровске и самая восточная станция на советской земле, Елизово, недалеко от Петропавловска на Камчатке. Чтобы привлечь внимание Гагарина, каждая станция передавала ему музыкальные темы: «Московские наигрыши», « Волны Амура», «», «Баглановы песни» и другие. «В тот ранний период, — писал в своих воспоминаниях Алексей Леонов, — Two Sides of the Moon , «Центр управления полетами в Евпатории в Крыму… еще строился, поэтому связь и управление с земли… осуществлялись с радиостанций, над которыми пролетал космический корабль». Леонов был отправлен на отдаленную Елизовскую площадку несколькими днями ранее в качестве представителя космонавтов и, чтобы подчеркнуть секретность, понятия не имел, находятся ли на борту «Востока» Гагарин или Титов. Затем, когда космический корабль пролетал над Камчаткой около 9:21 утра, он увидел первые грубые телевизионные изображения из кабины. «Я не мог разобрать черты его лица, — писал он, — но по тому, как он двигался, я понял, что это был Юрий».

Леонову было приказано не вступать в связь с Востоком без разрешения, и он должным образом хранил молчание. Однако через несколько мгновений Гагарин передал по радио запрос подробностей своего «маршрута полета», сохраняя орбитальный характер миссии — пока — в секрете от западных ушей. «Радиист рядом со мной не осознавал, что его палец нажимает на кнопку, открывающую радиосвязь… когда он повернулся, чтобы поговорить со мной», — написал Леонов. Открытый микрофон транслировал слова и Леонова, и радиста прямо на Восток. Как только он услышал, как Леонов сказал оператору, что «все идет хорошо», Гагарин ответил: «Передайте привет Блондину» — прозвище светловолосого Леонова.

Путешествие продолжалось по диагонали через Тихий океан к спящим Америкам. «Переход в тень Земли, — объяснил Гагарин на московской пресс-конференции несколько дней спустя, — произошел очень быстро. Мгновенно наступает темнота, и ничего не видно. Выход из тени Земли также быстрый и резкий». Неожиданная внезапность перехода от орбитального дневного времени к ночному вызвала у некоторых слухи о том, что полет был мошенничеством; очевидное свидетельство того, насколько ограниченным было понимание человечеством космических путешествий в то время. На полпути сквозь тьму, в 9В 26:00 «Восток» поднялся над горизонтом станции радиоэлектронной разведки на аляскинском острове Шемя, дав Соединенным Штатам первое осознание того, что советский человек действительно находится на орбите. Правда, американские радары дальнего действия засекли запуск Р-7, но именно «Шемя» безоговорочно подтвердила, что с космонавтом, облетавшим Землю, шел живой диалог.

На рассвете 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин остался неизвестным в учебниках истории. К ночи его замечательное достижение превратило его в самого известного человека в мире. Кредит Фотографии: Роскосмос

К 9:32 утра была достигнута стабильная орбита, достигшая максимального апогея в 200 миль (320 км) и опускаясь до перигея в 105 миль (170 км) с наклоном 64,95 градуса к экватору, и вскоре после этого Гагарин начал свой переход через Гавайи, затем через южную часть Тихого океана. После нескольких запросов Хабаровская станция заверила его по высокочастотному радио в 9:53 утра, что его орбита удовлетворительна. Через несколько минут, ровно в тот час, когда он пересекал Магелланов пролив, Московское радио сообщило потрясающую новость: «12 апреля 19 года из Советского Союза на орбиту был запущен первый в мире космический корабль «Восток» с человеком на борту.61. Пилот-штурман космического корабля-спутника «Восток» — гражданин СССР летный майор Юрий Гагарин. Старт многоступенчатой ​​космической ракеты прошел успешно, и после набора первой космической скорости и отделения последней ступени ракеты-носителя космический корабль вышел в свободный полет по околоземной орбите. По предварительным данным…»

Эффект во всем мире, и особенно в Соединенных Штатах, был драматическим. Хотя было известно, что миссия выполнялась практически с момента ее запуска, и с уверенностью, поскольку Шемя подтвердил диалог Гагарина, и хотя близость полета не была неожиданностью, это событие потрясло новую администрацию Джона Ф. Кеннеди. Накануне вечером перед тем, как лечь спать, президент проявил дурное предчувствие, а его научный советник Джером Визнер зашел так далеко, что подготовил заявление для прессы. В другом месте, во Флориде, сотрудника пресс-службы НАСА Джона «Коротышку» Пауэрса среди ночи разбудил журналист, который только что услышал о запуске Гагарина. Полномочий не было. С явным раздражением в голосе и словами, о которых он пожалеет, он крикнул в трубку: «Что это? Мы все еще спим здесь! Журналист не удержался от использования образной иронии слов Пауэрса. Соединенные Штаты и их собственные усилия по запуску человека в космос действительно были застигнуты врасплох. На следующее утро на первой полосе появился заголовок: Советы отправили человека в космос. Пресс-секретарь говорит, что США спят .

Не только весь мир был потрясен и недоверчив к подвигу Гагарина; даже самые близкие ему люди — его семья — мало или совсем не знали о том, что произошло. О том, что он полетит в космос, знала только его жена Валентина, хотя он и сказал ей, что полет запланирован на 14 апреля, чтобы ее не волновать. Он сообщил родителям, что уезжает в командировку и, по словам сестры, едет «очень далеко». Узнав о рейсе, его мать отреагировала так: купила билет на поезд, чтобы навестить невестку в Москве и помочь в уходе за их детьми. Его отец тем временем работал в колхозе и, узнав, что в космосе находится некто майор Юрий Алексеевич Гагарин, ответил, что это не может быть его сын, который «всего лишь старший лейтенант». Чудовищность того, что сделал его сын, стала очевидной, когда он отправился в местный совет за дополнительной информацией, и его быстро заставили поговорить по телефону с партийным чиновником в Гжатске. В течение нескольких часов Алексей Гагарин и его сыновья отвечали на бесконечный поток звонков журналистов из Советского Союза и за его пределами.

Высоко над Землей, в 10:25, недалеко от побережья Западной Африки, недалеко от Анголы, ретроракета Востока автоматически запустилась, чтобы начать вход в атмосферу. Гагарину никогда не придется прикасаться к своему пульту управления, открывать конверт или беспокоиться о трех магических числах. До приземления в Советском Союзе оставалось еще пройти пять тысяч миль. Однако все пошло не по плану. Через десять секунд после обратного выстрела, как и предполагалось, четыре металлических ремня, скрепляющие приборную секцию и капсулу, разорвались, но электрический кабель не отделился. Кабель содержал толстый пучок проводов, которые обеспечивали питание и данные для капсулы. В течение 10 минут они оставались соединенными, а ненужная приборная часть тянулась позади, из-за чего капсула совершала дикие вращения со скоростью до 30 градусов в секунду. Инцидент, который не был раскрыт Советами, но на который Гагарин намекнул в своем санкционированном государством отчете, был потенциально катастрофическим. Капсула была утяжелена таким образом, чтобы она могла естественным образом вращаться, направляя самую толстую часть своего теплозащитного экрана в направлении движения. Если бы приборная секция не отделялась чисто, капсула не могла бы принять правильное положение и должным образом выдержать основную тяжесть нагрева при входе в атмосферу. Гагарин мог сгореть заживо.

Капсула Гагарина «Восток-1», обгоревшая и (как говорят) сильно поврежденная от горящего тепла при входе в атмосферу, продержала жизнь космонавта в течение 108 полных адреналина минут. Фото: Roscosmos/Alldayru.com

К счастью, в 10:35, когда траектория падения космического корабля приближалась к Египту, кабель окончательно перегорел и отделил приборную часть. Отбросив капсулу с таким сильным вращением, что Гагарин почти потерял сознание, она, наконец, достигла аэродинамического равновесия с точно установленным теплозащитным экраном. Позже выяснилось, что осложнения возникли, когда тормозной клапан не закрылся должным образом, что привело к утечке некоторого количества топлива из камеры сгорания. В результате этой потери двигатель отключился на секунду раньше, замедлив «Восток» с меньшей, чем ожидалось, скоростью и предотвратив подачу команды на нормальное отключение. В отсутствие этой команды топливные магистрали двигателя оставались открытыми, а сжатый газ и окислитель продолжали выходить через сопло и вызывали дикие вращения. Хотя двигатель в конечном итоге был отключен таймером, из-за отсутствия тяги система управления космического корабля отключила первичную последовательность, чтобы отделить капсулу от приборной секции. Записки врача космонавтов Евгения Карпова, выставленные на торги Sotheby’s 19 марта.96, выразил свою озабоченность, и, действительно, аналитики предположили, что — если бы мир знал об этих проблемах — космическая гонка 60-х могла бы резко замедлиться.

Сам Гагарин кратко упомянул об этом происшествии. «Корабль начал вращаться, и я сообщил об этом наземному управлению», — написал он. «Поворот, о котором я беспокоился, вскоре прекратился…» В течение почти трех десятилетий мало что еще было известно или даже подозревалось. Однако в своих показаниях перед сверхсекретной Государственной комиссией 13 апреля он описал ощущение интенсивности колебаний капсулы и слышимый звук «треска», возможно, от самой конструкции «Востока» или от расширения материала тепловой оболочки. . Он видел ярко-малиновое свечение ионизированных газов, пронесшихся мимо капсулы, и позже оценил, что перегрузки превышали 10 и «данные на контрольных датчиках стали выглядеть размытыми… начали становиться серыми в моих глазах».