В какой сказке баба яга в ступе летала: В каких сказках есть Баба Яга

Полёты во сне и наяву, или образ Бабы Яги в народных сказках

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Хабиева Е.В. 1


1Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Республиканский физико-математический лицей-интернат»

Кузубова И.И. 1Милостивая Н.Ю. 1


1Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Республиканский физико-математический лицей-интернат»

Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Диплом школьникаСвидетельство руководителяСвидетельство руководителя


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение


Полёты во сне и наяву, или образ Бабы Яги в народных сказках


Что такое сказка? Вымысел, а может быть, правда… Где живёт сказка? В тёмном лесу, на яркой поляне, на перекрёстке дорог, в укромном уголке. Какие сказочные герои нам больше запоминаются? Милые и добрые, такие, как Иван-царевич с Василисой Премудрой? Или злые и страшные, как Кощей Бессмертный с Бабой Ягой?


Как попали эти образы в сказку? Чем они привлекают нас? Давайте поговорим о Бабе-Яге. Почему так притягателен её образ? Как она летает в ступе, на шестикрылом коне или на метле? Почему Бабе Яге можно подточить зубы? Почему её голос может стать тоньше? Мы решили узнать об этом и найти ответы на вопросы.


Тема. «Полёты во сне и наяву, или образ Бабы Яги в народных сказках».


Цель. Проанализировать образ Бабы Яги в народных сказках и сделать вывод о её способностях с точки зрения физики.


Актуальность проекта заключается в доказательстве того, что физика присутствует в нашей повседневной жизни не только в форме явлений, но и посредством литературы, а именно, сказки. В работе приведены отрывки из народных сказок, в которых описана Баба Яга, её особенности и метод передвижения.


Проект содержит элементы исследования и является внутришкольным и межпредметным: исследование реализуется в предметных рамках физики и литературы.


Объектом исследования являются способности сказочного персонажа Бабы-Яги.


Предмет исследования. Народные сказки.


Гипотеза. Предположим, что Баба Яга – вымышленный персонаж народных сказок.


Базой эксперимента являются тексты народных произведений, в которых имеются описания внешности, характера и особенностей Бабы Яги.


Для реализации поставленной цели были выдвинуты задачи.


Теоретические:


– изучить источники информации по теме проектной работы;


– найти произведения устного народного творчества, в которых описываются способности Бабы Яги.


Практические:


– прочитать данные произведения;


– провести анкетирование и сделать анкет;


– составить задачу, в которой использовался данный образ.


В исследовании были использованы методы.


Теоретические:


– анализ и синтез материала из источников информации;


– обобщение полученной в ходе исследования информации;


Эмпирические:


– метод мысленного моделирования при создании задачи;


– анкетирование.


Практическая значимость работы заключается в использовании её материалов на уроках физики и литературы, а ее продуктом станет задача, созданная нами.


Общая характеристика образа Бабы Яги


«Ба́ба-Яга́ – «ведьма», «лесная баба», персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки) славянских народов. Уродливая старуха, владеющая волшебными предметами и наделённая магической силой. Хозяйка леса, повелительница зверей и птиц, охранительница границ царства Смерти» [10].


Когда мы произносим имя этой героини сказок, перед глазами у нас появляется образ ведьмы, колдуньи. Обычно это отрицательный персонаж, но иногда Баба-Яга совершает добрые поступки. Эта необычная героиня встречается не только в русских, но и в чешских и словацких сказках. На Святки в Австрии, на Масленицу в Черногории можете встретить злобную колдунью. А ещё в Сербии, Болгарии и Хорватии этот ночной дух может являться к непослушным детям.


Баба-Яга умеет колдовать, летать в ступе или на метле, живёт в глухом лесу в избушке на курьих ножках, окружённой частоколом из человеческих черепов. Почему она не ходит? Вероятно, потому, что мёртвые не ходят по земле, их носят. И души летают. Баба-Яга свою ступу погоняет пестом да ещё и следы заметает помелом. У славян существовал обычай: за покойником заметали следы, чтобы он не вернулся в мир живых.


Внешность Бабы-Яги наводит ужас: железные зубы, длинный-предлинный нос, распущенные седые волосы, костяная нога. «Побежала – стоит избушка на курьих ножках, стоит-поворачивается. В избушке сидит баба-яга, морда жилиная, нога глиняная» [5, стр.174]. Её мифические способности: чуять запах чужого, прядение пряжи, полёты в ступе, топка печи, в которой будут изжарены похищенные – всё это ставит Бабу-Ягу в один ряд с ведьмами, обладающими сверхъестественными способностями. Баба-Яга ничего не видит, она только чует: «Фу-фу, русским духом пахнет». Но эта старуха способна видеть будущее.


«Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела; …она ездит за человечьим мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут ее черти; под поездом этим страшная буря, все стонет, скот ревет, бывает мор и падеж; кто видит ягу, становится нем. Ягишною зовут злую, бранчивую бабу»[9].


Обратимся к «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И.Даля.


«Баба или бабай м. татарск. новорос. оренб. дед, дедушка, старик; иногда в знач. детского пугала… Детей пугают и бабайкою, старухою, и тут сходятся производства от бабы и от бабая».


«Яга или яга-баба, баба-яга, ягая и ягавая или ягишна и ягинична, род ведьмы, злой дух, под личиною безобразной старухи»[9].


Баба-Яга своеобразный мифический «пограничник». Попав на контрольно-пропускной пункт – избушку на курьих ножках, добрый молодец проходит множество обрядов, чтобы проникнуть в сверхъестественный мир: парится в бане, плотно ужинает, ночует в странной избушке. Это даёт ему необыкновенную силу, чтобы преодолеть все препятствия и невзгоды жизненного пути, побороть Кощея Бессмертного, Змея Горыныча или Лихо Одноглазое.


В характере Бабы Яги сходятся многие из больших тем русской мифологии: она живет на одной территории с лешим и другой нечистью, связывает мир людей с миром духов, в некоторых сказках она и заменяет собой ведьму, носится на ветре: «Ворота отворились, и баба-яга въехала, посвистывая, за нею вошла Василиса, а потом опять всё заперлось.


‎Василиса зажгла лучину от тех черепов, что на заборе, и начала таскать из печки да подавать яге кушанье, а кушанья настряпано было человек на десять; из погреба принесла она квасу, мёду, пива и вина. Всё съела, всё выпила старуха» [11].


Способ перемещения Бабы Яги в пространстве совершенно уникальный. Она летает на большой скорости в ступе, помогая себе пестиком и заметая свои следы метлой. О ее прибытии возвещает ураганный ветер, напоминая нам, что ветер часто служил носителем демонических существ. Она быстро и с легкостью перемещается между своим подземным миром и миром людей, может появиться из-под валуна или отправиться в тридевятое царство: «У ней есть такая кобылица, на которой она каждый день вокруг света облетает. Много у ней и других славных кобылиц; я у ней три дня пастухом был, ни одной кобылицы не упустил, и за это баба-яга дала мне одного жеребёночка» [6, стр.26], «она (Баба Яга) тут же села на своего шестикрылого коня» [12].


Многие сказки завершаются сценами страшных погонь: «Бросилась в погоню; во весь дух на железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след заметает. Прискакала к огненной реке, взглянула и думает: «Хорош мост!» Поехала по мосту, только добралась до середины — мост обломился, и баба-яга чебурах в реку; тут ей и лютая смерть приключилась!» [6, с.28-29]. Баба Яга, обнаружив, что ее обманули и что жертва ускользнула, решает догнать ее в своей ступе. «Запрыгнула баба-яга в ступу, толкачом погоняет, след помелом заметает, гонится за девочкой. Бросилась баба-яга в погоню, в ступе скороходной» [13]. Она может использовать острые когти и зубы, чтобы проложить себе путь сквозь лес или частокол, мешающие её стремительному передвижению: «Добралась баба-яга до реки, а перебраться на другой берег не может. Вернулась домой, выгнала из сарая своих быков, да к реке погнала. Пришли быки к воде и всю ее выпили досуха. Пустилась баба-яга снова в погоню за девочкой.


Услышала девочка, что погоня близко, кинула наземь гребень, обратился гребень в лес дремучий. Стала баба-яга грызть деревья, сквозь чащу продираться, но, сколько ни старалась, так пройти и не смогла, пришлось ей домой вернуться» [13].


«Страшно она озлобилась, приказала подать свой огненный щит, поскакала в погоню и начала палить щитом на все четыре стороны. Куда мо́лодцам спрятаться? Впереди сине море, позади баба-яга – и жжёт и палит!» – говорится в белорусской сказке «Баба Яга и Заморышек» [5, стр. 210].


Жилище и атрибуты злой Бабы Яги


Баба-Яга живёт в избушке на курьих ножках. «За тридевять земель в тридесятом царстве, за огненной рекою живёт баба-яга…» [1, с.26].Вообще-то это жилище напоминает крестьянский дом: в избушке есть русская печь, лопата для хлеба, лавка, горшочки и крынки, засушенные травы висят у потолка, а в кладовых много запасов еды. У Бабы-Яги есть веретено и небольшой ткацкий станок: она иногда прядет, ткет и шьет: «Видит, стоит изба, а в ней сидит баба-яга на лавочке и на станке ткет» [13].


И вместе с тем избушка имеет совершенно уникальные черты. Прежде всего, она стоит «на курьих ножках» или на одной куриной лапке в три пальца. Словно указатель, символ выбора, возможность самостоятельно решить свою судьбу. Вероятно, в такой избушке воплощён образ примитивного метода строительства, при котором хижина у древних славян возвышалась над землей на пнях, у которых сохранены корни. Это делалось для того, чтобы влага не проникала в дом.


Дому Бабы Яги свойственны и другие странности. Когда герой приказывает: «Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а ко мне передом», – дом поворачивается на своих курьих ножках. Найти жилище Бабы Яги непросто. Оно расположено далеко от мест, где живут люди: за огненной рекой, на берегу моря-океана или в центре топкого болота, а то и под землей. Но чаще всего старуха живёт в мрачном лесу, куда герой идёт на свой страх и риск, где его ждут испытания.


Психоаналитик и доктор философии Кларисса Пинколой Эстес в книге «Бегущая с волками» пишет о том, что Баба-яга – прообраз Старой Дикой Матери, обладающей дикой жизненной силой, которая пугает своей мощью неподготовленную наивную душу: «Баба-яга – сама суть инстинктивной, целостной души: ей известно все, что было раньше; она – хранительница небесных и земных сущностей. Белый День, Красное Солнышко и Темная Ночь – ее дети. Баба-яга внушает страх, потому что одновременно олицетворяет и разрушительную энергию, и энергию жизненной силы» [7].


Священным атрибутом жилища старухи является лопата, с помощью которой она пытается сажать непрошеных гостей или похищенных детей в печь. Об этом обряде древних славян, совершавшемся над слабыми детьми деревенскими знахарками, мы узнаём из книг. Оказывается, недоношенного младенца клали на хлебную лопату и всовывали в теплую печь три раза. «Допечённый» ребёнок становился сильнее и жизнеспособнее.


Светящиеся черепа не только жертвенных лошадей, но и людей, насаженные на колья и используемые в качестве светильников расположены кругом избушки: «Побрёл…, шёл, шёл – стоит дом бабы-яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый» [6, с.27].


Одним из устойчивых атрибутов является клюка, обладающая волшебными свойствами, с чьей помощью Яга может превратить в камень все вокруг. Во многих сказочных сюжетах в качестве атрибутов Бабы-Яги выступают орудия женского труда, большинство из которых связаны с очагом и приготовлением пищи: кочерга, лопата, пест, ступа. Этим предметам, несмотря на их утилитарный характер, в традиционной культуре придавалось магическое значение. Иногда Баба Яга изображается сидящей за прялкой и прядущей нить; а ее веретено и клубочек ниток приобретают в сказочной реальности волшебные свойства.


Баба-Яга не самостоятельно творит чудеса: ей помогают ветры и лесные звери, жабы, вороны, летучие мыши. А самым главным помощником всегда был чёрный кот, который у славянских народов символизирует несчастье. Гуси-лебеди, «три пары рук» и три всадника, белый, красный и чёрный (день, заря и ночь), всегда находятся недалеко от своей хозяйки.


Такое окружение позволяет ей спокойно проживать на границе двух миров: мира живых и мира мёртвых – и не только творить гадкие, но и совершать добрые дела.


Баба-Яга – помощница


В сказках Баба Яга рисуется как отрицательный персонаж. Но нам показалось, что несправедливо не рассматривать те сказки, в которых раскрываются её положительные стороны. Герой или героиня обращаются к Бабе Яге за советом или просят помочь в решении какой-либо проблемы: как найти живую воду или молодильные яблоки, как перехитрить Кощея Бессмертного, как вызволить из беды невесту или сестру. Баба Яга поможет советом, укажет путь в «тридесятое государство», одарит волшебными предметами, даст помощника или проводника: клубочек, полотенце или ковёр-самолёт: «Внесли череп в горницу; а глаза из черепа так и глядят на мачеху и её дочерей, так и жгут! Те было прятаться, но куда ни бросятся – глаза всюду за ними так и следят; к утру совсем сожгло их в уголь; одной Василисы не тронуло» [11].


Но Баба Яга не одна: у неё три сестры. И каждая последующая старше, а следовательно, мудрее. И дома их расположены вдоль дороги, по которой держит путь добрый молодец или красная девица. Но Баба Яга не сразу окружает вниманием гостя. Только после того, как он докажет, что не боится колдуньи. В сказке «Царевна-лягушка» старуха даёт совет, как найти Ивану свою любимую жену и вернуть ей облик человеческий до скончания века.


В сказке «Финист – Ясный Сокол» Баба Яга дарит героине прялку из серебра и золота, серебряное блюдо с золотым яйцом и золотое пяличко с иглой. Девушке удалось вернуть любимого благодаря участию Бабы Яги.


В «Сказке о сильном и храбром непобедимом богатыре Иване-царевиче» Баба Яга помогла советом: «Что ж ты, царевич, со мною прощаешься, а не спросишь, куда тебе надобно – в какую сторонушку? Ступай-ка ты, добрый мо́лодец, вот по этой дороженьке и увидишь в чистом поле палаты белокаменные; в тех палатах живёт твоя большая сестра Луна. Только трудно тебе взять её, потому что живёт с нею нечистый дух; приходит он в палаты медведем, а как войдёт – тотчас оборачивается человеком» [14].


Но, чтобы использовать данные советы и дары, герои обязаны потрудиться и с честью выйти победителем из любого испытания. Словно нужно очистить душу: постирать бельё, подмести пол, приготовить еду, из огромной кучи мусора выбрать семена мака. После пребывания у Бабы Яги герой или героиня успешно могут постоять за себя и близких, становятся смелыми и находчивыми, чтобы убежать от злой ведьмы.


Баба Яга, как и любая ведунья, собирала различные коренья и травы, сушила их, делала различные настойки и, если к ней обращались, помогала жителям окрестных деревень. Недаром в её избушке много сухих лекарственных трав. За всю долгую жизнь Баба Яга накопила столько знаний и мудрости, что может отвести беду. Баба Яга – самый старый отголосок царившего некогда матриархата, неразгаданный ресурс внутренней свободы.


5. Способности Бабы Яги с точки зрения физики


Я еще раз внимательно перечитала источники, в которых говорится о Бабе Яге, и как современный человек с некоторым багажом знаний начала разбирать тексты сказок с точки зрения физики.


Начнем с фразы: «Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает».


Как она может ехать по воздуху, по воздуху можно только летать. Затем в ступе далеко не улетишь, ведь воздух имеет сопротивление (недаром все летательные аппараты имеют обтекаемую сигарообразную форму, а ступа – это прототип бочки). Как могла Баба Яга упираться пестом, когда она летела по воздуху. Это невозможно с точки зрения физики.


Идем далее: «Приказала подать свой огненный щит, поскакала в погоню и начала палить щитом на все четыре стороны». А ведь это прообраз будущего огнемета.


А если пойти в своих изысканиях дальше, то среди серьезных физических недостатков Бабы Яги можно отметить и низкую скорость передвижения.


Ступа – личный автотранспорт средней грузоподъемности. Сейчас принято считать, что ступа летает, но в ранних текстах она чаще бегает, что и естественно, если учесть ее изрядную массу, никак не приспособленную к полету. Развивает при этом приличную, но не запредельную скорость: судя по времени, потребному на погоню за всадником, можно оценить ее возможности примерно в 60 км/ч.


В некоторых сказках отмечается, что ступа при движении изрыгает огонь; это дает основания полагать, что ступа по сути своей тождественна летающей тарелке и движется на реактивном принципе.


Помело – замаскированный под домашнюю утварь летательный аппарат высокой маневренности, способный на вертикальный взлет, пике и многое другое.


Максимальный экипаж помела включает одного водителя и одного пассажира; два пассажира представляют для аппарата серьезную нагрузку, и попытка взлета с таким грузом обычно ничем хорошим не кончается.


Но помело в этом летательного аппарата используется Бабой Ягой редко, это скорее транспорт ведьмы; у Яги оно чаще служит частью ступы. То она им рулит, то «след заметает».


Изба Яги снабжена курьими ножками и может передвигаться с места на место, хотя ярко выраженных движителей не замечено. В некоторых сказках говорится о том, что курьи ножки могут и толкать незваного гостя.


6. Практическая часть исследования


6.1 Опрос


Я решила провести опрос среди учащихся 5А класса, так как мне стало интересно: что думают другие ученики о Бабе Яге? В анкетировании приняли участие 22 пятиклассника. Им было предложено ответить на следующие вопросы:


Вспомните, кто такая Баба Яга?


Какие атрибуты сказочной героини можете назвать?


Где она живёт?


Чем занимается?


Как Яга передвигается?


Из результатов проведенного анкетирования мы видим, что все опрашиваемые обучающиеся знакомы с образом Бабы Яги. По их мнению, это сказочный персонаж, злая старуха, но иногда помогает хорошим людям. Характеризуя поступки Бабы Яги, большинство обучающихся пришло к выводу, что действия Бабы Яги разнообразны. Передвигается она в ступе с метлой. Живёт в избушке на курьих ножках.


6.2 Создание задачи


Для написания физической задачи, связанной с движением Бабы Яги в природе, был использован метод мысленного моделирования, т.е. основанного на интуитивном представлении об объекте исследования.


После того, как задача была написана, я поместила её в приложении к данной проектной работе. Следует отметить, что данная физическая задача является моим первым творческим опытом. Помощь в её написании мне оказала учитель физики Милостивая Наталья Юрьевна.


При сочинении задачи были использованы знания из такого раздела физики, как «Движение», и я предложила своим одноклассникам её решить. Все они справились с данной задачей.


7. Выводы


Итак, образ Бабы Яги исследован. Поставленные цель и задачи работы выполнены.


Гипотеза работы подтвердилась. Баба Яга, несмотря на корни ее имени, – это вымышленный образ, сочетающий в себе одновременно два разных начала – доброе и злое. Ее прообразом является славянская богиня смерти. Сущность образа Бабы Яги в народных сказках имеет более глубокий смысл, нежели просто злая старуха. Это образ величественной фигуры древней богини, повелевающей Временем, Огнем, Воздухом, Дикими зверями и Лесом, Жизнью и Смертью, Судьбой. Это подтверждают приведенный анализ различных народных сказок, исследований лингвистов и историков, а также проведённое среди обучающихся 5А класса анкетирование. По мнению пятиклассников, Баба Яга испытывает людей, наказывает их, дает советы, которые способствуют достижению цели, «чует сердцем», а значит – ведает судьбой. Летает в ступе, погоняет помелом.


8. Заключение


В ходе исследования я нашла ответы на многие вопросы. Я прочитала много народных сказок, провела опрос среди учащихся по теме исследования, узнала из дополнительной литературы многое о Бабе Яге. По сказкам сделала вывод о сущности образа Бабы Яги. Мне очень понравилось анализировать сказки. Я поняла, что нужно всегда очень внимательно относиться к чтению любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволит сделать какие-нибудь новые открытия. Поскольку в любом художественном произведении имеются описания физических явлений, проявлений или применений законов физики. В природе постоянно происходят различные изменения. Авторы народных сказок облачают данные, которые не всегда им понятны, в художественные тексты, рисуют красочные образы.


Приложение 1


Баба Яга летела в ступе со скоростью 20 м/с в течение 5 мин., затем полчаса бежала 2 км. По лесу, затем переплыла пруд шириной 1000 м. со скоростью 0,5 м/с. С какой средней скоростью она гналась за бедным Иванушкой?


1)Баба Яга пролетела: 20м/с * 5*60 с. = 6000 м.


2)Весь путь: 6000+1000+2000 = 9000 м = 9 км.


3)Рассчитываем время: 5 мин + 30 мин + 1000м / 0,5 м/с = 35 мин + 2000с = 4100 сек.


4)Средняя скорость: 9000м/4100сек = 2,2 м/сек (с округлением).


Литература


Коровин В.Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1 / В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 305 с.


Малаховская А. Н., Наследие Бабы-яги: Религиозные представления, отражённые в волшебной сказке, и их следы в русской литературе XIX-XX вв. – СПб.: Алетейя, 2007. – 344 с.


Российский гуманитарный энциклопедический словарь. – М.: Владос: Филологический факультет СПбГУ, 2002. – Т. 1. А – Ж.


Уорнер Э. Русские мифы / Элизабет Уорнер. – Пер. с англ. М. Звонарева. – М.: «Издательство ФАИР», 2008. – 112 с.


Фольклор народов России. В 2т.: Т.1. – М.: Дрофа: Вече, 2002. – 320 с.


Фольклор народов России. В 2т.: Т.2. – М.: Дрофа: Вече, 2002. – 304 с.


Эстес Кларисса Пинкола: Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. – София, 2007. – 448 с.


https://www.livemaster.ru/topic/1594973-baba-yaga-mifologiya-teorii-versii


https://znachenieslova.ru/slovar/dal/yaga Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. / В. Даль. – Репр. воспроизв. изд. 1912-1914. – М.: Цитадель, 1998.


https://www.studmed.ru/potebnya-a-o-mificheskom-znachenii-nekotoryh-poveriy-i-obryadov_441e23153f9.html Потебня А. А. «О мифическом значении некоторых поверий и обрядов» (1865) 270 с.


https://ru.wikisource.org/wiki/Народные_русские_сказки


http://hobbitaniya.ru/afanasyev/afanasyev107.php


https://skazki-pered-snom. ru/russkie-skazki/skazka-baba-yaga-kostyanaya-noga.html


https://vseskazki.su

Просмотров работы: 80

Почему Баба Яга каталась в ступе? Поверья наших предков | Культура

Напомню, что ступа славянами воспринималась как предмет, обладающий целительными свойствами и выполняющий существенную обрядовую роль, в том числе в отправлении столь важных событий, как свадьба и похороны. О свадебных уже рассказывалось. Что касается похоронных, то поляки, в частности, верили, что после смерти человека ступу нельзя использовать в течение трех дней по основному хозяйственному предназначению, то есть толочь в ней зерно и проч., поскольку именно в ней обретается душа человека в этот временной период.

Использование ступы (как и песта) в другое время тоже сопровождалось целым рядом инструктивных указаний. В частности, не дозволялось ее оставлять с пестом внутри на ночь, чтобы не дать толочь нечистой силе; возбранялось оставлять открытой, поскольку эту сулило мрачную перспективу не закрыть рта перед смертью.

А почему же столь крепко связана ступа с образом Бабы Яги? Признаться, разделяю точку зрения, согласно которой изначально этот персонаж был для наших предков не косматым страшилищем с костяной ногой, с носом, который в потолок врос и прочими малоприятными приметами внешности, а существом божественного происхождения, Великой Матерью, связанной с судьбой, жизнью и смертью, перерождением души и ее проводником из мира живых в мир мертвых. Ей также приписывали статус хозяйки диких лесных животных, что также являлось функцией Богини-матери.

И ступа в данном случае — достаточно серьезный аргумент, поскольку ведь она была атрибутом богини Макоши. Кроме того, во многих сказках Баба Яга выступает пряхой или ткачихой — а эти профессии были характерны для богинь судьбы. К тому же она является владелицей ступы, олицетворявшей женское начало, и песта — символизировавшего мужское, — то есть идеи плодородия, а также помела, родственного венику, который мог быть как атрибутом нечисти, так и защитой от нее: «ездит в ступе, пестом погоняет, вперед метлой дорогу разметает»; «ездит в ступе, пестом упирается, помелом побивается, хлещет сама себя сзади, чтобы прытче бежать».

Кроме того, ступа была принадлежностью мельничного хозяйства, а мельница, как известно, в народных поверьях, с одной стороны, тоже ассоциировалась с чертовщиной, но с другой — являлась местом выработки муки как основы хлеба, отношение к которому было сакральным, то есть священным.

В древние времена духи стихий также связывались со ступой и пестом. В частности, грозовые облака уподоблялись ступе, а молнии — песту, ударявшему по ней. Кстати, на Руси и Бабу Ягу считали причастной к грозовым явлениям, — уж не была ли она предшественницей громовника Перуна в женской ипостаси?

Наконец, жуткие гастрономические предпочтения старушки, якобы похищавшей, жарившей в печке и поедавшей детей, тоже содержат в себе отголоски древнего обряда «перепекания» ребенка в лечебных целях, а это свидетельствует о принадлежности Бабы Яги к народной медицине. И бабой допрежь страшилок русичи именовали старшую в роду женщину, а также знахарку, лекарку, повитуху. Было даже слово «бабничать», означавшее «принимать роды, лечить, ворожить».

Вот вам и бабуся. Куда ж такой без ступы — сакрального предмета славянского хозяйства! Однако, после христианизации Руси, примерно с XII века покойников стали хоронить не в деревянных срубах на курьих-курных ножках, а в долбленых дубовых колодах, которые напоминали ступы, а потому получили такое же название.

Выражению «дуба дать» мы обязаны именно этому обычаю, который сохранился до той поры, пока Петр I не издал указ, объявивший наказание в виде смертной казни за рубку в дубовых рощах. После этого и стали сколачивать гробы из досок. Но за шесть веков существования колод-ступ за Бабой Ягой укоренилась слава, что передвигается она в гробовой колоде. И это не могло не способствовать трансформации образа лесной хозяйки в отрицательную сторону. Вот так.

Избушка Бабы Яги: откуда у нее курьи ножки и поворотный механизм?

Почему у Бабы Яги костяная нога?

Теги:

Баба Яга,
поверья,
традиции,
славяне,
культура

Сказка о Бабе Яге

Жил-был один старик, вдовец, в избе с дочерью Наташей. Очень весело им было вдвоем, и они улыбались друг другу за столом, заваленным хлебом и вареньем, и играли в прятки то с этой стороны самовара, то с другой. Все шло хорошо, пока старику не взбрело в голову снова жениться.

Итак, у малышки появилась мачеха. После этого все изменилось. Ни хлеба, ни варенья на столе, никаких игр в прятки у самовара, пока девочка сидела с отцом за чаем. Это было еще хуже, потому что ей больше никогда не разрешали сидеть за чаем. Мачеха сказала, что маленьким девочкам нельзя пить чай, тем более есть хлеб с вареньем. Она бросала девочке корку хлеба и говорила ей выйти из хижины и пойти поискать, где его поесть. Тогда мачеха сидела с мужем и говорила ему, что во всем, что пошло не так, виновата девушка. И старик поверил своей новой жене.

Поэтому бедная Наташа шла одна в сарай во дворе, мочила слезами сухую корку и ела сама. Потом она слышала, как мачеха кричала ей, чтобы она вошла и помыла чайную посуду, и убрала дом, и пол почистила, и почистила всем грязные сапоги.

Однажды мачеха решила, что не может больше смотреть на Наташу ни на минуту. Но как она могла избавиться от нее навсегда? Тут она вспомнила свою сестру, страшную ведьму Бабу-Ягу, костлявую, которая жила в лесу. И в ее голове начал формироваться коварный план.

На следующее утро старик отправился навестить своих друзей в соседней деревне. Как только старик скрылся из виду, злая мачеха позвала Наташу.

«Сходи сегодня к моей сестре, твоей милой тетушке, которая живет в лесу, — сказала она, — и попроси у нее иголку с ниткой, чтобы починить рубашку».

— А вот иголка с ниткой, — сказала Наташа, дрожа, потому что знала, что ее тетя — баба-яга, ведьма, и что ни один ребенок, который приблизится к ней, никогда больше не видел.

«Придержи язык», — рявкнула мачеха и заскрежетала зубами, издав звук, похожий на стук щипцов. — Разве я не говорил тебе, что ты должен пойти к своей милой тетушке в лес и попросить иголку с ниткой, чтобы починить рубашку?

— Ну, так, — сказала Наташа, дрожа, — как я ее найду? Она слышала, что Баба Яга преследовала своих жертв по воздуху в гигантской ступе с пестиком и что у нее были железные зубы, которыми она поедала детей.

Мачеха взяла девочку за нос и ущипнула его.

«Это твой нос», сказала она. «Ты можешь это почувствовать?»

— Да, — прошептала бедняжка.

«Ты должен идти по дороге в лес, пока не дойдешь до поваленного дерева, — сказала мачеха, — тогда ты должен повернуть налево, и идти своим носом, и ты найдешь свою тетушку. ленивый!» Она сунула девушке в руку платок, в который она засунула несколько кусков черствого хлеба с сыром и несколько кусков мяса.

Наташа оглянулась. У дверей стояла мачеха, скрестив руки на груди, и глядела на нее. Так что ей ничего не оставалось, как идти прямо.

Она шла по дороге через лес, пока не наткнулась на упавшее дерево. Потом она повернулась налево. Ее нос все еще болел там, где его ущипнула мачеха, поэтому она знала, что должна идти прямо.

 

Наконец пришла она к избушке Бабы Яги, Костоногой, ведьмы. Вокруг хижины был высокий забор. Когда она толкнула ворота, они жалобно заскрипели, как будто им было больно двигаться. Наташа заметила на земле ржавую масленку.

— Как повезло, — сказала она, заметив, что в банке осталось немного масла. А оставшиеся капли масла влила в петли ворот.

Избушка Бабы Яги Иллюстрация

За воротами находилась избушка Бабы Яги. Она не была похожа ни на одну другую хижину, которую она когда-либо видела, потому что стояла на огромных куриных ногах и ходила по двору. При приближении Наташи дом поворачивался к ней лицом, и казалось, что передние окна его были глазами, а входная дверь — ртом. Во дворе стояла служанка Бабы Яги. Она горько плакала от поручений, которые поставила перед ней баба-яга, и вытирала глаза юбкой.

— Какое счастье, — сказала Наташа, — что у меня есть платок. Она развязала платок, отряхнула его и бережно разложила кусочки еды по карманам. Она отдала платок служанке Бабы-Яги, которая вытерла им глаза и улыбнулась сквозь слезы.

У хижины стояла огромная собака, очень худая, грызла старую кость.

«Какое счастье, — сказала девочка, — что у меня есть хлеб и мясо». Полезая в карман за кусочками хлеба и мяса, Наташа сказала собаке: «Боюсь, что черствый, но это лучше, чем ничего, я уверена». И собака тут же его проглотила и облизнулась.

Наташа подошла к двери избы. Дрожа, она постучала в дверь.

«Войдите», — пропищал злой голос Бабы Яги.

Вошла девчушка. Сидит Баба-Яга, костлявая, колдунья, сидит и ткет у станка. В углу хижины сидела худая черная кошка, наблюдавшая за мышиной норой.

— Добрый день, тетушка, — сказала Наташа, стараясь казаться совсем не испуганной.

«Добрый день тебе, племянница», — сказала Баба Яга.

«Моя мачеха послала меня к вам попросить иголку и нитку, чтобы починить рубашку.»

«Есть ли она сейчас?» улыбнулась Баба-Яга, сверкнув железными зубами, ибо знала, как сестра ненавидит падчерицу. «Садись сюда за ткацкий станок и продолжай ткать, а я пойду принесу тебе иголку и нитку».

Маленькая девочка села за станок и начала ткать.

Баба-Яга шепнула своей служанке: «Слушай меня! Растопи ванну и потри мою племянницу.

Слуга пришел за кувшином, чтобы набрать воды для купания. Наташа сказала: «Прошу тебя, не спеши разводить огонь, а воду для бани носи в решете с дырками, чтобы вода протекала». Слуга ничего не сказал. Но действительно, она очень долго готовила ванну.

Баба-яга подошла к окну и сказала самым сладким голосом: «Ты что, племяшка, ткешь? Ткешь, красотка?»

«Я тку, тетушка», — сказала Наташа.

Когда Баба Яга отошла от окна, девочка заговорила с худенькой черной кошкой, которая смотрела на мышиную нору.

«Что ты делаешь?»

«Жду мышь», — сказал худой черный кот. — Я не обедал три дня.

— Какое счастье, — сказала Наташа, — что у меня остался сыр! И она отдала свой сыр худому черному коту, который его съел. Сказал кот: «Маленькая девочка, ты хочешь выбраться отсюда?»

— Ах, Сережа, — сказала Наташа, — как я хочу выбраться отсюда! Боюсь, что баба-яга попытается съесть меня своими железными зубами.

«Это именно то, что она собирается сделать», сказал кот. — Но я знаю, как тебе помочь.

В это время Баба Яга подошла к окну.

«Ты плетешь, племянница?» она спросила. — Ты плетешь, моя хорошенькая?

— Я тку, тетушка, — сказала Наташа, работая, а станок цок-к-к-к.

Баба-Яга снова вышла.

Тощий черный кот шепнул Наташе: «На табуретке гребень и полотенце для бани принесли. Бери оба и беги за ним, пока Баба-Яга еще в бане. Баба Яга погонится за вами.Когда она это сделает, вы должны бросить полотенце за собой, и она превратится в большую, широкую реку. надо бросить гребень за собой. Гребень вырастет в такой лес, что ей уже никогда не пройти сквозь него».

— Но она услышит, как остановился ткацкий станок, — сказала Наташа, — и поймет, что я ушла.

«Не волнуйся, я позабочусь об этом», — сказал худой черный кот.

Кошка заняла место Наташи у ткацкого станка.

Щелчок, щелчок; ткацкий станок не останавливался ни на мгновение.

Наташа посмотрела, что Баба-Яга еще в бане, и выскочила из избушки.

Большая собака прыгнула, чтобы растерзать ее. Как только он собирался прыгнуть на нее, он увидел, кто она такая.

«Почему, это маленькая девочка, которая дала мне хлеб и мясо,» сказала собака. «Хорошего пути тебе, девочка», — и он лег, положив голову между лап. Она гладила его по голове и чесала уши.

Когда она подошла к воротам, они открылись тихо-тихо, совершенно без шума, потому что она перед этим залила им петли маслом.

Тогда — как она бежала!

Тем временем худой черный кот сидел за станком. Щелчок, щелк, щелк, пел ткацкий станок; но вы никогда не видели такого клубка пряжи, как тот клубок, который сделал этот худой черный кот.

Тут к окну подошла Баба Яга.

«Ты плетешь, племянница?» — спросила она высоким голосом. — Ты плетешь, моя хорошенькая?

«Я тку, тетушка», — говорила худенькая черная кошка, путая и путая пряжу, а станок щелкал, щелкал.

«Это не голос моего обеденка», — сказала Баба-Яга и прыгнула в избушку, скрежеща железными зубами. Там у ткацкого станка не было девочки, а только худенькая черная кошка все путала и путала нити!

«Гррр!» — сказала Баба Яга и прыгнула на кота. — Почему ты не выцарапал девочке глаза?

Кот свернулся хвостом и выгнул спину. «За все годы, что я служил тебе, ты давал мне только воду и заставлял охотиться за своим обедом. Девушка дала мне настоящий сыр».

Баба Яга взбесилась. Она схватила кошку и встряхнула ее. Повернувшись к служанке и схватив ее за воротник, она прохрипела: «Почему ты так долго готовил ванну?»

«Ах!» — вздрогнул слуга. — За все годы, что я у вас служу, вы ни разу не дали мне даже тряпки, а девица дала мне хорошенький платочек.

Баба Яга выругалась и выскочила во двор.

Увидев распахнутые ворота, она закричала: «Ворота! Почему ты не пискнул, когда она тебя открыла?»

«Ах!» — сказали ворота, — за все годы, что мы служили вам, вы ни разу не капнули на нас масла, и мы едва выносили звук собственного скрипа. раскачиваться взад-вперед без звука».

Баба Яга захлопнула ворота. Обернувшись, она указала своим длинным пальцем на собаку. «Ты!» — закричала она. — Почему ты не разорвал ее на куски, когда она выбежала из дома?

«Ах!» — сказала собака, — за все годы, что я служу тебе, ты никогда не подбрасывал мне ничего, кроме старых костяных корок, а девица дала мне настоящего мяса и хлеба.

Баба Яга металась по двору, ругаясь и колотя всех, крича во весь голос.

Затем она прыгнула в свою гигантскую ступу. Ударяя по ступе гигантским пестиком, чтобы она шла быстрее, она взлетела в воздух и быстро настигла убегающую Наташу.

Ибо там, на земле далеко впереди, она вскоре заметила бегущую между деревьями девушку, спотыкаясь и испуганно оглядываясь через плечо.

«Ты никогда не убежишь от меня!» Баба-яга засмеялась страшным смехом и направила свою летящую ступу прямо вниз, на девушку.

Наташа бежала быстрее, чем когда-либо прежде. Вскоре она услышала, как позади нее стучит по земле ступа Бабы Яги. В отчаянии она вспомнила слова худой черной кошки и бросила полотенце за собой на землю. Полотенце становилось все больше и больше, все влажнее и влажнее, и вскоре между девочкой и Бабой Ягой встала глубокая, широкая река.

Наташа развернулась и побежала дальше. О, как она бежала! Когда Баба Яга достигла кромки реки, она закричала громче прежнего и бросила свой пестик на землю, так как знала, что не сможет перелететь заколдованную реку. В ярости она улетела обратно в свою хижину на курьих ножках. Там она собрала всех своих коров и погнала их к реке.

«Пей, пей!» она закричала на них, и коровы выпили всю реку до последней капли. Тогда Баба Яга запрыгнула в свою гигантскую ступу и полетела по высохшему руслу реки в погоню за добычей.

Наташа убежала далеко вперед и, в самом деле, думала, что может, наконец, освободиться от страшной Бабы-Яги. Но ее сердце замерло от ужаса, когда она увидела темную фигуру в небе, снова мчащуюся к ней.

«Это мой конец!» она отчаялась. Потом она вдруг вспомнила, что кот сказал о гребне.

Наташа швырнула за собою гребень, а гребень рос и рос, и зубья его росли густым лесом, таким густым, что даже баба-яга не могла пробиться. И Баба-Яга-ведьма, костлявая, скрежетая зубами и крича от ярости и разочарования, наконец повернулась и уехала обратно в свою избушку на курьих ножках.

Уставшая, уставшая девушка наконец вернулась домой. Она боялась войти внутрь и увидеть свою злую мачеху, поэтому вместо этого ждала снаружи в сарае.

Увидев, что отец проходит мимо, она выбежала к нему.

«Где ты был?» — воскликнул ее отец. — А почему у тебя такое красное лицо?

Мачеха пожелтела, когда увидела девочку, и глаза у нее загорелись, а зубы заскрежетали, пока не сломались.

Но Наташа не испугалась, и пошла к отцу, и влезла к нему на колено, и рассказала ему все, как было. Когда старик узнал, что мачеха послала его дочь на съедение Бабе-Яге-ведьме, он так разгневался, что выгнал ее из избы и больше не пускал обратно.

С тех пор он сам хорошо заботился о своей дочери и никогда больше не позволял незнакомцу встать между ними. За столом, заваленным хлебом и вареньем, отец и дочь снова играли в прятки из-за самовара, и жили они вдвоем долго и счастливо.

Собрал и отредактировал

Арина Анашкина

Знакомьтесь, Баба-Яга – самая Злая Ведьма Востока

«Там на печке, на девятом кирпиче, лежала костлявая баба-яга. Ее нос врос в потолок, и сопли из него свисали через порог. Она закинула грудь на крючок и точила зубы»9.0003

Баба Яга — одно из самых страшных существ, которых вы встретите в русской народной сказке. Она до сих пор используется как эффективный метод уговорить русских детей ложиться спать.

Внешность

У Бабы Яги длинные седые волосы, которые она носит распущенными без платка, что в старой России считалось довольно неприличным. Она носит платье без пояса*, еще один признак ее нехристианства. Иногда у нее есть только один зуб, клык, а иногда ее зубы сделаны из железа. Ее часто можно увидеть точащей зуб/зубы, предположительно готовящейся съесть маленьких детей или героя сказки. Хотя она обычно не съедает героя, есть веские доказательства того, что она ест людей, например, забор, окружающий ее дом, сделан из костей. И, говоря о костях, одна из ее ног «костлявая», мертвая. Она тоже очень крупная, еле помещается в своей хижине.

Избушка на курьих ножках

«Фу-фу! Я чувствую запах русской крови! Это кто?»

Живет в избушке на курьих ножках в лесу. Когда герой подходит к избушке, она обычно обращена в другую сторону, и он должен приказать ей повернуться: «Избушка, избушка, повернись лицом ко мне, а спиной к лесу». Кажется, все герои это знают. «Она [хижина] была окружена забором из костей. Черепа с пустыми прорезями для глаз смотрели вниз с кольев. Ворота были сделаны из костей человеческих ног, засовы были большими и указательными пальцами, а замок представлял собой рот с острыми зубьями». Несомненно, этот забор предназначался для того, чтобы отпугивать и не пускать нежелательных посетителей, хотя герой и так знает, как пройти. Потом Бабу-Ягу часто находят лежащей внутри избы, страшное зрелище. Она не замечает входящего героя, пока не почувствует запах их «русской души», обоняние у нее лучше зрения.

На опушке леса

Избушка Бабы Яги всегда на границе другого мира, в лесу, у моря или в пустом поле. Это расположение знаменательно, оно указывает на связь с миром мертвых. Баба Яга, или «костоногая», могла иметь одну ногу в мире мертвых. В сказках лес всегда является местом перехода; герой, если ему удается выйти живым, выходит преображенным.

Ступка и пестик 

У Бабы Яги есть несколько известных атрибутов: ступка, пестик, метла и печь. Она преследует своих жертв в своей ступе: «Тогда лес наполнился страшным шумом. Заскрипели и затрещали деревья, затрещали и захрустели опавшие листья — и появилась баба-яга. Она ехала на своей ступе, подгоняла ее пестиком и заметала следы метлой».

Роль Бабы Яги в сказке

Роль Бабы Яги в сказке может быть самой разнообразной: дарительницы, похитительницы, воина, помощницы и многих других. Герой, как и в большинстве сказок, находится в переходном состоянии и нуждается в ее помощи. Чтобы получить его, он должен уметь (вежливо) вести себя с Бабой Ягой и иногда немного подшучивать над ней. Первым побуждением Бабы Яги обычно является съесть героя, но если герой проходит все испытания, которые она ему ставит, она неохотно помогает герою и передает какие-то полезные знания или богатства. Герой убегает или освобождается как новый человек.

В более широком смысле ее считают ведьмой, существом между миром живых и миром мертвых и богиней леса. Ее атрибуты, печь, ступка и пестик тесно связаны с культом домашнего очага (восходящим к римской богине Весте и ее греческому эквиваленту Гестии).

Имя Бабы Яги

Первая часть ее имени означает «замужняя крестьянка», но однозначного ответа на смысл второй части нет. Возможно, «яга» раньше в русском языке означало «ужасный», но также возможно, что оно связано с русским глаголом «ехать», означающим «ездить», или с немецким словом «егерь», означающим «охотник».