Куликовская | Путешествие по Брянску
Великая победа русской рати на поле Куликовом всколыхнула духовную жизнь народа и породила большое количество песен, повестей и сказаний, мифов и преданий. Участие брянцев и людей, связанных с нашим краем своими биографиями, в битве на поле Куликове подтверждается многими историческими документами, они предстают перед читателями и как литературные герои многих произведений. Есть они и во всех трех основных произведениях о битве русских войск с войсками Мамая: «Задонщине», летописной «Повести о побоище на Дону» и «Сказании о Мамаевом побоище».
Один из главных персонажий — Дмитрий Брянский, в 1380 году, во время битвы на Куликовом поле, он уже был во главе брянской дружины.Во всех пяти списках «Задонщины» имеются строки о брянском боярине Александре Пересвете и Андрее Ослябе, упомянуты Яков Ослебитин и Михайло Бренок. Варианты свидетельств их героического участия в сражении на поле Куликовом значительно рознятся друг от друга, но суть остается прежней. «Луче бы посеченым пасти, а не полоняным въспети от поганых». Тако бо Пересвет поскакивает на борзе кони, а злаченым доспехом посвечиваше. А иные лежат посечены у Дону на брези. Добро бы, брате, в то время стару помолодится, а удалым плеч попытати. И молвяше брат его Ослабе черънец: «Брате Пересвет, вижу на тели твоем раны, уже голове твоей летети на траву ковыль, а чаду моему Якову на ковыли зелене лежати на поли Куликове за веру христьянскую и за обиду великого князя Дмитрия Ивановича».
1380 год. Духовные витязи Брянской земли: Александр Пересвет и Андрей-Родион Ослябя
Все летописные известия и литературные памятники, посвященные Куликовской битве,
отмечают большую роль и решительные действия Брянского князя Дмитрия Ольгеродовича, равно как и его брата Андрея ольгердовича. Возможно, это объясняется политическими мотивами и
небячностью ситуации, когда великий князь Литовский Ягайло вел войско в помощь Мамаю,
его братья Дмитрий и Андрей Ольгердовичи участвовали в битве против Мамая. Но бесспорно и
то, что решительность, храбрость и личное мужество, проявленные Дмитрием Ольгердовичем во время Куликовской битвы, были реальной основой для возвеличения его заслуг во время
сражения.
Отличился в битве и князь Глеб Иванович Брянский, который командовал левым полком
русского войска и погиб в сражении. Князь Глеб Иванович Брянский — загадочная фигура
русской истории XIV в. Сведение о нем есть только в «Сказании о Мамаевом побоище», что
заставляет некоторых историков сомневаться в реальности этого лица. Единственным летописным
известием о нем является содержащееся в Никоновской летописи упоминание о том, что на смотре
русского войска в Коломне перед движением его к Куликову полю князь Дмитрий Иванович
«левую руку уряди князя Глеба Бряньского». Как видно, известия двух источников совпадают,
считать такое совпадение случайностью нет оснований. Выскажем некоторые предположительные
соображения по поводу Глеба Ивановича Брянского. Вероятней всего, он был представителем
смоленских князей, потомков Глеба Ростаславича (пожалуй, только среди членов этой династии
имя Глеб было широко распространено). Его отцом, видимо, был Смоленский князь Иван
Александрович, упоминаемый в летописях под 1334 годом, который считался также отцом
последнего известного по летописям русского Брянского князя Василия, умершего в 1356 году.
Вполне возможно, что после смерти Василия Глеб Иванович какое-то короткое время княжил
Брянске до его захвата Ольгердом.
Еще одним брянским князем, отличившимся в Куликовской битве, был уже упоминавшийся
раньше Роман Михайлович (младший), названный в одном из списков Новгородской летописи
вместе с князем Владимиром Андреевичем Серпуховским и воеводой Дмитрием Волынским
третий воевода, засадного полка, внезапный удар которого во многом решил исход сражения в
пользу русского войска. Факт участия Романа Михайловича Брянского в Куликовской битве
был ранее-замечен краеведами, хотя он, бесспорно, заслуживает самого пристального внимания.
Налицо явный исторический феномен: хотя Брянск был в составе враждебного Москве
Великого Литовского княжества, союзника Мамая, три брянских князя, представители трех
соперничавших за Брянск династий, на Куликовом поле оказались не соперниками, а боевыми
соратниками
«соратниками»: Дмитрий Ольгердович, Глеб Иванович и Роман Михайлович брянские были среди
главных вождей русского воинства, внесших особенно большой вклад в победу над врагом.
Если иметь в виду, что с князьями должны были, сражаться вместе их бояре, дружинники и
слуги, то вполне определенно можно исчислять брянцев участвовавших в Куликовской битве,
единицами, а сотнями. Следует к тому же учесть, что на Куликовом поле могли оказаться и те
уроженцы брянской земли, кто покинул ее раньше, особенно в период «замятни» середины XIV в,
и в годы захвата Среднего Подесенья Ольгердом. Имена некоторых из них сохранились в
исторических документах.
Во-первых, это знаменитый Александр Пересвет, бывший брянский боярин, затем монах
Троице-Сергиева монастыря из Москвы. Летописи указывают, что был «сей удалец и богатырь
славен зело и смышлен к воинственному делу». Не случайно именно Пересвет первым сразился на
Куликовом поле с татарским богатырем Темир-Мурзой (Челубеем), убил его ударом своего копья,
но и сам пал замертво.
Другим героем Куликовской битв был брат Пересвета Роман Ослябя, также сменивший
монашескую рясу на воинские доспехи и участвовавший в Куликовской битве вместе с сыном
Яковом, погибшим на поле боя.
Брянским боярином называется в отдельных источниках и Софоний Рязанец, которого
исследовании считают или автором «Задоищины» или автором предшествовавшей «Зядонщине» и
«Повести о Мамаево побоище» другой повести, позднее использованной другими авторами.
Бесспорно одно — написать подобное произведение, прославляющее подвиг русского народа
Куликовом поле, мог только очевидец, еще скорее — участник этого события. Прозвище Рязанец
не должно смущать читателей — брянский боярин Софоний вполне мог уехать из Брянска сначала
в Рязань (историчские связи брянского и рязанских княжеств легко проследить) и прожить
довольно длительное время. В дальнейшем, вероятно, Софьий оказался в Москве, где и получал
свое прозвище по месту прежнего проживания.
Можно, наконец, с большой долей вероятности отнести к нашим землякам и Захария
Тютчева, посланного Князем Дмитрием Ивановичем с дарами навстречу Мамаю, а по существу
имевшим целью — разведать силы и планы противника. Захарий Тютчев успешно справился с
опасным поручением. Учитывая, что в документах XVI—XVII вв. фамилия служилых людей
Тютчевых неоднократно упоминается в числе землевладельцев именно Брянского уезда, есть
основание утверждать, что и Захарий Тютчев выходец из Брянского края.
Подытоживая все эти факты, правомерно сделать следующий вывод — Брянский край
взрастил многих героев Куликовской битвы.
Что касается соперничества из-за Брянского края между Литвой и Московским княжеством,
то оно продолжалось вплоть до 1500 г., когда Брянский край воссоединился с Московским
государством, но отклики этого соперничества можно найти и в событиях XVI—XVII вв.
Родной Брянск, милая сердцу Брянщина.
То, беглым, то пристальным взглядом
Сверкнув среди волн бытия,
Журчишь ты доверчиво рядом,
Бессонная Ипуть моя.
(Суражский район)
Картины брянских художников о Брянском крае.
Брянские поэты и писатели о земле Брянской.
Русь здесь испокон веков,
Рос я тут.
А ракиты над волной
Хороводятся.
Разлилась Десна весной.
Так уж водится.
Ах, какая красота —
Полноводие.
Это брянские места,
Это — Родина! — пишет В. Потапов, художник и поэт, педагог и патриот земли Брянской.
Хронограф. Судьбы. События. Мгновения.
1781 год. Возникновение города Суража.
Сураж. 1867 год. Жителей – 3850 человек, из них купцов – 70, мещан – 3049, крестьян – 263.
Старые и новые фотографии Брянска и Брянской области.
Немного интересного, умного, мудрого.
ОСЛЯБЯ • Большая российская энциклопедия
Авторы: А. В. Кузьмин
ОСЛЯ́БЯ (крестильное имя неизвестно, в монашестве Андрей) (? – не ранее 1392), рус. воен., церковный и гос. деятель. Из бояр г. Любутск. Согласно «Задонщине», родной брат Александра Пересвета. В 1369–70 участвовал в восстании в Брянском княжестве против власти литов. кн. Ольгерда. В 1370 перешёл на службу к вел. кн. владимирскому Дмитрию Ивановичу (Донскому), до 1372 получил вотчины в Коломенском (в частности, с. Ослебятевское, которое между 1389 и 1407 было куплено вел. кн. Евдокией Дмитриевной) и Галицком (дер. Ослябьево) уездах. Участник Куликовской битвы 1380. По сведениям Русского хронографа (редакция из 208 глав), составленного в 1516–22 в Иосифо-Волоцком мон. его постриженником Досифеем (Топорковым), в этом сражении О. был первым поединщиком. В позднейших памятниках Куликовского цикла этот сюжет развития не получил, а в числе поединщиков стал упоминаться лишь Александр Пересвет. В 1380-е гг. О. постригся в монахи (по-видимому, в одном из моск. монастырей). С 1390 О. – боярин митр. Киевского и всея Руси Киприана. Возглавлял список митрополичьих бояр – свидетелей в меновной грамоте (1390–92) вел. кн. московского Василия I Дмитриевича и Киприана.
Упоминание о монашестве и монашеском имени О. использовалось автором «Сказания о Мамаевом побоище», из него попало в пространную редакцию «Задонщины» (в краткой редакции этого памятника данная информация отсутствует) и Синопсис Иннокентия (Гизеля). В поздних редакциях «Сказания о Мамаевом побоище» О. представлен монахом Троице-Сергиева мон. В некоторых списках даже ошибочно утверждается, что О. погиб в Куликовской битве 1380. В нач. 18 в. сформировалось предание о том, что О. принял постриг в Богородице-Рождественском мон. на Старом Симонове, где были обнаружены каменные саркофаги, приписанные О. и Александру Пересвету. В связи с этим в первоначальный текст списка синодика (1662) обители была внесена вставка об О. и Александре Пересвете, в которой они упоминались как схимонахи. В возникшей в 1-й пол. 18 в. «Дмитровской панихиде» (в память о погибших на Куликовом поле) О. также ошибочно назван «черънцомъ». Канонизирован РПЦ.
Известны трое сыновей О. (некоторыми исследователями Родион ошибочно рассматривается как монашеское имя О., при этом Андрей – как его мирское имя): Яков Ослебятев (? – 8.9.1380), согласно «Задонщине», погиб в Куликовской битве 1380; Акинф Ослебятев (? – не ранее 1425), митрополичий боярин (вероятно, не позднее 1410), с 1390 находился на службе у митрополитов Киевских и всея Руси, в 1391 по поручению митрополита Киприана для консультаций по вопросу о сборе налогов с крестьян ездил к быв. игумену Царёво-Константиновского мон. во Владимире, в 1425, в начале Московской усобицы 1425–53, посол митрополита Фотия к галицко-звенигородскому кн. Юрию Дмитриевичу; Родион Ослебятев (? – не ранее 1398), «болярич» г. Любутск, затем монах одного из моск. кремлёвских монастырей. В 1398 Родион возглавлял посольство в Константинополь, вёз финансовые средства, собранные вел. кн. московским Василием I Дмитриевичем, митр. Киприаном и населением Моск. вел. кн-ва, для помощи грекам в борьбе против турок-османов. Вероятно, со смертью Акинфа Ослебятева род О. пресёкся, т. к. позднее в источниках его представители не упоминаются.
В честь О. был назван эскадренный броненосец рос. ВМФ (построен в 1895–1898, в строю с 1903), погибший в Цусимском сражении 1905 во время рус.-япон. войны 1904–05, а также в 2006 Большой десантный корабль в составе Тихоокеанского флота ВМФ РФ (вступил в строй в 1981).
татарско-башкирский Отчет: 23 июля 2001 г.
23 июля 2001 г.
ЕЖЕДНЕВНЫЙ ОБЗОР ИЗ ТАТАРСТАНА
Федеральные инспекторы предоставили место для офисов земельный участок недалеко от центра Казани под строительство офисов.
Турецкие ученые готовят книгу о Татарстане
Агентство международного сотрудничества тюркских народов под патронажем правительства Турции провело опрос основных этнических групп Татарстана – татар и русских – в рамках проекта книги о Татарстане, сообщил 20 июля «Восточный экспресс». Исмаил Туркоглы, участник проекта и заместитель директора Института изучения тюркских народов Университета Мармара, рассказал газете, что исследователи обнаружили рост религиозного сознания среди обеих групп и снижение уровня жизни как ключевые тенденции в республика.
Москва заявляет, что Татарстану не нужно ускорять гармонизацию
Заместитель генпрокурора России Александр Звягинцев заявил, что Татарстану не нужно форсировать работу по согласованию, сообщила 20 июля «Республика Татарстан».
Москва не финансирует татарскую национально-культурную автономию
Фарид Уразаев, лидер татарской общероссийской национально-культурной автономии, сообщил «Звезде Поволжья» 19 июля, что российское правительство в течение трех лет отклоняет просьбу его организации о предоставлении 4,5 млн рублей (155 000 долларов США) ежегодно на поддержку в соответствии с требованиями федеральное законодательство. Он сказал, что это особенно неправильно, потому что татары России ежегодно платят не менее десяти миллиардов рублей налогов. Он добавил, что для уплаты налогов его группе нужно 500 миллионов рублей в год.
Протест ульяновских татар против нарушения прав татар
В обращении к лидерам России, опубликованном в «Звезде Поволжья» 19 июля, ульяновское татарское общественное движение «Туган тел» заявило, что права, предусмотренные Конституцией РФ, систематически нарушаются, а принципы уставов ООН, ОБСЕ и ПАСЕ по продвижению этнических культур, языков и традиций в России игнорируются, а великодержавный шовинизм остается широко распространенным явлением. Авторы отмечают, что более 100 тысяч татар Ульяновска или 15 процентов жителей города не имеют помещений для удовлетворения своих культурно-просветительских потребностей. Они также выступили против планов сделать годовщину Куликовской битвы государственным праздником и насильственного продвижения русского языка через систему образования. Они назвали «геноцидом» накопление атомной промышленности, производство и хранение взрывчатых веществ и применение отравляющих веществ в местах компактного проживания нерусских народов. И обратили внимание на то, что после ядерной катастрофы в Кунашакском районе Челябинской области русское население было эвакуировано, а татары и башкиры остались. Авторы подвергли критике наличие христианской символики на государственных наградах и паспортах, выдаваемых также мусульманам, попытки «шовинистских кругов» заблокировать введение татарской латиницы, а также попытки разделить татарский народ на несколько этнических групп, таких как татары-христиане, мишеры. , ногайцы, тептяри и им подобные.
Еженедельник: Москва платит Казани за внесение поправок в Конституцию
«Звезда Поволжья» 19 июля писала, что выделение Москвой 2 млрд долларов в год на пятилетнюю федеральную программу развития Татарстана, что в три раза превышает сумму, перечисляемую республикой в Москву в виде налогов, скорее всего является платой за принуждение республики внести поправки в его конституцию. «Если таким образом оплачивается каждый измененный пункт Конституции, это не так уж плохо, и на эти деньги вполне можно создать гражданское общество», — отмечает газета. Далее в нем говорилось, что Шаймиев «возьмет деньги у федеральной власти, но потратит их на строительство процветающего Татарстана, который будет, подобно Квебеку, готов в любой момент выдвинуть свои справедливые требования». В настоящее время Татарстан защищает демократию, а Шаймиев является демократ в большей степени, чем Немцов или Чубайс, поскольку федерализм есть демократия, пишет еженедельник. Он пришел к выводу, что Путин должен помочь республике, иначе коммунисты захватят больше власти, как они это делают даже в бывшем оплоте СПС в Нижнем Новгороде.
Составитель Гульнара Хасанова
ЕЖЕДНЕВНЫЙ ОБЗОР ИЗ БАШКОРТОСТАНА
Уфа, Казань Объединение усилий против ЕЭС
Премьер-министр Рафаэль Байдавлетов 20 июля в Казани встретился с президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым для обсуждения совместных экономических проектов, сообщает «Татар-информ». В этот же день Байдавлетов и его татарстанский коллега Рустам Минниханов подписали экономические соглашения о сотрудничестве энергосистем двух республик, о создании холдинга по совместному производству удобрений с участием «Межрегионгаза», о совместной разработке башкирских карьеров и промежуточных соглашение о дальнейшем подъеме уровня воды в Тюбенско-Камском водохранилище. В частности, стороны договорились о создании координационной энергетической комиссии и подчеркнули, что энергосистемы двух республик могут работать вместе независимо от других регионов и ЕЭС.
Минздрав сообщает о дефиците кадров в сельской местности
Министерство здравоохранения 19 июля сообщило, что младенческая смертность снизилась до 12 на 1000 живорождений в 2001 году, но возросла заболеваемость ВИЧ, туберкулезом и наркоманией, сообщает Башинформ. Министр Раис Хасанов заявил на коллегии министерства, что в медицинских учреждениях есть только 63 процента врачей и 85 процентов медицинских сестер, в которых они нуждаются, и призвал к введению контрактной системы найма в качестве меры по улучшению ситуации.