Содержание
Эссе о фортепианной музыке Петра Ильича Чайковского.
В свои мы верили таланты,
Делились массой чувств, идей…
И был ты вроде доминанты
В аккордах юности моей.посвящается Чайковскому.
Пётр Ильич Чайковский — фигура не только европейского, но и мирового масштаба. В этом я убеждаюсь, войдя в любой магазин, торгующий музыкальными записями: чьих дисков больше всего? Моцарта и Чайковского. Славу свою русский композитор приобрел уже при жизни. В своём эссе я хотела бы написать о фортепианном творчестве композитора.
Музыка Чайковского — для меня всё. Не знаю, кто еще в XIX веке был так же одинаково велик в трех ипостасях — педагог, дирижер, композитор.
Чайковский — открытая, активная и мужественная личность. Человек романтического, но и трезвого, консервативного ума. Он прожил всего 53 года, но за это время успел создать достаточно шедевров мировой классики. Он много гастролировал — объездил весь Старый и Новый Свет, всю Российскую империю. Говоря по-современному, Петр Ильич был трудоголиком. И по-моему мечтал он всю жизнь вовсе не о блондинках (и уж тем более не о блондинах), а о том, чтобы никто ему не мешал побыть в одиночестве с его любимым роялем.
Познакомившись на четвёртом курсе музыкального училища с «Думкой» Чайковского поняла, что это не просто «познакомилась и влюбилась», а нельзя от этой музыки оторваться! Я ходила с нотами, держала их все время подмышкой, и они меня грели. Я этой музыкой бредила и играла ее даже во сне. Для меня произведения Чайковского — одни из самых лучших творений XIX века.
Также я очень люблю «Времена года» Чайковского — это дневник композитора, где он запечатлил дорогие сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Позднее его брат Модест Ильич Чайковский вспоминал: «Пётр Ильич Чайковский любил жизнь. Каждый день имел для него значительность и прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от всего пережитого не останется никакого следа.» Этим лирическим чувством композитора, любовью к жизни и восхищением ею наполнена музыка одного из музыкальных шедевров Чайковского, фортепианного цикла «Времена года». Этот цикл из двенадцати картин для фортепиано я бы назвала энциклопедией русской жизни XIX века. В цикле можно встретить и бескрайние русские просторы, и деревенский быт, и картины петербургских городских пейзажей, и сценки из домашнего музыкального быта русских людей того времени. Двенадцать пьес — двенадцать картинок из жизни Чайковского получили при издании эпиграфы из стихов русских поэтов: Пушкина, Майкова, Фета, Плещеева, Кольцова, Толстого, Некрасого и Жуковского.
Когда я слышу безупречное исполнение Первого концерта для фортепиано с оркестром прихожу в восторг. Концерт для фортепиано с оркестром был написан в 1875 году. Он предназначался для Н. Г. Рубинштейна. Но Пианист посчитал концерт сложным и неудобным для исполнения. Чайковский отказался переделывать концерт. Но изменил посвящение, сделав его Г. фон Бюлову, знаменитому немецкому пианисту, ученику Ф.Листа. Бюлов исполнил концерт впервые в США, в Бостоне. В музыке концерта Чайковский использовал украинские народные темы. В первой части, в главной партии использован напев лирников, услышанный им на Украине. В финале концерта Чайковский использовал украинскую песню «Выйди, выйди, Иваньку.» По воспоминаниям М. И. Чайковского, во второй части концерта композитор использовал французскую песню, которую часто напевали его младшие братья.
Каждый раз, слушая «Детский альбом» Чайковского, осмысляю его по-разному, но с большей любвью и уважением к автору. Хотя цикл адресован детям, к нему обращались и профессиональные музыканты. Мне удалось послушать высокохудожественный образец интерпретации «Детского альбома» Я. В. Флиером, запечатлевший его в грамзаписи. Мне очень нравится исполнение Детского альбома М. Плетневым и В. Постниковой. Плетнев допускает ряд существенных перестановок номеров внутри сборника, меняет их традиционную последовательность, выдвигая, тем самым, свою «версию» «сюжетных ходов» и целостной драматургической концепции цикла. Но я думаю, что Чайковский не против его перестановок. Так как Плетнёв играет цикл «детский альбом» с душой!
На мой взгляд 18 пьес, ор. 72 — это страницы жизни пережитого Чайковским. Здесь и воспоминания о давнем, и грусть от происходящего, и музыкальные приношения любимым композиторам Шуману и Шопену («Немного Шумана», «Немного Шопена»). Сочиненное Чайковским для фортепиано в последний год его жизни, в одно время с его знаменитой Шестой симфонией, говорит о многом, заключает в себе особый смысл. Создается впечатление, что замысел цикла вынашивался в тайне от других, и рассказы Чайковского письмах, что пьесы он пишет ради денег, по одной в день, представляются этаким прикрытием, скрывающей подлинный смысл сочиняемой им музыки. Подтверждением сказанного служит тот факт, что первые наброски пьес ор.72 появились задолго до весны 1893 года.
В заключении хотелось бы сказать, что все произведения Чайковского представляют собой большую художественную ценность. Его творчество сыграло немаловажную роль в утверждении мирового значения русской музыки и оказало влияние на её дальнейшее развитие. И я рада, что могу оценить творчество признанного мастера, который навсегда останется моим любимым композитором. Его гениальные творения до сих пор продолжают волновать сердца миллионов людей.
2.3.11 Инструментальное творчество | music-history
Инструментальное творчество
П.И. Чайковского
КАМЕРНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Петр Ильич Чайковский
Чайковский создал сравнительно небольшое количество сочинений для инструментальных ансамблей: три струнных квартета (не считая одного раннего, написанного в годы учения в консерватории и не получившего порядкового номера), фортепианное трио и струнный секстет. Но значение этих сочинений композитора в его творческом наследии и в истории русской музыки огромно. Именно творчество Чайковского и Бородина явило первые зрелые и истинно национальные камерные ансамбли.
Уже в первом квартете Чайковского – ученика консерватории – проявились черты, характеризующие не только дальнейшее квартетное творчество, но и всю сферу камерных ансамблей композитора: обращение к народно-песенному материалу и его свободном использовании, а также глубокий лиризм.
Три струнных квартета созданы Чайковским в течение одного пятилетия (1871-1875 годы). Первый квартет быстро стал знаменитым и едва ли не наиболее исполнявшимся при жизни композитора сочинением, особенно его медленная часть – Andante cantabile на тему народной песни «Сидел Ваня на диване». Музыка квартета, при всей демократичности идеи, отличалась подлинной симфоничностью развития, крупными масштабами. Второй квартет, который, кстати сказать, относился к числу любимых произведений самого автора, также сочетает народно-жанровое и лирическое начала. Это одно из самых светлых, жизнерадостных, жизнеутверждающих созданий Петра Ильича.
Квартет № 1 — 3 ч. — Scherzo
00:00 / 00:00
Квартет № 1 — 4 ч. — Allegro
00:00 / 00:00
Квартет №1 — 1 ч. — Moderato
00:00 / 00:00
Квартет № 1 — 2 ч. — Andante
00:00 / 00:00
Квартет № 2 — 1 ч. — Adagio
00:00 / 00:00
Квартет № 2 — 2 ч. — Sherzo
00:00 / 00:00
Квартет № 2 — 3 ч. — Andante
00:00 / 00:00
Квартет № 2 — 4 ч. — Finale
00:00 / 00:00
Совсем иной Третий квартет. Поводом к его сочинению стала смерть замечательного скрипача, возглавлявшего квартет Московского отделения русского музыкального Общества, первого исполнителя двух первых квартетов Чайковского – Фердинанда Лауба. Чайковский восхищался его талантом, писал о нём в своих статьях, близко дружил с ним. Третий квартет – единственный камерно-ансамблевый цикл композитора, не соприкасающийся с народно-песенной сферой. Здесь, едва ли не впервые в творчестве Чайковского, встает проблема жизни и смерти, столь значительная для всего последующего творчества композитора. После создания Третьего квартета Чайковский к жанру квартета не обращался.
Трио «Памяти великого художника» для фортепиано, скрипки и виолончели – это памятник дружбе, посвященный безвременно ушедшему другу и наставнику Чайковского – Николаю Григорьевичу Рубинштейну. Впоследствии памяти Чайковского напишет своё Элегическое трио молодой Рахманинов.
Таким образом, Чайковский заложил традицию эпитафных трио, что получило продолжение в творческой практике композиторов ХХ века.
Чайковский не любил сочетание фортепиано и струнных инструментов, однако именно для такого состава, наверное, с мыслью о Рубинштейне – пианисте, создал свой выдающийся ансамблевый цикл.
Николай Григорьевич Рубинштейн
«Чувствую, что смутно выражаю смутные мысли, бродящие в голове моей по поводу исчезновения с лица земли близкого и хорошего человека. В голове темно, – да иначе и быть не может ввиду таких неразрешимых для слабого ума вопросов, как смерть, цель и смысл жизни, бесконечность или конечность ее, – но зато в душу мою все больше и больше проникает свет веры…»
Из письма Чайковского к г-же фон Мекк. 1881 г.
Желание сказать поминальное слово, возможно, побудило его к поиску новых, не использованных прежде образов и форм. Неожиданно для себя Чайковский открыл в жанре трио особые выразительные возможности в сочетании различных по тембру и краскам инструментов, концертном использовании виртуозных свойств фортепиано и в певучести струнных.
В одном из писем к фон Мекк Чайковский объяснил форму сочинения: «Трио будет состоять всего из двух частей. Вторая часть – тема с большим количеством вариаций, из коего последняя будет финалом моей пиэсы». Вариации покоряют завершенностью образов, филигранностью деталей, точностью индивидуальных настроений…
Трио «Памяти великого художника» — Variozione finale e Coda
00:00 / 00:00
Трио «Памяти великого художника» — ч. 1 — Pezzo elegiaco
00:00 / 00:00
Трио «Памяти великого художника» — ч. 2 — Tema con variazioni
00:00 / 00:00
Одним из последних крупных сочинений Чайковского стал секстет для струнных инструментов, созданный на рубеже 80-90 годов и получивший название «Воспоминание о Флоренции».
Название, данное композитором своему произведению, связано с традицией Чайковского посвящать музыку местам своего пребывания, которые как-то особенно вошли в его жизнь и были ему сердечно дороги. Одним из таких мест была Флоренция, где Чайковский неоднократно бывал, с интересом знакомился с красотами итальянских памятников и пейзажей, где ему очень хорошо работалось.
Там, завершив в небывало короткие сроки оперу «Пиковая дама» (всего за 44 дня) и перевернув страницу эскизов, Чайковский делает наброски и помечает: «Секстет». Отголоски итальянских впечатлений слышатся в плавной кантиленной теме побочной партии первой части и особенно в сладостной певучести Adagio с широко и свободно льющейся первой темой на фоне ритмически размеренных аккордов pizzicato, напоминающих звуки мандолины или гитары. «Итальянским» первым двум частям противопоставлено русское скерцо бойкого плясового характера.
Секстет — 1 ч. «Alegro con spirito»
00:00 / 00:00
Секстет — 2 ч. «Adagio cantabile e con moto»
00:00 / 00:00
Секстет — 3 ч. «Allegretto moderato»
00:00 / 00:00
Секстет — 4 ч. «Allegro vivace»
00:00 / 00:00
В фортепианных произведениях нашли воплощение многие существенные черты его художественного облика. Фортепиано Чайковский избрал для выражения тончайших оттенков лирических настроений, для музыкальных зарисовок картин природы и бытовых народных сцен, для пьес в жанре «городской» танцевальной музыки.
Этому инструменту он посвятил и ряд произведений концертного плана.
Фортепианный стиль Чайковского соединяет черты шумановской характеристичности и остроты рисунка с безыскусственной простотой и задушевностью песенно-романсного мелоса. Основную часть его фортепианных сочинений представляют небольшие и технически несложные пьесы, рассчитанные на средние любительские возможности. Одна из серий этих пьес, обозначенная ор. 40, так и озаглавлена «12 пьес средней трудности». Простотой и непосредственностью выражения отличаются певучие пьесы Чайковского типа песни или романса, в которых мелодия, находящаяся обычно в верхнем голосе, поддерживается ровным аккордовым или гармонически фигурированным аккомпанементом с возникающими время от времени имитациями и свободными подголосками в средних голосах: например, «Песня без слов» из серии ор. 2 под общим названием «Воспоминание о Гапсале», «Романс» ор. 5. К тому же типу принадлежат и до-диез минорный ноктюрн ор. 19, привлекающий своей мелодической выразительностью и изяществом фактуры.
Ор. 5 — «Романс»
00:00 / 00:00
Ор. 2 — «Песня без слов»
00:00 / 00:00
Ор. 40 — «Мазурка»
00:00 / 00:00
Характеристические пьесы, посвященные жанровым народным сценам, отличаются мастерской имитацией русских народных инструментов – тягучих «разводов гармоники», поэтических свирельных наигрышей, перезвоном бубенцов, гусельных переборов, «бряцаний» балалайки. Примером использования всех этих звучностей может служить «Русская пляска» ор. 40 или более развернутая жанровая сценка «В деревне» с двумя контрастирующими разделами: вступительным Andante sostenuto песенного склада и бойким плясовым Allegro molto vivace.
Ор. 40 — «В деревне»
00:00 / 00:00
Ор. 40 — «Русская пляска»
00:00 / 00:00
Ряд пьес написан в танцевальных жанрах. Это прежде всего мазурка и особенно излюбленный Чайковским вальс. Ему принадлежит целая серия разнообразных по характеру фортепианных вальсов: Вальс-каприс, Вальс-скерцо, Салонный вальс, Сентиментальный вальс, Вальс-безделушка, шутливо-игрушечный Пятидольный вальс и просто вальсы без дополнительных определений.
Среди лучших образцов этого жанра можно назвать два вальса из серии ор. 40: легкий изящный ля-бемоль-мажорный и меланхолически чувствительный фа-диез-минорный.
Издавая свои фортепианные миниатюры, как правило, сериями по шесть, двенадцать (ор. 40) и даже восемнадцать (ор. 72) в каждой, Чайковский большей частью не стремился к их внутреннему единству и группировал в одной серии весьма разнородные по характеру и по жанру пьесы. Исключением являются два цикла, объединенных общим замыслом, – «Времена года» и «Детский альбом».
«ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ»
Образный строй «Детского альбома» Чайковского, посвященного племяннику композитора, вполне самостоятелен и типичен для русского ребенка из той среды, в которой вырос сам композитор. «Маленькой сюитой из русского быта» называет Б. Асафьев эту серию из двадцати четырех миниатюр, обрисовывающих мир беззаботного детства с его играми и забавами, краткими минутами огорчения и внезапными радостями, по-своему воспринятыми впечатлениями окружающей жизни.
За стенами уютной детской восхитительные музыкальные пейзажи («Песня жаворонка»), уличная жизнь, шумная и разгульная («Мужик играет на гармонике», «Шарманщик поет», «Камаринская», «Русская песня»). Своеобразную «сюиту в сюите» представляют четыре национальные песенки разных стран: итальянская, старинная французская, немецкая, неаполитанская. День ребенка близится к концу, и очередной сюжетный поворот обозначается пьесой «Нянина сказка», рядом с которой – как ее особый, отдельный музыкальный персонаж – появляется «Баба-Яга». Вскоре все сказочные треволнения и страхи оказываются позади; их сменяет предвестница блаженных детских сновидений – «Сладкая греза».
Детский альбом — «Русская песня»
00:00 / 00:00
Детский альбом — «Камаринская»
00:00 / 00:00
Детский альбом — «Неаплитанская песенка»
00:00 / 00:00
Детский альбом — «Мужик на гармонице играет»
00:00 / 00:00
Детский альбом — «Баба-Яга»
00:00 / 00:00
Детский альбом — «Песня жаворонка»
00:00 / 00:00
Прологом и эпилогом ко всему этому ряду разнохарактерных музыкальных картинок служат открывающая цикл «Утренняя молитва» и завершающая его пьеса «В церкви», которой композитор «словно замыкает день с его пестрыми впечатлениями».
Детский альбом — «Утренняя молитва»
00:00 / 00:00
Детский альбом — «В церкви»
00:00 / 00:00
«ВРЕМЕНА ГОДА»
Другую группу пьес представляют написанные броским и крупным штрихом жанровые сцены: веселая разгульная «Масленица» (февраль), удалая «Песня косаря» (июль), оживленная размашистая «Жатва» (август), шумная «Охота» (сентябрь) с перекличкой рогов и общей радостной суетой. К этому же типу принадлежит и широко популярная пьеса «На тройке» (ноябрь), снискавшая заслуженное внимание многих пианистов. В красочной и полной лирического воодушевления музыке этой пьесы Чайковский передает и могучую широту народного напева, рожденную далью родных пространств, и стремительность бега, и веселый звон колокольчика – все, что связано в нашем представлении с этим образом, обретшим столь емкое символическое содержание у русских писателей и художников XIX века.
Времена года — «Февраль. Масленица»
00:00 / 00:00
Времена года — «Сентабрь. Охота»
00:00 / 00:00
Времена года — «Ноябрь. На тройке»
00:00 / 00:00
Цикл «Времена года» задуман композитором как последовательный ряд картин русской природы и быта, подчиненных естественному годичному круговороту тепла и холода, расцвета и увядания. Глубокая поэтичность и проникновенная лирическая теплота доставили заслуженную популярность большинству пьес этого цикла, принадлежащих к лучшим фортепианным сочинениям Чайковского. Написанные без притязаний на виртуозный блеск и эффектность, они отличаются пленяющей мелодической выразительностью и тонкостью фортепианного письма. Каждая отдельная пьеса представляет собой самостоятельную по характеру законченную миниатюру, вся цепь которых воспринимается как задушевное, идущее от глубины сердца повествование о бесконечно дорогом и близком композитору.
Интимный лиризм и яркая образность музыки сочетаются в таких пьесах, как меланхолическая «Песня жаворонка» (март) со звукоподражательными форшлагами (щебетание весенней птицы), или нежный и хрупкий «Подснежник» (апрель) в гибком и свободном вальсовом ритме.
В пьесе «Белые ночи» (май) обращают на себя внимание тонкие колористические штрихи, передающие ощущение таинственно-прозрачного воздуха петербургских белых ночей.
Времена года — «Апрель. Подснежник»
00:00 / 00:00
Времена года — «Март. Песня жаворонка»
00:00 / 00:00
Времена года — «Октябрь.Осенняя песня»
00:00 / 00:00
Времена года — «Июнь. Баркарола»
00:00 / 00:00
В широком мелодизме задумчивой «Баркаролы» (июнь) с ее плавно поступенно вздымающейся, а затем мягко уступчато ниспадающей темой ощущается одновременно и чувство страстного восторженного любования миром, и какая-то скрытая затаенная грусть. Характерным для Чайковского примером мелодизации фортепианной фактуры является одна из самых излюбленных пьес цикла – элегическая «Осенняя песня» (октябрь), музыкальная ткань которой непрерывно живет и дышит в сплетении самостоятельных поющих голосов.
Открывающийся уютной мечтательной сценкой «У камелька» (январь), цикл «Времен года» завершается картиной самого радостного зимнего праздника «Святки» (декабрь), написанной в жанре увлекательного вальса.
Времена года — «Декабрь. Святки»
00:00 / 00:00
Времена года — «Январь. У камелька»
00:00 / 00:00
Инструментальные произведения П.И. Чайковского – значительная по масштабам, многообразная по содержанию и форме часть творческого наследия великого композитора, которая синтезировала важнейшие тенденции отечественной инструментальной музыки 2-ой половины XIX столетия, развивавшиеся А. Рубинштейном и композиторами Могучей кучки. Чайковский работал во всех основных жанрах фортепианной музыки и каждый из них обогатил сочинениями высокой художественной ценности.
КОНЦЕРТНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
В сочинениях более крупного виртуозного плана, рассчитанных на исполнение с концертной эстрады, Чайковский часто обращается к тому же кругу образов быта или опоэтизированной танцевальности, но облекает их в более пышную блестящую пианистическую форму. К этой группе относится одна из самых ранних его фортепианных пьес «Русское скерцо», обозначенное op.
1. В основу этого произведения положена украинская народная песня, которая развивается преимущественно с помощью вариационного метода.
Более широко задуманную жанровую сцену представляет собой написанная почти двумя десятилетиями позже «Думка» (1886) – род русско-украинской рапсодии, в основу которой положены оригинальные авторские темы народно-песенного и плясового характера, расцвечиваемые с помощью разнообразных приемов виртуозной фортепианной техники.
Ор. 1 — «Русское скерцо»
00:00 / 00:00
Ор. 59 — «Думка»
00:00 / 00:00
К той же группе произведений надо отнести и ряд пьес из последнего фортепианного цикла Чайковского ор. 72. Среди входящих в состав этого опуса восемнадцати пьес, различных по своему характеру и степени трудности, мы находим такие прекрасные образцы углубленной патетической лирики композитора, как «Размышление», меткие характеристические зарисовки шумановского типа (например, «Резвушка»), сочные, колоритные жанровые сценки из народной жизни («Сельский отзвук», «Приглашение к трепаку»), блестящий виртуозный «Концертный полонез» и ряд других.
Ор. 72 — «Концертный полонез»
00:00 / 00:00
Ор. 72 — «Приглашение к трепаку»
00:00 / 00:00
КОНЦЕРТЫ И КОНЦЕРТНЫЕ ПЬЕСЫ
Ор. 40 — «Вальс фа-диез минор»
00:00 / 00:00
Ор. 40 — «Вальс ля-бемоль мажор»
00:00 / 00:00
Детский альбом — «Марш деревянных солдатиков»
00:00 / 00:00
Детский альбом — «Похороны куклы»
00:00 / 00:00
Детский альбом — «Вальс»
00:00 / 00:00
Ряд живых характерных сценок сменяется пестрой чередой пьес, среди которых просматривается несколько относительно самостоятельных сюжетных линий: пробуждение и начало дня («Зимнее утро», «Мама»), домашние забавы ребенка («Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков»), мини-трилогия, посвященная кукле («Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла»), излюбленные бытовые танцы («Вальс», «Мазурка», «Полька»).
Жанр концерта для одного инструмента с оркестром очень привлекал Чайковского. Своего рода «борьба» между солистом и оркестром, их соревнование открывали, по его словам, бездну соблазнительных для композитора комбинаций.
Его концерты – три фортепианных и скрипичный, «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром и другие концертные пьесы соединили богатство и яркость материала с широким виртуозным размахом и симфоничностью масштабов и стали новым словом в отечественном, а в значительной степени и мировом музыкальном искусстве.
Из трех написанных Чайковским фортепианных концертов особенно высокое признание по праву получил Первый концерт благодаря лирической воодушевленности музыки, удивительной сочности красок и щедрости мелодического изобретения. Виртуозно-технические элементы фортепианной партии всецело подчинены выявлению содержательного замысла, составляя не внешний наряд, а «тело произведения» (Б. Асафьев), его живую плоть, непрерывно дышащую и трепетную. Оркестр и солист выступают как два равноправных партнера, то противоборствуя и соревнуясь между собой, то поддерживая друг друга. Изобилуя всевозможными приемами «крупной» пианистической техники (стремительные «раскатистые» пассажи, лавины грохочущих октав, массивные аккордовые наслоения и т.
д.), партия фортепиано содержит вместе с тем ряд певучих лирических эпизодов, пленяющих безыскусственной простотой, искренностью и непосредственностью выражения.
Особым богатством творческой фантазии отличается широко развернутая по форме первая часть концерта с ее смелыми, порой неожиданными контрастами, чередованием бурных драматических подъемов, мощных продолжительных кульминаций и моментов тишины и самоуглубленного покоя. Вторая часть – обаятельно нежное поэтичное Andante semplice, написанное в трехчастной форме, –один из прекрасных образцов светлой ласково-приветливой лирики Чайковского. Тема крайних разделов, впервые излагаемая флейтой с сопровождением струнных pizzicato, имеет безмятежно-спокойную пасторальную окраску. Игриво скерцозная середина проносится легко и стремительно как неожиданно нахлынувшее воспоминание, не нарушая общего мирно задумчивого настроения этой части. Финал концерта, как в большинстве крупных симфонических произведений Чайковского, представляет выход вовне, из сферы внутренних душевных переживаний в шумный и пестрый мир народного веселья.
Для основной темы финала композитор воспользовался широко известной мелодией украинской веснянки,несколько изменив ее, придав остро ритмизированный, «токкатный» характер. Этой теме контрастирует вторая, лирическая, широко напевная. Мощный унисон фортепиано и оркестра придает торжественно-ликующее звучание ее заключительному проведению, завершая концерт ярко, светло, жизнеутверждающе.
Фортепианный концерт № 1 — 3 ч. «Allegro con fuoco»
00:00 / 00:00
Фортепианный концерт № 1 — 1 ч. «Allegro non troppo»
00:00 / 00:00
Фортепианный концерт № 1 — 2 ч. «Andantino semplice»
00:00 / 00:00
Концерт для скрипки с оркестром (1878), созданный в пору высокого творческого подъема, не уступает Первому фортепианному по яркости материала и мастерству его разработки, но отличается большей «классичностью», стройностью и гармоничной уравновешенностью композиции. Богатство и смелость творческой фантазии подчиняются твердой конструирующей воле и укладываются в рамки строгих рационально организованных форм, не стесняющих, однако, свободы и непосредственности выражения.
Скрипичный концерт — 3 ч. «Finle. Allegro vavacissimo»
00:00 / 00:00
Скрипичный концерт — 1 ч. «Allegro moderato»
00:00 / 00:00
Скрипичный концерт — 2 ч. «Conzonetta. Ansante»
00:00 / 00:00
Более скромным по масштабу, чем Скрипичный концерт, но тонким и привлекательным произведением концертного типа являются «Вариации на тему рококо» (1876) для виолончели с оркестром. Условность названия, данного композитором своему сочинению, уже отмечалась много раз: простая безыскусственная тема вариаций мало напоминает жеманную манерность стиля рококо, сочетая типично русскую напевность с моцартовской ясностью и чистотой рисунка.
Изначально цикл включал в себя вступление (Moderato assai), собственно тему (Moderato semplice), 8 вариаций и коду. Однако впоследствии в издании под редакцией его первого исполнителя В.Ф. Фитценхагена в нем был изменен порядок вариаций, а одна из них и вовсе исключена. В этом виде «Вариации на тему рококо» вошли в исполнительский репертуар.
Благородство выражения, простота и изящество наряду с развитым виртуозным началом, предоставляющим солисту благодатные возможности для демонстрации своих исполнительских данных – таковы качества этого сочинения, ставшего одним из популярнейших образцов виолончельной концертной литературы.
«Вариации на оему рококо» — для виолончели с оркестром
00:00 / 00:00
ФОРТЕПИАННОЕ ТВОРЧЕСТВО
Петр Чайковский, украинец по творческому духу
Проследить родословную великого композитора
14 апреля, 00:00
Поделиться:
Украина дала мировой культуре множество великих деятелей, которые своим талантом обогатили культуры других народов. Хотя Петр Ильич Чайковский (1840–1893) считается выдающимся русским композитором, он создавал свою великую музыку под генетическим влиянием своих казачьих корней. Он очень хорошо знал и любил украинский фольклор за его мелодичность и глубокий лиризм, которые использовал в своих разножанровых музыкальных произведениях.
До недавнего времени в огромном количестве публикаций о Чайковском очень кратко, если вообще упоминалось, его украинское происхождение. Исследователи обычно говорят, что он ездил в Украину (Каменка, Браилов, Тростянец, Нызы), где не только работал, но и отдыхал и наслаждался природой, которая вдохновляла его на создание музыкальных шедевров. Это отчасти так. Но не следует забывать, что чересчур идеологизированная коммунистическая эпоха была склонна превозносить все, что было создано великим русским народом. Естественно, Чайковский прежде всего обогатил русскую музыкальную культуру. Но тут возникает вопрос: как бы развивался его талант, если бы у него не было украинских корней?
Приступим к некоторым конкретным фактам из биографии композитора, которые помог раскопать Центральный государственный архив Удмуртской Республики (Российская Федерация), особенно к деду и отцу Чайковского, служившим в русской глубинке. Впрочем, сам композитор иногда иронически относился к истории своего рода. Однажды он написал в письме: «Я точно не знаю, кем были мои предки по отцовской линии. Все, что я знаю, это то, что мой дед был врачом и жил в Вятской губернии, поэтому мое генеалогическое древо теряется в глубине тьмы».
Дед композитора по отцовской линии Петр Федорович Чайковский родился в 1745 году в селе Николаевка Полтавской губернии в семье казака Федора Чайки. Родители отправили его на учебу в Киевскую академию, откуда он в 1769 году перевелся в санкт-петербургский военный госпиталь сухопутных войск для повышения квалификации. По окончании курсов фельдшера был направлен на службу в регулярную армию. Он принимал участие в русско-турецкой войне 1768–74 годов и вскоре получил звание врача. В 1777 году его полк был передислоцирован в Пермь, где он и вышел в отставку. Петр Федорович несколько лет служил в Кунгуре местным штатским врачом. В начале 1782 г. он был переведен в губернский центр Вятку на ту же должность в чине штатного врача.
Вполне вероятно, что когда сын казака Федора Чайки учился в Санкт-Петербурге, он уже переименовывался в Чайковского — частая практика у украинцев того времени, желавших интегрироваться в имперскую среду. Напомним, сыновья черниговского казака Розума стали влиятельными дворянами Разумовскими при дворе царицы Елизаветы. В северной столице Петр Федорович Чайковский, должно быть, быстро забыл о своих украинских корнях. Но последний мощно пророс в блестящем творчестве его внука Петра.
В 1785 году Екатерина II повелела составить Устав на дворянство. Так как «старых» дворян в Вятском крае было слишком мало, в устав можно было поставить и гражданских служащих. По петровской Табели о рангах носители титулов степени восемь к одному имели право на дворянство. В итоге 127 человек, в том числе Петр Федорович Чайковский, были записаны в Вятскую грамоту на дворянство.
В том же году штатный врач Чайковский «заполнил вакансию врача в г. Слободской». Вскоре он бросил медицину и стал дворянским заседателем Вятского высшего земского суда. В январе 179 г.6 его назначили на еще более высокую — мэрскую — должность. Именно здесь в семье Чайковских родился сын Илья, отец великого композитора.
Но Петру Федоровичу не суждено было долго служить в Слободском. Менее чем через год он был назначен городским головой уездного центра Глазова той же Вятской губернии.
Запись о Чайковских сделана в Исповеди Глазовской Воскресенской церкви в 1797 году. Из нее видно, что Петр был женат на Анастасии, дочери подпоручика Степана Посохова, погибшего, защищая Кунгур от напавших на него повстанцев Емельяна Пугачева. . Чайковские переехали в Глазов большой семьей, в том числе семеро детей. Восьмой ребенок, дочь Олимпиада, родилась в этом городе в 1801 году. Архивные документы свидетельствуют о том, что семья градоначальника была небогатой. У Чайковских был деревянный дом и четыре слуги.
Петр Федорович Чайковский умер в 1818 году и был похоронен в Глазове.
Последний из сыновей городского головы Илья Чайковский (1795–1880), отец композитора, проучился два года в Вятской школе и в 13 лет был отправлен на Ижевскую мельницу, где начал осваивать профессия горный инженер. Первоначально работал ксероксом под личным руководством управляющего камскими заводами А. Ф. Дерябина.
В родную Вятку Илья вернулся более чем через двадцать лет, став крупным горным специалистом. В январе 1837 года назначен горным управляющим Камско-Воткинской мельницы.
Современники запомнили Илью как обладавшего предельной чуткостью и мягким нравом. Брат композитора Модест писал о нем: «Доброта, а точнее, всеохватывающая любовь была одной из ключевых черт его характера. В молодые, зрелые и старые годы он проявлял одинаковое доверие и любовь к людям». В начале 1848 г. Илья ушел в отставку по болезни с должности горного управляющего Камско-Воткинской мельницы в чине генерал-майора.
В 1849 году отец будущего композитора был назначен управляющим Алапаевским и Нижне-Невьянским горно-сталеплавильными заводами, и семья переехала в Алапаевск.
Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840 года в Камско-Воткинской мельничной колонии Вятской губернии (ныне Воткинск, Россия). Его мать Александра, урожденная Ассье (1813–1854 гг.), была дочерью этнического француза. Петр был вторым ребенком в семье.
В отличие от отца, мать была более строгим человеком и старалась привить своим детям трудолюбие, дисциплину и ответственность за свой поступок. В большом доме Чайковских всегда звучала музыка. В пять лет маленький Петр уже играл на фортепиано и сочинял свои первые музыкальные произведения. Его мать также делала все возможное, чтобы побудить его заняться музыкой. Она была хорошей певицей и играла классические музыкальные произведения.
Музыковед Галина Побережная изучила взаимосвязь контрастных тенденций в годы становления композитора, обусловленных чертами, унаследованными им от родителей. В их семье мать была носительницей сурового, мужественного и организованного характера, а отец отличался мягким, нежным и женственным нравом. Слияние этих качеств дало замечательный результат: гармоничное слияние рациональных и эмоциональных тенденций блестяще сказалось на характере композитора, отличавшегося большим упорством в достижении поставленных целей, трудолюбием и в то же время скромностью и тонкостью. чувствительность. Это сформировало противоречивый и динамичный характер личности Петра Чайковского, которая как бы балансировала между двумя диаметрально противоположными элементами, чрезвычайно важными для формирования его художественного стиля.
Одним из объективных, интегративных и ярко выраженных факторов, сформировавших стиль сочинений Чайковского, исследователи считают также этногеографический, в частности украинский, элемент. Он вовсе не случайно проявлял чувствительную и эмоциональную склонность к украинской интеллектуальной и природной среде. Достаточно вспомнить дружеские отношения Чайковского с Николаем Лысенко и его активное участие в постановке оперы «Тарас Бульба», а также его концерты в Киеве, Харькове и Одессе, когда композитор контактировал с местными музыкантами и исполнителями. Во время частых поездок в Украину Чайковский близко познакомился с ее музыкальной культурой.
Иными словами, композитор активно взаимодействовал с украинской средой, что побуждало его к реализации своей генетической предрасположенности к восприятию украинской музыкальной культуры. Это, без сомнения, оказало волнующее воздействие на его художественную индивидуальность.
Исследователи также отмечают, что украинский фактор повлиял и на такое специфическое стилистическое качество Чайковского, как характер его лиричности. Это становится очевидным, если сравнить русскую и украинскую лирику: синтез лирических и эпических элементов в первой против открытости, непосредственности и нежной искренности лирического выражения в чистом виде во второй.
Побережная также обращает внимание на первоисточники музыкальной стилистики композитора — прежде всего на принцип кульминации, характерный для украинской песни и мелодической манеры Чайковского. Именно в московский период своего творчества, период тесного соприкосновения с украинской повседневностью, у композитора сформировалась характерная стилистическая черта: интенсивный и напряженный подъем мелодии к кульминации, грандиозное покорение мелодических вершин, постепенное рассеивание энергии в том, что можно назвать «мелодическим парением».
Хотя тема Ромео и Джульетты, а также лиризм и высокопарность Первого фортепианного концерта не несут в себе четкого отражения украинских мотивов, в присущем им экспрессивном акценте чувствуется украинская жилка. Украинская песня содержит характерный элемент: мелодический подъем, который на определенном этапе кристаллизуется в октавную кульминацию — своего рода эмоциональный подъем. Пассажи такого рода встречаются во многих симфонических произведениях и балетах Чайковского.
Начиная с 24-летнего возраста Чайковский почти ежегодно проводил несколько месяцев в Украине, где им было написано более 30 произведений, в том числе оперы «Вакула-кузнец» («Черевички») и «Мазепа», романтическая песня «Вишневый сад у дома» и дуэт «В огороде у брода» на стихи Тараса Шевченко. Вообще в своих произведениях он использовал множество украинских песен. Могло ли это быть вызвано чем-то другим, кроме генетической памяти предков и украинских корней?
Восхищенный живописным Подольем, Чайковский писал: «Поездки в Браилов остались в моей памяти светлым напоминанием о самых поэтических днях моей жизни». До сих пор в хорошем состоянии находится местный фамильный дворец фон Мекков, в котором сейчас находится музей композитора.
Вообще Подолье имело особое значение в поездках Чайковского по Украине. Композитора привлекала сюда прочная дружба с Надей Филаретивной, вдовой железнодорожного магната Карла фон Мекка. (В 1868 году он приобрел большое имение в Браилове, которое почти 200 лет принадлежало роду Потоцких, роду магнатов. Их эпистолярные отношения начались в декабре 1876 года, когда Чайковский получил письмо от этого горячего энтузиаста его Эта удивительная переписка длилась 13 лет.0005
Имея в виду Каменку Черкасской области, Чайковский писал: «Я обрел [здесь] душевное спокойствие, которое безуспешно искал в Москве и Петербурге». Более 28 лет жизни Чайковского связаны с городом на Тясмине. Здесь он сочинил «Лебединое озеро», «Орлеанскую деву», «Спящую красавицу», «Евгения Онегина» и лишь несколько произведений, созданных им в Каменке.
Чайковский неоднократно бывал на Слобожанщине. Особенно ему нравилась усадьба Николая Кондратьева в селе Нызы под Сумами. Здесь он работал над операми «Вакула-кузнец» и «Опричник», Второй и Третьей симфониями, несколькими фортепианными пьесами и романсами. Молодой композитор познакомился с этим прекрасным краем в июле 1871 года. И в Тростянце он написал увертюру к трагедии Александра Островского «Гроза», своему первому симфоническому творчеству.
Как видим, огромная доля бессмертного музыкального наследия Петра Чайковского исходит из Украины, места его семейных корней. Земля его предков призвала его показать, по велению Божию, в его великих музыкальных произведениях красоту, величие и созидательную силу украинского духа и героическую и драматическую историю великого народа, из которого он вышел в необъятный мир. высокого искусства.
Георгий Шибанов имеет звание заслуженного деятеля искусств Украины.
Газетный выпуск №:
№12, (2009)
Раздел
Культура
Доктор-музыкант иллюстрирует, как психическое заболевание влияет на творчество в презентации Чайковского
ЧТО: Ричард Коган, доктор медицинских наук, психиатр и концертирующий пианист, прославившийся своими лекциями-концертами, посвященными влиянию психического заболевания на творчество великих композиторов, представляет «Музыка и расстройства настроения: Чайковский» в Центре медицинских наук Техасского университета в Сан-Антонио.
Петр Ильич Чайковский, русский композитор XIX века, чьи произведения включают «Лебединое озеро», «Спящую красавицу» и «Щелкунчика», боролся с депрессией и однажды заявил: «Без музыки я бы сошел с ума». Тем не менее, несмотря на то, что музыка приносила облегчение от тьмы, именно тьма наполняла его музыку теми эмоциями, которыми она известна до сих пор.
Мероприятие является частью серии выдающихся лекций Юинга Холселла, проводимой Центром медицинских гуманитарных наук и этики при Центре медицинских наук UT. Серия лекций поддерживается фондом Ewing Halsell Foundation.
КОГДА: вторник, 14 сентября 2010 г., с 18:00 до 20:00. Мероприятию будет предшествовать 17:00. прием.
ГДЕ: Аудитория Центра медицинских наук, расположенная в кампусе Джо Р. и Терезы Лосано Лонг, 7703 Floyd Curl Drive в Медицинском центре Южного Техаса.
ВОЗ: И музыка, и медицина приходят к доктору Когану естественным образом. Его мать, бывшая учительница музыки, признала его музыкальный талант и в 4 года отдала его на уроки игры на фортепиано. Его отец, гастроэнтеролог, водил его на медицинские осмотры.
Младший Коган окончил подготовительный колледж Джульярдской музыкальной школы в 1973 году по классу фортепиано и виолончели, а затем получил двойное образование в области музыки и медицины в Гарвардском колледже, где среди его одноклассников были виолончелист Йо-Йо Ма и скрипач. Линн Чанг. Он поступил в Гарвардскую медицинскую школу, где декан составил для него специальный пятилетний график, который включал перерывы для концертов между сменами.
Десять лет назад доктора Когана попросили провести симпозиум по музыкальному творчеству и психическим заболеваниям в Американской психиатрической ассоциации. Изучая жизнь композиторов, в том числе Шумана, Бетховена и Моцарта, он видел узнаваемые симптомы психических заболеваний, а также влияние этих расстройств на композиторское искусство. С тех пор он выступал с лекциями-концертами по всему миру, в том числе в 2009 году. Всемирный экономический форум в Давосе, Швейцария.
В настоящее время доктор Коган ведет частную психиатрическую практику в Нью-Йорке и работает в Медицинском колледже Вейла Корнелла в качестве содиректора его Программы изучения сексуальности человека. Он также является сопредседателем недавно созданной Инициативы Weill Cornell Music/Medicine.
ПРИМЕЧАНИЯ: Презентация бесплатна и открыта для публики. Для получения подробной информации посетите сайт www.texashumanities.org.
Доктор Коган может дать интервью средствам массовой информации накануне мероприятия. Чтобы записаться на собеседование, позвоните по телефону (210) 567-3026.
Центр медицинских наук Техасского университета в Сан-Антонио , один из ведущих медицинских университетов страны, входит в число 3 % лучших учреждений мира, получающих финансирование от Национальных институтов здравоохранения (NIH). В 2009 финансовом году исследования и другие спонсируемые программные мероприятия составили рекордные 259 миллионов долларов.