Содержание
П .И.Чайковский – жизненный и творческий путь — Студопедия
Поделись
Пётр Ильич Чайковский — русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист. Считается одним из величайших композиторов в истории музыки. Автор более 80 произведений, в том числе десяти опер и трёх балетов. Его концерты и другие произведения для фортепиано, семь симфоний (шесть пронумерованных и симфония «Манфред»), четыре сюиты, программная симфоническая музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру.
Родился 25 апреля (7 мая) 1840 года в Воткинске, маленьком городе-заводе на Урале. Там отец композитора служил директором Горного завода. Родители будущего композитора были музыкальны, и в доме нередко проходили любительские концерты. Вокруг звучали крестьянские песни. Как писал позднее сам Чайковский, он «вырос в глуши, с детства самого раннего проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки», что позднее нашло отражение в его творчестве.
Чайковскому суждено было родиться в совершенно замечательной семье, в атмосфере любви и сердечности. Отношения между детьми были также очень сердечными.
В жизни семьи Чайковских случилось страшное горе: от холеры умерла мать, Александра Андреевна Чайковская. Петру Ильичу было 14 лет. Его младшим братьям-близнецам чуть больше 4. Огромное потрясение, оставившее след на всю жизнь, пережил будущий композитор. Фактически с момента кончины матери у Петра Ильича возникло замечательное чувство ответственности за судьбу младших братьев, забота об их воспитании и просто участие.
С четырех лет проявилась музыкальная одаренность Чайковского, и его начали обучать игре на фортепиано. Тем не менее его отдали десяти лет от роду учиться в Училище правоведения, готовя его в будущем к карьере юриста. Однако музыке он продолжал учиться и в стенах училища, как, впрочем, и все другие воспитанники этого учебного заведения, что соответствовало правилам воспитания того времени. Первыми записанными сочинениями будущего композитора были вальс для фортепиано, посвященный его гувернантке А. Петровой «Анастасия-вальс» и романс «Мой гений, мой ангел, мой друг…»
Романс «Мой гений, мой ангел, мой друг…» написан Чайковским в возрасте 17-18 лет на стихи выдающе После окончания Училища Чайковский поступил на службу чиновником в Министерство юстиции. Однако музыкой он продолжал заниматься как любитель одновременно со службой в музыкальных классахгося русского поэта Афанасия Фета. Через год эти классы были реорганизованы в первую в России консерваторию, куда и поступил учиться Чайковский. В 1866 году Чайковский переехал в Москву. Его пригласил преподавать в только что открывшуюся Московскую консерваторию. В Москве Чайковский вошел в круг московской интеллигенции. Он тесно общался с актерами знаменитого Малого театра, познакомился с Л.Н.Толстым, что оставило след в его душе на всю жизнь. Приехав в Москву, Чайковский как композитор начал сочинять практически во всех жанрах. Он писал оперы, симфонии, сочинял квартеты, концертные пьесы для различных инструментов, музыку для фортепиано, романсы и многое другое Одной из отличительных черт творчества Чайковского этого периода было обращение к музыкальному фольклору разных народов. Так, он использует сербские напевы в сочинениях, посвященных событиям войны на Балканах (Славянский марш). Украинские напевы использованы в знаменитом Первом концерте для фортепиано с оркестром. В балет «Лебединое озеро» композитор ввел целую сюиту из танцев разных народов.
Вершинными сочинениями московского периода явились Четвертая симфония и опера «Евгений Онегин», первая опера Чайковского на пушкинский сюжет. Композитор вполне сознавал значение эти Последние полтора десятилетия жизни Чайковского отмечены огромным расцветом его творчества и всемирным признанием его. Чайковский стал первым из русских композиторов, который еще при жизни добился всеобщего признания и мировой славы.х произведений. Чайковский пробует свои силы в области дирижирования и постепенно начинает заниматься этим регулярно. В конце 1887 — начале 1888 года он совершает первое европейское турне Жизнь Чайковского оборвалась неожиданно. Он приехал в Петербург, где продирижировал своей Шестой симфонией, а через несколько дней заболел холерой и скончался 25 октября (6 ноября) 1893. Похоронен Чайковский в Петербурге, в Александро-Невской лавре.как дирижер. В 1891 году он совершил триумфальную концертную поездку в США.
Жизненный и творческий путь П.И.Чайковского — Мегаобучалка
Один из ярчайших представителей русского романтизма XIX века Петр Ильич Чайковский родился в 1840 году в Воткинске, маленьком городе — заводе на Урале (ныне этот городок расположен в Удмуртии). Там отец композитора служил директором Горного завода. Родители будущего композитора были музыкальны, и в доме нередко проходили любительские концерты. Вокруг звучали крестьянские песни. Как писал позднее сам Чайковский, он «вырос в глуши, с детства самого раннего проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки», что позднее нашло отражение в его творчестве .Чайковскому суждено было родиться в замечательной семье, в атмосфере любви и сердечности. Его родители имели значительную разницу в возрасте, но связывали их исключительные по глубине и искренности чувства. Отношения между детьми были также очень сердечными. С восторгом десятилетний Чайковский сообщал о рождении своих братьев-близнецов: «Я их уже видел несколько раз; но каждый раз, как я их вижу, мне кажется, что это ангелы, которые спустились на землю». Позже в его письмах к родителям уже из Петербурга постоянно встречаем упоминания о братьях-близнецах: «Поцелуйте и расцелуйте за меня этих двух херувимов, Толю и Модю».
Однако в жизни семьи Чайковских случилось страшное горе: от холеры умерла мать, Александра Андреевна Чайковская. Петру Ильичу было 14 лет. Огромное потрясение, оставившее след на всю жизнь, пережил будущий композитор. В своих письмах в разные годы Чайковский с горечью вспоминал это страшное детское потрясение, наложившее отпечаток на всю его дальнейшую судьбу. Фактически с момента кончины матери у Петра Ильича возникло замечательное чувство ответственности за судьбу младших братьев, забота об их воспитании и просто участие .
С четырех лет проявилась музыкальная одаренность Чайковского, и его начали обучать игре на фортепиано. Тем не менее, его отдали десяти лет от роду учиться в Училище правоведения, готовя его в будущем к карьере юриста. Однако музыке он продолжал учиться и в стенах училища, как, впрочем, и все другие воспитанники этого учебного заведения, что соответствовало правилам воспитания того времени. Первыми записанными сочинениями будущего композитора были вальс для фортепиано, посвященный его гувернантке А. Петровой «Анастасия-вальс» и романс «Мой гений, мой ангел, мой друг…».
После окончания Училища П.И. Чайковский поступил на службу чиновником в Министерство юстиции. Однако музыкой он продолжал заниматься как любитель одновременно со службой в музыкальных классах, которые открылись при Русском музыкальном Обществе. Через год эти классы были реорганизованы в первую в России консерваторию, куда и поступил учиться Чайковский. Учителем Чайковского, оказавшим огромное влияние на все его будущее, стал знаменитый пианист и композитор Антон Рубинштейн, основатель консерватории в Петербурге. За годы учебы в консерватории Чайковский написал множество учебных работ, в том числе квартет, пьесы для фортепиано, а на выпускном экзамене прозвучала его кантата, написанная на текст оды Ф. Шиллера «К Радости», которая известна как текст финала Девятой симфонии Л. Бетховена. Именно в это время было написано и первое программное симфоническое произведение на сюжет драмы А.Н. Островского — увертюра «Гроза». Будучи учеником А. Рубинштейна, П.И.Чайковский сделал окончательный выбор своего жизненного пути и стал профессиональным музыкантом. После окончания консерватории он уехал в Москву и стал преподавать в только что открытой второй русской консерватории — Московской, которая через много лет была названа его именем. Музыка Чайковского к тому времени уже начала исполняться. Так, в 1865 году Чайковским были написаны «Характерные танцы» для симфонического оркестра. Через два года он эти танцы переделал и включил в свою первую оперу «Воевода». До конца своей жизни П.И. Чайковский с удовольствием включал этот симфонический фрагмент в свои авторские концерты, а также издавал его, хотя сама опера «Воевода» была им уничтожена .
В 1866 году П.И.Чайковский переехал в Москву. Его пригласил преподавать в только что открывшуюся Московскую консерваторию Николай Григорьевич Рубинштейн. В течение очень короткого времени он стал одним из самых значительных современных музыкантов России, его известность становилась все более широкой. Постепенно его музыку узнали и в Европе. Именно в это время появилась Первая симфония П.И.Чайковского, названная им «Зимние грёзы», в которой запечатлены не только бескрайние заснеженные просторы России, знакомые композитору с детства. В Москве Чайковский вошел в круг московской интеллигенции. Он тесно общался с актерами знаменитого Малого театра, познакомился с Л.Н. Толстым, что оставило след в его душе на всю жизнь. Толстой был потрясен музыкой 2 части Первого квартета Чайковского на вечере, устроенном в его честь в Московской консерватории. С драматургом А.Н. Островским у Чайковского установились не только дружеские, но и творческие отношения .
Будучи профессором консерватории, Чайковский много времени уделял преподавательской работе. Через его класс прошли несколько сот учащихся. Результатом педагогической деятельности Чайковского в стенах Московской консерватории явилось создание им первых для России учебников, учебных планов. В учебный обиход русских консерваторий Чайковский ввёл сделанные им на русский язык переводы учебных пособий европейских теоретиков.
Приехав в Москву, П.И.Чайковский как композитор начал сочинять практически во всех жанрах. Он писал оперы, симфонии, сочинял квартеты, концертные пьесы для различных инструментов, музыку для фортепиано, романсы и многое другое. Он нередко писал по заказу для различных мероприятий, проходивших в Москве. Одной из отличительных черт творчества Чайковского этого периода было обращение к музыкальному фольклору разных народов. Так, он использует сербские напевы в сочинениях, посвященных событиям войны на Балканах (Славянский марш). Украинские напевы использованы в знаменитом Первом концерте для фортепиано с оркестром. В балет «Лебединое озеро» композитор ввел целую сюиту из танцев разных народов.
Вершинными сочинениями московского периода явились Четвертая симфония и опера «Евгений Онегин», первая опера Чайковского на пушкинский сюжет. Композитор вполне сознавал значение этих произведений. В одном из писем он писал: «Я испытываю сегодня большое наслаждение от сознания, что я окончил два больших сочинения, в которых, мне кажется, я шагнул вперед и значительно» . Создание Четвертой симфонии и «Евгения Онегина» совпало для Чайковского со сложным моментом его жизни. Он сделал попытку жениться. Тяжелый душевный кризис, который он пережил в это время, заставил его оставить службу в консерватории и уехать из Москвы. Вся дальнейшая жизнь его проходила в постоянных переездах, путешествиях. Наступили годы странствований и творческих поисков.
Последние полтора десятилетия жизни Чайковского отмечены огромным расцветом его творчества и всемирным признанием его. Чайковский стал первым из русских композиторов, который еще при жизни добился всеобщего признания и мировой славы. Чайковский пробует свои силы в области дирижирования и в конце 1887 — начале 1888 года он совершает первое европейское турне как дирижер.
Композитор пробует себя в новых жанрах. Они пишет оркестровые сюиты, обращается в своем оперном творчестве к исторической тематике («Орлеанская дева», «Мазепа»). 1890 год вошел в историю русской музыки как год создания гениальной оперы «Пиковая дама». В последний год своей жизни Чайковский создает свое величайшее трагическое полотно — Шестую симфонию.
Жизнь Чайковского оборвалась неожиданно. Он приехал в Петербург, где дирижировал своей Шестой симфонией, а через несколько дней заболел холерой и скончался. Похоронен Чайковский в Петербурге, в Александро-Невской лавре. В Клину, по инициативе брата композитора Модеста Ильича Чайковского, в 1894 году был основан музей. Этот дом хранит не только память о великом русском композиторе, но и его архив, личные вещи и рояль. Он по-прежнему звучит под пальцами выдающихся музыкантов, наполняя дом звуками его бессмертной музыки.
Щелкунчик Чайковского: Интуиция в творческом процессе
Эта статья написана совместно с The Op-Ed Project.
Представьте себе жалость, которую испытал Петр Ильич Чайковский от противоречивых отзывов, когда 18 декабря 1882 года в Императорском Мариинском театре в Санкт-Петербурге состоялась премьера балета Щелкунчик . «Безвкусный», «тяжеловесный» и «дилетантский» — вот несколько слов, которые критики использовали для описания постановки. Несмотря на первоначальных недоброжелателей, балет стал любимой рождественской традицией, и Щелкунчик Сюита , соч. 71a до сих пор остается одним из величайших произведений композитора. К 120-летию своего дебютного представления предыстория «Щелкунчик » раскрывает радость, боль и интуицию, присущие творческому процессу.
Учитывая творческий кризис Америки, нам может понадобиться лучше оценить этот процесс, если мы хотим сохранить его живым в наших детях. В опросе IBM 1500 руководителей назвали творческий подход лучшим предсказателем будущего успеха. Похоже, что американская изобретательность, жизненно важная часть нашего новаторского прошлого, также является составной частью конкурентного будущего. Как писатель, я исследовал актуальность применения творчества для устойчивого развития, чтобы решать глобальные проблемы в мире с растущим населением и ограниченными ресурсами. Однако именно моя роль матери побуждает меня разгадывать эту туманную тему. Исследователи показывают, что, хотя мы по-прежнему используем около 80% своего творческого потенциала в возрасте 5 лет, к 12 годам наш творческий потенциал снижается примерно до двух процентов и обычно остается на этом уровне на всю жизнь. Независимо от того, разовьют ли мои пяти- и семилетние дети эту ключевую компетенцию, вы станете гонкой со временем.
Реклама
Изучение характеристик и обстоятельств, которые вдохновляют великих художников, напоминает нам, почему и как некоторые сохраняют творческий импульс во взрослой жизни и на протяжении всей жизни. Независимо от того, добиваются ли они успеха или упорствуют в неудачах, такие люди инстинктивно ценят стремление к искусству. Творчество, определяемое как использование нашего воображения для генерации оригинальных идей, часто приводит человека в состояние «потока», или того, что мы иногда называем «зоной». Поток возникает, когда человек настолько поглощен деятельностью, что кажется, что все остальное не имеет значения. Эксперт по позитивной психологии Михай Чиксентмихайи называет это «оптимальным состоянием внутренней мотивации».
Чайковский рисует портрет течения в письме своей покровительнице Надежде фон Мекк от 17 февраля/1 марта 1878 г. перед завершением Четвертой симфонии:
Обычно «зерно» будущего произведения появляется внезапно, и совершенно неожиданно. Если почва плодородна, т. е. есть расположение к труду, то это семя прорастает с невероятной силой и быстротой, выглядывает из-под земли, выталкивает вверх стебель, затем листья и ветки и, наконец, цветы. Я не могу определить творческий процесс иначе, как с помощью этой аналогии. Трудная часть состоит в том, чтобы зародыш действительно появился и нашел благоприятные условия. Все остальное происходит само собой. Нечего было бы мне пытаться выразить вам словами все то безмерное блаженство того чувства, которое охватывает меня, когда главная мысль обнаруживается и начинает прорастать в определенные формы. Все забыто, ты почти сошел с ума, все внутри тебя дрожит и пульсирует, ты едва успеваешь набрасывать эскизы, как одна мысль гонится за другой.
По словам самого Чайковского, Щелкунчик не возник из оптимального состояния. Заказ поступил от директора Императорского театра после успеха балета виртуоза 1890 года Лебединое озеро и оперы 1891 года Пиковая дама . Идея заключалась в том, чтобы создать балет по мотивам Э.Т. Рассказ А. Гофмана Щелкунчик и Мышиный король , который не особо понравился Чайковскому. (Точно так же Микеланджело, более заядлый скульптор, чем живописец, не особенно хотел расписывать Сикстинскую капеллу, но от этого предложения он не мог отказаться).
То, что великие люди могут вызывать свои творческие способности по команде, иногда без использования потока, показывает, что творческие способности проистекают из самоотверженной практики так же, как и от божественного вдохновения. В интервью 1882 года Чайковский объяснял:
Моя система работы очень похожа на ремесленную, т. е. абсолютно регулярная, всегда в одни и те же часы, не позволяющая себе никаких поблажек. Музыкальные идеи возникают во мне, как только я отвлекаюсь от посторонних для моей работы соображений и забот и приступаю к делу, над которым работаю. Большинство моих мыслей, кстати, приходят ко мне во время моих ежедневных прогулок, и, ввиду моей исключительно плохой музыкальной памяти, я беру с собой тетрадь.
Музыкальный гений и непревзойденный профессионал, Чайковский подошел к проекту методично, но по счастливой случайности. Размышляя о Щелкунчике во время поездки в Париж, Чайковский столкнулся с недавно изобретенной челестой и сразу же был очарован ее «божественно прекрасным тоном». Корсаков и Глазунов могут получить его и использовать необычный эффект раньше меня». Чайковский обнял Щелкунчик как хранилище его горя. Он погрузился в творческий процесс. В результате получился шедевр.
В то время как Щелкунчик-сюита , включающая восемь популярных композиций из партитуры Чайковского, сразу же пользовалась успехом, балет должен был расти на людях. За прошедшие годы он претерпел ряд изменений хореографии, напоминая о том, что процесс коммерциализации творческих продуктов часто является совместным усилием, которое развивается органично. К 1960-е, «Щелкунчик » стал одним из самых популярных балетов в мире.
Реклама
В художественных, научных и других видах творчества успех не следует прямой линии. Неправильные повороты и неисправности могут сработать даже лучше, чем планировалось изначально. Где были бы «Челюсти», если бы Брюс, механическая акула, действительно работал так, как ожидалось? Знаменитая партитура, написанная для создания напряженности, была использована настолько изобретательно, что создала более пугающий эффект, чем могла бы только акула. «Челюсти» мгновенно стали феноменом и первым фильмом, собравшим 100 миллионов долларов — хотя только время покажет, будут ли «Челюсти» пугать зрителей так же долго, как «9» Чайковского.0003 Щелкунчик привел их в восторг.
Каждый раз, когда мы приступаем к творческому процессу, может быть и радость, и боль, но всегда есть путь. Наша задача сегодня — научить наших детей осознавать, что успех — это не гарантия, а побочный продукт самого путешествия. Если мы не сможем подготовить детей к развитию дивергентного мышления и празднованию неизбежных неудач на пути к инновациям, Америка не сможет пожинать плоды их окончательного успеха.
Перед уходом
Основатель EarthPeople Media | Научный сотрудник Инженерно-гуманитарного института Ханта
Популярно в сообществе
Вам может понравиться
Выбор профессии Чайковского
Шерил А. Кертис
Шерил А. Кертис
Главный и креативный директор, Curtis Consulting Group, LLC
Опубликовано 7 декабря 2018 г.
+ Подписаться
На этой неделе, слушая мою любимую классическую станцию (WQXR), я услышал интересный отрывок из истории карьеры великого русского композитора Чайковского (известного «Щелкунчиком», «Лебединым озером», «Спящей красавицей» и многими другими произведениями). Очевидно, его родители не хотели, чтобы он занимался музыкой. Они думали, что это был гораздо более мудрый выбор, учитывая их политический и социальный климат, изучать и практиковать юриспруденцию. Как услужливый сын (перевод: «должен соответствовать воле родителей»), Чайковский согласился и начал учебу. После непродолжительных лет работы титулярным советником (должность юридического государственного служащего, которую он взял на себя в 19 лет) Чайковский в конечном итоге последовал своей страсти, чтобы продолжить карьеру композитора.
Благодаря знакомству с Антоном Рубинштейном, соучредителем Русского музыкального общества, Чайковский согласился на роль профессора теории музыки во вновь созданной Московской консерватории. Интересно отметить, что это предложение о работе было сделано в году после того, как в году Чайковский отказался внести изменения в свою первую симфонию, как того требовал Рубинштейн. После этого спектакля Чайковский был на пути к череде композиторских успехов, которые привели к его непреходящей славе.
Так почему я считаю важным поделиться этой исторической заметкой (извините за каламбур) с коллегами? Это отличный пример того, что может случиться, когда человек следует своему истинному призванию, занимаясь делом своей жизни. Я соглашусь, что бывают времена, когда мы должны принимать решения о работе/карьере, основываясь на практических вопросах – все эти важные основы еды, жилья и одежды, не говоря уже о здоровье и других преимуществах. И все же этот кусочек истории заставил меня задуматься о том, что мир мог бы упустить, если бы у нас не было творческих проявлений Чайковского. Каждый праздничный сезон театры и балетные труппы по всему миру объединяются, чтобы представить множество спектаклей «Щелкунчик», чтобы порадовать детей (и взрослых). Это одно из моих любимых детских воспоминаний, подарок моей Наны. Я и по сей день думаю о ней каждый раз, когда слышу любую музыку Чайковского. Это особенно трогательно для меня на Рождество.
В этом сезоне дарения я предлагаю всем вам возможность тренировать, наставлять, направлять или управлять людьми, стремящимися найти свой путь в своей карьере. Даже когда прагматические вопросы являются приоритетными, рассмотрите возможность быть внимательным слушателем, чтобы услышать то, что находится между строк, но не осмеливаться говорить вслух. Поделитесь этим ободряющим голосом, который поддерживает искру в том, чтобы кто-то нашел способ идти по пути, который приносит им радость и наполняет душу. Хотя этот человек может и не стать известным композитором, рассказ о том, что я могу, может быть лишь дополнительной поддержкой, необходимой для того, чтобы он мог сделать то, что сказал Торо: «Уверенно идите в направлении своей мечты. Живите той жизнью, которую вы себе представляли». .» Как трансформационный карьерный коуч, я не могу придумать лучшего подарка для другого человека.
Хотите поделиться историей успеха клиента, идущего по своему жизненному пути? Пожалуйста, поделитесь им. Вдохновение приходит отовсюду.
Всем хорошего дня!
ПРОГРАММА ЗДОРОВЫЕ ГРАНИЦЫ
1 февраля 2019 г.
HR призвали управлять «Дыханием дракона»!
3 января 2019 г.
«Только старше 25 и моложе 40»
29 декабря 2018 г.
Талант: Сосредоточьтесь на способностях
2 декабря 2018 г.
Искусство бесед о психическом здоровье
15 октября 2018 г.
Сила «одной вещи» на пути трансформации
30 сентября 2018 г.
Летняя загадка HR-специалиста
14 сентября 2018 г.
Требуются HR-специалисты: одевайтесь для успеха Программа NNJ Women In Transition
7 сентября 2018 г.
КОЛЛЕДЖ РАМАПО РАБОТАЕТ ЛИДЕРОВ!
9 декабря 2017 г.