В творчестве русского композитора Петра Ильича чайковского Времена года Портрет П. И. Чайковского. Творческий портрет чайковского


Портрет Петра Ильича Чайковского | Великие художники

Николай Кузнецов «Портрет Петра Ильича Чайковского», 1893

Третьяковская галерея, Москва

Реализм

175 лет со дня рождения великого композитора!

В Третьяковской галерее есть портрет Чайковского работы художника Кузнецова, запечатлевший черты пятидесятилетнего композитора. Высокий, выпуклый лоб обрамлен белыми, как снег, волосами. Из-под задумчиво сдвинутых бровей глаза смотрят как-то особенно нежно и внимательно, мечтательно и пытливо. Это взгляд человека, достигшего таких вершин, откуда можно сразу охватить минувшее и будущее, безотрадную пустыню и буйно цветущую жизнь, героические деяния и смятенное отступление, титанический взлет фантазии и мелочи действительности, с жаром изученные, точно подмеченные и ревниво сохраненные памятью.

Кисть Кузнецова выдает и другие черты характера композитора: полуседая борода скрывает по-детски полный, трогательный рот. Рот много страдавшего взрослого ребенка, который предпочитает словам молчание, а если непременно надо говорить, то вполголоса, не любит приказывать, а только просит. И как бы в противовес этим тонко обрисованным чертам, Чайковский, на этом же портрете Кузнецова, опирается ладонью о стол с такой силой, что все его тело наклонилось вперед в позе, полной внутренней энергии.

Чтобы дополнить этот портрет, вернее, подтвердить то, что изобразил живописец, приведем несколько воспоминаний, как самого композитора, так и его современников…

Чайковский почти постоянно находится в состоянии депрессии. Его терзают робость, безотчетный страх и непреодолимое чувство одиночества. Но при всем этом во время одного из путешествий он выкидывает мальчишескую шутку: выдает себя за князя Волконского. При звуке этого имени, словно по команде «смирно!» неподвижно застывают ямщик, все служащие почтовой станции, офицеры, — весь глупый мир марионеток, который приводится в движение чинопочитанием. Ненависть к шуму граничила у Чайковского с манией. И на родине, и за границей он искал квартиры, в которых соседние комнаты, коридоры совершенно изолировали бы его от внешнего мира; когда же он бывает в деревне, то самозабвенно отдается крестьянской музыке, громкому звучанию ритмов. В Москве он страдает от гнетущей мелочности окружавшей его среды. Чайковский стремится за границу, в «широкий мир». Но в «широком мире»: в Риме, Париже, Флоренции, Неаполе, где его окружает античная и современная расцветающая красота, его мучит тоска по родине. Ему хочется снова видеть дорогие, родные лица, ему не хватает милой звучности русской речи, ароматов родной земли. Перед церемонией вручения знака высокого отличия он в полном смысле слова заболевает: необходима помощь врача и добрая порция коньяку, чтобы как-нибудь восстановить его душевное равновесие. Настоящий праздник для композитора, если его посетит старый слуга; и в дневнике Чайковского значительное место занимает описание счастливых часов, когда после 45-летней разлуки он встретился со своей старой воспитательницей Фанни Дюрбах.

Он скромен, но горд. Ведь ему еще нет 20 лет, когда после долгих сомнений он, наконец, осознает, что он не просто умелый дилетант, а настоящий художник, обязанность которого перед самим собой и всем миром — серьезно отнестись к своему призванию. Он скромен, ибо если кто-нибудь указывает на недостатки его произведений, будь это друг или враг, поклонник его таланта или желчный критик, он готов засесть за переработку. Он скромен, но все же высокомерно заявляет: «Среди живых композиторов нет такого, перед которым я должен склонить голову».

Его необыкновенно чувствительная, реагирующая на все впечатления душа не стремится красоваться в позе непреклонности и постоянства. Он меняет свои взгляды на искусство, развивается, как сама жизнь. Его внутренний мир, его творчество непрерывно обогащаются, сливаясь с основным течением XIX века, объединившим поэтов, писателей и деятелей искусства вместе с учеными и военными, студентами и рабочими, натуры как боевые, так и мечтательные. Это историческое, общественное и философское течение борьбы за свободу и демократию.Чайковский — один из самых выдающихся представителей искусства этого столетия бурь и борьбы. Его музыка звучит с необычайной силой и исключительной убедительностью. В музыке он не пионер и не идет по этому трудному пути. Но и не консерватор, его не соблазняют протоптанные тропинки минувших эпох. Он стремится слить новое и классическое, общепонятное и изысканное, задушевную лирику романса с героической интонацией эпоса. Если Мусоргский представляется нам как человек будущего, который так много говорит о «завтра», что окружающие с трудом понимают его, то про Чайковского можно сказать, что он «поет» свою эпоху, свою среду и, расширив эти понятия, все свое столетие. Но звучание ритм и сам музыкальный поток его произведений настолько мощны, что в шуме этого потока слышится и «вчера», в плеске его волн — песни о настоящем, и все его творчество, хотя и не через пороги или головокружительные водопады и водовороты, — но все же почти перекидывается в мир будущего.

Со временем популярность композитора не ослабла. Как публика, так и музыканты-исполнители сохраняют любовь к его творчеству, и почти все его произведения входят в современные программы.

greatartists.ru

1. Биография П.И. Чайковского. Творческий портрет композитора. Некоторые особенности переложения симфонических произведений для оркестра русских народных инструментов на примере финала второй симфонии П.И. Чайковского

Похожие главы из других работ:

"Литургия святого Иоанна Златоуста" в творчестве С.В. Рахманинова

Глава 1. Творческий портрет композитора в сфере духовной музыки

Прежде чем говорить о духовных сочинениях С.В. Рахманинова следует отметить, что религиозность в музыке композитора проходит не только через его духовные сочинения. Для этого стоит обратиться к произведениям для хора a cappella великого мастера...

Анализ хоровой сцены из V действия оперы "Руслан и Людмила" М.И. Глинки

1.1 Творческий портрет композитора

Михаил Иванович Глинка - русский композитор, основоположник русской классической музыки, русского бельканто. М.И. Глинка родился 20 мая 1804 года в селе Новоспасском, в имении своих родителей...

Анатолий Константинович Лядов

Биография

Русский композитор и педагог Анатолий Константинович Лядов родился в Санкт-Петербурге 29 апреля (11 мая) 1855 года в семье музыкантов - отец Лядова был дирижером Мариинского театра, мать - пианисткой. Учился в Санкт-Петербургской консерватории...

Аннотация на произведения В. Моцарта – Sanctus и Benedictus из мессы brevis D-dur

1.2 Творческая биография композитора

Вольфганг Амадей Моцарт родился в 1756 г. в семье композитора и преподавателя Леопольда Моцарта. Отец композитора был знаменитым педагогом...

В.Ф. Хохолков - композитор, педагог, этнограф

Биография

Владимир Федорович Хохолков(Приложение № 1.В.Ф. Хохолков) родился 3 июня 1938 года в городе Ойрот-Тура. Мать работала преподавателем. Отец воевал, а после был управляющим в Карлушке, работал до самой смерти директором птицефабрики...

Вольфганг Амадей Моцарт

Биография

П.И. Чайковских писал в одном из своих дневников: «По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки. Никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга...

Жанр русского романса в литературе и музыке второй половины XIX века

3. Сравнительный анализ жанра романса в творчестве Н.А. Римского-Корсакова и П.И. Чайковского

жанр русский романс музыкальный В творческом наследии Н.А. Римского-Корсакова жанр романса не занял центрального места. Тем не менее, неоднократно обращаясь к этому жанру, композитор создал немало примечательных сочинений...

Жизнь и творчество Фредерика Шопена

1.Биография

...

Морис Равель "Эстетика обмана". Особенности стиля в фортепианном творчестве

Глава 1. Историко - психологический портрет М. Равеля

У любого композитора процесс формирования стиля обусловлен теми или иными интересами и предпочтениями. У Равеля они тоже были. В детстве он любил Шумана, затем -- Мендельсона, в котором ценил ясность и стройность формы...

Морис Равель – "Эстетика обмана". Особенности стиля в фортепианном творчестве

Глава 1. Историко-психологический портрет М. Равеля

У любого композитора процесс формирования стиля обусловлен теми или иными интересами и предпочтениями. У Равеля они тоже были. В детстве он любил Шумана, затем -- Мендельсона, в котором ценил ясность и стройность формы...

Морис Равель – "Эстетика обмана". Особенности стиля в фортепианном творчестве

Глава 1. Историко-психологический портрет М. Равеля

У любого композитора процесс формирования стиля обусловлен теми или иными интересами и предпочтениями. У Равеля они тоже были. В детстве он любил Шумана, затем -- Мендельсона, в котором ценил ясность и стройность формы...

Особенности инструментовки баянных произведений (на примере "Русской сюиты" Г.Г. Шендерёва)

2.2 Творческий портрет Г.Г. Шендерёва (1937-1984)

Имя Георгия Григорьевича Шендерёвапопулярно среди баянистов_профессионалов(приложение А 1).Основное творческое наследие рано ушедшего из жизни одаренного композитора определяют оригинальные сочинения...

Творческий облик Д.Д. Шостаковича

Биография и творческий путь Шостаковича Д.Д.

Детство. Дмитрий Дмитриевич Шостакович родился в петербургской семье инженера-химика и пианистки 25 сентября 1906 года. Известно, что Шостакович рос в музыкальной семье. Его мать, Софья Васильевна, была замечательной пианисткой...

Творческий путь и некоторые особенности исполнения вокальных произведений П.О. Чонкушова

Творческий портрет П.О. Чонкушова

П.О. Чонкушов на протяжении всего творческого пути обращался к разным музыкальным жанрам. По своему складу П. О. Чонкушов композитор-романтик. Но это не говорит о том, что он был далёк от проблем и жил в своём сказочном мире. Напротив...

Характеристика музыкальной стилистики И. Брамса

2.1 Краткая биография композитора

Иоганнес Брамс родился 7 мая в Гамбурге в 1833 году в музыкальной семье. Его отец, прошедший трудный путь от бродячего музыканта-ремесленника до контрабасиста Гамбургского филармонического оркестра...

music.bobrodobro.ru

конспект урока Творческий портрет П.И.Чайковского. К 175-летию со дня рождения композитора

«Сочинять музыку – наслаждение»П.И.ЧайковскийВ апреле 2015 года исполнилось 175 лет со дня рождения великого русского композитора П.И.Чайковского. Этот юбилей нашего прославленного соотечественника широко отмечался в России и за рубежом. Его музыка получила поистине всемирное признание. Наследие Чайковского обширно и разнообразно. Оно включает десять опер, три балета, шесть симфоний, девять программных симфонических произведений, концерты, квартеты, романсы и другие сочинения. Композитор писал в различных жанрах, и в каждом из них он сказал свое слово гениального художника. «Труд, познание, скромность», - таков был его девиз. Среди русских композиторов-классиков XIX века П.И.Чайковский является самым популярным. Всеобщее признание как композитора, дирижера, педагога и музыкального критика сопутствовало ему многие годы. Главным смыслом его жизни было творчество: «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору».Еще при жизни И.И.Чайковский получил всемирную известность. Секрет популярности творчества композитора – в искренности, глубине и выразительности его музыки. «Искусство всегда найдет верный путь к сердцу и душе народа», - утверждал он. Всегда ценивший в музыке красоту, композитор был приверженцем классических форм с их стройностью и разумностью. В то же время в каждом из видов своего творчества Чайковского проявил себя подлинным новатором.«Великолепной отраслью музыкального искусства» называл композитор симфоническую музыку. В этом жанре он продолжил традиции гениального Глинки. Среди западноевропейских симфонистов неизменное восхищение у Чайковского вызывали Моцарт (особенно его симфония «Юпитер») и Бетховен, которого он считал великим художником и в знак преклонения перед его талантом выступал в качестве дирижера «Героической» и Девятой симфониями на концертах Русского музыкального общества в Москве в 1889 году. Разнообразна симфоническая музыка композитора. В ней ярко воплощаются пейзажи, народный быт, душевный мир человека. Симфония № 1 соль минор «Зимние грёзы» (1866) – это первая симфония, созданная русским композитором, получившим у себя на родине, в России, профессиональное музыкальное образование. В ней автор поведал о своей любви к родной природе и выступил как «музыкальный живописец». Вторая симфония до минор (1872) писалась П.И.Чайковским в основном на Украине, в селе Каменка, где он гостил в семье сестры А.И.Давыдовой. Друг композитора Н.Д. Кашкин назвал эту симфонию «Малороссийской», потому что она пронизана народно песенными мелодиями. Так, в I части автор использовал украинский вариант песни «Вниз по матушке по Волге», во II - «Пряди, моя пряха», в III - «Продай, милый», а в финале – известную украинскую народную песню «Журавель». В Третьей симфонии ре мажор (1875) взаимодействуют различные жанры: похоронный марш, полонез, вальс, гимн. Четвертая симфония фа минор (1878) – новый этап творчества композитора. Она посвящена «лучшему другу» Н.Ф. фон Мекк. В этом сочинении - своей первой инструментальной драме - Чайковский ярко воплотил мысль о единении художника с народом. Так, в финале симфонии автор использовал мелодию популярной песни «Во поле береза стояла» для передачи картины всеобщего праздничного веселья. Свой интерес к фольклору композитор объяснил тем, что «русская народная песня есть драгоценнейший образец народного творчества». Программная симфония «Манфред» (1885) по Байрону вошла в историю музыки как одно из замечательных произведений русского симфонизма. «Манфред», Пятая ми минор и Шестая си минор симфонии – пример создания нового жанра русской музыки – трагедийной симфонии. Это симфонии-трагедии, отражающие конфликт и яростную борьбу жизни и смерти. Шестая симфония (1893) – шедевр мировой классической музыки. По совету брата Модеста Ильича Чайковский назвал её «Патетической» и посвятил В.Л. Давыдову. «Душевные страдания выражены в ней с потрясающей силой. Шестая симфония – высшее создание композитора», - отмечал критик В.В.Стасов. В симфоническом творчестве П.И.Чайковского большое значение имеют также и его одночастные программные произведения, среди которых особенно выделяются «Ромео и Джульетта», «Франческа да Римини» и «Итальянское каприччио», о котором автор писал: «Хочу сочинить что-нибудь вроде испанских фантазий Глинки». Не раз обращался композитор и к жанру оркестровой сюиты, уверяя, «что это идеальная форма». Например, мысль о создании Четвертой сюиты соль мажор «Моцартианы» появилась у Чайковского в 1884 году, в период его работы над переводом оперы «Свадьба Фигаро». Автор сюиты использовал несколько «превосходных мелких сочинений Моцарта», желая дать новый повод к более частому исполнению «этих жемчужин музыки, простых по форме, но преисполненных недосягаемых красот». Композитор способствовал также дальнейшему развитию концертного жанра как важной части своего симфонического творчества, создав популярные концерты и Вариации на тему рококо, часто и с большим успехом исполнявшиеся в России, Европе и Америке. Критик Н.Д. Кашкин писал: «Симфонизм Чайковского многогранен: лирика, юмор, народность, драматизм, трагизм. Его симфонические произведения составляют главную основу русской музыкальной литературы и стоят в одном ряду с лучшими сочинениями этого жанра всей Европы XIX века».Важное место в творческом наследии композитора занимает опера. Он постоянно работал в этом жанре, сочиняя музыку, обдумывая замыслы и сюжеты. Его оперное творчество обширно и разнообразно. Изучив богатое западноевропейское и русское музыкально-театральное искусство, Чайковский рассматривал этот жанр как спектакль и средство общения: «Опера, и именно только опера, сближает вас с людьми, роднит вашу музыку с настоящей публикой». Стремясь к органичному сочетанию вокального и инструментального начал, Чайковский – новатор показал сложный внутренний мир героев в сценах сквозного развития, в чем проявил себя как мастер музыкально-психологического портрета. «Мне нужны люди, а не куклы», - писал он во время работы над «Евгением Онегиным», считая оперу прежде всего музыкально-драматическим произведением, воплощающем художественные замыслы автора. Как оперный композитор П.И. Чайковский занимает в русской музыке одно из первых мест по художественному значению своих произведений и является создателем нового жанра – лирико-психологической драмы. Среди его десяти опер особенно выделяются «Евгений Онегин», «Мазепа», «Черевички», «Пиковая дама», «Иоланта».Продолжив традиции Глинки, создавшего яркие танцевальные сцены в операх «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила», Чайковский явился основоположником русского классического балета. Давно устоявшиеся формы музыкально-хореографического искусства у композитора приобрели новый смысл и значение, всецело подчинившись задаче раскрытия основного музыкального содержания. «Ведь балет – та же симфония!», - говорил П.И.Чайковский и сочинением своих трех сказочных балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик», опиравшихся на принципы сквозного музыкально-тематического развития, убедительно доказал это. Композитор-реформатор создал новый жанр в русской музыке – симфонизированный балет, оказавший также влияние на западноевропейское музыкально-хореографическое искусство.Значительной частью творческого наследия Чайковского являются его камерные инструментальные произведения: квартеты, секстет, трио, сонаты, фортепианные циклы «Детский альбом» и «Времена года». Среди его многочисленных пьес уместно упомянуть как «опыты стилизации» миниатюры «Немного Шопена» и «Немного Шумана» (ор.72). В своем фортепианном творчестве композитор опирался на традиции отечественной музыки, особенно М.Глинки и А.Рубинштейна, создав сочинения, по словам Н.Кашкина, «занимающие одно из первых мест между современными авторами» и подготовившие расцвет этого жанра в начале XX века в сочинениях С.Рахманова, А.Скрябина и С.Прокофьева.В музыке П.И. Чайковского значительное место занимают вокальные сочинения. Композитор писал романсы с юности и до конца жизни. Кроме известных ста четырех песен и романсов сохранилось несколько эскизов других произведений. Преемственно развивая богатую русскую певческую культуру, он использовал в мелодиях сочетание песенности, ариозности и речитатива, что рождало особую выразительность музыки и поэтического слова. Сочинения этого жанра являются в отечественной культуре образцами «первоклассной вокальной музыки», как и его церковные произведения «Литургия», «Всенощная», хоры и кантаты.«Выразителем своей эпохи» П.И.Чайковский был не только в музыкальном творчестве, но и в других видах своей многогранной деятельности. Так, двенадцать лет он являлся профессором Московской консерватории, исполняя свои обязанности с безукоризненной добросовестностью, и воспитал много талантливых молодых музыкантов. Вдохновенный труженик и подвижник, Чайковский говорил: «Нужен, прежде всего труд, труд и труд. И чем больше человеку дано, тем больше он должен трудиться». Большую роль в музыкальном образовании сыграло его «Руководство по практическому изучению гармонии» - первый русский учебник гармонии, отразивший педагогические взгляды автора. Также Чайковский осуществил переводы с французского и немецкого языков нескольких музыкально-теоретических трудов: «Руководство к инструментовке» А.Ф.Говарда (1865), «Музыкальный катехизис» И.Лобе (1869), «Жизненные правила для молодых музыкантов» Р.Шумана (1869).Обладающий широкой эрудицией, искренне преданный идее пропаганды русской и западноевропейской классики, в 1868-1876 годах П.И.Чайковский писал музыкально-критические статьи в газетах «Современная летопись» и «Русские ведомости». В публикациях он обращался к важным вопросам отечественного и зарубежного искусства, высказывал своё отношение к музыке И.С. Баха, Генделя, венских классиков, романтиков, М.Глинки, А.Даргомыжского, участников «Могучей кучки» и многих других композиторов. Резко критикуя московскую театральную дирекцию за её чрезмерное внимание к итальянской опере, композитор настойчиво защищал интересы русского национального музыкального театра: «Я верю, что для родного искусства наступят лучшие дни». До сих пор большой интерес вызывают многие высказывания Чайковского-критика. В статьях и рецензиях он предстает глубоким мыслителем, продолжателем глинкинских взглядов на музыкальное искусство.«Я артист, который может и должен принести честь своей родине», - писал П.И.Чайковский и считал своим патриотическим долгом, вслед за М.Глинкой и А.Рубинштейном, пропаганду русской музыки в России и далеко за её пределами, постепенно расширяя географию своих выступлений. Так, в 1870-1880 годы он в качестве дирижера осуществил многочисленные поездки в Германию, Чехию, Польшу, Италию, Францию, Англию, Америку, которые имели огромный успех и принесли композитору мировую известность. После концертов зарубежная публика устраивала русскому дирижеру «большие рукоплескания и восторженные овации». «Было видно, что я полюбился американцам», - делился своими впечатлениями Чайковский после выступления в Нью-Йорке. В его честь проводились торжественные обеды, банкеты и вечера с участием европейских композиторов: Г.Малера, Р.Вагнера, Ф.Листа, К.Сен-Санса, с которыми укреплялись творческие и дружеские связи. В ходе этих поездок Чайковский общался с известными музыкантами и посвятил им свои сочинения: несколько романсов французской певице Д. Орто, Концерт для фортепиано с оркестром немецкому пианисту и дирижеру Г. фон Бюлову, Увертюру-фантазию для оркестра «Гамлет» норвежскому композитору Э.Григу, Струнный квартет № 3 чешскому скрипачу Ф. Лаубу.Несмотря на интенсивность концертных выступлений, композитор с большим интересом посещал картинные галереи, соборы, театры, много читал, приобретал нотную литературу. Так, он писал из Женевы своему брату Модесту Ильичу: «Ежедневно по вечерам проигрываю по одному квартету Моцарта или Бетховена. Ты не поверишь, какое это наслаждение». Следует отметить, что П.И.Чайковский был разносторонне образованным человеком. Его привлекали различные области искусства, литература, история, философия. Он сделал переводы на русский язык «Итальянских арий» Глинки, оперы «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Персидских песен» и романсов А.Рубинштейна, осуществил переложения нескольких сочинений Бетховена, Вебера. Шумана, а также использовал поэзию и литературные сюжеты не только русских, но и зарубежных авторов: Пушкина, Гоголя, А.Островского, А.Толстого, Байрона, Данте, Шекспира, Шиллера. Огромен был авторитет композитора в России и за рубежом. Он являлся почетным членом нескольких музыкальных обществ Европы и был удостоен звания доктора музыки Кембриджского университета в Англии.«Гордостью и светлой надеждой русской музыки» называли Чайковского его современники. В лучших сочинениях композитора проявляются высокий профессионализм и художественное мастерство, которые Чайковский упорно совершенствовал всю свою жизнь. Результатом сочетания гениальности и большой трудоспособности явилось создание композитором богатого творческого наследия. Его мелодически яркая, эмоциональная и искренняя музыка, по выражению Б.В.Асафьева, «идет прямо от сердца к сердцу», являясь «жизненной необходимостью» для людей. Наверное, в этом удивительном даре – выражать чувства и мысли многих людей – и заключена великая сила музыки Чайковского, незадолго до смерти сказавшего: «Моя вера в справедливый суд будущего непоколебима. Я заранее, при жизни вкушаю наслаждение той долей славы, которую уделит мне история русского искусства». Его произведения постоянно исполняются на концертных эстрадах и в театрах разных стран. Музыка великого русского композитора получила мировое признание и стала достоянием всего человечества. Одним из свидетельств популярности его творчества явился проходивший летом 2015 года в Москве и Санкт-Петербурге XV Международный конкурс имени П.И.Чайковского, в котором приняли участие молодые талантливые пианисты, скрипачи, виолончелисты и вокалисты со всех континентов нашей планеты. «Этот конкурс известен во всем мире. Он способствует установлению культурных связей между народами», - отмечалось в одной из зарубежных публикаций.

Список используемых источников1. О. Гусева «Творческие портреты композиторов». Популярный справочник. М.1990.2. В.Б.Григорович. З.М. Андреева «Слово о музыке». Хрестоматия. М., 1977.3. К.Ю. Давыдова «Музыкальное наследие Чайковского», М., 1958.4. Г.С. Домбаев «П.И. Чайковский и мировая культура», М., 1958.5. Г.А. Прибегина «П.И. Чайковский». Альбом, М.1984.6. П.И.Чайковский «Музыкально-критические статьи». Л.»Музыка», 1986.Интернет-ресурсыhttp://www.rulex.ru/rpg/portraits/29/29022.htm

xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai

Портрет Чайковского - великий дар потомкам

Так получилось, что лучший портрет Чайковского стал и последним прижизненным, написанным за девять месяцев до смерти гениального композитора. Его автор - художник-передвижник из Одессы Николай Дмитриевич Кузнецов (1850-1930).

портрет чайковского

Академик Николай Кузнецов

Как получилось, что портрет человека, который и при жизни считался полубогом, принадлежит кисти провинциального живописца из Малороссии и кто он такой? Выходец из семьи крупного землевладельца Н. Д. Кузнецов, увлекшись передвижниками и будучи талантливым живописцем, поступает в Российскую академию художеств, обучаясь в которой получает три серебреные медали. С 30 лет он систематически участвует в выставках передвижников. О значимости его картин говорит тот факт, что шесть из них хранятся в Государственной Третьяковской галерее, а прекрасное полотно, написанное, как и портрет Чайковского, в 1893 году, «Спящая девочка» купил Александр III в свою личную коллекцию. Кузнецов написал несколько великолепных портретов - В. М. Васнецова и Шаляпина, И. Е. Репина и графа М. М. Толстого. Все они очень хороши, но портрет Чайковского прославил фамилию художника в веках.

Самый достоверный

п и чайковского портретВообще композитора рисовали мало, может быть, потому, что уже входили в моду фотографии, для которых не надо было позировать часами. Для Большого зала консерватории были заказаны изображения великих композиторов. Овальный портрет Чайковского написан Николаем Корнилиевичем Бодаревским. Но как правило, когда упоминают о живописном изображении композитора, всегда подразумевают портрет кисти Николая Кузнецова, который Модест Ильич, брат художника, назвал «потрясающе жизненным изображением». Он сказал, что лучшего портрета он не знает и что художнику удалось угадать и достоверно передать трагизм настроения величайшего композитора, в котором он находился в ту пору.

Враги всегда чернят то, что особенно дорого

П. И. Чайковского, портрет которого, по свидетельству близкого и хорошо знающего его человека, очень хорош и достоверен, в это время мучили страхи и сомнения. Спекуляции на тему о добровольном уходе из жизни, как и другие мифы о человеке, составляющем славу России, преследуют одну цель – очернить то, чем гордится и что любит каждый русский. Официальная версия преждевременной смерти говорит о том, что Чайковский умер от холеры, которую подхватил, выпив стакан сырой воды. Этот красивый человек, страдающий всю жизнь мучительной застенчивостью, вряд ли выбрал бы добровольный уход из жизни, сопровождающийся изнурительной рвотой и поносами. Но тому, что всемирно (он дирижировал симфоническим оркестром на открытии Карнеги-холла и был доктором Кембриджского университета) признанному гению в последние годы жизни что-то не давало покоя, есть много свидетельств современников.

История создания

портрет петра чайковского П. И. Чайковского, портрет которого писался в Одессе, пригласили в этот город на закрытие сезона оперного театра, являвшегося в ту пору одним из лучших в России. Директор театра Райский хотел увековечить это событие портретом великого маэстро, который он бы повесил в холле театра, придав ему, таким образом, еще большую значимость. П. И. Чайковский согласился позировать 43-летнему выпускнику Академии Н. Кузнецову. Несколько часов он добросовестно был моделью, а потом попросил отпустить его, так как стоять в жару в костюме было смертной мукой. Художник заканчивал портрет Петра Чайковского без модели. Когда Кузнецов привез композитору законченную работу, Чайковский по достоинству ее оценил, назвав «чудной». Третьяков был того же мнения о работе и сразу же приобрел портрет для своей коллекции. Полотно размером 623 х 800 мм, запечатлело умного, думающего, страдающего, красивого человека, «славу и гордость земли русской». Темный фон, черный костюм и два светлых пятна – лицо и кисть руки на раскрытой партитуре. Может быть, фон не дорисован до конца, но он так хорошо подчеркивает прекрасное лицо гения. Можно додумать в темноте фона каких-то монстров, якобы мучающих композитора, а можно радоваться тому, как удачно выделено лицо, обрамленное сединами, и как подчеркнут взгляд титана, как переданы ум, гениальность и редчайшее дарование.

fb.ru

В творчестве русского композитора Петра Ильича чайковского Времена года Портрет П. И. Чайковского

НазваниеВ творчестве русского композитора Петра Ильича чайковского Времена года Портрет П. И. Чайковского
Н.Э. Баумана Организация совместной работы слушателей в класс
Дата19.07.2013
Размер2.03 Mb.
ТипПрезентации

В творчестве русского композитора Петра Ильича чайковского

Времена года

Портрет П.И.Чайковского

ЛЕТО

Ярче солнце светит,

В воздухе тепло.

И куда не глянешь,

Все кругом светло.

На лугу пестреют

Яркие цветы,

Темные листы.

Суриков И.

А. Куиднжди. Березовая роща

Как приятна березок гряда

Бьет зеленый прибой у дороги

Им без устали моет вода

Без того побелевшие ноги.

Танец русских девушек в березовой роще

Смотри, как роща зеленеет,

Палящим солнцем объята,

А в ней какой-то негой веет

От каждой веточки листа.

Тютчев.

Италия. Венеция.

П.И.Чайковский «Июнь. Баркрола»

Октябрь

Осенняя песня

Золотяся между сосен,

Клены желтые стоят.

Что за чудный им наряд

Подарила осень!

Как украсила рябины,

Меж узорною листвой

Яркие рубины!

И качаются березы

В разноцветных кружевах.

Лишь у елки на ветвях

Блещут только слезы.

ИТОГ УРОКА

Сила музыки этих двух произведений в том, что после прослушивания их, нам хочется делать только доброе и хорошее.

Похожие:

Разместите кнопку на своём сайте:rpp.nashaucheba.ru rpp.nashaucheba.ru

rpp.nashaucheba.ru

Пётр Ильич Чайковский | Classic-music.ru

Портрет композитора Петра Ильича Чайковского. 1893 В Третьяковской галерее есть портрет Чайковского работы художника Кузнецова, запечатлевший черты пятидесятилетнего композитора. Высокий, выпуклый лоб обрамлен белыми, как снег, волосами. Из-под задумчиво сдвинутых бровей глаза смотрят как-то особенно нежно и внимательно, мечтательно и пытливо. Это взгляд человека, достигшего таких вершин, откуда можно сразу охватить минувшее и будущее, безотрадную пустыню и буйно цветущую жизнь, героические деяния и смятенное отступление, титанический взлет фантазии и мелочи действительности, с жаром изученные, точно подмеченные и ревниво сохраненные памятью.

Кисть Кузнецова выдает и другие черты характера композитора: полуседая борода скрывает по-детски полный, трогательный рот. Рот много страдавшего взрослого ребенка, который предпочитает словам молчание, а если непременно надо говорить, то вполголоса, не любит приказывать, а только просит. И как бы в противовес этим тонко обрисованным чертам, Чайковский, на этом же портрете Кузнецова, опирается ладонью о стол с такой силой, что все его тело наклонилось вперед в позе, полной внутренней энергии.

Чтобы дополнить этот портрет, вернее, подтвердить то, что изобразил живописец, приведем несколько воспоминаний, как самого композитора, так и его современников...

Чайковский почти постоянно находится в состоянии депрессии. Его терзают робость, безотчетный страх и непреодолимое чувство одиночества. Но при всем этом во время одного из путешествий он выкидывает мальчишескую шутку: выдает себя за князя Волконского. При звуке этого имени, словно по команде «смирно!» неподвижно застывают ямщик, все служащие почтовой станции, офицеры, — весь глупый мир марионеток, который приводится в движение чинопочитанием. Ненависть к шуму граничила у Чайковского с манией. И на родине, и за границей он искал квартиры, в которых соседние комнаты, коридоры совершенно изолировали бы его от внешнего мира; когда же он бывает в деревне, то самозабвенно отдается крестьянской музыке, громкому звучанию ритмов. В Москве он страдает от гнетущей мелочности окружавшей его среды. Чайковский стремится за границу, в «широкий мир». Но в «широком мире»: в Риме, Париже, Флоренции, Неаполе, где его окружает античная и современная расцветающая красота, его мучит тоска по родине. Ему хочется снова видеть дорогие, родные лица, ему не хватает милой звучности русской речи, ароматов родной земли. Перед церемонией вручения знака высокого отличия он в полном смысле слова заболевает: необходима помощь врача и добрая порция коньяку, чтобы как-нибудь восстановить его душевное равновесие. Настоящий праздник для композитора, если его посетит старый слуга; и в дневнике Чайковского значительное место занимает описание счастливых часов, когда после 45-летней разлуки он встретился со своей старой воспитательницей Фанни Дюрбах.

Он скромен, но горд. Ведь ему еще нет 20 лет, когда после долгих сомнений он, наконец, осознает, что он не просто умелый дилетант, а настоящий художник, обязанность которого перед самим собой и всем миром — серьезно отнестись к своему призванию. Он скромен, ибо если кто-нибудь указывает на недостатки его произведений, будь это друг или враг, поклонник его таланта или желчный критик, он готов засесть за переработку. Он скромен, но все же высокомерно заявляет: «Среди живых композиторов нет такого, перед которым я должен склонить голову».

Его необыкновенно чувствительная, реагирующая на все впечатления душа не стремится красоваться в позе непреклонности и постоянства. Он меняет свои взгляды на искусство, развивается, как сама жизнь. Его внутренний мир, его творчество непрерывно обогащаются, сливаясь с основным течением XIX века, объединившим поэтов, писателей и деятелей искусства вместе с учеными и военными, студентами и рабочими, натуры как боевые, так и мечтательные. Это историческое, общественное и философское течение борьбы за свободу и демократию.Чайковский — один из самых выдающихся представителей искусства этого столетия бурь и борьбы. Его музыка звучит с необычайной силой и исключительной убедительностью. В музыке он не пионер и не идет по этому трудному пути. Но и не консерватор, его не соблазняют протоптанные тропинки минувших эпох. Он стремится слить новое и классическое, общепонятное и изысканное, задушевную лирику романса с героической интонацией эпоса. Если Мусоргский представляется нам как человек будущего, который так много говорит о «завтра», что окружающие с трудом понимают его, то про Чайковского можно сказать, что он «поет» свою эпоху, свою среду и, расширив эти понятия, все свое столетие. Но звучание ритм и сам музыкальный поток его произведений настолько мощны, что в шуме этого потока слышится и «вчера», в плеске его волн - песни о настоящем, и все его творчество, хотя и не через пороги или головокружительные водопады и водовороты, - но все же почти перекидывается в мир будущего.

Это будущее, три четверти века, прошедшие со смерти Чайковского, свидетельствует, что популярность композитора не ослабела. Как публика, так и музыканты-исполнители сохраняют любовь к его творчеству, и почти все его произведения входят в современные программы.

По следам Чайковского пошел целый ряд молодых музыкантов. Глазунов и Танеев, Рахманинов и Аренский, а также современная советская музыка многим обязаны Чайковскому, композитору, патриоту, гуманисту, выступавшему за дело свободы.

www.classic-music.ru

1. Эстетические принципы П. И. Чайковского Жизненный и творческий путь Характеристика творчества

  

1. Эстетические принципы П.И.Чайковского

2. Жизненный и творческий путь

3. Характеристика творчества

4. Симфоническое творчество

5. Оперное творчество

6. Балеты

7. Камерно-инструментальные произведения

8. Романсы

9.Значение

10. Почему я выбрала музыку Чайковского

О музыке, как о всяком другом великом искусстве человечества – живописи, литературе, скульптуре, - написано тысячи книг, сказано миллионы прекрасных слов, и поэтому я считаю совершенно излишним в который раз убеждать Вас в величии музыкального наследия ушедших поколений. Музыка сама сделает это, «она одна является мировым языком и не нуждается в переводе, ибо говорит душе». Я абсолютно согласна с композитором, о великом гении которого я решила рассказать, что «ни музыка, ни литература, ни какое бы то ни было искусство в настоящем смысле этого слова не существует для простой забавы…» Каждый художник своего времени передал в будущее свои мысли и чувства, пульс своей эпохи, уверенный, что они дойдут до «… более глубоких потребностей человеческого общества, нежели обыкновенной жажде развлечений и легких удовольствий». В музыке, как на картине, можно увидеть все: и золотые русские нивы, и угрюмые сибирские леса, и необъятность вод Иртыша, и величие и ничтожность человеческую…. Именно поэтому я выбрала музыкальную тему для своей работы, считая, что только через музыку можно передать все самое дорогое и наболевшее за уже канувшие в Лето годы.

Цель моей работы

-показать значимость русского искусства на примере выдающегося русского композитора Петра Ильича Чайковского.

Задачи:

- систематизировать материал о композиторе;

- создать слайдопроект и выступить перед учащимися лицея;

Да и лицеисты, к которым я обратилась с просьбой назвать значимых русских композиторов, чаще других называли имя Чайковского и его знаменитые балеты «Лебединое озеро» и «Щелкунчик».  

Имя Петра Ильича Чайковского, продолжателя традиций Глинки и Даргомыжского, выделяется среди композиторов - классиков. Его бессмертные произведения стоят в одном ряду с произведениями А.С.Пушкина, Л.Толстого.

Основные эстетические принципы Чайковского формировались в 60-70-е г.г. XIX века, в период высокого подъема общественной и художественной мысли, расцвета русской литературы, живописи и музыки. При остром трагизме мироощущения важнейшей чертой Чайковского является гармоническое, оптимистическое восприятие жизни. Эстетика Чернышевского «прекрасное - есть жизнь» стала принципом Чайковского. Чайковский любил жизнь, человека. Правдивое раскрытие душевных переживаний - сущность его музыки.

Чайковский глубоко национальный композитор. В произведениях он показывает жизнь русского общества, его быт; дает картины русской природы. Музыка интонационно близка русской народной песне. Сам композитор писал: «Что касается вообще русского элемента в моей музыке, то это происходит вследствие того, что я вырос в глуши. С детства, с самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки, что я до страсти люблю русский элемент во всех его проявлениях, одним словом, я русский в полнейшем смысле этого слова».

Братья Чайковские. Слева направо: сидят - Николай Ильич, Петр Ильич; стоят - Анатолий Ильич, Ипполит Ильич и Модест Ильич. 1890 г., С.-Петербург, фото А. Пазет

Чайковский композитор, дирижер и публицист.

П.И. Чайковский родился 25 апреля 1840 года в г. Воткинске в семье горного инженера, директора металлургического завода. Детство его протекало в Воткинске. Первые уроки на фортепиано начались в эти годы. По исполнению 10 лет Чайковский был определен в Петербургское училище правоведения. В училище преподавалась музыка для желающих. Именно здесь начались серьезные занятия музыкой. Чайковский посещает симфонические концерты, знакомится с произведениями русских и западных композиторов. Особенное впечатление производят на него оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин» и «Дон Жуан» В. А. Моцарта.

В 1859 году Чайковский, оканчивает училище правоведения, получает чин титулярного советника. Начинается служба в Министерстве юстиции, которая тяготит Чайковского, так как все яснее становится, что его призвание - музыка. Он писал: «Я много занимался теорией музыки и теперь решительно убедился, что рано или поздно, я променяю службу на музыку».

П. И. Чайковский. 1859, С.-Петербург. Фотография Штейнберга П. И. Чайковский. Вторая половина 1860-х гг.. Москва, фото М. М. Панова
В 1862 году Чайковский поступает в Петербургскую консерваторию, где занимается у известных педагогов А. Рубинштейна и Н. Зарембы, сыгравших большую роль в воспитании молодого композитора. Отказавшись от службы в Министерстве юстиции, Чайковский целиком посвящает себя музыке, очень много сочиняет.

П. И. Чайковский. 1863 г, С.-Петербург, фото Кулиша   П. И. Чайковский. 1874 г, С.-Петербург, фото А. Лоренса
В 1868 году Чайковский успешно заканчивает Петербургскую консерваторию кантатой для хора и оркестра. По приглашению директора только что открывшейся Московской консерватории Н. Рубинштейна он начинает педагогическую работу в консерватории, где ведет композицию, гармонию, теорию музыки, инструментовку.

памятник перед Московской Государственной консерваторией

На основе опыта педагогической работы Чайковским было написано «Руководство к практическому изучению гармонии», изданное в 1872 году.

П. И. Чайковский. Начало 1875 г, Москва, фото И. Дьяговченко   П. И. Чайковский. 1 апреля 1884 г, Москва, фото М. Н. Конарского
Московские годы.

В Москве Чайковский оказывается в центре музыкальной жизни. Он знакомится с рядом выдающихся музыкантов, артистов, поэтов. Знакомство с драматургом Островским, Одоевским, поэтом Плещеевым, дружба с Н. Рубинштейном, музыкальным критиком Кашкиным, встречи с Л. Толстым - все это сыграло положительную роль в утверждении реалистических принципов Чайковского.

Помимо педагогической работы Чайковский выступает как музыкальный критик. Он пишет о значении творчества М И. Глинки, о том, что развитие национальной музыки должно идти по пути, начатому им; предсказывает большое будущее начинающему композитору Н. А. Римскому-Корсакову; приветствует связь с народным творчеством норвежского композитора Э. Грига.

В то же время Чайковский напряженно занимается сочинениями. Очень плодотворным был этот период: 3 симфонии, первый фортепианный концерт, вариации на тему рококо для виолончели, 4 оперы - «Воевода», «Опричник», «Ундина», «Кузнец Вакула», три квартета, балет «Лебединое озеро», фортепианный цикл «Времена года». Оптимистично и радостно творчество Чайковского этого времени. В то же время появляются драматические произведения - «Ромео и Джульетта», «Буря», «Франческа да Римини».

Большую поддержку Чайковскому всегда оказывали Н.Г. Рубинштейн - пианист и дирижер, пропагандировавший его произведения, издатель Юргенсон, печатавший его сочинения, Ларош - музыкальный критик.

П. И. Чайковский. 9 июня 1886 г, Париж, фото Ш. Ройтлингера   П. И. Чайковский. 1887 г, С.-Петербург, фото К. А. Шапиро
Переутомление и неудачная женитьба в 1877 году вызвали нервное заболевание. Чайковский уезжает за границу. В этом ему оказывают большую помощь друзья, особенно Н.Ф.Фон Мекк - большая почитательница таланта Чайковского, письма к которой были своеобразным дневником композитора. Излечивает Чайковского напряженный, всецело поглощающий труд. Опера «Евгений Онегин» и четвертая симфония - выдающиеся произведения этого времени. С конца 1870-годов в творчестве Чайковского наступает новый период - все яснее проступают трагические черты. Интимная лирика уступает место трагедийным концепциям.

П. И. Чайковский. 16/28 апреля 1891 г., Нью-Йорк, фото Н. Сарони   П. И. Чайковский. 20 января 1893 г., Одесса. Фото В. Чеховского
Одновременно с работой над произведениями Чайковский как дирижер с успехом выступает в Берлине, Женеве, Париже, Америке, Лондоне, где ему в 1893 году присваивают степень доктора музыки Кембриджского университета.

Последнее десятилетие композитор также много работает. В эти годы им написаны оперы «Мазепа», «Чародейка», «Пиковая дама», лирически светлая «Иоланта», балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик», «Серенада для струнного оркестра», «Итальянское каприччио», Пятая симфония, (трагическая) Шестая симфония.

В произведениях последнего периода (1885-1893) еще резче ощущается контраст светлых и мрачных образов. Начиная с симфонии «Манфред» (1885) в симфоническое творчество Чайковского входит большая драматическая тема. И во всех симфонических произведениях последних восьми лет жизни Чайковский разрабатывает ее в философском аспекте. При этом эмоциональный накал музыки возрастает. Его последняя, Шестая симфония - произведение необычайной силы воздействия.

Последние годы Чайковский жил в Клину - под Москвой. Сюда приезжали друзья и ученики композитора Н.Д. Кашкин, композитор С.И. Танеев и другие. Просматривались новинки в музыке, разгорались споры. Вдали от Москвы и Петербурга, особенно проявилась черта Чайковского - умение работать, по 14 часов в сутки. Он работал, считая что «…вдохновенье - гостья, которая не любит посещать ленивых, она является к тем, которые ее призывают».

Последним произведением Чайковского была Шестая симфония, которой он дирижировал 16 октября 1893 года, а 25 октября его не стало. В настоящее время в Клину находится дом-музей Чайковского.

дом-музей в Воткинске

Там бережно хранятся книги, рукописи, адреса, обстановка, в которой жил композитор, все то, что может нам рассказать о талантливейшем русском композиторе второй половины XIX века.

похоронен на тихвинском кладбище

^ П.И.Чайковский, вобрав в себя лучшие достижения европейской и русской музыкальной культуры, опираясь на русское народное творчество и городской романс XIX века, создал классические образцы русского национального музыкального искусства. Он создал лирическую оперу, русский классический балет; его фортепианные и скрипичные концерты являются большим вкладом в мировую камерно-инструментальную музыку. По-новому зазвучали его фортепианные миниатюры и лирические романсы.

Музыка Чайковского лирична. Основным средством выразительности является развернутая мелодия. Мелодия включает в себя и широкий напев русской народной песни, и напевно-декламационную выразительность человеческой речи. Музыку Чайковского отличают простота и доступность при высоком профессионально-художественном мастерстве. Гармония богата и разнообразна, но без обилия красочных деталей, все подчинено напряженности и динамизму, непрерывности развития В произведениях Чайковского часто звучат танцевальные ритмы, особенно ритмы вальса, и не только в его балетах, но и в симфониях, операх, камерно-инструментальной и вокальной музыке. Подобно Глинке Чайковский воспринял песенную и танцевальную мелодику других народов: украинского, итальянского, французского.

Труден и мучителен путь Чайковского как оперного композитора. Он стремился к созданию лирической оперы, основанной на реалистическом восприятии жизни, не претендующей на занимательность внешнего действия и изображающей не идеализированных романтических героев в необычайных обстоятельствах, а людей близких к современникам. Художественный результат был достигнут только в пятой опере - опере «Евгений Онегин».

В отличие от опер уже в первых симфонических произведениях Чайковский нашел свой оригинальный язык и стиль. Уже в первой симфонии рождается новая трактовка симфонического цикла, новые приемы инструментовки и смелость гармонических планов. Создается индивидуальный мелодический стиль.

^ Симфоническая музыка занимала большое место в творчестве Чайковского на протяжении всей его жизни. Первым его значительным произведением в этой области явилась увертюра «Гроза» по драме Н. Островского, последними явились Шестая симфония и Третий фортепианный концерт, написанные незадолго до смерти. Среди различных по жанру симфонических произведений ведущее значение имеют 6 симфоний, симфония «Манфред» и одночастные программные увертюры и поэмы – «Фатум», «Ромео и Джульетта», «Буря», «Франческа да Римини», «Гамлет», «Воевода».

Выдающиеся произведения - четвертая и пятая симфонии. В жанре симфонии решается основной вопрос философских исканий композитора - о смысле человеческого существования. Чайковский был убежден, что симфоническое произведение дает возможность с большой свободой и без всяких ограничений отразить процесс развития художественной идеи. Как подлинный драматург он стремился к концентрированному выражению основного конфликта посредством столкновения и развития музыкальных образов. В музыке все это находит отражение в преобразовании, противопоставлении и взаимодействии различных музыкальных тем. Контрасты между темами проявляются и в мелодии, и в гармонии, и в оркестровых тембрах.

В избрании литературных сюжетов для программного сочинения сказывалась драматическая природа дарования композитора. Центральной задачей для него становилось воплощение идеи, главного конфликта литературного произведения. Чайковский вошел в историю развития мирового симфонизма как создатель лирико-драматических, лирико-трагедийных симфоний. В своих инструментальных произведениях он возродил бетховенские принципы обобщения идей и образов в больших симфонических масштабах.

В русской музыке XIX века только Чайковскому удалось поднять симфонию, по выражению Б.В. Асафьева, на уровень «эмоциональной философии в звуках». Лирическая природа его симфонизма - психологизм, опора на жанровую конкретность образов, тяготение к обобщенно-понимаемой действенного и динамического симфонического метода. В письме к Танееву Чайковский называл симфонию «самой лирической из музыкальных форм», а в письмах к фон Мекк, подчеркивая ее преимущества, писал о большом просторе для фантазии. Ощущая симфонию как «лирическую исповедь души, на которой много накипело», а создание ее - как «чисто лирический процесс», Чайковский в первую очередь отражает сложную психологическую, эмоциональную жизнь человека.

Важнейшая черта симфонической музыки Чайковского - взаимодействие ёе с оперным жанром. Симфоническое действие имеет приметы сюжетного развития, конфликтность образов в нем подчеркнута. Воздействие приемов оперной драматургии заметно в кульминационных моментах, особенно драматического и трагедийного характера. Таковы кульминации первых частей четвертой и шестой симфоний, внедрение темы рока в медленную часть пятой симфонии. Влияние оперы на симфонии выявилось в характере тематизма и особенностях его развития. В шестой симфонии Чайковский-симфонист выступил как художник, который подвел итог симфонизму XIX века, осмыслив в философском и эмоциональном плане главные тенденции классического и романтического искусства, как современнейший из композиторов своей эпохи. Музыка этой эпохи отличается предельной эмоциональной насыщенностью, остротой контрастов и яркой образностью. Чайковский в этой симфонии отказывается от приемов лейтмотивизма, использованных в четвертой и пятой симфониях, но он насыщает симфонию интонационными связями, придающими ей большую внутреннюю целостность. Завершается симфония скорбным финалом. Разнообразный круг жанровых элементов претворен в оркестровых сюитах, серенаде для струнного оркестра, «Итальянском каприччио».

Выдающийся вклад внесен Чайковским в развитие концертного жанра. Его 1-й и 2-й концерты для фортепиано с оркестром, концерт для скрипки с оркестром, вариации для виолончели с оркестром на тему рококо принадлежат к лучшим образцам этого жанра в мировой музыкальной литературе.

^ «Опера, именно только опера, сближает Вас с людьми, роднит Вашу музыку с настоящей публикой, делает Вас достоянием не только отдельных маленьких кружков, но при благоприятных условиях - всего народа» - писал Чайковский.

Опера в его творчестве занимает большое место. Композитором написано 10 опер: «Воевода». «Ундина» (впоследствии уничтоженные, как не соответствующие его требованиям), «Кузнец - Вакула», опера в последующем изменении получившая название «Черевички»; 3 оперы на исторический сюжет - «Опричник», «Мазепа». «Орлеанская Дева»; опера «Чародейка»; светлая, жизнеутверждающая лирическая «Иоланта». Вершиной оперного творчества Чайковского являются оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама». Большинство опер - это лирико-психологические драмы, в основе которых жизнь человека, мысли, чувства.

Чайковского привлекали «сюжеты в коих действует настоящие, живые люди, чувствуют также, как и я». Композитор последовательно придерживался продуманных принципов оперного жанра. Впитав многообразные стили и направления европейской и русской музыки, Чайковский создает новый тип реалистической оперы.Главным условием оперы Чайковский считал правдивость характеров и ситуаций. Сюжет должен передавать одно сильное чувство - любовь, ревность, патриотизм». В основе опер Чайковского лежит сложный конфликт. Композитор считал, что либретто должно быть сжатым, передающим основную идею. Ведущей в операх Чайковского является мелодия, оркестр не заглушает певца, но активно участвует в развитии оперы. В его операх гармонично сочетаются симфоническое развитие и замкнутые оперные формы - арии, дуэты, хоры, ансамбли. Большое значение Чайковский придавал яркой индивидуальной характеристике героев и показу образов в развитии. Богатство и выразительность вокальной партии соединяются в операх Чайковского с напряженным симфоническим развитием, позволяющим передавать динамику душевных состояний. Вместе с тем он с большим вниманием относился к законам сцены, добивался тщательной обрисовки бытового или исторического фона, считая, что оперу надо «не только слушать, но и смотреть».К законченному воплощению своего оперного идеала Чайковский пришел не сразу. В «Евгении Онегине», написанном в 1878 году по поэме А.С. Пушкина впервые удалось воплотить свой эстетический идеал «интимной, но сильной драмы» из жизни обыкновенных людей, создав глубоко жизненное произведение. 

Оперное творчество последнего периода открыло новую страницу в истории музыкального театра. Послеонегинские оперы: «Орлеанская дева», «Мазепа», «Чародейка» имеют общие черты. Теперь психологическая драма героев выражена в очень сложном «внешнем» действии, содержание насыщено конфликтами, внезапными поворотами, параллельными сюжетными линиями. Возрастает роль народных массовых сцен. Личная драма и народная взаимосвязаны. Это главная черта оперной драматургии этого периода новые свойства опер - многогранность характеров героев, введение второстепенных, эпизодических лиц и контрастное сопоставление образов. Но главное новое качество-введение монодраматического принципа в сложную многосоставную драматургию оперы. Всё действие подчинено развитию одного центрального образа, музыкальная характеристика которого выступает на первый план и влияет на всё остальное. Сильнее всего это проявилось в предпоследней опере - «Пиковой даме», написанной в 1890 году на сюжет Пушкина. Как образец оперной драматургии Чайковского «Пиковая дама» ближе к опере «Евгений Онегин». Чайковский как бы возвращается к показу интимный драмы, но преломляет ее в трагедийной концепции. Все действия направлены на показ развития трагедии главного героя.

«Пиковая дама» - вершина оперного творчества Чайковского, шедевр русской и мировой классики, по мастерству, по единству и цельности развития представляет уникальное явление. Чайковский в этой опере утверждает принципы драматического симфонизма, которые проявляются в наличии конфликтных интонационных комплексов, постепенности музыкальной трансформации образов, длительного развертывания формы, проходящей через ряд стадий, образующих волнообразное развитие, в использовании приемов динамических реприз. В драматургии «Пиковой дамы» ярко отразилось использование приемов развития инструментально-симфонической музыки в опере. Новый тип оперной драматургии потребовал и особого тематизма.

Балеты. Обращение П.И.Чайковского к жанру балета не случайно. Его дарованию свойственно ощущение пластичности музыки. Нередко в его операх, симфониях, романсах используются танцевальные ритмы. Балеты Чайковского открывают историю русского классического балета. До Чайковского музыка в балете играла вспомогательную роль. В его балетах именно музыка в единстве с танцем стала выразителем содержания. Это подлинно драматические произведения. Музыка каждого -танца, оркестровые эпизоды между ними соединены не механически, а определены содержанием. Чайковский в балете не нарушает традиции, но изменяет смысл музыки. Все классические формы подчинены раскрытию основной темы. Композитор подходит к балету как к симфоническому программному произведению. Принципы симфонизации балета - в этом заключается реформа Чайковского. «Ведь балет - та же симфония» - писал композитор. Драматические принципы оперы и симфонии перенесены в балет - сквозное музыкальное развитие, яркие индивидуальные характеристики, лейтмотивное развитие, единство целого. Чайковский считал, что если содержанием оперы должна быть реальность и правдивость, то содержанием балета должна быть сказка, волшебный вымысел. Чайковским написаны три балета: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Сюжеты всех балетов сказочные. Первый балет «Лебединое озеро» сочинен в 1876 году театральным деятелем Бегичевым и хореографом Гельдером.

Майя Плисецкая в роли Одетты

Второй балет «Спящая красавица» /1889/ - монументальная хореографическая симфония, написанная по сказке Перро.

Третий балет Чайковского «Щелкунчик» /1892/ - написан на сюжет сказки Гофмана. Все балеты объединяет основная идея - торжество добра над злом.

К числу лучших произведений Чайковского в 70-е годы, наряду с оперой «Евгений Онегин» и Четвертой симфонией, относится балет «Лебединое озеро», романтическая повесть о любви и верности. Написан балет в 1876 году, первое исполнение состоялось в 1877 году. Музыкальный критик ГА.Ларош по поводу балета «Лебединое озеро;» писал: «Мелодии, одна другой пластичнее, льются, как из рога изобилия». Поэтическое содержание и вдохновенная музыка балета определили его популярность, растущую с каждым годом. Чайковский, не разрушая традиций балетного жанра, сумел создать новаторское произведение. Несмотря на традиционную замкнутость музыка проникнутая единым лирическим содержанием. Последовательное проведение основной трагической темы, лейтмотива Одетты, создает непрерывное развитие и симфоническую целостность. Эта тема появляется в различные моменты балета, видоизменяясь от нежной лирически - светлой к трагической.

^ Во всех жанрах камерно-вокальной и инструментальной музыки мы находим общие черты: драматизм его произведений, национальный мелодический язык, связь с русской народной песней и бытовым романсом, использование жанров танцевальной музыки, любовь к родной природе, показ внутреннего, душевного мира человека. В области камерно-инструментального творчества Чайковским написано 3 квартета. Выдающимся камерным произведением является трио, написанное на смерть Н.Г.Рубинштейна. Чайковским было написано множество фортепианных произведений. Это три концерта, фантазия, соната, свыше 100 фортепианных сочинений. В фортепианных произведениях Чайковский выражает свои лирические настроения, даёт музыкальные зарисовки природы, бытовых народных сцен. Наиболее известны его «Детский альбом», цикл пьес «Времена года», пьесы «Ната-вальс», «Сентиментальный вальс», «Романс».

Цикл «Времена года» связан единым внутренним стержнем, хотя и состоит из 12 отдельных пьес, по числу месяцев в году. Петр Ильич, как редко ВТО, любил жизнь…. Каждый день имел для него значительность, и прощаться с ним, ему было грустно при мысли, что от всего пережитого не останется никакого следа. Может быть, поэтому – то общее настроение «Времен года» грустное, элегическое, несмотря на возникающие порой светлые и радостные эпизоды. Смены месяцев вызывают где – то в глубине сознания мысль об уходящей молодости, об уносящейся жизни.

В мировой фортепианной литературе нет больше произведения, в котором композитор пытался бы охватить круговорот сменяющих друг друга картин природы и человеческой жизни, и воплотил бы это с той же мудрой и гениальной простотой. Отдельные пьесы «Времен года» мелодически близки русской народной песне («Песнь косаря», «На тройке»). Во многих пьесах цикла слышатся тонко примененные звукоизобразительные приемы: пение жаворонка, плеск волн, сигналы охотничьих рогов, звон колокольчиков удаляющейся тройки. Это помогает композитору раскрыть перед слушателями правдиво и поэтично нарисованные картины природы и народного быта.

Романсы. Романсы составляют значительную и богатейшую часть творчества Чайковского. И в них проявилась новаторская природа его дарования. На протяжении всей жизни он писал романсы, поэтому они отражают основные вехи его эволюции, Чайковский обогащает жанр романса приемами развития свойственными оперной и симфонической музыке. Более ста романсов написано Чайковским. Они различны по настроению: радостны и светлы такие романсы как «То были раннею весной», «День ли царит», драматичны романсы «Ночь», «Снова, как прежде, один». Ряд романсов связаны с темой природы («Благословляю вас, леса», «Растворил я окно»). Глубоко и правдиво переданы различные чувства и настроения Тексты романсов принадлежат различным поэтам, в основном русским: А.Толстой, Пушкин, Фет, Майков и другие. В романсах, также как и в операх, Чайковский находит верный, соответствующий тексту и характеру мелодический образ. Характерной чертой романсного стиля Чайковского является сочетание широкой певучей мелодии с речевой выразительностью, а также единство ритма на протяжении всего произведения. Большую роль играет фортепианная партия, которая дополняет вокальную партию, создавая яркий цельный образ - настроение...

Выразительный поэтически-музыкальный образ создается в романсе на слова А.Толстого «Средь шумного бала». Этот романс, написанный в ритме вальса, - тонкая лирическая миниатюра. Одно из самых трагических произведений Чайковского последних лет его жизни - это романс «Снова, как прежде, один», который входит в цикл романсов слова поэта Ратгауза. Музыка передает глубокую скорбь одинокого человека. Выражено это очень просто, лаконично. Здесь Чайковский стремится к органичному взаимодействию голоса и фортепиано. Фортепианная партия играет равную с голосом роль.

В 1887 году Чайковский выехал в первое концертное заграничное турне: он выступает как дирижер со своими сочинениями, изучает музыку народов европейских стран. Успех и искренний восторг публики трогали композитора, но он не мог оторваться от России надолго: его охватывали тоска и раздражение. Русская речь, русский тип красоты, характер, склад ума невыразимо привлекали и волновали его.

Произведения Чайковского стали мировой классикой. Оперы исполняются на многих языках мира. Каждые 4 года проводится конкурс имени Чайковского, в котором участвуют музыканты всего мира. Творческое наследие Чайковского вошло неотъемлемой частью в мировое искусство уже при его жизни, с конца XIX века, в XX веке популярность музыки Чайковского достигла огромных размеров. Воздействие наследия Чайковского на XX век сказалось не только непосредственно через его творчество, но и через те традиции его творческой и общественной деятельности, которые развились и укрепились музыкантами следующих поколений.

Чайковский внес новое почти в каждую область музыкального искусства. Принципы симфонизма Чайковского развивались в творчестве многих последующих композиторов. Это воздействие проявилось: в идейно-образном содержании музыкальных произведений, в творческом методе композиторов, в особенностях музыкальной драматургии и средств выразительности.

Особое влияние творчество Чайковского оказало на исполнительскую культуру XX века - на развитие музыкального театра, на дирижерское и исполнительское искусство. Воздействие проявилось в усилении внимания к психологическому началу и к процессу воспроизведения, развития образа. Музыка Чайковского принадлежит к тем явлениям искусства, которые имеют непреходящее значение в истории культуры всего человечества.

Площадь Чайковского в городе Чайковском

  Если бы у меня возможность говорить и общаться только через музыку, то я выбрала бы музыку П.И. Чайковского. Я уверена, что она как нельзя лучше бы отразила мой внутренний мир.

Однажды я услышала такую фразу: «если тебе плохо, то больше всего на свете тебе ужен или хороший собеседник или хорошая музыка». И действительно, я уверена, что каждый из нас когда – либо замечал, как музыка своей силой и простотой может нас и успокоить, и взбудоражить, и развеселить или, наоборот, окунуть в тихую задумчивость. И все это можно почувствовать в музыке Чайковского прежде всего из – за ее исключительного разнообразия, богатства содержания и различия средств ее воплощения.

Оправдание тому, что я поставила литературу, живопись или другое искусство немного ниже искусства Музыки, я вижу в том, что Музыка одарена свойством правдиво, искренно и просто выражать звуками те чувства и настроения, на которые наводит текст или картина. В этом я вижу превосходство музыки как творение человека.

Гончаров Александр работа «Чайковский»

Великое наследие П.И. Чайковского является залогом будущности его музыки. Она не умирает и не старится. Она свято хранится людьми всего мира не как музейная редкость, а как живое явление современности. ЕЕ исполняют, слушают и изучают. Она звучит всюду – в прославленных театрах и концертных залах, школах и университетах культуры. Она передается из поколения в поколение и составляет неотъемлемую часть мировой культуры.

Портрет Чайковского. Мрамор. 1947 Третьяковская галерея

Данная работа может быть использована на уроках музыки, истории, мировой художественной культуры и классных часах.

Работа выполнена

Станчас Викторией,

ученицей 8Б класса

МКОУ «Лицей»

Г. Калачинска, Омской области,

руководитель Рис Г. Г.

edu.znate.ru