Творческий портрет чайковского: Творческий портрет Чайковского

Творческий путь П.И.Чайковского

Петр
Ильич Чайковский – великий композитор,
составивший эпоху в истории мировой
музыкальной культуры. Жизнь
Чайковского – это образец непрерывного,
настойчивого труда. Композитор-симфонист,
автор замечательных опер Чайковский
сочетал работу композитора с деятельностью
педагога, критика-публициста, дирижера.
Основная идея его творчества – протест
и страстная борьба против темных сил
жизни, воздвигающих препятствия на пути
человека к счастью. Даже приводя
эту борьбу к трагическому завершению
(как в «Пиковой даме», «Шестой симфонии»)
Чайковский подчеркивал конечное
торжество светлых гуманистических
идеалов. Творчество
Чайковского глубоко национально: он
создал галерею замечательных образов
русских людей, запечатлел картины родной
природы, воспел героическое прошлое
России. Чуткий реалист-психолог, он
с огромной эмоциональной силой и
жизненной правдой отразил духовный мир
своих современников.

Путь
композитора Чайковский начал в середине
60-х гг. . В 70-х гг. он был уже автором многих
выдающихся сочинений , в том числе оперы
«Евгений Онегин», балета «Лебединое
озеро», четырех симфоний,
программно-симфонических произведений
«Ромео и Джульетта» и «Франческа да
Римини». Но наивысшего расцвета достигло
его дарование в 80-х и в 90-х гг., когда им
были созданы такие шедевры как балет
«Спящая красавица», опера «Пиковая
дама», Пятая и Шестая симфонии. Чайковский
– художник-реалист. Он искренне и
правдиво рассказывает о скорби и радости
простого человека, ярко воплощает в
музыке его возвышенно-прекрасную мечту
о счастье. Чутко и глубоко раскрывает
Чайковский характеры людей, богатый
мир их душевных переживаний.

По
характеру своего дарования Чайковский,
прежде всего, лирик и драматург-психолог.

Начиная с
первых лет творчества, ведущее место в
его творчестве заняла тема борьбы
человека за свое право на счастье. Такая
тема была очень актуальна для русского
искусства 60-70 гг. Чайковский
– один из самых выдающихся в мировом
искусстве композиторов-мелодистов.
Широким песенным развитием определяется
во многом и форма его сочинений. Музыке
его присуща также большая декламационно-речевая
выразительность, во многом продолжающая
традиции Даргомыжского.

В
его сочинениях сказывается влияние
городской песни, и особенно городского
бытового романса. В музыкальном языке
Чайковского ощутимо влияние русской
романсной культуры первой половины XIX
века – творчества Гурилева, Варламова,
Алябьева, Глинки и Даргомыжского. В
произведениях Чайковского часто звучат
танцевальные ритмы, особенно ритмы
вальса, играющие большую роль не только
в его ансамблях, но и в симфониях, операх,
камерно-инструментальной и вокальной
музыке.

Одновременно
Чайковский чутко воспринял, подобно
Глинке, песенную и танцевальную мелодику
других народов: украинского, итальянского,
французского. На его творчество оказали
значительное воздействие оперная
драматургия Моцарта и Бизе, симфонизм
Бетховена и композиторов-романтиков,
немецкая песенная лирика первой половины
19 в., особенно Шумана. Но, творчески
воспринимая разнообразные традиции
зарубежной музыки, Чайковский
всегда придавал своим сочинениям ярко
выраженный русский характер. Чайковский
был подлинным новатором. Продолжив
традиции Даргомыжского в области
лирико-психологической музыкальной
драмы, он впервые в русской музыке широко
раскрыл возможности этого жанра, а также
затронул сферу лирико-комической оперы.
Чайковский создал новый
тип симфонии, которую можно назвать
симфонией-драмой и симфонией-трагедией,
развил жанр одночастной программной
увертюры и симфонической поэмы. Он
явился основоположником русского
классического балета, внес яркий вклад
в область фортепианного и скрипичного
концерта, лирического романса и
фортепианной миниатюры. Наряду с
Бородиным он заложил основы дальнейшего
развития квартетного жанра. Чайковским
создано 10 опер (Воевода , Ундина (уничтожена
Чайковским), Опричник , Кузнец Вакула,
Евгений Онегин, Орлеанская дева, Мазепа,
Черевички (2-я редакция оперы Кузнец
Вакула), Чародейка , Пиковая дама,
Иоланта), 3 балета (Лебединое озеро,
Спящая красавица, Щелкунчик) , 7 симфоний
(в том числе программная симфония
«Манфред»), 4 симфонические сюиты, ряд
программно-симфонических увертюр,
фантазий, инструментальных концертов,
свыше 100 романсов, большое количество
фортепианных произведений.
Обращался Чайковский и к сфере
кантатно-хорового творчества, писал
музыку к театральным спектаклям. И в
каждой из этих областей он оставил
классические образцы национального
музыкального искусства.

П.И.Чайковским созданы

Оперы

Воевода
(1868)

Ундина
(1869)

Опричник
(1872)

Евгений
Онегин (1878)

Орлеанская
дева (1879)

Мазепа
(1883)

Черевички
(1885)

Чародейка
(1887)

Пиковая
дама (1890)

Иоланта
(1891)

Балеты

Лебединое
озеро (1877)

Спящая
красавица (1889)

Щелкунчик
(1892)

Симфонии

Симфония
№ 1 «Зимние грезы» op. 13 (1866)

Симфония
№ 2 op.17 (1872)

Симфония
№ 3 op. 29 (1875)

Симфония
№ 4 op. 36 (1878)

«Манфред»
— симфония (1885)

Симфония
№ 5 (1888)

Симфония
№ 6 op. 74 (1893)

Сюиты

Сюита № 1
op. 43 (1879)

Сюита № 2
op. 53 (1883)

Сюита № 3
op. 55 (1884)

Сюита № 4
Моцартиана op. 61 (1887)

Щелкунчик,
сюита для балета op. 71a (1892)

Отдельные
оркестровые произведения

См. также:
Программные симфонические сочинения
П. И. Чайковского

Торжественная
увертюра на Датский гимн op. 15 (1866)

«Буря» op.
18 (1873)

Славянский
марш (1876)op. 31

«Франческа
да Римини» — симфоническая фантазия
(1876)op. 32

Итальянское
каприччио op. 45 (1880)

Серенада
для струнного оркестра op. 48 (1880)

«1812 год» —
торжественная увертюра (1880)op. 49

Гамлет,
увертюра-фантазия, ор. 67, 1888

МЕНЮ0:00

«Гроза»,
увертюра к драме op. 76(1864)

«Фатум» —
симфоническая фантазия op. 77(1868)

«Воевода»
симфоническая баллада op. 78 (1891)

«Ромео и
Джульетта» — увертюра-фантазия (1869,
1870, 1880)

Марш
Добровольного флота (1878)

Марш
Юрьевского полка (1893)

Концерты

МЕНЮ0:00

Концерт №
1 для фортепиано с оркестром

Концерт
для фортепиано с оркестром № 1 op. 23 (1875)

Меланхолическая
серенада op. 26 (1875)

Вариации
на тему рококо для виолончели с оркестром
op. 33 (1878)

Вальс-скерцо
для скрипки с оркестром op. 34 (1877)

Концерт
для скрипки с оркестром op. 35 (1878)

Концерт
для фортепиано с оркестром № 2 op. 44 (1880)

Концертная
фантазия для фортепиано с оркестром
op. 56 (1884)

Pezzo capriccioso
для виолончели с оркестром op. 62 (1887)

Концерт
для фортепиано с оркестром № 3 (1893)

Фортепианные
произведения

Русское
скерцо op. 1, No. 1 (1867)

Экспромт
op. 1, No. 2 (1867)

Воспоминание
о Гапсале, 3 пьесы op. 2 (1867)

Вальс-каприс
op. 4 (1868)

Романс op.
5 (1868)

Вальс-скерцо
op. 7 (1870)

Каприччио
op. 8 (1870)

Три пьесы
op. 9 (1870)

Две пьесы
op. 10 (1871)

Шесть пьес
op. 19 (1873)

Шесть пьес
на одну тему op. 21 (1873)

Большая
соната соль мажор op. 37a (1878)

Времена
года op. 37b (1876)

Детский
альбом op. 39 (1878)

Двенадцать
пьес op. 40 (1878)

Шесть пьес
op. 51 (1882)

Думка op. 59
(1886)

Восемнадцать
пьес op. 72 (1893)

Соната
до-диез минор op. 80 posth (1865, изд. 1900)

Камерная
музыка

Струнный
квартет № 1 op. 11 (1871)

Струнный
квартет № 2 op. 22 (1874)

Струнный
квартет № 3 op. 30 (1876)

«Воспоминание
о дорогом месте», три пьесы для скрипки
и фортепиано op. 42 (1878)

Фортепианное
трио op. 50 (1882)

«Воспоминание
о Флоренции», струнный секстет op. 70
(1890)

Хоровая
музыка

Всенощная
для смешанного хора без сопровождения,
op. 52

Литургия
для смешанного хора без сопровождения,
op. 41

Духовно-музыкальные
сочинения на полный хор (1884-85):

Херувимская
песнь № 1 F-dur

Херувимская
песнь № 2 D-dur

Херувимская
песнь № 3 C-dur

Тебе поем

Достойно
есть

Отче наш

Блаженни
яже избрал

Да исправится

Ныне силы
небесные

Ангел
вопияше (1887)

Петр Ильич Чайковский — Краткая Биография и Произведения

Петр Ильич Чайковский (1840—1893) — русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист.

Родился в г. Воткинске, на Урале, в семье инженера. Музыкой начал заниматься рано. Закончив училище правоведения, Чайковский проработал несколько лет в Министерстве юстиции в Петербурге и лишь тогда решил поступить в Петербургскую консерваторию, которую окончил в 1865 году с отличием. Тут же ему было предложено место преподавателя гармонии в Московской консерватории. Он переехал в Москву и оставался на профессорской должности в течение 11 лет, не прерывая все это время своей творческой деятельности и выступая в концертах с исполнением своих произведений, вызывавших восторженный прием у всей музыкальной общественности России.

В 1877 году в жизни Чайковского наступает перелом. Графиня фон Мекк, богатая поклонница его таланта, предоставила композитору высокую пожизненную пенсию, дающую ему возможность, не испытывая материальных трудностей, посвятить все свое время исключительно сочинению музыки. Своим единственным условием она выставила требование, что лично они никогда не будут знакомы. С этого времени Чайковский, отказавшись от профессорской должности, полностью посвящает себя музыкальному творчеству, лишь время от времени дирижирует оркестрами, исполнявшими его собственные произведения.

Во время путешествий по различным странам Европы — Польше, Германии, Австрии, Италии, Швейцарии, Франции, Англии — он изучал музыкальный фольклор каждой из этих стран. Особенно сильное впечатление произвела на Чайковского Италия и итальянская музыка, что нашло отражение и в его произведениях.

С 1885 года Чайковский постоянно жил в Подмосковье, в Клину. Вернулся к активной музыкально-общественной деятельности, был избран директором Московского отделения Русского музыкального общества, много выступал как дирижер, много гастролировал. Был избран членом-корреспондентом Парижской академии изящных искусств (1892). В 1893 году Чайковскому присуждена степень доктора Кембриджского университета.

После премьеры 6-й симфонии в Петербурге он тяжело заболел и умер. Похоронен в Петербурге в Александро-Невской лавре.

Крупнейший симфонист, гениальный музыкальный драматург и лирик, Чайковский создал замечательные произведения в самых различных музыкальных жанрах. Это оперы (в том числе написанные на пушкинские сюжеты «Евгений Онегин» и «Пиковая дама»), балеты («Лебединое озеро», «Щелкунчик» и др.), шесть симфоний, пять симфонических поэм, увертюры, три концерта для фортепиано, скрипичный концерт, разнообразные произведения для оркестра («Итальянское каприччио» и др.), для отдельных инструментов с оркестром (например, «Вариации на тему рококо», для виолончели), сюиты, серенады, камерные произведения, произведения для фортепиано, кантаты и, наконец, большое количество песен и романсов.

В своих сочинениях Чайковский использовал выразительные средства западноевропейской музыки. Но его творчество в целом имеет подлинно русский характер. Это проявляется в русской мелодике его произведений, в соответствующем подборе текстов и либретто. Такое сочетание оказалось исключительно благоприятным. Оно вывело русскую музыку на европейские сцены.

Наряду с Глинкой, Чайковский является одним из создателей национальной русской школы в мировой музыке. Им также написаны учебники по гармонии, по инструментовке и другие теоретические труды.

оперы:

«Воевода» (1868)

«Опричник» (1872)

«Кузнец Вакула» (1847)

«Евгений Онегин» (1878)

«Орлеанская дева» (1879)

«Мазепа» (1883)

«Черевички» (1885)

«Чародейка» (1887)

«Пиковая дама» (1890)

«Иоланта» (1891)

балеты:

«Лебединое озеро» (1876)

«Спящая красавица» (1889)

«Щелкунчик» (1892)

3 кантаты, среди них:

«Москва» (1883)

симфонии:

«Зимние грезы» № 1 (1866)

№ 2 (1872)

№ 3 (1875)

№ 4 (1877)

№ 5 (1880)

№ 6 (1893)

«Манфред» (1885)

4 сюиты, например:

«Моцартиана» (1887)

увертюры:

«Гроза» (1864)

«Фатум» (1868)

«Ромео и Джульетта» (1869)

«Буря» (1873)

«Франческа да Римини» (1876)

«Итальянское каприччио» (1880)

«Гамлет» (1888)

«1812 год» (1880)

3 концерта для фортепиано с оркестром (1875, 1880, 1893)

«Вариации на тему рококо» (1876)

«Меццо-капричиозо» для виолончели с оркестром (1887)

скрипичный концерт (1878)

трио «Памяти великого художника» (1882)

3 струнных квартета

«Воспоминание о Флоренции» (1892)

скрипичные и фортепианные пьесы

хоровые и вокальные сочинения, например:

«Литургия Иоанна Златоуста» (1878)

«Всенощное бдение» (1881)

романсы, среди них:

«Нет, только тот, кто знал» (1869)

«Хотел бы в единое слово» (1875)

«Средь шумного бала» (1878)

«Благословляю вас, леса» (1880)

«День ли царит» (1880)

обработки 50 русских песен для фортепиано


На момент публикации все ссылки были в рабочем состоянии, если Вы по каким-то причинам не можете ознакомиться с краткой биографией Петра Ильича Чайковского, просьба сообщить об этом администрации сайта.

Чайковский о творчестве и продуктивности – Маргинал

Мария Попова

Недавно я наткнулся на повторяющуюся тему, сформулированную Джеком Уайтом и Ником Кейвом, концепцию, которая бросает вызов нашей культурной мифологии о том, как работает творчество: идея что просто прийти и сделать работу — практика, на которой настаивает Айра Гласс, — отделить простой хороший вкус от отличной работы и что Энн Ламотт считает секретом хорошей истории, — так же важна, как и понятие «вдохновение» в творчестве. процесс.

Все это напомнило мне прекрасное письмо великого русского композитора Петра Ильича Чайковского (7 мая 1840 г. — 6 ноября 1893 г.), написанное его благодетельнице Надежде фон Мекк в марте 1878 г., найдено в Жизнь и письма Петра Ильича Чайковского ( публичная библиотека | общественное достояние ).

Тридцатисемилетний композитор пишет:

Не верьте тем, кто пытается убедить вас, что сочинение — это лишь холодное упражнение интеллекта. Единственная музыка, способная нас тронуть и тронуть, это та, что льется из глубины души композитора, когда его будоражит вдохновение. Нет сомнения, что даже величайшие музыкальные гении иногда работали без вдохновения. Этот гость не всегда откликается на первое приглашение. Работать надо всегда, и уважающий себя художник не должен складывать руки под предлогом того, что он не в настроении. Если мы ждем настроения, не стараясь идти ему навстречу, мы легко становимся ленивыми и апатичными. Мы должны быть терпеливы и верить, что вдохновение придет к тем, кто сможет справиться со своим нежеланием.

Несколько дней назад я сказал вам, что работаю каждый день без особого вдохновения. Если бы я уступил своему нежеланию, я, несомненно, впал бы в долгий период безделья. Но мое терпение и вера не подвели меня, и сегодня я почувствовал тот необъяснимый жар вдохновения, о котором я вам говорил; благодаря чему я заранее знаю, что все, что я напишу сегодня, будет иметь силу произвести впечатление и тронуть сердца тех, кто это услышит. Надеюсь, вы не подумаете, что я занимаюсь самовосхвалением, если скажу вам, что очень редко страдаю от этого нежелания работать. Я считаю, что причина этого в том, что я по природе своей терпелив. Я научился владеть собой, и я рад, что не пошел по стопам некоторых моих русских коллег, которые не уверены в себе и настолько нетерпеливы, что при малейшем затруднении готовы подвести губку. Вот почему, несмотря на большие дарования, они так мало делают, да и то любительски.

Полтора века спустя Джек Уайт — музыкальный визионер нашей эпохи — вторит Чайковскому:

Вдохновение и трудолюбие — они идут рука об руку…. Не каждый день ты проснешься, и облака разойдутся, и с небес снизойдут лучи, и ты напишешь об этом песню. Иногда просто приходишь туда и просто заставляешь себя работать, и, может быть, выйдет что-то хорошее.

Дополнение с Чайковским о депрессии и обретении красоты среди обломков души.


Опубликовано 24 июля 2012 г.

https://www.themarginalian.org/2012/07/24/tchaikovsky-on-work-ethic-vs-inspiration/

Marginalian участвует в партнерской программе Amazon Services LLC, партнерской рекламной программе, предназначенной для предоставления сайтам средств для получения комиссионных за размещение ссылок на Amazon. Говоря более человеческим языком, это означает, что всякий раз, когда вы покупаете книгу на Amazon по любой ссылке здесь, я получаю небольшой процент от ее цены, который идет прямо на мои собственные колоссальные библиорасходы. Политика конфиденциальности. (TLDR: вы в безопасности — на моих часах не прячутся гнусные «третьи лица» и не разбрасываются крохи «куки», которые использует остальная часть Интернета.)

Россия и искусство: эпоха Толстого и Чайковского

★★★★  «Все великие деятели запечатлены на своих самых знаковых портретах… Яркий и интимный обзор необычайного периода»  Daily Telegraph

★★★★ The Guardian

★★★★ The Times

★★★★ Time Out

Россия и искусство  была уникальная возможность увидеть шедевры из Государственной Третьяковской галереи в Москве .

Выставка посвящена великим писателям, художникам, актерам, композиторам и меценатам, чьи достижения способствовали развитию необыкновенной и богатой культурной жизни России в период с 1867 по 1919 год.14.

Выставка также показала, как русское искусство развивало новую уверенность в себе, с проникающим ранним реализмом, позже дополненным более яркими оттенками русского импрессионизма и смелыми, многогранными формами кубизма.

При поддержке

При поддержке Россия и Искусство Группа поддержки выставки:
Галерея Sophia Contemporary
Фонд семьи Цуканова
Благотворительный фонд АВК

Весенний сезон 20916 при поддержке выставки0005

Экскурсия

Куратор д-р Розалинд П. Блейксли проводит аудиоэкскурсию по выставке.

Пожалуйста, примите маркетинговые файлы cookie, чтобы включить это

Портреты

VLADIMIR DAL от VASILY PEROV, 1872
© Государственная галерея Tretyakov

Критики и писатели

Писатели. По мере того, как самодержавная система правления в стране подвергалась все более пристальному вниманию, писателей уважали за их способность выражать социальные, политические и моральные проблемы. Для многих была важна необходимость развивать русские традиции в искусстве, музыке и литературе, а не подражать западноевропейской практике. Владимир Даль и другие посвятили себя сохранению русских пословиц, народных песен и сказок, а Владимир Стасов и другие националистические критики защищали местных художников и поощряли русские темы.


Fedor Dostoevsky от Vasily Perov, 1872
© Государственная галерея Tretyakov

Три великих романиста

Однако богатый талант, который написал российский язык в второй половине. , Федор Достоевский и Лев Толстой выделяются из толпы.

Тургенев закрепил свою репутацию в 1852 году, опубликовав нашумевший сборник рассказов, известный как «Очерки спортсмена» , за которым последовали романы, рассказы и пьесы, сделавшие его одним из самых лиричных летописцев русской жизни. Достоевский исследовал более темные пласты городской жизни в своем дебютном романе « Бедняки » (1846 г.), а также в своих более поздних психологических шедеврах, таких как « Преступление и наказание » (1866 г.). Толстой приобрел международное признание благодаря книгам «Война и мир» (1869 г.) и «Анна Каренина» (1877 г.), прежде чем он отказался от своей более ранней художественной литературы, чтобы посвятить себя религиозным и философским исследованиям. Вместе они иллюстрируют разнообразие и амбициозность русской художественной литературы одного из культурных периодов имперского правления.


Антон Чехов Иосиф Браз, 1898
© ГТГ В Санкт-Петербурге роскошный Мариинский театр уравновешивался элегантным Александринским театром. В Москве Большой театр устраивал огромные спектакли экстравагантного масштаба, а соседний Малый театр предпочитал напряженные пьесы Тургенева, Островского и Писемского.

Самым радикальным был Московский Художественный театр, задуманный Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко в 1897 году. С момента постановки Чайка в 1898 году театр отстаивал творчество Чехова и приобрел известность как самый новаторский и рискованный театр России. занимая театральное пространство.


Модест Мусоргский Илья Репин, 1881
© ГТГ

КОМПОЗИТОРЫ И МУЗЫКАНТЫ

В 1862 году Антон Рубинштейн основал Санкт-Петербургскую консерваторию для дальнейшего образования и профессионального роста русских музыкантов. В то же время группа молодых композиторов, в которую входили Николай Римский-Корсаков и Модест Мусоргский, начала экспериментировать с формами музыки, которые были явно русскими, а не производными от европейских стилей. Критик Владимир Стасов рьяно продвигал их как образцы национальной музыкальной традиции, к которой он стремился, и отвергал систему консерваторий. Однако такие композиторы, как Чайковский, стали ценить как западный, так и местный музыкальные стили.


Ivan Morozov от Valentin Serov, 1910
© Государственная галерея Tretyakov

Посетители и культура поместья

особенно щедрые и открытые покровители. Железнодорожный магнат Савва Мамонтов щедро принимал художников в своей усадьбе Абрамцево, где с 1870-х годов собиралась целая колония живописцев и скульпторов. Наиболее знамениты Сергей Щукин и Иван Морозов, которые собрали одни из самых богатых коллекций импрессионистской и постимпрессионистской живописи и открыли новый жизненно важный диалог между французским модернизмом и русским искусством.


Анна Ахматова от Olga Della-Vos-Kardovskaia, 1914
© Государство Третикова Галерея

Поэты

На 22 января 1905, несколько тысяч демонстраторов маррировали в петлях. Имперская гвардия открыла по ним огонь, что привело к десяткам жертв и периоду острых социальных и политических волнений.

Эти события заставили россиян пересмотреть свои социальные, политические или творческие обязанности. В ответ новое поколение писателей создало стихи и прозу потрясающей оригинальности и резонанса. Отказавшись от прежней условности, они иллюстрируют богатство русской культуры в сумерках имперского правления.

Третьяков

Павел Третьяков Илья Репин, 1901
© Государственная Третьяковская галерея

собирать русское искусство. Тихий, но решительный человек, Третьяков посвятил огромные ресурсы развитию своей коллекции в течение следующих четырех десятилетий. Третьяков задумал создать в своей галерее национальную портретную коллекцию, посвященную видным деятелям общественной, интеллектуальной и культурной жизни, и поручил изобразить их ведущим художникам России. К тому времени, когда он подарил ее городу Москве в 189 г.2 была оценена почти в 1,5 миллиона рублей и насчитывала почти две тысячи произведений искусства. Сейчас он составляет ядро ​​Государственной Третьяковской галереи, Российской национальной галереи в Москве и крупнейшей коллекции русского искусства в мире.

Обмен

Беспрецедентный культурный обмен между Национальной портретной галереей в Лондоне и Государственной Третьяковской галереей в Москве был приурочен к 160-летию со дня основания обеих галерей. Этот проект был частью текущей программы национальных и международных займов, что позволило нам поделиться нашей коллекцией с максимально широким кругом людей.

2016 год также объявлен совместным Годом языка и литературы Великобритании и России.

Посетители Лондона могли увидеть Россия и искусство: Эпоха Толстого и Чайковского  (17 марта — 26 июня 2016 г.). На выставке были представлены знаменитые портреты ключевых деятелей золотого века искусства в России, и это была самая важная выставка русских портретов, когда-либо проводившаяся в британском музее.

В Москве в Государственной Третьяковской галерее прошла выставка «От Елизаветы до Виктории: британские портреты из собрания Национальной портретной галереи»  (21 апреля – 24 июля 2016 г.). Среди заимствований Галереи для этой выставки были портреты Диккенса, Ньютона, Уоллстонкрафта, Елизаветы I, Кромвеля, Дарвина и портрет Шекспира Чандоса.

Обмен также позволил галерее показать другие работы из коллекции.