Т-54 — обзор по Советскому среднему танку 9 уровня. Танк т 54
Средний танк Т-54 » Военное обозрение
В танке была реализована классическая схема компоновки и традиционное размещение экипажа в башне: командир и наводчик находились слева от пушки, заряжающий – справа. Двигатель располагался в кормовой части поперечно, что позволило за счет сокращения размеров моторно-трансмиссионного отделения увеличить боевое отделение и установить на средний танк 100-миллиметровую пушку.
В отличие от всех предыдущих танков при установке пушки она заводилась в амбразуру башни дульным срезом вперед. Амбразура башни наклонена в сторону носовой части корпуса, поэтому она имела небольшую ширину, равную 400 миллиметрам. Таким образом, была улучшена защищенность лобовой части башни, но при этом усложнялась замена пушки в «полевых» условиях.
Благодаря общей схеме компоновки танка башня была смещена в сторону кормы и расположить люк механика-водителя на подбашенном листе корпуса. Это позволило в значительной степени усилить противоснарядную стойкость носовой части корпуса за счет отсутствия в верхнем лобовом листе люка, его толщина увеличилась до 120 миллиметров, а угол наклона составлял 60 градусов. При этом смещение влево от продольной оси корпуса люка механика-водителя потребовало от водителя определенных навыков вождения во время преодоления ограниченных проходов.
Полусферическая литая башня первоначально имела в нижней части "заман" (обратный скос) по всему периметру. Обратный скос являлся ослабленной зоной броневой защиты, поэтому его устранили на последующих выпусках танков во время модернизации. Повышение защищенности танка с условием ограниченности массы в 36 т. было достигнуто и плотной компоновкой систем и агрегатов.
Вооружение танка включало спаренные 100-миллиметровую нарезную пушку Д-10Т и пулемет СГ-43, пару 7,62-миллиметровых курсовых пулеметов СГ-43, размещенных на надгусеничных полках в броневых коробках, и 12,7-миллиметровый зенитный пулемет ДШК. В боекомплект пушки входило 34 выстрела с бронебойными и осколочными снарядами. Бронебойным снарядом на дальности 2 тыс. метром пробивалась вертикально расположенная броня толщиной 155 миллиметров. Конструкция пушки была настолько удачной, что ее более 40 лет без особых изменений устанавливали на серийных модификациях Т-54 и Т-55.
Двигатель В-54 являлся развитием конструкции дизельного двигателя типа В-2. Запас хода танка равнялся 330 километрам при запасе топлива 730 литров.
Танки первых выпусков оснащались механической трансмиссией состоящей из входного редуктора со стальным картером и принудительной смазкой, сухого многодискового главного фрикциона, пятиступенчатой коробки передач имеющей два инерционных синхронизатора, простых однорядных бортовых редукторов и механизма поворота. В качестве механизма поворота применялись двухступенчатые планетарные механизмы, которые обеспечивают получение двух расчетных радиусов поворота и возможность увеличения силы тяги (кратковременного) при прямолинейном движении за счет одновременного перевода в первое положение рычагов управления без переключения передач.
Торсионная индивидуальная подвеска танка с лопастными гидроамортизаторами на задних и передних узлах. Мелкозвенчатая 90 траковая гусеница с открытым металлическим шарниром имела развитые грунтозацепы и цевочное зацепление с ведущим колесом. Первоначально ширина гусеницы составляла 500 миллиметров.
В танке применялась полуавтоматическая углекислотная система противопожарного оборудования. Снаружи кормовой части корпуса были установлены две дымовые шашки МДШ. Средствами связи являлись радиостанция 10-РТ-26, для внутренней связи использовалось танковое переговорное устройство ТПУ-47. Средний танк Т-54 разрабатывали без учета возможности передвижения под водой.
Модернизация Т-54
Во время модернизации среднего танка Т-54 на нем была установлена новая башня, которая не имела по нижнему периметру обратных скосов, и оснащалась одним курсовым пулеметом в отделении управления вместо пары пулеметов, которые размещались на надгусеничных полках. Телескопический прицел ТШ-20 заменили на прицел ТШ2-22 имеющий 3, 5 и 7-кратное увеличение. Кроме того, с 51-го года были введены танковый форсуночный подогреватель, воздухоочиститель, имеющий эжекционный отсос пыли, гусеницы шириной 580 миллиметров и измененную конструкцию гитары. Для сохранения заданной массы среднего танка толщину верхнего лобового листа корпуса уменьшили до 100 с 120 миллиметров. Максимальную толщину лобовой части башни (200 миллиметров) и бортовых листов корпуса (80 миллиметров) не изменяли.
На базе Т-54 создали огнеметный танк ТО-54 и командирский танк Т-54К. Командирский танк разработали в 54-м году и приняли на вооружение в 58-м году. От линейного танка он отличался наличием коротковолновой радиостанции Р-112 а также бензоэлектрического зарядного агрегата который служил для питания потребителей в случае длительной работы на стоянке. Был сохранен курсовой пулемет СГМТ.
С использованием агрегатов и узлов танка Т-54 разработали и серийно производились ЗСУ-57-2 и СУ-122, мостоукладчик МТУ, самоходный кран СПК-12Г и бронетягач БТС-2. Часть танков приспособили для навешивания каткового минного трала ПТ-54, снегоочистителя СТУ, танкового бульдозера БТУ и индивидуальных плавсредств ПСТ-54.
Было создано две модификации танк Т-54 – Т-54А и Т-54Б. Танк Т-54 а также его модификаций экспортировался в 39 стран.
Средний танк Т-54А
В Нижнем Тагиле КБ под руководством Л.Н. Карцева разработали средний танк Т-54А, который в 1955 году был принят на вооружение. Серийное производство велось с 55-го по 57-й годы в Нижнем Тагиле, Харькове и Омске.
Впервые в отечественном танкостроении на серийно выпускаемый танк установили пушку Д-10ТГ имеющую стабилизатор в вертикальной плоскости "Горизонт" СТП-1 и эжектор для продувки ствола после выстрела. Данные тех. решения стали началом большой работы конструкторских коллективов в данной области и в конце первого послевоенного периода танки, которые стояли на вооружении Советской Армии, оснащались двухплоскостным стабилизатором пушки для ведения прицельного огня во время движения и эжектор снижающий загазованность боевого отделения.
В силовую установку ввели ступенчатый воздухоочиститель, а также управляемые жалюзи радиаторов позволяющие поддерживать оптимальный режим работы двигателя.
Для механика-водителя ввели инфракрасный прибор ночного видения ТВН-1, который был принят в 1951 году на вооружение. Средствами связи являлись радиостанции ТПУ Р-120 и Р-113.
На базе танка Т-54А создали командирский танк Т-54АК, принятый в 1958 году на вооружение. Данный танк производился серийно и от линейной модели отличался наличием у командира машины доп. радиостанции Р-112 и в отделении управления зарядного агрегата. Установку курсового пулемета СГМТ сохранили.
Средний танк Т-54Б
В Нижнем Тагиле в конструкторском бюро возглавляемый Л.Н. Карцевым был разработан средний танк Т-54Б. Приказом Минобороны СССР от 11.09.1956 году данный танк приняли на вооружение. Серийное производство организовали в период с 1957 по 1959 года в Нижнем Тагиле, Харькове и Омске.
Основным вооружением являлась пушка Д-10Т2С имеющая двухплоскостной стабилизатор СТП-2 "Циклон". В боекомплект пушки, входили осколочно-фугасные, бронебойно-подкалиберные и бронебойно-кумулятивные снаряды.
Ввели: инфракрасные ночной прибор командира ТКН-1 и ночной прицел наводчика ТПН-1-22-11, вращающийся полик боевого отделения, который улучшил условия работы в башне, новую конструкцию механизма поворота башни. Кроме того в оснащение танка были введены инфракрасные прожекторы: смонтированным на командирской башенке ОУ-З, на орудийной маске Л-2.
В топливную систему добавили третий наружный бак, поэтому запас возимого топлива увеличился до 1212 литров, а запас хода – до 430 километров. На данном серийном танке впервые в отечественном танкостроении было установлено оборудование для подводного вождения (ОПВТ), которое позволяло преодолевать по дну преграды, максимальная глубина которых составляет 5 метров, а ширина 700 метров. Время движения под водой было ограничено, так как существовала опасностью перегрева двигателя, поскольку при установке ОПВТ герметизировали крышу моторно-трансмиссионного отделения. Некоторые танки приспособили для работы с минными тралами КМТ-4М и -5М.
Танк Т-54Б послужил основой для создания командирского танка Т-54БК, который приняли на вооружение в 58-м году. От линейного танк отличался установкой доп. коротковолновой радиостанции Р-112, зарядного агрегата АБ-1-П/30 и навигационного оборудования. Сохранили установку курсового пулемета СГМТ.
Средний танк ОТ-54
На базе танков Т-54 и Т-55 был создан танк ОТ-54 имевший автоматические огнеметы АТО-54 и АТО-200 установленные в башне танка вместо спаренного пулемета. Выброс огнеметной смеси производился порционно струйно, при одном выстреле выбрасывалось около 6-8 литров смеси. Такая конструкция давала возможность расширить огневые возможности при сохранении всех характеристик линейного танка по вооружению, подвижности и защите, без изменения его внешнего вида.
Танки, которые оснащались данными огнеметными системами, были способны метать огнесмесь на дальность 160 метров со скоростью до двадцати выстрелов в минуту.
Средний танк Т-54M
Модернизированным вариантом Т-54 являлся средний танк Т-54М. 18.03.1977 года данный танк приняли на вооружение приказом Минобороны СССР и выпускался заводами кап. ремонта.
Модернизированный танк отличался использованием агрегатов, приборов и систем, разработанных для Т-55 к которым относились 100-миллиметровая нарезная пушка Д-10-Т2С (боекомплект составлял 43 выстрела), лазерный дальномер КДТ-1, стабилизатор вооружения "Циклон" М, прицел наводчика имеющий стабилизированную линию прицеливания, ночные ИК-приборы наводчика и командира, два пулемета ПКТ (боекомплект 3, 5 тыс. патронов) и зенитный пулемет ДШКМ (боекомплект 300 патронов).
В танке были установлены двигатель В-55 (В-55В) мощностью 580 лошадиных сил (426 кВт), а также системы ТДА, ППО и ПАЗ. Все танки приспосабливались для навешивания минных тралов КМТ-4 или -6. Боевой вес модернизированных машин увеличился до 36,5 тонн.
Танк Т-54М являлся базой для командирского танка Т-54МК. Среди отличий: дополнительная коротковолновая радиостанция Р-112, ТНА-4 и зарядного агрегата.
Танк Т-54А прошел аналогичную модернизацию и получил называние Т-54АМ.
Тактико-технические характеристики:Боевая масса 36,4 т;Экипаж 4 человека;Длина с пушкой вперед - 9000 мм;Длина корпуса – 6040 мм;Ширина – 3270 мм;Высота по крышу башни – 2400 мм;Клиренс – 425 мм;Пушка – Д-10ТГ;Калибр – 100 мм;Боекомплект:100-мм снаряд – 34;12.7-мм патрон – 200;7.62-мм патрон – 3500;Марка двигателя – В-54;Тип двигателя – дизельный;Мощность двигателя – 520 л. с.;Максимальная скорость – 50 км/ч;Запас хода – 440 км;Преодолеваемый подъём – 30 градусов;Преодолеваемая стенка – 800 мм;Преодолеваемый ров – 2700 мм;Преодолеваемый брод – 1400 мм.
topwar.ru
Танки Самолеты | Еще в 1944 году, когда серийно выпускался танк Т-44, конструкторское бюро А. Морозова в Нижнем Тагиле получило задание приступить к разработке новой боевой машины. Учитывая короткие сроки, отведенные на проектно-конструкторские работы (серийный выпуск новых танков планировалось начать во второй половине 1945 года), было принято решение взять за основу корпус существующего Т-44, усилив его лобовое бронирование до 100-мм. В 1945 году был изготовлен опытный образец новой машины (объект 137). В отделении управления было изменено расположение приборов наблюдения механика-водителя. Вместо смотровой щели в лобовой плите корпуса непосредственно перед люком появились два перископа. Такое решение положительно сказалось на прочности передней верхней плиты и улучшило обзор местности с места механика-водителя. Наиболее существенным изменениям подверглось силовое отделение. Вместо старого дизеля В-2 на машине была установлена его модернизированная модель В-54 V-образный 12-цилиндровый дизель жидкостного охлаждения мощностью 520 л. с. Запуск двигателя осуществлялся с помощью электрического стартера, но возможен был и аварийный пуск с помощью сжатого воздуха. Силовая передача осталась такой же, как и на Т-44, но с планетарным механизмом поворота. На Т-54 сохранилась и ходовая часть его предшественника. Увеличение массы до 35,4 т не повлекло за собой необходимости усиления торсионных валов. Удельное давление на грунт также изменилось в допустимых пределах. В апреле 1946 года танк Т-54 приняли на вооружение, в следующем году началось его серийное производство. Уже теперь, по прошествии десятилетий, можно с уверенностью сказать, что в то время, когда Т-54 поступил на вооружение частей Советской Армии, он значительно превосходил все существовавшие машины своего класса.В 1951 году была установлена литая полусферическая башня без обратных скосов с улучшенным уплотнением погона и устройство для крепления минного трала. Модель Т-54 образца 1951 года получила распространение за пределами СССР и производилась по лицензии в Польше, Чехословакии и Китае. После проведенной модернизации танк получил пушку Д-10ТГ с эжектором вблизи дульного среза и стабилизатор пушки в вертикальной плоскости "Горизонт", что позволило увеличить точность огня. Был введен также автоматизированный электропривод поворота башни с двойным управлением от наводчика и командира. Наведение пушки в вертикальной плоскости стало осуществляться с помощью электрического привода. Боевая масса танка незначительно возросла. Модернизированная таким образом машина получила обозначение Т-54А. Постепенно до уровня Т-54А были доведены все Т-54. В новой модели танка наводчик располагал модернизированным прицелом-дальномером ТШ-2А-22. На машине стала применяться активная система ночного видения, которая при необходимости устанавливалась вместо снимавшихся перископов. Т-54А мог преодолевать водные преграды глубиной до 5 метров, хотя процесс подготовки занимал довольно много времени. Для откачивания воды, которая могла проникнуть в корпус машины, предусматривался водяной насос. Воздух к двигателю и в боевое отделение подавался по трубе, которая монтировалась на башне, а в обычных условиях хранилась в сложенном виде на корме. Герметизация силового отделения вела к перегреву двигателя, что ограничивало ширину преодолеваемых водных преград до 1000 м. Повышение безопасности экипажа обеспечивала новая полуавтоматическая система пожаротушения. Благодаря сети тепловых датчиков о пожаре становилось известно в самые короткие сроки - система автоматически сигнализировала о возникновении очага пожара, после чего механик-водитель вручную приводил в действие систему тушения огня. В 1956 году на вооружение был принят танк Т-54Б, оснащенный друхплоскостным стабилизатором вооружения СТП-2 и штатной системой ночного видения. Если механику-водителю приходилось заменять один из своих перископов на прибор ночного видения, то командир танка и наводчик располагали комбинированными дневно-ночными приборами наблюдения В качестве стандартного оборудования появился инфракрасный прожектор. Башню оборудовали вращающимся поликом. Изменения по сравнению с предыдущей модификацией касались лишь внутренней части машины и были вызваны установкой стабилизатора и связанных с ним агрегатов. Стабилизированная 100-мм пушка получила обозначение Д-10Т2С. В 1952 году был создан и спустя два года принят на вооружение ОТ-54 (огнеметный) с боевой массой 36,5 т. На нем вместо спаренного с пушкой пулемета устанавливался автоматический пороховой огнемет АТО-1. Из-за резервуара на 460 л огнесмеси боекомплект пушки Д-10Т сократился до 19 выстрелов Танк мог произвести 20 огневыстрелов по 20 л на дальность 160 м.Модернизированные Т-54М получили лазерный дальномер, новые ночные и дневные приборы прицеливания и наблюдения, стабилизатор вооружения "Циклон-М", гирополукомпас, двигатель В-55В мощностью 580 л. с., системы противоатомной защиты и противопожарного оборудования, а также термодиффузионную дымовую аппаратуру. В 1949 году на базе танка Т-54 изготовили самоходную артиллерийскую установку СУ-122/54. Ее полностью закрытый корпус был сварен из броневых катаных плит. 122-мм пушку впервые в советском танкостроении снабдили эжектором. Интересной особенностью было использование 14,5-мм пулеметов КПВТ в качестве зенитного и спаренного с пушкой. В состав экипажа входили два заряжающих. СУ122/54 была принята на вооружение в 1954 году и выпускалась с 1955 по 1977 год. На базе Т-54 создали бронированный тягач БТС-2 (1951 г.), самоходный кран СПК-12Г (1961 г.) и мостоукладчик МТУ (мостоукладчик танковый универсальный). С 1947 по 1958 год выпущено около 17000 Т-54 всех модификаций. Эти машины состояли на вооружении в армиях стран - участниц бывшей организации Варшавского договора. Кроме того, они поставлялись в Албанию, Конго, Египет, Эфиопию, Финляндию, Гвинею, Анголу, Гвинею-Бисау, Индию, Лаос, Северную Корею, Ливию, Мали, Марокко, Мозамбик, Монголию, Никарагуа, Нигерию, Пакистан, Сомали, Судан, Сирию, Уганду, Вьетнам, Йемен, Югославию, Афганистан, Алжир, Бенин, Центрально-Африканскую Республику, Того, Ирак, Замбию и Зимбабве. Как ни один другой танк послевоенного периода, Т-54 имеет богатую боевую биографию. В составе египетской и сирийской армий Т-54 участвовали в арабо-израильских войнах 1956, 1967, 1973 и 1982 годов. В 1971 году они воевали в составе индийских войск против пакистанцев. В 1980-1988 годах Т-54 участвовали в боевых действиях на ирано-иракском фронте. Во время сомалийско-эфиопского конфликта в 1978 году Т-54 находились на вооружении обеих сторон. В начале 70-х годов Т-54 широко применялись Народно-освободительной армией ДРВ против американцев и войск Южного Вьетнама, а в 1979 году отражали вторжение китайских войск. Характеристики среднего танка Т-54/Т-54Б
Модификации танка Т-54:
Источники:
|
wikiwar.ru
Т-54 - советский средний танк послевоенного периода
История создания Т-54
История танка начинается в 1944 году, когда началась работа по модернизации Т-44, на базе которого в итоге и был создан Т-54.
Главный инженер танка — А.А. Морозов. Главные отличия от Т-44 — обновленная ходовая часть, новая форма башни, усиленное бронирование корпуса и башни и 100-мм орудие Д-10Т. Первый опытный образец закончили в январе 1945 года. Далее он проходил испытания в Кубинке до апреля того же года. При увеличении размеров танка и толщины бронирования, масса машины по сравнению с Т-44 возросла только на 3,7 тонны, что поразило всю комиссию.
Чуть позже, в июле, по итогам первых испытаний был изготовлен второй образец. Согласно отчету, во втором образце исправили все ошибки первого образца. Испытания нового варианта Т-54 проводились очень долго и тщательно, вплоть до апреля 1946 года. Танк достойно выдержал их и 29 апреля 1946 года был принят на вооружение Советской Армии. Серийное производство в СССР продолжалось до 1959 года. Всего было выпущено 20 375 Т-54.
Снят с вооружения Российской федерации в 1994 году, однако в 1998 году 300 машин вернули на вооружение с пометкой «в резерве». Некоторые модификации Т-54 до сих пор состоят на вооружении многих стран.
Вооружение
Основное вооружение Т-54 — это 100-мм пушка Д-10Т.
- Масса орудия, кг – 3795
- Боекомплект, сн. — 34
- Начальная скорость полета бронебойного снаряда, м/с, — 897
- Начальная скорость полета осколочно-фугасного. снаряда, м/с, — 892
- Прицельная дальность, м, — 6000
- Углы вертикальной наводки, град.: -5°..+18°
- Скорострельность, выстр./мин – до 6
Бронебойный снаряд этой пушки был способен пробивать вертикальный лист брони толщиной 125 мм на дистанции 2 км.
Дополнительное вооружение
Два СГМТ и один ДШК. Первый СГМТ спарен с орудием, второй — курсовой, находится в маленькой «дырочке» во лбу корпуса. ДШК установлен на крыше башни в качестве турели.
Тактико-Технические Характеристики (ТТХ) Т-54
- Масса, т — 36
- Экипаж, ч — 4.Командир, Наводчик, Заряжающий, Механик-водитель.
- Длина корпуса, мм — 6002
- Ширина корпуса, мм — 3270
- Высота, мм — 2218
Бронирование
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 120 / 60° |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 100 / 55° |
Борт корпуса, мм/град. | 80 / 0° |
Корма корпуса, мм/град. | 45 / 17° |
Днище, мм | 20 |
Лоб башни, мм/град. | 200 / 0°106 / 60° |
Борт башни, мм/град. | 160 / 0°85 / 60° |
Корма башни, мм/град. | 65 / 0°56 / 30° |
Крыша башни, мм | 30 |
Ходовые кач-ва
- Мощность двигателя, л. с. — 520
- Максимальная скорость, км/ч — 50
- Запас хода по шоссе, км — 300
- Удельная мощность, л. с./т — 14,4
- Преодолеваемый подъём, град. — 30°
Модификации
- Т-54 обр.1949 г. — новая башня. Бронирование корпуса снижено до 100 мм.
- Т-54 обр.1951 г. — опять же новая форма башни. Установлены новые прицелы.
- Т-54К — «Командирский». Дополнительная радиостанция и навигационное оборудование. Принят на вооружение в 1954 году.
- Т-54А — Модернизированное орудие Д-10ТГ со стабилизатором вертикальной наводки. Новые прицелы. Прибор ночного видения для мехвода. Принят на вооружение в 1955 году.
- Т-54АК — “Командирский” Т-54А. Доп. радиостанция и навигационное оборудование. Принят на вооружение в 1958 году.
- Т-54АМ — Новый двигатель, мощностью в 580 л.с. Боекомплект возрос до 43-х выстрелов. Катки от танка Т-55. Новая система подводного вождения и связи. Дальномер. Также еще очень много изменений, которые особо незначительны.
- Т-54Б — Новое орудие Д-10Т2С со стабилизатором. Инфракрасный прицел ночного видения для наводчика. Прибор ночного видения установленный в командирской башне. Вращающийся пол боевого отделения. Запас топлива возрос до 1212 л, что дает возможность преодолеть 430 км пробега без дозаправки. Принят на вооружение 11 сентября 1956 года.
- Т-54БК — «Командирский» Т-54Б. Доп. радиостанция и навигационное оборудование.
- Т-54М («Объект 139») — Разрабатывался в 1954 году. Новое орудие Д-54ТС. Изменено доп. вооружение. Новая ходовая часть, которая впоследствии будет применена на Т-55. Новые прицелы и приборы ночного видения. На вооружение не принят по причине сложности производства пушки Д-54ТС и боеприпасов к ней.
- Т-54М («Объект 137М») — Отличается от «Объекта 139» пушкой Д-10Т и наличием лазерного дальномера. Новые гусеницы. Принят на вооружение 18 марта 1977 года. До его уровня были модернизированы все Т-54.
- Т-54МК — «Командирский» Т-54. Доп. радиостанция и навигационное оборудование.
- Тиран 4 — Израильская модификация. Новый двигатель, мощностью в 610 л.с. На правом борту башни установлены 60-мм минометы.
- Type 62 — Китайский легкий танк. Установлена более слабая броня и 85-мм пушка Type 62-85ТС. Принят на вооружение в 1963 году.
- Type 59 — Китайский средний танк. Должен был быть полностью идентичный Т-54А. Однако в Китае комплектовался чем угодно. Принят на вооружение в 1958 году.
- Type 69 — Китайский основной боевой танк. Принят на вооружение в 1982 году.
- Type 79 — Китайский основной боевое танк. Принят на вооружение в 1984 году.
- Type 80 — Китайский основной боевой танк. Принят на вооружение в 1988 году.
Машины на базе Т-54
- ОТ-54 — Огнеметный танк. Комплектовался огнеметом АТО-1. Внешне ничем от Т-54 не отличался. Принят на вооружение 14 мая 1954 года.
- «Объект 483» — Огнеметный танк. Вместо орудия установлен огнемет ОМ-250 и и противотанковый комплекс 9К116 «Кастет». Не принят на вооружение из-за отсутствия пушки.
- «Объект 530» — Зенитная самоходная установка. Оборудован двумя 57-мм зенитными пушками «Ока-1». Не принят на вооружение по причине начал работ над более совершенным 30-мм и 37-мм зенитными установками.
- «Объект 560» — Спец. машина. Отсутствовала башня с вооружением. Вместо нее устанавливался комплекс пуска крылатых ракет. Дальность стрельбы — от 10 до 120 км. На вооружение не принята по причине начале работ по более совершенному проекту П2П.
- БМР-2 — Бронированная машина разминирования. Принята на вооружение в 1980-х годах.
- БТЛ-1 — Бронелетучка. Устанавливалась на бронепоезде БП-1. Принята на вооружение 1 марта 1971 года.
- БТС-2 — Тягач. Принят на вооружение в феврале 1955 года.
- БТС-4А — Тягач. Принят на вооружение после 1955 года.
- БРЭМ-3 — Ремонтно-Эвакуационная машина. Принята на вооружение в 1980 году.
- ГПМ-1 — Гусеничная пожарная машина. Принята на вооружение в 1986 году.
- ЗСУ-57-2 — Зенитная самоходная установка. Оснащена двумя 57-мм зенитными пушками. Принята на вооружение в 1955 году.
- МТУ — Мостоукладчик. Принят на вооружение в 1982 году.
- СПК-12Г — Самоходный поворотный кран. Принят на вооружение 21 сентября 1967 года.
- СУ-122-54 — Самоходная артиллерийская установка. Орудие — 122-мм Д-49.
- Т-54-Т — Тягач. Разработан в ГДР. Принят на вооружение в 1965 году.
- Ахзарит — БМП. Разработана в Израиле. Принята на вооружение в 1987 году.
Боевое применение
В скобках указаны годы войны и стороны, применявшие Т-54 и его модернизации.
- Венгерское восстание (1956, СССР)
- Шестидневная война (1967, Египет, Израиль, Сирия)
- Операция «Дунай» (1968, СССР)
- Война во Вьетнаме (1957-1975, Северный Вьетнам)
- Гражданская война в Камбодже (1967-1975, Северный Вьетнам)
- Третья индо-пакистанская война (1971, Индия)
- Арабо-израильская война (1973, Египет, Сирия, Ирак, Израиль)
- Гражданская война в Анголе (1980-е, народная армия Анголы, ЮАР)
- Война за Огаден (1977—1978, Сомали)
- Китайско-вьетнамская война (1979, Вьетнам, Китай)
- Афганская война (1979—1989, СССР)
- Ирано-иракская война (1980—1988, Ирак)
- Ливанская война (1982, Сирия, Израиль)
- Война в Персидском заливе (1991, Ирак)
Фотографии Т-54
Танк в культуре
Танк Т-54 можно встретить в многопользовательских онлайн-играх War Thunder и World of Tanks.
Память о танке
Сегодня Т-54 сохранился во множестве музеев по всему миру.
В танковом музее в Пароле он выставлен со спиленными наружными элементами, чтобы показать внутреннее строение танка.
comments powered by HyperCommentstanki-tut.ru
Средние танки Т-54 и Т-55
Страна: | СССР |
Тип: | Основной танк |
Дата выпуска: | 1958 г. (Т-54 - 1946 г.) |
Длинна: | 6,2 м, с пушкой 9 м |
Ширина: | 3,27 м |
Высота: | 2,35 м |
Броня, лоб: | 100 мм |
Броня, борт: | 60-80 мм |
Броня, башня: | 160-200 мм |
Экипаж: | 4 человека |
Двигатель: | дизельный В-55, 580 л.с. |
Дальность хода: | 500 км |
Максимальная скорость: | 50 км/ч |
Масса: | 36 тонн |
Вооружение: | 1х 100-мм Д-10Т2С (43 выстрела), 1× 12,7-мм пулемет ДШКМ, 2× 7,62-мм пулемета СГМТ |
«Советский средний танк Т-54 и Т-55. История создания и боевого применения, модификации и характеристики.»
Характеристики даны для Т-55
Ещё буквально десяток лет назад любой мальчишка попроси его нарисовать танк, рисовал знакомую «черепашку» с круглой башенкой, в которой можно было угадать силуэт пожалуй самого известного советского танка со времен Т-34 (и кстати, его прямого потомка) — среднего танка Т-55.
Т-55 и его прототип Т-54 — танки рекордсмены. Ни одна боевая машина со времен Второй Мировой войны не выпускалась такими огромными сериями, не состояла на вооружении у такого числа стран, и не принимала участие в таком громадном количестве конфликтов, как Т-55. А началась его история ещё во время Великой Отечественной.
Средний танк Т-54 образца 1946 г. Сходство с Т-44 до степени смешения.
В 1943 году был создан «переходный» танк Т-44, который, хотя и был значительно лучше и удобнее Т-34-85, не мог в полной мере считаться танком нового поколения, прежде всего из-за 85-мм орудия доставшегося ему по наследству. Почти одновременно с этим была разработана и 100-мм танковая пушка, которой в 1944 году оснастили опытный танк Т-34, получивший обозначение Т-34-100, успешно испытанный, но не запущенный в серию.
Для прорыва оставалось всего ничего — поставить новое орудие на шасси от Т-44. Уже в марте 1945 г. «объект 137» вышел на испытания и произвел настоящую танковую революцию — шутка ли, Советский Союз получил танк по характеристикам близкий к немецкому тяжелому «Тигру II», но в два раза меньше по весу! Такой машины не было в то время ни у одной страны мира, причем можно смело говорить — даже на стадии опытных образцов. В 1946 году «объект 137» был принят на вооружение и пошел в серийное производство под индексом Т-54. Он все ещё был очень похож на Т-44, а знакомый и привычный нам силуэт приобрел только в 1951 году с установкой новой башни.
Танк Т-54 образца 1946 года
В некотором роде Т-54 также был переходной машиной — до гордого звания «ОБТ» (основной боевой танк) машина не дотягивала совсем чуть-чуть.
В 1955 году начали производство улучшенной версии танка — Т-54А, затем Т-54Б.
В 1958 году после очередной порции улучшений, модернизированный Т-54 сменил название на Т-55. Эта модель в различных вариантах оставалась в производстве до 1977 года, а всего было изготовлено порядка 30000 машин (только Т-55, включая лицензионные) — совершенно фантастическая цифра.
Конструкция и особенности танка Т-55
Компоновка танка классическая, с поперечным размещением силовой установки. Как, в свое время, и Т-34 и Т-44, Т-55 изготавливался сваркой из гомогенных катаных плит, но отличался отсутствием ослабленных зон в лобовом листе, наклоном бортов, отсутствием смотровых щелей и надгусеничных ниш. Ослабленную зону вокруг люка механика-водителя устранили за счет смещения башни к центру танка и переноса люка на подбашенный лист.
Башня Т-54 была изначально удачной, отличаясь большей равномерностью защиты в курсовых углах. А её дальнейшее развитие — полусферическая башня образца 1951 г. вообще, на 30% превосходила по степени защиты башни танков «современников» из-за рубежа.
Первые серийные танки оснащались 100-мм пушкой Д-10Т с повышенной дульной энергией, созданной на основе морского зенитного орудия Д-10 в 1944 году. Именно такими пушками вооружались серийные ПТ САУ СУ-100. Боевая скорострельность орудия достигала 7 выстрелов в минуту, начиная с Т-54Б оно имело двухплоскостную стабилизацию пушки (Д-10Т2С). Позднее прицеливания была дополнена прицелом с независимой вертикальной стабилизацией, лазерным дальномером, баллистическим вычислителем, подсветочными инфракрасными прожекторами, ночным прицелом и приборами наблюдения для всех членов экипажа.
На первых сериях Т-54 стояло сразу 4 пулемета — спаренный с пушкой СГМТ, ещё двумя СГМТ в бронекоробах, управляемых дистанционно механиком-водителем и зенитным ДШК на крыше башни. С 1949 года на Т-54 убрали дистанционные пулеметы (зато добавили курсовой), с запуском в серию Т-55 отказались от зенитного, а вскоре, и от недавно добавленного курсового. Зенитный пулемет в конечном итоге к Т-55 «вернулся», в модификации Т-55М. Теперь это был НСВТ.
Двигатели Т-54/Т-55: В-54/В-55 — далекие потомки того самого В-2, дизеля которым комплектовались ещё танки конца 30-х годов. Обеспечивая машине скорость до 50 км/ч и запас хода до 500 км, он также значительно превосходил зарубежные аналоги.
Чертеж среднего танка Т-55
Ходовая часть танка состояла из пяти сдвоенных опорных катков с резиновыми бандажами (на первых Т-54 — аналогичных Т-34-85, на более поздних машинах — цельнолитых из алюминиевого сплава, с пятью ребрами жесткости) на торсионной подвеске.
Т-54Б был первым танком получившим оборудование подводного хода, позволявшее преодолевать водные преграды глубиной до 5 м и шириной до 700 м, а Т-55 — защиту от поражающих факторов ядерного оружия.
Спецмашины созданные на базе танков Т-54 и Т-55
СУ-122-54 («Объект 600») — полностью бронированная противотанковая самоходная установка, спроектированная в 1949 г. с учетом опыта работ над СУ-85 и СУ-100 и концептуально схожая с ними. Принята на вооружение в 1954 г., выпущено 77 машин до 1957 г. Комплектовалась 122-мм нарезной пушкой Д-49 с электромеханическим досылателем, обеспечивавшим скорострельность в 3-4 в/мин. Вспомогательное вооружение — два 14,5-мм пулемета КПВТ. В 1974 г. САУ была снята с производства. Неудачной была даже не сама машина, а сама концепция САУ такого рода в условиях современной войны.
ЗСУ-57-2 («Объект 500») — бронированная зенитная самоходная установка. Производилась с 1955 г. на базе Т-54 с уменьшенным до 4 узлов подвески по бортам и значительно более тонкой броней. На машине устанавливалась полноповоротная, открытая сверху сварная башня с двумя 57-мм автоматическими орудиями С-60 (спаренная установка обозначалась как С-68) , снабженными дульным тормозом. РЛС в комплекте не было. В качестве средства ПВО ЗСУ-57 не отличалась эффективностью, но вполне могла использоваться как боевая машина огневой поддержки.
ТО-54 («Объект 481») — огнеметный танк, на котором спаренный пулемет был заменен на огнеметную установку АТО-1. Запаса огнесмеси в 460 л хватало на 20 огнеметных выстрелов. По сравнению с базовым танком боеукладка орудия уменьшена до 19 выстрелов.
ТО-55 («Объект 482») — усовершенствованный вариант ТО-54 на основе Т-55. Установлен огнемет АТО-200.
БТС-2 — бронированный тягач с демонтированной башней и дополнительным оборудованием. Долгое время являлся основной БРЭМ в Советской Армии. Также на базе Т54/55 выпускались танки-мостоукладчики МТУ-1 и МТУ-20, самоходный кран СПК-12Г, артиллерийский тягач АТ-Т и ряд других машин.
Средний танк Т-55
Оценка танка Т-55
Любопытно, что о боевой эффективности танка Т-55, который прошел через громадное количество больших войн и маленьких конфликтов, говорить сложнее всего. В арабо-израильских войнах, вьетнамской и т.п. конфликтах, пока танк ещё был вполне современен, им как правило управляли далеко не лучшие танкисты, ведомые далеко не лучшими стратегами. Все это выливалось в громадные потери советских машин.
С другой стороны, применение уже заведомо устаревшей к началу 80-х годов машины в Афганистане, или Ирано-Иракском конфликте, а также в Сомали, Анголе и т.п. против зарубежных образцов примерно сходных по классу и дате выпуска, явно показывали, что если Т-55 и не превосходит «Центурионы», «Паттоны» и «Чифтены», то уж и не уступает им ни на грамм.
По этим причинам, а также потому, что за полвека боевой службы танк претерпел столько изменений, что машина 1946 г. и 1977 г. выпуска оставались похожи лишь основными конструктивными решениями, подвести какой-то общий знаменатель по-типу «хороший танк/плохой танк» с Т-55 не удастся никак. Для своего времени это без сомнения был прорыв, однако производить Т-55 практически до конца 70-х, когда у СССР уже были и вовсю несли службы более современные машины, было спорным решением.
То, что Т-55 и сейчас продолжают нести службу в разных частях света и даже проходят «локальные» модернизации в иностранных армиях, по большей части объясняется не незаменимостью этой машины или сверх-выдающимися (по современным меркам) качествами, а тем, что их в свое время наклепали столько, что хватило бы ещё на десяток войн по типу той же ирано-иракской.
Средний танк Т-54 образца 1951 года
Список военных конфликтов в которых принял участие Т-55
1967 год, Шестидневная война — использовалась Египтом, однако использовались танки совершенно не эффективно. Это не помешало израильтянам по достоинству оценить Т-55 — в качестве трофеев Израилю достались 82 (!) исправных танка, которые после незначительных переделок (по унификации) встали на вооружение под названием «Тиран».
1968 год, Венгрия — использовались в составе Советской Армии совместно с танками Т-54 для подавления восстания в ходе операции «Дунай».
1969 год, «Война на истощение»— Т-55 применялись применялись с обеих сторон и Египтом и Израилем.
1970 год, «Чёрный сентябрь» — сирийские Т-55 показали полное превосходство над иорданскими танками британского производства «Центурион».
1971 год, 3-я индо-пакистанская война — Т-55 применялись индийскими войсками.
1973 год, арабо-израильская война — Т-54 и Т-55 применялись как Египтом и Сирией, так и Израилем.
1977 год, «Война за Огаден» — сомалийские Т-55 прекрасно воевали против американских «Уокер Бульдог» и «Паттон 2», однако понесли большие потери при встрече с дружественными эфиопам кубинцами воевавшими на… Т-62.
1978 год, Чадско-ливийский конфликт — применялись армией Ливии.
1979-1989 г., Афганская война — применялись советской армией.
1980-1988 г, Ирано-Иракская война — Т-55 состоял на вооружении Ирака и очень хорошо показали себя против британских «Чифтенов» армии Ирана.
1982 год, Ливанская война — применялся армией Сирии.
Иранская модификация среднего танка Т-55 «Энигма»
1987 год, гражданская война в Анголе — Т-55 очень удачно применялись армией Анголы, впрочем, противостоящие им войска ЮАР были вооружены в основном БМП собственного производства «Ратель».
1991 год, Война в Персидском заливе — силы вторжения уничтожили значительное количество Т-55 , однако о эффективности танка и даже количестве уничтоженных единиц судить чрезвычайно трудно — во-первых «собственно» Т-55 насчитывалось всего около 300-500 штук из примерно 1500-2000 машин (прочие были китайскими копиями Т-54/55, танками Тип 59 и Тип 69). Во-вторых, западные источники насчитывают до 4000 уничтоженных иракских танков, что, по законам арифметики военного времени почти в 2 раза превышает весь иракский танковый парк.
1991 год, конфликт в Нагорном Карабахе, — использовались войсками Азербайджана.
1991 год, Война в Хорватии — применялись как югославами, так и хорватами. Явно превосходили состоящие на вооружении Хорватии американские «Паттоны» (что впрочем и не мудрено).
1992 год, конфликт в Приднестровье — Т-55 молдавской армии ограниченно использовались в ходе противостояния.
1992 год, война в Абхазии — использовались как войсками Грузии, так и Абхазии.
1992 год, Боснийская война — использовались с обеих сторон.
1999 год, Косовская война — использовались армией Югославии.
2003 год, война в Ираке — неудачно и очень ограничено использовались армией Ирака.
2008 год, Война с Грузией — использовались войсками Южной Осетии.
2011 год, гражданская война в Ливии — использовались вооруженными силами Ливии.
2012 год, гражданская война в Сирии — использовались вооруженными силами Сирии.
Танк Т-55А
Источник: компиляция по информации из открытых источников сети интернет
armedman.ru
54 - танк с долгой историей
Новые реалии складывающегося во второй половине 1940-х годов биполярного мира и противостояние между Востоком и Западом, которое привело к холодной войне, заставили переосмыслить только что полученный военный опыт. В результате появились новые образцы вооружений и боевой техники. В их строю особое место занимает Т-54 - один из лучших в мире танков, созданных в послевоенные годы.Этот средний танк - непосредственный наследник легендарных моделей Т-34 и Т-34-85. Изначально он создавался еще в годы войны как средство борьбы с тяжело бронированной техникой противника на дальних дистанциях. Дальнобойное орудие Д-10С, установленное на самоходной артиллерийской установке СУ-100, прекрасно показало себя на поле боя, но трансмиссия 34-го оказалась для него слабой. Велась разработка усиленного танка Т-44-100, также не лишенного недостатков. Доводка нового варианта затянулась, но в результате вылилась в создание новой модели.
Под обозначением Т-54 танк был принят бронетанковыми войсками на вооружение в апреле 1946 года - через месяц с небольшим после речи Черчилля в Фултоне, которую считают точкой отсчета холодной войны.
Конструкторы добились того, чтобы новая боевая машина обладала максимальной надежностью и одновременно была достаточно проста в обслуживании. Помимо стомиллиметрового орудия, на танке установили два пулемета по 7,62 мм и ДШКМ - зенитный пулемет. Корпус, заимствованный у Т-44, в основном оставили без изменений. В этой конструкции применены две новации, в дальнейшем распространившиеся на всю бронетехнику: замена смотровой щели водителя на призменные перископы и наличие в ходовой части предпускового подогревателя, помогавшего быстрее запустить двигатель танка в холода. Двигатель В-54 мощностью в 520 "лошадей", выдавал скорость по шоссе 50 км/ч и вдвое меньшую - по пересеченной местности, имея, однако, запас хода по ней.
По сумме боевых характеристик, Т-54 в течение целых 12 лет оставался самым сильным средним танком в мире.
Самой известной его модификацией стал Т-55, созданный в ответ на поступление в армию США ядерного оружия. Главным отличием Т-55 являлась система противоатомной защиты. В целом же за время выпуска танка (в основном - до 1967 г., частично - до 1979 г.) было осуществлено множество его модификаций и модернизаций, в том числе и за пределами СССР. На базе более чем удачной конструкции, были разработаны такие вариации: командирский танк, огнеметный танк, зенитная самоходная установка, минный тральщик, бронированный тягач, пожарная машина, мостоукладчик и другие.Первое настоящее боевое крещение танк Т-54 прошел на Шестидневной войне (1967 г.) в составе египетских и сирийских войск. Большое число танков, подбитых или брошенных экипажами, было захвачено израильской армией, а после модернизации принято на вооружение. Характерно, что СССР, будучи идеологическим антагонистом Израиля, в 1981-1982 гг. продал ему 50 танков Т-54.
Наиболее активный период боевого применения Т-54 приходится на 1979-1991 гг.: конфликт между КНР и Вьетнамом, война в Афганистане (один из основных танков, наравне с Т-62, в Южной группе войск СССР), операция "Мир Галилее" в Ливане (в сирийской и израильской армиях), в ирано-иракской войне и войне в Персидском заливе (в иракской армии).
Танки Т-54 и Т-55 активно поставлялись и продавались СССР своим союзникам по социалистическому лагерю, дружественным странам и некоторым другим. Например, Финляндии. Поставлялись также танки Т-54, произведенные в Польше и Чехословакии.
Промышленность выпускала Т-54/55 более 30 лет. Это рекордный показатель для современного танка.
fb.ru
Танки Т–54 и Т–55 продолжают бой
Как АК–47, но у танков – Т–54 и Т–55 выдерживают испытание временем на полях сражений во всем мире. Простые в эксплуатации и обслуживании, эти советские бронированные звери по–прежнему популярны в небольших странах и у негосударственных иррегулярных сил – настоящий "Народный танк".
Если переворот или братоубийственная гражданская война вспыхнет в одном из нынешних или бывших бенефициаров Москвы, то есть больше шансы, что Т–54 или Т–55 примут участие. Когда в 1990-х годах рухнул Афганистан, Талибан и 'Объединенный исламский фронт спасения Афганистана' унаследовали танки Т–55, ранее принадлежавшие коммунистическому правительству. В то же десятилетие танки служили в Югославии, в многосторонней гражданской войне.
Сегодня, захваченные иракские и сирийские Т-55 служат под черным флагом "Исламского государства" и других повстанческих групп, воюющих в регионе. Для этих повстанческих армий, 60-летние танки так же полезны, как гораздо более современные образцы, такие как М1 Abrams. Потому что по большей части, танки не должны быть сложными. Дешево, просто и весьма смертоносно - этого достаточно для большинства войн 21-го века.
История
В конце Второй Мировой войны, танковый арсенал Советского Союза состоял в основном из средних танков Т-34-85, наряду с меньшим числом тяжелых танков ИС-2 и ИС-3. Хотя серия танков Т-34 превосходно участвовала в войне против гитлеровской Германии, Советы рассматривали его пружинную подвеску и 85-мм пушку устаревшими.
Более поздние танки ИС - "ИС" означает Иосиф Сталин - доказали, что были не по зубам лучшим танкам Германии. К сожалению, экипажам приходилось заряжать отдельно огромные 122-мм снаряды и заряды в орудие, что снижало темп стрельбы танка и запас боеприпасов. СССР построил более скромный Т-44 - который не видел боевых действий - в попытке уменьшить высоту корпуса Т-34/85 и сместить башню в центр. Однако небольшие размеры сделали для инженеров практически нецелесообразным установку 100-мм или 122-мм пушки.
Стремление к свежим конструкциям привело кремлевских оружейников к созданию среднего танка Т-54 и улучшенного Т-55. Сегодня эти стальные монстры остаются наиболее распространенными танками в мире. Почти десятилетие до появления более узнаваемых T-54A в 1954 году, Советы строили в скромных количествах предшествовавшие модели, известные, как Т-54-1/2/3. Эти версии обычно имели противовес на дульном срезе, а не характерный эжектор - устройство для продувки канала ствола, которое препятствует попаданию ядовитых газов назад в башню.
Танк Т-54-2
В ноябре 1949 года было дано разрешение на серийное производство новой модификации, известной как Т-54 образца 1949 года или Т-54-2. На фото: Т-54-2 в музее в Тольятти. Обратите внимание на обратный скос в задней части башни.
Фото: Wikimedia Commons, ShinePhantom.
Трудно установить разницу между различными моделями, но, глядя на особенности - это самый простой способ. На предсерийных башнях был обратный скос броневого листа в нижней части на передней и задней стороне, но Советский Союз постепенно устранил эти конструктивные причуды из-за высокого шанса рикошета снаряда в корпус. В дополнение к эжектору для продувки ствола, Т-54А стал первым из этой серии, где был стабилизатор пушки в вертикальной плоскости. T-54Б пошел дальше - со стабилизатором в двух плоскостях наведения. Небольшая башня Т-54 сохраняла общую высоту всего 2,39 метра, что делало танк ниже и в него было труднее попасть, чем в его сверстника - американский М-48 Паттон. Углы наклона башни также помогали изменять направление очередного снаряда.
Схватки холодной войны
Танки Т-54 впервые принимали участие в боевых действиях в 1956 году в венгерской столице Будапеште, когда Советы использовали их, чтобы сокрушить мятежников, которые свергли местный просоветский режим. Но дебют принял унизительный оборот, когда венгерские повстанцы подогнали трофейный Т-54 в британское посольство, дав западным экспертам крупным планом взглянуть на его сильные и слабые стороны.
В 1972 году Северный Вьетнам начал масштабное вторжение к южному соседу, что в конечном счете, привело к капитуляции Южного Вьетнама. В танковом бою у осажденной базы огневой поддержки Дакто в Контум два легких танка M-41 Южного Вьетнама обстреляли каждый тремя 76-мм снарядами один танк Т-54. Т-54 получил некоторые повреждения, но без труда уничтожил более легкие машины американского производства. После того, как прекратилась стрельба, экипаж СВА спокойно вышел из Т-54 и пошел прочь.
Подбитый танк Т-54
Солдаты ARVN на подбитом танке Т-54 Армии Северного Вьетнама в 1972 году.
Фото: Wikimedia Commons, U.S. Army Center of Military History.
Тем не менее, это выявило одну уязвимость. Неблагоприятные условия в башне сокращали боевую скорострельность до четырех выстрелов в минуту. Умелый западный экипаж танка мог произвести такое количество выстрелов в первые 15 секунд боя.
Еще до этих боевых столкновений, советские конструкторы уже начали работу над улучшенным вариантом - Т-55. Очевидно, снаружи трудно отличить Т-55 от 54А или Т-54Б. Внешне, единственным надежным ключом является отсутствие на крыше башни Т-55 грибовидного вентилятора. Большинство улучшений нового танка были внутренними. Система противоатомной защиты ПАЗ Т-55 способствовала обеспечению герметизации корпуса и башни, а также фильтровентиляционная установка, подающая очищенный воздух с избыточным давлением, препятствовали проникновению радиоактивной пыли. Советы также увеличили боекомплект пушки на девять выстрелов.
Инженеры заменили танковый пулемет СГМ времен Второй мировой рядом с главной пушкой на новый ПКТ. В 1961 году, в дальнейшем модернизированный Т-55А получил противорадиационные материалы, систему фильтрации воздуха для очистки химических и биологических веществ, а также избавились от курсового пулемета.
Еще одна причина, почему так трудно отличить эти танки друг от друга, в том, что старые версии часто перестраивали по тем же стандартам, как более поздние. Например, на Т-55 изначально не было внешнего крупнокалиберного пулемета ДШКМ на люке заряжающего, как на Т-54. Советское командование сочло, что это оружие бесполезно против истребителей. Но это массивное автоматическое оружие возвратилось, когда танки прошли модернизацию. В отличие от быстро движущихся самолетов, новые ударные вертолеты работали по танкам в ближнем бою и на более низких скоростях.
Все еще в бою
В то время как T-54/55 стал широко распространенным, танк, как правило, был на проигрывающей стороне, сражаясь с сопоставимыми или более продвинутыми западными проектами. Т-54/55 страдал от плачевных условий экипажа, стрелял ужасно медленно и имел тенденцию сбрасывать свои гусеницы. Но неблестящая подготовка, тактика и руководство - и лучшие стандарты их западных противников с такими же профессиональными навыками - были более ответственны за поражения боевых машин, нежели конструктивные недостатки.
Северовьетнамские танкисты часто были плохо подготовлены, что приводило к слабому взаимодействию с пехотой - и в результате к лишним потерям от южновьетнамских солдат группы истребителей танков, вооруженных противотанковыми гранатометами М-72. Точно так же сирийские Т-55 в арабо-израильской войне 1973 года значительно превосходили израильские танки - но израильтяне подбивали их в массовом порядке на Голанских высотах. Что касается освобождения Кувейта в 1991 году, Ирак покидал свои танки в стационарных, вкопанных в землю позициях в пустыне. Тактический промах Ирака превратил его танки в легкую добычу для воздушных ударов коалиции и современных танков "Абрамс", оснащенных тепловизорами.
Иракский танк Т-55
Иракский Т-55 в английском музее.
Фото: Wikimedia Commons, John Harwood.
Тем не менее, основные выигрышные моменты Т-55 по-прежнему - простота и приспособленность к эксплуатации. Заводы в СССР построили примерно 50000 машин, и это по самым скромным подсчетам. Польша и Чехословакия собрали в своих странах тысячи танков. К этому можно добавить китайские клоны Type-59. На базе Т-55 были также произведены минные тральщики, танковые мостоукладчики, огнеметные танки, ремонтно-эвакуационные машины. Советы использовали то же шасси для зенитной самоходной установки ЗСУ-57-2 и новейших тяжелых бронетранспортеров БТР-Т.
В последующих войнах с арабскими соседями в 1960-х и 70-х годах Израиль захватил сотни Т-55. Израильские войска обратили танк - по прозвищу "Тиран" или "dictator" на иврите - против его бывших хозяев. Инженеры в конце концов поменяли советское орудие на превосходящую 105-мм пушку L7 британской разработки. С заменой пушки, машины могли использовать те же боеприпасы, как и любой другой израильский танк.
Танк Тиран-4 и БТР "Ахзарит"
Модифицированный в Израиле Т-54 со 105-мм нарезным орудием L7 и израильский тяжёлый гусеничный бронетранспортёр на базе трофейных танков Т-54 и Т-55 (от 400 дo 500 единиц), захваченных у арабских стран, впервые появился в 1988 году.
Когда Израиль снял с эксплуатации свои "Тираны", некоторые корпуса стали основой для тяжелых гусеничных бронетранспортеров "Ахзарит" - буквально означает "жестокая". Другие страны добавляли свои собственные, отечественного производства, компоненты для внутреннего и экспортного использования. Некоторые из этих локальных вариантов, таких как румынский TR-85М, имеют мало общего с оригинальной кремлевской конструкцией.
И Россия также произвела модернизированные танки T-55M и T-55AM с дополнительной броневой защитой башни, корпуса и днища. Особенности машин включали обновленные лазерные дальномеры, баллистические вычислители и прицелы. Эти обновленные Т-55 могли запускать управляемый снаряд с лазерным наведением 9М117 "Бастион" в дополнение к стандартным танковым боеприпасам, увеличивая дальность и ударную силу. Москва направила эти модернизированные танки воевать во второй чеченской войне наряду с улучшенными T-62M. Российские командиры считали их более "расходным материалом" в жестокой партизанской войне, чем дорогостоящие Т-72 и Т-80.
Так что, несмотря на боевой недостатки Т-54/55, эти танки обещают остаться популярными на протяжении еще многих десятилетий. Конструктивно-эксплуатационная гибкость и стабильный рынок способствуют их долговечности.
Источник:
Читайте также:
Вперед > |
pro-tank.ru
54 - гайд, ТТХ, различные тактики по Советскому среднему танку 9 уровня World of Tanks
Т-54 или в простонародье «ТАРАКАН» – этот средний танк с отличной динамикой, что обеспечивает вариативность ведения боя и способен подстраиваться под различные тактики, как агрессивные, так и игры от второй линии.
- Т 54 тактико-технические характеристики
- Выбор пушки для Т-54
- Умения экипажа (навыки) Т-54
- Т-54 оборудование
- Как играть на Т-54
- Т 54 отзывы
- Т 54 видео
Т 54 тактико-технические характеристики
По своим техническим параметрам, характеристики Т-54 выглядит вполне стандартными на фоне своих одноклассников. Здесь присутствует неплохой запас прочности и вполне приличный радиус обзора, который можно увеличить до максимума. В плане бронирования т-54, всё выглядит вполне пристойно. Особого внимания заслуживает достаточно прочная башня рикошетной формы, что при выборе правильной позиции гарантированно обеспечит противнику кучу не пробитий и рикошетов.Корпус выглядит помягче, однако, верхняя лобовая деталь расположена под правильными углами, что позволяет неплохо вытанковывать урон в определённых ситуациях. Нижнюю лобовую деталь, картонные борта и корму лучше скрывать: танковать этими местами можно только под очень хорошими углами, поэтому лучше не рисковать. Необходимо отметить и хорошие скоростные показатели – машина неплохо разгоняется с места и уверенно держит крейсерскую скорость. Эти характеристики достигаются за счёт мощного двигателя. Кстати, динамика и манёвренность у Т-54 находятся на высшем уровне.Нужно уточнить, что советский Т-54 имеет и приятные бонусы: башня, двигатель и орудие устанавливаются без прокачки и покупки ходовой части.
Выбор пушки для Т-54
В плане вооружения СТ-шки тоже всё выглядит весьма неординарно. На усмотрение игроков предлагается две вариации башенного орудия, обладающих схожими техническими характеристиками. Однако если внимательно изучить все параметры, первое орудие является проходным: здесь имеет незначительное преимущество в плане бронепробития, но заметна существенная просадка точности и ДПМ.Поэтому очевидным выбором является установка Д-10 Т2С, которое поможет полностью раскрыть все прелести игры на Т-54. Здесь заметна лёгкая нехватка бронепробития, но недостаток можно нивелировать загрузкой голдовых боеприпасов. К слову, нанесением запредельного разового урона Д-10 Т2С похвастать не может, но эта особенность с лихвой компенсироваться отличной скорострельностью. В базовой комплектации, Т-54 без проблем может надомажить до 2 500 урона за единицу времени.
Точность и минимальный разброс позволяют уверенно наносить урон в движении. Кроме этого, эти показатели можно довести до идеала, установив соответствующее оборудование и прокачав правильные навыки экипажа. Однако в этой бочке мёда, имеется небольшая ложка дёгтя: углы вертикального наведения далеки от совершенства. Орудие имеет угол склонения в 5 градусов, что отрицательно влияет на уровень комфорта в игре.
Умения экипажа (навыки) Т-54
К выбору навыков экипажа тоже стоит подходить с максимальной ответственностью. Рекомендуемый набор умений для четырёх членов экипажа следующий:Командиру – навык «Шестого чувства».Наводчику – навык «Плавного вращения башни».Механику-водителю – навык «Плавного вождения».Радисту (заряжающему) – навык «Радиоперехвата».Помимо индивидуальных перков, стоит выкачать «Боевое братство», «Маскировку», «Ремонт».При выборе расходников можно не отклоняться от стандартного комплекта снаряжения: огнетушитель, ремкомплект, аптечка. Кстати, горит танк крайне редко, поэтому огнетушитель можно заменить доппайком , чтобы ещё накрутить процент к умениям экипажа.
Т-54 оборудование
Чтобы перекрыть имеющиеся недостатки, оптимальным вариантом будет такой выбор дополнительных модулей:
- Досылатель – поможет сделать урон в минуту более устрашающим.
- Стабилизация – даст бонус к точности орудия при стрельбе в движении.
- Вентиляция – кратно повышает все характеристики машины на 5%.
В качестве альтернативы вентиляции можно поставить просветлённую оптику, но этот выбор остаётся на усмотрение игрока: с обзором у Т-54 и так всё обстоит весьма неплохо.
Как играть на Т-54
Если технику волей рандома забросило в топ, необходимо приложить все усилия, чтобы максимально реализовать ДПМ. Для этого не стоит бросаться вглубь сражения, а развернув корпус под правильным углом методично расстреливать противников. Примечательно, что при постановке ромбом, низкоуровневые враги не смогут пробить НЛД и борта. При этом зависать на одном месте надолго не стоит: крыша хорошо принимает попадания от арты. Поэтому тактика может выглядеть так: засвет противника, 2-3 прицельных выстрела и смена позиции с пропаданием из засвета.При бодании с тяжами, можно использовать два эффективных приёма:
- «Змейка» — движение зигзагом при сближении с противником, когда Т-54 сходится с тяжем, последний обычно отправляется в ангар.
- «Варежка» — прямолинейное движение к одному борту. Когда противник сводится и берёт нужное упреждение, резкая смена курса на другой борт. Тяжи медленно перезаряжаются и меняют вектор обстрела. Поэтому есть время откровенно потрепать неповоротливого тяжеловеса.
Т-54 отзывы и выводы
Проведя анализ преимуществ и недостатков советского среднего танка т-54 и на основании рассмотренных характеристик, можно сделать первые выводы. Заметно, что преимуществ у Т-54 заметно больше, однако, и откровенно сла
wot-info.ru