Ссср кратко: Этапы развития Советского Союза | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Содержание

Этапы развития Советского Союза | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Советский Союз – государство, аналогов которому в мировой истории не было. Ему присущи мощная исполнительная власть, директивный метод управления, вождизм, своеобразное соотношение судебной власти и других ветвей, практически трудовая повинность и многое другое.

Образование Советского Союза состоялось в результате крушения старой государственной системы управления, революционной ситуации, Гражданской войны, а также мощной теоретической и идеологической разработки и пропаганды идей советского государства.

Мы можем выделить несколько этапов развития советского государства и сопутствующие им реальные события.

1. Военный коммунизм (1918–1921)

Это один из самых сложных периодов становления нового, советского государства. Закончившаяся Первая мировая война нанесла непоправимый урон всему экономическому хозяйству страны. Тысячи предприятий были разрушены, по всей стране свирепствовал голод. Политическая нестабильность, массовое недовольство населения и отдельных социальных групп вылились в вооруженное противостояние, которое вошло в историю как Гражданская война 1917–1922 годов.

Молодая республика одновременно вела борьбу против белых армий и интервентов. Гражданская война закончилась полной победой молодой советской республики, и начались первые действия по восстановлению разрушенного хозяйства.

2. НЭП (1921–1924)

«Новая экономическая политика» – такое название получила программа большевиков, принятая на Х съезде РКП(б). Первоочередными задачами программы стали восстановление экономики, нормализация отношений города и деревни, решение проблемы стабилизации денег и успокоение деревни, недовольной продразверсткой, которая провоцировала крестьян на усиление повстанческого движения. Перед страной стояла задача и восстановления международных отношений.

В итоге НЭП дал положительные результаты. Начался рост экономического развития. Увеличился национальный доход, материальное положение граждан стало более устойчивым. Активно шел процесс восстановления промышленности и сельского хозяйства.

Однако, несмотря на то что во многом программа была успешной, она начала постепенно сворачиваться. Сказалось усиливающееся противоречие между экономикой и политикой. Частный сектор стремился обеспечить свои политические гарантии, что шло вразрез с генеральной линией большевиков. Это спровоцировало и внутрипартийную борьбу.

Многим партийным руководителям стало ясно, что без обеспечения должного уровня экономического развития, без невероятного скачка науки, без развития оборонной и тяжелой промышленности уже не обойтись.

3. Период индустриализации и коллективизации (1924–1937)

В декабре 1925 года на XIV съезде партии был взят курс на индустриализацию, которую планировалось провести в максимально сжатые сроки.

Главной целью явилось стремление ликвидировать гигантскую пропасть в экономическом развитии между СССР и западными странами.

Был разработан первый пятилетний план – на 1928–1932 годы. В управление народным хозяйством вносились плановые начала, на предприятиях разворачивалась борьба за экономию ресурсов и финансов, с тем чтобы направить сэкономленные средства на строительство новых заводов и фабрик. Основу новой экономики должен был составить государственный сектор, частнику же в ней места не было. За первую пятилетку намечалось осуществить крупнейшие вложения в развитие тяжелой промышленности. Развитие легкой и пищевой промышленности в это время отходило на второй план.

В это же время страна переходит и к массовой коллективизации сельского хозяйства. Одной из ее причин стало изыскание средств для финансирования индустриализации. Деньги было решено взять из деревни. Коллективизация проводилась жесткими, часто насильственными методами. Сегодня индустриализация и коллективизация в СССР именуются Великим переломом.

Результатом неимоверных усилий Советского Союза стал гигантский рывок в развитии промышленности. С 1929 по 1940 год было построено 8,5 тыс. крупных предприятий. Среди них: Днепрогэс, Магнитогорский металлургический комбинат, Сталинградский, Челябинский и Харьковский тракторные заводы, Нижегородский автомобильный завод, Запорожсталь, Азовсталь, Уралмаш, Криворожский и Новолипецкий металлургические заводы и многое другое. В это время в основном была выполнена программа электрификации страны (ГОЭЛРО). Завершалась культурная революция.

Темпы роста промышленного производства были в три раза выше, чем в Российской империи в начале века. Это позволило СССР стать не только индустриальной державой, но и выйти в лидеры среди промышленно развитых стран.

Но наряду с вопросами экономического развития приходилось решать вопросы и защиты Отечества от проявлений внешней агрессии.

В 1929 году начался Советско-китайский конфликт. Это вооруженное столкновение было спровоцировано китайской стороной из-за совместного пользования Китайско-Восточной железной дорогой, которая была построена в конце XIX века Российской империей.

Начались провокации на границе СССР, КВЖД была захвачена, 200 граждан Советского Союза, обслуживающие дорогу, были арестованы. Для защиты от китайской агрессии была создана Особая Дальневосточная армия под командованием В. К. Блюхера, которая разгромила китайские войска, и по Хабаровскому протоколу восстановилось прежнее положение на КВЖД.

В 1938 году японские милитаристы провели проверку боеспособности Советского Союза в районе озера Хасан в Приморском крае. Три японские дивизии, кавалерийский полк и механизированная бригада сделали попытку вторгнуться на территорию СССР. 6–9 августа советские войска разгромили вторгшуюся японскую армию и восстановили границы в прежнем положении.

Наиболее масштабным стал вооруженный конфликт на реке Халхин-Гол в 1939 году. Здесь началась боевая операция японских милитаристов против Монголии. Их целью был разгром противостоящей советской группировки. В ходе трехдневных боев японцы были отброшены на прежние позиции. Боевые действия продолжались до 15 сентября. В результате советско-монгольскими войсками были уничтожены японские подразделения, участвовавшие в боевых действиях.

О масштабности проведенных операций советских и монгольских войск говорит тот факт, что за эти бои 73 участника были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Многие командиры воинских частей, принимавших участие в этих боях, выросли в крупных военачальников и командиров. Г. К. Жуков стал Маршалом Советского Союза, И. И. Федюнинский – генералом армии, К. Н. Абрамов и Г. М. Штерн – генерал-полковниками.

4. Период мобилизационной модели экономики (1937–1953)

Этот период для страны можно назвать наиболее тяжелым. СССР продолжал наращивать темпы экономического развития. По-прежнему строились заводы, фабрики, гидроэлектростанции. Вместе с тем в это время обостряются противоречия внутри партии.

Усиление личной власти И. В. Сталина способствовало и усилению тоталитарного общества. Идеология формировала новое мышление и восприятие.

В в 1937 году начался период массовых репрессий. Практически без руководства осталась Красная Армия.

В этих условиях продолжалась активная работа по перевооружению армии, созданию новых образцов вооружения.

Правительство СССР понимало угрозу, исходящую от фашистской Германии, и принимало меры для создания коллективной безопасности в Европе. К сожалению, его усилия не нашли откликов у правительств европейских стран. Советский Союз был вынужден заключить пакт о ненападении с Германией, чтобы обезопасить, хотя бы на время, свои границы. В 1939 году Красная Армия совершила освободительный поход в Западную Украину и Западную Белоруссию. После распада Польши появились предпосылки для воссоединения западных земель Украины и Белоруссии, утраченных в ходе войны 1920 года. 17 сентября 1939 года Красная Армия перешла государственную границу и заняла утраченные территории. Боевых столкновений с польскими войсками не было. В ноябре 1939-го освобожденные от польского ига земли были приняты в состав нашего государства.

30 ноября 1939 года началась Советско-финская война. Поводом для войны стали многочисленные и безуспешные попытки заключения договора между СССР и Финляндией об обмене территориями. Этот обмен был жизненно необходим для обеспечения обороны Ленинграда (ныне Санкт-Петербург). Отказывая, финская сторона стала устраивать провокации на границе. 30 ноября Красная Армия перешла границу и начала боевые действия. Война продолжалась более трех месяцев и показала слабые стороны подготовки Красной Армии. Не хватало современного оружия, теплой одежды и умелого руководства. Только 13 марта в Москве был подписан договор, по которому необходимые территории перешли Советскому Союзу. Решился вопрос защиты Ленинграда.

До июня 1941 года в стране принимались беспрецедентные меры подготовки к возможной войне с Германией. 22 июня 1941 года Германия и ее сателлиты внезапно напали на Советский Союз. Война стала для страны оборонительной и справедливой и получила название Великой Отечественной. Советская армия уничтожила фашистских агрессоров, освободила Советский Союз и сорвала планы по уничтожению нашего государства. Были освобождены народы Европы.

Победа в этой войне была обеспечена беспримерным мужеством и стойкостью советского народа, проявившимися не только в регулярной армии, но и в партизанском движении, в тылу. Победе способствовал и высокий профессионализм советских военачальников.

Героями не рождаются – героями становятся. За мужество и героизм, проявленные в боях с фашистскими захватчиками, 12 городов и одна крепость были удостоены звания Городов-героев.

Высокого звания Героя Советского Союза за годы войны были удостоены 11 тысяч 657 человек (из них 3051 посмертно), в том числе дважды Героя – 108 (из них 8 посмертно). Высокое звание получили 90 женщин (из них 49 посмертно). Полными кавалерами ордена Славы стал 2671 человек. В СССР они приравнивались в правах к лицам, удостоенным звания Героя Советского Союза.

9 мая 1945 года была подписана капитуляция фашистской Германии, а уже 9 августа Советский Союз начал войну против империалистической Японии. Эта война была начата в соответствии с обязательствами, взятыми на себя СССР как союзником стран Западной коалиции. Советские войска разгромили Квантунскую армию. Освободили Северо-Восточный Китай, Северную Корею, Южный Сахалин и Курилы. Наша страна вернула себе ранее утраченные территории – Южный Сахалин и Курилы.

Доблесть советских воинов в войне с Японией была высоко оценена: 308 тыс. человек, отличившихся в боях, были отмечены правительственными наградами. 87 человек удостоились высокого звания Героя Советского Союза, из них шестеро стали дважды Героями.

Цена победы была огромной. На полях сражений, в концлагерях, в блокадном Ленинграде, в тылу погибло около 27 миллионов советских людей. Было разрушено 1710 городов, более 70 тысяч деревень и сел, уничтожено огромное количество заводов, фабрик, шахт, многие километры железнодорожных путей.

Окончание Великой Отечественной войны поставило на повестку новые задачи, в первую очередь восстановление разрушенного хозяйства.

 

Усилия советских людей дали положительные результаты. Только за период первой послевоенной пятилетки объем промышленного и сельскохозяйственного производства по сравнению с 1940 годом вырос на

73 %, капитальные вложения – в три раза, производительность труда –

на 37 %, а произведенный национальный доход – на 64 %.

5. Период устойчивого развития и Перестройка (1953–1991)

Новый этап в жизни советского государства начинается со смертью И. В. Сталина в марте 1953 года. Этот период в развитии советской государственности характеризуется началом демократизации общества. Прекращаются репрессии, ликвидируется ГУЛАГ. Начинается процесс реабилитации невинно пострадавших.

Демократизация государственной жизни нашла отражение в мерах, направленных на повышение роли Советов, активизацию их деятельности и упрочение связей с народными массами.

В рассматриваемый период принимаются меры по повышению эффективности управления народным хозяйством. Происходят изменения в трудовом законодательстве, в направлении повышения материального и социального обеспечения граждан. Принимается план построения материально-технической базы коммунизма.

Активно развивается атомная энергетика и электроника. Первый человек отправлен в космос. Начинается освоение целинных и залежных земель, расширяется доля легкой промышленности. 

Напряженности в международных отношениях способствует холодная война, начатая бывшими союзниками, против Советского Союза. Формируется лагерь социалистических стран, создается Варшавский договор.

В этот период страна втягивается в затяжную войну в Афганистане, которая продолжалась более десяти лет. Она началась в 1979 году и была вызвана

обязательствами нашей страны по советско-афганскому договору, а также объективной угрозой нашим границам. Военные действия стали и защитой советских стратегических интересов в этом регионе. 

Трагическим итогом войны стали 13 835 погибших советских солдат. 86 солдат и офицеров были удостоены звания Героя Советского Союза.

К сожалению, эта война не принесла желанного мира на землю Афганистана. В 1992 году Демократическая Республика Афганистан была окончательно ликвидирована исламистами.

К середине 80-х годов нарастает напряженность в экономическом секторе, снижается уровень жизни населения, усиливается коррупция, ухудшается трудовая дисциплина.

Начинается период перестройки. Одной из ее задач стала попытка перевести централизованное планово-экономическое хозяйство на рыночную, товарно-денежную основу.

В это время появляются законы об индивидуальной трудовой деятельности.

Периоду способствует и кризис политической власти, вводятся элементы парламентаризма, и происходит разделение властей. Состоялся первый съезд народных депутатов.

6. Переходный период к рыночной экономике (1991 – настоящее время)

В 1990-х годах экономика СССР (РСФСР), а затем и России пережила глубокий спад, сопровождавшийся всплеском инфляции, снижением инвестиций, нарастанием внешнего долга, бартеризацией экономики, уменьшением доходов населения и многими другими негативными явлениями. В этот период проводился ряд экономических реформ, в том числе либерализация цен и внешней торговли, массовая приватизация.

Одним из результатов реформ стал переход экономики страны от плановой к рыночной. В 1990-е годы определился и рост разрыва в экономическом развитии регионов страны.

Итогом всех событий стали распад Советского Союза и создание целого ряда суверенных государств, объединившихся в формальный союз СНГ.

В новых условиях начались радикальные экономические реформы.

Этапы развития Советского Союза | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Советский Союз – государство, аналогов которому в мировой истории не было. Ему присущи мощная исполнительная власть, директивный метод управления, вождизм, своеобразное соотношение судебной власти и других ветвей, практически трудовая повинность и многое другое.

Образование Советского Союза состоялось в результате крушения старой государственной системы управления, революционной ситуации, Гражданской войны, а также мощной теоретической и идеологической разработки и пропаганды идей советского государства.

Мы можем выделить несколько этапов развития советского государства и сопутствующие им реальные события.

1. Военный коммунизм (1918–1921)

Это один из самых сложных периодов становления нового, советского государства. Закончившаяся Первая мировая война нанесла непоправимый урон всему экономическому хозяйству страны. Тысячи предприятий были разрушены, по всей стране свирепствовал голод. Политическая нестабильность, массовое недовольство населения и отдельных социальных групп вылились в вооруженное противостояние, которое вошло в историю как Гражданская война 1917–1922 годов.

Молодая республика одновременно вела борьбу против белых армий и интервентов. Гражданская война закончилась полной победой молодой советской республики, и начались первые действия по восстановлению разрушенного хозяйства.

2. НЭП (1921–1924)

«Новая экономическая политика» – такое название получила программа большевиков, принятая на Х съезде РКП(б). Первоочередными задачами программы стали восстановление экономики, нормализация отношений города и деревни, решение проблемы стабилизации денег и успокоение деревни, недовольной продразверсткой, которая провоцировала крестьян на усиление повстанческого движения. Перед страной стояла задача и восстановления международных отношений.

В итоге НЭП дал положительные результаты. Начался рост экономического развития. Увеличился национальный доход, материальное положение граждан стало более устойчивым. Активно шел процесс восстановления промышленности и сельского хозяйства.

Однако, несмотря на то что во многом программа была успешной, она начала постепенно сворачиваться. Сказалось усиливающееся противоречие между экономикой и политикой. Частный сектор стремился обеспечить свои политические гарантии, что шло вразрез с генеральной линией большевиков. Это спровоцировало и внутрипартийную борьбу.

Многим партийным руководителям стало ясно, что без обеспечения должного уровня экономического развития, без невероятного скачка науки, без развития оборонной и тяжелой промышленности уже не обойтись.

3. Период индустриализации и коллективизации (1924–1937)

В декабре 1925 года на XIV съезде партии был взят курс на индустриализацию, которую планировалось провести в максимально сжатые сроки.

Главной целью явилось стремление ликвидировать гигантскую пропасть в экономическом развитии между СССР и западными странами.

Был разработан первый пятилетний план – на 1928–1932 годы. В управление народным хозяйством вносились плановые начала, на предприятиях разворачивалась борьба за экономию ресурсов и финансов, с тем чтобы направить сэкономленные средства на строительство новых заводов и фабрик. Основу новой экономики должен был составить государственный сектор, частнику же в ней места не было. За первую пятилетку намечалось осуществить крупнейшие вложения в развитие тяжелой промышленности. Развитие легкой и пищевой промышленности в это время отходило на второй план.

В это же время страна переходит и к массовой коллективизации сельского хозяйства. Одной из ее причин стало изыскание средств для финансирования индустриализации. Деньги было решено взять из деревни. Коллективизация проводилась жесткими, часто насильственными методами. Сегодня индустриализация и коллективизация в СССР именуются Великим переломом.

Результатом неимоверных усилий Советского Союза стал гигантский рывок в развитии промышленности. С 1929 по 1940 год было построено 8,5 тыс. крупных предприятий. Среди них: Днепрогэс, Магнитогорский металлургический комбинат, Сталинградский, Челябинский и Харьковский тракторные заводы, Нижегородский автомобильный завод, Запорожсталь, Азовсталь, Уралмаш, Криворожский и Новолипецкий металлургические заводы и многое другое. В это время в основном была выполнена программа электрификации страны (ГОЭЛРО). Завершалась культурная революция.

Темпы роста промышленного производства были в три раза выше, чем в Российской империи в начале века. Это позволило СССР стать не только индустриальной державой, но и выйти в лидеры среди промышленно развитых стран.

Но наряду с вопросами экономического развития приходилось решать вопросы и защиты Отечества от проявлений внешней агрессии.

В 1929 году начался Советско-китайский конфликт. Это вооруженное столкновение было спровоцировано китайской стороной из-за совместного пользования Китайско-Восточной железной дорогой, которая была построена в конце XIX века Российской империей.

Начались провокации на границе СССР, КВЖД была захвачена, 200 граждан Советского Союза, обслуживающие дорогу, были арестованы. Для защиты от китайской агрессии была создана Особая Дальневосточная армия под командованием В. К. Блюхера, которая разгромила китайские войска, и по Хабаровскому протоколу восстановилось прежнее положение на КВЖД.

В 1938 году японские милитаристы провели проверку боеспособности Советского Союза в районе озера Хасан в Приморском крае. Три японские дивизии, кавалерийский полк и механизированная бригада сделали попытку вторгнуться на территорию СССР. 6–9 августа советские войска разгромили вторгшуюся японскую армию и восстановили границы в прежнем положении.

Наиболее масштабным стал вооруженный конфликт на реке Халхин-Гол в 1939 году. Здесь началась боевая операция японских милитаристов против Монголии. Их целью был разгром противостоящей советской группировки. В ходе трехдневных боев японцы были отброшены на прежние позиции. Боевые действия продолжались до 15 сентября. В результате советско-монгольскими войсками были уничтожены японские подразделения, участвовавшие в боевых действиях.

О масштабности проведенных операций советских и монгольских войск говорит тот факт, что за эти бои 73 участника были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Многие командиры воинских частей, принимавших участие в этих боях, выросли в крупных военачальников и командиров. Г. К. Жуков стал Маршалом Советского Союза, И. И. Федюнинский – генералом армии, К. Н. Абрамов и Г. М. Штерн – генерал-полковниками.

4. Период мобилизационной модели экономики (1937–1953)

Этот период для страны можно назвать наиболее тяжелым. СССР продолжал наращивать темпы экономического развития. По-прежнему строились заводы, фабрики, гидроэлектростанции. Вместе с тем в это время обостряются противоречия внутри партии.

Усиление личной власти И. В. Сталина способствовало и усилению тоталитарного общества. Идеология формировала новое мышление и восприятие.

В в 1937 году начался период массовых репрессий. Практически без руководства осталась Красная Армия.

В этих условиях продолжалась активная работа по перевооружению армии, созданию новых образцов вооружения.

Правительство СССР понимало угрозу, исходящую от фашистской Германии, и принимало меры для создания коллективной безопасности в Европе. К сожалению, его усилия не нашли откликов у правительств европейских стран. Советский Союз был вынужден заключить пакт о ненападении с Германией, чтобы обезопасить, хотя бы на время, свои границы. В 1939 году Красная Армия совершила освободительный поход в Западную Украину и Западную Белоруссию. После распада Польши появились предпосылки для воссоединения западных земель Украины и Белоруссии, утраченных в ходе войны 1920 года. 17 сентября 1939 года Красная Армия перешла государственную границу и заняла утраченные территории. Боевых столкновений с польскими войсками не было. В ноябре 1939-го освобожденные от польского ига земли были приняты в состав нашего государства.

30 ноября 1939 года началась Советско-финская война. Поводом для войны стали многочисленные и безуспешные попытки заключения договора между СССР и Финляндией об обмене территориями. Этот обмен был жизненно необходим для обеспечения обороны Ленинграда (ныне Санкт-Петербург). Отказывая, финская сторона стала устраивать провокации на границе. 30 ноября Красная Армия перешла границу и начала боевые действия. Война продолжалась более трех месяцев и показала слабые стороны подготовки Красной Армии. Не хватало современного оружия, теплой одежды и умелого руководства. Только 13 марта в Москве был подписан договор, по которому необходимые территории перешли Советскому Союзу. Решился вопрос защиты Ленинграда.

До июня 1941 года в стране принимались беспрецедентные меры подготовки к возможной войне с Германией. 22 июня 1941 года Германия и ее сателлиты внезапно напали на Советский Союз. Война стала для страны оборонительной и справедливой и получила название Великой Отечественной. Советская армия уничтожила фашистских агрессоров, освободила Советский Союз и сорвала планы по уничтожению нашего государства. Были освобождены народы Европы.

Победа в этой войне была обеспечена беспримерным мужеством и стойкостью советского народа, проявившимися не только в регулярной армии, но и в партизанском движении, в тылу. Победе способствовал и высокий профессионализм советских военачальников.

Героями не рождаются – героями становятся. За мужество и героизм, проявленные в боях с фашистскими захватчиками, 12 городов и одна крепость были удостоены звания Городов-героев.

Высокого звания Героя Советского Союза за годы войны были удостоены 11 тысяч 657 человек (из них 3051 посмертно), в том числе дважды Героя – 108 (из них 8 посмертно). Высокое звание получили 90 женщин (из них 49 посмертно). Полными кавалерами ордена Славы стал 2671 человек. В СССР они приравнивались в правах к лицам, удостоенным звания Героя Советского Союза.

9 мая 1945 года была подписана капитуляция фашистской Германии, а уже 9 августа Советский Союз начал войну против империалистической Японии. Эта война была начата в соответствии с обязательствами, взятыми на себя СССР как союзником стран Западной коалиции. Советские войска разгромили Квантунскую армию. Освободили Северо-Восточный Китай, Северную Корею, Южный Сахалин и Курилы. Наша страна вернула себе ранее утраченные территории – Южный Сахалин и Курилы.

Доблесть советских воинов в войне с Японией была высоко оценена: 308 тыс. человек, отличившихся в боях, были отмечены правительственными наградами. 87 человек удостоились высокого звания Героя Советского Союза, из них шестеро стали дважды Героями.

Цена победы была огромной. На полях сражений, в концлагерях, в блокадном Ленинграде, в тылу погибло около 27 миллионов советских людей. Было разрушено 1710 городов, более 70 тысяч деревень и сел, уничтожено огромное количество заводов, фабрик, шахт, многие километры железнодорожных путей.

Окончание Великой Отечественной войны поставило на повестку новые задачи, в первую очередь восстановление разрушенного хозяйства.

 

Усилия советских людей дали положительные результаты. Только за период первой послевоенной пятилетки объем промышленного и сельскохозяйственного производства по сравнению с 1940 годом вырос на

73 %, капитальные вложения – в три раза, производительность труда –

на 37 %, а произведенный национальный доход – на 64 %.

5. Период устойчивого развития и Перестройка (1953–1991)

Новый этап в жизни советского государства начинается со смертью И. В. Сталина в марте 1953 года. Этот период в развитии советской государственности характеризуется началом демократизации общества. Прекращаются репрессии, ликвидируется ГУЛАГ. Начинается процесс реабилитации невинно пострадавших.

Демократизация государственной жизни нашла отражение в мерах, направленных на повышение роли Советов, активизацию их деятельности и упрочение связей с народными массами.

В рассматриваемый период принимаются меры по повышению эффективности управления народным хозяйством. Происходят изменения в трудовом законодательстве, в направлении повышения материального и социального обеспечения граждан. Принимается план построения материально-технической базы коммунизма.

Активно развивается атомная энергетика и электроника. Первый человек отправлен в космос. Начинается освоение целинных и залежных земель, расширяется доля легкой промышленности. 

Напряженности в международных отношениях способствует холодная война, начатая бывшими союзниками, против Советского Союза. Формируется лагерь социалистических стран, создается Варшавский договор.

В этот период страна втягивается в затяжную войну в Афганистане, которая продолжалась более десяти лет. Она началась в 1979 году и была вызвана

обязательствами нашей страны по советско-афганскому договору, а также объективной угрозой нашим границам. Военные действия стали и защитой советских стратегических интересов в этом регионе. 

Трагическим итогом войны стали 13 835 погибших советских солдат. 86 солдат и офицеров были удостоены звания Героя Советского Союза.

К сожалению, эта война не принесла желанного мира на землю Афганистана. В 1992 году Демократическая Республика Афганистан была окончательно ликвидирована исламистами.

К середине 80-х годов нарастает напряженность в экономическом секторе, снижается уровень жизни населения, усиливается коррупция, ухудшается трудовая дисциплина.

Начинается период перестройки. Одной из ее задач стала попытка перевести централизованное планово-экономическое хозяйство на рыночную, товарно-денежную основу.

В это время появляются законы об индивидуальной трудовой деятельности.

Периоду способствует и кризис политической власти, вводятся элементы парламентаризма, и происходит разделение властей. Состоялся первый съезд народных депутатов.

6. Переходный период к рыночной экономике (1991 – настоящее время)

В 1990-х годах экономика СССР (РСФСР), а затем и России пережила глубокий спад, сопровождавшийся всплеском инфляции, снижением инвестиций, нарастанием внешнего долга, бартеризацией экономики, уменьшением доходов населения и многими другими негативными явлениями. В этот период проводился ряд экономических реформ, в том числе либерализация цен и внешней торговли, массовая приватизация.

Одним из результатов реформ стал переход экономики страны от плановой к рыночной. В 1990-е годы определился и рост разрыва в экономическом развитии регионов страны.

Итогом всех событий стали распад Советского Союза и создание целого ряда суверенных государств, объединившихся в формальный союз СНГ.

В новых условиях начались радикальные экономические реформы.

Краткая история китайско-советских/российских политических отношений с 1949 по 2019 год

Китай и Советский Союз/Россия, как два географических соседа, взаимодействуют с большой широтой, глубиной и сложностью. Говоря более конкретно, двусторонние отношения оказывают огромное влияние на внутренние дела и дипломатию двух стран. В Китайской Народной Республике (КНР) с момента ее создания в 1949 году до 1970-х годов многие крупные события во внутренней и внешней политике были прямо или косвенно связаны с китайско-советскими отношениями. Октябрьская революция распространила китайский марксизм, официальную идеологию, которую Китай принял до сих пор. Правящая партия Китая КПК была основана и руководилась при содействии СССР до прихода к власти. После образования КНР Китай и Советский Союз заключили союз, и Китай применил модель Советского Союза (СССР) для социалистического строительства. Таким образом, можно сказать, что двусторонние отношения отражают историю китайской революции и историю раннего развития КНР. В СССР, хотя китайско-советские отношения не занимали доминирующего положения, нельзя пренебрегать важностью китайско-советских отношений. В частности, Китай играл роль третьей силы, колеблющейся между СССР и США во время холодной войны. После распада СССР Китай стал более активно участвовать в делах России. Упадок России и стратегическое давление США заставили Россию больше сотрудничать с Китаем. Кульминацией этой тенденции стали санкции Запада в отношении России после Крымского кризиса.

В целом китайско-советско-российские отношения можно разделить на четыре периода, опираясь на изменения в двусторонних отношениях: союз с момента основания КНР в 1949 г. до конца 1950-х гг., конфронтация с 1960-х до 1970-е годы, сближение с 1980-х годов до распада СССР в 1991 году и неуклонное развитие с момента образования Российской Федерации в 1991 году по настоящее время. В связи с тем, что инициатива «Один пояс и один путь» была предложена в 2013 году и принята российским правительством, в этой части особое внимание будет уделено китайско-российским отношениям. Другая причина, по которой можно проиллюстрировать эту схему, заключается в том, что, хотя Россия унаследовала мантию СССР, Россия отличается от Советского Союза изменением всеобъемлющей власти — от одной из биполярных сверхдержав к региональной державе — и национальной системы — от коммунистической. государства в капиталистическую страну.

В двусторонних отношениях есть несколько особенностей, которые стоит уточнить. Во-первых, из-за изменения национальной силы в китайско-советско-российских отношениях доминировал СССР, тогда как в настоящее время Китай превзошел Россию с точки зрения экономики. Во-вторых, США и Запад сыграли решающую роль в формировании китайско-советско-российских отношений. В-третьих, резкие колебания двусторонних отношений появились в эпоху СССР, тогда как двусторонние отношения неуклонно улучшались с момента образования Российской Федерации.

Однако трудно сказать, что Россия и Китай союзники. Две страны неоднократно заявляли, что между ними нет союза, и их более тесные двусторонние отношения не противоречат третьим сторонам. Министр иностранных дел России Сергей Лавров подчеркнул, что отношения с Китаем никогда не были на таком высоком и доверительном уровне во всех сферах: в экономической сфере как основе наших отношений, обеспечивающих интересы наших стран на мировой арене. Однако если союзнические отношения подразумевают военный союз, то ни Россия, ни Китай не собираются создавать такой союз. Кстати, она закреплена на бумаге в документах, в том числе тех, которые были подписаны в ходе государственного визита председателя КНР Си Цзиньпина в Россию в июне этого года.

Эта точка зрения обобщает недавние китайско-российские отношения и показывает прагматизм руководства России и Китая. Размышляя над двусторонней историей, две мировые державы понимают, что союз может быть неуместен для обеих сторон. Несмотря на то, что они достигли консенсуса по многим вопросам в мире и внутри страны, между ними все еще существуют некоторые разногласия. Например, Китай не может добиться «признания Абхазии и Южной Осетии или присоединения Крыма» из-за синьцзянско-тибетского сепаратизма в Китае. Кроме того, неравенство населения на дальневосточной границе между Китаем и Россией беспокоит центральное и местное самоуправление России. Кроме того, из-за экономического подъема Китая усилилось китайское влияние в Центральной Азии, которая со второй половины XIX века была задним двором России и территорией традиционного влияния, что привело к неопределенности в азиатской геополитике.

Китай и Советский Союз/Россия, как два географических соседа, взаимодействуют с большой широтой, глубиной и сложностью. Говоря более конкретно, двусторонние отношения оказывают огромное влияние на внутренние дела и дипломатию двух стран. В Китайской Народной Республике (КНР) с момента ее создания в 1949 году до 1970-х годов многие крупные события во внутренней и внешней политике были прямо или косвенно связаны с китайско-советскими отношениями. Октябрьская революция распространила китайский марксизм, официальную идеологию, которую Китай принял до сих пор. Правящая партия Китая КПК была основана и руководилась при содействии СССР до прихода к власти. После образования КНР Китай и Советский Союз заключили союз, и Китай применил модель Советского Союза (СССР) для социалистического строительства. Таким образом, можно сказать, что двусторонние отношения отражают историю китайской революции и историю раннего развития КНР. В СССР, хотя китайско-советские отношения не занимали доминирующего положения, нельзя пренебрегать важностью китайско-советских отношений. В частности, Китай играл роль третьей силы, колеблющейся между СССР и США во время холодной войны. После распада СССР Китай стал более активно участвовать в делах России. Упадок России и стратегическое давление США заставили Россию больше сотрудничать с Китаем. Кульминацией этой тенденции стали санкции Запада в отношении России после Крымского кризиса.

В целом китайско-советско-российские отношения можно разделить на четыре периода, опираясь на изменения в двусторонних отношениях: союз с момента основания КНР в 1949 г. до конца 1950-х гг., противостояние с 1960-х по 1970-е гг. , сближение с 1980-х годов до распада СССР в 1991 году и неуклонное развитие с момента образования Российской Федерации в 1991 году по настоящее время. В связи с тем, что инициатива «Один пояс и один путь» была предложена в 2013 году и принята российским правительством, в этой части особое внимание будет уделено китайско-российским отношениям. Другая причина, по которой можно проиллюстрировать эту схему, заключается в том, что, хотя Россия унаследовала мантию СССР, Россия отличается от Советского Союза изменением всеобъемлющей власти — от одной из биполярных сверхдержав к региональной державе — и национальной системы — от коммунистической. государства в капиталистическую страну.

В двусторонних отношениях есть несколько особенностей, которые стоит уточнить. Во-первых, из-за изменения национальной силы в китайско-советско-российских отношениях доминировал СССР, тогда как в настоящее время Китай превзошел Россию с точки зрения экономики. Во-вторых, США и Запад сыграли решающую роль в формировании китайско-советско-российских отношений. В-третьих, резкие колебания двусторонних отношений появились в эпоху СССР, тогда как двусторонние отношения неуклонно улучшались с момента образования Российской Федерации.

Альянс с момента основания КНР в 1949 г. до конца 1950-х гг.

Российско-китайский диалог: модель 2020 года. РСМД, Институт Дальнего Востока РАН и Институт международных исследований Университета Фудань Доклад

На следующий день после основания КНР Советский Союз официально объявил о дипломатическом признании как первая страна, установившая дипломатические отношения с Китаем. В этот период Китай «склонялся в одну сторону», чтобы следовать за Советским Союзом во главе со Сталиным как за «старшим братом» с точки зрения дипломатии, экономического развития и системного проектирования с иерархической характеристикой. Помимо вышеупомянутой одинаковой политической идеологии и двухпартийной истории между Китаем и СССР, эта стратегия определялась объективной средой того времени. При поддержке СССР Китай присоединился к войне в Корее, чтобы противостоять силам ООН под руководством США, оставив Пекину невыполнимую задачу установления каких-либо официальных отношений с западным лагерем под руководством США.

В феврале 1950 года обе стороны подписали 30-летний договор о взаимной помощи китайско-советского союза дружбы против агрессии Японии и ее союзников. В этом договоре указывалось, что СССР необходимо «передать Маньчжурскую железную дорогу в Китай к 1952 году китайской администрации Даляня, и отмечался возможный вывод советских войск из Люйшуня». С экономической точки зрения этот договор предусматривал кредит в размере 300 миллионов долларов США Китаю и обещал направить советских специалистов для создания современной промышленности в Китае. В результате в этот период, особенно во время первой «пятилетки» Китая, Советский Союз поддерживал развитие Китая, а между тем две страны также сотрудничали по многим международным вопросам. Публично Мао Цзэдун неоднократно хвалил большую дружбу и союз между двумя странами, указывая на позитивные двусторонние отношения на данном этапе.

Однако, несмотря на всесторонний вклад СССР в Китай, бывший посол в России и китайский эксперт по России Ли Фэнлинь утверждает, что китайско-советские отношения и договор неравноправны. Некоторые разумные просьбы Китая игнорировались СССР, что предвещало грядущие разногласия двух сторон. Фундаментальной причиной является асимметричный статус и сила между Китаем и СССР из-за их разных стадий развития.

Противостояние с 19от 60-х до 1970-х годов

После того, как бразды правления принял Никита Хрущев, политические преобразования в СССР вызвали расхождение двух стран. Жанна Уилсон резюмирует, что речь Никиты Хрущева с критикой Сталина на ХХ съезде Коммунистической партии Советского Союза, отказ СССР от своего согласия на поставку ядерных технологий Китаю и китайская критика Хрущева за его чрезмерно рабское преклонение перед Западом — все это способствовало ухудшению отношений.

В начале этого периода двустороннее противостояние носило идеологический характер. Хрущев критиковал КПК за то, что КПК лишь механически повторяет то, что говорил Ленин десятилетия назад, а Мао Цзэдун осуждал Советский Союз за отход от социализма и стал ревизионистом. Кроме того, их разногласия проявились и в различных взглядах на некоторые международные вопросы. Например, в 1968 году советские войска направили Чехословакию для подавления Пражской весны, которую КПК охарактеризовала как советский ревизионистский социал-империализм.

В конце 1960-х годов китайско-советская ссора переросла в пограничные стычки. В 1969 году между китайскими и советскими войсками на острове Чжэньбао произошли масштабные бои, поставившие союзников прошлого на грань войны. В то время Китай считал СССР главной угрозой КНР, подталкивая Китай к переоценке своей внешней политики и склонению к США. В 1972 году стратегическая трансформация достигла апогея во время исторического визита Ричарда Никсона в Китай. В 1976 году советское правительство во главе с Брежневым напало на Китай как на важную резервную силу империализма против социализма.

Сближение с 1980-х годов до распада СССР в 1991 году

Переговоры между двумя странами, Советским Союзом и Китаем, возобновились в начале 1980-х годов. После того, как Дэн Сяопин пришел к власти, китайское правительство решило улучшить отношения с различными странами, чтобы создать мирную среду для экономических реформ. В 1980 году китайское руководство отказалось от обвинений в адрес Советского Союза как «ревизионистской» нации. На советской стороне в 1982 года Брежнев выступил с обращением, в котором предлагалось китайско-советское сотрудничество в Ташкенте, Узбекистан.

Дэн утверждал, что есть три требования или препятствия для нормализации китайско-советских отношений. Во-первых, Советский Союз должен прекратить поддерживать агрессию Вьетнама против Камбоджи. Во-вторых, Советский Союз должен восстановить советские войска на китайско-советской границе до состояния 1964 года, выведя при этом свои войска из Монголии. В-третьих, Советский Союз должен вывести свою армию из Афганистана. Три проблемы были решены «до прихода Горбачева к советскому руководству». 19 мая89 года Дэн и Горбачев встретились в Пекине и объявили, что отношения между Китаем и Советским Союзом нормализованы, и нормализация отношений не направлена ​​против каких-либо третьих сторон. Как отметил Дэн Сяопин, цель встречи — покончить с прошлым и открыть будущее.

Однако китайско-советское сближение было омрачено множеством внутренних и международных проблем. Внутри страны Горбачев столкнулся с «экономическим крахом, возвышением Бориса Ельцина в России, появлением сепаратистских движений в других республиках», в то время как Дэн занимался протестом на площади Тяньаньмэнь и впоследствии восстановил политический авторитет КПК и отношения с другими странами после подавления протеста. . На международном уровне обе страны были обеспокоены падением коммунизма в Восточной Европе. Хотя Горбачев отреагировал на протест на площади Тяньаньмэнь осмотрительно и сдержанно, китайские лидеры считали Горбачева окончательно ответственным за крах коммунизма в Восточной Европе. После того как Горбачев отказался от монополии Коммунистической партии Советского Союза на власть, Цзян Цзэминь в 1919 году осудил Горбачева как «предателя коммунизма».90.

Неуклонное развитие от образования Российской Федерации в 1991 году до настоящего времени

Данил Бочков:
Российско-китайские отношения успешно прошли тесты «COVID», «Гонконг», «Индия» и «Беларусь»?

В целом китайско-российские отношения за это время постепенно улучшились. В настоящее время обе страны утверждают, что их отношения находятся на самом лучшем уровне в истории. Это можно объяснить четырьмя причинами. Фундаментальная причина в том, что Китай и Россия имеют схожие взгляды на внутренние задачи и глобальные проблемы. Внутри страны главными целями обоих являются экономическое строительство и политическая стабильность, требующие «гармоничных связей с большим сопредельным соседом». В глобальном масштабе наиболее важным аспектом является то, что две страны одновременно выступают за многополярный мировой порядок и выступают против гегемонии любой другой страны. Внешнее обоснование состоит в том, что ухудшение отношений Китая и России с Западом сблизило две страны. Например, крымский кризис 2014 года подтолкнул Россию к развороту в сторону Азии, китайско-американская торговая война с 2018 года подтолкнула Китай к укреплению сотрудничества с Россией. В экономическом плане Россия стремится извлечь выгоду из бурно развивающейся китайской экономики. Кроме того, экономическая взаимодополняемость России и Китая выгодна обеим странам: Китай предлагает России капитал, потребительские товары и рабочую силу, а Россия предоставляет Китаю ресурсы и военные технологии. Еще одним влиятельным фактором является то, что после нескольких десятилетий взлетов и падений в советский период обе страны все больше отказывались от идеологических баталий и становились более прагматичными, ориентируясь на свои национальные интересы.

Эпоха Ельцина С 1991 по 1999 год

В конце декабря 1991 года Китай официально признал российское правительство правопреемником СССР, и обе стороны подтвердили прежнее соглашение между Советским Союзом и Китаем. Однако начало двусторонних отношений поначалу не было гладким. Правительство Ельцина с самого начала осуществляло прозападную дипломатию после того, как западные страны раскритиковали Китай за нарушение прав человека в Тибете в Комиссии ООН по правам человека в 1919 году.92. Можно сказать, что Ельцин начал придавать значение китайско-российским отношениям, когда его западоцентричная политика не принесла ожидаемых результатов.

В декабре 1992 года, когда первый российский президент Ельцин посетил Пекин, китайско-российские отношения вступили в новую эру. Правительства двух стран подписали «Совместное заявление об основах взаимных отношений между КНР и Российской Федерацией» и объявили друг друга «дружественными странами» и дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества. Этот документ по существу инициирует прагматизм в двусторонних отношениях. Точнее, признавая реальность после распада СССР и различие двух сторон в плане политических систем и идеологий, Россия и Китай все же стремятся развивать добрососедские отношения, сформулированные на основе международного права.

Быстрое развитие двусторонних отношений произошло с 1994 года, что свидетельствует о ведущей трансформации российского руководства от «прозападного» к «одновременно обращенному и на Запад, и на Восток». В сентябре Цзян Цзэминь был первым высокопоставленным китайским руководителем, которого пригласили посетить Россию, и он согласовал «Совместную китайско-российскую декларацию», «Китайско-российское соглашение о западной границе» и консенсус о «неприменении первыми вооруженных сил». ядерное оружие друг против друга» с администрацией Ельцина. В совместном заявлении Китая и России говорится, что они установили «конструктивное партнерство, основанное на принципе неприсоединения и не направленное против какой-либо третьей страны».

На международном уровне это заявление защищало многополярность как новый мировой порядок и не соглашалось с «экспансионизмом, гегемонией, силовой политикой и созданием антагонистических политических, военных и экономических блоков». С 1994 года обмены на высоком уровне между Китаем и Россией были частыми, и сотрудничество в политической, экономической, технологической, военной и культурной областях продолжало расширяться. В 1996 году высшие руководители обеих сторон решили повысить уровень двусторонних отношений до «стратегического партнерства координации». С тех пор две страны решили институционализировать и упорядочить процедуры встреч, заложив основу будущей Шанхайской организации сотрудничества, главного института безопасности в Евразии.

Эпоха Путина с 2000 г. по настоящее время

Эпоха Путина, включая краткосрочное президентство Медведева, — это период, когда китайско-российские отношения заметно продвинулись вперед. В этот период Россия и Китай согласились с мнением, что их отношения находятся на самом лучшем уровне в истории. Путин пришел к власти в 2000 году, в основном унаследовав политику в отношении Китая эпохи Ельцина, но его руководство оказывает более позитивное влияние на китайско-российские отношения, чем его предшественник. Путин упорядочил российскую бюрократическую систему и укрепил власть центрального правительства России, повысив эффективность двусторонних контактов. Более того, концентрация дипломатической власти в руках центрального правительства позволила эффективно избежать путаницы и противоречий во внешней политике. Лично Путин по сравнению с Ельциным более рассудителен и прагматичен. Все эти факторы повысили стабильность, доверие, преемственность и предсказуемость китайско-российских отношений.

В июле 2001 г. Россия и Китай подписали «Договор о добрососедстве и дружественном сотрудничестве между КНР и Российской Федерацией», заложивший основу для дальнейшего двадцатилетнего развития стратегического партнерства и сотрудничества между Китаем и Россией. Важным моментом, который следует учитывать, является то, что осторожная формулировка договора 2001 г., тщательная попытка воздержаться от идеологических деклараций или заведомо невыполнимых обязательств указывали на то, что лидеры двух стран мыслили в долгосрочной перспективе и старались избежать ошибок, совершенных пятьдесят лет назад. ранее. Фактически, договор 1950 формально действовал, когда Москва и Пекин считали друг друга врагами и на их общей границе происходили вооруженные стычки.

Андрей Кортунов, Чжао Хуашэн:
Грядущая биполярность и ее последствия: взгляды из Китая и России

Однако можно утверждать, что благоразумие и прагматизм в договоре придали будущим китайско-российским отношениям большую жизнеспособность и трезвость. Кроме того, изменчивость международной среды также способствовала более тесным китайско-российским отношениям. В начале 2010-х годов вспышка «арабской весны» обеспокоила Китай и Россию из-за потенциальной нестабильности и подрыва режима, которые волна революций может принести в эти две страны. Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что Россия и Китай договорились, используя возможности наших двух государств, координировать наши действия, чтобы способствовать скорейшей стабилизации ситуации, недопущению продолжения негативных, непредсказуемых последствий.

Кроме того, расширение Организации Североатлантического договора (НАТО) на Восточную Европу после окончания холодной войны привело к расширению политического и военного сотрудничества между Китаем и Россией. Крымский кризис 2014 года обострил российско-западные отношения и фактически ускорил развитие китайско-российских отношений. Точно так же текущая китайско-американская торговая война подтолкнула Китай к углублению сотрудничества с Россией.

Таким образом, вполне обоснованно, что китайско-российские отношения сейчас находятся на самом лучшем уровне в истории, если обобщить следующие три аспекта. Во-первых, двусторонние политические и стратегические отношения были достигнуты на глубоком уровне. Точнее, Китай и Россия наладили институциональное политическое сотрудничество, включая механизм взаимных визитов глав государств, систему регулярных визитов премьер-министра, консультации по стратегической безопасности, межправительственные комитеты по сотрудничеству. Например, за последние шесть лет председатель Си встречался с президентом Путиным более 25 раз.

Во-вторых, две страны полностью решили пограничный вопрос. Китай и Россия имеют протяженную границу протяженностью 4374 километра. Пограничные споры были серьезной проблемой, влияющей на нормальное развитие отношений между двумя странами. В октябре 2004 г. Китай и Россия подписали «Дополнительное соглашение между КНР и Российской Федерацией о восточном участке российско-китайской границы», в котором были решены все оставшиеся пограничные вопросы. В 2005 году обмен ратификационными грамотами между двумя странами положил конец этому давно нерешаемому историческому вопросу, устранив острые вопросы, веками портившие двусторонние отношения.

В-третьих, исходя из схожих позиций по важнейшим международным проблемам, Россия и Китай сохраняют тесную координацию и сотрудничество в глобальных делах, таких как северокорейский ядерный кризис, иракский вопрос и роль Организации Объединенных Наций. Обе страны активно выступают за многополярность в мире, развитие справедливого и разумного нового международного политического и экономического порядка. Например, в 2001 году Китай и Россия совместно с некоторыми странами Центральной Азии создали ШОС. В некоторой степени ШОС расширила китайско-российское сотрудничество на Евразию и сформировала структуру региональной безопасности.

Однако трудно сказать, что Россия и Китай являются союзниками. Две страны неоднократно заявляли, что между ними нет союза, и их более тесные двусторонние отношения не противоречат третьим сторонам. Министр иностранных дел России Сергей Лавров подчеркнул, что отношения с Китаем никогда не были на таком высоком и доверительном уровне во всех сферах: в экономической сфере как основе наших отношений, обеспечивающих интересы наших стран на мировой арене. Однако если союзнические отношения подразумевают военный союз, то ни Россия, ни Китай не собираются создавать такой союз. Кстати, она закреплена на бумаге в документах, в том числе тех, которые были подписаны в ходе государственного визита председателя КНР Си Цзиньпина в Россию в июне этого года.

Эта точка зрения обобщает недавние китайско-российские отношения и показывает прагматизм руководства России и Китая. Размышляя над двусторонней историей, две мировые державы понимают, что союз может быть неуместен для обеих сторон. Несмотря на то, что они достигли консенсуса по многим вопросам в мире и внутри страны, между ними все еще существуют некоторые разногласия. Например, Китай не может добиться «признания Абхазии и Южной Осетии или присоединения Крыма» из-за синьцзянско-тибетского сепаратизма в Китае. Кроме того, неравенство населения на дальневосточной границе между Китаем и Россией беспокоит центральное и местное самоуправление России. Кроме того, из-за экономического подъема Китая усилилось китайское влияние в Центральной Азии, которая со второй половины XIX века была задним двором России и территорией традиционного влияния, что привело к неопределенности в азиатской геополитике.

Ссылки

Хансен, Флемминг. «Китай, Россия и внешняя политика ШОС». Связи: Ежеквартальный журнал (2012): 95-102.

Джерсилд, Остин. Китайско-советский союз и международная история. Новая история холодной войны. Чапел-Хилл: Издательство Университета Северной Каролины, 2014.

Цзинцзе, Ли. «Столпы китайско-российского партнерства». Орбис 44, вып. 4 (2000): 527-39. https://doi.org/10.1016/S0030-4387(00)00052-1.

Королев А. «Системное балансирование и региональное хеджирование: китайско-российские отношения». Китайский журнал международной политики 9, вып. 4 (2016): 375-97. https://doi.org/10.1093/cjip/pow013.

Кропачева, Елена. «Отношения НАТО и России и китайский фактор: игнорируемая переменная». Политика 34, вып. 2 (2014): 149-60. https://doi.org/10.1111/1467-9256.12019.

Лавров, Сергей. «Россия и Китай не стремятся к военному союзу». ТАСС, 2 ноября 2019 г.. https://tass.com.

Стенограмма выступления министра иностранных дел России Сергея Лаврова и ответ на вопрос СМИ на совместной пресс-конференции по итогам встречи с министром иностранных дел Китая Ян Цзечи. (Министерство иностранных дел Российской Федерации, 2011 г. ).

https://www.mid.ru/ru/maps/cn/-/asset_publisher/WhKWb5DVBqKA/content/id/208126.

Ли, Фэнлинь. «История китайско-советских отношений и будущее китайско-российских отношений». В «Очерке китайско-советских отношений» [中苏关系史纲], под редакцией Чжихуа Шэня, 1-8. Пекин: Синьхуа, 2007 г.

Лин, Джун. История российской дипломатии [俄罗斯外交史稿]. World Knowledge Press, 2002. https://books.google.com.au/books?id=hUVOtAEACAAJ.

Лю. «Партнерство России и Китая на лучшем уровне в истории: Путин». Синьхуа, 26 мая 2018 г. http://www.xinhuanet.com.

Лю, Мелинда. «Си Цзиньпин обнял Владимира Путина — пока». Внешняя политика, 3 октября 2019 г. https://foreignpolicy.com.

Лукин, Александр. Китай и Россия: новое сближение. Кембридж, Англия: Политика, 2018.

Максвелл, Невилл. «Как был окончательно урегулирован китайско-российский пограничный конфликт: от Нерчинска 1689 г. до Владивостока 2005 г. через остров Чжэньбао 1969 г.». Критические азиатские исследования 39, вып. 2 (2007): 229-53. https://doi.org/10.1080/14672710701340079.

Монаган, Эндрю. «Путинская Россия: формирование «большой стратегии»?» Международные отношения 89, вып. 5 (2013): 1221-36. https://doi.org/10.1111/1468-2346.12068.

Шэнь, Ин. «Анализ взглядов Китая на первого президента России Ельцина [试析俄罗斯第一任总统叶利钦的中国观]». Академический журнал российских исследований, нет. 1. (2015): 28-36. http://elsxk.hlju.edu.cn/.

Стейнбок, Д. «Торговая война между США и Китаем и ее глобальные последствия». China Quarterly of International Strategic Studies 4, вып. 4 (2018): 515-42. https://doi.org/10.1142/S2377740018500318.

Уэсткотт, Бен. «Китай заявляет, что отношения с Россией находятся на «лучшем уровне в истории». CNN, 6 апреля 2018 г. https://edition.cnn.com/.

Уилсон, Жанна Лоррейн. Стратегические партнеры: российско-китайские отношения в постсоветскую эпоху. Армонк, Нью-Йорк: ME Sharpe, 2004.

Ю, Хунцзюнь. «Исторический обзор и размышления о взаимоотношениях между коммунистическими партиями Китая и Советского Союза [关于中苏两国共产党相互关系的历史回顾与思考]». Современный мир и социализм, нет. 01. (2013): 51-60. Получено с http://www.dswxyjy.org.cn/GB/427245/427258/.

Включите JavaScript для просмотра комментариев с помощью Disqus.

Гарри С. Трумэн: краткое изложение жизни

Гарри С. Трумэн стал президентом Соединенных Штатов после смерти Франклина Д. Рузвельта 12, 19 апреля.45. За почти восемь лет своего пребывания в должности Трумэн столкнулся с огромными проблемами как во внешних, так и во внутренних делах. Политика Трумэна за границей, и особенно в отношении Советского Союза в период зарождающейся холодной войны, станет основой американской внешней политики на многие поколения. Дома Трумэн защищал и укреплял реформы Нового курса своего предшественника, переводил американскую экономику с военного времени на мирное и продвигал дело гражданских прав афроамериканцев. Историки теперь причисляют Трумэна к числу лучших президентов страны.

Студент и солдат

Гарри Трумэн родился в штате Миссури. Родившийся 8 мая 1884 года в городе Ламар, Трумэн вырос в Индепенденсе, всего в десяти милях к востоку от Канзас-Сити. В детстве он поглощал книги по истории и литературу, увлеченно играл на фортепиано и мечтал стать великим солдатом. Однако его плохое зрение сделало комиссию в Вест-Пойнт невозможной, а финансовые проблемы его семьи не позволили ему поступить в четырехлетний колледж.

Трумэн вместо этого работал на семейной ферме между 1906 и 1914. Хотя он ненавидел сельское хозяйство, именно в это трудное время он влюбился в Вирджинию «Бесс» Уоллес, с которой познакомился в детстве. Бесс отказалась от предложения руки и сердца Гарри в 1911 году, но роман продолжился. Они поженились в 1919 году, а пять лет спустя у них родился первый и единственный ребенок, Мэри Маргарет.

В 1914 году, после смерти отца, Трумэн безуспешно пытался зарабатывать на жизнь в качестве владельца и оператора небольшой горнодобывающей компании и нефтяного бизнеса, оставаясь при этом связанным с фермой. В 1917 января подразделение Национальной гвардии Трумэна было отправлено во Францию ​​в составе американского экспедиционного корпуса, участвовавшего в мировой войне. Солдатская жизнь устраивала Трумэна, который превратил свою батарею, имевшую репутацию неуправляемой и неэффективной, в первоклассное подразделение.

Карьера в политике

Вернувшись домой с войны, Трумэн вместе с армейским приятелем открыл магазин мужской мебели (рубашки, галстуки, нижнее белье, носки и т. д. — никаких костюмов, пальто или обуви). Однако магазин разорился всего через несколько лет. В 1922 декабря Томас Дж. Пендергаст, глава Демократической партии Канзас-Сити, попросил Трумэна баллотироваться на должность судьи окружного суда восточного округа округа Джексон. Трумэн отбыл один срок, потерпел поражение на второй, а затем стал председательствующим судьей в 1926 году и занимал эту должность до 1934 года. В качестве председательствующего судьи Трумэн управлял финансами округа в первые годы Великой депрессии. Несмотря на связь с коррумпированным Пендергастом, Трумэн заработал репутацию честного, честного и эффективного человека.

В 1934 году Трумэн был избран в Сенат США с помощью политической машины Пендергаста. Сенатор Трумэн поддержал Новый курс, хотя он оказался лишь незначительно важным законодателем. Он стал национальным деятелем во время Второй мировой войны, когда возглавил «Комитет Трумэна», расследовавший расходы правительства на оборону. Президент Франклин Д. Рузвельт выбрал Трумэна своим напарником в президентской кампании 1944 года во многом потому, что житель штата Миссури прошел проверку среди южных демократов и партийных чиновников. Билет Рузвельта-Трумэна принес комфортную победу над республиканской оппозицией, хотя Трумэн пробыл в качестве вице-президента всего восемьдесят два дня. Со смертью Рузвельта 12 апреля 19 г.В 45 году Гарри С. Трумэн стал тридцать третьим президентом Соединенных Штатов.

Трумэн и послевоенная Америка

Трумэн вступил в должность, когда Вторая мировая война в Европе подошла к концу. Немецкий лидер Адольф Гитлер покончил жизнь самоубийством в Берлине всего через две недели после президентства Трумэна, и 7 мая 1945 года союзники объявили о своей победе в Европе. Однако война на Тихом океане была далека от завершения; большинство экспертов полагали, что это может продлиться еще год и потребовать американского вторжения в Японию. Однако правительства США и Великобритании тайно приступили к разработке самого смертоносного оружия в мире — атомной бомбы. После его завершения и успешных испытаний летом 1945, Трумэн одобрил его использование против Японии. 6 и 9 августа 1945 года ВВС США сбросили атомные бомбы на два города, Хиросиму и Нагасаки, в результате чего сразу погибло более 100 000 человек (возможно, вдвое больше людей умерло от последствий радиационного отравления). Через несколько дней японский император Хирохито согласился сдаться, положив конец Второй мировой войне.

Трумэн столкнулся с беспрецедентными и решающими проблемами в международных делах в первые годы своего президентства. Отношения Америки с Советским Союзом — номинальным союзником в битве против Германии и Японии — начали ухудшаться еще до победы во Второй мировой войне. Серьезные идеологические разногласия — Соединенные Штаты поддерживали демократические институты и рыночные принципы, а советские лидеры были тоталитарными и управляли командной экономикой — разделяли две страны. Но именно расходящиеся интересы зарождающихся сверхдержав в Европе и Азии обострили их разногласия.

В ответ на то, что она считала советскими угрозами, администрация Трумэна построила внешнюю политику, чтобы сдерживать политическую мощь Советского Союза и противостоять его военной мощи. К 1949 году советская и американская политика разделили Европу на контролируемый Советским Союзом блок на востоке и поддерживаемую Америкой группировку на западе. В том же году в Китае, самой густонаселенной стране мира, к власти пришло коммунистическое правительство, симпатизировавшее Советскому Союзу. Началась холодная война между Соединенными Штатами и Советским Союзом, которая продлилась более сорока лет.

Дома президент Трумэн руководил трудным переходом от экономики военного времени к экономике мирного времени. Во время Второй мировой войны американское правительство вмешивалось в экономику страны в беспрецедентной степени, контролируя цены, заработную плату и производство. Трумэн лоббировал продолжение роли правительства в сразу послевоенной экономике, а также обширную либеральную повестку дня, основанную на Новом курсе. Республиканцы и консервативные демократы безжалостно атаковали эту стратегию и президента. Сразу послевоенная экономика, характеризующаяся высокой инфляцией и нехваткой потребителей, еще больше подорвала поддержку Трумэна и способствовала тому, что демократы потеряли контроль над Конгрессом в 1946 промежуточные выборы. Республиканцы, получившие новые полномочия, и консервативные демократы заблокировали либеральные предложения Трумэна и начали сворачивать некоторые достижения Нового курса, особенно благодаря закону о труде Тафта-Хартли, умеренно ограничивающему профсоюзную деятельность.

Выборы 1948 года

Политическая удача Трумэна достигла своего апогея в 1946 и 1947 годах, когда лишь немногие наблюдатели верили, что президент сможет оправиться и выиграть второй срок. Освобожденный от основной ответственности за национальную экономику (которая начала стабилизироваться) и почти невозможного бремени объединения разрозненной Демократической партии ради прогрессивной повестки дня, Трумэн позволил республиканцам попытаться управлять страной. Когда они давали сбои или продвигали консервативные программы, Трумэн контратаковал мастерством, огнем и остроумием. Президент также предпринял шаги, чтобы активизировать свою либерально-демократическую базу, особенно чернокожих, профсоюзы и городских жителей, издав указы, продвигающие дело гражданских прав афроамериканцев, и наложив вето (безуспешно) на законопроект Тафта-Хартли.

Летом 1948 года Трумэн был выдвинут кандидатом в президенты от сильно разделенной Демократической партии и столкнулся с республиканским губернатором Нью-Йорка Томасом Дьюи на всеобщих выборах. Мало кто ожидал, что он выиграет, но президент вел энергичную кампанию, которая критиковала республиканцев в Конгрессе так же сильно, как и Дьюи. Трумэн победил Дьюи в ноябре 1948 года, завершив одно из самых ошеломляющих политических возвращений в американской истории.

Проблемный второй срок

Трумэн рассматривал свое переизбрание как мандат для либеральной программы, которую он представил под названием «Честная сделка». Однако президент просчитался, поскольку американская общественность и консерваторы обеих партий на Капитолийском холме отвергли большую часть его программы. Он добился принятия некоторых важных либеральных законов, которые повысили минимальную заработную плату и расширили систему социального обеспечения. Более того, в начале XIX века в американской экономике начался период устойчивого роста.50-х годов, которые длились почти два десятилетия. Однако на его администрацию все чаще обрушивались обвинения в коррупции и «мягком отношении к коммунизму». Последняя критика была чрезвычайно разрушительной, поскольку антикоммунизм стал одной из определяющих характеристик американской политической культуры в начале холодной войны. Некоторые из самых яростных (и безответственных) антикоммунистов, такие как сенатор-республиканец от Висконсина Джозеф Маккарти, подвергли критике администрацию и, в частности, Государственный департамент.

Значительные проблемы внешней политики сохранялись во время второго срока Трумэна. Президент поручил Соединенным Штатам защищать Южную Корею летом 19Через 50 лет после того, как эта страна, союзник Америки, подверглась вторжению со стороны своего коммунистического соседа, Северной Кореи. Американские военные предприняли контратаку, которая отбросила северокорейцев к границе с Китаем, после чего китайцы вступили в войну осенью 1950 года. Конфликт зашел в кровавый и ужасный тупик, который не разрешился до тех пор, пока Трумэн не покинул свой пост в 1953 году. Корейская война привела к глобализации холодной войны и подстегнула массовое наращивание американской военной мощи, что всерьез положило начало гонке ядерных вооружений.

Трумэн в перспективе

Популярность Трумэна упала во время его второго президентского срока, в основном из-за обвинений в коррупции, обвинений в том, что администрация «мягко относится к коммунизму», и зашедшей в тупик Корейской войне. Неудивительно, что Трумэн решил не баллотироваться в 1952 году. Кандидат от Демократической партии, губернатор Адлай Стивенсон, проиграл на осенних выборах герою войны и генералу-республиканцу Дуайту Д. Эйзенхауэру.

Наследие Трумэна стало более ясным и впечатляющим за годы, прошедшие с тех пор, как он покинул свой пост. Большинство ученых признают, что президент столкнулся с огромными проблемами внутри страны, за рубежом и в политике. Хотя ему иногда не удавалось точно измерить политический настрой страны и он совершал серьезные политические ошибки, Трумэн добился заметных успехов. Внутри страны он сделал важные первые шаги в области гражданских прав, защитил многие достижения Нового курса и руководил экономикой, которая почти два десятилетия переживала беспрецедентный рост. В области иностранных дел президент и его советники заложили многие из основных основ внешней политики Америки, особенно в американо-советских отношениях, которые будут руководить страной в предстоящие десятилетия.