Ссср как создавался: Краткая история СССР — для тех, кто не понимает, какую ужасно могучую страну мы потеряли 26 лет назад

ОДКБ после развала СССР создавался как договор о коллективной безопасности. Организация ничего общего не имела с идеологическими противостояниями времен холодной войны

Назарбаев: События, которые произошли в Санкт-Петербурге, взволновали казахстанцев, мы переживали вместе с россиянами. Я выразил свои соболезнования, сказал, что мы находимся вместе с Россией в этой горести, в этой беде. Это опять говорит о том, что терроризм не имеет границ, он везде и где угодно может это случиться.

РЕКЛАМА

В 2016 году казахстанцам пришлось пережить несколько атак исламских экстремистов. Этот год менее тяжелый. Как удалось добиться этих результатов и работает ли принятая в Казахстане программа по борьбе с религиозным экстремизмом?

В рядах запрещенного в наших странах «Исламского государства» (ИГ) воюют несколько тысяч выходцев из СНГ. После того, как состоится победа над ИГ на территории Ирака и Сирии, существует возможность, что большинство из них вернутся к нам и создадут так называемые спящие ячейки террористического государства?

Назарбаев: По казахстанскому законодательству, если гражданин страны уехал и принимал в таких террористических организациях участие, он не возвращается обратно, он лишается гражданства. И это та мера, которая необходима. В рядах ИГ сражается 500-600 казахстанцев. Но от стран бывшего Советского Союза много — до 5 тысяч, говорят, а может, и больше. Это и кавказцы, и жители стран Центральной Азии. Мы знаем, сколько их работает. Во-первых, надо принимать меры, чтобы они не уезжали туда. Мы пытались с теми, кто вернулся, вести профилактическую работу, но это не очень эффективно. Поэтому мы решили, что мы их возвращать не будем. И они должны знать, прежде чем идти туда, что они не могут вернуться в Казахстан и лишаются гражданства.

Вы были одним из инициаторов создания Договора о коллективной безопасности. Понятно, в чем была его роль 25 лет назад. А в чем она заключается сегодня?

Назарбаев: Как раз ОДКБ после развала Советского Союза создавался как договор о коллективной безопасности. Организация ничего общего не имела с идеологическими противостояниями, с политическими, как во время холодной войны, — Варшавский договор, НАТО и так далее. Мы были далеки от таких желаний, мы хотели тот хаос, который возник после распада СССР, вместе коллективно удержать для того, чтобы государства самостоятельно развивались, укрепилась независимость, территориальная целостность, и бороться со всеми угрозами. Я был одним из инициаторов такого создания. Кто хотел, в этом участвовал, кто не хотел — не участвовал. Ну а в целом Договор о коллективной безопасности полезен всем его участникам. Во-первых, это общий щит, который позволил членам ОДКБ мирно развиваться. Постепенно мы создали общую оборону воздушную для всех государств. Создавали общие коллективные силы для обучения сил коллективной безопасности, для борьбы с вызовами, которые сегодня есть. Это терроризм,наркотрафик, миграция и внутренняя дестабилизация, желание извне вмешаться в дела государств. И за это время случилось большое событие — мы до 2025 года выработали стратегию, то есть на десять лет вперед создан план действий. Это большое достижение для ОДКБ. Считаю, что все члены, участвующие в этой организации, понимают, что это необходимо для всех для нас.

Назарбаев: Сегодня самый большой вызов — это терроризм, как известно. А с терроризмом тоже в одиночку ни одна страна бороться не может, поэтому, когда наши страны и спецслужбы между собой сотрудничают в рамках ОДКБ, мы имеем возможность больше выявлять, больше находить и друг другу давать информацию для того, чтобы предотвратить какие-то возможные неприятности от этого.

Второй вызов — это миграция. Через Казахстан 4 миллиона человек мигрантов проходит, и внутри почти 600 тысяч человек мигрантов у нас работает. Поэтому работа с этими мигрантами тоже ведется совместная.

Третье — это наркотрафик, который идет через Афганистан, через другие страны, через Казахстан и другие государства, уходит в Россию и даже в Европу. И вот ОДКБ проводит специальные учения по тому, как нам выявить этот трафик, — дорогу, возможности передачи наркокурьеров этих. Потому что мы знаем, что сегодня в мире 250 миллионов человек употребляют наркотики, и, по данным мировых экспортов, около 10 миллионов погибают от наркотиков. И особенно чтобы предотвратить такое влияние на молодежь, мы работаем коллективно.

Вот эти вызовы являются самыми главными, и плюс, как мы записали в своей стратегии, желание деструктивных сил подорвать государство изнутри, повлиять извне на государство — это тоже находится в поле зрения организации коллективной безопасности. Мы работаем не только в этом плане. Это очень многослойная деятельность. Во-первых, обучение кадров военных происходит: в одних странах обучается наша молодежь, в военных учебных заведениях России, молодежь наших соседей — в наших военных учебных заведениях. В условиях коллективного договора безопасности мы друг друга на льготных условиях обеспечиваем вооружением. И, конечно, здесь главенствует российская система производства вооружения.

То есть в этом и состоит выгода от участия Казахстана в ОДКБ?

Назарбаев: Выгода состоит во многом. Во-первых, коллективно защищаться всегда легче, чем одному, один на один стоять, это факт. Во-вторых, надо прямо сказать, что это щит — прежде всего, он обеспечивается российскими возможностями противовоздушной обороны. У нас общие пограничные войска, которые вместе там находятся, и мы в этих учениях обсуждаем общие угрозы — наркотрафик, терроризм и внешнее вмешательство в наши государства по типуцветных революций — это все находится в поле нашего зрения. И на одном из заседаний мы обсуждали вопросыкибербезопасности наших государств. Это все полезно не только для Казахстана, но и для всех государств. Может быть, еще не совершенно действует наша организация, самая главная задача — это то, что мы записали в стратегии, правильные вещи реализовать на практике. Больше прагматизма.

ОДКБ, как вы сказали, часто сравнивают с другими политическими блоками. Если сравнивать его с НАТО, в чем заключается их отличие, а в чем сходство?

Назарбаев: Никакого сходства нет. НАТО была создана во времена холодной войны, для идеологического противостояния. К сожалению, он и не изменился с тех пор, и против этого был коллективный договор, Варшавский договор, это были политические противостояния. У нас как таковой цели нет, и мы выступали всегда против политизации ОДКБ. Организация решает наши региональные проблемы, которые есть у нас, угрозы, которые идут к нам. Чтобы вот эти вопросы решить коллективно, только для этого служит ОДКБ. И «вытягивать» его куда-то не следует, Казахстан против этого, я думаю, что другие члены организации тоже.

Назарбаев: Я с первых дней развала страны выступал за то, чтобы не разорвать вживую те связи, которые были. Да независимые государства строим, суверенитет, каждый пошел своим путем, у каждого своя политика. Но были такие отношения, как, допустим, производственные отношения между предприятиями, без этого жить нельзя. Кто-то поставлял, кто-то принимал, с кем-то торговали. Это производство, оно ведь сразу подсело, остановилось. Ну и человеческие отношения были. У кого-то дети учились, у кого-то родственники в другой стране были. Чтобы эти связи не нарушались, чтобы то, что сложилось десятилетиями, не потерять, было решено создать новую организацию.

СНГ, которое мы ранее создали, принимало много документов, был совершенно бесполезным. Потому что одни государства могли подписывать договоры, другие не подписывать. И вообще проявлялась разносторонняя политика каждого члена. Одни консервировали то, что было, другие пошли этим путем, третий — третьим. Невозможно было это все объединить. И тогда было высказано предложение: давайте те, кто желает, создадим более узкую интеграцию. И покажем, что это полезно и это работает. С этой целью было создано ЕАЭС.

В целом, я считаю, это правильное направление. И я не собираюсь его критиковать, хотя товарооборот упал естественным путем. Первое — это санкции против России Запада, и второе — снижение биржевых цен на наши экспортные товары: нефть, газ, металлы, удобрения и так далее. То есть это естественный процесс — общее падение и падение товарооборота среди нас. Хотя физические объемы товарооборота производственные, они сохранились, они не снижаются. Поэтому, когда конъюнктура такая пройдет и мы адаптируемся, я думаю, все это заработает. Пользы от этого объединения очень много. Во-первых, таможенных барьеров нет. Товары могут двигаться без каких-то препятствий. Производства могут создаваться совместные в России, здесь, в Беларуси, в других странах. Это хорошо, но вопрос в другом: надо подтянуть всех членов ЕАЭС к одному уровню. Одни в развитии ушли дальше, другие в середине, третьи совсем внизу. В этом проблема. Подтянуть их до уровня, чтобы можно было разносторонне нам работать. Получается, что государство, объективнее оказавшееся беднее, надеется, что другие им помогут. Но так не бывает — в рыночной экономике никто даром ничего не дает. Эти ожидания есть, и, может быть, и разочарования есть. Надо каждому работать в себе. Конечно, надо помогать, помогать можно путем торговли и товарооборота, открывая рынок для торговли, границы. Но каждому государству нужно подтягиваться до этого уровня.

Сегодня Казахстан, пожалуй, самая развитая не только в экономическом, но и в военном отношении страна Центральной Азии. Как этого удалось добиться в такой короткий срок — 25 лет?

Назарбаев: Специальная была программа — быстрая приватизация, привлечение огромного количества инвестиций в Казахстан, транснациональных компаний в Казахстан и перевод на рыночные рельсы всей социалистической экономики, развитие малого и среднего бизнеса. И это все происходило в стабильном обществе и позволило, конечно, сильно поднять экономику. У Казахстана за 25 лет в 23 раза повысилась экономика, и по ВВП на душу населения мы сильно опережаем всех соседей и находимся наравне с восточноевропейскими государствами. Но сейчас снижение цен, прошедшая девальвация, конечно, повысила эти показатели, но может быть ревальвация, может все вернуться, но общий объем производства остается таким, какой он есть. В 12 раз снизилась бедность в Казахстане — от 40% до 5%, безработица резко снизилась, и все это создает стабильную обстановку в обществе. Мы никогда не снижали уровень пенсий и заработных плат, даже в кризисные периоды, этому способствовал специальный национальный фонд, который был накоплен в хорошие годы, нормальные годы. И когда есть крепкая экономика, тогда может развиваться и оборона, и культура, и просвещение, и здравоохранение. По всем этим направлениям мы сделали немало. Я считаю, за это время и по некоторым видам реформ мы опережали всех, и они были примером для соседних государств.

Именно благодаря вам в Астане впервые сели за один стол переговоров представители сирийской вооруженной оппозиции и представители органов государственной власти Сирии. Именно здесь были подписаны первые соглашения, пусть даже рамочные, приблизительные, о прекращении огня. Казалось бы, скоро сирийская война уйдет из мировой повестки дня. И тут неожиданно происходит газовая атака на город Идлиб, а за ней ракетный удар по авиабазе, на которой находились не только сирийские, но и российские военнослужащие. Я знаю, что на 3 мая запланирован еще один тур астанинского формата межсирийских переговоров. Удастся ли эту войну перевести в русло мирного урегулирования?

Назарбаев: По cирийской проблематике роль Казахстана заключается в том, что мы предоставили возможность в Астане встречаться конфликтующим сторонам сирийской оппозиции и правительства, в том числе тем, кто за этим процессом наблюдает, — России, Ирану, Турции. По их просьбе проходят несколько серий таких встреч. На самом деле в астанинской площадке участвуют и те, которые не участвовали в Женеве, особенно со стороны оппозиции. Но посчитали, что Казахстан — равноудаленное и имеющее одинаковое отношение ко всем конфликтующим сторонам государство. Мы предложили сторонам встретиться, создали условия для таких переговоров. По оценкам экспертов, представителей ООН, с которыми я беседовал, они были очень полезны для того, чтобы там продолжить мирный процесс, прийти к переговорам, чтобы потом можно было бы продолжить эти переговоры. Потом может быть конституция, потом могут быть выборы в стране, то есть такая перспектива открывается. Но случилось то, что случилось. Оценку я давать сейчас не могу. Одна сторона заявляет, что это была химическая атака, где погибли люди, другая сторона говорит — не было. И тяжело достигнуть объективного подхода в этом вопросе. Но мне кажется, интересы всех государств заключаются в том, чтобы, в конце концов, только совместно там работать. Без совместной работы, без тесной работы всех заинтересованных государств победу над «Исламским государством» и над терроризмом вообще одержать невозможно.

Создание СССР: как создавался коммунистический союз держав

После принятия 30 декабря 1922 г. I Съездом Советов СССР Договора о создании СССР началась тщательная работа по его доработке. В частности, под эгидой ЦИК СССР было создано пять комиссий союзного ЦИК, разрабатывавших отдельные вопросы будущего союзного Договора или, как его еще означали как до I съезда советов СССР, так и после него, Конституции СССР. Однако результаты работы комиссий нередко пересматривались после принятия соответствующих партийных установок, и, прежде всего, решений XII съезда РКП(б), прошедшего 17-25 апреля 1923 г., которые обусловили «необходимость подвергнуть серьезному пересмотру все основные положения союзного договора в смысле уточнения прав отдельных республик». Инициировала такой пересмотр в первую очередь украинская сторона: в частности, 19 февраля 1923 года ЦК КП(б)У принял резолюцию, которой настоял на необходимости «создание органа в системе верховного руководства Союза, гарантирующего равноправие отдельных членов Союза» (позже — Совет Национальностей). С этим и рядом других предложений украинскую точку зрения в Москве было поручено представлять члену политбюро ЦК КП(б)У Михаилу Фрунзе, который имел подобный успешный опыт — именно он 30 декабря 1922 озвучил принятое затем съездом предложение о принятии Договора только «в основном», а не «в целом».

Выступление Иосифа Сталина

Иосиф Джугашвили, 1917 год

На Пленуме ЦК РКП(б), который состоялся 21-24 февраля, с проектом тезисов по национальному вопросу, в том числе и по основам существования СССР, выступил Иосиф Сталин. Его проект был решен взять за основу с тем, однако, чтобы существенно доделать. В комиссию по доработке был включен председатель СНК УССР Христиан Раковский. При определении направления запланированной коррекции тезисов было учтено предложение украинской стороны. Двухпалатная система парламента СССР, категорическим противником которой был ранее Сталин, решением пленума была обозначена «как один из наиболее целесообразных путей решения национального вопроса», о чем и поручалось сообщить советским учреждениям от имени партии.

В Москве, особенно в первые дни после окончания I Съезда Советов СССР, его решения рассматривались как образование нового государства, а сам СССР в печати нередко подавался как уже существующее государство, что противоречило как букве, так и духу решений съезда. По настоянию украинской стороны пленум ЦК РКП(б) принял решение о том, что до установления «нормальных союзных органов существующая система советских взаимоотношений остается без изменений».

Протесты УССР

Первоначальные Советские республики в период образования СССР

Такая партийная установка не всегда помогала, поэтому украинская сторона продолжала напоминать, что СССР еще не создан. 21 марта 1923 года полномочное представительство УССР в Москве передало от имени Совнаркома УССР официальный протест в Президиум Всероссийского ЦИК, СНК РСФСР и политбюро ЦК РКП(б), в котором отмечалось, что так как «до сих пор Союзный договор в действие не введен, то употребление в официальных бумагах, исходящих от органов РСФСР, термина Союз Советских Социалистических Республик или сокращенно СССР является неправильным и нецелесообразным». Интересная деталь: на XII съезде РКП(б) отказ рассматривать предложение Николая Скрипника переименовать РКП(б) в Коммунистическую партию СССР уже московскими коммунистами обосновывался именно соображениями преждевременности такого шага: «Подождем, пока фактически организуется союз Социалистических Республик, а потом будем переименовывать».

После XII съезда РКП(б) казалось, что пришло время для тщательной переработки проекта Договора. Украинская сторона внесла ряд предложений, которые должны были усилить суверенность УССР, большинство из которых, однако, было отклонено управляемым Сталиным центральным партийным аппаратом, который к июню уже оправился от той критики своего подхода к национальному вопросу, которая прозвучала в начале марта из уст Владимира Ленина. Более того, даже вторую палату, Совет Национальностей, Сталину удалось превратить в преимущественно российский орган путем включения представителей автономных республик, которые в то время были только в составе России.

1-2 июля состоялась сессия ВУЦИК, главным вопросом повестки дня был именно Договор о создании СССР/Конституция СССР. Докладывал Христиан Раковский, который отметил главное отличие от декабрьского 1922 проекта — появление Совета Национальностей, которая должна была быть на страже интересов национальных республик. Детально остановившись на основных положениях Договора, докладчик, который в апреле-июне наиболее яростно защищал интересы УССР, за что и был отозван из Украины, в итоге подытожил:

При нынешнем международном и внутреннем положении — политическом и хозяйственном, данная конституция обеспечивает максимум прав союзным республик сохранении максимума единства революционного и пролетарского фронта

После обсуждения и ответов на вопрос Раковский повторил довольно часто тогда упоминавшуюся установку: «Только в рамках Советского Союза Украина может существовать как независимое государство». В результате обсуждения ВУЦИК 2 июля единогласно одобрил согласованный ранее в партийном порядке проект. Подобные решения в настоящее время были приняты и в других советских республиках.

II сессия ЦИК СССР

Газета «Известия ВУЦИК» за 6 июля 1933 года

6 июля 1923 состоялось запланированное еще 30 декабря 1922 событие — открылась II сессия ЦИК СССР, которая утвердила и ввела в действие Декларацию и Договор о создании СССР. Во вступительной части говорилось, что ЦИК СССР «во исполнение постановления I съезда советов СССР […] и принимая во внимание поправки и изменения, предложенные Центральными Исполнительными Комитетами Союзных Республик, выносит: Декларация об образовании Союза Советских Социалистических Республик и Договор о образование Союза Советских Социалистических Республик составляют Основной Закон (Конституцию) Союза Советских Социалистических Республик». То есть Декларация и Договор водились в действие как две составляющие единой Конституции СССР.

13 июля 1923 года Президиум ЦИК СССР принял обращение ко всем народам и правительствам мира, в котором сообщалось о том, что произошло создание СССР, и о начале работы высших органов власти и управления нового государственного образования. Тем публично констатировалось, что датой создания СССР стало 6 июля 1923 года. Именно с этого момента начали действовать общесоюзные законодательные органы власти, был создан основной исполнительный орган власти СССР — СНК СССР, председателем которого формально был избран Ленин. В то же время были ликвидированы те республиканские наркоматы, удостоверяющие формальную независимость республик. В Украине, прежде всего, это касалось Наркомата иностранных дел. II Съезд Советов СССР, состоявшийся в январе 1924 года, ратифицировал уже действующий Основной Закон.

Создание СССР

Страница Договора об образовании СССР с подписями

Постановлением Президиума ЦИК СССР от 3 августа 1923 г. 6 июля было признано праздничным и выходным днем ​​на всей территории СССР. Отмечался он как «день сотворения СССР», «день Конституции СССР» либо «день СССР» — все три определения события тогда были синонимами. Статус выходного дня и дата празднования (иногда это был первый выходной июля) изменялся в зависимости от обстоятельств, но вплоть до принятия в декабре 1936 г. новой «сталинской» Конституции СССР 6 июля был официальным советским праздником. В то же время еще за несколько лет до вступления в действие сталинской Конституции, и особенно этот подход приобрел популярность после Голодомора, все чаще как дату создания СССР называли 30 декабря. Но только после 1936 в исторической памяти 6 июля как День Конституции и День создания СССР окончательно «распался» на две даты — 30 декабря 1922 (день создания СССР) и 31 января 1924 (Конституция СССР). И именно такая сталинская установка остается преобладающей в современной исторической памяти.

Поделиться

Советский культ детства

«…Нам нужно то поколение молодых людей, которое начало достигать политической зрелости в условиях дисциплинированной и отчаянной борьбы с буржуазией. В этой борьбе это поколение воспитывает настоящих коммунистов; она должна подчинить этой борьбе и связать с нею каждый шаг в своем обучении, воспитании и обучении».

-В.И. Ленина, Задачи союзов молодежи (буржуазная и коммунистическая мораль)

 

Да здравствуют пионеры — достойная замена ленинско-сталинскому комсомолу (Источник: Новая галерея. 2000 г.)

Введение:

Дети в Советском Союзе занимали особое место в сердцах граждан и партии. Они олицетворяли не только невинность молодежи, но и обещание социалистического будущего; чтобы международная марксистская революция увенчалась успехом, с молодежью нужно было хорошо обращаться и давать ей политическое образование. Коммунистические власти шли многими путями для достижения этой цели. В первую очередь Коммунистическая партия воспитывала культ детства, во многом подобный сталинскому культу личности, который идеализировал советское детство. Коммунистическая партия формализовала этот культ через молодежные организации, такие как комсомол, пионеры и маленькие октябристы.

Как и Ленин в своей речи перед комсомолом в 1920 году, этот культ опирался на сопоставление «настоящих» коммунистических детей со всеми остальными. Институционализировав это почтение к детству, Коммунистическая партия изолировала тех детей, которые не присоединялись к таким группам и фактически были способны создать радикального другого или классового врага еще до того, как граждане даже вошли в состав рабочей силы. Сила этой институционализации наиболее ярко проявилась в годы становления Советского Союза и была усовершенствована при Сталине. Влияние этих групп неоспоримо; коммунисты создали вторичные сообщества, к которым дети могли присоединиться. Вместо того чтобы привязываться к своим семьям, советских детей учили ставить коммунизм превыше всего, и эти молодежные организации обеспечили самые первые встречи с социализмом. Это привело к уменьшению роли семейной структуры, и эти группы стали основным средством самовыражения советских детей. Иметь удостоверение комсомола означало объявить себя верным коммунистом.

Членский билет ВЛКСМ (Wikimedia Commons)

В этой управляемой истории будет предпринята попытка определить различные аспекты, которые способствовали развитию советского культа детства, от организации молодежных групп до воспитания детей, а также роль пропаганды и ностальгии. Он будет подходить к этим темам как с политической, так и с социальной точек зрения и показывать, как коммунистическая идеология манипулировала опытом детства в политических целях.

 

Книги

Справочная информация:

Киршенбаум, Лиза. Маленькие товарищи: революция в детстве в Советской России, 1917–1932 (Нью-Йорк и Лондон: Рутледж Фалмер, 2001).

В этой книге Киршенбаум прослеживает институт детского сада в Советском Союзе и использует дошкольное образование как линзу для понимания большевистской идеологической революции. Она анализирует, как коммунистическая партия пыталась примирить экономические ограничения с острой необходимостью воспитания детей на принципах социализма. Она подробно описывает, как идеология ориентировалась и проецировалась на маленьких детей, и объясняет, что детские сады фактически стали второстепенными воспитателями , поскольку все больше женщин перешли на работу. Текст является основополагающим в описании только одного способа, которым дети проникались коммунистическим духом и формировались им.

Келли, Катриона. Детский мир: взросление в России 1890–1991 (Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 2007).

Келли, по-видимому, является одним из выдающихся ученых в области изучения советского детства, поскольку она является автором многочисленных книг и статей по этой теме. Этот текст особенно полезен, поскольку он предоставляет читателю более широкий круг вопросов, начиная с царской России и заканчивая распадом Советского Союза, предоставляя полезную сравнительную основу. Что наиболее важно, Келли пытается проникнуть в мир ребенка в это время и по-настоящему воссоздать его для читателя. Она проникается всеми аспектами детской культуры, от героических историй в детской литературе до ритуалов приучения к туалету. Келли умело воздерживается от редакционных статей и морализаторства, а вместо этого рисует сложности детской жизни, которые, хотя и являются в данном случае исключительно российскими, похоже, также приближаются к некоторым универсальным темам.

Келли, Катриона. Товарищ Павлик: Взлет и падение советского мальчика-героя (Лондон: Granta, 2005).

В этой работе Келли сужает свое внимание к ныне печально известной истории Павла Морозова, мальчика, чья история стала культовой в Советском Союзе. Тринадцатилетний Павлик на момент своей смерти в 1932 году олицетворял верность коммунистическому режиму, на которую партия, возможно, надеялась от всех детей. Легенда гласит, что, обнаружив, что его отец сопротивляется коллективизации, Павлик сдал отца в местные органы власти. Этот поступок привел к жестокому убийству его (и его младшего брата) родственниками. В Центральном архиве Келли получила доступ к досье КГБ о последующем судебном процессе по делу об убийстве Павлика и посвятила большую часть книги расследованию этого дела. Однако полезнее для этой темы то, как этот случай отражает жизнь ребенка при Сталине, увиденное в том, как Павлик впоследствии был прославлен как культовый пионерский герой и использовался в качестве инструмента пропаганды.

Памятник Морозову в Свердловске (разрушен). Пионер приносит присягу.

Бронфенбреннер, Урие. Два мира детства: США и СССР (Нью-Йорк: Фонд Рассела Сейджа, 1970).

В этой работе 1970 года, скорее информативной, чем аналитической, Бронфенбреннер использует свое образование социального психолога для изучения жизни советских детей. Хотя иногда он ошибается в своих суждениях об американском воспитании детей, он, тем не менее, подробно описывает важные события в советском обществе, особенно в отношении организации коллектива и того, как это влияет на детство. Хотя метод Бронфенбреннера гораздо больше психологический, чем исторический, он, тем не менее, использует свой собственный опыт посещения Советского Союза, чтобы объяснить, как коллективный характер советского общества с его молодежными и школьными группами, а также роль и влияние не имеющих родителей взрослых фигур, таких как в качестве учителей способствовать формированию нового советского человека.

«Другое» Дети:

Болл, Алан М. И теперь моя душа ожесточилась: Брошенные дети в Советской России, 1918-1930 гг. (Беркли: Калифорнийский университет Press, 1994).

В этой работе Болл представляет другую, более темную сторону советского детства: беспризорников 1920-х годов. Болл утверждает, что, хотя проблема беспризорников ( беспризорников ) существовала в дореволюционной России, их количество в десятилетие после большевистской революции было ошеломляющим и самым большим в истории России. Он указывает на голод 1920-1, в частности, как имеющий наибольший эффект в выталкивании детей на улицу. Затем Болл прослеживает попытки правительства бороться с этой проблемой, в первую очередь путем помещения этой молодежи в детские дома, и комментирует причины, по которым такие усилия не увенчались успехом, в первую очередь финансовые и социальные. Это важная работа, которую можно использовать для сопоставления противоположных сторон советской социальной политики, и она подчеркивает огромную разницу в образе жизни привилегированных детей и брошенных детей.

 

Спящие бездомные дети (19)22) Источник: Российский государственный кинофотоархив в Красногорске. 2000.

 

Фрирсон, Кэти А. и Виленский, Семен С. Дети ГУЛАГа. (Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 2010 г.).

Другая работа, посвященная советским детям, брошенным партией, — документальная история Фрирсона и Виленского, посвященная изучению самых юных жертв сталинских репрессий. Эта тема не часто затрагивается в исследованиях ГУЛАГа, но оба автора исследуют судьбы тех детей, чьи взрослые были объявлены классовыми врагами или врагами народа. Арест родителей не только травмировал детей и омрачил их в социальном плане, но авторы утверждают, что перед ними стояли вполне реальные и практические проблемы, такие как ограниченный доступ к еде и отвратительные условия в детских домах. Через устные рассказы, собранные авторами, они представляют историю, сильно дискредитирующую представление о счастливом советском детстве.

Покинутые всеми, мы погибли (1920-е годы) На этой вызывающей воспоминания картине изображены беспризорные дети, которых игнорируют бессердечные прохожие. Источник: База данных политических плакатов Гувера. 2007.

Детские дневники:

Луговская Нина. Дневник советской школьницы: 1932-1937 гг. (Москва: Глас новой русской письменности, 2003).

Нина начинает писать свой дневник в 1932 году, в возрасте тринадцати лет, когда ее отец возвращается домой в Москву из сибирской ссылки. Несмотря на подробное описание ее повседневной жизни, дневник более впечатляет яростными разоблачениями Сталина и Коммунистической партии, которых она научилась презирать за три года пребывания отца в ссылке. Однако вскоре этот дневник станет для нее самым большим источником страданий, так как он был найден в 1937-й рейд НКВД на квартиру ее семьи. Последняя ее запись — 3 января 1937 года, за день до рейда. После этого события Нина, ее мать и две сестры были приговорены к пяти годам лагерей на Колыме. Все четыре женщины выжили и были освобождены в 1942 году, но дневник Нины был конфискован НКВД, и только позже исследователи обнаружили его в советских архивах.

Розенберг Лена Едваб. Девушка с двумя пейзажами: военный дневник Лены Едваб, 1941-1945 гг. (Нью-Йорк: Холмс и Мейер, 2002).

Этот дневник был написан Леной Едваб, польской девушкой, которая уехала из своего дома в Белостоке в летний пионерский лагерь в июне 1941 года в возрасте шестнадцати лет. Однако после вторжения Германии в Советский Союз лагерь был эвакуирован, и она была разлучена со своей семьей. Два года она провела в детском доме, а потом переехала в Москву учиться в университете. За это время остальные члены ее семьи были убиты в Треблинке, о чем она узнала только после окончания войны. Живя в колхозе в деревне, она приспосабливается к крестьянской жизни и пытается примирить социалистические убеждения с антисемитизмом, который она испытывает. Сама Лена пытается найти счастливое детство, о котором говорила советская пропаганда, но безуспешно.

 

Журнальные статьи

Горсуч, Энн. «Советская молодежь и политика массовой культуры в годы нэпа». Социальная история, Vol. 17, № 2 (май 1992 г.): 189-201.

В этой статье Горсуч анализирует, как большевики пытались преобразовать российское общество, используя молодежь. Она анализирует то, как создавалась культура с помощью проектов, ориентированных на советскую молодежь, и то, как молодое поколение рассматривалось как самый большой потенциал для большевиков. В частности, она изучает фильмы и одежду советской городской молодежи как самое большое культурное препятствие для большевиков. Изучая эти аспекты социальной и культурной жизни, Горсуч утверждает, что большевики должны были их преодолеть, чтобы установить культурную гегемонию. Она объясняет, что, хотя большевики легко установили политическую гегемонию и проявили комсомол среди молодежи, большевики будут бороться в течение многих лет, чтобы установить свое господство в культуре советской молодежи.

Найт, Ребекка. «Репрезентации советского детства в постсоветских текстах Людмилы Улицкой и Нины Габриелян» Modern Language Review, июль 2009 г. , том 104 (3): 790-808.

Здесь Найт анализирует роль коллективной памяти и мифологизированной ностальгии по детству в постсоветской литературе. Используя, в частности, произведения двух русских писательниц, Людмилы Улицкой и Нины Габриелян, Найт показывает, как последние постсоветские авторы начали бороться с образом счастливого советского детства. Найт утверждает, что два аспекта советской системы создали уникальный опыт советского детства. Во-первых, жизнь детей в Советском Союзе определялась государственными институтами в большей степени, чем в других западных обществах, а именно регулированием образования и досуга. Эти положения были основополагающими в формировании идеальных советских граждан. Во-вторых, Найт утверждает, что пропаганда счастливого советского детства была эффективной в идеализации детского опыта, а также в создании прямой связи между счастливым ребенком и успешным государством. В остальной части статьи Найт прослеживает эти два аргумента в работах Улицкой и Габриеляна.

Спасибо, товарищ Сталин, за наше счастливое детство (1936 г.) Источник: Диана П. Кенкер: Советский Союз с 1917 г. 2002 г.

 

Риордан, Джим. «Советская молодежь: пионеры перемен». Советские исследования, Vol. 40, № 4 (октябрь 1988 г.): 556-572.

В этой статье Риордан акцентирует внимание на советской «молодежи», которую он определяет как возраст от 15 до 30 лет. Также, в отличие от других упомянутых здесь работ, Риордан изучает роль этих молодых Советов в годы после хрущевской оттепели. Тем не менее, это проницательная статья, в которой подробно рассказывается о том, как объекты исследования стали предвестниками перемен и восстаний в советских государствах того времени. Он объясняет, что молодежная культура отошла от сверхорганизованного сталинизма и вместо этого стала больше напоминать западные независимые контркультуры. Он утверждает, что к 1985, советская молодежь перестала быть синонимом комсомола, а вместо этого стала принимать более творческие формы. Его понимание роли комсомола и того, как оно изменилось к 1985 году, важно и способствует лучшему пониманию восстаний советской молодежи.

 

Киноресурсы

Два недавно выпущенных документальных фильма посвящены проблеме детства в Советском Союзе и Российской Федерации. Первый, Моя перестройка (2010), рассказывает о четырех россиянах, выросших во времена перестройки. Они подробно рассказывают о своем детстве и описывают перемены, свидетелями которых они стали в своей стране. Хотя он и не имеет прямого отношения к культу детства, он все же исследует важные темы ностальгии по опыту советского детства.

Второй документальный фильм «Поцелуй Путина» (2012) рассказывает историю Маши Дроковой, лидера российской молодежной организации «Наши ». Он следует за ней, когда она смиряется с непристойной стороной этой организации и как она пытается справиться и примирить свои собственные ценности. «Наши » можно рассматривать как идеологическую преемницу таких групп, как комсомол, и как таковая имеет важное значение для понимания молодежной культуры в бывшем Советском Союзе.

 

Интернет-ресурсы

Анналы коммунизма: сталинизм как образ жизни: повествование в документах:

Интернет-компаньон одноименной текстовой коллекции Льюис Сигельбаум и Андрей Соколов представляют более 150 документов, собранных из советских архивов, связанных со сталинской жизнью. Документы касаются исправительных колоний, коллективизации и деятельности Политбюро, но также включают соответствующие тексты о пионерах и комсомоле.

Flickr: Мое счастливое советское детство:

Группа flickr, в которую входят фотографии, связанные со сценами повседневной жизни, а также те, которые касаются конкретно советских детей, например, игры и игрушки, школьные сцены, а также государственная пропаганда.

Английский Россия: жизнь советского ребенка:

На этом сайте воспроизведена американская книга из серии «Дети мира» 1987 года, в которой подробно рассказывается о повседневной жизни москвички Кати. Беззаботная и предназначенная для детей книга по-прежнему предлагает взглянуть на детство позднесоветского периода, а также демонстрирует, как это воспринималось на Западе.

Советский Союз Факты для детей

Содержание

  • После свержения монархии Романовых Россия стала Советским Союзом.
  • Советский Союз был социалистической страной с Лениным во главе.
  • СССР занимал одну шестую часть суши на Земле.
  • Советский Союз распался в 1991 году.

Союз Советских Социалистических Республик был одной из крупнейших стран мира. Он состоял из более чем 100 различных национальностей. Большинство населения составляли восточные славяне, или русские, украинцы и белорусы.

The USSR, or United Socialist Soviet Republic, was made up of 15 countries:

  • Armenia
  • Azerbaijan
  • Belarus
  • Estonia
  • Georgia
  • Kazakhstan
  • Kyrgyzstan
  • Latvia
  • Lithuania
  • Moldova
  • Россия
  • Таджикистан
  • Туркменистан
  • Украина
  • Узбекистан

СССР: Ленин и большевики

Зимой 1917 января в России было много снега и холода. Не хватало продовольствия для рабочих и крестьян.

22 февраля на фабрике произошел перерыв в работе. На следующий день рабочие 50 заводов объявили забастовку в знак солидарности.

На многих предприятиях женщины были в авангарде забастовок. Это стало известно как Международный женский день. От фабрики до места, где они жили и работали, пробирались протестующие.

Полководцы заставили царя Николая II отречься от престола. Он сделал то, что они сказали, и отрекся от престола. Советские лидеры сформировали Временное правительство, чтобы заботиться о стране.

Лидер большевиков Владимир Ленин вернулся в Россию из ссылки.

Ленин считал, что пришло время Советам взять верх. Он решил, что война должна прекратиться, земля должна быть отдана крестьянам, а банки должны быть национализированы.

Ленин считал, что партии нужно сменить название. Он хотел, чтобы она называлась Коммунистической партией теперь, когда они стремились к более радикальной идее.

Октябрьская революция 1917 года

Восстание началось 24 октября. Почувствовав беду, премьер-министр Керенский покинул город.

Верные правительству люди захватили здания двух большевистских газет. Также были отправлены войска для захвата телефонной и телеграфной контор и охраны Зимнего дворца.

Потом корабль «Аврора» стрелял по Зимнему дворцу. Другие корабли пошли по Неве и захватили военные пункты. К ночи город оказался под контролем Ленина и большевиков.

Случилась долгая и кровопролитная война. Красная Армия при поддержке большевиков разгромила Белую Армию.

Красная Армия состояла из людей на стороне коммунизма. Следующие несколько лет они провели, пытаясь сохранить свое правление вопреки широко распространенной народной оппозиции.

Большевики использовали безжалостные методы подавления своих врагов. Они правили с ужасом, и в группе было всего несколько человек.

В период Красного террора большевики убивали людей. Их называли ЧК. Они убивали сторонников царя и богатых людей в России.

Пакт был подписан в 1922. Советский Союз, Украина, Беларусь и Закавказье были созданы как Объединенные Советские Социалистические Республики. Новая коммунистическая партия Ленина пришла к власти после того, как взяла под свой контроль правительство.

Социализм в Советском Союзе

Большевики были против частной собственности. Это означает, что в ноябре 1917 года правительство взяло под свой контроль большинство отраслей промышленности и банков. Это означало, что правительство взяло их в свои руки.

У одних было слишком много земли, у других ее не хватало. Поэтому, чтобы решить эту проблему, правительство объявило всю землю общественной собственностью. Крестьяне должны были отобрать землю у дворян, а в городах большевики заставили делить дома по размеру семьи.

Большевики запретили использование таких титулов, как «граф» и «князь». Чтобы показать, что новое правило действует, они сделали новую форму одежды для офицеров и чиновников.

Иосиф Сталин

Иосиф Сталин родился в Грузии и переехал в Россию. Он стал лидером России после смерти Ленина в 1924 году.

Диктатор, правивший с помощью террора, убил миллионы людей. Он превратил Советский Союз из аграрного общества в промышленную и военную сверхдержаву во время своего правления, пока не умер в 19 г.53.

Сталин разработал план, как сделать Советский Союз богатым. Первый план был для сельского хозяйства и промышленности. Более поздние планы были для военных.

Сталин заставил всех крестьян вступить в колхозы. Те, кто владел землей и скотом, были вынуждены отказаться от своего имущества, которое у них отняли. Были также убиты сотни тысяч состоятельных фермеров, называемых кулаками, и у них отобрали их имущество.

При Сталине партийная верхушка принимала решения, не спрашивая народа. Коммунисты думали, что они сделают фермы более продуктивными, объединив их. Но это неправда.

Сталин считал, что интересы государства важнее интересов отдельного человека. Он хотел построить социализм с помощью насильственной коллективизации и индустриализации, которые причиняли много страданий и гибли людям.

1930-е годы были страшным временем для народа России. Миллионы невинных людей погибли. Сталин хотел иметь полный контроль и хотел убедиться, что его нельзя свергнуть.

Рано или поздно Большой террор закончился. К тому времени Сталин добился того, что контролировал все в советском обществе, не допуская даже небольшой местной инициативы.

Сталин чувствовал угрозу со стороны образованных или религиозных людей. Он также хотел переселить людей из других стран в Сибирь.

Холодная война

После Второй мировой войны Советский Союз, США и Великобритания распались.

Советский Союз в 1948 году сделал страны дружественными коммунизму. Америка и Великобритания боялись распространения коммунизма.

Канада, США и их европейские союзники создали Организацию Североатлантического договора (НАТО). Союз стран западного блока был демонстрацией силы против СССР и его союзников.

Советский Союз заключил новый союз со странами Восточного блока под названием Варшавский договор. Это произошло из-за НАТО.

В Холодной войне сражались люди из разных группировок. Они боролись на политическом, экономическом и пропагандистском фронтах. Борьба продолжалась до 1991 года, когда пал Советский Союз.

Преемники Сталина преследовали инакомыслящих, хотя более экономно применяли полицейский террор, чтобы делать то, что хотели. Преемники по-прежнему хотели, чтобы люди боялись их, даже если они не применяли такое же количество насилия. Они ослабили некоторые политические меры и ввели экономические стимулы, чтобы люди поверили, что они добры.

Прочтите о холодной войне

СССР и Восточно-Центральная Европа

Советский Союз захватил Болгарию, Румынию, Венгрию, Польшу и восточногерманские государства после Второй мировой войны. Советский Союз хотел создать в Восточной Европе дружественные правительства.

Советские солдаты помогли установить коммунистическую диктатуру в Румынии и Болгарии, когда война еще шла.

В Югославии и Албании пришли коммунистические диктатуры. Но их не было в Советском Союзе.

В 1949 году Германия была разделена на две страны. Коммунистическая Германская Демократическая Республика была создана в советско-германской оккупационной зоне.

Страны Восточной Европы находились под властью коммунизма. Они рассчитывали на помощь России. После войны в Восточной Европе осталось более миллиона красноармейцев.

Затем Уинстон Черчилль произнес речь о «железном занавесе». Вот его слова:

«От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике над континентом опустился железный занавес».

Космическая гонка

Советские военные проявляли большой интерес к ракетам. Они спонсировали исследовательский центр, Лабораторию газовой динамики и еще один объект в Москве, Лабораторию реактивного движения.

Спутник II поднялся в воздух 3 ноября 1957 года. На борту находилась собака Лайка. В 1958 году США запустили свой первый спутник.

Тогда в 1961 году Советский Союз отправил в космос первого человека. Его звали Юрий Гагарин. Он облетел Землю за одно целое время. Ему потребовалось два часа, чтобы облететь нашу планету на своем космическом корабле.

Люди в Соединенных Штатах не были уверены, что в Советском Союзе технологии лучше. Через несколько недель после полета Гагарина США отправили в космос Алана Шепарда. Но Шепард не вращался вокруг Земли.

Советский Союз был первой страной, отправившей женщину в космос и совершившей выход в открытый космос. В 1966 году Россия также высадила на Луну беспилотный космический корабль.

20 июля 1969 года два американских астронавта впервые высадились на Луне. Соединенные Штаты были первой страной, сделавшей это.

Советский Союз был первой страной, построившей космическую станцию. Таким образом, космическая гонка закончилась, когда рухнула Берлинская стена.

Михаил Горбачев

Михаил Горбачев попытался исправить ситуацию, внеся некоторые изменения. Но его изменения были не такими хорошими, как могли бы быть, потому что он не изменил некоторые вещи, например, полицию и партию.

Советский Союз был сплочен коммунистическим руководством. Но они потеряли власть позже. Потом распался Советский Союз.

Конец Советского Союза

Советский Союз прекратил свое существование, когда Михаил Сергеевич Горбачев ушел в отставку. Это означало, что появится новое «Содружество Независимых Государств».

Спущен флаг с серпом и молотом и поднят российский флаг с бело-сине-красными полосами.