Создание киевской руси кратко: Древнерусское государство (Киевская Русь) | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Конспект лекции по теме «Киевская Русь»

 

Лекция 7

Земли Подонцовья и Приазовья и Киевская Русь (VІ – начало ХШвв.)

 

1.     
Образование Киевской Руси.

2.     
Русь и Хазария. Борьба Руси с набегами кочевников
Х-ХІІвв.

3.     
Половецкие каменные изваяния Подонцовья и Приазовья

 

1.Образование
Киевской Руси.

О возникновении государства у восточных славян сообщает летопись
«Повесть временных лет» (XII в.). В ней рассказывается, что славяне
платили дань варягам. Затем изгнали варягов за море и встал вопрос: кто будет
править в Новгороде? Ни одно из племен не желало установления власти
представителя соседнего племени. Тогда решили пригласить чужеземца и обратились
к варягам. На приглашение откликнулись три брата: Рюрик, Трувор и Синеус. Рюрик
стал княжить в Новгороде, Синеус на Белоозере, а Трувор — в г. Изборске. Через
два года Синеус и Трувор умерли, и вся власть перешла к Рюрику. Двое из дружины
Рюрика – Аскольд и Дир отправились на юг и стали княжить в Киеве. Они убили
правивших там Кия, Щека, Хорива и их сестру Лыбедь. В 879 году Рюрик умер.
Править стал его сородич Олег, так как сын Рюрика — Игорь был пока еще
малолетним. Через 3 года (в 882 г.) Олег с дружиной захватывает власть в Киеве.
Таким образом, под властью одного князя объединились Киев и Новгород. Так
рассказывается в летописи. Были ли два брата — Синеус и Трувор на самом деле?
Сегодня историки считают, что их не было. «Рюрик сине хус трувор» означает в
переводе с древнешведского языка «Рюрик с домом и дружиной». Летописец принял
непонятно звучавшие слова за личные имена, и написал, что Рюрик приехал с двумя
братьями.

Существует две теории происхождения древнерусского государства:
норманнская и антинорманнская. Обе эти теории появились в XYIII веке,
через 900 лет после образования Киевской Руси. Дело в том, что Петр I — из династии
Романовых, очень интересовался откуда появилась предыдущая династия –
Рюриковичей, кто создавал государство Киевская Русь и откуда произошло это
название. Петр I подписал указ о создании в Петербурге Академии наук. Для
работы в Академии наук были приглашены немецкие ученые.

Норманнская теория. Основоположниками ее
являются немецкие ученые Байер, Миллер, Шлецер, приглашенные еще при Петре I
для работы в Петербургской Академии наук. Они подтвердили призвание варягов и
сделали предположение, что имя Российской империи скандинавского происхождения,
и что само государство Киевская Русь создано варягами. «Русь» с древнешведского
переводится как глагол «грести», русы – гребцы. Возможно «русь» – это название
варяжского племени, из которого происходил Рюрик. Сначала русами называли
варягов-дружинников, а затем это слово постепенно перешло на славян.

Призвание варягов подтвердилось в более позднее время данными
археологических раскопок курганов под Ярославлем, близ Смоленска. Там
обнаружены скандинавские погребения в ладье. Многие скандинавские предметы были
изготовлены явно местными – славянскими мастерами. Значит, варяги жили среди
местных жителей.

Но немецкие ученые преувеличили роль варягов в становлении
древнерусского государства. В итоге эти ученые договорились до такой
степени, что якобы, варяги – это выходцы с Запада, а значит — это они — немцы —
создали государство Киевская Русь.

Антинорманнская теория. Она появилась
также в XYIII веке, при дочери Петра I — Елизавете Петровне. Ей не понравилось
заявление немецких ученых о том, что российское государство было создано
выходцами с Запада. К тому же при ней была 7-летняя война с Пруссией. Она
попросила Ломоносова разобраться в этом вопросе. Ломоносов М.В. не стал
отрицать факт существования Рюрика, но стал отрицать его скандинавское
происхождение.

Антинорманнская теория усилилась в 30-е годы ХХ века. Когда в Германии
в 1933 году к власти пришли фашисты, они пытались доказать неполноценность
восточных славян (русских, украинцев, белорусов, поляков, чехов, словаков), что
они не способны были создать государства, что варяги – это немцы. Сталин дал
задание опровергнуть норманнскую теорию. Так появилась теория, по которой южнее
Киева на реке Рось проживало племя рось (россы). Река Рось впадает в Днепр и
именно отсюда происходит название Руси, так как якобы россы занимали ведущее
место среди славянских племен. Полностью отвергалась возможность скандинавского
происхождения названия Руси. Антинорманнская теория пытается доказать то, что
государство Киевская Русь было создано самими славянами. Эта теория проникла в
учебники по истории СССР, и была там преобладающей до конца «перестройки».

Государство появляется там и тогда, когда в обществе появляются
противоположные, враждебные друг другу интересы, классы.Государство регулирует
отношения между людьми, опираясь на вооруженную силу. Варягов пригласили на
княжение, следовательно, эта форма власти (княжение) славянам была уже
известна. Не варяги принесли на Русь имущественное неравенство, деление
общества на классы. Древнерусское государство – Киевская Русь — возникло в
результате длительного, самостоятельного развития славянского общества, не
благодаря варягам, но при их активном участии.  Сами варяги быстро
ославянивались, свой язык не навязывали. Сын Игоря, внук Рюрика – уже носил
славянское имя – Святослав. Сегодня часть историков считает, что имя
Российской империи скандинавского происхождения и княжеская династия начинается
с Рюрика, и называлась Рюриковичи.

Древнерусское государство называлось Киевская Русь.

2.Русь и Хазария.
Борьба Руси с набегами кочевников Х-ХІІвв.

В 885-ом году правитель Руси, некий Олег (позже названный Вещим)
объявляет хазарам войну. Отбивает пару славянских племен и облагает их данью
вместо хазар. А каганат терзают в это время печенеги, аланы и гузы.

В 964-ом война Хазарии с Русью разворачивается на полную мощь.
Многочисленные по тогдашним меркам (около 40 тысяч ратников) войска князя
Святослава. В 965-ом Святослав берет и Саркел, и Итиль, и даже старую столицу
Семендеру.

После такого погрома, устроенного русскими, каганат, скорее всего, и
«приказал долго жить». Святослав удерживать «Козарию» не стал, и она склонилась
к Хорезму — мусульманскому государству.

Но это был еще не конец. В 985-ом князь Владимир, который наше «Красное
Солнышко», снова потоптался по каганату и захватил его стратегические точки. И
наложил дань. Кстати, Владимир задумывался, какую веру принять, и рассматривал
вариант иудаизма (основополагающая религия Хазарского каганата). Попадись ему
достаточно умный хазарский проповедник, кто знает, как бы сложилась история
Киевской Руси?

Независимый
этап

После разрушительных походов Владимира Хазарский каганат стал
независимой страной — такой, от которой ничего больше не зависит. Сжался в
размерах (в том числе и из-за того, что уровень Каспия поднялся,и территории
затопило, сжался в амбициях, превратился в княжество с центром в древней
столице Семендере. Пропало оно после татаро-монгольского нашествия в
1238-1239-м годах.

 

Борьба Киевской Руси с кочевниками

Политическая неурядица была первым бедствием Киевской Руси. Вторым
бедствием ее было соседство кочевников. Выше было сказано, что беспокоившие
Русь печенеги были разбиты и прогнаны от Киева Ярославом Мудрым
(1034). Вскоре после этого они совсем ушли из русских степей на Балканский
полуостров. На их место из Азии появилось новое кочевое племя половцев,
более сильное и беспокойное, чем печенеги. Впервые в 1061 г. половцы
напали на русских и с тех пор непрерывно беспокоили русские области своими
набегами и разбоями.

Они нападали врасплох на села и города, жгли их и разоряли, жителей
убивали или уводили в плен. Пленных они обращали в своих рабов или же продавали
в рабство в Крым, откуда рабы развозились в разные страны Европы и Азии. В
лучшем случае, после многих страданий, пленные выкупались обратно на Русь или
же убегали сами из половецкого плена. Набеги половцев на Русь были так часты,
что их нельзя и перечесть; наиболее крупных насчитывают около 50 в полтораста
лет (1061–1210). Разумеется, от половецкого «зла» страдали больше всего южные
русские волости, которые прилегали к степям: Киевская, Переяславская,
Черниговская (Северская) и др. Чем больше бывало здесь междоусобий, тем
свободнее и удобнее могли половцы проникать на Русь. Иногда сами князья
вмешивали «поганых» в свои распри и показывали им путь в Русскую землю,
обращаясь к ним за военною помощью и натравливая их на своих врагов — русских
же князей.

Но так бывало, конечно, не всегда. Обыкновенно князья заботились об
обороне русского населения и как могли боролись с половцами. Во-первых, они так
же, как и ранее против печенегов, строили против половцев укрепления на
границе. Эти укрепления представляли собою сплошной вал со рвом; он тянулся на
десятки верст по степи и закрывал собою вход в русские земли. Через него можно
было проникнуть лишь в нарочно устроенные ворота, прикрытые укрепленными
городами, в которых всегда находилась стража. Если половцам удавалось так или
иначе перебраться за вал, население спасалось в этих городах и отсиживалось в
осаде, пока половцы не уходили. Не довольствуясь постройкою укреплений, князья
держали на своих границах вооруженные отряды для наблюдения за степью. Иногда
эти отряды составлялись из замиренных печенегов и торков («черных клобуков»),
которых нарочно селили на границах государства — в степи, чтобы они сохраняли
подвижность и удаль кочевников и тем успешнее боролись со своими исконными
врагами, такими же кочевниками, половцами. Иногда же сами князья берегли
границу с собственными дружинами.

Во-вторых, принимая на своих границах оборонительные меры, русские
князья пытались, сверх того, и сами переходить в наступление: они нападали на
половцев в местах их кочевий для того, чтобы внушить им страх, отогнать их
подалее от Руси и освободить от них торговые дороги, ведшие через степи к южным
морям. Из всех князей в особенности Мономах отличался способностью переносить
войну в половецкие кочевья, не ожидая половецких набегов на Русь. Он старался
мирить усобицы и соединять силы враждующих князей против общего всем врага. Для
этого он устраивал княжеские съезды и на них увещевал князей идти в степь на
«поганых». Знаменит из таких съездов Долобский съезд (на Долобском озере близ
Киева), на котором Владимир уговорил великого князя Святополка Изяславича
начать поход на половцев. Последствием этого похода был разгром половецких сил
(1103).

К сожалению, после Мономаха постоянные усобицы князей не только давали
половцам возможность оправляться от наносимых им ударов, но и вели к
непрерывному их усилению. Половцы все более и более наседали на русские
окраины, а наступательные действия против них русских князей становились менее
часты и удачны. Так, предпринятый в 1185 г. в половецкие степи поход
северских князей Игоря и Всеволода Святославичей (внуков Олега Святославича
Черниговского) окончился их поражением и пленом. Подробности этого несчастного
похода изложены в летописи и воспеты в знаменитой песне, носящей название
«Слова о полку Игореве — Игоря, сына Святославля, внука Ольгова». Поражение
русских дружин в далекой степи, плен нескольких князей и удачный побег Игоря из
плена сильно действовали на умы русских людей. Причину неудачи Русь видела в
отсутствии мира и согласия среди своих князей.

Составитель «Слова о полку Игореве» горько жалуется на эту беду и
призывает князей к единству и миру. Но увещания не помогали, князья продолжали
ссориться, а половцы продолжали надвигаться на Русь. Наиболее близкое к степям
Переяславское княжество во второй половине XII в. было почти занято
половцами, которые в нем уже «жили», а не только его грабили наездом. Степные дороги
оказывались совсем во власти кочевников. Русь потеряла свои владения на
Азовском море (Тмутаракань), так как пути к ним были заняты половцами. Только с
большим трудом русские купцы могли добираться через степь до Черного моря, и
потому торговля Руси с Грецией постепенно падала и, наконец, совсем замерла. А
вместе с этим упало и прежнее значение Киева.

Отрезанный кочевниками от южных морей, Черного и Каспийского, Киев уже
не мог посредничать в торговле Европы с востоком. Эта торговля нашла себе в ту
эпоху иные пути, открытые благодаря Крестовым походам, и пользовалась
средиземным бассейном. Киев же беднел и глох. Население южнорусских княжеств,
не находя от постоянных усобиц и разбоев ни безопасности, ни заработка,
понемногу оставляло свои места и переселялось подальше от степи или на север,
или на запад. Так совершалось постепенное падение Киевского государства,
утратившего свое политическое единство и торговое оживление.

3.Половецкие каменные изваяния Подонцовья и Приазовья

Половецкая скульптура — бесценный источник как для историка, археолога,
так и для этнографа, культуролога, который поможет узнать внешность, верования,
традиции давно уже несуществующего народа.

Еще в 1773 г. академик Гильденштедт, проезжая через Приазовье, видел
древние каменные изваяния на курганах в Приазовье, в частности на территории
современного Ильичевского района г. Мариуполя: две на насыпи в двух верстах
западнее поселка Сартана и еще одну на соседней. В XVIII в., как и в
средневековье, еще можно было наблюдать древние статуи в их первоначальном
положении. Позже, с образованием степей переселенцами — носителями христианских
традиций, ситуация кардинально изменилась. Снятые с первоначальных мест
установки статуи использовались в XIX — XX вв. как строительный материал, в
качестве опоры для ворот в селах. В наши дни статуи стали предметом торговли. И
если раньше крестьяне ставили статуи у своих домов, то сейчас половецкую статую
из с. Куликово Новоазовского района можно увидеть в г. Мариуполе на пр. Победы
возле частного отеля «Приазовье». На юге Донецкой области известно до 200
каменных статуй — памятников искусства, религии, каменного мастерства поздних
кочевников, а в Северном Приазовье их число может приближаться к 600. На части
из них можно обнаружить определенные этнографические границы и, соответственно,
принадлежность к конкретному народу. Половецкие статуи изготовлены мастерами в
местных карьерах из гранита, песчаника, известняка. В с. Серебрянка
Артемовского района найден карьер, где такие статуи изготавливали из песчаника.
Судя по обилию находок, подобные «мастерские» могли находиться на юго-западной
окраине Приазовской возвышенности — в Володарском районе, где есть выходы
гранита, других пород и найдена достаточно большая серия статуй.

В коллекции Мариупольского краеведческого музея находится 28 половецких
фигур: 14 мужских и столько же женских, преобладают целые. Они найдены в селах:
Григорьивка, Богоявленка, Сартана, Урзуф, с. Первомайский (по одной), Ялта,
Малый Янисоль, пгт. Мангуш. Статуи установлены перед входом в музей и во дворе
музея, а одна скульптура — в разделе экспозиции «Поздние кочевники».

Многие статуй повреждения у части отбиты головы, что может быть связано
с практикой «освобождения души» умершего. Отдельные каменные фигуры найдены
непосредственно в курганах в черте Мариуполя: в поселках Сартана, Талаковка. А
в с. Старченково Володарского района найдено 19 каменных баб (10 женских, 4
мужских, 1 стела,пол четырех определить трудно).

В Северном Приазовье сохранилось множество половецких каменных изваяний
XI — XIV вв. Эти яркие памятники искусства и верований половцев наиболее
выразительные и разнообразные из всей серии кочевника скульптуры. Статуи были
достаточно величественными, чтобы пропорционально смотреться на фоне курганов в
бескрайней степи. Их пропорции, детали были достаточно архаичные и стабильные,
что делает их монументальными. Они объемные и хорошо передают детали внешнего
вида степных жителей — монголоидов. Фигуры (стоящие и сидящие) воспроизводят
канонизированный образ мужчин и женщин с определенным набором примет: головным
убором, прической, одеждой, обувью, украшениями, оружием. В Мариуполе
преобладают стоящие статуи. На голове у мужчин — воинов, одетых в кафтан,
полусферический шлем, а женские фигуры увенчанны шляпой. Интересно, что не
только у женщин, а порой и у мужчин выделяется голая грудь (символ силы). Все
статуи обязательно «держат» у живота сосуд в руках. Исходя из верований
половцев, он наполнен священным напитком. Сосуд символизировал присутствие духа
умершего. С точки зрения анимистических представлений тюрок, шаман мог
заключить душу умершего в каменную статую. Этнографические данные позволяют
построить сценарий древних обрядов «с участием» статуй. Изготовленная ​​в день
поминок, статуя устанавливалась возле деревянного жилья и стояла на каменной
опоре (ограждении), которое строилось в первую очередь. Статуя была
олицетворением умершего, который словно присутствовал среди участников тризны
на собственных поминках. Позже устраивали повторные поминовения, после которых
статую разбивали, освобождая душу умершего, а жилье сжигали. Так была
использована часть статуй и в Приазовье, многие из них имеют значительные
дефекты: потеряна голова, повреждены руки, ноги.

 

 

Вопросы для самоконтроля

 

1.      
Опишите норманскую теорию происхождения Киевской
Руси

2.     
Расскажите, по каким причинам хазары совершали
походы на Русь

3.     
Какой князь Киевской Руси давал наиболее мощный
отпор хазарам?

4.     
Каким образом русичи боролись с печенежскими
набегами?

5.     
Что такое половецкие каменные «бабы»? что они
олицетворяли?

Государственное управление Киевской Руси. История государственного управления в России

Государственное управление Киевской Руси

Киевская Русь управлялась вначале выборным, а позднее наследственным князем.

Сыновья князя размещались в качестве наместников в главных городах и платили отцу дань. Со смертью отца земли разделялись между сыновьями. Поначалу в Киевском государстве руководствовались родовым принципом наследования. Освободившийся престол передавался не старшему сыну, а старшему в роде, т. е. следующему брату отца, а если его не имелось – старшему племяннику. Таким образом, сын мог рассчитывать на наследство только после смерти старших родственников. При этом новый великий князь переселялся в Киев из прежнего своего княжества вместе с дружиной и боярами, а другие князья, в свою очередь, перемещались по старшинству в княжества, ближайшие к Киеву. Нередко этот принцип нарушался, ситуация запутывалась, вызывая непримиримую вражду внутри семьи и жестокие разборки между родственниками.

Так, Владимир Святославич стал князем киевским после продолжительной усобицы своих братьев – Ярополка (князя киевского) и Олега (князя в древлянской земле). После смерти отца Владимир находился в далеком Новгороде, куда никто из старших его братьев идти на княжение не захотел. Узнав об убийстве Ярополком Олега, Владимир, опасаясь за свою жизнь, бежал за море к варягам и вернулся с войском. Он вошел в Киев, брат его Ярополк был убит, и Владимир сел на киевский стол. Именно при Владимире окончательно оформилась система наместничества: княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры Руси. Это была своеобразная федерация княжеств, во главе которой стоял князь киевский, вначале носивший восточный титул «каган», а с XI в.  – «великий князь».


Великий князь (конязь – предводитель войска, сидящий на коне), будучи военачальником, возглавлял войско и водил его в бой. Решалась насущная проблема защиты окраин государства от степных кочевников. Для этой цели по рекам Десне, Суле, Стугне, Осетру были построены крепости и создана система раннего предупреждения (сигнальные вышки, на которых разжигали костры).

Пространственная и геополитическая ситуация требовала сильной княжеской власти. Великому князю принадлежала верховная законодательная власть. В руках великого князя, являвшегося главой администрации, сосредоточивалась и исполнительная власть, им выполнялись также и судебные функции.

Исследователи отмечают: «Власть общественная первоначально образуется частным путем в кровных обществах. Первоначально в состав власти входят князь, Боярская дума и народное собрание – вече. Приобретение княжеской власти лицами совершается одновременно по наследованию и по избранию. Обычный порядок наследования столов следовал порядку старшинства членов рода; избрание князя происходило при прекращении или неимении княжеского рода. Князь избираем был не только всегда пожизненно, но и с детьми, то есть избрание нового князя каждый раз являлось как бы избранием новой династии.

Кроме наследования и избрания нет других правомерных способов приобретения княжеской власти. Добывание стола и договор между князьями не могут быть признаны таковым. Символами приобретения власти было посажение князя на стол народом. Первоначальное слияние воли князя и воли народа не могло оставаться везде и неизменно; возможны и противоречия между ними. Это привело к необходимости определить точнее власть князя, а в Новгороде – к ограничению этой власти. Средством для того был ряд (договор) с новым князем».

«Князь ведал сношения с другими князьями и государствами, заключал союзы и договоры, объявлял войну и заключал мир. Князь назначал всех чиновников, посадников, тиунов, тысяцких, мытников и других. Эти чиновники ведали полицию, финансовое управление и суд. Князь судил лично и при помощи своих тиунов.

В то время управление не было строго отделено от законодательства, потому что закон служил не только средством управления. От того древнейшие законы издавались самими князьями. Но так как издание новых законов дело очень важное, то князья обыкновенно при издании законов советовались с княжеской думой – княжеским советом. Особые условия древнерусской жизни поставляли князя в необходимость совещаться в делах то с вечем, то с дружиной, то с одними боярами. Выбор советников принадлежал самому князю».

После смерти князя Владимира усобицы возобновились между его сыновьями. Отцовский стол в Киеве занял Святополк, остальные его братья княжили в других городах Руси, становясь все более независимыми от Киева. Стремясь вновь собрать Русь под единую власть киевского князя, Святополк убивает своих братьев Бориса, Глеба и Святослава, чтобы княжить в их землях.

Княживший в Новгороде сын Владимира – Ярослав еще при жизни отца отказался платить дань Киеву и готовился воевать с ним, собрав в городе варягов. Варяги творили в Новгороде много беззаконий, и новгородцы были недовольны. Однако с началом войны между братьями Ярослав помирился с новгородцами и только благодаря новгородскому войску сел на отцовский престол.

Постепенно традиция родового наследования стала заменяться принципом отчинности, т. е. передачи престола от отца к сыну.

Это, в свою очередь, вело к определенной отчужденности, разобщенности, недостаточной политической устойчивости государства. Эти тенденции усилились при Ярославе Мудром, который в целях единения страны, сохранения управления внутри одной княжеской семьи, помня о тяжести междоусобиц после смерти своего отца Владимира Красное Солнышко, разделил Русь на пять княжеств по числу сыновей.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

3. Государственное управление в России в XVI в.

3. Государственное управление в России в XVI в.
Социальный строй Московского государства в XVI в.
В конце XVI в. на Руси насчитывалось около 7 млн человек. Густо были заселены центральные районы, земли по берегам Волги (от Твери до Нижнего Новгорода), Новгородско-Псковская

1. Государственное управление при Николае II

1. Государственное управление при Николае II
Россия в начале XX в.
Россия вступила в XX в. неограниченной самодержавной монархией. В то время как в Западной Европе государственная власть развивалась в направлении парламентаризма и выборных структур, Российская империя

Государственное управление

Государственное управление
Россия в начале XX в. оставалась, как уже отмечалось, абсолютной монархией. Вступая на престол, Николай II решительно заявил о бессмысленности мечтаний «об участии представителей земств в делах внутреннего управления».Высшая законодательная

Государственное управление в IV веке

Государственное управление в IV веке
С именами Диоклетиана и Константина связаны административные реформы, а точнее – введение системы иерархического управления. Вся империя была разделена на четыре префектуры, которые возглавляли префекты претория (praefecti praetorio). Рим {10}

3. Государственное управление

3. Государственное управление
В Египте, так же как и во многих эллинистических государствах, утвердилась та форма монархии, которую можно определить как эллинистическую монархию, сочетавшую в себе как элементы восточной деспотии, так и некоторые институты полисного

Государственное управление в Китае

Государственное управление в Китае
Первые государственные образования в Китае – уделы, княжества, царства, появились в долине Желтой реки – Хуанхэ.Племенные вожди стали единоличными правителями, «сынами Неба, получившими власть по воле богов». Жители Китая стали

Государственное управление в Персии

Государственное управление в Персии
Иранское нагорье было заселено людьми во второй половине II тысячелетия до нашей эры. Население, жившее племенами и родами, к VII веку до н. э. находилось в зависимости от сильного Мидийского государства. Земли были заселены племенами

Государственное управление

Государственное управление
Во главе грузинского государства стояла царская династия Багратионов. Первый царь объединенной Грузии Баграт III величался: «царь абхазов, картвелов, ранов и кахов». Территориальный рост царства отражался и на титулатуре. Давид IV

Политическая жизнь и государственное управление

Политическая жизнь и государственное управление
1613— 11 (21) февр. Михаил Федорович избран Земским собором, который начинает все более походить на Национальное собрание, регулярно созываемое царем, тогда как Боярская дума играет скорее совещательную роль.— 1 (11) мая.

Как возникли Россия и Украина? Очень краткая история.

1. Киевская Русь, Золотая Орда и польско-литовский союз

Европейцы несколько раз спрашивали меня, откуда взялись разные русская и украинская идентичности. И, честно говоря, я сам не был знаком со средневековой и ранней современной историей региона.

Альфред Теннисон написал знаменитую фразу: «[…] ложь, которая является половиной правды, всегда является самой черной из лжи». Когда Путин начинает говорить о фундаментальном единстве восточнославянских народов, он не совсем прав. Он выходит из-под контроля, когда использует это историческое единство как «оправдание» для «объединения» их под своим «благожелательным» правлением: этот шутливый аргумент примерно эквивалентен оправданию немецкого вторжения в Нидерланды и Фландрию [= Северную половина Бельгии], на том основании, что люди, живущие там, являются германцами и говорят на родственном нижненемецком языке. (На самом деле, разговаривая с украинскими и русскими иммигрантами здесь — в Израиле, по сути, все они русскоязычные — украинский и русский языки различаются примерно так же, как голландский и стандартный [высокий] немецкий. )

Но я откровенно признался, что был в недоумении, когда именно произошло постепенное «раздвоение». Для этого мне нужно было глубоко погрузиться в средневековую историю Восточной Европы.

Варяги, Новгород и рождение Киевской Руси

Варяги (или варяги, как их называют в восточнославянских землях) не просто везде грабили, но были и очень искусными мореплавателями и заядлыми дальнобойные трейдеры. В середине IX века их группа из Швеции искала путь в богатый Константинополь, где они также могли бы «подключиться» к Шелковому пути. Они установили один через сухопутные и судоходные реки современных России, Белоруссии и Украины. (ниже я буду называть их вместе восточно-славянскими землями, или восточнославянскими землями).CE, но, вероятно, уже некоторое время существовал.

Затем они пригласили варяга по имени Рюрик приехать из Швеции и стать их правителем: «у нас есть все, что нужно, кроме порядка». Он принял и правил 862-879 как первый правящий князь [русский: князь ] династии Рюриковичей. [*]

Его преемник (вероятно, зять) Олег 879-912 гг.) отвоевал Киев у Хазарского каганата и перенес туда свою столицу. Олег и его люди были известны местным жителям как «Русь», и поэтому королевство именуется «Киевская Русь» на английском языке или 9.0015 Киевская Русь на русском языке. Да, имя «русский» сначала относилось не к восточнославянскому народу, как теперь, а к шведским викингам: финны и эстонцы до сих пор называют шведов Ruotsi , возможно, от древнескандинавского rother = гребец. Византийцы называли их Ῥώς, а арабский писатель-путешественник Ахмед ибн Фадлан, Rusiyyah . [**]

Следующий князь , Игорь [древнеисландский: Ingvar] был сыном Рюрика. Война с Константинополем закончилась торговым договором. После убийства Игоря правительницей стала его жена Ольга, а в 9 г.55 обращено в христианство.

После междоусобных и внешних конфликтов правнук Рюрика Владимир [древнескандинавский: Вальдемар], он же Владимир Великий, объединил Киевскую Русь. В 988 году он обратился в христианство [византийского обряда — то, что после Великого раскола 1054 года стало греческой православной церковью], а затем руководил массовым крещением всего Киева. Позже он был канонизирован за это как святой Владимир [Свято Владимир, или Владимир для украинцев] — его печатью является государственный герб Украины.

По иронии судьбы, и Владимир Путин, и его заклятый враг Владимир Зеленский названы в его честь.

При преемнике Владимира Ярославе Мудром Киевская Русь, вероятно, переживала свой расцвет. После этого королевство постепенно распалось между враждующими князьями. Интересно, что Новгород и его окрестности превратились в своего рода городскую республику, независимую с 1136 года.

Монгольское нашествие

На Северо-Западе набеги тевтонских рыцарей и шведов были остановлены князем Александром Новгородским. Одно из таких сражений произошло на Неве, отсюда он и стал известен на все времена как Александр Невский. Теперь этот фронт был в безопасности.

Тем временем на восток и юг монгольская империя расширялась головокружительными темпами. Наибольшего расширения она достигла при Угедей-хане, сыне и преемнике Чингисхана, чья кавалерия получила мандат продолжать путь до «Великого моря» (= Атлантического океана). Они ненадолго оккупировали Венгрию и продвинулись еще дальше на запад, в Австрию и земли Чешской короны. Затем Угэдэй умер, и, возможно, из-за того, что совету его подчиненных нужно было избрать преемника, монголы ушли, хотя позже будут вторжения.

[Сын Угэдэя, Хубилай-хан, станет императором Китая, известным из путешествий Марко Поло и из эпической поэмы Сэмюэля Кольриджа о Занаду (не говоря уже о навеянной последним одноименной песне Раша. Кстати, термин татары, от персидского «конный вестник» относится к группе подчиненных народов; в русском контексте термины татар и монгол используются несколько взаимозаменяемо.]

Золотая Орда захватила большую часть Восточной Европы, включая бывшую Киевскую Русь. На самом деле они добрались до Венгрии, прежде чем их остановили.) Не имея достаточного числа людей, чтобы управлять столь обширными территориями напрямую, они превратили различные княжества-преемники Киевской Руси в данников (хотя Новгород оставался в значительной степени независимым)9.0003

Младший сын Александра Невского Даниил получил в наследство деревянную крепость «на Москве». Он переехал туда, оказался втянутым в споры о наследовании как Новгорода, так и Владимиро-Суздаля и утвердил Москву как город, откуда он будет править как великий князь. Оттуда постепенно Москва станет новым центром силы восточной части империи.

Но он же стал и духовным центром Православной Церкви. Митрополит Максим перенес свою престол из Киева во Владимир в 129 г.9; его преемник, митрополит Петр, перенес резиденцию в Москву в 1325 году.

Теперь посмотрите на карту выше. Почти вся нынешняя Украина и Белоруссия находились в польско-литовских владениях, и оставались там до XVIII века . Этим объясняются два основных аспекта русско-украинской «развилки»:

  • сильное влияние польского языка на разговорную речь и, следовательно, появление самостоятельных украинских (и, в меньшей степени, белорусских) языков
  • в религиозном отношении, чем менее православная и более «восточно-католическая» ориентация
  • в более общем плане, тем больше (центрально)европейское культурное влияние

Этот последний аспект позже (18-19 вв.) получил дальнейшее усиление для Западной Украины ( Галиция) после ее присоединения к Австро-Венгерской империи после польских разделов.

Завтра [дай Б-г] мы продолжим Часть 2: появление царской России [ОБНОВЛЕНИЕ: Ссылка]

[*] У меня возник соблазн написать «Скромное предложение» для объединения России и Украины под властью… Швеции . Я имею в виду, если Путин так любит исторические прецеденты…

[**] Какая часть культуры викингов/варягов/скандинавов сохранилась в России? Вероятно, это лучше всего рассматривать как историю, подобную истории Хрольфа/Ролло и его потомков во французской Нормандии: в этом случае французский король создал небольшую группу налетчиков-викингов для защиты своего королевства от других налетчиков, а территория Нормандии была передана их как вотчину. На протяжении последующих поколений они полностью ассимилировались с окружающей нормандско-французской культурой до такой степени, что потомок Ролло Вильгельм Завоеватель фактически экспортировал это в Англию 🙂

Нравится:

Нравится Загрузка…

Чему нас учит история о Путине

МНЕНИЕ — Как давний специалист по европейской истории, бывший офицер СИС и топ-менеджер в аналитическом управлении ЦРУ я следил за комментариями о российском вторжении в Украину и человеке, стоящем за этим, российском президенте Владимире Путине.

Большая часть этого комментария оказалась чрезвычайно полезной для понимания происходящих событий, которые могут стать переломным моментом в истории Европы, да и всего мира. Тем не менее, для многих из нас Путин остается загадкой.

Мы видим, что это кровожадный диктатор, начавший варварское вторжение в соседнюю Россию, оправдывая это набором надуманных отговорок и дезинформации. Мы также можем видеть, что он изолировал себя во все более узком кругу советников, которые либо разделяют его искаженное представление о мире, либо боятся исправить или опровергнуть[CR1] его. Тем не менее, мы все еще спрашиваем себя, что этот человек намерен и как далеко он готов зайти, чтобы достичь этого.

Недавно я наткнулся на некоторые материалы, которые позволяют взглянуть на российскую историю глазами Путина и могут помочь нам понять, откуда взялся этот человек и куда он намерен привести Россию, да и весь мир. К сожалению, это понимание не обнадеживает.

В своей книге 2017 года « Затерянное королевство » гарвардский историк Сергей Плохий приводит два комментария Владимира Путина, которые чрезвычайно полезны для понимания путинской агрессии против Украины и, возможно, его планов. В первом Путин спросил российскую журналистку, читала ли она когда-нибудь мемуары одного из печально известных лидеров белых контрреволюционных сил генерала Антона Деникена. В одном отрывке, который цитирует Путин, говорится: «Ни одна Россия, реакционная или демократическая, республиканская или авторитарная, никогда не позволит оторвать Украину. Глупая, безосновательная и обострившаяся извне ссора между Русью Московской и Русью Киевской есть наша внутренняя ссора, никому не касающаяся, и она будет решена нами самими».

Президент России также укоренился в трудах Ивана Ильина, по словам Плохи, который стал ведущим идеологом Белого движения. Более того, Путин даже процитировал Ильина в 2006 году в своем выступлении перед российским парламентом. В какой-то момент Ильин написал наблюдение о российской истории, которое во многом объясняет отношение Путина к прошлому России и то, как он применяет его к настоящему России. «Россия не погибнет от расчленения, а начнет повторять весь ход своей истории: как великий «организм», она снова приступит к сбору своих «членов», идя по рекам к морям, к горы, к углю, к зерну, к нефти, к урану».

То, что Путин с таким почтением относился не только к ведущему мыслителю, но и к военному командиру опасного контрреволюционного движения, многое говорит нам о его взглядах на Советский Союз. Возможно, еще более показательным является то, что он дошел до оплаты репатриации и интернирования останков генерала Деникена и его жены в Москве, где они могли покоиться рядом с останками Александра Солженицына и г-на Ильина.

Очевидно, что Советский Союз не занимает особого места в сердце нынешнего президента России. Безусловно, Путин провел годы службы этому государству в КГБ, но он, похоже, сделал это не из-за убежденности в деле коммунизма или Советского Союза 9.0015 per se , а потому что СССР был просто самым последним воплощением Великой Российской Империи. Многие цитируют его ныне известное заявление о том, что распад Советского Союза был величайшей катастрофой 20 -го -го века, игнорируя другие поистине ужасные события, такие как две мировые войны, Холокост, сталинский террор и голод, вызванный его аграрной коллективизацией. программу, но Путин добавляет, что было бы глупо пытаться воссоздать СССР. Единственным элементом этого режима, который он, по-видимому, считает образцом для своего управления, является жестокая авторитарная диктатура, которую он установил в сегодняшней России.0015 The Economist так удачно назвал ресталинизацию России.


Шифрование Подписчики+Члены могут получить доступ к Шифровке Эксперт и бывший начальник Центрально-Евразийского отдела ЦРУ, по оценке Роба Данненберга, единственный вариант — эскалация, вот как война Путина должна закончиться


Вместо Советского Союза, возможно, было бы полезнее применить модель и интерпретации прошлого России, которые российский президент, похоже, более близок сердцу. И это приводит нас не к Сталину или Ленину, а к самим царям, особенно к длинной линии, идущей от Ивана III к Николаю I. Здесь действительно показательны комментарии Деникена и Ильина. Иван III был первым, кто значительно расширил территорию Московии и принял титул царя, шаги, которые он оправдывал, заявляя о своем происхождении от Владимира Великого, который принес христианство в Киевскую Русь, государство, которое многие считают основой царской империи, шаг, который также принес ему канонизацию в Русской православной церкви и бессмертное почтение русских националистов.

Эти владения москвичей продолжали расти на протяжении столетий. Неудивительно, что основные противники роста Московии в те годы часто приходили с Запада в лице Польши и Литвы, Швеции и Германии. Наконец, именно Николай I в первой половине XIX века закрепил свою внутреннюю и внешнюю политику под официальным знаменем Самодержавия, Православия и Народности, фразы, которые сегодня звучат зловеще провидческими. Это особенно показательно, если учесть, что силы, которые Николай I рассматривал как наибольшую угрозу своему правлению, были недавно появившиеся либеральные режимы и революционно-демократические движения Западной Европы.

Правитель России снова нашел свое bete noir на Западе. Поскольку Путин направляет свою кампанию яда и дезинформации на НАТО и Соединенные Штаты, злодеи, которые якобы развернули кампании не только для того, чтобы посягнуть на то, что Путин считает своим «Русским миром », но и для того, чтобы воспрепятствовать воссоединению всех народов России, подорвать якобы естественную русскую форму правления, и ослабить и даже расчленить русское государство

К счастью, мы уже не где-то в середине XVII века, когда верховный казачий гетман мог объявить о своей верности Москве и привести с собой всю украинскую земли и крепостных под его властью. Как показали последние несколько недель, украинцы — и я подозреваю, что многие в Беларуси — развили национальную идентичность, устремленную в независимое будущее и ориентированную на Запад. И это национальная идентичность, за которую они явно готовы сражаться и умереть.

Вопрос в том, что это говорит нам о том, куда Путин хочет двигаться в ближайшие дни и годы? Очевидно, Украина имеет первостепенное значение для его видения будущего России, что говорит о том, что у него нет желания участвовать в значимых переговорах, которые остановили бы и уж точно не повернули бы вспять его вторжение в эту страну. Этот исторический контекст также не указывает на более миролюбивую и доброжелательную Россию в центрально- и восточноевропейском соседстве, если она преуспеет — или даже потерпит неудачу — на Украине. Остаются другие территории и государства, которые кажутся уязвимыми для путинского мессианского взгляда на российскую историю, в частности Беларусь и Молдова, а также страны Балтии, а затем и те, что дальше на восток в Центральной Азии. Путин явно видит себя частью этого «органического» процесса по сбору утерянных частей Российской империи, начиная с ее самого ценного члена — после России, конечно.

Это неизбежно? Конечно, нет. В России росло недовольство тех, кто знаком с ходом и ценой войны на Украине. К сожалению, многие из этих людей сейчас бежали из России, возможно лишив эту страну многих потенциальных лидеров и сторонников движения за реформы. И всегда есть возможность дворцового переворота, особенно учитывая растущую изоляцию Путина и его неустойчивое поведение. Эта изоляция, по-видимому, только усилила его бредовый мессианизм и оторвала его от любой реалистичной оценки жизни в Украине сегодня.