Создание андреем рублевым иконы троица дата: «Троица» Андрея Рублева | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Содержание

что нужно знать о самой известной русской иконе

Публикации раздела Музеи

«Троица» — одна из самых знаменитых русских икон. Она создана в первой половине XV века и сейчас хранится в Третьяковской галерее. Большинство историков сходятся на том, что ее написал прославленный иконописец Андрей Рублев. Рассказываем, что особенного в композиции образа, почему он отличается от привычных и какие детали имеют символическое значение.

Авторство

Илья Глазунов. Сергий Радонежский и Андрей Рублев (фрагмент). 1992. Галерея Ильи Глазунова, Москва

Установить точное авторство для средневекового произведения очень сложно: исторические факты можно интерпретировать по-разному, да и самих фактов к нашему времени сохранилось немного. Специалисты делают вывод о живописи Рублева на основе старинных документов.

Икона упомянута во вкладных книгах Троице-Сергиева монастыря 1639 и 1673 года. Они, в свою очередь, цитировали еще более древний документ — отписные ризные книги 1574–1575 годов. Эти записи сообщали, что икона «Троица» находилась в местном ряду иконостаса Троицкого собора — то есть в том ряду, где обычно находится храмовая икона. Храмовой называется икона с изображением того праздника или святого, в честь которого освящен конкретный храм.

Также об этой иконе сообщал документ XVII века «Сказание о святых иконописцах». В нем написано, что именно Андрей Рублев исполнил «Троицу» по просьбе тогдашнего настоятеля Никона «в похвалу отцу своему Сергию Радонежскому». Опираясь на эти сведения, многие специалисты считают, что именно Андрей Рублев создал икону, ставшую знаменитой на весь мир.

Сюжет

Андрей Рублев. Троица (фрагмент). 1420-е. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Иконописцы издревле сталкивались со сложностью в передаче образа Троицы: изобразить Триединство само по себе невозможно, ведь Господь непознаваем и неизобразим. Поэтому художники показывали эту важнейшую идею христианства символически. Чаще всего — с помощью сюжета «Гостеприимство Авраама» из Ветхого Завета.

Господь явился Аврааму у дубравы Мамре в жаркий день. Праведник сидел у шатра, когда поднял взгляд и увидел, что «три мужа стоят против него». Он понял, что перед ним предстал сам Бог, и обратился к путникам: «Владыка». Праотец пригласил Господа отдохнуть и велел жене Сарре испечь хлеб, а слуге (отроку) приготовить молодого теленка.

Большинство икон описывают эти детали подробно: в сюжетах изображается Сарра, юноша с теленком, Авраам под деревом. Но в Троице Рублева сюжет сосредоточился только на трех путниках. Фигуры настолько вплотную подведены к полям иконы, что других персонажей здесь даже невозможно представить. Именно поэтому икона принципиально отличается от более ранних вариантов иконографии: она воспринимается именно как моленный образ, который нацелен на цельное, сильное духовное переживание, а не на рассказ о событии.

Читайте также:

  • 5 картин, которые скрывают романтические истории
  • От Чудова монастыря до Соборной площади: как выглядела Москва в XIX веке
  • Иконы Богородицы: как появились образы и что они символизируют

Композиция и детали

Андрей Рублев. Троица (фрагмент). 1420-е. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Андрей Рублев. Троица (фрагмент). 1420-е. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Андрей Рублев. Троица (фрагмент). 1420-е. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Автор выстроил композицию по кругу — зритель скользит взглядом от одного путника к другому и не останавливается ни на одном из них. Так создается ощущение непрерывности этого круга, равенства каждого персонажа, их особого единства. Зрительский взгляд замирает именно в пространстве между ангелами: художник словно подчеркивает, что ни один из них в отдельности не является Богом, но Бог находится среди них, в незримом пространстве.

Каждую деталь иконы можно рассматривать как особый символ. Отказавшись от многообразия сцен, художник оставил только самые важные части сюжета.

Самое распространенное толкование гласит, что ангел в левой части иконы символизирует Бога Отца, в средней — Иисуса Христа, в правой — Святого Духа. На это косвенно указывает клав на одеждах центрального ангела. Клавом в Древнем Риме называлось нашивное украшение в виде вертикальной полосы от плеча до нижнего края одежды. В те времена он означал благородное происхождение, а в иконописи стал одним из атрибутов Спасителя.

В центре композиции разместилась чаша с головой тельца. Помимо прямого указания на тельца, которого Авраам предложил путникам, этот символ может отсылать и к новозаветному агнцу, то есть к жертве Христа.

Именно вокруг чаши выстроен диалог жестов, который также можно по-особенному прочесть. Бог Отец поднял руку в благословляющем жесте, но Он находится далеко от чаши и словно передает Сыну свое благословение. При этом благословляющая рука центрального ангела находится прямо над чашей: Он будто принимает ее и выражает согласие смиренным наклоном головы. Многие верующие вспоминают при этом слова из моления о чаше в Гефсиманском саду, записанные в Евангелии от Луки: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет». Жест третьего ангела словно завершает сюжет: именно сошествие Святого Духа на апостолов освящает собою христианскую Церковь.

Еще одна важная деталь — сам стол, за которым сидят ангелы. В книге искусствоведов Валентины Антоновой и Надежды Мнёвы говорится, что в 1420 году диакон Троице-Сергиева монастыря Зосима ездил в Константинополь и упомянул в рассказе о путешествии: «Первое поклонихомся святой великой церкви Софии… и видехом… трапезу Авраамову, на ней же угости святую Троицу Авраам под дубом Мамврийским». То есть стол в иконе может означать «трапезу Авраамову» — реликвию, почитавшуюся в Константинополе.

В то же время по средневековым представлениям этот стол мог отождествляться с гробом Господним — реликвией, которая стала образцом для всех церковных престолов в алтаре. Возможно, этим объясняется прямоугольное отверстие на передней стенке стола в «Троице»: в Раннем Средневековье зачастую гробы с останками святых служили престолами, а для поклонения мощам в них делались оконца.

Особым образом читаются и знаки в верхней части иконы. Так, символ архитектуры над ипостасью Бога Отца может означать не только дом Авраама, но и символ Божественного домостроительства — знака, что Бог устраивает мир как некий дом от основания до кровли, предопределяя все этапы человеческой истории.

Мамврийский дуб, под которым Авраам принимал трех путников, может символизировать древо жизни. Расположенное над центральным ангелом, оно словно напоминает, что Воскресение Христа дарует людям спасение и вечную жизнь.

Символ горки над правым ангелом может означать горний мир и говорить о Восхождении Духа.

Реставрация

Андрей Рублев. Троица (фрагмент). 1420-е. Государственный научно-исследовательский институт реставрации, Москва

Андрей Рублев. Троица (фрагмент). 1420-е. Государственный научно-исследовательский институт реставрации, Москва

Андрей Рублев. Троица (фрагмент). 1420-е. Государственный научно-исследовательский институт реставрации, Москва

Все убранство Троицкого собора, в том числе и «Троица», обновлялось несколько раз. Известны работы в первой половине XVII века при Михаиле Федоровиче Романове, когда в храме работали царские мастера. Проводились поновления и в конце XVIII века при митрополите Платоне. А в середине XIX века в соборе дважды работали палехские мастера.

Специалист Третьяковской галереи Левон Нерсесян отмечал в одном из интервью, что реставрации XIX века были наиболее губительны. Дело в том, что палехские мастера в те времена спемзовывали старинную живопись — стирали пемзой первоначальный красочный слой, чтобы новые краски ложились лучше. Считается, что крупные утраты древней живописи на одеждах и фоне — это механические повреждения из-за работ пемзой.

К святым ликам художники-реставраторы относились с особым благоговением, поэтому их стирали меньше. Как правило, именно лики в процессе старинных реставраций сохранялись лучше. В «Троице» Рублева остались хорошо видны и самые освещенные участки, которые называются «пробела́». Но эта особенность сохранилась не благодаря выбору палехских реставраторов, а из-за химического состава минеральных красок: чем больше в смеси свинцовых белил, тем она прочнее. Поэтому светлые места попросту хуже поддавались стиранию.


Автор: Оксана Маякова

Теги:

Андрей РублевИконаИконописьМузеиПубликации раздела ТрадицииПубликации раздела Музеи

Ещё

Кто рассекретил святую “Троицу”? — МК

Россия

7133

Поделиться

Только представьте: икону написали в первой четверти XV столетия, и пять веков кряду она была скрыта от людских глаз. Только в ХХ веке ее смогли увидеть миллионы. Речь идет о прославленной на весь мир и одновременно скандальной “Троице” Андрея Рублева.

Невероятно, но факт: это единственная икона великого мастера, дошедшая до наших дней. До сих пор религиозные деятели не оставляют надежд вернуть ее в Троице-Сергиеву лавру. Как правило, это выливается в конфликт музейщиков и Церкви.

Троице-Сергиева лавра. Именно здесь шедевр находился около пятисот лет.

Фото: Сергей Иванов

…А сегодня к этому шедевру вновь приковано внимание миллионов. Ведь в Третьяковке собрали выставку: суперэксклюзивные предметы искусства, к которым приложил руку сам Андрей Рублев. Бесценные памятники древности предоставляли все музеи страны, у которых хранились таковые. Центральный экспонат — “Троица”.

…Когда очень близко подходишь к этой иконе, то сомнений не остается: это шедевр, это воплощение настоящей гармонии, это подлинная красота мира… От иконы исходит невероятное, необъяснимое, мощное энергетическое поле. Необыкновенное колористическое решение — светозарное, построенное на тончайшем соотношении оттенков фисташкового, зеленого, голубого. Тот, кто хотя бы раз остановил свой взгляд на “Троице” Андрея Рублева, не забудет этого ошеломляющего впечатления.

— Мало кто знает, но открытию “Троицы” Андрея Рублева мы обязаны именно ХХ столетию, — утверждает куратор выставки, руководитель отдела древнерусской живописи Третьяковской галереи Наталия Шередега.

В это трудно поверить: без малого пять столетий икону почти никто не видел. Как это могло произойти? Кто ее раскрыл? Обо всем по порядку.

Икона на заказ?

Рождение шедевра. Это тайна, покрытая мраком. Исследователи всерьез рассматривают две версии ее происхождения. Первая: Андрей Рублев получил заказ от духовного последователя Сергия Радонежского преподобного Никона Радонежского. Он-то якобы и попросил написать икону “в похвалу отцу своему святому Сергию-чудотворцу”. Вторая: штука в том, что в 1411 году возводился храм Пресвятой Троицы. Флоренский писал: “Если храм был посвящен Пресвятой Троице, то должна была стоять в нем и храмовая икона Пресвятой Троицы, выражающая духовную суть самого храма”. Исследователи предполагают: к Рублеву запросто могли обратиться с просьбой написать таковую.

Время рождения. И здесь тоже белое пятно в истории “Троицы”. Точная дата создания произведения неизвестна. Правда, профи едины во мнении: рублевская “Троица” создана в первой четверти XV века. Более точной даты — а именно года рождения древнерусского шедевра — все же не установлено.

Версия первая: это могло произойти в 1411 году — именно тогда велось строительство деревянной церкви Троице-Сергиевой лавры, для которой и могла создаваться икона.

Версия вторая: 1420-е — именно тогда возводился непосредственно сам Троицкий собор, который сохранился до сих пор.

Место рождения. Вот здесь исследователи все прояснили окончательно. Андрей Рублев писал “Троицу” в Троице-Сергиевой лавре. Разночтения имеются лишь относительно места расположения уже готовой иконы внутри лавры. Какие? Раньше были уверены: икона располагалась как главный местный образ в первом ярусе иконостаса Свято-Троицкого собора на правой стороне от царских врат. Но известный ученый-искусствовед Валентина Антонова доказала: первоначально икона находилась в ногах гробницы преподобного Сергия.

“Образ местой живоначальные Троицы обложен златом, венцы златы, в венцах 31 камень розных цветов, да жемчуг бурминской, болшое зерно кругло в болшом венце. У того ж образу прикладу: три цаты златы, а в них 19 каменей, 18 жемчюгу; болших 9 цат, а в них 5 камышков…”

Жемчуга, серебро да злато…

Как бы там ни было, но в 1600 году у иконы начинается вторая жизнь. Дело в том, что Борис Годунов решает украсить ее восхитительным окладом с драгоценными камнями. Именно он почти полностью закрыл непревзойденную живопись Андрея Рублева. Прошли века, и теперь этот оклад рассматривают как отдельное произведение искусства. Судите сами.

Из вкладных книг Троице-Сергиева монастыря 1639 и 1673 годов: “Образ местой живоначальные Троицы обложен златом, венцы златы, в венцах 31 камень розных цветов, да жемчуг бурминской, болшое зерно кругло в болшом венце. У того ж образу прикладу: три цаты златы, а в них 19 каменей, 18 жемчюгу; болших 9 цат, а в них 5 камышков, да по жемчугу по болшому; крест аспиден зелен пестр с жемчюги, по концом серебром обложен позолоченным, у него 11 жемчугов да два камышка; крест аспиден зелен, обложен серебром позолоченным; чепи у обоих крестов серебряны золочены; крест аспид бур, по концом обложен серебром позолоченным, а в нем и по сторонам 14 жемчугов болших и малых; икона, на ней образ Спасов, по сторонам Богородица да Иван Предтеча — ресь на рыбье зубе, обложен серебром позолоченным, около низано жемчугом в одну пядь, да 4 камышка, 6 жемчугов; да чепь золота государева ж прикладу ливонского походу. По полям образа 32 святых златы ворльячны, писаны чернью”.

Чуть больше двадцати лет спустя “Троицу” переносят на место, определенное для главной храмовой иконы. Там она находилась триста лет.

ХХ век для шедевра древнерусского искусства стал судьбоносным. Икона рассталась со своим окладом и переехала из храма божьего в храм искусств. И вот здесь началось все самое интересное.

“Центральный ангел: заново написаны нижняя губа и часть подбородка, зрачок правого глаза и часть левого, утрачен конец левой брови. Изменен контур правой щеки; подрумянка вероятно усилена. Правый ангел: лик самой лучшей сохранности, описи почти не правлены, поновлен правый глаз”.

Дело — в технике

В начале ХХ века, еще до революции, на “Троицу” обращают внимание научные умы.

В 1904—1905 годах по инициативе известного художника, коллекционера и попечителя Третьяковской галереи Остроухова под наблюдением Московского археологического общества и с разрешения лаврского начальства иконописец-реставратор Гурьянов вместе с коллегами расчищают икону от верхних наслоений. Сразу после расчистки делают фотографический снимок сохранившегося первоначального изображения… В 1918—1919 годах — окончательная расчистка иконы. И вот здесь уже искусствоведы признают: закрывать окладом “единственное по значению своему в мире произведение искусства”, принадлежащее кисти Андрея Рублева, недопустимо. Что это означает? А то, что из лавры на ПМЖ шедевр отправляется в Третьяковскую галерею. Но уже без оклада. Тот остается лавре. И вот здесь лихо закручивается конфликт между представителями религии и науки.

Позиция РПЦ: лишать верующих главной святыни храма невозможно. Можно создать все необходимые условия для сохранности шедевра в лавре!

Позиция Третьяковки: икона не выдержит переезда из музея в лавру. Почему? Оказывается, у иконы имеется вертикальная трещина. И при малейшем трении этой трещины древневековая живопись может попросту рассыпаться.

К тому же до наших дней она уже дошла с многочисленными утратами.

Из отчета, проведенного с помощью электронно-оптического преобразователя: “Центральный ангел: заново написаны нижняя губа и часть подбородка, зрачок правого глаза и часть левого, утрачен конец левой брови. Изменен контур правой щеки; подрумянка, вероятно, усилена. Правый ангел: лик самой лучшей сохранности, описи почти не правлены, подновлен правый глаз”.

Еще одна причина, по которой музейщики берегут шедевр денно и нощно. Он исключителен своей иконографической традицией. Ведь Андрей Рублев писанием “Троицы” сломал прежнюю — когда выделяли центрального ангела, в котором прочитывался образ Иисуса Христа. Даже изображался крещатый нимб, который является знаком того, что это и есть Христос. Ошибиться невозможно.

Также существовали изображения, где все три ангела сидели горизонтально за одним столом.

Что же придумал Рублев? Круговую композицию. По сути на иконе великого мастера построен идеальный мир, в котором нет противоречий. Во многом это связано с пониманием основного догматического содержания Троицы, воплощена мысль о нераздельности и неслиянности Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа.

Смысл композиции — все равны, все едины.

Сегодня главная задача хранителей Третьяковской галереи — сохранить икону в максимально благоприятных для нее условиях.

Два года назад, в ноябре 2008-го, состоялся расширенный реставрационный совет, на котором присутствовала весьма уважаемая публика: музейные хранители, реставраторы темперной живописи и историки искусства. Они-то и доказали РПЦ: передача иконы без риска из Третьяковской галереи в Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры для богослужения на праздник Троицы невозможна.

Какой козырь предложили музейщики духовным лицам? А вот какой: икона будет участвовать в богослужениях. Нет, не в лавре. А в храме Николы, что в Толмачах, который находится в ведении Третьяковки и расположен на ее территории.

…Ровно за сутки до великого праздника Троицы хранители Третьяковской галереи на руках бережно несут икону из залов музея в храм Николы в Толмачах. После участия иконы в торжественном богослужении ее так же на руках доставляют в реставрационную мастерскую темперной живописи. Там же проходит расширенный реставрационный совет, который решает: подверглась “Троица” изменениям или нет. И только тогда икона снова занимает свое законное место в зале древнерусского искусства Третьяковской галереи. И так будет из года в год.

Почему? Да потому что подвергать хотя бы малейшему риску единственное сохранившееся до наших дней произведение Андрея Рублева невозможно.

Подписаться

Авторы:

Что еще почитать

Что почитать:Ещё материалы

В регионах

  • Всего один симптом: инфекционист рассказал, как отличить свиной грипп от обычного

    21768

    Томск

    Мария Домрачева

  • Селедка под шубой: раз и навсегда определяемся с очередностью слоев

    10355

    Калмыкия

  • Пока Франция посылает оружие против России, французские гипермаркеты собирают с россиян деньги

    10208

    Екатеринбург

    Виталий Степанов

  • Что добавить в воду, чтобы быстро сварить свеклу для салата

    10059

    Калмыкия

  • В Ярославской области от простуды скончалась восьмиклассница

    9556

    Ярославль

  • Как сделать нескользкую подошву на любой обуви: быстрое решение

    7355

    Калмыкия

В регионах:Ещё материалы

Икона Святой Троицы, Андрей Рублев: анализ, иконография

ОЦЕНКА ИСКУССТВА
Для анализа икон
новгородских или московских
художников, таких как Рублев, см.
наши образовательные статьи:
Оценка искусства и
Как ценить картины.

Икона Святой Троицы (также известная как «Икона
Гостеприимство Авраама») — панно
картина, созданная Андреем Рублевым (ок. 1360-1430) в начале 15 в.
век. Наверное, самый известный из всех русских религиозных
живописи, она представляет собой одну из вершин русской
искусство эпохи позднего средневековья. Он был написан между 1411 и 1425 годами.
монаха-художника Андрея Рублева для Троице-Сергиева монастыря.
Этот монастырь — находится в городе Сергиев Посад, примерно в 40 верстах
к северо-востоку от Москвы — основан в 1345 году преподобным Сергием Радонежским,
и остается важнейшим русским монастырем, а также духовным
сердце Русской Православной Церкви.

В 1551 году Собор Русской Православной Церкви
«Стоглав» размышлял над вопросом об иконах, которые через несколько столетий
раньше так практиковали византийские
искусство средневековья. Стремясь определить свою иконографическую
канонов, Собор объявил Свято-Троицкую икону работы Рублева,
быть идеальным средневековым
живопись своего типа и образец для всех православных русских
художники.

 

Иконография

Живописные и технические качества
Икона Святой Троицы , безусловно, достойна восхищения и едва ли может
совершенствоваться как модель. Так что хотя бы по этой причине такая похвала
едва ли можно удивить. Но то, что покорило монахов, было чем-то более глубоким.
и, кроме того, более конкретно православный: произведение показывает идеальное выражение
Бога без представления Бога. В иконе Троицы мы
в присутствии Бога, но мы не видим его; мы его не понимаем.
Рублев основывал свою работу на эпизоде ​​из Библии (Бытие 18:2-15), который
относится к визиту трех таинственных путешественников, которые сообщают
стареющий Авраам и его жена Сарра, чье гостеприимство они разделяют,
скоро у них родится сын. На самом деле эти три ангела являются ипостасями
Единого Бога, то есть они представляют три личности
Троица: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Все
три фигуры, изображенные здесь, обладают идентичными чертами. Это не
ошибка: три Лица Троицы тождественны, каждое исполняет
свою особую роль.

На картине Рублева ангел на
левый представляет Отца, тот, что посередине, Сына, а тот,
справа Святой Дух, а те, что в центре и справа
повернуть головы в сторону того, что слева, он стоит неподвижно,
поскольку Отец есть исходный принцип, из которого все происходит.
Все трое благословляют чашу, в которой находится жертвенный телец,
готовы к еде. Телец означает смерть Христа Спасителя на
крест, а приготовление его в пищу представляет таинство Евхаристии.
Каждый ангел держит в нежной руке тонкий посох как символ своей
Божественная сила. Объединяющая симметрия кротких, но благородных фигур смягчается.
тонким использованием формы и цвета, в то время как оттенки золота и апельсина
омойте сцену теплом и светом, которые усиливают ее духовный резонанс.
В их деликатности нет ничего наивного или упрощенческого, ничего однообразного.
в близком сходстве между ангелами. Их духовность пронизывает
картину, как они сидят в состоянии неподвижного созерцания с их
миндалевидные глаза таинственно устремлены на неведомый нам мир, мир
откуда эти духовные создания, посетившие землю лишь на миг,
перевести дыхание.

За ними находится: (1) дом (предположительно
дом Авраама), символизирующий место вечного спасения; (2) дерево
(Дуб Мамре), символизирующий Древо Жизни; и (3) гора,
символизирующий гору Фавор, где во время Преображения явился Святой Дух
Христа. Синий цвет, который носят фигуры, — это божественный. в
в центре картины стоит чаша спасения. Прямоугольник на
передняя часть стола символизирует космос. Композиция произведения
круговой, то есть без начала, без конца, без иерархии.

Гениальность Рублева заключалась в его решении
отказаться от большинства традиционных элементов, присутствующих в изображении
об истории гостеприимства Авраама и Сарры. Он не показывает Авраама,
или Сарра, или заклание теленка, и он не показывает никаких подробностей о
еда. И ангелы показаны разговаривающими, а не едящими. Рублев заставляет молчать
общение трех ангелов центр композиции и суть
Троицы. Это идеальное представление Бога, фактически без Бога.
быть представленным.

Для других русских православных иконописцев,
см.: Феофан
Грек (ок. 1340-1410), основатель Новгородской
Школа иконописи (ок. 1100-1500). Смотрите также: Дионисий
(ок.1440-1502) и Московский
Школа живописи (ок. 1500-1700).

Интерпретация
религиозной живописи XV века

Для анализа других религиозных картин
XV века см. следующие статьи:

Бранкаччи
Фрески часовни (1424–1488 гг.) Санта-Мария-дель-Кармине, Флоренция.
Мазаччо и Мазолино.

Мероде
Алтарь (ок. 1425 г.) Клойстерс, Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Робер Кампен.

Гент
Алтарь (1425-32) Собор Святого Бавона, Гент.
Ян ван Эйк.

Спуск
From the Cross (Deposition) (1435-40) Prado, Madrid
Роджер ван дер Вейден.

Авиньон
Пьета (1454-6) Лувр, Париж,
. Автор Энгерран Куартон.

Троица, 1421, 114×141 см: Описание произведения Через столетие после его создания, затемненную от свечного дыма, покрытую олифой, ее впервые «поновили», то есть поверх нанесли новый слой краски. А потом еще три-четыре, один другого темнее и доброжелательнее. Сохранился образ, а не живопись.

Павел Флоренский увидел настоящую «Троицу» Андрея Рублева одним из первых людей за последние несколько столетий. Уникальная возможность для священника, философа и искусствоведа. В самом начале советского государства, в 1919 году, он был членом Комиссии по сохранению памятников искусства в Троице-Сергиевой Лавре и присутствовал при снятии золотого оклада, при расчистке более поздних слоев, которые на века легла на рублевскую роспись. «Есть «Троица» Рублева, значит, есть и Бог», — напишет Флоренский через несколько лет в книге «Иконостас».

Эта мистическо-богословская, на первый взгляд, фраза была написана в весьма специфическом философско-искусствоведческом контексте. Есть художники, утверждал Флоренский, которые пишут библейские сюжеты, возвращаясь к своему вдохновению в иной, духовный мир, — и тогда их образы основаны на земных видениях, на человеческих лицах и поступках. Они только отрываются от земли и не всегда доходят до истины. А есть художники, которые создают картины, уже возвращаясь из мира высшего, — и тогда образы строятся исключительно на образах этого мира, увиденных духовным зрением. А Андрей Рублев (как и Рафаил, например) — один из художников, видевших Бога и видевших правду.

Троица никогда не была чудотворной или исцеляющей иконой, многие списки с нее не составлены, как, например, Владимирская икона Божией Матери. Его удивительное действие на человека не объясняется чудесами, это чудо само по себе. Чистая живопись. Советские искусствоведы и историки, написавшие к 600-летию Рублева в 60-х годах сотни монографий, Андрей Тарковский, показавший в своем фильме «Троица» только цветные кадры, реставраторы, верующие, священники, посетители Третьяковской галереи, наконец — каждый, кто видел икону, испытывал неземное спокойствие и тихий восторг.

Но наряду с мистическими переживаниями советские реставраторы, открыв «Троицу», сделали возможным и ее художественное изучение. И восторг искусствоведов был сродни благоговению верующих. Даже комментируя композиционное совершенство или колористическое решение иконы, рано или поздно их путают с терминами об эмоциях: «прелесть», «таинственный творческий скачок», «откровение», «внутренняя гармония». И все же «Троицу» за прошедший век изучили достаточно.

Краски. Византийские иконы, которые видел и изучал Рублев, были совершенно другого цвета. Гармония цветовых сочетаний в них достигалась за счет выбеливания красок, приглушенных благородных, смешанных красок. В них не было чистого цвета и уж тем более контраста чистых цветов. Рублев первым выразил чистоту и неземное сияние цвета. Ярко-синий, использованный в «Троице», до сих пор называют «рублевскими голубцами».

Участок. Канонический ветхозаветный сюжет об Аврааме и Сарре, угостивших трех странников и понявших, что сам Бог находится с ними за одним столом, Рублев также исполнил по-новому. На гостеприимном столе осталась одна миска, но хозяев просто нет, как нет даже действия угощения. Это мы, стоя лицом к иконе, принимаем Бога вместо Авраама и замираем от бессловесного общения трех ангелов, открывшихся нашим глазам.

Персонажи Обычные для иконографии этого сюжета элементы пейзажа — Мамврийский дуб, дом Авраама, гора — у Рублева становятся многозначными символами, о которых до сих пор спорят критики.