Содержание
таблица, описывающая итоги правления, сравнение с Игорем
Не хватает времени написать работу?
Доверьте это профессионалам.
Узнать стоимость
История
12.11.21
8 мин.
В 879 году новгородский князь Рюрик, умирая, передал полномочия из-за несовершеннолетия сына своему родственнику Олегу. Так он становится вторым правителем Древней Руси. За время своего правления он смог расширить влияние династии Рюриковичей, объединив северные и южные территории славян. Внутренняя и внешняя политика Олега 879-912 таблица, важных событий.
Оглавление:
- Государственная дипломатия
- Межгосударственные и внутренние отношения
- Князья Олег и Игорь
- Итоги исторических событий
Государственная дипломатия
Своей деятельностью он внес большой вклад в историю развития государства. Был мудрым правителем и хорошим полководцем.Умело строил межгосударственные связи.
Кратко о событиях правления:
Внутренняя политика | Внешняя политика |
Приняв власть, начал объединять славянские народы. | В 907 году удачно провел военную кампанию с Византией. Результатом стали привилегии русским купцам в городах Византии. |
882 году завоевал Киев, обманув, и уничтожив его правителей Аскольда и Дира. | Получение выгодных условий торговли в связи с заключением договора между Константинополем и Киевом в 907 и 911 годах. |
Выплачиваемый племенами налог хазарам переходит к русичам. | Наложение дани на Византию. |
Титулован великим князем. | Укреплял внешнеполитические позиции государства. |
Мудро построенные внутренние и внешние политические связи князя способствовали контролю над торговлей между варягами и греками. Создалась могучая славянская держава – Киевская Русь.
Межгосударственные и внутренние отношения
Завоевал Киев, сделав город столицей вновь образованного государства, присоединил множество славянских племен в Восточной Европе, поэтому нередко основателем древнерусского Государства считают именно его. Обладая мудростью, прозорливостью, а также красноречием получил прозвище Вещий. Итоги:
- расширил границы влияния Рюриковичей;
- в 907 году в Царьграде, заключил договор с выгодными для государства условиями;
- начало противостояния Руси хазарам
Вещий Олег успешно руководил государством. Проводил реформы, возводил крепости. Основные направления деятельности:
- Закрепление своей власти.
- Образование единой Руси.
- Защита Киева.
- Безопасность государственных границ.
На захваченных землях строит города, снижает дань племенам, перешедших под его покровительство. Внутренняя политика Олега повлияла на укрепление влияния династии Рюриковичей.
Князья Олег и Игорь
Вещий Олег успешно господствовал в течение 30 лет, затем передал власть потомку Рюрика князю Игорю. При сравнении периодов их деятельности выявляются похожие интересы обоих князей к увеличению и расширению площади границ государства. Различия проявляются в индивидуальных качествах и направлениях политики.
Князь Олег 879-912 гг.:
Внутренняя политика | Внешняя политика |
Цель: единение восточнославянских народов. | Укрепить политические позиции. |
Покорил Киев 882 г. | Успех Византийского похода в 907-911 гг. |
Объединил Русь, столицей сделал Киев. | Заключение выгодного для Руси соглашения с Византией. |
Подчиненные ранее племена хазарам теперь платили ему пошлину. | Получал налог с Византии. |
Князь Игорь 912-945 гг.
Внутренняя политика | Внешняя политика |
Взбунтовались племена, отказываясь платить пошлину. Бунт был подавлен в 912 г. | В 913 году потерпел поражение с хазарами. |
Продолжал объединять восточные племена. | Заключил перемирие с печенегами 915 году. |
Покорил угличей, тиверцев. | Рядом с поселениями византийцев в Крыму и Северном Причерноморье селились русичи. |
Древляне его убивают в 945 году. | Война с Византией 941-944 гг. |
Проиграл битву с Царьградом 944 году. | |
Отмена права беспошлинной торговли | |
Заключил военный договор с Византией. |
Итоги исторических событий
Современники Олега Кирилл и Мефодий – византийские проповедники, создатели славянской азбуки и церковнославянского языка. Князь утвердил реформу грамотности, приняв за основу алфавит кириллицы, который действует до сих пор.
Симеон I – болгарский хан. При его правлении был Золотой Век болгарского ханства. Государь Киева заключил с ним дружественный союз. При нападении на Константинополь Болгария тайно помогала Руси.
Аскольд и Дир – правители Киева. Успешно воевали с хазарами, древлянами, угличами. Князь Олег обманным путем выманил их из города, убил, захватив власть. Образовал новое государство – Киевскую Русь.
Результаты правления:
- создал государство;
- объединил славянские земли;
- ввел реформу грамотности;
- упрочил внешнеполитическое положение государства.
Благодаря грамотной деятельности увековечил свое имя. Именно благодаря своей внутренней и внешней политике Вещий Олег создал великое государство Киевскую Русь. Заставил считавшуюся непобедимой Византию бояться, уважать и платить дань.
youtube.com/embed/WL6oe2RSsqY» allowfullscreen=»allowfullscreen»>
Оцените материал
(4.12)
Поделиться
Не успеваете написать работу?
Заполните форму и узнайте стоимость
Вид работыПоиск информацииДипломнаяВКРМагистерскаяРефератОтчет по практикеВопросыКурсовая теорияКурсовая практикаДругоеКонтрольная работаРезюмеБизнес-планДиплом MBAЭссеЗащитная речьДиссертацияТестыЗадачиДиплом техническийПлан к дипломуКонцепция к дипломуПакет для защитыСтатьиЧасть дипломаМагистерская диссертацияКандидатская диссертация
Контактные данные — строго конфиденциальны!
Указывайте телефон без ошибок! — потребуется для входа в личный кабинет.
* Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Подтверждение
Ваша заявка принята.
Ей присвоен номер 0000.
Просьба при ответах не изменять тему письма и присвоенный заявке номер.
В ближайшее время мы свяжемся с Вами.
Ошибка оформления заказа
Кажется вы неправильно указали свой EMAIL, без которого мы не сможем ответить вам.
Пожалуйста проверте заполнение формы и при необходимости скорректируйте данные.
Некогда племянник Рюрика отодвинул его сына в тень великокняжеской власти и тот не оспаривал у воспитателя свое законное право владеть Русской землей. Он даже не стал вассальным Киеву новгородским князем. Ныне же князь Олег отдавал уже зрелому мужу князю Игорю великое и могучее государство, вошедшее в мировую историю под названием Киевская Русь. Игорь Рюрикович был готов стать великим князем Киевским: он получил воспитание и как правитель, и как полководец. Вне всяких сомнений, великий князь Русский Олег по собственной воле оставляет стольный град Киев и отдает Русь под управление Игоря, своего воспитанника. В летописных источниках не сохранилось достоверных сведений о том, где он скончался и где находится его могила. Легенды указывают его могилы в самых разных местах. По одним источникам, князь Олег из Киева уехал в Новгород, а оттуда в город-крепость Ладогу на Волхове, где и умер. Другие говорят, что тело его погребено на горе Щековице и современники летописца Нестора звали это место Ольговой могилой. Достоверно одно, что правивший Русью 32 года великий князь Олег умер в 913 году. С викингом Рюриком он мог прибыть в Новгород только юношей и потому умер в глубокой старости. Так считает Н. М. Карамзин. Более точных сведений о возрасте князя Олега история сохранить просто не смогла. Вещий Олег ушел из жизни со славой искусного правителя, мудрого великого князя русского, великого полководца Древней Руси. Но кровь его соплеменников варягов Аскольда и Дира осталась пятном его славы. Равно как и жестокость Олеговых дружинников из числа варягов во время царьградского похода. Выходцы из Скандинавии не только на Руси славились своей жестокостью, нередко откровенно бессмысленной и дикой. Викинги, служившие киевским князьям, исключения не составляли. … Имя князя Олега еще при жизни было овеяно легендами. Об этом свидетельствуют многие летописи. Летописец свидетельствует о следствиях Олеговой кончины: «народ стенал и проливал слезы». «И плакали все люди плачем великим», хороня своего Вещего князя, который первый собрал Русскую землю в одно великое государство и громко прославил русское имя своими удачными походами и мудрыми договорами. Именно такую оценку правлению князя Олега дает отечественный историк Александр Дмитриевич Нечволодов, который волей судьбы вырос из командира пехотного полка в крупного исследователя Древней Руси и стал автором известного труда «Сказания о Русской земле с древнейших времен до расцвета русского могущества при Ярославе Мудром». С именем князя Вещего Олега в отечественной древней истории связана красивая легенда, обыгранная поэтически даром Александра Сергеевича Пушкина. Летописец рассказывает, что волхвы и кудесники предсказали как-то князю Олегу, что он умрет от своего любимого коня, верного спутника в военных походах. Поэтому князь, человек своего времени, суеверный, отправил коня на покой и больше никогда не садился на своего верного любимца. Княжеским повелением коню был дан хороший уход. Через четыре года князь Олег вспомнил о предсказании волхвов и кудесников и поинтересовался судьбой любимого коня. Когда же он узнал о смерти коня, то изъявил желание увидеть его кости. Поставив ногу на конский череп, князь Олег, смеясь, сказал: «От этого ли лба я приму свою смерть?» Но в эту минуту он был смертельно укушен змеею, выползшей незаметно из конского черепа. Этой народной легенде можно верить и не верить, равно как и пророчеству волхвов и кудесников. Но для истории это едва ли не единственная древнейшая версия смерти великого князя Русского Вещего Олега. Оспаривать эту версию просто сложно, поскольку древнерусские летописи умалчивают о последних днях жизни первого правителя Киевской Руси. ИГОРЬ СТАРЫЙ — ОСНОВАТЕЛЬ ДИНАСТИИ РЮРИКОВИЧЕЙ Великокняжеская судьба второго по счету правителя Киевской Руси Игоря Рюриковича сложилась совсем иначе, чем у его воспитателя князя Олега. Он стал самостоятельно править только тогда, когда ему исполнилось три с половиной десятка лет, в возрасте зрелом и многообещающем. Историк Николай Михайлович Карамзин тонко подметил эту особенность нового великого князя Киевского: «Игорь в зрелом возрасте мужа принял власть опасную: ибо современники и потомство требуют величия от наследников Государя великого, или презирают недостойных». Игорь Рюрикович в отечественной истории получит еще и прозвище — Игорь Старый. Его прозовут так за долгие годы державной работы, состоявшей в основном из постоянных военных походов во все стороны от стольного града Киева. После него в русской княжеской семье будет немало Игорей — Игорь Ольгович, Игорь Святославич и прочие примечательные исторические личности с этим именем. Прозвище Старый будет носить только один из них… Скорее всего, Игорь плохо помнил своего отца, приглашенного на новгородское княжение варяжского князя Рюрика. Еще совсем маленьким княжичем отец отдал его на попечение и воспитание своему племяннику Олегу. Тот, хотя и лишил подросшего Игоря законной великокняжеской власти на полтора, а то и больше, десятилетия, воспитал достойного преемника на киевском престоле. В том заслуга великого князя Олега перед Отечеством — Русью — несомненна. С младых ногтей Игорь будет находиться в самой гуще событий того времени на Руси — войн и великокняжеской политики, направленной на установление единовластной диктатуры правителя, сидевшего на киевском престоле. В этом отношении у мальчика был прекрасный воспитатель, который решительно и последовательно добивался поставленной цели, зачастую особо не разбираясь в средствах ее достижения. Творя единую Русь, великий князь Олег мечом и словом создавал в рамках той исторической эпохи великую державу для своего воспитанника и наследника. Княжич Игорь рано — наверное, даже чересчур рано — начал постигать жизнь князя-правителя со всей ее жестокостью и кровью. Именно его, малого возрастом, покажет Олег киевским правителям варягам Аскольду и Диру на днепровском берегу, подняв из ладьи и высоко вознеся над головой. И малыш станет свидетелем кровавой расправы с самозванными князьями-викингами, а возможно, и с их ближней дружиной, состоявшей из варягов. Учился маленький Игорь и науке великокняжеской власти, прежде всего у своего воспитателя. Первый такой урок княжич получил тут же, на берегу Днепра перед воротами города-крепости Киева. Олег, всегда сладкоречивый воин-мудрец, недаром прозванный Вещим, то есть ведающим, знающим то, что скрыто от глаз обычных людей, сумел убедить горожан принять его владычество после умерщвления Аскольда и Дира. Очень быстро повзрослев, Игорь становится ближайшим помощником и официальным преемником великого князя Олега, будет сопровождать его во многих походах или оставаться за него в стольном граде как соправитель. Еще в детском возрасте Игорь пройдет под бдительным присмотром ближних дружинников-викингов всю воинскую науку и уже юношей станет профессионально подготовленным воином. Ибо в то время княжить означало одно — много воевать. Другого пути жизненного у правителей древности просто быть не могло. Сын Рюрика сел на великокняжеский престол, чтобы единовластно править, в 913 году. По другим источникам — на год раньше, еще при жизни великого князя Олега, по своей доброй воле удалившегося из Киева в Ладогу, на Русский Север. Можно утверждать, что воспитанник высоко чтил своего воспитателя-родича, не помышляя о получении в свои руки отцовской власти. Такие взаимоотношения в древнерусской великокняжеской и просто княжеской семье, когда вопрос шел о власти, были не частым явлением. Приняв государственное правление из рук постаревшего великого князя Олега, Игорь сразу же столкнулся с военной опасностью, которая когда-то станет называться сепаратизмом. Славянское племя древлян, которое так и не смирилось с властью над собой киевского правителя, отказалось платить дань. Древляне ободрились после того, как на Руси стало известно о смерти Олега, твердой дланью наводившего порядок в подвластных землях. |
Киев, «Мать городов Руси» « ОЛЕГ ПРОРОКИЙ»
Перевод и комментарии Фредерика Р. Паттона, Вест-Честерский университет
В повествовании Первой летописи (гипатьевской рукописи) Олег взял власть в Киеве в красочной манере, описанной ниже (и эта версия стала канонической):
Около 882 г. н.э., после смерти Рюрика (предположительно в 879 г. покинул Новгород. Взяв с собой юного Игоря, наследника Рюрика, он направился на юг вдоль реки Волхов, в конце концов следуя водным путем на юг к Днепру. В этой летописи говорится, что воинами его были варяги (как и он сам, скандинавы), словенцы и кривичи (восточнославянские племена северных земель). Он также призвал чудь, меря и весь (финские племена, населявшие северные земли к востоку от славян).
После захвата власти в таких местах, как Смоленск и Любеч на Днепре, Летопись сообщает, что Олег пришел в Киев, где якобы хитростью и силой взял власть, убив двух якобы правивших там князей и объявив себя киевским князем ( Игорь, которого называют наследником Рюрика, описывается как слишком молодой, чтобы править). Таким образом, он сделал Киев столицей Руси (или, как сказано в Летописи, «Матерью городов Руси»), тем самым основав государство, которое теперь обычно называют Киевской Русью.
Хроника сообщает, что Олег использовал Киев как свою базу для создания могущественного государства. Согласно этой версии, он заставил древлян, соседнее славянское племя, платить ему дань. Он подорвал могущество кочевого хазарского племени на юге, заставив другие славянские племена (северян и радимичей) перестать платить им дань, а вместо этого платить ему. Подчинив себе славянские уличские и тиверцкие племена и при лояльности киевского полянского племени, Олег контролировал практически все восточнославянские племена. Таким образом, почти все народы — славяне, финны и скандинавы — области от Балтики до северной границы степей платили дань Киеву в период правления Олега.
******************************************************* *********************
На 6387 год [879 г. н.э.] Рюрик умер и передал свое правление Олегу, который был своего рода, доверив ему попечение о своем сыне Игоре, который был еще очень молод.
На 6390 год [882 г. н.э.] Олег выступил в бой, взяв с собою многих воинов: варягов, чудь, словенцев, меря, весей, кривичей. Он захватил город Смоленск и поставил там командовать одним из своих людей. Оттуда он двинулся вниз по реке, захватил город Любеч, как только прибыл туда, и поставил там начальником одного из своих людей. Пришли они на горы Киевские, и узнал Олег, что там правят Аскольд и Дир. Одних воинов он спрятал в лодках, а других оставил, и вышел, неся юного Игоря. Лодки его подошли к Угорскому холму, и, спрятав людей, он послал весть к Аскольду и Диру: «Мы купцы, идущие от Олега и молодого князя Игоря, направляющиеся в Грецию. Выходи нас встречать, мы из твоего клана». Когда пришли Аскольд и Дир, все они выскочили из своих лодок, и сказал Олег Аскольду и Диру: «Вы не князья и не из княжеского рода; Я из княжеского рода. Вывели Игоря, и сказал Олег: «Это сын Рюрика». Затем они убили Аскольда и Дира, а тело его [Аскольда] отнесли на холм и похоронили его на том холме, который ныне называется Угорским холмом, где ныне двор Олмы. На месте этого кургана Олма построил церковь Николая Чудотворца; Курган Дира находится за церковью Святой Ирины. Олег поселился в Киеве, чтобы княжить там, и сказал: «Да будет это мать городов Руси». Среди его людей были варяги, словенцы и другие, которых всех называли русами. Этот Олег начал строить города и установил дань для словенцев, кривичей и мерий. Он также установил дань в размере 300 гривен в год с варягов Новгорода за сохранение мира, которую варяги платили до самой смерти князя Ярослава.
На 6391 год [883 г. н.э.]. Олег воевал с древлянами и, победив их, возложил на них дань – по одной шкуре черной куницы.
За 6392 год [884 г. н.э.]. Олег выступил в поход на северян, разбил их, возложил на них легкую дань и велел им не платить дани хазарам, сказав: «Я их враг, и вам не следует [платить им]».
Для 6393 года [885 г. н.э.]. Олег отправил к Радимичам послание с вопросом: «Кому платите дань?» Они ответили: «Хазары». Олег сказал им: «Не давайте ничего хазарам. Вместо этого отдай его мне». Затем они заплатили Олегу по одному шиллингу, как платили хазарам. Так Олег взял власть над древлянами, полянами и радимичами; он также воевал с уличами и тиверцами.
Из Повести лет прешедших (Гипатьева летопись)
******************************************************* **********************
Современные россияне (и представители более ранних поколений) интерпретируют знаменитое провозглашение Олегом Киева «Матерью городов Руси» как значение что Киев был «матерью городов русских», и это русское прозвище Киева и сегодня. Русские традиционно считают Киев самой ранней исторической столицей Российского государства, отождествляя Древнюю Русь (Древняя Русь) с самым ранним этапом русской истории, начиная с первых русских великих князей и царей (до Федора I, сына Ивана Грозный) явно произошли от князей Киевской Руси.
С другой стороны, некоторые украинские историки сегодня считают Киевскую Русь исключительно «Древней Украиной», поскольку сегодня Киев является столицей Украины.
Белорусы также идентифицируют свое происхождение как восходящее к Руси. Стоит только учесть, что название Русь входит в этимологию названия Беларусь (Бела Русь, «белая Русь»).
Народ без гражданства, именуемый русинами (русинами), также видит свое происхождение на Руси.
Нельзя отрицать, что Киев доминировал все восточнославянских племен от Балтики до степей в период Руси. Если оставить в стороне национальную гордость, то Русь должна быть признана государством-прародиной всех современных восточнославянских народов – русских, украинцев, белорусов и русинов.
Перевод и комментарии © Frederick R. Patton, 20140001
Гюльру Нечипоглу (доктор философии, Гарвардский университет, 1986 г.) — профессор исламского искусства и архитектуры Ага Хана в Гарвардском университете. Она была редактором Muqarnas с 1993 года.
Олег Грабарь
Библиография, 1953–1993 гг.
АННАБЕЛЬ СИМОН-КАН, Фермо-риза святого Томаса Бекета и испано-мавританские космологические шелка: некоторые размышления об адаптивном повторном использовании текстиля
ЭВА Р. ХОФФМАН, Портрет автора в арабских рукописях тринадцатого века: новый исламский контекст для позднеантичной традиции
ДЖОНАТАН М. БЛУМ, О передаче дизайна в ранней исламской архитектуре
ЯСЕР ТАББАА, Пережитки и архаизмы в архитектуре Северной Сирии, ок. 1080–ок. 1150
ХАФЕЗ К. ШЕХАБ, Об идентификации Анджара (Айн аль-Джарр) как фонда Омейядов
ГАЗИ БИШЕ, От Кастеллума до Палатиума: мозаичные тротуары Омейядов из Каср аль-Халлабат в Иордании
НУХА Н. Н. ХУРИ, Купол Скалы, Кааба и Гумдан: арабские мифы и памятники Омейядам
НАСЕР РАББАТ, Новый взгляд на Купол Скалы: некоторые замечания по рассказам аль-Васити
БЕАТРИС СТ. ЛОРАН и АНДРАС РИДЛМАЙЕР, Реставрация Иерусалима и Купола Скалы и их политическое значение, 1537–1928 гг.
АРЧИ Г. УОЛЛС, Османская реставрация Сабиля и медресе Кайтбая в Иерусалиме
М. ТАРЕК СВЕЛИМ, Интерпретация мечети Синан-паши в Каире
МОХАММАД АЛЬ-АСАД, Мечеть аль-Рифаи в Каире
ХАЛЕД АСФУР, Приручение знаний: Каир на рубеже веков
ДАНИЭЛЬ ПАЙПС, Египетская семейная жизнь в 19 лет19
ДЖАМЕЛЬ АКБАР, Ворота как знак автономии в мусульманских городах
СКОТТ РЕДФОРД, Сельджуки рома и антиквариата
ГОВАРД КРЕЙН, Путешествие Эвлии Челеби по Памфилийской равнине в 1671–1672 гг.
ГЮЛРУ НЕЧИПОГЛУ, Вызов прошлому: Синан и конкурентный дискурс исламской архитектуры раннего Нового времени
ЕСИН АТИЛЬ, История османского фестиваля восемнадцатого века
ТЮЛАЙ АРТАН, Дворец Кадырга: Архитектурная реконструкция
АЙДА АРЕЛЬ, Готические башни и барочные михрабы: постклассическая архитектура Эгейской Анатолии в восемнадцатом и девятнадцатом веках
УОЛТЕР Б. ДЕННИ, Цитаты в контексте и вне контекста: османское турецкое искусство и европейская востоковедная живопись
ФЭЙ АРРИ ФРИК, Возможные источники некоторых орнаментов на исламской керамике
ЛИЗА ГОЛОМБЕК, Paysage как погребальные образы в период Тимуридов
ТОМАС В. ЛЕНТЦ, Династические образы в настенной живописи раннего Тимурида
ШЕЙЛА С. БЛЭР, Развитие иллюстрированной книги в Иране
ЭДВАРД Дж. КИЛЛ, «Мидия для одного — персидский для другого; Кокос одного человека — граната другого человека»
МАССУМЕХ ФАРХАД и МАРИАННА ШРЕВ СИМПСОН, Источники для изучения сефевидской живописи и покровительства, или Méfiez-vous de Qazi Ahmad
ЗАХРА ФАРИДАНИ-АХАВАН, Все игрушки короля
ШЕЙЛА Р. КАНБИ, Изображения Будды Шакьямуни в Джамих ат-Таварих и Маджма ат-Таварих
ЭНТОНИ УЭЛЧ, Архитектурное покровительство и прошлое: Туглукские султаны Индии
МАЙКЛ БРЭНД, Православие, инновации и возрождение: взгляды на прошлое в архитектуре гробниц императорских Моголов
ПЕРВИН ХАСАН, След Пророка
МАЙКЛ В. МЕЙСТЕР, Стиль и идиоматика в искусстве Упарамалы
ДЕБОРА КЛИМБУРГ-СОЛТЕР, Дохтар-и-Ноширван (Нигар) Пересмотрено
НЭНСИ ШАТЦМАН СТЕЙНХАРДТ, Тангутские королевские гробницы близ Иньчуаня
ЗАКАРИЯ АЛИ, Заметки о Sejarah Melayu и Королевском малайском искусстве
Кумулятивный авторский указатель, Muqarnas томов.