Содержание
Заключение | Проект «Исторические Материалы»
Создание СССР не было одномоментным актом, а явилось результатом довольно долговременного, многоэтапного пути, показавшего сколь сложным и, вместе с тем, важным было создание государства нового типа. Его складывание стало итогом интенсивного обмена мнениями, порой, жарких дискуссий, в процессе которых выявились различные предложения и подходы, но стояла задача выработки оптимального варианта, способного наилучшим образом совместить интересы центра и окраин страны, прошедшей через серьезнейшие испытания начала XX столетия. Мощнейшие национальные движения той поры потребовали от всех политических партий вплотную заняться национальным вопросом и выработать свою рецептуру для его разрешения. Между этими политическими партиями явно шла борьба и за то, чтобы заручиться поддержкой так называемых националов.
На Седьмой (Апрельской) Всероссийской конференции РСДРП (б) В. И. Ленин впервые выдвинул идею создания союза советских республик и, по-существу, с этого времени, большевистская партия, прежде исповедовавшая принцип централизма и строившаяся свою национальную программу в первую очередь на принципах интернационализма и права наций на самоопределение, включает в свою программу и принцип федерализма. В 1917 г. именно федералисты были в большинстве на национальных окраинах и превосходили по своей численности, как унификаторов, так и отделенцев. Создание федерации позволяло сохранить единую страну и при этом учесть пожелания ее многочисленных народов. Но иностранная интервенция и Гражданская война внесли значительные коррективы в предположения эпохи революций 1917 г. На ряде окраин были созданы формально независимые буржуазные республики, а затем на их территориях побеждает Советская власть и, таким образом, создается несколько независимых советских республик, перед которыми становится задача координации своих действий, а затем и вопрос не только сотрудничества, но и объединения.
Одним из важнейших этапов на пути объединения стал военный союз советских республик России, Украины, Латвии, Литвы и Белоруссии от 1 июня 1919 г., предусматривавший тесное объединение не только в военной области, но и в области хозяйственной, финансовой и путей сообщения при признании независимости, свободы и самоопределения национальных республик. В целом ряд советских республик сохранял свой суверенитет и проводил свою не только внутреннюю, но и внешнюю политику, поддерживая дипломатические связи с зарубежными странами. Окончание кровопролитной Гражданской войны, сложное внешнеполитическое положение потребовали налаживания не только единой военной и хозяйственной политики, но и координации, а затем проведения единой внешней политики.
В первой половине 1922 г. был поставлен на практические рельсы и вопрос дальнейшего объединения советских республик. Вырабатывается так называемый план автономизации, который предусматривал включение в состав РСФСР остальных независимых советских республик на принципах национальной автономии. Этот подход не получил поддержки в Грузии, Украине и Белоруссии и на смену ему В. И. Ленин предлагает другой план – план союза республик, с созданием нового верхнего управленческого этажа, план который видная специалистка по национальным отношениям С. И. Якубовкая назвала «гениальной идеей образования Союза ССР». [1] Этот план и был положен в основу формирования СССР пройдя через многочисленные обсуждения, как в центре, так и на местах.
Однако провозглашение нового государства на Первом съезде Советов СССР 30 декабря 1922 г. еще потребовало большой последующей работы с целью претворения этих идей на практике. Эта работа была завершена на следующем съезде Советов СССР, утвердившем уже действовавшую с 6 июля 1923 г. первую Конституцию СССР. Суверенитет союзных республик по этой Конституции, конечно, был ограничен, он стал заметно менее значительным, чем был к концу 1922 г., но в целом СССР охранял суверенные права союзных республик, каждая из них имела право свободного выхода из Союза, имела свои конституции, верховные и исполнительные органы, право использования собственного языка и развития национальной культуры.
В многочисленной отечественной литературе вышедшей по истории образования СССР[2] можно встретить разноголосицу по поводу того, что реально представлял собой Советский Союз как государственное образование. В целом в советской литературе преобладало утверждение об СССР как о федеративном государстве.[3] Среди зарубежных историков заметен больший разброс мнений. Английский исследователь Э. Х. Карр прямо писал о том, что «СССР был федерацией в чистом виде. Он был создан соглашением между формально равными суверенными государствами, и Конституция добровольно признавала сохраняющийся суверенитет субъектов федерации».[4] Заметно отличается от его взглядов концепция американского историка Р. Пайпса – автора специальной книги под названием «Образование Советского Союза», выдержавшей несколько изданий. По Пайпсу образование СССР стало результатом завоевания, и это государство он подает как сугубо централизованное, унитарное и даже тоталитарное.[5] В зарубежной литературе СССР также, порой, подавался как империя нового типа, без учета тех серьезных изменений, которые произошли в стране после 1917 г. Удивительно, что такая трактовка проявилась и в СССР на исходе его существования и, особенно, после его разрушения. [6]
Чуть ли одновременно в литературе существовали совершенно различные точки зрения на советскую союзную государственность.[7] Ее называли и сверхцентрализованной, и федеративной, и империей. Вместе с тем, несомненно, существенное отличие между той системой, что существовала при царском строе и власти построенной после 1917 г. Власть, получившая название советской означала сочетание прямой, производственной политической демократии в сочетании с демократией социальной, причем последней принадлежал приоритет. Но власть Советов в СССР на практике сочеталась с руководящей и направляющей ролью компартии. Это положение было записано в последней Конституции СССР, в 1977 г, но, фактически, существовало все годы советской эпохи. Впоследствии, после разрушения или, как также не без основания пишут, разгрома СССР[8] при поиске причин кончины СССР начали выискивать начальные факторы этого финала, обратившись и к так называемым истокам. И, опять-таки, в литературе определялись они по-разному. [9]
Одну из причин увидели в принципе «права наций на самоопределение вплоть до отделения». Как было показано в данной книге, он, действительно, стал одним из краеугольных камней национальной политики СССР и был подсказан конкретными историческими условиями начала XX в. При подготовке второй Конституции СССР в 1936 г. были предложения или внести поправку в ее 17-ую статью, или ее совсем исключить, то есть исключить статью, где говорилось о сохранении за союзными республиками права на свободный выход из СССР. Сталин, делавший доклад об этой Конституции на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов 25 ноября 1936 г., категорически выступил против этого предложения. При этом он подчеркнул: «СССР есть добровольный союз равноправных Союзных республик. Исключить из Конституции статью о праве свободного выхода из СССР – значит нарушить добровольный характер этого союза. Можем ли мы пойти на этот шаг? Я думаю, что мы не можем и не должны идти на этот шаг».[10]
В стране, в которой насчитывались десятки наций и народностей, нелегко было регулировать межнациональные отношения. Сохранялись определенные коллизии, например, некоторые территориальные проблемы. Но в целом основы национальных отношений были достаточно прочными. К принципам интернационализма, права наций на самоопределение вплоть до отделения и федерализма со временем добавился и принцип советского народа как исторической, социальной и психологической общности. Этот новый принцип особенно заговорил о себе во время испытаний Великой Отечественной войны. В своих выступлениях и приказах, начиная с выступления по радио 3 июля 1941 г. и до известного тоста 24 мая 1945 г. на приеме в Кремле в честь командующих войсками Красной Армии, Сталин неоднократно использует термин «советский народ», причем на приеме им был поднят тост «за здоровье нашего советского народа, и, прежде всего русского народа».[11]
Осознание себя как советского народа различными нациями СССР подтверждалось последующими социологическими опросами, как и советский патриотизм.[12] Не случайно именно против советского народа был направлен, прежде всего, удар недругов СССР. Один из видных идеологов США З. Бжезинский, выступая осенью 1991 г. по российскому телевиденью, заявлял, что советского народа нет, а есть русские, украинцы, грузины и т. д. В начале 80-х гг. XX в. в СССР прослеживались две тенденции в национальных отношениях. С одной стороны, усиление межнациональных шероховатостей, связанных с наличием некоторых национальных неудовлетворенностей – недостаточное использование национальных языков, территориальные проблемы, неудовлетворенность в расстановке национальных кадров. С другой, шел несомненный процесс сближения наций, выражавшийся в том, что более 82 % населения страны знали уже русский язык, как язык межнационального общения, а двуязычие, как известно, имело и социальное значение.[13] Кроме того, шел процесс увеличения межнациональных браков, достигший к 80-м гг. 15 %. Поэтому многое зависело от того, как умело будут регулироваться межнациональные отношения в СССР.
Конкретная практика в этой области в эпоху так называемой перестройки продемонстрировала не только неумение урегулировать межнациональные отношения, но и стремление к их обострению. Главная их причина заключалась в смене общественного строя, при котором подняли голову националистические силы. Советская система национальных отношений, которая была рассчитана на советские инструменты руководства страной, где господствовала общественная форма собственности на орудия и средства производства и где руководящая роль в руководстве страной принадлежала компартии менялась, а затем сменилась другой системой, при которой советские принципы национальных отношений уже не могли действовать. В этих условиях и произошел распад страны. Никакой вины людей создававших СССР в свое время здесь не было. Свою задачу они решили. На стыке 80-х – 90-х гг. XX в. при разрушении советской системы наивно было полагать, что советские принципы национальных отношений будут действовать автоматически. Межнациональные отношения обострились и привели к ряду серьезных конфликтов. Тем не менее, всесоюзный референдум 17 марта 1991 г., проведенный в большинстве республик СССР показал, что три четвертых его участников стояли за сохранение СССР. Даже в тех республиках, где проведение этого референдума было сорвано, многие их жители приняли участие в голосовании и, как правило, высказывались за СССР.
Однако СССР все-таки был разрушен, разрушен вопреки мнению подавляющего большинства населения СССР. Народ в целом желал сохранения своей страны и то, что это желание было не случайным и долговременным свидетельствуют социологические опросы 2006 г. В связи с 15-летием СНГ в декабре 2006 г. были проведены опросы населения в России, Украине, Белоруссии и Казахстане. 68 % населения Российской Федерации заявили о том, что они сожалеют о ликвидации СССР. В Белоруссии, Казахстане, Украине 60 % опрошенных также выразили сожаление в связи с ликвидацией СССР, такой же процент сожалеющих об СССР был зафиксирован во время социологического опроса в Молдавии в августе того же года по случаю 15-летия независимости республики. Прошло 15 лет со времени ликвидации СССР, заметно сменился состав населения, но большинство народа высоко отзываются о той стране, что была создана 85 лет тому назад и истории создания которой мы сочли необходимым посвятить эту книгу.
[1] Якубовская С. И. Указ. соч., с.21.
[2] Генкина Э. Б. Образование СССР. 2-е изд. М., 1947; Якубовская СИ. Объединительное движение за образование СССР (1917–1922). М., 1947; Чигирев И. С. Партия большевиков – организатор Союза ССР. М., 1949; Златопольский Д. Л. Образование и развитие СССР как союзного государства. М., 1953; Зенушкина И. С. Советская национальная политика и буржуазные историки: становление советского многонационального государства (1917–1922 гг.) в современной американской историографии. М., 1971; Булдаков В. П., Кулешов СВ. История образования СССР и критика ее фальсификаторов. М., 1982; Галилов С. В. И. Ленин – организатор Советского многонационального государства. М., 1972; Златопольский Д. Л., Чистяков О. И. Образование СССР. М., 1972; Образование СССР – торжество ленинской национальной политики. Пятигорск, 1972; Чугаев ДА. Коммунистическая партия – организатор Союза Советских Социалистических республик. М., 1972; Раджабов С. А. Образование и развитие СССР – торжество ленинской национальной политики. Душанбе, 1973; Образование СССР – торжество ленинской национальной политики. Л., 1973; Лепешкин А. И. Советский федерализм (Теория и практика), М., 1977; Ненароков А. П. За свободный союз свободных народов (Из истории объединительного движения, 1917–1924 гг.). М., 1989; Яковлев А. Новый Советский Союз. М., 1995.
[3] См.: Златопольский Д. Л. СССР – федеративное государство. М., 1966; Шевцов В. Г. Суверенитет Советского государства. М., 1972; Тадевосян Э. В. Советский федерализм, с. 45–65; Айвазян Н. А. Федерация и национальные отношения // Что делать? В поисках идей совершенствования межнациональных отношений в СССР. М., 1989, с. 139–145.
[4] Carr E. H. The Bolshevik revolution, 1917–1923. London, 1969. Vol. l, p.411.
[5] Pipes R. The formation of the Soviet Union. New York, 1968, p. 293–296; см. также: Хаген М. История России как история империи: перспективы федералистского подхода.//Российская империя в зарубежной историографии. М., 2005; Hirsch F. Empire of Nations. Ithaca-London, 2005.
[6] См., например, специальную главу под названием «Феномен советской империи: противоречия национальной политики» в двухтомнике «Политическая история Россия-СССР-Российская Федерация». Т.2, с. 274–317.
[7] Архипова Т. Г. Унитарный характер устройства СССР // Россия в XX веке, с. 280–291.
[8] См.: Шевякин А. П. Разгром советской державы. От «оттепели» до «перестройки». М., 2005.
[9] См.: Семенов В. М., Иордан М. В., Бабаков В. Г., Сагамонов В. А. Межнациональные противоречия и конфликты в СССР. М., 1991.
[10] Сталин И. В. Сочинения. Т. 14, с. 140.
[11] Там же, с.58, 94, 102, 130, 147, 151, 168, 220, 228.
[12] Советский народ – новая историческая общность людей, с.404.
[13] Проблемы двуязычия и многоязычия. М., 1972, с. 4–5.
Учебное пособие. 6.1. Образование СССР. Конституция 1924 г.
ГЛАВНАЯ СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ ПЕРСОНАЛИИ ХРОНОЛОГИЯ ПРАВИТЕЛИ СТУДЕНТАМ ПОИСК ПО САЙТУ
СЕТЕВОЙ УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКС
Учебное пособие
РАЗДЕЛ 6. СОВЕТСКИЙ СОЮЗ В 1920-1930-е гг.
6.1. Образование СССР. Конституция 1924 г.
До октября 1917 г. 57% населения Российской империи составляли национальные меньшинства.
В национальном вопросе большевики исходили из марксистского тезиса о праве наций на самоопределение. В декабре 1917 г. была признана независимость Финляндии, в августе 1918 г. – Польши, в 1920-1921 гг. – Литвы, Латвии, Эстонии. Образовались формально независимые от Москвы республики – Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская, Грузинская. На территории РСФСР была установлена автономия двух уровней – республиканская и областная. Однако все советские республики, не вошедшие в состав РСФСР, тоже стремились к объединению в единое государство, поскольку:
— существовали исторически сложившиеся экономические связи; в 1920-1921 гг. в соответствии с заключенными договорами между РСФСР, Украиной, Белоруссией и Закавказскими республиками были объединены наркоматы финансов, путей сообщения, труда, почты, телеграфов.
— единство политического строя советских республик и цели построения нового общественного строя диктовали необходимость объединения усилий для преодоления неизбежных трудностей;
— военная угроза со стороны капиталистических государств требовала проведения единой внешней политики и совместного укрепления обороны; еще в годы Гражданской войны был заключен военно-политический союз, а на конференции в Генуе (1922 г.) РСФСР представляла интересы всех советских республик.
Единое многонациональное государство могло быть создано по одной из трех моделей: конфедерация, федерация, унитарное государство. Среди большевистских лидеров не было единого мнения о форме нового национально-государственного устройства. Н.И. Бухарин был сторонником создания унитарного государства. И.В. Сталин выдвигал план автономизации. В.И. Ленин отверг эти идеи и предложил форму федерации, в которую на равных правах вошли бы все советские республики, в т.ч. и РСФСР, с общим для всех правительством из представителей этих республик.
30 декабря 1922 г. Общесоюзный съезд Советов провозгласил создание Союза Советских Социалистических Республик (СССР) в составе РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и Закавказской СФСР, принял декларацию и договор об образовании единого государства на принципах федерации, равноправия, суверенитета и права республик свободного выхода из Союза. Центральный исполнительный комитет (ЦИК) стал высшим законодательным органом между съездами. Главой ЦИК СССР был избран М.И. Калинин, председателем СНК остался В.И. Ленин. Союзные органы решали вопросы планирования экономики, денежного обращения, внешней политики, границ, армии, транспорта и связи на территории всей страны. Реально СССР превратился в унитарное государство, а деление страны на «независимые» республики оказалось формальным. В национальной политике победили имперские тенденции.
31 января 1924 г. (уже после смерти В.И. Ленина 21 января) Второй Общесоюзный съезд Советов утвердил Конституцию СССР на переходный период от капитализма к социализму. В новой конституции закреплялось государственное устройство на базе советской власти и диктатуры пролетариата, что отражало многонациональный характер Советского Союза. Принятие конституции способствовало признанию СССР иностранными державами.
Состав СССР постепенно изменялся. В 1924 г. вместо Туркменской АССР, Бухарской и Хорезмской республик были созданы Узбекская и Туркменская ССР, в 1929 г. – Таджикская ССР. В 1924 г. в составе Украинской ССР была создана Молдавская ССР и т.д.
НАЗАД СОДЕРЖАНИЕ ДАЛЕЕ
О комплексе Об авторе и составителе Скачать комплекс
24. Советский Союз (1922-1991)
Фаза кризиса (30 декабря 1922 г. — 27 марта 1958 г.): Большевистское правительство создало Союз Советских Социалистических Республик (СССР, 19 3 декабря) . Советский лидер Владимир Ленин умер 21 января 1924 года. Иосиф Сталин и Лев Троцкий начали борьбу за руководство Коммунистической партией Советского Союза (КПСС). Всесоюзный съезд Советов утвердил Конституцию СССР 31 января 19 г.24. Великобритания, Франция и Италия оказали дипломатическую помощь (дипломатическое признание) правительству в 1924 г. Лев Троцкий и его сторонники были исключены из КПСС 27 декабря 1927 г. Николай Бухарин был исключен из КПСС 17 ноября 1929 г. США оказали дипломатическую помощь (дипломатическое признание) правительству в ноябре 1933 года. Советский Союз был принят в Лигу Наций 18 сентября 1934 года. Сергий Киров, сторонник Иосифа Сталина и член КПСС, был убит 1 декабря 1934. Григорий Зиновьев и Лев Каменев были осуждены и приговорены к тюремному заключению за государственную измену 17 января 1935 г. 16 руководителей коммунистической партии, в том числе Григорий Зиновьев и Лев Каменев, были расстреляны 23 августа 1936 г. Новая конституция была принята 5 декабря 1936 г. 1936 г., который предусматривал двухпалатный парламент ( Верховный Совет ) в составе Совета Национальностей и Союзного Совета. Георгий Пятаков, Карл Радек и одиннадцать других лидеров коммунистической партии были казнены 30 января 19 года. 37. Маршал Михаил Тухачевский и семь других генералов были казнены 12 июня 1937 года. Парламентские выборы состоялись 12 декабря 1937 года, а Верховный Совет был созван 12 января 1938 года. Николай Бухарин и несколько других коммунистических лидеров были казнены 15 марта. , 1938 г. Немецкие войска вторглись на запад Советского Союза с 22 июня 1941 г. Парламентские выборы состоялись 10 февраля 1946 г. 19 марта 1946 г. был создан Совет министров под председательством Иосифа Сталина, а заместителем министра иностранных дел был назначен Вячеслав Молотов. председатель Совета министров. Маршал Конев сменил маршала Григория Жукова на посту главнокомандующего вооруженными силами 18, 19 ноября.46. Генерал Николай Булганин был назначен министром обороны 3 марта 1947 года. А. Вышинский сменил Вячеслава Молотова на посту министра иностранных дел, а маршал А. М. Васильевский сменил маршала Булганина на посту министра обороны 4 марта 1949 года. Иосиф Сталин умер 5 марта. , 1953. Георгий Маленков был назначен премьер-министром 6 марта 1953 года. Вячеслав Молотов был назначен министром иностранных дел 6 марта 1953 года, а Никита Хрущев был назначен Генеральным секретарем ЦК КПСС 20, 19 марта.53. Лаврентия Берия, министр внутренней безопасности, был уволен и исключен из КПСС 10 июля 1953 года. Лаврентия Берия и шесть других партийных деятелей были осуждены и расстреляны за государственную измену 23 декабря 1953 года. Премьер-министр Маленков ушел в отставку 8 февраля. , 1955 г., и его сменил маршал Николай Булганин. Маршал Григорий Жуков был назначен министром обороны 9 февраля 1955 года. Генеральный секретарь Хрущев осудил Иосифа Сталина на заседании съезда КПСС 25 и 19 февраля.56. Министр иностранных дел Молотов ушел в отставку 1 июня 1956 года, и его место занял Дмитрий Шепилов. Министр иностранных дел Шепилов был отправлен в отставку 15 февраля 1957 года, и его место занял Андрей Громыко. Вячеслав Молотов, Георгий Маленков, Лазарь Каганович и Дмитрий Шепилов были исключены из состава ЦК КПСС 3-4 июля 1957 года. Министр обороны Григорий Жуков был отправлен в отставку 26 октября 1957 года, и его место занял маршал Родион Малиновский. Маршал Жуков исключен из состава ЦК КПСС 2 ноября 19 г.57. Премьер-министр Булганин ушел в отставку 26 марта 1958 г., а Никита Хрущев был назначен премьер-министром 27 марта 1958 г. Около 30 миллионов человек погибли в результате политического насилия в период с декабря 1922 г. по март 1958 г.
Посткризис Фаза (28 марта 1958 г. — 7 апреля 1989 г.): Генеральный секретарь Хрущев был смещен Президиумом ЦК КПСС 13 октября 1964 г. Леонид Брежнев избран Генеральным секретарем ЦК КПСС. , а Алексей Косыгин был назначен премьер-министром СССР 14 октября 19 года.64. Премьер-министр Косыгин был отправлен в отставку ЦК КПСС 23 октября 1980 г. Генеральный секретарь Брежнев умер 10 ноября 1982 г., а 12 ноября 1982 г. его сменил Юрий Андропов. Генеральным секретарем был избран Андропов. председателем Президиума Верховного Совета в июне 1983 г. Генеральный секретарь Андропов умер 9 февраля 1984 г., его сменил Константин Черненко 9 февраля 1984 г. Генеральный секретарь Черненко умер 10 марта 1985 г. , и он был сменил Михаил Горбачев 11 марта 19 г.85. Генеральный секретарь Горбачев провел экономические и политические реформы – перестройка (реструктуризация экономики) и гласность (политическая открытость) – начиная с 1986 года. В декабре 1988 года Верховный Совет утвердил создание нового законодательного органа Совета Союз – Съезд народных депутатов. Выборы в Съезд народных депутатов прошли по всему Советскому Союзу в марте-апреле 1989 года.
Фаза кризиса (8, 19 апреля89-25 декабря 1991 г.): В ответ на многодневные протесты командующий Закавказским военным округом генерал Игорь Родионов отдал приказ о мобилизации правительственных войск в Тбилиси, Грузия, 8 апреля 1989 г. Советские демонстрации в Тбилиси, Грузия, 9 апреля 1989 г., в результате которых погибло 20 человек. Около 300 000 литовцев провели демонстрацию за независимость в Вильнюсе, начиная с 11 января 1990 года. Около 50 человек были убиты в ходе погромов против этнических армян в Баку, Азербайджан, 13 января 1990 года. 90. Президент СССР Горбачев объявил чрезвычайное положение в Баку, Азербайджан. Советские правительственные войска подавили демонстрации в Баку, Азербайджан, 19-20 января 1990 года, в результате которых погибло около 100 человек. Демонстрации прошли в Москве 4 февраля 1990 г. 7 февраля 1990 г. Верховный Совет Литвы объявил аннексию Литвы Советским Союзом в 1940 г. незаконной. ЦК КПСС согласился отказаться от своей монополии на власть 7 февраля 1990 г. Литва в одностороннем порядке провозгласила свою независимость от Советского Союза 11, 19 марта.90, а президент СССР Горбачев предъявил Литве ультиматум об отмене ее одностороннего провозглашения независимости 16 марта 1990 г. 30 марта 1990 г. Верховный Совет Эстонии объявил аннексию Эстонии Советским Союзом в 1940 г. незаконной. Советское правительство ввело экономическую блокаду Литвы 17 апреля 1990 г., а правительство Литвы приостановило одностороннее провозглашение независимости на 100 дней, начиная с 30 июня 1990 г. Эстония объявила о своей независимости от Советского Союза 16 ноября 1990 г. 90. Михаил Горбачев был избран президентом Советского Союза на Съезде народных депутатов 15 марта 1990 г. Президент Горбачев выдвинул новый ультиматум правительству Литвы 10 января 1991 г., и советские правительственные войска захватили правительственные здания в Вильнюсе, Литва, начало 11 января 1991 года. Столкновения советских правительственных войск и литовцев в Вильнюсе 12-13 января 1991 года, в результате которых погибли 14 литовских мирных жителей и один правительственный солдат. Столкновения советских правительственных войск и латышей в Риге, Латвия, 20-21 января 1991, в результате чего погибли четыре человека. Около 90 процентов литовцев поддержали независимость от Советского Союза на референдуме, состоявшемся 9 февраля 1991 года. Референдум о будущем Советского Союза был проведен 17 марта 1991 года, но референдум бойкотировали Эстония, Латвия, Литва, Армения, Грузия и Молдова. Борис Ельцин был избран президентом Советской России 12 июня 1991 года, а Борис Ельцин был приведен к присяге в качестве президента Советской России 10 июля 1991 года. Советские правительственные войска столкнулись с литовскими войсками в Медининкай 31 июля 19 июля.91, в результате чего погибли семь литовских солдат. Вице-президент СССР Геннадий Янаев, председатель КГБ Владимир Крючков и другие правительственные чиновники пытались свергнуть президента СССР Горбачева, начиная с 19 августа 1991 года. Президент России Борис Ельцин и правительственные войска, верные президенту Ельцину, подавили восстание 22 августа 1991 года. 1 декабря 1991 года более 90 процентов украинцев поддержали независимость на референдуме, проведенном в УССР 1 декабря 19 декабря.91. Россия, Украина и Беларусь создали Содружество Независимых Государств (СНГ) 8 декабря 1991 года. Армения, Азербайджан, Туркменистан, Кыргызстан, Казахстан, Узбекистан и Таджикистан присоединились к СНГ 21 декабря 1991 года. Президент Горбачев ушел с поста президента Советского Союза, и СССР был официально распущен 25 декабря 1991 г. Около 250 человек были убиты в результате политического насилия в период с апреля 1989 г. по декабрь 1991 г.
[Источники: Bradley 1968; Клодфелтер, 19 лет92, 611-612, 615-618, 621, 622-623, 627; ссылка, 1994, 337-391; Лангер, 1972, 749-755, 1028-1036, 1214-1219; Линкольн 1989; Симпсон, 1939, 62–116; Скран, 1995, 32-40.]
Бранко Миланович — Для чего был создан Советский Союз?
Понимание создания Советского Союза и его отношения к присоединившимся к нему национальным государствам.
Бранко Миланович — экономист, специализирующийся на вопросах развития и неравенства. Его новейшая книга называется «Капитализм в одиночку: будущее системы, которая правит миром» 9.0039
Кросспост из блога Бранко Global Inequality
Когда Путин в своем идеологическом залпе, предшествовавшем реальной войне на Украине, возложил вину за существование Украины в ее нынешних границах на Ленина, Сталина и Хрущева, он не только открыл ящик Пандоры границ, но привел к возобновлению дискуссии о создании Союза Советских Социалистических Республик в декабре 1922 г. (Путин обвинял трех советских лидеров в следующем: Ленин игнорировал русское большинство населения в Донбасса и таким образом «отдать» Донбасс Украине; Сталин за «отдачу» восточной части Польши после Второй мировой войны Украине, и Хрущев, который «по каким-то причинам» решил в 1954 о передаче Крыма Украине.)
Многие, особенно молодые люди, зачастую очень плохо понимают идеологию создания Советского Союза. В во всем остальном хорошей статье, недавно опубликованной в «National Interest», Марк Кац отвергает путинскую критику Ленина, утверждая, что «вместо того, чтобы обвинять Ленина, Путину следует извлечь уроки из осознания Лениным того, что более уступчивый подход к украинскому национализму лучше послужит долгосрочной цели России». -срочные интересы».
Этот пункт, однако, показывает заметное непонимание Кацем сил, которые привели к созданию Советского Союза, в дополнение к обвинению Ленина в том, что он был озабочен «долгосрочными интересами России [sic!]» — утверждение, что могли сделать только люди, незнакомые с ленинской идеологией и сочинениями. Но вернемся к созданию Советского Союза. Самым важным человеком, стоявшим за созданием Союза, был Сталин, а не Ленин. Сталин, как известно, был наркомом по делам национальностей, а в большевистском руководстве ведал национальными вопросами, в том числе, очевидно, и созданием нового Союза, состоящего из этнических республик. (При создании было шесть республик: РСФСР, Украина, Белоруссия и Закавказская Федерация в составе Грузии, Армении и Азербайджана.) Вот что сказал Сталин о создании Союза:
Наконец, есть и третья группа фактов, также призывающих к объединению и связанных с устройством советской власти, с классовым характером советской власти. Советская власть так устроена, что, будучи по своей сути интернациональной, она всячески способствует объединению масс и сама толкает их на путь объединения. Между тем капитал, частная собственность и эксплуатация разъединяют людей, раскалывают их на враждебные друг другу лагеря, примеры чего дают Великобритания, Франция и даже небольшие многонациональные государства вроде Польши и Югославии с их непримиримыми внутренними национальными противоречиями, разъедающими самые основы эти государства, — тогда как, говорю я, там, на Западе, где царит капиталистическая демократия и где государства основаны на частной собственности, самая основа государства питает национальные распри, конфликты и борьбу, здесь, в мире Советов , где режим основан не на капитале, а на труде, где режим основан не на частной собственности, а на коллективной собственности, где режим основан не на эксплуатации человека человеком, а на борьбе с такой эксплуатацией, здесь, наоборот, самая природа режима воспитывает в трудящихся массах естественное стремление к объединению в единую социалистическую семью. (выделено мной)
Очень похожие высказывания повторяются в ряде публикаций, выступлений и интервью, которые Сталин давал в то время. Ссылки здесь, и я бы посоветовал людям прочитать хотя бы некоторые из них. Для меня здесь главное понять, что идеология, стоящая за созданием Союза, заключалась не в том, будет ли этот Союз с тем или иным образом определенной Украиной быть более или менее стабильным в Каце, а в том, что Союз просто отражение конца национальных и классовых противоречий, которые приходят с социалистической революцией. Таким образом, это «естественное» стремление народов, освободившихся из-под власти капитала, и — самое главное — оно поэтому открыто для всех других частей света, которые рано или поздно также могут стать свободными. Таким образом, СССР создавался не как законченное государство, а как бессрочное государство, которое будет расти по мере распространения социализма вплоть до включения в него всех европейских, а может быть, и всех стран мира.
Чтобы сделать этот союз более привлекательным, открытость заключалась не только в принятии новых стран, но и в разрешении покинуть те, которые включены. Таким образом, «характер союза должен быть добровольным, исключительно добровольным, и за каждой национальной республикой должно сохраняться право выхода из Союза. Таким образом, принцип добровольности должен быть положен в основу Договора об образовании Союза Советских Социалистических Республик». Тут дело в Сталине, но Ленин, как известно, еще больше настаивал на этой двойной открытости.
Следовательно, не политическая стабильность того, что тогда составляло СССР, имела первостепенное значение для его большевистских отцов-основателей, а его открытость. Это пункт, в котором Ленин, Троцкий, Сталин и все руководство были полностью согласны. Новый федеративный Советский Союз был не концом, а началом. Успеха революции в Германии, Австрии и Венгрии большевики ждали в любое время. Таким образом, они ожидали, что эти новые советские республики (как они действительно называли себя) вскоре присоединятся к ним в федеративном государстве, даже если они пока потерпят поражение. Примечательно, что в названии СССР нет географического наименования. Когда были созданы Соединенные Штаты Америки (по аналогии с СССР), отцы-основатели включили в их название географические ограничения. Не то что Союз Советских Социалистических Республик.
Тогда вполне понятно, что Мао Цзэдун предложил в 1949 году Сталину присоединить Китай к СССР (Сталин, поразмыслив, отверг эту идею). Это был «нормальный» взгляд, которого придерживались многие коммунисты во всем мире. Когда в Югославии победила коммунистическая революция, многие там думали, что следующим шагом будет присоединение к Советскому Союзу. Помню, друзья моего отца в 1960-х в разговорах говорили о вере в 1940-е, что Югославия немедленно подаст заявку на то, чтобы стать еще одной республикой в составе СССР.
Возможно, сегодняшним поколениям, которые очень мало знают о коммунистической идеологии и о силах, приведших к созданию СССР, это может быть трудно понять, но было бы полезно подумать по аналогии: если бы вместо СССР они думали о Европейский Союз. ЕС является подобным наднациональным и идеологическим творением, и в настоящее время во многих частях Европы считается «естественным» полагать, что страны в конечном итоге «присоединятся» к этому Союзу. Среди коммунистов также считалось «естественным», что по мере освобождения отдельных стран они «присоединяются» к Советскому Союзу.
Можно вспомнить по крайней мере два других исторических прецедента, когда идеологическая однородность считалась достаточной, чтобы преобладать над всеми другими привязанностями, включая национальную. Первым прецедентом является христианская империя, которая считалась нерушимой и единой. Таким образом, император в Константинополе был потрясен, когда Папа решил даровать корону Карлу Великому и создать еще второго христианского императора. Считалось немыслимым, чтобы у христиан было две разные империи, поскольку все они были просто христианами. Другим примером является ислам, где также изначально считалось, что все мусульмане в любой точке мира будут объединены в единый политический союз, халифат.