Сообщение на тему баба яга: Яга — сказочный персонаж — Щи.ру

Исследовательский реферат «Загадочный образ бабы -яги»

РАЙОННАЯ
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«НОВОЕ
ПОКОЛЕНИЕ КУРАГИНСКОГО РАЙОНА» для 4-7 классов

 

МКОУ
Поначёвская основная общеобразовательная школа №28

 

Пешков Роман

Владимирович

4 класс

 

 

В
чём заключается загадочный образ Бабы Яги в русских народных сказках.

исследовательский  реферат

по литературному чтению

 

                                                             

 

 

Руководитель:

                                                                            
учитель русского языка и                          литературы

Борисова

Оксана Юрьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

Поначёво 2015

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. Методологические характеристики
исследования

2. Кто такая Баба Яга?

2.1. Портрет и атрибуты Бабы-Яги

2.2.
Баба Яга в русских народных сказках

          2.3. Общие выводы

          3. Заключение

          4. Библиография

          5. Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.
Методологические характеристики исследования.

Актуальность.

Моя мама два раза подряд
на школьной новогодней ёлке играла роль Бабы-Яги. На одном из праздников
Баба-Яга была злой и хотела всем навредить, испортить праздник, а на другом она
была добрым проводником в сказке. Временами Баба-Яга – злобная ведьма,а иной раз
она – «гостеприимная» хозяйка, – и к ней заглядывают гости: одних Яга пытается
съесть, другим помогает советом и делом, предсказывает судьбу. Она может быть
хитрой и смешной.

 

Проблема.Передо
мной стала проблема, так кто же она, эта загадочная

старушка?
Мне захотелось узнать больше, познакомиться с ней поближе.

Тема:Мой  исследовательский  реферат  посвящён теме: «В чём заключается
загадочный образ Бабы-яги в русских народных сказках»

 

Цель. Проанализировать образ Бабы Яги в русских народных сказках и сделать
вывод о его сущности.

 

Задачи работы:

1.     
Узнать из дополнительной
литературы о Бабе Яге;

2.     
Прочитать русские народные
сказки, в которых действует Баба Яга;

3.     
Провести опрос по теме работы
среди учащихся;

4.     
Проанализировать образ Бабы-Яги
и сделать выводы.

 

Объект исследования. Образ Бабы -Яги.

 

Предмет исследования. Русские народные сказки.

 

Гипотеза.Баба-Яга не только отрицательная, но и положительная героиня

 

Методы исследования. Размышления, чтение книг, опрос, анализ результатов, наблюдение,
классификация, обобщение.

 

Чтобы ответить на все
поставленные вопросы нужно было:

•     
прочитать много русских народных сказок

•     
научиться анализировать сказки

•     
находить полезную информацию в интернете и
энциклопедиях, чтобы познакомиться  с историческими сведениями возникновения
образа Бабы-Яги

•     
 учиться делать выводы

Практическая
значимость исследования:
данный материал можно
использовать на уроках литературного чтения, при проведении классных часов и
викторин.

Теоретические
основания исследования.
Чтобы
разобраться в истории образа Бабы Яги, мною были изучены главы о Бабе Яге в
следующих книгах: «Исторические корни волшебной сказки» В.Я. Проппа,тексты
сказок А.Н. Афанасьева,а также в ходе работы я
обращался  к  «Толковому словарю  великого русского языка» В.И. Даля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Кто
такая Баба Яга?

Я живу в лесной избушке,

Очень милая старушка,

Костяной стучу ногой,

Все зовут меня Ягой.

Баба-Яга
— один из самых ярких женских сказочных образов.

БАБКА,БАБА,
БАБУШКА
— женщина, старшая в роде, семье; замужняя
женщина; лекарка-знахарка; повитуха; старшая по возрасту, опыту;
родоначальница.

Повитуху,
помогавшую при родах, присматривавшую за роженицей и ребенком первое время
после его появления на свет, традиционно называли бабкой, бабушкой и почитали,
чествовали как человека, наделенного особыми умениями, силами, мудростью. О
Бабе-Яге повествуют сказки и славянская мифология.

По некоторым
сведениям, имя своё она получила от старинного слова «ягать». В.И. Даль в
«Толковом словаре живого великорусского языка» толкует это слово таким образом:
«кричать, шуметь, бушевать, браниться, вздорить, ругаться». Там же можно найти:
«Яга – род ведьмы, злой дух, под личиною безобразной старухи». [2 ]

2.1 Портрет и атрибуты Бабы-Яги

Внешне
Баба Яга – это безобразная сгорбленная старуха c длинными лохмами нечесаных
волос, с синим носом крючком, с одной костяной или золотой ногой. Ее огромные
железные груди болтаются до пояса и ниже. Одета Баба в одну рубаху без опояски.
Глаза Яги горят красными сполохами. Кости у нее местами выходят наружу из-под
тела. У Бабы-Яги костлявые руки и острые железные зубы. Она, как известно,
живёт в лесу в избушке на курьих ножках.   Окружает избушку забор из
человеческих костей с черепами на столбах. На воротах вереями служат — ноги,
вместо запора — руки. Вместо замка — челюсть с острыми зубами. Избушка является
вратами в царство мертвых. Она может поворачиваться вокруг оси, но в основном
она обращена к лесу передом. Чтобы попасть в избушку, герою необходимо
произнести заклинание: «Встань по старому, как мать поставила! К лесу задом, ко
мне передом». Как правило, в избушке Бабы-Яги есть печь. Печь соединяет три
важные черты: она дает тепло, защищает людей от холода, а значит, сохраняет им
жизнь; в ней готовят пищу, она является местом трансформации, а значит, имеет
тесную связь с процессами рождения и возрождения; губительная сила пламени,
находящегося у нее внутри, может уничтожить человека. Баба-Яга ездит или летает
по воздуху в железной, каменной, огненной и т.д. ступе, погоняет пестом или
клюкою, помелом след заметает.

Живя
в лесу, она умеет обращаться с дикими животными, даже имеет помощников,
например, лебеди. Бабе-Яге служат черные коты, вороны, змеи. Она знает язык
животных и растений. Яге служат три всадника — черный (ночь), белый (день) и
красный (солнце), ежедневно проезжающие через ее «проходную».Баба-Яга —
обладательница огня, например, в сказке «Василиса Прекрасная», золотых яблок,
как в сказке «Гуси-Лебеди» или знания, помогающего главному герою одолеть
своего противника (сказка «Лягушка-Царевна»).

Из
дома баба Яга выезжает на своей ступе: пестом отталкивается, помелом следы
заметает. Иногда железную ступу везут черти, причём  везут по воздуху. А чтобы,
для известных ей причин, не видно было следов, заметаются они за нею
приделанными к ступе метлою и помелом. Иногда она может перемещаться с места на
место, принимая облик вихря или бури; как и ведьма, может оборачиваться змеей,
кобылой или коровой, деревом, различными предметами, природными явлениями.
Скорость у неё при этом фантастическая: ни на обычной лошади, ни на богатырском
жеребце её не догонишь. «Под поездом этим страшная буря, всё стонет, скот
ревет, бывает мор и падеж, кто видит Ягу, становится нем». Оно и понятно: вид
стаи чертей, летящих по воздуху, кого угодно лишит дара речи. Часто Яга
выезжает из леса за человеческим мясом. Она ест людей, особенно любит жарить
похищенных детей.

Она
отшельница, но у неё есть родственники. В некоторых сказках у бабы Яги есть
дочери и их зятья, сыновья и их снохи, племянники и племянницы, три или сорок
сестёр, которые действуют с нею заодно. А Василиса, во всех сказках
представляющая собой самые положительные качества, – это племянница бабы Яги.

 Образ
Бабы Яго амбивалентен. Она может съесть не понравившегося ей путника, а может
наградить. Может уничтожить или послужить средством возрождения его к новому
началу.

Основываясь
только на человеческих критериях, невозможно добиться повышения уровня
осознания – обязательно должны вмешаться сверхъестественные силы. Баба Яга –
олицетворяет эти сверхъестественные силы, она умеет управлять процессом
трансформации.

Остается
добавить, что по нашим понятиям место проживания Бабы-Яги – этой хранительницы
пути между Жизнью и Смертью, Добром и Злом, Светом и Тьмой – вполне могло
находиться именно в поморских краях. Не зря большинство сказок про Бабу-Ягу
записано именно в Архангельской области. [5]

Таким
образом, происхождение образа Бабы-Яги остается загадкой. В сказках данный
персонаж является проводником между миром мертвых и миром живых.

2.2.
Баба Яга в русских народных сказках

Среди
учащихся начальных классов я провёл опрос, так как мне стало интересно: что
думают ученики о Бабе Яге?

Им
было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Кто
такая Баба Яга?
2. Какой вы себе ее представляете?
3. Где она живет?
4. Чем занимается?
5. Как выглядит костяная нога?

В
опросе участвовали 9 учеников начальной школы.

 

Большинство 
учеников –считают Бабу Ягу —  представительницей зла, колдуньей  и
похитительницей, некоторые считают, что Баба Яга достаточно добрый персонаж .
Таким образом,  опрос показал, что образ Бабы Яги может быть как положительным
так и отрицательным.

 

 

Я прочитал двенадцать русских народных сказок, где говорилось о Бабе
Яге:

1.            
Баба Яга.

2.            
Баба Яга и Заморышек.

3.            
Василиса Прекрасная.

4.            
Гуси-лебеди.

5.            
Заколдованная королева.

6.            
Марья – Моревна.

7.            
Морской царь и Василиса Премудрая.

8.      Сказка о
молодильных яблочках и живой воде.

9.      Поди туда-не знаю куда, принеси
то-не знаю что.

10.    Терешечка.

11.   Царевна – Лягушка.

12.   Финист- ясный сокол

В шести
сказках она представляет «зло»,   в шести  сказках  — «добро».[3]

Во
всех сказках Баба Яга  выглядит одинаково. Это всегда старуха с костяной ногой.
В некоторых сказках она безобразная: например, в сказке «Финист-Ясный сокол»
описана так: «…баба-яга — костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а
нос к потолку прирос. ..». «Царевна-лягушка»: «.. на печи, на девятом
кирпиче, лежит Баба-Яга, костяная нога, зубы – на полке, а нос в потолок
врос».  «Марья-Моревна»: «… в избушке сидит Баба Яга, костяная нога, нос
в потолок врос, руки как крюки». А для того, чтобы попасть  к Бабе Яге,
приходится идти  долго, преодолевая разные препятствия. В сказке «Василиса
Прекрасная»
Василиса шла  всю ночь и весь день, только к следующему вечеру
вышла на полянку, где стояла избушка Бабы Яги.  Марьюшка  из сказки «Финист-Ясный
сокол»
шла  чистым полем, шла темным лесом, высокими горами, износила 
башмаки железные, посох железный изломала и колпак железный порвала, пока
пришла к избушке Бабы Яги. Дом у Бабы Яги – это избушка на курьих ножках.
«Огляделся Иван кругом, увидал тропинку и пошёл по ней – авось куда и приведёт.
И привела его тропинка в дремучий лес. Пусто кругом, не видать души
человеческой. Только стоит избушка одна-одинёшенька, на курьей ножке, об одном
окошке, со крутым крыльцом.»  «Сказка про Василису Премудрую»
«Гуси-лебеди»: «…стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя
поворачивается». А в сказке «Баба Яга и Заморышек» Баба Яга живёт в
белокаменных палатах. Передвигается  Баба-Яга в ступе, погоняя ее пестом,
заметая следы помелом. «Вдруг слышит Василиса – земля дрожит, ходуном ходит.
Это Баба Яга в ступе летит, пестом погоняет, помелом след заметает»  — так
описано появление Бабы Яги в сказке «Василиса Прекрасная».   Кто же
встречается в сказках с Бабой Ягой? По какой причине герой сказки попадает в
такое неприятное место? В некоторых сказках  у Бабы Яги оказываются дети. Баба
Яга хочет их съесть и предлагает сесть на лопату, чтобы она могла посадить их в
печь.  Детей или похищает сама Баба Яга, как в сказке «Терешечка», или
по ее приказу крадут детей гуси, как в сказке  «Гуси-лебеди». Но в этих
сказках дети оказались у Бабы Яги потому, что не послушали своих родителей.
Машенька не за братцем смотрела, а с подружками играла.  В этих сказках детей
Яга не съела, всем им удалось от нее сбежать, но для этого им пришлось обмануть
Ягу, проявить смелость, смекалку или попросить помощь у других героев, которые
помогали детям за их хорошее отношение к ним.     Иногда к Бабе Яге отсылают
своих падчериц-рукодельниц, красавиц мачехи, как в сказке «Баба Яга».  
Взрослые попадают к Бабе Яге почти всегда по своей воле, они специально ищут
ее. Кто же, кроме неё, может помочь добрым молодцам спасти своих красавиц? Баба
Яга много знает, особенно про волшебный мир, который отличается от мира людей.
А еще у нее часто просят волшебные предметы, которыми она владеет. В сказках «Марья
Моревна»
, «Баба Яга», «Баба Яга и Заморышек» героям,
пришедшим за помощью, Баба Яга соглашается помочь. Но она проверяет,
заслуживают ли волшебные предметы или коня герои, смогут ли они выполнить ее
задание. Например, в сказке «Марья–Моревна»: … «Здравствуй,
бабушка!» — «Здравствуй, Иван-царевич! Почто пришел — по своей доброй
воле аль по нужде?» — «Пришел заслужить у тебя богатырского коня!»
— «Изволь, царевич! У меня ведь не год служить, а всего-то три дня; если
упасешь моих кобылиц — дам тебе богатырского коня, а если нет, то не гневайся —
торчать твоей голове на последнем шесте!» В сказке «Баба Яга»: «Хорошо,
племяннушка, дам тебе иголочку да ниточку, а ты садись покуда поработай!»

 А есть такие сказки, в
которых Баба Яга помогает героям, не желая им зла. Но сразу при встрече
она тоже их пытается напугать, говорит: «Тьфу, тьфу, русским духом пахнет!
Красная девушка, дело пытаешь аль от дела лытаешь?» или «-Фу, фу, русского духу
слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришел! Вот изжарю
тебя в печи да съем и на косточках покатаюсь….».  И если герои не испугались,
говорили ласково, то Баба Яга им и предметы волшебные даёт, и дорогу
подскажет.   Получается, что одолеть Бабу Ягу или заслужить ее сочувствие и
помощь могут не все.  Остаются невредимыми только те, кто проявил выдержку,
смелость, не испугался её; был с Ягой вежливым; помогал  слабым, был умным,
смог перехитрить Бабу Ягу; сумел выполнить задание Яги. А если не сумел
угодить  Бабе Яге, то у нее и пропадёшь. [6]

В сказках Баба Яга –
старая  некрасивая  бабка, которая умеет  колдовать, воровать детей, летать в
ступе, заметая следы помелом. Злобная  Яга живет в лесу в избушке на курьих
ножках, которая умеет поворачиваться к лесу задом, а  пришедшему к ней передом.
На службе у Яги могут оказаться не только разные лесные жители — змеи, лягушки,
чёрные кошки, вороны, но и нечисть — черти, например, или сказочные существа  ­­­­­­­­­­­­­­­-    
кикиморы. А о том, что она не всегда злючка, она и сама иногда вспоминает. Кто
же, кроме неё, может помочь добрым молодцам спасти своих красавиц? Бабу Ягу
нельзя считать только злобной и сварливой колдуньей. Она может быть и доброй, и
мудрой. В разных сказках Баба Яга разная и судить однозначно о её образе
нельзя.

Волшебная
сказка знает несколько образов Бабы Яги:

1.
Яга-воительница

Яга
– воительница, сражающая с героями и побеждающая многих из них. Во многих
сказках Яга сама ездит верхом на коне и сражается подобно богатырю. Её «рать –
сила несметная». Яга-воительница, прилетев в избу и за­став в ней постороннего
человека, избивает его до полусмерти: «…Баба – Яга накинулась на собак, на
ворота, на берёзку, и на работницу, давай всех ругать и колотить»
(«Баба-Яга»).

2.
Яга-похитительница – наиболее распространённый тип и характерен
северному образу Яги, уносящей детей, которых она пытается изжарить (затем
следует бегство и спасение). Это образ связан, возможно, связан с двумя
обрядами. Так, во многих местах существовал обряд «пе­репекания ребёнка»,
совершавшийся над больными или слабыми детьми: ре­бёнка символически
уничтожали, чтобы он возродился вновь уже другим че­ловеком. Возможно, что
сказки о «Яге – похитительнице» возникли на основе древнего колдовского обряда,
посвящения юношей в охотники, введения их в определённую возрастную группу.
Обряд  заключался обычно в том, что мальчиков 10-12 лет на неко­торое время
уводили из селения и подвергали различным испытаниям, про­водя своеобразный
экзамен по всем практическим охотничьим навыкам; при этом юноши как бы
«умирали» для племени, чтобы вместо них «родились» мужчины, воины и охотники.
«Экзаменом на зрелость», который все юноши должны  были «сдать», руководил,
по-видимому, мужчина, охотник.

3.
Яга-дарительница. Гостя она выпрашивает и дарит предметы, обладающие
Волшебной силой: «Трудно, красавица, тебе будет его отыскать, да я тебе
помогу. Вот тебе серебряное донце, золотое веретенце, бери в руки, само прясть
будет, потянется нитка не простая, а золотая»
(«Финист – ясный сокол»).

4.
Яга-советчица  (Яга сама ничего не делает для героя, но указывает, к
кому обратиться за помощью или советует, что нужно сделать): «Послушай же,
ступай по тропинке. И дойдешь до пруда, спрячься за деревом и выжидай время»
(«Василиса 
Премудрая»).

5.
Яга-повелительница  сил природы и животного мира (Яга повелевает утром,
вечером, ночью; ветром и лесным зверьём):

«… Баба – Яга вышла и говорит своей работнице:

 — Ступай, истопи баню, да вымой племянницу, да
смотри, хорошенько
«Баба- Яга».

6.
Яга-охранительница (покровительница), следящая с помощью своих волшебных
помощников (совы, блюдечка и проч.) за похождениями героя.

В
сказках, где одновременно фигурируют Баба Яга и Кощей Бессмертный, Яга
выступает в роли покровительницы и дарительницы, а Кощей – в роли воителя и
похитителя.

7.
Яга-прародительница  (мать-бабка для нескольких своих дочерей-
внучек-ягишн, хозяйка лесных зверей (аналог лешего), тётка (сказка «Баба
Яга»).[4]

2.3.Общие
выводы

Таким
образом, в прочитанных мною сказках Баба Яга представляется старой, беззубой
женщиной, у нее длинный нос.
Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих ножках, которая поворачивается к
лесу задом, а к пришельцу передом; забор вокруг избы – из человеческих костей,
на заборе – черепа, вместо дверей – ноги, вместо запоров – руки, вместо
замка – рот с острыми зубами.
Герои обращаются к Бабе Яге ласково – «бабушка». Баба Яга помогает героям,
которые заслуживают этого, хотя не переносит русского духа. В 6 сказках из
12 Баба Яга – положительный персонаж, в 6 сказках – отрицательный. Значит, Бабу
Ягу нельзя считать только злобной и сварливой колдуньей.
Баба Яга обладает волшебными вещами, служат ей разные животные. Преследуя
сказочных героев, убегающих от нее, она гонится за ними черною тучею. В двух
сказках Баба Яга погибает: в одной – упала в огненную реку с моста («Марья
Моревна»), в другой ей отрубает голову Иван-царевич («Иван-царевич и Белый
Полянин»). В трех сказках Баба Яга имеет сестер, в одной сказке – даже
детей (41 дочь). Эта сказка необычна тем, что Баба Яга живет не в избушке на
курьих ножках, а в белокаменных палатах.
Баба Яга ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями.
Баба Яга – обладательница огня («Василиса Прекрасная»), волшебных вещей,
знания, помогающего главному герою одолеть своего противника
(«Царевна-лягушка»).
Во всех сказках Баба Яга действует в трех воплощениях: 1) Яга-богатырша
(«Иван-царевич и Белый Полянин»), где она на равных бьется с богатырями; 2)
Яга-похитительница («Гуси-лебеди», «Баба Яга»), где крадет детей; 3)
Яга-дарительница (во всех остальных сказках), где она приветливо встречает
главного героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные
советы, вручает богатые дары.

 

Таким
образом, исследование подтверждает гипотезу, что Баба-Яга не только
отрицательная, но и положительная героиня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.
Заключение.

     
В ходе своего исследования я нашла ответы на многие вопросы. Я прочитала много
русских народных сказок, узнала значение многих непонятных слов, провела опрос
среди учащихся по теме исследования, узнала из дополнительной литературы многое
о Бабе Яге.  Мне очень понравилось анализировать сказки.

Я
поняла, что нужно всегда внимательно относиться к чтению любого художественного
произведения, так как только вдумчивое чтение позволит сделать какие-нибудь
новые открытия.

Оказалось,
что  Баба Яга всегда разная. У нее много ролей, много всегда видов. Она бывает
не только злой, но  и доброй, хозяйственной, гостеприимной. Взрослые
рассказывают нам  о том,  что доброта, ум, вежливость и смелость помогают не
только дойти до цели, но и остаться в живых, остаться  человеком. Сама Баба Яга
совсем не милая старушка, а все же страж между добром и злом, и может быть и на
стороне добра, и на стороне зла.  Благодаря своему исследованию я узнала много
нового и интересного.

 
Перспективный план:
В дальнейшем хочу изучить мифический
образ и проанализировать влияние истории на развитие образа. Мне так же будет
интересно прочитать и проанализировать сказки народов мира, где есть схожий с
русской Бабой Ягой персонаж.

Надеюсь,
что мои исследования будут интересны и ученикам, и учителям и пригодятся при
проведении уроков и внеклассных мероприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.       Библиография

1.     
Большая книга русских сказок. –
СПб.: «Ленинградское издательство», 2011. — 576 с., ил.

2.     
Даль
В.И..Толковый словарь русского языка в 4-х томах.- М.: «Русский язык»,1991.

3.      Диво дивное: Русские народные сказки в 2-х т. Т. 1
Сост. А. Д. Шавкута.- М.: Современник, 1993.-256 с., ил.

4.      Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. –
С.-Петербург: Лабиринт, 1996, – 336 с.

5.      http://www.etnograd-vrn.ru/баба-яга.html

6.     
http://www.b17.ru/article/6550/

7.      http://www.yugzone.ru/articles/psy.php?id=6550

8.     
http://elhow.ru/ucheba/literatura/literaturnye-personazhi/kto-takaja-baba-jaga

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Опрос
среди учащихся.

Результаты
ответов были таковы:

1.
Кто такая Баба Яга?


— Вымышленный персонаж

 


-Ведьма, колдунья

 


— Пожилая женщина

 


— Злая сварливая старуха

 


— Старушка с метлой

 

2. Какой
вы себе ее представляете?


— Злой, сердитой, плохой


— Веселой, шутливой                  


—  Агрессивной, нервной

Где
она живет?

8ч —
В лесу в избушке на курьих ножках

1ч -На
болоте в избушке

 Чем
занимается?

1ч — Ходит в гости к
Лешему, Кощею

2ч — Летает в
ступе,                      0ч — прядёт пряжу

1ч — Ест
детей                             5ч — варит зелье, колдует,

Как
выглядит костяная нога?

4ч —
Сделана из кости

2ч.
— Деревянная нога

0ч —
Волшебная нога               3ч — Выглядит как у скелета

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Дневник
исследовательских работ

Таблица № 1   Календарный план исследовательского  реферата.

 

Дата записи

Вид деятельности

Результат

Примечание

15. 09.14

Выбор темы

Тема исследования: «В чём заключается
загадочный образ Бабы Яги?».

 

16.09.14-02.10.14

Поиск соответствующей информации в
Интернете, подбор литературы по выбранной теме

Результат поиска: обширная

информация

 

03.10.14

Определение  цели и задач исследования

Постановка цели и задач

 Уточнить задачи

06.10.14

30.10. 14

Изучение теоретического материала

Просмотр различных сайтов, энциклопедий

 

30.10.14

20.12.14

Чтение и анализ сказок

Сказки прочтены

 

23. 12.14

Обработка информации

Написание части «Введение».

 

14.01.14

Составление вопросов для опроса учащихся

Вопросы составлены.

Провести опрос

21.01.15

01.02.15

Исследовательская работа

Анализ сказок

 

04.02.14

Обработка информации

Написание основной части работы

Обобщение полученных данных

11.02.13

Обработка информации

Написание части «Заключение»

Обобщающие работы, выводы

18.02.13

Подготовка к отчёту

 создание презентации

 

 

 

Персональный сайт — История Быбы Яги Проект, реферат, Образец по литературе

 

Тема:

«Образ Бабы Яги в сказках, мифологии

и истории славянских народов»

 

                                                           Выполнила

                                                                    ученица 3 «В» класса

                                                                   МБОУ Школы № 124

                                                                             Промышленного района

                                                               Сафонова Варвара.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение……………………………….…………………………….………..3

 

  1. Сказочные черты образа Бабы Яги…………………………….……..5
  2. Мифологический смысл образа Бабы Яги……………………………8
  3. Историческая основа образа Бабы Яги………………………………10

 

Заключение………………………………………………………………..….12

Список использованной литературы………………………………………  13

ВВЕДЕНИЕ

В прошлом году я была на конференции, где среди выступлений было одно, посвященное образу Бабы Яги. Главный вопрос заключался в том, чтобы определить: добрая она или злая? Меня заинтересовала эта тема, и я потом долго размышляла о смысле образа Бабы Яги в волшебных сказках. В конце концов пришла к мысли о том, что суть не в том, положительную или отрицательную роль играет Баба Яга в народных сказках, а в том, что значение этого образа уходит глубоко в древность и в сказках о Бабе Яге отразились глубокие мифологические верования русского народа. Роль ее значительна и строго определена, и все ее поступки подчинены особому ритуалу. От своих незваных гостей Баба Яга требует знание этого ритуала, четкое соблюдение определенных действий. Как на экзамене: сдал – поможет, путь покажет; не сдал – пересдачи уже не жди.

Цель моей работы – проанализировать образ Бабы Яги в русских народных сказках и определить истоки и назначение этого образа.

Чтобы достичь успеха, был определен ряд задач:

  • Перечитать русские народные сказки, где среди персонажей присутствует Баба Яга;
  • Изучить историю образа, представленную в энциклопедиях и книгах исследователей фольклора;
  • Систематизировать изученный материал;
  • Провести опрос по проблеме исследования среди одноклассников;
  • Проанализировать полученные результаты и сделать вывод о роли Бабы Яги в русском фольклоре.

Гипотеза исследования. Я предположила, что внимательное изучение текста сказки поможет раскрыть связь ее с мифом, а через миф можно приоткрыть историческую основу сказочных персонажей, в нашем случае историческую основу образа Бабы Яги.

Свое исследование я проводила на основе сказок из сборника «Народные русские сказки», составленного Александром Николаевичем Афанасьевым. В этот сборник включены сказки из многих областей нашей страны: от северных архангельских сказок до южных астраханских; от московских и рязанских до оренбургских и енисейских. В этом сборнике представлено сказочное народное творчество чуть ли не всей нашей страны. Для исследования мною были выбраны следующие волшебные сказки о Бабе Яге:

«Баба Яга»

«Баба Яга и Заморыш»

«Царевна-лягушка»

«Гуси-лебеди»

«Марья Моревна»

«Иван-царевич и Белый Полянин»

«Заколдованная королевна»

«Ивашко и ведьма»

«Иван Быкович»

«Медведко, Усыня, Горыня и другие богатыри»

«Перышко Финиста ясна сокола».

 

Чтобы разобраться в истории образа Бабы Яги, мною были изучены главы о Бабе Яге в следующих книгах: «Исторические корни волшебной сказки» В. Я. Проппа, «Тайны славянских богов» Ф.С. Капицы, энциклопедии «Русская литература» издательства «Аванта+» и «Святая Русь», а также в ходе работы я обращалась к этимологическому словарю и «Толковому словаря великого русского языка» В.И. Даля.

Отправной точкой моего маленького исследования стал письменный опрос в 3 «В» классе 124 школы г. Самары. Я задала одноклассникам вопрос, касающийся роли Яги в народных сказках: «Для чего нужна Баба Яга в русской народной сказке?». Были получены следующие ответы: чтобы было интересно – 18 ответов, чтобы было пострашнее – 15 ответов; чтобы помочь герою – 13 ответов, чтобы сказка была волшебной – 11 ответов, чтобы напугать героя – 7 ответов, чтобы испытать героя – 5 ответов, чтобы съесть героя – 3 ответа. Как мы видим, ответы опрошенных показали, во-первых, многообразие функций Яги в сказочном мире и, во-вторых, явный интерес учащихся к этому сказочному персонажу.

 

 

 

Баба Яга в сказках, мифологии и истории славянских народов

  1. 1.       Сказочные черты образа Бабы Яги

 

В толковом словаре Владимира Ивановича Даля читаем: «Яга – род ведьмы, злой дух под личиной безобразной старухи. Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела; сосцы висят ниже пояса; она ездит за человечьим мясом, похищает детей» (1, 568). Согласитесь, не слишком лицеприятный образ создает Вл. Даль в словарной статье о Бабе Яге. Стоит рассмотреть образ этого сказочного персонажа повнимательнее.

Баба Яга в волшебной сказке – старая горбатая колдунья с длинным крючковатым носом и костяною ногой. Вот как описана она в сказке «Василиса Прекрасная»: «Скоро послышался в лесу страшный шум: деревья трещали, сухие листья хрустели; выехала из лесу баба-яга – в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает».

Где же она живет? В лесу, в избушке на курьих ножках; избушка окружена частоколом из человеческих костей. Вот описание избушки в сказке «Марья Моревна»: «Стоит дом бабы Яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый». Сказка «Иван Быкович»: «В дремучем лесу стоит избушка на курячьих ножках, на бараньих рожках, когда надо – повертывается».

Избушка может поворачиваться по волшебному заклинанию: «Избушка, избушка! Стань по-старому, как мать поставила, — к лесу задом, а ко мне передом!».  Или так: «Избушка, избушка, повернись к нам передом, к лесу задом; нам в тебя лезти, хлеба-соли ести». Иногда в сказке Баба Яга живет не в лесной избушке, а в пропасти в подземное царство. И героям приходится туда спускаться, преодолевать опасности и совершать подвиги.

Баба Яга – могущественная волшебница, ей подчиняются звери, ветры и другие стихии. Волшебные животные, состоящие у нее на службе, очень разные. Вот несколько примеров.

Название сказки

животные

Роль в сказке

«Баба Яга»

 

Кот,

собака

Должны задержать пленника Бабы Яги, но на самом деле помогают героине за доброе с ними обращение.

«Марья Моревна»

 

Волшебные морские кобылицы

Могут облететь весь мир, служат испытанием Ивану-Царевичу.

«Гуси-лебеди»

 

Гуси-лебеди

Служат Бабе Яге, похищают для нее малых детушек.

 

Особой сказочной образностью наполнено изображение трех слуг-всадников из сказки «Василиса Прекрасная»: «Вдруг скачет всадник: сам белый, одет в белое, конь под ним белый, и сбруя на коне белая, — на дворе стало рассветать». «Идет она дальше, как скачет другой всадник: сам красный, одет в красном и на красном коне, — стало всходить солнце». «Вдруг едет опять всадник: сам черный, одет во все черное и на черном коне; подскакал к воротам бабы-яги и исчез, как сквозь землю провалился, — настала ночь».

Баба Яга обладает волшебными вещами. Приведем несколько характерных примеров.

Название сказки

Волшебные вещи

Как помогают герою

«Василиса Прекрасная»

 

Три пары рук

Выполняют приказы Бабы Яги

«Баба Яга и Заморыш»

Череп с горящими глазами

Сжег мачеху и ее дочерей дотла.

«Царевна-лягушка»

 

Ковер-самолет

Получив от Бабы Яги ковер-самолет, герой возвращается на нем на святую Русь.

«Заколдованная королевна»

 

Ветры буйные

Приносят Бабе Яге вести со всего мира.

 

Баба Яга не ходит пешком, а разъезжает в ступе. В сказке «Баба-яга»           говорится: «Баба-яга костяная нога поскорей села на ступу, толкачом погоняет, помелом след заметает и пустилась в погоню». Все перечисленные волшебные способности делают Бабу Ягу сильной, быстрой и практически непобедимой.

В каждой сказке Баба Яга выполняет важную роль. Иногда она является доброй старушкой, указывая дорогу. А иногда ворует детей и пытается их съесть.

Одни герои приходят к ней за советом. В сказке «Царевна-лягушка» Иван-царевич отправляется на поиски Елены Прекрасной и приходит к избушке на курьих ножках. Старая ведунья все знает о его горе, она знает и то, где сейчас Елена Прекрасная и как ее можно вызволить. В сказке «Иван Быкович» три богатыря Иван-царевич, Иван, кухаркин сын, и Иван Быкович отправляются сразиться с чудом-юдом. И наезжают на избушку на курьих ножках. Баба Яга благодарит их за доброе дело, на которое они решились, принимает их ласково, кормит-поит и в путь-дорогу отправляет.

А в сказке «Баба Яга и Заморыш» Заморыш и его сорок братьев отправляются искать себе невест. Заехали молодцы за тридевять земель и наехали на дом Бабы Яги. У той 41 дочь. Ночью Баба Яга хотела убить незваных гостей, но по ошибке убила своих дочерей. Так в сказке наказывается зло в лице Бабы Яги.

Другие герои идут не по своей воле.  В сказках « Баба Яга» и «Василиса Прекрасная» мачеха отправляет падчерицу к Бабе Яге на съедение. В сказке «Ивашко и ведьма» ягая-баба сама похищает Лутонюшку, заговорив с ним голосом родной матушки.  В первой сказке девочке помогают убежать звери, к которым она отнеслась ласково. Во второй сказке Баба Яга сама отправила Василису домой, как только узнала, что у нее есть материнское благословение – куколка. Лутонюшка же умом и хитростью обманывает злую ведьму и улетает на крыльях, сделанных из перышек добрых гусей, пролетавших мимо.

Очень важным для героя становится умение вести себя с Бабой Ягой по «сказочным правилам». Например, в сказке «Баба Яга и Заморыш»:

— Ах, вы, незваные — непрошенные!

— Ну, старая, чего кричишь? Ты прежде накорми-напои, в баню своди, да после про все и спрашивай.

Интересно, что в одних сказках герои обращаются к ней вежливо, величают «бабушкой», а в других, наоборот, не церемонятся и называют «старой хрычовкой». Судя по всему, оба эти обращения считаются правильными для разных категорий героев. Поэтому старая волшебница, услышав правильные слова, вынуждена принять героев и выполнить их просьбу.

Вл. Пропп в книге «Исторические корни волшебной сказки» пишет о том, что в сказках Яга выступает в трех воплощениях:

  1. Яга-богатырша (««Иван-царевич и Белый Полянин»).
  2. Яга-похитительница («Гуси-лебеди», «Ивашко и ведьма»).
  3. Яга-дарительница (самый притягательный, на мой взгляд, образ, воплощенный во многих сказках). Кстати, проведенный ранее опрос среди третьеклассников также показал, что этот образ Яги кажется им самым главным: «чтобы помочь герою» – 13 ответов.

Подводя итог этой части работы, мы можем сказать о важности и незаменимости этого образа для русской волшебной сказки. Она и страху нагонит, и героя на выносливость испытает, и волшебство проявит, и уму-разуму научит. В сказочном образе Бабы Яги проявилось творчество русского народа, умение через слово выразить свою фантазию и мастерство сказителя. Волшебная сказка многие поколения передавалась из уст в уста, обрастала новыми подробностями и в итоге предстала перед читателем в отточенном чарующем облике.

 

 

 

 

 

  1. 2.     Мифологический смысл образа Бабы Яги

Мифология – это совокупность древнейших верований какого-нибудь народа, отраженная в мифах. Миф – это древнее народное сказание, легенда.

Каким бы ни был миф, он повествует о чудесном и сверхъестественном, о чем-то, что выходит за рамки обыденного и является настолько грандиозным и значимым, что сохраняется в памяти поколений.

Миф, в отличие от сказки, не создавался для развлечения. Можно утверждать, миф древнее сказки. Если о сказке заранее можно сказать, что это выдумка, придуманная для развлечения и поучения, то в миф люди верили, мифологическому персонажу отводили место в реальной жизни, обращались с ним очень осторожно с соблюдением особых правил.

Нет сомнения в том, что среди героев фольклорных сказок есть те, которые пришли в сказку из мифа, и именно мифологические корни придают им особый смысл в каждом сказочном сюжете.  Если бы Баба Яга была просто придумана, для того чтобы пугать ею маленьких детей, то, наверное, ее образ не обязательно было так четко структурировать и всесторонне характеризовать: где живет, как живет, какая она, как вести себя при встрече с ней. Такая подробность обычно сопровождает обрядовые ритуалы.

Ритуал – это гораздо больше, чем просто церемония или праздник, это совокупность действий, в силу и магию которых безгранично верили и выполняли значительно и с почтением.

Как мы уже сказали, у образа Бабы Яги есть глубокие мифологические корни. Мне кажется, что в сюжетах, связанных с Бабой Ягой, отразились именно обрядовые, ритуальные действия древнерусского народа, связанные с важными этапами быта и жизни. Народные поверья отводят Бабе Яге важное место среди нечистой силы.

Баба Яга – древнее славянское божество. Имя Яга, по мнению ученых, может происходить от санскритского «змей». Предполагается, первоначально она была божеством смерти и представлялась в виде женщины со змеиным хвостом, которая жила на границе мира живых и царства мертвых, стерегла вход в подземный мир. Костяная нога Бабы Яги – это атрибут смерти, мертвой ноги. В отдельных сказках появляется образ Бабы Яги золотой ноги («Иван-царевич и Белый Полянин») и глиняной ноги («Гуси-лебеди»). Символика нежити присутствует и здесь, напоминая о загробной жизни. Вспомним, что в древности в могилу умершего клали как золотые, так и глиняные изделия, чтобы он ни в чем не нуждался на том свете.

Образ Бабы-Яги связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир. В этих легендах Баба-Яга, стоящая на границе миров служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мёртвых, благодаря совершению определённых ритуалов. Баба-Яга внутри своей избушки представлялась как бы живым мертвецом — она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мёртвых, мёртвые не видят живых). Она узнавала о его прибытии по запаху — «русским духом пахнет».

Лес, который продолжается за ее избушкой, — страшный дремучий лес иного мира. Поэтому герою всегда грозит опасность не вернуться назад и никогда не увидеть белый свет. И именно поэтому так важны советы Бабы Яги и дары – клубочек, который путь укажет, шапка-невидимка, ковер-самолет, волшебный платочек. Пройдя испытания в избе Бабы Яги, человек наделяется многими волшебными дарами-качествами, подчиняет себе разных обитателей иномирья и одолевает страшных чудовищ.

Мифологическое могущество Яги поистине беспредельно. Бабе Яге подвластно время: ее слуги – это белый, красный и черный всадники, то есть утро, день и ночь. Она живет в лесу на границе мира мертвых, она летает в ступе и на помеле, а это значит, что в ее власти и воздушная стихия. Огонь тоже в ее власти – и тот, что в печи, и тот, что горит в глазницах страшных черепов на ее частоколе. Таким образом, перед нами мифологический образ великой богини, повелевающей Жизнью и Смертью, Временем и Судьбой.

 

  1. 3.     Историческая основа образа Бабы Яги

Все сказки о Бабе Яге начинаются с того, что главный герой уходит из родного дома, и судьба его приводит в чужой странный мир.

Дело в том, что у древних народов существовал обряд инициации – посвящения юношей в мужчины. Юноша должен был доказать, что он уже достаточно взрослый, что на него можно положиться, что он усвоил мудрость старших, что он достойный воин и охотник. Обряд посвящения всегда сопровождался различными испытаниями в силе, ловкости и смекалке. Кто же проводил такие испытания и где?

Это должен был быть особый, умудренный жизненным опытом человек, и происходить обряд должен был в особом месте – там, где, по поверьям древних, молодые люди могли получить Мудрость и Знание от предков. Очень может быть, что Баба Яга в реальности – это женщина-жрица, глава рода, которая в укромном и священном месте леса испытывала претендентов на взрослость. Она мудра, и способно научить любого – от Ивана-царевича до Иванушки-дурочка.

Ученые очень заинтересовались тем фактом, что в некоторых сказках к Бабе Яге попадают не только юноши, но и красные девицы. Причем живут подолгу, выполняют тяжелую работу. Очень может быть, что в глубокой древности красивым и умным девушкам (Василисам Прекрасным и Василисам Премудрым)  отводилась особая роль в племени, и они тоже проходили некий обряд посвящения. Кстати, есть еще одно толкование слова «Яга» — оно означает «решающая».

Как известно, избушка Бабы Яги стоит на курьих ножках, и художники в иллюстрациях к сказкам изображают эти ножки в виде куриных лапок. Но название, скорее всего, произошло от «курных» ножек, то есть окуренных дымом для особой крепости столбов, на которых древние славяне ставили срубы домов.

Еще одним прообразом Бабы Яги в реальной жизни могли служить знахарки и ведуньи, которые селились вдали от людей, часто в лесу. Там они собирали лекарственные травы и в случае необходимости лечили больных людей из окрестных деревень. Многие считали их связанными с нечистой силой и боялись. Поэтому в воображении людей они вполне могли воплотиться в страшный и таинственный образ Бабы Яги.

Итак, сказки о Бабе Яге – хранилище информации о древней жизни народа, о реальных событиях, происходящих очень-очень давно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как народ узнает свою историю, если ее корни уходят в такие стародавние времена, когда и письменности еще не было, а значит, не могло сохраниться ни документов, ни воспоминаний? На помощь приходит устное народное творчество, где в поэтизированной форме от поколения к поколению сохранилась и передавалась наша история – мысли, дела, увлечения и верования наших далеких предков.

В итоге нашего исследования мы пришли к выводу о том, что волшебные сказки о Бабе Яге являются во многом отражением народных мифов и поверьев, а те, в свою очередь, являются полузабытыми фактами из настоящей жизни. В Бабу Ягу, которую современные люди считают просто сказочным персонажем, когда-то верили не только дети, но и взрослые. Хранительница рода, главная жрица древних славян – мифологическая богиня – незаменимый персонаж волшебной сказки – во всех трех планах (историческом, мифологическом и сказочном) Баба Яга предстает как воплощение человеческих представлений о жизни и мироустройстве.

Поразительно: зачастую в сказке Бабе Яге отводится всего один – два эпизода, но без нее сказка не состоится – герой пути не найдет, волшебного помощника не получит, царевну не спасет. Получается, что, несмотря на небольшое количество времени, которое ей отведено, Баба Яга является чуть ли не центральным персонажем волшебной сказки.

И еще один вывод сделала я. Сказки – чтение удивительное и захватывающее, но не менее захватывающим является изучение истории сказки и истории ее персонажей.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Даль В.И. Энциклопедия русского слова. – М., 2002.
  2. Капица Ф.С. Тайны славянских богов. – М., 2006.
  3. Народные русские сказки / Из сб. А.Н. Афанасьева. – М., 1982.
  4. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – М., 1989.
  5. Святая Русь. Большая энциклопедия Русского народа / Платонов О.А. – М., 2004.
  6. Устное народное творчество // Русская литература: Энциклопедия для детей. – М., 1998.
  7. Этимологический словарь / Семенов А.В.- Москва, 2003.

 

 

 

Баба Яга: Самая большая злая ведьма из всех?

Идет загрузка

Баба Яга: Самая великая «злая ведьма» из всех?

(Изображение предоставлено Артемием Обером)

Автор: Дэвид Барнетт, 21 ноября 2022 г. книжные выставки, — говорит Дэвид Барнетт.

I

В сказках женщины определенного возраста обычно играют одну из двух ролей: злой ведьмы или злой мачехи, а иногда и то и другое.

 

Больше похоже на это:

–      Ужас, демонизировавший пожилых женщин

–      Новые жестокие женские образы в кино и на телевидении В славянском фольклоре Баба Яга, безусловно, соответствует требованиям злой ведьмы — она живет в доме, который ходит по лесу на курьих ножках, а иногда летает в гигантской ступе с пестиком. Обычно она появляется в образе ведьмы или старухи, и известно, что она в самой колдовской манере пирует на детях.

Как показано в русской сказке «Василиса Прекрасная» (изображена выше на иллюстрации XIX века), Баба-Яга может быть как героем, так и злодеем (Фото: Getty Images)

Однако она также является гораздо более сложным персонажем, чем это синопсис предполагает. Хитрая, умная, полезная, а не помеха, она действительно могла быть самым феминистским персонажем в фольклоре.

Легенда о Бабе Яге настолько живучая, что только что вышла новая антология рассказов «В лес» (издательство Black Spot Books), в которой представлены 23 интерпретации персонажа, написанные ведущими женщинами-писательницами ужасов. Истории охватывают столетия: «Лунный свет и мох» Сары Тантлингер предлагает сказочное воплощение одной из классических историй о Бабе-Яге, Василисе Прекрасной, а «Вода, как разбитое стекло» Карины Биссетт помещает Бабу-Ягу на фоне Второй мировой войны. В то же время «Укусы аиста» Э. В. Найт раскрывает ужасающие аспекты мифа как поучительную сказку для любознательных детей.

История Яги

Баба-Яга фигурирует во многих славянских и особенно русских народных сказках, причем самое раннее письменное упоминание о ее появлении относится к 1755 году, как часть рассуждения о славянских народных деятелях в книге Михаила В Ломоносова «Русская грамматика». . До этого она появлялась в гравюре на дереве как минимум с XVII века, а затем регулярно появлялась в сборниках русских сказок и фольклора.

Если вы киноман, вы можете узнать это имя по фильмам о Джоне Уике с Киану Ривзом в главной роли, в которых враги называют одноименного антигероя Бабой Ягой, что придает ему таинственное очарование почти мифического призрака. Легенда японской анимации Хаяо Миядзаки использовал Бабу-Ягу в качестве владельца бани в своем отмеченном наградами фильме 2001 года «Унесенные призраками». Баба Яга появляется и в музыке; В сюите Модеста Мусоргского 1874 года «Картинки с выставки» есть девятая часть под названием «Избушка на курьих ножках» (Баба-Яга). Вполне возможно, что она скоро появится и на маленьком экране; Нил Гейман использовал ее в своих комиксах о Песочном человеке для DC, адаптация которых только что анонсировала второй сезон Netflix.

Гейман также использовал Бабу-Ягу в серии комиксов «Книги магии», и то, как он развернул персонажа, подчеркивает ее моральную двусмысленность: там, где она помогала в «Песочном человеке», в «Книгах магии» она скорее злодейка. Он рассказал BBC Culture, что впервые столкнулся с Бабой Ягой в возрасте шести или семи лет, когда читал детскую фантастическую книгу «Сестра дракона и путешествия Тимоти» британской писательницы Маргарет Стори, в которой она появилась. «[Я] чувствовал, что она была самой интересной из всех ведьм, и чувствовал это еще больше, когда читал некоторые русские истории, в которых она фигурирует», — говорит он. «Кажется, что у нее есть собственная жизнь вне истории, что есть у очень немногих сказочных персонажей».

Into the Forest редактирует Линди Райан, писатель и штатный профессор науки о данных и визуальной аналитики в Университете Рутгерса, Нью-Брансуик, штат Нью-Джерси, который также является основателем Black Spot Books, издателя Into the Forest, небольшого издательства. посвященный женщинам-писательницам ужасов. Так как же американец оказался очарован этим славянским мифом?

«Моя русская мачеха эмигрировала в Соединенные Штаты вскоре после распада Советского Союза, — говорит Райан, — и вместе с моей сводной сестрой и сводной бабушкой привезла с собой борщ, матрешек и Бабу-Ягу. Когда мы росли с красиво облагороженными диснеевскими принцессами, я предпочитал сказки братьев Гримм, Шарля Перро и Ганса Христиана Андерсена — и, конечно же, книги славянских сказок и фольклора, в которых рассказывалось о Бабе-Яге».

Баба-Яга была источником вдохновения для легенды мультипликации Хаяо Миядзаки, в том числе с персонажем владельца бани в «Унесенных призраками» (Фото: Alamy) есть школа научной мысли, которая говорит, что она славянский аналог греческого божества Персефоны, богини весны и природы. Она непременно ассоциируется с лесом и лесами, с дикостью природы. «Сущность Бабы-Яги существует во многих культурах и во многих историях и символизирует непредсказуемую и неукротимую природу женского духа, Матери-Земли и отношения женщин к дикой природе», — говорит Райан.

Что возвышает Бабу-Ягу над обычными двухмерными ведьмами из фольклора, так это ее двойственность, иногда как почти героиня, иногда как злодейка, и ее богатое, земное воплощение женственности. «Баба Яга до сих пор остается одной из самых неоднозначных, хитрых и умных женщин фольклора», — говорит Райан. «[Она] вызывает страх и уважение и одновременно трепет и желание. Я восхищаюсь ее беззаботностью и ее независимостью, даже ее жестокостью, и в мире, где женщины так часто сводятся к туманным пятнам непоследовательности, она фигура, которая напоминает нам что мы свирепы и неукротимы, и что за такие свободы часто приходится платить».

На самом деле, она что-то вроде прото-феминистской иконы. «Конечно, да», — говорит Йи Иззи Ю, один из авторов, написавших рассказ для «Чем дальше в лес». Один из способов, которым она заслуживает такого описания, заключается в том, что она полностью разрушает стереотип заботливой матери, применяемый к женщинам, поедая детей, а не выталкивая их или кормя грудью. «Она сильна, несмотря на то, что непривлекательна в общепринятом смысле. Она живет по своим магическим понятиям, а не по мирским правилам», — говорит Иззи. «И она бросает вызов концептуальным категориям на каждом шагу. Даже ее дом — это и дом, и курица, что делает ее, да, в некотором смысле привязанной к дому, но никоим образом не «привязанной». Таким образом, я думаю, она ранняя цыганка на автодоме».

Настоящий преступник

Иззи сравнивает Бабу-Ягу с персонажами-обманщиками из многих мифологий, такими как скандинавский бог озорства Локи или Койот из индейского фольклора. «Хотя Баба-Яга часто играет злодея, она также может предложить помощь. Например, в «Василисе Прекрасной» она помогает освободить Василису из лап ее злой приемной семьи», — говорит она. «И хотя с Бабой опасно иметь дело, как и со многими из тех, кто действует на теневой стороне закона в современных фильмах, она также может оказаться бесценной в опасных обстоятельствах».0003

«Таким образом, Баба-Яга усложняет пассивную воспитательную роль женщины с помощью типа «Я сделаю все, что захочу», власть вне закона, которую обычно ассоциируют только с мужчинами. Тогда можно сказать, что Баба-Яга пересекает границу троп злой ведьмы с тропом феи-крестной, чтобы создать в конечном итоге гораздо более предсказуемую и мощную роль, чем любой из них «.

Иззи родился и вырос в Северном Китае, и, поскольку большая часть русской литературы была переведена на китайский язык, Баба Яга пересекла границу и проникла в китайскую психику. «Мое первое знакомство с Бабой Ягой было связано с китайским мультфильмом, который я увидел, когда был очень маленьким. Я помню этот мультфильм, потому что я сказал своей бабушке, что Баба Яга выглядит точно так же, как мой Большой дядя. Это заставило ее рассмеяться. Большой дядя не смеялся», говорит Иззи.

Фильмы о Джоне Уике являются одними из самых маловероятных культурных произведений, в которых упоминается Баба-Яга, как называют антигероя Киану Ривза его враги (Источник: Alamy). популярный в Восточной Азии, главным образом потому, что, по словам Иззи, «горы ассоциируются с великой духовной силой и с фигурами отшельников, которые решают жить на своих условиях — очень похоже на то, как Баба Яга во многом сама себе женщина». Она добавляет, что в Японии есть персонаж по имени Ямамба, который «поразительно похож на Бабу Ягу — ее тоже часто изображают с отталкивающими физическими чертами и пристрастием к детям. изменения и преобразования, и хранитель героев».

Для Линди Райан концепция антологии ужасов, ориентированной на женщин, возникла раньше, чем идея книги на тему Бабы Яги… но великая лесная ведьма оказала свое влияние. «Я хотел, чтобы в антологии были голоса женщин со всего мира, которые не боялись рассказывать свои истории, раскрывать свою дикость и злобу, и таким образом я чувствую, что Баба-Яга пришла ко мне как муза для антологии. » объясняет она. «Что, пожалуй, больше всего удивило, так это готовность, с которой авторы взялись за дело, и резонанс, который Баба несет по всему миру. Она действительно универсальный персонаж, и я был поражен откликами женщин со всего мира, которые объединили свои голоса. со своей».

Публикация Иззи «История дома» исследует одну из уникальных граней мифа о Бабе Яге — ее ветхий домик, который ходит на курьих ножках, и рассказывает о его создании и строительстве. «Я был просто очарован, думая о маленьких куриных ножках этого большого старого дома. Это прямо привело меня к желанию написать что-нибудь о доме. Кроме того, я только что закончил перевод «Книги теней Цзи Юня» — сборника 18-го века. -Century Китайские странные сказки. Они наполнены лисьими духами, черной магией тибетской красной шляпы и другими проявлениями шаманизма, а также рассказами о сверхъестественно разумных или наделенных силой животных и странных метаморфозах. Это вдохновило меня на атмосферу, которую я хотел создать в «Истории». Дома и его темы».

Есть ли уроки для нас сегодня из легенды о Бабе Яге? Иззи так думает. «Она шаманский обманщик, категория и нарушительница границ, [напоминание], что свобода находится немного за пределами социальных норм, и что мы можем учиться как у тьмы, так и у света. В конечном счете, я думаю, что она учит». И то и другое’ логика. Она напоминает нам, что мы и герой, и злодей, что курица также может быть домом, и что мы можем охватить как желания плоти, так и тайны духа».

Райан соглашается и предупреждает тех, кто отвергает силу Бабы-Яги, и при этом всех женщин. «Я думаю, нам лучше помнить, что Баба-Яга может и спрятаться в лесу, но она наблюдает и помнит», — говорит она.

В лес: Сказки о Бабе-Яге под редакцией Линди Райан вышла в издательстве Black Spot Books.

Любите книги? Присоединяйтесь к BBC Culture Book Club на Facebook, сообществе фанатиков литературы со всего мира.

Если вы хотите прокомментировать эту историю или что-либо еще, что вы видели на BBC Culture, перейдите на нашу страницу Facebook или напишите нам по номеру   Twitter .

Если вам понравилась эта история,  подпишитесь на еженедельную рассылку новостей bbc.com под названием The Essential List. Подборка историй из BBC Future, Culture, Worklife и Travel, доставляемых на ваш почтовый ящик каждую пятницу.

Купить Баба Яга Отшельник Карты Таро Одеяло Славянская мифология онлайн в Индии

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

  • Нажмите, чтобы увеличить

|

13 297 продаж
|

5 из 5 звезд

Цена:

₹ 3,039+

Первоначальная цена:
₹ 3,377+

(скидка 10%)

Загрузка

Мало на складе

Включены местные налоги (где применимо)

Размер

Выберите вариант

40 x 30 дюймов (X-Small) [Продано]

60 x 50 дюймов (4180 фунтов стерлингов)

80 x 60 дюймов (₹ 5321)

Пожалуйста, выберите вариант

Востребованный подарок — осталось всего 9, а у 1 человека в корзине.

Продавец звезд. Этот продавец стабильно получал 5-звездочные отзывы, вовремя отправлял заказы и быстро отвечал на все полученные сообщения.

Внесен в список 10 октября 2022 г.

117 избранных

Сообщить об этом элементе в Etsy

Выберите причину… С моим заказом возникла проблемаОн использует мою интеллектуальную собственность без разрешенияЯ не думаю, что это соответствует политике EtsyВыберите причину…

Первое, что вы должны сделать, это связаться с продавцом напрямую.

Если вы уже сделали это, ваш товар не прибыл или не соответствует описанию, вы можете сообщить об этом Etsy, открыв кейс.

Сообщить о проблеме с заказом

Мы очень серьезно относимся к вопросам интеллектуальной собственности, но многие из этих проблем могут быть решены непосредственно заинтересованными сторонами. Мы рекомендуем связаться с продавцом напрямую, чтобы уважительно поделиться своими проблемами.

Если вы хотите подать заявление о нарушении авторских прав, вам необходимо выполнить процедуру, описанную в нашей Политике в отношении авторских прав и интеллектуальной собственности.

Посмотрите, как мы определяем ручную работу, винтаж и расходные материалы

Посмотреть список запрещенных предметов и материалов

Ознакомьтесь с нашей политикой в ​​отношении контента для взрослых

Товар на продажу…

не ручная работа

не винтаж (20+ лет)

не ремесленные принадлежности

запрещено или с использованием запрещенных материалов

неправильно помечен как содержимое для взрослых

Пожалуйста, выберите причину

Расскажите нам больше о том, как этот элемент нарушает наши правила.