Славянская мифология лада: Лада — богиня любви и красоты у славян

Славянская богиня Лада

Как известно, в древней славянской культуре начали прославлять женщину еще во времена позднего палеолита. Данная эпоха ознаменовала появление кроманьонцев – людей современного типа. Согласно данным ученых, они поклонялись женщине-птице, соединявшая, по их представлениям, реальный мир с загробным. Стоит отметить, что это было единственное одушевленное божество у кроманьонцев. Важным моментом является то, что особое внимание они уделяли именно женскому началу, которое наделялось волшебными свойствами и признавалось проводником между двумя мирами.
В результате неолитической революции в первобытной культуре произошли значительные изменения. Важную роль стала играть урожайность, получившая свое отражение в изображении беременной женщины. Таким образом, способности женщин к рождению детей и почвы давать урожай стали тождественны. Восхваление женского пола продолжилось в эпохах неолита и энеолита, а также проявилось у трипольцев.
Отличительной чертой трипольской эпохи служит обожествление образа роженицы и еще большее прославление женского начала. Это доказывают многочисленные орнаменты. Слабому полу отводилась главенствующая роль одновременно и в материальном, и в духовном мирах.
При всем при этом древние связывали женскую природу с водой, подчеркивая ее созидательные качества. Они превозносили воду, наделяя ее живительными свойствами, придающими почве плодородность. Таким образом, женское начало, по их мнению, отображалось одновременно в стихиях земли и воды. Стихия воздуха также не стала исключением. Так, например, в Велесовой книге чаще других упоминается богиня Матиреслава – женщина-птица, приносящая удачу и успех. Именно образ птицы символизирует воздушное пространство.
Главной славянской богиней, несомненно, признается Лада. Прежде всего обратимся к происхождению имени божества. В современном понимании слово «лад» связывают с такими понятиями как «взаимопонимание», «гармония». Что касается ее внешнего облика, в руках у богини были часто изображены цветы и колосья, реже – яблоки или младенец на голове. Лада олицетворяет собой творчество и природу. Ее считали матерью Солнца, приносившей на землю гармонию и добро. Младенец на голове – символ покоя, а яблоко – начало всех начал. Кроме того, часто славянскую богиню Ладу изображают в виде белого лебедя, олицетворяющего, как известно, верность и чистоту. Также символом данного славянского божества считается береза.
Говоря о происхождении богини, можно сказать, что она является представительницей первого поколения рода Ясуней. Одни считают, что Лада приходится дочерью богу Сварогу, другие считают ее его женой. Принимая данный факт во внимание, не следует однако связывать славянскую культуру с другими верованиями древних. Мифология славян не несет в себе изображений инцеста, которые, к примеру, получили отображение в древнеегипетских, древнегреческих, древнеримских, мезоамериканских и других верованиях. Таким образом, рассматриваемое божество не могло быть одновременно и супругой, и дочерью Сварога, что оставляет вопрос о ее статусе открытым.
Следует отметить, что подобные образы богинь присутствуют во многих культурах, только под разными именами. К примеру, в мифологии египтян ее называли Изидой, индийцев – Бгавани, римлян – Цебела, персов – Аллат.
Учитывая все вышесказанное, как раз с Аллат у славянской богини Лады существует наиболее тесная связь. Причиной тому служат ее космогонические функции. Важно помнить, что у славянских народов, в первую очередь, существовал единый бог, сотворивший своей любовью, получившей имя Лада, бытие. При этом в нем сочетались и женские, и мужские черты. Первое выразилось посредством духа и воды, последнее – с помощью материи и света. В результате их слияния родилось видимое и скрытое. Лада, создающая явленный мир, нашла свой источник в невидимом, в мире Бога.
При всем при этом славянская богиня была покровительницей не только счастливой, но также неразделенной, а иногда даже трагичной любви. Лишь в Ладе видели источник помощи отношениям. Однако даже она не обладала способностью менять судьбу человека или обстоятельства, сложившиеся по его собственной воле.
Интересен тот факт, что многие исследователи считают Ладу всего лишь ошибкой неграмотных переводчиков древнеславянских текстов. Однако уважающие верования своих предков люди уверены, что это только домыслы тех, кто стремится искоренить культуру древнейшей расы. Защитниками богини любви и лета выступает известный отечественный ученый Борис Рыбаков. Нельзя забывать, что нет ни одного российского исследователя, который выступал бы против его теории. Это также может служить весомым аргументом в пользу существования славянской богини Лады.

Добавить комментарий

Матерь Лада — главное божество славянского мира

Основная проблема при изучении самого значимого славянского божества — Богини Матери, это ее многочисленные имена. Нет сомнений, что имя верховной богини часто табуировалось, поэтому вместо имен мы часто имеем прозвища. И надо честно признать, что не всегда возможно понять, где прозвище, а где имя. Тем более многие прозвища Великой Богини могли прийти к славянам в готовом виде от других народов. Например, древнейшее имя богини «Лада» скорее всего уже в древности стало прозвищем. Видимо и ранние славяне не всегда однозначно различали богов по именам. Из-за этого священные горы у славян, где почиталась Богиня Мать, часто назывались просто «девичьими» или «бабьими».

В древнерусском языке «лада» и «ладо» — это наименования супругов, у сербохорватов ла̏да только «супруга». В ликийском lada «жена, госпожа», в аварском tladi «жена, женщина», у халдеев lutu «жена». При этом производные от этих терминов имена — Лето, Латона, Леда обозначали уже древнейшую Богиню Мать. Лето (др.-греч. Λητώ) — мать Аполлона и Артемиды, также Леда (др.-греч. Λήδα) — мать Диоскуров ((др.-греч. Διόσκουροι или Διὸς κοῦροι букв. «дети Бога») Первая фиксация имени богини Лето обнаружевается уже в крито-микенских текстах II тыс. до н.э., в линейном Б есть упоминания богини Ra-to (Лато).

Изображение Богини Матери и всадников-близнецов. Вышивка на полотенце. 1820-е гг. Онежский уезд Архангельской губ. Государственный Русский музей

При этом этимология этих терминов не совсем ясна, в ностратическом языке «Лада» может соответствовать термину *latn “влажный, увлажнять”, и. -е. *lat- ‘мокрый, влажный’, это удивительно согласуется с этимологией имени славянской богини Мокошь данной М.Фасмером — от слова «мокрая». Здесь же эпитет кельтской богини — DEAE LATI, возможно божества болота, озера или даже пива (ирл. laith ‘пиво, жидкость’). Для пракельтского допустимо реконструировать с долгим а — *lato- (также с вариантом *lati-) ‘влага, сырое место, болото’ [Солопов, Калыгин 2000].

Как известно, Богиня Мать олицетворяла не только начало жизни и плодородие, но ее конец, т.е. смерть. Великая Мать — это божество посредством которого герои обретали бессмертие. Спутник фригийской Кибелы Аттис (греч.Адонис) умирал воскресал каждый год.
В связи с этим, интересно сближение греческих имен Лето (Λητώ) и греческого же понятия Ле́та (греч. Λήθη, «забвение») — реки в подземном царстве, русское «кануть в Лету». По мнению Плутарха древние считали Диониса сыном Забвения (Λήθη, «забвение»). Т.е. Лета (забвение, смерть) — это также прозвище Богини Матери. Платон писал, что мертвые прибывают в «долину Леты», известна также «равнина Леты» (Аристофан, Платон).

Богиня «равнины, земли, страны» была также хорошо известна у кельтов (особо почиталась среди племени лингонов) — имя ей Летава, Литавис (Litavis, Litau), возможно от протокельтского *flitawī- «широкая, равнина», кельт. litaui — «земля».
Литавия — гипотетическое название исконной кельтской родины по мнению многих исследователей.
Название французской области Бретань на старом бретонском — Letau, на древневаллийском — Litau (на среднем валлийском языке — Llydaw), на древнем ирландском Letha, латинское (римское) название — Letavia. Все эти наименования происходят от *Litauia (‘земля, страна’). Предположительно, многочисленные названия в Прибалтике родственны кельтским вариантам — Литва (Lietuva, Litua, Lietā), Латвия (изначально Lettia, Letthia) — слово родственное названию латгалов (Lettigalls или Lettigallians) и их страны Латгалии — «страны/земли галлов» (лат. Galli) от наименования галлов — galli, keltoi, galatai.

Еще в начале 20 века Городцов В.А. отметил невероятное сходство вышивок на полотенцах русского севера с иконографией так называемых «дунайских всадников»(или дакийских). На свинцовых табличках первых веков н.э. с Дуная была изображена сложная композиция, где центральными персонажами являлись Богиня Мать и парные всадники близнецы — Диоскуры (Дети Бога). Как известно, Дунай считается одной из прародин славянских народов. Поэтому сходство сюжетов русских вышивок и дунайских изображений видимо совсем не случайное.

Изображение Богини Матери и всадников-близнецов на полотенце. Богиня изображена в классической иконографии оранты «молящейся» — с поднятыми руками. Вторая половина XIX в. Шенкурский уезд Архангельской губ. Государственный Русский музей

В хронике польского историка 16 века Матея Стрыйковского есть специальное упоминание, что литовцы называли Ладо «великим» божеством. При этом оно явно мыслилось двуполым, что характерно для самых древних архаических богов.

Матей Стрыйковский. Хроника польская, литовская и всей Руси (16 век).
Дидис Ладо (Dzidzis Lado), то есть великое божество, в жертву которому забивали белых каплунов, а праздник его с 25 мая и до 25 июня праздновали в корчмах. Женщины и девушки танцевали на лугах и по улицам, взявшись за руки и образуя круг. И жалоcтно пели, повторяя: lado, lado, lado Didis musu Dewie! то есть: великий наш боже Ладо! Что еще и ныне устраивают в Литве, в Жмуди, в Лифлянтах и на Руси.

Характерный припев «Дидо Ладо» (Великая Лада) сохранился во многих славянских обрядовых песнях. Причем, Лада очень часто в песнях сближалась с христианской Богородицей.

Благослови, троица Богородица. Нам в лес пойти, Нам венки завивать! Ай, Дидо, ай, Ладо!
Аничков Е. В. Весенняя обрядовая песня…, ч. I, с. 145.

Благослови, боже, Благослови, мати! Благослови, мати! Ой, мати, Лада, мати. Весну закликати, Весну закликати! Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян…, т. I, с.228.

Хорватская песня (конца XVIII в.) во время летнего солнцестояния:
Красивый Иван рвет розы. Тебе, Ладо, святое божество. Ладо! Слушай нас, Ладо! Песни, Лада, поем мы тебе. Сердца наши склоняем к тебе. Ладо! Слушай нас, Ладо!
Фаминцын А. С. Божества древних славян, с. 256.

Самое первое упоминание богини Ладо появляется в польской хронике Николая Лукаша жившего в 1370-1412 гг. В которой он утверждал, что в молодости читал в старых летописях о существовании в Польше языческих богов и обрядов.

Лукаш из Великого Козьмина 1405–1412 гг.
Нет другого имени под небом, которым мы могли бы спастись. Потому что человек не спасается во имя Лады, Яссы, Киа, Ния, только во имя Иисуса Христа […] Ни Лада, ни Ясса, ни Ния, являющиеся именами идолов, которым поклоняются здесь, в Польше.
Я вспоминаю, что в молодости я читал в одной летописи, что были в Польше божества, от которых и до наших времен дошел такой обряд, а именно танцы, исполняемые девушками с мечами, как будто в жертву языческим идолам, а не Богу, и вооруженными юношами с мечами и палками, которыми они рубили друг друга.

Хорватский обряд танцев и песен с мечами Кралице/Королевы (Ljelje Kraljice), который был назван по имени спутницы (или спутника) богини Лады — божества Леля (Ljelje) дошел и до наших дней. Естественно, во время его исполнения уже никого не рубят. Но как можно понять, в древности все было несколько иначе…Военный аспект культа богини Ладо мы разберем позднее.

Матей Стрыйковский считал, что некие славянские божества Лель и Полель были детьми богини Леды. Как известно, греческая Леда — это мать божественных близнецов Диоскуров (Детей Бога) — Кастора и Полукса.

Мацей Стрыйковский. Хроника польская, литовская и всей Руси (1582).
Также Кастора и Поллукса, римских божков, почитали, которых Лелем и Полелем называли; еще и до нынешних времен у Мазуров и поляков на пирах, когда выпивают, явно слышим, как выкрикивают: «Лелюм по Лелюм». Почитали и мать Леля и Полеля Леду
Ибо сразу после Проводной недели и до дня св. Яна Крестителя женщины и девушки на танцы общиной сходятся и, взявшись за руки, повторяют: «Ладо, Ладо!» и «Ладо моя!», в память Леды, или Ладоны, матери Кастора и Поллукса, но простые люди не знают, откуда этот обычай произошел.

В ранних древнерусских письменных памятниках Лада упоминается под именем «Роженицы» (Родившей) языческой Богини Матери. Также возможен вариант — Мокошь или Дева, в зависимости от перевода.

«Вопрошание Кириково» (XII в.)
«Аже се Роду и Роженице крают хлебы, и сиры, и мед? — Бороняше велми: негде, рече, молвит: „горе пьющим Роженице!“»

«Слово Св. Григория об идолах» (XII в.)
Тем же богам требу кладут и творят и славяне: вилам, Мокоши-деве (или Деве отдельно), Перуну, Хорсу — Роду и Роженице…».

Изображение Богини Матери и всадников-близнецов. Олонецкая губерния, Каргопольский уезд 19 век. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства

Оригинал поста на Яндекс Дзен:
https://zen.yandex.ru/media/maximus101/mater-lada-glavnoe-bojestvo-slavianskogo-mira-5fc5698b4fa3013b23122b0b

Читайте также о культе Богини Матери у славян:
Священные горы славян
Славянские амазонки и «Девичьи войны»
Почему древними славянами правили преимущественно женщины?

Tags: Великая Мать богов, Индоевропейцы, славяне

Лада/Лада — Славянская Богиня Любви, Красоты и Лета — Славянская Мифология Суббота

На прошлой неделе мы говорили о темной Зморе/Море/Кикиморе, но в эту славянскую субботу, это день перед Днем святого Валентина. Это требует более легкой темы. Итак, мы переходим к богине любви в славянской мифологии: Ладе (также известной как Лада — не машина — или Лада).

(Обновлено за июнь 2021 г.) Примечание. Если вам нравится славянская мифология, ознакомьтесь с «Кинжал на ветру» , первой книгой из моей славянской фэнтезийной серии «Хроники изморози». Вы также можете подписаться на мой ежемесячный информационный бюллетень, чтобы получать обновления и бесплатные новеллы (такие как приквел, The Rider in the Night ) действие происходит в мире сериала.

Изображение предоставлено: Lady-Ghost

Роль Лады и сомнения относительно нее

В славянской мифологии о весне часто говорят как о важном поворотном моменте года. Будь то Весна, Живя, Ярило/Ярило или Дзеванна, существовали разные боги, связанные с приходом весны и поражением богини зимы Марзанны/Мораны. В центре внимания так сильно конфликт между весной и зимой, что лето упоминается реже.

Это делает роль Лады как богини лета интересной. Ее основные роли гораздо больше в роли богини любви и плодородия, но иногда она изображается с элементом, подобным солнцу. В некоторых регионах России, а затем и в Прибалтике ее также сравнивали с Фрейей – скандинавской богиней любви. Эта связь между летом и любовью имеет смысл в славянском языческом календаре, поскольку было много весенних и летних праздников плодородия, таких как Купальская ночь / Нок Купалы.

В народных песнях также упоминается Лада, особенно в России, и возникли споры о том, является ли ее имя просто частью этих народных песен или она настоящая богиня. Я не буду погружаться в эти дебаты, так как они не совсем улажены, хотя есть и , которые говорят, что у нее были культы во всех славянских племенах.

Связи с другими богами

Прежде всего, Лада считается женой Сварога/Сварога, старшего бога в славянской мифологии. В результате такого брака ее часто считают матерью Перуна — бога-громовержца, — но семейные отношения в славянской мифологии сильно различаются в зависимости от региона, и даже утверждается, что она жена Перуна (хотя и гораздо реже).

Наряду с ее ролью лета, в некоторых сказках говорится, что она подобна многим богам весны, отправляясь в подземный мир Навиа/Нав зимой и возвращаясь весной. Говорят, что в ее случае это произошло из-за неверности Сварога, что похоже на историю Марзанны и Ярило. В это время она отправляется к Велесу/Велесу, богу подземного мира.

В некоторых народных песнях, в которых упоминается Лада, есть другое имя, «Ладо», и возникли предположения о таком боге, как ее божественном близнеце. Однако такой бог еще более спорен, чем поклонение Ладе.

В Польше также ходят легенды о Ладе, которая была матерью божественных близнецов по имени Лель и Полель. Существование регионального культа, посвященного этой паре, кажется более вероятным, но здесь опять же споры и отсутствие первоисточников.

Изображение предоставлено Игорем Ожигановым

Внешний вид

Лада внешне похожа на большинство богинь плодородия. Она показана как полноценная мать, иногда похожая на Макошь/Мокошь (Великая Мать). Народные песни описывают ее с золотисто-русыми волосами, заплетенными в виде венка на голове.

В

Хроники мороза

Из-за появления Лады в польской мифологии (которая является основным корнем моей серии славянских фэнтези), богиня появляется в моих книгах как жена Сварога. Она, как и ее муж, более удалена в историях, позволяя молодому поколению богов выполнять многие роли, которые она играет. При этом ее роль любви имеет решающее значение на праздниках племен истории, и позже она может решить принять более активное участие, поскольку ее внуки ссорятся.

Вот и все на славянскую субботу этой недели. Обязательно следите за новыми сообщениями на следующей неделе, и если вы не видели полную серию сообщений, обязательно ознакомьтесь с ними.

*Как всегда, небольшая оговорка. Славянская мифология широка и не записана во многих первоисточниках, поэтому существует множество интерпретаций. Интерпретации, которые я использую здесь, взяты из источников, которые я считаю надежными.

Лада – славянская богиня любви, красоты и защиты – Slavorum

Лада — славянская богиня любви и красоты, очень известная и среди других племен. Эта могущественная богиня также появляется в форме Фрейи, Исиды, Афродиты и многих других. Она связана с Венерой и ее силой. Лада представлена ​​в виде девушки с длинными золотыми волосами, на которые иногда надевают пшеничный венок, что символизирует ее функцию богини плодородия.

Она была ценна для славян в древности как Бог, и даже сегодня ее имя Лада используется как символ для многих предметов. Вы, наверное, слышали о русской автомобильной марке «Лада», названной этой Богиней, но ее имя очень популярно как женское имя в славянских странах. В любом случае, Лада — одна из самых важных фигур в славянском пантеоне, и поэтому она сыграла важную роль в славянской мифологии.

Этимология имени «Лада»

Праславянское: *ladъ  переводится как «хороший, хорошенький, порядок». Происхождение этого имени неизвестно.

Этнолог Витомир Белай из Хорватии заметил, что она является одним из самых распространенных славянских мифологических существ, фигурирующих в огромном количестве летних песен и празднеств у разных славянских народов. В большинстве этих песен упоминается персонаж по имени Ладо, Лада или им подобные.

Богиня лета

На ее груди иногда виден символ солнца, знак животворящей силы. Как богиня плодородия, Лада имеет годовой цикл, который показывает веру в то, что она обитает в царстве мертвых до весеннего равноденствия. Этот мир мертвых есть Ирий, и кроме Лады, в нем живет и Велес, рогатый бог скота. В тот момент, когда Ладе нужно выйти в мир и принести весну, Геровит открывает дверь Ирии, позволяя богине плодородия благословить землю. В конце лета Лада возвращается в Ирий.

Хотя ее правление начинается 21 марта, Лада, прежде всего, богиня лета. Она следует за Весной, славянской богиней весны. Однако обе эти богини связаны с плодородием, и иногда бывает трудно разделить их функции. Как видим, правление Лады начинается весной и длится лишь до тех пор, пока длится период плодородия. Помимо связи с Солнцем, Лада связана с дождем и жаркой летней ночью, что является идеальным временем для почитания богини любви.

Ритуалы, посвященные Ладе

Солнце, теплая ночь и дождь принадлежат Ладе. Ее животные — петух, олень, муравей и растения, вишня, липа, одуванчик и пион. Девушки молились Ладе о красоте, а также существует обряд ладарисы, который в Сербии совершается под именем «Королева».

Основные черты этого ритуала описаны в одном сербском примере:

В день Святой Троицы обычно собирается группа из десяти молодых девушек, одна одета как королева, другая как король, а третья как знаменосец. Королева сидит на стуле, а другие девушки танцуют вокруг нее, король и носительница играют сами за себя. Таким образом, королева ходит из дома в дом в поисках девушек для брака. Еще один обряд от имени Лады – пропуск огня.

В ее честь молодежь собиралась в домах или на выездах на природу, желательно ко времени празднования Иванова дня. В обоих случаях на турах играли и пели песню «Лада» с припевом: «Эй, Лада». Их исполняли славянские русалки и эти обряды были настолько популярны, что сохранялись сотни лет до времен христианства. Отмечается, что русские священники сетовали на то, что это языческое явление невозможно пресечь, поскольку молодежь приходила в христианские храмы и начинала игры, посвященные Ладе. Поэтому Православная Церковь немного изменила характеры этих обрядов, и теперь в христианстве у нас царицы, а не русалки. Церемония Лады заключалась в вязании холостяцких венков, которые возлагались на головы девушек, а позже возвращались юношам, которые несли их домой и вешали над входной дверью или на стены в своих комнатах.