Славянин древний: Познавательный час «Жили-были древние славяне» — Национальная библиотека им. А. М. Амур-Санана

«Древние славяне»

сборник

Составитель: Не указан

М.: Вече, 2018 г.

Серия: Мифы и легенды народов мира

Тираж: 1000 экз.

ISBN: 978-5-4484-0006-3

Тип обложки:
твёрдая

Формат: 84×108/32 (130×200 мм)

Страниц: 480

Описание:

Научно-популярное издание

Иллюстрации на обложке — фрагмент картины И. Савченко

Внутренние иллюстрации А. М.Жданова

Содержание:

  1. Дмитрий Шеппинг. Мифы славянского язычества (документальное произведение), стр. 5-133
  2. Краткий очерк русской мифологии, стр. 134-159
  3. РУССКИЕ БЫЛИНЫ
    1. Преданья старины глубокой, стр. 161-177
    2. Вольга Святославич (сказка), стр. 178-182
    3. Вольга Святославичи Микула Селянинович (сказка), стр. 183-185
    4. Святогор (сказка), стр. 186-190
    5. Встреча Святогора с Ильей Муромцем (произведение (прочее)), стр. 191-194
    6. Дунай Иванович (сказка), стр. 195-203
    7. Илья Муромец (сказка), стр. 204-208
    8. Илья Муромец под Черниговом (сказка), стр. 209-211
    9. Илья Муромец и Соловей-разбойник (сказка), стр. 212-216
    10. Илья Муромец и Идолище поганое (сказка), стр. 217-221
    11. Ссора Ильи с князем Владимиром (произведение (прочее)), стр. 222-225
    12. Борьба Ильи Муромца с Калином-царем (сказка), стр. 226-230
    13. Три поездки Ильи Муромца (произведение (прочее)), стр. 231-234
    14. Добрыня Никитич (сказка), стр. 235-241
    15. Женитьба Алеши Поповича на Настасье Микуличне (сказка), стр. 242-247
    16. Алеша Попович и Тугарин (сказка), стр. 248-253
    17. Ставр Годинович (сказка), стр. 254-259
    18. Сухман Одихмантьевич (произведение (прочее)), стр. 260-264
    19. Данило Игнатьевич и сын его Михайло Данилович (сказка), стр. 265-270
    20. Богатырь Михайло Поток (сказка), стр. 271-281
    21. Чурило Пленкович (повесть), стр. 282-286
    22. Дюк Степанович (сказка), стр. 287-294
    23. Соловей Будимирович (сказка), стр. 295-298
    24. Михайло Казарянин (сказка), стр. 299-301
    25. Василий Буслаевич (сказка), стр. 302-308
    26. Смерть Василия Буслаевича (сказка), стр. 309-312
    27. Песня о Щелкане Дудентьевиче (стихотворение), стр. 313-315
    28. Садко, богатый гость (сказка), стр. 316-323
    29. Повесть о горе-злосчастье (отрывок), стр. 324-327
    30. Отчего перевелись витязи на Руси? (сказка), стр. 328-332
    31. Добрый молодец и речка Смородина (стихотворение), стр. 333-337
    32. О добром молодце и жене неудачливой (стихотворение), стр. 338-342
    33. Аника-воин (стихотворение), стр. 343-346
  4. Слово о полку Игореве (поэма), стр. 347-358
  5. ЭПОС ЮЖНЫХ И ЗАПАДНЫХ СЛАВЯН
    1. Корни славянского мифотворчества, стр. 359-361
    2. БОЛГАРСКИЙ ЭПОС
      1. Краль Вылкашин губит Момчилову любу (стихотворение, перевод С. Городецкого), стр. 362-366
      2. Марко освобождает три вереницы рабов (стихотворение, перевод С. Городецкого), стр. 366-372
      3. Дамян-воевода и пандаклийский султан (стихотворение, перевод М. Замаховской), стр. 372-375
      4. Свинопас Михальчо (стихотворения, перевод Е. Книпович), стр. 375-383
    3. СЕРБСКИЙ ЭПОС
      1. Кто лучший юнак? (стихотворение, перевод Н. Кравцова), стр. 384-386
      2. Королевич Марко-пахарь (стихотворение, перевод П. Эрастов), стр. 386-387
      3. Смерть Марко Кралевича (стихотворение, перевод Н. Гальковского), стр. 387-392
      4. Старина Новак и кнез Богосав (стихотворение, перевод Н. Гальковского), стр. 392-395
      5. Старый Вуядин (стихотворение, перевод Г. Можаровой), стр. 395-397
      6. Мара-атаман (стихотворение, перевод П. Эрастов), стр. 397-398
      7. Хворый Дойчин (стихотворение, перевод Г. Можаровой), стр. 399-407
      8. Отверстое небо (стихотворение), стр. 407-408
    4. ПОЛЬСКИЙ ЭПОС
      1. Грабили татары (стихотворение, перевод М. Павловой), стр. 409-410
      2. Проезжали турки (стихотворение, перевод М. Павловой), стр. 410-411
      3. Пани пана убила (стихотворение, перевод М. Павловой), стр. 411-414
      4. Зеленый жбан (стихотворения, перевод М. Павловой), стр. 414-415
      5. Пан отдает в рекруты (стихотворение, перевод М. Павловой), стр. 415-418
      6. Песня о Старостиной дочке (стихотворение, перевод М. Павловой), стр. 418-420
      7. Месть братьев (стихотворение, перевод А. Роховича), стр. 420-422
      8. О туре с золотыми рогами (стихотворение, перевод М. Павловой), стр. 422-423
    5. ЧЕШСКИЙ ЭПОС
      1. Обманутый турок (стихотворение, перевод Н. Вольпин), стр. 424-427
      2. Поход против турок (стихотворение, перевод М. Павловой), стр. 427-428
      3. Жених-мертвец (стихотворение, перевод А. Тверского), стр. 428-432
      4. Заклятая девушка (стихотворение, перевод М. Павловой), стр. 432-434
      5. Забой, Славой и Людек (стихотворения), стр. 434-439
      6. Суд Любуши (сказка), стр. 439-442
    6. МОРАВСКИЙ ЭПОС
      1. Адамек (стихотворение, перевод А. Тверского), стр. 443
      2. Возвратился (стихотворения, перевод А. Тверского), стр. 444-445
      3. Похороны разбойника (стихотворение, перевод М. Павловой), стр. 446-447
      4. Старый муж (стихотворение, перевод Л. Мея), стр. 448-449
      5. Месть (стихотворение, перевод М. Павловой), стр. 449-450
      6. Похороны комара (стихотворение, перевод М. Павловой), стр. 450-452
    7. СЛОВАЦКИЙ ЭПОС
      1. Брали замок турки (стихотворение, перевод А. Глобы), стр. 453-454
      2. На войну король идет (стихотворение, перевод Рогачевского), стр. 454-456
      3. Наша пани бродит… (стихотворения, перевод А. Роховича), стр. 456-459
      4. Этот Янош удалой… (стихотворение, перевод М. Павловой), стр. 459-462
      5. Полонили турки… (стихотворение, перевод Е. Аронович), стр. 462-465
      6. У одной вдовы убогой… (стихотворение, перевод А. Роховича), стр. 465-468
    8. ЛУЖИЦКИЙ ЭПОС
      1. Водяной (стихотворение, перевод Н. Вольпин), стр. 469-473
      2. Выбор невесты (стихотворение, перевод Н. Вольпин), стр. 473-475

Примечание:

Картина «Капище» © И. Савченко

Информация об издании предоставлена: vladbog

Книжные полки
  • Религия и мифология (1 человек)
  • читать (1 человек)
  • Мои книги (1 человек)


Книга «Славяне и культура древних народов» Пьянов В И








  • Книги


    • Художественная литература

    • Нехудожественная литература

    • Детская литература

    • Литература на иностранных языках

    • Путешествия. Хобби. Досуг

    • Книги по искусству

    • Биографии. Мемуары. Публицистика

    • Комиксы. Манга. Графические романы

    • Журналы

    • Печать по требованию

    • Книги с автографом

    • Книги в подарок

    • «Москва» рекомендует

    • Авторы

      Серии

      Издательства

      Жанр



  • Электронные книги


    • Русская классика

    • Детективы

    • Экономика

    • Журналы

    • Пособия

    • История

    • Политика

    • Биографии и мемуары

    • Публицистика


  • Aудиокниги


    • Электронные аудиокниги

    • CD – диски


  • Коллекционные издания


    • Зарубежная проза и поэзия

    • Русская проза и поэзия

    • Детская литература

    • История

    • Искусство

    • Энциклопедии

    • Кулинария. Виноделие

    • Религия, теология

    • Все тематики


  • Антикварные книги


    • Детская литература

    • Собрания сочинений

    • Искусство

    • История России до 1917 года

    • Художественная литература. Зарубежная

    • Художественная литература. Русская

    • Все тематики

    • Предварительный заказ

    • Прием книг на комиссию


  • Подарки


    • Книги в подарок

    • Авторские работы

    • Бизнес-подарки

    • Литературные подарки

    • Миниатюрные издания

    • Подарки детям

    • Подарочные ручки

    • Открытки

    • Календари

    • Все тематики подарков

    • Подарочные сертификаты

    • Подарочные наборы

    • Идеи подарков


  • Канцтовары


    • Аксессуары делового человека

    • Необычная канцелярия

    • Бумажно-беловые принадлежности

    • Письменные принадлежности

    • Мелкоофисный товар

    • Для художников


  • Услуги


    • Бонусная программа

    • Подарочные сертификаты

    • Доставка по всему миру

    • Корпоративное обслуживание

    • Vip-обслуживание

    • Услуги антикварно-букинистического отдела

    • Подбор и оформление подарков

    • Изготовление эксклюзивных изданий

    • Формирование семейной библиотеки




Расширенный поиск


Пьянов В. И.

Иллюстрации




Рекомендуем посмотреть

Пьянов В. И.

Славянская Европа


1 619 ₽


1 950 ₽ в магазине


Купить

Шубин А. В.

Мировая революционная волна (1918-1923). Прилив


1 195 ₽


1 440 ₽ в магазине


Купить

Фукидид

История


1 145 ₽


1 380 ₽ в магазине


Купить

Полибий

Всеобщая история. В 2 томах


2 747 ₽


3 310 ₽ в магазине


Купить

Моммзен Т.

Римская история. В 4 томах


6 599 ₽


7 950 ₽ в магазине


Купить

Рыбаков Б. А.

Язычество древних славян


1 187 ₽


1 430 ₽ в магазине


Купить

Гомбрих Э. Х.

Маленькая всемирная история


1 320 ₽


1 590 ₽ в магазине


Купить

Гис Ф. , Гис Д.

Жизнь в средневековом городе


581 ₽


680 ₽ в магазине


Купить

Гис Ф., Гис Д.

Жизнь в средневековом замке


582 ₽


680 ₽ в магазине


Купить

Новинка

Рейди М.

Габсбурги. Власть над миром


1 121 ₽


1 350 ₽ в магазине


Купить

Харари Ю. Н.

Sapiens. Краткая история человечества


606 ₽


730 ₽ в магазине


Купить

Граталу К.

Исторический атлас мира


2 141 ₽


2 580 ₽ в магазине


Купить

Аноним Гай

С точки зрения Ганнибала. Пунические войны


523 ₽


630 ₽ в магазине


Купить

Дикки Д.

Масоны. Как вольные каменщики сформировали современный мир


1 009 ₽


1 170 ₽ в магазине


Купить

Датские хроники XII века


1 602 ₽


1 780 ₽ в магазине


Купить

Эгер Э. Е.

Выбор. О свободе и внутренней силе человека. 5-е издание


1 029 ₽


1 240 ₽ в магазине


Купить

Норвич Дж.

История Византийской империи. От основания Константинополя до крушения государства


1 262 ₽


1 460 ₽ в магазине


Купить

Тафер Ш.

Евнухи в Византии


797 ₽


960 ₽ в магазине


Купить

Новинка

Андреев Ю. В.

Цена свободы и гармонии. Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации. 2-е издание


2 050 ₽


2 470 ₽ в магазине


Купить

Басовская Н. И.

Удивительный Древний мир


515 ₽


620 ₽ в магазине


Купить




Загрузить еще

















Славянский (СЛАВЯНСКИЙ) | Penn State

SLAV 99: Иностранные исследования

1-12 кредитов/максимум 12

SLAV
99

Иностранные исследования

1-12 кредитов/максимум 12

Курсы, предлагаемые в зарубежных странах с индивидуальным или групповым обучением.

СЛАВЯН 147: Восточноевропейская еврейская история

3 кредита

СЛАВЯН
147

История восточноевропейского еврейства

3 кредита

Изучение восточноевропейской еврейской истории, увлекательной само по себе, также является ключом к пониманию жизненного опыта современности в сложной и неотразимой части мира. Таким образом, этот курс будет направлен на изучение восточноевропейского еврейства изнутри и снаружи. Мы увидим, как меньшинство пережило бури современности, и в то же время отметим, как их опыт отражается на более широкой культуре и окружающих их силах. Мы постараемся изучить весь восточноевропейский еврейский ландшафт, но с особым вниманием к России и Польше. Помимо учебников, мы будем читать статьи по экономике, культуре, политике, гендеру, религии и литературе, а также читать первичные документы. Учащиеся, выполняющие письменные и письменные задания и участвующие в занятиях, должны рассчитывать на расширение своих знаний о восточноевропейском еврейском прошлом, а также на повышение своих навыков историка.

SLAV 197: Специальные темы

1-9 кредитов/максимум 9

SLAV
197

Специальные темы

1-9 кредитов/максимум 9

Формальные курсы, проводимые нечасто для углубленного изучения сравнительно узкой темы, которая может быть актуальной или представлять особый интерес.

SLAV 199: Иностранные исследования

1-12 кредитов/максимум 12

SLAV
199

Иностранные исследования

1-12 кредитов/максимум 12

Курсы, предлагаемые в зарубежных странах с индивидуальным или групповым обучением.

SLAV 296: Независимая учеба

1-18 кредитов/максимум 18

SLAV
296

Самостоятельное обучение

1–18 кредитов/максимум 18

Творческие проекты, включая исследования и дизайн, которые контролируются на индивидуальной основе и не входят в рамки официальных курсов.

SLAV 297: специальные темы

1-9 кредитов/максимум 9

SLAV
297

Специальные темы

1-9 кредитов/максимум 9

Формальные курсы, проводимые нечасто для углубленного изучения сравнительно узкой темы, которая может быть актуальной или представлять особый интерес.

SLAV 299: Иностранные исследования

1-12 кредитов/максимум 12

SLAV
299

Иностранные исследования

1-12 кредитов/максимум 12

Курсы, предлагаемые в зарубежных странах с индивидуальным или групповым обучением.

SLAV 399: Иностранные исследования

1-12 кредитов/максимум 12

СЛАВЯН
399

Иностранные исследования

1-12 кредитов/максимум 12

Курсы, предлагаемые в зарубежных странах с индивидуальным или групповым обучением.

SLAV 494: Исследовательский проект

1–12 кредитов/максимум 12

SLAV
494

Исследовательский проект

1–12 кредитов/максимум 12

Руководил деятельностью студентов по исследовательским проектам, определенным на индивидуальной основе или в малых группах.

СЛАВЯН 494H: Исследовательский проект

1-12 кредитов/максимум 12

SLAV
494H

Исследовательский проект

1–12 кредитов/максимум 12

Руководил деятельностью студентов по исследовательским проектам, определенным на индивидуальной основе или в малых группах.

SLAV 497: специальные темы

1-9 кредитов/максимум 9

SLAV
497

Специальные темы

1-9 кредитов/максимум 9

Формальные курсы, проводимые нечасто для углубленного изучения сравнительно узкой темы, которая может быть актуальной или представлять особый интерес.

SLAV 499: Иностранные исследования

1-12 кредитов/максимум 12

SLAV
499

Иностранные исследования

1-12 кредитов/максимум 12

Курсы, предлагаемые в зарубежных странах с индивидуальным или групповым обучением.

Местные эксперты соединяются — Праздник Коляды и Щадца среди древних…

 

В древности славянские народы не знали Новый год. Обычай праздновать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января появился в наших странах при Петре I лишь в 1700 году. До этого, с момента принятия христианства в 988, он отмечался 1 марта, а в 1492 г. начало года было установлено 1 сентября. зимнее солнце — Коляда  ( Колядки  или колядки гулянья). Празднования длились несколько дней и завершились Щадрец  ( Щодрик , богатый, щедрый вечер) 31 декабря. Теперь люди начинают праздновать с православного Рождества 7 января, прославляя рождение младенца Иисуса, до Старого Нового года 13 декабря (смотрите мой прошлогодний пост).

Эти праздники Колядки отмечались весело, обычно всей деревней, ранним вечером. Молодежь, подростки и дети вышли на колядки.

Они надевали различные маски, расписные тряпки, а иногда и настоящие шкуры, наряжаясь медведями, козлами, коровами и другими тотемными животными. Они ходили по соседям и пели короткие песенки — «колядки», — которые должны были призвать в дом благополучие, здоровье и богатство. Часто пение колядок сопровождалось разбрасыванием пшеницы, овса или других злаков на пороге гостеприимного дома. Зерно было признаком достатка, поэтому его оставляли на несколько недель — считалось плохой приметой сразу его сметать. В благодарность за добрые пожелания хозяева расплачивались, чем были богаты. Кто-то мог положить в мешок хлеб и сладкий медовый пряник, а кто-то мог положить несколько колбасных колец и даже несколько монет. Эта традиция сохранялась на протяжении многих веков даже после прихода христианства – жрецам так и не удалось убить в памяти народа один из самых счастливых и любимых праздников. Однако в некоторых местностях эта традиция сохранилась и по сей день, что не может не радовать. Домашней работы в то время было не так уж и много – большую часть ее выполняли летом. Поэтому все, от детей до стариков, отмечали славный праздник. Они часто ходили в гости и везде ждали людей богато накрытые столы — в это время года закрома трудолюбивого хозяина были полны хлеба, овощей, мяса и сладостей.

Маска козла из соломы, используется во время празднования Калыды

 

Но праздник – это не только возможность отдохнуть, вкусно поесть и пообщаться с соседями. Гораздо важнее его сакральный смысл. Эта ночь считалась не только самой длинной, но и самой опасной в году — силы нави (упыри, колдуны и нечисть) сходили на землю за добычей. Но царствовали они безраздельно всего одну ночь — с восходом Солнца их силы резко уменьшались, потому что наступал новый год. Во многом традиция наряжаться, мазать лица сажей и примерять маски вызвана именно необходимостью отпугнуть злых духов или просто прикинуться «своими» (есть аналогия с Хеллоуином). Многие надевали вывернутые тулупы во время ночных гуляний. С одной стороны, это позволяло быть похожим на животное (от барана или козла до медведя и волка), а с другой стороны, втираться в ряды нечистой силы (вспомните лешего, который носит на правой ноге левый лапоть, а на левом боку рубаха). По некоторым данным, в этот день на холмы, расположенные рядом с селом, катилось огненное колесо. Это символизировало набирающую силу Солнце — ведь теперь сутки будут увеличиваться на несколько минут каждый день.

Знак Солнца из соломы, который символизировал рождение Солнца и Коляды

Вчера в Строчицком музее-сканцене были построены традиции вечера Щадрец.

Вкратце все опишу, а если интересно, можете посмотреть фото и видео в альбоме.

 

Замечательные песни «Коляда» и «Щадрец» в исполнении музыкальной группы «Астроуна».

В этой песне мы видим древнюю традицию танцевать по кругу во время празднования Коляды и выбирать себе пару друг другу. Молодой человек Тярешка выбирал себе невесту и считал разные критерии хорошей жены: голубые глаза означали, что девушка сонная, белая рука — ленивая, а черные брови — нормально.

 

Все желающие могли сами принять участие в колядках «Щадрец». Было так весело с шутками и песнями!

Щадрец (мужчина), коза, заяц и девушка на празднике Щадрец. Украшенные сани предназначены для перевозки человека Щадреца (он не должен упасть!)

 

Коза не простая коза: где скачет, пшеница и рожь дают хороший урожай. Так что каждый мечтает встретить эту козочку у себя во дворе. Но козел хитрый. Он хочет есть больше сладостей и блинов. А иногда хочется колбасы, сала и даже водки в придачу. Любые методы хороши, даже притвориться мертвым. Только вкусная еда может оживить козу!

 

 

Интересная штука — деревянный аист.