Содержание
Южный федеральный университет | Пресс-центр: В День дружбы и единения славян эксперт ЮФУ рассказала о сходстве и различиях в верованиях славянских народов
Южный федеральный университет | Пресс-центр: В День дружбы и единения славян эксперт ЮФУ рассказала о сходстве и различиях в верованиях славянских народов
Размер шрифта
A
A
Межстрочный интервал
A
A
Цвет
A
A
Сведения об образовательной организации
RU
- RU
- EN
25.06.2022
В День дружбы и единения славян эксперт ЮФУ рассказала о сходстве и различиях в верованиях славянских народов
25.06.2022
25 июня отмечается День дружбы и единения славян. О том, что объединяло разные славянские народы в древности, и как разошлись их исторические пути с принятием разных ветвей христианства, рассказала доцент кафедры общего и сравнительного языкознания, кандидат филологических наук, преподаватель введения в славянскую филологию Марина Флягина.
По словам Марины Валерьевны, к настоящему времени существует достаточное количество авторитетных трудов этнографов, историков, фольклористов, в которых предпринимается попытка реконструировать исходную систему мифологических представлений славян. Прежде всего это работы Бориса Рыбакова и Дмитрия Зеленина. Именно фольклористы, археологи и этнографы являются теми учеными-практиками, которые могут сегодня ответственно предъявлять доказательства существования языческих верований у славян, именно потому, что они имеют дело с материальными фактами, сохранившимися у народа. Наиболее же достоверными источниками исследования славянской мифологии считаются декоративно-прикладное искусство, фольклорные сведения и литературные источники.
«С конца первого тысячелетия до нашей эры древние историки повествуют об особой этнической общности, отличной от других индоевропейских этносов, которую значительно позже назовут славянами — вначале их именовали венедами, антами, склавинами. Этот период в истории славян получил название праславянский или общеславянский и завершился в VI – VII веках нашей эры, поскольку расселение славян на значительной территории и их активное взаимодействие с другими народами постепенно привело к культурной дифференциации славянского мира и выделению отдельных славянских языков. Славяне на рубеже VII – VIII веков разделились на три группы народов, что соответствует трем языковым группам: восточнославянской, западнославянской и южнославянской. Считается, что с VI по IX века (а возможно, и раньше) славяне, проживавшие на значительно отдаленных друг от друга территориях, формировали сознание принадлежности к единой этнической общности, доказательством чего является их самоназвание – славяне», — рассказала Марина Флягина.
Доцент ЮФУ уточнила, что в религиозном отношении славяне не едины. Их религиозные различия отразились на особенностях материальной и духовной культуры. Православные славяне испытали влияние греко-византийской культуры: это русские, основная часть украинцев и белорусов, сербы, черногорцы, болгары, македонцы. Католическая часть славянства: поляки, кашубы, чехи, словаки, серболужичане, словенцы, хорваты — подверглась так называемому западному влиянию, которое проявилось в общественном быте, одежде, архитектуре и, конечно, в языке. В результате же многовекового турецкого правления некоторая часть южных славян на Балканах исповедует ислам: боснийцы-мусульмане и потомки исламизированных сербов и хорватов. И существует интересная закономерность: православные славяне используют на письме кириллицу, славяне-католики – латиницу, боснийцы-мусульмане – обе системы.
«У славян христианство распространялось неравномерно и в разные периоды: между славянскими племенами, особенно близко прилежащими к Греции и Риму, оно начало распространяться ранее всего. Благодаря созданному Кириллом и Мефодием старославянскому языку христианство в течение 9-10 веков распространялось к северу и северо-востоку от Балкан, среди западных и восточных славян, у которых к этому времени уже сложились государства. До этого времени, основой славянского мировоззрения было язычество. Древним славянам было свойственно космоцентрическое мировоззрение, которое по своему отношению к природе значительно отличалось от современного — технологического. Человек знал, что его жизнь зависит от природы, поэтому для него было характерно самоограничение, обожествление природы, нежелание своим вмешательством навредить ей. Подобные представления породили дохристианских языческих божеств. Сегодня установить полный список славянских богов очень сложно. Основными источниками сведений являются древние летописи, в которых прямо или косвенно рассказывается о верованиях славян до принятия христианства, а также фольклорные тексты, сопровождающие обряды. Причем нередко этнографы и этнолингвисты фиксируют смешение и замещение языческих и христианских элементов в структуре славянских обрядов», — подчеркнула Марина Флягина.
Марина Валерьевна назвала общие и различительные черты в языческой культуре славян: фольклористы и этнолингвисты фиксируют специфические особенности традиционной культуры у восточных, западных и южных славян. Они обусловлены различиями в природных условиях, контактами с соседними неславянскими народами и другими факторами. Исследователи славянской мифологии в качестве персонажей, почитавшихся всеми славянами, называют Перуна и образ Земли-матери. В целом же ученые приходят к выводу о том, что общеславянского языческого пантеона не существовало, так как не было единого славянского централизованного государства. А вот низшие мифологические существа — домовые, русалки, берегини — хотя и имели разные имена, во многом были сходны по выполняемым ими функциям в соответствии с тремя стихиями – водной, земной и небесной. Интерславянскими следует признать ритуально-календарных персонажей таких как Коляда или Масленица. Низшими духами, характерными именно для славян, были также «заложные покойники». Так называли в общем смысле демонических персонажей, но их атрибуты различаются в мифологических представлениях разных народов, даже близкородственных.
«Несмотря на очевидные различия в языке, вероисповедании и культуре славянских народов, все-таки нужно сказать, что общих черт между славянами гораздо больше, чем различительных, и это несмотря на то, что единство славянских народов не является сегодня актуальным ни для них самих, ни для окружающих их народов», — подытожила Марина Флягина.
Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/69099
Дополнительные материалы по теме
Сегодня
В ЮФУ пройдет студенческая политологическая школа «Мастерская политических смыслов»
Сегодня
Наука об обществе: эксперты ЮФУ рассказали об особенностях профессии социолога
Сегодня
Директор РНОМЦ ЮФУ Алексей Карапетянц принял участие в заседании круглого стола по общим вопросам Математических центров России, а также в заседании экспертного совета ВАК по математике и механике
Вчера
Эксперт ЮФУ рассказал об особенностях образования детей с ограниченными возможностями зрения
12 ноября
Будущее российско-китайского образовательного сотрудничества обсудят на круглом столе
11 ноября
В ЮФУ проходит Первая Всероссийская конференция, посвященная проблемам региональной журналистики
Происхождение славян.
Краткий очерк
История создания… Происхождение славян. Краткий очерк
Вопрос происхождения славян является достаточно спорным, и на сегодняшний день существует большое количество теорий, которые с различных точек зрения подходят к изучению данного вопроса. Большинство историков сходится во мнении, что поиск предков славян следует искать во втором тысячелетии до нашей эры. Именно тогда произошло зарождение племени славян, которые проживали на территории, небольшой по размеру, в районе Вислы. В дальнейшем славяне осваивали все новые и новые земли, переселяясь западнее, и, в конечном итоге, достигли реки Одер. В учебниках часто можно встретить предположение, что переселение наших предков продолжилось бы дальше на запад, но через Одер их не пустили предки современных немцев. Одновременно славяне мигрировали и на восток. Абсолютно доказанным фактом является тот, что они достигли берегов Днепра.
По мнению В. Седова, первые исторические и географические сведения о древних славянах содержатся в трудах греко-римских авторов, писавших в начале I тыс. н. э. Многими историческими источниками зафиксировано название древних славян — венеды (венеты). Об этом, в частности, читаем у историка VI в. — Иордана. Однако, сами славяне себя так не именовали. Данный этноним употребляется по отношению к ним только иностранными авторами.
Согласно «Повести временных лет», родиной древних славян, да и в целом всего человечества была Передняя Азия. Следуя летописи, историю славян начинают с вавилонского столпотворения, когда они выделились из 72 народов, рассеянных в разных направлениях.
Житие восточных славян. Худ. С. В. Иванов, 1909 г.
Говоря о древних славянах, различают с известной долей условности исторических границ протославян (наиболее отдалённые предки) и праславян (ближайшие предки). Но дело не только в размытости временных границ. Размыты и языковые, и этнические границы. В этой связи возникает принципиальный вопрос: кого относить к предкам славян? Дело в том, что славяне, как, впрочем, в большинстве своём и другие народы, в процессе этно-территориальной локализации сформировались из многих племён и народов.
Иногда высказывается мысль о том, что изначально предки славян проживали на некоторой небольшой территории, с которой и расселились по необъятным просторам планеты. Несогласие с этой позицией было высказано ещё академиком Б. А. Рыбаковым и поддержано другими авторами. При этом была сформулирована другая, более продуктивная позиция, которая выражается в следующем: никакой «маленькой» прародины славян не существовало, да и не могло существовать согласно закономерностям и особенностям длительного этногенеза больших «массивов». Уже на заре своей истории предки славян представляли собой многочисленные родственные индоевропейские племена, населявшие обширные территории от Средиземного и Чёрного морей на юге до Балтики и Белого моря на севере, от северной Италии и бассейна Эльбы (Лабы) на западе до Малой Азии и бассейна Волги на востоке. И называли они себя своими племенными названиями. Поэтому у их предков на некотором историческом этапе, возможно, и не было единого собирательного названия, обозначавшего всю совокупность протославянских народов, а было несколько собирательных названий, имеющих диалектные различия. Более того, предками славян могли быть представители различных индоевропейских и не индоевропейских этнических групп. Те же прото- и праславянские народы приняли участие в территориальной локализации различных индоевропейских народов. Примеров тому множество. Например, кривичи участвовали в этногенезе славян на территории современной Белоруссии, России, стран Балтии и даже… на северо-западе Индии. Подобным образом обстоит дело с полянами, северянами и другими русско-венетскими народами, принявшими участие в становлении различных ветвей нынешнего славянского мира.
Древние славяне селились в городищах (аналог современного города). Городища выстраивались с большой оглядкой на безопасность, поскольку в любой момент можно было ожидать нашествия кочевников. Именно поэтому такие селения располагались на возвышенностях — на высоких холмах, в устьях рек. Городища строились близ рек и озер, что обеспечивало население пресной водой, которая также использовалась и для орошения пахотных земель. Род (семья) в городищах проживали в избах. Избы были достаточно примитивны и служили, главным образом, для защиты от природных явлений (дождя, снега и ветра). В самой избе не было ни перегородок, ни разбивки на комнаты. В ней находился только очаг. Многие из таких изб представляли собой землянки, которые углублялись на 1,5 метров, что позволяло лучше удерживать тепло в зимнее время.
Реконструированное городище древних славян
В Средней Европе примерно за 1700 лет до н.э. из числа родственных правенетских племён начала формироваться единая этническая и культурно-хозяйственная среда. Этап её развития, продолжавшийся примерно с XIII по IV век до н. э., получил наименование лужицкой археологической культуры позднего бронзового и раннего железного веков. Название восходит к славянской области Лужица — Лаузиц на территории Германии). Полабские славяне освоили земли от реки Одры (немецкое название — «Одер») до Лабы (по-немецки — «Эльбы») и её притока Заале. Раскопаны городища, селища, могильники с трупосожжениями. Основу хозяйства лужичан составляли земледелие и скотоводство.
Макет крепости лужицких славян. Шпревальд, Германия
Древние славяне занимались в основном земледелием и скотоводством. Скот использовался для работы, а также для пропитания жителей племени. В возделываемых культурах преобладали зерновые, излишки которых затем продавались. Древние славяне имели разветвленную сеть торговых путей и торговали с окрестными оседлыми племенами. Именно в развитии этих торговых отношений и кроются основные предпосылки быстрого развития славянской цивилизации. Экономические связи позволяли обеспечивать население, в частности, совершенным оружием, а также различными предметами, необходимыми в повседневной жизни, — тканями, посудой и прочей утварью.
Источник: Древнерусское государство
Понравилась статья? Отправьте автору вознаграждение:
Наши славянские корни
Наши славянские корни
Наши славянские корни
Наш народ принадлежит к славянской группе индоевропейской семьи
народы, поселившиеся в своей европейской колыбели примерно за 2000 лет до
Христос. Первобытный ареал славян можно примерно очертить на севере.
Балтийским морем, на востоке рекой Буг, на юге Карпатами.
горы и на западной границе у реки Эльбы (см. карту, заимствованную
из Ф. Дворника, Славяне, Бостон, Массачусетс, 1959, с.4).
Археологические раскопки доказывают, что наши славянские предки обладали
очень высокая культура. Это были миролюбивые люди, преданные своей земле, так как
земледелие было их основным занятием. Некоторые кочевые племена, например
Скифы, сарматские хорваты и турецкие болгары восприняли славянскую культуру
и ассимилировались ими, сохранив при этом свои племенные названия.
Греческий историк Прокопий Кесарийский, соприкоснувшийся с
Славяне во время военного похода византийского полководца Велисария
(538-552), в своих мемуарах восхваляет демократический образ жизни: «Они не
управляется одним человеком, но с древних времен они жили в условиях демократии. Этот
причина, по которой они вместе обсуждают приятные события и беспокоящие
важные заботы, и весь народ решает эти дела».
(ср. его History of Wars, b. 7, ch. 14).
Первобытную славянскую культуру, вообще говоря, можно разделить на две
периоды: 10 лужицких и 20 венедских. лужицкая культура, охватывающая период
время от 2000 до 500 г. до н.э., было насильственно прервано нашествием кочевников
Скифы около 500 г. до н.э. Славянам понадобилось почти 400 лет, чтобы восстановить свою
первозданная культура, о чем свидетельствует венедский период с 100 г. до н.э. до того как
около 400 г. н.э.
г.
Веря в загробную жизнь, славяне разработали свою религию
под влиянием иранской веры, как это было недавно доказано
сравнительная филология. Для обозначения божества славяне использовали термин «Болото»,
«Бох», в то время как другие индоевропейские народы использовали «Деус» или
его производные. Славянское «Бох» (изначально «Богу») тесно
связан с иранским «бага», означающим источник или дающий все хорошее
вещи. Так человека с большим количеством благ славяне называют «богатым».
«Богатый» (однокорень — болото, бох).
Иранская религия была дуалистической, т.е. допускающей два высших
принципы-божества: «Бага» — принцип добра и «Даува» — принцип
принцип зла. Второй оставил свой след в славянском «Див» —
злой дух, а «дивый» — дикий, неукротимый. Славяне, подчиняющие злу
духов к Всевышнему Богу, постепенно отказывались от дуалистической философии жизни.
Они верили также в свободную волю человека. Свободу выбора они называли «вира»
от иранского «вар», означающего выбор. После преобразования в
В христианстве они использовали термин «вира» для обозначения веры, т.е. выбора.
добра, приверженность Богу.
на протяжении многих веков славянские племена пользовались одним и тем же общим языком. Это было
только в третьем и четвертом веках некоторые диалектические различия
начали развиваться среди различных племен, но до десятого века они были
не слишком заметно. Таким образом, во времена СС. Кирилл и Мефодий мы еще можем
говорят об общем языке у славянских племен.
Славяне жили до третьего века в своем первоначальном поселении,
условно говоря, в компактной массе. Ими правили их древние или
племенные князья, называемые разными именами. Наиболее распространенными были: кахан, князь,
жупан и бан. Лишь под напором кочевых орд в четвертом
века, когда некоторые славянские племена пересекли Карпаты и оттеснили
свой путь на Балканы. Другие двинулись на запад к верхнему Дунаю.
и еще другие на восток, к Днепру и Черному морю. Таким образом, из
с четвертого по восьмой века мы имеем определенное племенное деление между
славяне, породившие различные славянские народы.
Вообще лингвисты делят славян на три основные группы, называемые: 10
Западные славяне 20 южных или югославов и 30 восточных славян. Западные славяне
охватывают современные нации чехов, словаков, лузитских сербов и поляков. К
к группе южных славян относятся сербы, хорваты, словенцы, македонцы и
Болгары. Восточные славяне подразделяются на три отдельные ветви,
образуя как можно больше национальностей: русских (первоначально москвичей), белых или
белорусы и русины, большинство из которых сегодня принято называть украинцами.
Из вышеприведенной классификации видно, что наши предки, пришедшие в
США в основном из Мукачевской, Пряшевской и
Перемышилы, известны в истории как «русины», а в нашем языке как «русины».
Они принадлежат к группе восточных славян и, следовательно, их не следует
спутать с каким-либо этносом западных славян или даже с неславянским
Национальность.
Славянское племя, поселившееся в VIII веке по обоим склонам
Карпатские горы (север и юг) носили имя Белых Хорватов — «Бил’л
Хорваты» (не путать с хорватами в Югославии). Они были
правили собственные князья, вассалы какого-то более сильного славянского правителя Болгарии,
Моравия, а затем Киевская Русь. Лишь в XI в.
они стали подданными короля Венгрии. От Киевской Руси переняли
их национальное название «русины», «руси сыны», что означает — сыновья
Руси. Оно стало общим названием всех юго-восточных славянских племен от
река Попрад на Пряшевщине вплоть до Каспийского моря и реки
Дон.
Поскольку греческие историки первыми проявили интерес к нашей
предков, они адаптировали наше национальное название, внеся некоторые фонетические изменения
в зависимости от остроты их языка. Изменяем наш зубной звук «с»
в свое «th» и добавляя собственное окончание, греческие историки
называли наш народ «рутеной». На латыни наше национальное название стало «Rutheni:,
из которого оно было адаптировано на английский язык как «русины».
Так как многие наши предки много веков жили под венгерским
сюзеренитета, их также называли «угорскими русинами», т.е. русинами
Венгрия. После Первой мировой войны их назвали по месту обитания «подкарпатскими».
Русины», то есть русины, живущие под Карпатами.
Большинство русинов, чтобы не путать с русскими
(известные в истории как москвичи до 1713 года), стали называть себя украинцами
и их земля Украина. Под влиянием этих изменений и политической
тенденции, наши люди дома и за границей разработали три различных деноминации;
10 карпато-русинов, 20 карпатороссов и 30 карпатоукраинцев, каждого
давая возможность дальнейших переделок. В своем недавнем расследовании преп.
Джон Сливка из Бруклина, штат Нью-Йорк, перечисляет 21 имя, извлеченное из нашего
различные периодические издания и публикации (ср. его Who Are We?, 1968 стр. 4).
Чтобы избежать дальнейшей путаницы и дать нашим людям здесь, в Соединенных Штатах
свою столь необходимую национальную идентичность, наши гражданские и религиозные лидеры должны
адаптировать наше историческое название «русины» к английскому «русины».
Давно пора рассказать нашим людям, кто они и откуда!
Вернуться к оглавлению
Олег Трубачев — Этногенез и культура древних славян.
Лингвистические исследования
РЕЗЮМЕ
Основным пунктом авторской концепции является спор против
тезис о первобытном «несуществовании» славян, кроме балтов.
Будучи убежденным в приоритете диалектологии любого древнего
язык и древнюю культуру, мы считаем общеславянским (славянским
праязык) индоевропейский диалект и древнеславянская культура
диалектный вариант И.-Э. культура. Так мы датируем начало развитой
религиозных представлений у славян не ранее времени славяно-иранского
контакты, т.е. примерно середина I тыс. до н.э. Не раньше этого
время появились славянские составные теонимы (имена богов). Без сомнения
существовало главенство табу, неуловимых упоминаний, молчаливого поклонения божествам,
первобытный культ предков, и именно этот культурный этап следует соотносить с
самые ранние славяно-латинские контакты (славянские* gověti — лат. Фавер ,
славянское * манъ / мана — латинское мане ), предположительно Третий
тысячелетие до н. э. Как раз то, что славяно-латинские (а не славяно-иранские) контакты выявляют
также самые ранние специальные изоглоссы в названиях явлений природы ( palūdem
— * пол воды ).
Помимо племенной идеологии, славянский лексикон свидетельствует о
существование идеологии аграрного общества. Название части
западные славяне — * lędjane ‘пахари целины’ — отражает оба этих
идеологии и вторичного прихода польских племен в бассейн Вислы как
Что ж. Славянское земледелие было ориентировано на древнее Дунайско-Альпийское
сельхозцентр по сельскохозяйственному инвентарю (славянский * штекеръ ),
сорта злаков и их названия (русские полба ‘полба’, славянские * ръжь
«рожь» с его новой этимологией «(тот), что рвет (пшеницу)»). Есть
мнение, что германские племена получили культуру ржи от славян.
Что касается металлов и их славянских названий, то
возможность особой культурной хронологии. Примечательно, что славянский
и армяне совпадают не в названии металла «железо», а только в
дометаллическое название органического куска, «железы». Ареал И.-Э. имя для «золота»
объединяет с якобы давних времен славянское с германским, часть
Восточно-Балтийский (леттон) и, возможно, Фракийский (источник этой изоглоссы)
локализоваться в Трансильвании и бассейне Дуная). Так сказать
484
«Купфераргумент» безошибочно разводит раннеславянское и древнеславянское.
Раннебалтийский (существуют совсем другие названия «меди»). Только так поздно
металл как «железо» представляет свое новое название, общее для славян и балтов, а
Железный век (около середины I тысячелетия до н.э.)
приближается балто-славянский ареал. Названия серебра в славянских, германских и
Балтийские сопоставимы, но это вполне очевидное заимствование восточного происхождения,
с Северного Кавказа, при участии Северо-Причерноморья
Индоарианцы.
Мы видим реку Дунай как ось локализации древнего
И.-Э. диалекты, среди них раннегреческий (проблема Данаоя), раннегреческий
Армянский. Славянское относилось прежде всего к Среднему Дунаю, имя которого
Славяне заимствовали его в кельтско-германской форме (вероятно, из Верхнего Дуная).
Нижний Дунай был прежде всего неизвестен славянам и его древние названия Ἴστρος,
Ματόας).
Среднедунайские земли мы видим центром дальнейшего славянского
миграции, в том числе на север Карпат, по Висле
Долина. Это была своего рода северная инфильтрация не только славян, но и
других И.-Э. племена, пришедшие в будущую Польшу раньше славян
и вместе с ними то, что привело к смешанному сосуществованию. Что особенно
доказывает присутствие неславянских индоевропейцев к северу от Судеты
горы и есть этот «Третий» этнический элемент между германскими и славянскими племенами,
предположительно венетического (иллиро-венетического) языкового происхождения. Как признак кризиса
польских автохтонистских теорий и сразу после них
выдвинули, согласно которым в бассейнах Одера и Вислы было до
к приходу славян в VI -й век н.э. (?) отсутствие
поселение (пустка осаднича, польский археолог Годловский). В то время как в отношении
эту новую теорию как еще одну крайность, мы должны, напротив, подчеркнуть реальность
прямых венето-славянских этнолингвистических контактов (ср. этимологию
Личавики, Шрем и многие другие имена, унаследованные ономастикой польского языка.
земли), отсюда значительно более раннее появление славян в этой стране. В качестве
дославянских иллирийцев к северу от Карпат мы также рассматриваем как
Şilingi (польский Śląsk < * sülęg -, Силезия) и Milingi, скрыто
под топонимом Mlądz , недалеко от Варшавы (<* mülęg -, согласно
Штибер), унесенный потом славянским отливом вплоть до греческого Пелопоннеса (в
«De administrando imperio οἱ Μηλιγγοί» Константина Багрянородного уже
славянское племя).
Специалисты, предполагающие первобытный ареал балтов
где-то на Верхнем Днепре и Оке (Голаб, Бирнбаум) делают явно
недооценивают самые ранние балтийско-фракийские контакты (предположительно третье тысячелетие до н. э.).
до н.э.), которая в любом случае имела место южнее Припяти. Просто там
следует также предполагать самый ранний ареал балтов. Что касается
прибалтийско-славянские контакты, они постэтногенетические и должны были иметь
характер прочного Sprachbund (начиная с железного века, см. выше).
Что касается языковых особенностей Среднего Подунавья, то
следует указать, что река-название Морава , протекавшая тогда в
Восток, Запад и Юг изначально были эндемиками Среднего Дуная.
Славянский
485
Морава ,
развился из более раннего Maru-s является одним из недифференцированных индоевропейских
(«alteuropäisch») Wasserworter, этимологически родственный И.-Э. * мори ,
Славянское * mor᾽e ‘море’. Славянская гидронимическая опись Среднего Дуная.
области показывает, несмотря на тысячелетнее господство венгерского языка
с совсем иной структурой, наличием несомненно раннеславянских
словообразовательные и морфологические признаки (производные и составные) и некоторые
архаические моменты (почти исключительное использование физиографического лексикона типа
упомянутого «Wasserwörter» Крахе).
Сказанное выше можно повторить и о западной части р.
Бассейн Среднего Дуная, так называемая Паннония (или Задунайский край). Шаг за шагом
уточняются детали раннеславянской номенклатуры озера Балатон и
его окрестности. Так славянски* Pleso (lacus Pelso , Plin. NH Ш, 24) есть
так называлась большая, прямая часть озера, и только меньшая,
более заболоченной, часть ее имеет славянское название * Bolto ‘болото,
болото’, отсюда церковно-славянское название города * Блатьнъ градъ , древний город
на западном берегу оз. Очень близко к славянской номенклатуре стоит
древнее племенное название Осериаты (возможно, только суффиксальное образование -иат
последний тяготеет к неславянскому, иллирийскому; здесь мы не можем не вызвать явно
гибридный этноним Ἐζερῖται, конст. порф. Де адм. имп., упомянутый там как
уже славянское название племени, кроме милинги, на юго-западе Пелопоннеса).
Этим мы касаемся важного вопроса соседства и
сосуществование славянских и неславянских народов на одной территории, а именно
иллирийско-славянской преемственности, поскольку славянское означает «болотный, топкий» (в
венгерский Balaton , см.