Сколько лет православию на руси: Крещение Руси в 988 году

Празднование 1020-летия Крещения Руси в Беларуси

23—25 октября состоялся Первосвятительский визит Предстоятеля Русской Православной Церкви в Республику Беларусь в рамках празднования 1020-летия Крещения Руси. В состав делегации, сопровождавшей Святейшего Патриарха Алексия II, входили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Калужский и Боровский Климент, митрополит Кишиневский и всея Молдавии Владимир, митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий, архиепископ Белоцерковский и Богуславский Митрофан, архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, епископ Егорьевский Марк, представители Поместных Православных Церквей при Московском Патриаршем Престоле — епископ Моравичский Антоний (Сербская Православная Церковь), епископ Проватский Игнатий (Болгарская Православная Церковь), архимандрит Закхей (Вуд) (Православная Церковь в Америке), протоиерей Алексей Ющенко (Православная Церковь Чешских земель и Словакии) и другие официальные церковные лица.

23 октября в аэропорту «Минск-2» Святейшего Патриарха встречали Патриарший Экзарх всея Белоруссии митрополит Минский и Слуцкий Филарет и члены Священного Синода Белорусской Православной Церкви, вице-премьер Республики Беларусь Анатолий Косинец, мэр Минска Михаил Павлов, посол России в Беларуси Александр Суриков, а также министры культуры, транспорта и образования республики.

После обмена приветствиями с встречающими Святейший Патриарх Алексий обратился к прессе. «Празднование 1020-летия Крещения Руси — это триединый праздник русского, украинского и белорусского народов», — отметил Первосвятитель. Предстоятель Русской Православной Церкви подчеркнул также важность сохранения церковного единства, которое было укреплено восстановлением канонического общения с Русской Зарубежной Церковью в 2007 г. и встречей Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Стамбуле в октябре этого года.

Из аэропорта Святейший Патриарх отправился на открытие международного круглого стола «Крещение Руси в судьбах народов Беларуси, России и Украины» в Национальной библиотеке Беларуси. Обращаясь к участникам и организаторам этого научного форума, Святейший Патриарх Алексий отметил историческую значимость Крещения Руси. По словам Его Святейшества, на заповеди равноапостольного князя Владимира «всем быть христианами» формировалась Святая Русь, её церковность и национальная государственность. Святейший Патриарх передал в дар Национальной библиотеке Беларуси комплект томов «Православной энциклопедии», а также 12-томное издание истории Русской Церкви митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова). Его Святейшеству было преподнесено в дар голографическое изображение креста святой преподобной Ефросинии Полоцкой.

После посещения Национальной библиотеки Беларуси Святейший Патриарх направился в Дом милосердия Белорусского Экзархата, где Его Святейшество встретил протоиерей Федор Повный, настоятель храма Всех святых и руководитель социального центра Белорусской Православной Церкви. В храме святого праведного Иова Многострадального Предстоятеля Русской Православной Церкви приветствовали стихами дети — воспитанники Дома милосердия. Они преподнесли Святейшему Патриарху букеты белых цветов. «Помоги Господь вам впитывать знания, основы веры, учиться милосердию, которое вы видите здесь», — сказал Святейший Патриарх, поблагодарив детей за теплую встречу. Отец Феодор рассказал, что в настоящее время в Доме милосердия несут свое служение 200 сотрудников, воспитываются более 370 детей, получают помощь несколько сот пациентов.

В ответном слове Святейший Патриарх Алексий отметил, что не в первый раз посещает эти стены: «Господь судил мне видеть, как началось это святое дело, как оно развивалось и как ныне Дом милосердия осуществляет миссию помощи ближним». «Слава Богу, есть дом, где совершается служение добра, где люди научаются делам милосердия по отношению к своим ближним», — сказал Святейший Патриарх. По словам Его Святейшества, важно, чтобы этот уникальный опыт социального служения перенимался и другими организациями Беларуси, России и Украины, так как необходимо не столько строить новые храмы, сколько возрождать человеческие души. Затем Святейший Патриарх Алексий посетил палаты стационара, где побеседовал с пациентами и сотрудниками Дома милосердия. После этого в Доме милосердия состоялся торжественный прием от имени Патриаршего Экзарха всея Белоруссии митрополита Минского и Слуцкого Филарета.

В пятницу, 24 октября, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил Божественную литургию в минском Свято-Духовом кафедральном соборе. В богослужении приняли участие Патриарший Экзарх всея Белоруссии митрополит Минский и Слуцкий Филарет, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Калужский и Боровский Климент, митрополит Кишиневский и всея Молдавии Владимир, митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий, архиепископ Берлинский и Германский Марк (РПЦЗ), архиепископ Клинский Лонгин, архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, епископ Егорьевский Марк, епископат и духовенство Белорусской Церкви, представители Поместных Православных Церквей при Московском Патриаршем Престоле.

В своем слове после Божественной литургии в Свято-Духовом кафедральном соборе Минска Святейший Патриарх подчеркнул важность сохранения церковного единства. «Сегодня мы все призваны созидать и хранить церковное единство, как великий дар, несмотря ни на какие искушения и соблазны разделений», — подчеркнул Первосвятитель.

После праздничной Божественной литургии состоялось награждение Патриаршего Экзарха всея Белоруссии митрополита Минского и Слуцкого Филарета орденом святителя Алексия, митрополита Московского, II степени. Вручая награду в день архиерейской хиротонии Владыки Филарета, Святейший Патриарх Алексий особенно подчеркнул, что возрождение Православия на Белорусской земле в последние десятилетия во многом связано с его деятельностью. «Знаю, сколь многое делается в Белорусской Православной Церкви для того, чтобы сохранить единство в вере. И в этом огромная заслуга митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Белоруссии. Из 43 лет Вашего архипастырского служения Вы, дорогой Владыка митрополит, тридцать лет с любовью и усердием несете архипастырские труды во вверенном Вам Винограднике Христовом в пределах Белоруссии», — сказал Предстоятель. От лица Белорусского Экзархата Святейшему Патриарху был преподнесен список Минской иконы Божией Матери, а также вышитое льняное облачение.

24 октября, после богослужения в Свято-Духовом кафедральном соборе, Его Святейшество прибыл в резиденцию главы государства, где состоялась встреча Предстоятеля Русской Православной Церкви с президентом Республики Беларусь Александром Лукашенко. Во встрече приняли участие митрополит Минский и Слуцкий Филарет, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Калужский и Боровский Климент, а также глава администрации президента Республики Беларусь Владимир Макей, заместитель премьер-министра Александр Косинец, уполномоченный по делам религий и национальностей Беларуси Леонид Гуляко.

В своем слове глава Беларуси поблагодарил Его Святейшество за визит, отметив, что он важен не только для верующих, но и для всех граждан республики. «Мы пришли к тому, что Православная Церковь является основой нашего общества, всего в стране более 85% граждан исповедуют Православие», — подчеркнул президент Лукашенко, отметив также, что Церковь делает очень многое для сохранения единства государства.

Поблагодарив президента за теплые слова, Святейший Патриарх отметил, что глава государства не только по долгу службы, но и по велению сердца участвует в возрождении Церкви на Белорусской земле. По мнению Его Святейшества, свидетельством такого отношения является строительство Дома милосердия в Минске. «Необходимо, чтобы добро возвращалось в нашу жизнь. За шесть лет многое изменилось в Белорусской Церкви, во многом и благодаря усилиям главы государства», — сказал Святейший Патриарх, вспоминая свой последний визит.

В резиденции Президента Беларуси состоялось награждение Святейшего Патриарха Алексия и митрополита Минского и Слуцкого Филарета высшей государственной наградой Республики — Орденом Почета. «Принятие христианства имело не только религиозное, но и политическое значение для народов Руси, поскольку оно позволило объединить ранее разрозненные народы», — сказал президент А.Лукашенко, открывая церемонию вручения государственных наград Святейшему Патриарху и митрополиту Филарету в зале «Беларусь» президентской резиденции в Минске.

«Судьба Белорусской Церкви неразрывно связана с историей Белоруссии, как в прошлом, так и в настоящем», — подчеркнул президент, напомнив собравшимся, что за последние годы в четыре раза увеличилось число храмов в республике, а также постоянно расширяются сферы социального служения Церкви.

«Ваше Святейшество! Мы понимаем, насколько нелегко служение Патриарха. Ваша искренность и душевное расположение помогали мне принимать решения в управлении государством», — сказал А.Лукашенко. Также глава государства отметил заслуги митрополита Филарета в возрождении и укреплении Православия на земле Белой Руси. Обращаясь к собравшимся в зале — членам делегации Русской Православной Церкви, представителям Поместных Православных Церквей и Белорусского Экзархата, — президент подчеркнул, что празднование на Белорусской земле 1020-летия Крещения Руси с участием архиереев из разных стран свидетельствует о непреходящих ценностях Православия.

В своем слове после вручения награды Святейший Патриарх Алексий поблагодарил Александра Лукашенко за высокую честь и отметил, что из года в год украшается белорусская столица новыми храмами, в которых большие города имеют особенную потребность.«Помощь Белорусского государства во многих строительных и иных проектах Церкви является хорошим подтверждением дальновидной политики, нацеленной на сохранение и преумножение национального духовного и культурного наследия Белой Руси», — подчеркнул Святейший Патриарх.

Пожелав президенту Беларуси и всему белорусскому народу помощи Божией в дальнейшем созидательном труде на благо Отечества и во имя утверждения мира и братолюбия между единоверными и единокровными народами, воспринявшими Крещение в Днепровской купели, Его Святейшество преподнес президенту на память о встрече складень с изображениями Святой Троицы, равноапостольного князя Владимира и благоверного князя Александра Невского — небесного покровителя президента Беларуси.

24 октября Святейший Патриарх Алексий также посетил торжественное собрание и праздничный концерт, посвященные 1020-летию Крещения Руси, в Большом зале Дворца Республики в Минске. Перед началом концерта заместитель премьер-министра Республики Беларусь Александр Косинец огласил обращение Президента Республики участникам торжественного собрания. После чего с приветственным словом выступил Святейший Патриарх Алексий.

«Несмотря на то, что со времени празднуемого события прошло более тысячи лет, духовный подвиг крестителя Руси остается столь же значимым и величественным: благодаря принятию христианства различные славянские племена смогли ощутить высокую общность духовного единства во Христе, на основании которой была создана единая культурная и духовная традиция братских народов России, Белоруссии и Украины», — сказал Первосвятитель. Святейший Патриарх отметил также, что на протяжении последних тридцати лет на Белорусской земле несет свое архипастырское служение Высокопреосвященнейший митрополит Филарет, «не жалея сил трудящийся ради благоустроения церковной жизни». По словам Его Святейшества, сегодня все могут видеть, что благодаря ревностным трудам и отеческой заботе Владыки Экзарха, а также при доброжелательном внимании государства преумножились приходы и монастыри, укрепляется вера, являющаяся основой национальной традиции. «Сегодня Белорусская Церковь продолжает динамично развиваться, успешно осуществляя свое призвание, следуя Божественному призыву о свидетельстве Евангелия миру», — подчеркнул Предстоятель Русской Православной Церкви.

Затем состоялся концерт, на котором были исполнены как церковные произведения классических композиторов и белорусских авторов, так и светские музыкальные произведения. После концерта был дан торжественный прием во Дворце Республики в честь Святейшего Патриарха Алексия и участников праздничных мероприятий.

25 октября Его Святейшество и члены сопровождающей его в поездке делегации посетили Национальный художественный музей Республики Беларусь. Святейший Патриарх ознакомился с выставкой «Православная икона России, Украины и Беларуси». Выставка, на которой представлены иконы XIV—XIX вв., уже экспонировалась в Москве (в Третьяковской галерее) и Киеве (в Национальном Киево-Печерскоммузее-заповеднике) и, наконец, в Минске. Святейший Патриарх Алексий в сопровождении директора музея Владимира Прокопцева осмотрел выставку и оставил запись в книге почетных посетителей. Затем Первосвятитель принял участие в церемонии гашения памятной почтовой марки в честь 1020-летия Крещения Руси. На мероприятии также присутствовали директор Государственной Третьяковской галереи В.Родионов, директор Киево-Печерскогомузея-заповедника С.Королевец, министр культуры Беларуси В.Матвейчук, мэр Минска М.Павлов, уполномоченный по делам религий и национальностей Беларуси Л.Гуляко.

«Мне судил Бог открыть эту выставку в Москве, — сказал Святейший Патриарх, — продолжить в Киево-Печерской Лавре и завершить по окончании торжеств, посвященных 1020-летию Крещения Руси». По словам Его Святейшества, за 20 лет, прошедших со времени празднования 1000-летия Крещения Руси, уже выросло целое поколение новых иконописцев, возрождающих древние традиции. За труды по организации и проведению выставки Святейший Патриарх Алексий удостоил директоров музеев церковных наград: В.Родионов награжден орденом преподобного Сергия Радонежского II степени, С.Королевец и В.Прокопцев удостоены ордена преподобного Сергия Радонежского III степени.

Следуя из Национального художественного музея, Его Святейшество осмотрел строящийся храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

В 1991 г. Святейший Патриарх Алексий благословил жизнь прихода, которая начиналась с богослужений в простой армейской палатке. Затем Святейший Патриарх посетил в белорусской столице Свято-Елисаветинский женский монастырь и церковь во имя иконы Божией Матери «Державная», расположенную рядом с обителью. У входа в храм Его Святейшество встречал духовник обители протоиерей Андрей Лемешонок, который обратился к Предстоятелю с приветственным словом.

В алтаре храма Святейший Патриарх Алексий подписал антиминс, прочитал заключительную молитву чина освящения церкви и окропил стены святой водой. Затем Его Святейшество обратился к присутствующим с Первосвятительским словом.

«Когда находишься в этом дивном храме, начинаешь понимать, что эта красота будет помогать тем, кто находится в болезни и скорби», — сказал Святейший Патриарх. «Чудом Божиим, трудами и заботой многих людей создана эта обитель, которую можно назвать обителью милосердия. Интерьер вызывает ассоциации с древними святынями Православия, например, мозаики напоминают древний собор Святой Софии в Киеве». «Желаю, чтобы все больше людей, видя вашу любовь, приходили в Церковь Христову. Творите добрые дела, и Господь воздаст вам, и вы достучитесь до тех, кто ещё на пути к вере», — заключил Первосвятитель. На молитвенную память Святейший Патриарх Алексий подарил храму напрестольный крест.

25 октября Предстоятель Русской Православной Церкви и мэр Минска Михаил Павлов посетили и осмотрели строительство Всехсвятского храма-памятника, возводящегося в память безвинно убиенных. Освящение закладного камня храма-памятника состоялось 4 июня 1991 года. Закладку церкви в честь Всех святых совершил Святейший Патриарх Алексий во время своего первого посещения Беларуси. Всехсвятский храм-памятник строится под патронатом президента Республики Беларусь и Святейшего Патриарха. Храм станет главным духовным общенациональным мемориалом в память о 10 миллионах граждан страны и около четырех миллионах белорусов и выходцев из Беларуси, разбросанных по всему миру революциями, войнами, насильственными переселениями и репрессиями, покинувших родные места в поисках лучшей доли. В храме-памятнике будут каждый день совершаться панихиды о невинно убиенных согражданах, звучащие как призыв к примирению в Отечестве и по всему лицу земли. В крипте (нижней алтарной части храма) будет собрана земля с полей всех великих исторических сражений в защиту Белорусской земли, а также с мест захоронений мирных жителей, ставших жертвами военных кампаний и репрессий.

«Мы только что посетили стройку и осмотрели тот величественный комплекс, который здесь воздвигается, — сказал Святейший Патриарх. — Действительно, он будет памятником и украшением Минска. Здесь будут возноситься молитвы о всех безвременно погибших, и эта молитва будет нас объединять с теми, кто до смерти был верен своей Церкви, своему Отечеству, своему призванию». На память Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II подарил приходу напрестольный крест, после чего в крипте осмотрел эскизы интерьеров храма-памятника.

В субботу, 25 октября, по завершении торжественных мероприятий в Минске, посвященных 1020-летию Крещения Руси, перед вылетом в Москву Святейший Патриарх Алексий II обратился к прессе. «Заканчивается наш визит в Беларусь. Празднованию было уделено много внимания со стороны государственной власти и лично президента Республики. Не только богослужение, но и многочисленные мероприятия прошли на самом высоком уровне, — сказал Предстоятель Русской Православной Церкви. — Дай Бог, чтобы сердечность и доброта никогда не покидали народ Беларуси».

День Крещения Руси, что нужно делать в этот день — Эксклюзив ТСН — tsn.

ua

28 июля православная церковь отмечает великий церковный праздник — крещение Киевской Руси.

28 июля 2021 года православная церковь отмечает великий церковный праздник — крещение Киевской Руси.

Событие произошло почти спустя тысячу лет после смерти и воскресения Спасителя. Официальная дата, подтвержденная летописями — 988 год.

Также читайте

Интересно, что дата празднования — 28 июля — связана не столько с датой крещения, сколько с датой чествования крестителя Руси — князя Владимира Великого, который начал христианскую цивилизацию на родных землях, за что получил имя князь-Святитель.

Именно князь Владимир в 988 году воплотил в жизнь мечты своей бабушки — равноапостольной княгини Ольги — установил христианскую веру в Киевской Руси.

История праздника Крещения Руси

До установления христианства, Русь буля языческой. Русины поклонялись солнцу (Даждьбог) и грому с молнией (Перун). Были еще идолы-помощники — покровители воды, лесов, хозяйства и тому подобное.

На наши земли впервые принес христианство еще апостол Андрей Первозванный — ученик Христа. Он проповедовал в Скифии, которая впоследствии стала Русью. По преданию, Андрей Первозванный поднялся на киевские горы, установил деревянный крест и предсказал: «Здесь будет вера Христова». Апостол Андрей дошел из Киева в Новгород, а оттуда — к островам Валаама (ныне — Карелия, на севере РФ), имел учеников, которые крестили жрецов и проповедовали христианство.

Первыми из князей Киевской Руси крестились киевские князья Аскольд и Дир (в 867 году). Через 100 лет крещения приняла княгиня Ольга (в 957 году), которая мечтала, чтобы ее сын Святослав стал христианином, но этого не произошло. Это сделал ее внук — князь Владимир — установил на Руси новую веру.

Каким был князь Владимир

Князь Владимир — пример того, как вера в корне может изменить человека. До принятия христианства князь был горячим язычником. Именно при нем были принесены в жертву идолам два христианина — Федор и Иоанн (отец и сын). Федор и Иоанн считаются первомучениками Руси.

Также читайте

Впоследствии князь Владимир почувствовал пустоту язычества и начал искать новую веру.

К нему приходили магометяне (ислам), евреи (иудаизм), немцы (католичество) и греки (православие), которые рассказывали о своей вере. Князю пришлось по душе православие, тем более, он имел пример перед глазами — жизнь родной бабушки княгини Ольги.

Но он еще был гордым язычником, и вместо того, чтобы попросить греков окрестить его, пошел на них войной — взял город Корсунь (ныне — Херсонес), который принадлежал грекам.

Князь Владимир потребовал от греческих императоров, что желает жениться на их царевне Анне.

Именно тогда князь Владимир внезапно начал терять зрение и впоследствии ослеп. Его невеста — царевна Анна — предложила принять Святое Крещение. После совершения обряда князь Владимир внезапно начал видеть и окончательно уверовал в Господа.

В 988 году князь женился на царевне Анне и вернулся в Киев вместе с греческими священниками и всем необходимым для богослужения.

Первыми крестились 12 сыновей Владимира и бояре. Дальше — князь повелел киевлянам прийти на приток Днепра — реку Почайну, где священники провели первое общее Таинство Святого Крещения.

Князь Владимир в корне изменился. Жестокий язычник стал благочестивым христианином. Занимался бедными, повелел приходить к нему на княжеский двор за помощью всем желающим. Народ очень любил князя Владимира, называл «Красное Солнышко».

Что надо делать на праздник Крещения

Ежегодно православные церкви и монастыри устраивают крестный ход в честь праздника Крещения Руси. Некоторые из них длятся несколько дней, даже недель.

В этот день желательно задуматься о своей жизни, возможно что-то изменить, как изменил в свое время великий князь Владимир. Прийти в церковь, помолиться, отпраздновать вместе с верующими становления новой, христианской цивилизации на наших землях, поздравить родных и близких.

Русская Православная Церковь | Encyclopedia.com

Русские — восточнославянский народ, чьи предки переселились на обширную равнину между Балтийским и Черным морями в шестом веке. Первоначально восточнославянские племена образовали большое количество враждующих городов-государств, но в IX веке политическая власть начала консолидироваться сначала в Новгороде, а затем в Киеве (882 г.). Христианство стало официальной религией при великом князе Владимире I (ум. 1015), который женился на Анне, сестре византийского императора Василия II. Князь Владимир крестился вместе со многими своими последователями в водах Днепра в 9 г.88 г. н.э. по греческому обряду. Таким образом, византийское христианство стало верой трех народов, ведущих свое происхождение от Киевской Руси: украинцев, белорусов и русских.

Русская Церковь стала полуавтономной в 1037 году, когда Константинопольский патриарх посвятил

Феопемпта в митрополита Киевского. Когда город был разрушен во время монгольского нашествия (1237–1240 гг.), большое количество людей двинулось на север. К XIV веку вокруг Московского княжества вырос новый центр, и там поселились киевские митрополиты. В 1448 году митрополит Исидор был низложен за то, что принял от имени своей Церкви унию с Римом, утвержденную на Флорентийском соборе. Его преемник изменил первосвятительский титул на митрополита Московского.

Третий Рим. Примерно в то время, когда Константинополь пал перед турками в 1453 году, Россия избавлялась от монгольского владычества и становилась независимым государством. Поскольку Ветхий Рим, как говорили, впал в ересь, а Новый Рим, Константинополь, попал под власть турок, некоторые русские стали говорить о Москве как о «Третьем Риме», который продолжит традиции православия и римского права. цивилизация. Царь (цезарь) стал теперь поборником и защитником Православия, как когда-то был византийский император. Русская Церковь уже начала вырабатывать свой стиль иконописи и церковного зодчества, свои богословские и духовные традиции.

Русский православный патриархат был официально учрежден Константинополем в 1589 году, но упразднен Петром Великим в 1721 году. В то время Церковью управлял Священный Синод в соответствии с положениями, согласно которым Церковь находилась под пристальным надзором государства. В этот период, особенно в XIX веке, произошло великое возрождение русского православного богословия, духовности и монашества.

В августе 1917 года, после отречения царя, но до большевистской революции, в Москве начал работу Синод Русской Православной Церкви. Он восстановил русскую патриархию и избрал на эту должность митрополита Московского Тихона. Но еще до окончания синода стало известно, что митрополит Киевский убит и начались гонения. Патриарх Тихон был откровенен в своей критике коммунистов в первые годы своего патриаршего правления, но умерил свою публичную позицию после года в тюрьме.

Патриарх Тихон и его преемник Патриарх Сергий выработали modus vivendi с правительством, который задал тон церковно-государственных отношений при коммунизме. В 1927 г. Патриарх Сергий заявил о лояльности советской власти и пообещал поддержку Русской Православной Церкви во всех вопросах. Взамен государство предоставило Церкви весьма ограниченную сферу деятельности, практически ограниченную литургическим богослужением. Гонения и репрессии на религию в СССР в разные периоды принимали разные формы: практически все богословы и деятели Православной Церкви были либо сосланы в XIX20-х годов или расстреляны в 1930-х годах. Условия несколько улучшились во время Второй мировой войны и в последние годы правления Сталина, но Хрущев, намеревавшийся «упразднить» религию к 1980 году, начал усиливать гонения в 1959 году. происходил при Хрущеве в 1959-1962 гг. В 1914 г. было зарегистрировано 54 457 церквей, а в конце 1970-х гг. их было всего около 6800. Количество действующих монастырей (1498 в 1914) сократилось до 12, а действовавшие в 1914 г. 57 духовных семинарий сократились до трех в Москве, Ленинграде (Санкт-Петербурге) и Одессе, с высшими духовными академиями в первых двух городах.

Перестройка и гласность. С приходом к власти в 1985 году Михаила Горбачева положение Русской православной церкви стало резко улучшаться. Его политика перестройки («перестройки») и гласности («открытости») дала Церкви большую свободу и признание. В начале 1988 Горбачев принял в Кремле деятелей Православной Церкви накануне тысячелетнего юбилея крещения князя Владимира в 988 году. Божественную литургию возглавил Патриарх Московский и всея Руси Пимен в окружении представителей русской православной иерархии и в присутствии кардинала Агостино Касароли, государственного секретаря Ватикана, представлявшего Папу Иоанна Павла II, Роберта Ранси, архиепископа Кентерберийского, и представителей других христианских организаций. В преклонном возрасте и немощном Патриарх Пимен скончался 3 мая 19 г.90 г. Церковь быстро приняла решение назвать его преемника. Собор в составе архиереев и избранных священников и мирян путем тайного голосования впервые с 1918 года избрал 61-летнего митрополита Ленинградского и Новгородского Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

В октябре 1992 года в Москве открылся Свято-Тихоновский Московский Богословский институт для подготовки православных мирян. Студенты, более или менее поровну разделенные между мужчинами и женщинами, насчитывали около 650 человек в первый год. 24 февраля 19 г.93 года Русская Православная Церковь учредила в Москве Свято-Иоанно-Богословский университет, чтобы продолжить русскую гуманистическую образовательную традицию, а также предложить углубленное изучение богословских дисциплин. В 1994 году Патриарх Алексий II заявил, что на территории бывшего Советского Союза насчитывается 15 985 церквей, в которых обслуживаются 12 841 священник и 1 402 диакона. В его Церкви теперь было три духовных академии (Московская, Санкт-Петербургская и Киевская), 14 семинарий и в общей сложности 47 школ, в которых обучалось около 4000 человек. Двести восемьдесят одна монашеская община существовала или формировалась.

Численность Русской Православной Церкви оценивается в 60 миллионов человек. В декабре 1993 г. Национальный центр изучения общественного мнения Чикагского университета опубликовал результаты опроса, который зафиксировал необычайный рост религиозной веры в России. Он показал, что в Бога верят от половины до трех четвертей россиян, в зависимости от того, как формулировался вопрос. Хотя 11 процентов; заявили, что были православными в детстве, 28 процентов заявили о себе как о православных сейчас, что указывает на то, что Русская православная церковь более чем удвоила свое членство. Тенденция к теизму была наиболее сильной в возрастной группе от 17 до 24 лет, где 30 процентов перешли от атеизма к вере в Бога. Удивительно, но 75 процентов опрошенных заявили, что «очень доверяют Церкви». А вот другой опрос, проведенный Всероссийским центром изучения общественного мнения в августе 1994 показало, что хотя 52 процента опрошенных считают себя верующими, только 2 процента посещают церковные службы хотя бы раз в неделю.

Новая свобода, новые вызовы. Русская Церковь пытается приспособиться к стремительным изменениям, происходящим в российском обществе. Церковь строго соблюдает запрет на участие духовенства в политике и, похоже, развивает более тесные отношения с российскими военными. Патриархия решительно выступила против прозелитской деятельности других религиозных групп в стране и поддержала принятый парламентом, но не подписанный президентом Ельциным закон об ограничении деятельности таких групп. Осенью 19В 94 году российское правительство согласилось помочь финансировать реконструкцию Храма Христа Спасителя, массивного сооружения девятнадцатого века, снесенного Сталиным в 1931 году и некогда возвышавшегося над горизонтом Москвы. Патриарх Алексий заложил новый краеугольный камень 7 января 1995 г.

С 29 ноября по 2 декабря 1994 г. в Москве состоялось собрание всего Русского Православного епископата. Патриарх Алексий сообщил архиереям, что Церковь пережила очень сложный период с момента их последней встречи в 1992, имея дело с проблемами, связанными с литургической практикой, надлежащим богословским и пастырским образованием и церковным служением обществу. Собрание отклонило призыв консервативных элементов к выходу Московского патриархата из всех экуменических организаций, но осудило миссионерскую деятельность в России американских методистских, евангелических и пресвитерианских групп и некоторых южнокорейских протестантов. Епископы санкционировали начало обширной работы по катехизации и евангелизации русского населения и создали специальную комиссию для пересмотра богослужебной практики и текстов, чтобы сделать литургию более понятной для верующих.

Постепенный распад коммунистической системы и Советского Союза породил центробежные силы, угрожавшие единству Московского патриархата. В январе 1990 года, когда условия уже менялись, в Москве собрался Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, на котором было принято решение о предоставлении определенной степени автономии Православным Церквям Украины и Белоруссии (ныне Белоруссия). Каждый из них был образован экзархатом Московского патриархата с дополнительными названиями «Украинская православная церковь» и «Белорусская (ныне Белорусская) православная церковь». После распада СССР 25 декабря 19 г.91 и независимости различных государств-правопреемников патриархат предоставил аналогичный автономный статус православным церквям в Эстонии, Латвии и Молдове.

Но поскольку Православная Церковь в Украине требовала большей свободы, 27 октября 1990 г. на очередной сессии Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви была дарована «независимость и самоуправление» и упразднено звание «Украинский экзархат». Церковь оставалась автономной, а Киевский митрополит оставался членом Священного Синода Московского Патриархата. После провозглашения Украиной независимости 24, 19 августа91 года митрополит Киевский Филарет стал добиваться полного отделения своей Церкви от Московского патриархата. Однако в этом было отказано на заседании Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в апреле 1992 года. Ситуация достигла апогея в мае 1992 года, когда Московская Патриархия низложила Филарета и назначила митрополита Ростовского Владимира (Сабодана) новым митрополитом Киевским. . Впоследствии Филарет присоединился к неканонической Украинской Автокефальной Церкви.

Еще одна проблема возникла в недавно обретшей независимость бывшей советской республике Молдова. До 1812 г. и снова с 19 г.С 18 по 1944 год Молдова (тогда известная как Бессарабия) была частью Румынии. Несмотря на то, что Московский патриархат предоставил автономный статус своей молдавской епархии, Священный Синод Румынской Православной Церкви в декабре 1992 г. принял решение о воссоздании на той же территории собственной Бессарабской митрополии. Таким образом, православные в Молдове раскололись между двумя соперничающими юрисдикциями, но подавляющее большинство приходов остаются верными юрисдикции, связанной с Московским патриархатом.

В Эстонии автономная Православная Церковь при Константинопольском патриархате существовала с 1923 года до ее присоединения к Московскому патриархату в 1945 году после присоединения страны к Советскому Союзу. После обретения Эстонией независимости в 1991 году прозвучали призывы к восстановлению этой церкви, которая в изгнании сохранила свою штаб-квартиру в Стокгольме. Позднее эстонское правительство официально признало ее законным продолжением Эстонской православной церкви, существовавшей в межвоенный период. Но 5 окт. 1994 г. Священный Синод Московского патриархата выразил поддержку своей автономной Эстонской епархии и выразил протест по поводу того, что ей угрожает опасность потерять в собственности свои приходские храмы и большой Пюхтицкий Успенский женский монастырь. Всего в стране насчитывается восемьдесят православных приходов, в которых насчитывается около 40 000 верующих, половина из которых эстоноязычны, восемь двуязычны, а остальные русскоязычны. Пятьдесят приходов поддерживают восстановление автономной церкви под Константинополем. 19 февраля95 делегация Константинопольского патриархата посетила и Эстонию, и Московский патриархат, чтобы способствовать решению проблемы.

Библиография: н. Дэвис, Долгий путь к церкви: современная история русского православия (Боулдер, Колорадо, 1995). Дж. ellis, Русская православная церковь: современная история (Лондон, 1986). д. поспиловский, Русская церковь при советском режиме 1917–1982, 2 т. (Крествуд, Нью-Йорк 1984). р. г. Роберсон, Восточные христианские церкви (пересмотренное 6-е изд., Рим, 1999 г.).

[р. г. roberson]

Русская Православная Церковь

Дом

Амна Хуссейн

Происхождение — История

Русская Православная Церковь – крупнейшая
«автокефальная» или церковно независимая церковь в
содружество восточных православных церквей во главе со своим Патриархом. Церковь
членство оценивается в 60 миллионов человек.

Христианство в качестве государственной религии было принято в
Русь (Киевская Русь) в 10 веке после крещения Ольги — регентши
Киевской (957 г.) и ее внука Владимира — киевского князя (988 г.).

Первоначально русской церковью управляли митрополиты
Киев (который после 1328 г. проживал в Москве) и образовал митрополию
Византийский патриархат. В 1448 году русские епископы избрали своего патриарха.
без обращения к Константинополю, и Русская церковь стала автономной
(автокефальный). В 1589 г.митрополит Московский (Иов), возведен в
положение патриарха с одобрения Константинополя и получил
пятый чин по чести после патриархов Константинопольского, Александрийского,
Антиохия и Иерусалим.

Пока Русь находилась под властью монголов с 13 по
XV века русская церковь пользовалась привилегированным положением, получив
освобождение от налогов в 1270 году. В этот период наблюдался значительный рост
монашество. Печерский монастырь (Печерская Лавра) в Киеве, основанный в
середины XI века подвижниками святыми Антонием и святыми Феодосиями, был
вытесненный в качестве передового религиозного центра Монастырем Святого
Троицкой, которая была основана в середине 14 века преподобным Сергием Радонежским
(на территории нынешнего Сергиева Посада). Сергий, а также
митрополиты св. Петр (1308-26) и св. Алексий (1354-78), поддержали
Рост могущества Московского княжества.

В середине XVII века русский патриарх Никон,
преследуя идеал теократического государства, пытался установить примат
православной церкви над государством в России, а также провел тщательную
пересмотр русских православных текстов и обрядов для приведения их в соответствие с
остальное восточное православие. Никон был низложен в 1666 году царем Алексеем, но
Русская церковь сохранила его реформы и предала анафеме тех, кто продолжал
противостоять им; последние стали известны как старообрядцы и образовали сильное тело
раскольников в Русской православной церкви на следующие два столетия.

В 1721 году царь Петр I Великий упразднил патриаршество
Москвы и заменил его Священным Правительствующим Синодом, созданным по образцу
контролируемых государством синодов лютеранской церкви в Швеции и Пруссии и был
жестко контролируется государством. обер-прокурор синода, мирянин
чиновник, получивший министерский чин в первой половине XIX века,
впредь осуществлял эффективный контроль над церковной администрацией, пока
1917. Этот контроль, которому способствовало политическое раболепие большинства
высшего духовенства, особенно заметно в период прокуратуры
(1880-1919 гг.05) архиконсерватора К.П. Победоносцев.

В ноябре 1917 года, после падения царской
правительство, собор Русской православной церкви восстановил
патриархат и избрал патриархом митрополита Тихона. Но новый
Советское правительство вскоре объявило об отделении церкви от государства и
национализировал все церковные земли. Эти административные меры были приняты
жестокими санкционированными государством преследованиями, включая массовое уничтожение
церквей и арестов и казней многих священнослужителей. Русское Православие
Церковь еще больше ослабла в 1922, когда обновленная церковь, реформа
движение, поддерживаемое советской властью, отделившееся от Патриарха Тихона.
церкви, восстановил к власти Священный Синод и внес раскол среди духовенства и
верный.

 

Революция 1917 г. оторвала большие участки
Русская церковь — епархии в Америке, Японии и Маньчжурии, а также беженцы
в Европе — от регулярных контактов с материнской церковью. Группа епископов,
покинули свои престолы в России, собравшись в Сремски-Карловцах, Югославии и
занял явно политическую монархическую позицию. Группа также утверждала, что говорит
как синод для всей «свободной» русской церкви. Эта группа, к которой
этот день включает в себя значительную часть русской эмиграции, формально
растворился в 1922 Патриархом Тихоном, назначившим тогда митрополитов Платона.
и Евлогий как правящие епископы в Америке и Европе соответственно. Оба из них
митрополиты продолжали периодически поддерживать отношения с Синодом в
Карловцы, но ни один из них не принял его как канонический авторитет. Загробный мир
Второй мировой войны Московский патриархат предпринимал безуспешные попытки восстановить контроль
над этими группами. В 1970 году она наконец признала автокефальную православную
Церкви в Америке, тем самым отказавшись от своих прежних канонических притязаний в Соединенных
Штаты и Канада; он также признал автономную церковь, основанную в
Японии в том же году.

После смерти Тихона (1925 г.) правительство запретило
должны состояться патриаршие выборы. В 1927 году, чтобы обеспечить выживание
церкви, митрополит Сергий официально выразил свою «верность»
Советское правительство и впредь воздерживался от критики государства в какой-либо
путь. Однако такое отношение лояльности спровоцировало новые разногласия в церкви.
себя: внутри России ряд верующих выступили против Сергия, а за границей
Русские митрополиты Америки и Западной Европы разорвали отношения с
Москва. Затем, в 1943, воспользовавшись внезапным изменением курса Иосифа Сталина.
политика в отношении религии, русское православие возродилось; новый
был избран патриарх, были открыты духовные школы и тысячи
церкви начали функционировать. Между 1945 и 1959 годами официальная организация
церковь была значительно расширена, хотя отдельные члены духовенства были
иногда арестовывали и ссылали. Количество открытых церквей достигло 25 000. А
новые и широкомасштабные гонения на церковь были впоследствии установлены при
руководством Никиты Хрущева и Леонида Брежнева. Затем, начиная с
поздно 1980-е, при Михаиле Горбачеве, новые политические и социальные свободы
привело к тому, что многие церковные здания были возвращены церкви для восстановления
местными прихожанами. Распад Советского Союза в 1991 году способствовал
духовный прогресс.

Организация – структура церкви

Католики во всех странах обращаются к
Папе в Риме за духовное руководство и лидерство. Но православная церковь
состоит из ряда автокефальных (самоуправляемый) национальный
церкви. Таким образом, есть Сербская Православная Церковь, Болгарская Православная
Церковь, Русская Православная Церковь и так далее. Каждый из них возглавляет
патриарх , эквивалент «национального папы».

Слово «православный»
(русский православный ) означает «верный слову». Это потому что
Православие делает упор на сохранение обряда и практики в церкви с
как можно меньше изменений. Это отличается от более инновационного подхода к
ритуал, часто встречающийся в западных церквях.

Структура православного храма
также во многом отличается от католиков и протестантов. Существует
разделение между белым духовенством, приходскими священниками ( поп ), которые
мог жениться; и черных священнослужителей , монахов и монахинь, которые были
должен оставаться целомудренным. Только члены черного духовенства могли достичь
высшие чины в церкви (в число которых входил патриарх , а также
различные епископов , архиепископов , митрополитов которые возглавляют
различные епархии или церковные округа).

у русских не всегда был
патриарх. С 988 по 1037 год Киевская Русь считалась частью епархии
Константинополь и не имел своего патриарха. В 1037 году Киев перешел к власти.
своим митрополитом, или епископом, но русские все же смотрели на Византию
для духовного руководства. Только в 14 веке русская церковь стала
действительно автокефальная, независимая национальная церковь, управляемая собственным патриархом.
А в 18 веке Петр Великий заменил патриарха церковью
совет называется Священный Синод . Коммунистическое правительство восстановило
должность Патриарха в 1925 году и использовал это положение для контроля над церковными делами.
с православными христианами за пределами России. Сегодня патриарх
проживает в Москве и стал гораздо более независимым от России
правительство.

 

Основные верования — Поклонение

По своему богословскому богатству, духовному значению и разнообразию поклонение
Церковь представляет собой один из самых значительных факторов в этой церкви.
преемственность и идентичность. Это помогает объяснить выживание христианства
в течение многих столетий мусульманского правления на Ближнем Востоке и Балканах, когда
литургия была единственным источником религиозного знания или опыта. С
литургическая практика была практически единственным религиозным выражением, легальным
разрешено в бывшем Советском Союзе, непрерывное существование православных
сообщества в регионе также были сосредоточены почти исключительно вокруг
литургия.

Церковь является основным выражением восточно-христианского
опыта, и без этого понятия невозможно понять
основы церковного устройства в православии. Точно так же личное
опыт участия человека в божественной жизни понимается в рамках
непрерывного литургического действия общины.

По мнению многих авторитетов, одной из причин того, что
объяснить, почему восточная литургия оказала более сильное влияние на христианскую церковь
чем его западный аналог, заключается в том, что он всегда рассматривался как
опыт. Он обращается к эмоциональным, интеллектуальным и эстетическим возможностям.
человека.

Литургия включает в себя множество моделей или символов,
использование формальных богословских утверждений, а также телесных ощущений и жестов
(например, музыка, благовония, поклоны) или изобразительное искусство. Все предназначены для передачи
содержание христианской веры как образованным, так и необразованным людям.
Участие в литургии предполагает знакомство с ее моделями, и многие из
они обусловлены историческим и культурным прошлым церкви. Таким образом,
использование такой сложной и древней литургии предполагает катехизическую
подготовка. Это может потребовать обновления самих литургических форм.
Православная Церковь признает, что литургические формы изменчивы и что, поскольку
ранняя церковь допускала разнообразие литургических традиций, такое разнообразие
можно и сегодня. Таким образом, православные общины с западными обрядами теперь существуют в
Западной Европе и в Америке.

Православная Церковь, однако,
всегда был консервативен в литургических вопросах. Православные церкви не будут вносить изменения
потому что над ними не было никого, кто мог бы сказать им, что они могут
и не мог сделать. Часто говорят, что изменение литургии столь же плохо, как и изменение
фундаментальные христианские верования. Каким бы неудобным ни был этот консерватизм,
Православная литургия сохранила многие существенные христианские ценности, переданные
непосредственно из опыта ранней церкви.

На протяжении веков
Православная литургия была богато украшена циклами песнопений из разных
разнообразие источников. Византия (где нынешний православный литургический обряд принял
формы), сохраняя при этом многие библейские и раннехристианские элементы, использовал
щедрые ресурсы святоотеческого богословия и греческой поэзии, а также некоторые
жесты императорского двора церемониальные, чтобы передать реалии Божьего
царство.

Обычно содержимое
литургия непосредственно доступна верующим, потому что византийская традиция
обязуется использовать любой родной язык в литургии. Перевод
как Священного Писания, так и литургии на разные языки
средневековыми византийцами, а также современными русскими миссионерами. литургический
консерватизм, однако, ведет де-факто к сохранению устаревшего
языки.