Содержание
Кто же ты, Ермак Аленин? — Сибирская Заимка
22.03.1998 Софронов В.Ю.
В вопросе о личности Ермака ученые до сих пор не пришли к единому мнению. Чаще всего его называют выходцем с вотчин промышленников Строгановых, ушедшим затем «полевать» на Волгу и Дон и ставшим казаком. Другое мнение: Ермак — благородного происхождения, тюркских кровей…
Слово «казак» или, как писали в старину, «козак» — тюркского происхождения. В основе его лежит корень «каза», имеющий двоякий смысл:
- напасть, гибель, урон, утрата, лишение чего-либо;
- беда, бедствие, несчастье, злоключение, стихийное бедствие.
Казаками у тюркских народов называли людей, отставших от Орды, обособившихся, ведущих свое хозяйство отдельно. Но постепенно так стали звать и опасных людей, промышлявших разбоем, грабивших соплеменников. Тот факт, что понятие «казачество» зародилось у тюркских народов, может быть подтвержден материалами источников.
В 1538 году московские власти отмечали, что «на поле ходят казаки многие: казанцы, азовцы, крымцы и иные баловни казаки, а и с наших украин казаки, с ними смешавшись, ходят». Заметьте, «с ними смешавшись ходят». Следовательно, национальность для казаков большой роли не играла, главное — образ жизни.
Иван Грозный решил привлечь степную вольницу на свою сторону. В 1571 году он отправил гонцов к донским атаманам, пригласил их на воинскую службу и признал казачество как военную и политическую силу.
В 1579 году польский король Стефан Баторий повел на русскую землю сорокатысячное войско. Иван IV торопливо собрал ополчение, куда вошли и казачьи соединения. В 1581 году Баторий осадил Псков. Русские войска пошли на Шклов и Могилев, готовя контрудар. Комендант Могилева Стравинский спешно сообщил королю о подходе к городу русских полков. Он очень подробно перечислил имена русских воевод. В самом конце перечня значатся:
«Василий Янов — воевода казаков донских и Ермак Тимофеевич — атаман казацкий».
Шел июнь 1581 года.
В то время атаман Ермак состоял на государевой службе и был хорошо известен противнику.
Тогда же подняли головы и правители Большой Ногайской Орды, кочевавшие за Волгой. Они хоть и признавали себя подданными московского царя, но были не прочь поживиться и похозяйничать на русской земле, когда основные воинские силы сосредоточены на северо-западных границах. Назревал большой набег…
Ивану IV вовремя донесли об этом. В Ногайскую Орду направился посол В. Пепелицын с богатыми дарами для задабривания правящих ханов. Одновременно царь обратился к волжским казакам, чтобы они готовились к отражению набега. У тех с ногайцами были давние счеты. Многие казаки, взятые в плен, попали на невольничьи рынки, а то и просто были замучены. Когда в августе 1581 года на реке Самаре появился Пепелицын, возвращавшийся из Орды с ногайским послом и 300 всадниками, казаки кинулись на них, не желая знать, для чего те пожаловали на русскую землю. Ногайцы были изрублены, несмотря на присутствие царского посла, и лишь 25 человек прискакали в Москву и пожаловались Ивану Васильевичу, что казаки порубили их товарищей. Перечислялись имена волжских атаманов: Иван Кольцо, Богдан Барбоша, Савва Болдырь, Никита Пан.
Не желая обострять отношений с Ногайской Ордой, Грозный повелел хватать казаков и казнить их на месте. Но на самом деле то был лишь тонкий дипломатический ход.
Не останавливаясь на описании дальнейших событий, укажем лишь, что имена самого Ермака и его атаманов, участвовавших позже в сибирском походе, были довольно хорошо известны современникам. Кроме названных выше, в различных сибирских летописях часто упоминаются Матвей Мещеряк, Черкас Александров, Богдан Брязга, Иван Карчига, Иван Гроза. У остальных сподвижников Ермака известны лишь имена без прозвищ, или, как мы сейчас говорим, без фамилий.
Имя или кличка?
Попробуем разобраться с происхождением кличек-прозваний тех, чьи имена сохранила для нас история. Все они делятся по двум признакам — по происхождению или по наиболее типичным чертам характера: Мещеряк — человек, родом из Мещеры; Черкас — выходец из Украины; Пан — уроженец Польши.
А вот как можно «перевести» на современный язык прозвища казачьих атаманов, данные им за какие-то привычки, особенности характера, манеру поведения: Кольцо — человек, не задерживающийся долго на одном месте, говоря сегодняшним языком — «перекати-поле». Скорее всего, необычайно ловкий человек, уходящий от расплаты, неуловимый. Брязга — от воровского термина того времени — бренчать, брякать. Применяется также к людям, ввязывающимся в ссоры, дрязги. Такая кличка могла быть дана человеку, вечно чем-тонедовольному, брюзге. Карчига — прозвище человека с сиплым голосом. Про такого говорили: «Карчит, как ворон на ели». Болдырь — так в старину звали людей, рожденных от разноплеменных родителей. Например, в Астрахани болдырем мог быть ребенок от брака русского и калмычки, а в Архангельске — от русского и самоедки (ненки) или зырянки и т.п. Барбоша (от барабошить) — так в Рязанской губернии звали суетливых, суматошных людей; в Вологодской — бормочущих себе под нос, говорящих невнятно; в Псковской — собирающих вздорные слухи и т. п. Вероятнее всего, эту кличку носил человек непоседливый, суматошный. Гроза — суровый, грозный человек.
Главная закавыка — с самим атаманом Ермаком. Его нельзя отнести ни к первой. ни ко второй категории прозвищ. Некоторые исследователи пытались расшифровать его имя как видоизмененное Ермолай, Ермила и даже Гермоген. Но, во-первых, христианское имя никогда не переиначивалось. Могли применять различные его формы: Ермилка, Ерошка, Еропка, но никак не Ермак. Во вторых, имя его известно — Василий, а отчество — Тимофеевич. Хотя, строго говоря, в те времена имя человека в соединении с именем отца должно было произноситься как Василий Тимофеев сын. Тимофеевичем (с «ич») могли звать лишь человека княжеского рода, боярина. Известно и прозвище его — Поволский, то есть человек с Волги. Но мало того, известна и фамилия его! В «Сибирской летописи», изданной в Петербурге в 1907 году, приводится фамилия деда Василия — Аленин: звали его Афанасий Григорьев сын.
Если все это собрать вместе, то получится: Василий Тимофеев сын Аленин Ермак Поволский. Впечатляет!
Попробуем заглянуть в словарь Владимира Даля, чтобы там поискать объяснение слову «ермак». «Ермак» — малый жернов для ручных крестьянских мельниц.
Слово «ермак» несомненно тюркского происхождения. Пороемся в татаро-русском словаре: ерма — прорыв; ермак — канава, размытая водой; ермаклау — бороздить; ерту — рвать, драть. Похоже, что жернов для ручной мельницы получил название от последнего слова.
Итак, в основе слова «ермак» лежит довольно определенный смысл — прорыв, прорва . А это уже довольно точная характеристика. Даже поговорка есть такая: «Прорва, а не человек». Или: «В него все как в прорву».
Но почему Василия Аленина прозвали Ермаком, а не Прорвой, ответить трудно, скорее всего невозможно. Но, собственно, кто доказал, что Ермак Аленин был русским по происхождению? Раз воевал на стороне московского царя, то, значит, сразу и русский?
Возьмем наугад несколько княжеских родов из книги «История родов русского дворянства»: Аганины, Алачевы, Барашевы, Еникеевы, Ишеевы, Кошаевы, Мансуровы, Облесимовы, Сулешевы, Черкасские, Юсуповы и так далее — все это «инородческие» фамилии, выходцы из Золотой Орды, служившие русским царям. А русским в старину, да и сейчас тоже считают того, кто принял православное крещение и сам себя считает русским человеком.
Говоря языком следователя, очень большие сомнения вызывает и фамилия нашего героя — Аленин. То, что с «оленем» она никоим образом не связана, ясно и без пояснений. В русском языке ранее не существовало слов, начинавшихся на букву «а». Арбуз, арба, алыча, аркан — все они имеют происхождение тюркское. Так что и Аленин — фамилия, явно заимствованная все у тех же соседей и наверняка переиначенная на русский манер для более удобного произношения. Заглянем еще раз в словарь татарского языка: ал — алый, розовый; ала — пегий; алакола — пятнистый; алама — дурной человек; алапай — неопрятный человек; алга — вперед. Как видим, вариантов сколько угодно. И, наконец, аллах или алла — Бог, Божество. Походят и имена: Али, Алей, Алим. В одной из летописей приводится описание внешности Ермака: «лицом плоск» и «волосом черен», а, согласитесь, для русского человека характерно удлиненное лицо и русые волосы. Странная получается картина — Ермак имеет тюркское происхождение, да и Аленин от того же корня отросток!
А как же с именем Василий? Имя он мог получить при крещении, а отчество от крестного отца, звавшегося Тимофеем. Это практиковалось на Руси сплошь и рядом, так почему не могло произойти и с нашим героем? В XVI веке на службу к московскому царю переходили многие князья и мурзы из Казанского, Астраханского, Ногайского ханств. Искали с ним дружбы и князья ханства Сибирского. Чаще всего факты перехода ни в каких документах не фиксировались, а если и была такая запись, то утрачена безвозвратно. А «родственники» у Ермака появились гораздо позже, приписанные знаменитому атаману летописцами, пожелавшими выяснить его родословную.
Само же имя Ермак (или кличка-прозвище) неоднократно встречается в летописях и документах. Так, в Сибирском летописном своде записано, что при закладке Красноярского острога в 1628 году участвовали атаманы тобольские Иван Федоров сын Астраханев и Ермак Остафьев. Возвожно, что «ермаками» прозывались весьма многие казачьи атаманы, но лишь один из них стал национальным героем, прославив свое прозвище «взятием Сибири».
В нашем случае самое интересное то, что имя Василий заменено прозвищем Ермак, а фамилия Аленин и вовсе редко употреблялась. Так и остался он в памяти народной как Ермак Тимофеевич — атаман казацкий. А русский народ всегда стремился к краткости и выражению сути: скажет, как печать поставит.
В народном понимании Ермак — символ прорыва, небольшого ручейка, который вековые валуны ворочает, пробивая себе дорогу. Потаенный смысл имени перерос в символ общенародный.
И очень символично, что погиб славный атаман не от стрелы или копья (народный герой не может пасть от руки врага), а в борьбе со стихией — утонул в бурном Иртыше. Кстати, в названии могучей сибирской реки лежит тот же корень, что и в прозвище нашего героя — «ерту»: рвать, ковырять, прорывать. «Иртыш» переводится как «землерой», рвущий землю. Не менее символичен тот факт, что Ермак Тимофеевич погиб на «ермаке» — на островке, образованном небольшим ручейком, который и зовется у местного населения «ермак».
Зачем Ермак в Сибирь ходил?
Оказывается, и на этот простой вопрос не так-то легко ответить. Хотя более уместно его сформулировать так: по чьему поучению Ермак двинулся в сибирский поход?
В многочисленных трудах о легендарном герое существуют три общепринятые точки зрения на причины, побудившие казаков совершить поход, в итоге которого огромная Сибирь сделалась провинцией русского государства:
- Иван IV благословил казаков, ничем при этом не рискуя;
- поход организовали промышленники Строгановы, чтобы обезопасить свои городки от набегов сибирских военных отрядов;
- казаки, не спросясь ни царя, ни хозяев своих, пошли в набег «за зипунами», то есть с целью грабежа.
Ни одна из этих причин, рассмотренная в отдельности, не может объяснить мотивы похода.
Инициатива Ивана Грозного отпадает сразу: царь, узнав о походе, отправил Строгановым грамоту с требованием незамедлительно вернуть казаков для обороны городков, которые как раз в это время подвергались нападению отрядов вогульских князей и воинов хана Кучума, возглавляемых его старшим сыном Алеем.
Версия о Строгановых как вдохновителях похода тоже не годится: отпускать от себя казаков им было невыгодно как с военной точки зрения, так и с экономической. Общеизвестно, что казаки изрядно пограбили их запасы (продовольственные и ружейные), прихватив все, что плохо лежит. А когда хозяева попытались воспротивиться подобному произволу, то им пригрозили «живота лишить». В Москву жаловаться на самоуправство «охранничков» не побежишь, и волей-неволей Строгановы сделались соучастниками сибирского похода. Но думается, что все-таки против своей воли. Здесь, в крепостях, казаки им были гораздо нужнее, и перспектива «покорения Сибири» им и в голову не приходила. Куда там горстке казаков тягаться с могущественным ханством! Даже после успешного захвата сибирской столицы набеги со стороны вотульских князей на строгановские вотчины не прекратились.
Самовольный поход казаков «за зипунами» так же сомнителен. Если речь шла о легкой и богатой добыче, то казакам следовало бы по логике вещей отправиться по старой дороге через Урал в Югру, северные земли Приобья, которые давно уже были московскими вотчинами, где не один раз побывали русские ратники.
Ермаку и его дружине не было необходимости искать новую дорогу в Сибирь и идти на верную гибель против хорошо вооруженных воинов хана Кучума. В югорской земле, где и пушнины гораздо больше, местные правители, уже изведавшие силу русского оружия, были бы гораздо сговорчивее. Так нет, казаки, рискуя собственной головой, упрямо стремятся на Туру, оттуда на Тобол и Иртыш. По дороге захватывают несколько городков, и поживы должно бы хватить на всех, но Ермак приказывает плыть дальше, до самой Сибирской столицы. У атамана иные цели, скорее личные, чем государственные…
Но вот взята столица Сибири — Искер. Можно бы с почетом уходить обратно на родину, как это и происходило испокон веку во всех войнах. Противник признает себя побежденным, обязуется платить дань, не воевать с победителем — и на этом все заканчивается. Но Ермак даже не делает попыток замирения с Кучумом. Проходит одна зима, другая, а он преспокойно плавает по сибирским рекам, приводя к присяге («шерсти») местное население. А, собственно говоря, кто дал ему такое право? Может он царскую грамоту на то имеет? Или он чувствует себя не просто победителем, но… хозяином этой земли?!
Вспомним, с какой неохотой переселялись уже значительно позже русские крестьяне в Сибирь. Тут тебе не земля обетованная, а каждый божий день надо бороться с голодом и холодом. Куда как спокойнее жить на обустроенной земле, где и родни полно, и с питанием не так сложно, да и защита от супостатов имеется. Ведь те же казаки на зиму из Дикого Поля уходили обратно на родину. А в отряде Ермака какой-то особый народ подобрался, что и домой идти не желает, и смерти не боится. Предположения, что русский мужик мечтал прославиться свершением ратных подвигов, болел за государство, построены на песке.
И еще один интересный момент: на подмогу казачеству в Сибирь посылается воевода князь Семен Болховский, а вместе с ратниками еще два военачальника — хан Киреев и Иван Глухов. Все трое не чета какому-то безродному казацкому атаману! Но нигде в летописях и речи нет о том, чтоб управлять дружиной стал кто-то из них. А на Руси издавна тот выше по воинскому званию, у кого происхождение знатнее. Так неужели князь Болховский стал бы подчиняться атаману Ермаку?! Правда, к несчастью, князь в первую же зиму умер от голода (или от болезни) в Искере, но двое других остались живы и Ермаку подчинились.
Что-то здесь не так! Вывод напрашивается сам собой: происхождение Ермака Аленина довольно высокое, и он вполне мог быть выходцем из князей сибирской земли, которых затем истребил явившийся из Бухары хан Кучум. Тогда становится понятным, почему Ермак на этой земле вел себя как хозяин, а не как обычный завоеватель того времени. И личные счеты он сводил с ханом Кучумом, а не с кем-то иным. Кучум был для него врагом номер один. Поход Ермака был направлен на то, чтобы вернуть сибирский престол кому-то из родственников его династии и выдворить из Сибири бухарского завоевателя.
Только этим можно объяснить и тот факт, что местное население не поднялось на борьбу с русскими дружинами — во главе их шел один из родственников сибирских князей, пусть и принявший православную веру, но свой по крови. А Кучум был для них чужаком; как уже не раз отмечалось, имя его в переводе с татарского означает «пришелец», «переселенец», «степняк».
А что Сибирь после похода Ермака стала русской провинцией, так то лишь восстановление исторической справедливости — еще в 1555 году сибирские правители Едигер и Бек-Булатпризнали себя подданными Москвы и исправно посылали туда дань. Первоначально признал эту зависимость и хан Кучум, да только потом на свою же голову решил рассориться с Иваном Васильевичем. Что из этого вышло, каждому школьнику известно.
Смена династий на сибирском троне
Именно такой вывод можно сделать, если внимательно прочесть следующий документ из Есиповской летописи: «Приидоша вестницы ко царю Кучюму и поведаша ему, яко идет на него воинством многим князь Сейдяк Букбулатов сын из Бухарские земли, иже от убиения его крыся тамо, и воспомяну отечество свое и наследие восхоте, и отмстити кровь отца своего Бекбулата хощет». Далее сообщается, что Кучум «убоялся страхом велием» и, узнав, что от него бежал со своими людьми придворный визирь Карача, «восплакался плачем великим и рече» весьма горькие слова, смысл которых в следующем: кого Бог не милует, того и друзья оставляют, становясь врагами.
Кого Бог не милует… Вероятно, людей, нарушивших его заповеди, проливших кровь законных правителей. Вот в этом то и признался низложенный сибирский правитель. Обратим внимание, что в летописях ни разу не сообщается об открытом нападении хана Кучума на Ермака и его дружинников, находящихся в Искере. Конечно, это можно объяснить страхом или малыми воинскими силами. Но если бы бывший сибирский хан боялся казаков, то он давно ушел бы из этой земли, а меж тем воинство Ермака таяло буквально на глазах. Нет, тут действовали иные законы, а не животный страх, который приписывается престарелому хану многими исследователями. И если он, Кучум, испытывал страх, то это был страх перед законным правителем Сибирского ханства.
И все же Кучум решился напасть на Ермака во время их ночевки на Багайском «ермаке». Но необходимо сразу оговориться, что сообщают об этом нападении русские источники, а в преданиях сибирских татар оно рисуется несколько иначе. Да и можно ли верить показаниям людей, бросивших своего атамана, а затем уже излагающих картину боя в выгодном для себя свете? Побывав на месте гибели легендарного атамана, мне так и не удалось найти место, откуда нападавшие могли бы подкрасться незаметно даже под покровом ночи. В гибели Ермака очень много неясного, и любой следователь наших дней, поручи ему выяснить обстоятельства смерти казачьего атамана, нашел бы массу противоречий в показаниях свидетелей.
Думается, Кучум выбрал ночное нападение, если принять русскую версию последнего боя, не только для внезапности (казаки могли под покровом ночи ускользнуть незаметно для нападающих), а скорее для того, чтобы противник не мог знать, кто напал на них. Кучум боялся встретиться лицом к лицу с Ермаком. А так поступает лишь виновный!
Казаки, ожидавшие возвращения Ермака в Искере, потеряли не просто своего предводителя, но правителя завоеванной страны и «бежаша к Руси», а «град же Сибирь оставивша пуст». Об этом сразу же стало известно сыну Кучума Алею, и он занял ханскую ставку. Опять вопрос: почему не Кучум, а его сын? Ниже летописец объясняет причину нежелания Кучума вернуться в опустевшую столицу — возвратился князь Сейдяк: «И собрался со всем домом и с воинскими людьми, и приде ко граду Сибири, и град взят, и царевича Алея и прочих победи и из града изгна. Приемлет же сей отчизну отца своего Бекбулата и тако пребыша во граде». Итог известен: свергнута династия Шейбанитов вместе с правителем Кучумом и его детьми и воцаряется законная сибирская династия Тайбугинов.
На второе лето после гибели Ермака по Иртышу приплыли к Искеру суда воеводы Ивана Мансурова. Узнав, что город занят законным правителем Сейдяком, русские воины поплыли дальше на север и основали городок у иртышского устья при впадении в Обь. Похоже, что к тому времени в Сибири воцарился мир. И когда воевода Данила Чулков прибыл на иртышские берега, то никто не помешал ему заложить город Тобольск и столь же спокойно жить совсем неподалеку от старой столицы Сибири. Кучум, который кочует где-то вблизи, не нападает на законного правителя Сибири, а до русских ему, похоже, и дела нет. У Сейдяка, продолжившего традиции своего отца, к русским нет никаких претензий. Мир?
Но сложившееся равновесие решились нарушить не кто-нибудь, а русские поселенцы. Может, самому Сейдяку они и верят, но рядом с ним находится бывший визирь Кучума Карача. Именно он хитростью заманил к себе атамана Кольцо с товарищами и там расправился с ними. Он обложил зимой казаков в Искере, когда многие умерли с голоду. Такому человеку доверять было никак нельзя. А далее происходит весьма ординарное для того времени событие: князя Сейдяка, Карачу и некоего царевича Казачьей орды Салтана пригласили в «град Тобольск», усадили за стол и предложили испить вина за здоровье присутствующих. Может, законы ислама не позволяли тем пить хмельное, может, вино оказалось чересчур крепким, но поперхнулись все трое. Это было истолковано как сокрытие злого умысла, и всю троицу повязали, перебив сопровождавшую их охрану. Правда, затем именитых сибирцев отправили в Москву «к великому государю», где их приняли с почестями и пожаловали землями с крепостными.
А что же Кучум? Летописи сообщают, что он и не пытался приблизиться к Тобольску, кочуя вблизи и разоряя поселения местных жителей. Он вел войну с бывшими своими подданными, но не с русскими. Взяли в плен и отправили в Москву одного за другим его сыновей, да и ему самому неоднократно направлялись грамоты с предложением перейти на русскую службу. Но состарившийся хан гордо ответил, что он «вольный человек» и вольным умрет. Вернуть себе сибирский престол он так и не сумел.
Гибель двух противников — Ермака и Кучума — покрыта некой тайной. Неизвестны могилы их, и лишь предания живут в татарском народе.
Кстати, говоря о могиле Ермака, следует обмолвиться, что, по преданию, похоронили его на Баишевском кладбище «под кудрявою сосной» неподалеку от мавзолея преподобногоХаким-Аты — шейха-проповедника, принесшего ислам на сибирскую землю. Вряд ли мусульмане — а Кучум настойчиво вводил в своем ханстве ислам как государственную религию — допустили бы погребение иноверца рядом с прославленным святым.
Очень много вопросов возникает, когда начинаешь перечитывать сибирские летописи несколько под иным углом зрения, чем было принято ранее. Дело в том, что все летописи писаны русскими авторами, которые героев разводили на две стороны: с одной стороны — русские, с противоположной — татары. И все. В результате и хан Кучум оказался татарином (хотя никогда таковым не был), и Ермак с его тюркским, по сути, прозвищем-кличкой зачислен в былинные герои земли русской. Героизация поволжского атамана дала сказочногогероя-богатыря наподобие Ильи Муромца, но тем самым притушила, стерла саму суть сибирского похода, оставив на поверхности лишь конечный результат — присоединение Сибири к России.
Народ уже сказал свое слово и брать его назад не собирается. Да и нужно ли снимать краски с холста, чтобы убедиться, что под ярким красочным слоем находится грубая основа — серая и невзрачная?
Ермак в народном сознании сделался героем; Кучуму досталась участь злодея, хотя его трагическая судьба дает ему право на иной ореол, а свободолюбие и независимость делают честь его личности. Но теперь уже ничего не изменишь… Вряд ли мы с вами сегодня сможем ответить, кто был на самом деле атаман Ермак, но то, что это был далеко не лубочный герой, которого мы привыкли видеть в нем, несомненно.
XVI век, Софронов В.Ю., продвижение в сибирь, исследование сибири, Западная Сибирь, некоренные народы
Часовые империи. Сибирское казачье войско на службе отечеству
Казаки – разбойники? — Наш Урал и весь мир
В детстве у нас были классные дворы – большие и никаких машин. Бежишь по дорожкам, по тропинкам, сворачиваешь в подворотни, пролезаешь через кусты – успевай только стрелочки мелом ставить! Ещё быстрей! Сердце «разбойника» бешено колотится – догонят!
За тобой бежит орава «казаков», зачёркивает стрелочки. Наших поймали и привели в «штаб». Он был в заброшенной школьной теплице.
Сам погибай – товарища выручай! Хоронишься в засаде, чтобы внезапно ворваться к служивым и «распятнать» товарищей…
Казаки-разбойники! Детская игра.
Кассак, козак — тюркское слово, и означает «вольный, свободный человек». Странно, в той игре всё наоборот. Свободных людей называют разбойниками. Тот, кто их ловит по наказу штабного головы, не может считаться казаком, вольным человеком. Служивый – это человек подневольный. Тогда настоящие казаки – разбойники?
Ремезовская летопись с описанием Сибири:
А Обь река пала в море двема устьи, а по ней живут остяки и самоед, ездят на оленях и псах и кормятся рыбами.
А по степи калмыки и мунгалы и казачья орда, ездят на вельбудах, а кормятся скотом.
До XVI века казаками называли степные племена. Семён Ремезов, описывая Сибирь, именовал так хасаков (киргиз-кайсаков): «А по Степи калмыки и мунгалы и казачья орда, ездят на вельбудах, а кормятся скотом«.
Не-ет, Семён Ульяныч! Что ни казак — то с Дону!
Казаки возвращаются с охоты, 1875-1876 гг.
Автор — донской казак Иван Васильевич Болдырев. Он изобрёл собственный фотоаппарат и сохранил для нас жизнь казачьих станиц XIX века
Когда золотоордынцы ушли с Приазовья, на опустошённой земле стали казаковать севрюки, сходцы из городков Северской земли. К ним шли каневские черкасы, запорожцы – черкашени.
На притоках Дона росли казачьи станы. Появилась особая русь — казачья самобытная орда Сарыаз-ман. Такое имя удальцам дал ногайский хан Юсуф. Пётр I звал их сарынью.
На опустошенной земле стали казаковать севрюки, сходцы из городков Северской земли.
Кумшацкая станица на Дону, 1875-1876 гг.
Автор — донской казак Иван Васильевич Болдырев.
В отвоёванных степях «господа-головы – азовцы» сами устанавливали себе законы и правила. Атамана выбирал казачий круг. Без атамана казак сирота. Товарищи поздравляли и посыпали его голову землёй. Чтобы помнил — головой отвечает за землю и станичников.
Когда строили хату, колотушкой токмачили пол из глины, лошадиного навоза и соломы. Крышу крыли чаканом.
Автор — музей Тихий Дон, хутор Старозолотовский
Казачьи станы щедро поливались кровью. Крымские татары и ногайцы беспрерывно делали набеги на Дикое Поле. Они жгли станицы, истребляли донцов. Атаманы вольных людей, попавшие в руки кочевников, удостаивались особых почестей – их закапывали в землю или сажали на кол, с них живьём сдирали кожу. Рядовых казаков везли на невольничьи рынки в Крым или Азов. Оставалось пепелище с обугленными костями.
Казаки при уходе на войну оставляли украйны без защиты. Очутившись на крымской стороне, ногаи вместе с татарами выжигали казачьи станы дотла.
Казачка чинит окно, 1875-1876 гг.
Автор — донской казак Иван Васильевич Болдырев.
Кому Дон тих, а кому – лих. Казаки отвечали набегами, ногаев и татар в плен старались не брать. Донцы не только выжили, но и вышли к низовьям Волги. Летом 1548 года отряды Миши Черкашенина заняли волжскую Переволоку, отбив у крымцев древний путь с Дона. Вести о том дошли до Москвы Белокаменной. Князь Юсуф жаловался на казаков Ивану IV.
Сарыаз-ман, господа-головы — азовцы.
Такое имя удальцам дал ногайский хан Юсуф.
Юный русский царь ответил, записав казаков в разбойники:
«И те разбойники живут на Дону без нашего ведома, а от нас бегают…И наши люди добыти их не могут…И которых добудем, и мы их казним…И нечто тех разбойников ваши люди переимают, и вы б их к нам прислали. И мы их у себя велим казнити ж…
…на поле всегды всяких лихих людей много розных государств. И тех людей кому мочно знати? Хто ни ограбит, тот имени своего не скажет. И гости б ваши ходили однолично бережно, а нам их на поле беречи нельзе«.
Юный Иван IV ответил хану Юсуфу:
— И те разбойники живут на Дону без нашего ведома, а от нас бегают…
Двойная политика. Ногайцы и татары, которые жгли станицы, убивали и насиловали, уводили людей – это ж степняки, чего с них возьмёшь. И только казаки – разбойники?
В Степи никто не соблюдал московские уложенья и правды, там были свои законы. Не ищите праведников в Диком Поле.
Проводы казака в поле, 1875-1876 гг.
Автор — донской казак Иван Васильевич Болдырев.
Такой же была политика Ивана Грозного в отношении Ногайской орды и Крыма. На Дон от Москвы казакам слали секретные грамоты с поощрением «промышлять заодно» против соперников, чтобы те были сговорчивей: «когда же нам послужите, и мы вас пожалуем своим жалованьем«.
Разбойники понадобились, чтобы взять Казань и разбить Астраханское ханство. И стали героями — казаками. Игру в казаки-разбойники придумал русский царь!
Разбойники понадобились, чтобы взять Казань и разбить Астраханское ханство. И стали героями — казаками.
Город-крепость Астрахань, старинная гравюра
Восток – дело тонкое. Грамота Ивана IV «атаманам казатцким и казакам всем без омеры» на их же исконные земли – не столько признание Войска Донского. Это признание земель царёвой вотчиной. Правда, стрельцами Степь не удержишь.
Чтобы иметь поддержку на Дону и Волге, царю требовалось разделить казаков на «добрых» и «воров». Среди них были люди, склонные к ратным подвигам и службе. Да, были и охочие до разбойства и грабежей, как в любом народе. В Москве был создан особый, Разбойный приказ.
Стрельцами степь не удержишь. Среди казаков были люди, склонные к ратным подвигам и службе
Сборы на службу, 1875-1876 гг.
Автор — донской казак Иван Васильевич Болдырев.
Не пойман – не вор
В 1557 году гонцы Посольского приказа заверили Ногайскую орду, что царь ставит на Волге «казаков добрых вам на береженье, в которых воровства нет«. Отряд атамана Ляпуна Филимонова, героя Астрахани, встал на волжской Переволоке. На Елан-Иргизе (Большом) устроилась сотня стрельцов Степана Кобелева. Пожалте на повольный торг, ногаи родныя. Царь при этом «велел с Волги казаков всех сослать«. Пасынков.
На Елан-Иргизе (Большом) устроилась сотня стрельцов Степана Кобелева.
Река Большой Иргиз у села Перекопная Лука. Балаковский перепад.
Автор — Плаксин Олег
Не пойман – не вор. Бежишь по дорожкам, по тропинкам, сворачиваешь в лес. Вчерашние товарищи гонят тебя, как зверя. Ещё быстрей!
Сердце «разбойника» бешено колотится – догонят!
Такая игра.
Донские казаки не пахали землю, не сеяли хлеб – это строго каралось. Будет нива – придут царёвы данщики, со своим уставом в чужой огород.
Станицы были в гневе. Кто привёл царских вояк на казачьи земли? Филимонов!?
Недовольные казаки собрались у Переволоки и пригласили «доброго» атамана Ляпуна на войсковой круг. Товарищество казнило его по приговору. Астраханская судовая рать была перебита «ворами», казна захвачена. Из Казани на усмирение были отправлены стрельцы, но казаки ушли на Дон.
С Дона выдачи нет!
На притоках Дона росли казачьи станы. Появилась особая русь — казачья самобытная орда
Дон у Цымлянской станицы, 1875-1876 гг.
Автор — донской казак Иван Васильевич Болдырев.
В летописях 1560 года сказано: «Казаки вороваху по Волге… Благочестивый же Государь послал на них воевод своих со многими ратными людьми и повеле их имати и вешати…«.
Таким вышло старшинство (образование) Волжского казачьего Войска.
Позже у Переволоки собрал дружину молодой Токмак. Прозвали его за удар, словно токмаком – колотушкой для трамбовки земли. Когда строили хату, пол токмачили из глины, лошадиного навоза и соломы. Тёплый пол получался.
Нельзя судить казаков за суровую жизнь в Диком Поле. Они могли остановить набеги на Русь, перебить невольничьи переправы, ослобонить взятых в полон русских людей.
Портрет атамана Токмака — Ермака Тимофеева сына.
Фото музея в городе Чусовом.
Товарищем Ляпуна по Астрахани был атаман Андрей Шадра. И ему пришлось уйти с Дона. Токмак гнал Шадру вверх по Дону, в глухие степи. На пути через Сал, Маныч, Куму и Терек остались курганы Андрей-Тюбе. За Тереком гребенские казаки остановились, основав Андреев городок.
Товарищем Ляпуна по Астрахани был атаман Андрей Шадра. Токмак гнал Шадру вверх по Дону, в глухие степи. На пути через Сал, Маныч, Куму и Терек остались курганы Андрей-Тюбе. За Тереком гребенские казаки остановились, основав Андреев городок.
Не за Крестным целованьем
Не помогло царю заигрывание с Ногайской ордой. Она окрепла. С кочевий Заволжья ногайцы усилили набеги на станицы. Казаки при уходе на Ливонскую войну оставляли украйны без защиты. Ногаев по царскому велению переправляли через Волгу «как своих»!
Очутившись на крымской стороне, они вместе с татарами выжигали казачьи станы дотла.
Ногайские послы добивались от крымцев помощи войском, чтобы отбить Астрахань. Господа-головы стояли накрепко между Крымом и Ногайской ордой, не давая им объединиться.
Крымская конница. Реконструкция битвы при Молодях, 2013 год
Автор — хpeh23.ru
Ногайские послы добивались от крымцев помощи войском, чтобы отбить Астрахань. И османские султаны мечтали извести русских на Дону. Господа-головы стояли накрепко между Крымом и Ногайской ордой, не давая им объединиться, и тем спасали русское государство.
Атамана выбирал казачий круг. Без атамана казак сирота. Товарищи поздравляли и посыпали его голову землёй. Чтобы помнил — головой отвечает за землю и станичников
Смотр казаков атаманом. Сентябрь 1876 г. Станица Цымлянская
Автор — донской казак Иван Васильевич Болдырев.
Крымский хан решил повоевать Русь. В 1571 году его успешная вылазка закончилась сожжением Москвы. В том году Боярская дума утвердила «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе», который составил Михаил Воротынский.
В 1571 году Боярская дума утвердила Боярский приговор о станичной и сторожевой службе, который составил князь Михаил Воротынский
На сторожевой границе русского государства.
Художник С.В. Иванов, 1907 г.
В 1572 году Девлет-Гирей бросил на Москву войско вместе с янычарами и ногаями. Князь Воротынский разбил его в Молодинской битве. Погибла ногайская конница с мурзой Теребердеем. В следующем году ногайцам припомнили участие – «приходили козаки из Астрахани и Сарачик разорили«. (Сарайчик — столица Ногайской Орды)
В 1572 году Девлет-Гирей бросил на Москву войско вместе с янычарами и ногаями. Князь Воротынский разбил его в Молодинской битве. Погибла ногайская конница с мурзой Теребердеем.
Реконструкция битвы при Молодях, 2013 год
Автор — хpeh23.ru
От героя до разбойника один шаг!
Слава о талантливом полководце, победившем крымцев, разлетелась по всей России. Она шла вместе с молвой, как царь во время битвы сбегал из Москвы. В 1573 году боярин Воротынский попал в опалу, его зверски замучили под пытками. Предание гласит, что Иван Грозный подгребал к нему посохом горящие угольки.
От героя до разбойника один шаг. Слава о талантливом полководце, победившем крымцев, разлетелась по всей России.
В 1573 году боярин Воротынский попал в опалу, его зверски замучили под пытками.
Бюст русского полководца, князя Михаила Ивановича Воротынского.
При Молодях насмерть бились с татарами и донцы атамана Миши Черкашенина, среди которых был Токмак. Через десять лет Ермак и Черкашенин снова будут защишать Русь в конце Ливонской войны. Мишка сложит голову под Свиной башней, так и не дав полякам захватить Псков.
Так кто же они, донские и волжские удальцы – добрые казаки или разбойники?
Автор — фольклорный ансамбль Донской дуэт, Наталья Андреева и Андрей Морозов.
Так кто же они, донские и волжские удальцы – добрые казаки или разбойники?
Герои или воры? Истинная картина сложнее.
Она не белая, когда перо тобольского епископа Киприана превратило ватажников Ермака в огненных серафимов, сразивших кучумлян пищалями по Божьему Промыслу. Она не чёрная, когда в поздних летописях его казаки стали всего лишь «ворами».
Казаки защищали родную землю от полчищ крымских татар и ногайцев. А вместе с ней и Русь. Они проливали кровь не за Ивана Грозного, не за крестным целованием.
Казачье семейство. Цымлянская станица, 1875-1876 гг.
Автор — донской казак Иван Васильевич Болдырев.
Казаки защищали родную землю от полчищ крымских татар и ногайцев. А вместе с ней и Русь. Казаки проливали кровь не за Ивана Грозного, не по прихоти московитов.
Донцы и волские отстаивали право на вольную жизнь, самобытность и уклад!
Донцы и волские отстаивали право на вольную жизнь, самобытность и уклад.
И в каждом хуторе — своя запевка!
Улица в праздник на виноградных садах. Войско Донское, станица Цымлянская, 1875-1876 гг.
Автор — донской казак Иван Васильевич Болдырев.Девицы в кубиляках. Донской нарядный костюм. Станица Цымлянская, 1875-1876 гг.
Автор — донской казак Иван Васильевич Болдырев.
Исторически сложилось, что с Россией казакам было легче отбиться от степных орд. Они были кровно заинтересованы победить крымское и астраханское ханства, азовских турок впридачу. Тут и просить не надо, сами придут.
С другой стороны, России без казаков невозможно было удержать границы с Крымом, Ногаями и Литвой. В царскую рать нанимались простые посадские люди. Они служили ополченцами или «сволочью». Кто такая сволочь? Сволочь в обозах волокла пушки и груз на телегах.
Исторически сложилось, что с Россией казакам было легче отбиться от степных орд. При Молодях насмерть бились с татарами и донцы атамана Миши Черкашенина
В засаде.
Художник Михаил Шаньков
Русский царь посылал на Дон за помощью – к союзникам! Обещал жалованье и богатый дуван (добычу), не без этого. Лады, поможем.
Казан проверяют по звону, а казака – по слову. Атаманы были верны слову, участвуя во взятии Казани. По станицам бегали черноглазые казачата. Господа-головы воевали за Россию на западе.
Пришли казаки с Дону, погнали поляков до дому.
Они — воры? Ворам проще купцов на перевозах грабить, сбывать осетрину с чёрной икрой — чего им смерти на чужбине искать?
В 1557 году отряд атамана Ляпуна Филимонова, героя Астрахани, встал на волжской Переволоке
Волжский казак
Гравюра 1774 года
Великая Степь всегда жила набегами, это был способ добычи и обороны от злейших врагов. Нельзя судить казаков, сидя на диване в стольном граде. У них была суровая жизнь в полях диких. Только они могли остановить набеги на Русь, перебить невольничьи переправы, ослобонить взятых в полон русских людей.
Атаманы были верны слову, участвуя во взятии Казани. По станицам бегали черноглазые казачата. Господа-головы воевали за Россию на западе.
Казачок, 1875-1876 гг.
Автор — донской казак Иван Васильевич Болдырев.
Казаки никому не кланяются. Их независимость и преданность традициям раздражала московские власти. Первый донской атаман Миша Черкашенин не присягал царю, понимая последствия для Дона. Казачье око видит далёко.
В 1632 году царь Михаил Романов потребовал от казаков присягнуть и целовать крест. Вольные люди его просветили, напомнив историю союзничества:
«Крестного целования на Дону казачьими головами не повелось.
— При бывших государех старые казаки им, государям, неизменно служивали не за крестным целованием.
— В которое время царь Иван стоял под Казанью и по его государеву указу атаманы-казаки выходили с Дону, и с Волги, и с Яика, и с Терека, и Сусар Фёдоров и многие атаманы и казаки ему, государю под Казанью, служивали не за крестным целованием.
— При Михайле Черкашенине во Пскове сидели в осаде не за крестным целованием.
— Донской атаман Ермак Тимофеевич покорил Сибирское царство не за крестным целованием«.
Вот так.
Атаманы Ермак и Миша Черкашенин защишали Русь на Ливонской войне. Мишка сложил голову под Свиной башней, так и не дав полякам захватить Псков.
Сбор казаков на службу, 1875-1876 гг.
Автор — донской казак Иван Васильевич Болдырев.
За поворотом опять поворот
Больно переменчив был Иван Грозный. Захотел — Новгород искупал в крови. Не избежали опричных погромов другие русские города. Царь – вот кто первый разбойник!
Казаков прибывало из беглых. Одни продолжали стоять на Дону против Крыма. Другие были на Волге в судовой рати. Третьи шли на войну Ливонскую.
Казаков прибывало из беглых. Одни продолжали стоять на Дону против Крыма. Другие были на Волге в судовой рати. Третьи шли на войну Ливонскую.
Астраханский казачий полк
Фото начала ХХ века
В 1575 году Иван IV настоял, чтобы венчали на царство «великого князя всея Руси» касимовского татарина Симеона Бекбулатовича. А сам уехал из Кремля в удел на Петровке. Иван Московский «ездил просто, как боярин, в оглоблях«. Чужими руками Иван IV отобрал у монастырей старые грамоты на земли и неземное количество денег. «Добрый царь» вернул себе скипетр в 1576 году.
Следующий год был самым успешным в Ливонской войне. Вся Ливония, кроме Ревеля и Риги, была взята русской армией. Это аукнулось на юге.
Волжские атаманы Иван Кольцо, Савва Болдырь и Богдан Барбоша, Иван Юрьев и Никита Пан прижали к ногтю степные улусы. Удальцы освобождали русских из ногайского плена.
Портрет атамана Саввы Болдыря.
Фото музея в городе Чусовом.
Волжские атаманы Иван Кольцо, Савва Болдырь и Богдан Барбоша, Иван Юрьев и Никита Пан прижали к ногтю степные улусы. Удальцы освобождали русских из ногайского плена. Праведное дело? Кому как. Царь вёл с ногайцами переговоры об их участии в Ливонской войне, политика-то поменялась.
В октябре 1577 года царь отправил на Волгу стрелецкий отряд Ивана Мурашкина — искать место для новых крепостей, заодно воровских волжских казаков имать, казнить и вешать. В станицах качались виселицы.
Ремезовская летопись с описанием казней казаков
На Каспии в 1577 году атаманы потопили суда персидских и бухарских послов. Ивану Грозному была важна торговля с Персией и Бухарой. В октябре царь отправил на Волгу отряд стрельцов под началом стольника Ивана Мурашкина, чтобы подыскать место для новых крепостей. Заодно — «воровских волжских казаков пытать, казнить и вешать«.
Был ли там Ермак, избранный старшиной станицы Качалинской? Полагаю, он воевал в Ливонии, по-прежнему в отрядах Миши Черкашенина.
Троицкий храм станицы Качалинской.
Фото начала ХХ векаКазак Ермак Тимофеев был избран старшиной станицы Качалинской.
Памятник Ермаку со товарищи у руин Троицкого храма.
Станица Качалинская, Природный парк Донской. Автор — gotonature.ru
А в станицах качались виселицы. На устье Яика спасались от казней отряды Ивана Кольцо, Нечая и Барбоши. С ними были волгские ватаги Ивана Дуда, Якуни Павлова и Якбулата Чембулатова, Никиты Уса и Первуши Зея. Казаки не забывали ногайцев, и платили им той же монетой.
Не пройдёт и четырёх лет, как летучие гусары Стефана Батория заставят Ивана Грозного превратить казаков-разбойников обратно в героев.
И будет казакам слава!
И будут новые опалы…
Не пройдёт и четырёх лет, как летучие гусары Стефана Батория заставят Ивана Грозного превратить казаков-разбойников обратно в героев. И будет казакам слава!
Автор — Иван Васильевич Болдырев. На снимке донской казак, от которого автором были записаны песни, 1875-1876 гг.
Победителей не судят
Когда-то я был пионером в лагере «Искра» под Двуреченском. Сосновый лес скрывал деревянные корпуса шестнадцати отрядов. Вместо дискотеки я убегал на скалы. Вечером с них был виден красивый закат над Сысертью. потом спускался в черёмуховые заросли на берегах с песчаными пляжами. Переплывёшь речку – попадёшь на поля с горохом и кукурузой. Те божественные места у Змеиной горы ещё не были затоплены водохранилищем.
Лагерь был от оборонного завода «Автоматика». Военные шефы устроили нам «Зарницу». Эту игру придумала учительница из села Мысы Пермской области. Первый раз в неё играли 23 февраля 1964 года. Из пионеров формировали две армии.
В нашем войске пацаны выбрали меня командиром. Офицер, улыбаясь, вручил погоны с майорскими звёздами. Со складов привезли армейскую форму образца 1943 года. На нас она «висела», но – смотрелась! Ребята привыкали к штанам галифе. Мы пришивали подворотнички к гимнастёркам и учились заправлять их за ремень без складок. Девчонки стали «сестричками».
У кого были сапоги — драили до блеска. У меня, к сожалению, сапог не было. И ремня путнего тоже. И ничего! Хопёрские казаки вообще в лаптях ходили. Интересно, донцы за это их звали чигами.
У кого были сапоги — драили до блеска. У меня сапог не было, и ничего! Хопёрские казаки вообще в лаптях ходили. Донцы за это их звали чигами.
Игра Зарница, пионерский лагерь Искра, г.Двуреченск, 1982 год
Архив Латышева Михаила
Как обычно, была строевая подготовка с песнями, марш-броски с противогазами и учебными автоматами наперевес. Шефы старались – шашки дымили, безобидные кочки грохотали взрыв-пакетами. Народ с перепугу падал на землю. И, не вставая, ел землянику.
Вражеское войско и казаки начали «войну» друг против друга. Наши соперники ушли по берегу Сысерти.
Через час я повёл свою армию верховьями скал, где знал каждую тропинку. Ребята вихрем пронеслись по камням. Разведке удалось вычислить нарушителей границы. Засаду готовили тщательно. По моему сигналу началась внезапная атака.
Вражеское войско и казаки начали войну друг против друга.
Крымская конница. Реконструкция битвы при Молодях, 2016 год
Крики «Ура!» застигли неприятеля врасплох. Кричали даже девчонки. Лавина казаков обрушилась на штаб противника, срывая у врагов погоны. Было захвачено знамя. Казаки-разбойники победили. В нашу честь был салют из ракетниц!
Победу отметили купаньем, пока власть не перешла обратно к вожатым и физрукам. С речки я увидел над лесом столб дыма. От ракетниц начался пожар. И где! За Чёртовым мостом – в Горелом лесу, где сплошной сухостой. Туда побежало человек шесть из нас.
Километры пролетели быстро. Стена огня медленно шла по лугу, пожирая траву и коряги. Пока она была по пояс. До леса оставалось метров пятьсот. За ним — наш деревянный лагерь и 700 детей. Ясно, от верхового пожара бегом не спастись.
Мы влезли в этот ад, и начали колошматить огонь палками, сучьями, чем попало. Топтали пламя ногами. Кеды дымились, подгорали волосы и ресницы, слезились глаза. Руки в ссадинах. Огонь остановился, но не утихал. Лишь через два часа появились взрослые. Они заблудились.
Нас не прогнали. Большие мы были уже, 13 — 14 лет! К ночи огонь победили окончательно. В кузове ГАЗ-66 мы вернулись в лагерь героями. Девчонки с восторгом смотрели на нас, обгоревших, в прожжённых футболках.
Утром вызвали «на ковёр» к начальнице лагеря. Оказалось, мы не герои…
Оторвы. Из-за нас начальство могло угодить в тюрьму! Наш поступок не красит звание пионера. Пора применить высшую меру наказания… отчисление из лагеря с позором. Ужас!
Всё верно. Вроде…
Физруки и кочегары подбадривали – молодчики! Они заступились за нас, и мы были прощены. Победителей не судят.
Предыдущие части цикла «К началу похода Ермака»:
Часть первая: Сылва-Сылвица. Камень у поворота
Часть вторая: Ермак на Чусовой. Ватаманов берлог
Часть третья: Закаменные пути. Грамота на Сибирь
Часть четвертая: Исчисление новых лет. Новогодний поход
Часть пятая: Люди Степи, Люди Воды
Часть шестая: Война Ливонская, пищаль затинная
Часть седьмая: Про Мишку честное слово
Растущее использование в России казачьих резервистов подчеркивает нехватку рабочей силы
Публикация: Eurasia Daily Monitor Том: 19 Выпуск: 112
25 июля 2022 г., 16:29
Возраст: 6 месяцев
В России идет мобилизация казаков-резервистов (Источник: Правда)
По мере того, как плохо спланированное Кремлем повторное вторжение в Украину затягивается, многие слухи намекают на то, что российская рабочая сила и другие ресурсы истощаются и тратятся впустую на поле боя. Одним из показателей, подкрепляющих такой нарратив, является все более широкое использование резервных казачьих сил в Украине. Если раньше большая часть казачьих сил была набрана из Ростовской и Кубанской областей, граничащих с Украиной, то недавнее объявление показало, что на Донбасс направляются дополнительные силы Оренбургского войска (см. EDM, 10 мая). Действительно, «в составе 450 добровольцев Башкирского батальона имени Минигали Шаймуратова казаки Уфимско-Табынской дивизии Оренбургского казачьего войска отправились для ведения боевых действий и участия в специальной войсковой операции на Украине. По словам атамана Уфимско-Табынской дивизии, Башкирский полк укомплектован 20 казаками, имеющими значительный боевой опыт» (Вско.ру, 8 июля). Тем не менее, Башкирия — самостоятельная этническая республика, и в XIX в.В 90-е годы ходили слухи о возможном сепаратизме там вместе с соседним Татарстаном. Тот факт, что России приходится так активно использовать свои казачьи резервы, означает, что нехватка рабочей силы в Москве может быть весьма серьезной.
Аналогично недавно прошли учения Волжского казачьего войска на Рощинском полигоне под Самарой. Обучение было нацелено на резервистов, которые в последний раз проходили такой опыт пять-десять лет назад, а инструкторы учили казаков, как вытаскивать раненых с поля боя и использовать дроны для достижения разведывательных и наступательных целей; они также участвовали в тренировках с несколькими видами легкого оружия. Обучение носило не чисто теоретический характер, как отметил атаман Юрий Иванов: «По итогам сборов Волжское казачье войско сформировало отряд казаков-добровольцев для отправки в зону боевых действий на Донбассе» (Вско.ру, июль 7). По имеющимся данным, казачьи общества пополнили казачий полк «Ермак», который воюет на востоке Украины. Также проходит обучение и подготовка к выходу в зону боевых действий дополнительных кубанских казаков (Vsko.ru, 13 июля).
Очевидно, что казачьи организации по всей России также активизировали обучение молодежи, чтобы мгновенно подготовить ее к военной службе. По общему признанию, такие тренировочные программы в любом случае более часты летом, но даже в этом случае их количество — и растущее — поражает. Например, в Республике Северная Осетия-Алания воспитанники Терского казачьего отряда пластунов проходили обучение в лесу. Молодых казаков «учили инструкторы — спецназовцы, ушедшие в запас». «Дети на практике узнали, что в военном деле важно быть внимательным, логически мыслить, быстро оценивать обстановку и, главное, работать в команде». Далее организаторы связали свои усилия с борьбой на Донбассе, заявив, что «мы усиливаем военную подготовку допризывников. Мы занимаемся этим направлением деятельности уже девять лет. Это закалка, формирование выдержки и мужества у наших казаков» (Вско.ру, 6 июля).
И это происходит не только с молодыми казаками из Всероссийского казачьего общества (ВСКО). «Свободные» казаки, по-видимому, также организуют дополнительные учебные занятия. Эти казачьи группы не управляются открыто правительством и не связаны с ним, а вместо этого являются казаками в силу происхождения, и большинство из них инстинктивно патриотичны и верны России. Один из таких «трехдневных выездных сборов молодых казаков Союза казаков Тюменской области» прошел 8-10 июля. Молодежи были даны уроки истории казачества, Сибири и Тюменской области. Они также ходили в походы, занимались физкультурой и спортом, занимались «начальной военной подготовкой (строевая подготовка, стрельба, сборка-разборка оружия и начальная сторожевая служба)» (Allcossacks.ru, 11 июля). Конечно, казачьи отряды нередко проводят сборы летом, и многие делают это даже в невоенные годы и до сих пор проводят военную подготовку. Однако на данный момент эти тренировочные лагеря кажутся зловещими, поскольку российская «специальная военная операция» сталкивается с растущими трудностями на Донбассе.
Действительно, в отчете говорится, что лидеры казачьей молодежи были убиты в «освобожденном» Шахтерском районе т.н. Донецкой Народной Республики (ДНР). Лидерами были председатель донского казачьего молодежного движения в Астрахани Георгий Шерстюков; его заместитель Александр Матвеев; и председатель патриотического отделения Российского союза ветеранов Афганистана Александр Ховрико. Все приехали в ДНР вместе с другими активистами российской молодежной патриотической организации «Наследие» 4 июля. Свою готовность заняться Украиной Матвеев объяснил тем, что «мы не можем сидеть в стороне. Кто, если не мы? Мы на личном примере показываем, что нужно помогать людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию» (Вско.ру, 13 июля).
Больше всего опасений по поводу причастности этих лидеров вызывает тот факт, что они привели «других добровольцев», среди которых предположительно были члены их молодежных организаций и потенциально несовершеннолетние в возрасте до 18 лет. Конечно, возможно, что такие «добровольцы» решили уходят по собственному желанию, и правительство не просило их сделать это. Однако предыдущий опыт работы с российскими учреждениями ставит под сомнение этот сценарий, и гораздо более вероятно, что хоть какая-то подсказка исходила сверху. Если это правда, то это действительно подчеркивает остроту нехватки рабочей силы России в Украине.
Омские храмы
Свято-Николаевский казачий собор
Свято-Николаевский казачий собор по проекту великого русского архитектора В. Стасова был построен в 1840 году. В нем хранилась главная реликвия сибирских казаков — легендарное знамя Ермаковского войска, который был изготовлен мастерами Оружейной палаты Кремля для Московского стрелецкого полка в 1690 году и стал таким образом символом сибирского казачества в 18 веке. В 1882 г. он был привезен в Омск из Березова, но бесследно исчез в годы гражданской войны. Считается, что в 19 г.18 г. реликвия была похищена войсками атамана Анненкова. В настоящее время копия утерянного штандарта находится в соборе.
© Фото предоставлено Государственным историко-краеведческим музеем
Свято-Николаевский казачий собор
Свято-Николаевская казачья церковь
Одним из красивейших памятников Ленинского района является Свято-Николаевская церковь улица), построенная на средства жителей Атаманского хутора в 1911–1913 гг. 9 мая, 1911 г., атаман сибирских казаков Е. Шмидт принял участие в церемонии закладки храма. Освящение храма состоялось 29 августа 1913 года.
© Фото Ленинского районного отдела печати
Свято-Николаевская казачья церковь
Это здание — один из немногих соборов, сохранившихся неповрежденными и прекрасно сохранившими свой внешний вид. Это одноэтажное кирпичное здание с V-образной крышей. Большой дверной проем украшен богатой отделкой, парадная лестница, высокий фронтон, украшенный фресками, восьмигранная маркиза с башенкой. Кирпичный орнамент южной и северной стен фасада наполнен элементами древнерусского и светского барокко 17 -й век. Можно различить довольно современные черты, обращенные к треугольному алтарю. Сочетание элементов разных стилей в этом здании отсылает к эклектичному движению в архитектуре 20 веков. В 1975–1976 годах во время капитального ремонта был построен деревянный позолоченный иконостас, а купола покрыты сусальным золотом. Все элементы декора фасадов (кокошники, стойки, фризы и молдинги) окрашены в белый цвет, отчетливо контрастирующий с краснокирпичными стенами; настенные росписи относятся к тому же периоду.
© Фото предоставлено пресс-службой Ленинского района. его первоначальная цель сегодня: он открыт для собрания. Здесь же совершались богослужения.
Успенский собор
Один из прекраснейших городских соборов — Успенский собор — постигла непростая судьба. Необходимость построить этот собор возникла в 1879 году.когда омское духовенство решило расширить Воскресенский собор, который был слишком мал для всех прихожан, приходящих на богослужения. Генерал-губернатор Западной Сибири Г. Мещеринов предложил построить новый собор вместо расширения старого. 16 (28) июля 1891 года будущий император Николай II принял участие в церемонии закладки Успенского собора.
© Фото предоставлено Государственным музеем истории города
Успенский собор 100 лет назад
Кладка собора выполнена нижегородскими каменщиками. Здание было сложено из красного кирпича, снаружи оштукатурено; интерьеры были украшены фресками и лепным орнаментом. В 1898 году были подняты девять колоколов и освящены три престола: главный во имя Успения Богородицы, южный и северный — во имя Николая Чудотворца и Марии Магдалины соответственно.
Здание возведено в основном на пожертвования горожан, русских купцов и императора Николая II; часть средств внесла государственная казна. Всего на строительство было потрачено 125 000 рублей. Успенский собор был освящен 9 сентября.(21), 1898 г. Построенный на открытой территории большой городской площади, Успенский собор хорошо просматривался со всех сторон и производил неизгладимое впечатление на посетителей и зевак.
© Фото Дмитрия Рудакова
Успенский собор в наши дни
В 1930-е годы — в результате массовых антирелигиозных кампаний, прокатившихся по стране — собор был взорван. В 2005 году на очередном заседании Правительства Омской области было принято решение о реставрации этого замечательного культового сооружения. 14 октября 2005 года, в самый главный православный церковный праздник — Покрова Пресвятой Богородицы — был заложен первый камень в основание восстановленного собора. 15 июля 2007 года Успенский собор открыл свои двери для церковной общественности.
Собор Животворящего Креста
Старейшим собором города является церковь Животворящего Креста (Крестовоздвиженский собор), построенная по проекту архитекторов Ф. Вагнера и К. Лазарева. Трудно поверить, но даже во времена жесточайших гонений на Русскую Православную Церковь она никогда не закрывалась для общинной жизни.
© Фото Андрея Кудрявцева
Крестовоздвиженский собор
Крестовоздвиженский женский монастырь
В 50 км к югу от Омска в живописном месте находится Ачаирский Крестовый женский монастырь. Его история началась в начале 20 века. В 1902 году отставной чиновник Михаил Бубеннов пожертвовал общине землю; вскоре на этой территории была построена церковь Архангела Михаила, рассчитанная на 75 человек. В 1912 году обитель была переименована в Михайло-Богородицкий женский монастырь. Его настоятельницей стала игумения Ксения. При монастыре был сад, задний двор со скотом (коровы, лошади, овцы). Монахини занимались ручным трудом и сельским хозяйством. Во время гражданской войны монахини ухаживали за тяжелобольными и холериками.
В начале 1920-х — в результате широкой атеистической кампании — монастырь был закрыт. С 1937 по 1953 год в этом здании размещалась колония № 8 для политзаключенных из списка лагерей ГУЛАГа. За шестнадцать лет его существования 200 000 человек погибли при невыносимых обстоятельствах. В конце 1980-х годов на этом месте были обнаружены массовые захоронения. В 1992 году митрополит Омский и Тарский Феодосий инициировал реконструкцию комплекса Ачаирского Крестового женского монастыря. В настоящее время монастырь открыт для посетителей.
© Фото Андрея Кудрявцева
Ачаирский монастырь
Монастырь органично вписался в микрорайон. Главным собором комплекса является Успенский собор, увенчанный девятью золотыми куполами, в котором проходят основные богослужения. Сибирская Голгофа посвящена памяти омских мучеников, павших в годы тоталитарного режима.