Сколько человек погибло в куликовской битве: Куликово поле: сколько на самом деле там погибло человек

Куликово поле: сколько на самом деле там погибло человек

4 сентября 2018

Кириллица

Куликовская битва 1380 года, в которой сразились объединенные силы русских князей и войска ордынского темника Мамая, до сих пор вызывает серьёзные споры среди историков. Дискуссии идут по поводу оценки общего значения этой битвы для Руси, по составу участников и месту проведения самого сражения, по численности участников битвы и конечно, о числе погибших.

Фото: КириллицаКириллица

Слишком сильно разнятся летописные свидетельства о Куликовском побоище. Достоверно известно лишь, что для своего времени сражение стало действительно значимым событием. Сама битва, не завершив эпоху ордынского ига, все же стала важным шагом в сторону окончательного освобождения русских земель.

Видео дня

Обстоятельства и причины

С середины XIV века московское княжество значительно усилилось на фоне остальных княжеств Северо-Восточной Руси. В Золотой Орде, одним из набиравших силу претендентов стал темник Мамай, получивший под свой контроль ту часть ордынских земель и зависимых государств, которая располагалась на западе от Волги. В 1374 году князь Московский Дмитрий Иванович отказался платить дань Мамаю, вследствие чего последний решил передать ярлык на княжение тверскому князю Михаилу. Однако Дмитрию удалось, объединив под своим началом силы северо-восточных княжеств организовать поход против Твери и принудить Михаила стать своим вассалом. Для Мамая, сохранение контроля над северо-восточными русскими землями было принципиально важно. Дело в том, что Мамай в результате «великой замятни», внутренних войн между различными ханами и претендентами на престол, захватил власть над большей частью Золотой Орды, однако многие ханы, в том числе из рода Чингизидов, не признавали его власть. Это осложняло положение нелегитимного правителя Мамая, и в то же время усиливало позиции Дмитрия, который выступал не столько против всей Орды, сколько против отдельного узурпатора власти. После ряда предшествующих столкновений, в том числе, битвы при реке Воже в 1378 году, где Дмитрий Донской разбил большой отряд мурзы Бегича, Мамай собрал большое войско для похода на Русь. Изначально, в числе союзников Мамая значились великий князь Литовский Ягайло и рязанский князь Олег Иванович, однако благодаря грамотным действиям Дмитрия литовские войска не смогли вовремя присоединиться к силам Мамая, а рязанский князь перешел на русскую сторону.

Русских вдвое меньше

Известно, что помимо собственно монгольских войск Мамай на поле боя привёл отряды, набранные из покорённых народов Поволжья и Кавказа, подразделения генуэзских наёмников из Крыма. В свою очередь, на стороне Дмитрия Донского помимо объединенных русских войск, сражались некоторые литовские командиры со своими людьми. Впервые за долгое время в войске Дмитрия сражались рука об руку воины из большинства русских княжеств, а также множество князей и бояр всё ещё раздробленной страны. Некоторые летописи, написанные гораздо позже событий битвы пишут о нескольких сотнях тысяч воинов с каждой из сторон, однако большинство историков не принимают эту версию, указывая на невозможность сбора таких армий в то время. Самые смелые оценки современных историков допускают цифры от 80 до 150 тысяч человек для каждой из сторон. Достаточно реалистичной выглядит оценка исследователя Разина, который исходя из общей численности населения русских княжеств и учитывая принцип комплектования войск, назвал цифру в 50-60 тысяч русских и 90-100 тысяч ордынцев. При этом существуют и крайне скептические по отношению к летописным свидетельствам оценки, указывающие на то, что с обеих сторон сражались армии в 6-10 тысяч человек. Подобные точки зрения разделяют ученые Веселовский, Булычев и другие. В современной исторической науке всё ещё существует слишком большой разбор мнений (от 6-10 до 100-150 тысяч сражающихся в каждой из армий) по вопросу численности войск.

Сколько погибло

Сражение, состоявшееся в сентябре 1380 года, привело к полному разгрому Мамаевой рати и последующей гибели монгольского военачальника. Летописи указывают на то, что Мамай в ходе сражения потерял 8/9 своего войска и называют цифры в сотни тысяч погибших только с ордынской стороны. Говоря о потерях с русской стороны, летописи сообщают, что московский боярин Михаил Александрович подсчитывая в своём докладе погибших, указывает, на гибель более 500 бояр и около десятка князей, а число павших дружинников оценивает в 253 тысячи (при 40 тысячах выживших). Историки отвергают такие цифры, как и число погибших у монгольского войска в 800 тысяч, согласно некоторым летописям. Однако, число погибших знатных бойцов русского войска представляется вполне достоверным. Историк Разин оценивает число погибших в 20-30 тысяч человек, то есть, половину русского войска; Кирпичников допускает цифру в 5-8 тысяч павших, а Булычев указывает на то, что погибло около трети княжеских войск. Ясности в этом вопросе до сих пор нет, можно лишь выделить две обобщённые точки зрения среди историков. Первая указывает на соотношение сражавшихся в 60 тысяч русских против 100 тысяч у Мамая, допускает гибель 20-30 тысяч русских, а совокупные потери двух армий, учитывая почти полное истребление мамаевой рати, могут оцениваться в 90-120 тысяч человек. Вторая точка зрения допускает возможность участия в битве не более 10-15 тысяч человек с каждой из сторон и гибель у русских 5-8 тысяч при общей цифре жертв в 15-20 тысяч. Однозначно можно отвергнуть лишь цифры в несколько сотен тысяч человек, указанные летописцами, в виду отсутствия физической возможности для сбора таких войск Дмитрием и Мамаем. Итоговый вывод о числе участников битвы и павших в бою, будет зависеть и от общей оценки сражения. Если принять версию некоторых историков о локальном характере битвы московского князя с мятежным темником Мамаем, то цифры более, чем в 20 тысяч участников будут выглядеть преувеличением. Если же исходить из общепринятой версии об общерусском сборе войск Дмитрием Донским против сильной и многочисленной «мамаевой рати», то цифра в 50-60 тысяч русских и соответствующая ей цифра потерь,выглядит вполне реальной.

Другое,Дмитрий Донской,

Тайны Куликова поля. Нашли место битвы? Сколько погибло? Где могилы?

https://ria.ru/20201002/pole-1578088933. html

Тайны Куликова поля. Нашли место битвы? Сколько погибло? Где могилы?

Тайны Куликова поля. Нашли место битвы? Сколько погибло? Где могилы? — РИА Новости, 03.10.2020

Тайны Куликова поля. Нашли место битвы? Сколько погибло? Где могилы?

Куликово поле и место, где произошла великая битва — это одно и то же? Как место сражения выглядит сейчас? Зачем знать, что росло на поле 640 лет назад? Сколько воинов участвовало в битве и сколько из них погибло? И почему братские могилы так и не нашли?

2020-10-02T11:00

2020-10-02T11:00

2020-10-03T09:44

куликово поле: вопросы и ответы

подкаст

куликовская битва

что не найдешь в учебнике

социальный навигатор

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/0a/02/1578088791_0:3:1036:586_1920x0_80_0_0_1b6411342b5f17289115a1984403dd1c.png

Тайны Куликова поля. Нашли место битвы? Сколько погибло? Где могилы?

Куликово поле и место, где произошла великая битва — это одно и то же? Как место сражения выглядит сейчас? Зачем знать, что росло на поле 640 лет назад? Сколько воинов участвовало в битве и сколько из них погибло? И почему братские могилы так и не нашли?

audio/mpeg

Тайны Куликова поля. Нашли место битвы? Сколько погибло? Где могилы?

Куликово поле и место, где произошла великая битва — это одно и то же? Как место сражения выглядит сейчас? Зачем знать, что росло на поле 640 лет назад? Сколько воинов участвовало в битве и сколько из них погибло? И почему братские могилы так и не нашли?

audio/mpeg

Подкаст подготовлен совместно с Государственным музеем-заповедником «Куликово поле» при поддержке фонда «История Отечества».Слушайте подкасты РИА Новости и подписывайтесь на них в мобильных приложениях: для iPhone — iTunes, для Android — Google Podcasts. С любым устройством вы можете использовать Яндекс.Музыка, Castbox и Soundstream. Скачайте выбранное приложение и наберите в строке поиска «РИА Новости» или название подкаста.Как и где бесплатно подписаться на подкасты________Эпизод подготовила Ксения ДраницинаГолоса эпизода: Артём Буфтяк, Игорь КривицкийМонтаж Андрея Темнова

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/

2020

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/0a/02/1578088791_127:0:911:588_1920x0_80_0_0_e79a47fb1efcc79b63c565c74142ff9c.png

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4. 7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

подкаст, аудио, куликовская битва, что не найдешь в учебнике, социальный навигатор

Куликово поле: вопросы и ответы, Подкаст, Куликовская битва, Что не найдешь в учебнике, Социальный навигатор

Почему мы молимся об умерших в Деметриевскую субботу?

Великомученик Димитрий Солунский

Дмитриевская родительская суббота — день особого поминовения усопших в Русской Православной Церкви. Это поминальная суббота перед днем ​​памяти великомученика Димитрия Солунского (26 октября/8 ноября).

Святой Димитрий родился в семье римского проконсула в греческом городе Фессалонике. Не достигнув совершеннолетия, Деметрий потерял отца, который тайно был христианином. После кончины отца император Галерий назначил юношу проконсулом Салоникской области. Правитель поручил Деметрию защищать землю от варваров и преследовать местных христиан. Вместо того, чтобы следовать указаниям императора, он стал открыто учить жителей города истинной вере.

Когда император узнал об этом, его гнев был безграничным. Он прибыл в Фессалонику, желая расправиться с непослушным слугой и его последователями. Димитрий готовился к мученической смерти. Раздав свое богатство бедным, он проводил дни в посте и молитве. По приказу правителя святителя бросили в темницу и жестоко истязали. Преподобный Димитрий принял мученическую кончину в 306 году.

Написанная икона великомученика Димитрия Солунского, изготовленная в нашем монастыре

Верующие тайно похоронили тело великомученика. Спустя сто лет его святые останки были найдены нетленными. Преподобный Димитрий получил свое имя Мироносица после того, как в VII веке из его ковчега стало чудесным образом источать благоухающее миро.

История установления Дмитриевской субботы

Особое поминовение усопших в Дмитриевскую субботу было установлено великим князем Димитрием Донским. Одержав знаменитую победу над Мамаем на Куликовом поле 8 сентября 1380 года, Димитрий Иоаннович, вернувшись с поля боя, посетил Троице-Сергиев монастырь.

Ранее преподобный Сергий Радонежский, игумен монастыря, благословил его на битву с неверными и дал ему двух иноков из числа его братии, Александра Пересвета и Андрея Ослябя. Оба монаха пали в бою и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симоновом монастыре.

Более 250 тысяч воинов, сражавшихся за Отечество на Куликовом поле, так и не вернулись домой. В Троицком монастыре прошла панихида по православным воинам, погибшим в Куликовской битве. С тех пор суббота перед 8 ноября (память святого Димитрия Солунского) стала на Руси днем ​​памяти не только воинов, положивших жизнь свою за веру и Отечество, но и всех ушедших православных христиан.

Димитриевскую родительскую субботу верующие проводят в посещении могил умерших родственников, на панихидах и литиях, в храмах и на кладбищах, на поминальных трапезах.

Важность поминовения усопших

Некоторые считают, что молитвы об усопших напрасны и что после смерти человека ничего нельзя изменить. В известной аграфе Спаситель говорит: «В чем Я тебя найду, в том и буду судить тебя». Сказав это, наша молитва за умерших по-прежнему является самой большой помощью, которую мы можем предложить тем, кого больше нет с нами. Отделившись от тела, душа теряет свободную волю и уже не может ни каяться в своих грехах, ни творить добрые дела. Бессмертным душам умерших не нужен ни гроб, ни надгробный памятник, ни тем более поминальный стол. В чем они действительно нуждаются, так это в постоянной молитве.

Святитель Иоанн Златоуст говорит, «Есть способ облегчить наказание умершего грешника. Если мы возносим частые молитвы и подаем за него милостыню, то, несмотря на недостоинство этого человека, Господь нас услышит». мы должны сделать все возможное, чтобы наши родные и близкие не остались без молитвы

Поминовение усопших включает в себя не только нашу личную домашнюю молитву, но и церковное поминовение, раздачу милостыни и добрые дела в память об усопшем 9.