Содержание
СКАЗАНИЯ О КУЛИКОВСКОЙ БИТВЕ. Древняя Москва. XII-XV вв.
СКАЗАНИЯ О КУЛИКОВСКОЙ БИТВЕ. Древняя Москва. XII-XV вв.
ВикиЧтение
Древняя Москва. XII-XV вв.
Тихомиров Михаил Николаевич
Содержание
СКАЗАНИЯ О КУЛИКОВСКОЙ БИТВЕ
Московская литература с самого начала носила политический характер. Поэтому нет ничего удивительного в том, что особенно большой цикл сказаний возник в связи с Куликовской битвой 1380 г. – крупнейшим политическим событием XIV в. С. К. Шамбинаго посвятил этому циклу специальное исследование, основанное на изучении множества памятников. Однако эта ученая работа мало удовлетворяет современного читателя. Занятый главным образом изучением формы и сходства литературных образов, С. К. Шамбинаго уделил мало места вопросу о том, когда и где возникли сказания о Мамаевом побоище. Он разделил все сказания о Куликовской битве, или Мамаевом побоище, на следующие группы: 1) летописную повесть о Мамаевом побоище, созданную в конце XIV в. по образцу повести об Александре Невском; 2) «Задонщину» (называемую автором «Поведанием»), которая была написана в начале XV в. рязанским иереем Софонием; 3) первую редакцию сказания (в Никоновской летописи), составленную после 1425 г. и дошедшую до нас в обработке XVI в., вторую редакцию сказания (в Вологодско-Пермской летописи) конца XVI в., третью редакцию сказания, развивавшуюся с XVI в., наконец, четвертую редакцию сказания начала второй половины XVII столетия.
Таковы, скажем прямо, плачевные для историка результаты исследования. С. К. Шамбинаго ищет риторические наращивания и легендарные подробности, не желая ответить на вопрос, каким образом имена и названия местностей конца XIV в. могли внезапно появиться под рукой редакторов XVI-XVII вв. А насколько поспешны выводы автора, видно из того, что вторую редакцию сказания он преспокойно относит к концу XVI в., тогда как самая Вологодско-Пермская летопись, где помещена эта редакция, возникла в середине XVI в. и известна нам в списках второй половины XVI в. Выходит, что сказание моложе той летописи, куда оно внесено в готовом виде: другими словами, писцы переписали сказание за 20-30 лет до его возникновения.
Неудивительно, что результаты исследования С. К. Шамбинаго были подвергнуты серьезной критике. А. А. Шахматов пришел к мысли, что летописная повесть о Мамаевом побоище была составлена через год-два после Куликовской битвы, хотя и не дошла до нас в первоначальной редакции. Тогда же возникла официальная реляция о походе великого князя. Одновременно при дворе Владимира Андреевича Серпуховского появилось описание битвы, прославлявшее Владимира и двух Ольгердовичей, близкое по стилю к «Слову о полку Игореве». В начале XV в. на основе этого «Слова о Мамаевом побоище» и «Слова о полку Игореве» возникла «Задонщина». В начале XVI в. для митрополичьего летописного свода составляется «Сказание о Мамаевом побоище». Сказание, которое не дошло до нас в чистом виде, восстанавливается путем сравнения трех его первых редакций.
Не все ясно в схеме А. А. Шахматова, но она начерчивает путь, которому последуют будущие работы, ибо близость трех редакций «Сказания о Мамаевом побоище» очевидна, а подробности о великой битве так многочисленны и жизненны, что их нельзя объяснить риторическими отступлениями и выдумками, поэтому надо предполагать существование письменных записей о Куликовской битве.
В задачу этой работы не входит изучение литературной судьбы редакций сказания и их взаимоотношений, но для нас драгоценны те подлинные черты московской литературы XIV в., которые сохранились в этих сказаниях и еще различимы под пластами позднейшего времени. С этой точки зрения мы и будем рассматривать произведения, посвященные Мамаеву побоищу, прежде всего «Задонщину».
3.1. Где захоронены воины, павшие в Куликовской битве?
3.1. Где захоронены воины, павшие в Куликовской битве?
Согласно летописям и «Сказанию о Мамаевом побоище», в Куликовской битве полегло около 250 тысяч человек с обеих сторон. Скорее всего, это число сильно преувеличено. Тем не менее число погибших должно было быть очень
Летописная повесть о Куликовской битве
Летописная повесть о Куликовской битве
Подготовка текста и перевод М. А. Салминой
Куликовская битва 1380 г. нашла отражение в летописях и литературных памятниках.Самый ранний известный нам краткий летописный рассказ о битве 1380 г. («О побоище иже на Дону») содержался
4.13.1. ГДЕ ЗАХОРОНЕНЫ ВОИНЫ, ПАВШИЕ В КУЛИКОВСКОЙ БИТВЕ?
4.13.1. ГДЕ ЗАХОРОНЕНЫ ВОИНЫ, ПАВШИЕ В КУЛИКОВСКОЙ БИТВЕ?
Согласно летописям и «Сказанию о Мамаевом побоище», в Куликовской битве полегло около 250 тысяч человек (с обоих сторон). Скорее всего, это число сильно преувеличено. Тем не менее, число погибших должно было быть очень
3.1. Где захоронены воины, павшие в Куликовской битве?
3. 1. Где захоронены воины, павшие в Куликовской битве?
Согласно летописям и «Сказанию о Мамаевом побоище», в Куликовской битве полегло около 250 тысяч человек с обеих сторон. Скорее всего, это число сильно преувеличено. Тем не менее, число погибших должно быть очень велико,
14.3. Дополнительные замечания о Куликовской битве
14.3. Дополнительные замечания о Куликовской битве
Не исключено, что место МИХАИЛОВ НА РЕКЕ ЧУРЕ связано с именем великого князя Михаила Тверского. Известно, что он дважды предпринимал походы на Москву и там зимовал. Но поскольку Михаил Тверской враждовал с потомками
Как и в каком виде дошли до нас сведения о Куликовской битве?
Как и в каком виде дошли до нас сведения о Куликовской битве?
Основным первоисточником по истории Куликовской битвы считается «Задонщина». Считается, что: «Есть все основания полагать, что „Задонщина“ была написана в восьмидесятые годы XIV века, вскоре после Куликовской
Где захоронены воины, павшие в Куликовской битве?
Где захоронены воины, павшие в Куликовской битве?
Согласно летописям и «Сказанию о Мамаевом побоище», в Куликовской битве полегло около 250 тысяч человек (с обеих сторон). Скорее всего, это число сильно преувеличено. Тем не менее, число погибших должно быть очень велико, так
3.1. Где захоронены воины, павшие в Куликовской битве?
3.1. Где захоронены воины, павшие в Куликовской битве?
Согласно летописям и «Сказанию о Мамаевом побоище», в Куликовской битве полегло около 250 тысяч человек с обеих сторон. Скорее всего, это число сильно преувеличено. Тем не менее число погибших должно быть очень велико,
1.3. Как и в каком виде дошли до нас сведения о Куликовской битве
1.3. Как и в каком виде дошли до нас сведения о Куликовской битве
Основным первоисточником по истории Куликовской битвы считается Задонщина. Считается, что: «Есть все основания полагать, что „Задонщина“ была написана в восьмидесятые годы XIV века, вскоре после Куликовской
2.
1. Где захоронены воины, павшие в Куликовской битве?
2.1. Где захоронены воины, павшие в Куликовской битве?
Согласно летописям и «Сказанию о Мамаевом побоище», в Куликовской битве полегло около 250 тысяч человек с обеих сторон. Скорее всего, это число сильно преувеличено. Тем не менее, число погибших должно быть очень велико,
О Куликовской битве
О Куликовской битве
Мамай объявил сбор войск во всех подвластных ему регионах Золотой Орды. Кроме того, согласно русским средневековым источникам, он договорился с литовским князем Ягайло о том, что тот поддержит его, оттянув на себя часть московских войск. Согласно тем
Об участии Ягайло в Куликовской битве
Об участии Ягайло в Куликовской битве
Великий князь литовский Ягайло (впоследствии — польский король Владислав II, основатель династии Ягеллонов), как уже отмечалось, фигурирует в «памятниках Куликовского цикла» как главный союзник Мамая перед Куликовской битвой. Авторы
О Куликовской битве
О Куликовской битве
Битва между войсками Мамая и Дмитрия Донского на Куликовом поле, безусловно, одна из самых ярких страниц русской военной истории и истории русско-ордынских отношений. И, как следствие — одна из самых обсуждаемых: историки до сих пор ожесточенно спорят
3.1. Где захоронены воины, павшие в Куликовской битве?
3.1. Где захоронены воины, павшие в Куликовской битве?
Согласно летописям и «Сказанию о Мамаевом побоище», в Куликовской битве полегло около 250 тысяч человек с обеих сторон. Скорее всего, число погибших сильно преувеличено, тем не менее, судя по летописям, оно должно было
10. Смертоносная пылающая комета Деция Муса в римско-латинской битве и огнестрельное оружие инока Осляби (и Пересвета) в Куликовской битве
10. Смертоносная пылающая комета Деция Муса в римско-латинской битве и огнестрельное оружие инока Осляби (и Пересвета) в Куликовской битве
В предыдущем пункте мы высказали мысль, что небесная сила, которую получил Публий Деций Мус (Ослябя и Пересвет) в результате
15.8. Публий Деций принес себя в жертву в битве при Клузии и обратил гнев богов на противника Инок Ослябя в Куликовской битве
15.8. Публий Деций принес себя в жертву в битве при Клузии и обратил гнев богов на противника
Инок Ослябя в Куликовской битве
Битва римлян с галлами и самнитами была ожесточенной, и долгое время никто не мог взять верх. И тут одно из нападений галльской конницы оказалось
Исторический экскурс «Сказание о битве Куликовской»
21 сентября отмечается День воинской славы России: День победы русских полков во главе с князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве.
Куликовская битва – важнейшее событие в истории средневековой Руси, во многом определившее дальнейшую судьбу Российского государства. Битва на Куликовом поле послужила началом освобождения Руси от ига Золотой Орды.
Представляем подборку книг модельной библиотеки, рассказывающих о знаменитой битве.
Рощин Юрий Михайлович «Дмитрий Донской»
Выдержавшая несколько изданий и давно ставшая классикой историко-биографического жанра, книга писателя Юрия Лощица рассказывает о выдающемся полководце и государственном деятеле Древней Руси благоверном князе Дмитрии Ивановиче Донском (1350-1389). Повествование строится автором на основе документального материала, с привлечением литературных и иных памятников эпохи. В книге воссозданы портреты соратников Дмитрия по борьбе с Ордой – его двоюродного брата князя Владимира Андреевича Храброго, Дмитрия Боброка Волынского, митрополита Алексея, «молитвенника земли Русской» преподобного Сергия Радонежского и других современников великого московского князя.
Плигузов Андрей Иванович «Живая вода Непрядвы: Битва на Куликовском поле в свидетельствах современников и памяти потомков»
Эта книга – подготовленная А.И. Плигузовым подборка исторических материалов, посвященных эпохе Куликовской битвы.
Составителю удалось собрать все основные письменные источники, выстроить их в хронологическом порядке, показать взаимозависимость одних памятников Куликовского цикла от других. Большинство текстов приведено в переводе на современный русский язык, почти все переводы выполнены самим составителем.
Андрей Иванович Плигузов (1956-2011) – российский историк и литератор, один из крупнейших исследователей и знатоков Русского средневековья, ко времени подготовки сборника находился в расцвете своих творческих сил. Его блестящее литературное дарование и талант исследователя-текстолога в полной мере проявились в этом томе.
Памятники Куликовского цикла, и, в частности, знаменитая «Задонщина» – поэма о битве на Дону, один из признанных шедевров древнерусской литературы, – интересовали А. И. Плигузова в том числе и в связи с обсуждаемым вопросом о подлинности «Слова о полку Игореве». Его поэтический перевод «Задонщины» на современный русский язык может быть
признан без преувеличения образцовым.
Возовиков Владимир Степанович «Куликовская битва: Поле Куликово»
Исторический роман Владимира Возовикова посвящен временам правления московского и великого владимирского князя Дмитрия Ивановича. Центральное место в книге занимает подробный рассказ о победах русских войск над татарами на р. Воже в 1378 г. и на Куликовом поле в 1380 г.
«Меж Непрядвой и Доном»
Одна из величайших дат XX века – 600-летие победы русских войск на Куликовом поле, положившей начало освобождению Руси от татаро-монгольского нашествия. Эта книга объединяет на своих страницах летописи и былины, стихи и прозу, песни и сказки, посвященные Куликовскому сражению. В нее вошли произведения таких известных советских прозаиков и поэтов, как П. Проскурин, В. Распутин, Н. Тихонов, Н. Рубцов и многих других.
«100 великих битв»
Эта книга открывает новую оригинальную серию издательства «Вече», посвященную самым величественным эпизодам мировой истории, культуры и выдающимся личностям всех времен и народов. Сражения и битвы мировой истории всегда вызывали интерес любознательного читателя. До настоящего времени в нашей стране не существовало издания, в котором излагались бы самые известные битвы (сражения) истории человечества. Книга «100 великих битв» в известной мере восполняет этот пробел, не претендуя на всю полноту освещения истории военных сражений.
усадьба Коломенское | Достопримечательности Москвы
Если вы приехали в наш город ненадолго, но все же хотите увидеть и насладиться атмосферой русской деревни, советую отправиться в усадьбу Коломенское. Вас приятно удивят его зеленая и тихая территория, огромные яблоневые сады, великолепные виды и Вознесенская шатровая церковь (первая каменная церковь такого типа в России), построенная по приказу Василия III в честь рождения его солнце Ивана Грозного не оставит вас равнодушным надолго.
Немного истории
Так что же такое Коломенское? Археологические находки говорят, что это самое древнее поселение в Москве. Село Дьяково на территории Коломенского датируется V-III веками до н.э.
Село Коломенское находилось на пути из города Коломны в Москву. Легенда гласит, что его основали жители Коломны, бежавшие от войска Батыя. Первое документальное упоминание о Коломенском датируется 14 веком – это записи в духовных писаниях Ивана Калиты (1336-1339 гг.).). Вначале село было вотчиной великих князей, а затем и русских царей.
По данным исторических источников здесь останавливалось войско Дмитрия Донского после Куликовской битвы 1380 года и войско Петра I после Полтавской битвы 1709 года.
Как уже упоминалось, Коломенское становится летней резиденцией московских губернаторов. с 14 века и в период с 16 по 17 век был построен уникальный архитектурный комплекс.
В 1528-1532 годах на берегу Москвы-реки по приказу царя Василия III была построена первая шатровая церковь – Вознесенская церковь. Легенда гласит, что церковь была основана для моления о рождении детей, и случилось чудо – после многих лет бездетности в 1530 году родился наследник Ивана IV Грозного. Более 100 лет эта церковь была летней частной церковью русской губернаторы. На территории есть еще одна интересная церковь — церковь Усекновения главы Иоанна Крестителя, заложенная Иваном Грозным в 1547-1554 годах по случаю его коронации.
В царствование Алексея Михайловича Коломеское, будучи его любимым местом, сильно расцвело. Он приезжал сюда каждое лето в течение 30 лет своего правления. Сначала он использовался в основном для соколиной охоты, но затем стал роскошной царской резиденцией. В 1667 году очень быстро был построен большой деревянный теремной дворец с другими постройками вокруг него. Царский двор обнесли стеной с тремя воротами и разбили большие сады. Дворцовый терем называли Восьмым чудом света, так как он воплотил в себе лучшие традиции деревянного зодчества.
Когда столица была перенесена из Москвы в Санкт-Петербург, Коломеское постепенно приходило в упадок.