С чего начиналась русь: Древнерусское государство (Киевская Русь) | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Как начиналась Русь | Газета «День»

Версия «Повести временных лет»

30 марта, 12:03

ФОТО С САЙТА hrono.ru

Поделиться:

6360 год от сотворения мира или, как считают, 852-й год от Рождества Христова, является важной датой в истории украинских земель. Именно с того времени можем говорить о существовании Руси-Украины. В «Повести временных лет» с этой даты ведется летоисчисление и сказано, что с тех пор наша земля стала называться землей Русьской. Звучит это в переводе так:

«В год 6360 [852], индикта 15, когда начал Михаил царствовать, стала называться… Русьская земля. А о сем мы узнали [из того], что к этому цесарю приходила Русь на Царьград, как вот писал [Георгий] в летописце греческом. Тем-то и отсюда начнем, и число положим». Далее идет широкая хронология: говорится, какие важные события происходили от сотворения мира до Рождества Христова, а затем от Рождества до времен императора Михаила ІІІ, дальше же идет речь о том, какие князья правили на Руси со времен Михаила ІІІ до Ярослава Мудрого и Святополка. При этом указывается, сколько лет миновало от одного события к другому. Правда, приведенная хронология не является точной. Завершается статья под 6360 годом такими словами: «Но мы к предыдущему вернемся и расскажем, что сделалось в эти лета, как вот мы раньше начали быть — [в] первый год [царствования] Михаила — и по порядку положим числа [лет]».

Сначала обратим внимание на концептуальные моменты в приведенной летописной статье. В ней выделяются такие ключевые события в хронологии — Рождество Христово (что вполне понятно для христиан) и правление императора Михаила ІІІ, которое трактуется как начало русьской истории и государственности. И хотя автор этой статьи ссылается на греческое летописание, собственно, «Хронику» Георгия Амартола, он, вероятно, придерживался общераспространенных представлений древнерусских интеллектуалов, что именно в этих временах стоит искать «начало Руси».

ВИЗАНТИЙСКИЙ ИМПЕРАТОР МИХАИЛ ІІІ И СТАНОВЛЕНИЕ РУСЬСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Почему именно император Михаил ІІІ (840—867) стал ключевой фигурой русьской истории для летописца? Конечно, здесь дали о себе знать грекофильские симпатии. Однако времена императора Михаила ІІІ действительно были важными как для Руси, так и в целом для славянского мира.

Во времена Михаила ІІІ закончился период иконоборческого кризиса, который продолжался с 711-го по 843 г. В это время из-за конфликтов внутреннего характера империя пришла в упадок. Михаилу ІІІ, точнее его соратникам, пришлось выводить ее из этого тяжелого состояния. Важную роль сыграл соправитель императора Варда, а также один из самых выдающихся византийских ученых того времени Фотий, который 28 декабря 858 г. стал константинопольским патриархом.

Варда в 849 г. реформировал Магнаврскую школу в Константинополе, основанную еще в 425 г. императором Феодосием. Эта школа была превращена в заведение университетского типа, которое получило название Пандидактерион. Некоторые его считают первым европейским университетом. В Пандидактерионе преподавание велось на греческом и латинском языках, изучались философия, в частности произведения Платона и Аристотеля, право, медицина и риторика. Какое-то время здесь работал Константин-философ, которого считают одним из «апостолов славян». Со временем Пандидактерион стал школой религиозного типа, где большое внимание уделялось теологическим вопросам.

Относительно Фотия, то он был известен не только как ученый. Известный немецкий византолог Г. Острогорский дает ему такую характеристику: «Фотий был самой выдающейся личностью, самым способным и самым находчивым дипломатом среди всех, кто до сих пор находился на патриаршем престоле в Константинополе».

ПОХОДЫ РУСИЧЕЙ НА КОНСТАНТИНОПОЛЬ

С Фотием связан, по нашему мнению, один момент, который присутствует в приведенной летописной статье под 6360 г. Там, в частности, говорится, что во времена Михаила ІІІ Русь приходила на Константинополь.

В данном случае нет точного датирования. Однако из византийских источников известно, что в 860 или 861 году, когда император Михаил ІІІ находился в походе на арабов, русичи окружили столицу Византии, ограбили ее околицы, причинили много зла грекам и спокойно с добычей вернулись домой. Этот поход продемонстрировал большую милитарную силу русичей и вызвал довольно большой резонанс как в Византии, так и за ее пределами. Чтобы организовать такой поход, необходима была соответствующая государственная организация. Не зря древнерусский летописец связывал с этим походом начало Руси. О данном походе писал и патриарх Фотий в двух своих беседах. Есть о нем упоминания и в других источниках.

Очевидно, этот поход заставил политическую верхушку Византии обратить внимание на «русьский» и в целом «славянский» вопрос. Не без санкции Фотия в это время Константин-философ оказывается с дипломатической миссией в Северном Причерноморье. Основная его задача — обратить в христианство хазар, которые господствовали в этом регионе. О поездке Константина к хазарам, его диспуты с еврейскими и мусульманскими служителями культа говорится в Паннонском житии этого славянского апостола, а также и в других источниках.

Казалось, хазарская миссия не имела отношения к Руси. Но это не так. Хазарский каганат в то время был не только самой крупной военно-политической потугой Северного Причерноморья и Приазовья, он также пытался подчинить своей власти восточнославянские племена, в частности полян. Христианизировав Хазарию, византийцы могли сделать из нее своего союзника, введя ее в сферу своего влияния. В таком случае они могли с помощью хазар сдерживать русичей от нападений на Византию.

Осуществил ли Константин во время «хазарской миссии» какие-то шаги в направлении христианизации русичей, сказать трудно. Нехватка источников не позволяет воспроизвести эти события. Есть как сторонники, так и противники мысли, что Константин крестил русинов. Правда, в упоминавшемся Паннонском житии встречаем сообщение, будто он нашел в Корсуне (Херсонесе) Евангелие, писаное русьскими письменами. Относительно «настоящего языка» этого Евангелия существуют разные мнения, но само по себе это упоминание является интересным. Очевидно, в Херсонесе, который был самым крупным христианским центром в Северном Причерноморье, осуществлялись попытки христианизировать «варварское» население и с этой целью переводились религиозные тексты на местный говор.

Еще одним моментом, который дает определенные основания говорить о возможности проповеди Константина среди русьского населения, является «Речь философа», которая размещена в «Повести временных лет» и приписывается именно этому деятелю. Правда, «Речь…» будто бы провозглашалась перед князем Владимиром Святославичем, который жил на сто лет позже Константина. Однако не является ли это отголоском «давней памяти» о том, что Константин провозглашал такую проповедь перед каким-то языческим князем, например Аскольдом, который, вероятно, возглавил поход русичей на Константинополь в 860 или 861 году?

Очевидно, в начале 60-х гг. ІХ ст. византийцам не удалось христианизировать русичей и усмирить их. Правда, в это время проводилась христианизация других славянских народов. В 863 г. Константин и его брат Мефодий оказываются в Великоморавской державе, где осуществляют христианизацию местного населения. В то же время (863—864 гг.) происходит христианизация болгар.

Судя по всему, примерно в 866 г. христианство принимают также русичи, по крайней мере их военная верхушка. Некоторые исследователи считают, что принятие русичами христианства было связано еще с одним походом (в этот раз неудачным) на Константинополь. В «Повести временных лет» читаем следующее: «В год 6374 отправился Аскольд и Дир на Греков, и пришел [туда] в четырнадцатый год. .. Михаила-цесаря. А цесарь… был в походе на агарян. И когда дошел он до Черной реки, епарх (правитель Константинополя. — П.К.)… послал ему весть, что Русь идет на Царьград. И вернулся цесарь. А эти, [русы] в середину Суда, войдя, совершили убийство многих христиан и Царьграде двумястами кораблей окружили. Цесарь же едва в огород вошел, и с патриархом Фотием в церкви святой Богородицы, которая есть во Влахернах, всю ночь молитву творили. А тогда, божественную ризу святой Богородицы с пением вынеся, в море макнули [ее] полу. Была тишина, и море успокоилось. [А здесь] сразу поднялась буря с ветром, и опять встали большие волны, и корабли безбожной Руси разметало и к берегу пригнало, и прибило их [так], что мало их выбралось из такой беды и к себе вернулось».

Исходя из датирования, если пользоваться константинопольской системой летоисчисления, описанные выше события происходили в 866 г. Действительно, в этом описании словно синтезировалось описание разных походов русичей в то время.

По нашему мнению, стоит говорить о двух больших походах русичей на Византию в 60—70-х гг. ІХ ст., как это приводится в «Повести временных лет». Первый пришелся на 860 или 861 год и, собственно, от него положено «начало Руси». Как отмечалось, об этом походе говорили и византийские источники. Если пользоваться не константинопольской (от сотворения мира до Рождества Христова в 5508 г.), а александрийской системой летоисчисления (от сотворения мира до Рождества Христова в 5500 г.), которой, похоже, и пользовались наши летописцы, фиксируя начало нашей истории, то 6360 год, когда «стала называться Русьская земля», собственно, приходится на 860 г. Соответственно зафиксированный в 6374 г. поход приходится не на 866, а на 874 год. Тем более что из контекста «Повести…» можно понять, что со времени первого похода Руси времен Михаила ІІІ миновало четырнадцать лет. Можно предположить, что были и другие походы русичей на Византию, которые не имели большой огласки.

ХРИСТИАНИЗАЦИЯ РУСИ В 60-х гг. ІХ в.

Как бы ни решался вопрос с походами русичей на Константинополь, можно говорить о том, что в первой половине или в середине 60-х гг. ІХ в. они (точнее — их часть) приняли христианство. Это удостоверяет «Окружное послание» патриарха Фотия, написанное и разосланное в начале 867 г. Но, прежде чем привести соответствующую цитату, стоит сказать несколько слов о контексте, в котором появилось это послание. Патриарх Фотий проводил активную церковную политику, которая объективно способствовала независимости Константинопольского патриархата от Римского папского престола и в перспективе вела к разделению христианства. Этим событиям предшествовал акт посвящения на императорский престол римским папой Карла Великого. Это состоялось в 800 г., когда Византия переживала упадок, находясь в состоянии «иконоборческого кризиса». Данное освящение вело к созданию альтернативной для Византии Священной Римской империи. Тем самым нарушался принцип, который утвердился в последние века: одна империя — одна христианская церковь. С созданием Священной Римской империи, поддерживаемой Римским престолом, так или иначе должно было бы состояться дистанционирование церкви Византии от Рима. Это и случилось по завершении «иконоборческого кризиса». Во времена патриарха Фотия церковный конфликт между Римом и Константинополем стал полностью очевиден. Патриарх пытался расширить влияние Византийской церкви. Фактически потеряв свои позиции в Восточном Средиземноморье, завоеванном арабами, Фотий стремился распространить церковные влияния Константинополя на Балканы, Северное Причерноморье и, в частности, на славянские народы. С этим так или иначе связаны «хазарская миссия» Константина, миссия Константина и Мефодия в Великую Моравию, а также крещение Болгарии в 864 г. Это, в свою очередь, вызвало неудовлетворение со стороны Римского престола, который также претендовал на христианизацию этих территорий. Патриарх же Фотий, со своей стороны, начал теологическую дискуссию с римским папой Николаем І, осудив догмат «филиокве», самостоятельно признанный Римской церковью. С этой целью в Византии началась подготовка к церковному собору, на котором планировалось дискредитировать Николая І и «римлян».

Именно в таких условиях и появляется «Окружное послание» Фотия, где звучал призыв к церковным иерархам приехать на собор в Константинополь. Совершенно закономерно, что в этом послании речь шла об успехах в христианизации славянских народов. В частности, в нем говорилось: «И не только этот народ (болгары. — П.К.) сменил предыдущее нечестие на веру в Христа, но даже известные своими жестокостями и убийствами так называемые русичи, которые, поработив народы, что их окружают, и из-за этого весьма загордившись, подняли руки и против Ромейского государства (Византии. — П.К.). Однако теперь и они сменили эллинское (языческое. — П.К.) и нечестивое учение, которого придерживались ранее, на чистую христианскую веру и любезно поставили себя в ряд наших подданных и друзей, прекратив нас грабить и биться против нас. И насколько загорелось их желание и усердность веры. .. что они приняли епископа и пастыря с большой усердностью и ревностно принимают христианское учение».

Не без того, что Фотий иногда выдавал желаемое за действительное. И все же это не был просто плод фантазии. То, что русичи в тот период приняли христианство, удостоверяет также Константин Багрянородный, который писал в середине ІХ ст.

Опираясь на вышеизложенные факты, попробуем реконструировать «становление Руси», а также ее крещение в середине ІХ в. Следовательно, к тому времени русичи освободились от хазарской зависимости и появилось относительно сильное Русьское государство в Поднепровье. Период его становления пришелся на подъем Византии, которая пережила «иконоборческий кризис». В 860 или в 861 году русичи осуществили удачный поход на Константинополь. Это заставило византийскую дипломатию обратить свое внимание на Русь. Были предприняты шаги, чтобы ввести молодое государство в сферу византийского религиозно-идеологического влияния. В середине 60-х гг. ІХ в. военно-политическая верхушка Руси приняла христианство и благодаря этому установились дружеские отношения с Византией. Однако после убийства в 867 г. императора Михаила ІІІ и устранения с патриаршего престола Фотия они охладели, а то и были разорваны. В 874 г. Русь опять совершила военный поход на Константинополь. Правда, в этот раз неудачный. Византия же, очевидно, со своей стороны активизировала дипломатию в русьском направлении и осуществила «второе крещение» Руси.

БЫЛО ЛИ ПРИЗВАНИЕ ВАРЯГОВ «НАЧАЛОМ РУСИ»?

Как видим, «Повесть временных лет» приводит вполне понятную концепцию «возникновения Руси». И эта концепция базируется не только на летописных повествованиях, но и на иностранных, в частности византийских, документах. Однако российская имперская историография решила выстроить другую концепцию, которая базировалась на легенде о призвании варягов Рюрика, Трувора и Синеуса в Новгород. Под 6370 г., то есть через 10 лет после «появления Руси», в «Повести временных лет» рассказывается, что Новгород, который не мог навести порядок в своем городе, решил призвать на правление варягов. И хотя последние именуются в «Повести. ..» Русью, это похоже на более позднюю тенденциозную вставку. Ведь в «Повести…» говорится о Русьской земле еще за десять лет перед этим.

Наконец, в «Повести…» призвание варягов не трактуется как начало русьской государственности, а лишь как начало династии Рюриковичей на русьских землях. Правители-варяги пришли «на готовое», то есть у славян-русичей уже существовали свои государственные структуры.

Вообще «варяжская легенда» выглядит не беспроблемно. Она практически базируется лишь на сообщении «Повести временных лет» и не подкреплена зарубежными источниками. Существует путаница в том, что касается первых десятилетий правления Рюриковичей и относительно хронологии этого события. В 1862 г. в царской России помпезно отмечалось 1000-летие Российской государственности, а в этом году в России будут отмечать 1150-летие данного события. То есть считается, что оно произошло в 862 году от Рождества Христова. Однако в древнерусских летописях такой даты нет. Указанное событие датируется 6370 годом от сотворения мира, который не обязательно означает 862 год от Рождества Христова. Как уже указывалось, первые десятилетия существования Русьского государства в «Повести временных лет» датируются не по константинопольскому, а по александрийскому летоисчислению. По крайней мере, сравнение приведенных там дат с датами известных событий, которые фиксируются в «Повести…», дает нам основания так считать. Поэтому, наверное, призвание варягов (если это событие не вымышлено) состоялось не в 862 г., а около 870 года, то есть в то время, когда Русьское государство не просто существовало, а громко заявило о себе на международной арене.

ВЫВОДЫ

Конечно, формирование русьской государственности — это сложный процесс. Судя по археологическим и письменным источникам, начало этого процесса относится к середине І тысячелетия. Он не был прямолинейным. Переселение народов, аварское нашествие, образование Хазарского каганата не давали оседлым славянским племенам на территориях современной Украины создать свои стойкие государственные образования. Только около 860 г. появилась такая возможность. Именно в это время Русь вышла на международную арену как мощное государство. И именно тогда о ней заговорили в мире.

Ведущий страницы «История и «Я» — Игорь СЮНДЮКОВ. Телефон: 303-96-13. Адрес электронной почты (e-mail): [email protected]

Выпуск газеты №:

№56, (2012)

Section

История и Я

Читать онлайн «Новгородская альтернатива. Подлинная столица Руси», Андрей Буровский – ЛитРес

Германским, финским, латгальским и славянским предкам русского народа ПОСВЯЩАЕТСЯ

Сталин:

– Ви, Алексей Максимович, написали очень своевременний роман «Мат». Теперь вам предстоит написать не менее своевременний роман «Отэц».

Горький:

– Попытаюсь, Иосиф Виссарионович, попытаюсь…

Сталин:

– Обязательно попитайтесь, Алексей Максимович. Ведь попитка – это же еще совсем не питка. Не правда ли, товарищ Ежов?

Исторический анекдот

Введение

Я пью свой бокал за варяжскую Русь,

Татарской Руси нам не надо.

Граф А. К. Толстой

Огромный период ранней русской истории назван «киевским». Вся русская история начиналась с того, что возникло огромное государство, Киевская Русь – «раннефеодальное гос-во 9–12 вв., возникшее в Восточной Европе в результате возникновения вост.-слав. племен, древним культурным центром к-рых было Ср. Приднепровье с Киевом во главе» [1. С. 93].

Киевская Русь положила начало государственности восточных славян, объединила их всех в огромное государство – самое большое и богатое государство Европы того времени.

В эпоху Киевской Руси сложилась древнерусская народность, «ставшая впоследствии основой для формирования трех братских народностей – русской, украинской и белорусской» [1.C. 94].

Это потом, спустя века, начались какие-то размежевания и разборки, а изначально Русь была единой. Что характерно – никто особенно и не сомневается, что это Русь не какая-нибудь, а Киевская. Правда, еще с XVIII века появилось и другое название первоначальной Руси – Древнерусское государство… Но как синоним более распространенного, шире известного «Киевская Русь», в которой «Киевский князь господствовал над славянами, прежде всего, как глава сильнейшего племени – полян» [2. С. 24].

В некоторых учебниках государство восточных славян более последовательно называется Древнерусским, Древней Русью. В них только отмечается, что «Древнерусское государство объединило под властью великих киевских князей земли восточнославянских племен и их ближайших соседей» [3. C. 43].

Но и в этих учебниках не ставится под сомнение первенство Киева. То, что Киев – «мать городов русских» и что без него не было бы Руси.

Специалистам прекрасно известно, что Киев – вовсе не самый древний из городов Руси и даже не самый большой и славный среди них. Чернигов, Новгород, Менск, Плесков, Ладога, Тмутаракань, Переяславль, Тверь – все это города не менее древние и знаменитые.

Специалисты хорошо знают, что Киев – вовсе не центр самого древнего на Руси государства. Государственные образования возникали на Руси много раз; академик Б. А. Рыбаков отмечал даже, что государство на Руси появлялось несколько раз начиная с II–I тысячелетий до Р. Х. Еще в 1940-е годы В. В. Мавродин предлагал принимать за начало русской государственности «державу волынян» – государство, существовавшее в VI–VII веках, «первое славянское «варварское» политическое объединение» [4. C. 87].

Почему же тогда Русь – Киевская? Может быть, потому, что киевские князья завоевали остальные государства восточных славян? Действительно – если существует множество городов и государств, а потом один из них присоединяет другие – логично дать всему государству название города-завоевателя и государства-завоевателя.

Но Киев таким завоевателем и объединителем не был. Это сам Киев завоевали выходцы из совсем другого княжества, и откуда появились эти «выходцы», превосходно известно историкам – из Новгорода. Правда, первые объединители Руси не были и новгородцами – династия Рюрика сначала княжила в Ладоге, потом уже в Новгороде.

Признавая Киев столицей Древнерусского государства, прекрасно помня слова князя Олега о Киеве: «Это будет мать городам русским», в исторической традиции Руси полагали весьма логично, что российская государственность начинается с прихода на Русь династии Рюрика.

Кто такой Рюрик и как он появился на Руси, – спорят до сих пор. Но практически все дореволюционные историки были согласны с тем, что «призвание первых князей имеет великое значение в нашей истории, есть событие всероссийское, и с него справедливо начинают русскую историю» [5. С. 123].

Спор велся о частностях: в основном о том, как было дело, да о конкретной дате начала русской истории.

Убежденный монархист Н. М. Карамзин полагал, что «начало Российской Истории представляет нам удивительный и едва ли не беспримерный в летописях случай… Самовластие… утвердилось с общего согласия граждан» [6. С. 93]. Он относит возникновение России к очень конкретной дате – 864 году. Именно тогда, если верить легенде, скончались братья Рюрика, Синеус и Трувор, и Рюрик, «старший брат, присоединив их области к своему княжеству, основал Монархию Российскую» [6. С. 95].

В. О. Ключевский годится Карамзину даже не во внуки – в правнуки. Он родился (1841) через пятнадцать лет после смерти Карамзина (1826). Дитя совсем другой эпохи, В. О. Ключевский критически относился к идиллическому призванию варягов.

Он полагал, что «летописная сказочка о добровольном призвании варягов» должна была «прикрыть факт разбоя и узурпации», и соглашался с «обычной» датой – Русь началась с 862 года, с года воцарения Рюрика в Новгороде.

Он очень сильно сомневался в самом существовании Синеуса и Трувора и уже знал: в переводе с древнешведского «Рюрик сине хус трувор» означает: «Рюрик с домом и дружиной».

Карамзин верит в легенду и нежно относится к монархии.

Ключевский в легенду не верит, к монархии относится критически.

Но и В. О. Ключевский полагал, что появление варяжских княжеств послужило толчком для возникновения «первой формы русского государства» – Великого княжества Киевского [7. С. 156].

Тут только руками разведешь: до Киевской Руси были варяжские княжества (то есть государства на Руси). Они дали толчок для создания Киевского княжества. Но не они, не варяжские княжества, были первой формой русского государства – первым был все равно Киев…

Правда, предки думали как-то иначе и вовсе не отдавали Киеву такого уж несомненного первенства. «В русской исторической литературе XI в. существовали и боролись между собой два взгляда на происхождение Русского государства. Согласно одному взгляду центром Руси и собирателем славянских земель являлся Киев, согласно второму – Новгород» [8. С. 193].

Причем в политической традиции Древней Руси Новгород был все же «старшим братом». Князья Киева – это в той же степени и новгородские князья, но начинают-то они с Новгорода! Не будем даже брать полулегендарного Олега и Игоря – они пришли из Новгорода. Это – новгородские князья, захватившие власть в Киеве, – и только.

Княгиня Ольга – дочь перевозчика на реке Великой, у Выбутской веси, близ города Плескова.

Святослав – первый из общерусских киевских князей, носящих славянское имя. И он единственный киевский князь, который не прошел сначала новгородскую школу.

Владимир начал княжить в Новгороде, а потом завоевал Киев, отбил его в 980 году у старшего брата Ярополка. Отец двенадцати сыновей от разных жен, Владимир посадил в Новгороде старшего сына – Вышеслава. Именно старшего! Только после смерти Вышеслава в Новгороде сел Ярослав…

У Ярослава сложились особенно хорошие отношения с новгородцами. Он правил в Новгороде, когда в 1014 году отказался платить отцу в Киеве дань – две тысячи гривен. Добрый папа собирается воевать с уважительным сыном, и только ранняя смерть Владимира (в 1015 году ему не исполнилось и шестидесяти лет) избавляет Русь от крупной междоусобицы. Что характерно – Новгород собирал рать, чтобы помочь Ярославу.

Получается – и Владимир, и Ярослав начинали с княжения в Новгороде. Это князья в той же степени новгородские, что и киевские. И оба сели на престол, опираясь на силу, богатство и международные связи Новгорода.

Уже в конце XII века, незадолго до монгольского нашествия, Всеволод Юрьевич Большое Гнездо обращается к сыну, отъезжающему на княжение в Новгород: «На тобе Бог положил переже стареишиньство во всеи братье твоеи, а Новъгород Великыи стареишеньство имать княженью во всеи Руськои земли» [9. С. 422].

Соперничество двух центров Древней Руси за старшинство прослеживается до самого монгольского нашествия – после разгрома и сожжения Киева в 1242 году город запустел, надолго потерял свое значение. А до этого города спорили между собой не только на уровне княжеских разборок, но и на уровне общественной и политической жизни всех вообще образованных русских людей. По-видимому, выяснение главенства одного из этих городов имело для них некий смысл.

Киевляне считали, что в их городе до династии Рюрика были свои, местные, князья: Кий, давший имя городу, его братья Щек и Хорив, а также сестра их Лыбедь. По легенде, каждому брату принадлежало особое поселение на одном из киевских холмов, это потом они слились в единый город.

Правда, эта четверка князей исчезла «незнамо куда» незадолго до появления варягов и не оставила потомков. Ученые давно предполагают, что «первые киевские князья» – это просто легендарное объяснение причин, почему раньше на территории Киева было несколько разных поселений. Мол, понятно, откуда взялось несколько разных поселков – это все города разных князей.

Но были эти князья в реальности или только в народном воображении, старая легенда обосновывала древность города и его самостоятельность. Новгородцы же думали иначе. В новгородских летописях этого самого загадочного Кия называли… перевозчиком. Якобы Кий перевозил людей и груз через Днепр, покрикивая при этом: «На перевоз, на Киев!» Откуда и пошло: Киев перевоз, потом просто Киев.

 

В других текстах Кия и его братьев Щека и Хорива представляли как лютых разбойников, которых князь в Новгороде заточил в темницу. Потом князь сжалился, отпустил их, а разбойники сбежали на Днепр, где основали Киев [10. С. 158–159].

Ни историки XIX века, ни их современные коллеги не хотят принимать этой версии всерьез. С. М. Соловьев называет летописную историю «сказкой, которая произошла от смешения двух преданий – об основании Киева и о первых варяжских князьях его» [11. С. 297].

И. Я. Фроянов полагает, что новгородцам здесь отказало «чувство меры» и что это – всего лишь «обидный для киевлян навет» [12. С. 4].

Это не первый случай, когда современные историки лучше предков знают, – что же те имели в виду. Откуда у них, современных, такая уверенность? Ведь Кий, Щек и Хорив (да! Еще и загадочная Лыбедь!) мелькают в летописи однократно и непостижимо.

Откуда появились? Бог весть.

Куда исчезли? Неизвестно.

Нет в Киеве Щековой могилы, не сидели на престолах потомки Хорива, не известны бояре, кичившиеся происхождением от Лыбеди.

Если эта четверка не придумана – они могли быть решительно кем угодно, в том числе и разбойниками. И происходить из Новгорода могли – ведь о них ничего не известно!

Но как бы то ни было, а в этих летописных сказаниях – и где Кий хороший, и где он разбойник, – четко прослеживается соперничество двух центров Руси. Центры эти настолько важны каждый сам по себе, что невольно возникает вопрос: а почему мы называем это государство Киевской Русью, а не Новгородской? Или уж на худой конец Киево-Новгородской? Откуда такое однозначное предпочтение Киеву?

Пусть читатель найдет другое объяснение – но думаю, главная причина в том, что Новгород был очень уж «неудобным» предком. В массовом народном сознании вообще факты играют подчиненную роль, гораздо важнее основанные на фактах легенды.

Киев как легендарный первопредок устраивал всех; по крайней мере, никого не раздражал. А вот Новгород оказался слишком уж вольнолюбивым; Новгород – это народная вольница, демократия, вечевой колокол. Это какое-то особое место на Руси, где с монархами разговаривают на «ты», да еще и выгоняют их порой. Это слишком уж тесная связь со Скандинавией и немцами. Словом, Новгород – это чересчур уж соблазнительная, опасная легенда, таящая в себе вред для других государственных мифов.

В Российской империи совсем «задвинуть» Новгород и Ладогу не удавалось: слишком важна была история призвания варягов и утверждения династии Рюриковичей. Но и в XVIII–XIX веках Новгород и Киев не рассматривались как равнозначные центры. Всегда получалось, что Киев – «матерь городов русских», а Новгород – все же не так важен.

В общем, мама у городов русских есть, а папу как-то забыли… Безотцовщина!

В советское время роль династии Рюриковичей в истории Древней Руси вовсе не казалась такой уж исключительно важной. СССР не чувствовал себя частью Европы, объединять себя с нею через варягов тоже не казалось таким уж полезно-назидательным. И в учебных пособиях стало обычным подчеркивать, что «Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества» и что «славянин или варяг был первый князь» – не очень важно» [2. С. 23].

И государство СССР, и русское общество хотели быть особыми, независимыми от внешних влияний; это и заставляло Б. А. Рыбакова и В. В. Мавродина, и многих других искать (и находить!) предков Киевской Руси – более древние славянские государства. Но именно славянские, а никак не варяжские, и уж конечно, не единые с остальной Европой.

При советской власти роль Новгорода и Ладоги казалась еще более «лишней» и чуть ли не «подозрительной». О них писали еще меньше, чем в царское время, в Российской империи.

А тут и еще одна проблема…

Еще в ХIХ – начале ХХ века возникла политическая идея «самостийной Украйны». Во время Гражданской войны 1918–1922 годов ее даже пытались воплотить в жизнь… Как именно – неплохо описал Михаил Булгаков в «Белой гвардии».

В конце ХХ века идея воплотилась в политическую реальность. С декабря 1991 года, после соглашения глав Украины, Белоруссии, Казахстана и Российской Федерации в Беловежской пуще, на свете существует Республика Украина.

Древняя Русь была государством всех восточных славян, общим предком для всех славянских народов. Но Киев находится на территории Украины и является ее столицей. Значительная часть истории Древней Руси протекала на территории этого государства. Уже в XIX веке, в работах первых теоретиков украинского национализма – Антоновича, Житецкого, Драгоманова, Чубинского, Костяковского, Чекаленко и других обосновывалась идея: Древняя Русь – это и есть Украина.

Современная Украина пытается присвоить историю Древней Руси как собственную историю. На государственном уровне! На денежных единицах Республики Украина – гривнах есть даже изображения древнерусских («украиньских») князей Ярослава и Владимира, правда, только на самых мелких купюрах, достоинством в одну и в две гривны.

Самые крупные купюры выходят с изображением деятелей поздних времен, уже определенно украинских: купюра в 100 гривен украшена портретом Ивана Франко, 50 гривен – Вадима Гетмана, 10 гривен – Иваны Мазепы, пять гривен – Богдана Хмельницкого.

Как видно, Мазепа ценится вдвое больше Богдана Хмельницкого, а «первые украинцы» Ярослав с Владимиром в сто раз дешевле Франко… Если же серьезно, то претензия понятная и, уж простите, малосимпатичная.

Естественно, в работах украинских националистов Новгород не может иметь никакого отношения к «украинской» – то есть к древнерусской государственности. Желание украинских историков любой ценой «отгородиться» от новгородской прародины Древней Руси принимает просто отталкивающие формы.

Классик украинской исторической науки, профессор Львовского, а потом Киевского университета, многоуважаемый пан Михаил Сергеевич Грушевский ухитряется написать историю Древнерусского государства, ни разу (!!!) не упомянув Новгорода. Ни разу.

Пройти мимо варяжских имен первых русских (все-таки, хоть убейте, русских а не украинских) князей и их приближенных он не может. Но вот объяснение: «В этом веке к нам прибыло много военных людей из северных немецких краев, больше всего из теперешней Швеции. Они искали заработка и добычи в чужих странах и приходили на службу киевским князьям. При первых князьях их было так много в киевской дружине, что от этого потом пошла мысль, будто вся Киевская держава произошла от них». [13. C. 36].

Вот так и «сложилось предание про варяжское начало русских князей и самого имени Руси, что пошло от варягов» [13. С. 51].

«Так сложилась держава Киевская или Русская: киевская земля издавна называлась русской землей, Русью, потому киевские князья тоже назывались русскими, киевская дружина – русинами; что она с князьями завоевывала, присоединяла к Киеву – тоже начинало зваться русскими, Русью» [12. С.36].

Вполне естественно, что «среди всех украинских городов наибольшим и славнейшим был Киев», – продолжает классик украинской истории М. С. Грушевский [13. С. 33].

Писал М. С. Грушевский давно, в конце XIX – начале ХХ века. Тогда самостийность Украины была лишь голубой мечтой самых упертых украинских националистов. Сейчас эта мечта превратилась в политическую реальность, и писания в духе приведенных перестали быть безобидным бредом выжившего из ума академика.

ДО отделения Украины от СССР на бредни националистов можно было и не обращать внимания. ПОСЛЕ того как единое государство распалось, получилось так – матерь городов русских вдруг оказалась за границей, а история Древнерусского государства начала «прихватизироваться» страной одного из восточнославянских народов.

Можно спорить о том, кто такие современные русские – какой-то новый народ, начавший складываться после 1991 года, или прямые наследники русских, создавших Российскую империю. Обе версии имеют своих сторонников и свои достаточно веские аргументы.

Во всяком случае, сейчас этот народ ищет свою национальную идею – идею, адекватную его нынешнему государству, его территории, его судьбе.

До 1991 года вопрос о роли других столиц Древней Руси, Новгорода и Ладоги, не стоял так актуально. Сегодня это вопрос, исключительно важный для современной России.

Об этих столицах не говорили – без преувеличения – века.

Только в 1996 году областному центру Российской Федерации – Новгороду вернули историческое название – Великий Новгород.

Только после пышного празднования 1100-летия Старой Ладоги и посещения Ладоги президентом Российской Федерации В. В. Путиным в июле 2003 года средний человек в нашей стране вообще узнал, что со Старой Ладогой связаны важнейшие общенациональные события.

Эта книга посвящена городам, которые я назвал «отцами городов русских». Действительно, если Киев – «мать городов русских», то кто такие первые столицы Руси – Новгород и Ладога? Если Новгород по праву следует считать «отцом городов русских», то Ладога, видимо, бабка.

В этих городах сформировалось некое более активное, «отцовское» начало, и именно из них был подчинен Киев и вся остальная Русь. Отсюда пошла древнерусская государственность, здесь воцарилась династия, которая потом объединила всю Русь.

Часть I

Русь – «Страна городов»

Англы убили еще трех сыновей Гуннара и потопили еще два корабля. Тогда Гуннар сказал, что он больше не хочет грабить англов, а хочет пойти на восток, потому что там есть Гардарики – страна городов.

Из скандинавских сказаний

Глава 1

Что такое Русь?

Назовите судно «Геркулес» или «Богатырь» – перед ним льды расступятся сами, а попробуйте назовите свое судно «Корыто» – оно и плавать будет, как корыто.

Капитан Врунгель

Происхождение

Уже лет двести историки спорят о происхождении слова «Русь». Диапазон предположений невероятно велик и включает, разумеется, прямо противоположные утверждения. Иногда утверждается даже, что название страны начинается от русых кудрей. Там, где живут русые, – там Русь. Более серьезные гипотезы делятся на две довольно различные группы.

Согласно одним гипотезам, Русь и славяне – совсем не одно и то же. Русь – это германское племя, завоевавшее часть славянских земель. Или слово «Русь» считают более поздним и выводят его из названия германского народа-завоевателя. Росомоны, россы или россохи…

Исследователи напоминают о существовании и Reisland’а – области в Южной Германии, и острова Рюген… Впрочем, остров Рюген – славянская Руана, или Руяна, века до XII; так что германцы-русь вряд ли вышли именно отсюда.

Много раз в истории человечества случалось так, что завоеванные перенимали и язык, и обычаи завоевателей, и даже его самоназвание. Потомки тех, кого завоевали англы и саксы, стали называться англичанами и даже гордиться этим именем. Лангедокцы и гасконцы не забыли, что они – потомки жителей особых стран, не подчиненных никому. Но и название «французы» они к себе тоже относят.

Некоторые историки всерьез считают, что нечто подобное произошло и на Руси. Имя захватчиков – росомонов, россов стало самоназванием народа.

Есть и другое мнение – что часть славян и впрямь переняла самоназвание «ядра» будущего суперэтноса. Но что это ядро было вовсе не германским.

До сих пор впадает в Днепр его правый приток – речка Рось. Протекает она через Черный лес, по названию которого названа чернолесская археологическая культура, и большинство археологов считают, что эта культура праславянская. Может быть, россами называлось одно из племен, входивших в племенной союз полян, ставшее самым главным, самым сильным племенем из союза? Тем племенем, вокруг которого собирались остальные?

Если это так, то мы до сих пор называем себя так же, как славянское племя россов, обитавших на речке Рось?[1]

Правда, от этого предположения пришлось отказаться: слишком уж оно не подтверждалось никакими решительно фактами.

Интересное предположение высказал Дмитрий Ульянов. На всякий случай уточняю, что к Владимиру Ульянову и ко всей его семье он не имел совершенно никакого отношения. Однофамильцы, и только.

По Ульянову, россы, русские – это «лучшие» люди. Выходцы из разных родов, ставшие вне родовой организации, – и есть русь, русские.

 

Ульянов пишет остроумно и доказывает свои положения убедительно и красиво. Но даже если он и прав, все равно ведь непонятно – откуда взялось само слово?

Может быть, как раз «лучшие» люди разных племен и родов и назывались по имени главного, самого «лучшего» племени? Так ведь и происходило во множестве других случаев.

Когда Северная Франция завоевала Прованс и Лангедок, жители этих земель, которые шли служить королю Франции, становились как бы французами. Гасконец д’Артаньян изображен Дюма как раз в тот момент, когда он совершает этот путь – из гасконцев во французы.

Так же развивались события и в сотне других мест, от Японии до Испании. Так могло происходить и на Руси, в бассейне Днепра.

Но в любом случае русские, росские, русь – это другое название восточных славян. Ядром этой общности стали то ли подданные германцев-россов, то ли подданные Киево-Новгородской Руси, собранные полянами, которых собрало племя рось. То ли те, кто согласился называть словом «рось» или «русь» лучших людей всех родов и племен. То ли подданные потомков росомонов.

Вне зависимости от того, кто прав и откуда пошло слово «россы», – русскими стали называть себя именно восточные славяне. Почему именно они, объяснить не берусь, но вот факт – ни к одному из племен западных или южных славян слово «Русь» никогда не применяется. Но нет ни одного племени восточных славян, которые не входили бы в общность «Русь».[2]

Как работает РУС? – Исследование и поддержка пользователей

В этом разделе представлен обзор услуг RUS, к которым вы можете получить доступ через этот портал. Основная информация представляет, как зарегистрироваться и как начать пользоваться услугами RUS. Дополнительную информацию можно найти в меню RUS Offer, а руководство, доступное в разделе Начало работы , содержит более подробную информацию о каждой услуге.

Создание учетной записи

Для доступа к службам RUS пользователь должен сначала создать учетную запись Copernicus Single Sign On (SSO). Учетные данные учетной записи SSO будут использоваться для входа на платформу RUS. Создать учетную запись Copernicus SSO можно быстро и просто. Вы можете сделать это, перейдя на страницу регистрации из меню «Вход», доступного в верхней правой части портала RUS. Затем вам будет предложено заполнить форму, показанную ниже. После создания учетной записи Copernicus SSO войдите на платформу RUS через то же меню «Вход» на портале RUS.

Запрос на открытие службы (для доступа к среде облачных вычислений)

Пользователь, выполнивший вход на портал RUS, должен отправить Запрос на обслуживание пользователя (USR) для доступа к среде персональных вычислений. Служба поддержки RUS проанализирует приемлемость отправленного запроса и, если он будет принят, откроет доступ к частной среде виртуального рабочего стола в облаке (рис. 2). Этот шаг выполняется через личную панель инструментов, на которой отображается кнопка «Запросить новую пользовательскую услугу» (рис. 3). После подключения к порталу RUS панель управления доступна из меню «Ваша служба RUS».

Рисунок 2. Блок-схема, изображающая шаги от подачи запроса на обслуживание пользователем до открытия услуги.

Масштабирование услуги, включая продолжительность обслуживания, количество часов поддержки (через службу поддержки) и возможности обработки (например, количество виртуальных машин, количество ядер, пространство на диске) будет адаптировано к потребностям снятые при разборе ЕГР. После предоставления доступа к такой среде пользователь может отправить дополнительный запрос на обслуживание (CSR), относящийся к конкретному проекту. Например, CSR необходим для продления продолжительности проекта.

Доступ к среде облачных вычислений можно получить через панель инструментов, которая также предоставляет такие параметры, как просмотр связанной информации (например, дата открытия и закрытия, уровень обслуживания), варианты отмены запроса на обслуживание, закрытие услуги, уведомление о техническом инциденте , запросить поддержку, перевести виртуальную среду в режим гибернации или вывести службу из спящего режима.

Рисунок 3. Частная информационная панель со списком нескольких служб. Сервис 1 соответствует закрытому сервису, Сервис 2 соответствует анализируемому запросу пользователя на сервис (USR), а Сервис 3 соответствует открытому сервису.

 

Запросить поддержку в службе поддержки

Пользователи могут запросить поддержку в службе поддержки в отношении открытой службы. Со службой поддержки можно связаться разными способами в зависимости от типа необходимой поддержки. Например, можно сформулировать CSR или получить доступ к чату с личной панели инструментов (рис. 4).

Рисунок 4. Доступные варианты на панели управления для связи со службой поддержки: 1) оформление дополнительного запроса в службу поддержки (CSR) или 2) доступ в чат.

 

Участие в обучающих мероприятиях

Обучение — это третий вид услуг, которые может предложить платформа RUS. Материалы (например, справочники, видеозаписи демонстраций) находятся в свободном доступе на портале RUS для самообучения. Вебинары и практические занятия также организуются нашей командой экспертов, преимущественно в рамках конференций или параллельно с такими мероприятиями. Платформа RUS будет публиковать призывы к участию в таких мероприятиях на портале RUS и в социальных сетях (например, Twitter и LinkedIn ). Если вас пригласили принять участие в вебинаре или выездном обучении, вы можете создать учетную запись на платформе RUS (если это еще не сделано) и зарегистрироваться на обучение через специальную форму, доступную в меню «Ваш сервис RUS».

Платформа RUS также может организовывать выездные тренинги. Однако такие возможности останутся ограниченными с точки зрения количества случаев и количества участников. Если вы заинтересованы, вы можете связаться с командой RUS, отвечающей за такую ​​деятельность, по этому адресу электронной почты: [email protected]. Чтобы ознакомиться со списком прошедших и будущих учебных мероприятий, посетите эту страницу.

 

Для получения более подробной информации о каждой услуге см. руководство в разделе Начало работы .

Россия наносит крупнейшие авиаудары с начала войны на Украине

  • Резюме
  • Атаки на украинские города в час пик в понедельник
  • «Они пытаются нас уничтожить», — говорит Зеленский
  • Электричество, вода, тепло отключены в некоторых районах страны

КИЕВ, 10 окт (Рейтер) — В понедельник Россия обрушила крылатые ракеты на оживленные украинские города в результате того, что Соединенные Штаты назвали «ужасными ударами», в результате которых погибли мирные жители и были отключены электроэнергия и тепло в ходе самых масштабных воздушных атак с начала войны. война.

Ракеты попали в перекрестки, парки и туристические объекты столицы Киева, взрывы произошли во Львове, Тернополе и Житомире на западе Украины, Днепре и Кременчуге в центре, Запорожье на юге и Харькове на востоке.

Украинские официальные лица заявили, что по меньшей мере 11 человек погибли и десятки получили ранения, а также приостановили экспорт электроэнергии в Европу, пока пытались остановить отключения электроэнергии по всей стране.

Тысячи жителей бросились к бомбоубежищам, когда днем ​​завыли сирены воздушной тревоги. Шквал десятков крылатых ракет, выпущенных с воздуха, суши и моря, стал самой большой волной воздушных ударов, нанесенных вдали от линии фронта, по крайней мере, с первых залпов в первый день войны, 24 февраля.

Президент Владимир Путин заявил, что отдал приказ нанести «массированные» дальние удары после нападения на мост, соединяющий Россию с аннексированным Крымским полуостровом в минувшие выходные, и пригрозил нанести новые удары в будущем, если Украина нанесет удар по территории России.

«Оставлять такие действия без ответа просто невозможно», — сказал он, ссылаясь на другие, неуточненные атаки на российскую энергетическую инфраструктуру.

Украинская военная разведка заявила, что российские атаки были заказаны в начале октября. «В качестве целей определены объекты критической гражданской инфраструктуры и центральные районы густонаселенных городов Украины», — говорится в сообщении.

Президент Владимир Зеленский заявил, что они были специально рассчитаны на то, чтобы убить людей и вывести из строя энергосистему Украины. Его премьер-министр сказал, что 11 основных объектов инфраструктуры были поражены в восьми регионах, в результате чего некоторые части страны остались без электричества, воды и тепла.

«Нас пытаются уничтожить и стереть с лица земли», — сказал Зеленский.

Тело мужчины в джинсах лежало на улице у крупного киевского перекрестка в окружении горящих машин. В парке солдат разрезал одежду женщины, которая лежала в траве, пытаясь обработать свои раны. Рядом истекали кровью еще две женщины.

НЕУДАЧИ НА ПОЛЯХ СРАЖЕНИЯ

«В результате этих нападений были убиты и ранены мирные жители и уничтожены объекты, не преследующие военных целей. Они еще раз демонстрируют крайнюю жестокость незаконной войны г-на Путина против украинского народа», — говорится в заявлении президента США Джо Байдена.

Кремль был унижен два дня назад, когда взрыв повредил мост, который он построил после захвата Крыма в 2014 году. Украина, которая рассматривает мост как военную цель, поддерживающую военные усилия России, отпраздновала взрыв, не взяв на себя ответственность.

После того, как войска несколько недель терпели неудачи на поле боя, российские власти столкнулись с первой устойчивой публичной критикой войны на родине, а комментаторы государственного телевидения требовали еще более жестких мер.

Бен Ходжес, бывший командующий силами армии США в Европе, сказал, что масштабы ударов позволяют предположить, что план России по эскалации мог быть разработан до нападения на мост.

В субботу Минобороны России назначило прославившегося в Сирии генерала Сергея Суровикина командующим российскими войсками в Украине. Российская воздушная кампания в Сирии помогла правительству сокрушить своих врагов.

[1/20]  Медицинский работник идет возле сгоревшей машины после российского военного удара, в то время как вторжение России в Украину продолжается, в центре Киева, Украина, 10 октября 2022 года. REUTERS/Gleb Garanich

Взрывы в понедельник разрушили огромную воронка рядом с детской площадкой в ​​одном из самых оживленных парков в центре Киева. Остатки очевидной ракеты дымились в грязи.

Позднее утром по столице снова обрушились залпы ракет. Пешеходы прятались в укрытиях у входов на станции метро и в гаражах.

«Это еще одна неприемлемая эскалация войны, и, как всегда, гражданские лица платят самую высокую цену», — заявил официальный представитель ООН Стефан Дюжаррик, в то время как его организация по оказанию помощи и другие заявили, что их работа по оказанию помощи в Украине была сорвана.

Госсекретарь США Энтони Блинкен назвал удары «ужасающими», и он и Байден подтвердили поддержку США Украины.

Министерство обороны Украины сообщило в своем вечернем отчете, что Россия нанесла не менее 84 ракетно-авиационных ударов, а средства ПВО Украины уничтожили 43 крылатые ракеты и 13 беспилотников. Министерство обороны России заявило, что оно поразило все намеченные цели.

На кадрах с камеры видеонаблюдения видно, как осколки и пламя охватили пешеходный мост со стеклянным дном через лесистую долину в центре Киева, одном из самых популярных туристических мест. Видно, как один пешеход бежал от взрыва. Позже агентство Reuters увидело воронку под мостом, которая была повреждена, но все еще стоит.

Зеленский заявил, что удары нацелены на энергетическую инфраструктуру и людей.

«Такое время и такие цели были специально выбраны, чтобы нанести как можно больший ущерб», — сказал он в видеообращении, снятом на мобильный телефон на пустой улице в центре Киева.

Премьер-министр Денис Шмыгаль пообещал восстановить ЖКХ как можно быстрее. Министр иностранных дел Дмитрий Кулеба написал в Твиттере: «Путин — террорист, который разговаривает ракетами».

41-летняя Елена Сомык приютилась со своей шестилетней дочерью Дарьей в подземном гараже с сотнями людей. Она бежала из оккупированного Россией южного города Херсона, пересекла Россию и Европу, чтобы добраться до Киева.

«Путин, — сказала она, — маленький злой человек, так что мы не знаем, чего еще ожидать».

Reuters Graphics

ЭСКАЛАЦИЯ В БЕЛАРУСИ

Еще одним признаком возможной эскалации стало то, что ближайший союзник Путина, президент Беларуси Александр Лукашенко, заявил, что отдал приказ о развертывании войск совместно с российскими войсками вблизи Украины, которую он обвинил в планировании нападений на Беларусь с ее западными сторонники. Россия использовала Беларусь в качестве плацдарма в начале войны, но Лукашенко не ввел свои войска.

В России забастовки приветствовали ястребы. Рамзан Кадыров, стойкий прокремлевский руководитель Чеченского региона России, недавно потребовавший увольнения военачальников, написал: «Теперь я на 100% удовлетворен тем, как проводится спецоперация».

«Мы предупреждали тебя, Зеленский, что Россия еще даже не начала, так что хватит жаловаться… и беги!»

Россия столкнулась с несколькими неудачами с начала сентября, когда украинские силы прорвали линию фронта и отбили территорию.