Рыженко павел: Художник Павел Викторович Рыженко | Картины

Мастера современного искусства. Альманах(выпуск 34)

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 34. Рыженко Павел Викторович (Ryzhenko Pavel) (1970 — 2014).

Герой очередного выпуска альманаха — Павел Викторович Рыженко, замечательный российский живописец, безвременно покинувший нас в самом расцвете творческих сил.

«Каждый, а в особенности русский, человек тянется в глубинах и тайнах своего сердца к свету — Христу. Ко мне вера во Христа пришла очень поздно, но, поверив, я захотел побежать за ним, надеясь когда-нибудь приблизиться к этому свету….И сказать на холсте, потому что это мой долг перед великой правдой Руси.» (П. Рыженко)

16 июля 2014 года наше искусство понесло невосполнимую утрату — на сорок четвёртом году жизни скончался один из наиболее талантливых живописцев нашего времени Павел Рыженко.

Он прожил недолгую, но очень яркую творческую жизнь, являя собой пример беззаветного служения любимому делу и образец для подражания художникам реалистических традиций.
Он был одним из наиболее талантливых современных художников, работающих в стиле классического реализма, что само по себе редко в художественном мире современности.
Всю свою недолгую жизнь этот удивительный художник самоотверженно работал, оставив после после себя огромное наследие и множество учеников, которые на всю жизнь сохранили в своих сердцах восхищение силой его духа и его творчеством.

Наш рассказ о нём, и это то малое, что мы можем сегодня сделать в знак благодарности нашему замечательному соотечественнику за его творчество, за его наследие, за его беззаветное служение любимому делу.

Итак, мы начинаем.

«Я предлагаю людям еще раз взглянуть на наше неоднозначное прошлое, полное трагических событий, в которых во всей полноте проявился великий дух нашего народа.
В живописи я придерживаюсь стиля классического реализма, наиболее глубоко отражающего суть и сам дух исторических событий, интересующих меня как художника, посвятившего свое творчество истории России. »(П.В.Рыженко)
Победа Пересвета (Поединок Пересвета с Челубеем). 2005 год, Холст, масло. 170х210 см., Музей-усадьба «Полотняный завод», посёлок Полотняный завод, Калужская область

Павел Викторович Рыженко родился 11 июля 1970 года в городе Калуге, живописно расположившемся на обоих берегах Оки, в европейской части России. Увлечение рисованием пришло в раннем детстве, чему родители мальчика были очень рады, всячески способствуя развитию этого увлечения.
«Мой дом (Родина)», конец 1980-х годов, холст, масло, частное собрание.

Детство будущего художника прошло в родной Калуге, где с самого рождения он был окружён любовью и заботой близких.
«Осенний холод», конец 1980-х годов, холст, масло, частное собрание.

Он всегда с большой теплотой вспоминал эти годы, оставшиеся в его воспоминаниях радостью общения с любящими меня родителями, бабушкой, которую он всю жизнь считал чуть ли не святой, друзьями по двору. Тогда всё было другим, а главное — другими были люди.
«Шамордино», конец 1990-х годов, холст, масло, частное собрание

Творческий путь был выбран Павлом Викторовичем неслучайно — с самых ранних лет ему были свойственны живость ума и отличная память: «Это для меня и есть Родина, светлая, тихая, полная любви, которую многие позабыли, а многие — нет.»
«Поле Куликово», 2005 год, Холст, масло. 150х230 см, Музей-усадьба «Полотняный завод», посёлок Полотняный завод, Калужская область

В 1982 году Павел поступил в Московскую среднюю художественную школу при институте имени Сурикова. Школьные педагоги сразу увидели большое природное дарование своего нового ученика, жадно впитывавшего в себя новые знания и с интересом открывавшего для себя новый мир.
«Выбор веры. Святой мученик Георгий Победоносец», начало 2000-х годов, холст, масло. 150х210 см, Музей-усадьба «Полотняный завод», посёлок Полотняный завод, Калужская область.

Мир, включавший в себя уютные залы Третьяковки и неповторимую сырость улочек Замоскворечья, низкое бурое небо над Москвой, дурманящие запахи масляной краски и трепетную тишину, самым непостижимым образом соседствующую с многообразием и ритмом большого современного города.
«Апокалипсис», 2013 год, холст, масло, частное собрание.

После службы в армии, в 1990 году Павел поступил в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества, где его педагогом был профессор, народный художник СССР Ильи Сергеевич Глазунов(1930-2017).
«Валаам. Пейзаж с крестом», 2001 год, холст, масло. 160х210 см, Музей-усадьба «Полотняный завод», посёлок Полотняный завод, Калужская область.

Опытный наставник по достоинству оценил масштаб творческого потенциала своего студента. Он оказал неоценимую помощь молодому художнику в период его становления в эти непростые для него годы исканий, размышлений, осмысления истории своей страны и своего народа.
«Пир Ермака», начало 2000-х годов. Холст, масло. 140х200 см., Музей-усадьба «Полотняный завод», посёлок Полотняный завод, Калужская область

Как рассказывал сам художник: «…Девяностые — это годы моей учебы в Академии, это метания, поиск веры, ответов на вопросы, это встречи с совершенно новыми для меня людьми — священниками. Первые серьезные мысли о назначении творчества возникли именно тогда, в Академии живописи ваяния и зодчества, в которой мне посчастливилось «дображивать».»
«Прощание с конвоем. Триптих «Царская Голгофа»». Первая часть триптиха.. 2004 год, Холст, масло. 180х280 см, Музей-усадьба «Полотняный завод», посёлок Полотняный завод, Калужская область.

«Александровский дворец. Заточение. Триптих «Царская Голгофа». Вторая часть триптиха., 2004 год, холст, масло. 180х280 см, Музей-усадьба «Полотняный завод», посёлок Полотняный завод, Калужская область.

«Ипатьевский дом. Расстрел. (Ипатьевский дом после цареубийства)», Триптих «Царская Голгофа». Третья часть триптиха. 2004 год, холст, масло. 180х280 см, Музей-усадьба «Полотняный завод», посёлок Полотняный завод, Калужская область.

«Мои однокурсники, как и я, были проникнуты общением с великим учителем, художником, воином — Ильей Сергеевичем Глазуновым. Помню тот восторг, который впервые охватил меня в залах Эрмитажа перед картинами Рембрандта, Ван Дейка, Вермеера… Казалось все эти великие мастера присутствуют здесь, рядом со мной. »
«Вторая присяга (Отречение)», начало 2000-х годов, Холст, масло.Музей-усадьба «Полотняный завод», посёлок Полотняный завод, Калужская область.

«Я ощущал дыхание живой истории, величие могущественных империй — Византии, Рима, Российской Империи. Я ощущал прохладу Синайской пустыни и запах порохового дыма над Бородино, передо мной вставали строгие лики русских воинов, бесстрашных и непобедимых.»
«Сартак». Триптих «Солнце земли Русской». Правая часть триптиха. 2010 год. Холст, масло. Музей-усадьба «Полотняный завод», посёлок Полотняный завод, Калужская область.

«Александр Невский». Триптих «Солнце земли Русской». Центральная часть триптиха, 2010 год, Холст, масло.Музей-усадьба «Полотняный завод», посёлок Полотняный завод, Калужская область.

«Невская битва». Триптих «Солнце земли Русской». Левая часть триптиха., 2010 год, Холст, масло. Музей-усадьба «Полотняный завод», посёлок Полотняный завод, Калужская область.

К моменту написания своей дипломной работы»Калка», у молодого живописца уже полностью сформировалось его идейно-духовное мировоззрение, а также пришло осознание и понимание своего творческого и художественного предназначения в искусстве — правдивый показ и освещение истории родного Отечества и формирование гордости за него.
«Преподобный Сергий Радонежский». Центральная часть триптиха.2013 год Холст, масло. Музей-усадьба «Полотняный завод», посёлок Полотняный завод, Калужская область.

Разбудить генетическую память своих современников — вот та поистине великая задача, которую поставил перед собой Павел Рыженко в самом начале своего творческого пути. Решению этой задачи он посвятил все годы своего творчества, на это были направлены все помыслы и все его творческие силы вплоть до последних дней жизни.
«Поле Куликово. Стояние на костях». Правая часть триптиха, 2013 год. Холст, масло. Музей-усадьба «Полотняный завод», посёлок Полотняный завод, Калужская область.

Павел Рыженко быстро получил всероссийскую известность после защиты своей дипломной работы — полотна «Калка», где смысловым центром композиции является связанная верёвками фигура князя Мстислава Старого, гордо стоящего напротив отдыхающего после боя монгольского воеводы. Талантливый художник, чьи картины наполнены этим несгибаемым, честным, но простым и смиренным характером, как нельзя лучше показал черты русского народа.
«Калка», 1996 год, холст, масло,175х375 см. музей-усадьба «Полотняный завод», посёлок Полотняный завод, Калужская область

«Калка» (фрагмент)

О своих духовных и практических исканиях художник всегда рассказывал открыто. Он открыто боготворил православную национальную идею, являясь её рупором, благовестом. «Ослябя», «Благословение Сергия», «Победа Пересвета», «Молитва Пересвета» — во всех этих образах с их непоколебимым спокойствием и рассудительностью незримо присутствует облик святого человека, нисколько не похожего на канонический иконописный образ.
«Ослябя», 2005 год, Холст, масло. 150х160 см, музей-усадьба «Полотняный завод», посёлок Полотняный завод, Калужская область.

В 2002 году Павлу Рыженко было присвоено учёное звание доцента после окончания им аспирантуры Российской академии живописи, ваяния и зодчества по творческой специальности «живопись» (кафедра живописи и рисунка). По окончании академии Рыженко остался на преподавательской работе и работал последовательно на кафедре архитектуры, реставрации и композиции до 2007 года.
«Победа (Безмолвие)». Левая часть триптиха, 2013 год, Холст, масло, Музей-усадьба «Полотняный завод», посёлок Полотняный завод, Калужская область.

В феврале 2007 года в Центральном музее Вооружённых сил РФ открылась персональная выставка работ Павла Рыженко. Выставка прошла с оглушительным успехом, привлекла внимание не только специалистов но и многочисленных любителей живописи. Выставка получила прекрасную прессу, широко освещалась в печати. После выставки армия поклонников таланта художника заметно возросла.
«Реквием 3», 2011 год, холст, масло частное собрание

Также в 2007 году Павел Рыжкеко начал работать в Студии военных художников имени М. Б. Грекова. За годы преподавания в Российской Академии живописи, ваяния и зодчества (1997-2007), работы в Студии военных художников им. М.Б. Грекова (2007-2014) Павел Рыженко сформировался не только как выдающийся исторический живописец, но и как мастер диорамного искусства.
«Реквием», 2011 год, холст, масло частное собрание

Под руководством Павла Рыженко, совместно с художественным руководителем студии А. К. Сытовым, группой ведущих мастеров была создана диорама — «Великое стояние на реке Угре в 1480 году», посвящённая одному из знаменательных событий в истории России.
«Реквием 2», 2011 год, холст, масло частное собрание

Необходимо отметить, что Павел Рыженко много сотрудничал с монастырями и высшими священнослужителями, занимаясь написанием для них религиозных полотен и портретов. Его последняя работа — диорама «Стояние на Угре». Заказчиком являлась Калужская Свято-Тихонова пустынь. Двадцатидвухметровая диорама была закончена незадолго до смерти художника. К сожалению, Павел Рыженко, не смог присутствовать на её открытии. Представлена диорама в монастырском музее храма в скиту на реке Угре в честь Владимирской иконы Божией Матери (верхнего) и преподобного Сергия Радонежского (нижнего) Тихоновой пустыни Дзержинского района Калужской области.
«Великое Стояние на реке Угре», диорама, 2014 год,

В октябре 2009 года открылась персональная выставка работ Павла Рыженко в художественной галерее Центрального музея Великой Отечественной войны. И вновь успех. Каталог выставки в наши дни успел стать уже библиографической редкостью.
Выставка картин П.Рыженко «Империя в последней войне» в Выставочном зале Российского военно-исторического общества

В 2014 году Павел Рыженко подарил все свои работы Российской федерации. Картины было решено разместить в музее-усадьбе «Полотняный Завод», бывшей усадьбе Гончаровых в Полотняном Заводе. Образная выразительность исторических полотен Павла Рыженко придают его творчеству особую важность в контексте современной истории России.
«Удар колокола». Триптих «Покаяние». Первая часть триптиха. 2004 год, Холст, масло. 70х130 см, Музей-усадьба «Полотняный завод», посёлок Полотняный завод, Калужская область.

Всю свою недолгую жизнь этот удивительный художник самоотверженно работал, оставив после после себя огромное наследие и множество учеников, которые на всю жизнь сохранили в своих сердцах восхищение силой его духа и его творчеством.
«Веночек», Триптих «Покаяние». Вторая часть триптиха. 2004 год, Холст, масло. 70х130 см, Музей-усадьба «Полотняный завод», посёлок Полотняный завод, Калужская область.

Большое число его полотен, созданных с начала 1990-х годов, посвящено Куликовской Битве, эпохе Николая Второго, а также Первой Мировой войне. В его мастерской находилось шесть готовых диорам, которые периодически выдвигались на выставки.
«Муравейник». Триптих «Покаяние». Третья часть триптиха. 2004 год, Холст, масло. 70х130 см, Музей-усадьба «Полотняный завод», посёлок Полотняный завод, Калужская область.

Павел Викторович Рыженко скоропостижно скончался 16 июля 2014 года в Москве. Причиной смерти сорока четырёх летнего художника стал инсульт, который в двадцатом веке является преобладающей причиной смерти среди молодых талантливых людей. Отпевание покойного состоялось 20 июля в храме Всех Святых в Красном селе, а похороны — на Ждамировском кладбище в деревне Ждамирово под Калугой.
«Пасха», конец 1990-х годов, холст, масло, частное собрание

С момента смерти художника прошло уже более пяти лет но всё равно не верится, что его нет с нами. . Павлу Рыженко было всего 44 года. Он был удивительным человеком и замечательным мастером, самородком Земли Русской, которые рождаются в лучшем случае раз в 100 лет.
«Брусиловский прорыв», 2014 год, Холст, масло, частное собрание.

Мысли художника об уроках прошлого и будущего нашего Отечества, мастерски перенесённые на холст, неизменное следование традициям русской школы исторической живописи делают Павла Рыженко достойным преемником великих мастеров отечественного изобразительного искусства — Василия Сурикова, Ильи Репина, Василия Верещагина, Виктора Васнецова, Михаила Нестерова.
«Зонтик (Окончательный вариант работы)», 2008 год, Холст, масло. 150х320 см, частное собрание.

В июле 2015 года на территории мужского монастыря Тихонова пустынь в селе Дворцы во Владимирском скиту, где расположен музей-диорама «Стояние на Угре», был установлен бюст художника.
В Калужской области установили бронзовый бюст художника Павла Рыженко

Он был изготовлен в Студии военных художников им. М. Б. Грекова
«Когда Русский Царь удит рыбу, Европа может подождать!», начало 2000-х годов, Холст, масло, Музей-усадьба «Полотняный завод», посёлок Полотняный завод, Калужская область..

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Отошел ко Господу художник Павел Рыженко / Православие.Ru

Москва, 16 июля 2014 г.

В последние годы Павел Рыженко создал множество масштабных живописных произведений, посвященных Куликовской битве, прп. Сергию Радонежскому, эпохе Царя-Страстотерпца Николая II, русской истории и нашим святым.

    

На 44-м году жизни от инсульта скропостижно скончался замечательный православный художник,  заслуженный художник РФ, один из ведущих мастеров Студии военных художников имени М.Б. Грекова Павел Рыженко. Об этом ИТАР-ТАСС сообщили в управлении культуры Министерства обороны.

+ Бог да ублажит и упокоит новопреставленного раба Своего в селениях праведных, а нас помилует и спасет!

Панихида по Павлу Рыженко состоится в воскресенье (20 июля) в 12:00 в Храме Всех Святых в Красном селе, по адресу:

г. Москва, 2-й Красносельский переулок, дом 7.

Похороны пройдут в тот же день под Калугой, на Ждамировском кладбище (деревня Ждамирово) в 17:00.

Также сообщается, что 25 июля на выставке Павла Рыженко в Калуга EXPO Конгресс, по адресу г. Калуга, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 133а состоится вечер памяти Художника.

Уточнить информацию и задать вопросы вы можете по телефонам:
8 (926) 205 0330, 8 (905) 755 9872, 8 (926) 996 3905

Прощание с конвоем (№1 из Триптиха «Царская Голгофа») 2004 г.

    

Биография:

Павел Рыженко родился в 1970 году в Калуге. В 1982 году поступил в Московскую среднюю художественную школу при институте им. Сурикова, а по ее окончании в 1990 году — в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества. Учился в историко-религиозной мастерской профессора Ильи Глазунова.

С 1999 года преподавал в Российской академии живописи, ваяния и зодчества на кафедре композиции. В 2007 году Павел Рыженко начал работать в Студии военных художников имени Грекова, где стал одним из ведущих мастеров диорамно-панорамного искусства. В 2012 году Рыженко было присвоено звание «Заслуженный художник Российской Федерации».

Павел Рыженко. Победа Пересвета. 2005 г.

    

В последние годы Павел Рыженко создал множество масштабных живописных произведений, посвященных Куликовской битве, прп. Сергию Радонежскому, Первой мировой войне, эпохе Николая II. За годы работы в студии им было создано порядка шести масштабных диорам, не раз показанных широкой публике.

Диорама «Стояние на Угре», последняя работа мастера, была создана для Калужской Свято-Тихоновой пустыни, ее открытие планируется в сентябре 2014 года.

Рыженко Павел Викторович 1970-2014 | Николай II

ФОТО: Павел Викторович Рыженко (1970-2014)

В этот день – 16 июля 2014 года – в Москве в возрасте всего 44 лет скончался великий православный художник Павел Викторович Рыженко. , художник-патриотик, монархист Павел Викторович Рыженко создал более 60 картин, изображающих сцены из истории Российской империи, в частности, из эпохи Святого Царственного мученика Николая II. Масштабные выставки его работ прошли в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Костроме и других городах России.

Павел Рыженко родился 11 июня 1970 года в Калуге, Россия. В 1982 году поступил в Московское художественное училище при Суриковском институте. В 1990 году поступил в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества, где занимался в историко-религиоведческой мастерской профессора Ильи Глазунова. С 1999 года преподавал в Российской академии живописи, ваяния и зодчества. В 2007 году Павел начал работать в Студии военных художников имени Рыженко, где стал одним из ведущих мастеров диорамно-панорамного искусства (за свою жизнь написал шесть масштабных диорам). В 2012 году Рыженко было присвоено звание «Заслуженный артист Российской Федерации».

К сожалению, Рыженко скончался 16 июля 2014 года. Знаменитый православный артист скончался накануне дня памяти кончины и мученической кончины Святых Царственных Мучеников, всего за 5 дней до своего 44-летия причиной смерти стала удар.

Ранняя смерть Павла Рыженко стала огромной утратой для художественного и духовного сообщества России.

ФОТО: Могила Павла Рыженко на Ждамировском кладбище, г. Ждамирово

Панихида по Павлу Рыженко состоялась в воскресенье, 22 июля 2014 года, в храме Всех Святых в поселке Красносельский район Москвы. Похороны состоялись в тот же день в Калуге с последующим захоронением на Ждамировском кладбище, в селе Ждамирово.

Во время моего первого визита в Екатеринбург в 2012 году мне выпала большая честь посетить выставку его работ. Выставка проходила в Патриаршем подворье, что напротив Храма-на-Крови.

Вечная память! Вечная Память!

Ниже представлены шесть полотен Рыженко, на которых изображен Святой Царственный мученик Николай II:

Прощание Царя с Войском: Из Триптиха «Императорская Голгофа». 2004

Раненый, последний царь на осмотре военного госпиталя на фронте в Первую мировую войну

Заключенный в Царском Селе: Из триптиха «Императорская Голгофа». 2004

Дом Ипатьева. Послезавтра: Из триптиха «Императорская Голгофа». 2004

Фотография на память: из триптиха «Русский век». 2007

Рождение российской авиации. 2007

Чтобы просмотреть полное собрание произведений исторического реализма Рыженко, нажмите ЗДЕСЬ , чтобы посетить его официальный веб-сайт .

© Пол Гилберт. 16 июля 2021

Нравится:

Нравится Загрузка…

Путь художника: вспоминая творчество Павла Рыженко

Как писатель я нахожу себя вдохновленным художниками не меньше, чем другими писателями. Один из моих любимых художников — Павел Рыженко, трагически погибший, когда ему было еще за сорок. Почти все его картины посвящены важным моментам русской истории. Но больше всего мне нравится их интуитивный реализм. Не так много прославления прошлого, по крайней мере, не в мечтательном, романтическом смысле. Он видел вещи такими, какие они есть, и искал ответы на сегодняшние проблемы в мудрости прошлого.

Путь художника: воспоминание о творчестве Павла Рыженко

«Приближаясь к важному возрасту в моей жизни, к веку, который не мог перейти Пушкин, к возрасту, которого многие не достигают, я спрашиваю себя последний вопрос: кому я служил? Не , что , а кого. И что вообще такое искусство? Надеюсь, что мои картины пробудят в моих современниках генетическую память, их гордость за свое Отечество. Может быть, они даже помогут кому-то найти единственно правильный путь. И тогда я буду доволен тем, что выполнил свой долг».

Эти несколько пафосные, но искренние слова однажды написал Павел Рыженко на своем сайте. Он неожиданно скончался 16 июля 2014 года, едва достигнув возраста Пушкина на момент смерти.

Художник с мировым именем, выпускник Российской академии изобразительного искусства, ваяния и зодчества. Был мастером Студии художников имени Грекова. Через два месяца после его смерти открылась эксклюзивная выставка его творчества, в которую вошла его последняя и самая масштабная работа — 26-метровая диорама «Противостояние на Угре» (историческое событие, о котором я писал здесь).

Кому Павел служил своим искусством? Что такое искусство, по его мнению? Русскоязычный журнал Фома взял интервью у его коллеги и друга Ивана Глазунова (о котором я рассказывал в этой статье). Это мой перевод этого интервью.

Иван, в детстве вы вместе с Павлом учились в Московской художественной школе…

Да, мы учились в параллельных классах. Возможно, не лучшие друзья, но мы проводили много времени вместе.

Можно ли было сказать даже в таком возрасте, что он станет великим художником?

Нет, конечно нет. Ни в детстве, ни в юности, когда человек так остро на все реагирует. И мальчики не судят друг друга беспристрастно. Помню, Павел был совершенно безудержный. Если он и смеялся, то громко. Если и кричал, то еще громче. Он не был душой компании. Но он был, в хорошем смысле, открытым сердцем. Он был удивительно неуклюж. Из тех детей, которые тянутся к книге на книжной полке, и вся полка падает ему на голову, затем дверь падает, когда он выходит из комнаты.

Для своего возраста Павел очень хорошо рисовал. Его идеи опережали его технические возможности. Если бы у него вдруг возникла идея, он мог бы найти оконную раму, какой-нибудь холст. Затем он натягивал холст на раму, плохо, торопясь, но через два часа его идея воплощалась в реальность. Другим потребовались бы дни, чтобы сделать то, что он сделал за час. Как будто он всегда торопился.

Но это было не в смысле «покончить с этим», а, скорее, это был взрыв творчества. Он был таким же в колледже. Его мысли всегда бурлили. Он мог за десять минут взять огромный холст и за ночь закончить картину. Это поразительное качество, которым владеют не многие. Это отличало его от других художников.

Исторические реалистические картины, особенно классические, иногда не кажутся современными или даже нежелательными. Значит ли это, что Рыженко пошел вопреки течению своего времени?

 

Да, он показал это, разыскав моего отца Илью Глазунова. Но я бы не зашел так далеко, чтобы сказать, что он так сильно сопротивлялся течению. Во время моих поездок в Краснодар я нашел столовую возле местной церкви, покрытую картинами Павла. Или в Екатеринбурге, где в церковной лавке были репродукции его работ. Любая церковь в Москве, хоть лавка в Сретенском монастыре. У каждого своя работа. Такая популярность говорит о многом.

В картине художник запечатлел квинтэссенцию события. Искренний человек, столкнувшись с одной из картин Павла, скажет примерно так. «Вот так я тоже вижу это событие, но не умею рисовать. Рыженко показал мне, как я это вижу, как я этого хочу». Вот и все. Период. Катарсис. В этом смысле реалистическая живопись сейчас очень важна. Есть каста людей, которым нравится продвигать современное абстрактное искусство. А вот Рыженко, я думаю, и есть настоящий модерн. Его работы нужны современникам. И не только небольшой круг снобов. Многим нравится его работа.

Мы спорили об истории. О том, что важно показать зрителю. Он искренне беспокоился о том, что происходит в нашей стране. Он искренне любил Россию и любил всех, кого рисовал, — и царскую семью, и святых мужей. Судьба его страны, судьба человеческого духа — эти темы мучили его. Он всегда выбирал поворотные моменты русской истории. Ему нужно было быстро воплотить их в жизнь, быстро, потому что ему было все равно, что думают другие. Нужна была идея. Он знал, что всегда найдутся люди, которые оценят его видение.

Думаю, Рыженко искренне верил в то, что делал. Самое главное, что он никогда не был равнодушным.

Неважно какая тема, Рыженко вроде все делал экспансивно. Даже его картины были массивными. Они не помещаются даже в обычные музеи. Для рисования таких картин требуется огромная физическая сила. Как вы думаете, почему он предпочитал работать именно так?

Пересвет

Еще в студенческие годы Рыженко проявлял важную для художника черту — цепкую наблюдательность. Павел фиксировал в уме, как человек сидел, в каком состоянии, куда и как поворачивал голову, куда обращал взгляд. Благодаря этому наблюдательному таланту в его картинах есть точность реальной жизни, а не маски-лица в выдуманных позах. Даже на последних курсах Академии было понятно, куда он идет.

Его дипломный проект «Битва на Калке» отразил и его взгляд на современный мир. Это картина с историческим посылом, но также и с эстетическим. Сначала он баловался историческими портретами. Потом стали появляться сторонники. Как только художник чувствует, что он поймал течение, то есть он получил доступ к какой-то настоящей человеческой эмоции, тогда его усилия становятся более масштабными и масштабными.

И чем выше ты поднимаешься, тем выше ты хочешь идти. Вы хотите еще больших воплощений своей философии. Действительно большие картины означали, что он стал успешным и востребованным. Многие люди, думая об исторических личностях, таких как Царская семья или Дмитрий Донской, сразу представляют себе его картины.

В одном из своих интервью он сказал, что избегает проводить время с другими артистами. Он думал, что жизнь художника подобна жизни монаха. Это правда? Он действительно избегал других художников?

Конечно нет. Нет абсолютно ничего похожего между жизнью художника и жизнью монаха. Мне очень не нравятся такие сравнения. Однако видно, что в этих словах он пытался выразить незаконченную мысль о пути художника. Избегал ли он других художников? Да, когда у человека есть семья, дети и большие идеи, то нельзя не избегать других. Иначе вы никогда не закончите картину. Настоящие друзья — это не те, кто отнимает у вас время. Они дают вам время.

Ваш отец сказал, что он был талантливым художником, страстно увлеченным своей работой. Вы думаете, что он перегорел из-за своей работы?

Противостояние на Югре

Нет, не сказал бы. Он выгорел из-за того, что нервно видел мир. Все, что происходило с Россией, он носил близко к сердцу. Любое поражение на политической арене было личной болью. Может быть, это звучит сентиментально и пафосно, но его исторические персонажи, такие как трагедия царской семьи и последовавшие за ней мрачные дни… Все это он принимал на свой счет.

Он был очень взбешен в последний год своей жизни. Об этом рассказала его жена Анастасия. Она удивительная женщина, настоящая жена художника. Она отдавала себя творчеству мужа. Я не могу сказать точно, но я думаю, что он перегорел из-за своих внутренних страданий, потому что он видел и понимал именно то, что происходит в мире. Эта реальность подорвала его здоровье больше, чем энергия, необходимая для написания его полотен.

Вообще это был человек невероятной духовной и физической силы. Думаю, он бы просто продолжал работать и работать. Энергию художник получает от своего творчества, поэтому он не может переутомиться или перегореть даже от трудной творческой жизни. Творчество — это радость. Это дает силу.

Он был верным христианином с самого детства. Он часто причащался. Его вера была самой важной частью его жизни. Он словно плавал во всем этом.

Будут ли его помнить?

Когда Джотто расписывал церковь в Падуе, люди толпами приходили посмотреть. Сначала увидеть его процесс, потом — готовый продукт. В течение десятилетий после этого о его картинах говорили. Наш мир другой. Мы перегружены информацией. И вряд ли кто-то может отличить хорошее искусство от плохого. Впрочем, я уверен, что если его картины начнут публиковать в виде иллюстраций в учебниках, то его узнают даже те, кому наплевать на искусство. Я надеюсь, что память о нем сохранится.

Думаю, его время придет.