Содержание
Читать онлайн «История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты», Евгений Анисимов – ЛитРес
© ООО Издательство «Питер», 2013
Предисловие
Что остается в нашей памяти от прошлого? Вспомним свою собственную жизнь: исторические события, которые от нас не зависят, но порой кардинально меняют нашу жизнь; даты, которые памятны всему человечеству или которые помним только мы и наши близкие, и, наконец, люди. Одни где-то высоко от нас, но они решают нашу судьбу, другие всегда рядом с нами, а сколько еще случайных встреч, порой роковых или символических. По большому счету, история состоит из историй отдельных людей, которые переплетаются в пеструю ткань истории города, народа, государства, мира. История заключается в непрерывном движении и вечной смене событий, дат, людей. Подобно волнам прибоя, события истории, рождаемые как морские волны в неведомой толще океана, идут непрерывной вереницей – одно за другим, одно за другим. Они набегают на берег, где стоим мы, беззащитные и слабые перед их силой, и думаем: «Только бы это не девятый вал, только бы не волна-убийца цунами, которая сметет нас с берега!» Войны, репрессии, реформы, правления добрых и злых правителей, эпидемии, урожайные и голодные годы, землетрясения, битвы, а потом снова войны, репрессии, реформы, правления, эпидемии – и так непрерывно, как волны, одна за другой.
Мне кажется, что выделение этих трех позиций – событий, дат и людей – поможет отойти от принятого в учебниках и пособиях скучного, однообразного и порой даже занудного линейного изложения российской истории. Это придаст рассказу об истории нашей страны от Рюрика до Путина то естественное разнообразие, которое всегда присутствует в нашей жизни и которое позволит перенести внимание с крупного, судьбоносного события, явления, процесса на интересную, важную дату, на историческую личность или группу людей. Конечно, восприятие индивидуально, и кому-то из читателей могут показаться произвольными мои градации. Однако я исходил из своих многолетних исследований и размышлений над историей нашей страны и из того, что в изучении истории порой нужно «перебегать от телескопа к микроскопу» – видеть звездное небо и ничтожный по размеру микроб. Я старался писать просто, но не примитивно, стремился охватить важнейшие события и даты, но не превратить при этом историю в каталог или хронологическую таблицу. Я считаю, что людям всегда интересны люди, и поэтому ни один период не обходится без новеллы о конкретном человеке. Но и здесь я не хотел создать подобие биографического словаря – их и так издается много. Под рубрикой «Люди» я стремился показать человека на переломе его жизни, в самые важные моменты истории или оценить его роль в грандиозных событиях его эпохи. И старался не забывать (насколько позволяло определенное не мною пространство книги) об интересных фактах, мелочах (в которых, как известно, кроется дьявол), по возможности старался коснуться спорных вопросов, слухов и сплетен, которые всегда, как шлейф, тянутся за событиями, датами и людьми. В конце книги я поместил довольно подробную хронологическую таблицу, которая поможет читателю восполнить что-то пропущенное мной, связать ниточку разорвавшихся событий, найти какой-то факт, имя или дату. И тогда, стоя на берегу океана времени, мы сможем иногда, не глядя на приближающиеся волны, не считая их, поднять глаза и спокойно обозреть, как писал Пушкин, «грядущего волнуемое море», утешаясь мыслью, что не мы первые и не мы последние стоим на этом берегу…
Е. Анисимов
Санкт-Петербург, 2006
Древняя Русь (IX–XIII ВВ.)
Киевская Русь (IX–XII вв.)
Первое появление славян в мировой истории
В «Повести временных лет» – основном нашем источнике по начальной истории Руси – рассказано продолжение знаменитой библейской истории о Вавилонской башне, когда единый человеческий род рассеялся по всей земле. В «Повести» сказано, в частности, что племя Иоафета, включавшее в себя 72 народа, двинулось на запад и на север. От этого племени и произошли «так называемые норики, которые и есть славяне». «Спустя много времени, – продолжает летописец, – сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так, одни, придя, сели на реке Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи… Когда… славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи – лутичи, иные – мазовшане, иные – поморяне». А вот что сообщает летопись о племенах, составивших впоследствии русский народ: «…славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота… Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем – славяне и построили город, и назвали его Новгород. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской».
Легендарная история изучается не одно столетие, и о происхождении славян в науке нет единого мнения. Многие историки думают, что славяне начали движение по земле не с берегов Тигра и Евфрата, а с побережья Балтийского моря, откуда их начали вытеснять воинственные племена германцев. Славяне двинулись в Восточную Европу, постепенно осваивая ее пространства к востоку и к югу, пока не столкнулись на Дунае с византийцами, которым они и стали известны под своим именем – «славяне». Это произошло не ранее VI в. Встретив сопротивление на Дунае, часть славянских племен осела на границах Византии, а часть сдвинулась к северо-западу и северо-востоку. Так произошел распад единой массы славян на южных, западных и восточных. Неудивительно, что отзвуки этого распада слышны и в «Повести временных лет».
Археологи, изучив сохранившиеся в земле свидетельства жизни славян той эпохи, пришли к выводу, что на огромной равнине от современной Праги до берегов Днепра и от среднего течения Одера до Нижнего Дуная в VI–VII вв. н. э. существовала единая славянская культура, которую условно назвали «пражской». Это видно по характерным для славян типам жилища, домашней утвари, украшениям женщин, по видам захоронений. Все эти дошедшие до нас следы свидетельствуют о единстве материальной, духовной культуры, а также общности языка и самосознания славян на огромном пространстве. Здесь и однотипные небольшие, неукрепленные поселки, состоящие из деревянных полуземлянок с печью в углу (а не в центре, как у германцев). Тут находили остатки лепной грубой посуды. По форме этой керамики славяне отчетливо принадлежат к племенам «горшочников», в отличие от германцев – «мисочников». Горшок всегда оставался главным «орудием» славянской, а потом и русской хозяйки. В праславянском языке слово «миса» – германского происхождения, тогда как «горшок» – исконно славянское слово. Единство заметно и в женских украшениях, мода на которые была общей для славянских женщин на всем пространстве распространения «пражской культуры». Единым был и похоронный обряд: покойника сжигали и обязательно над его прахом насыпали курган.
У разных славянских племен, образовавших впоследствии русский народ, был свой путь в истории. Установлено, что поляне, северяне и древляне пришли на Среднее Поднепровье, Припять, Десну с берегов Дуная; вятичи, радимичи и дреговичи двинулись на восток к местам своих расселений из земли «ляхов», т. е. из района Польши и Белоруссии (там до сих пор есть названия рек Вяча, Вятка, Ветка). Полочане и новгородские словене шли с юго-запада через Белоруссию и Литву. У славян на северо-востоке складываются устойчивые, повторяющиеся типы захоронений, точнее, два основных – так называемая «культура длинных курганов» и «культура новгородских сопок». «Длинные курганы» – вид захоронений псковских, смоленских и полоцких кривичей. Когда умирал человек, над ним насыпали курган, который примыкал к уже существовавшему старому погребальному кургану. Так из слившихся курганов возникала насыпь, порой достигавшая в длину сотен метров. Новгородские словене хоронили своих покойников иначе: их курганы росли не в длину, а вверх. Прах очередного покойника хоронили на верхушке старого кургана и насыпали над новым захоронением землю. Так курган вырастал в высокую, 10-метровую сопку. Все это происходило не ранее VI в. и продолжалось до X в., когда у славян возникла государственность.
Часть переселенцев (кривичи) осела на Восточно-Европейской возвышенности, откуда вытекают Днепр, Москва-река, Ока, Великая, а также Ловать. Переселение это совершилось не раньше VII в. Первые славянские поселенцы в районе будущей Москвы появились с запада не ранее IX в. Археологи находят в местах расселения славян лепную грубую керамику и следы низких, углубленных в землю деревянных домов. Обычно пришедшее славянское племя устраивало большое поселение, от которого по окрестностям «отпочковывались» небольшие поселки. У главного племенного поселения возвышался курганный могильник, а также городище-убежище на холме, в излучине реки или у впадения одной реки в другую. В этом городище могло быть и капище славянских богов. По мере освоения новых земель славяне потеснили, подчинили себе или ассимилировали жившие здесь балтские и угро-финские племена, бывшие, как и славяне, язычниками.
862 – Приглашение варяжских князей. Начало династии Рюриковичей
О том, где и когда возникло древнерусское государство, идут споры и до сих пор. Согласно преданию, в середине IX в. в земле ильменских словен и угро-финских племен (чудь, меря и др.) начались междоусобицы, «встал род на род». Устав от распрей, местные вожди в 862 г. решили пригласить к себе правителей – конунгов из Скандинавии Рёрика (Рюрика) и его братьев: Синеуса и Трувора. Как сказано в летописи, вожди обратились к братьям со словами: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Придите княжить и владеть нами». В таком приглашении для местных племен не было ничего обидного или унизительного – многие народы тогда, да и позже, звали на свой престол знатных чужеземцев, не связанных с местной племенной знатью и не знающих традиций клановой борьбы. Люди надеялись, что такой князь встанет над враждующими местными вождями и тем самым обеспечит мир и покой в стране. С варягами был заключен договор – «ряд». Передача им верховной власти («владение») сопровождалась условием судить «по праву», т. е. по местным обычаям. «Ряд» оговаривал также условия содержания и обеспечения князя и его дружины.
Рюрик и его братья
Конунг Рюрик и его братья (или более дальние родственники) согласились на условия славянских вождей, и вскоре Рюрик прибыл в Ладогу – первый известный город на Руси, и «сел» в ней «владеть». Синеус устроился на севере, в Белоозере, а Трувор – на западе, в Изборске, где до сих пор сохранился холм – «Труворово городище». После смерти младших братьев Рюрик стал «владеть» всеми землями один. Принято считать, что Рюрик (Рёрик) был мелким датским конунгом (князем) с берегов Северного моря, одним из многих викингов-завоевателей, которые на своих стремительных кораблях – дракарах совершали набеги на страны Европы. Целью их была добыча, но при случае викинги могли захватить и власть – так произошло в Англии, Нормандии. Славяне, торговавшие с викингами (варягами), знали, что Рюрик – опытный воин, но не очень богатый владетель и что его землям постоянно угрожают сильные скандинавские соседи. Неудивительно, что он охотно откликнулся на заманчивое предложение послов. Обосновавшись в Ладоге (ныне Старая Ладога), Рюрик затем поднялся по Волхову к озеру Ильмень и заложил новый город – Новгород, завладев всеми окрестными землями. Вместе с Рюриком и варягами к славянам пришло слово «русь», первое значение которого – воин-гребец на скандинавской ладье. Потом так стали называть дружинников-варягов, служивших у конунгов-князей. Затем имя варяжской «руси» было перенесено сначала на Нижнее Поднепровье (Киев, Чернигов, Переяславль), где обосновались варяги. Еще долго жители Новгорода, Смоленска или Ростова говорили, отправляясь в Киев: «Поиду на Русь». А затем, уже после того, как варяги «растворились» в славянском окружении, Русью стали называть восточных славян, их земли и созданное на них государство. Так, в договоре с греками в 945 г. владения потомков Рюрика были впервые названы «Русской землей».
Возникновение Киевского княжества
Славянское племя полян жило на Днепре в IX в. Их столицей был небольшой город Киев, получивший (по одной из версий) имя предводителя местного племени Кия, который правил в нем с братьями Щеком и Хоривом. Киев стоял в очень удобном месте, на пересечении дорог. Здесь, на берегу полноводного Днепра, возник торг, где покупали или обменивали зерно, скот, оружие, рабов, украшения, ткани – обычные трофеи вернувшихся из набегов вождей и их дружин. В 864 г. два скандинава-варяга, Аскольд и Дир, захватили Киев и стали там править. Проходя по Днепру, они, согласно летописи, заметили небольшое поселение и спросили у местных жителей: «Чей это городок?» А им ответили: «Да ничей! Построили его три брата – Кий, Щек и Хорив, куда-то сгинули, а дань мы платим хазарам». Тогда варяги захватили «беспризорный» Киев и обосновались там. При этом они не подчинялись правившему на севере Рюрику. Что же произошло на самом деле? По-видимому, жившие в этих местах поляне были достаточно слабым племенем, осколком от некогда единого, пришедшего из Польши племени, известного из византийских источников как «лендзяне», т. е. «ляхи». Это племя, притесняемое могучим племенем кривичей, стало распадаться. В этот момент на Днепре и появились конунги Дир и Аскольд, подчинив себе полян и основав свое княжество. Из этой легенды о завоевании полян Диром и Аскольдом видно, что Киев уже существовал как поселение. Его происхождение покрыто глубокой тайной, и никто не может точно сказать, когда же он возник. Одни историки считают, что это произошло в V в., другие убеждены, что Киев «младше» Ладоги, появившейся в VIII в. После отделения Украины от России эта проблема сразу же приобрела политическую окраску – российские власти хотели бы видеть столицу Руси не в Киеве, а в Ладоге или Новгороде. Употреблять прежде популярный в советское время термин «Киевская Русь» теперь уже немодно. Иначе считают в самом Киеве, повторяя известную по летописям формулу: «Киев – мати городов русских». На самом деле в середине IX в. ни Киев, ни Ладога, ни Новгород не были столицами древнерусского княжества, потому что само это княжество еще не сложилось.
882 – Объединение севера и юга Руси
После смерти Рюрика в 879 г. власть в Новгороде перешла не к его малолетнему сыну Игорю, а к родственнику Рюрика Олегу, который жил до этого в Ладоге. Впрочем, может быть, Игорь и не был сыном Рюрика. Родство Рюрика и Игоря могли придумать позднейшие летописцы, которые старались возвести династию к наиболее древнему прародителю и связать воедино всех первых правителей в одну династию Рюриковичей. Как бы то ни было, в 882 г. Олег с дружиной подошел к Киеву. Под видом варяга-купца, прибывшего на кораблях с верхнего течения реки, он предстал перед Аскольдом и Диром на берегу Днепра. Внезапно укрытые среди товаров воины Олега выскочили из причаливших к берегу судов и убили киевских владетелей. Киев, а потом и его близлежащие земли подчинились Олегу. Так в 882 г. земли восточных славян от Ладоги до Киева впервые оказались объединены под властью одного князя. Образовалось некое подобие варяжско-славянского государства – Древняя Русь. Оно было архаичным и аморфным, в нем отсутствовали многие черты современного государства. Первые властители защищали признанные «своими» земли от внешнего противника, они собирали с подвластных племен «урок» – дань, которая была скорее платой за безопасность подчинившихся племен варяжским князьям, чем налогом.
Вещий Олег
Князь Олег (скандинавский Хельг) во многом следовал политике Рюрика и присоединял к образовавшемуся государству все новые и новые земли. Олега можно назвать князем-градостроителем, ибо в присоединенных землях он, по словам летописца, сразу же «нача городы ставить». Это были деревянные крепости, которые становились центрами отдельных земель и позволяли успешно отбиваться за их стенами от кочевников. Первыми «гостями», с кем столкнулся Олег, были тюрки из Хазарского каганата. Это были грозные соседи. Каганат – иудейское по вере государство – находился в Нижнем Поволжье и в Причерноморье. Византийцы, обеспокоенные набегами хазар на свои владения, подкупили Олега дарами, и он совершил внезапное и успешное нападение на хазарскую крепость Таматарху (Тмутаракань) на берегу Керченского пролива. Там Олег и оставался до тех пор, пока не заключил с хазарами мир и не двинулся на Византию. В этом и других случаях он действовал так, как поступали многие варяжские конунги, готовые встать на любую сторону, если им хорошо заплатят.
Знаменитым деянием Олега стал поход 907 г. на Царьград (Константинополь) – столицу Византии. Его многочисленный отряд, состоявший из варягов (в их числе был и конунг Игорь), а также славян, на легких судах неожиданно появился у стен Царьграда. Не подготовленные к обороне греки, видя, как пришедшие с севера варвары грабят и жгут в окрестностях города церкви, убивают и берут в плен местных жителей, пошли на переговоры с Олегом. Вскоре император Лев VI заключил с русами соглашение, заплатил Олегу выкуп, а также пообещал бесплатно содержать русских послов и приходивших в Царьград с Руси купцов. Перед отъездом из-под Константинополя Олег в знак победы якобы повесил свой щит на ворота города. Дома, в Киеве, люди были поражены богатейшей добычей, с которой вернулся Олег, и дали князю прозвище Вещий, т. е. мудрый, кудесник.
Вообще-то кудесники, волхвы были языческими жрецами, очень влиятельными в среде своих соплеменников до принятия христианства. Они оспаривали власть над народом у пришлых князей. Возможно, этот конфликт отразился в известной всем со школьных лет легенде о смерти Вещего Олега «от коня своего», что ему будто бы предсказал волхв. Больше следует доверять сообщению, что беспокойный воин-конунг Олег погиб в одном из своих обычных завоевательных походов, на этот раз на Каспий, куда он отправился в 943 г. Олегу удалось завоевать богатый прикаспийский город Бердаа в устье Куры. Тут он и решил обосноваться окончательно, основав варяжское княжество. Известно, что подобным образом варяги действовали и в других землях. Но местные властители разбили малочисленную варяжскую дружину Олега, не получившую вовремя подмоги из Скандинавии. В этом сражении погиб и Олег. Поэтому во время очередного похода викингов на Византию в 944 г. мир с византийцами заключал уже пришедший на смену Олегу Игорь.
Правление Игоря Старого
Преемником Олега стал Игорь (Ингвар) по прозвищу Старый. Он с ранних лет жил в Киеве, который стал для него родным домом. О личности Игоря мы знаем мало. Это был, подобно Олегу-Хельгу, воин, суровый варяг. Он почти не слезал с коня, покоряя племена славян и облагая их данью. Как и Олег, Игорь совершал набеги на Византию. Первый его поход вместе с Олегом в 941 г. провалился. Греки сожгли русские суда так называемым «греческим огнем» – снарядами с горящей нефтью. Более удачным оказался второй поход в 944 г. На этот раз греки решили откупиться от скандинава дорогими тканями и золотом. Именно этого Игорь и добивался – он тотчас повернул домой. При Игоре из степи на смену хазарам пришли новые противники – печенеги. Их первое появление отмечено в 915 г. С тех пор опасность набегов кочевников с юга и востока постоянно усиливалась.
Русь была еще не сложившимся государством. Она протянулась с юга на север вдоль единственных коммуникаций – водных путей, и их-то как раз контролировали князья-варяги. Вообще летописи навязывают нам представление о Рюрике, Олеге, Игоре как о полновластных правителях из княжеской династии Рюриковичей. На самом же деле князья-варяги такими правителями не были. Конунги были лишь предводителями варяжских дружин и зачастую, отправляясь в походы, действовали в союзе с другими конунгами, а потом от них откалывались: либо уезжали в Скандинавию, либо устраивались – «садились» на завоеванных ими землях, как произошло с Олегом в Киеве. Вся сила варяжских конунгов состояла в их могучих дружинах, постоянно пополняемых все новыми бойцами из Скандинавии. Только эта сила и объединяла удаленные друг от друга земли Русского государства от Ладоги до Киева.
При этом конунг-князь в Киеве разделял владения между родственниками и союзными конунгами для их «кормления». Так, Игорь-Ингвар отдал Новгород сыну Святославу, Вышгород – жене Ольге, а древлянские земли – конунгу Свенельду. Каждую зиму, как только замерзали реки и болота, конунги отправлялись в «полюдье» – они объезжали свои земли (совершали «кружение»), судили, разбирали споры, собирали «урок». Так поступали конунги и в Скандинавии во время подобных объездов. Как сообщает летописец, еще в XII в. во Пскове хранились сани, на которых княгиня Ольга ездила в полюдье; но, видно, в Пскове ее застала весна и сани пришлось там бросить. Они же наказывали «отложившиеся» за лето племена: отношения с местной славянской племенной элитой у варягов были долгое время непростыми, пока верхушка ее не начала сливаться со скандинавскими дружинниками. Принято считать, что процесс слияния славянской и варяжской верхушки произошел не ранее начала XI в. , когда сменилось пять поколений властителей, уже родившихся на Руси. Точно такой же процесс ассимиляции происходил в других завоеванных викингами землях – во Франции (Нормандия), Ирландии.
Игорь погиб во время обычного по тем временам полюдья в 945 г., когда, собрав в земле древлян дань, он не удовлетворился ею и вернулся за добавкой. По другой версии, Древлянская земля была во власти конунга Свенельда. Когда он и его люди появились в Киеве в богатых нарядах, взятых у древлян, дружину Игоря охватила зависть. Игорь отправился в столицу древлян – город Искоростень, чтобы взять дань и для себя. Жители Искоростени возмутились этим беззаконием, схватили князя, привязали его за ноги к двум согнутым могучим деревьям и отпустили их. Так бесславно погиб Игорь.
Хронология событий в период правления Рюрика
Около 817 г. Появился на свет Рюрик из рода Скьольдунгов.
834 г. Основание хазарами крепости Саркел в низовьях Дона.
835-836 гг. Войны хазар со славянскими племенами в среднем Днепре и в районе Оки.
839 г. 18 мая — Прибытие в столицу Франкского государства Ингельгейм к императору Людовику Благочестивому посольства от византийского императора Феофила, в составе которого находились русы.
839 г. Ладога сгорает в результате нападения скандинавов.
Позднее 840 г. Сообщение арабского географа Ибн Хордадбеха о торговых путях купцов-русов к Черному морю, на Каспий и в Багдад.
Ранее 843 г. Нападение русов на Амастриду, главный город византийской Пафлагонии. Принятие христианства князем Бравлином и его дружиной.
843 г. Верденский договор между сыновьями Людовика Благочестивого — Лотарем I, Карлом II Лысым и Людовиком II Немецким о разделе Франкской империи.
845 г. Набег варяжского отряда во главе с Рюриком на Северную Францию.
Ранее 850 г. Рюрик получил фризский порт Дорестад в качестве бенефиция. Ложное обвинение Рюрика в предательстве королем Лотарем I. Заключение в тюрьму и побег из нее. Поступление Рюрика в вассалы к королю восточных франков Людовику II Немецкому.
850 г. Нападение войска Рюрика на Англию.
850 г. Варяги возлагают дань на чудь, словен ильменских, кривичей и мерю.
Позднее 850 г. Нападение Рюрика на Фрисландию. Принятие королем Лотарем I Рюрика в вассалы и вновь пожалование ему в лен города Дорестад. Набеги викингов под предводительством Рюрика на Западную Европу.
852 г. Варяги изгнаны новгородцами.
855 г. Неудачная попытка Рюрика и его племянника Годфрида захватить власть в Дании.
Позднее 855 г. Рюрик поступает на службу к лотарингскому королю Лотарю II.
857 г. При поддержке Лотаря II Рюрик предпринял морской поход в Данию, в результате которого король Дании Хорик II уступил ему часть Южной Ютландии между Северным морем и рекой Айдер.
859 г. Сообщение «Повести временных лет» о варяжской и хазарской данях, взимавшихся с восточнославянских и финно-угорских племен.
859 г. Первое упоминание в летописи Великого Новгорода.
860 г. Неудачный поход русов на Византию, после которого «стала прозываться Русская земля«.
861 г. Аскольд в Киеве объявляет о независимости от Хазарии.
862 г. Летописное сообщение об отказе ильменских словен, чуди, мери, веси и кривичей платить дань варягам и изгнание скандинавов «за море«. Начало межплеменных усобиц. Призвание союзом славянских и финно-угорских племен династии варягов — Рюрика, Синеуса и Трувора. Начало княжения Рюрика в Ладоге, Синеуса — в Белоозере, а Трувора — в Изборске.
862-882 гг. Легендарные даты правления в Киеве Аскольда и Дира.
863 г. Создание братьями Кириллом и Мефодием славянской азбуки.
864 г. Смерть Синеуса и Трувора. Летописное указание на то, что «принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города«. Рюрик обосновался в городище у истока Волхова (т.н. Рюриково Городище).
Позднее 864 г. Женитьба Рюрика на урманской княжне Ефанде. Возвращение Рюрика в Европу. Восстание в Новгороде под предводительством Вадима Храброго против своевластия Рюрика. Возвращение Рюрика в Новгород. Убийство Рюриком Вадима Храброго и подавление восстания. Бегство многих «новгородских мужей» в Киев во избежание расправы. Отъезд из Новгорода Аскольда и Дира. Начало их княжения в Киеве. Рождение у Рюрика сына Игоря.
865 г. Военный поход киевского князя Аскольда против Полоцка.
Позднее 865 г. Войны киевского князя Аскольда с древлянами и уличами.
866 г. Легендарный поход киевских князей Аскольда и Дира на Царьград (Константинополь).
867 г. Изгнание Рюрика из Фрисландии. Подготовка Рюрика к войне с королем Лотарем II. Прибытие в Киев византийского епископа и массовое крещение русов. «Окружное послание» патриарха Фотия византийским епископам, где он сообщает о крещении русов.
869 г. Поход князей Аскольда и Дира на кривичей.
870 г. Заключение Рюриком в Нимвегене союзного договора с Карлом Лысым.
872 г. Встречи Карла Лысого с Рюриком в Льеже и Маастрихте.
873 г. Встреча Рюрика в Аахене с королем Людовиком Немецким. Возвращение Рюрику земель во Фрисландии.
874 г. Поход киевского князя Аскольда на Византию. Заключение мирного договора между ним и императором Василием I Македонянином. Крещение части дружины русов в Константинополе.
Конец 870-х гг. Поход русов на Каспий и нападение на город Абаскун (Абесгун).
879 г. Смерть Рюрика, князя Новгородского.
Crusader Kings III Общие обсуждения
Играя за Рюрика в 862 году: принять местную религию или оставить скандинавскую?
Я не уверен, что такое «лучшая» нереформированная языческая вера или в чем разница между ними, есть ли у кого-нибудь заметки о том, является ли скандинавская, суомоннесская или славянская вера лучшей для раннего племенного начала?
Первоначально отправлено Харрисом:
Исторически Рюрик был скандинавом, но когда они заселили земли Киевской Руси, они приняли славянскую культуру и религию. Потом через какое-то время решали, какую религию принять из устоявшихся — как для объединения племен, так и с политической/дипломатической точки зрения. И Православие было очевидным выбором, т.к. Византия.
Рад сообщить, что все упомянутое очень хорошо работает в игре.
Когда вы единственный скандинав и большинство ваших земель славянские, имеет смысл обратиться самому, а не их.
После этого православие — лучший выбор религии для России из-за Византии. Существует огромная разница между переходом в православие и сохранением язычества.
Если вы язычник, вы предоставлены сами себе, и другие королевства могут объявить вам священную войну. Хотя теоретически это управляемо, у вас и так достаточно врагов в этой части карты (например, в Хазарии) даже без того, чтобы христиане объявляли вас.
Но если ты православный, Византия вдруг очень полюбит тебя, захотят женить на тебе своих принцесс, захотят послать свои 40 тысяч думстеков, чтобы сражаться за тебя в войнах. И ни один христианин не может объявить вам священную войну. В то же время, поскольку в регионе нет других православных, кроме Болгарии, вы можете объявить священные войны всем племенам вокруг вас и за короткое время накопить много земель.
После этого давайте поговорим о языческих религиях. Реформировать их сложнее, потому что вам нужно удерживать 3 святых места, для Славянского это означает контроль над Россией, Украиной и Польшей, так что довольно много земли. Это может занять некоторое время, из-за чего вы отстанете в плане технического прогресса. Но если вам это удастся, вы сможете принять некоторые принципы, недоступные христианам (наиболее ярким примером является человеческое жертвоприношение).
Но для ранней игры — скандинавское язычество хорошо тем, что поощряет военную экспансию. Человеческое жертвоприношение также позволяет вам получить много благочестия от заключенных, если вы решите пойти по пути языческого реформирования.
В общем, в начале я бы посоветовал вам оставаться викингом — действуйте, используйте тот факт, что у вас могут быть наложницы, совершайте набеги на Англию и Францию за тонны золота, которые вы будете использовать позже, когда станете феодалом. . А потом остепенись, перейди в русский язык, прими православие, наслаждайся дружбой со сверхдержавой.
В качестве альтернативы, вы можете попробовать сформировать что-то вроде «лиги викингов», оставаясь норвежцем и подружившись со своими родственниками в Швеции и т.п. Но феодальная игра лучше подходит для поздней игры из-за безумных баффов, которые могут получить ваши войска, и, наконец, что не менее важно, первородства, поэтому викинг определенно не та стадия, на которой вы хотите остаться навсегда. Просто извлеките из этого максимум пользы, прежде чем двигаться дальше. Надеюсь, это поможет.
Русское общество | ТОТА
Общества Киевской Руси
Русское общество возникло как ряд феодальных государств, сосредоточенных вокруг таких городов, как Киев, Новгород, Тверь и Владимир. В это время власть принадлежала небольшой группе правящих князей, большинство из которых происходило по линии основателей Рюрика. Ниже их были бояре, процветающий дворянский класс воинов, торговцев и законодателей. Они наблюдали за усилиями небольшого среднего класса торговцев, сгруппировавшихся в городах. Большинство населения работало в фермерских хозяйствах как феодальные крестьяне. К 17 веку эти крестьяне будут привязаны к своей земле по рождению, система, известная как крепостное право. Однако в период Киевской Руси социальная мобильность среди свободных людей распространялась в обоих направлениях; человек мог подняться до процветания или опуститься почти до рабства.
Каждый город действовал по-своему. Новгородская республика, например, принимала решения через выборных чиновников и совет бояр. Его князья выполняли в основном формальную и военную роль. Тем временем Владимиро-Суздальское княжество сохраняло более традиционный характер. Вообще дворянство Киевской Руси собирало налоги и дань со своих подданных. Они часто экспортировали эту дань в такие города, как Константинополь, что было важным источником дохода. Их прибыль можно было использовать для финансирования армий и импорта предметов роскоши. Таким образом, средневековая Россия превратилась в общество как процветающего богатства, так и крайней нищеты.
Относительная автономия между городами способствовала развитию конкуренции и постепенному разрушению федерации. Старшие члены семьи мужского пола обычно наследовали трон, что поощряло безудержную борьбу внутри династии Рюриковичей. События в мире, в том числе крестовые походы и упадок Константинополя, также ослабили позиции Киева с 12 века. Владимир возник как новый центр русской торговли и культуры, великое княжество. Когда татарские и монгольские войска вторглись в 13 веке, они оставили правящий класс нетронутым, но потребовали дани с юга. Владимир, как и Киев, был сожжен Золотой Ордой. Он сохранился до наших дней, но его влияние угасло.
Княжество Московское и Российская империя
Присутствие Золотой Орды способствовало консолидации власти между бывшими государствами Киевской Руси. Новое Великое княжество образовалось в городе Москве, выросшем из старого Владимиро-Суздальского. Благодаря осторожному политическому маневрированию, религиозной централизации и военной стратегии московским князьям удалось объединить русское государство, независимое от татар. Последние Рюриковичи, а позже Романовы построили земледельческое общество на спинах крестьян-батраков. Те, кто владел землей, как правило, были представителями дворянства и духовенства.
Влияние боярства уменьшилось при московских царях, особенно при Иване Грозном в 16 веке. В 1721 году царь Петр Великий перенес свою столицу в новый город Санкт-Петербург и основал Российскую империю. Он обратился к Европейскому Возрождению, чтобы продвинуть вперед свою империю, опираясь на особое влияние Франции. Дворяне Петербурга отказались от традиционной одежды в пользу европейских стилей. Они бегло говорили по-французски, учились за границей и нанимали репетиторов для своих детей. Императрица Екатерина Великая, корреспондент Вольтера, спонсировала искусство, музыку и литературу по темам Просвещения. Во время Французской революции многие дворяне бежали из своей страны в поисках безопасности России.
Русское общество становилось все более и более европейским, а его крестьяне продолжали свой древний феодальный образ жизни. Безземельные крестьяне, теперь крепостные, потеряли право покидать землю, на которой родились. Те, кто находился между крепостными и дворянскими, представляли небольшой средний класс бюрократов, солдат, торговцев и ремесленников. К 19 веку низшие классы начали выступать против аристократии. В 1825 году восстание декабристов поставило под угрозу правление царя Николая I. Это и сокращение военного присутствия подтолкнули к многочисленным реформам. Крепостное право было отменено в 1861 году царем Александром II. Правительство стало более представительным, особенно через местные советы, называемые земства . Однако эти шаги были слишком медленными и запоздалыми. В 1871 году убийцы убили Александра II бомбой. Его сын, Александр III, ответил насилием и культурным консерватизмом.
Социальные структуры Советского Союза
В 1894 году царь Николай II унаследовал больную и неустойчивую империю. Россия была домом для растущего числа антимонархических движений, включая нигилизм и социализм. После нескольких лет Первой мировой войны общественные настроения достигли точки кипения. Русская революция 1917 смели старую сословную систему вместе с царем и его семьей. На смену ему пришел Союз Советских Социалистических Республик, СССР.
При социализме Советский Союз пытался реализовать бесклассовое государство, которое служило бы всем людям. Централизованная правящая партия принимала решения через комитет и партийный съезд. Со временем Политбюро и его генеральный секретарь, должность, которую занимали такие люди, как Иосиф Сталин, Никита Хрущев и Михаил Горбачев, стали наиболее влиятельными. Кроме того, лидеры Советского Союза могли носить титулы премьера или главы государства. Хотя социальная мобильность была выше, чем в большинстве стран, между партийными чиновниками, учеными, городскими рабочими и сельскими фермерами сохранялись определенные классовые различия. Те, кто работал на партию, как правило, получали льготы, в то время как крестьяне часто продолжали свой старый образ жизни в деревне.
В 1980-е годы Генеральный секретарь Михаил Горбачев руководил новыми либеральными реформами, известными как «Перестройка и гласность». Однако, как и царские реформы до них, эти изменения произошли слишком поздно, чтобы спасти Советский Союз. К 1991 году он распался, и власть перешла к президенту Борису Ельцину.
Современное российское общество
Современная Россия — полупрезидентская республика, возглавляемая президентом и премьер-министром. Законодательными органами являются Федеральное Собрание и Государственная Дума. Начиная с 2000 года страной в основном руководит президент Владимир Путин. Федерация разделена на 85 более мелких единиц. Большинство его жителей составляют этнические русские, но здесь также проживает много этнических меньшинств. Расовая напряженность, часто перенесенная из Советского Союза, сохраняется в некоторых районах. Северо-Кавказский регион, в частности, был свидетелем десятилетий конфликтов и терроризма между государством и исламскими или сепаратистскими движениями.