Содержание
Научно-исследовательская работа «Рюрик – первый русский князь»
Введение
“Стоит жить, чтоб в землю врезать след
поглубже, позаметней…”
Мусса Джалиль
Что такое человек? Какое место он занимает в
истории? История — движение времени. Мне кажется,
что все мы, простые и выдающиеся, пишем историю
своей страны.
Я хочу рассказать о интересном человеке,
который оставил свой след в древнейшей истории.
Волею судьбы он становится первым русским
князем, основателем государства русского, хоть и
сам не был русского происхождения. В своей работе
я систематизировал знания о происхождение
Рюрика, о его деятельности.
Цель: познакомить участников фестиваля с
жизнью первого русского князя.
Задачи исследования:
- Изучить биографию Рюрика.
- Рассказать о деятельности русского князя.
- Доказать что Рюрик действительно является
исторической личностью.
Начало летописи
Согласно древнерусскому летописному
своду XII века “Повесть временных лет” в 862 году
варяг Рюрик с братьями по приглашению таких
племён как чудь, ильменьские словене был призван
княжить в Новгород. Это событие, с которого
традиционно отсчитывается начало
государственности восточных славян, в
историографии получило условное название
“Призвание варяг”. Летописец назвал причиной
приглашения междоусобицу, охватившую жившие на
новгородских землях славянские и финно-угорские
племена. Рюрик пришёл со всем своим родом,
называемым Русь этническая принадлежность
которого прод олжает дискутироваться. Летопись
сообщает, как после смерти братьев власть
сосредоточилась в руках старшего из них, Рюрика:
“…И пришли, и сел старший, Рюрик, в
Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а
третий, Трувор, – в Изборске. И от тех варягов
прозвалась Русская земля. Новгородцы же – те
люди от варяжского рода, а прежде были словене.
Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор.
И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать
мужам своим города – тому Полоцк, этому
Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах
– находники, а коренное население в
Новгороде – словене, в Полоцке – кривичи, в
Ростове – меря, в Белоозере – весь, в Муроме –
мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.”
По летописи можно заметить расширение
подвластных Рюрику земель. Его власть
простиралась на Новгород, а также на
западно-двинских кривичей (город Полоцк) на
западе, финно-угорские племена мери (город
Ростов) и мурома (город Муром) на востоке. В
поздней Никоновской летописи (1-я половина XVI
века) сообщается о смуте в Новгороде, жители
которого были недовольны правлением Рюрика.
Событие отнесено к 864 году, то есть когда по
Ипатьевской летописи Рюрик основал Новгород.
Чтобы подавить смуту, Рюрик убил некого Вадима
Храброго, о котором известно только то, что
сказано в Никоновской летописи:
“В лето 6372 … оскорбишася Новгородци,
глаголюще: „яко быти нам рабом, и много зла
всячески пострадати от Рюрика и от рода его“.
Того же лета убил Рюрик Вадима Храброго, и иных
многих изби Новгородцев съветников его”
Историки связывают сообщение
Никоновской летописи о восстании новгородцев с
более поздними событиями XI века при Ярославе
Мудром. Более ранние, чем Никоновская, летописи
ничего не говорят о Вадиме Храбром и смуте
новгородцев против Рюрика, тем более, что и сам
Новгород был построен, согласно археологической
датировке, уже после смерти Рюрика вблизи его
укреплённой резиденции (городища). В 879 году,
согласно летописи, Рюрик умирает, оставив
малолетнего сына Игоря под опекой своего
военачальника и, возможно, родственника Олега.
Автор <<Задонщины>>, поэтического творения
конца XIV века, прославляет Рюрика как первого
русского князя:
“Той бо вещий Боян, воскладая свои
златыя персты на живыя струны, пояше славу
русскыим князем: первому князю Рюрику, Игорю
Рюриковичу и Святославу Ярославичу, Ярославу
Володимеровичу…”
Древнерусские летописи начали
составляться 150—200 лет спустя после смерти
Рюрика на основе каких-то устных преданий,
византийских хроник и немногих существующих
документов. Поэтому в историографии сложились
разные точки зрения на летописную версию
призвания варягов. В XVIII — первой половине XIX
преобладало мнение о скандинавском или финском
происхождении князя Рюрика, позднее
предлагалась гипотеза о его Помарянском
происхождении.
Происхождение Рюрика
Вокруг родоначальника первой
княжеской династии Руси существует много версий,
вплоть до попыток доказать его легендарность.
Легендарность Рюрика порождается отсутствием
сведений о его происхождении: откуда он пришёл на
княжение и к какому народу-племени принадлежал.
Тема родины Рюрика тесно связана с этимологией
слов Русь и русы. Существуют несколько версий
происхождения Рюрика, из которых основными
являются норманнская и западно-славянская.
Норманнская версия
Имя ruRikr на фрагменте рунического камня
U413, использованного для постройки церкви
Норрсунде (Norrsunda), Уппланд, Швеция. Исходя из того,
что в русских летописях Рюрик назван варягом, а
варяги-русь по различным источникам
ассоциируются с норманнами или шведами,
сторонники норманской концепции считают Рюрика,
как и всю его дружину, варягами-викингами, из
Скандинавии.
Западнославянская версия
Альтернативой норманской версии является
версия о происхождении Рюрика из среды поморских
западных славян. “Повесть временных лет” прямо
говорит о том, что Рюрик, будучи варягом, не
являлся при этом ни норманном, ни шведом, ни
англом, ни готландцем.
Продолжение статьи
Первые русские князья
1. РЮРИК
тогда славянский народ решил:«Поищем себе князя, который бы навёл порядок на нашей земле, был бы справедливым и умным».Так рассказывает летопись.
Обратились славяне за помощью к варягам (жили варяги в северной стране Скандинавии). Славились варяги своим умом, терпением и воинской доблестью.
В 862 году первыми Правителями в Древнем Отечестве стали братья Рюрик, Синеус и Трувор.
Первый русский князь Рюрик привёл своё войско (дружину) в Новгород и стал там княжить.
Страна, в которой они поселились, стала называться Русь.
С этого времени Русью начали называть земли, на которых правил Рюрик и после него — другие варяжские князья: Олег, Игорь, Ольга, Святослав. Князья укрепляли Русь, поддерживали порядок внутри страны, заботились о её безопасности.
Рюрик (ум. 879) — варяг, новгородский князь и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей. В одном из походов в чужие земли Рюрик погиб.
Князь Рюрик.
Согласно древнерусскому летописному своду XII века, «Повести временных лет», в 862 году варяг Рюрик с братьями по приглашению таких племён, как чудь,ильменские словене, кривичи и весь, был призван княжить в Новгород. Это событие, с которого традиционно отсчитывается начало правления династии Рюриковичей, объединившей Новгородскую и Киевскую Руси, в историографии получило условное название Призвание варягов. Летописец назвал причиной приглашения междоусобицу, охватившую жившие на новгородских землях славянские и финно-угорские племена. Рюрик пришёл со всем своим родом, называемым русь, этническая принадлежность которого продолжает дискутироваться.
Летопись сообщает, как после смерти младших братьев власть сосредоточилась в руках Рюрика: «…И Пришли к славянам, и сел старший Рюрик в Новгороде, а другой — Синеус — на Белоозере, а третий — Трувор — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были славяне. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — славяне, в Полотске — кривичи, в Ростове —меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик».
ОЛЕГ
Олег княжил 33 года: с 879 по 912 годы.
Князья укрепляли Русь, поддерживали порядок внутри страны, заботились о её безопасности. Таким был и князь Рюрик. Но в одном из походов в чужие земли Рюрик погиб. Вместо него стал княжить его воевода (начальник войска) – князь Олег.
Князь Олег был умным и хитрым правителем. Он завоевал много земель, а главным русским городом сделал Киев. Всюду строил он города и крепости, а их правителями оставлял своих дружинников. Он сделал Киев официальной столицей складывающегося Древнерусского государства.
Князь Олег двинул на Византию огромный флот из двух тысяч кораблей. Решив отсидеться за крепкими стенами, византийцы преградили вход в гавань огромной цепью. Тогда хитроумный Олег придумал вот что: поставить ладьи на колёса и двинуть их к городу.
Устрашённые невиданным зрелищем, византийцы тотчас запросили мира. По обычаю князь Олег прибил свой щит к воротам Царьграда. Между Русью и Византией был заключен мирный договор. В знак мира византийцы подали Олегу чашу с вином. Но Князь почувствовал неладное и вылил вино, Оказалось, что вино и впрямь было отравлено. Византийцы подумали, что Олег наделён каким-то неведомым даром и прозвали Олега вещим. Вещий – предвидящий будущее, пророческий.
Существует легенда о смерти князя Олега. Рассказывают, будто нагадал ему кудесник (предсказатель), что примет смерть он от своего любимого коня. С тех пор не садился Олег на этого коня. Как-то раз через много лет вспомнил князь о своём любимце, но узнал, что он мёртв.
Посмеялся Олег над предсказанием кудесника и вздумал посмотреть на кости коня. Князь наступил на череп коня и засмеялся: «Не от этой ли кости умереть мне?» Вдруг из черепа выползла змея и ужалила Олега. От этого укуса он и умер.
Олег был храбрый князь, в народе любили его и жалели, когда он погиб.
Князь Олег.
— Олег получил прозвище «Вещий», то есть всеведущий, знающий то, что другим знать не дано. В этом прозвище отражена его прозорливость, мудрость. Киев при Олеге не только богател, но и сильно укреплялся. Город был окружён рвом и крепкими бревенчатыми стенами. Именно он положил первый камень в фундамент русской государственности, и сделал это так добротно и основательно, что им созданная страна не развалилась при ближайших преемниках, а напротив — стала процветать и шириться с каждым следующим поколением. Именно он далеко прославил русское оружие и заставил соседей — могущественных хазар и гордых византийцев уважать интересы молодого варварского народа, само имя которого стало известно лишь за полвека до его княжения. Олег был храбр и умён. Он управлял государством более тридцати лет. По преданию умер он не в бою. Умер он от укуса змеи, которая выползла из останков его коня.
ИГОРЬ
После Олега стал княжить Игорь, сын Рюрика. Когда умер Рюрик, Игорь был совсем маленьким и не мог сам управлять народом. За него княжил его дядя, Олег, который любил племянника и заботился о нём. После смерти Олега Игорь, который к этому времени вырос, стал русским князем. (912 – 945гг.)
Отличался князь Игорь своей жадностью. Собирал он дань со славянского племени древлян, живших в густых лесах. Игоревы дружинники отбирали у них мёд, кожу, меха, сушёное мясо и рыбу. Но всё князю было мало.
Тогда решили древляне убить Игоря, чтобы освободиться от непосильной дани и наказать князя за жадность. Летопись донесла до нашего времени их слова: «Повадился волк к овцам, перетаскает все стадо, пока не убьем его, всех нас разорит». Как они сказали, так и сделали.
Князь Игорь. — После смерти Олега на киевский престол вступил возмужавший к тому времени сын Рюрика (начальник варяжского военного отряда, основатель династии Рюриковичей) – Игорь. (слайды 9)
По смерти Олега в 912 году Игорь стал великим князем. Древляне, получив о том известие, отложились от Киева. В 941 году Игорь пошел походом на греков. И послали болгары весть царю Роману, что идет Русь на Царьград, рассказывает летописец, и стала Русь воевать греческую страну по побережью, и Судийскую гавань всю пожгла. Роман же ничего не мог противопоставить силе Игоревой, так как вел войны в других местах. Но вот пришли с востока свежие силы и окружили Русь. Русь, посовещавшись, вышла против греков с оружием, и в жестоком сражении едва одолела греков. Спасаясь от разгрома, остатки Игоревой дружины погрузились на корабли и ночью отплыли в море. Огненные корабли греков стали пускать огонь на русские корабли, и повергли Русь в величайший ужас. Многие, увидев пламень, бросались в морскую воду, стремясь спастись. И так остаток Руси возвратился домой в Киев.
Игорь не отчаялся, но стал готовиться ко второму походу. К 944 году он собрал многих воинов и пошел на греков в ладьях и на конях. Услышав об этом, корсунцы (то есть жители Херсонеса, греческой колонии в Крыму) послали к царю Роману со словами: «Вот, идет Русь, покрыла все море кораблями, нельзя и сосчитать». Идет Русь и наняла с собой печенегов». Услышав об этом, царь прислал к Игорю лучших бояр с мольбою: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и еще к той дани». Игорь отозвал воинов, возвратился назад и пришел к Киеву. В 945 году царь греческий прислал послов к Игорю восстановить прежний мир. Игорь, переговорив с ними, послал мужей своих в Царьград, и был заключен новый торговый договор между империей и Русью.
Игорь часто объезжал свои земли по разным делам. Однажды он собирал ежегодную дань с древлян, а на обратном пути ему показалось, что дани взято мало – он вернулся за остальной частью. Древляне, узнав об этом, сказали: «Если повадится волк к овцам, то вынесет всё стадо, пока не убьют его». Действительно, из этого похода Игорь уже не вернулся. Его убили древляне.
ОЛЬГА
После смерти князя Игоря править славянами стала его жена Ольга. (945 – 961гг.) Она была женщиной решительной, умной. Но очень она сердилась на древлян за смерть мужа и решила им отомстить.
Рассказывают, будто Ольга предложила древлянам вместо обычной дани — мехов да мёда — прислать с каждого двора по три голубя и по три воробья. Обрадовались древляне и с радостью исполнили странное желание Ольги. А она приказала привязать к ногам птиц по тряпке, пропитанной серой, поджечь тряпки и отпустить птиц.
Вернулись горящие голуби и воробьи на те дворы, где жили, — вспыхнули деревянные постройки да соломенные крыши. В один миг сгорели поселения древлян. Так отомстила Ольга за смерть своего мужа.
Наказав древлян, княгиня установила новую дань, но она всегда знала меру и своего сына Святослава учила, что «жадность до добра не доводит».
Княгиня Ольга.
— Несмотря на жёсткость такого поступка, летопись называет Ольгу «мудрейши всех человек» и рассказывает о неустанных заботах княгини по «устроению земли». Действительно, во время поездок по Руси Ольга провела финансово-административную реформу, установила размеры дани, разделила на отдельные административные единицы – погосты, во главе которых поставила особых княжеских уполномоченных. Ольга прожила очень долго и оставила добрую память.
. СВЯТОСЛАВ
Сын княгини Ольги и Игоря Святослав был прирожденный воин, «рыцарь без страха и упрека», необычайно выносливый в походах, неприхотливый в быту, он мог спать под открытым небом, подложив под голову седло, был невзыскателен в пище, быстр и решителен в движениях. Святослав никогда не нападал на врага, не предупредив его: ‘Иду на вы». Начиная с 964 года, он совершил ряд походов на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы, освобождая славянские племена от власти хазар и присоединяя к своим территориям новые земли.
Князь Святослав.
— Святослав с малых лет отличался волей, благородством и мужеством. Он постоянно упражнялся в верховой езде, учился владеть копьём, стрелял из лука. И вырос могучим богатырём. Одевался Святослав не как князь, в дорогие одежды, а как простой воин. Святослав был живым воплощением могучей силы. Князь-воин прожил всего 27 лет, но он успел совершить шесть победоносных походов и остался в памяти русской молодым и отважным. В походах не возил с собой ни волов, ни котлов, но нарезал дичь тонкими пластинами и жарил на костре. Не имел он шатров, а спал на земле. Отправляясь в поход, посылал сначала гонцов сказать: «Хочу на вас идти». Он воевал с грозной и сильной Византийской империей, которая пыталась оттеснить славян от берегов Чёрного моря. Погиб Святослав в бою с кочевниками-печенегами, когда возвращался из похода на Византию.
Приложение 2
Князья | Годы правления | Словесный портрет | Опорные высказывания (что было сделано?) |
Рюрик | 862-879гг. (IXв.) | Славился умом, терпением и воинской доблестью. | Первый русский князь, варяг |
Олег | 879 — 912гг. (нач. X в.) | Олег был умным и хитрым правителем | Завоевал много земель, а главным русским городом сделал Киев. Всюду строил он города и крепости. |
Игорь | 912 – 945гг. (нач. X в.) | Жадный | Собирал дань со славянского племени древлян. Дружинники отбирали мёд, кожу, меха, сушёное мясо и рыбу. Но всё князю было мало. |
Ольга | 945 – 961гг. (X в.) | Женщина решительная, умная | Решила отомстить за смерть мужа. |
Святослав | 961- 972гг. (кон. X в.) | Прирожденный воин, выносливый, решительный | Присоединял к своим территориям новые земли. |
Летопись монастыря | Десятинный Рождество-Богородицкий монастырь
На Старокиевской горке в Киеве — первый каменный православный храм на Руси, воздвигнутый Владимиром Святославичем на месте гибели российских первомучеников Феодора Варяга и сына его Иоанна.
Десятинная церковь названа так потому, что на ее содержание шла десятина доходов князя. При закладке краеугольного камня в присутствии митрополита Леонтия, греческих и русских епископов, бояр и бесчисленного народа святой князь Владимир сказал:
Первый храм (996-1240 гг.)
Начало строительства Десятинной церкви на Старокиевской горе относится к 989 году, о чем сообщается в летописи:
В 1169 году церковь была разграблена войсками князя Мстислава Андреевича, сына Андрея Боголюбского, в 1203 году — войсками Рюрика Ростиславича. В 1240 году полчища хана Батыя, взяв Киев, разрушили Десятинную церковь — последний оплот киевлян. По преданию, Десятинная церковь рухнула под тяжестью местных жителей, которые забрались на своды, пытаясь спастись от монголов, но Ю. С. Асеев предположил, что здание рухнуло после применения осаждающими стенобитных орудий.
Второй храм (1630-1828 гг.)
По инициативе митрополита Петра Могилы в 1630-х годах над юго-западным углом древнего храма была построена небольшая церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы в память об утраченной раке, в которой находилась одна из древнейших икон с образ святителя Николая, по преданию, привезен Владимиром из Корсуни.
Третий Храм (1842-1928)
В 1824 году митрополит Евгений (Болховитинов) приказал расчистить фундамент Десятинной церкви. Киевский археолог-любитель К. А. Лохвицкий, а затем петербургский архитектор Н. Е. Ефимов первыми открыли план фундаментов, нашли остатки мрамора, мозаики, фрески. 2 августа 1828 года было освящено начало строительства новой церкви, которую поручили другому петербургскому архитектору Василию Стасову.