Рюрик история: Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов

РЮРИК • Большая российская энциклопедия

Авторы: Е. А. Мельникова

РЮ́РИК (др.-сканд. Hrœríkr), со­глас­но со­об­ще­ни­ям др.-рус. ле­то­пи­сей, пра­ви­тель Се­ве­ро-Зап. Ру­си и ро­до­на­чаль­ник ди­на­стии Рю­ри­ко­ви­чей. Согласно по­ме­щён­ному в «По­вес­ти вре­мен­ных лет» под 862 «Ска­за­нию о при­зва­нии ва­ря­гов», Р. был приглашён на княжение зна­тью чу­ди, сло­вен, кри­ви­чей, ме­ри (и, воз­мож­но, ве­си). Р. при­шёл в Ла­до­гу (см. Ста­рая Ла­до­га; по од­ной вер­сии) или в Нов­го­род (по др. вер­сии) с брать­я­ми Си­не­усом (Signjótr) и Тру­во­ром (Þórvarðr), по­сле их смер­ти стал еди­но­лич­ным пра­ви­те­лем на се­ве­ро-за­па­де Ру­си. Все три име­ни ши­ро­ко пред­став­ле­ны в др.-сканд. оно­ма­сти­ко­не. Вы­ве­де­ние име­ни Р. из по­мор­ско-сла­вян­ско­го сло­ва «rerig» («со­кол»), а так­же ин­тер­пре­та­ция имён Си­не­ус и Тру­вор как сло­во­со­че­та­ний «sine hus» и «tru varing» – «со сво­им до­мом» и «вер­ной дру­жи­ной» – не­ве­ро­ят­ны по лин­гвис­тич. со­об­ра­же­ни­ям. Оцен­ка «Ска­за­ния» как умо­зрит. кон­ст­рук­ции ле­то­пис­ца или ме­ст­ной нов­го­род­ской ле­ген­ды (А. А. Шах­ма­тов, Д. С. Ли­ха­чёв и др.) обу­сло­ви­ла при­зна­ние Р., а так­же его брать­ев ле­ген­дар­ны­ми фи­гу­ра­ми. В нач. 21 в., по­сле вы­яв­ле­ния ис­то­рич. яд­ра «Ска­за­ния» (Е. А. Мельникова, В. Я. Пет­ру­хин, П. С. Стефанович и др.), ре­аль­ность су­ще­ст­во­ва­ния Р. не вы­зы­ва­ет серь­ёз­ных со­мне­ний («бра­тья» Р. мог­ли по­явить­ся в «Ска­за­нии» в про­цес­се его уст­но­го бы­то­ва­ния под влия­ни­ем свой­ст­вен­но­го эпич. по­эти­ке мо­ти­ва триа­ды «ос­но­ва­те­лей»). Мож­но по­ла­гать, что Р. яв­лял­ся пред­во­ди­те­лем од­но­го из от­ря­дов викингов (варягов), дей­ст­во­вав­ших в Ла­дож­ско-Иль­мен­ском ре­гио­не, и стал пра­ви­те­лем воз­ник­ше­го здесь ран­не­го­су­дарственного об­ра­зо­ва­ния с цен­тром в Ла­до­ге или на Го­ро­ди­ще (см. Рю­ри­ко­во го­ро­ди­ще). Су­дя по име­ни, упот­ре­би­тель­но­му в дат­ском и юж­но­нор­веж­ском ди­на­стич. име­но­сло­ве, Р. мог про­ис­хо­дить из знат­но­го, воз­мож­но пра­вя­ще­го, ро­да. Ото­жде­ст­в­ле­ние Р. с имев­шим лен во Фри­зии Ро­ри­ком (лат. Roricus) из ро­да юж­но­дат­ских пра­ви­те­лей (Н. Т. Бе­ля­ев; кри­ти­ку см.: Х. Лов­мянь­ский) не име­ет ос­но­ва­ний, кро­ме сов­па­де­ния име­ни и при­мер­но­го вре­ме­ни жиз­ни.

Рюрик. Миниатюра Радзивилловской летописи. Фрагмент. Кон. 15 в. Библиотека РАН (С.-Петербург).

При­да­ние «Ска­за­нию» ста­ту­са ди­на­стич. этио­ло­гич. ле­ген­ды, а Р. – ро­ли пра­ро­ди­те­ля кня­же­ско­го ро­да про­изо­шло, ве­ро­ят­но, в кон. 10 – нач. 11 вв. и за­кре­пи­лось в древ­ней­шем ле­то­пи­са­нии и др.-рус. по­ли­тич. соз­на­нии. С 1060-х гг. имя Рюрик ис­поль­зо­ва­лось в др.-рус. кня­же­ском име­но­сло­ве. Об­раз Р. под­верг­ся пе­ре­ос­мыс­ле­нию в ле­то­пи­са­нии и по­ли­тич. лит-ре 16 в. («Ска­за­ние о князь­ях вла­ди­мир­ских»), где под влия­ни­ем польск. ис­то­рио­гра­фии он был пред­став­лен по­том­ком рим. имп. Ав­гу­ста и вы­ход­цем из Прус­сии, а ска­за­ние о нём бы­ло объ­е­ди­не­но с нов­го­род­ской тра­ди­ци­ей о пер­вом по­сад­ни­ке Гос­то­мыс­ле.

Фи­гу­ра Р. по­ме­ще­на в скульп­тур­ной ком­по­зи­ции па­мят­ни­ка «Ты­ся­че­ле­тие Рос­сии» в Вел. Нов­го­ро­де (1862; по про­ек­ту М. О. Ми­ке­ши­на).

кем был Рюрик и откуда он пришел?

Нет, наверное, в русской истории вопроса более спорного и запутанного, чем происхождение варягов-руси и их предводителя Рюрика. Те историки, которые считали этих людей выходцами из Скандинавии, получили от коллег прозвище норманисты. Другие — их зачастую называют антинорманистами — упорно доказывали, что никакие северяне к созданию русского государства не причастны, а если кто и приплывал к нам издалека, то это были балтийские славяне, их-то летописцы, дескать, и прозывали варягами. Этот ученый спор длился столетиями, написаны целые горы книг с изложением обеих точек зрения. Но вот, наконец, новые научные методы, в первую очередь — исследования генетиков, позволили окончательно разобраться в этой сложной теме и поставить жирную точку в дискуссии.

Откуда варяги?  Из-за моря, вестимо

С одной стороны, первая русская летопись «Повесть временных лет» рассказывает о приглашении местными племенами неких варягов. Со слов летописца, дело было так: «Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются свеи (шведы), а иные — урманы (норманны — норвежцы и датчане) и англяне (англы), а еще иные готы (обитатели острова Готланд) — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к словенам. И поставили город Ладогу. И сел старший, Рюрик, в Ладоге, а другой — Синеус, — на Белом озере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».

Выходило, что варяги-русь были некой частью скандинавов, к которым тогда относили не только шведов, готландцев, норвежцев и датчан, но и англо-саксов, буквально накануне переселившихся в Британию из Дании. Стало быть, и летописных русов следовало искать где-то в землях скандинавских викингов. С другой стороны, эта странная русь, если верить летописи, вся без остатка переселилась сюда к нам, в Восточную Европу.

Сказ про шведских шпионов

Интересно, что первая отечественная летопись утверждает, что Рюрик с братьями явились на новгородскую землю в 862 году. Казалось бы, с этой даты и следует отсчитывать присутствие варягов-руси на территории Востока Европы.

Но все дело в том, что греческие хроники говорят о северном народе рос, под которым ученые понимают ту же самую русь, с начала IX столетия, то есть несколько раньше Рюрикова явления. Уже в 860 году Константинополь пережил первый серьезный поход на него русов. Вот что об этом пишут византийцы: «В его (василевса Михаила) царствование в лето 6368 (860 год) пришли росы на двухстах кораблях, которые предстательством всеславнейшей Богородицы были повержены христианами, полностью побеждены и уничтожены».

Причем франки, предки нынешних французов, посчитали этих причерноморских русов шведами. Франкская хроника «Бертинские анналы» так описывает события 839 года: «Прибыли также греческие послы, отправленные императором Феофилом… Он послал с ними неких (людей), которые говорили, что их, то есть их народ, называют рос, что их король  по имени Хакан послал их к нему (Феофилу), как они заявляли, дружбы ради. Он (Феофил) просил в упомянутом письме, чтобы, насколько можно, они по милости императора (франкского короля) имели бы разрешение и помощь безопасно возвратиться через его империю, потому что путь, по которому прибыли в Константинополь, они проделали среди варварских племен, ужаснейших, отличавшихся безмерной дикостью, и в отношении их он, опасаясь, не хотел бы, чтобы они возвращались через их страны, подвергая себя случайным опасностям. Расследуя более тщательно причину их прибытия, император (франкский король) узнал, что они из народа свеонов (шведов), и решил, что они являются, скорее, разведчиками в той стране и в нашей, чем просителями дружбы».

Тут интересно не только то обстоятельство, что правитель франков Людовик I опознал в русах шведских шпионов, но и что жил этот загадочный народ тогда еще очень далеко от византийских владений, возможно, где-то на Новгородчине, раз возвращаться послы решили круговым маршрутом аж через Францию.

Днепр или Волга?

Если византийцы при этом наблюдали активность росов (руси) на Черном море и были уверены, что этот народ живет по реке Днепр, то арабские географы постоянно видели русов жителями Поволжья.

Константин Багрянородный, греческий император в 913-920 годах, писал о беспокойных северных соседях: «Зимний же и суровый образ жизни тех самых росов таков. Когда наступит ноябрь месяц, тотчас их архонты (вожди) выходят со всеми росами из Киава (Киева) и отправляются в полюдия, что именуется «кружением», а именно — в Склавинии вервианов (древлян), другувитов (дреговичей), кривичей, северян и прочих склавинов, которые являются пактиотами (подданными) росов. Кормясь там в течение всей зимы, они снова, начиная с апреля, когда растает лед на реке Днепр, возвращаются в Киав. Потом так же, как было рассказано, взяв свои моноксилы (ладьи из одного дерева), они оснащают (их) и отправляются в Византию».

Арабы, которые в это время уже овладели Персией и Средней Азией и прочно обосновались на южных берегах Каспия, со своей стороны описывают русов, обитающих где-то в Поволжье. Так Ибн-Хаукаль, географ и путешественник X века, сообщает: «А русы — варварский народ, живущий в стороне булгар (волжские булгары) на реке Итиль (Волге)… и то, что вывозится от них (хазар) из меда и воска и бобровых шкур, это то самое, что вывозится ими из страны русов и булгар. И те шкуры бобра, которые везут во все концы света и которых нет нигде, кроме как в северных реках».

Ибн-Фадлан, арабский путешественник начала X века, рассказывает: «…я видел русов, когда они пришли со своими товарами и расположились по реке Итиль (Волга), и я не видал более совершенных (более великих) членами, чем они, как будто они пальмовые деревья; они рыжи…» Этому арабу удалось побывать на похоронах знатного руса, которого сожгли в ладье по скандинавскому обычаю, водрузив затем под останками «нечто подобное круглому холму», то бишь курган.

Карта Руси изначальной с отметками археологических памятников скандинавского типа по Г. Лебедеву и В. Назаренко.

Ученые битвы

Казалось бы, как при таком изобилии прямых указаний летописей не признать русов скандинавами, отличными от славян? Дореволюционные историки академической школы в большинстве своем по данному вопросу соглашались со сведениями «Повести временных лет». Виднейший русский историк Сергей Соловьев замечал: «Итак, варяги летописца суть скандинавы; если скажут, что летописец ра-зумел также южный берег Балтийского моря, где жили и славяне, то он уже назвал их прежде — «Ляхове, Пруси и Чудь приседять морю Варяжскому» и потом совершенно молчит об них при исчислении народов варяжских.  Скажут: славяне должны были обратиться к своим же славянам, не могли призывать чужих, но имеет ли право историк настоящие понятия о национальности приписывать предкам нашим IX века? Наконец, если бы новгородцы и кривичи по нашим настоящим понятиям непременно хотели иметь своим князем славянина, то не надобно забывать, что в союзе с ними были племена финские, у которых не могло быть этого желания».

Однако почти всегда находились и те ученые, которые упорно не желали с такой позицией мириться, доказывая, что варяги и русь — это кто угодно, только не жители Скандинавского полуострова. Наиболее яркий представитель антинорманизма советский профессор Аполлон Кузьмин утверждал: «Варяги» русской летописи (в узком смысле) — это известные еще римским авторам «варины» (одно из древнегерманских племен — И.К.).  К середине IX века варины уже ославянились — они говорили на славянском языке».

Не менее лихо находил профессор Кузьмин и истоки Руси, правда, они у него получались разными, происходящими из различных частей света: «Русы — это славянизированные, но изначально неславянские племена, причем разного происхождения… В раннем Средневековье сохранилось три несвязанных между собой народа, носившие имя «рус». Средневековые арабские авторы знают их как «три вида русов». Первые — это руги, происходившие от северных иллирийцев. Вторые — это рутены, возможно, кельтское племя. Третьи — это русы-тюрки, сармато-аланы Росского каганата в степях Подонья».

Похоже, что антинорманисты были готовы согласиться с любыми версиями. Русью у них были и бывшие германцы-руги, и остатки готских племен на Востоке Европы, и кельты, да пусть даже аланы из степей Причерноморья, лишь бы не шведы. Впрочем, особой любовью противников норманистов всегда пользовались славянские племена с южного побережья Балтики — вагры, ободриты, руяне и поморяне. Именно на них чаще всего они делали ставку.

Аргументы из-под земли

Можно было бы надеяться, что точку в этом споре поставят археологи. Те действительно обнаружили на территории Руси значительное количество скандинавских могильников и поселений, тысячи курганов, из которых  сотни больших, таких, что в самой Скандинавии относят к «королевским». Нашлись и такие погребения, где людей сжигали прямо в деревянных ладьях, точь-в-точь как описано у арабского путешественника Ибн-Фадлана. Скандинавских воинов хоронили вместе с оружием, украшениями, даже такими специфическими, как «молоточки Тора». Подобных находок много в Старой Ладоге под Новгородом, в Тимерево под Ярославлем, в Гнездово под Смоленском, в Шестовицах под Черниговом, есть они в Киеве, Пскове, возле древлянского Искоростеня, — словом, почти по всей древнерусской территории. Причем, судя по датировкам, в некоторые места, например, на Верхнюю Волгу (Ярославская и Владимирская область) скандинавы добрались раньше славян, и предметов, с ними связанных, было там больше, чем славянских.

Но антинорманисты не сдавались. Скандинавские находки они объясняли присутствием наемников на службе у местных славянских князей. А обилие могил северян — тем обстоятельством, что служилось здесь несладко, домой возвращались немногие. Не смущало сторонников этой точки зрения даже то, что скандинавы проживали тут со своими дамами. Известный историк Владимир Петрухин пишет об этом так: «Открытие все большего числа скандинавских женских могил на Руси свидетельствует о том, что норманны брали с собой свои семьи (сравни легенду о призвании варягов, собравшихся «со своим родом») и чувствовали себя на Руси в безопасности». Противоположной точки зрения придерживается археолог Юрий Жарнов, который считает, что варяги, в частности в Гнездове, были лишь «временным» военным и торговым контингентом на Руси, и обилие их могил свидетельствует о том, что немногие счастливчики добирались на родину, в Скандинавию. Последняя точка зрения выглядит по меньшей мере парадоксом у автора статьи о женских скандинавских погребениях (которые составляли, по его подсчетам, едва ли не половину всех женских погребений в Гнездове), ибо трудно предположить, что «временный контингент» брал с собой женщин на Русь для того, чтобы они разделили его несчастливую судьбу». Конечно, русские норманны, судя по данным погребального обряда, не выглядят «несчастными»: скандинавские комплексы принадлежат к самым богатым и пышным в некрополях древнерусских городов (Киев, Чернигов) и погостов (Гнездово под Смоленском, Шестовица под Черниговом, Тимерево в Верхнем Поволжье и другие) X века». 

Впрочем, у антинорманистов были свои аргументы. Они доказывали, что скандинавское оружие и даже украшения, те же молоточки Тора, в то время широко встречались по всей Европе, бытовали даже у балтийских славян, и  это не показатель скандинавского происхождения. Да и женские украшения часто являются просто проявлением моды.

Рюриковичи под микроскопом

Пожалуй, этот научный спор мог бы длиться бесконечно долго, не приди на помощь историкам генетики. Точнее, генетики-любители, которые еще в 2006 году вместе с журналом «Русский Ньюсвик» запустили проект по ДНК-тестированию аристократических русских родов, в большинстве случаев эмигрантов, выводивших себя из Рюриковичей. «В результате исследования было установлено, что практически все, кто, согласно документальным источникам, считаются потомками Владимира Мономаха — Вадбольский,  Лобанов-Ростовский, Гагарин, Шаховский, Кропоткин, Хилков и Ржевский, — принадлежат  к гаплогруппе N1c1.  К тому же субкладу принадлежат Мышецкий, Массальский и Пузына, согласно официальной родословной, происходящие от Олега Святославича, внука Ярослава Мудрого и двоюродного брата Владимира Мономаха», — пишет об этом эксперименте видный генеалог Владимир Волков.

Большинство (около 70%) тех, кто претендовал на родство с легендарным Рюриком, действительно оказались друг другу родственниками, чей общий предок жил примерно 1000 лет назад. Более того, самая близкая родня этих людей среди наших современников проживает на северо-востоке Швеции, в городе Уппсала. Как замечает Волков: «Таким образом, нет сомнения в том, что предок Рюриковичей N1c1, кем бы он ни был, происходил из Швеции. Гаплотипы, сходные  с гаплотипами Рюриковичей N1c1, чаще всего встречаются в районе Уппсалы, столицы древнего шведского королевства. Город Уппсала является административным центром современной  провинции Уппланд. Кстати, Рослаген относится к этой же провинции. Мнение о том, что варяги русских летописей, главой которых был Рюрик, являлись выходцами из Швеции, высказывал еще в 1614 году шведский историк-любитель Петрей. Концепцию о приходе варягов из шведской провинции Roslagen (то есть земли русов) в развернутом виде представил Шлёцер. На Рослаген как место исхода русов-варягов  указывает Карамзин в своей «Истории…». 

Это оказалось не просто общее попадание в Скандинавию, но попадание именно в ту точку, которую многие историки указывали очень давно. Что называется, в десятку. Известный российский генетик Олег Балановский, проверивший выводы своих коллег, писал по этому поводу: «Таким образом, Рюриковичи действительно происходят от общего предка, жившего примерно в то же время, что и легендарный Рюрик… Если существовал скандинав Рюрик, пришедший тысячелетие назад на земли восточных славян и основавший там правящий княжеский род, то должна была бы наблюдаться точно такая же генетическая картина, какая наблюдается в действительности».

Поле битвы — чрево Ингигерды

Однако антинорманисты и тут не думали сдаваться. Когда стало понятно, что шведское происхождение оспорить невозможно (поначалу они пробовали приписать субклад Рюриковичей балтийским славянам или финнам), в ход пошла еще одна версия — о неверности жены Ярослава Мудрого, шведской принцессы Ингигерды.

Известно, что эта своенравная девица вначале была невестой норвежского конунга Олафа, к которому она благоволила, и только затем ее, помимо воли,  выдали замуж за Ярослава, киевского князя. Якобы она явилась на Русь уже с ребенком Олафа под сердцем — будущим князем Владимиром Ярославовичем. На это обстоятельство как будто намекают скандинавские саги. Даты, впрочем, не сильно бьются с этой версией. Ингигерда явилась на Русь в 1019 году, а Владимир родился уже в следующем — 1020. Однако это еще не все претензии антинорманистов к шведской принцессе. В 1028 году несостоявшийся ее жених, король Норвегии Олаф Толстый, был свергнут и бежал на Русь, в Новгород, где, по сведениям все тех же саг, Ингигерда «имела с ним тайную любовную связь», от которой у нее в 1030 году родился еще один сын — Всеволод, отец Владимира Мономаха.

Посему, как считают некоторые антинорманисты, шведский субклад Рюриковичей ничего не доказывает -все они через Всеволода и затем Мономаха могли быть потомками норвежского гостя. Дескать, они не Рюриковичи, а Олафовичи. Пикантности ситуации придает и тот еще факт, что Ингигерда, как и ее бывший жених, были посмертно объявлены святыми, почитаемыми православной церковью.

Впрочем, слабость этой версии для историков очевидна. Рюриковичи, прошедшие ДНК-исследование и имеющие шведский субклад, принадлежат не только к роду Всеволода, как тот же Владимир Мономах и все его потомки, но и к династиям, берущим начало от других сыновей Ярослава — Изяслава и Святослава, родившихся в 1024 и 1027 годах соответственно, когда Олаф безвылазно находился в Норвегии. Стало быть, Ингигерду просто оговорили, и это все сыновья великого киевского князя.

Сааремаа наносит смертельный удар

Еще одним потрясением для антинорманистов стало прошлогоднее исследование международной группой генетиков под руководством Ашота Маргаряна генофонда европейских викингов. Изучили более 400 образцов, в том числе и  людей, погребенных по скандинавскому обычаю на территории Руси, очевидно именуемых варягами в отечественных летописях.

Вот что об этом пишет популяризатор науки Надежда Маркина: «По историческим и археологическим данным известно, что викинги присутствовали как в Западной, так и в Восточной Европе, достигли причерноморских степей и Ближнего Востока. По-видимому, миграции на Запад совершали в основном норвежские и датские викинги, а миграции на Восток — шведские викинги, используя речные системы и сухопутные караванные пути. Шведские викинги (русь), как считается, участвовали в формировании древнерусского государства. Исторические и археологические данные получили генетическое подтверждение. Анализ показал, что миграции на Восток по большей части передавали шведский генетический компонент».

Действительно, из 28 восточноевропейских викингов из Старой Ладоги, Гнездово, Шестовиц, Пскова и Куреванихи (Вологодская область) 16 оказалось прирожденными скандинавами, причем большинство из них (10 человек) было из Швеции. А вот выходцев из балтийских славян среди викингов Руси не нашлось ни одного.

Более того, среди викингов с территории Швеции оказались носители того же самого субклада, что имеется у Рюриковичей. Но самым близким родственником русских аристократов оказался один из викингов, похороненных в ладье на эстонском острове Сааремаа. Генетическому Рюрику он приходился то ли дядей, то ли двоюродным братом, близость просто удивительная. Анализ изотопов показал, что погребенные там мореплаватели прибыли с северо-востока Швеции, все из того же района  около города Уппсала, от побережья, именуемого Рослаген (берег русов).

Что забыли шведы на Руси?

Высокая точность, с которой генетики определили происхождение летописных варягов-русь, помогает понять сами причины возникновения нашего государства, ибо отвечает на вопрос — что позабыли здесь викинги?  Помните, в школе на уроках истории нам рассказывали про путь из варяг в греки, который из Балтики шел на Волхов к Новгороду, оттуда к Смоленску и по Днепру до Киева, от которого уже рукой подать к Черному морю, где гуляй до самого Константинополя? Так вот — это не вся правда. На самом деле гораздо проще было из Скандинавии до Византии добраться по Рейну-Дунаю или по Висле-Днестру. Путь через Волхов и Днепр, напротив, был долог, труден и тернист, предполагал бесчисленные волоки по лесистым местам, преодоление жутких днепровских порогов, а в степной зоне грозил еще и стычками с кочевниками.

Но скандинавские викинги тогда не были едиными — они постоянно воевали друг с другом. Датчане не пускали своих соседей на Запад, в Британию и на Рейн. Норвежцы оккупировали Шотландские острова, Исландию и Гренландию. Южношведское племя гётов контролировало тогда побережье Польши и вход в Вислу. Жители острова Готланд владели землями Литвы и Латвии. Враждовавшим со всеми ними восточным шведам — свеям — оставался лишь путь на Восток — в Финляндию, Эстонию и на Русь. Здесь они искали обходные маршруты на юг, к грекам и арабам, с которыми можно было торговать, а при случае их и пограбить.

Русью стали называть тех свевских викингов-колонистов, которые держали в своих руках начала сразу двух важных торговых путей — из Балтики по Волхову и Днепру в страну греков, а также по Неве, Ладожскому озеру и верховьям Волги к булгарам, хазарам, после к богатым арабским городам на Каспии. Попытка одной династии — Рюриковичей — усидеть сразу на двух этих «стульях» привела к созданию огромного по территории, но странного по населению государства — в нем были объединены как славянские, так балтские и финские племена. Впрочем, и русь-скандинавы, и все их подданные скоро заговорили на одном языке: славянском. Но это уже другая история, ее я вам расскажу как-нибудь в иной раз.  

Материал подготовил Игорь Коломийцев

Почитание Рюрика | Национальный музей американской истории

Предыдущий

Следующий

>>

Применяются условия использования

Загрузки

Применяются условия использования

Загрузки

Местоположение
В настоящее время не просматривается
Имя объекта
медаль
Другие условия
медаль; памятный; Серия Почитание Рюрика
дата изготовления
нд
место изготовления
Россия
ассоциированное место
Россия
Физическое описание
серебро (общий материал)
Измерения
медаль: 7,9 см; х 3 1/8 дюйма
Идентификационный номер
НУ. 69.127.930
каталожный номер
69.127.930
регистрационный номер
286471
Кредитная линия
Уиллис Х. Дюпон
Посмотреть больше товаров в
Работа и промышленность: Национальная нумизматическая коллекция
Коллекция Великого Князя Георгия Михайловича
Источник данных
Национальный музей американской истории

Номинировать этот объект для фотографии.

Наша база данных коллекций находится в стадии разработки. Мы можем обновить эту запись на основе дальнейших исследований и обзоров. Узнайте больше о нашем подходе к публикации нашей коллекции в Интернете.

Если вы хотите узнать, как вы можете использовать контент на этой странице, ознакомьтесь с Условиями использования Смитсоновского института. Если вам нужно запросить изображение для публикации или другого использования, посетите страницу Права и репродукции.

Примечание. Отправка комментариев временно недоступна, пока мы работаем над улучшением сайта. Приносим извинения за прерывание. Если у вас есть вопрос, касающийся коллекций музея, сначала ознакомьтесь с часто задаваемыми вопросами о коллекциях. Если вам нужен личный ответ, воспользуйтесь нашей контактной страницей.

ИСТОРИЯ РОССИИ ОТ ОСНОВАНИЯ ИМПЕРИИ РЮРИКОМ ДО НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ составлена ​​из лучших источников и адаптирована для употребления в школах с картой Империи и копиусным введением, к которому приложены вопросы для экзамена де Преподобный Т.

Уиллкокс: Ярмарка в твердом переплете (1832 г.) 1-е издание

Скудный. ***Первое издание. Издано в 1832 г. С черно-белой картой России на фронтисписе. Двухстраничное предисловие, двухстраничное содержание, Таблица государей русских, Введение. *** Чистовая копия в полных кожаных бордовых бортах. Обратите внимание, что передняя панель отсоединена. Небольшой кусочек волшебной ленты прикрепляет лицевую сторону к титульному листу. Задний борт треснул, но все еще держится. Доски сильно потерты по краям и углам. Край заднего борта потерт. Никакого фоксинга. Внешний край складной карты помят, потерт и надрезан с небольшим износом внешних краев. ***180 мм х 114 мм. Складная карта, vii предварительные страницы плюс 543 страницы текста плюс одностраничные исправления, плюс четыре страницы пояснительных примечаний сзади. ***Содержание: Российская Империя: Гл. I: Границы протяженности и деления; Европейская Россия: Гл. II. Границы и протяженность Европейской России; Степи и горы; Глава. III. Реки, озера и каналы; Глава. IV. Климат, овощеводство и животные; Глава. В. VI. VII. VIII. Города и постройки с мостами, наводнениями и т. д. Азиатская Россия: Гл. IX. Границы, протяженность и подразделения Азиатской России; Лицо страны, Горы, Реки и Озера; Глава. X. Климат, овощеводство, животные, города и постройки; Общий, гражданский и политический взгляд на Российскую империю. Глава. XI. Население и его деление; Правительство, законы и религии; Глава. XII. язык, литература и образование; Искусство, производители, торговля и доходы; Глава. XIII. Армия и флот; Глава XIV. стиль одежды, образ жизни, манеры, обычаи и природный характер; Глава. XV. Развлечения и путешествия; Глава. XVI. Монеты, веса и меры. *** «Россия, включающая в себя большую часть Европы, все северные районы Азии и небольшую часть Америки, является самой обширной территорией, которая когда-либо была объединена под одним государством. ***Эта обширная империя ограничена на севере Замерзшим океаном; на юге Турцией, Черным морем, степями киргизских казаков и китайскими владениями; на востоке Тихим или Восточным океаном; а на западе шведской Лапландией, Ботническим заливом, Пруссией и Галицией. — *** — В Кремле находится Успенский собор, самый великолепный храм во всей Москве и самый священный здание в империи. Он был построен в 1479 году., на месте первоначального здания, и демонстрирует образец греко-итальянской архитектуры пятнадцатого века. Он украшен украшениями в самой любопытной и экстравагантной степени. На стенах нарисовано 249 полных изображений и 2066 полуростов и голов, многие из которых крупнее натуры. Говорят, что для его украшения было использовано 210 000 золотых листьев. С крыши свисает большая серебряная люстра, но говорят, что она значительно уступает той, что висела там раньше. В 1812 году французы соорудили печь в одном конце церкви, в которой они начали плавить все подсвечники и другие предметы из золота и серебра, которые они могли собрать; но, застигнутые врасплох звуком отступления, они принуждены были унести целыми многие вещи, которые казаки впоследствии нашли, на сумму 181/2 пуда (пуд равен тридцати шести фунтам английским). 1832 г.] золота и 320 пудов серебра.